Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Международно-правовое сотрудничество государств в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научную новизну работы определяют выбор темы диссертационного исследования, а также сформулированные в этой работе выводы, разработанные рекомендации и предложения по конкретным вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков. В частности, изложены предложения, которые касаются усовершенствования механизма международно-правового регулирования противодействия незаконному обороту НСиПВ… Читать ещё >

Содержание

  • ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ)
  • Глава I. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ как сфера международно-правового сотрудничества
    • 1. 1. Социально-правовая сущность борьбы с незаконным оборотом наркотиков
    • 1. 2. Принципы международного сотрудничества в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
    • 1. 3. Формы международно-правового и организационного взаимодействия в сфере противодействия незаконному обороту НСиПВ
    • 1. 4. Правовой статус специализированных международных организаций по борьбе с незаконным оборотом НСиПВ
  • Глава II. Система противодействия распространению НСиПВ в рамках Европейского Союза
    • 2. 1. Институционально-правовые основы сотрудничества стран Европейского Союза в сфере борьбы с незаконным оборотом НСиПВ
    • 2. 2. Место и роль Европола в борьбе с незаконным оборотом НСиПВ
    • 2. 3. Европейский центр наблюдения за наркотиками и наркоманией
  • ЕМСБПА): общая характеристика и особенности деятельности
  • Глава III. Сотрудничество Российской Федерации и государств СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
    • 3. 1. Концептуальные основы и направления сотрудничества России и государств-участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом НСиПВ
    • 3. 2. Пути повышения эффективности функционально-правового взаимодействия стран — членов СНГ в борьбе с незаконным оборотом НСиПВ

Международно-правовое сотрудничество государств в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Распространение наркотиков во всем мире и злоупотребление ими вышло за рамки традиционно социальной и криминальной проблемы, все более активно проникает в сферу международной политики. Проблема приобрела глобальный характер и наряду с охраной окружающей среды, а также синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД) сегодня вошла в число вопросов, которые вызывают наибольшую обеспокоенность мирового сообщества.

Злоупотребление наркотиками создает серьезную, постоянную угрозу жизни, здоровью и достоинству миллионов людей, способную разрушить генофонд наций, подорвать фундаментальные основы общества и государства, стать причиной отдельных техногенных аварий и катастроф, военных конфликтов. В последние десятилетия болезненная тяга к дурман-зелью привела к довольно быстрому распространению на всех континентах нашей планеты наркопреступности и подпольного наркобизнеса, который является одним из проявлений организованной преступности и несет в себе большую общественную угрозу.

По данным ООН, экономическое могущество и политическое влияние картелей наркобизнеса продолжает расти. По мере «глобализации» злоупотребления наркотиками расширяются международные связи наркобизнеса. Преступные организации контролируют наркотики на всех этапах — от выращивания и производства до хранения и распространения.

Традиционное международное право (jus gentium) признавало особую опасность для мирового сообщества определенных криминальных правонарушений и необходимость применения общих мер по их предупреждению и наказанию. Незаконное распространение наркотиков наряду с другими правонарушениями квалифицировалось как преступление международного характера, и государства брали на себя обязательства подвергнуть наказанию, или выдать лиц, которые совершили эти преступления, независимо от того, на территории какого государства было совершено преступление, против кого было направлено и гражданином какого государства был преступник.

Многочисленные аспекты правовой проблемы незаконного оборота наркотиков и борьбы с международной преступностью, вопросы сотрудничества государств в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера, деятельности международной институционной системы в указанной сфере, соотношение международного и национального права и прочие, исследовались в общетематических и специальных работах отечественных и зарубежных ученых.

Так, в частности, указанные вопросы освещались в научных работах ученыхправоведов бывшего Союза ССР — JI.H. Анисимова, C.B. Бородина, J1.H. Галенской, Э. Г. Ляхова, И. И. Карпеца, И. И. Лукашука, С. Ю. Марочкина, К. С. Родионова, В. И. Менжинского, А. Н. Талалаева, О. И. Тиунова, Г. И. Тункина и др. Важное значение для анализа и разработки названых правовых вопросов имеют исследования российских ученых Э. А. Бабаян, Е. В. Бардина, С. Б. Белогурова, A.B. Гаевского, Э. Г. Гасанова, Ю. С. Ромашева, К. В. Харабет, Е. П. Фирсова.

В последнее десятилетие находит свое признание международное уголовное право как новая отрасль международного публичного права. В соответствии с международным уголовным правом, незаконный оборот НСиПВ отнесен к отдельному виду международных преступлений — конвенционных преступлений. Это международное уголовное правонарушение имеет свой состав преступления (corpus delicti) и свои особенности, которые определяют объем, основные направления, формы международного сотрудничества в противодействии ему. Состав этого преступления изложен в международных конвенциях, вменяющих в обязанность государств-участников ввести соответствующие нормы в свое национальное уголовное право с целью надлежащего обеспечения юрисдикции.

В современных условиях основные мероприятия борьбы с незаконным оборотом наркотиков относятся к внутренней компетенции каждого отдельного государства. Однако использование только внутригосударственных мероприятий противодействия данному правонарушению не всегда является достаточным. Все большее значение в борьбе с указанным преступлением и ликвидации его социальных последствий приобретает сотрудничество государств. Необходимость такого взаимодействия была признана еще в начале XX столетия, и только после второй мировой войны сложились определенные направления и формы международного сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом НСиПВспецифическая деятельность государств и других участников международного сообщества в сфере предупреждения и борьбы с этим международным преступлением.

Масштабы, основные направления и формы международного сотрудничества определяются особенностями исследуемого международного преступления, а также национальной политикой государств, направленной на борьбу с ним.

Международное сотрудничество осуществляется на универсальном, региональном (субрегиональном) и двустороннем уровнях. В результате анализа соответствующей юридической литературы по теме исследования, автором выделены две основные формы международного сотрудничества: на основе международных соглашений и в рамках международных органов и организаций межгосударственного и неправительственного характера, а также определены основные направления такого сотрудничества: а) договорно-правовая координация борьбы против незаконного оборота наркотиков на основе международных соглашений, в которых определена общественная опасность определенных действий, необходимость применения согласованных мер в борьбе с этим международным преступлениемб) обеспечение неизбежности наказания за совершенное преступление и предоставление правовой помощи по уголовным делам, выдача преступниковв) предоставление профессионально-технической помощи государствам в борьбе с этим международным преступлениемг) обмен национальным, научным и практическим опытом, соответствующей информацией, проведение общих исследований и обсуждений исследуемой проблемы.

Международное взаимодействие государств в борьбе против незаконного оборота наркотиков — это важная составная международного сотрудничества в борьбе с преступностью в целом и часть международного сотрудничества в широком смысле этого слова. Оно является фундаментальной обязанностью государств, основанной на принципе сотрудничества государств, обязывающем осуществлять международное сотрудничество в рамках проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. Юридическое содержание данного принципа было раскрыто в Декларации о принципах международного права 1970 г.

Борьба против незаконного оборота НСиПВ, которая ведется сегодня на глобальном уровне, для многих стран мира является высочайшим приоритетом, стоящим в одном ряду с национальной обороной, экономическим развитием и демократией. Магистральный путь к устранению проблемы злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота лежит через углубление сотрудничества государств в рамках общей согласованной стратегии. Как при разработке стратегии, так и при реализации отдельных программ борьбы с этим социальным бедствием, важно руководствоваться комплексным подходом, исходя из взаимосвязи между изготовлением, сбытом и потреблением наркотиков, органически объединяя репрессивные мероприятия с профилактикой, социальной реабилитацией и лечением больных.

Необходимость сотрудничества государств обусловлена тем, что это преступление несет в себе угрозу не только для определенной страны, но и для мирового сообщества в целом. Формы наркопреступности постоянно совершенствуются, в противоправных целях используются различные системы международных коммуникаций, научные достижения и т. п.

Характерным для этого правонарушения является то, что незаконная торговля наркотиками, представляет собой сложное преступление не только по своим юридическими признакам, но и потому, что оно охватывает широкий круг социальных отношений между государствами. Кроме того, оно представляет вид профессиональной деятельности организованных преступных групп.

Проблема борьбы против незаконного оборота наркотиков весьма актуальная для Российской Федерации. На современном этапе развития российской государственности отрицательно сказывается влияние таких негативных факторов общества, как злоупотребление наркотиками и распространение наркопреступности.

Россия присоединилась ко всем основным многосторонним международным договорам относительно наркотических средств и психотропных веществ, борьбы с ними.

В 1990 г. в члены Международной организации уголовной полиции был принят СССР. Впоследствии его правопреемником стала Россия. Официально днем создания Национального центрального бюро Интерпола в России является 27 сентября 1990 года. С 1 января 1991 г. НЦБ Интерпола в России приступило к работе. За короткий промежуток времени НЦБ установило контакты с правоохранительными органами более чем 60 стран мираположительно решен вопрос о членстве России в Комиссии ООН по наркотикамроссийские делегации принимали участие в работе сессий этого директивного международного органа по вопросам контроля за наркотиками. В целом, нашим государством ведется кропотливая работа в указанной сфере, проводятся соответствующие мероприятия по противодействию незаконному обороту НСиПВ.

Анализ научных исследований по правовым аспектам борьбы с незаконным оборотом наркотиков свидетельствует о том, что уровень разработанности этой проблемы в областях уголовного и международного права не соответствует важности, злободневности и остроте этой проблемы. Не в полной мере изучены особенности развития наркотической ситуации в России, мероприятия противодействия незаконному обороту наркотиков, вопрос международного сотрудничества относительно противостояния этому социальному злу и т. п.

Таким образом, актуальность темы настоящего диссертационного исследования обусловлена важностью разработки международно-правовых аспектов сотрудничества мирового сообщества в борьбе с незаконным оборотом НСиПВ в целом, недостаточным уровнем исследования в отечественной науке международного права проблем наркопреступности, необходимостью выработки рекомендаций международно-правового характера, ориентированных на предупреждение данного вида преступления и наказания за него.

Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационного исследования является определение и комплексный анализ правового регулирования отношений субъектов международного права в сфере сотрудничества в борьбе против незаконного оборота НСиПВисследование актуальных правовых вопросов противодействия указанному международному преступлениюоценка возможностей использования международного опыта для усовершенствования внутреннего законодательства и национальной стратегии Российской Федерацииформирование на основе проведенного анализа предложений по усовершенствованию методов и способов международного сотрудничества по борьбе с незаконным оборотом НСиПВ.

В соответствии с обозначенными целями, в диссертации сосредоточено внимание на выполнении таких основных задач: исследование механизма международно-правового регулирования противодействия незаконному обороту НСиПВанализ отдельных положений основных конвенций относительно международного контроля над наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом;

— оценка влияния международно-правовых документов на состояние борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

— изучение механизма взаимодействия и роли международной институционной системы в борьбе с указанным международным преступлением;

— определение и исследование существующих и возможных правовых форм международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиковразработка рекомендаций и предложений по усовершенствованию действующего законодательства, регулирующего международное сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом НСиПВ;

— разработка предложений повышения эффективности функционально-правового взаимодействия государств в борьбе с незаконным оборотом НСиПВ.

Объектом диссертационного исследования являются международные правоотношения в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, опыт мирового сообщества по противодействию указанному международному преступлению.

Предметом диссертационного исследования являются двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения, акты международных организаций, которые регламентируют сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также внутреннее законодательство стран в указанной сфере.

Методологическую основу диссертационного исследования составили общепризнанные методы научного исследования. Главным в этой системе является общенаучный, диалектический метод познания, который предоставил возможность исследовать проблему в единстве ее социального содержания и юридической формы, осуществить системный анализ правовых аспектов в исследуемой области. Для достижения научной объективности результатов диссертантом использовался весь комплекс общенаучных и специальных исследовательских приемов, которые находят широкое применение в современной науке международного права.

В работе использован формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой и исторический метод. Выводы и предложения построены на требованиях формальной логики с учетом определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности силлогизмов в границах понятийного аппарата правовой науки.

Научная новизна исследования. Настоящая диссертация является первым в Российской Федерации исследованием международно-правовых аспектов сотрудничества мирового сообщества в борьбе против незаконного оборота НСиПВ. В работе проведен комплексный анализ механизма международно-правового регулирования сотрудничества в сфере противодействия и борьбы с незаконным оборотом НСиПВ, включая, Конвенции ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также определены современные тенденции развития международного сотрудничества в этой области.

Научную новизну работы определяют выбор темы диссертационного исследования, а также сформулированные в этой работе выводы, разработанные рекомендации и предложения по конкретным вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков. В частности, изложены предложения, которые касаются усовершенствования механизма международно-правового регулирования противодействия незаконному обороту НСиПВ, который является важным фактором успешного развития сотрудничества мирового сообщества в упомянутой сфере. Показано, что правовой основой взаимодействия в сфере борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом являются международные договоры и национальное законодательство. На основании анализа отдельных положений основных конвенций относительно международного контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами и борьбы с их незаконным оборотом приведены соображения, касающиеся установления соответствующего правового режима наркотиков, который предоставит возможность законно преследовать правонарушителей. Отмечено, что с распадом СССР значительно усложнилась наркотическая ситуация в суверенной России и возникла насущная необходимость проведения кардинальных мероприятий в борьбе против злоупотребления наркотиками как на национальном уровне, так и в рамках общих усилий мирового сообщества.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Основную роль в борьбе против незаконного оборота НСиПВ играет международная институционная система, определяющая специфику и дальнейшее развитие международно-правового регулирования сотрудничества мирового сообщества в противодействии указанному международному преступлению.

2. В основе классификации основных участников институционной системы лежат критерии эффективности и действенности. В соответствии с данными критериями институционная система выглядит следующим образом:

— международные организации и международные специализированные органы;

— специализированные международные региональные организации и органы;

— государственные органы и организации.

3. Критериями оценки эффективности противодействия незаконному обороту НСиПВ является: нормотворческая деятельность субъектов международного права, усовершенствование механизма международно-правового регулирования исследуемой сферы, системный подход в деятельности по практической реализации конкретных правовых мер.

4. Для усовершенствования национальных программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, усиления роли координирующих структур государств, дальнейшего совершенствования национального законодательства, повышения эффективности международного сотрудничества в исследуемой области, РФ самостоятельно и совместно с партнерами по сотрудничеству в рамках Комиссии ООН по наркотикам, Группы Помпиду Совета Европы, иных региональных структур необходимо провести следующие мероприятия:

— усовершенствовать законодательную базу в сфере противодействия незаконному обороту НСиПВ;

— разработать Универсальное международное соглашение (Конвенцию) «О мерах борьбы и противодействия незаконному обороту НСиПВ»;

— усовершенствовать уголовное законодательство в направлении усиления уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие наркопреступления, в том числе должностных лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, и ее большей дифференциации;

— принять меры к выработке единого подхода правоохранительных органов к решению существующих проблем правоприменительной практики по делам о преступлениях, связанных с наркотиками;

— создать правовую базу для введения института «мнимого соучастия», позволяющего раскрывать сеть наркоторговцев;

— законодательно обеспечить программы эффективной защиты свидетелей;

— законодательно урегулировать недобровольное лечение больных наркоманией или токсикоманией без их согласия или согласия их законных представителей;

— разработать межгосударственную систему мониторинга наркотической ситуации;

— разработать межгосударственную систему мониторинга и контроля над перемещением прекурсоров, используемых для незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ;

— разработать систему информационно-образовательной работы среди населения государств-участников СНГ по антинаркотической пропаганде и пропаганде здорового образа жизни;

— разработать систему мер по раннему выявлению лиц, находящихся в «группе риска» и злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими веществами, и привлечению их в программы медико-психологической и наркологической помощи;

— разработать комплекс мер, направленных на изменение массового паттерна и структуры потребления наркотических средств и психотропных веществ, на уменьшение распространенности наиболее опасных форм, приемов и условий их потребления, раннего выявления употребления детьми наркотиков;

— разработать комплекс межгосударственных мер, направленных на развитие и интенсификацию научных исследований в области профилактики наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, лечения и реабилитации больных наркоманией;

— разработать и реализовать комплекс мер, направленных на предупреждение, пресечение и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков на уровне государств-участников СНГ;

— разработать и реализовать комплекс мер, направленных на пресечение каналов контрабандного наркотрафика, усиление таможенного контроля и материально-техническое укрепление границ государств-участников СНГ;

— разработать систему мер, направленную на выявление и единое картирование территорий государств-участников СНГ, засоренных дикорастущими наркотикосодержащими растениями, и уничтожение таких растений.

Теоретическое значение диссертации заключается в том, что она является весомым комплексным исследованием проблем правового регулирования международного сотрудничества в сфере борьбы против незаконного оборота НСиПВ как с точки зрения общепризнанных принципов и норм международного права, общей практики взаимодействия мирового сообщества по противодействию указанному международному преступлению, так и учитывая определение места и роли Российской Федерации в этой борьбе.

Практическая значимость полученных результатов. Материалы этого исследования разрешают более детально и объективно оценить ситуацию, которая сложилась в сфере борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом в мире и в нашем государстве, определить эффективность правовых мероприятий и деятельности мирового сообщества в рамках основных форм и направлений международного сотрудничества в указанной сфере, а также обосновать необходимость осуществления решительных мер в нашем государстве по противодействию наркопреступности, особенно ее организованных форм.

Положения и выводы, которые изложены в диссертации, могут быть использованы соответствующими государственными учреждениями и ведомствами, общественными организациями, которые занимаются вопросами противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, а также для дальнейших научных исследований. К возможным сферам применения диссертационных положений можно отнести: научно-исследовательскую (в вопросе исследования явления незаконного оборота наркотиков как преступления международного характера и механизма международного сотрудничества в борьбе с этим социальным злом), правотворческую (в юридическом обеспечении процесса формирования правового государства), правоприменительную (в процессе деятельности соответствующих правоохранительных органов Российской Федерации и российского внешнеполитического ведомства), научно-образовательную (в процессе преподавания курса «Международное право» (разделы: международное уголовное право, право международных организаций и т. п.), при подготовке юристов, работников правоохранительных органов, которые занимаются практической работой в этой сфере и информационно-аналитическую (в работе учреждений, имеющих отношение к международному контролю над наркотиками и осуществляющих координационные мероприятия в государстве по проблеме борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом).

Апробация результатов диссертации.

Диссертация была выполнена и обсуждалась на кафедре международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов. Материал диссертационного исследования был использован в ходе учебных занятий по международному публичному праву на факультете гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов.

Ряд выводов и предложений излагался автором в научных докладах на кафедре международного права и кафедре теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов и нашел отражение в статьях.

Публикации. Основные положения диссертации были изложены:

Правовое сотрудничество стран СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков"//Вестник РУДН, серия юридические науки, № 1,2002, с.5−11 (0,4п. л);

Международно-правовое сотрудничество в противодействии отмыванию преступно полученных доходов"//Вестник РУДН, серия юридические науки, № 2, 2002, с.94−101(0,5 п.л.).

Международно-правовые основы и принципы сотрудничества государств в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ"// Вестник РУДН, серия международные отношения,№ 1(4), 2004, с.72−81(0,6п.л.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем работы — 154 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из острейших и наиболее актуальных проблем, касающихся борьбы с преступностью является проблема противодействия незаконному обороту наркотиков. Цивилизованное человечество давно пытается найти наиболее эффективные методы противодействия незаконному обороту наркотических средств: социальные, политические, медицинские, правовые.

Местами сосредоточения наркомании считаются государства Ближнего и Среднего Востока, Азии. По данным ООН на долю Таиланда, Бирмы и Лаоса приходится две трети сырья опиума. На страны Латинской Америки также попадает немалая доля распространения наркотического сырья. С конца 1980;х годов рост данного вида преступлений отмечен и на территории бывшего СССР, в том числе и в Российской Федерации.

Борьба со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом невозможна без применения широкого комплекса мероприятий правового характера, что обусловило возникновение, развитие и функционирование системы международного контроля над наркотиками. В основу этой системы положены определенные международно-правовые нормы. Мировое сообщество требует надежной защиты от этого социального бедствия и международного преступления. Развитие правовых норм и усовершенствование международного сотрудничества в указанной сфере должно оказывать содействие в борьбе с незаконным распространением НСиПВ.

В проведенном диссертационном исследовании были рассмотрены актуальные вопросы международного сотрудничества в борьбе против незаконного оборота НСиПВ. В результате диссертационного исследования автор пришел к следующим выводам:

— борьбу с незаконным наркооборотом на национальном уровне государства I осуществляют, устанавливая: уголовно-правовые меры, меры административно-правового принуждения и меры медицинского характера;

— в межгосударственном сотрудничестве используются два правовых механизма: а) договорно-правовой, или конвенционный механизм (предусматривающий заключение специальных договоров, регулирующих отношения в данной области) — б) институционный механизм (включающий в себя сотрудничество в рамках международных органов и организаций);

— первым международным договором в области борьбы с незаконным наркооборотом стала Гаагская конвенция (1912 г.), установившая, что производство, продажа и использование наркотиков должно ограничиваться законом и производиться исключительно в медицинских целях. В последующие годы были приняты еще девять международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Одним из важнейших актов является Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами (1936г.);

— для унификации международных договоров (за исключением Конвенции 1936 г.) в 1961 году принимается Единая конвенция о наркотических средствах. В целях правового регулирования борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ в 1971 принимается Конвенция о психотропных веществах. Данные конвенции накладывают на государства обязательства устанавливать наказание в виде лишения свободы за все серьезные и умышленные незаконные операции с наркотическими средствами и психотропными веществами;

— в 1988 году в рамках ООН принята Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, развивающая положения конвенций 1961 и 1971 годовинституционный механизм международно-правового сотрудничества предусматривает создание специальных органов, способствующих выработке законодательных рекомендаций и совместных программ в области борьбы с распространением и незаконной торговлей наркотическим средствами и психотропными веществами. Так, при ООН действует Комиссия по наркотическим средствам, определяющая политику международного сообщества в области контроля над наркотиками, Отдел по наркотическим средствам (Вена),.

Международный совет по контролю за наркотическими средствами, Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотическими средствами и т. д. В рамках межгосударственного сотрудничества стран СНГ разработан ряд модельных нормативно-правовых актов, содержащих рекомендации по совершенствованию национального законодательства (в частности, модельный Уголовный кодекс). Положения данных актов могут использоваться как в правотворческом процессе, так и в правоохранительной деятельности.);

— усовершенствование механизма международно-правового регулирования по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ является важным фактором успешного развития сотрудничества мирового сообщества в указанной сфере. Международный контроль, неотъемлемая составляющая механизма международно-правового регулирования, должен рассматриваться как ключевой элемент в этой борьбе;

— правовой основой взаимодействия в указанной сфере являются международные договоры и национальное законодательство. Международно-правовые нормы, изложенные в основных международных договорах и соглашениях о наркотиках, акты соответствующих международных органов и организаций, а также правовые нормы национального законодательства следует отнести к основным устоям международного сотрудничества мирового сообщества в указанной сфере и считать важнейшей гарантией для преодоления этого социального бедствия человечества и международного преступления;

— основные усилия в этом направлении необходимо сосредоточить на решении следующих приоритетных задач:

• продолжение практики заключения многосторонних и двусторонних договоров и соглашений с другими государствами в области контроля над I наркотиками и борьбы с распространением наркомании;

• расширение сотрудничества с международными региональными организациями, занимающимися борьбой со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, в том числе с Европейским союзом;

• укрепление сотрудничества в рамках Программы ООН по международному контролю над наркотиками;

• дальнейшее расширение сотрудничества с различными странами (США, Италией, Германией, Англией, Швейцарией) по вопросам выявления и пресечения фактов «отмывания» наркодоходов;

• поддержание на постоянной основе контактов с правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотиков;

• расширение института офицеров связи по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков в иностранных государствах — крупных производителях и распространителях наркотиков, прежде ' всего, Центрально-Азиатского региона, Латинской Америки и Прибалтики, а также в государствах — участниках СНГ и при Генеральном секретариате Интерпола. система международно-правовых норм противодействия незаконному обороту НСиПВ и злоупотребления ими, по мнению диссертанта, должна носить многоотраслевой характер, трансформируясь в национальное право и испытывая на себе влияние отдельных внутригосударственных нормативно-правовых актов, решений национальных судов, доктрины признанных юристов-международников в указанной сферепрактика применения отдельных положений основных конвенций, регламентирующих международный контроля над наркотиками и вопросы борьбы с их незаконным оборотом, определяет правовой режим НСиПВ, дает право законно преследовать правонарушителей и осуществлять определенные мероприятия в области уголовного судопроизводства, которое оказывает содействие укреплению сотрудничества мирового сообщества в рамках общесогласованной стратегии. Основополагающую роль в мероприятиях противодействия этому международному преступлению играет Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;

— международная институционная система противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту является важным фактором общего сотрудничества, существенно влияющим на его эффективность. Вклад международной институционной системы в сотрудничество по борьбе с незаконным оборотом наркотиков будет постоянно возрастать, заметно усилится роль международных организаций (например, Интерпола и Европола);

— анализ и учет современных интеграционных тенденций свидетельствует о том, что все большее значение в сфере борьбы с международными транснациональными преступлениями будут приобретать региональные организации, которые станут основным местом сотрудничества в борьбе против незаконного оборота НСиПВ;

— правовые аспекты проблемы повышения эффективности днятнльности международных органов и организаций по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту могут быть успешно решены при применении определенных подходов, которые изложены автором в этом исследовании, и путем повышения уровня координации взаимодействия универсального и регионального уровней международного сотрудничества.

Безусловно, в этой диссертационной работе автор не претендует на исчерпывающее и всестороннее исследование всех правовых аспектов такого явления, как незаконный оборот НСиПВ, и не менее сложного международного преступления, которое требует применения значительных усилий для его предупреждения, изобличения и обезвреживания, а также постоянного усовершенствования международно-правовых норм и развития международного сотрудничества в указанной сфере. Отдельные правовые вопросы сознательно не рассматривались во время исследования, поскольку они, по убеждению автора, носят самостоятельный характер, хотя имеют отношение к теме исследования. К таким правовым вопросам можно отнести экстрадицию — выдачу преступников, которая положила начало международному уголовному праву, актуальные вопросы предупреждения наркопреступности и обращение с правонарушителями.

В настоящем диссертационном исследовании было рассмотрено развитие международно-правовых норм и принципов относительно международного контроля наркотиков и борьбы против их незаконного оборота в хронологическом порядке.

По нашему мнению, изложенные итоги и принципиальные, основные положения этого диссертационного исследования могут оказать положительное воздействие на формирование конвенционных и институциональных механизмов сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и I психотропных веществ.

Очевидно, что борьба с указанным международным преступлением, транснациональной преступностью в целом, которая наносит существенный ущерб делу мира, мирного сотрудничества государств, — дело всех, кто уважает мир, демократию и социальный прогресс.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные документы и решения международных организаций
  2. Договор о Конституции ЕС от 29 октября 2004 г. // http://constitution.garant.ru.
  3. Доклад Генерального секретаря ООН на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН о подготовке к специальной сессии Генеральной Ассамблеи по вопросам международного контроля над наркотиками и ее возможные результаты // Издание ООН. Нью-Йорк, 1996. — А/51/469/.
  4. Доклад Девятого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Издание ООН. Вена, 1995.- A/Conf. 169/16.
  5. Доклад Директора-исполнителя ЮНДКП // Экономический и Социальный Совет. док. ООН.- E/INCB/1995/2
  6. Доклад Директора-исполнителя ЮНДКП о вопросах существа, которые должны быть рассмотрены Генеральной Ассамблеей на ее специальной сессии // Издание ООН. Вена, 1997, 26 февраля. — E/CN.7/1997/PC.
  7. Доклад Комитета по предупреждению преступности и борьбы с ней о его четвертой сессии (21 июня-2 июля 1976 г.).- док. ООН.- E/CN.5/536.- прилож. IV.
  8. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1993 год // Издание ООН. Вена, 1993. — E/INCB/1993/1.
  9. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1996 год // Издание ООН. Нью-Йорк, 1997. — Il.97.XL3.
  10. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1991 год. -Издание ООН. Нью-Йорк, 1991.
  11. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1995 год // Издание ООН. Вена, 1995. — Е/ШСВ/1995/1.I
  12. Доклад о деятельности Программы ООН по международному контролю над наркотиками // Издание ООН. Е/С1*.7/1995/2.
  13. Доклад Подкомитета АКК по контролю над наркотиками // Издание ООН. -док. АСС/1994/9.
  14. Доклад Секретариата ЮНДКП «Содействие координации и сотрудничеству на международном и региональном уровнях». док. ООН. — Е/СМ.7/1992/4, — С. 3.
  15. Доклад Шестого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Изд. ООН.- Каракас, 1980.- А/Соп?87/8,-^пе 1980, — Р. 34.
  16. Доклад Шестого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Изд. ООН. Каракас, 1980.-А/Соп?87/14/геу.1
  17. Документы Лиги Наций О.С.1 (I).- Женева, 1923, 23 апреля. С. 22−23.
  18. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года // Издание ООН. -Нью-Йорк, 1977. док. № 11.77.Х1.3.
  19. Ежегодный доклад МККН: Справочная записка № 2 от 4 марта 1997 г. С. 2.20.3аконодательство Европейских стран по вопросам, связанным с наркоманией.-Рим, 1992.-С. 26.
  20. Записка Секретариата ЮНДКП. Рассмотрение тем рабочими группами. Приложение // Изд. ООН. Вена, 1997. — Е/СК7/4/АсИ.4.
  21. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам // Минск, 1993.- С. 20−28.
  22. Конвенция о психотропных веществах 1971 года // Издание ООН. Нью-Йорк, 1978. — док. № 11.78.Х1.3.
  23. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, 1988 г.// Издание ООН. Нью-Йорк, 1991.- Я.91.Х1.6.
  24. ООН, Экономический и Социальный Совет, Комиссия по наркотическим средствам, 38-я сессия. Вена, 1995.- док. Е/СКГ.7/1995/15.
  25. ООН, Экономический и Социальный Совет, Комиссия по наркотическим средствам. Вена, 1993.- док. ООН. — Е/СЫ.7/1993/12.-С.72−73.
  26. Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на второй части первой сессии с 23 октября по 15 декабря 1946 г. Ныо-Иорк, 1947.- С. 73.
  27. Резолюции, принятые Экономическим и Социальным Советом на седьмой сессии с 19 июля по 29 августа 1948 г. Женева, 1948.- С. 31−32.
  28. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XIV.- М., 1957.- С. 350 354.
  29. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XXIII. М., 1970. — С. 105 — 134.
  30. Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Выпуск 1. Мн., 1998. С. 140.
  31. Устав Организации Объединенных Наций // Издание ООН. Нью-Йорк, 1948 г.- С. 42 43.
  32. Commission des stupefiants. Rapport au Conseil economigue et social sur latroisieme session de la Commission, du 2 mai du 22 mai 1948.- NU, Newi
  33. York, 1948.-(E/799).- P.20−24.
  34. И.И. Международное право. Особенная часть. Глава XV.- М.: Издательство БЕК, 1997. С. 238 — 269.
  35. И.И. Структура и формы международных договоров. Саратов, 1980.- С. 86.
  36. И. А. К вопросу о правосубъектности международных неправительственных организаций // Международное право в современном мире. М., 1991.-С.165 — 166.
  37. С.Ю. Проблемы обеспечения реализации норм международного права // СЕМП., 1987. М., 1988. — С. 67.
  38. Международное право (ответв. редактор Кожевников Ф.И.) — Москва, 1987.- С. 143.
  39. Международное право (ответственный редактор Г. И. Тункин).- Москва, 1979.-С.422.
  40. Международные отношения на Дальнем Востоке (1840−1949 гг.).- 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1956.- С. 22.
  41. Основы права Европейского Союза / под ред. проф. Кашкина С. Ю. М.: Белые альвы, 1997. С. 29.
  42. Право Европейского Союза: документы и комментарии / под ред. проф. Кашкина С. Ю. М.: Терра, 1999. С. 11 12.
  43. Е.А. Право международных организаций. М., 1986. — С. 101−102.1. Монографии
  44. Т.И. Интернет и профилактика наркотических проблем / Обществ. Фонд «Выбор», Информ. Центр по пробл. алкоголя и наркотиков, Междунар. Независимая Ассоц. Трезвости. 2-е изд., пересмотр, и доп. — Б. г.: Б. и., 2000. -36 с.
  45. Л.Н. Наркотики: правовой режим // Издательство Ленинград, унив-та, 1974.- 143 с.
  46. С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. 2-е изд., испр. и перераб. — СПб.: Невский Диалект, 2000. — 239 с.
  47. Г. М. Правовые вопросы принудительных мер медицинского характера, применяемых к алкоголикам: Автореф. дис. канд. юрид. наук.- Свердловск, 1979.- С. 34.
  48. C.B., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983.- 200 с.
  49. Г. Е. Международный контроль над производством и распределением наркотических средств: Дис. канд. юрид. наук.- К., 1967.- 271 с.
  50. Версаль. Итоги империалистической войны. Серия мирных договоров. Под редакцией проф. Ю. В. Ключникова и А.Сабанина. М., 1925.- С. 114.
  51. Война с наркоманией: пока без победителей. М., Республика, 1992.- С. 335.
  52. Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972.- С. 69.
  53. Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: Междунар. и сравнительно-правовой аспекты. 3-е изд., стер. — М.: Учеб.-консультац. центр «ЮрИнфоР», 2000. — 206 с.
  54. Э.Г. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями, связанными с наркотиками: (Антинаркотизм). Одесса: Astroprint, 1998.-397 с.
  55. Европейский Союз: факты и комментарии, вып. 3(8) январь-март 1997 г. под ред. Борко Ю. А. Москва, ИЕ РАН, АЕВИС, С. 11, 13.
  56. Г. К. Устав ООН инструмент мира. М., 1986.
  57. О.Г. Международные организации: принятие решений. М., 989. — С. 72 — 107.
  58. Г. В. Универсальность и эффективность международного права как взаимодействующие категории // Вопросы универс. и эффективности междунар. права. Свердловск, 1981. — 247 с.
  59. В.В., Сапега С. А. Эпидемия наркомании в мире: пути выхода из кризиса // Материалы международной научно-практической конференции «Борьба с наркобизнесом: проблемы и пути их решения»: ОЮИ НУВД, 17−18 октября 2002 г.-С. 187−188.
  60. .Ф. Незаконный оборот наркотиков, как социально-психологическая угроза национальной безопасности Российской Федерации //Национальная безопасность: информационная составляющая /Под общ. ред. В. В. Еременко. М.: МОСУ, 2000. С. 216.
  61. К.А. Уголовно-правовые меры борьбы с распостранением наркомании: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1972.- С. 9.
  62. Т.М., Прохоров JI.A., Прохорова M.JI. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков (криминологические и уголовно-правовые аспекты). Саратов, 1999. С. 13.
  63. О.В. Уголовно-правовые меры борьбы с наркоманией в СССР: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1978.- С. 5.
  64. Э.С. Проблемы деятельности международных организаций на рубеже XX и XXI столетий // Международное право в современном мире. М., 1991.- С. 135 — 146.
  65. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века / Под ред. проф. А. И. Гурова. М., 2000. С. 33.
  66. Д.Б. Наука международного права в России в конце XIX и начале XX века.(Общие вопросы теории международного права).- М., 1982. С. 134.
  67. Ю.П. Кризисные явления в здравоохранении и теориях капиталистических стран. М., 1964.
  68. В.Т., Колесникова Э. А. Наркотизм как социальная проблема / Санкт-Петербург, гос. ун-т, НИИ ин-т комплекс, соц. исслед. СПб., 2001. -196 с.
  69. И. Н. Предупреждение наркотизма как способ предупреждения преступности // Проблема предупреждения наркомании в современном обществе. М., 1996. — С. 14 — 22.
  70. М.В. К проблеме легализации наркотиков. — В кн.: Наркомания как форма девиантного поведения. М., 1997. С. 34.
  71. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учеб. пособ. / Под ред. А. Н. Сергеева. М.: ГУБНОН СКМ МВД России, Московский университет МВД России, Изд-во «Щит-М», 2002.-Ч. 2-С. 130.
  72. Е.С. Международно-правовые вопросы экономического и социального сотрудничества государств (по материалам Лиги Наций).- В сб.: Вопросы международного права. М., 1963.- С. 182.
  73. ., Эдмондсон К., Хан И., Самсон Р.Дж. Руководство по контролю над наркотическими средствами и психотропными веществами. В контексте международных договоров ВОЗ. Женева, 1987. — С. 181.
  74. А. Л. Криминологическая характеристика мировой индустрии наркобизнеса. /Международный опыт и проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Сибири и на Дальнем Востоке. Материалы международной конференции, Иркутск, 2001. С. 28.
  75. К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.- 224 с.
  76. К.С. Интерпол: миф и действительность. М., 1982.- 160 с.
  77. А.Н. Империализм и ухудшение здоровья трудящихся. М., 1959.- С. 207−225.
  78. Тенденции в области преступности и функционирование уголовного правосудия на региональном и межрегиональном уровня // Издание ООН. -Нью-Йорк, 1993.- С. 63 66.
  79. О.И. Принцип соблюдения договоров в международном праве. Учеб. пособие по спец. курсу. Пермь: Перм. ГУ, 1976. — С. 3.
  80. Г. И. Механизм безопасного мира // Правда. 1988, 18 июня.
  81. К. В. К вопросу о причинах наркотизма в России и мотивах первичного употребления наркотиков // Проблема предупреждения наркомании в современном обществе. М., 1996. — С. 5 — 10.
  82. А.О. Европейский Союз: новый этап интеграции (политико-правовые аспекты) / Общество, политика, наука: новые перспективы. М.: 2000. С. 412.
  83. А.Е. Опыт борьбы с организованной преступностью в США. Омск. 1998. С. 27.
  84. Экономические и социальные последствия злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота: промежуточный доклад // ООН, ЭКОСОС, Комиссия по наркотическим средствам, 38-я сессия. Вена, 1995. — E/CN.7/1995/3. — С. 9.
  85. M.JT. Через укрепление ООН к демократизации и упрочнению международного правопорядка // Международное право в современном мире. -М., 1991.-С. 131−132.1. Словари и справочники
  86. Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты: Справочник / Авторы-сост. И.Н.Кузнецов- С. К. Купрейчик. Минск: Новое знание, 2001. -С.399.
  87. League ofNations Treaty Series, 1926−1927.- vol.51.- P.337−347.
  88. League ofNations Treaty Series, 1939.- vol.198, — P.229−323.
  89. League ofNations Treaty Series, 1922.- vol.8, — P.188−235.1. Журналы
  90. JI.H. Имплементация норм международного права в национальное законодательство // Международное право в современном мире. -Москва, 1991.- С. 117,118.
  91. JI.H., Галенская JI.H. Венская конвенция 1971 г. о психотропных веществах // Правоведение. 1971.- № 6.- С. 61−66.
  92. С. С. Международный опыт борьбы с наркотизмом// Преступность: стратегия борьбы. М., 1997. С. 35.
  93. Борьба с наркотиками в Китае. Пекин (КНР): Пресс-Канцелярия Госсовета: Синьсин., 2000. — 37 с.
  94. В. Конференция ООН по выработке единой конвенции о наркотических средствах // Советский ежегодник международного права, 1962.-М., 1963.-С. 280−282.
  95. Г. Е. Международный контроль над наркотиками // Советское государство и право. 1967.- № 10.
  96. Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Издание ООН.- Нью-Йорк, 1990.- A/Conf.l44/28/rev.
  97. М.Н. Наркотизм, преступность и уголовный закон // Право и жизнь.- М., 1924.- № 3−4.- С. 44−45.
  98. Г. Необходимость координации борьбы с организованной преступностью в государствах участниках СНГ // Беларусь в мире. 1999. № 2. С. 15.
  99. А. М. Наркобизнес и организованная преступность// Наркотизм и организованная преступность (материалы «круглого стола» научно-практической конференции). Смоленск, 1999. С. 17−19.
  100. P.E. Контроль над наркотиками: политика и практика международной организации уголовной полиции // ООН, «Бюллетень по наркотическим средствам «, 1992, — т. 44.- № 1.
  101. JI.E., Мацкевич М. Г. Слепое противостояние наркотикам неэффективно // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. — Т. 5.- № 4. С. 100.
  102. Международная жизнь. 1970.- № 12.- С. 140−144.
  103. Международный обзор уголовной политики. 1976.- № 32.
  104. Международный обзор уголовной политики. 1978.- № 34.
  105. Мей Г. Л. Эволюция международного контроля наркотических средств // ООН, «Бюллетень по наркотическим средствам». 1950.- т. 11. — № 1.- С. 1 — 15.
  106. H.A. Группа по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблениями наркотиками и незаконным оборотом наркотиков Европейского совета (Группа Помпиду) // ООН, «Бюллетень по наркотическим средствам». 1987.- т. 39.- № 1.- С.28−36.
  107. ООН, «Бюллетень по наркотическим средствам». 1966.- т. XVIII.- № 1.- С. 3−4.
  108. Ю., Скотников Л., Змеевский А. Примат права в политике // Международная жизнь. 1989.- № 4.- С. 63.
  109. Синтетические наркотики и международные мероприятия // ООН, «Бюллетень по наркотическим средствам». 1950.- т. II. — № 2.- С. 4.
  110. Сколько у нас наркоманов? // Известия. 1990.- 29 августа.
  111. В.Н. Некоторые вопросы предупреждения наркотизма // Проблемы борьбы с преступностью. Иркутск, 1970.- Вып. 1. — С. 57.
  112. Совершенствование борьбы с незаконным оборотом наркотических средств: международный опыт и опыт России Науч.-практ. конф. 20 дек. 1995 г. в Москве в Академии МВД России. // Государство и право. — 2001. № 5. — С. 134−135.
  113. Р.Н. и Чопра И.Ч. Квазимедицинское употребление опия в Индии и его последствия // ООН, «Бюллетень по наркотическим средствам», 1955.- том VI.- № 3 4 — С. 3.
  114. Экспорт мафии // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. № 1. 1992. С. 8−9.
  115. Greeggy R.W. The United Nations and the opium problem. «International and Comparative Law Quarterly», 1964.- vol. 13, — P. 96−115.
  116. Herbert L. May, la Convention unigue sur les stupefiants commentaries et possibilites. NU, «Bulletin des stupefiants».- 1955.- vol.VII.- № 1.- P. 1−3.
  117. Jakowitz M.L. Evolution of the drug laws of the United States, 1906−1964.-«Food, Drug, Cosmetics Law Journal», 1964.- vol.19.- P.296−304.
  118. Kohli D.N. The Story on narcotics control in India (opium).- UN, «Bulletin on Narcotics», 1966.- vol.XVIII.- N 3.- P.3−12.
  119. Provisional list of participants. First session Commission on Narcotic Drugs.-Vienna, 26−27 March 1997.- Issue one.
  120. The international control on narcotic drugs.- UN Information Service.- 1959.-Dec.
  121. The Paris Protocol of 1948.- UN, «Bulletin on Narcotics».-1956.- vol. VIII.- N 1.-P.l-10.
  122. United Nations Opium Conference: Protocol and Final Act of 23 june 1953.- UN, «Bulletin on Narcotics».- 1953.- vol V.- № 3.- P. 54−59.
Заполнить форму текущей работой