Комплексное конструирование тяжелонагруженных узлов трения металлургических машин с повышенными ресурсными характеристиками при масловоздушном смазывании
Область применения ССМВ распространяется практически на любой тип неконформной смазываемой поверхности. Масловоздушное смазывание работает с минимальным расходом смазочного материала и производит только тончайшую пленку масла по всей поверхности контакта между движущимися частями. Это наилучшим образом удовлетворяет требованиям смазывания неконформных узлов трения. На основе выполненных… Читать ещё >
Содержание
- 1. Современные системы смазывания узлов трения механического оборудования. Эластогидродинамическая теория смазки. Постановка цели и задачи исследования
- 1. 1. Смазочные материалы, системы смазывания и их развитие
- 1. 1. 1. Смазочные материалы
- 1. 1. 2. Системы подачи жидкого смазочного материала
- 1. 1. 3. Развитие систем смазывания «масло — воздух»
- 1. 2. Система смазывания «масло-воздух»
- 1. 2. 1. Метод смазывания «масло — воздух» и его применение
- 1. 2. 2. Типы систем смазывания «масло — воздух»
- 1. 3. Эластогидродинамическая смазка в контакте неконформных тел
- 1. 4. Контактно — гидродинамические расчёты прогнозируемой долговечности роликоподшипников
- 1. 5. Задачи исследования
- 1. 1. Смазочные материалы, системы смазывания и их развитие
- 2. Исследование процессов смазывания узлов трения
- 2. 1. Режимы смазывания. Моделирование процесса смазывания ПК рабочих валков стана горячей прокатки
- 2. 2. Практический анализ исследования смазочного материала на экспериментальной установке
- 2. 3. Масляное голодание при смазывании ПК валков
- 2. 4. Расход смазочного материала в условиях смазывания неконформного контакта масловоздушной системой
- 2. 5. Формирование, транспортирование и нанесение смазочного слоя
- 2. 6. Выводы по главе 2
- 3. Исследование закономерностей отказов ПК рабочих валков при масловоздушном смазывании
- 3. 1. Отказы подшипников качения рабочих валков чистовой группы клетей стана 2000 г. п
- 3. 2. Анализ влияния факторов «внешней среды» на ресурс ПК
- 3. 3. Обработка статистических данных по отказам ПК
- 3. 4. Выводы по главе 3
- 4. Практическое конструирование устройств масловоздушного смазывания узлов трения
- 4. 1. Конструирование систем подачи масловоздушного потока в узел трения
- 4. 2. Масловоздушный поток. Альтернативные транспортирующие газы
- 4. 3. Охлаждающее действие воздуха в узле трения
- 4. 4. Смазочные масла и требования к ним
- 4. 5. Выводы по главе 4
- 5. Совершенствование конструкции тяжелонагруженных узлов трения при масловоздушном смазывании
- 5. 1. Новые практические подходы к защите узлов трения
- 5. 2. Защитные свойства избыточного давления воздуха в узле трения
- 5. 3. Реализация мероприятий по повышению долговечности ПК рабочих валков стана 2000 г. п
- 5. 4. Частные примеры использования результатов исследования в промышленности. Требования к комплексному конструированию узлов
- 5. 5. Выводы по главе 5
Комплексное конструирование тяжелонагруженных узлов трения металлургических машин с повышенными ресурсными характеристиками при масловоздушном смазывании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для большинства металлургических предприятий вопрос надёжности основного технологического оборудования является ключевым. К числу такого технологического оборудования относятся прокатные станы, в структуре которых работает большое количество механических систем, таких как, подшипники качения и зубчатые передачи, смазывание которых, как правило, осуществляется различными системами подачи пластичного и жидкого смазочного материала. От эффективности и качества работы смазочных систем и смазочных материалов (СМ) напрямую зависит уровень надёжности оборудования.
Поскольку основная часть отказов ПК происходит по причине износа беговой дорожки и тел качения, актуальной становится проблема создания условий снижения интенсивности их изнашивания, а соответственно повышение долговечности всего узла трения в целом.
Решение указанной проблемы может быть найдено в изменении режима смазки ПК, например создание режима эластогидродинамической смазки (ЭГД — смазки) путем применения систем смазывания «масло-воздух» и изменённых конструкций узлов трения.
Системы смазывания масляной плёнкой «масло-воздух» появились не так давно в 80-х годах 20-го века. Но, тем не менее, показали высокую эффективность по снижению расхода смазочных материалов и продлению ресурса смазываемых узлов трения на предприятиях, применяющих данное оборудование.
Система смазывания «масло-воздух» (ССМВ) была разработана для смазывания быстроходных, тяжелонагруженных подшипников качения. ССМВ показали своё преимущество при смазывании узлов трения, работающих в условиях большой запыленности, действия высоких температур и нагрузок, на участках, где существует вероятность попадания в места трения окалины, продуктов окисления смазочных материалов, охлаждающей жидкости и других вредных компонентов, повышающих износ.
Область применения ССМВ распространяется практически на любой тип неконформной смазываемой поверхности. Масловоздушное смазывание работает с минимальным расходом смазочного материала и производит только тончайшую пленку масла по всей поверхности контакта между движущимися частями. Это наилучшим образом удовлетворяет требованиям смазывания неконформных узлов трения.
Предприятия, занимающиеся разработкой и внедрением ССМВ небольшое количество, и каждое считает своё оборудование «ноу-хау», поэтому в настоящее время практически нет литературных данных по использованию систем в промышленности. Существует лишь общее поверхностное (рекламное) описание систем смазывания с примерами применения. Отсутствие подробного описания ССМВ, рекомендаций по их расчётам, подбору оборудования, выбору конструкции узлов и смазочных устройств не позволяют инженерам предприятий расширить диапазон применения систем смазывания «масло-воздух» и повысить уровень надёжности смазываемого оборудования.
Создание условий эластогидродинамической смазки в контакте неконформных тел, подбор СМ и режима его подачи, изменение конструкции узлов трения для масловоздушного смазывания является актуальной задачей исследования, решение которой позволит выйти на определённый уровень надёжности смазываемого оборудования.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ — разработка комплекса требований к конструированию систем, включающих тяжелонагруженный узел трения металлургической машины, смазочную систему «масло — воздух», элементы подачи и распределения смазочного материала, обеспечивающие создание тяжелонагруженных узлов трения повышенной долговечности.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ исследования, представленные в диссертационной работе и направленные на достижение поставленной цели:
1. Провести экспериментальные исследования по установлению параметров, которые являются определяющими для реализации режима ЭГДсмазки в ПК опор рабочих валков прокатных клетей.
2. Разработать математические модели зависимостей по определению минимального расхода СМ при масловоздушном смазывании для смазывания узлов трения с неконформным контактом.
3. Провести испытания на надёжность ПК опор рабочих валков прокатных клетей при масловоздушном смазывании.
4. Изучить процесс формирования смазочной плёнки в трубопроводе системы смазывания «масло-воздух», её процесс доставка и распределение по узлу трения.
5. Разработать общие требования к конструированию смазочных устройств и тяжелонагруженных узлов трения при масловоздушном смазывании.
6. Выполнить промышленные испытания предложенных технических решений, оценить их технико — экономическую целесообразность, внедрить наиболее эффективные решения в конструкциях тяжелонагруженных узлов трения металлургических машин, на действующих металлургических производствах.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА результатов исследования:
1. Предложена новая математическая модель расчёта минимального расхода смазочного материала в системах смазывания «масло-воздух», учитывающая конструктивное исполнение узлов трения.
2. Экспериментальными исследованиями установлено, что полное покрытие смазочным материалом поверхности трения подшипника качения достигается изменением диаметра выходного отверстия форсунки в пределах 1,2.2,5 мм и расположением её от смазываемой поверхности на расстоянии 5.5Омм.
3. На основе теории ЭГД — смазки разработан новый методологический (комплексный) подход к конструировании тяжелонагруженных узлов трения металлургических машин с повышенными ресурсными характеристиками, учитывающий не только условия их нагружения, но и конструктивное исполнение смазочных и уплотнительных устройств, их расположение в узле трения при масловоздушном смазывании, и изменении вязкости СМ в различных условиях эксплуатации.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ результатов исследования.
1. На основе предложенной методики расчёта возможна минимизация расхода СМ для узлов трения металлургических машин с различным конструктивным исполнением.
2. Внедрение разработанных конструкций смазочных устройств систем «масло-воздух» обеспечивает повышение среднего ресурса подшипников качения в 1,5.2 раза.
3. Повышение уровня безопасности систем смазывания при использовании в качестве транспортной среды негорючего газа — азот.
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ диссертационной работы. По результатам научных исследований разработаны различные конструкции смазочных устройств и узлов трения, смазывание которых осуществляется от масловоздушных систем. Разработанные узлы эксплуатируются в сталеплавильных и прокатных цехах ОАО «Магнитогорский Металлургический Комбинат».
АППРОБАЦИЯ. Основные положения и этапы диссертационной работы доложены на:
1. Научно — технической конференции по итогам научно — исследовательских работ за 2004 — 2005 г., посвященная 100-летию Г. И. Носова. г. Магнитогорск, 2006 г.
2. Международный научный симпозиум «Гидродинамическая теория смазки 120 лет», ОрёлГТУ, г. Орел, 2006 г.
3. IV международная научно — техническая конференция молодых специалистов ОАО «ММК». г. Магнитогорск, 2006 г.
4. Модернизация российской металлургии", Москва 2008 год.
5. Международная научно-техническая конференция НКМЗ. г. Краматорск, Украина. — 2009.
6. VII ежегодный семинар: «Инновационные инженерные решения в области технического перевооружения, экологии и безопасности металлургических и машиностроительных комплексов. Практический опыт: модернизация, ремонты и сервис». УрИЦ, Челябинск, 2011 г.
ПУБЛИКАЦИИ. По теме диссертационной работы опубликовано 17 печатных статей из них 8 печатных статей в изданиях по списку ВАК, получено 3 патента на полезную модель и 1 патент на изобретение.
ОБЪЁМ РАБОТЫ. Диссертация содержит введение, пять глав, выводы и приложения. Объём 163 страницы машинописного текста, в том числе 82 рисунка, 13 таблиц, 12 приложений.
Список литературы
включает 132 наименования.
Общие выводы.
Основные итоги проведённого диссертационного исследования, определяющие научную новизну и практическую значимость работы, заключаются в следующем.
1. На основе выполненных экспериментальных исследований получены закономерности изменения вязкости СМ на контакте в ПК в зависимости от класса вязкости и скорости качения. Что позволило рекомендовать замену минерального масла для ПК рабочих валков клетей № 11−13 стана 2000 г.п. с класса вязкости 460, на класс вязкости 220, и обеспечить значение коэффициента Я = 2,5.3,2 .
2. Предложены зависимости по определению минимального расхода СМ для различных неконформных узлов трения при масловоздушном смазывании, учитывающие их конструкцию (патент на изобретение № 2 114 643).
3. На основе анализа надёжности ПК, смазываемых масловоздушной системой установлено, что неравномерность распределения среднего ресурса вызвана неэффективностью уплотнительных устройств, необоснованностью выбора класса вязкости СМ и неравномерностью распределения нагрузки по узлам.
4. Изучен процесс формирования, доставки и распределения смазочной плёнки при масловоздушном смазывании. Главным условием реализации данного процесса является проявление эффекта Коанда. При этом смазочная плёнка сохраняет свои свойства неразрывности, в пределах 5−50 мм, при выходе из смазочного устройства.
5. Впервые установлено, что в качестве транспортирующей среды при эксплуатации ССМВ возможно использовать не только сжатый воздух, но и нейтральные к СМ газы, например азот, который снижает уровень пожароопасности ССМВ и способствует охлаждению узлов трения.
6. Разработаны основные требования, включающие 6 позиций (глава 5) к конструированию смазочных устройств и тяжелонагруженных узлов трения при масловоздушном способе смазывания.
7. Выполнены промышленные испытания разработанных технических решений, наиболее эффективные решения рекомендованы к внедрению в конструкциях тяжелонагруженных узлов трения металлургических машин, на действующих металлургических производствах. Применение предлагаемых мероприятий позволило повысить средний ресурс ПК рабочих валков стана 2000 г.п. в 1,3 раза.
8. Мероприятия реализованы в производственных подразделениях ОАО «Магнитогорский Металлургический Комбинат», и позволили получить экономический эффект 2 123,0 тыс. руб., что подтверждается справками о внедрении, актами использования и решениями технических советов (Приложение Л, М).
Список литературы
- Перель, Л.Я. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор Текст. / Л. Я. Перель, A.A. Филатов.- М.: Машиностроение, 1992 .-С. 608.
- Бейзельман Р.Д. и др. Подшипники качения: Справочник. М.: Машиностроение, 1975.
- Леликов О.П. Валы и опоры с подшипниками качения. Конструирование и расчёт. М.: Машиностроение, 2006.
- Анурьев В.И. Справочник конструктора машиностроителя в 3-х томах — 6-е изд. Перераб и доп. — М.: Машиностроение, 1982 — 736с.
- Вансович В.П., Палочкин В. А., Вавилов М. П. Системы для смазки металлургического оборудования методом масляного тумана за рубежом. -Металлургическое оборудование (НИИИНФОРМТЯЖМАШ), 1972, № 42.
- A.c. № 347 507 СССР, МКИ F16N 7/32. Способ смазки высокоскоростных подшипников качения. А. Б. Беренбойм, В. Ф. Зеленовский и Б. А. Минкус. 14 258 800/24−6 заявлено 03.04.70, опубликовано 10.08.79. Бюл. № 24.
- A.c. № 614 260 СССР, МКИ F16C 33/66. Подшипниковый узел со смазкой масляным туманом. В. А. Петров и Б. В. Каясов. 2 302 966/25−27 заявлено 22.12.75, опубликовано 05.07.78. Бюл. № 25.
- A.c. № 697 778 СССР, МКИ F16N 7/32. Система смазки масляным туманом. А. Б. Локшин и др. 2 620 198/25−08 заявлено 26.05.78, опубликовано 18.11.79. Бюл. № 42.
- A.c. № 703 728 СССР, МКИ F16N 7/32. Система смазки подшипниковых узлов. В. П. Бардин и др. 2 490 364/25−08 заявлено 01.06.77, опуб. 15.12.79. Бюл. № 42.
- Применение систем смазки «масло-воздух» для смазывания подшипников качения валков прокатных станов. Красноженов Н. А. // Оборудование и инструмент. Металлообработка. № 6, 2007 г.
- Система смазки «масло-воздух» типа ССПЭ-А для привода мельниц. Красноженов Н. А. // Оборудование и инструмент. Металлообработка. № 4, 2007 г.
- Опыт модернизации сортовой MHJT3. А. К. Белитченко, ПО. А. Белов, А. С. Костин, В. Г. Баначенков. А. М. Ротенберг //Журнал «Сталь», № 1. 2005 г. с. 71−75.
- A.c. № 717 477 СССР, МКИ F16N 7/32. Устройство для смазки распылением. Н. М. Рудик и В. А. Антипенко. 2 619 466/25−08 заявлено 03.05.78, опубликовано 25.02.80. Бюл. № 7.
- A.c. № 907 333 СССР, МКИ F16N 7/32. Система смазки распылённым маслом. А. Б. Локшин. 2 947 226/25−08 заявлено 27.06.1980, опубликовано 23.02.1982. Бюл. № 7.
- Патент №US5253733 МКИ F01M 1/00. Oil and Air Lubrication Device. Takeshi Miyachi.// Koyo Seiko Company Ltd., заявлено 18.08.1992, опубликовано 19.10.1993.
- Патент № 1 794 224 РФ, МПК7 F16N 7/14. Импульсная смазочная система Текст. / В. П. Буряков, A.A.Лысяк и Э. В. Эйхенвальд // Опубл.07.02.1993. Бюл № 5.
- Патент № 2 290 562 РФ, МПК7 F16N 7/32. Централизованная автоматизированная система смазки подшипниковых узлов валковых опор прокатной клети масляновоздушной плёнкой и способ осуществления смазки Текст. / Юрченко H.A. // Опубл.27.12.2006. Бюл № 36.
- Патент № 2 202 728 РФ, MITK7F16N 7/32. Централизованная регулируемая импульсная система смазки «масло воздух» Текст. / Мартинов А. П.- Христенко С.А.- Лютер Г. А- Милев А. П. // 0публ.20.04.2003.
- Патент № 55 085 РФ, M. TK7F16N 7/32. Централизованная система смазки «масло-воздух» Текст] / Тахаутдинов P.C., Юрченко Г. Н., Ромазан И. С., Железков О. С., Мироненков Е.И.// Опубл.27.07.2006. Бюл № 23−2с.: ил.
- Патент № US20090026016A1 МКИ B23Q 11/12. Oil/Air Lubrication System. Hideyumi Matumura, Hiroshi Yoshimura, Tadao Okazaki.// Koyo Seiko Company Ltd., заявлено 21.07.2008, опубликовано 29.01.2009.
- Патент № 2 414 643 РФ, МПК7 F16N 7/30. Способ автоматизированного микродозированного смазывания узлов машин с образованием эластогидродинамической текущей плёнки Текст. / Корогодина Г. П.,
- Дудоров Е.А., Тахаутдинов P.C., Федонин О. В., Корогодин В. В., Тимошенко В. И., Костенко В. А. // Опубл. 20.03.2011, Бюл № 8.
- Патент № 105 002 РФ, МПК7 F16N 7/30. Система смазки «масло-воздух» Текст. / Корогодин В. В., Тимошенко В. И., Демьяненко A.B., Дудоров Е. А., Зубов Д. О. // Опубл. 27.05.2011, Бюл № 15.
- ГОСТ 20 765–87 Системы смазочные. Термины и определения.
- Патент № 58 656 РФ, МПК7 F16N 7/38. Смазочная станция Текст. / Юрченко Г. Н., Лебедев С. А. // Опубл.27.11.2006.
- Каталог компании REBS. www.rebs.de
- Патент № 55 086 РФ, MITK7F16N 27/00. Устройство для дозированной подачи смазки Текст. / Морозов A.A., Юрченко Г. Н., Сеничев Г. С. // Опубл.27.07.2006.
- Каталог смазочного оборудования ЗАО «Металлпромсервис».
- Справочник по триботехнике. В Зт., т.2: Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения/ Под общ. ред. М. Хебды, А. В. Чиченадзе. М.: Машиностроение, 1990 г. 416с
- ГОСТ 27 674 Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения.
- Крагельский И.В. Трение и износ.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1968, — 479 е.: ил.
- Трение, изнашивание, смазка: Справочник в 2-х томах/ Под ред. И. В. Крагельского, В.В. Алисина-М.: Машиностроение, 1984 г. 400с.
- Коднир Д.С. Эластогидродинамический расчет деталей машин Текст. / Д. С. Коднир, Е. П. Жильников, Ю. И. Байбородов. М.: Машиностроение, 1988. -166 с.
- Коднир Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин.- М.: Машиностроение, 1976. С. 304.
- Уилсон Д, Уонт. Анализ процесса образования смазочной плёнки при осадке в условиях плоской деформации. // Проблемы трения и смазки, № 4, 1974 г.
- Оценка температуры в зоне жидкостного трения по интенсивности тепловых шумов смазочной плёнки. Корнфорд С. Ф., Чекашова Н. В. // Труды Международного научного симпозиума. Гидродинамическая теория смазки 120 лет. Изд. Машиностроение-1, ОрёлГТУ. 2006 г.
- Прочность масляной плёнки и износ металлов при несовершенной смазке. Л. В. Елин. // Трение и износ в машинах, сб.5. Шд. АН СССР, 1959 г.
- Автоматическая смазка Преимущества и варианты конструкций. Lincoln // Журнал «Смазка машин». / Июнь 2001. С. 26−33.
- Патент № 55 130 РФ, MITK7G01M 13/04. Установка для измерения момента сопротивления в подшипниках качения Текст. / Жиркин Ю. В., Железков О. С., Мироненков Е. И., Юрченко Г. Н., Дудоров Е. А. // Опубл. 27.07.2006, Бюл № 21−2с.: ил.
- Дудоров Е.А. Физическое моделирование режима смазки подшипниковых узлов рабочих валков прокатных станов. Жиркин Ю.В.- Мироненков Е.И.- Дудоров Е. А. // Известия ВУЗов. Чёрная металлургия. 2007.№ 4.С.54−56.
- Пинегин C.B. Трение качения в машинах и приборах,— М.: Машиностроение, 1976. С. 264.
- Дудоров Е.А., Мироненков Е. И., Жиркин Ю. В., Материалы Научно -технической конференции по итогам научно исследовательских работ за 2004 — 2005г. Магнитогорск, МГТУ, 2005 г.
- Веников, В.А. Теория подобия и моделирования Текст. / В. А. Веников, Г. А. Веников, — М.: Высш. шк., 1984. 439с.
- Кирпичев М.В. Теория подобия. М.: АН СССР, 1953. С. 95.
- Седов JI.M. Методы подобия и размерности в механике. М.: Наука, 1987. С. 432.
- Кламанн Д. Смазки и родственные продукты. Синтез. Свойства. Применение. Международные стандарты.: Пер. с англ. / Под ред. Ю. С. Заславского, — М.: Химия, 1988. -488 с.
- Дудоров Е.А. Влияние вязкости минеральных масел на температурный режим подшипниковых узлов рабочих валков прокатных станов. Жиркин Ю.В.- Мироненков Е.И.- Дудоров Е.А.- Резванов С. Б. // Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2006.№ 1.С.58−60.
- Жиркин Ю.В. К расчёту осевых усилий в валковой системе прокатных клетей кварто. Известия ВУЗов. Чёрная металлургия 10.1981.
- Главный каталог фирмы SKF. www.SKF.com
- Каталог подшипников фирмы NSK. www.NSK.com
- Коднир Д.С. Теоретические исследования и практические приложения контактной гидродинамики. Трение и износ. Т1, № 3. 1985 г.
- Дудоров Е.А. Влияние тепловыделения в контакте качения на толщину масляной плёнки. Дудоров Е. А., Жиркин Ю. В. // Материалы 65-й научно-технической конференции: Сб. докл. Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2007.-Т.1. С.213−216.
- Дудоров Е.А. Работоспособность подшипников качения рабочих валков чистовой группы клетей стана горячей прокатки при их смазывании системой «масло-воздух». Мироненков Е. И., Жиркин Ю. В., Дудоров Е. А. // Тяжелое машиностроение. 2007. № 2.С. 19−20.
- Васин В.Н., Коднир Д. С. Влияние термоэффекта входной зоны контакта на толщину смазочной плёнки. // Трение и износ. Т4, № 3. 1985 г.
- Бру Д.Е., Хэмрок Б. И. Анализ влияния масляного голодания на гидродинамическую смазку при контакте тел с плохим прилеганием. / Проблемы трения и смазки. 1982.№ 3.С. 112−129.
- Подшипники качения: Справочник каталог/ Черменский О. Н., Федотов Н. Н. — М.: Машиностроение, 2003. — 576с.
- Дроздов Ю.Н. Прогнозирование изнашивания с учётом механических, физико химических и геометрических факторов. // Институт машиноведения им. А. А. Благонравова.
- Влияние смазки и загрязнений на ресурс подшипника. // Evolution. Деловой и технический журнал фирмы SKF № 2, № 3, 2010 г.86.Каталог компании Markel.
- Уплотнения и уплотнительная техника: Справочник/ Л. А. Кондаков, А. И. Голубев, В. Б. Овандер и др. Под общ. ред. А. И. Голубева, Л. А. Кондакова. М.: Машиностроение, 1986. — 464с.
- Галимзянов Ф.Г. Турбулентное движение в гидросистемах, 1980, 88с.
- Сидоров М.Д. Справочник по воздуходувным и газодувным машинам, 1962, 260 с.
- Абрамович Г. Н., Гиршович Т. А., Крашенников С. Ю., Секундов А. Н., Смирнова И. П. Теория турбулентных струй. М.: Наука, 1984.91 .Белоцерковский С. М., Хлапов Н. В. Моделирование влияния диффузии вихрей на турбулентные характеристики струй. С. 94- 103.
- Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа, 1978, 736 с.
- Белоцерковский С. М., Ништ М. И. Отрывное и безотрывное обтекание крыльев идеальной жидкостью. М.: Наука, 1978.
- Шадловский О.Н. Динамика вихрей и теплоперенос в потоке вязкой жидкости, 2001, 142 с.
- Гиневский А. С. Теория турбулентных струй и следов. М.: Машиностроение, 1969.
- Y.Akamatsu, M.Mori. Minimizing Lubricant Supply in an Air-Oil Lubrication System // NTN Technical Review No.72−2004/
- Патент № 2 381 853 РФ, МПК7В21В39/00. Водоохлаждаемый узел ролика прокатного стана Текст. / Тахаутдинов Р. С., Корогодин В. В., Дудоров Е. А., Тимошенко В. И., Вагизов А. И., Костенко В. А. // Опубл. 20.02.2010, Б. № 5.
- Абрамзон JI.C. Гидравлика. Истечение жидкостей через отверстия и насадки. Гидравлические струи, 1981, 88 с.
- Дудоров Е.А. Повышение надёжности подшипниковых узлов рабочих валков. Дудоров Е.А.- Резванов С. Б. // Молодёжь. Наука. Будущее. Вып.6: Сб. науч. Тр. студентов / Под ред. Л. В. Радионовой. Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2006. С. 108−111.
- Дудоров Е.А. Модернизация подшипникового узла с целью продления его ресурса. Дудоров Е. А., Жиркин Ю. В. // Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2007. № 4.С.94−96.
- Дудоров Е.А. Повышение герметизации подшипниковых узлов рабочих валков клети «Кварто». Дудоров Е.А.- Жиркин Ю.В.- Паршин П. Р. // Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2009.№З.С.58−61.
- Патент № 68 384 РФ, МПК7 В21В31/02. Узел рабочего валка Текст. / Жиркин Ю. В., Дудоров Е. А., Мироненков Е. И., Алешкевич К. Г., Платов С.И.//Опубл. 27.11.2007.
- A.A. Халафян. STATISTICA 6. Статистический анализ данных. 3-е изд. М.: ООО «Бином-Пресс», 2007 г. — 512 с.
- Жиркин Ю.В. Надежность, эксплуатация и ремонт металлургических машин: Учебное пособие. Москва: «Теплотехник», 2009. — 336 с.
- Жиркин Ю.В. К расчёту осевых усилий в валковой системе прокатных клетей кварто. Известия ВУЗов. Чёрная металлургия 10.1981.
- Технологическая инструкция ЛПЦ№ 10.111. www.timken.com112. www.spzgroup.ru
- Дудоров Е.А. Опыт повышения ресурса подшипниковых узлов рабочих валков стана 2000 горячей прокатки ОАО «ММК» Дудоров Е.А., Жиркин Ю. В. // Чёрные металлы, Ноябрь, 2012 года.
- Rolling Bearing Lubrication. FAG OEM und Handel AG. // Publ No/ WL81 115/4EA.
- Тимкен. Смазка подшипников. Отраслевой каталог 2005 г.
- РЕБС. Система смазки TURBOLUB A01−500.2RZM.G1.S7.TP177 Инструкция по эксплуатации. REBS Zentralschmiertechnik GmbH.
- W.Mitchell. Automated Lubrication Benefits and Design Options // Lincoln, 2001.
- SKY JET Lubrication with Oil and Air // BIJUR DELIMON, P20051GB.
- Патент № 2 313 032 РФ, МПК7 F16N 25/00. Встроенный делитель потока Текст. / Тахаутдинов Р. С., Шмаков В. И., Юрченко Г. Н. // Опубл.20.12.2007. Бюл № 23−2с.: ил.
- Каталог SMC. Пневматика. 2009 г.
- ГОСТ 17 433 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности.
- А63.00.00 ПС Паспорт и руководство по эксплуатации смазочной станции.123. www.festo.ru
- Гейер В.Г. Гидравлика и гидропривод, 1981, 296 с.
- Иоффе A.M., Мазур И. А. Гидравлическое, пневматическое и смазочное оборудование металлургических цехов. М.: ЗАО «Металлургиздат», 2009. -960с., ил.
- Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник / И. Г. Анисимов и др.- Под ред. В. М. Школьникова. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Издательский центр «Техинформ», 1999. -596с.: ил.
- ГОСТ 26 191–84. Масла, смазки и специальные жидкости.
- ISO 4406. Приводы гидравлические. Жидкости. Метод кодирования степени загрязнения твердыми частицами.
- Дудоров Е.А. Эластогидродинамический расчёт подшипников качения рабочих валков стана 2000 ОАО «ММК» Дудоров Е.А., Жиркин Ю. В.,
- Мироненков. // Производство проката. Издательство «Наука и технологии» 2008 г. № 3.
- Дудоров Е.А. Повышение стойкости механического оборудования сортовой МНЛЗ. Дудоров Е. А., Вагизов А. И. Материалы международной научно-технической конференции НКМЗ, Украина. г. Краматорск. 2010.
- ГОСТ ИСО/ТО 12 100−2-2002 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования.