Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Численное моделирование рабочего цикла нетрадиционной бескривошипной поршневой тепловой машины

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свою очередь, изучение тепловых машин, направленное на улучшение их технико-экономических характеристик (параметров), идет также двумя путями: один — это всестороннее (конструктивное, технологическое, экономическое) улучшение машин существующих типов, второй — создание новых (в частности, нетрадиционных) конструктивных схем тепловых машин, обеспечивающих лучшие технико-экономические показатели… Читать ещё >

Содержание

  • УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Современные тенденции развития тепловых машин
    • 1. 2. Бескривошипные тепловые машины, их достоинства и недостатки. Бескривошипные машины нетрадиционных схем
    • 1. 3. Рабочий цикл бескривошипной тепловой машины как объект исследования
    • 1. 4. Цель и задачи исследования. Объект исследования
  • 2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИЦИЛИНДРОВЫХ ПРОЦЕССОВ БЕСКРИВОШИПНОЙ ПОРШНЕВОЙ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ НОВОГО ТИПА
    • 2. 1. Основные положения, допущения и уравнения
    • 2. 2. Особенность расчета удельного объема рабочего тела в цилиндре
    • 2. 3. Особенности моделирования процессов сжатия, сгорания и расширения
  • 3. АЛГОРИТМ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ВНУТРИЦИЛИНДРОВЫХ ПРОЦЕССОВ В БЕСКРИВОШИПНОЙ МАШИНЕ НОВОГО ТИПА
    • 3. 1. Методы решения системы дифференциальных уравнений
    • 3. 2. Выбор начальных и граничных условий
    • 3. 3. Особенности численного моделирования процессов сжатия, сгорания и расширения
    • 3. 4. Численное определение показателей рабочего цикла БКПМ-двигателя нового типа
  • 4. МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ В БЕСКРИВОШИПНОЙ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЕ НОВОГО ТИПА
    • 4. 1. Экспериментальная установка. Приборы и оборудование
    • 4. 2. Программа исследования объектов эксперимента
    • 4. 3. Сравнительная оценка потерь энергии в БКПМ нового типа и в
  • ДВС традиционной конструктивной схемы аналогичного класса
  • 5. РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ЦИКЛА В БКПМ НОВОГО ТИПА
    • 5. 1. Алгоритм расчета процессов рабочего цикла бескривошипной машины
    • 5. 2. Сравнительная оценка параметров рабочего цикла ПТМ традиционной конструктивной схемы и БКПМ нового типа (случай симметричной функции перемещения поршня БКПМ нового типа)
    • 5. 3. Анализ влияния профиля беговой дорожки на показатели рабочего цикла БКПМ нового типа

Численное моделирование рабочего цикла нетрадиционной бескривошипной поршневой тепловой машины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На всем пути научно-теоретического и практического развития машиностроения целенаправленные исследования в области тепловых машин велись в двух направлениях — экспериментальном и теоретическом. В одних случаях, в зависимости от стоящих перед исследователями задач, эти оба направления были организованны параллельно, дополняя друг друга, в других осуществлялись последовательно. Какое из направлений являлось первоочередным, определялось поставленными задачами и до появления ЭВМ чаще всего к решению задач подходили практически, что, в свою очередь, обеспечивало накопление теоретических знаний, тем самым, осуществлялось взаимное проникновение теории и практики друг в друга. Такое тесное взаимопроникновение двух направлений вело к их симбиозу, так как одно не может быть полностью обособлено от другого. В настоящее время уровень развития компьютерных технологий в научных исследованиях усилил уклон в сторону теоретических методов, построенных на богатой базе экспериментальных, и дающих более «быстрые» и точные результаты, что приводит к сокращению затрат времени на практическое изучение возникающих проблем в любом научном исследовании в машиностроении, и, в частности, в области тепловых машин. Всесторонние предварительные теоретические исследования, проводимые при осуществлении научно-экспериментальной деятельности, позволяют сократить количество решений, проявляющихся на этапе экспериментального исследования, что дает более верное направление практическому изучению проблем, ставящихся перед исследователями.

В соответствии с глубокой взаимосвязи теоретических и экспериментальных направлений в исследовании возникающих научных задач и проблем, можно полагать, что при современном научном подходе к исследованию тепловых машин, в частности, двигателей внутреннего сгорания, следует опираться на подобные принципы исследования. То есть, на углубленное теоретическое изучение всего нового или вновь созданного в области тепловых машин, позволяющего в последствии, на практике, достичь значительного положительного результата и тем самым избежать возможных заведомо неверных путей экспериментальных исследований.

В свою очередь, изучение тепловых машин, направленное на улучшение их технико-экономических характеристик (параметров), идет также двумя путями: один — это всестороннее (конструктивное, технологическое, экономическое) улучшение машин существующих типов, второй — создание новых (в частности, нетрадиционных) конструктивных схем тепловых машин, обеспечивающих лучшие технико-экономические показатели в сравнении с существующими традиционными (например, с кривошипно-шатунными) машинами. Первый путь, охватывающий наиболее емкую область в совершенствовании тепловых машин, направлен на более глубокое изучение и оптимизацию процессов рабочего цикла [32, 103], второй, в большей степени, базируется на создании тепловых машин нетрадиционных конструкций, обладающих лучшими технико-экономическими характеристиками [33].

В настоящее время эти два направления зачастую оказываются в большей степени совмещенными, при этом осуществляются не только оптимизация процессов рабочего цикла тепловых машин, но и реализация подобной оптимизации в новых, нетрадиционных конструкциях тепловых машин, с целью, получения значимых положительных результатов [64, 67].

В последнее время повышение интереса к направлению использования машин нетрадиционных конструктивных схем связано с повышением их потенциальной конкурентоспособности, и, в большей степени, с исчерпыванием возможностей существующих тепловых машин, а также в силу вполне определенных и существенных преимуществ машин нетрадиционных конструкций по сравнению с различными типами тепловых машин традиционных схем. Следовательно, преимущества значительной части машин нетрадиционных типов и конструктивных схем (в частности, двигателей внутреннего сгорания) перед существующими традиционными являются уникальными и могут приносить положительный эффект.

Накопление теоретических познаний в области исследования процессов рабочего цикла и использование современных компьютерных технологий позволяют в настоящее время на высоком теоретическом уровне осуществлять научные исследования с учетом широкого диапазона параметров, влияющих на характер протекания внутрицилиндровых процессов. Теоретический анализ возможностей совершенствования процессов рабочего цикла, особенно в тепловых машинах, имеющих нетрадиционные конструктивные схемы, позволяет выявить новые возможности нехарактерные для традиционных, обеспечивающие получение значительного положительного эффекта.

Таким образом, перед теоретиками и практиками, а также учеными и конструкторами в области тепловых машин возникает ряд задач, направленных на реализацию тенденции, связанной с научно-исследовательским обеспечением современного машиностроения (в частности, в области создания ТМ нетрадиционных конструктивных схем), дающим положительный эффект как в теоретическом, так и в практическом отношении. Развитию данного направления призвана способствовать и представленная диссертационная работа. В частности, в настоящей работе предложены рекомендации по оптимизации параметров БКПМ на основании выводов, полученных при решении задач, связанных с выявлением специфических особенностей, определяющих характер протекания внутрицилиндровых процессов, а также конструктивные достоинства таких машин.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Анализ состояния вопроса показал, что массово распространенные кривошипно-шатунные тепловые машины, обладающие рядом достоинств (хорошая экономичность, налаженность производства, надежность в эксплуатации и др.), не свободны от существенных недостатков. В частности, им свойственны высокая технологическая сложность изготовления, сложность конструктивных схем и, как следствие, сложность обеспечения высоких массогабаритных показателей, а часто и — плохая динамическая уравновешенность. Вместе с тем, известен класс нетрадиционных тепловых машин, свободных от названных недостатков. К ним, например, могут быть отнесены бескривошипные поршневые машины, конструктивные схемы которых разработаны в ЮУрГУ (в том числе при участии автора) признаны изобретениями и защищены патентами РФ (см. патенты РФ №№ 95 111 325/06, 95 111 309/06,96 111 704/06 и др.).

2. Важной особенностью предложенных конструктивных схем таких поршневых тепловых машин является отсутствие кривошипно-шатунного механизма и наличие механизма преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение грузового вала (или поршня). Конструктивная схема такого типа тепловой машины реализована в макетном образце, который спроектирован и изготовлен при непосредственном участии автора. Начаты и, отчасти, завершены экспериментальные исследования такой тепловой машины.

3. На базе основных положений механики, термодинамики и теории двигателей внутреннего сгорания предложена модель, учитывающая комплексную взаимосвязь процессов, протекающих в бескривошипной нетрадиционной тепловой машине (двигателе). Система основных уравнений для моделирования процессов включает уравнения, позволяющие описать динамику процессов рабочего цикла в целом, выявить численные характеристики этих процессов (в частности, характер изменения давления и температуры рабочего тела, скорости нарастания давления, максимальных значений температур и давлений и др.), а также дать качественную и количественную оценку влияния различных конструктивных параметров машины на ее основные показатели. Благодаря названным обстоятельствам модель может быть использована как инструмент для выявления рациональных численных значений показателей таких машин.

4. На базе предложенного математического аппарата моделирования процессов рабочего цикла разработан алгоритм расчета, позволяющий выявить численные значения параметров, характеризующих отдельные процессы и интегральные показатели цикла в целом (например, такие, как индикаторный, механический и эффективный КПД, среднее индикаторное и среднее эффективное давления и др.). Это дает возможность уже на стадии проектирования машин такого типа использовать предложенный аппарат как средство рационального выбора конструктивных параметров (в частности, параметров механизма преобразования движения, полного хода поршня, диаметра цилиндра и др.).

5. В работе показано, что асимметричность профиля беговой дорожки механизма преобразования движения может быть обеспечена как за счет «горизонтальной», так и за счет «вертикальной» трансформации. При этом асимметрия, обеспечиваемая вертикальной трансформацией, позволяет реализовать цикл тепловой машины таким, что степень расширения рабочего тела может существенно превышать степень сжатия (в традиционных двигателях с КШМ степени сжатия и расширения рабочего тела, как правило, всегда равны). Это обстоятельство позволяет существенно повысить КПД бескривошипной машины.

Нужно отметить, что исследователи двигателей всегда (и сейчас тоже) стремились к созданию тепловых машин с продолженным расширением, но в традиционных двигателях с КШМ это осуществить сложно.

В работе обозначено, что цикл при вертикальной трансформации профиля беговой дорожки может быть осуществлен только в 4-х тактных машинах.

6. С помощью численного моделирования процессов в работе показано, что применение «горизонтально» асимметричных беговых дорожек дает возможность повысить эффективные показатели цикла на 5. 10%. Так, при коэффициенте асимметрии, равном 0,3 (горизонтальная трансформация), среднее эффективное давление, при прочих равных условиях (е= 10, rjv = 0,7, а = 0,8,? = 0,8), увеличивается с 0,457 МПа (симметричный профиль) до 0,489 МПа (асимметричный профиль).

Использование «вертикально» асимметричных профилей беговых дорожек возможно только для БКПМ. Применение в таких ДВС «вертикально» асимметричных профилей позволит улучшить ряд показателей рабочего цикла, относительно симметричного профиля, на 10. 15% в зависимости от степени «продолженного» расширения. Причем следует учесть, что в таких случаях степень сжатия и расширения рабочего тела различны.

Применение «смешанных» асимметричных профилей беговых дорожек, так же, как и «вертикально» асимметричных, возможно только на БКПМ, оборудованных клапанными или золотниковыми системами управления процессами впуска и выпуска рабочего тела. В таком случае использование «смешанного» асимметричного профиля беговой дорожки позволит реализовать рабочий цикл с показателями более высокими, чем при симметричном профиле. Сопоставление показателей рабочего цикла, при прочих равных условиях, показало их рост на 15.20% (в частности, индикаторная работа цикла возросла с 1,214 МДж/кг (симметричный) до 1,396 МДж/кг (смешанный)). В данном случае следует учитывать влияние и диапазон применимости степени «смешанного продолженного» расширения на показатели рабочего цикла, который определяется также основными конструктивными параметрами и условиями работоспособности механизма преобразования. Оптимизации величины угла опережения зажигания позволяет в еще большей степени повысить названные показатели, а также увеличить диапазон применимости степени смешанного продолженного расширения по Лсм свыше 1,5.

7. Применительно к условиям, в пределах которых бескривошипная тепловая машина является работоспособной, выявлены пределы изменения коэффициента асимметрии:

— 0,67-—<�КА <0,67- —. N N.

В этом выражении К = Dp/D, где Dp — реактивный диаметр, механизма преобразования движения, D — диаметр цилиндра, N — число периодов беговой дорожки 0,67 — коэффициент учитывающий пределы работоспособности механизма преобразования движения.

8. Расчетно-аналитические исследование по использованию асимметричного профиля беговой дорожки механизма преобразования движения при реализации рабочего цикла с продолженным расширением дали основания рекомендовать интервал численных значений коэффициента асимметрии, в пределах которого обеспечиваются лучшие технико-экономические показатели бескривошипных машин. В частности, обеспечение лучших экономических показателей возможно при реализации асимметричного профиля беговой дорожки, выполненной с коэффициентом асимметрии.

— 0,3- — <�КА <-0,Ь —. N N.

9. Экспериментальным путем выявлены затраты энергии в механизмах нетрадиционного бескривошипного поршневого микродвигателя в сравнении с аналогичным кривошипно-шатунным. В качестве объектов такого сопоставления были использованы два типа микродвигателей выполненных по двухи однопериодной схемам. Данное исследование позволило выявить, что величина механических потерь бескривошипного двигателя, выполненного по однопериодной схеме ниже, потерь имеющих место в кривошипно-шатунном микродвигателе. А в бескривошипном двигателе, выполненном по двухпериодной схеме названные потери значительно ниже. В частности, условное среднее давление механических потерь подчиняются следующему эмпирическому выражению рм = а + b • Сп, где Сп — средняя скорость поршня.

N-S-n п" 30 '.

Выявлены величины эмпирических коэффициентов аи b в зависимости от геометрической степени сжатия рабочего тела в цилиндре и количества периодов беговой дорожки механизма преобразования движения поршня БКПМ. В частности, для степени сжатия равной 10 для микродвигателя однопериодной схемы коэффициенты, а я b равны соответственно 0,0205 и 0,0102, для двухпериодной схемы соответственно 0,0165 и 0,0078, а в кривошипно-шатунном, а = 0,0265 и b = 0,0168.

10. Спроектированная и изготовленная с участием автора малогабаритная экспериментальная установка на базе бескривошипной тепловой машины используется в учебном процессе как учебно-исследовательская лабораторная установка при подготовке специалистов по профилю «Двигатели внутреннего сгорания». В частности, она используется для экспериментального определения механических потерь (и отдельных их составляющих) в двигателе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексеев-Мохов С. Н. и др. Расчет и проектирование двигателей с катящимся ротором / Моск. энергет. ин-т, Смолен, фил. Ч. 1−2. — Смоленск: МЭИ, 1974.- 176 с.
  2. М. Ю., Герасимов В. Г., Данильченко В. П. и др. Электротехника. М.: «Высшая школа», 1976. 560 с.
  3. В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Машиностроение, 1978.
  4. С. Я., Кошелев И. М Мотоциклы Ирбитского завода: Эксплуатация и ремонт: Справочник. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1986.- 192 с.
  5. С. С. Бесшатунные двигатели внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1982. — 368 с.
  6. С. С. Бесшатунные поршневые двигатели внутреннего сгорания -М.: Машиностроение, 1968. 151 с.
  7. В. В. Гоночные мотоциклы. 3-е изд., перераб. и доп. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1975. — 288 с.
  8. В. В., Кожевников Е. П. Стационарные карбюраторные двигатели. Устройство, эксплуатация, ремонт. Справочник. М.: Машиностроение, 1979.-224 с.
  9. . И. От водяного колеса до квантового ускорителя. М.: Машиностроение, 1990. — 144 с.
  10. А. В., Мухачев Г. А., Щукин В. К. Термодинамика и теплопередача. М.: Высшая школа, 1975. — 496 с.
  11. А. А. Математическая статистика. Перераб. и доп. изд. -Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие: Изд-во Ин-та математики, 1997. -771 с.
  12. Л. Е., Оришечко С. Ф. Мотоциклы. Киев: Техника, 1984. -97 с.
  13. Д. Д. Сгорание в поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1969.-248 с.
  14. Быстроходные поршневые двигатели. Справочник / А. М. Гугин. Д.: Машиностроение, 1967. — 259 с.
  15. Н. Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. М: «Наука», 1972. — 720 с.
  16. С. А. Справочник моториста установок с ДВС: Вопросы и ответы. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1985. — 272 с.
  17. И. И. Теория двигателей внутреннего сгорания. Конспект лекций. -Челябинск: ЧПИ, 1974. 252 с.
  18. И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. М.-Свердловск: Машгиз, 1962.-272 с.
  19. И. И. Теория двигателей внутреннего сгорания. Челябинск: ЧПИ, 1974.-252 с.
  20. В. Т. и др. Основные математические формулы: Справочник / В. Т. Воднев, А. Ф. Наумович, Н. Ф. Наумович- Под общ. ред. Ю. С. Богданова. -2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Выш. шк., 1988. — 269 с.
  21. Вопросы теории и расчета рабочих процессов тепловых двигателей / Под ред. 3. Г. Шайхутдинов и др. // Межвуз. науч. сб. № 17. Уфа: Изд-во УГАТУ, 1977.- 162 с.
  22. Ю. А. Минские мотоциклы. Минск: Полымя 1978.-208 с.
  23. Н. М. Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания. Киев -М.: Машгиз, 1950.-380 с.
  24. Н. Я. Экономия топлива и снижение токсичности на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1990. — 133 с.
  25. А. И. Справочник по химии. Киев: Вища школа, 1974. — 308 с.
  26. Д. А., Барроу Р. В. Малогабаритные двигатели внутреннего сгорания /Пер. с англ. -М.: Машиностроение, 1979. 167 с.
  27. В. И. Тепловой расчет рабочего процесса. М.: 1907. — 26 с.
  28. М. В., Поляков Н. Н. Малогабаритная сельскохозяйственная техника: Справ. -М.: Машиностроение, 1994. 149 с.
  29. Г. Г. Необычные двигатели. М.: Знание, 1971. — 64 с.
  30. Двигатели 1944−2000: Авиационные, ракетные, морские, промышленные / Ред.-сост. И. Г. Шустов. М.: АКС — Конверсалт, 2000. — 406 с.
  31. Двигатели внутреннего сгорания: Обзоры / Гос. ком. Совета Министров СССР по науке и технике- АН СССР: Т. 3. Пути повышения экономичности автотракторных двигателей / В. А. Лурье, В. А. Мангушев, И. В. Маркова, М.: ВИНИТИ, 1982.-232 с.
  32. Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей / С. И. Ефимов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.- Под общ. ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1985. — 456 с.
  33. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей / Д. Н. Вырубов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.- Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1983.-375 с.
  34. Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей / В. П. Алексеев, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.- Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1980. — 288 с.
  35. Двухтактные карбюраторные двигатели внутреннего сгорания / В. М. Кондратов, Ю. С. Григорьев, В. В. Тупов и др. М.: Машиностроение, 1990 -272 с.
  36. . Ф., Микрюков Г. С. Мотоциклы с маркой «Иж». М.: Изд-во ДОСААФ, 1982.-160 с.
  37. А. Ф., Черенков А. С. Общие методы теории высокотемпературных процессов в тепловых двигателях / Под ред. В. Е. Алемасова. М.: Янус-К, 1997. — 328 с.
  38. А. Б., Неймарк А. В. и др. Экологическая безопасность транспортных потоков. -М.: Транспорт, 1989. 126 с.
  39. Н. X., Костин А. К. и др. Теория двигателей внутреннего сгорания. Л.: Машиностроение, 1974. — 552 с.
  40. Задачи и примеры расчетов по электроизмерительной технике / Р. М. Демидова-Панферова, В. Н. Малиновский, Ю. С. Солодов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергоатомиздат, 1990. — 192 с.
  41. В. А. Конструирование деталей механических устройств: Справочник. JL: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. — 669 с.
  42. С. Ю. Мотоцикл. Конструкция, теория и расчет. М: Машиностроение, 1971. — 169 с.
  43. Н. В., Кошкин В. К. Процессы сгорания в двигателях. М.: Машгиз, 1949.-344 с.
  44. Исследования процессов газообмена и теплообмена в дизелях методами математического и физического моделирования / Ред. М. Г. Круглов- АН ГССР, Кутаис. комплекс, науч. центр Ин-та металлургии. Тбилиси: Мецниереба, 1986. — 197 с.
  45. И. Двигатели для спортивного моделизма. Ч. 1. Пер. с чешек. Е. Г. Соломониной. -М.: ДОСААФ, 1983.- 159 с.
  46. И. Двигатели для спортивного моделизма. М.: ДОСААФ СССР, 1988.-4.2.-335 с.
  47. Э. Справочник по дифференциальным уравнениям. М.: Наука, 1976.-576 с.
  48. Каталог-справочник: электродвигатели малой мощности для бытовых машин и приборов. Отделение ВНИИЭМ по научно-технической информации, стандартизации и нормализации в электротехнике. — М.: Энергоатомиздат, 1967. — 95 с.
  49. А. И., Демидов В. П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1980. — 400 с.
  50. В. М., Андреев С. В. Тепловой расчет двухтактного карбюраторного ДВС. Владимир, 1990. — 32 с.
  51. Конструкции двигателей внутреннего сгорания с воздушным охлаждением / Д. Р. Поспелов. М.: Машиностроение, 1973. — 352 с.
  52. Ч. Метод выборочного исследования. М., 1976. — 440 с.
  53. Н. И., Ширкевич М. Г. Справочник по элементарной физике. М.: «Наука», 1974. — 256 с.
  54. И. В., Михин Н. М. Узлы трения машин: Справочник. М.: Машиностроение, 1984. — 280 с.
  55. М. Г. Термодинамика и газодинамика двухтактных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машгиз, 1963. — 272 с.
  56. В. И. Развитие автоматического регулирования двигателей внутреннего сгорания. М.: Недра, 1980. — 92 с.
  57. А. С. Моделирование рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания на ЭВМ. Киев: Наукова думка, 1988. — 104 с.
  58. И. М. Теория автомобильных и тракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1969. — 148 с.
  59. Е. К. Тепловой процесс двигателей внутреннего сгорания. М.- Л.: ОНТИ, 1937.- 124 с.
  60. М. Е. Мотовелосипедные двигатели. Л.: Машиностроение, 1975.- 128 с.
  61. Материалы для карбюраторных двигателей: Справочник / Под ред. А. В. Лакедемонского. -М.: Машиностроение, 1969.-223 с.
  62. Ю. Современный экономичный автомобиль. М.: Машиностроение, 1987. — 320 с.
  63. Микродвигатель внутреннего сгорания калильного зажигания МДС-ЮКРУ. Инструкция по эксплуатации. Савеловское ПО «Прогресс»: Кимр, тип., 1989. -12 с.
  64. Ю. В., Семенов Б. Д., Кречко 10. А. Расчет и конструирование механизмов приборов и установок. М.: Машиностроение, 1985. — 408 с.
  65. А. В., Файн М. А. Огонь в упряжке, или Как изобретают тепловые двигатели. М.: Знание, 1990. — 189 с.
  66. Мотоциклы «ИЖ-Планета-5», «ИЖ-Юпитер-5»: Многокрасоч. Альбом / В.
  67. A. Умняшкин, Н. Е. Перерва, В. И. Руденко, М. А. Перепелица. М.: Машиностроение, 1994. — 56 с.
  68. Мотоцикл: Теория, конструкция, расчет / С. Ю. Иваницкий, Б. С. Карманов,
  69. B. В. Рогозин, А. Г. Волков. М.: Машиностроение, 1971. — 408 с.
  70. А. С., Круглов М. Г. Комбинированные двухтактные двигатели. М.: Машиностроение, 1968. — 576 с.
  71. Нагнетатели и тепловые двигатели / В. М. Черкасский, Н. В. Калинин, Ю. В. Кузнецов, В. И. Субботин. М.: Энергоатомиздат, 1997. — 384 с.
  72. П. И. Основы конструирования. Справочник: в 3-х кн. М.: Машиностроение, 1977.
  73. Р. М., Оносовский В. В. Рабочие процессы поршневых машин. М.: Машиностроение, 1972. — 168 с.
  74. Р. М. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания. Л.: Ленинградский университет, 1983. -194 с.
  75. П. И. Теория и расчет поршневых компрессоров. М: ВО «Агропромиздат», 1987.-271 с.
  76. В. И., Воронина Е. Д. Теоретические основы организации и анализа выборочных данных в эксперименте. JL: Ленинградский университет, 1979. — 146 с.
  77. Р. М., Ордабаев Е. К. Направления и перспективы развития автомобильных двигателей /Караганд. политехи, ин-т. Караганда: КПИ, 1987.-80 с.
  78. В. А., Хавин 3. Я. Краткий химический справочник. Л.: «Химия», 1977. -376 с.
  79. О. М. Сборник задач по технической термодинамике. М: Машиностроение, 1973. — 344 с.
  80. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей / А. Э. Хрулев. М.: За рулем, 2000. — 439 с.
  81. В. М. Справочник по тепловому расчету рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания. Л.: Речной транспорт, 1961. — 415 с.
  82. Пат. RU 2 057 948 С1, 6 F 01 В 9/06, F 02 В 75/32. Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания / Б. А. Шароглазов, А. В. Пономарев, Г. И. Иванов (РФ). № 5 063 986/08- Заявлено 06. 10. 92- Приоритет 06. 10. 92- Опубл. 10. 04. 96 // Бюл. № 10.
  83. Пат. RU 2 097 589 С1, 6 F 02 В 75/32, 75/26. Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания с вращающимися поршнями / Б. А. Шароглазов, П. Н. Баранов (РФ). № 95 111 325/06- Заявлено 30. 06. 95- Приоритет 30. 06. 95- Опубл. 27. 11. 97//Бюл. № 33.
  84. Пат. RU 2 099 559 С1, 6 F 02 В 75/26, 75/32, F 01 В 9/06. Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания с вращающимися поршнями / Б. А. Шароглазов, П. Н. Баранов (РФ). № 95 111 309/06- Заявлено 11. 10. 95- Приоритет 11. 10. 95- Опубл. 20. 12. 97 // Бюл. № 35.
  85. Пат. RU 2 110 691 С1, б F 02 В 75/32, F 01 В 9/06. Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания / Б. А. Шароглазов, В. В. Клементьев (РФ). № 96 111 704/06- Заявлено 13. 06. 96- Приоритет 13. 06. 96- Опубл. 10. 05. 98 // Бюл. № 13.
  86. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергоатомиздат, 1986. — 424 с.
  87. Правила устройства электроустановок / Минэнерго СССР. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергоатомиздат, 1986. — 648 с.
  88. И. С. Новое в развитии роторно-поршневых двигателей за рубежом. -М.: Машиностроение, 1970.-40 с.
  89. О. М. Сборник задач по теоретической термодинамике. М.: Машиностроение, 1973. — 344 с.
  90. Расчет на прочность деталей машин: Справочник / под общ. ред. И. А. Биргер, и др. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1993. — 640 с.
  91. Д. Н. Детали машин. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1989.-496 с.
  92. Роторно-поршневые двигатели / Под общ. ред. В. А. Каргаполова. Труды НАТИ, вып. 205. — М.: Типография НАТИ, 1970. — 112 с.
  93. Ф. В., Канаев А. А., Копп И. 3. Энергетика и окружающая среда. -Л.: Энергоиздат, 1981.- 180 с.
  94. В. А. Мотоциклы «Ява». Устройство, эксплуатация, обслуживание, разборка и сборка. 2-е изд., перераб. и доп. — Л: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1975.-295 с.
  95. Справочник по катерам, лодкам и моторам / Под общ. ред. Г. М. Новака.2.е изд., перераб. и доп. Д.: Судостроение, 1979. — 383 с.
  96. Справочник по катерам, лодкам и моторам / Под общ. ред. Г. М. Новака.3.е изд., перераб. и доп. Д.: Судостроение, 1982. — 352 с.
  97. Теория двигателей внутреннего сгорания. Рабочие процессы / Под ред. Н. X. Дьяченко. 2-е изд., перераб. и доп. — Д.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1974.-551 с.
  98. Трение, изнашивание и смазка. Справ.: в 2-х кн. / Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. — М.: Машиностроение, 1978.
  99. А. В. Микролитражные поршневые моторы для летающих моделей. 2-е изд., перераб. — М.: Оборонгиз, 1954. — 102 с.
  100. Е. Г. Подвесные лодочные моторы отечественного производства «Вихрь-30» и «Нептун-23». Пособие по эксплуатации, ремонту и усовершенствованию. М.: «Издательство Рученькина». Мн.: «Современное слово», 1998. — 320 с.
  101. К. К. Завтра ДВС, а послезавтра? М.: Знание, 1963. — 63 с.
  102. . А., Баранов П. Н., Клементьев В. В. Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания с вращающимися поршнями. Патент № 2 117 172 от 10.08.98.
  103. . А., Баранов П. Н. Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания с вращающимися поршнями. / Исследование силовых установок и шасси транспортных и тяговых машин // Темат. сб. научн. тр. Челябинск: ЮУрГУ, 1998. — с. 3. 5.
  104. . А., Баранов П. Н. Некоторые особенности конструкции бесшатунных ДВС. / Повышение эффективности силовых установокколесных и гусеничных машин // Материалы Международной научно-технической конференции Челябинск, ЧВАИ, 1999. — с. 29. 31.
  105. . А., Баранов П. Н. Определение текущих объемов рабочего тела в бесшатунном ДВС с вращающимися поршнями. /Автомобильная техника // Сб. научн. тр., вып. № 7. Челябинск: ЧВВАИУ, 1998, — с. 17. 19.
  106. П. Н. Горизонтальная асимметрия профиля беговой дорожки механизма преобразования движения БКПМ. / Вестник Южно-Уральского государственного университета // № 14(54), выпуск 7, серия «Машиностроение» Челябинск, ЮУрГУ, 2005.
  107. . А., Клементьев В. В. Кинематика и динамика бесшатунного ДВС с вращающимися поршнями. Рук. деп. / ВИНИТИ 14.03.97. № 784-В 97.
  108. В. С. Высшая математика / Под ред. А. Н. Тихонова. 2-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 1990. — 479 с.
  109. П. А. Комбинированные турбопоршневые двигатели. М.: Машгиз, 1958.-225 с.
  110. Электронное управление автомобильными двигателями / Г. П. Покровский, Е. А. Белов, С. Г. Драгомиров и др.- Под общ. ред. Г. П. Покровского. М.: Машиностроение, 1994. — 336 с.
  111. Электротехнический справочник: в 3-х т. Т. 1. Общие вопросы. Электротехнические измерения. Электротехнические материалы / Под общ. ред. В. Г. Герасимова, П. Г. Грудинского, JI. А. Жукова и др. 6-е изд., испр. и доп. — М.: Энергоиздат, 1980. — 520 с.
  112. Электротехнический справочник: в 3-х т. Т. 2. Электротехнические устройства. Электрические машины / Под общ. ред. В. Г. Герасимова, П. Г.
  113. , Jl. А. Жукова и др. 6-е изд., испр. и доп. — М.: Энергоиздат, 1981.-640 с.
  114. . М., Детлаф А. А. Справочник по физике для инженеров и студентов. М: «Наука», 1977. — 944 с.
  115. В. А., Костиков А. И. Электронные устройства для автомобиля и мотоцикла. М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1977. — 96 с.
Заполнить форму текущей работой