Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ислам в поликультурном Северо-Кавказском регионе: социологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раскрыть сущность и особенности влияния мировых религий на духовно-религиозный фактор в мусульманском обществе, а также его связи с нынешними теоретическими взглядамидоказать специфику шариата как основного закона жизни мусульман на различных этапах развития мусульманского обществарассмотреть влияние доисламских верований в социальной жизни мусульманского обществадоказать, что ислам является… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретическое обоснование происхождения и социальной сущности ислама и шариата
    • 1. 1. Концепции возникновения pi распространения ислама
    • 1. 2. Шариат как основной законодательный регулятор жизни мусульманской общины
    • 1. 3. Доисламские верования в сознании и поведении мусульман
  • Глава 2. Эволюция ислама в условиях секуляризации общественной жизни Северного Кавказа
    • 2. 1. Социально-нравственные идеалы ислама в современной практике мусульман Северного Кавказа
    • 2. 2. Ислам как действенное средство регулирования политической активности масс, обеспечения социальной справедливости в обществе
    • 2. 3. Религиозный экстремизм и его проявления в условиях поликультурного Северного Кавказа

Ислам в поликультурном Северо-Кавказском регионе: социологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня ислам, по данным Всемирной исламской конференции, в мире насчитывается около 1 млрд. 300 млн. мусульман. Мусульманские общины имеются более чем 120 странах мира. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют влиятельное меньшинство. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Достаточно большая община (от 15 до 20 млн. чел.) мусульман исторически проживает на территории России.

Актуальность темы

исследования в контексте мировой и отечественной социологии бесспорна. В современном мире большое внимание уделяется исламу. Западное религиоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии кроются в ее способности влиять на все сферы жизни этих стран с учетом меняющейся обстановки. Безусловно, нельзя не отметить специфику ислама, как религиозной системы, которая адекватно отражает эпоху.

Возрождение ислама’в России началось с конца 80-х гг. в связи с переменами политической жизни страны. В 90-е гг. во многих регионах компактного проживания мусульман РФ открылись мусульманские учебные заведения начального, среднего и высшего звена. Сотни верующих совершают ежегодно хадж в Мекку и Медину. С 2003 г. по Московскому радио началась ежедневная передача «Ватаным» (Родина).

Начали активно осуществляться связи российских мусульман с единоверцами из арабо-мусульманских государств. Только в Москве действует около 10 международных исламских организаций, которые занимаются благотворительной и просветительной деятельностью. Подобные организации имеются и в других городах, Казани, Санкт-Петербурге, Уфе и др. Но в то же время в разных регионах страны действуют фанатические по сути политические организации прикрывающиеся благотворительными и просветительскими лозунгами, цели которых достаточно далеки от мира и духовного возрождения. Можно констатировать, что данные иностранные религиозные организации прочно «осели» в России, подготовили кадры из числа наших соотечественников и не собираются останавливаться на достигнутом, что и подтверждают события недавнего прошлого в Чечне, Дагестане, Северной Осетии и других районов Северного Кавказа. Представляется очевидным, что СМИ, усиленно нагнетая обстановку вокруг подобных событий, добились только негативного отношения ко всем мусульманам.

Массовое манипулирование общественным сознанием повлияло на создание устойчивого стереотипа: ислам — идеология терроризма, а все мусульмане — реальные и потенциальные преступники. Политика России в это время, к сожалению, не очень противилась такой установке западных спецслужб, на деле способствуя столкновению страны с исламским миром. Не зная ислама, его ценностей, многие ложно его представляют. Поэтому так актуально изучение ислама в качестве мировой религии, в том числе и в России, познание его сути.

Сегодня историко-философский и социологический подходы к судьбам ислама в мире, а также в России, его роли важны не только для того, чтобы понять прошлое, но и в большей степени для того, чтобы ясно предвидеть, как жить дальше, как обустроить нашу многонациональную и многоконфессиональную Россию в новых условиях, когда над миром довлеет страх «столкновения цивилизаций», прежде всего по религиозному признаку. Человечество опаснейшим образом разделено. И оно может спастись, если люди, его образующие, объединятся.

Без учета особенностей современной религиозной ситуации в современном российском обществе невозможно грамотно и эффективно строить социальную политику государства, правильно прогнозировать развитие основополагающих социально-политических процессов как внутри страны, так и за ее пределами. Именно поэтому социологический анализ религиозной ситуации в обществе является одной из приоритетных задач социологов на современном этапе.

Ислам, как и другие мировые религии, — это могучая духовная энергия. И важно использовать его потенциал для духовного обогащения многонационального народа России, как действующую силу духовно-нравственного возрождения и спасения. Обязанность исследователей, специалистов в области ислама — добиваться постижения всего его богатства как религии, культуры, философии и делиться им со своими согражданами, проявляя при этом «сабр» -твердость духа, терпеливость, настойчивость, смирение.

Для многоконфессиональной России важно познать ислам как феномен во всем богатстве влияния на общественные процессы. Данная диссертация — это попытка показать духовную сущность ислама и его влияние на социальную жизнь современного мусульманского общества.

Третье тысячелетие открывает большие возможности технического, информационного, технологического подъема мирового сообщества.

Но будет ли соответствующим духовно-нравственный подъем человека? Если нет, то он будет задавлен, подавлен, уничтожен. События 11 сентября 2001 г. в США, показали, насколько опасно невежество.

Актуальность темы

диссертации — доказать, что смысл любой веры — это воспитание духовности человека и примирение его с обществом. Все мировые религии, включая ислам, проповедуют добро, справедливость, равенство и взаимопонимание. В этом суть предложенного исследования: способствовать научному осмыслению исламской проблематики.

Степень научной разработанности проблемы Влиянием ислама на социальную жизнь общества в различные эпохи неоднократно интересовались виднейшие представители историко-социологической и социально-философской мысли.

С религиозной точки зрения эта тема нашла свое отражение в трудах таких известных ученых-исламоведов, как Р. Шарль, который утверждал, что ислам, прежде всего, имеет религиозную основу и только во вторую очередь — светскую.1.

Полностью согласен с этой позицией и другой видный исследователь Р. Давид, который видел в мусульманском образе жизни его «божественную» природу.2.

Подобные взгляды отражены в работах В. Бартольда, Е. Бертельса, Л. Васильева, И. Гольдцигера, Маварди, Р. Мавлютова,.

1 Шарль Р. Мусульманское право. — М., 1959., С. 35.

2 Давид Р. Основные правовые системы современности (Сравнительное право). -М., 1967., С. 49.

Р.Максуд, М. Пиотровского, Н. Торнау, М. Джафара, А. Хусейна, Л. Ламбтона, Р. Коттана, А. Харбутли, А. Кремера и др.3.

С духовно-правовой точки зрения данную проблему рассматривали многие исследователи, в том числе М. Ансель, А. Асадов, А. Ахмедов, А. Боголюбов, Р. Галиулин, А. Георгиев, П. Грязневич, Г. Керимов, В. Клочков, А. Лукоянов, А. Малашенко, М. Мейер, М. Лайла, Н. Неновски, Э. Онан, В. Полозин, М. Садагдар, И. Шифман, В. Якобсон и др.4.

Представляется уместным особо выделить работы отечественного исследователя Р. Г. Абдулатипова, который в своих трудах подчеркивает тесную связь ислама с обществом. В его известной монографии рассматриваются вопросы соотношения веры, науки, политики и нравственности в исламе, причины экстремизма в мусульманской среде, а также исламофобии5.

Итак, проблема влияния ислама на все стороны жизни общества представлена в широкой палитре научных трудов российских и зарубежных авторов. Но отражается она или через глобальное видение.

3 Бартольд В. В. Теократическая идея и светская.Соч.Т.б-М., 1966. Бертельс Е. Э. Избранные сочинения. Суфизм и суфийская литература. — М.,, 1965. Гольдцигер И. Лекция об исламе. Пер. с нем. А.Н.Черновой-СПб., 1912. Маварди. Властные нормы и управление религиозными деламиПер. с араб.-М., 1977. Мавлютов P.P. Ислам.-М-, 1969. Максуд Р. Р. Ислам, пер. В. Новикова .-М., 2000. Торнау Н. Е. Изложение начал мусульманского законоведения. — СПб., 1850. Lambton A.K.S. Quis custodiet custodes? Some reflection on the Persian Theory of Government.- Stade Islamic. T. 24. 1989; Cottam R.W. Nationalism in Iran. -Pittsburgh, 1964.

4Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. — M., 1982. Боголюбов А. С. К вопросу о рационалистическом принципе ар-ра'й в ранемусульманской правовой науке. Арабские страны. История, экономика. -М., 1974.-Галиулин Р., Понгаев Р. Основы ислама. — СПб., 1998. Георгиев А. Г., Грязневич П. А. К вопросу о праве на верховную власть в. мусульманской общине в раннем исламе. -М., 1984. Керимов Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман. — М., 1999. Онан Э. С. Ислам и конституционное строительство в странах Востока. — М., 1984. Полозин B.C. Миф. Религия. Государство: исследование политической мифологии. -М.: Ладомир. 1999.;

5 Абдулатипов Р. Г. Судьба ислама в России: история и перспектива. — М., 2002. этой темы, или отдельные работы носят лишь фрагментарный характер.6 Одним словом, имеется широкое пространство для продолжения научного социологического анализа данной темы, что и послужило причиной комплексного изучения данной проблемы. Особое значение в научных поисках исламоведов занимает рассмотрение вопросов, связанных с общественным строем, духовно-религиозными истоками власти правителей исламского мира. Данные аспекты разрабатывали Ф. М. Ацамба, В. В. Бартольд, А. Васильев, А. Георгиев, Г. Э. Грюнебаум, Д. Еремеев, Б. Лапшов, М. С. Мейер, Ю. М. Почта и др.7.

Определенный вклад в освещение проблем эволюции и современного состояния ислама у адыгов Северо-Западного Кавказа внесли Р. А. Ханаху, С. А. Ляушева, О. М. Цветков, С. Х. Мусхаджиев и др.8. Они указывают на «универсальный» характер ислама, отсутствие национальной замкнутости этой религии или жесткой привязанности к ограниченному периоду времени. Однако, на наш взгляд, несмотря на бурный качественный и количественный рост научных исследований в последние годы на эту тему, аналитикам пока еще не удалось в полной.

6 Авксентьев А. Коран. Шариат и адаты. —Ставрополь, 1966. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. — М., 1965. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XX в. — М., 1989. Ионова А. И. Ислам в Юго-восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции. — М., 1981. Каминский С. А. Институт монархии в странах Арабского востока. — М., 1981. Климович ЛИ. Ислам. — М., 1965. Мец А. Мусульманский ренессанс. — М., 1973. Резван Е. А. Коран и доисламская культура. — М., 1995. Шмидт А. Э. Очерки истории ислама как религии. — Мир ислама. Т.1, № 1. — СПб., 1912.

7 Ацамба Ф. М., Надирадзе Л. И. Развитие феодализма в арабском халифате. — Историография стран Востока. — М., 1977. Бартольд В. В. Теократическая идея и светская Соб. Соч. Т.6. Власть в мусульманском государстве. — М., 1966. Грюннебаум Г. Э. Классический ислам: очерк истории, 600−1258. — М., 1986.

8 См. Ханаху Р. А., Ляушева С. А., Цветков О. М., Мусхаджиев С. Х. Ислам у адыгов СевероЗападного Кавказа. Учебное пособие.(Научн.ред. Хунагов Р.Д.) — Майкоп, 2001; «Наука-2002» Материалы научной конференции молодых ученых и аспирантов АГУ (22−25 апреля 2002 г.) — Майкоп, 2002. мере выявить те присущие исламу черты, которые позволяют ему сохранять влияние на умы в современном обществе.

Ученые Республики Адыгеи доказали, что принятие христианства, а затем ислама на Северном Кавказе отнюдь не означает, что адыги полностью воспринимали ценность этих мировых религий. И все же знакомство с ними значительно раздвигало горизонты этнической истории и давало возможность приобщения к мировой культуре.

Сегодня имеются все возможности для продолжения социологического изучения данной темы.

В процессе работы учитывался и тот факт, что аналитики исламского мира и мусульманского духа обычно обращают внимание на две характерные и взаимосвязанные особенности мусульманского общества — это религиозное убеждение и соблюдение всех устоев, обычаев, культурных и правовых ценностей.

Для того чтобы разобраться в том, какие элементы многовекового наследия ислама могут неожиданно сыграть роль в современном обществе, надо всегда иметь в виду наличие двух тенденций — слияния и разделения светского и духовного.

На современном уровне исследования проблемы и связанного с ней результата крайне трудно с научной добросовестностью выяснить, в каких именно условиях преобладает или может господствовать тенденция разделения или объединения религии и жизни, и, по чьей инициативе это происходит. Решение этих вопросов, крайне важных для социологии, требует от нас в первую очередь тщательного анализа и уточнения основных понятий темы диссертации («духовная власть», «царство», «религия», «духовенство») в теологии, политических и бытовых текстах разных периодов.

Определение основных (исходных) понятий диссертации обозначает границы анализа проблемы. Вместе с тем мы понимаем, что понятия подвижны: изменяется объем, углубляется содержание, расширяются границы использования, что обуславливает их различные толкования.

Сейчас как никогда ранее необходимо дать правильную и истинную оценку социальной природы духовности мусульманского общества и показать потенциал его развития.

Объектом диссертационного исследования является влияние ислама на все стороны жизни поликультурного общества Северного Кавказа: его социальная сущность, формы проявления, место и роль в истории и современной жизни.

Предмет исследования — изучение специфики проявления роли духовно-религиозной среды на разных этапах становления и развития социальных образований на Северном Кавказе.

Цель и' задачи диссертационного исследования: осознать феномен ислама, его место и роль в историческом опыте и в перспективах развития на уровне разумного осмысления социального и духовного опыта человека в поликультурном регионе.

Данная цель обуславливает задачи работы: проследить концепции возникновения и распространения исламапоказать шариат как основной законодательный регулятор жизни мусульманского обществараскрыть влияние доисламских верований в сознании и поведении мусульман;

— проследить социально-нравственные идеалы ислама в современной^практике мусульман Северного Кавказадоказать, что ислама есть действенное средство регулирования социальной активности масс и обеспечение социальной стабильности в обществепоказать проявления религиозного экстремизма в условиях поликультурного Северного Кавказа.

Гипотеза исследования с.

В перспективе ислам, очевидно, будет усиливать влияние на мировую жизнь, а также поведение значительных слоев мусульманского населения России. Поэтому, с учетом отечественного опыта и опыта мусульманского зарубежья, для нашей страны важно четко обозначить свою национально-государственную политику и последовательно проводить ее в жизнь.

Методологические основы и ориентации исследования и его конечные выводы совпадают: ислам не чуждое и не чужое явление в мировой культуре, а ее часть, один из важнейших столпов духовности человека.

Данная проблема исследуется как часть изучения мировой истории и современности во всем многообразии ее культурных, социальных и религиозных норм и проявлений.

Социально-философский подход, позволяющий выявить сущее в явлениях и процессах, представляет методологию познания духовно-культурных процессов в социологическом срезе.

Источники и методы исследования. К ним относятся:

Коран (перевод с араб. И. Ю. Крачковского. — М., 1986) — Значение и смысл Корана. (В 4-х томах. — М., 2002) — Всемирное писание: сравнительная антология священных текстов. (Под общ.ред. проф.П. С. Гуревича. Пер. с англ.- М., 1995) — Ислам: религия, общество, государство. — М., 1984; Ислам: энциклопедический словарь. -М., 1990;.

Всеобщая исламская декларация прав человека. — Исламский Совет 19 ноября 1981; Каирская Декларация прав человека в Исламе. — Каир, 1990; Исламская концепция миропорядка. — М., 1991.

В диссертации каждому виду исследовательских задач (эмпирическое, теоретическое, логическое) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания.

С помощью эмпирических индикаторов удалось установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данныхправильно сформировать вопросы к инструментариюопределить структуру ответов на эти вопросы. Методы сбора данных: монографический, документы, анкетный опрос, интервьюирование.

Эмпирическая база исследования. Это, прежде всего, мировой опыт и достижения таких стран как ОАЭ, Саудовская Аравия и т. д. В соответствии с планами научно-исследовательской работы Ставропольского кооперативного института, совета молодых ученых и аспирантов Белгородского университета потребкооперации, автор провела социологическое исследование по программе «Ислам и студенческая молодежь». В течение 2003;2004 гг. было опрошено 300 студентов всех курсов и факультетов, исповедующих ислам. Повторная обработка социальной информации, полученной профессиональными, группами исследователей ВЦИОМ (г. Москва) в ходе общероссийских социологических опросов. Широко использовались социологические исследования адыгейских ученых по программе «Состояние и перспективы ислама в Адыгее», которые проводились в 1999;2000 гг. в Майкопе и других населенных пунктах Республики Адыгея.

Кроме того, были систематизированы некоторые показатели религиозной ситуации в целом на Северном Кавказе, с учетом анализа материалов о работе 1500 мусульманских общин и Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСИ), образованного 17 августа 1998 г. в г. Назрани.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в самой постановке проблемы, путях и способах решения поставленных задач с учетом изменений, происходящих в обществе и устоявшимся мнением мировой общественности на весь исламский мир. В ходе исследования была предпринята попытка:

— раскрыть сущность и особенности влияния мировых религий на духовно-религиозный фактор в мусульманском обществе, а также его связи с нынешними теоретическими взглядамидоказать специфику шариата как основного закона жизни мусульман на различных этапах развития мусульманского обществарассмотреть влияние доисламских верований в социальной жизни мусульманского обществадоказать, что ислам является действенным средством регулирования политической активности населенияобосновать, что религиозный экстремизм носит частный характер в большинстве районах Северного Кавказавоспроизвести логически картину, как и почему с распадом СССР и получением самостоятельности субъектами РФ, исламский фактор начал играть важную роль в местах его традиционного распространения, в том числе на Северном Кавказевведен новый эмпирический материал. Положения, выносимые на защиту.

1) Духовная жизнь мусульманского общества прочно связана с религией. Она рассматривается как социальное явление, имеющее в своей основе идеологические нормы конкретного общества в каждой исторической эпохе.

2) На современном этапе развития мусульманского мира наблюдается усиление влияния ислама на все сферы жизни и его признание на территориях традиционного распространения ислама в нашей стране, в частности, на Северном Кавказе.

3) Основными правовыми и духовными нормами жизни всех мусульман, по-прежнему, остаются Коран и Сура. На их основе создаются конституции мусульманских стран и другие законы общественной жизни. Но часто своеобразная трактовка тех или иных Сур Корана является лишь способом укрепления легитимных правящих режимов.

4) Ислам, как и другие мировые религии в современном мире, призван оздоравливать общественные отношения. Ислам это не только имам (вера), но и дуния (жизнь), и способ их разумного сочетания, гармонии. В генезисе ислама фиксируются такие духовные образы, которые и по сей день, остаются непревзойденными и составляющими общечеловеческой культуры.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключаются в том, что на основе социологических выводов, а также обобщения и систематизации всей социальной информации об объекте и предмете исследования, предложены:

1)новые аспекты анализа влияния ислама на духовную и общественную жизнь мусульманского мира;

2)рассмотрена эволюция ислама в условиях секуляризации общественной жизни Северного Кавказа;

3)показаны особенности проявления исламского экстремизма в мире и на Северном Кавказе в частности.

Практическое значение исследования состоит в возможности применения теоретических выводов и результатов работы в различных сферах взаимодействия органов государства и этнических обществ, а также в учебном процессе.

Апробация результатов исследования.

Основные идеи и положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях в гг. Белгороде (1998г.), Самаре (2001г.), Махачкале (2001г.), Пятигорске (2001г.), Пензе (2001г.), Ставрополе (2002г.), Майкопе (2005г.), а также обсуждались на кафедре философии и социологии АГУ, кафедре социологии СевКав ГТУ и кафедре гуманитарных и социологических наук СКИ БУПК.

Результаты исследования включены в учебные пособия, методические разработки и используются в учебном процессе в Ставропольском кооперативом институте Белгородского университета потребительской кооперации.

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы. Объем диссертации составляет 160 страниц. По теме работы опубликовано двенадцать статей, что составляет около семи печатных листов.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сформулировать несколько основополагающих выводов, из которых следует, что согласно социологической концепции формирование ислама проходило в условиях возникновения «мировых империй», когда появилась необходимость дополнить мировую империю мировой религией.

Ислам зародился позднее двух мировых религий — буддизма и христианства, и он включил в себя новые проверенные жизнью концепции, каноны и догмы. На другом уровне: было создано вероучение, которое в комплексе охватывало философию, идеологию, науку, право, этику, эстетику и др. В основе вероучения можно найти аналоги с политеистическими религиями Востока, а также с иудаизмом, буддизмом и христианством. В отличие от других религий, ислам в большей степени вошел в общественную жизнь людей, глубоко проник в государственную, политическую, экономическую, правовую, культурную, семейную сферы. Постепенно он стал претендовать на роль универсального социального института и высшей духовной арабо-мусульманской цивилизации.

Такому типу религий, к каким относится ислам, свойственна сильная пропагандистская активность, проповедуется межэтнический и • * космополитический характер и обращаются к различным социальнодемографическим группам. В мировых религиях, к которым относится ислам, провозглашается идея социального равенства людей, отброшена вносящая разделение обрядность. Приобретается этническая окраска, (имеется тенденция к идентификации этнической и религиозной принадлежности).

Мусульманский мир — сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного общества и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова. Современный уклад жизни мусульман как система духовно-религиозных и нравственных норм образовался не: сразу. В первый, начальный, период развития ислама и мусульманской общины, когда процесс создания государства еще не закончился, в едином мусульманском социально-регулятивном комплексе нравственные и иные правила поведения практически не различались. Не случайно в это время мусульманская догматика и нормы поведения тесно переплетались и составляли самостоятельные направления мусульманской духовно-нравственной доктрины. Такое положение сохранялось вплоть до середины X в., когда обществоведение отделилось от мусульманской догматической теологии и сформировались мусульманско-правовые школы (толки). К концу первого тысячелетия процесс складывания мусульманского государства, в основном, завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как системы юридических правил поведения, основанных на духовно-религиознных и нравственных нормах, ставших прерогативами в повседневной жизни мусульман и выразившихся в волю господствующего слоя теократического общества и в той или иной форме защищавшихся государством.

• Шариат в собственном смысле — это в целом религиозное явление, в котором можно обнаружить лишь отдельные следы правового начала. В отличие от него мусульманское правопреимущественно правовой феномен, хотя и представляющий порой в религиозной оболочке и ориентированный на религиозное правосознание.

Шариат как комплекс религиозно-правовых норм, регулирующих поведение человека в обществе и перед Богом, прижился вРоссии среди верующих и приобрел некоторые местные особенности. Он включил в себя частично и адатные нормы (нормы обычного права). Ислам в этом плане сыграл прогрессивную роль для народов Северного Кавказа.

Принципиальное отличие шариата от христианского права и других религиозных законодательных систем заключается в том, что последние, хотя и функционировали на протяжении многих веков, никогда полностью не заменяли сосуществовавших с ними светских правовых норм, тогда как мусульманский мир с момента возникновения ислама (VII век) и вплоть до конца XIX в., по существу, не знал других законодательных систем, кроме шариата.

В современных условиях традиции и правила шариата сохраняются и активизируются в мусульманских странах. Исламские духовно-культурные ценности, шариатские законы не только полностью сохраняют свое значение, но и играют все более важную роль в развитии мусульманской цивилизации, укреплении мусульманского государства, в жизни мусульманского общества.

Мусульманское право хотя и связано тесно с религией ислама, но не сливается с ней. Поэтому мусульманское право можно рассматривать в качестве юридического явления, которое относится к правовой, а не религиозной системе (мусульманское право в узком, собственном смысле). Основное отличие норм мусульманского права в этом значении от религиозных правил поведения — их обеспеченность принудительной силой государства (разумеется, это касается стран, где ислам является господствующей религией). Вместе с тем, мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе государственно-правового регулирования, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле.

Мусульманское право — самостоятельная правовая система. Поэтому изучение его представляет не только социологический, но и общетеоретический интерес. Его анализ в сравнительном плане показывает, что некоторые понятия и выводы общей теории развития, претендующие на характер общезначимых нуждаются в дальнейшей разработке и уточнении с учетом особенностей основных общественно-правовых систем современности, одной из которых и является мусульманское право.

Одной из важных функций исламского общества всегда была и остается регламентация религиозной практики. Тесная связь религии и общества предполагает защиту первой от второго. Учение ислама, признавая право человека веровать в бога, вменяет ему в обязанность выполнение исламских обрядов и традиций. У него нет возможности отрицать существование Бога или уклоняться от соблюдения шариата.

Анализ основ ислама доказывает его толерантность. Ислам запрещает дискриминацию людей по национальному, расовому и даже по религиозному признакам. .

На протяжении всей своей истории ислам обладал ярко выраженной способностью освящать религиозным авторитетом не только религиозные представления, политико-правовые нормы и-этнокультурные ценности. Ислам — не только определенное вероучение, но и путь жизни, охватывающий собой и культуру, и идеологию, и экономику, и политику, и науку, и многие другие сферы бытия.

Ислам, таким образом, с момента своего возникновения являлся государственной религией, между тем как христианство, будучи провозглашенным государственной религией, существовало наряду с развитыми политико-правовыми установлениями, которые сложились задолго до его принятия. В христианском мире были разделены царство и священство, осознанно противопоставлены друг другу светское и духовное начала, разграничены законы, установленные людьми и утвержденные Богом.

Таким образом представляется необходим отметить, что ислам, который возник позже всех остальных мировых религий, впитал в себя очень многое, но, в то же время остался самобытным, своеобразным, терпимо относящимся к другим религиям.

Россия — многонациональное, многокультурное, многоконфессиональное государство, страна известных мировых религий и цивилизаций. Для народов России основными традиционными конфессиями являются христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Их постижение, поиск и достижение гармонии и совершенства сложнейшим образом отражены в истории российской духовности, российской государственности. Россия исторически формировалась прежде всего как Русь — христианская, православная страна. Но далее и как мусульманская, буддистская, иудейская и т. д.

На территории нынешней России иудаизм, ислам, буддизм пришли раньше христианства, хотя ряд мусульманских народов до ислама тоже были христианами, а часть — иудеями. Это общая история российской духовности. Ислам всегда был составляющей и неотъемлемой частью духовной и культурной жизни российской, общества, сложной и достаточно уникальной. Через ислам и соответственно мусульман в Россию проникали, как это ни покажется парадоксальным, духовные ценности и научные достижения.

Особенность каждой мировой религии, в том числе и ислама, заключается в том, что они утверждают равенство всех перед Богом, призывают к добру, милосердию. И у православных, и у мусульман, и у иудеев общие духовные корни, один источник духовности, общие духовные корни, общие идеи милосердия, справедливости и добра.

Православие, ислам, иудаизм — все эти религии глубоко гуманистичны. Они должны способствовать утверждению принципов межнационального и межрелигиозного мира, сохранению и преумножению лучших традиций народов, процветанию культуры России, укреплению ее могущества.

Процесс возрождения ислама в России не подкреплен должным образом информационным и кадровым потенциалом. Нельзя не согласиться со словами политического деятеля Н. Федорова, который говорил, что ислам не чуждое для России явление, а часть ее судьбы. Противопоставлять что-либо исламу, а тем более бороться с ним в России означает выступать против собственных граждан и народов. Отсюда и роль ислама, мусульманских организаций в развитии, современного российского общества, в том числе и его духовно-нравственного состояния. Религии даны, чтобы объединять народы и культуры. Если же религиозные лозунги используются для разъединения людей — значит речь идет не о религии, а о различных формах ее извращения.

Важно, чтобы возрождение ислама не стало поводом для активизации борьбы с ним, чтобы возрождение ислама не привело к межрелигиозному противостоянию и разрыхлению Российского государства. В связи с этим является опасным образованием в некоторых субъектах Федерации духовных управлений мусульман по национальному признаку. Параллельно с возрождением исламских религиозных организаций появляются и различного рода политические радикальные исламские организации.

Чтобы понять суть происходящих сегодня на Северном Кавказе процессов и конструктивно влиять на характер и направление их развития, недостаточно рассматривать их «изнутри». Следует также подходить к ним и «со стороны», т. е. в контексте текущих в России и мире в целом реалий. Как бы Кавказ не выделялся своим природным и социальным своеобразием, он все же является лишь частью мирового целого, которая весьма существенным образом влияет на их характер и направление развития происходящих в регионе отнюдь непростых, событий.

Исходя из сложившейся религиозной ситуации, важно решать следующие актуальные задачи: активно противодействовать попыткам политизации религии, использования общественными, национальными, политическими движениями и партиями религиозных лозунгов, попытками использования религиозного фактора в экстремистских целяхстрого соблюдать конституционный принцип светского характера государстваобъективно освещать в СМИ деятельность религиозных организаций, объединений и их представителей в республикахконструктивно развивать государственно-конфессиональные отношения для полной реализации права на свободу совести в республиках Северного Кавказа.

Опираясь на данные проведенного исследования, можно сделать вывод, что обстановка в большинстве республик Северного Кавказа достаточно спокойная, стабильная, без выраженных агрессивных и националистических настроений. Разумеется, эти результаты были получены у особой группы респондентов — студентов, молодых людей, уровень культуры которых достаточно высок, что позволяет им терпимо и с пониманием относится к людям другой религии и другой культуры.

В республиках Северного Кавказа нет, по мнению ученых и политиков, реальных сил, способных в ближайшие годы взрастить религиозный радикализм, и нет почвы, на которой он мог бы вырасти. Можно сказать, что в обществе адыгов, карачаевцев, дагестанцев и других представителей народностей Северного Кавказа существуют механизмы, способствующие развитию религиозной толерантности.

Как известно, для социальной позиции и оценочных ориентаций многих новых религиозных движений и культов характерна конфронтация, неприятие существующего общественного порядка, традиционной системы ценностей и поддерживающих ее институтов и организаций. Это влечет серьезную обеспокоенность общественности и создает проблемы во взаимоотношениях государства и новых религиозных движений и организаций.

С одной стороны, любое демократическое общество должно гарантировать свободу выбора религиозных убеждений. С другойгосударство обязано защитить своих граждан и общество в целом от негативных последствий деятельности деструктивных религиозных организаций. Оба эти принципа являются основой, на которой государство должно строить свои отношения с новыми нетрадиционными религиозными движениями и организациями, однако' здесь институты государственной власти неизбежно сталкиваются с серьезными трудностями.

Р.Г. Абдулатипов в своей книге «Судьбы ислама в России» отмечает, что спокойные, цивилизованные формы политического представительства и участия всех верующих в жизни общества, государства должны преобладать над радикализмом и экстремизмом, которые имеют место около всех конфессий. Иначе религия может выйти из цивилизованного поля и стать тормозом развития науки, техники, общества, поводом для нарушения прав и свобод человека, что недопустимо. Но сегодня все государства признают приоритет международного права, которое не против мусульманского права, хотя нужен мировой диалог для того, чтобы не упустить, учесть особенности, опыт использования разных правовых норм в жизни различных сообществ.

Нередко от имени ислама и противислама действуют политические и экстремистские группировки, очень далекие от религии и духовности. Они преследуют свои цели.

Без четко продуманной государственной политики в отношении традиционных религий невозможно предотвратить распространение религиозного экстремизма околорелигиозных объединений и организаций. Чтобы выработать такую политику, необходима воля высшего руководства страны, лидеров традиционных религий России, координация деятельности федеральных органов государственной власти в сфере государственно-религиозных отношений. А так же необходимо осуществлять правовую регламентацию функционирования на территории России учебных заведений религиозной направленностиужесточение контроля и учета финансовых поступлений из-за рубежа общественно-политическим и религиозным организациям, в том числе и на благотворительные целинаведении строго порядка с регистрацией религиозных структур всех конфессийусилить роль государственных органов власти по противодействию деятельности отдельных националистических и околорелигиозных организаций экстремистского толка, пытающихся под видом налаживания взаимодействия и установления культурных связей с родственными им в этноконфессиональном отношении народами России пропагандировать среди них антироссийские, националистические и сепаратистские настроенияактивно привлекать ученых-востоковедов, религиоведов, специалистов по этнополитическим и этнорелигиозным проблемам к разработке методов, механизмов предупреждения и разрешения межконфессиональных и этноконфессиональных конфликтов.

Для адаптации религии, правовых и духовных систем друг другу еще предстоит сделать очень много, так как идет процесс постижения религиями друг друга. И этот диалог позволяет одновременно защитить духовный мир человека как на Западе, так и на Востоке. Без активного диалога, взаимопонимания и уважения друг друга столкновение цивилизаций неизбежно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдулазис Сахедина. Свобода совести и религии в Коране / инст. Св. апост. Андрея. 2001. 268 с.
  2. Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002. — 326 с.
  3. Абу Амина Биляль Филипс. Эволюция Фикха (Исламский закон и Мазхабы). Уфа, 2001. — 224 с.
  4. А. Коран, шариат и адаты. Ставрополь, 1966. — 144 с.
  5. А. Что такое шариат? // Наука и религия. 1968. № 6. — С.17−23.
  6. А. О новой конституции Ирана. //Советское государство и права. 1980. № 6.- 12−18.
  7. Али Хасан ал Харбутли. Ал Имам ва — л — хилафа (Ислам и халифат) — Бейрут. 1969. — 374 с.
  8. Алжирская народная Демократическая Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1983. — 186 с.
  9. М. Методологическое проблемы сравнительного права. -Очерки сравнительного права. Сб. ст., М., 1981.- 278 с.
  10. Арабский аноним XI в. /Издания текста, перевод, введение в изучение памятника и комментарии Грязневича П. А. М., 1960. — 136 с.
  11. З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999. —142 с.
  12. А.И. Об источниках мусульманского права. Ученые записки Азербайджанского им. С. М. Кирова. // Серия юридических наук. № 2. — Баку, 1968.- С.25−31.
  13. Ахмад Сувайлам ал-Амри. Основы сравнительных политических институтов. Пер. с араб. М., 1979. 224 с.
  14. Ф.М., Надирадзе Л. И. Развитие феодализма в арабском халифате. Историография стран Востока. — М., 1977.-178 с.
  15. Ф.М., Кириллина С. А. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII первая четверть XIX в.). М., 1996.-246 с.
  16. В.В. Ислам после пророка. Сочинения. Т.6. — М., 1966.
  17. В.В. Теократическая идея и светская. Собр. Соч. Т.6. Власть в мусульманском государстве. 472 с.
  18. В.В. Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности X в., Т.6. 1922. — 342 с.
  19. А.С. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 2001. — 211 с.
  20. .Х. Адыгейская этика. Нальчик. 1999. — 152 с.
  21. Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996. — 534 с.
  22. Е.А. Арабы, Ислам и арабский халифат в раннем средневековье. М.: Наука, 1965. — 84 с.
  23. М. Библия, Коран и наука. К.: «Ансар Фаундейшн», 2001. -352 с.
  24. А.С. К вопросу о рационалистическом принципе ар -ра'й в ранемусульманской правовой науке. Арабские страны. История, экономика. — М., 1974. — 78 с.
  25. Л. Ислам: направления, течения, секты. Оппозиционный ислам. Сунниты // Азия, Африка сегодня. 1980. № 1. -С.121−136.
  26. JI.С. Ислам как религиозная доктрина. // Азия и Африка сегодня. 1977. № 7. С. 78.
  27. Л. Ислам: направления, течения, секты. Оппозиционный ислам. Шииты // Азия, Африка сегодня. 1980.№ 2. -G.85.
  28. А. Некоторые особенности социально-политической структуры Саудовской Аравии. // Народы Азии и Африки. 1980. № 5.-С.32−36.
  29. А. Саудовская Аравия между архаизмом и современностью. // Азия и Африка сегодня. 1980. № 8. С.43−47.
  30. A.M. История Саудовской Аравии (1745−1973). М., 1982. — 612 с.
  31. Л.С. История религии Востока (религиозно-культурные традиции и общества). М., 1983. — 368 с.
  32. Р., Понгаев Р. Основы ислама. СПб, 1998. — 258 с.
  33. А. Ислам и проблема развития государственно-политических систем в Мусульманском мире. //Советское государство и право. 1982. № 11. С. 78.
  34. А.Г., Озолинг В. В., Нефтяные монархии Аравии. Проблемы развития. М., 1983. — 164 с.
  35. И. Лекция об исламе пер. с нем. А. Н. Черновой -СПб., 1912. 256 с.
  36. Грюнебаум Густав Эдмунд фон: Классический ислам: Очерк истории, 600−1258. М.: Наука, 1986.- 216 с.
  37. П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе. М., 1984. — 162 с.
  38. П.А. Формирование арабской народности раннего средневековья. В кн. Ислам. Религия, общество, государство. — М., 1984. 352 с.
  39. М. Религиозное сознание адыгов // Религиозные верования адыгов. Хрестоматия исследований. Майкоп. 2000. С. 545 561.
  40. Р. Основные правовые системы современности (Сравнительное право). М., 1967. — 496 с.
  41. А.И. Современная иранская деревня. М., 1977. — 354 с.
  42. Г. Д. Ориентация Ислам или назад в будущее. // Человек. 1999. № 3. — С. 69−77.
  43. В.Е. «Исламский фактор» в международных отношениях // Дипломатический вестник. 1997. № 1. С.56−68.
  44. Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма / Материалы чтений. 1982. М.: Наука, 1985.- 352 с.
  45. Д. Ашура традиционная декада шиитов // Азия, Африка сегодня. 1989. № 9. — С.42−56.
  46. Д. Коран как историко-этнографический источник. // Азия, Африка сегодня. 1984 № 12. -С.24−37.
  47. Д. Ислам идеология многоукладного общества. // Азия и Африка сегодня. 1984. № 7. — С.37−43.
  48. Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2004. — 196 с.
  49. А.В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. М., 1990. — 218 с.
  50. JI.M. Влияние религиозного фактора на усиление политического конфликта на Северном Кавказе. //Северный Кавказ в условиях глобализации. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. -Майкоп. 2001. С. 224−227.
  51. Ибн ал Хасан Али ибн Мухаммад ибн Хабиб ал — Басри ал Багдади ал — Маварди. Властные нормы и управление религиозными делами. Пер. с араб. — М., 1977. — 432 с.
  52. Н.А. О некоторых социально-экономических аспектах традиционного ислама (на примере арабо-османского общества). / Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. Сб. ст. М., 1982. -276 с.
  53. А.А. Выбор мусульман России. // Независимая газета. 1999. 3 сентября.
  54. Ш. А. Мусульманский гражданский юридический строй как продукт общественности. Казань, 1926.- 228 с.
  55. А.И. Ислам в Юго-восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции. М., 1981. — 294 с.
  56. Д. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII XIX вв. Нальчик, 1978. — 168 с.
  57. Ислам в истории народов Востока. М., 1981.- 374 с.
  58. Ислам и современность: сб. науч. тр. JL, 1985.- 268 с.
  59. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985.- 366 с.
  60. Ислам: историографические очерки (АНССР, Ин-т Востоковедения- под общ. ред. С. М. Прозорова. М.: Наука, 1991.- 98 с.
  61. Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001. — 182 с.
  62. Ислам с первого взгляда. К.: «Ансар Фаундейшн», 2001. — 28 с.
  63. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в.- 1917 г.). М., 1988. 294 с.66- Каминский С. А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М., 1981.- 318 с.
  64. .Г. Основные направления исторической эволюции социальных исламских учений (теоретическая постановка вопроса). / Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.- 258 с.
  65. Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999.-216 с.
  66. Л.И. Ислам. М.: Наука, 1965.- 334 с.
  67. Л.И. Коран и его догматы. М.: Наука, 1958.-326 с.
  68. Конституция Исламской республики Иран. Тегеран, 1979.
  69. Коран перевод И. Ю. Крачковского. М., 1990 г.
  70. А.Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа. М., 2002. — 258 с.
  71. А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990. -258 с.
  72. А. Мусульманское право. Ташкент, 1888. -543 с.
  73. К.А. Политическое и социально-политическое положение Ирана в конце XVIII первой половине XIX в. — очерки новой истории Ирана. -М., 1978.- 294 с.
  74. ., Халевинский И. Становление раннего ислама. // Вопросы истории 1982. № 11. С. 25−29.
  75. Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965. — 426 с.
  76. З.И. Ислам в Арабских странах: неотрадиционализм и возрожденчество (2-я половина XX в.). Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. — М., 1983. — 258 с.
  77. А.К. Шиитская концепция государства / Ислам в современной политике стран Востока (70−80-е гг.). М., 1986.
  78. P.P. Ислам. М., 1969. — 192 с.
  79. М.З. Исламский образ жизни в сложном этноконфессиональном регионе // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия: Тезисы докладов научно-практической конференции. -Махачкала, 2002. С. 23−27.
  80. Д.Ж. Суннитское возрождение. Мусульманский мир. 950−1150, — М., 1981.
  81. Р. Ислам / пер. В. Новикова/ М.: ФАИР — ПРЕСС, 2000. 8 6. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. — М., 1998.
  82. А.В. Ислам в России: Заметки политолога. //. Свободная мысль XXI. 1999. № 10.
  83. Д. Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9.
  84. А. Ислам. Очерк истории. М.: Наука, 1982. — 294 с.
  85. Ю. Ислам в современном мире // Юридическая газета. 2000. № 8.
  86. Л.И., Германович А. В. Именем Аллаха.: Политизация ислама и исламизация политики. М.: Политиздат, 1988.
  87. М.С. О соотношении светской и духовной власти в политической системе Османской империи. // Народы Азии и Африки. 1979. № 3.-С.35−59.
  88. Мец А. Мусульманский Ренессанс. 2-е издание. М., 1973 .- 589 с.
  89. Г. И. Конституции Арабских государств. М., 1982. -326 с.
  90. Г. И. Правовой статус личности в арабских странах. // Советское государство и право. 1983. № 12.
  91. Мусульманские страны. Религия и политика (70−80-е гг.) сб. ст. АНССР, Ин-т, Востоковедения (отв. Ред. Малошенко, Й. Музикарж). -М.: Наука, 1991. 192 с.
  92. Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984. — 284 с.
  93. Мухаммад Дййа’ад Дин ар — Райи’ис. Ан — Назарийат ас -сийасийа ал — исламийа. (Мусульманские политические теории). -Каир. 1960. -432 с.
  94. Мухаммад Камил Лайла. Политические институты (государство и правительство). Пер. с араб. М., 1973. — 329 с.
  95. Народная Демократическая Республика Йемен. Конституция и законодательные акты. М., 1989. — 217 с.
  96. Наубахти ал Хасан ибн Муса. Шиитские секты. Пер. с араб., исслед. и коммент. С. М. Прозорова. — М., 1973. — 254 с.
  97. Национальная Хартия Алжирской Народной Демократической Республики. М., 1979. Демократическая Республика Афганистан. Справочник. — М., 1981. — 567 с.
  98. Н. Преемственность в праве. М., 1977. — 172 с.
  99. А.П., Памуто В. Г., Черепкин JI.B. Пути развития феодализма. М., 1972. -264 с.
  100. Р.Э. «Новый» терроризм: насилие и жестокость //Антитеррор. 2004, № 2. G. 18−24.
  101. Э.К. Легитимность политических режимов как фактор их внутренней и внешней политики: пример Пакистана. Взаимосвязь и взаимодействие внутренней и внешней политики. — М., 1982. — 258 с.
  102. Э.С. Ислам и конституционное строительство в странах Востока. Мусульманское право (структура и основные институты). -М., 1984. — 294 с.
  103. Основные принципы Демократической Республики Афганистан. Демократическая Республика Афганистан. Справочник. М., 1981.
  104. Очерки истории Адыгеи. Т.1. Майкоп, 1957.
  105. И.П. Ислам в Иране в VII—XV вв.еках. Л., 1966. -326 с:
  106. Н.В., Якубовский А. Ю., Петрушевский И. П., Строева Л. В., Белянский Л. М. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958. — 257 с.
  107. М.Б. Ислам дело тонкое. // Поиск 2000. № 39.
  108. М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины. -Ислам в истории народов Востока. Сб. ст. М., 1981. — 354 с.
  109. М.Б. Пророческое движение в Аравии VII в. /В кн. Ислам. Религия, общество, государство. — М., 1984. — 294 с.
  110. Л.Р. Современные суннитские концепции исламского государства / Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х начало 80-х гг. XX в.). М., 1984.
  111. М.Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама. / Ислам: Религия, общество, государство. Сб. ст. М.: Наука, 1974. — 232 с.
  112. B.C. Миф. Религия. Государство: исследования политической мифологии (2-е изд.). М., Ладомир, 1999.- 287 с.
  113. Ю.М. Ислам и общество. М., 1981.-258 с.
  114. С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти. М., 1984. — 294 с.
  115. Н.Г. мусульманские меньшинства в политической жизни стран Востока: Очерки. М.: Наука, 1990.
  116. . Страшный феномен современности. Терроризм как орудие завоевания мирового господства // Независимое военное обозрение. 2002. — № 40.
  117. Е.А. Коран и доисламская культура. М., 1985.
  118. Религия. История и современность. / Под ред. Ш. М. Мунчаева. М.: ЮНИТИ, 1998. -286 с.
  119. Роузенталф Торжество знания. Концепция знания в средневековой мусульманской культуре. М., 1978: — 387 с.
  120. М.И. Основы мусульманского права. М.1968. — 597 с.
  121. Т.С. Ислам и общество: опыт историко-социологического исследования 2-е изд. доп. М.: Наука, 1984.- 175 с.
  122. Л.Е. Становление новых органов власти в Иране (19 781 981) Иран. История и современность. Сб. ст. М., 1983.
  123. Социально-политические представления в исламе: История и современность. Сб- ст. М-: Наука, 1987. — 255 с.
  124. М.Т. Мусульманские концепции философии и политики XIX—XX вв.. М.: Наука, 1982. — 365 с.
  125. Е.С. Современная этноконфессиональная ситуация на Северном Кавказе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. -М.: РАГС, 1999. № 1 (18).
  126. JI.Р. Концепция мусульманской формы правления и современное государствоведение в странах арабского востока. Сб. статей. М.: Наука, 1985. -432 с.
  127. Л.Р. Концепция халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного востока. / Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985.
  128. Л.Р. Мусульманское право. М.: Наука, 1986.- 475 с.
  129. Л.Р. Теория мусульманского государства и современность // Советское государство и право. 1983. № 9. С. 54−65.
  130. Сюкияйнен Л-Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.- 486 с.
  131. С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964. -387 с.
  132. С.А. Религия в истории народов мира. М., — 472 с.
  133. Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. -СПб, 1850.- 687 с.
  134. Н.Е. Особенности мусульманского права. Дрезден, 1880. — 540 с.
  135. Фан ден Берг JI. B.C. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1982. — 321 с.
  136. М.С. Основные направления и школы мусульманского права (сб. ст.). М., 1984. — 243 с.
  137. М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате VII—XIII вв.. Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. — М., 1982. — 294 с.
  138. М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате (VII-XIII вв.).Автореф. канд. дисс. М., 1985. -23 с.
  139. К.М. Религиозная ситуация в РД: социологический анализ.// Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия: Тезисы докладов научно-практической конференции. -Махачкала, 2002. -186 с.
  140. Хан-Гирей. Записки о Чкркесии. Нальчик. 1978. — 308 с.
  141. Р.А., Ляушева С. А., Цветков О. М., Мусхаджиев С. Х. Ислам у адыгов Северо-Западного Кавказа. Учебное пособие, (научн.ред. Хунагов Р.Д.) Майкоп, 2001.-30 с.
  142. М.А. Коран и его Тафсир. К.: «Ансар Фаундейшн», 2001. — 160 с.
  143. Христианская религия в истории адыгов, балкарцев и карачаевцев./ Этноконфессиональные отношения на Северном Кавазе: единство и противоречия: тезисы докладов научно-практической конференции. -Махачкала, 2002. 281 с.
  144. П. О предопределении. // Звезда Востока. 1995. № 7,8.
  145. В.Е. Мусульманская концепция права / Мусульманское право (структура и основные институты). М.: ИГПАН, 1984. — 243 с.
  146. В.Е. Традиционное и массовое сознание и право. -Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1984. — 213 с.
  147. Т.А. Арабский халифат. М., 1962. — 343 с.
  148. Ф.Ш., Алиев Р. Я. Некоторые положения ханифитской юриспруденции ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. ст. — М., 1985. — 293 с.
  149. Р. Мусульманское право. М., 1959. — 343 с.
  150. Г. В. Преемственность в праве. М., 1983. — 277 с.
  151. А.Ф. Введение. Садагдар М. И. основы мусульманского права. — М., 1968. — 283 с.
  152. И.Ш. Царская власть и государственность. П. С. Вып. 27(900), 1981. — 148 с.
  153. И.Ш. О некоторых установлениях раннего ислама. -Ислам. Религия, Общество, государство. М., 1984- - 243 с.
  154. А.Э. Очерки истории ислама, как религии. Мир ислама. Т.1, № 1. — СПб., 1912. — 435 с.
  155. Г. А. Религия стран Юго-Восточной Азии. М., 1980. — 329 с.
  156. Эль Зефери Хидр Мухаммед Джафар: Источники мусульманского права и критика их толкования современными мусульманскими юристами. Автореф. канд. дисс. — М., 1976. — 296 с.
  157. Д.С. Идеи исламской солидарности. // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия: Тезисы докладов научно-практической конференции. Махачкала, 2002.
  158. О.А. Образование Азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI в. Баку, 1961. — 443 с.
  159. О. К вопросу о сути источников мусульманского права. Актуальные вопросы теории и истории права и применения советского законодательства. — Душанбе, 1975. — 163 с.
  160. В.А. Некоторые проблемы исследования государства и права древнего Востока. // Народы Азии и Африки. 1984. № 2.С. 47−54.
  161. Якуб Юсеф Абдалла Объединенные Арабские Эмираты. История политико-государственного развития (XIX в начало 70-х гг. XX в.). -М., 1978. — 498 с.
  162. Ята Али Ислам и социальный прогресс. // Азия и Африка сегодня. 1966. № 8. С.79−87.
  163. Abd al-Kadir Uda the Political institutions in the Muslim, states. -Cairo, 1951. P. 376.
  164. Abd Allah Husein Muslim Law. Cairo, 1948. — P. 476.
  165. Abdullahi Ahmed An-Na'im, Toward an Islamic Reformation: Civil Libertes, Human Rights and International’Law. Suracuse, 1990. — P: 286.
  166. Ahmad Abd ar Rachim Mustafa. The development of the political concertion in Egupt. — Cairo, 1973. — P. 206.
  167. Algar H. Religion and State in Iran 1785 1906. The Role of the Ulema in the Qajr Period. Berkeley. — Los Angles, 1969. — P. 276.
  168. Ann K.S. Lambton. Qu: Custodiet Custodes. Some Reflections of the Persian Theory of Government. Studia Islamica, 1956. — P. 497.
  169. Bell’s Introduction to the Qu’ran. By.W. Montgomery. Watt. Edinburg, 1970. — P. 347.
  170. Binder L. The Proofs of Islam: Religion and Politic in Iran Arabic and Islamic Studies in Honour of H.A. R. Gibb. — Leiden, 1965. — P. 286.
  171. CI. Calen. Economy, Society, Institutions. Cambridge History of. Islam. Vol. 2. — P. 562.
  172. Cottam R.W. Nationalism in Iran. Pittsbourgh, 1964. — P. 428.
  173. Doi A. Rahman I. Shara. The Islsmic Law.- L., 1984. P. 274.
  174. Enayat H. Modern Islamie Political Thought. L., 1982. — P. 376.
  175. Fazlur Rahman во введении в кн. Islam and Modernity: Transformation of an Intelectual Tradition: Chicago: University of Chicago Press, 1982.-P. 186.
  176. Humphreys R.S. Islam and Political Values in Saudia Arabia, Egypt and Syria // The Middle East. Journal. Wash. 1979. Vol.33. № 1.
  177. Jeffery. The Foreign Vocabulaty of the Qu’ran. Baroda, 1938.
  178. John L. Esposito, The Islamic Threat: Myth of Reality? New York, 1992.-P. 229.
  179. Keddie N.R. The Roots of Ulama’s Power in Modern Iran Studia Islamica. T.29. — P. 174.
  180. Khadduri. The Islamic Conception of Justice. L, 1989. — P. 336.
  181. Lambton A.K.S. Quis custodiet custodes? Some Reflections on the Persian Theory of Government (Conclusion). Studio Islamic. T.24. -P.549.
  182. Layish Ah. Ulama and Politics in Saudia Arabia. Islam and Politics in Modern Middle East by Metin Heper and Raphael Israeli. — L — Sidney, 1984.-P- 383.
  183. M.R. al Muzaffar Akaid ash — shi’a An — Nadzof, 1962. — P. 279.
  184. Margoliouth D.S. The sense of Title Khalifa A Volume of Oriental Studies Presented to E. Browne. — Cambridge, 1922. — P. 341.
  185. Margoliouth. The sense of Title Khalifa- Volume of Oriental studies Present to E. Browne. Cambridge, 1922. — P. 255.
  186. Nikk R. Kedie Religion and Politics in Iran: Shi’ism from Quietism to Revolution. New Haven, 1983. — P. 286.
  187. ParejaF.M. Islamologia. Beyrouth, 1963.-P. 116.
  188. Philip Khuri Hitti, History of the Arabs London, 1937. —P. 376.-/ЛГ
  189. Типологии религий (историко-стадиальпые этапы и их характеристика)
  190. Тип религии Основные характеристики Представители
  191. Религиозное сознание (содержание и уровень) Религиозное поведение
  192. Содержание религиозной веры -выявляет^ содержание тех религиозных представлений и догматов, в которые верит индивид Культовое поведение — совершение молитвы, соблюдение постов, исповедь и т. д.
  193. Степень религиозной веры -степень убежденности верующего в истинности религиозных догматов и мифов. Переживание религиозного опыта Внекультовая религиозная деятельность — религиозная пропаганда, участие в работах по восстановлению храмов и пр.
  194. Степень информированности индивида о вероучении-М-
  195. Степень религиозной мотивации индивидаво всех сферах деятельности и поведения
  196. Число мусульманских общин, зарегистрированных на территории1. Северного Кавказа
  197. Республика Количество мусульманских общин1. Адыгея 14
  198. Алания (Северная Осетия) 171. Дагестан 12 001. Ингушетия 61. Кабардино-Балкария 961. Карачаево-Черкессия 91
  199. Число религиозных объединений, зарегистрированных на территории Российской Федерациипо данным Министерства юстиции РФ) год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
  200. Общее число религиозных объединений 13 073 .14 688 16 017 16 749 17 427 20 200 20 441 21 448
  201. Динамика численности верующих военнослужащих Вооруженных Сил РФ %1. Год 1994 1997 2000 20 031. Численность 27 37 36 43
Заполнить форму текущей работой