Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Должностной переход в профессиональном становлении специалиста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках исследования разработаны практические рекомендации для руководителей организаций и самих специалистов, осуществляющих переход, по оптимизации процесса должностного перехода. Среди них: запрос подробной информации о целях, задачах, функциональных обязанностях, предписанных новой должностьюсбор информации о предшественникеобсуждение ожиданий от предстоящей работыснятие напряжения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Профессиональное становление специалиста. Концепции и проблемы
    • 1. 1. Психологическая детерминация профессионального становления специалиста
    • 1. 2. Концепции профессионального становления специалиста
  • Проблема кризисов профессионализации
    • 1. 3. Профессиональное становление специалиста в организации. Проблема профессиональной адаптации
    • 1. 4. Время профессионального становления специалиста
    • 1. 5. Выводы
  • Глава 2. Должностной переход в профессиональном становлении специалиста. Теоретические модели
    • 2. 1. Формально-организационная модель должностного перехода
    • 2. 2. Аналитическая субмодель должностного перехода
    • 2. 3. Деятельностно-временная модель должностного перехода
    • 2. 4. Выводы
  • Глава 3. Эмпирическое исследование должностного перехода специалистов разных профессиональных сфер
    • 3. 1. Структура эмпирического исследования должностного перехода
    • 3. 2. Должностной переход как этап профессионального становления специалистов авиационного транспорта и других профессиональных сфер. Понятийный анализ
    • 3. 3. Специфика осуществления должностного перехода специалистами железнодорожного транспорта. Понятийный анализ
    • 3. 4. Сравнительно-обобщенный анализ эмпирических данных
    • 3. 5. Применение формально-организационной и деятельностно-временной моделей должностного перехода к данным эмпирического исследования. Психологические механизмы и феномены
    • 3. 6. Результаты эмпирического исследования
  • Выводы

Должностной переход в профессиональном становлении специалиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Последнее время большое внимание в психологии становления уделяется проблемам кризисов и переходов (Мугинов P.JI., 1990; Литвинова Е. Ю., 1992; Белая О. П., 1996; Стрелков Ю. К., 1996; Фишер П., 1995) наряду с общей тенденцией к изучению устойчивых состояний и закономерностей. Далеко не всегда профессиональное развитие специалиста сопряжено с осуществлением должностного перехода. Понимание профессионального становления как должностного продвижения позволяет изучить механизмы перехода от одной ступени карьерной лестницы к другой, зафиксировать каждый этап профессиональной самореализации. Необходимость исследования проблемы профессионального развития и становления личности посредством понятия должностного перехода диктуется практическим значением ее разработки,.

В настоящее время в психологии имеются теоретические и методические (методологические) средства, которые позволяют исследовать психологическое содержание перехода. Большое внимание уделяется изучению профессионального становления специалистов в различных областях деятельности (А.Г, Васюк, 1992; Е. С. Романова, 1992; В. Г. Зазыкин, 1992; Г. М. Евелькин, 1993 А. И. Ляшенко, 1993; В. Г. Михайловский, 1995; Г. М. Белокрылова, 1997; Н. В. Соловьева, 1997; И. В. Бухтиярова, 1998; А. А. Воротникова, 1998; Л. М. Королев, 1998; О. В. Овчинников, 1998; М. Н. Попов, 1998; С. А. Федоренко, 1998; Н. Б. Стамбулова, 1999).

Профессиональное становление большинством авторов рассматривается как интеграция двух процессов: развитие личности в онтогенезе, т. е. на всем жизненном пути, и профессионализация личности, т. е. ее развитие с периода начала профессионального самоопределения до завершения активной трудовой деятельности (Т.В. Кудрявцев, 1985; Ш. Бюлер, 1980; Дж. Сьюпер, 1991; В. А. Машин, 1994). Существуют также концепции развития в соответствии с особенностями профессиональной деятельности (Е.А. Климов, 1995; А. К. Маркова,.

1996; Э. Ф. Зеер, 1999; Д. А. Григорьев, 1998). Интерес авторов фокусируется на выделении стадий, этапов, уровней профессионального развития, изучении профессиональных кризисов и деформаций личности (P.M. Загайнов, 1992; Э. Ф. Зеер, 1992, Т. С. Чуйкова, 1998; Э.Э. Сы-манюк, 1999).

В психологии труда и социальной психологии целый ряд работ посвящен профессиональному развитию специалиста в организации (Дж. Иванцевич, А. А. Лобанов, 1993; Т. С. Кабаченко, 2000; Т. Ю. Базаров, 1996; Е. Г. Молл, 1994; Е. А. Могилевкин, 1998). Особое внимание уделяется категориям карьерного роста: стадии и типы карьер, выбор, развитие и планирование карьеры (Ю.В. Укке, 1971; П. Синисало, 1987; Ю. П. Хяюрюнин, 1987; Дж.Л. Голланд, 1993, Ф. С. Исмагилова, 1999), профессиональная адаптация к новым статусным и ролевым условиями (В.Н. Безносиков, 1989; И. К. Кряжева, 1983; С. И. Кириченко, 1992; В. И. Замкин, 1997; Л. А. Пергаменщик, 1999).

В рамках этих подходов траектория и характер профессионального развития специалиста описываются в основном через термины: планомерный рост, поступательное движение, поэтапное развитие. Проблема продвижения на другой уровень, перехода на новую стадию профессионального развития остается недостаточно исследованной в рамках профессионального становления.

В процессе исследования ситуации перехода мы сфокусировались на переходе специалиста на руководящую должность, что позволяет наиболее полно и подробно изучить психологическое содержание перехода во временной перспективе.

Объектом исследования является процесс должностного перехода специалиста.

Предметом исследования выступает деятельностно-временная модель должностного перехода, отражающая его психологическое содержание.

Цель исследования — изучение психологического содержания должностного перехода в профессиональном становлении специалиста.

Проблема исследования заключается в необходимости описания сложного процесса должностного перехода в единой системе психологических понятий, что позволит, с одной стороны, решить организационные трудности, с которыми сталкивается предприятие при должностном переходе сотрудника, а с другой — устранить психологические препятствия, возникающие перед специалистом в процессе должностного перехода.

Гипотезы исследования:

1. Должностной переход специалиста можно представить как циклический процесс, содержащий четыре стадии (Подготовка, Вступление, Адаптация, Стабилизация) и описываемый в терминах системы параметров формально-организационной модели должностного перехода.

2. Для описания психологического содержания должностного перехода в профессиональном становлении специалиста потребуется выход за рамки формально-организационной модели перехода — обращение к деятельностному подходу и феноменологической психологии и разработка гипотетической деятельностно-временной модели должностного перехода.

Задачи исследования:

1) рассмотреть современные теоретические концепции и подходы к проблеме должностного перехода в процессе профессионального становления специалиста;

2) описать и проанализировать формально-организационную модель должностного перехода, оценить ее возможности и ограничения;

3) построить гипотетическую деятельностно-временную модель должностного перехода, отражающую его психологическое содержание;

4) выявить психологические механизмы должностного перехода специалистов разных профессиональных сфер на материале эмпирического исследования;

5) применить формально-организационную и деятельностно-временную модель перехода к эмпирическим данным и разработать практические рекомендации по оптимизации процесса должностного перехода.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Для изучения проблемы перехода в работе были объединены: деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн), феноменологическая психология (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Ж. Делез) и формально-организационный подход (N. Nicholson). Осмысление формулы А. Н. Леонтьева «деятельность-сознапис-личпость» во временной перспективе позволило выявить возможности и ограничения формально-организационной модели должностного перехода и разработать гипотетическую деятельностно-временную модель, отражающую психологическое содержание должностного перехода.

Методы исследования.

В качестве основных методов исследования использовались: интервью, анкетирование, деловая игра в структуре бизнес-тренинга. Также применялись методы наблюдения, беседы, анализа документов, метод экспертной оценки успешности профессионального становления, анализ видеоматериалов.

Сбор эмпирических материалов исследования проводился в течение семи лет (19 952 001 гг.). В качестве эмпирических объектов исследования выступали 75 специалистов из разных профессиональных сфер.

Научная новизна и теоретическая значимость.

Впервые в психологии труда проведен теоретический анализ формально-организационной модели должностного перехода, который позволил не только выявить возможности, но и показать существенные ограничения прогностической, процессуальной и аналитической субмоделей перехода.

Впервые в психологии труда и организационной психологии разработана и апробирована деятельностно-временная модель должностного перехода в профессиональном становлении специалиста, которая позволяет изучить психологическое содержание перехода в четырехмерной системе «деятельность-сознание-время-личность» на основе принципов временной локализации, временной связности и дискретности.

Предложено понимание должностного перехода как значительного изменения в пространственных, временных, социальных и организационных обстоятельствах функционирования специалиста на предприятии или в организации.

Установлен ряд психологических феноменов, специфичных для должностного перехода специалиста: непереход, застревание, «мерцающий статус», одновременное совмещение нескольких должностей, «создание должности с нуля».

Достоверно доказана значимость изучения должностного перехода как ключевого события в профессиональном становлении специалиста.

Практическая значимость.

Результаты исследования позволяют рекомендовать практикам на предприятиях и в организациях использование деятельностно-временной модели должностного перехода как нового инструмента для решения актуальных для практики вопросов: развитие и планирование карьеры, проблема адаптации специалиста к новой должности, повышение эффективности подбора, отбора и аттестации персонала.

В рамках эмпирического исследования разработаны рекомендации для руководителей организаций и самих специалистов, осуществляющих переход, по оптимизации процесса должностного перехода. Среди них: запрос подробной информации о целях, задачах, функциональных обязанностях, предписанных новой должностьюсбор информации о предшественникеобсуждение ожиданий от предстоящей работыснятие напряжения коллектива через представление руководством нового сотрудника и обоснование сделанного выборапродумывание стратегии управления коллективом и решения поставленных задачотработка системы обратной связипостоянное подведение итогов своей работы, разработка схемы самоанализа.

Разработана процедура обучения и психологического сопровождения процесса подготовки и осуществления перехода специалистами железнодорожного транспорта. Использование психологами на предприятиях и в организациях метода тренинговой работы и других обучающих программ позволит упорядочить систему прохождения специалистами ступеней профессионального становления.

Научная обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической проработанностью проблемы должностного перехода, логикой применяемых концептуальных моделей, использованием апробированных методик сбора эмпирического материала, статистикой эмпирической выборки, сопоставлением полученных результатов и проверкой их соответствия гипотетической деятельностно-временной модели перехода.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формально-организационная модель должностного перехода, описывающая его как циклический процесс, который включает четыре взаимосвязанных стадии (Подготовка,.

Вступление, Адаптация, Стабилизация) и девять характеризующих его параметров (скорость, амплитуда, сложность, симметрия, целостность, независимость, причина, содействие и значимость), недостаточна для описания психологического содержания перехода.

2. Выход за рамки формально-организационной модели должностного перехода предполагает применение деятельностно-временной модели, которая позволяет дать более подробную и полную психологическую характеристику процесса должностного перехода в четырехмерной системе «деятельность-сознание-время-личность» на основе принципов временной локализации, временной связности и дискретности.

3. Должностной переход является ключевым событием в профессиональном становлении специалиста, осуществляющего перемещения от одной ступени карьерной лестницы к другой, и указывает на дискретность процесса профессионализации.

4. В основе осуществления должностного перехода специалиста лежат следующие психологические механизмы: смена установок с пассивного исполнительства на активное руководство, достижение и поддержание баланса совмещения двух уровней взаимодействия — с позиции руководителя и с позиции коллеги, изменение степени и меры ответственности, принятие окончательного решения в ситуации сопротивления со стороны коллектива, овладение приемами властного воздействия и поддержание власти с помощью авторитета, формирование образа «Я — На новой должности», зависящего от эмоционально-волевых установок и ценностных ориентаций специалиста.

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования были представлены на заседаниях кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (октябрь 2000 г., июнь 2001 г.).

Материалы исследования обсуждались на семинаре «Управление подразделением в кризисных условиях» для специалистов РГП «Казакстан TeMip жолы» (Министерство транспорта и коммуникаций республики Казахстан), (24−27 апреля 2000 г., г. Астана).

Результаты диссертационного исследования были представлены на V Всероссийской конференции «Психология и ее приложения» (30 января — 2 февраля 2002 г., г. Москва).

По теме диссертации имеется гри публикации, общим объемом 2 печатных листа.

Представленность результатов работы в публикациях:

1. Щеколдина А. А. Общение. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности. // Лабиринты психологии. Раздел 2.6. Под. ред. Трушковой С. В. — М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. — С. 49−71.

2. Стрелков Ю. К., Щеколдина А. А. О должностном переходе и его роли в профессиональном становлении пилота. // Вестник МГУ, — Сер. 14. Психология. — 2001. — № 3. -С. 54−63.

3. Щеколдина А. А. Переход как ключевое событие в профессиональном становлении специалиста. // Психология и ее приложения. Ежегодник Российского психологического общества. Т.9. Вып. 3, Психология как профессия (исследователь, практик). Москва, 2002. -С. 69−70.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений.

Список литературы

включает 217 наименований. В диссертации приводятся: 4 схемы, 5 таблиц.

выводы.

1. Исследование теоретических концепций и подходов к проблеме должностного перехода показало, что траектория и характер профессионального становления специалиста описывается в основном через термины: планомерный рост, поступательное движение, линейное или поэтапное развитие. Понимание профессионального становления как должностного продвижения предполагает, на наш взгляд, анализ отдельных шагов, механизмов перехода от одной ступени к другой, фиксацию каждого уровня профессионального роста. Поэтому немаловажным является изучение профессионального становления специалиста посредством понятия перехода.

Переходы следует понимать как значительные изменения в пространственных, временных, социальных и организационных обстоятельствах функционирования специалиста.

2. Анализ формально-организационной модели позволил выявить возможности и ограничения прогностической, процессуальной и аналитической субмоделей. Уделяя основное внимание ролевому аспекту перехода, модель не раскрывает полностью его психологическое содержание.

В соответствии с данными эмпирического исследования представление перехода в виде циклического процесса, включающего четыре взаимосвязанных стадии: Подготовка, Адаптация, Вступление и Стабилизация и девять параметров: скорость, амплитуда, сложность, симметрия, целостность, независимость, причина, содействие и значимость, возможно во временной перспективе, предполагающей соотнесение каждой стадии со временем, включение представлений о временных объектах, временных задачах, временных синтезах и сфере настоящего. Таким образом, первая гипотеза нашего исследования подтвердилась частично.

3. Основываясь на ограничениях формально-организационной модели, мы разработали гипотетическую деятельностно-временную модель, отражающую психологическое содержание должностного перехода во временном аспекте (перспективе).

Согласно деятельностно-временной модели должностной переход как ключевое событие в профессиональном становлении специалиста может быть описан в рамках четырехмерной системы «деятельность-сознание-время-личность», в основе действия которой лежат три ведущих принципа: временная локализация, временная связность и дискретность.

Таким образом, полностью подтвердилась вторая гипотеза нашего исследования.

4. В соответствии с принципом временной локализации в процессе эмпирического исследования были выявлены психологические механизмы перехода специалистов на руководящую должность в разных профессиональных сферах: смена установок специалиста с пассивного исполнительства на активное руководстводостижение и поддержание баланса совмещения двух уровней взаимодействия — с позиции руководителя и с позиции коллегиизменение степени и меры ответственностипринятие окончательного решения в ситуации сопротивления со стороны коллективаовладение приемами властного воздействия и поддержание власти с помощью авторитетаформирование образа «Я — На новой должности», зависящего от эмоционально-волевых установок и ценностных ориентаций специалиста.

5. Применение к эмпирическим данным гипотетической деятельностно-временной модели позволило выявить психологические феномены, специфичные для должностного перехода, которые выходят за рамки формально-организационной модели: непереход, застревание, «мерцающий статус», одновременное совмещение нескольких должностей, «создание должности с нуля».

6. В рамках исследования разработаны практические рекомендации для руководителей организаций и самих специалистов, осуществляющих переход, по оптимизации процесса должностного перехода. Среди них: запрос подробной информации о целях, задачах, функциональных обязанностях, предписанных новой должностьюсбор информации о предшественникеобсуждение ожиданий от предстоящей работыснятие напряжения коллектива через представление руководством нового сотрудника и обоснование сделанного выборавыявление «узких» мест вверенного подразделенияпроведение заранее спланированных интервью с каждым сотрудником вверенного коллективапродумывание стратегии управления коллективом и решения поставленных задачотработка системы обратной связи «руководитель — новый сотрудник — коллектив" — разработка схемы самоанализа, постоянное подведение итогов своей работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 334 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени. // В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990. С. 114−129.
  3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // В кн.: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 19−44.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.-299с.
  5. А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика. // Психол. журнал. Т. 6. — 1985. — № 6. — С. 107−115.
  6. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х тт. М.: Педагогика, Т.1, 1980.-230 е.- Т.2, 287 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
  8. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психол. журнал. Т. 15. — 1994. — № 1. -С. 3−18.
  9. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // В кн.: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 3−19.
  10. Ю.Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности познавательного развития личности. // Психол. журнал. Т. 17. — № 6. — 1996. — С. 60−71.
  11. Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. / Пер. с англ. М. А. Ковальчука. Под ред. B.C. Моргуна. М.: Аспект Пресс, 1998. — 517 с.
  12. Н.Ю., Лучко Л. Н., Стрелков Ю. К. Методика оценки трудовых действий. //Вопр. психологии. 1984. -№ 5. — С. 149−151.
  13. З.Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира. // Мышления и общение: активное взаимодействие с миром. Сб. научн. трудов. Ярославль: Яросл. Гос. ун-т, 1988.-С. 52−66.
  14. Е.Ю., Стрелков Ю. К. Следы эмоций в структуре субъективного опыта. // В сб.: Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь, 19−24 мая 1986 г. — М., 1986. — С. 24−27.
  15. В.Г. Значимость и временная стратегия поведения. // Психол. журнал. Т.2. -1981.-№ 6.-С. 28−37.
  16. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  17. М.Д. Пространство и время в физическом познании. М.: Наука, 1982. — 258 с.
  18. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: Учебное пособие. М.: ИПК госслужбы, 1996. — 152 с.
  19. Т.Ф. Задатки прогностических способностей в ситуации формирования стратегии деятельности. // Психол. журнал. Т. 17. — 1996. — № 6. — С. 52−61.
  20. В.А. Профессиональное развитие личности и его планирование. // Ежегодник Российского психологического общества. Т.2., Вып. 2. — М.: 1996. — С. 13−17.
  21. В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих. // В кн.: Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива. / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М., 1989. — С. 54−63.
  22. С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993. — 352 с.
  23. О.П. Влияние смены профессий на направленность личности: Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь., 1996. — 201 с.
  24. Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов: Авт. дисс. канд. психол. наук. М., 1997. — 26 с.
  25. А. Собрание сочинений в 4-х томах, Т.1.: Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. / Пер. с франц. М: Московский Клуб, 1992. — 336 с.
  26. Н. Н., Стефаненко Н. Г. Контент-анализ. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 60 с.
  27. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  28. В.А., Ратникова М. А. Психологический анализ ситуаций профессиональной переориентации в зрелом возрасте. // В кн.: Проблемы психологии и эргономики. Вып., 3. -М., 1999.-С.32−35
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-435 с.
  30. Е.М. Индивидуальное своеобразие становления профессионала. // В кн.: Психофизиологические вопросы становления профессионала. М.: Сов. Россия, 1976, Вып. 2. — С. 6−18.
  31. .С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. // Вестник МГУ. -Сер. 14. 1980. — № 2. -С.3−12.
  32. А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности. // В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 83−121.
  33. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998. — 125 с.
  34. И.В. Влияние организационной среды на профессиональное становление личности руководителя: Авт. дисс. канд. психол. наук. М., 1998. — 25 с.
  35. ЗбБюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. / Пер. с нем., общ. ред. и коммент. Т. В. Булыгиной. Вступ. ст. Т. В. Булыгиной и А. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1993. — 528 с.
  36. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 198 с.
  37. А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача: Дисс. канд. психол. наук. Калуга, 1992. — 253 с.
  38. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-288 с.
  39. А.А. Психологические условия становления профессиональной компетентности будущего педагога: Авт. дисс. канд. психол. наук. М., 1998. — 23 с.
  40. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ.-М.: Дело, 1991.-320 с.
  41. В.Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация. // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы Учредительного съезда (22−24j ноября 1994 г., Москва). Т.1, Вып.2. — М., 1995. — С. 172−175.
  42. И.С. Психология профессионального становления специалиста: Учебное пособие. Киев: КНИГА, 1989. — 82 с.
  43. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.-207 с.
  44. Д.А. Динамика целеполагания в процессе профессионализации: на материале становящейся деятельности: Авт. дисс. канд. психол. наук. М., 1998. — 22 с.
  45. Л.П., Василец В. М., Жернавков В. Ф. Некоторые принципы построения | адаптивной системы подготовки. // Психол. журнал. Т.5. — 1984. — № 6. — С. 62−68.
  46. Н.В. Психология социальных ситуаций. // В кн.: Психология социальных ситуаций. / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. — С. 8−25.
  47. К.М. Овладение профессиональным мастерством как проблема дифференциальной психофизиологии. // В кн.: Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974. — Вып.1. — С. 11−27.
  48. К.Н., Толкунова В. Н. Прием, перевод и увольнение работников. Комментарий законодательства. М.: Проспект, 1997. — 256 с.
  49. Э. Собрание сочинений. Т.1. Феноменология внутреннего сознания времени. / Пер. с нем. Составл., вступ. статья, перевод В. И. Молчанова. М.: РИГ Логос, Изд-во Гнозис, 1994.- 192 с.
  50. . Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998, 384 с.
  51. . Письмо и различие./ Пер. с франц. под ред. В. Лапицкого СПб.: Академический проект, 2000. — 429 с.
  52. Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2001.-720 с.
  53. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие. / Под ред. А. А. Крылова. JL: Изд-во ЛГУ, 1979. — 224 с.
  54. П.Т. Психолого-педагогические условия формирования и развития мотивации профессионального роста руководителя: (На примере образовательных учреждений): Дисс. канд. психол. наук. Челябинск, 1999. — 219 с.
  55. Г. М. Социальные и социально-психологические аспекты становления и развития личности оперативного сотрудника органов государственной безопасности: Дисс. докт. социол. наук. Минск., 1993. — 382 с.
  56. Е.С. Вступающему в должность (Научно-популярный справочник для начинающего руководителя). -М.: Знание, 1985. 128 с.
  57. JI.H. Психотехника личностного профессионально значимого роста: Дисс. канд. психол. наук. М., 1996. — 322 с.
  58. Испытание должностью (психологический аспект одной производственной ситуации): Учебное пособие. / Сост. Р. Э. Эльбур. Рига., 1974. — 49с.
  59. Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 384 с.
  60. Т.С. Психология управления: Учебное пособие в 2-х частях. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 323 с.
  61. П. В., Игнатович М. В., Оркин А. И. Методика летного обучения. -М.: Транспорт, 1987. 279 с.
  62. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен. // Психол. журнал. Т.13. — 1992. — № 1. —С. 126−130.
  63. С.И. Процесс развития управленческой позиции в период адаптации молодого специалиста: (на примере сельских строителей). Дисс. канд. психол. наук. 19.00.05. -М, 1992. -166 с.
  64. Е.Н. Психология формирования личности профессионала. // Психол. журнал. Т. 16. — 1995. — № 4. — С. 147−149.
  65. В.П. Исследование профессионального опыта специалистов на стадии продвижения и сохранения карьеры методом интервью и контент-анализа. Дипломная работа. Екатеринбург: УГППУ, 1999. — 110 с.
  66. Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.
  67. Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России: Учеб. пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992 221 с.
  68. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
  69. Е. А. Психология профессионала. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж НПО МОДЭК, 1996. — 400 с.
  70. В.И. Категория времени в психологии (Личностный аспект). // В кн.: Категории материалистической диалектики в психологии. / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1988. — С.216−230.
  71. В.И., Сырникова Н. А. Мотивы труда и адаптация рабочих. // Психол. журнал. Т. 16. — № 6. — 1985. — С. 49−59.
  72. В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979. — 25 с.
  73. И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития. // Вопр. психологии. 1989. № 5. — С. 158−164.
  74. В.Н. Личностные особенности летчиков-испытателей в свете теории психологических типов К. Юнга: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 21 с.
  75. Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации. // В кн.: Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л.А. Корысты-левой. Вып. 4. СПб., 2000. — С.155 -159.
  76. Л.М. Психологическое обеспечение профессионального становления молодого летного состава бомбардировочной авиации: Дисс. канд. психол. наук. Монипо, 1998.-260 с.
  77. М. А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами). М.: Транспорт, 1993. — 252 с.
  78. Коханов Е. Ф, Отбор персонала и введение в должность. М., 1996. — 128 с.
  79. Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  80. С.П. Управление формированием профессиональных интересов. // Вопр. психологии. 1985. — № 3. — С.23−30.
  81. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве. //В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии.-М.: Наука, 1983. С. 203−213
  82. Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности. // В кн.: Гуманистически проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. — С. 185−191.
  83. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. П Вопр. психологии. 1983. № 2. — С. 51−59.
  84. С.А. Пространственно-временные и личностные аспекты жизненного пути северян: Дисс. канд. психол. наук. / Рукопись М., 1999.
  85. В.И. Постижение личности. Методы изучения личности в практике делового и повседневного общения. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 1999. — 164 с.
  86. В.И. Профессия века: Психологические аспекты труда операторов. М.: Наука, 1978.- 192 с.
  87. В.И. Этапы психической адаптации в измененных условиях существования. // Вопр. психологии. 1980. — № 4. — С.50−59.
  88. ЮЗ.Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. / Пер. с фр. А.В. Париб-ка. М.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 265 с.
  89. Ю4.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  90. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. -Т.1.-392 е.- Т.2. — 320 с.
  91. Юб.Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между детством т старостью. / Пер. с нем. Э. М. Радской, ред. Л. Н. Банзелюк. — Калуга: Духовное познание, 1994.-224 с.
  92. Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях (на материале смены профессии): Дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1992.- 161 с.
  93. Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии. // Вопр. психологии. 1985. № 1. — С. 103−109.
  94. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. // В кн.: Принцип развития в психологии./ Отв. ред. Л. И. Анцыферова. -М.:Наука, 1978. С. 156−172.
  95. Ю.Логинова Н. А, Шарлотта Бюлер представитель гуманистической психологии. // Вопр. психологии. 1980. — № 1. — С. 74−79.
  96. .Ф. Личность в системе общественных отношений. // Психол. журнал. -Т.2.-№ 1, — 1981.- С. 3−17.
  97. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Отв. ред.: Ю. М. Забродин, Е. В, Шорохова. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  98. ПЗ.Ляшенко А. И. Профессиональное становление социального работника (акмеоло-гически-системное исследование): Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1993. — 24 с.
  99. Магомед-Эминов M.IH. Личность и экстремальная жизненная ситуация. // Вестник МГУ. Сер. 14. — 1996. — № 4. — С.26−34.
  100. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. -496 с.
  101. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  102. А. Дальние пределы человеческой психики. / Пер. с англ. A.M. Татлыдае-вой.- научн. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997.-430 с.
  103. П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивити Дж. Развитие личности в среднем возрасте. // В кн.: Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М&bdquo- 1982.-С. 182−186.
  104. Н.К., Куланов М. Н., Журавлев П. В. Управление карьерой персонала в условиях производства (социально-экономический аспект): Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993. — 173 с.
  105. В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте (на материале деятельности операторов АЭС): Дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1993. — 420 с.
  106. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  107. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. / Пер. с франц. под ред. И.С. Вдо-виной, C. J1. Фокина. СПб.: Ювента, Наука, 1999. — 605 с.
  108. Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань: Изд-во КФЭИ, 1994. — 136 с.
  109. В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: Автореф. дис. докт. педаг. наук. М.: РАГС, 1995. — 46 с.
  110. Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих: Авт. дисс. канд. психол. наук. М., 1998. — 24 с.
  111. Е.Г. Психология управленческой карьеры: Дисс. докт. психол. наук. СПб., 1994.-486 с.
  112. Р.Л. Социально-психологические проблемы становления молодого специалиста: (на материале техникумов нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности): Авт. дисс. канд. психол. наук. Киев, 1990. — 18 с.
  113. Основы общей и прикладной акмеологии. М.: Типография Военной академии им. Ф. Е. Дзержинского, 1995. — 388 с.
  114. Ошибки пилота: человеческий фактор. / Пер. с англ. А. С. Щеброва. М.: Транспорт, 1986. — 262 с.
  115. JI. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу. // Психол. журнал. -Т.13. 1992.-№ 1. —С. 126−130.
  116. JI.A. Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути: Авт. дисс. докт. психол. наук. Минск, 1999. — 22 с.
  117. В.П. Психологические проблемы профессиональной переориетнации взрослых. // Психол. журнал. 1993. — № 3. — С. 79−89.
  118. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости. // Вопр. психологии. 1998. — № 2. — С.3−10.
  119. Л. Принцип Питера или почему дела идут вкривь и вкось: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.-310 с.
  120. В.А. Технология карьеры. М.: 1995. — 128 с.
  121. В. А. Авиация. Человек. Дух. М.: ИП РАН, Универсум, 1998. — 320 с.
  122. В. А., Ланга В. В. Профессия летчик: Психологические аспекты. / Под ред. Ю. П. Доброленского. — М.: Воениздат, 1985. — 136 с.
  123. М.Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала: Дисс. канд. психол. наук. М., 1998. — 222 с.
  124. А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецние-реба, 1967.-339 с.
  125. Принцип развития в психологии./ Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. — 365 с.
  126. Проблемы оценки и управления профессионально психологическими качествами специалистов в процессе отбора и обучения в учебных заведениях ГА. Тезисы докладов. -Киев: КНИГА, 1990. — 27 с.
  127. Проблемы принятия решения. (Сборник статей.) / Отв. ред. П. К. Анохин, В.Ф. Ру-бахин. М.: Наука, 1976. — 318 с.
  128. Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу психологии труда и инженерной психологии. М.: Изд-во Ин-т практ. психологии, 1997. 361 с.
  129. Психологическая экспертиза критических ситуаций. Новосибирск: Изд-во Ново-сиб. гос. ун-та, 1990. — 44 с.
  130. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Сборник научных трудов. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. — 234 с.
  131. Психологические факторы операторской деятельности. М.: Наука, 1988. — 196с.
  132. Психологическое обеспечение социального развития человека. // В сб.: Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 13. ИССН. / Под ред. А. А. Крылова Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.-149 с.
  133. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Под ред. Л. М. Митиной. -М&bdquo- 1988.-227 с.
  134. Психология становления профессионала. // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы Учредительного съезда (22−24 ноября 1994 г., Москва). Т.1, Вып.2, Раздел 4. — М&bdquo- 1995. — С. 161−222.
  135. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. / Сост. А. Б. Леонова, О. Н. Чернышева. М.: РАДИКС, 1995.-444 с.
  136. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 365 с.
  137. А.Ф. Временные факторы дестабилизации деятельности членов экипажей воздушных судов гражданской авиации: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993. — 19 с.
  138. К. Становление личности. М., 1994 — 342 с.
  139. Е.С. Психология профессионального становления личности: Авт. дисс. докт. психол. наук. М., 1992. — 220 с.
  140. Д., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского. Под ред. Е. Н. Емельянова, B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2000.-429 с.
  141. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — Т.2., 488 с.
  142. С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-ое./ Отв. Ред. Е.В. Шоро-хова-М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  143. С.Л. Человек и мир. // В кн.: Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1972.-С. 78−123.
  144. С.Л. Перспектива роста: она должна быть у каждого специалиста. // Служба кадров. 1997. — № 3. — С. 13−17.
  145. Секреты умелого руководителя. / Сост. И. В. Липсиц. -М.: Экономика, 1991. 320 с.
  146. П. Особенности трудовой карьеры в жизненной ситуации молодежи. // В кн.: Психология личности и образ жизни. / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987. — С. 173−175.
  147. Г. Н. Психологический анализ проблемы принятия решений. М.: Изд-во МГУ, 1985, — 78 с.
  148. Н.В. Профессиональное становление специалиста с в/о в условиях изменяющейся социально-культурной среды: Дисс. докт. пед. наук. / Рукопись. Казань, КГПУ, 1997.
  149. Социология труда. / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. -М&bdquo- 1993.-632 с.
  150. Н.Б. Психология спортивной карьеры: Авт. дисс. докт. психол. наук. -СПб., 1999.-40 с.
  151. Ю.К. Временная связность образа мира. // В сб.: Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета. / Под ред. В. П. Серкина. Вып. 1.: к 10-летию каф. (1991−2001). Магадан: Кордис, 2001.-С. 127−157.
  152. Ю.К. Время и субъект: срок и действие. // В кн.: Российское психологическое общество. Ежегодник. Психология сегодня. Т.2, вып. 1 М., 1996. — С. 14−16
  153. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001. — 360 с.
  154. Ю.К., Сизов К. В. К психологическому описанию штурманского труда. // Вопр. психологии. 1985. — № 4. — С. 151−154.
  155. Ю.К. Комплексная методика изучения взаимодействия в летном экипаже. // В кн.: Методы исследования мышления и общения в производственной деятельности. -Ярославль, 1989. С. 89−99.
  156. Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта. // Вестник МГУ Сер. 14. — 1990. — № 3. — С.50−55.
  157. Ю.К. Перцептивный мир, действие и структуры профессионального опыта. // В кн.: Мышление и субъективный мир. Сб. науч. трудов. Ярославль, 1991. — С. 14−19.
  158. Ю.К. Психические процессы в операторском труде. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 80 с.
  159. Ю.К. Психологические процессы решения сложных задач штурманами и пилотами. // В кн.: Мышление и общение в практической деятельности: Материалы меж-вуз. конф. Ярославль, 1992. — С. 73−74
  160. Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 1999. — 196 с.
  161. Ю.К. Психологическое содержание штурманского труда в авиации: Ав-тореф. дис. докт. психол. наук. М., 1992. — 32 с.
  162. Ю.К. Психология жизненных кризисов и значимых событий. // Психол. журнал. Т.14. — № 5. — 1993. — С. 141−142.
  163. Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности: (На примере педагогов начального профессионального образования): Дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург, 1999. — 197 с.
  164. В.А. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992. — 77с.
  165. Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987. -425 с.
  166. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 272 с.
  167. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.-с. 170
  168. Ю.В. Разрабока психологических проблем профессиональной ориентации в Соединенных Штатах Америки. // Вопр. психологии. 1971. № 1. — С. 170−179.
  169. У правление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. — 351 с.
  170. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Ер-мина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 423 с.
  171. Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета. / Под ред. В. П. Серкина. Вып. 1.: к 10-летию каф. (1991−2001). Магадан: Кордис, 2001. — 167 с.
  172. Н.В. и др. Основы психологии общения для бортпроводников/ Н. В. Ушакова, Н. И. Козлов, А. П. Егидес. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1990. — 110 с.
  173. Федоренко С. А, Психолого-акмеологические резервы профессионального становления офицерских кадров: Дисс. канд. психол. наук. М., 1998. — 297 с.
  174. К.В. Психическая надежность летного состава: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 23 с.
  175. П. Новичок в кресле шефа. / Пер. с нем. А. Г. Хропова. М.: Интерэксперт, 1995.- 189 с.
  176. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. / Пер. с англ. А. Гореловой. М.: Наука, 1992. -156 с.
  177. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации. // Вопр. психологии. 1997. — № 2. — С.88−93.
  178. В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  179. B.C. Человек в системе управления самолетом. М.: Воениздат, 1970. — 126 с.
  180. М. Время и бытие: Статьи и выступления. / Пер. с нем. М.: Республика, 1993, 447с.
  181. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира. // Вестник МГУ. Сер. 14. — 1990. — № 3. — С. 42−49.
  182. Ю.П. Некоторые проблемы лонгитюдного исследования жизненного пути и профессиональной карьеры. // В кн.: Психология личности и образ жизни. / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987. С. 166−172.
  183. Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999. — 272 с.
  184. М. Психология жизненной среды. / Пер. с чеш. И. И. Попа. М.: Мысль, 1989.- 174 с.
  185. Т.С. Саморегуляция активности при преодолении человеком кризиса, связанного с потерей работы: Дисс. канд. психол. наук. М., 1998. — 170 с.
  186. С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО бизнес-школа Интел-Синтез, 1997. — 336 с.
  187. .Н. Готовность человека-оператора к экстренному действию в связи с отношением к задаче: Автореф. дис. канд. психол. наук. Тарту, 1971. — 19 с.
  188. Cooper C.L. Coping strategies to minimize the stress of transitions. // On the move: The psychology of change and transition. / Ed. by Sh. Fisher, C. L. Cooper. Chichester, England, 1990. -P. 315−327.
  189. Fisher S. Environmental change, control and vulnerability. // On the move: The psychology of change and transition. / Ed. by Sh. Fisher, C. L. Cooper. Chichester, England, 1990. — P. 53−66.
  190. Fisher S. Helping the homesick: attentional management strategy, commitment and adaptation. // On the move: The psychology of change and transition. / Ed. by Sh. Fisher, C. L. Cooper. Chichester, England, 1990. — P. 53−66.
  191. Fisher S. The psychological effects of leaving home: homesickness, health and obsessional thoughts. // On the move: The psychology of change and transition. / Ed. by Sh. Fisher, C. L. Cooper. Chichester, England, 1990. — P. 154−170.
  192. Gilbert P. Changes: rank, status and mood. // On the move: The psychology of change and transition. / Ed. by Sh. Fisher, C. L. Cooper. Chichester, England, 1990. — P. 33−52.
  193. Lee T. Moving house and home. // On the move: The psychology of change and transition. / Ed. by Sh. Fisher, C. L. Cooper. Chichester, England, 1990. — P. 171−190.
  194. Mandler G. Interruption (Discrepancy) theory: review and extensions. // On the move: The psychology of change and transition. / Ed. by Sh. Fisher, C. L. Cooper. Chichester, England, 1990. — P. 13−32.
Заполнить форму текущей работой