Техническое переоснащение моторного учатска
Организация контроля за качеством на объекте проектирования Нормирование труда осуществляется плановым отделом СТО. Порядок выполнения сменного задания и контроль за качеством частично обеспечивает производственный мастер, периодически работу проверяет начальник производства. В реконструируемом моторном участке система мер поощрения труда рабочих следующая — за выполнение сменных заданий… Читать ещё >
Техническое переоснащение моторного учатска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
моторный ремонт автомобиль производственный
Рост парка автомобилей индивидуального пользования ставит ряд острых вопросов, основными из которых являются: развитие производственно-технической базы для технического обслуживания, ремонта и хранения автомобилей; производство, восстановление и продажа запасных частей; обеспечение безопасности движения и охраны окружающей среды; улучшение и расширение дорожной сети.
Рыночная экономика требует минимизации себестоимости любой продукции, чтобы выигрывать соревнования по ценам у конкурентов. У всех предприятий заметную долю средств производства составляет колесная и гусеничная техника, поэтому важным направлением снижения себестоимости является сокращение времени простоя машин в ремонте. Только у крупных предприятий это может быть обеспечено деятельностью собственных хорошо оснащенных ремонтных баз. Для остальных содержание ремонтников, соответствующих помещений и оборудования является тяжким бременем. Все больше владельцев техники понимают невыгодность содержания ремонтных цехов.
Для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии работы по ТО и ремонту владелец проводит на станциях технического обслуживания или выполняет их полностью или частично сам. При этом регулярность и своевременность проведения работ также зависят от самого владельца. Частные владельцы автомобилей не имеют свободного времени на ремонт — в условиях рынка все труднее даются заработки, все больше времени ухолит на обеспечение нормальных условий жизни. Наемные водители, напряженность труда которых возрастает из года в год, все чаще возражают против выполнения ремонтных работ своими силами — это не их специальность.
Выполнение услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей задача не из простых. Для ее выполнения требуются не только грамотные, высоко технически образованные, имеющие большой опыт работы в сфере ремонта и обслуживания узлов и агрегатов в целом, специалисты, но и технологическое оборудование, облегчающее выполнение работ и повышающее их качество, а значит и срок службы.
В настоящее время очень мало станций технического обслуживания, занимающихся капитальным ремонтом двигателей иномарок, могут предоставлять спектр услуг по восстановлению изношенных, но ремонтопригодных деталей. Это объясняется отсутствием подходящего, для выполнения работ по восстановлению деталей, оборудования и высоко квалифицированных специалистов. Зачастую такие станции устанавливают новые, поставляемые заводом, запасные части. Такой подход к выполнению ремонта, незначительно уменьшает время простоя автомобиля, но значительно влияет на стоимость ремонта, гак как новые запасные части имеют высокую стоимость.
У большинства потребителей существует мнение, что установленная новая деталь значительно дольше прослужит, чем отремонтированная. Это мнение ошибочно. В России очень мало заводов изготовителей занимающихся изготовлением запасных частей для грузовых автомобилей, пользуясь этим, они зачастую изготавливают не качественные детали из-за нарушения технологии или процесса изготовления. Это объясняется низкой конкуренцией на рынке, а значит и низким стремлением к увеличению качества продукции.
Эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации транспортного процесса и свойств автомобилей сохранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобиля его функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изнашивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого они изготовлены и др. В автомобиле появляются различные неисправности, которые снижают эффективность его использования. Для предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию и ремонту.
Техническое обслуживание — это комплекс операций или операция по
поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению, при стоянке, хранении или транспортировании. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке, через строго определенные периоды эксплуатации автомобиля.
Ремонт — это комплекс операций по восстановлению работоспособности и восстановлению ресурса автомобиля или его составных частей. Ремонт проводится по потребности, которую выявляют в процессе технического обслуживания.
Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля предшествует оценка его технического состояния (диагностирование). Диагностирование при техническом обслуживании проводят для определения его необходимости и прогнозирования момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров, измеренных при контроле с предельными параметрами.
Несвоевременное техническое обслуживание создает благоприятные условия для дорожно-транспортных происшествий, предельных износов и поломок узлов и деталей автомобилей. Наиболее часто отказы возникают по двигателю. По числу отказов на двигатель автомобиля приходится примерно половина всех отказов.
В настоящее время большая задача ложиться на автомобильный транспорт, когда постоянно снижается объем производства, в том числе наблюдается, снижение выпуска автомобильный транспорт ожидает больших перемен, связанных с тремя основными факторами. Первым фактором является изменение ситуации, связанной с проблемой энергетических ресурсов. Транспорт почти полностью зависит от нефти, запасы которых истощаются. Вторым фактором, диктующим необходимость перемен, является современное состояние самой транспортной системы. Таким образом, необходимость перемен назревает в связи с тем, что существующая система не может удовлетворять всем требованиям, которые к ней предъявляются. Третьим фактором является разработанные в последние годы новые технологии, способные привести к радикальным изменениям в способах транспортировки и разработки новой системы, которая лучше существующей.
Обеспечение высокой технической готовности автомобилей при снижающемся поступлении автомобилей и запасных частей, можно достичь за счет значительного улучшения технологии ремонта подвижного состава, улучшение организации работы технической службы отдельных зон, участков, повышение дисциплины работников, организации выпуска и реставрации запасных частей автомобиля. Также, должна повыситься роль руководителя производства, именно от его руководства зависит быстрота и качество ремонтных работ.
Чтобы это обеспечить, в данном проекте было предложено проанализировать и внести предложение по улучшению организации труда в моторном участке. Моторный участок является одним из основных участков, входящих в техническую службу автотранспортного предприятия, работа которого оказывает большое влияние на техническое состояние пассажирского и грузового автомобильного транспорта.
Описание моторного участка станции технического обслуживании СТОА «Центральная»
Моторный участок станции предназначен для выполнения всех видов ремонта двигателей (капитальный, текущий внеплановый ремонт).
Целью выполнения дипломного проекта является техническое переоснащение универсального слесарного участка СТОА «Центральная», методом разделения его на моторный и агрегатный участки. Существующие посты по ремонту двигателей и агрегатов имеют не полный список технологического оборудования вследствие чего, не может предоставлять полный спектр услуг по ремонту двигателей внутреннего сгорания и других агрегатов автомобиля. Часть работ по ремонту двигателя выполняется на другом предприятии, с которым заключен договор, что увеличивает затраты на ремонт и время простоя автомобиля.
Объектом дипломного проекта является техническое переоснащение моторного участка на стации технического обслуживания легковых автомобилей «Центральная»
Предметом дипломного проекта является процесс организация и технология технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей на СТОА.
Задачей дипломного проекта является совершенствование организации и технологии процессов технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, что используется для:
— выявления и оценки состояния производственно — технической базы станции технического обслуживания в целом и цехов, участков, отделений в отдельности;
— техническое обоснование развития производственно — технической базы;
— расчет производственной программы автотранспортного предприятия.
В данном дипломном проекте предприняты меры по улучшению технологического процесса ремонта автомобилей и к увеличению видов выполняемых работ станции технического обслуживания. Ожидаемый эффект от изменения технологического процесса ремонта автомобилей и внедрения нового оборудования: увеличение прибыли, снижение затрат на транспортировку, снижение трудовых затрат, увеличение качества выполняемых работ, снижение время простоя автомобилей в зоне ожидания.
1. Исследовательский раздел
1.1 Характеристика предприятия
В настоящее время в Омской области существует множество станций технического обслуживания занимающихся ремонтом автомобилей отечественного и зарубежного производства. А именно: ремонтом двигателей внутреннего сгорания работающих как на бензиновом, так и на дизельном топливе, тормозных систем, рулевого управления и ходовой части, систем электроснабжения автомобиля.
По проведенному мониторингу по городу Калачинску Омской области, с целью выявления конкурирующих станций технического обслуживания, было выявлено 2 конкурентоспособные станции, одна из которых расположена в трёх километрах от города. Вторая станция располагается на окраине города.
Все станции выполняют практически одинаковый перечень работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. На всех станциях расточка блока цилиндров и шлифовка коленчатых валов производится на станциях технического обслуживания города Омска, что приводит к более высоким затратам на ремонт и к увеличению простоя автомобиля в ремонте. Ремонт изношенных, но ремонтопригодных деталей не производится.
Станция технического обслуживания автомобилей «Центральная» находится в центральной части города Калачинска по адресу ул. П. Ильичева 6 вблизи дороги ведущей в город, что увеличивает возможность заезда автомобилей, едущих через город, на станцию, в связи с внезапной поломкой. В то же время она обладает удобным подъездом для автовладельцев города Калачинска. Так же при станции имеется магазин автозапчастей, что ускоряет процесс ремонта, так как не нужно дожидаться доставки необходимых запасных частей.
СТОА «Центральная» выполняет все виды работ связанных с техническим обслуживанием и ремонтом легковых автомобилей, а так же грузовых малой грузоподъёмности отечественного и зарубежного производства.
Виды работ выполняемых на СТОА «Центральная»:
— капитальный и внеплановый ремонт ДВС любой сложности;
— ремонт и замена электрооборудования;
— замена агрегатов;
— регламентные работы по видам ТО;
— ремонт топливной аппаратуры;
— ремонт коробок передач и раздаточных коробок;
— ремонт рулевого управления, передней оси;
— ремонт подвески.
Станция технического обслуживания «Центральная» основана в 1999 году и находится в частном владении Ботова Анатолия. Станция занимает участок площадью 830 м2, включая прилегающую территорию.
1.2 Характеристика моторного участка и режим работы
Моторный участок предназначен для ремонта двигателей внутреннего сгорания, замены изношенных деталей двигателя (поршней, поршневых пальцев, замены вкладышей шатунных и коренных подшипников на вкладыши ремонтного размера) на детали ремонтного размера, а так же регулировки двигателя.
Участок работает с 9.00 до 18.00 перерыв на обед с 12.00 до 13.00.
Состав рабочих моторного участка представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 — Состав рабочих моторного участка
Специальность | Разряд | Количество | Выполняемые работы | |
Моторист | Замены и притирка клапанов, расточка (замена) гильз, коленчатых валов, замена вкладышей коленчатого вала. | |||
Для выполнения дипломного проекта, на станции технического обслуживания, был проведён анализ выполненных ремонтов моторным участком за предыдущий 2010 год. Сведения представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 — Вид и количество представляемых услуг за 2010 год
Вид выполненных работ | Зарубежные автомобили | Отечественные автомобили | |
Капитальный ремонт ДВС | |||
Регулировка углов установки колёс | |||
Регулировка СО | |||
Диагностика систем двигателя | |||
Диагностика ходовой части и рулевого управления | |||
Замена технических жидкостей | |||
1.3 Недостатки в работе технической службы и предложения по их устранению
Ни одна из станций технического обслуживания города Калачинска, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей не имеет в своём распоряжении автомобиль технической помощи или эвакуатор. Наличие такого транспорта в своём распоряжении повысит конкурентоспособность предприятия перед конкурирующими станциями.
Предложения по устранению недостатков:
Арендовать (купить) автомобиль технической помощи или эвакуатор. Или заключить договор с фирмой предоставляющие такие услуги.
Недостатки в работе моторного участка К недостаткам на моторном участке можно отнести следующее:
— недостаточное количество технологического оборудования;
— отсутствуют графики обслуживания и ремонта технологического оборудования;
— плохое искусственное освещение;
— не соблюдаются правила техники безопасности, контроль за соблюдением правил проводится формально, нет инструктажей.
1.4 Технологическая связь с другими участками
Моторный участок напрямую связан с зоной текущего ремонта, двигатель снимается в этой зоне и поступает на участок мойки. После мойки двигатель поступает на промежуточный склад. По мере освобождения рабочих мест в моторном участке на него поступают двигатели из промежуточного склада.
После ремонта на двигателе производят все необходимые регулировки и проверяют наличие течей.
Затем двигатель поступает обратно на промежуточный склад.
1.5 Перечень технологического оборудования на моторном участке
Перечень технологического оборудования представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3 — Перечень технологического оборудования
Наименование оборудования, краткая характеристика | Количество | Габаритные размеры мм х мм | Площадь, м2 | Мощность электродвигателя, кВт | |
Станок вертикально-сверлильный | 700×700 | 0,49 | |||
Гаражный двухстоечный подъёмник | 1750×1560 | 2,8 | |||
Стенд для сборки двигателя | 800×700 | 4,5 | ; | ||
1.6 Состояние техники безопасности на моторном участке
Состояние инструмента и технологического оборудования находится на должном уровне за исключением того, что отсутствует график обслуживания и ремонта этого оборудования. На моторном участке имеются средства оказания первой помощи. Средства пожаротушения находятся в исправном состоянии. Недостаточное количество искусственного освещения.
1.7 Предложения по устранению недостатков на моторном участке
Для обеспечения безопасных и благоприятных условий труда на рабочих местах предложены следующие мероприятия:
— Обязать мастера не реже одного раза в неделю проводить дополнительные инструктажи по технике безопасности и правилам эксплуатации имеющегося оборудования
— Обязать мастера разработать график обслуживания и ремонта технологического оборудования
— Добавить новые, помыть существующие светильники.
2. Технологический раздел
2.1 Исходные данные для расчёта
Число автомобилей обслуживаемых СТО в год- =1250 ед;
Тип станции обслуживанияуниверсальная;
Расположение СТОАг. Калачинск;
Распределение объёма уборочно-моечных работ по видам мойки, в% механизированная мойка (туалетная) — d=40;
Ручная шланговая мойка (углубленная);
Количество заездов одного автомобиля для выполнения противокоррозионной обработки кузова- nПК-1;
Среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей-=18 000 км;
Число заездов в год на СТО одного комплексно обслуживаемого автомобиля- =2;
Режим работы СТО Д.Р.Г.- 305 дней;
Число смен работы в сутки —С=1 см.
Продолжительность смены-8.
2.2 Технологический расчёт СТО
Расчёт суммарного годового пробега автомобилей Суммарный годовой пробег автомобилей на проектируемой СТОА, определяется по формуле:
(2.1)
(км)
Примерная мощность проектируемой СТОА (число рабочих постов) принять 6.
2.3 Расчёт производственной программы по ТО и ТР автомобилей
Годовая трудоёмкость работ по противокоррозионной обработке автомобилей определяется по формуле:
(2.2)
где tПК— разовая трудоёмкость противокоррозионной обработки на один заезд автомобиля
(чел.час)
Распределение трудоемкости ТО и ТР по видам работ и месту их выполнения Распределение трудоемкости производится в зависимости от числа рабочих постов СТОА (Н., табл. 8.2).
Таблица 2.1 — Распределение объема работ по видам и месту их выполнения
Виды работ | Распределение по видам работ | Распределение по месту выполнения | |||||
% | Трудоёмкости | % | Трудоёмкости на постах | % | Трудоёмкости на участках | ||
Диагностические | ; | ; | |||||
ТО в полном объёме | ; | ; | |||||
Смазочные | ; | ; | |||||
Регулировочные по установке углов передних колёс | ; | ; | |||||
Ремонт и регулировка тормозов | ; | ; | |||||
Электротехнические | |||||||
По приборам системы питания | |||||||
Аккумуляторные | |||||||
Шиномонтажные | |||||||
Расчёт числа производственных рабочих в количестве технологически необходимых рабочих на рабочих постах и производственных участках Технологическое количество рабочих определяется по формуле:
(2.3)
где Т— годовая трудоёмкость работ по участкам, цехам, отделениям, чел. час;
ФРВ— номинальный годовой фонд времени рабочих, ч (ОНТП-01−91,Н., стр. 47)
Штатное количество рабочих определяется по формуле:
(2.4)
где ФР— эффективный годовой фонд времени рабочего, ч (ОНТП-0191,Н., стр. 47)
Таблица 2.2 — Расчёт числа технологически необходимого и штатного количества рабочих
Виды работ | Дни работы в году | Количество смен | Номинальный годовой фонд рабочего времени рабочих | Годовая трудоёмкость работ | Расчётное число технологических рабочих | Эффективный годовой фонд времени рабочих | Штатное количество рабочих | |||
расчётное | принятое | расчётное | принятое | |||||||
Работы, выполняемые на рабочих постах | ||||||||||
Диагностические | 3,1 | 3,5 | ||||||||
ТО в полном объёме | 6,2 | |||||||||
Смазочные | 2,1 | 2,3 | ||||||||
Регулировочные по установке углов установки передних колёс | 3,1 | 3,5 | ||||||||
Ремонт и регулировка тормозов | 2,1 | 2,3 | ||||||||
Электротехнические | 2,5 | 2,8 | ||||||||
По приборам системы питания | 2,2 | 2,5 | ||||||||
Аккумуляторные | 0,2 | ; | 0,2 | ; | ||||||
Шиномонтажные | 0,3 | ; | 0,3 | ; | ||||||
Ремонт систем, агрегатов и узлов | 4,1 | 4,7 | ||||||||
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | 27,2 | 30,9 | ||||||||
Окрасочные | 29,3 | 33,3 | ||||||||
Обойные | 1,2 | |||||||||
Итого на рабочих постах: | ||||||||||
Уборочно-моечные (ручная) | 14,1 | |||||||||
Противокоррозионные | 7,8 | 8,9 | ||||||||
Всего на рабочих постах: | 105,3 | 119,4 | ||||||||
Работы, выполняемые в ремонтных участках | ||||||||||
Электротехнические | 0,6 | 0,7 | ||||||||
Продолжение таблицы 2.2 | ||||||||||
По приборам системы питания | 0,9 | 1,0 | ||||||||
Аккумуляторные | 1,9 | 2,1 | ||||||||
Шиномонтажные | 0,7 | 0,8 | ||||||||
Ремонт систем агрегатов и узлов | 4,1 | 4,7 | ||||||||
Кузовные арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) | 9,0 | 10,3 | ||||||||
Обойные | 1,0 | 1,2 | ||||||||
Слесарно-механические | 5,1 | 5,9 | ||||||||
Итого в ремонтных участках: | ; | ; | 23,3 | ; | 26,7 | |||||
Всего: | ; | ; | 128,6 | ; | 146,1 | |||||
В связи с недостаточным объёмом работ, выполняемых на постах и ремонтных участках, требуется объединение некоторых работ.
Объединены работы:
— электротехнические участковые с участковыми работами по приборам системы питания;
— шиномонтажные с постовыми шиномонтажными;
— аккумуляторные работы, выполняемые на ремонтных участках с аккумуляторными постовыми.
Рабочие выполняющие работы в ремонтных участках идут выполнять свои функции на рабочих постах и наоборот.
Расчёт числа вспомогательных рабочих Численность вспомогательных рабочих составляет 20−30% от числа штатных производственных рабочих
(2.5)
чел.
Принимаем РШВ37 чел Таблица 2.3 — Распределение вспомогательных рабочих по видам работ
Виды вспомогательных работ | % | Количество рабочих | ||
Расчётное | Принятое | |||
Ремонт и обслуживание технологического оборудования | 9,25 | |||
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, оснастки и инструмента | 7,4 | |||
Транспортные работы | ; | ; | ; | |
Приём, хранение, выдача материальных ценностей | 7,4 | |||
Перегон ПС | 3,7 | |||
Уборка производственных помещений и территорий | 5,55 | |||
Обслуживание компрессорного оборудования | 3,5 | |||
Итого | ||||
Определение количества рабочих постов, вспомогательных постов и автомобиле-мест ожидания Расчёт числа рабочих постов ТО и ТР Посты ручной шланговой (углубленной) мойки, посты диагностирования, ТО, ТР, окрасочных, регулировочных, кузовных, противокоррозионных работ определяются по формуле:
(2.6)
где ТП- годовой объем постовых работ, чел. час;
— коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТОА, (Н., стр. 229)
= 1,15;
ДРГ— дни работы в году станции обслуживания;
Тк— продолжительность смены, в часах;
РСР— среднее число рабочих одновременно работающих на посту, чел., (Н., стр. 229);
РСР— до 2 чел. на постах ТО и ТР (принимается в зависимости от организации технологического процесса на постах);
РСР— 1,5 чел. кузовные на постах кузовных и окрасочных работ;
Счисло смен работы постов;
— коэффициент использования рабочего времени поста, (Н., стр. 229),
= 0,9.
Посты механизированной (туалетной) мойки
(2.7)
где NC— суточное число заездов автомобилей для выполнения уборочно-моечных работ;
— коэффициент неравномерности поступления автомобилей на участок уборочно-моечных работ (Н., стр. 229):
= 1,3−1,5 для СТОА до 10 рабочих постов;
= 1,2−1,3 для СТОА от 11 до 30 рабочих постов;
= 1,1−1,2 для СТОА более 30 рабочих постов;
— суточная продолжительность работы уборочно-моечного участка, час;
— производительность моечной установки по технической характеристики, ам/час;
— коэффициент использования рабочего времени поста, (Н., стр. 229).
= 0,9.
Суточное число заездов автомобилей для выполнения уборочно-моечных работ
(2.8)
Принимаем ХЕО=1 пост Таблица2.4 — Расчёт числа постов ТО и ТР
Виды работ | ТП, чел. час | ц | Дрг | С | ТС | Рср | Ю | Число постов | ||
расчётное | Принятое | |||||||||
Диагностиечские | 1,15 | 1,15 | 0,9 | 1,12 | ||||||
ТО в полном объёме | 1,15 | 1,15 | 0,9 | 4,48 | ||||||
Смазочные | 1,15 | 1,15 | 0,9 | 1,49 | ||||||
Регулировочные по установке углов установки колёс | 1,15 | 1,15 | 0,9 | 2,25 | ||||||
Недостаточный объём постовых работ (расчётное число постов менее 0,5−0,7) требует объединения технологически совместимых работ постов с целью получения близкого к целому числу постов до 1
Объединены посты:
— электротехнические, аккумуляторные;
— ремонт агрегатов и узлов, шиномонтажные работы.
Расчёт числа вспомогательных постов приёмки и выдачи автомобилей При расчете числа постов приемки автомобилей условно можно принять, что ежедневное число принимаемых автомобилей равно числу заездов автомобилей на СТОА.
Количество постов приёмки
(2.9)
гдечисло заездов одного автомобиля на ТО и ТР в год (Н., стр. 223);
— коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТОА, (Н., стр. 230):
= 1,1−1,5;
— продолжительность работы участка приемки в сутки, час;
— пропускная способность поста приемки, авт/час (Н., стр. 230),
= 2ч3.
Количество постов приемки принимаем равным 2.
Количество постов выдачи:
Так как приемка автомобилей осуществляется как правило в первой половине дня, а выдача во второй то посты приёмки используются для выдачи автомобилей.
Определение количества вспомогательных постов сушки (обдува) на участках уборочно-моечных работ и сушки после окраски в окрасочном отделении Число постов сушки (обдува) автомобилей на участке уборочно-моечных работ определяется исходя из пропускной способности поста приемки.
(2.10)
Число остальных вспомогательных постов принимается из расчёта 0,25−0,5 от числа рабочих постов Число постов сушки после окраски определяется производственной программой и пропускной способностью оборудования. Пропускная способность комбинированной окрасочно-сушильной камеры может быть 5−6 автомобилей в смену
(2.11)
постов Определение числа автомобилемест ожидания ТО и ТР Количество автомобилемест ожидания на производственных участках СТОА составляет 0,5 на один рабочий пост.
Таблица 2.5 — Расчёт числа автомобилемест ожидания
Виды работ | Число рабочих постов | Число автомобиле мест ожидания | ||
расчётное | принятое | |||
Контрольнодиагностические и регулировочные, в том числе: — диагностические; — ремонт и регулировка тормозов, шиномонтажные; Регулировочные по установке углов управляемых колёс | ||||
ТО и ремонт, в том числе: — ТО в полном объёме; — смазочные работы; — электротехнические, аккумуляторные; — по приборам системы питания; | ||||
Кузовные и арматурные, обойные | ||||
Окрасочные | ||||
Противокоррозионные | ||||
Итого | ||||
Таблица 2.6 — Сводная таблица количества постов СТОА
Наименование постов | Количество | |
1 Специализированные посты контрольнодиагностических и регулировочных работ: — диагностические; — регулировочные по установке углов установки колёс; — ремонт и регулировка тормозов | ||
2 Посты ТО и ремонта: — ТО в полном объёме; — смазочные; ТО и ремонт приборов системы питания и электрооборудования; ТР узлов, систем и агрегатов | ||
3 Посты ремонтно-кузовных, обойных и арматурных работ | ||
4 Посты окрасочных работ | ||
5 Посты противокоррозионной обработки | ||
6 Посты уборочно-моечных работ: — ручной, шланговой мойки; — механизированной мойки | ||
7 Вспомогательные посты: — посты приемки автомобиля; — посты выдачи автомобиля; — посты сушки на участке мойки; — посты сушки в окрасочной участке | ; | |
8 Посты ожидания перехода автомобилей с одного рабочего поста на другой | ||
Итого рабочих постов | ||
Расчёт годового объёма работ СТО Годовой объём работ городских станций обслуживания включает ТО, ТР, УМР.
Годовой объём работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту определяется по формуле:
(2.12)
где NСТО— число автомобилей, ослуживаемых СТО в год, ед;
LГ — среднегодовой пробег автомобиля, км;
t-удельная трудоёмкость работ по ТО и ТР, чел. час/1000 км;
NСТО = 1250 ед (см. исходные данные)
LГ= 18 000 км (см. исходные данные)
t= 2,8 (по ОНТП 01−91)
Расчёт годового объёма работ моторного участка Годовой объём моторного участка определяется по формуле (2) и составляет 7% от объёма работ СТО (табл. 2, стр. 32 [7])
(2.13)
где TМОТ.УЧ.— годовой объём работ моторного участка;
T— годовой объём работ СТО.
Годовой фонд рабочего времени поста Годовой фонд рабочего времени определяется по формуле:
(2.14)
где Др.г. — число дней работы в году станции обслуживания;
Тсм — продолжительность смены, ч.
С — число смен;
n — коэффициент использования рабочего времени поста
Др.г = 365 дн. (см. исходные данные);
Тcм = 8 ч (см. исходные данные);
С = 1 смена (см. исходные данные);
n= 0,9 — коэффициент использования рабочего времени поста.
Расчёт числа производственных рабочих моторного участка Число производственных рабочих определяется по формуле:
(2.15)
где ТМОТ.УЧ.— годовой объём работ моторного участка СТО;
ФП— годовой фонд рабочего времени.
ТМОТ.УЧ=2293,2 чел. час (см. п. 2.3 расчёта);
ФП=2628 час (см. п. 2.5 расчета) Принимаем количество рабочих моторного участка =1 чел.
Расчёт числа постов моторного участка СТО Число постов определяется по формуле:
(2.16)
где ТМОТ.УЧ.— годовой объём работ моторного участка СТО;
ф- коэффицент неравномерности поступления автомобилей на СТО;
ФП— годовой фонд рабочего времени поста;
РСР— число рабочих одновременно работающих на посту.
ТМОТ.УЧ=2293,2 чел. час (см. п. 2.3 расчёта);
ф=1,15;
ФП=2628 час (см. п. 2.5 расчета);
РСР=2 чел. (число рабочих одновременно работающих на посту) Принимаем количество постов моторного учстка=1
Расчёт площади моторного участка Площадь моторного участка определяется по формуле:
(2.17)
где fОБ— суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования м2; приведена в таблице 2.1.
КП— коэффициент плотности расстановки оборудования.
Значение коэффициента КП для моторного участка -4,0−4,5.
Таблица 2.7 — Оборудование моторного участка
Наименование оборудования | Примечание | Кол-во | Размер в плане, м | Площадь, м2 | Потребляема я мощность | ||
единицы | общая | ||||||
Станок вертикально сверлильный | 2Л135 | 0,7×0,7 | 0,49 | 0,49 | |||
Гаражный двухстоечный подъемник | DL45mkIV | 1,5 * 3 | 4,5 | 4,5 | |||
Стенд для сборки двигателя | СС 2606 У | 0,6×0,7 | 0,4 | 0,4 | |||
Станок для обработки плосокостей головок блоков цилиндров | СПЦ 750 | 2,1×1,1 | 2,3 | 2,3 | |||
Верстак слесарный | Собственного изготовления | 1,5х1 | 1,5 | ||||
Ванна для мойки деталей | Собственного изготовления | 1,5 * 1 | 1.5 | 1,5 | |||
Тумба для инструмента | Собственного изготовления | 0,7×0,7 | 0,49 | 0,98 | |||
Подставка под оборудование | Собственного изготовления | 0,9×0,9 | 0,81 | 1,62 | |||
Пресс ручной гидравлический | Р-338 | 0,47×0,2 | 0,094 | 0,094 | |||
Станок точильно-шлифовальный | 3Е-631 | 0,43×0,33 | 0,14 | 0,14 | 0,75 | ||
Исходя из данных, сведенных в таблицу 2.1, видны размеры технологического оборудования моторного участка и их суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам.
Рассчитываем площадь моторного участка:
(м2)
Окончательная, и более точно, площадь моторного участка определяется графически. Отступление от расчетной площади при этом должны быть в пределах 20 — 30%.
На рисунке 2.1 изображено графическое расположение колонн, территории моторного участка СТОА «Центральная».
Рисунок 2.1 — Графическое изображение расположения колонн Графическая площадь моторного участка определяется по формуле:
(2.18)
где А— длинна моторного участка, 18 м;
Б— ширина моторного участка, 12 м.
м2
Отступление от расчетной площади составляет 20%, графическая площадь не вышла за предусмотренный процентный интервал
2.4 Организация технологического процесса моторного участка станции технического обслуживания СТОА «Центральная»
Назначение моторного участка Моторный участок предназначен для выполнения ремонтных работ узлов и деталей двигателя, связанных с их физическим износом вследствие трения, ударов и высоких оборотов. На моторном участке выполняются такие работы как притирка и шлифовка клапанов, замена поршневых пальцев, поршней, поршневых колец, замена вкладышей шатунных и коренных подшипников на вкладыши эксплуатационных размеров, замена прокладки головки блока, устранение трещин и пробоев.
Схема технологического процесса ремонта двигателя Снятие и установка двигателя производится на моторном участке.
Автомобиль устанавливается на гаражный двухстоечный подъемник, с помощью комплекта инструментов и набора специальных съемников демонтируется двигатель в сборе или отдельный его узел.
При этом проверяется комплектность деталей, внешнее состояние, выявляются течи и внешние неисправности. Затем двигатель направляют на участок мойки, где тщательно удаляют сажу, копоть, нагар, масляные и почвенные загрязнения с использованием чистящего средства wurt, spectrol и моечных установок высокого давления KДRCHER.
Рисунок 2.2 — Схема технологического процесса После мойки более тщательно проверяют техническое состояние и полностью разбирают двигатель для дефектовки и определения годных, ремонта пригодных и не годных деталей. Ремонтопригодные детали восстанавливают и устанавливают на двигатель, не годные заменяют. После комплектования и ремонта деталей двигатель собирают и испытывают на испытательнообкаточном стенде. Проверяют качество выполненных работ (наличие течей, герметичность мощность).
После испытания двигатель устанавливают на автомобиль.
3. Организационный раздел
3.1 Распределение рабочих по специальности и квалификации
В технологическом расчете было определено, что на моторный участок требуется один рабочий. Так как годовой объем работ участка не велик.
3.2 Научная организация труда на предприятии и объекте проектирования НОТ
Основные задачи НОТ на предприятии.
Под организацией труда следует понимать систему организационно;
технических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на совершенствование методов и условий труда на основе новейших достижений науки и техники. обеспечивающих повышение производительности труда.
Основной задачей организации труда в СТО является повышение производительности труда во всех звеньях производства путем:
— применения более рациональной организации труда на основе изучения производственных операций, непроизводственных потерь времени, использования более совершенных средств производства (оборудования);
— внедрения таких форм труда, которые обеспечивают развитие творческого отношения к труду каждого члена коллектива;
— общего улучшения условий труда, воздействующих на организм человека (температура и освещение рабочего помещения и др.);
— применения материальных и моральных стимулов и их сочетаний.
Организация подготовки производства.
Комплексный участок подготовки производства объединяет следующие структурные подразделения; отделение комплектации, обеспечивающее:
— комплектование оборотного фонда, подбор запасных частей необходимых для выполнения регламентных работ, доставку их на рабочие места, а также транспортировку агрегатов, узлов и деталей, также транспортировку агрегатов, узлов и деталей, снятых для ремонта;
— промежуточный склад, обеспечивающий хранение агрегатов, узлов и деталей и контроль уровня их запаса, обеспечивающего бесперебойную работу производства;
— транспортное отделение, осуществляющее перегон автомобилей и транспортировку тяжеловесных агрегатов и деталей;
— моечное отделение, обеспечивающее мойку всех агрегатов, узлов и деталей, снятых с автомобилей перед их отправкой в ремонт;
— инструментальная кладовая, обеспечивающая хранение, выдачу и ремонт инструментов и приспособлений.
Организация контроля за качеством на объекте проектирования Нормирование труда осуществляется плановым отделом СТО. Порядок выполнения сменного задания и контроль за качеством частично обеспечивает производственный мастер, периодически работу проверяет начальник производства. В реконструируемом моторном участке система мер поощрения труда рабочих следующая — за выполнение сменных заданий и за качество продукции рабочим повышают коэффициент трудового участия и выплачивают премии. Основные мероприятия по приведению в соответствие с требованиями НОТ моторного участка Оснащения и планировки рабочих мест моторного участка.
Условия труда в помещении моторного участка должны соответствовать следующим нормативам, приведенным в таблице 3.1:
Таблица 3.1 — Нормативы условий труда в помещении моторного участка
Влажность воздуха,% Температура воздуха, град. Кратность обмена воздуха | 40…60 16…18 1:3 | |
Предельно допустимые нормы содержания в воздухе, мг/куб.м.: паров ацетона паров бензина аэрозоли свинца освещенность (не менее), лк допустимый уровень громкости шума, дБ | 0,01 | |
Рекомендуемая цветовая отделка моторного участка при расположении оконных проемов на север приведены в таблице 3.2
Таблица 3.2 — Рекомендуемая цветовая отделка производственных помещений
Элементы помещения | Рекомендуемый цвет | |
1 Потолок | Белый | |
2 Стены: а) верх | Белый | |
б) низ (панель) | Светло-зеленый | |
3 Оконные проемы и рамы | Белый | |
4 Дверные проемы и двери | Голубой | |
5 Стальные конструкции | Серебристый | |
6 Верстаки | Кремовый | |
7 Шкафы | Зелено-голубой | |
8 Пожарный инвентарь | Красный | |
9 Неподвижные части оборудования | Зелено-голубой | |
а) воздушные | Голубой | |
б) водопроводные | Зеленый | |
11 Элементы отопления | Зеленый | |
Для улучшения интерьера и создания благоприятного микроклимата на моторном участке рекомендуется разместить следующие растения: кипарис вечнозеленый, плющ обыкновенный.
С целью обеспечения быстрой и эффективной врабатываемости, длительного поддержания высокого уровня работоспособности и производительности труда необходимо в режимах труда и отдыха предусматривать регламентированные перерывы, во время которых следует транслировать (функциональную музыку).
3.3 Охрана труда
Режим труда и отдыха на моторном участке.
Характеристика и анализ потенциальных опасностей реконструируемого моторного участка.
Моторный участок работает 305 дней в году, 7 дней в неделю, 1 смену в сутки.
Работа начинается с 9.00 часов и заканчивается в 18.00 часов, обеленный перерыв с 12.00 до 13.00 часов. Продолжительность рабочей смены 8 часов.
С учетом быстрой и эффективной врабатываемости, длительного поддержания высокого уровня работоспособности и производительности труда, необходимо в режимах труда и отдыха предусматривать регламентные перерывы, во время которых следует проветривать помещения, транслировать функциональную музыку.
В течение смены психофизическое состояние рабочего все время изменяется, изменяется и его работоспособность, которую принято подразделять на три основные периода:
1) период врабатываемости;
2) период устойчивой работоспособности;
3) период пониженной работоспособности.
Необходимо делать 3-х минутный перерыв в конце первого часа работы, предназначенный для вводной гимнастики. Десяти минутный перерыв на 30-й минуте третьего часа работы, из них 5 минут для пассивного и 5 для активного отдыха.
Шестидесятиминутный перерыв на обед с 12 до 13 часов. В конце 6-ого и 7-ого часа пятиминутный перерыв для пассивного отдыха.
Музыкальные передачи следует подбирать в зависимости от характера труда, его ритмичности, степени умственной и физической нагрузки, напряжения внимания и уровня производственного шума.
Музыка не должна быть навязчивой. По громкости она должна превышать производственный шум.
Характеристика и анализ потенциальных опасностей реконструируемого моторного участка станции технического обслуживания СТОА «Центральная»
Охрана труда представляет собой систему законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.
На предприятиях, где охране труда работающих уделяется постоянное внимание, отношение инженерно-технических и руководящих работников к осуществлению мероприятий по улучшению условий труда в производственных условиях служит критерием их гражданской зрелости и профессиональной подготовленности.
Дипломный проект посвящен техническому переоснащению моторного участка станции технического обслуживания СТО «Центральная» От того, как осуществляется организация работ, в основном зависит безопасное состояние жизнедеятельности и качество выполняемых работ.
При реконструкции работ моторного участка могут возникать следующие потенциальные опасности и вредности:
— Несоответствие действительности расчета технико-экономических обоснований;
— Нерациональное использование площади участка;
— Отсутствие или некачественное проведение инструктажа, обучения руководства и надзора за работой;
— Отсутствие или недостаточность коммуникаций необходимых для обеспечения нормальных и безопасных условий труда;
— Отсутствие обеспечения в рабочей зоне эстетики, гигиены труда и производственной санитарии.
В технологической части могут быть опасности:
— Неправильный выбор оснастки и оборудования;
— Неисправность технологического оборудования;
— Несовершенство планировки и технологического оборудования;
— Нарушение выполнения операций технологического процесса;
— Неисправность системы удаления отработавших газов.
Потенциальные опасности и вредности в процессе производства работ могут вызвать и психофизиологические причины (связанные с неблагоприятной особенностью личного фактора)
— Несоответствие анатомо-физиологических и психологических особенностей организма человека условиям труда;
— Неудовлетворительность работой;
— Алкогольное или наркотическое опьянение, усталость;
— Непрофессионализм в трудовой деятельности и недостаточный уровень обучения работы на оборудовании.
Потенциальные опасности и вредности могут возникнуть по конструкторским причинам:
— Неудобное проведение разборочно-сборочных работ;
— Неудовлетворительная компоновка оборудованием и инструментом;
— Несовершенство конструкций технологической оснастки.
На участке при проведении технического переоснащения будут находиться средства для оказания первой медицинской помощи.
Комплекс мероприятий фактической разработки и отражения «Охраны труда» в дипломном проекте При реконструкции моторного участка СТО «Центральная» были учтены всевозможные потенциальные опасности и вредности процесса организации, производства работ и времени отдыха.
В первой части дипломного проекта выполнено исследование, технико-экономическое обоснование выбора темы по реконструкции моторного участка станции технического обслуживания СТО «Центральная» занимающегося ремонтом двигателей автомобилей. Для этого проведён анализ деятельности СТО «Центральная» за предыдущие годы, представлена характеристика предприятия.
Во второй части был произведен технологический расчет станции
технического обслуживания, определены: годовой объем работ всей станции и моторного участка, количество рабочих. Что даёт возможность повысить качество проведения работ и безопасность труда.
Согласно годового объема работ моторного участка произведён расчёт количества постов, проведён подбор необходимого оборудования и расчёт производственных площадей.
В третьей части разработана организация технологического процесса моторного участка. В результате данной разработки обеспечивается нормальная организация работ на достаточно высоком уровне.
В графической части дипломного проекта представлены: рабочий чертёж приспособлений для замены направляющих втулок клапанов, и планировка моторного участка, спроектированного согласно требованиям ВСН-01−89 и ОНИ 1−10−91. На участке будут обеспечиваться гигиенические требования к микроклимату согласно Санитарных правил и норм СанПии 2.2.4 548−96 и ГОСТ 12.1.003−83 ССБТ. Освещённость проектируется согласно СниП 23−05−95.
Оборудование, условия и безопасность труда на организуемом участке предусмотрены. Пожарная безопасность организовывается согласно ГОСТ 12.1.030−85-ССБТ, отопление, вентиляция согласно СНиП 2.04.05−91. На участке будет присутствовать противопожарный щит.
Таким образом, дипломный проект полностью соответствует всем требованиям «Охраны труда» для обеспечения нормальных и безопасных условий труда и отдыха.
Расчет искусственного освещения методом коэффициента использования светового потока Освещение в помещении оказывает существенное влияние на качество ремонта и обслуживание двигателей. Хорошее освещение повышает производительность труда, снижает производственный травматизм и усталость рабочего.
Важно учитывать при установке освещения правильное направление
света, чтобы источники света не оказывали ослепляющего действия и не создавали теней.
Для поддержания уровня освещенности необходимо регулярно выполнять чистку и мойку окон и светильников.
Расчет искусственного освещения:
Тип источника света люминесцентная лампа.
Длина помещения А, м. 12
Ширина помещения В, м. 18
Высота подвеса hn, м 5
Высота потолка h, м 5
Напряжение в сети, В 220
Соотношение расстояний 1.8
Коэффициент запаса К3 1.8
Коэффициент отражения потолка Pn% 70%
Коэффициент отражения стен Pn% 50%
Рабочие места у стен. Есть
Emin, лк. 150
По заданному типу светильников, рекомендуемому соотношению y и высоте подвеса определяем расстояние между светильниками:
(3.1)
Расстояние L, от стен до первого ряда светильников выбираем:
(3.2)
L1 = 0.2*9=1.8 (м) Определяем расстояние между крайними рядами светильников по ширине Lш помещения:
(3.3)
(м) Определяем расстояние между крайними рядами светильников по длине Lд помещения:
(3.4)
(м) Определяем общее количество светильников по длине и ширине помещения:
(3.5)
(шт.)
(3.6)
(шт.)
Находим общее количество светильников:
Nоб = Nд * Nш (3.7)
Nоб = 2.6*1.9=4.9 Принимаем Nоб=5 (шт.)
Пo размерам помещения, А и В, высоте подвеса, определяем индекс показателя помещения:
(3.8)
где S — площадь помещения.
По типу светильника, показателю помещения и коэффициенту отражения потолка и стен определяем коэффициент использования светового потока = 48%
По типу светильника и отношению определяем коэффициент z, учитывающий неравномерность освещения. Для люминесцентных ламп z = 1.1.
Определяем расчётный (потребный)световой поток одной лампы:
(3.9)
(лм) По напряжению в сети и световому потоку выбираем стандартную лампу необходимой мощности со световым потоком, близким к расчётному.
Лампа ЛХБ-65, Фтабл=3820, чтобы обеспечить Фрас требуется 7 ламп:
(лм) (3.10)
Определяем действительную освещённость при выбранных лампах:
(3.11)
(лк) Сравниваем полученную по расчёту освещённость с Едейст с нормируемой Еmin. В случае Едейст < Еmin производим корректировку ламп. Должно быть Едейст > Еmin.
Число люминесцентных ламп ЛХБ-65 с учётом расчётных и табличных световых потоков будет 35 шт. В одном светильнике устанавливают две лампы, значит, количество светильников будет: 35: 2 = 18,5
Принимаем 18 шт.
Составляем схему светильников 18 шт.
Рисунок 3.2 — Схема расположения светильников на моторном участке Вентиляция моторного участка В воздух моторного участка попадают вредные вещества (пыль, окись углерода и др.). Такой воздух вредно действует на здоровье работающих, ухудшает их самочувствие и снижает производительность труда, а в некоторых случаях может привести к серьезным заболеваниям и отравлениям организма человека. Поэтому важно поддерживать воздух в чистом состоянии.
Расчет воздухообмена и подбор необходимого типа вентилятора.
Исходя из объема помещения и кратности обмена воздуха, производительность вентилятора определяется по формуле:
(3.12)
где V — объем помещения (м3)К — кратность обмена воздуха (час-1)
(м3/час) Исходя из расчета производительности вентилятора, выбираем вентилятор марки ЦАГИ-4 (W=1800m3/ч) ЦАГИ-5 (W=25003/ч) ЦАГИ-6 (W=5000m3/ч) Расчет суммарной производительности выбранных вентиляторов:
(м3/час) При подборе вентиляторов по производительности должно соблюдаться требование Wрас < Wдей расчетная производительность вентилятора должна быть меньше или равной сумме действительной производительности выбранных вентиляторов.
Рекомендуемая периодичность работ по обслуживанию рабочего помещения приведена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 — Рекомендуемая периодичность работ по обслуживанию рабочего места
Вид выполняемых работ | Регулярность выполнения работ | |
Удаление пыли Мытье полов Побелка стен и потолков Чистка светильников Мойка окон Проверка санитарного состояния среды Ремонт оборудования и приспособлений | ежедневно не реже 2-х раз в неделю 1 раз в два года 1 раз в месяц 2 раза в год 1 раз в три месяца по заявкам | |
Пожарная профилактика В соответствии с действующим законодательством ответственность за обеспечение пожарной безопасности на СТО несут их руководители.
Ответственность за пожарную безопасность отдельных цехов и участков возлагается на начальников соответствующих служб, назначенных приказом руководителя. Таблички, с указанием ответственных за пожарную безопасность, вывешиваются на видных местах.
На моторном участке должно быть:
— Огнетушителя порошковых марок ОП-50 — 2 шт.
— Ящик с песком — 1 шт.
— Асбестовое или войлочное полотно — 1 шт.
— Ломы — 2 шт.
— Багры — З шт.
— Топоры — 2 шт.
— Лопаты — 2 шт.
— Ведра пожарные — 2 шт.
Моторный участок относится к категории Д по взрывопожарной и пожарной безопасности, в котором находятся или обращаются негорючие вещества и материалы в холодном состоянии. В цехе имеется один пожарный щит, расположенный у входных ворот.
Охрана окружающей среды Для создания условий снижения неблагоприятного воздействия моторного участка на окружающую среду, необходимо соблюдать следующие правила:
— Регулярно проводить с работниками участка инструктажи и занятия по основам экологической безопасности.
— Экологически вредные отходы складывать только в специально отведенных местах в специальной тape.
— Регулярно ремонтировать и очищать канализационные фильтры и отстойники.
— Моечно-очистные сооружения должны создаваться по замкнутому типу, чтобы исключить попадание токсичных веществ в общие канализационные стоки.
Техника безопасности на моторном участке Для обеспечения безопасности работы слесаря-моториста необходимо соблюдать следующие требования:
— Все станки должны быть обязательно заземлены, во избежание вероятности поражения током.
— При работе с кран-балкой запрещается находиться непосредственно под грузом и балкой.
— При работе на стендах для ремонта двигателей необходимо надежно закреплять двигатель в нужном положении.
— Установку детали на станок для притирки клапанов осуществлять только в выключенном положении.
— Запрещается загромождать проходы между оборудованием и выходом из помещения.
— Использованные обтирочные материалы должны немедленно убираться.
— Разлитое масло или топливо необходимо удалить при помощи песка или опилок, которые после следует ссыпать в металлические ящики с крышкой, установленные вне помещения.
4. Конструкторский раздел
4.1 Наименование
Комплект приспособлений для замены направляющих втулок клапанов.
4.2 Назначение
Комплект приспособлений предназначен для замены направляющих втулок клапанов двигателя Ваз-21 126, при выполнении текущего ремонта.
4.3 Анализ существующих конструкций
В ходе прохождения преддипломной практики на станции технического обслуживания «Центральная» нам предложили разработать комплект приспособлений для замены направляющих втулок клапанов, так как существует необходимость в выполнении данного вида работ, а специальное приспособление отсутствует на моторном участке станции.
Приспособление должно быть универсальным, для замены направляющих втулок клапанов двигателей Волжского автомобильного завода.
4.4 О направляющих втулках клапанов
Направляющая втулка является базой, основой ресурса работы пары «седло — тарелка клапана». Конструкция направляющей втулки клапана разработана, а материал, из которого она изготовлена, подобран с учетом больших скоростей перемещения стержня клапана во втулке, высоких температурных нагрузок и условий ограниченной смазки пары трения «втулка — клапан» .
Если головка блока цилиндров сделана из чугуна, то седла клапанов и, зачастую, направляющие втулки клапанов, составляют единое целое с головкой блока. Такое конструктивное решение позволяет обеспечить соосность, а следовательно, более точную посадку клапана на седло и, что немаловажно, снизить температуру впускных и выпускных клапанов. Чугунные головки блока цилиндров используют на некоторых двигателях фирмы Ореl, Ford и др. Но технологический процесс производства чугунных головок сложен, требует дорогостоящего оборудования, поэтому большинство головкок блоков производят из алюминиевых сплавов. При их производстве направляющие втулки и седла клапанов изготавливаются отдельно, а затем запрессовываются в свои посадочные места в головке блока.
Направляющие втулки изготавливаются из износостойких материалов с
достаточно хорошей теплопроводностью. К ним относятся специальный чугун, металлокерамика, бронза и латунь. Более высокой теплопроводностью характеризуются бронза и латунь, поэтому их применяют на большинстве форсированных двигателей.
Для фиксации втулки в головке блока цилиндров по высоте на ее наружной поверхности имеется опорный буртик. Более технологично использовать вместо него разрезное опорное кольцо. Если втулка гладкая, то ее установка в головку производится с помощью дистанционной втулки или специальной оправки.
Направляющие втулки впускных клапанов не должны слишком выступать во впускном канале, чтобы не повышать его аэродинамическое сопротивление. Направляющие же втулки выпускных клапанов должны, наоборот, закрывать стержень клапана на возможно большую длину для защиты от раскаленных отработанных газов и лучшего теплоотвода от стержня выпускного клапана. Если направляющие втулки изготовлены из бронзы или латуни, то они, как правило, имеют одинаковую длину в силу лучшей теплопроводности.
Для обеспечения соосности седла и тарелки клапана направляющая втулка должна быть выполнена с высокой точностью. Кроме того, наружная поверхность втулки, запрессовываемая в головку блока, для лучшего теплоотвода должна быть обработана с высокой степенью чистоты поверхности и не должна иметь рисок и царапин. За счет этого увеличивается передача тепла от втулки к головке блока.
Основным дефектом направляющих втулок обычно является повышенный износ внутренней поверхности, вызванный длительной (не менее 150−200 тыс. км пробега) эксплуатацией двигателя. Однако, применение некачественных масел может привести к сокращению ресурса втулок. Длительная работа двигателя с повышенными тепловыми зазорами в клапанном механизме вызывает неравномерный износ направляющей втулки из-за повышенных боковых нагрузок на стержень и ухудшения вращения клапана.
Увеличенный зазор в паре «стержень клапана — втулка» вызывает повышенный расход масла, т.к. маслосъемный колпачок не может удерживать
масло при повышенных угловых перемещениях стержня клапана. Это провоцирует рост нагарообразования на клапанах и поверхностях деталей, ограничивающих камеру сгорания, увеличивает токсичность отработанных газов, а также может привести к преждевременному выходу из строя каталитического нейтрализатора отработанных газов.
4.5 Описание комплекта приспособлений для замены направляющих втулок клапанов
Комплект состоит из 3 приспособлений:
— съёмник маслоотражательных колпачков
— выколотка направляющих втулок клапанов
— запресовщик направляющих втулок клапанов Съёмник маслоотражательных колпачков Общий вид съёмника маслоотражательных колпачков представлен на рисунке 4.1
Рисунок 4.1 — Съёмник маслоотражательных колпачков Устройство:
Съёмник маслоотражательных колпачков состоит из ограничительной гайки 1, направляющей шпильки 2, ключ-бойка 3, цангового патрона состоящего из зажимающей гайки 4 и зажима 5.
Работа:
Маслотражательный колпачок закрепляется в цанговом патроне, и короткими ударами бойка по ограничительной гайке сбивается с направляющей втулки Выколотка направляющих втулок клапанов Общий вид выколотки направляющих втулок клапанов представлен на рисунке 4.2
Рисунок 4.2 — Выколотка направляющих втулок клапанов Устройство:
Выколотка состоит из направляющего штока 1 и оправки 2.
Работа:
Направляющий шток 1 вставляется в направляющую втулку клапанов со стороны седла клапана и ударами молотком по штоку, втулка выбивается.
Запресовщик направляющих втулок клапанов Общий вид запресовщика направляющих втулок клапанов представлен на рисунке 4.3
Рисунок 4.3 — Запресовщик направляющих втулок клапанов Устройство:
Заперсовщик направляющих втулок клапанов состоит из болта 1, гайки 2, подшипника 3, направляющего конуса 4, оправки 5, гайки 6.
Работа:
Запресовщик направляющих втулок клапанов устанавливается в отверстие направляющей втулки клапанов со стороны седла клапана таким образом чтобы направляющий конус упёрся в седло клапана, сверху на направляющий болт надевается новая втулка клапана, на направляющую втулку клапана надевается оправка и наворачивается верхняя гайка.
Далее при помощи открытого ключа на «19» заворачивается нижняя гайка, таким образом, втулка встаёт на своё место.
4.6 Техника безопасности
— При разборке и сборке головки необходима правильная установка приспособления.
— Использовать приспособление только по назначению.
— Не подвергать приспособление механическим воздействиям.
— Следить за исправностью резьбового соединения.
— Периодически смазывать резьбовое соединение и подшипник.
4.7 Технико-экономическая оценка запроектированной конструкции
Нормали и крепёжные детали, используемые в конструкции.
Таблица 4.1 — Покупные детали, узлы, агрегаты и готовые изделия
Наименование деталей | Количество в кг, шт | Цена за кг или шт. в руб. | Стоимость (сумма) в руб. | |
Гайка М8 | ||||
Гайка М10 | ||||
Подшипник | ||||
Итого: | ||||
Металлы и материалы для изготовления деталей конструкции Таблица 4.2- Материалы
Наименование деталей | Материал | Вес 1 детали | Общий вес | Цена в руб. за шт. или кг. | Стоимость (сумма) в руб. | |
Винт | Сталь 45 | 0,05 | 0,05 | 1,05 | ||
Выколотка | Сталь 45 | 0,15 | 0,15 | 3,15 | ||
Ключ | Сталь 45 | 0,15 | 0,15 | 3,15 | ||
Болт | Сталь 45 | 0,15 | 0,15 | 3,15 | ||
Гайка | Сталь 45 | 0,1 | 0,1 | 2,1 | ||
Упорная шайба | Сталь 45 | 0,05 | 0,05 | 1,05 | ||
Цанга | Сталь 45 | 0,05 | 0,05 | 1,05 | ||
Оправка | Сталь 45 | 0,01 | 0,02 | 0,42 | ||
Итого: | 15,12 | |||||
Трудоёмкость работ по изготовлению деталей, сборки и наладки конструкции Таблица 4.3- Смета затрат на изготовление приспособления
Виды работ | Разряд работ | Трудоёмкость (чел./час) | Часовая тарифная ставка в руб. | Сумма в руб. | |
Токарные | 1,2 | 21,76 | 26,1 | ||
Фрезерные | 0,15 | 21,76 | 3,3 | ||
Слесарные | 0,2 | 19,34 | 3,9 | ||
Сборочные | 0,05 | 19,34 | 1,0 | ||
Итого: | 34,3 | ||||
Затраты по заработной плате на изготовление конструкции определяются по формуле:
(4.1)
где Кд — коэффициент, учитывающий доплаты, надбавки и премии Ксн — коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды.
Ксн=1,271
Кд= (4.2)
= 34,3*2,059*1,271=89,76 (руб.)
Затраты на изготовление конструкции определяются по формуле:
Зконстр = Згот.дет. + Змат + Ззп; (руб.) (4.3)
Зконстр =89+15,12+89,76=193,88 (руб.)
Годовая экономия и срок окупаемости конструкции.
Расчёт экономии от уменьшения трудоёмкости работ или применения менее квалифицированной рабочей силы.
Экономия получается по заработной плате производственных рабочих определяется по формуле:
Эгод.констр.= Nраб. t1 час1 — t2 час2) (4.4)
где Nраб — число работ или операций за год;
t1, t2 — норма времени на одну операцию в чел./час до и после внедрения конструкции;
Счас1, Счас2 — часовая тарифная ставка до и после внедрения конструкции.
Эгод.констр = 131*(1,45*21,76 — 1,4*21,76) =142,79(руб.)
Срок окупаемости внедряемой конструкции определяется по формуле:
Ток=; (год) (4.5)
года
Заключение
В процессе исследования станции технического обслуживания «Центральная», нами был проведён анализ и выявлены недостатки данного СТО, а именно моторного участка. В связи с этим предложено реконструировать моторный участок, так как из-за недостаточного технологического оборудования и плохой организации труда моторный участок не может предоставлять полный спектр услуг, а значит теряет потенциальных клиентов и прибыль.
В результате проведения необходимых технологических расчётов определена производственная программа моторного участка объём выполняемых работ, подобрано недостающее, а так же более технологичное оборудование, разработана схема технологического процесса текущего ремонта.
В процессе реконструкции нами было предложено более рациональное расположение технологического оборудования, что повлекло за собой увеличение производительности труда, и как следствие уменьшению времени простоя автомобиля, увеличению качества ремонта, увеличению прибыли предприятия и заработной платы работникам.
В организационном разделе разработана схема управления производством, подготовка производства, разработаны основные мероприятия по охране труда и окружающей среды.
В конструкторском разделе разработан комплект приспособлений позволяющий сократить трудоёмкость работ по текущему ремонту.
1. Бухаров Л. Н., Афанасьев Н. Д., Юрьева Н. И., Шинковский И. Д. Проектирование дорожных станций технического обслуживания автомобилей. Омск ОмГМА, 2011.
2. Колубаев Б. Д., Туревский И. С. Дипломное проектирование станций технического обслуживания автомобилей. Москва «Форум».
3. Туревский И. С. Охрана труда на автомобильном транспорте Москва «Форум 2009.
4. Ревин А. П. LADA PRIORA ВАЗ-2170 с двигателем 1,6. Устройство, эксплуатация, обслуживание, ремонт Москва «За рулём» 2008.
5. Епифанов Л. И., Епифанова Е. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.- Москва ФорумИнфра 2006.
6. Карагодин В. И., Митрохин Н. Н., Ремонт автомбилей и двигателей «Академия"-М, 2007.
7. Анурьев В. И. Справочник конструкторамашиностроителя В 3-х т. Т3−5е изд переработан и дополнен. 2005.
8. ГОСТ 2.104−08 Основные надписи.
9. ГОСТ 2.109−73 Основные требования к чертежам.
10. ОНТП-01−91 Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспортаГипроавтотранс, 1991 г.
11. Б. Н. Суханов, И. О. Борзых, Ю. Ф. Бедарев Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Пособие по дипломному проектированию. М. Транспорт, 1991 г.
12. Клейнер, в.в. Тарасов Техническое. обслуживание и ремонт автомобилей. Организация и управление — М. Транспорт, 1986 г.,
13. Г. М Напольский Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания — М. Транспорт, 1993 г.
14. Е. С Кузнецов Управление технической эксплуатацией автомобилей.
2-еизд., перераб. и доп. — М. Транспорт, 1990 г.
15. Типовые проекты организации труда на производственных участках автотранспотных предприятий. Часть 1 и 2 — М. ЦНОТ и УП Минавтотранс, 1985 г.
16. Методика укрупненного определения уровня механизации и автоматизации производств ТО и ТР подвижного состава автомобильного транспорта МУ-200-РСФСР-13−0087−87- М. ЦБНТИ Минавтотранс РСФСР 1987 г.
17. Ю. М. Кузнецов Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта — М. Транспорт 1985 г.
18. Нормативы численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта. М. Экономика, 1988 г.
19. Техническое обслуживание автомобилей. Методическое пособие по дипломному проектированию. Попелышко А. П. Тикахин Л.А. ФГОУ СПО «Омский АТК», 2011.