Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Увеличение пропускной способности судоходных шлюзов с головной системой питания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уклон водной поверхности в камере при ее наполнении может приобретать, как положительное, так и отрицательное значения. В случае постоянной скорости перемещения действующих ворот, производная расхода имеет максимальное значение в начале наполнения камеры. В этом случае действует прямая гидродинамическая сила. С ростом величины открытия водопропускного отверстия первый член полученного выражения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СУДОХОДНЫХ ШЛЮЗОВ
    • 1. 1. Пропускная способность судоходных шлюзов и факторы ее определяющие
    • 1. 2. Критерии эффективности работы шлюзов
    • 1. 3. Постановка задачи повышения эффективности и надежности работы судоходных шлюзов
  • 2. СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ СУДОХОДНЫХ ШЛЮЗОВ
    • 2. 1. Питание судоходных шлюзов
    • 2. 2. Требования к системам питания шлюзов
    • 2. 3. Методика действующего расчета гидродинамического воздействия потока на шлюзующиеся суда
  • 3. НАГРУЗКИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ШЛЮЗУЮЩИЕСЯ СУДА
    • 3. 1. Экспериментальная установка и методика проведения экспериментальных исследований по определению нагрузок, действующих на шлюзующиеся суда
    • 3. 2. Экспериментальные модельные исследования по определению нагрузок, действующих на шлюзующиеся суда при наполнении камеры из-под щита
    • 3. 3. Экспериментальные модельные исследования по определению нагрузок, действующих на шлюзующиеся суда при наполнении камеры через щит
  • 4. ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА
  • ПОДЪЕМНО-ОПУСКНЫЕ ВОРОТА
    • 4. 1. Общие сведения о конструкции ворот
    • 4. 2. Условия работы ворот
    • 4. 3. Нагрузки, действующие на ворота
    • 4. 4. Методика проведения экспериментальных исследований
    • 4. 5. Экспериментальная модель для определения нагрузок, действующих на ворота
    • 4. 6. Определение математических зависимостей гидродинамического воздействия потока на ворота с наклонным струенаправляющим козырьком
    • 4. 7. Анализ изменения гидродинамических нагрузок, действующих на ворота с наклонным струенаправляющим козырьком
    • 4. 8. Определение математических зависимостей гидродинамического воздействия потока на ворота с вертикальным струенаправляющим козырьком
    • 4. 9. Анализ изменения гидродинамических нагрузок, действующих на ворота с вертикальным струенаправляющим козырьком
    • 4. 10. Нагрузки, действующие на ворота при переливе потока через
  • 5. ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ ВОРОТ
    • 5. 1. Оптимизация ворот с наклонным струенаправляющим козырьком
    • 5. 2. Экспериментальные исследования новых конструкций ворот с наклонным струенаправляющим козырьком
    • 5. 3. Оптимизация ворот с вертикальным струенаправляющим козырьком
    • 5. 4. Определение пульсационной составляющей гидродинамического воздействия потока на ворота
    • 5. 5. Определение коэффициента расхода
  • КОМБИНИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ
    • 6. 1. Гидравлический расчет наполнения камер шлюзов с комбинированным питанием
    • 6. 2. Определение уклона судна при наполнении камеры шлюза
    • 6. 3. Постановка задачи и алгоритм решения задачи наполнения камеры шлюза с комбинированным питанием
    • 6. 4. Экспериментальные модельные исследования по определению нагрузок, действующих на шлюзующиеся суда при комбинированном наполнении камеры
    • 6. 5. Оптимизация ворот для комбинированного питания шлюзов
    • 6. 6. Нагрузки, действующие на модифицированную конструкцию ворот
    • 6. 7. Нагрузки, действующие на ворота практического профиля
    • 6. 8. Сопоставление расчетных и экспериментальных данных
    • 6. 9. Эффективность предложенных решений

Увеличение пропускной способности судоходных шлюзов с головной системой питания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внутренние водные пути России являются важнейшей частью инфраструктуры, обеспечивающей транспортные связи 68 субъектов Российской Федерации, а также экспортно-импортные перевозки в прямом водном сообщении в 670 портов 45 стран Европы, Азии и Африки. Особенно велико их значение для хозяйственной и культурной жизни Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Протяженность водных путей России в целом составляет 100 тыс. км, в том числе 16,698 тыс. км искусственных водных путей, на которых находится 110 судоходных шлюзов с напорами от 3 до 32 м. При проектировании этих шлюзов были учтены наиболее современные конструктивные решения и способы расчета. Однако длительный срок эксплуатации шлюзов (до 80 лет) и ряд новых выполненных исследований выдвинули дополнительные требования к организации судопропуска и конструкциям судоходных шлюзов. При этом актуальность этих вопросов возникла не случайно. Она существовала практически с того момента, когда были поставлены вопросы экономного пропуска судов через шлюзы. Именно после этого началась целенаправленная работа по оптимизации судопропуска и улучшению конструкций судоходных шлюзов, что дало положительные результаты. Так, например, проектом строительства Волго-Донского судоходного канала пропускная способность определена в 10,9 млн. т. за навигацию, но уже в 1983 г она составила 13,1 млн. т., т. е. превысила проектную пропускную способность на 21%.

В последние годы на базе широкого опыта технической эксплуатации шлюзов, а также экспериментально-теоретических исследований, выполненных в ряде институтов, удалось установить как положительные, так и отрицательные стороны конструктивных решений. В первую очередь это касается металлоконструкций ворот и систем питания, непосредственно влияющих на обеспечение надежной и бесперебойной работы шлюзов, а 6 также условия отстоя судов в камере при ее наполнении и опорожнении, и время судопропуска.

Огромный вклад в изучение работы металлоконструкций ворот и затворов внесли Н. И. Караулов и А. И. Козловский /54/, А. Д. Халтурин и Г. Ф. Онипченко /156−160/, А. Ф. Бурков, Ю. В. Кинд, Е.Е.Полякова/20−23/, Л.С.Быков/25/, Г. В.Васильев/26/, В. В. Дорофеев /40,41/, Н. М. Жулин /45,46/, М.А.Карасин/53/ и др. Однако выполненные ими работы были направлены на определение подъемных усилий для конкретных ворот и затворов и поэтому не выявляли общих закономерностей изменения нагрузок на подъемно-опускные ворота в зависимости от изменения основных факторов определяющих форму ворот и условия их обтекания потоком .

Не внесли необходимой ясности в проблему воздействия потока на подъемно-опускные ворота и работы А.С.Абелева/1−5/, В.В.Баланина/12−15/, Ю.В.Барановского/16/, Н.Н.Гиринского/30/, Л.Л.Дольникова/39/,.

В. В. Дорофеева/40−41/, Н. И. Жарова/43/, А. Коха и М. Карстаньена/66/, Г. Кульки/98/, Я.З.Маневича/108/, Г. И.Мелконяна/110−113/,.

М.С.Фомичева/152/, Н.В.Халтуриной/155/, И.Б.Хамадова/161−164/, Д.А.Харина/165/, А.М.Швайнштейна/170/ и др. Из известных зарубежных работ следует назвать D. Hassein/l 75/, I. Muskatirovic/178/, E. Naudascher/179,180/, V. Strauss/182/, G. Wckert/184,184/. В большинстве случаев эти работы относятся к затворам водосбросов и водопроводных галерей, условия работы которых существенно отличаются от условий работы ворот.

Таким образом, ясно, что весьма важная и актуальная задача воздействия потока на подъемно-опускные ворота шлюзов до последнего времени оставалась недостаточно изученной. Отсутствие единой, надежной методики расчета нагрузок, действующих на ворота, не позволяло решать практические задачи, связанные с проектированием ворот и выбором 7 подъемного механизма без дорогих и трудоемких экспериментальных исследований.

Не менее сложные и важные проблемы при эксплуатации судоходных шлюзов связаны с системами питания и в первую очередь с условиями наполнения камеры, которые влияют на натяжение удерживающих шлюзуемое судно тросов. Важный вклад в разрешение этих проблем внесли Б.Ю.Калинович/51 -52/, В.М.Маккавеев/106−107/, Н.А.Семанов/139/, В.В.Кононов/63−64/, А.М.Гапеев/29/, Н.Б.Городенский/32/,.

А.В.Михайлов/114−115/, В.ф.Тейтельман/148−149/ и др. Однако они также не смогли решить многие, поставленные практикой эксплуатации шлюзов задачи.

Среди ученых, посвятивших свою творческую деятельность организации и пропуску судов через шлюзы, следует назвать Д.А.Зернова/50/, С.С.Кирьякова/58−59/, В. Мочалова/117/, А.П.Яненко/117/, Д.Ф.Зенкова/48/, В.В.Клюева/60/, В. Я. Мартенсона, М.А.Колосова/61/ и др. Однако многие вопросы решить им также не удалось.

Учитывая, что затронутые вопросы в технической литературе освещены пока недостаточно, это побудило автора попытаться обобщить имеющиеся материалы и сделать необходимые практические выводы, для чего используются в основном собственные лабораторные и теоретические исследования, полученные за последние 15 лет/14,15,67−97/. Однако основой для проведения этих исследований послужили опубликованные ранее работы других авторов.

Основные результаты работы доложены на IX, XI, XII научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников МИВТа, Международной научно-технической конференции «Вопросы обеспечения устойчивости и безопасности гидротехнических сооружений» и опубликованы более чем в 30 печатных работах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основными результатами выполненной диссертационной работы автор считает:

1.Анализ параметров пропускной способности судоходных шлюзов и выявление резервов для ускоренного пропуска судов через шлюзы.

Действующие сооружения работают в условиях, когда относительная пропускная способность превышает критическое значение 0,7, что вызывает значительные затраты флота на ожидание шлюзования и сам судопропуск. Для ряда шлюзованных систем, таких, например, как канал им. Москвы, суммарное время ожидания группы судов, идущих на совместное шлюзование может достигать 6,81 часа. Среднее количество судов в группе 1,94. Количество групп судов, ожидающих шлюзования 6,87.

Таким образом, вопрос о сокращении времени шлюзования остается весьма важным и актуальным. Существенное увеличение судопотоков требует повышения эффективности работы, как отдельных элементов сооружения, так и всей системы питания.

2. Анализ работы действующих подъемно-опускных ворот шлюзов.

На действующих судоходных сооружениях наиболее распространенными являются подъемно-опускные ворота. Для наполнения камеры шлюза такие ворота поднимаются над порогом и при помощи струенаправляющего козырька направляют поток на гасительный экран или непосредственно в водобойный колодец. Такие ворота имеют повышенную металлоемкость и в процессе работы могут быть подвержены вибрации. Кроме того, они имеют сравнительно невысокий коэффициент расхода, что требует их подъема на большую высоту, ведет к увеличению цикла.

209 маневрирования воротами, а, следовательно к увеличению времени судопропуска.

Нагрузки, действующие на ворота, зависят от большого числа факторов, основными из которых являются угол наклона струенаправляющего козырька к вертикальной плоскости, угол наклона порога к горизонтальной плоскости, толщина ворот, напор на пороге, подтопление ворот, высота подъема ворот.

Нагрузки, действующие на ворота, непосредственно или через коэффициент трения передаются на подъемный механизм.

3. Определение нагрузок, действующих на ворота и разработка методики их расчета.

Для определения нагрузок, действующих на ворота, существуют два различных подхода. Первый состоит в решении дифференциальных уравнений движущейся жидкости и в рассмотренном случае представляет пока непреодолимые трудности.

Второй подход основывается на получении эмпирических зависимостей, выявляемых с помощью теории планирования эксперимента. Такой подход был впервые применен в данной работе и позволил значительно уменьшить число опытов, сократить денежные и трудовые затраты на их постановку, а самое главное, получить необходимые зависимости и выбрать оптимальное решение.

С помощью центрального композиционного ортогонального планирования разработана единая методика расчета нагрузок, действующих на ворота. Точность описания нагрузок соответствует 99% вероятности, что свидетельствует о высокой надежности расчета.

Натурные исследования, проведенные на Новосибирском шлюзе для проверки полученных зависимостей, показали удовлетворительное совпадение. Расхождения между теоретическим подъемным усилием и определенным в натуре не превышает 12%.

4. Оптимизация металлоконструкции действующих ворот, направленная на повышение их эксплуатационной надежности и эффективности работы сооружения .

Лабораторные исследования показали, что нагрузка, действующая на ворота при их маневрировании в потоке, в наибольшей степени зависит от угла наклона струенаправляющего козырька, напора на пороге и высоты подъема ворот.

Для управления нагрузкой напор на пороге использован быть не может. Его величина является заданной и при проектировании ворот изменяться не может.

Высота подъема ворот также является величиной заданной, поскольку определяется расходом, поступающим в камеру шлюза. Иногда проектировщики идут по пути увеличения высоты подъема ворот, что требует уменьшения угла наклона козырька и, как следствие, сопровождается уменьшением коэффициента расхода. При этом увеличиваются цикл маневрирования воротами, затраты на электроэнергию, металлоемкость конструкции, что свидетельствует о неэффективности этого направления.

Таким образом, для выбора оптимального очертания ворот имеет смысл идти по направлению оптимизации струенаправляющего козырька. Для отыскания такого очертания использовалась теория плоского потенциального течения идеальной жидкости, в пренебрежении влиянием сил тяжести. Полученные уравнения позволили найти координаты линий тока для различных открытий водопропускного отверстия.

Анализ полученных данных показал, что наибольшая степень сжатия струи наступает при максимальном открытии отверстия. Естественно, что контур струенаправляющего козырька, выполненный по верхней линии тока для данного открытия, будет безотрывно обтекаемый для всех промежуточных открытий отверстия.

Рекомендуемая конструкция ворот обладает рядом достоинств, к числу которых можно отнести:

— меньшее подъемное усилие;

— сравнительно высокий коэффициент расхода (0,58) — -меньшее время маневрирования воротами ;

— снижение металлоемкости ворот (на 10−20т, в зависимости от напора и ширины пролета) и затрат на электроэнергиюменьшая длина штока гидроцилиндра.

По такому принципу могут быть построены очертания ворот для шлюзов Волго-Балтийского водного пути, Волго-Донского судоходного канала, Нижней Камы, Саратова, Новосибирска и др. Полученные разработки успешно могут быть использованы и на воротах с вертикальным струенаправляющим козырьком, таких, например, как ворота Городецкого гидроузла.

Использование результатов данной работы позволяет впервые обоснованно осуществлять расчет подъемного усилия подъемно-опускных ворот и правильно выбрать подъемный механизм, не прибегая к сложным дорогостоящим экспериментальным исследованиям.

Разработанная методика расчета гидродинамических нагрузок, действующих на ворота, внедрена в СКБ «Ленгидросталь». Результаты данной работы использованы при проектировании ворот второй нитки Шекснинского гидроузла ВБВП имени В. И. Ленина.

5. Разработка новых систем питания шлюзов.

Большой объем экспериментальных и теоретических исследований, выполненных автором, позволили предложить три новых не имеющих аналогов в мировой практике системы питания шлюзов: -система питания со сберегательными бассейнами- -комбинированная система питания с устройством водопроводной галереи в днище или стенах камеры;

— комбинированная система питания, включающая наполнение камеры из-под щита, с гашением энергии потока о гасительный экран, стенку падения, днище камеры гашения и балки распределительной решетки, и наполнение камеры через верх ворот, с гашением энергии потока о тыловую поверхность гасительного экрана и балки распределительной решетки.

Основное внимание в работе уделено третьей системе питания, как более перспективной для внедрения на водных путях России.

К числу преимуществ такой системы питания можно отнести существенное, по сравнению с действующими головными системами питания, уменьшение гидродинамической силы, действующей на шлюзующиеся суда, что позволяет увеличить расход, поступающий в камеру шлюза, и, примерно на 30% сократить время наполнения камеры.

Комбинированное наполнение камеры шлюза позволяет значительно лучше, чем при действующей системе питания, регулировать прямую и обратную гидродинамическую силы. При этом можно добиться, когда наибольшая прямая гидродинамическая сила всегда будет равна наибольшей обратной гидродинамической силе.

При наполнении камеры с комбинированным питанием ворота не поднимаются вверх для наполнения, а сразу перемещаются в судоходное положение. Тем самым цикл маневрирования воротами уменьшается примерно на одну минуту.

Металлоконструкция ворот для комбинированного питания не нуждается в струенаправляющем козырьке, аэрационных трубах. Вес ворот, а. следовательно и нагрузки на подъемный механизм уменьшаются примерно на 30%.

Примерно на 2-Зм может быть уменьшена длина штока гидроцилиндра, а, следовательно, и сам гидроцилиндр.

Выводится из постоянного воздействия потока горизонтальное уплотнение. При комбинированном питании на него уже не будет набегать поток, а поэтому срок его службы будет значительно выше.

Уменьшается горизонтальная составляющая гидродинамической силы, действующей на ворота, и в 4−5 раз пульсация давления. б. Гидравлический расчет комбинированных систем питания.

В данной работе предложен гидравлический расчет комбинированной системы питания. Он включает четыре основных промежутка, каждый из которых описывается соответствующими формулами.

Первый промежуток наполнения камеры шлюза характеризуется истечением в атмосферу через нижнее горизонтальное отверстие, образованное вертикальной поверхностью порога по линии сопряжения с горизонтальным уплотнением и соответствующей линией на напорной поверхности ворот.

Второй промежуток наполнения камеры шлюза характеризуется неподтопленным истечением через нижнее горизонтальное отверстие и одновременным истечением через верхнее вертикальное отверстие.

Третий промежуток наполнения камеры отличается истечением через затопленное нижнее отверстие и незатопленное верхнее водопропускное отверстие.

Четвертый промежуток наполнения камеры шлюза происходит при уменьшающемся напоре, как через нижнее, так и через верхнее водопропускные отверстия. Истечение через нижнее отверстие затопленное, а через верхнее отверстие — полузатопленное.

Полученные формулы базируются на осредненных величинах, имеющих незначительные расхождения между максимальными и минимальными значениями. Расчеты, проводимые с помощью полученных формул, имеют достаточно высокую точность и поэтому могут быть использованы для широкого практического применения.

7,Определение уклона водной поверхности при наполнении камеры шлюза.

При наполнении камеры шлюза наблюдается неустановившееся движение воды и воздействие потока на судно. Гидравлические явления, возникающие при этом в камере, довольно сложны и зависят от поступающего в камеру расхода и геометрических характеристик, как самой камеры шлюза, так и шлюзуемого судна.

Действующие методики расчета ориентированы на то, что преобладающей является прямая гидродинамическая сила, определяемая в значительной степени приращением расхода, поступающего в камеру шлюза в единицу времени. В действительности все не так, о чем свидетельствуют зависимости, полученные автором теоретическим и экспериментальным путем.

Уклон водной поверхности в камере при ее наполнении может приобретать, как положительное, так и отрицательное значения. В случае постоянной скорости перемещения действующих ворот, производная расхода имеет максимальное значение в начале наполнения камеры. В этом случае действует прямая гидродинамическая сила. С ростом величины открытия водопропускного отверстия первый член полученного выражения убывает, а второй — возрастает. При этом в некоторый момент времени уклон водной поверхности принимает отрицательное значение, в связи с чем появляется обратная гидродинамическая сила, действующая на судно. При постоянной скорости перемещения ворот наличие обратной гидродинамической силы становится неизбежным и может приводить к неудовлетворительным условиям отстоя судов. Чтобы избежать этого в работе рассмотрены криволинейные графики маневрирования воротами, что кроме обеспечения нормальных условий отстоя судов, дает уменьшение времени наполнения камеры, а следовательно ведет к увеличению пропускной способности сооружения.

8. Оптимизация металлоконструкции ворот комбинированной системы питания шлюзов.

Наилучшее очертание ворот для комбинированного питания шлюзов также получено с помощью теории плоского потенциального течения идеальной жидкости. Оно проверено в лабораторных условиях и показало плавное безотрывное истечение потока при всех открытиях отверстия. При истечении потока через большие отверстия условия движения жидкости улучшаются, а коэффициент расхода становится максимальным.

По экономическим и конструктивным соображениям в лаборатории испытаны также конструкции ворот практического профиля. Экспериментальные исследования проводились на крупномасштабной модели 1:25, что обеспечило высокую точность полученных результатов.

По результатам эксперимента получены зависимости, которые могут быть использованы для широкого практического применения.

9. Экономическая эффективность предложенных решений.

Экономическая эффективность предложенных в работе решений показана на примере шлюзов Волго-Балтийского водного пути. Отличительной особенностью данных шлюзов является то, что они имеют очень высокую загрузку, достигающую 85%. При внедрении комбинированного питания шлюзов их загрузка может быть уменьшена до 79%, что позволяет сократить простои в системе на 17.9судочасов в сутки.

Экономический эффект от внедрения предложенных решений для шлюзов Волго-Балтийского водного пути оценивается в 47.1 млн руб. Аналогичным образом экономический эффект может быть подсчитан для шлюзов Волго-Донского канала, Нижне-Камского, Саратовского, Новосибирского и других сооружений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.C. Основные вопросы расчета и исследований вибрации затворов гидротехнических сооружений. — Л.: Известия ВНИИГ, Т.54, 1955, с. 106 125.
  2. A.C. Исследования вибрации глубинных затворов. Совещание по проектированию и строительству высоких плотин.: Тезисы докладов, НТО строительной промышленности СССР, 1956, с. 46−49.
  3. A.C. Моделирование пульсации суммарной гидродинамической нагрузки на плоские затворы. Л.: Известия ВНИИГ, Т. 61, 1958, с. 3−16.
  4. A.C. Связь между пульсацией в отдельных точках затвора и пульсацией суммарной гидродинамической нагрузки, действующей на затвор. Л.: Известия ВНИИГ, Т. 69, 1962, с. 3−19.
  5. A.C. Пульсация гидродинамических нагрузок на затворы гидротехнических сооружений и методика их расчета. Доклад, обобщающий труды, представленные к защите на соискание ученой степени доктора технических наук. Л.: ВНИИГ, 1962, — 65 с.
  6. Г. Н. Теория турбулентных струй. Физматгиз, 1960. 715 с.
  7. Ю.П., Айвазян С. А., Грановский Ю. В., Маркова Е. В., Налимов В. В., Филатов Г. Ф. Планирование эксперимента. М.: Наука, 1966. — 159 с.
  8. Ю.П., Грановский Ю. В. Обзор прикладных работ по планированию эксперимента. М.: МГУ, 1967. — 125 с.
  9. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1986. — 279 с.
  10. Ю.Айвазян С. А., Енюков И. С., Мешалкин И. Д. Прикладная статистика. М.: Финансы и статистика, 1985. — 487 с.
  11. И.Альтшуль А. Д. и Марголин М. Ш. Влияние вихревых воронок на коэффициент расхода при истечении жидкости из отверстий. Гидротехническое строительство, № 6, 1968, с. 32−34.217
  12. В.В. Построение поля скоростей в плоской свободной турбулентной струе при неравномерном начальном распределении скоростей по сечению. Л.: Труды ЛИВТ, вып. 19, 1952. с. 32−48.
  13. И.Баланин В. В., Василевский В. П. Кинематика потока в районе плоского затвора при частичном открытии его. Л.: Труды ЛИВТ, вып. 78, 1964. с. 1218.
  14. И.Баланин В. В., Кривошей В. А. Определение подъемного усилия и рациональной формы плоских подъемно-опускных ворот. Гидротехническое строительство. М., 1987, с. 53−58.
  15. Ю.В. Динамика цепных подъемных механизмов затворов шлюза. Автореф. дисс.. канд. техн. наук. Л.: ЛИВТ, 1978. — 37 с.
  16. П.Березинский А. Р. Современные конструкции затворов плотин и шлюзов в Германии. Л.: Стройиздат, 1947. — 61 с.
  17. Л.Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1965.-464 с.
  18. В.В. Уплотнения затворов гидротехнических сооружений. М.: Транспорт, 1972. — 136 с.
  19. А.Ф. результаты исследований истечения из-под щита и основные гидравлические предпосылки для решения этой задачи. Л.: Труды ЛИВТ, вып. 3,1933, с.94−109.
  20. А.Ф., Кинд Ю. В. Предварительное заключение по конструкции плоских опускных ворот шлюза № 2. Л. Технический отчет ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева., 1950. — 36 с.218
  21. А.Ф., Полякова Е. Е. Гидравлические лабораторные исследования гидродинамического воздействия потока на подъемно-опускные ворота шлюза.- JI. Технический отчет ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, 1951. 48 с.
  22. А.Ф., Кинд Ю. В. Гидравлические лабораторные исследования судоходных шлюзов. JI. Технический отчет ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева, 1951.-56 с.
  23. В.П. Повышение эффективности эксплуатации судоходных шлюзов на основе исследований, разработки и внедрения новых технических и технологических решений. Автореф. дисс.. доктора техн. наук. Л.: СПГУВК, 1995.-45 с.
  24. Л.С., Бочаров В. В. Гидротехнические сооружения на внутренних водных путях. М.: Транспорт, 1976. — 296 с.
  25. Г. В. Опыт эксплуатации механического оборудования Горьковских и Куйбышевских шлюзов. Труды координационных совещаний по гидротехнике. Вып. 18, -М.-Л., Энергия, 1965, с. 371−380.
  26. В.А., Веников Г. В. Теория подобия и моделирования. М.: Высшая школа, 1984.-438 с.
  27. П.А., Щварц А. И. Равномерное движение аэрированных водных потоков. Л.: Известия ВНИИГ, Т. 31, 1946, с. 41−53.
  28. A.M. Совершенствование эксплуатационных качеств судоходных шлюзов с головной системой питания. Автореф. дисс. доктора техн. наук. -Л.: СПГУВК, 1999.-42 с.
  29. H.H. Давление на плоский щит при истечении из-под щита. Гидротехническое строительство, № 10, 1934, с. 16−22.
  30. Л.А. Экспериментальные натурные исследования вибрации гидросооружений и оборудования. Автореф. дисс.. канд. техн. наук. М.: 1972.-24 с.219
  31. Н.Б. Установление рациональных значений основных параметров процесса наполнения шлюзной камеры. Л.: Труды ЛИВТ, вып. XIII, 1961, с.11−16.
  32. В.Г., Адлер Ю. П. Планирование промышленных экспериментов. -М.: Металлургия, 1974. -264 с.
  33. М.М. Гидротехнические сооружения. М.: высшая школа, 1979. -336 с.
  34. М.И. Теория струй идеальной жидкости. М.: Физматгиз, 1961. -496 с.
  35. С.И. Аэрогидромеханика плохо обтекаемых конструкций. Л.: Судостроение, 1983.-331 с.
  36. Г. Шлюзы и судоподъемники.-М.: речной транспорт, 1961. 288 с.
  37. Ю.М., Новик Ф. С., Чемлева Т. А. Планирование эксперимента при исследовании свойств сплавов, ОНТИ, 1974 . 132 с.
  38. Л.Л. Исследование условий возникновения автоколебаний плоского глубинного затвора. Автореф. дис.. канд. техн. наук. Л.: ВНИИГ, 1972.-28 с.
  39. В.В. Теоретическое и экспериментальное исследования гидравлики плоского затвора водопроводной галереи шлюза при различных конструкциях забральных балок. Автореф. дис.. канд. техн. наук. Л.: ЛПИ, 1977.-24 с.
  40. В.В. Определение усилий на шандоры верхнего аварийно-ремонтного заграждения Нижне-Свирского шлюза при спускании их в поток. Технический отчет по теме ЛИВТ. Л., 1976. — 23 с.
  41. Н.Е. Видоизменение метода Кирхгофа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на неизвестной линии тока. Полное собрание сочинений, Т. Ш, «Гидродинамика», ОНТИ-НКТП-СССР, 1936. 486 с.
  42. Н.М. Исследование динамических нагрузок в цепных механизмах. Технический отчет ЛИВТ (гос. per. № 76 093 685). Л., 1975. — 97 с.
  43. .Ю. Вибрация затворов гидротехнических сооружений и способы ее устранения. Технический отчет ЛИВТ. Л., 1959. — 88 с.
  44. .Ю. Шлюзование водных путей.-М.-Л.: МРФ РСФСР, 1948. -516с.
  45. М.А., Маневич Я. З. Гидравлические исследования системы питания Краснодарского шлюза. Технический отчет ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева (№ гос. per. 40 800 721).-Л., 1968. 36 с.
  46. А.И., Козловский Н.И. Лабораторные исследования вертикальной составляющей гидродинамического давления на вертикальные ворота221
  47. Волго-Донских шлюзов. Технический отчет НИС Гидропроекта им. С. Я. Жука. -М, 1951.-76 с.
  48. Ю.В. О расчетном давлении на плоские затворы в напорных системах. Гидротехническое строительство, № 6. 1957. с. 42−45.
  49. Ю.В. О расчетном давлении на плоские затворы с обшивкой, расположенной со стороны нижнего бьефа. M.-JL: Госэнергоиздат, 1959. -47 с.
  50. Г. Механика, АН СССР, 1962. 402 с.
  51. С.С., Тимошина В. Б., Ермакова Н. В. разработка эксплуатационных характеристик шлюзов по их пропускной способности. Труды МИВТа, 1992, с.5−14.
  52. С.С., Похабов В. И., Третьяк С. Ю. Экспериментальные лабораторные исследования ввода и вывода судов в камеру судопропускных сооружений. М.: МИВТ, 1992, с. 42−69.
  53. В.В. Общая постановка задачи о выходе судна из камеры судоходного шлюза с использованием транспортного попуска воды. Сб. научных трудов «Водные пути и портовые гидротехнические сооружения». -Л.: ЛИВТ, 1983, с. 82−90.
  54. М.А. Развитие водных путей Сибири и Дальнего Востока с разработкой транспортных судоподъемников на гидроузлах. Автореф. дисс.. доктора техн. наук. Л.: ЛИВТ, 1992. — 45 с.
  55. В.К. Особенности проектирования гидромеханического оборудования гидроузлов среднего напора. Гидротехническое строительство, № 9, 1964, с. 37−42.
  56. В.В. Методические указания по выбору режимов наполнения камер шлюзов с головной системой питания. Отчет о научно-исследовательской работе (№ гос. per. 74 033 819). Л.: ЛИВТ, 1978. — 99 с.
  57. Н.Е. и др. Теоретическая гидромеханика. М.: Физматгиз, 1963. — 583 с.
  58. Кох А. и Карстаньен М. Основы практической гидродинамики. М.: Госэнергоиздат, 1933. — 195 с.
  59. В.А. Методы экспериментального исследования нагрузок на подъемно-опускные ворота шлюзов. Сборник научных трудов. -Гидротехнические сооружения и путевые работы на внутренних водных путях для судоходства. Л.: ЛИВТ, 1984, с.34−41.
  60. В.А. Исследования кинематики потока при истечении воды из-под ворот шлюза с головной системой питания. Сборник научных трудов. -Гидротехнические сооружения и путевые работы на внутренних водных путях для судоходства. Л.: ЛИВТ, 1984, с.42−50.
  61. В.А. Гидродинамические нагрузки, действующие на ворота шлюзов. СПб.: СПГУВК, 2000. — 99 с.
  62. В.А. Исследования кинематики потока при истечении воды из-под ворот шлюза с головной системой питания. ЛИВТ гидротехнические сооружения и путевые работы на внутренних водных путях для судоходства. — Л., 1984. — 9 с.
  63. В.А. Гидродинамические нагрузки, действующие на подъемно-опускные ворота Городецких шлюзов. М.: ИНТС, 1990. — 9 с.223
  64. В.А. Методика планирования эксперимента и определения гидродинамических нагрузок на подъемно-опускные ворота шлюзов. № 102-РФ, вып. 12, 1985.-35 стр.
  65. В.А. Методика планирования эксперимента и определение гидродинамических нагрузок на подъемно-опускные ворота шлюзов. Рукопись деп., № 102-РФ, вып. 12, 1985. 35 с.
  66. В.А. Гидродинамические нагрузки действующие на подъемно-опускные ворота Городецких шлюзов. Рук. деп. № 263-РФ, вып. 2, 1990, — 10 с.
  67. В.А. Питание судоходных шлюзов. Рук. деп. № 290-РФ, вып. 4, 1991,-9 с.
  68. В.А. Питание судоходных шлюзов. ИНТС № 10.-М., 1992. 9 с.
  69. В.А. Судоходный шлюз. Патент на изобретение № 1 723 256.
  70. В.А. способ изменения уровня воды в камере судоходного шлюза и судоходный шлюз. Патент на изобретение № 2 040 639.
  71. В.А. Гидравлический расчет наполнения камер шлюзов с комбинированным питанием. М.: ИНС № 4, 1998. — 10 с.
  72. В.А. Определение уклона судна, шлюзующегося в камере шлюза. -М.: ИНС № 1, 1998.-4 с.
  73. В.А. Головная система питания судоходного шлюза. Патент на изобретение № 2 044 828
  74. В.А., Петров Д. Ю. Гидродинамические нагрузки, действующие на шлюзующиеся суда. МИВТ. Сборник научных трудов «Эксплуатация водных путей и гидротехнических сооружений» М., 1992, с. 77−86.224
  75. В.А., Липатов И. В. Совершенствование пропуска судов через Городецкие шлюзы. М.: ИНТС № 9,1994. — 5 с.
  76. В.А. Влияние гидродинамических процессов на работу опорно-ходовых и уплотнительных устройств шлюзов. М.: ИНТС № 1, 1993.-5 с.
  77. В.А. Совершенствование систем питания судоходных шлюзов. -М.: ИНТС № 11, 1993, с. 25−29.
  78. В.А. Разработка рекомендаций по повышению экономической эффективности судопропускных сооружений Отчет о научно-исследовательской работе МГАВТ (№ гос. per. 1 940 004 006). М.:, 1994. -65с.
  79. В.А. Обобщение опыта эксплуатации судоходных каналов с разработкой рекомендаций применительно к проектируемому каналу Сибирь Средняя Азия. Отчет о научно-исследовательской работе (№ гос. per. 1 860 065 842.-М.: МИВТ, 1986, с. 28−36.
  80. В.А. Совершенствование процесса наполнения шлюзовых камер с комбинированными системами питания с целью оптимизации пропускной способности шлюзов и провозной способности флота. Отчет о научно-исследовательской работе. М.: МГАВТ, 1995. — 87с.
  81. В.А. Разработка рекомендаций по оптимизации пропуска судов через шлюзы Единой глубоководной системы Европейской части РСФСР . Отчет о научно-исследовательской работе (№ гос. per. 1 880 039 724). М.: МИВТ, 1992, — 127 с.
  82. В.А. Разработка рекомендаций по повышению экономической эффективности Городецких шлюзов. Отчет о научно-исследовательской работе (№ гос. per. 195 004 029).- М.: МГАВТ, 1994. 89с.
  83. В.А. Исследование гидравлических явлений, возникающих при переливе через подъемно-опускные ворота и выдача заключения о возможности наполнения шлюзов таким способом. Отчет о научно-исследовательской работе М.: МГАВТ, 1993. — 35с.
  84. В.А. Разработка рекомендаций по выбору режимов наполнения камер судоходных шлюзов с комбинированным питанием. Отчет о научно-исследовательской работе -М.: МГАВТ, 1995. 75с.
  85. В.А. Гидродинамические нагрузки, действующие на подъемно-опускные ворота шлюзов. Дисс. на соиск. уч. степени кандидата технических наук. ЛИВТ, 1986, 189с.
  86. Г. Металлические затворы плотин.-М.: Гостройиздат, 1934 320 с.
  87. М.С. Определение условий стоянки толкаемых составов в камере шлюзов с головной системой питания. Автореф. дисс.. канд. техн. наук. Л.: ЛИВТ, 1999.-23 с.
  88. Ю.В. Метод наименьших квадратов и основы теории обработки наблюдений. М.: Физматгиз, 1962. — 333 с.
  89. И.В. Совершенствование процесса судопропуска через шлюзы (на примере Городецкого района гидросооружений). Дисс.. канд. техн. наук. Л.: СПГУВК, 1996. — 210 с.216
  90. Л.Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука, 1978. — 736 с.
  91. П.Е. Вопросы методики исследования затворов гидроэлектростанций. Труды МЭИ, вып.36, 1961, с. 195−203.
  92. В.М. Турбулентность в гидросооружениях. -М.: Энергия, 1968,408 с.
  93. В.М. О теоретическом определении коэффициентов местных гидравлических сопротивлений. Л.: Труды ЛИИВТ, вып. 1, 1932, с.66−102.
  94. В.М., Коновалов И. М. Гидравлика.-Л.: Речиздат, 1940.-643 с.
  95. Я.З. Гидравлика затворов высоконапорных шлюзов, автореф. дис.. канд. техн. наук. Л.: ВНИИГ, 1973 .-31 с.
  96. В.Я., Фрейшист А. Р. Современное состояние и перспективы развития механического оборудования гидротехнических сооружений. Гидротехническое строительство. № 12.-М., 1980, с. 23−29.
  97. Г. И. Некоторые случаи отрывного обтекания затворов гидросооружений. Автореф. дис.канд. техн. наук. Л.: ЛИВТ, 1954.-8 с.
  98. Г. И. К вопросу отрывного обтекания затворов гидросооружений. Л.: Труды ЛИВТ, вып. 23, 1956, с. 101−109.
  99. Г. И. Решение задачи струйного обтекания плоского затвора с учетом силы тяжести по методу источников и стоков. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1957, с. 65−80.
  100. Г. И., Сковронский В. Я. некоторые вопросы теоретического и экспериментального исследования работы плоского затвора. Новосибирск: Известия высших учебных заведений, 1959, с. 138−148.
  101. A.B. Современное состояние и основные направления проектирования судоходных шлюзов. Труды координационных совещаний по гидротехнике, вып. ХУШ, -М.-Л.: Энергия, 1965, с. 16−19.
  102. A.B. Судоходные шлюзы. М.: транспорт, 1966. — 528 с.
  103. Ю.В. затворы гидротехнических сооружений. Л.: ЛПИ, 1976.-41 с.227
  104. В.М. Исследование и разработка методов определения пропускной способности шлюзованных систем и обоснование мероприятий по ее увеличению. Автореф. дисс.. канд. техн. наук. М.: ЦНИИЭВТ, 1981.-24 с.
  105. Н.И. Курс аналитической геометрии. М.: Высшая школа, 1967. — 655 с.
  106. В.В. и Чернова H.A. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М.: наука, 1965. — 340 с.
  107. В.В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. — 207 с.
  108. В.В., Голикова Т. И. Логические основания планирования эксперимента. М.: Металлургия, 1981. — 151 с.
  109. Ф.С. Математические методы планирования экспериментов в металловедении. М.: МИСИ, 1970. 79 с.
  110. Ф.С. Математические методы планирования экспериментов в металловедении. М.: МИСИ, 1971. 148 с.
  111. В.В. некоторые результаты лабораторных исследований наполнения судоходных шлюзов с головной системой питания. Труды координационных совещаний по гидротехнике, вып. ХУШ, -М.-Л.: Энергия, 1965, с. 320−329.
  112. П.П. Механическое оборудование шлюзов и судоподъемников. -М.: Транспорт, 1973.- 184 с.
  113. Г. Ф. Уплотнение рабочих ворот шлюзов. Речной транспорт, № 2, 1968, с. 30−31.
  114. Г. Ф. Оценка отстоя судов на участке аэрированного потока в шлюзах. Труды Гидропроекта, сборник № 2. М., 1972, с. 28−36.
  115. В.А. Колебания гидротехнических затворов. Автореф. дис.канд. техн. наук. М.: ЛПИ, 1970. — 28 с.
  116. H.A. О плановом очертании струенаправляющих дамб. Л.: Труды ЛИИВТ, вып. 12, 1940, с. 150−173.228
  117. .И. Гидравлические методы уменьшения подъемных (опускных) усилий плоских затворов гидротехнических сооружений. Автореф. дис.. канд. техн. наук. М.: ЛПИ, 1958. — 24 с.
  118. В.И. Гидротехнические затворы с плоской несущей обшивкой. -Л.-М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1952. 260 с.
  119. Г. А. Развитие затворостроения гидротехнических сооружений в СССР. Гидротехническое строительство, № 6, 1969, с. 5−13.
  120. Г. А. Основные направления совершенствования уплотнений затворов гидротехнических сооружений. Гидротехническое строительство, № 3, 1973, с. 15−23.
  121. Рекомендации по компоновке затворных камер и расчетам гидродинамических воздействий потока на плоские, сегментные и дисковые затворы гидротехнических сооружений. Л.: ВНИИГ, 1980. — 123 с.
  122. Н.М. Натурные, теоретические и лабораторные исследования волнового движения воды в судоходных сооружениях. Автореф. дисс.. доктора техн. наук. Н.: НИСИ, 1974. — 42 с.
  123. Н.П. Вопросы проектирования водопропускных сооружений, работающих в условиях вакуума и при больших скоростях потока. -М.-Л.: Госэнергоиздат, 1975. 208 с.
  124. Руководящий технический материал. «Расчет и выбор электрооборудования судоходных сооружений». -М.: Транспорт, 1983. 64 с.
  125. Г. Л. Судоходные гидротехнические сооружения СССР. М.: Транспорт, 1970. — 264 с.
  126. H.A., Варламов H.H., Баланин В. В. Судоходные каналы, шлюзы и судоподъемники. -М.: Транспорт, 1970. 352 с.
  127. СНИП 11−55−79. Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения. М.: Стройиздат, 1981. — 41 с.
  128. Г. А. Использование методов математической статистики при проектировании технических средств. Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов судостроительной промышленности. Л., 1979. — 44 с.
  129. В.Г. Изучение аэрации потока на модели. Гидротехническое строительство, № 10, 1952, с. 34−36.
  130. СТП-310 000−500−83. Стандарт предприятия треста «Гидромонтаж». Механическое оборудование гидротехнических сооружений. М., 1984. — 90 с.
  131. Д.С. Эксплуатация судоходных шлюзов, судов и портовых кранов с регулируемыми электропроводами технологических механизмов. Дисс.. доктора техн. наук. Г.: ГИИВТ, 1982. — 532 с.
  132. Технический отчет о строительстве Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, Госэнергоиздат, 1957, с. 204−206.
  133. Технический отчет о строительстве Волго-Балтийского водного пути им. В. И. Ленина. М., 1968.-309 с.
  134. В. Новый метод гидравлического расчета судоходных шлюзовю Л.: Труды ЛИВТа, вып. XIII, 1996, с. 62−72.
  135. В. Силовое воздействие потока на шлюзуемое судно. Л.: Труды ЛИВТА, вып. XIII, 1962, с. 47−55.
  136. Г. И. Построение рационального очертания границ потока на участках разветвлений. Л.: Труды ЛИИВТ, вып. 24, 1957, с. 53−61.
  137. Г. И. Об учете вихревых зон в струйных течениях. Л.: Труды ЛИИВТ, вып. 143, 1973, с. 101−108.230 152. Фомичев М. С. Пульсации динамического давления на границе расширения потока. Гидротехническое строительство, № 11, 1951, с. 38−42.
  138. И. Определение скорости движения судов через шлюзы . Речной транспорт,. № 5, 1971, с.40−41.
  139. .А. и Шабат Б.В. Функции комплексного переменного и некоторые их приложения. M.: Наука, 1964. — 387 с.
  140. Н.В. Условия обтекания плоского затвора в напорной галерее и давление потока на затвор. Гидротехническое строительство, № 7, 1954, с. 36−40.
  141. А.Д., Онипченко Г. Ф. Исследование гидродинамических нагрузок на аварийные и рабочие ворота шлюза Саратовского гидроузла. Технический отчет по теме НИС Гидропроекта им. С .Я. Жука. М., 1964. -87 с.
  142. А.Д., Онипченко Г. Ф. Исследование динамических нагрузок на верхние рабочие ворота судоходного шлюза Саратовского гидроузла. Технический отчет НИС Гидропроекта им. С. Я. Жука НИС (№ гос. per. 3 682 401).-M, 1969.-82 с.
  143. А.Д., Онипченко Г. Ф. Исследование условий наполнения камеры Киевского шлюза с помощью опускного затвора с криволинейной обшивкой. Технический отчет НИС Гидропроекта им. С. Я. Жука. М., 1962. — 74 с.
  144. А.Д., Онипченко Г. Ф. Гидравлические исследования систем наполнения и опорожнения и эксплуатационных характеристик судоходного231шлюза Нижне-Камского гидроузла. Технический отчет НИС Гидропроекта им. С. Я. Жука., М., 1966. 43 с.
  145. И.Б. Гидродинамические силы воздействия потока на автоматический затвор гидравлического действия, регулирующий постоянный горизонт воды верхнего бьефа. Ташкент: Труды САНИИРИ, вып. 107, 1960, с. 11−48.
  146. И.Б. Гидродинамические силы потока, действующие на затвор. «Вопросы энергетики, гидротехники и горного дела», Изд-во АН Узбекской ССР, Ташкент, 1961, с. 22−31.
  147. И.Б. Обтекание потоком обшивки затвора с различными очертаниями нижней части. «Вопросы энергетики, гидротехники и горного дела», Изд-во АН Узбекской ССР, Ташкент, 1961, с. 64−79.
  148. И.Б. Лабораторное подтверждение расчета гидродинамических сил, действующих на затвор автомат. «Вопросы гидротехники», вып. 3, Изд-во АН Узбекской ССР, Ташкент, 1961, с. 97−103.
  149. Д.А. и Фомичев М.С. Вибрация гидротехнических сооружений и пульсации гидродинамического давления. «Труды геофизического института», изд-во АН СССР, № 16, 1951, с. 36−43.
  150. К., Лецкий Э., Шефер В. Планирование эксперимента в исследовании технологических процессов. М.: Мир, 1977, — 552 с.
  151. Д. Анализ процессов статистического методами. М.: Мир, 1973.-957 с.
  152. С.А. О силах, действующих на цилиндр, обтекаемый потоком с образованием поверхностей разрыва. «Сборник общетеоретической группы ЦАГИ III», Труды ЦАГИ, вып. 240, 1035, с. 5−13.
  153. Дж. Гидравлическое моделирование. М.: Мир, 1984. — 280 с.
  154. A.M. Об определении подъемных усилий для плоского ригельного аварийно-ремонтного затвора. Л.: Известия ВНИИГ, т. 75, 1964, с. 285−302.ш
  155. X. Теория инженерного эксперимента. М.: Мир, 1972. — 210 с.
  156. A.A. О пульсации потока в напорных водоводах. Гидротехническое строительство, № 11, 1951, с. 35−37.
  157. А.П. Повышение пропускной способности и определение габаритов шлюзованных водных путей. Автореф. Дисс. доктора техн. Наук.-НГАВТ, 1994.-37с.
  158. A.A. Механическое оборудование шлюзов. М.: Транспорт, 1967.-224 с.
  159. Delwar Hussein, Pande P.K. Hydrodynamic loading on Vibrating Vertical lift Gates. XX Конгресс МАГИ.- M., 1983, с. 346−356.
  160. Kirchhoff G. Zur Teorie freier Flussigkeitscrahlen. Borchardts Journal, Bd.70,1869.
  161. Mises R. Berechnung Von Ausffluss und uberfallsahlen. V.D.I., № 22, 1917, p. 74−94.
  162. Muskatirovic I., Djonin K., Predic Z. Analysic of hydrodijnamic pressures and Vibrations registered on a double leaft gate. XX Конгресс, МАГИ.- M., 1983, с. 357−365.
  163. Naudascher Е. Hydrodynapische und hydroelastische Beanspruchung Von Tiefschutzen. Stahlbau, 1964, V. 3, № 7, p. 199−208.
  164. Naudascher E. Hydrodynapische und hydroelastische Beanspruchung Von Tiefschutzen. Stahlbau, 1964, V. 3, № 9, p. 277−286.
  165. Helmholtz H. Uber discontinuier liehe Flussigkeits bewegung. Monataber. Berlin Akad. Wiss, April, 23, 1868.
  166. Strauss V. Theoretical and Experimental Study of the forcen acting on, а culvert tainter Valve. M., 1983, c. 436−442.
  167. Wickert G. Folgerungen aus der Hydraulick fur Tiefschutze, Der Bauingenieur, 31, Heft 3, 1956, S. 101−108.
  168. Wickert G. Hydrodynapische Problem im Stahlwasserbau, «VDI-Zeitschrift», Bd, 105, Heft 3, 1963, S. 85−96-
Заполнить форму текущей работой