Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка клинико-организационных мероприятий по совершенствованию оказания терапевтической стоматологической помощи в негосударственных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. На современном уровне подробно изучено состояние лечебной работы и обращаемость пациентов в платный сектор стоматологии. Проанализированы факторы, влияющие на обращаемость. Дана подробная клинико-экспертная оценка работы врачей. Впервые на основе многопланового анализа оценена эффективность внедрения компьютерных технологий в деятельность ЛПУпроведено комплексное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОКАЗАНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • РЕЗУЛЬТА ТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ГЛАВА 3. КЛИНИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
    • 3. 1. Анализ обращаемости пациентов за терапевтической стоматологической помощью в негосударственный сектор здравоохранения
    • 3. 2. Анализ врачебного состава негосударственных стоматологических организаций
    • 3. 3. Оценка качества работы врачей
  • ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА С ВНЕДРЕНИЕМ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
    • 4. 1. Анализ затрат рабочего времени разных звеньев клинического и административного персонала стоматологических ЛПУ
    • 4. 2. Влияние применения компьютерных технологий на качество и эффективность лечебной работы врачей
    • 4. 3. Сравнительная характеристика организации работы врача стоматолога-терапевта в традиционных условиях и при наличии компьютерного оснащения
  • ГЛАВА 5. КЛРШИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ-ТЕРАПЕВТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРОВ

Разработка клинико-организационных мероприятий по совершенствованию оказания терапевтической стоматологической помощи в негосударственных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сокращения: НСО — негосударственная стоматологическая организация, ГСУ — государственное стоматологическое учреждение.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

И СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. Вопросы совершенствования организации стоматологической помощи всегда были в центре внимания специалистов отечественного здравоохранения. Особую актуальность они приобрели в период рыночных и страховых отношений, когда вполне очевидно возникает проблема изыскания новых путей повышения производительности труда врачей-стоматологов [29].

Стоматологическая помощь в России характеризуется широко развитой многоукладностью [30, 60, 117]- активно функционирует сектор предприятий с негосударственными источниками финансирования, ставящих своей целью оказание стоматологической помощи на платной основе [78, 102]. За прошедшее десятилетие накоплены исследования, посвященные проблемам организации лечебно-профилактической деятельности стоматологических ЛПУ разных форм собственности, организации и управления такими учреждениями, однако отдельные вопросы организации их работы до сих пор остаются нерассмотренными. Подобные трудности отражаются на организации и управлении данным типом ЛПУкак показывают авторы [8, 116, 117], руководители этих учреждений, не имея соответствующих знаний в данной области, не могут целенаправленно организовывать лечебную работу — особенно это сказывается на её терапевтическом аспекте.

С другой стороны, значительный резерв в повышении производительности труда врачей-стоматологов состоит в совершенствовании условий их труда [38]. Существенно помочь решению данной проблемы может снижение физического и психоэмоционального напряжения врачей-стоматологов путём оптимизации приёма больных, что окажет влияние на повышение эффективности их труда [104, 179].

Повышение комфортности в работе врача-стоматолога также является мощным стимулом в возрастании производительности его труда. В частности, многими авторами [Садовский В.В., 2000; Грйнин В. М., 2002; Заславский P.C., 2003] отмечается значимость совершенствования оборудования и оснащения рабочего места врача-стоматолога с целью улучшения условий его работы и повышения производительности труда. Большое значение в этом направлении приобретают новейшие технологии, связанные с развитием научно-технического прогресса, в частности, компьютеризация рабочего места [155, 158], внедрение компьютерных программ, специально разработанных или адаптированных для отдельных сторон деятельности стоматологических клиник [166]. С ролью компьютеров можно связать несомненное повышение эффективности работы врачей и контроля их деятельности, полноту и правильность заполнения медицинской документации, снижение количества ошибок и т. д., однако практические аспекты данного рода деятельности ещё не разработаны [105, 120]. Всё вышеизложенное определило научную и практическую ценность настоящего исследования, показало его актуальность для современной стоматологии.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

.

Цель исследования — разработка системы рациональной организации труда персонала стоматологических ЛПУ разных организационно-правовых форм с использованием принципов научной организации труда.

Задачи исследования:

1) Изучить состояние терапевтической стоматологической помощи, эффективность лечебного процесса и факторы, влияющие на обращаемость в ЛПУ платного сектора;

2) изучить клинико-организационную структуру кадрового состава терапевтической службы ЛПУ разных организационно-правовых форм;

3) оценить затраты рабочего времени разных звеньев клинико-управленческого персонала ЛПУ, в том числе и с позиций компьютеризации рабочих мест и ЛПУ в целом;

4) оценить качество и эффективность проводимого лечения с помощью компьютерных технологий;

5) дать сравнительную характеристику организации работы врача-стоматолога в традиционных условиях и в негосударственных ЛПУ.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. На современном уровне подробно изучено состояние лечебной работы и обращаемость пациентов в платный сектор стоматологии. Проанализированы факторы, влияющие на обращаемость. Дана подробная клинико-экспертная оценка работы врачей. Впервые на основе многопланового анализа оценена эффективность внедрения компьютерных технологий в деятельность ЛПУпроведено комплексное изучение трудозатрат персонала. С помощью многофакторного анализа изучено качество и эффективность работы врачей-стоматологов в условиях компьютеризации ЛПУ, а также факторы, влияющие на это. Даны научно обоснованные рекомендации по совершенствованию оказания терапевтической помощи в НСО.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Полученные в ходе исследования материалы способствуют повышению качества и эффективности стоматологической помощи населению, позволяют руководителям ЛПУ значительно повысить эффективность труда. Комплексные клинико-экспертные оценки рекомендуется использовать в характеристике ЛПУ. Показана практическая значимость проведения опросов и анкетирования пациентов с целью оценки деятельности терапевтической стоматологической службы. Даны рекомендации по увеличению объёма и повышению качества оказываемой помощи.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Структура обращений в платный стоматологический сектор представлена обращениями по поводу лечения зубов, по острой зубной боли и для подготовки к первичному зубопротезированию. Основным фактором обращения пациентов является неудовлетворённость подобным приёмом в ГСУ, а также уровень дохода.

2. Внедрение компьютерных программ в деятельность стоматологических ЛПУ позволяет клинике интенсифицировать производство, сэкономить значительные количества рабочего времени всех звеньев персонала, почти удвоить производительность труда, наладить оперативный учёт и контроль.

3. Уровень и структура стоматологической помощи на основе обращаемости населения, а также данные клинико-экспертных оценок могут быть использованы при оценке эффективности разных форм организации негосударственных стоматологических учреждений.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на научно-практических конференциях молодых учёных МГМСУ (2004), научной конференции Стоматологической ассоциации Москвы и Департамента здравоохранения Москвы «Актуальные проблемы стоматологии» (2004), научно-практической конференции «Клиническая диагностика системной патологии в полости рта» (Москва, 2004), совместном межкафедральном совещании кафедр факультетской терапевтической стоматологии, пропедевтики стомат. заболеваний и кафедры общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ (декабрь 2005 года).

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты работы внедрены в учебный процесс и используются в преподавании студентам, ординаторам и аспирантам кафедры факультетской терапевтической стоматологии МГМСУ, в клиническую практику КДЦ МГМСУ, ряда городских стоматологических поликлиник и негосударственных клиник. Исследование выполнялось по проблеме 30.01 «Эпидемиология стоматологических заболеваний и вопросы организации стоматологической помощи») и входит в план НИР МГМСУ (№ гос. регистрации 1 040 000 463).

ПУБЛИКАЦИИ. По материалам диссертации опубликовано 4 статьи в центральной научной печати, методические рекомендации.

1. Клинико-организационные формы оказания терапевтической стоматологической помощи населению крупного города на современном этапе //Стоматология для всех, 2004, № 4, — с.39−41 (в соавт. с В.М.Грининым).

2. Особенности обращений пациентов и организации терапевтической стоматологической помощи в учреждениях негосударственного сектора //Маэстро стоматологии, 2004, № 4, — с.72−75 (в соавт. с В. М. Грининым, В.В.Садовским).

3. Анализ клинико-организационных особенностей обращений пациентов за терапевтической стоматологической помощью в негосударственный сектор //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2004, № 3(14), — с.66−68 (в соавт. с В. М. Грининым, В.В.Садовским).

4. Анализ причин и факторов обращаемости населения за платной терапевтической стоматологической помощью в условиях г. Москвы //Стоматология для всех, 2005, № 1, — с.28−30 (в соавт. с В.М.Грининым).

5. Социально-демографическая характеристика врачей-стоматологов негосударственного стоматологического сектора и принципы организации их труда, М., Метод. рекомендации, 2004, — 32 с. (в соавт. с Ю. М. Максимовским, В. М. Грининым, О. П. Дашковой, И. М. Ерканян.

ОБЪЁМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, изложения материалов и методов исследования, 3 глав собственных исследований, обсуждения полученных результатов и заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы и изложена на 167 страницах машинописного текста. Диссертация содержит 29 таблиц и 40 рисунков.

Список литературы

состоит из 262 источников, в том числе 191 — отечественных и 71 — зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ:

1. Структура обращений в платный стоматологический сектор представлена в основном лечением и пломбированием отдельных зубов (44,3%) — почти в 2 раза реже — острой зубной болью и подготовкой к зубопротезированию. Обращения с целью эстетических работ составляют 20,4%, с профилактической целью — 21,8%. Установлены различия в целях первичных и повторных обращений в платные ЛПУ: лидирующее значение по частоте обращений приходится на лечение и пломбирование отдельных зубов (р=0,024) — частота обращений по острой зубной боли в структуре повторных почти в 3 раза меньше (р=0,0002) — это же справедливо и для обращений с целью плановой санации (р=0,0033).

2. Основным фактором, побуждающим пациентов обращаться в платные стоматологические ЛПУ за терапевтической помощью, является неудовлетворённость подобным приёмом в ГСУ. Пятая часть (17,1%) больных НСО жаловалась на недостаточную квалификацию врача государственного сектора, 15,7% - на низкое качество лечения. Почти половина респондентов (13,9 и 36,4%) указали на низкую, по их мнению, культуру обслуживания и плохое качество применявшихся материалов.

3. Установлена тенденция почти равной обращаемости населения в государственный и негосударственный секторы, на что указывает анализ количественных показателей и структура терапевтического приёма врачей НСО и ГСУ. Основные различия касались частоты отдельных видов работ, что объясняется социальными различиями обращающегося контингента. В негосударственный сектор по сравнению с ГСУ обращаются лица преимущественно более высокого образовательного уровня и более требовательно относящиеся к состоянию своего здоровья.

4.

Введение

компьютеризации стоматологической клиники позволяет сэкономить до 2,66 часов рабочего времени среднего медицинского персонала в сутки. Экономия рабочего времени врача за счёт интенсификации труда и устранения непроизводительных затрат (без учёта ожидания пациента) составляет 6,6 минут на каждый рабочий час, или 1,32 часа в сутки. Экономия времени врача на ожидание пациента составляет более 0,5 часа в смену (в условиях 33-часовой рабочей недели).

5. Внедрение компьютерных технологий экономит до 2,8 часов рабочего времени менеджера (при 12-часовом рабочем дне), в том числе на выполнение маркетинговых функций — до 2,8 часоввысвобождается также до 3,4 часов (42,5%) руководителя ЛПУ — при 8-часовом рабочем дне.

6. Компьютеризация НСО позволяет добиться повышения качества ведения медицинской документации: полноты записей — на 33,6%, правильности диагностики — на 0,9%, соблюдения стандартов (алгоритмов) работы — на 8,9%, выбора метода лечения — на 3,5% (р=0,02). Аналогичные данные получены по качеству терапевтического и эндодонтического лечения (р=0,02 и р=0,03). При рекомендуемой 4-кратной рентгенографии корневых каналов у врачей некомпьютеризированной клиники среднее число снимков каналов в ходе эндодонтического лечения составило 2,4+1,4, а при наличии компьютера -3,6+1,6 (больше на 50,0%, р<0,05).

7. Основной поток обращаемости пациентов за терапевтической стоматологической помощью в НСО формируется большей частью за счёт первичных, а в ГСУ — за счёт ранее обращавшихся повторных больных. От общего числа принятых в НСО более трети больных (38,7%) получают законченное лечение в течение года, а в ГСУ — почти четвёртая часть (26,2%). При этом отношение общего числа выполненных пломб к общему числу принятых больных в НСО составляет в среднем 157,7%, а в ГСУ — лишь 77,7%.

8. Не более 37,0% первичных больных в ГСУ получает законченное терапевтическое лечение в течение года, в то время как в НСО не менее 77,4% первичных и 29,7% повторных больных получают законченное лечение. Следует признать, что в НСО на одного больного в течение года приходится не менее 1,6 выполненных пломб, а в ГСУ — всего лишь 0,8 пломбы, что говорит о явном снижении числа случаев законченного лечения в ГСУ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Применение компьютерных систем для дифференциальной диагностики и выбора плана лечения в стоматологической клинике рекомендуется использовать молодым врачам без достаточного клинического опыта, получающих возможность использовать высокую квалификацию и многолетний опыт ведущих специалистов, заложенные в компьютерные программы.

2. В условиях компьютеризации стоматологической клиники в её организационную структуру должна быть введена должность менеджера (его обязанности предусматривают контроль регистраторов, формирование ежедневной загрузки врачей, договора с контрагентами рынка, внешняя популяризация, маркетинговые функции, создание и поддержание внутренней и внешней конкурентности). Это меняет как функционально-ориентированную кадровую структуру ЛПУ, так и принципы организации стоматологической помощи, значительно повышает эффективность лечения, способствует увеличению его объёма и улучшению качества работы.

3. В НСО целесообразно предусмотреть применение компьютерных шаблонов медицинских карт для заполнения их врачами, а также с помощью компьютерных технологий периодически производить контроль за качеством ведения медицинской документации.

4. Целесообразно проведение обучения врачей новым технологиям и методам работы с помощью телемедицины.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.И. Стоматологическая заболеваемость населения в различных климатогеографических зонах России.// Дисс. канд. мед. наук., М., 1999.
  2. A.B. Заболеваемость, нормативы, потребности и пути повышения эффективности стоматологической помощи населению, Дисс.. д.м.н., М., 1983,-375 с.
  3. A.B. Некоторые нерешенные проблемы аттестации медицинских стоматологических кадров //Стоматология, 1996. Спец. выпуск — С. 15.
  4. A.B. О планово-нормативных и качественных показателях в стоматологии //Стоматология, 1999, № 1, — с.63−65
  5. A.B. Оценка стоимости условной единицы трудоемкости в стоматологии // Стоматология. 1996. T.75.-N 1. С. 66−67.
  6. A.B. Принципиальные подходы к организации профилактики стоматологических заболеваний в условиях рыночной экономики //Новое в стоматологии, 1997, № 5, — с.7−9
  7. A.B. Социологические исследования затрат времени населения на получение стоматологической помощи //В кн.: Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Сб.научн.трудов ЦНИИС, 1991, М., с.46−50
  8. A.B., Кузнецов В. В. Проблемы экономического образования руководителей стоматологических организаций //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.20−21
  9. A.B., Максимовский Ю. М. Стоматологическая помощь в Москве: состояние, проблемы, перспективы.//Мед.помощь-1998.-№ 6-С.4−6.
  10. A.B., Попов Г. А., Мирзабеков О. М., Куракбаев К. К. Внутрихозяйственный расчёт в стоматологии //Здравоохранение Казахстана, 1989, № 8, — с.25−38
  11. П.Ананьева Н. Г. Совершенствование системы экспертизы качествастоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2000, — 21 с.
  12. Е.П., Белов В. Н., Лайко С. И. Потребность населения в стоматологической помощи и критерии её эффективности //Сб. «Актуальные вопросы стоматологии», М., 1995, с.9−15
  13. Г. Г. Основные организационные принципы разгосударствления стоматологической сети //Стоматология, 1995, № 3, — с.77−79
  14. Г. В., Новгородцев Г. А. Основы научного планирования стоматологической помощи, М., Медицина, 1986, — 240 с.
  15. А.Н. Возможности использования теории массового обслуживания в организации интенсивного приёма стоматологических больных //Стоматология, 1999, № 1, — с.62−63
  16. В.М., Прохончуков A.A. Автоматизированная компьютерная система управления стоматологической поликлиникой //Стоматология, 1996, № 4, — с.61−65
  17. В.М., Прохончуков A.A. Программа информатизации стоматологической службы России //Стоматология, 1995, № 5, — с.7−25
  18. В.М., Прохончуков A.A., Жижина H.A. Неотложные задачи компьютеризации стоматологической службы России //Стоматология, 1996, спецвыпуск, — с. 16−17
  19. E.B. К оценке динамики стоматологического статуса у взрослого населения //Сб.научн.трудов ММСИ, М., 1993, с. 12
  20. JI. Экономические стимулы повышения качества // Мед. Вестник.- 1996.-1- № 13 (55).- С. 4−5.
  21. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок, М., Статистика, 1980, — 263 с.
  22. В.В. Концепции маркетинга и их применение в стоматологии //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.28−34
  23. E.H., Иващук А. И., Вишнякова О. Ю. Обращаемость за стоматологической помощью лиц пожилого и старческого возраста //Стоматология, 1999, № 3, — с.58−61
  24. Е.В. Пути повышения качества лечебной работы //Стоматология, 1997, № 1, — с.65−68
  25. А.П., Чернова Т. В. Общественное мнение о состоянии индивидуального здоровья и качества медицинской помощи // Здрав. Рос. Фед, — 1993.-N7.- С. 5−7.
  26. В.Г., Ананьева Н. Г., Власов H.H., Ковальский B.JI. Структура стоматологического рынка //Проблемы нейростоматологии и стоматологии, 1998, № 1, — с.58−62
  27. В.Г., Власов H.H., Ананьева Н. Г. и др. Тенденции формирования имиджа негосударственного стоматологического предприятия // Экономика здравоохранения. 2000. № 8. С. 16 -19,
  28. B.F., Каплан М. З., Малахова Н. Г. и др. Методические подходы к анализу экономической среды негосударственных стоматологических организаций // Экономика здравоохранения. 1999. № 7, 8. С. 37 — 39.
  29. В.Г., Максимовский Ю. М., Науменко A.M., Савельев А.А, Власов H.H., Ковальский B. JL, Ананьева Н. Г., Каплан М. З., Мелерзанов A.B. Совершенствование предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических предприятий .- М.: 1998. 49с.
  30. В.Г., Максимовский Ю. М., Науменко A.M., Савельев А.А, Власов H.H., Ковальский B. JL, Ананьева Н. Г., Каплан М. З., Мелерзанов A.B. Предпринимательство в российской стоматологии М.: 1998. 67 с
  31. .Е. Результаты и перспективы в обеспечении гарантированных объёмов и качества медицинской помощи //Медицинское страхование, 1995, № 1, — с.114−116
  32. В.Д. Прогноз и тенденции развития стоматологии с позиций специалистов и населения, Автореф.дисс. .к.м.н., Омск, 1998, — 23 с.
  33. В. Д., Захаров A.B. Экспертная оценка стоматологических учреждений при лицензировании и текущем контроле за их деятельностью //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.43−45
  34. В.Д., Захаров A.B., Гуляева Т. А., Дробот Г. В., Шарапова Е. Г., Сизиков A.B. Медицинская карта стоматологического больного документ медицинский или юридический? //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — с.82−85
  35. В.Д., Захаров В. А., Сизиков A.B. Оценка стоматологических учреждений лицензирующими органами //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.38−39
  36. В.Д., Павленко И. В., Чекунков О. В. Регулирование трудовых отношений в стоматологических учреждениях //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с. 14−19
  37. В.Д., Полуев В. И., Логинов A.A. Требования к оснащению стоматологических кабинетов //Стоматология для всех, 2000, № 1, — с.52−53
  38. М.О. «Dental 4 Windows» открывает новые горизонты высоких технологий //Стоматология для всех, 2002, № 4, с.48−49
  39. М.М. Организация контроля качества медицинского обслуживания за рубежом (на примере США) // Мед. Реф. Журн. 1987. Т. 16, № 2,-С. 36−39 .
  40. Н.И., Мчедлидзе Т. Ш., Ткачук М. И., Гусев O.A., Пенюгина E.H., Качарова Л. В. Основные направления кадровой политики крупной стоматологической фирмы //Институт стоматологии. — С-Пб.: 1998, -сентябрь С. 35.
  41. H.H. Модели предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических предприятий, Дисс. .к.м.н., М., 1998, — 155 с.
  42. В.Д. Цель и задачи применения системного подхода в стоматологии. // Новое в стоматологии. -2001. № 2 (92). — С. 83−84.
  43. Х.В. Обеспечение стоматологических обследований, Копенгаген, ВОЗ, 1985, 179 с.
  44. О.И., Дмитриев В. И., Щербаков В. Н. Изучение мнения населения об организации медицинской помощи //Здравоохранение РФ, 1988, № 4, — с.30−32
  45. И.И., Данилов Г. В., Лоскутов В. А. Сравнительная оценка деятельности стоматологов-терапевтов М., Деп. ВНИИМИ, 1992, 18 с.
  46. Г. Н., Шиленко А. Ю., Шиленко Ю. В. Развитие негосударственного сектора здравоохранения в переходной экономике // Пробл. социал. гигиены и история медицины. 1996. № 6. С. 25−31.
  47. Г. Н., Шиленко Ю. В., Леонтьев В. К. Система гарантий качества вздравоохранении // Экономика здравоохранения. 1998. № 2. — С. 35 — 42.
  48. H.H. Добровольная сертификация стоматологических услуг как элемент повышения эффективности качества стоматологической помощи //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — с.64−71
  49. В.М. Организация и совершенствование внебюджетной стоматологической помощи населению в условиях крупного города, Дисс. .к.м.н., М., 1993, — 197 с.
  50. В.М., Максимовский Ю. М. Роль и место внебюджетных форм в структуре оказания стоматологической помощи населению //Стоматология, 1995, № 4, с.28−31
  51. В.М., Мамедов С. С. К вопросу оказания стоматологической помощи во внебюджетных стоматологических учреждениях //Сб. научн. трудов ММСИ, 1994, М., с.46−47
  52. В.М., Предтеченский H.H. Анализ причин и целей обращений населения за терапевтической и ортопедической стоматологической помощью в условиях стоматологического рынка //Стоматология для всех, 2003, № 1, — с.32−33
  53. В.В. Формы организации и пути совершенствования платной медицинской помощи населению, Дисс. .к.м.н., М., 1992, — 178 с.
  54. В.В., Киселев A.A. Кардащев В. Л., Федонюк Л. С., Семенов В. Ю. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира. М.: 1995. — 64 с.
  55. Э.А. О показателях эффективности в стоматологии, Ереван, 1986, с.24−25
  56. Е.О. Современные тенденции финансирования стоматологической службы // Труды VI съезда Стоматологической Ассоциации России. М., 2000. С. 16 18.
  57. В.И., Никольский A.B. Методические подходы к проведению медико-социологических исследований удовлетворённостью медицинской помощью //Здравоохранение РФ, 1982, № 4, — с.26−30
  58. А.Я. Организация внебюджетной стоматологической помощи в условиях рыночной экономики. // Автореф. дисс.канд. мед. наук. -М., 2002. с. 22.
  59. Д.В. Алгоритм оценки качества медицинской помощи // Здрав. Российской Федерации 1993.-N8.-C.6−8.
  60. Д.В. Оценка деятельности учреждений здравоохранения //Сов. здравоохранение, 1980, 2, с. 18−21
  61. И.М. Медико-организационные основы работы врача-стоматолога на городском территориальном участке, Дисс. .к.м.н., М., 1999, — 119 с.
  62. H.A., Прохончуков A.A. Экспресс-метод обучения врачей-стоматологов работе на компьютере //Стоматология, 1999, № 2, — с.54−56
  63. К.И. Статистика в здравоохранении, М., Медицина, 1979, 176 с.
  64. П. Цифровые технологии в стоматологической практике //Стоматология для всех, 2003, № 1, — с.40−42
  65. K.M. Методы управления эффективностью стоматологического бизнеса //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.58−61
  66. М.З. Маркетинговые основы деятельности негосударственных стоматологических организаций, Дисс. .канд. мед. наук, М. 1998. — 150 с.
  67. М.К., Вихров А. П. Единая система ведения электронных карточек пациентов для ассоциации стоматологических клиник //Институт стоматологии, С-Пб., 1999, № 1, с.62−64
  68. Г. И., Бутова В. Г., Антипенко Э. С. Организация стоматологической помощи населению, М., Медицина, 1989 66 с.
  69. Р.В., Коган B.JI. Морально-правовые факторы в совершенствовании руководства амбулаторно-поликлиническими учреждениями //В сб.: Вопросы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению, М., 1982, — с. 180−183
  70. Я. Стоматологическое обслуживание в Европе / Пер. с англ. М.: Медицина, 1982. — 193 с.
  71. Г. Г. Проблема кадрового развития стоматологической службы //В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М., 1991, — с.73−77
  72. А.А. Управленческий учёт в учреждениях здравоохранения //Здравоохранение РФ, 1996, № 9, — с.94−103
  73. В.Ф. Комментарий к приказу № 363/77 от 24 октября 1996 года «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации» // Здравоохранение Российской Федерации, 1996, № 1, — с.98
  74. Л.Л., Жмыхова Н. П., Казнин В. М. Системный подход к управлению амбулаторно-поликлиническим учреждением // Здрав. Российской Федерации 1991.- N 5.- С. 8.
  75. Н.Б., Садовский В. В. Мониторинг стоматологической помощи в г.Москве в 2002 году //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — с.26−32
  76. К.К., Мирзабеков О. М. Приватизация стоматологических учреждений как форма адаптации отрасли к рыночным условиям //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.56−60
  77. В.З., Корюкин В. Г., Морозов В. П. Организационно-правовые формы экономической деятельности учреждений здравоохранения, СПб, 1994, — 16 с.
  78. В.З., Мыльникова И. С. К оценке качества медицинской помощи в новых условиях хозяйствования // Здрав. Российской Федерации.-1991.-N3.-C. 27.
  79. И.Ю., Перегудов А. Б., Вафин С. М. Компьютерные реставрационные технологии в стоматологии. Реальность и перспективы //Стоматология для всех, 2002, № 1, — с.4−8
  80. В.К. Материально-техническое обеспечение стоматологии.
  81. Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны //Стоматология, 1991, № 3, с.21−23
  82. В.К. О вероятных изменениях структуры сети государственных и частных стоматологических клиник //Стоматология, 1999, № 3, — с.54−56
  83. В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах её развития //Стоматология, 2002, т.81, № 1, — с.75−84
  84. В.К. Организация стоматологической службы в условиях рыночных отношений и страховой медицины //Стоматология, 1995, т.74, № 1, — с.66−72
  85. В.К. Организация, экономика и управление стоматологической службы страны // Стоматология. 1996. Спец. выпуск, VI съезд стоматол. III съезд стоматол. ассоц. -С. 7−11
  86. В.К. Пути повышения качества работы стоматологов //Дент-Арт, 1998, № 3, — с. 11−15
  87. В.К., Алимский A.B., Шестаков В. Г. Развитие системы учёта труда врачей стоматологического профиля //Стоматология, 1989, № 3, с.70−72
  88. В.К., Безруков В. М. Стоматология в XXI веке. Попытка прогноза // Стоматология. 2000. Т. 79. № 6. С. 4 5.
  89. В.К., Копейкин В. Н., Алимский A.B. Сеть стоматологических учреждений: тенденции и направления развития при переходе к рыночным отношениям //Стоматология, 1995, т.74, № 1, с.66−72
  90. В.К., Шестаков В. Т. Проблемы стандартизации и оценки себестоимости стоматологической помощи. // Экономика и менеджмент в стоматологии. -2001. № 1(3). С.- 9−14.
  91. В.К., Шиленко А. Ю., Шиленко Ю. В. Формы собственности и организационно-правовые формы юридических лиц в стоматологии.
  92. Стоматология. 1996. N 6. -С. 53 — 69.
  93. В.К., Шиленко Ю. В. Социальная стоматология на современном этапе //Стоматология, 1999, № 1, — с.5−9
  94. П.А. Новые принципы оказания стоматологической помощи и задачи профилактики //Сб.научн.трудов, М., 1987, 2, — с. 117−119
  95. П.А., Васина С. А., Гудкова Н. Л. и др. Стоматологический уровень здоровья: Метод, рекомендации. М.: 1990. — С. 33−37.
  96. В.А., Федотов Ю. Н., Шапиро М. И., Черказьянов В. Г. и др. Автоматизированные методы вневедомственной оценки качества оказания поликлинической помощи в системе ОМС // Мед. страхование.- 1996.- N 13−14.-С. 30−34.
  97. А.Л. Об оценке качества и эффективности медицинской помощи // Сов. Здрав.- 1990.- N 3.- С. 20−22.
  98. И.А., Бажан Т. А., Лактионов В. Г. Особенности экспертной оценки качества амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению// Сов. Здрав.- 1991.-N3.-C. 20−22.
  99. В.В., Васманова Е. В. Влияние фактора платности на внедрение новых технологий в стоматологии //Стоматология для всех, 2002, № 4, — с.26−28
  100. Т.М. Кадровое обеспечение стоматологической службы //В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М., 1991, — с.77−80
  101. P.M. Лицензирование и аккредитация как фактор совершенствования стоматологической службы //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с. 18−25
  102. Ю.М., Бутова В. Г., Ульянова Т. В., Ананьева Н. Г. Развитие и функционирование стоматологического рынка // Стоматология для всех. 1998.-№ 1 (2).-С. 58−61.
  103. Ю.М., Гринин В. М., Бутова В. Г., Ананьева Н. Г. Совершенствование лечебно-диагностической работы и системы контролякачества в негосударственных стоматологических организациях, Уч.-метод.пособие, М., 2003, Изд. МГМСУ, — 23 с.
  104. Ю.М., Гринин В. М., Лакшин A.M., Константинов Г. И., Антипенко А. Э. Совершенствование деятельности внебюджетных стоматологических учреждений, Методич. рекомендации, М., 1993, 12 с.
  105. Ю.М., Лакшин A.M., Гринин В. М., Мамедов С. С. Клинико-организационные основы деятельности внебюджетных стоматологических учреждений //В сб.: Тез.докл.научной сессии, поев.50-летию РАМН, М., Изд. ММСИ, 1994, — с.20
  106. Ю.М., Леонтьев В. К., Садовский В. В., Гринин В. М., Николаев Ю. В. Сборник нормативных документов для стоматологических учреждений всех форм собственности, М., 1999, т. 1, 84 с.
  107. С.С. Зависимость контроля деятельности внебюджетных стоматологических учреждений от уровня их организации //В сб.: Здоровье населения и окружающая среда, Матер.научн.конф., М., 1997, — с.38
  108. С.С. Разработка организационных мероприятий по совершенствованию контроля качества и эффективности стоматологической помощи во внебюджетных учреждениях, Автореф. дисс. .к.м.н., М., 1999,20 с.
  109. С.С., Гринин В. М., Максимовский Ю. М. Анализ гарантийных сроков внебюджетных стоматологических ЛПУ как форма контроля качества и эффективности //Сб.научн. трудов ММСИ, 1999, — с.34
  110. С.С., Гринин В. М., Максимовский Ю. М. Анализ качества и эффективности внебюджетных стоматологических ЛПУ //Сб.научн. трудов ММСИ, М., 1999, с.37
  111. В.В., Мельников A.B. Компьютерные методы диагностики и планирования в дентальной имплантации //Стоматология сегодня, 2003, № 2, — с.26
  112. A.M., Поляков С. Е. Санитарная статистика, Л., Медицина, 1974,-384 е.
  113. В.А., Гусев O.A., Вишняков Н. И., Кочарова JI.B., Макушенко Е. В. Результаты изучения мнения больных о путях повышения качества стационарной помощи // Здрав. Рос. Фед.- 1990.-N6.-C. 18−21.
  114. В.К. Принципы управления количеством и качеством медицинской продукции / Бюллетень научн.-исслед. инстит. социальн. гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. Выпуск З.-М.: 1997. -С.147−149.
  115. Л.Ф., Муравьева М. М., Козьмин Ф. Г., Поздеев В. Г. Современные технологии управления качеством медицинской помощи в условиях ОМС/ Бюллетень НИИ СГ, экономики и УЗ им. Н. А. Семашко. — М.: 1997.-Вып. 4-С.95−98.
  116. .Т. Стоматологические видеосистемы инструмент доверия //Стоматология сегодня, 2002, № 8, — с.20
  117. Т.Ш. Новые формы организации стоматологической помощи в условиях рынка медицинских услуг, Автореф. дисс. .к.м.н., СПб, 1997, — 21 с.
  118. Т.В., Грудянов А. И., Алимский A.B. Затраты времени врача на пародонтологическом приёме //Стоматология, 1981, т.60, № 4, — с.65−67
  119. И.А. Социально-гигиенические аспекты совершенствования стоматологической терапевтической помощи в условиях перехода к медицинскому страхованию: Автореф. дис. к.м.н., М., 1998. 21 с.
  120. В.О. Юридические аспекты деятельности стоматологической клиники // Институт стоматологии. 1999. — № 1. — С. 10.
  121. Ю.Л., Юшманова Т. Н. Нравственные и правовые аспекты деятельности врача-стоматолога в современных условиях //Стоматология, 1999, № 4, — с.51−53
  122. В.К., Марченко А. Г., Тищук Е. А. и др. Изучение удовлетворенности населения стоматологической помощью // Здравоохр. РФ. 1991. -N 1.-С. 10−11.
  123. Г. Б., Гуненкова И. В., Хазина Е. В. Недостаточнаяинформированность пациентов об ортодонтическом лечении причина возникновения жалоб и конфликтных ситуаций //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.22−24
  124. С.Ф., Мартынов B.JL, Потапова К. П. Компьютерные экспертные технологии в планировании и управлении здравоохранением // Здрав. РФ 1992 -N 10, -С.7−9.
  125. Г. Н. Разработка расчётных норм нагрузки врачей, ведущих поликлинический приём по терапевтической стоматологии //Тр.ЦНИИС, М., 1984,-с.34
  126. Г. Н., Алимский A.B., Куклин Г. С. Основы организации стоматологической помощи населению / Под ред. Г. Н. Пахомова. М.: Медицина. — 1983. — 207 с.
  127. Л.Г. О причинах запоздалого обращения больных за стоматологической помощью //Тр.ЦНИИС, М., 1989, с. 18−20
  128. И.А., Литова Я. И., Твердохлебов O.A. Некоторые вопросы оценки деятельности поликлинических учреждений по данным анкетных опросов //Здравоохранение Киргизии, 1984, 1, с.3−7
  129. Е.В., Канцельсон Б А., Зингер В. Э., Валова Г. А. К методологии оценки эффективности работы городских поликлиник // Здравоохранение РФ- 1993.-N 11-С 9−11.
  130. Т.Я. Отношение пациента к лечению у стоматолога, Омск, 1990,-22 с.
  131. A.A. Основные направления развития информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования на 1999−2002 годы и задачи стоматологической службы России //Стоматология, 1999, № 5, — с.58−66
  132. A.A., Жижина H.A., Балашов А. Н. Компьютерно-лазерные автоматизированные системы для дифференциальной диагностики и лечения заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта //Пародонтология, 1998, № 1, — с.3−9
  133. С.Н. Стоматологическая компьютерная система обработки интраоральных рентгеновских снимков «Дигора» //Стоматология для всех, 2000, № 1, — с.28−29
  134. С.И. Последипломное обучение и сертификация стоматологов как необходимое условие лицензирования и аккредитации стоматологических учреждений //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.74−77
  135. Г. И. Вопросы совершенствования стоматологической помощи населению //Тр.ЦНИИС «Социально-гигиенические и организационные проблемы стоматологии», М., 1988, с.4−9
  136. В.И., Куликов В. В. Роль и место врачей-стоматологов широкого профиля в региональной системе стоматологической помощи, //Волгоград, Деп. ВНИИМИ, 1992, — 5 с.
  137. В.В. Компьютерные технологии — основа успеха завтрашнего дня //Стоматология для всех, 1997, № 1, — с.40−46
  138. В.В. Новые технологии в работе стоматологических поликлиник, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 1998, — 20 с.
  139. В.В., Заславский P.C., Галёса С. А. Преимущества сетевой компьютеризации стоматологической клиники в вопросах диагностики, планирования, учёта и управления //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.66−72
  140. В.В., Кондрашов В. В. Ценовая политика региональных клиник //Вестник стоматологии, 1999, № 9(76), — с.16
  141. В.И. Клинико-статистические группы и возможность их внедрения в практику стоматологического обслуживания. // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2001. — № 2(4). С.-12−16.
  142. В.И. Методика разработки и внедрения клинико-статистических групп в практику стоматологических учреждений. // Здравоохр. 1996. N 12.-С. 17−24.
  143. В.И., Шамшурина Н. Г. Показатели эффективности коммерческой деятельности учреждений здравоохранения //Здравоохранение РФ, 1997, № 7, — с. 107−112
  144. И.Г., Евстигнеев С. Г. Анализ причин повторных обращений к стоматологу-терапевту, Волгоград, 1989 18 с.
  145. Н.Д., Кудрявая Н. В., Журули Н. Б. Психологические исследования в стоматологии //Стоматология, 1999, № 6, — с.57−64
  146. Г. Н. Психологические аспекты и элементы внутреннего и внешнего маркетинга на стоматологическом приёме //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.36−44
  147. Е.А., Нековаль В. Т., Гальченко В. В. Затраты на стоматологическую помощь и резервы по улучшению её организации в городской поликлинике //Стоматология, Киев, 1995, 20, с.3−5
  148. Э.П., Кузнецов В. Н., Баранова И. Е. Управление стоматологической поликлиникой, М., 1980, 110 с.
  149. Стандартизация и учёт стоматологической заболеваемости, Женева, ВОЗ, 1983, 41 с.
  150. В.В. Контроль профессиональных качеств врачей-стоматологов //Институт стоматологии. 1998, — сентябрь, С. 10−12.
  151. В.Л., Тимин E.H. Опыт проведения медицинских телеконференций //Компьютерные технологии в медицине, 1998, № 1, — с.78−84
  152. М.И. Ассистент врача-стоматолога экономическаянеобходимость современной стоматологии. //Клин.стоматология — 1999, январь, С. 14- 16.
  153. М.И. Структурно-организационные стандарты как средство контроля качества амбулаторной терапевтической стоматологической помощи. // Дисс. .канд. мед. наук. СПб., 1999. — с.255.
  154. Е.С., Полуев В. И., Логинов A.A. Ещё раз к вопросу о значении медицинской документации //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2,-с. 11−13
  155. Е.И., Шнайдер Г. М., Полтавский В. П. и др. Опыт работы районной стоматологической поликлиники по максимальному объему помощи в одно посещение // Стоматология. 1988. -N 4. — С. 84−86.
  156. М.Н. Совершенствование управления стоматологической помощью населению //В кн.: Социально-гигиенические аспекты стоматологической заболеваемости, М., 1998, — с.44−49
  157. М.Н., Ляшевич В. П. Критерии результативности оказания стоматологической помощи населению //Сб.научн.трудов, Новокузнецк, 1983, с.122−127
  158. Ю.И. Медико-демографическая характеристика врачей-стоматологов и потребность в их последипломном обучении, Автореф.дисс. .д.м.н., М., 2003, — 46 с.
  159. Ю.И., Максимовский Ю. М. Оценка стоматологами Москвы своих бытовых условий и состояния здоровья //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.54−57
  160. Ю.И., Максимовский Ю. М. Работа и заработная плата врачей стоматологического профиля мнения, проблемы //Экономика и менеджментв стоматологии, 2002, № 1(6), — с.32−36
  161. А.П., Алимский A.B. Изучение мнения населения о качестве и культуре оказываемой ему стоматологической помощи //В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М., 1991, — с.54−56
  162. А.Г. Сокращение потерь рабочего времени врачей стоматологического профиля //В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М., 1991,-с.11−17
  163. Г. Ю., Истокин В. И. Рынок платных медицинских услуг и теневая медицина. //Здравоохранение Российской Федерации. 1992. N. 10. -С.9−11.
  164. И.М. Подходы к созданию интегрированной системы оказания и финансирования медицинской помощи // Мед. страхование, — 1996, — N 1−2.-С. 59−73.
  165. В.Т. Теоретические основы и практика формирования профессиональных стандартов в стоматологии. //Дисс. .д.м.н., М. 1999. 391 с.
  166. E.H. Методическая разработка по комплексной оценке деятельности лечебно-профилактического учреждения, М., 1979, 12 с.
  167. И.А. Главное качество лечения //Стоматология для всех, 1997, № 1, — с.30−33
  168. О.П., Артюхов A.C. К вопросу об оценке технологии оказания медицинской помощи в новых условиях хозяйствования // Здравоохранение Российской Федерации. 1991. -№ 6. -С. 10- 13.
  169. О.П., Линденбратен А. Л. Основные направления обеспечения качества медицинской помощи. // Бюллетень НИИ СГ, экономики и УЗ им. Н. А. Семашко. -М.: -1998 Выпуск 3. — С. 13−16.
  170. О.П., Линденбратен А. Л., Голодненко В. Н., Зволинская P.M. Актуальные проблемы обеспечения качества медицинской помощи //
  171. Бюллетень НИИ СГ, экономики и УЗ им. Н. А. Семашко -М.: -1998 — Выпуск 3.-С.13−16.
  172. О.П., Линденбратен А. Л., Зволинская Р.М, Голодненко В. Н. От оценки качества медицинской помощи к его обеспечению // Бюллетень НИИ СГ, экономики и УЗ им. Н. А. Семашко -М.: -1997 Выпуск 4. — С. 10 -14.
  173. Л. Компьютеры в стоматологической практике //Дент-Арт, 1996, № 2, — с.58−62
  174. С.Д. Новые формы организации стоматологической помощи — реальная потребность населения //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — с.49−55
  175. Л.С., Гальченко В. В., Ковалёв Ю. А. Новая организационная форма повышения эффективности лечения осложнённых стоматологических заболеваний //Стоматология, 1988, 4, с.88−89
  176. A declaration on the Promotion of Patient’s Rights in Europe. International digest of health legislation, 1994, vol.45, N.3, — pp.411−419
  177. Abel-Smit В «The Reforms of the British National Health Service», Eurohealth, October 1995.- P. 14.
  178. Alternative system of oral cure delivery, Rep. of a WHO expert comn., Geneva, WHO, 1987, — 58 p.
  179. American Medical Association. Council of Medical Service, Quality of Care//JAMA- 1986. -Vol256.-P. 1032−1034.
  180. Annas G.J. The Righys of Patients: The Basic ACLU Guide to Patient Rignts. 2. Ed. Humana Press, Totowa, New Jersy, 1992. xvi, 314 pp.
  181. Ayers C., Abrams R. Workday activity of dentist and auxiliaries in a prison sitting //Dent.Res., 1999, vol.78, — pp.167
  182. Barmes D. Toward a better oral health future.- WHO Oral Health Programme. WHO’ORH/WHD/93. 1993.-40 p.
  183. Barnaud I., Morin D. Informatique et epidemiologie dentaire tratement des informations dentaires par ordinateur //Rev.Odontostom., 1972, t.9, N.6, — pp.527 539
  184. Billi J.E., Wise C.G., Sher S.D. Selection in a preferred provider organization enrollment //Health Serv.res., 1993, vol.28, N.5, — pp.563−575
  185. Blendon R., Donelan K. British public opinion on national health service reform //Health Affairs, 1989, vol.8, N.4, — pp.55−59
  186. Boffa J., Pekruhn R. Prediction of dental care costs by use of a probability model //Publ.Health Rep., 1975, vol.90, N.6, — pp.528−531
  187. Brook R.H. Quality, can me measure it? //New.Engl.J.Med., 1977, vol.296, p.170−174
  188. Brook R.H., Avery D.A. Quality of medical care assessment using outcome measures: executive summary//Santa Med. 1976
  189. Brown L.J. The long-run cost characteristics of dental practices in the USA //Soc.Sci.Med., 1989, vol.29, N.6, pp.695−703
  190. Bruce C.V. From the Health Care Financing Administration, JAMA, 1995, vol.273, N.10, — p.766
  191. Chassin M. Standart of care in medicine //Inquiry, 1988, Vol.25. P.437−453
  192. Christensen G. J. Posts and cores: state of the art / J. Amer. Dent. Ass. -1998.-Vol. 129, № 1.-P. 96−97.
  193. Collier J. The patient’s right to know, World Health, 1994, N.5, — pp. 18−19
  194. Cost-effectiveness of sealants in private practice and standarts for use in prepaid dental care //J.Amer.Dent.Ass., 1985, vol.110, N.1, — pp.103−107
  195. Could M.S.E., Picton D.C.A. An evaluation of the method of measuring forces excerted by the tongue on the teeth //Brit.Dental.J., 1963, Vol.14, — p.175
  196. Culyer A. Cost containment in Europe // Hlth Care Financing Rev. 1989. -Ann. Suppl. — P.21−32.
  197. Declaration on the Promotion of Patient’s Rights in Europe. International digest of health legislation, 1994, v.45, N 3, pp.411−419.
  198. Delmo L.K. Measuring health care effectiveness. Research and policy implications //IntJ.Technol.Ass.Hlth.Care, 1990, vol.6, — pp.288−294
  199. Dentists' Desktop Reference to Technology, Fourth Edition, 1996, pp.25, 47,48
  200. Dohabedian A. The Quality of Care. How can it be assessed? //JAMA, 1988, Vol.260,-pp. 12−32
  201. Dohabedian A. The quality of medical care methods for assessing and monitoring the quality of care to research and for quality assurance programs //Science, 1978, vol.200, p.856−864
  202. Doherty N.J.G., Crakes G.M. Economic specification of cost estimates in dental programs //J.Dent.res., 1985, vol.64, N.6, — pp.922−924
  203. Donabedian A. Measuring and evaluating hospital and medical care // Bull N Y Acad Med, — 1976, Jan.- Vol. 52.- P. 51−58.
  204. Donabedian A. The Definition of Quality and Approaches to its Assessment// Ann Arbor, Mich, Health Administration Press.- 1980.- P. 3−27.
  205. Donabedian A. The Quality of Care. How can it be assessed? // JAMA.-1988.-Vol.260-P. 12−32.
  206. Duguent A.M., Pradel J., Deschamps P., Mullins G. Creation d’une base de donnees en responsabilite medicale et hospitaliere: «Remedhos France». Journal de Medecine Legal, Droit Medical, 1995, v.39, pp.281−287.
  207. Elderton R.J. Assessing the performance of Dantists //Brit.Dent.J., 1981, 150, 5, p.133−134
  208. Enthoven A.C. The History and principies of managed competition //Health Affairs, 1993, N.12, — pp.24−48
  209. Esmanuel E.J., Esmanuel L.L. Four Models of the Physician-Patient Relationship// JAMA, — 1992.- Vol. 267.- P. 2221−2226.
  210. Estes E.H., Sullivan R.J. Standarts for practice: effectiveness and acceptance //Ann. intern. Med., 1978, vol.89, 5, 826−828
  211. Evans R.G. Implications of dental disease an economists’s perspective. // J. Canad. Dent. Ass. 1980. — Vol. 46, — N 1, P. 56−58.
  212. Faivre P., Malicier D. Nouveautes en matiere de responsabilite medicale. Journal de Medicine Legale, Droit Medical, 1995, v.38, N 1, pp.27−33.
  213. Ginzberg E. Notes on evaluating the quality of medical care //New.Engl.J.Med., 1975, vol.292,-pp.366−368
  214. Grainger R.M. Cost benefit analysis application to dental services. // J. Canad. dent. Ass. 1973, — Vol. 39, — N 10, — P. 639−699.
  215. Grant K. and Collini E. The Evolution of Management in the UK National Health Service, 1948−1995. Institute for Health Sect.Dev. № 11, -1996.
  216. Hinz R. Der Wert des Einsatzes von Medien zur Patientenaufklarung und Motivation //Fortschr.Kieferort. thop., 1986, Bd.47, Н. З, — ss.221−228
  217. G., Gaillard J. Планирование лечения с помощью компьютера //Новое в стоматологии, 2000, № 3(11), — с. 17−31
  218. Kassirer I.P. The quality of care and the quality of measuring it // N. Engl. J Med,-1993 .-Vol.-329.-P. 1263- 1265.
  219. Knoll K.H., Pantke H. Ergonomisch-hygienische Problembereiche in der zahnarztlichen Praxis //D.Z.Z., 1982, Bd.37, N.5, — ss.400−403
  220. Kostlan I. Oral health services in Europe, Copenhagen, 1979, 193 p.
  221. Lohr K.N., Donaldson M.S., Harris-Wehling J. Medicare: a strategy for quality assurance. Quality of care in a changing health care environment. // Qual. Rev. Bull. 1992-Vol. 18.-P. 120−126.
  222. Lohr K.N., ed. Medicare: a strategy for quality assurance, Washington, D.C.: National Academy Press, 1990.
  223. Mackie I.C., Lennon M.A. The relative values of preventive items in a resource related index //Comm.Dent.Health, 1984, N.1, — pp.213−219
  224. Mindak M. T. Service quality in dentistry: the role of the dental nurse // Br. Dent. J. 1996. Vol. 181. № 10. P. 363 368.
  225. Mulgrom P. et al. Determinants of the quality of restorative dental care //Med. care, 18, 1980, p.400−415
  226. Oshel R.E., Croft T., Rodak J. The National Practitioner Data Bank: the First 4 Years. Public Health Reports, 1995, v. l 10, N 4, pp.383−394.
  227. Patterns of community participation in primary health care. Copenhagen: WHO, Regional office for Europe, 1984. 134 p.
  228. Ralls S.A., Cohen M.E., Suthard T.E. Computer Assisted dental diagnosis //Dat.Clin.North. Amer., 1986, vol.30, 4, p.695−713
  229. Sanazaro P.J. Medical andit, continuing medical education and quality assurance //West. J. Med., 1976, vol.125, p.241−252
  230. Sheiham A. Changing trends in dental caries //Int. J. Epidemiol., 1984, vol.13, 2, p.142−147
  231. Sletfen G.E. Quality medical care a definition// JAMA.- 1988.-Vol.260.-P. 56−61.
  232. Speedling E.U., Rose D.N. Bulding an effective doctor-patient satisfaction to patient participation //Soc.Sci.Med., 1985, vol.21, 2, p. 115−120
  233. Tala H. Oral Health in Finland, Helsinki, 1989, 43 p.
  234. Vermette M.E., Doherty N.I.G. Economic growth in the US Dental Sector //J.Dent., 1989, vol.53, 8, p.480−484
  235. Von der Fehr F.R. Evidence of decreasing caries prevalence in Norweay //J.Dent.Res., 1992, vol.61, p.1331−1335
  236. Vuory H.V. Quality assurance of health services. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1982 (Public Health in Europe, N.16. — P.56−75.
  237. Wagner B. Ergonomie fur den Zahnarzt-Methoden und Ziele //D.Z.Z., 1974, 29, — ss.83−89
  238. Waldman H.B. Dental care a bargain in the past in today’s economy //Ann. Dent., 1984, vol.43, p.22−26
  239. Walther K. Technologie und Fortschrift von Informationssystemen in der zahnarztlichen Praxis //D.Z.Z., 1989, Bd.44, H.9, — ss.641−646
  240. Wang N.J. Preventive dental care of children and adolescents in the 1990s: Denmark, Iceland, Norway and Sweden //Acta Odontol.Scand., 1998, vol.56, N.3,-p.56
  241. Welliamson J.W. Evaluating quality of patient care: a strategy relating outcome and process assessment // J. Amer. Med. Ass., 1978, vol.218, p.564−569
  242. Welliamson J.W. Formulating priorities for quality assurance activity: description of a method and its application //J.Amer.Med.Ass., 1978, vol.239, p.631
  243. Welliamson J.W., Alexander M., Miller G.E. Continuing education and patient care research: physician response to screening test results //J.Amer.MediAss., 1987, vol.201, p.938−942
  244. Williams M. Quick Guide 2 //The dentist, 1997, April, pp.50−51
  245. Yule B., Parkin D. The Demand for dental care: an assessment //Soc.Sci.Med., 1985, N.7, — pp.753−760
Заполнить форму текущей работой