Разработка клинико-организационных мероприятий по совершенствованию оказания терапевтической стоматологической помощи в негосударственных учреждениях
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. На современном уровне подробно изучено состояние лечебной работы и обращаемость пациентов в платный сектор стоматологии. Проанализированы факторы, влияющие на обращаемость. Дана подробная клинико-экспертная оценка работы врачей. Впервые на основе многопланового анализа оценена эффективность внедрения компьютерных технологий в деятельность ЛПУпроведено комплексное… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОКАЗАНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
- ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
- РЕЗУЛЬТА ТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ГЛАВА 3. КЛИНИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
- 3. 1. Анализ обращаемости пациентов за терапевтической стоматологической помощью в негосударственный сектор здравоохранения
- 3. 2. Анализ врачебного состава негосударственных стоматологических организаций
- 3. 3. Оценка качества работы врачей
- ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА С ВНЕДРЕНИЕМ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
- 4. 1. Анализ затрат рабочего времени разных звеньев клинического и административного персонала стоматологических ЛПУ
- 4. 2. Влияние применения компьютерных технологий на качество и эффективность лечебной работы врачей
- 4. 3. Сравнительная характеристика организации работы врача стоматолога-терапевта в традиционных условиях и при наличии компьютерного оснащения
- ГЛАВА 5. КЛРШИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ-ТЕРАПЕВТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРОВ
Разработка клинико-организационных мероприятий по совершенствованию оказания терапевтической стоматологической помощи в негосударственных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сокращения: НСО — негосударственная стоматологическая организация, ГСУ — государственное стоматологическое учреждение.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
И СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. Вопросы совершенствования организации стоматологической помощи всегда были в центре внимания специалистов отечественного здравоохранения. Особую актуальность они приобрели в период рыночных и страховых отношений, когда вполне очевидно возникает проблема изыскания новых путей повышения производительности труда врачей-стоматологов [29].
Стоматологическая помощь в России характеризуется широко развитой многоукладностью [30, 60, 117]- активно функционирует сектор предприятий с негосударственными источниками финансирования, ставящих своей целью оказание стоматологической помощи на платной основе [78, 102]. За прошедшее десятилетие накоплены исследования, посвященные проблемам организации лечебно-профилактической деятельности стоматологических ЛПУ разных форм собственности, организации и управления такими учреждениями, однако отдельные вопросы организации их работы до сих пор остаются нерассмотренными. Подобные трудности отражаются на организации и управлении данным типом ЛПУкак показывают авторы [8, 116, 117], руководители этих учреждений, не имея соответствующих знаний в данной области, не могут целенаправленно организовывать лечебную работу — особенно это сказывается на её терапевтическом аспекте.
С другой стороны, значительный резерв в повышении производительности труда врачей-стоматологов состоит в совершенствовании условий их труда [38]. Существенно помочь решению данной проблемы может снижение физического и психоэмоционального напряжения врачей-стоматологов путём оптимизации приёма больных, что окажет влияние на повышение эффективности их труда [104, 179].
Повышение комфортности в работе врача-стоматолога также является мощным стимулом в возрастании производительности его труда. В частности, многими авторами [Садовский В.В., 2000; Грйнин В. М., 2002; Заславский P.C., 2003] отмечается значимость совершенствования оборудования и оснащения рабочего места врача-стоматолога с целью улучшения условий его работы и повышения производительности труда. Большое значение в этом направлении приобретают новейшие технологии, связанные с развитием научно-технического прогресса, в частности, компьютеризация рабочего места [155, 158], внедрение компьютерных программ, специально разработанных или адаптированных для отдельных сторон деятельности стоматологических клиник [166]. С ролью компьютеров можно связать несомненное повышение эффективности работы врачей и контроля их деятельности, полноту и правильность заполнения медицинской документации, снижение количества ошибок и т. д., однако практические аспекты данного рода деятельности ещё не разработаны [105, 120]. Всё вышеизложенное определило научную и практическую ценность настоящего исследования, показало его актуальность для современной стоматологии.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
.
Цель исследования — разработка системы рациональной организации труда персонала стоматологических ЛПУ разных организационно-правовых форм с использованием принципов научной организации труда.
Задачи исследования:
1) Изучить состояние терапевтической стоматологической помощи, эффективность лечебного процесса и факторы, влияющие на обращаемость в ЛПУ платного сектора;
2) изучить клинико-организационную структуру кадрового состава терапевтической службы ЛПУ разных организационно-правовых форм;
3) оценить затраты рабочего времени разных звеньев клинико-управленческого персонала ЛПУ, в том числе и с позиций компьютеризации рабочих мест и ЛПУ в целом;
4) оценить качество и эффективность проводимого лечения с помощью компьютерных технологий;
5) дать сравнительную характеристику организации работы врача-стоматолога в традиционных условиях и в негосударственных ЛПУ.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. На современном уровне подробно изучено состояние лечебной работы и обращаемость пациентов в платный сектор стоматологии. Проанализированы факторы, влияющие на обращаемость. Дана подробная клинико-экспертная оценка работы врачей. Впервые на основе многопланового анализа оценена эффективность внедрения компьютерных технологий в деятельность ЛПУпроведено комплексное изучение трудозатрат персонала. С помощью многофакторного анализа изучено качество и эффективность работы врачей-стоматологов в условиях компьютеризации ЛПУ, а также факторы, влияющие на это. Даны научно обоснованные рекомендации по совершенствованию оказания терапевтической помощи в НСО.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Полученные в ходе исследования материалы способствуют повышению качества и эффективности стоматологической помощи населению, позволяют руководителям ЛПУ значительно повысить эффективность труда. Комплексные клинико-экспертные оценки рекомендуется использовать в характеристике ЛПУ. Показана практическая значимость проведения опросов и анкетирования пациентов с целью оценки деятельности терапевтической стоматологической службы. Даны рекомендации по увеличению объёма и повышению качества оказываемой помощи.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Структура обращений в платный стоматологический сектор представлена обращениями по поводу лечения зубов, по острой зубной боли и для подготовки к первичному зубопротезированию. Основным фактором обращения пациентов является неудовлетворённость подобным приёмом в ГСУ, а также уровень дохода.
2. Внедрение компьютерных программ в деятельность стоматологических ЛПУ позволяет клинике интенсифицировать производство, сэкономить значительные количества рабочего времени всех звеньев персонала, почти удвоить производительность труда, наладить оперативный учёт и контроль.
3. Уровень и структура стоматологической помощи на основе обращаемости населения, а также данные клинико-экспертных оценок могут быть использованы при оценке эффективности разных форм организации негосударственных стоматологических учреждений.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на научно-практических конференциях молодых учёных МГМСУ (2004), научной конференции Стоматологической ассоциации Москвы и Департамента здравоохранения Москвы «Актуальные проблемы стоматологии» (2004), научно-практической конференции «Клиническая диагностика системной патологии в полости рта» (Москва, 2004), совместном межкафедральном совещании кафедр факультетской терапевтической стоматологии, пропедевтики стомат. заболеваний и кафедры общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ (декабрь 2005 года).
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты работы внедрены в учебный процесс и используются в преподавании студентам, ординаторам и аспирантам кафедры факультетской терапевтической стоматологии МГМСУ, в клиническую практику КДЦ МГМСУ, ряда городских стоматологических поликлиник и негосударственных клиник. Исследование выполнялось по проблеме 30.01 «Эпидемиология стоматологических заболеваний и вопросы организации стоматологической помощи») и входит в план НИР МГМСУ (№ гос. регистрации 1 040 000 463).
ПУБЛИКАЦИИ. По материалам диссертации опубликовано 4 статьи в центральной научной печати, методические рекомендации.
1. Клинико-организационные формы оказания терапевтической стоматологической помощи населению крупного города на современном этапе //Стоматология для всех, 2004, № 4, — с.39−41 (в соавт. с В.М.Грининым).
2. Особенности обращений пациентов и организации терапевтической стоматологической помощи в учреждениях негосударственного сектора //Маэстро стоматологии, 2004, № 4, — с.72−75 (в соавт. с В. М. Грининым, В.В.Садовским).
3. Анализ клинико-организационных особенностей обращений пациентов за терапевтической стоматологической помощью в негосударственный сектор //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2004, № 3(14), — с.66−68 (в соавт. с В. М. Грининым, В.В.Садовским).
4. Анализ причин и факторов обращаемости населения за платной терапевтической стоматологической помощью в условиях г. Москвы //Стоматология для всех, 2005, № 1, — с.28−30 (в соавт. с В.М.Грининым).
5. Социально-демографическая характеристика врачей-стоматологов негосударственного стоматологического сектора и принципы организации их труда, М., Метод. рекомендации, 2004, — 32 с. (в соавт. с Ю. М. Максимовским, В. М. Грининым, О. П. Дашковой, И. М. Ерканян.
ОБЪЁМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, изложения материалов и методов исследования, 3 глав собственных исследований, обсуждения полученных результатов и заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы и изложена на 167 страницах машинописного текста. Диссертация содержит 29 таблиц и 40 рисунков.
Список литературы
состоит из 262 источников, в том числе 191 — отечественных и 71 — зарубежных авторов.
ВЫВОДЫ:
1. Структура обращений в платный стоматологический сектор представлена в основном лечением и пломбированием отдельных зубов (44,3%) — почти в 2 раза реже — острой зубной болью и подготовкой к зубопротезированию. Обращения с целью эстетических работ составляют 20,4%, с профилактической целью — 21,8%. Установлены различия в целях первичных и повторных обращений в платные ЛПУ: лидирующее значение по частоте обращений приходится на лечение и пломбирование отдельных зубов (р=0,024) — частота обращений по острой зубной боли в структуре повторных почти в 3 раза меньше (р=0,0002) — это же справедливо и для обращений с целью плановой санации (р=0,0033).
2. Основным фактором, побуждающим пациентов обращаться в платные стоматологические ЛПУ за терапевтической помощью, является неудовлетворённость подобным приёмом в ГСУ. Пятая часть (17,1%) больных НСО жаловалась на недостаточную квалификацию врача государственного сектора, 15,7% - на низкое качество лечения. Почти половина респондентов (13,9 и 36,4%) указали на низкую, по их мнению, культуру обслуживания и плохое качество применявшихся материалов.
3. Установлена тенденция почти равной обращаемости населения в государственный и негосударственный секторы, на что указывает анализ количественных показателей и структура терапевтического приёма врачей НСО и ГСУ. Основные различия касались частоты отдельных видов работ, что объясняется социальными различиями обращающегося контингента. В негосударственный сектор по сравнению с ГСУ обращаются лица преимущественно более высокого образовательного уровня и более требовательно относящиеся к состоянию своего здоровья.
4.
Введение
компьютеризации стоматологической клиники позволяет сэкономить до 2,66 часов рабочего времени среднего медицинского персонала в сутки. Экономия рабочего времени врача за счёт интенсификации труда и устранения непроизводительных затрат (без учёта ожидания пациента) составляет 6,6 минут на каждый рабочий час, или 1,32 часа в сутки. Экономия времени врача на ожидание пациента составляет более 0,5 часа в смену (в условиях 33-часовой рабочей недели).
5. Внедрение компьютерных технологий экономит до 2,8 часов рабочего времени менеджера (при 12-часовом рабочем дне), в том числе на выполнение маркетинговых функций — до 2,8 часоввысвобождается также до 3,4 часов (42,5%) руководителя ЛПУ — при 8-часовом рабочем дне.
6. Компьютеризация НСО позволяет добиться повышения качества ведения медицинской документации: полноты записей — на 33,6%, правильности диагностики — на 0,9%, соблюдения стандартов (алгоритмов) работы — на 8,9%, выбора метода лечения — на 3,5% (р=0,02). Аналогичные данные получены по качеству терапевтического и эндодонтического лечения (р=0,02 и р=0,03). При рекомендуемой 4-кратной рентгенографии корневых каналов у врачей некомпьютеризированной клиники среднее число снимков каналов в ходе эндодонтического лечения составило 2,4+1,4, а при наличии компьютера -3,6+1,6 (больше на 50,0%, р<0,05).
7. Основной поток обращаемости пациентов за терапевтической стоматологической помощью в НСО формируется большей частью за счёт первичных, а в ГСУ — за счёт ранее обращавшихся повторных больных. От общего числа принятых в НСО более трети больных (38,7%) получают законченное лечение в течение года, а в ГСУ — почти четвёртая часть (26,2%). При этом отношение общего числа выполненных пломб к общему числу принятых больных в НСО составляет в среднем 157,7%, а в ГСУ — лишь 77,7%.
8. Не более 37,0% первичных больных в ГСУ получает законченное терапевтическое лечение в течение года, в то время как в НСО не менее 77,4% первичных и 29,7% повторных больных получают законченное лечение. Следует признать, что в НСО на одного больного в течение года приходится не менее 1,6 выполненных пломб, а в ГСУ — всего лишь 0,8 пломбы, что говорит о явном снижении числа случаев законченного лечения в ГСУ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Применение компьютерных систем для дифференциальной диагностики и выбора плана лечения в стоматологической клинике рекомендуется использовать молодым врачам без достаточного клинического опыта, получающих возможность использовать высокую квалификацию и многолетний опыт ведущих специалистов, заложенные в компьютерные программы.
2. В условиях компьютеризации стоматологической клиники в её организационную структуру должна быть введена должность менеджера (его обязанности предусматривают контроль регистраторов, формирование ежедневной загрузки врачей, договора с контрагентами рынка, внешняя популяризация, маркетинговые функции, создание и поддержание внутренней и внешней конкурентности). Это меняет как функционально-ориентированную кадровую структуру ЛПУ, так и принципы организации стоматологической помощи, значительно повышает эффективность лечения, способствует увеличению его объёма и улучшению качества работы.
3. В НСО целесообразно предусмотреть применение компьютерных шаблонов медицинских карт для заполнения их врачами, а также с помощью компьютерных технологий периодически производить контроль за качеством ведения медицинской документации.
4. Целесообразно проведение обучения врачей новым технологиям и методам работы с помощью телемедицины.
Список литературы
- Адмакин О.И. Стоматологическая заболеваемость населения в различных климатогеографических зонах России.// Дисс. канд. мед. наук., М., 1999.
- Алимский A.B. Заболеваемость, нормативы, потребности и пути повышения эффективности стоматологической помощи населению, Дисс.. д.м.н., М., 1983,-375 с.
- Алимский A.B. Некоторые нерешенные проблемы аттестации медицинских стоматологических кадров //Стоматология, 1996. Спец. выпуск — С. 15.
- Алимский A.B. О планово-нормативных и качественных показателях в стоматологии //Стоматология, 1999, № 1, — с.63−65
- Алимский A.B. Оценка стоимости условной единицы трудоемкости в стоматологии // Стоматология. 1996. T.75.-N 1. С. 66−67.
- Алимский A.B. Принципиальные подходы к организации профилактики стоматологических заболеваний в условиях рыночной экономики //Новое в стоматологии, 1997, № 5, — с.7−9
- Алимский A.B. Социологические исследования затрат времени населения на получение стоматологической помощи //В кн.: Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Сб.научн.трудов ЦНИИС, 1991, М., с.46−50
- Алимский A.B., Кузнецов В. В. Проблемы экономического образования руководителей стоматологических организаций //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.20−21
- Алимский A.B., Максимовский Ю. М. Стоматологическая помощь в Москве: состояние, проблемы, перспективы.//Мед.помощь-1998.-№ 6-С.4−6.
- Алимский A.B., Попов Г. А., Мирзабеков О. М., Куракбаев К. К. Внутрихозяйственный расчёт в стоматологии //Здравоохранение Казахстана, 1989, № 8, — с.25−38
- П.Ананьева Н. Г. Совершенствование системы экспертизы качествастоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2000, — 21 с.
- Андреенко Е.П., Белов В. Н., Лайко С. И. Потребность населения в стоматологической помощи и критерии её эффективности //Сб. «Актуальные вопросы стоматологии», М., 1995, с.9−15
- Ашуров Г. Г. Основные организационные принципы разгосударствления стоматологической сети //Стоматология, 1995, № 3, — с.77−79
- Базиян Г. В., Новгородцев Г. А. Основы научного планирования стоматологической помощи, М., Медицина, 1986, — 240 с.
- Балашов А.Н. Возможности использования теории массового обслуживания в организации интенсивного приёма стоматологических больных //Стоматология, 1999, № 1, — с.62−63
- Безруков В.М., Прохончуков A.A. Автоматизированная компьютерная система управления стоматологической поликлиникой //Стоматология, 1996, № 4, — с.61−65
- Безруков В.М., Прохончуков A.A. Программа информатизации стоматологической службы России //Стоматология, 1995, № 5, — с.7−25
- Безруков В.М., Прохончуков A.A., Жижина H.A. Неотложные задачи компьютеризации стоматологической службы России //Стоматология, 1996, спецвыпуск, — с. 16−17
- Белякова E.B. К оценке динамики стоматологического статуса у взрослого населения //Сб.научн.трудов ММСИ, М., 1993, с. 12
- Берестов JI. Экономические стимулы повышения качества // Мед. Вестник.- 1996.-1- № 13 (55).- С. 4−5.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок, М., Статистика, 1980, — 263 с.
- Бойко В.В. Концепции маркетинга и их применение в стоматологии //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.28−34
- Борисова E.H., Иващук А. И., Вишнякова О. Ю. Обращаемость за стоматологической помощью лиц пожилого и старческого возраста //Стоматология, 1999, № 3, — с.58−61
- Боровский Е.В. Пути повышения качества лечебной работы //Стоматология, 1997, № 1, — с.65−68
- Боярский А.П., Чернова Т. В. Общественное мнение о состоянии индивидуального здоровья и качества медицинской помощи // Здрав. Рос. Фед, — 1993.-N7.- С. 5−7.
- Бутова В.Г., Ананьева Н. Г., Власов H.H., Ковальский B.JI. Структура стоматологического рынка //Проблемы нейростоматологии и стоматологии, 1998, № 1, — с.58−62
- Бутова В.Г., Власов H.H., Ананьева Н. Г. и др. Тенденции формирования имиджа негосударственного стоматологического предприятия // Экономика здравоохранения. 2000. № 8. С. 16 -19,
- Бутова B.F., Каплан М. З., Малахова Н. Г. и др. Методические подходы к анализу экономической среды негосударственных стоматологических организаций // Экономика здравоохранения. 1999. № 7, 8. С. 37 — 39.
- Бутова В.Г., Максимовский Ю. М., Науменко A.M., Савельев А.А, Власов H.H., Ковальский B. JL, Ананьева Н. Г., Каплан М. З., Мелерзанов A.B. Совершенствование предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических предприятий .- М.: 1998. 49с.
- Бутова В.Г., Максимовский Ю. М., Науменко A.M., Савельев А.А, Власов H.H., Ковальский B. JL, Ананьева Н. Г., Каплан М. З., Мелерзанов A.B. Предпринимательство в российской стоматологии М.: 1998. 67 с
- Быкова Ж.Е. Результаты и перспективы в обеспечении гарантированных объёмов и качества медицинской помощи //Медицинское страхование, 1995, № 1, — с.114−116
- Вагнер В.Д. Прогноз и тенденции развития стоматологии с позиций специалистов и населения, Автореф.дисс. .к.м.н., Омск, 1998, — 23 с.
- Вагнер В. Д., Захаров A.B. Экспертная оценка стоматологических учреждений при лицензировании и текущем контроле за их деятельностью //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.43−45
- Вагнер В.Д., Захаров A.B., Гуляева Т. А., Дробот Г. В., Шарапова Е. Г., Сизиков A.B. Медицинская карта стоматологического больного документ медицинский или юридический? //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — с.82−85
- Вагнер В.Д., Захаров В. А., Сизиков A.B. Оценка стоматологических учреждений лицензирующими органами //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.38−39
- Вагнер В.Д., Павленко И. В., Чекунков О. В. Регулирование трудовых отношений в стоматологических учреждениях //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с. 14−19
- Вагнер В.Д., Полуев В. И., Логинов A.A. Требования к оснащению стоматологических кабинетов //Стоматология для всех, 2000, № 1, — с.52−53
- Вартанов М.О. «Dental 4 Windows» открывает новые горизонты высоких технологий //Стоматология для всех, 2002, № 4, с.48−49
- Веренцов М.М. Организация контроля качества медицинского обслуживания за рубежом (на примере США) // Мед. Реф. Журн. 1987. Т. 16, № 2,-С. 36−39 .
- Вишняков Н.И., Мчедлидзе Т. Ш., Ткачук М. И., Гусев O.A., Пенюгина E.H., Качарова Л. В. Основные направления кадровой политики крупной стоматологической фирмы //Институт стоматологии. — С-Пб.: 1998, -сентябрь С. 35.
- Власов H.H. Модели предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических предприятий, Дисс. .к.м.н., М., 1998, — 155 с.
- Воронин В.Д. Цель и задачи применения системного подхода в стоматологии. // Новое в стоматологии. -2001. № 2 (92). — С. 83−84.
- Вуори Х.В. Обеспечение стоматологических обследований, Копенгаген, ВОЗ, 1985, 179 с.
- Галицкий О.И., Дмитриев В. И., Щербаков В. Н. Изучение мнения населения об организации медицинской помощи //Здравоохранение РФ, 1988, № 4, — с.30−32
- Глушков И.И., Данилов Г. В., Лоскутов В. А. Сравнительная оценка деятельности стоматологов-терапевтов М., Деп. ВНИИМИ, 1992, 18 с.
- Голухов Г. Н., Шиленко А. Ю., Шиленко Ю. В. Развитие негосударственного сектора здравоохранения в переходной экономике // Пробл. социал. гигиены и история медицины. 1996. № 6. С. 25−31.
- Голухов Г. Н., Шиленко Ю. В., Леонтьев В. К. Система гарантий качества вздравоохранении // Экономика здравоохранения. 1998. № 2. — С. 35 — 42.
- Горкина H.H. Добровольная сертификация стоматологических услуг как элемент повышения эффективности качества стоматологической помощи //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — с.64−71
- Гринин В.М. Организация и совершенствование внебюджетной стоматологической помощи населению в условиях крупного города, Дисс. .к.м.н., М., 1993, — 197 с.
- Гринин В.М., Максимовский Ю. М. Роль и место внебюджетных форм в структуре оказания стоматологической помощи населению //Стоматология, 1995, № 4, с.28−31
- Гринин В.М., Мамедов С. С. К вопросу оказания стоматологической помощи во внебюджетных стоматологических учреждениях //Сб. научн. трудов ММСИ, 1994, М., с.46−47
- Гринин В.М., Предтеченский H.H. Анализ причин и целей обращений населения за терапевтической и ортопедической стоматологической помощью в условиях стоматологического рынка //Стоматология для всех, 2003, № 1, — с.32−33
- Гришин В.В. Формы организации и пути совершенствования платной медицинской помощи населению, Дисс. .к.м.н., М., 1992, — 178 с.
- Гришин В.В., Киселев A.A. Кардащев В. Л., Федонюк Л. С., Семенов В. Ю. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира. М.: 1995. — 64 с.
- Гулунян Э.А. О показателях эффективности в стоматологии, Ереван, 1986, с.24−25
- Данилов Е.О. Современные тенденции финансирования стоматологической службы // Труды VI съезда Стоматологической Ассоциации России. М., 2000. С. 16 18.
- Дмитриев В.И., Никольский A.B. Методические подходы к проведению медико-социологических исследований удовлетворённостью медицинской помощью //Здравоохранение РФ, 1982, № 4, — с.26−30
- Долгоаршинных А.Я. Организация внебюджетной стоматологической помощи в условиях рыночной экономики. // Автореф. дисс.канд. мед. наук. -М., 2002. с. 22.
- Евдокимов Д.В. Алгоритм оценки качества медицинской помощи // Здрав. Российской Федерации 1993.-N8.-C.6−8.
- Евдокимов Д.В. Оценка деятельности учреждений здравоохранения //Сов. здравоохранение, 1980, 2, с. 18−21
- Ерканян И.М. Медико-организационные основы работы врача-стоматолога на городском территориальном участке, Дисс. .к.м.н., М., 1999, — 119 с.
- Жижина H.A., Прохончуков A.A. Экспресс-метод обучения врачей-стоматологов работе на компьютере //Стоматология, 1999, № 2, — с.54−56
- Журавлёва К.И. Статистика в здравоохранении, М., Медицина, 1979, 176 с.
- Каари П. Цифровые технологии в стоматологической практике //Стоматология для всех, 2003, № 1, — с.40−42
- Кальдин K.M. Методы управления эффективностью стоматологического бизнеса //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.58−61
- Каплан М.З. Маркетинговые основы деятельности негосударственных стоматологических организаций, Дисс. .канд. мед. наук, М. 1998. — 150 с.
- Касумова М.К., Вихров А. П. Единая система ведения электронных карточек пациентов для ассоциации стоматологических клиник //Институт стоматологии, С-Пб., 1999, № 1, с.62−64
- Константинов Г. И., Бутова В. Г., Антипенко Э. С. Организация стоматологической помощи населению, М., Медицина, 1989 66 с.
- Коротких Р.В., Коган B.JI. Морально-правовые факторы в совершенствовании руководства амбулаторно-поликлиническими учреждениями //В сб.: Вопросы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению, М., 1982, — с. 180−183
- Костлан Я. Стоматологическое обслуживание в Европе / Пер. с англ. М.: Медицина, 1982. — 193 с.
- Кривошеев Г. Г. Проблема кадрового развития стоматологической службы //В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М., 1991, — с.73−77
- Кубатаев А.А. Управленческий учёт в учреждениях здравоохранения //Здравоохранение РФ, 1996, № 9, — с.94−103
- Кузин В.Ф. Комментарий к приказу № 363/77 от 24 октября 1996 года «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации» // Здравоохранение Российской Федерации, 1996, № 1, — с.98
- Кузнецова Л.Л., Жмыхова Н. П., Казнин В. М. Системный подход к управлению амбулаторно-поликлиническим учреждением // Здрав. Российской Федерации 1991.- N 5.- С. 8.
- Кузьмина Н.Б., Садовский В. В. Мониторинг стоматологической помощи в г.Москве в 2002 году //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — с.26−32
- Куракбаев К.К., Мирзабеков О. М. Приватизация стоматологических учреждений как форма адаптации отрасли к рыночным условиям //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.56−60
- Кучеренко В.З., Корюкин В. Г., Морозов В. П. Организационно-правовые формы экономической деятельности учреждений здравоохранения, СПб, 1994, — 16 с.
- Кучеренко В.З., Мыльникова И. С. К оценке качества медицинской помощи в новых условиях хозяйствования // Здрав. Российской Федерации.-1991.-N3.-C. 27.
- Лебеденко И.Ю., Перегудов А. Б., Вафин С. М. Компьютерные реставрационные технологии в стоматологии. Реальность и перспективы //Стоматология для всех, 2002, № 1, — с.4−8
- Леонтьев В.К. Материально-техническое обеспечение стоматологии.
- Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны //Стоматология, 1991, № 3, с.21−23
- Леонтьев В.К. О вероятных изменениях структуры сети государственных и частных стоматологических клиник //Стоматология, 1999, № 3, — с.54−56
- Леонтьев В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах её развития //Стоматология, 2002, т.81, № 1, — с.75−84
- Леонтьев В.К. Организация стоматологической службы в условиях рыночных отношений и страховой медицины //Стоматология, 1995, т.74, № 1, — с.66−72
- Леонтьев В.К. Организация, экономика и управление стоматологической службы страны // Стоматология. 1996. Спец. выпуск, VI съезд стоматол. III съезд стоматол. ассоц. -С. 7−11
- Леонтьев В.К. Пути повышения качества работы стоматологов //Дент-Арт, 1998, № 3, — с. 11−15
- Леонтьев В.К., Алимский A.B., Шестаков В. Г. Развитие системы учёта труда врачей стоматологического профиля //Стоматология, 1989, № 3, с.70−72
- Леонтьев В.К., Безруков В. М. Стоматология в XXI веке. Попытка прогноза // Стоматология. 2000. Т. 79. № 6. С. 4 5.
- Леонтьев В.К., Копейкин В. Н., Алимский A.B. Сеть стоматологических учреждений: тенденции и направления развития при переходе к рыночным отношениям //Стоматология, 1995, т.74, № 1, с.66−72
- Леонтьев В.К., Шестаков В. Т. Проблемы стандартизации и оценки себестоимости стоматологической помощи. // Экономика и менеджмент в стоматологии. -2001. № 1(3). С.- 9−14.
- Леонтьев В.К., Шиленко А. Ю., Шиленко Ю. В. Формы собственности и организационно-правовые формы юридических лиц в стоматологии.
- Стоматология. 1996. N 6. -С. 53 — 69.
- Леонтьев В.К., Шиленко Ю. В. Социальная стоматология на современном этапе //Стоматология, 1999, № 1, — с.5−9
- Леус П.А. Новые принципы оказания стоматологической помощи и задачи профилактики //Сб.научн.трудов, М., 1987, 2, — с. 117−119
- Леус П.А., Васина С. А., Гудкова Н. Л. и др. Стоматологический уровень здоровья: Метод, рекомендации. М.: 1990. — С. 33−37.
- Линд В.А., Федотов Ю. Н., Шапиро М. И., Черказьянов В. Г. и др. Автоматизированные методы вневедомственной оценки качества оказания поликлинической помощи в системе ОМС // Мед. страхование.- 1996.- N 13−14.-С. 30−34.
- Линденбратен А.Л. Об оценке качества и эффективности медицинской помощи // Сов. Здрав.- 1990.- N 3.- С. 20−22.
- Логвиненко И.А., Бажан Т. А., Лактионов В. Г. Особенности экспертной оценки качества амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению// Сов. Здрав.- 1991.-N3.-C. 20−22.
- Ломагин В.В., Васманова Е. В. Влияние фактора платности на внедрение новых технологий в стоматологии //Стоматология для всех, 2002, № 4, — с.26−28
- Лурье Т.М. Кадровое обеспечение стоматологической службы //В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М., 1991, — с.77−80
- Маковская P.M. Лицензирование и аккредитация как фактор совершенствования стоматологической службы //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с. 18−25
- Максимовский Ю.М., Бутова В. Г., Ульянова Т. В., Ананьева Н. Г. Развитие и функционирование стоматологического рынка // Стоматология для всех. 1998.-№ 1 (2).-С. 58−61.
- Максимовский Ю.М., Гринин В. М., Бутова В. Г., Ананьева Н. Г. Совершенствование лечебно-диагностической работы и системы контролякачества в негосударственных стоматологических организациях, Уч.-метод.пособие, М., 2003, Изд. МГМСУ, — 23 с.
- Максимовский Ю.М., Гринин В. М., Лакшин A.M., Константинов Г. И., Антипенко А. Э. Совершенствование деятельности внебюджетных стоматологических учреждений, Методич. рекомендации, М., 1993, 12 с.
- Максимовский Ю.М., Лакшин A.M., Гринин В. М., Мамедов С. С. Клинико-организационные основы деятельности внебюджетных стоматологических учреждений //В сб.: Тез.докл.научной сессии, поев.50-летию РАМН, М., Изд. ММСИ, 1994, — с.20
- Максимовский Ю.М., Леонтьев В. К., Садовский В. В., Гринин В. М., Николаев Ю. В. Сборник нормативных документов для стоматологических учреждений всех форм собственности, М., 1999, т. 1, 84 с.
- Мамедов С.С. Зависимость контроля деятельности внебюджетных стоматологических учреждений от уровня их организации //В сб.: Здоровье населения и окружающая среда, Матер.научн.конф., М., 1997, — с.38
- Мамедов С.С. Разработка организационных мероприятий по совершенствованию контроля качества и эффективности стоматологической помощи во внебюджетных учреждениях, Автореф. дисс. .к.м.н., М., 1999,20 с.
- Мамедов С.С., Гринин В. М., Максимовский Ю. М. Анализ гарантийных сроков внебюджетных стоматологических ЛПУ как форма контроля качества и эффективности //Сб.научн. трудов ММСИ, 1999, — с.34
- Мамедов С.С., Гринин В. М., Максимовский Ю. М. Анализ качества и эффективности внебюджетных стоматологических ЛПУ //Сб.научн. трудов ММСИ, М., 1999, с.37
- Мельников В.В., Мельников A.B. Компьютерные методы диагностики и планирования в дентальной имплантации //Стоматология сегодня, 2003, № 2, — с.26
- Мерков A.M., Поляков С. Е. Санитарная статистика, Л., Медицина, 1974,-384 е.
- Миняев В.А., Гусев O.A., Вишняков Н. И., Кочарова JI.B., Макушенко Е. В. Результаты изучения мнения больных о путях повышения качества стационарной помощи // Здрав. Рос. Фед.- 1990.-N6.-C. 18−21.
- Митронин В.К. Принципы управления количеством и качеством медицинской продукции / Бюллетень научн.-исслед. инстит. социальн. гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. Выпуск З.-М.: 1997. -С.147−149.
- Молчанова Л.Ф., Муравьева М. М., Козьмин Ф. Г., Поздеев В. Г. Современные технологии управления качеством медицинской помощи в условиях ОМС/ Бюллетень НИИ СГ, экономики и УЗ им. Н. А. Семашко. — М.: 1997.-Вып. 4-С.95−98.
- Мороз Б.Т. Стоматологические видеосистемы инструмент доверия //Стоматология сегодня, 2002, № 8, — с.20
- Мчедлидзе Т.Ш. Новые формы организации стоматологической помощи в условиях рынка медицинских услуг, Автореф. дисс. .к.м.н., СПб, 1997, — 21 с.
- Никитина Т.В., Грудянов А. И., Алимский A.B. Затраты времени врача на пародонтологическом приёме //Стоматология, 1981, т.60, № 4, — с.65−67
- Новикова И.А. Социально-гигиенические аспекты совершенствования стоматологической терапевтической помощи в условиях перехода к медицинскому страхованию: Автореф. дис. к.м.н., М., 1998. 21 с.
- Нюняев В.О. Юридические аспекты деятельности стоматологической клиники // Институт стоматологии. 1999. — № 1. — С. 10.
- Образцов Ю.Л., Юшманова Т. Н. Нравственные и правовые аспекты деятельности врача-стоматолога в современных условиях //Стоматология, 1999, № 4, — с.51−53
- Овчаров В.К., Марченко А. Г., Тищук Е. А. и др. Изучение удовлетворенности населения стоматологической помощью // Здравоохр. РФ. 1991. -N 1.-С. 10−11.
- Оспанова Г. Б., Гуненкова И. В., Хазина Е. В. Недостаточнаяинформированность пациентов об ортодонтическом лечении причина возникновения жалоб и конфликтных ситуаций //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.22−24
- Остапюк С.Ф., Мартынов B.JL, Потапова К. П. Компьютерные экспертные технологии в планировании и управлении здравоохранением // Здрав. РФ 1992 -N 10, -С.7−9.
- Пахомов Г. Н. Разработка расчётных норм нагрузки врачей, ведущих поликлинический приём по терапевтической стоматологии //Тр.ЦНИИС, М., 1984,-с.34
- Пахомов Г. Н., Алимский A.B., Куклин Г. С. Основы организации стоматологической помощи населению / Под ред. Г. Н. Пахомова. М.: Медицина. — 1983. — 207 с.
- Пилясова Л.Г. О причинах запоздалого обращения больных за стоматологической помощью //Тр.ЦНИИС, М., 1989, с. 18−20
- Писарев И.А., Литова Я. И., Твердохлебов O.A. Некоторые вопросы оценки деятельности поликлинических учреждений по данным анкетных опросов //Здравоохранение Киргизии, 1984, 1, с.3−7
- Ползик Е.В., Канцельсон Б А., Зингер В. Э., Валова Г. А. К методологии оценки эффективности работы городских поликлиник // Здравоохранение РФ- 1993.-N 11-С 9−11.
- Приходько Т.Я. Отношение пациента к лечению у стоматолога, Омск, 1990,-22 с.
- Прохончуков A.A. Основные направления развития информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования на 1999−2002 годы и задачи стоматологической службы России //Стоматология, 1999, № 5, — с.58−66
- Прохончуков A.A., Жижина H.A., Балашов А. Н. Компьютерно-лазерные автоматизированные системы для дифференциальной диагностики и лечения заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта //Пародонтология, 1998, № 1, — с.3−9
- Рахманова С.Н. Стоматологическая компьютерная система обработки интраоральных рентгеновских снимков «Дигора» //Стоматология для всех, 2000, № 1, — с.28−29
- Рисованный С.И. Последипломное обучение и сертификация стоматологов как необходимое условие лицензирования и аккредитации стоматологических учреждений //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.74−77
- Рогачёв Г. И. Вопросы совершенствования стоматологической помощи населению //Тр.ЦНИИС «Социально-гигиенические и организационные проблемы стоматологии», М., 1988, с.4−9
- Сабанов В.И., Куликов В. В. Роль и место врачей-стоматологов широкого профиля в региональной системе стоматологической помощи, //Волгоград, Деп. ВНИИМИ, 1992, — 5 с.
- Садовский В.В. Компьютерные технологии — основа успеха завтрашнего дня //Стоматология для всех, 1997, № 1, — с.40−46
- Садовский В.В. Новые технологии в работе стоматологических поликлиник, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 1998, — 20 с.
- Садовский В.В., Заславский P.C., Галёса С. А. Преимущества сетевой компьютеризации стоматологической клиники в вопросах диагностики, планирования, учёта и управления //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.66−72
- Садовский В.В., Кондрашов В. В. Ценовая политика региональных клиник //Вестник стоматологии, 1999, № 9(76), — с.16
- Самодин В.И. Клинико-статистические группы и возможность их внедрения в практику стоматологического обслуживания. // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2001. — № 2(4). С.-12−16.
- Самодин В.И. Методика разработки и внедрения клинико-статистических групп в практику стоматологических учреждений. // Здравоохр. 1996. N 12.-С. 17−24.
- Самодин В.И., Шамшурина Н. Г. Показатели эффективности коммерческой деятельности учреждений здравоохранения //Здравоохранение РФ, 1997, № 7, — с. 107−112
- Сегень И.Г., Евстигнеев С. Г. Анализ причин повторных обращений к стоматологу-терапевту, Волгоград, 1989 18 с.
- Семёнова Н.Д., Кудрявая Н. В., Журули Н. Б. Психологические исследования в стоматологии //Стоматология, 1999, № 6, — с.57−64
- Синицына Г. Н. Психологические аспекты и элементы внутреннего и внешнего маркетинга на стоматологическом приёме //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.36−44
- Снегур Е.А., Нековаль В. Т., Гальченко В. В. Затраты на стоматологическую помощь и резервы по улучшению её организации в городской поликлинике //Стоматология, Киев, 1995, 20, с.3−5
- Сологуб Э.П., Кузнецов В. Н., Баранова И. Е. Управление стоматологической поликлиникой, М., 1980, 110 с.
- Стандартизация и учёт стоматологической заболеваемости, Женева, ВОЗ, 1983, 41 с.
- Стожаров В.В. Контроль профессиональных качеств врачей-стоматологов //Институт стоматологии. 1998, — сентябрь, С. 10−12.
- Столяр В.Л., Тимин E.H. Опыт проведения медицинских телеконференций //Компьютерные технологии в медицине, 1998, № 1, — с.78−84
- Ткачук М.И. Ассистент врача-стоматолога экономическаянеобходимость современной стоматологии. //Клин.стоматология — 1999, январь, С. 14- 16.
- Ткачук М.И. Структурно-организационные стандарты как средство контроля качества амбулаторной терапевтической стоматологической помощи. // Дисс. .канд. мед. наук. СПб., 1999. — с.255.
- Тучик Е.С., Полуев В. И., Логинов A.A. Ещё раз к вопросу о значении медицинской документации //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2,-с. 11−13
- Фельдман Е.И., Шнайдер Г. М., Полтавский В. П. и др. Опыт работы районной стоматологической поликлиники по максимальному объему помощи в одно посещение // Стоматология. 1988. -N 4. — С. 84−86.
- Цинкер М.Н. Совершенствование управления стоматологической помощью населению //В кн.: Социально-гигиенические аспекты стоматологической заболеваемости, М., 1998, — с.44−49
- Цинкер М.Н., Ляшевич В. П. Критерии результативности оказания стоматологической помощи населению //Сб.научн.трудов, Новокузнецк, 1983, с.122−127
- Ченцов Ю.И. Медико-демографическая характеристика врачей-стоматологов и потребность в их последипломном обучении, Автореф.дисс. .д.м.н., М., 2003, — 46 с.
- Ченцов Ю.И., Максимовский Ю. М. Оценка стоматологами Москвы своих бытовых условий и состояния здоровья //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.54−57
- Ченцов Ю.И., Максимовский Ю. М. Работа и заработная плата врачей стоматологического профиля мнения, проблемы //Экономика и менеджментв стоматологии, 2002, № 1(6), — с.32−36
- Шапиро А.П., Алимский A.B. Изучение мнения населения о качестве и культуре оказываемой ему стоматологической помощи //В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М., 1991, — с.54−56
- Шаргородский А.Г. Сокращение потерь рабочего времени врачей стоматологического профиля //В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М., 1991,-с.11−17
- Швырков Г. Ю., Истокин В. И. Рынок платных медицинских услуг и теневая медицина. //Здравоохранение Российской Федерации. 1992. N. 10. -С.9−11.
- Шейман И.М. Подходы к созданию интегрированной системы оказания и финансирования медицинской помощи // Мед. страхование, — 1996, — N 1−2.-С. 59−73.
- Шестаков В.Т. Теоретические основы и практика формирования профессиональных стандартов в стоматологии. //Дисс. .д.м.н., М. 1999. 391 с.
- Шигай E.H. Методическая разработка по комплексной оценке деятельности лечебно-профилактического учреждения, М., 1979, 12 с.
- Шугайлов И.А. Главное качество лечения //Стоматология для всех, 1997, № 1, — с.30−33
- Щепин О.П., Артюхов A.C. К вопросу об оценке технологии оказания медицинской помощи в новых условиях хозяйствования // Здравоохранение Российской Федерации. 1991. -№ 6. -С. 10- 13.
- Щепин О.П., Линденбратен А. Л. Основные направления обеспечения качества медицинской помощи. // Бюллетень НИИ СГ, экономики и УЗ им. Н. А. Семашко. -М.: -1998 Выпуск 3. — С. 13−16.
- Щепин О.П., Линденбратен А. Л., Голодненко В. Н., Зволинская P.M. Актуальные проблемы обеспечения качества медицинской помощи //
- Бюллетень НИИ СГ, экономики и УЗ им. Н. А. Семашко -М.: -1998 — Выпуск 3.-С.13−16.
- Щепин О.П., Линденбратен А. Л., Зволинская Р.М, Голодненко В. Н. От оценки качества медицинской помощи к его обеспечению // Бюллетень НИИ СГ, экономики и УЗ им. Н. А. Семашко -М.: -1997 Выпуск 4. — С. 10 -14.
- Юркив Л. Компьютеры в стоматологической практике //Дент-Арт, 1996, № 2, — с.58−62
- Янсон С.Д. Новые формы организации стоматологической помощи — реальная потребность населения //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — с.49−55
- Яценко Л.С., Гальченко В. В., Ковалёв Ю. А. Новая организационная форма повышения эффективности лечения осложнённых стоматологических заболеваний //Стоматология, 1988, 4, с.88−89
- A declaration on the Promotion of Patient’s Rights in Europe. International digest of health legislation, 1994, vol.45, N.3, — pp.411−419
- Abel-Smit В «The Reforms of the British National Health Service», Eurohealth, October 1995.- P. 14.
- Alternative system of oral cure delivery, Rep. of a WHO expert comn., Geneva, WHO, 1987, — 58 p.
- American Medical Association. Council of Medical Service, Quality of Care//JAMA- 1986. -Vol256.-P. 1032−1034.
- Annas G.J. The Righys of Patients: The Basic ACLU Guide to Patient Rignts. 2. Ed. Humana Press, Totowa, New Jersy, 1992. xvi, 314 pp.
- Ayers C., Abrams R. Workday activity of dentist and auxiliaries in a prison sitting //Dent.Res., 1999, vol.78, — pp.167
- Barmes D. Toward a better oral health future.- WHO Oral Health Programme. WHO’ORH/WHD/93. 1993.-40 p.
- Barnaud I., Morin D. Informatique et epidemiologie dentaire tratement des informations dentaires par ordinateur //Rev.Odontostom., 1972, t.9, N.6, — pp.527 539
- Billi J.E., Wise C.G., Sher S.D. Selection in a preferred provider organization enrollment //Health Serv.res., 1993, vol.28, N.5, — pp.563−575
- Blendon R., Donelan K. British public opinion on national health service reform //Health Affairs, 1989, vol.8, N.4, — pp.55−59
- Boffa J., Pekruhn R. Prediction of dental care costs by use of a probability model //Publ.Health Rep., 1975, vol.90, N.6, — pp.528−531
- Brook R.H. Quality, can me measure it? //New.Engl.J.Med., 1977, vol.296, p.170−174
- Brook R.H., Avery D.A. Quality of medical care assessment using outcome measures: executive summary//Santa Med. 1976
- Brown L.J. The long-run cost characteristics of dental practices in the USA //Soc.Sci.Med., 1989, vol.29, N.6, pp.695−703
- Bruce C.V. From the Health Care Financing Administration, JAMA, 1995, vol.273, N.10, — p.766
- Chassin M. Standart of care in medicine //Inquiry, 1988, Vol.25. P.437−453
- Christensen G. J. Posts and cores: state of the art / J. Amer. Dent. Ass. -1998.-Vol. 129, № 1.-P. 96−97.
- Collier J. The patient’s right to know, World Health, 1994, N.5, — pp. 18−19
- Cost-effectiveness of sealants in private practice and standarts for use in prepaid dental care //J.Amer.Dent.Ass., 1985, vol.110, N.1, — pp.103−107
- Could M.S.E., Picton D.C.A. An evaluation of the method of measuring forces excerted by the tongue on the teeth //Brit.Dental.J., 1963, Vol.14, — p.175
- Culyer A. Cost containment in Europe // Hlth Care Financing Rev. 1989. -Ann. Suppl. — P.21−32.
- Declaration on the Promotion of Patient’s Rights in Europe. International digest of health legislation, 1994, v.45, N 3, pp.411−419.
- Delmo L.K. Measuring health care effectiveness. Research and policy implications //IntJ.Technol.Ass.Hlth.Care, 1990, vol.6, — pp.288−294
- Dentists' Desktop Reference to Technology, Fourth Edition, 1996, pp.25, 47,48
- Dohabedian A. The Quality of Care. How can it be assessed? //JAMA, 1988, Vol.260,-pp. 12−32
- Dohabedian A. The quality of medical care methods for assessing and monitoring the quality of care to research and for quality assurance programs //Science, 1978, vol.200, p.856−864
- Doherty N.J.G., Crakes G.M. Economic specification of cost estimates in dental programs //J.Dent.res., 1985, vol.64, N.6, — pp.922−924
- Donabedian A. Measuring and evaluating hospital and medical care // Bull N Y Acad Med, — 1976, Jan.- Vol. 52.- P. 51−58.
- Donabedian A. The Definition of Quality and Approaches to its Assessment// Ann Arbor, Mich, Health Administration Press.- 1980.- P. 3−27.
- Donabedian A. The Quality of Care. How can it be assessed? // JAMA.-1988.-Vol.260-P. 12−32.
- Duguent A.M., Pradel J., Deschamps P., Mullins G. Creation d’une base de donnees en responsabilite medicale et hospitaliere: «Remedhos France». Journal de Medecine Legal, Droit Medical, 1995, v.39, pp.281−287.
- Elderton R.J. Assessing the performance of Dantists //Brit.Dent.J., 1981, 150, 5, p.133−134
- Enthoven A.C. The History and principies of managed competition //Health Affairs, 1993, N.12, — pp.24−48
- Esmanuel E.J., Esmanuel L.L. Four Models of the Physician-Patient Relationship// JAMA, — 1992.- Vol. 267.- P. 2221−2226.
- Estes E.H., Sullivan R.J. Standarts for practice: effectiveness and acceptance //Ann. intern. Med., 1978, vol.89, 5, 826−828
- Evans R.G. Implications of dental disease an economists’s perspective. // J. Canad. Dent. Ass. 1980. — Vol. 46, — N 1, P. 56−58.
- Faivre P., Malicier D. Nouveautes en matiere de responsabilite medicale. Journal de Medicine Legale, Droit Medical, 1995, v.38, N 1, pp.27−33.
- Ginzberg E. Notes on evaluating the quality of medical care //New.Engl.J.Med., 1975, vol.292,-pp.366−368
- Grainger R.M. Cost benefit analysis application to dental services. // J. Canad. dent. Ass. 1973, — Vol. 39, — N 10, — P. 639−699.
- Grant K. and Collini E. The Evolution of Management in the UK National Health Service, 1948−1995. Institute for Health Sect.Dev. № 11, -1996.
- Hinz R. Der Wert des Einsatzes von Medien zur Patientenaufklarung und Motivation //Fortschr.Kieferort. thop., 1986, Bd.47, Н. З, — ss.221−228
- Jourda G., Gaillard J. Планирование лечения с помощью компьютера //Новое в стоматологии, 2000, № 3(11), — с. 17−31
- Kassirer I.P. The quality of care and the quality of measuring it // N. Engl. J Med,-1993 .-Vol.-329.-P. 1263- 1265.
- Knoll K.H., Pantke H. Ergonomisch-hygienische Problembereiche in der zahnarztlichen Praxis //D.Z.Z., 1982, Bd.37, N.5, — ss.400−403
- Kostlan I. Oral health services in Europe, Copenhagen, 1979, 193 p.
- Lohr K.N., Donaldson M.S., Harris-Wehling J. Medicare: a strategy for quality assurance. Quality of care in a changing health care environment. // Qual. Rev. Bull. 1992-Vol. 18.-P. 120−126.
- Lohr K.N., ed. Medicare: a strategy for quality assurance, Washington, D.C.: National Academy Press, 1990.
- Mackie I.C., Lennon M.A. The relative values of preventive items in a resource related index //Comm.Dent.Health, 1984, N.1, — pp.213−219
- Mindak M. T. Service quality in dentistry: the role of the dental nurse // Br. Dent. J. 1996. Vol. 181. № 10. P. 363 368.
- Mulgrom P. et al. Determinants of the quality of restorative dental care //Med. care, 18, 1980, p.400−415
- Oshel R.E., Croft T., Rodak J. The National Practitioner Data Bank: the First 4 Years. Public Health Reports, 1995, v. l 10, N 4, pp.383−394.
- Patterns of community participation in primary health care. Copenhagen: WHO, Regional office for Europe, 1984. 134 p.
- Ralls S.A., Cohen M.E., Suthard T.E. Computer Assisted dental diagnosis //Dat.Clin.North. Amer., 1986, vol.30, 4, p.695−713
- Sanazaro P.J. Medical andit, continuing medical education and quality assurance //West. J. Med., 1976, vol.125, p.241−252
- Sheiham A. Changing trends in dental caries //Int. J. Epidemiol., 1984, vol.13, 2, p.142−147
- Sletfen G.E. Quality medical care a definition// JAMA.- 1988.-Vol.260.-P. 56−61.
- Speedling E.U., Rose D.N. Bulding an effective doctor-patient satisfaction to patient participation //Soc.Sci.Med., 1985, vol.21, 2, p. 115−120
- Tala H. Oral Health in Finland, Helsinki, 1989, 43 p.
- Vermette M.E., Doherty N.I.G. Economic growth in the US Dental Sector //J.Dent., 1989, vol.53, 8, p.480−484
- Von der Fehr F.R. Evidence of decreasing caries prevalence in Norweay //J.Dent.Res., 1992, vol.61, p.1331−1335
- Vuory H.V. Quality assurance of health services. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1982 (Public Health in Europe, N.16. — P.56−75.
- Wagner B. Ergonomie fur den Zahnarzt-Methoden und Ziele //D.Z.Z., 1974, 29, — ss.83−89
- Waldman H.B. Dental care a bargain in the past in today’s economy //Ann. Dent., 1984, vol.43, p.22−26
- Walther K. Technologie und Fortschrift von Informationssystemen in der zahnarztlichen Praxis //D.Z.Z., 1989, Bd.44, H.9, — ss.641−646
- Wang N.J. Preventive dental care of children and adolescents in the 1990s: Denmark, Iceland, Norway and Sweden //Acta Odontol.Scand., 1998, vol.56, N.3,-p.56
- Welliamson J.W. Evaluating quality of patient care: a strategy relating outcome and process assessment // J. Amer. Med. Ass., 1978, vol.218, p.564−569
- Welliamson J.W. Formulating priorities for quality assurance activity: description of a method and its application //J.Amer.Med.Ass., 1978, vol.239, p.631
- Welliamson J.W., Alexander M., Miller G.E. Continuing education and patient care research: physician response to screening test results //J.Amer.MediAss., 1987, vol.201, p.938−942
- Williams M. Quick Guide 2 //The dentist, 1997, April, pp.50−51
- Yule B., Parkin D. The Demand for dental care: an assessment //Soc.Sci.Med., 1985, N.7, — pp.753−760