Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация ранней комплексной помощи детям с недоразвитием речи позволила подготовить всех наших воспитанников к обучению в общеобразовательной школе. В условиях коррекционно-развивающего обучения, начатого в раннем возрасте, даже в случаях сложных речевых нарушений (как наши «безречевые» дети) достигаются значительные положительные результаты. В то же время многие из таких детей («безречевых… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.Ч
  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 1. Общие закономерности психического развития нормально развивающегося ребенка младшего дошкольного возраста
    • 2. Развитие речи у детей дошкольного возраста
    • 3. Состояние теории и практики по вопросам общего недоразвития речи у дошкольников
  • Глава I. I. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    • 1. Психологические основы изучения детей младшего дошкольного возраста (исходные положения констатирующего эксперимента)
    • 2. Методика констатирующего эксперимента
      • 2. 1. Методика обследования уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи
      • 2. 2. Методика обследования уровня развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
    • 3. Ход и анализ результатов констатирующего эксперимента, выводы
  • Глава III. ПУТИ КОРРБКЦИОННО-Г1БДАГОГИЧБСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ) С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    • 1. Психологические основы обучающего эксперимента
    • 2. Психолого-педагогическая характеристика детей, участвующих в обучающем эксперименте
    • 3. Формирование коммуникативной, познавательной и речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста. k. Дифференцированный подход при обучении детей с разным уровнем речевого развития
    • 5. Контрольный эксперимент

Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено психолого-педагогическому изучению детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также разработке наиболее эффективных путей коррекционно-педагогической работы с этими детьми в условиях специального детского сада (для детей с нарушениями речи).

Актуальность исследования.

Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики, в частности, логопедии, характеризуется усилением внимания к изучению детей с речевыми нарушениями.

Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни данного явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несформированности механизмов речевой и познавательной деятельности у детей в дошкольном возрасте. Поэтому одной из важных задач специальной педагогики является раннее выявление и коррекция нарушений в развитии у детей.

Выдающиеся отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. Т. Тихеева, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) показали значимость раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды в психическом развитии ребенка, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и бурно развивается в процессе обучения.

В настоящее время в отечественной и зарубежной специальной психологии и специальной педагогике появился интерес к возможно более ранней коррекции развития детей с различными нарушениями. Появление и усиление этого интереса связано со все большим распространением концепции Л. С. Выготского о соотношении первичных и вторичных нарушений, из которой следует, что при достаточно раннем начале целенаправленной корекционной работы не только в наибольшей мере используется пластичность нервной системы, но и обеспечивается предупреждение многих вторичных нарушений в развитии.

Открытие широкой сети дошкольных учреждений, в частности, специальных групп и детских садов для детей с нарушениями речи, вызывает необходимость более углубленного изучения детей младшего дошкольного возраста с речевыми расстройствами.

В специальной педагогике и психологии имеется много исследований, посвященных изучению детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного и школьного возраста (И.Т.Власенко,.

B.К.Воробьева, Г. Г. Воронкова, JI.Н.Ефименкова, Н. С. Жукова, Г. И. Жаренкова, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Е.M.Macтюкова,.

C.А.Миронова, Л. Ф. Спирова, Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). В то же время изучению различных сторон психического развития детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи уделялось внимания недостаточно. В частности, мы не встретили в литературе исследований, раскрывающих особенности речевой, познавательной и коммуникативной деятельности детей изучаемой категории. Между тем, именно состояние и развитие коммуникативной и познавательной деятельности детей оказывает главенствующую роль на развитие речи маленького ребенка.

Наше исследование призвано в известной мере восполнить этот пробел, чем и определяется актуальность избранной темы.

Цель исследования — определить наиболее эффективные и оптимальные пути дифференцированной педагогической работы по ранней коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования — дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования — процесс комплексной коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи в условиях специального дошкольного учреждения (для детей с нарушениями речи).

Задачи исследования: разработать методику определения уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиизучить уровень развития коммуникативной, познавательной и речевой деятельности у данных детейпроследить взаимосвязь между уровнем развития речи и уровнем сформированности коммуникативной и познавательной деятельности детей изучаемой категории;

— определить направления коррекционно-педагогической работы и дифференцированного подхода к детям младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования.

Предполагалось, что комплексная целенаправленная работа по формированию коммуникативной, познавательной и речевой деятельности у детей изучаемой категории позволит скорригировать нарушения в их общем развитии и составит существенное звено в становлении их личностных качеств, правильных взаимоотношений с окружающими и, в конечном итоге, обеспечит полноценную подготовку детей к школе.

Методы исследования определялись теоретическими позициями отечественной детской психологии, специальной психологии, дошкольной педагогики и логопедии, а также задачами нашего исследования.

Исследование включало:

— анализ литературных источников;

— изучение истории развития детей;

— психолого-педагогическое изучение детей (констатирующий эксперимент) — наблюдения за детьми во время свободных игр, занятий, режимных моментов;

— Формирующий и контрольный эксперименты.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

В исследовании впервые проведено всестороннее психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста, поступивших в логопедический детский сад с заключением: «Общее недоразвитие речи I уровня». Проведено сравнительное исследование уровня развития речи, форм общения и познавательных процессов у нормально развивающихся детей четвертого года жизни и у детей того же возраста с общим недоразвитием речи.

Выявлена зависимость между уровнем развития речи и сформированностью коммуникативной и познавательной деятельности у детей изучаемой категории.

Показано, чем ниже уровень развития речи у младших дошкольников, тем ниже уровень развития их коммуникативной и познавательной деятельности.

Определены пути эффективной ранней целенаправленной работы по коррекции и предупреждению нарушений в развитии, а также выявлены значительные потенциальные возможности развития детей с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость исследования.

Разработанная методика психолого-педагогического изучения детей 3-х летнего возраста может быть рекомендована как для изучения воспитанников специальных детских садов, так и общеобразовательных.

Разработанный методический материал может быть использован логопедами, дефектологами, воспитателями и родителями для совершенствования содержания и методов коррекционно-педагогического процесса в работе с дошкольниками с недоразвитием речи.

Доказана эффективность ранней коррекционной помощи детям младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и показана целесообразность открытия таких групп в дошкольных учреждениях.

Материалы исследования могут быть рекомендованы для подготовки студентов-дефектологов педагогических вузов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе их обсуждения на педсоветах и методических объединениях, проводимых в логопедических детских садах N128, N2007, N885 г. Москвы, на научной конференции молодых ученых дефектологического факультета МГПУ (1991) — на заседаниях лаборатории логопедии и лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии ИКП РАО.

Основные идеи и научные результаты отражены в Цпубликациях по теме исследования: 3 тезисов и 1 статья.

Организация исследования.

Экспериментальной базой служили специальный детский сад для детей с нарушениями речи N128, специальные ясли N3 и общеобразовательные детские сады N1068, N1607 г. Москвы.

Испытуемыми являлись воспитанники специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи и общеобразовательных дошкольных учреждений в возрасте от 3 до Цлет.

Эксперимент проводился в течение нескольких лет с 1985 по 19 92 г. Изучение детей проходило в сравнительном плане с нормально развивающимися детьми. За время эксперимента было обследовано свыше 200 детей, из них более 100 детей с общим недоразвитием речи и 100 детей нормально развивающихся.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дети младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют особенности в развитии коммуникативной и познавательной деятельности.

2. У детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи выявлена взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем развития речи и уровнем развития коммуникативной и познавательной деятельности: чем ниже уровень развития речи ребенка, тем ниже уровень его коммуникативной и познавательной деятельности.

3. Ранняя комплексная коррекционно-педагогическая работа по формировании коммуникативной, познавательной и речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет успешно скорригировать нарушения не только в речевом развитии, но и психической деятельности в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование посвящено разработке наиболее оптимальных путей дифференцированной педагогической работы по ранней коррекции речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Проведение такого исследования было вызвано необходимостью научного обоснования ранней коррекции нарушений в развитии у дошкольников с разным уровнем речевого недоразвития.

Учитывая тот Факт, что сензитивным периодом в развитии речи является ранний дошкольный возраст, мы предположили, что педагогическая работа с данной категорией детей окажется наиболее эффективной при комплексном подходе к коррекционному процессу.

В результате всестороннего психолого-педагогического изучения детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи были получены данные о том, что у них уже на четвертом году жизни отмечается задержка в развитии коммуникативной и познавательной деятельности. При этом выявилась взаимозависимость между уровнем развития речи и уровнем развития коммуникативной и познавательной деятельности. Обнаружилось: чем ниже уровень развития речи у детей изучаемой категории, тем ниже уровень сформированности их коммуникативной и познавательной деятельности.

Исходя из особенностей развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, были определены пути коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории, а также разработана дифференцированная коррекционная программа для каждого ребенка.

Были определены организационные формы проведения занятий с детьми: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

При построении коррекционно-педагогического процесса мы опирались на основную концепцию дошкольного воспитания в нашей стране — амплификацию (обогащение) детского развития, предусматривающую необходимость полноценного использования специфических условий каждого периода. При этом мы учитывали принцип единства эмоционального, речевого и интеллектуального развития ребенка (А.В.Запорожец, 1986).

На начальном этапе обучения главный акцент был сделан на формировании эмоционально-насыщенного общения и сотрудничества ребенка со взрослым. При этом учитывался генетический ход развития общения у нормально развивающихся детей. Наряду с этим, важным направлением было формирование предпосылок к развитию речи, а именно: интереса к окружающему, предметно-игровой деятельности, развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата. Эти предпосылки формировались в процессе занятий по логопедической ритмике, на индивидуальных занятиях, а также во всей жизнедеятельности детей.

Основой формирования связной речи у наших воспитанников служили занятия по ознакомлению с окружающим. Эти занятия проводились в процессе экскурсий, наблюдений детьми за явлениями природы. Закрепление образов восприятия в слове давало возможность для подготовки детей к восприятию словесных описаний о природе (рассказов, стихов). Формируя адекватные и вместе с тем яркие представления у детей, создавалась чувственная основа для слова и велась подготовка к собственным высказываниям.

Проведенное исследование еще раз убедило нас в том, что коррекционно-педагогическую работу необходимо начинать с тщательного изучения у детей уровня развития речевой, коммуникативной и познавательной деятельности. Необходимо выявить соотношение уровня развития речи и уровня развития коммуникативно-познавательных процесов у каждого ребенка, а затем составить индивидуальную программу обучения.

Для налаживания контакта с «трудными» детьми, так называемыми «безречевыми», необходимо найти эмоционально значимые объекты, игрушки, темы бесед, ситуации и только после этого включать их в активную работу.

Эксперимент убедительно показал, что без раннего специального обучения детей младшего дошкольного возраста с разным уровнем речевого недоразвития, речь развивается медленно и неполноценно, что, безусловно, сказывается на общем развитии ребенка.

Раннее коррекционное, целенаправленное, комплексное воздействие сыграло решающую роль в развитии коммуникативной, познавательной и речевой деятельности наших воспитанников. Такое обучение оказало высокий развивающий эффект. Оно активизировало мыслительную деятельность ребенка, значительно расширило его ориентировку в окружающем предметном мире, подвело к самостоятельному решению проблемных ситуаций. А главное, наши воспитанники научились активному общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками, их речь стала более эффективно выполнять основные функции — коммуникации и познания.

В экспериментальном обучении подтвердились продуктивность предложенных нами направлений и методики комплексного формирования речи у детей младшего дошкольного возраста. Экспериментальное обучение показало, что при своевременной целенаправленной коррекционно-педагогической работе отставание детей в их речевом, познавательном и эмоционально-личностном развитиии может быть преодолено в пределах дошкольного возраста.

Организация ранней комплексной помощи детям с недоразвитием речи позволила подготовить всех наших воспитанников к обучению в общеобразовательной школе. В условиях коррекционно-развивающего обучения, начатого в раннем возрасте, даже в случаях сложных речевых нарушений (как наши «безречевые» дети) достигаются значительные положительные результаты. В то же время многие из таких детей («безречевых»), поступающих в логопедический детский сад после 4 и 5 лег, направляются затем в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Подводя итоги исследования, отмечаем, что данный подход к изучению детей, а затем и построению комплексного коррекционного процесса дает возможность успешно скорригировать отставание не только в речевом развитии, но и в развитии всей психической деятельности детей. Ранняя целенаправленная коррекционная помощь детям с недоразвитием речи является решающим условием их успешного развития и обучения в дальнейшем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду //Умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972.-С. 52−84.
  2. В.Н. Теоретические основы занятий как формы организации умственного воспитания и обучения //Содержание и методы умственного воспитания дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: 1980. — С. 28−54.
  3. .И., Лубовский В. И. Международные перспективы обучения в будущем /Материалы I Международного конгресса. Дефектология. 1982. — N3. — С. 74−79.
  4. Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 19 7 7. — 302 с.
  5. Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. -Ереван, 1972. 223 с.
  6. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. м.: Медицина, 1968. — 547 с.
  7. П.К. Очерки по физиологии Функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  8. Е.А. Ребенок в дошкольные годы /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968. — 445 с.
  9. Д.Й. Игра как средство активизации речевого общения умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 16 с.
  10. Т.М. Дидактические игры как средство воспитания умственной активности у детей четвертого года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1979. — 18 с.
  11. JI.О. Детская неврология. М.: Медицина, 1984.- 576 с.
  12. X., Смирнова Е. О. Общение со взрослым -основной источник психического развития ребенка /Дошкольное воспитание. 1980. — N 2. — С. 32−35.
  13. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи //Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1972. — С. 32−81.
  14. В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М.: Просвещение, 1964. — с. 91.
  15. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М.: Педагогика, 1977.176 с.
  16. Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. — 494 с.
  17. П.П. Память и мышление //Избранные педагогические сочинения /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. II.- С. 118- 340.
  18. З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей в дошкольном возрасте в условиях дидактической игры //Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: 1965. — С. 254−268.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  20. A.M. Методика развития речи. М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
  21. .В. Формирование положительных отношений между дошкольниками как условие повышения результативности выполнения дидактических задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Харьков.19 90. 22 с.
  22. P.M., Левина Р. Е. Об одной из форм акустической агнозии //Невропатология и психиатрия им. С. С. Корсакова, 1936. N 5.
  23. Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи /Сборник трудов МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1982. С. 59−66.
  24. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. 1983. — N 1. — С. 5659.
  25. Д. Исследования развития познавательной деятельности /Перев. с англ. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1971.- 39 с.
  26. А. Психическое развитие ребенка /Перевод с франц. Л. И. Анциферовой. М.: Просвещение, 1967. — 195 с.
  27. В.П. Избранные педагогические сочинения. АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
  28. А.А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972. -144 с.
  29. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 364 с.
  30. Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1972. — N 1.- С. 30−35.
  31. JI.А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  32. Л.А., Рузская А. Г. Оперативные единицы восприятия и проблема сенсорных эталонов //Восприятие и действие. М., 1 967. — С. 250−286.
  33. В.В., Лисина М. И., Смирнова Е. О. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослого у детей раннего и дошкольного возраста //Проблемы общения и воспитания. -Тарту. 1974. — С. 128−146.
  34. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии, М., 1987. — 160 с.
  35. Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.:Просвещение, 1978.-183 с.
  36. И.Т. К исследованию наглядно-образного мышления у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи //Тезисы докладов научных сообщений советских психологов к YI Всесоюзному съезду общества психологов СССР. М., 1983. С. 413−415.
  37. И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи //Дефектология. 1988. — N 4. — С. 3−11.
  38. И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М.: Педагогика, 1990. — С. 157−162.
  39. Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1972. — 56 с.
  40. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  41. Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 19 8 5. — 191 с.
  42. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А. Н. Леонтьева, АВ. Запорожца. М., 1948. — 131 с.
  43. В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1986. — 16 с.
  44. М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей четвертого года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР, НИИ дошк. воспитания, 1989. — 16 с.
  45. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Л. П. Носковой. М.: АПН СССР, 1980. — 81 с.
  46. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста /Под ред. Л. Н. Носковой. М.: Изд. АПН СССР, 1982. — С. 86−90.
  47. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Н. Г. Морозовой. М.: Изд-во АПН СССР, 1978. — 96 с.
  48. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1968. — 247 с.
  49. Восприятие и действие /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967. — 321 с.
  50. JI.С. Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
  51. Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 449 с.
  52. Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. -М.: Педагогика, 1983. Т.2. — С. 5−361.
  53. Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. — Т.З. — С.5−328.
  54. Л.С. Раннее детство. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. — Т.4. — С.5−367.
  55. Л.Н., Лисина М. И. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. — С. 55−78.
  56. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. М., 1959, т. 1. 6 0 0 с.
  57. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии. 1969. — N 1. — С.15−25.
  58. А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М., 1948. — 220 с.
  59. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.- 471 с.
  60. Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л. А. Венгера. -М.: Педагогика, 1976. 2 15 с.
  61. С.С. Характеристика безречевых детей // Нарушения речи и голоса у детей. М.: Просвещение, 1975. — С. 4246.
  62. .Б. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Просвещение, 1981. — С.5−30.
  63. В.В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе. М.: Просвещение, 1986. — С. 13−36.
  64. Г’одовикова Д. Б. Влияние отношения детей к взрослому на развитие их познавательной активности //Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М.: 1976. — С. 222−226.
  65. Д.Б. Общение ребенка со взрослым //Дошкольное воспитание. 1988. — N 5. — С. 51−54.
  66. И.Н. О некоторых особенностях речи и мышления младших дошкольников //Дошкольное воспитание. 1975. — N5. — С. 34−37.
  67. В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология. -1990. N6. — С. 63−70.
  68. .М., Ляпидевский С. С. Классификация речевых расстройств //Расстройства речи у детей и подростков. М.: Медицина, 1969. — С.40−59.
  69. .М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Нарушения речи и голоса у детей. М.: Просвещение, 1975. — С. 7279.
  70. .М. Логопедический стационар как тип учреждения по оказанию помощи детям с тяжелыми речевыми нарушениями //Нарушения речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1969. — с.57−69.
  71. А.В., Пузыревская Е. Я., Сочеванова Е. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М.: Просвещение, 1 988. 92 с.
  72. Г. С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией //Речевые расстройства у детей и методы по их устранению /Сборник трудов кафедры психопатологии и логопедии МГПИ им. В. М. Ленина. М., 1978. С. 45−54.
  73. Т.В., Елагина М. Т. Что нужно знать о ребенке (ранний и младший дошкольный возраст) //Дошкольное воспитание. -1986. N 8. — С. 40−43.
  74. М.Г. Влияние потребности практического сотрудничества со взрослым на развитие активной речи у детей раннего возраста //Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. М., 1974. — С. 114−128.
  75. М.Г. Некоторые особенности общения детей раннего возраста со взрослыми, способствующие возникновению у них речевых коммуникаций //Экспериментальное исследование по проблемам общей и педагогической психологии.- М., 1 975.-С.38−48.
  76. М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества со взрослым у детей раннего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977. — 18 с.
  77. Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985. 110 с.
  78. ЗКаренкова Г. И. Особенности понимания речи при моторной алалии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1967. — 18 с.
  79. Н. И,. Механизмы речи. М., 1958. — 370 с.
  80. Н.И. Интеллект, язык и речь //Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1 972. — С. 9−31.
  81. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 160 с.
  82. Н.С. О самостоятельном формировании грамматического строя речи у детей с ее общим недоразвитием //Дефектология. 1971. — N 3. — С. 64−68.
  83. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973. — 221 с.
  84. Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993. — 114 с.
  85. Л.Г., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1981. — С 158 170 .
  86. А.С. Некоторые аспекты логопедической работы при недоразвитии речи //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — С.42−47.
  87. Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды //Вопросы психологии. 1967. — N 2. — С. 111−134.
  88. А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: АПН РСФСР, 1963. — С. 30−35.
  89. А.В., Венгер JI.A., Зинченко В. Н., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
  90. А.В. Значение ранних периодов для формирования детской личности. М.: Наука, 1978. — С. 243−267.
  91. А.В. Избранные психологические труды. Т.1. — М.: Педагогика, 1986. — 316 с.
  92. А.В., Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
  93. М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962. — 299 с.
  94. .В. Патология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. — 244 с.
  95. .В. О патологическом развитии личности /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. П Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.
  96. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. — 221 с.
  97. С.Ф. Из опыта логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста, страдающими грубым недоразвитием речи //Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1969. -С. 99−112.
  98. Иванов-Смоленский А. Г. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности. М: Медгиз, 1952. — 296 с.
  99. С.Ф. Логопедическая работа в доречевой период и на первом уровне общего речевого развития //Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1972. — С. 143−159.
  100. Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. Иваново: ИВГУ, 1983. — 78 с.
  101. Е.К. О развитии речи у детей первых двух лет жизни. М.: Медгиз, 1950. — 123 с.
  102. А. А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста: Дисс.. докт. психол. наук. М., 1977. — 337 с.
  103. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 1988. — 140 с.
  104. А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей. М.: Бук-Мастер, 19 93. — 190 с.
  105. Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. М., 1962. — 106 с.
  106. М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1970. — 224 с.
  107. В.А. О терминологии моторной алалии //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — С. 3−12.
  108. В.А. Экспрессивная алалия.- Л., 1985.-88 с.
  109. М.М. О возникновении и развитии второй сигнальной системы у человека //Труды физиологического ин-та им. И. П. Павлова. М., 1949, т.2. — С. 43−51.
  110. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973. — 141 с.
  111. М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия, 1979. — 191 с.
  112. С.В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым //Вопросы психологии. 1973. -N4. — С. 65−70.
  113. С.В., Лисина М. И. Влияние содержания общения с взрослым на отношение к нему ребенка //Общение и его влияние на развитие психики ребенка. М., 1974. — С. 59−79.
  114. B.C., Шаховская С. Н. Развитие речи в процессе онтогенеза //Расстройства речи у детей и подростков. -М.: Медицина, 1969. С.30−39.
  115. Н.И. Физиология становления детской речи. ЖВНД, 1952, т. 2, вып. 4. — С. 474−480.
  116. Н.И., Рождественская В. И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов. М.: Просвещение, 1966. — 197 с.
  117. Р.И. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1989. — 34 с.
  118. Левина Р.1Е. К психологии детской речи в патологических случаях (Автономная детская речь). М., 1936. — 78 с. 12 1. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М.: Учпедгиз, 1951. — 120 с.
  119. Р.Е. Принципы анализа речевых нарушений у детей //Труды второй научной сессии по дефектологии /Под ред. А. И. Дьячкова и В. И. Лубовского. М., 1959. — С. 166−173.
  120. Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. — 366 с.
  121. Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей //Дефектология. 1975. — N 2. — С. 12−15.
  122. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  123. А.А. Функции и формы речи //Основы теории речевой деятельности /Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1974. — С. 254−257.
  124. А.А. Деятельность и общение //Вопросы философии. 1979. — N 1. — С. 121−132.
  125. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. -С. 443−467.
  126. А.Н. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. — N 9. — С. 95−108.
  127. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 30 4 с.
  128. A.M. Дошкольная педагогика /Под ред. проф. Ш. И. Ганелина. М.-Л.: Учпедгиз, 1946. — 364 с.
  129. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до семи лет: Дис.. докт. психол. наук. М., 1974. — 415 с.
  130. М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. — С. 237−252.
  131. М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста //Советская педагогика. 1980 — N1. -С. 63−70.
  132. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  133. Логопедия //Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Волковой Л. С. М.: Просвещение, 1989. — 528 с.
  134. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — 223 с.
  135. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка //Экспериментальное исследование. М., 1956.- 94 с.
  136. А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1958. — N 5. — С. 3−17.
  137. А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов //Психологическая наука в СССР. М., 1959, т. 1. — С. 516−567.
  138. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.319 с.
  139. А.А. Очерки психического развития. М.: Просвещение, 1965. — 363 с.
  140. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 19 71. — 415 с.
  141. А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972. — 256 с.
  142. Г. М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. -М., 1964. 111 с.
  143. С.С. Логопедия и смежные науки //Очерки по патологии речи и голоса. М.: Просвещение, 1967, вып. 3. — С. 323.
  144. С.И. Основные задачи сенсорного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи //Нарушения речи и голоса у детей. М.: Просвещение, 1975. — 108 с.
  145. С.И. Методы исследования сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи //Расстройства речи и методы их устранения /Сборник трудов кафедры психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1975. — С. 37−45.
  146. А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1982. — С.18−36.
  147. А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1963. — 19 с. 15 1. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
  148. Т.А., Пеньковская J1.A. Воспитание детей третьего года жизни. М., 1962. — 60 с.
  149. Р.И. К вопросу о психическом развитии детей с моторной алалией //Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М., 1973. — С. 65−74.
  150. Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи //Дефектология. 1972. — N 5. — С. 12−17.
  151. Е.М. О нарушении гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи //Дефектология. 1976. -N 1. — С. 13−17.
  152. Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии //Дефектология. 1981. — N 6. — С. 13−21.
  153. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. — С. 6−39.
  154. JI.B. Алалии //Очерки по патологии речи и голоса под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Учпедгиз, 1960, вып.1. -С. 24−51.
  155. Методика развития речи детей дошкольного возраста /Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, В. К. Лотарева. М.: Просвещение, 1984. — 240 с.
  156. С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение, 1991. — С. 33−64.
  157. С.А., Лазарева Р. Г. О способах обследования детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Дефектология. 1983. — N 1. — С 52−55.
  158. B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  159. Нарушение речи //Методы изучения и коррекции. С. Петербург: Образование, 1993. — 31 с.
  160. Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М.: Наука, 1981. — 109 с.
  161. Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга.-М.: Просвещение, 1966. 319 с.
  162. Общение и развитие психики /Сборник научных трудов НИИ общей педагогики и психологии АПН СССР. М.: АПН СССР, 1986. -176 с.
  163. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми //В.В.Ветрова, Д. Б. Годовикова, М. Г. Елагина, М. И. Лисина, А. Э. Рейнстейн, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова /Под ред. М. И. Лисиной. -М.: Педагогика, 1985. -207 с.
  164. В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации Форм алалии //Развитие мышления и речи аномальных детей /Ученые записки ЛГПИ им. Герцена, 1963. 241 с.
  165. Очерки по патологии речи и голоса. М.: Просвещение, i960, вып. 1. — 150 с.
  166. Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  167. В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. М.: Просвещение, 1970. 135 с.
  168. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — С. 6−126.
  169. О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1973.270 с.
  170. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте //Под ред. Запорожца А. В., Лисиной М. И. М.: Просвещение, 1966.300 с.
  171. Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3 лет /Под ред. Н. М. Щелованова. М.: Просвещение, 1969. — 183 с.
  172. Развитие общения у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с. 18 1. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. — С. 4−16.
  173. Розенгард-Пупко Г. JI. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1 963. — 1 99 с.
  174. А.Г. Роль непосредственного опыта и слова в образовании обобщений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1954. — 16 с.
  175. А.Г. Отношение дошкольников к неречевым и речевым контактам со взрослыми //Материалы Всесоюзной научной конференции по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М., 1970, т.2.
  176. А.Г. Особенности общения детей 2−7 лет с посторонними и близким взрослым //Общение и его влияние на развитие психики ребенка. М., 1974. — С.41−59.
  177. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957. -328 с.
  178. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  179. Н.А. Язык ребенка. М., 1920. — 34 с.
  180. Н.П. Особенности изобразительной деятельности у детей с недоразвитием речи //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи /Под ред. Левиной Р. Е. М.: Просвещение, 1961. -255 с.
  181. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. — 214 с.
  182. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 647 с.
  183. Е.О. Влияние общения ребенка со взрослыми на эффективность обучения дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977. — 22 с.
  184. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией //Учебное пособие. Киев: КГПИ, 1981.-150 с.
  185. Е.Ф. К вопросу о дифференцированной диагностике моторной алалии и олигофрении //Нервно-психические и речевые нарушения. Л. — 1982. — С. 102−111.
  186. Т.М. О некоторых индивидуально-возрастных особенностях общения детей раннего возраста //Вопросы обучения и воспитания. Горький, 1978. — С. 142−154.
  187. Ф.А. Начальный этап овладения ребенком грамматическим строем языка: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1955. 14с.
  188. Ф.А. Некоторые вопросы овладения грамматическим строем языка в свете физиологического учения И.П.Павлова //Советская педагогика. 1981. — N 7.
  189. Е.А. Формирование наглядно-действенного мышления умственно отсталых дошкольников в процессе специального обучения: Дис.. докт. пед. наук. М., 1992. — 370 с.
  190. Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости //'Дефектология. 1994. — N 1. — С. 53−59.
  191. Теория речевой деятельности /Под. ред. А. А. Леонтьева. М.: Наука, 1968. — 272 с.
  192. Тонкова-Ямпольская Р. В. Становление физиологических механизмов речи у детей 3 лет жизни: Автореф. дис.. док. мед. наук. М., 1968. — 34 с.
  193. .И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  194. Н.Н. О нарушениях взаимодействия сигнальных систем при некоторых островозникающих патологических состояниях головного мозга. М.-Л.: Изд-во Ак. Наук СССР, 1957. — 224 с.
  195. Н.Н. К вопросу об организации и методике работы с алаликами /Расстройства речи в детском возрасте. Л., 1940. — С. 7 0−140.
  196. Н.М. Сравнительное изучение дошкольников с нарушениями речи при сниженном интеллекте: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1977. — 18 с.
  197. Умственно отсталый ребенок /Под. ред. А. Р. Лурия. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 197 с.
  198. Т.Н. Речь человека в общении. М.: Наука, 1989. — 191 с.
  199. К.Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. 557 с. 2 15. Царгуш Л. Э. Пути формирования предметно-практической деятельности у детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 198 6. 16 с.
  200. Л.С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи //Дефектология. 1971. — N 3. — С. 13−17.2 17. Филичева Т. Е. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления: Дис.. кан. пед. наук. М., 1974. — 160с.
  201. Т.Е., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста //Дефектология. 1985 г. — N 4. — С. 72−78.
  202. Т.Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального д/ сада //Дефектология. 1986. — N 3. — С. 50−55- 1987.- N 1.- С. 69−74- N 4. — С. 71−76.
  203. Т.Е., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном д/ саду. М.: Просвещение, 1987. — 140 с.
  204. Т.Б., Чиркина Г. В., Чевелева Н. А. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. — С. 126−141.
  205. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981. — 78 с.
  206. Ф.И. Возникновение речи у ребенка //Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1955, т. 12. С. 396−402.
  207. Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 1969. — С. 4−8.
  208. A.M. К проблеме психолингвистического анализа детской речи: Автореф. дис.. кан. филос. наук. М., 1974. — 18 с.
  209. A.M., Лебединский В. В. К проблеме развития речи в онтогенезе //Проблемы психолингвистики. М., 1975. — С. 112−124.
  210. С.Н. Алалии //Расстройства речи у детей и подростков. М.: Медицина, 1969. — С. 156−175.
  211. С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией //Расстройства речи и методы их устранения /Сборник трудов кафедры психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1975. — С. 46−50.
  212. Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте //Изв. АПН РСФСР, 1948, вып. 13. С. 101−132.
  213. Л.В. Языковая система и речевая деятельность.1. Л.: Наука, 19 74. 428 с.
  214. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. -М.: Изд-во АГ1Н РСФСР, 1958. 1 15 с. 232. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
  215. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1975. — N 4. -С. 6−20.
  216. Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. В. В. Давыдова, В. II. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.- 554 с.
  217. В.И. Развитие речи от трех до пяти лет. М.: Просвещение, 1966. — 95 с.
  218. Gewirtz J.L., Baer D.M. The effect of brief social deprivation on behaviour for a social reinforces. Abnorm. Soc. Psychol., 1958, N 56. — P 49−56.
  219. Jonson W. Diagnostic methods in speech patology. New York, 1963.
  220. Karl in D. Development and disorders of speech in chilhood. New York, 1965.
  221. Orton S. Reading writting and speech problems in children. London, 1937.
  222. Weiss D. Official Reports of 14-th Congress of the international association of logopedics and phoniatrics. Paris, 1 968 .
  223. Smit J. You do not have to be dyslexic. Leaning Time Products Sacramento, California, 1991. 205 p.
Заполнить форму текущей работой