Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Преемственность в развитии статистических идей при подготовке учителя физики в педагогическом институте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеи и результаты исследования систематически докладывались и обсуждались на научно-методическом семинаре кафедры методики преподавания физики и научно-методических конференциях кафедр ТашГПИ им. Низамина республиканской конференции по вопросам «Совершенствование преподавания физико-математических дисциплин в педагогических учебных заведениях республики» (Андижан, май 1979 г.) — на всесоюзном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В НАУКЕ И ОБУЧЕНИИ
    • 1. 1. 'Возникновение и становление статистических идей в физике
    • 1. 2. Статистические основы квантовой механики
    • 1. 3. Становление и развитие квантовой статистики
    • 1. 4. Проблема преемственности в преподавании основ статистики в курсах общей и теоретической физики педвуза
  • Глава II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ СТАТИСТИКИ В КУРСАХ ' ОБЩЕЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ ПЕДВУЗА
    • 2. 1. Содержание, структура и методика преподавания статистической физики и термодинамики в педвузе
    • 2. 2. Статистические идеи при изучении идеального газа
    • 2. 3. Статистические идеи при изучении жидкого состояния вещества
    • 2. 4. Статистические идеи при изучении атомной и ядерной физики. 1472.5. Методика изложения функций распределений квантовой статистики
  • Глава III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО ' РЕЗУЛЬТАТОВ
    • 3. 1. Содержание и организация педагогического эксперимента
    • 3. 2. Анализ результатов педагогического эксперимента

Преемственность в развитии статистических идей при подготовке учителя физики в педагогическом институте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Решение задач коммунистического строительства требует непрерывного совершенствования системы образования с учетом научно-технического прогресса, неуклонного повышения общеобразовательного уровня подготовки специалистов.

Введение

нового содержания образования, рост научного уровня, постоянное совершенствование методов обучения, всевозрастающие требования к качеству знаний учащихся, усложнение форм организации урока — все это требует от учителя непрерывного накопления и обновления знаний, повышения квалификации и методического мастерства.

Важнейшим документом является опубликованное в газете «Правда» 12 июля 1979 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». В нем, в частности, говорится: «Постоянно совершенствовать учебные планы и программы на основе повышения значимости фундаментальных наук, теоретической и профессиональной подготовки специалистов широкого профиля, более полного отражения новейших достижений науки и передового опыта» (б).

В постановлении указывается также на необходимость дальнейшего повышения научно-теоретического уровня лекций и их значения в формировании у студентов научного мышления и марксистско-ленинского мировоззрения.

В связи с дальнейшим развитием системы народного образования был опубликован ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, относящихся реформе общеобразовательной и профессиональной школы, где подчеркивается:" поднять уровень преподавания предметов естественно-математического цикла, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной естественнонаучной картины мира, знаний и представлений о практическом применении науки в основных отраслях современного производства и других сферах деятельности" (7, с. 67). Это требует и совершенствование подготовки педагогических кадров, в связи с этим было опубликовано соответствующее постановление (7, с. 94), где пишется: «Значительно улучшить психолого-педагогическую и методическую подготовку учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения, вооружать их активными формами и навыками воспитательной деятельности в ученических коллективах, классного руководства, организации комсомольской и пионерской работы, повысить роль общетеоретических и специальных кафедр в формировании у них педагогических навыков» (7, с. 95).

Современной школе нужен активный, мыслящим учитель, умеющий находить новые пути в обучении и воспитании, способный творчески мыслить, применять педагогическую теорию для решения разнообразных учебно-воспитательных задач. Все это требует улучшения подготовки будущих учителей, а также совершенствования методики преподавания вузовского курса физики.

Дидактические, психолого-педагогические и методические основы совершенствования вузовского курса физики и подготовки педагогических кадров разработаны в трудах С. И. Архангельского (10, II), Б. Г. Ананьева (13, 14), С. Е. Каменецкого (74), И.И.Кобыляцко-го (81), Н. В. Кузьминой (95), Н. Н. Малова (107, 108), Б.М.Мирзах-медова (115), В. В. Мултановского (118), А. А. Пинского (130, 134, 135), В. А. Сластенина (163), Н. Ф. Талызиной (168, 169), А. В. Усовой (179, 180, 181), В. А. Фабриканта (184, 185), А. И. Щербакова (208), Б. М. Яворского (212, 215) и др.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что исследования вазовской педагогической психологии относятся, прежде всего, к проблеме усвоения знаний студентами вуза (14, 157, 169, 209). Советскими психологами и педагогами выделяются четыре уровня знаний (27, с. 47), охватывающие деятельность будущего специалиста:

— уровень знакомства (распознавания истинного и ложного);

— уровень знаний (воспроизведения, репродуктивная деятельность) ;

— уровень умений (использование полученных знаний для решения практических задач);

— уровень навыков (трансформации).

Эти уровни являются ступенями приобретения знаний и могут служить мерой требований к знаниям студентов (117) и их качества (101).

Для глубокого усвоения программного материала необходимо развитие у обучающихся теоретического мышления. Под влиянием специальной организации учебной деятельности происходит изменение в характере умственной деятельности. В. И. Ленин указывал, что целе-полагающая внутренняя деятельность человека является в конечном счете субъективной формой объективных процессов в природе и обществе (2, 4). Марксистско-ленинское учение о человеческой деятельности раскрывает активную роль субъекта в деятельности (2, 4). В зависимости от целей, которые преследует субъект, вычленяются такие виды деятельности, как преобразовательная, познавательная. Каждая из них может быть производительной и потребительской.

Исследование вопросов познавательной деятельности учащихся и студентов опирается на диалектический материализм, марксистско-ленинскую теорию познания, которая характеризует развитие знаний как отражение объективного мира в сознании человека. «Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром» (3, с. 46). Отражение действительности в сознании людей является активным процессом. Процесс познания идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (2, с. 153).

Современная теория и практика обучения ищут пути развития познавательной активности студентов, которая обеспечивается, прежде всего, реализацией в процессе обучения дидактических принципов. Задача методики обучения заключается в применении общих принципов, методов и приемов к преподаванию конкретных дисциплин. При выборе форм организации и методов обучения студентов мы основывались на дидактических принципах, которые рассматриваются в работах ученых-дидактов, занимающихся вопросами теории обучения в вузе (10, 18, 68, 117, 124- и др.).

Дидактические принципы высшей школы были сформулированы С. И. Архангельским (10, II), С. И. Зиновьевым (68) и др. Анализ деятельности педагогов высшей школы показывает, что существо всех дидактических принципов в своей основе одинаково как для средней, так и для высшей школы. Однако одни принципы имеют больший удельный вес для средней школы, другие для высшей. Это обусловлено психологическими особенностями молодежи студенческого возраста и задачами обучения (117). В процессе обучения необходимо избрать такое содержание и формы обучения, которые помогут студентам овладеть научными знаниями и умениями мыслить научно, в соответствии с законами диалектической логики, умениями и навыками применять полученные знания на практике.

Принцип связи теории с практикой опирается на положение диалектического материализма о единстве теории и практики в процессе познания. Реализация его в процессе обучения физике имеет большое мировоззренческое значение. Поиск путей укрепления связи теории с практикой при обучении физике в педвузе является одной из главных задач методики преподавания физики в высшей школе. Обучение в вузе должно обеспечить не только глубокое понимание студентами современных научных знаний, но и прочное усвоение основных физических понятий и закономерностей (179, 180, 181). Это требует неоднократного повторения ранее изученного в новых связях (139).

Проблеме реализации преемственности при изучении физики в вузе и школе посвящены кандидатские диссертации Е. С. Клоса, А.Г.Мо-роза, М. М. Разладовой и др. В этих исследованиях сравнивается процесс обучения физике в вузе и школе. При этом они ограничиваются вузовским курсом общей физики. В частности, в диссертации Е. С. Клоса (89) приводится подробный анализ школьных и вузовских программ по физике, вскрываются недостатки в преподавании физики в вузе, обусловленные нарушением преемственности, указываются пути их устранения с целью повышения теоретического уровня и практической подготовки студентов.

Вопросы осуществления преемственности в связи с систематизацией знаний учащихся разработаны А. Н. Звягиным (67), некоторые пути оптимизации методов и приемов обучения на основе преемственности — В. А. Черкасовым и Э. С. Черкасовой (199). Диссертация А. Б. Агафонова (9) посвящена совершенствованию методики формирования физических понятий на основе более полной реализации преемственности в их развитии у учащихся старших классов средней школы.

В диссертационных исследованиях A.M.Зайцевой, Л. В. Королевой, Н. К. Михеевой, В. В. Панкратова, Н. Е. Парфентьевой, Л. В. Петровой,.

В.И.Пономаренко, А. Т. Ребко, Б. А. Алейникова и др. рассматриваются различные аспекты совершенствования преподавания курса физики в педвузе. Изучению в средней школе элементов статистики и развитию статистического стиля мышления школьников посвящены диссертационные исследования Г. И. Батуриной (25), Л. С. Шурыгиной (207), А. Я. Михайлика (116) и др.

В научно-методической литературе имеются работы, посвященные методике изложения отдельных вопросов курса общей физики, в частности статьи А. А. Пинского и др. (130, 134, 135), где рассматриваются методика изложения распределений Максвелла и Больц-мана и второго закона термодинамики, Л. В. Королевой (83) по изложению статистических идей для студентов математических специальностей, Л. А. Грибова и В. Б. Зернова (52), где приводятся рекомендации Пленума научно-методического совета по физике при Минвузе СССР, Н. Н. Малова (107, 108), где рассматриваются вопросы классической физики, недостаточно полно освещаемые в курсе общей физики, В. А. Фабриканта (184), посвященные изложению некоторых вопросов квантовой физики, И. А. Шварца (200) и С. П. Гордеевой (50), где излагается основы квантовой теории атома в курсе общей физики и др.

Вопросами методики преподавания теоретической физики в педвузе стали уделять внимание только в последние годы. Об этом свидетельствует тот факт, что впервые на Всесоюзном совещании-семинаре, который проходил в ноябре 1981 г. в городе Луцке, работала самостоятельная секция по теоретической физике, где обсуждались пути совершенствования преподавания этой дисциплины.

Диссертация В. М. Шитова (204) посвящена исследованию методического аспекта проблемы реализации профессионально-педагогической направленности курса теоретической физики в пединституте на примере раздела электродинамики. Профессиональная направленность знаний студентов по теоретической физике рассматривается как интегральное качество знаний, обусловливающее их целенаправленность, целеустремленность. Выделена и конкретизирована струк-туризационная группа, а также конкретизированы в рамках курса теоретической физики корреляционная, дифференциационная и трансформационная группы информационных умений, подлежащих формированию у студентов при изучении ими теоретической физики в педагогическом институте.

Статья М. Г. Зайцева (65) посвящена методике введения функции статистического распределения в курсе теоретической физики. Автор предлагает, что при рассмотрении вопроса о функции статистического распределения в курсе статистической физики необходимо остановиться на физических причинах, обусловливающих статистическое описание макросистем, и подчеркнуть принципиальную невозможность сведения статистических законов, проявляющихся в них, к законам механики.

Квалифицированная подготовка будущего учителя физики должна обеспечить глубокое усвоение студентом научных основ школьного курса физики, понимание преемственности в обучении между высшей и средней школой, а также наукой и изложением ее основ. Однако в практике вузовского преподавания эта задача все еще решается не на должном уровне. Неудивительно, что на практике встречаются весьма устойчивые недоработки, о чем свидетельствуют серьезные недостатки в знаниях студентов по некоторым разделам физики и неумение перейти от ее вузовского уровня к школьному изложению. Среди типичных недостатков можно отметить следующие:

I. Низкий уровень знаний определений физических величин и понятий. Например, студенты затрудняются дать определение статистических распределений Гиббса, Максвелла и Больцмана, раскрыть их физический смысл. Большие трудности вызывает сопоставление и анализ различных определений понятия температуры.

2. Как правило, недостаточен уровень умений обобщения физических закономерностей. Значительная часть студентов не видит в общих закономерностях, уравнениях и формулах, излагаемых в вузовском курсе физики, содержания учебного материала школьного курса физики. Здесь, можно сказать, не создана база для реализации принципа преемственности в обучении в аспекте профессиональной деятельности учителя.

3. Будущие учителя физики должны знать, на каком научном уровне изложен школьный курс физики и понять неизбежную ограниченность и неполноту сведений, даваемых в школе, понять характер и объем упрощений, необходимых в школьных учебниках и вообще в школьном преподавании. К сожалению, студенты-физики часто обнаруживают свою беспомощность в этой области.

Следует констатировать недостаточную политехническую подготовку студентов. Многие из них затрудняются привести примеры конкретных применений излагаемых в вузе и школе физических закономерностей, формул и величин на практикемежду тем, многие выпускники школ теперь идут в производство, и уровень политехнических знаний имеет важное практическое значение для профессиональной подготовки.

С другой стороны, ныне учителя будут работать в условиях дальнейшей реализации основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

В результате весьма актуальной становится проблема дальнейшего совершенствования системы подготовки будущих учителей физики путем реализации органического единства содержания и методов обучения во всей системе физического образования, начиная со школы и кончая курсами общей и теоретической физики в педвузе. Конечно, речь идет не только об уровне трактовки материала или глубине познания, но и об идейном единстве разных уровней изучения одной и той же науки и о строгой преемственности отдельных этапов обучения.

Проблема усиления профессиональной направленности курса физики в педагогическом институте является вполне назревшей и требует своего решения. Для этого необходимо совершенствование содержания и методов обучения, а также совершенствование методики преподавания вузовского курса физики, в частности, и некоторых разделов курса теоретической физики. Все это определяет актуальность выбранной темы исследования.

Объектом исследования является профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей физики, ее дальнейшее совершенствование в рамках курса теоретической физики педагогического института.

Предметом исследования является преемственность статистических идей при изучении курса теоретической физики, а также содержание и методика преподавания статистической физики и термодинамики в педагогическом институте.

Основная цель исследования — выявление путей дальнейшего совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов к реализации преемственнрсти статистических идей при изучении курсов общей и теоретической физики педвуза, а также школьного курса физики.

В сйоем исследовании мы исходили из гипотезы о том, что можно добиться значительного улучшения качества профессионально-педагогической подготовки студентов-физиков педвузов к реализации преемственности в обучении, если:

— выделить в содержании изучаемого программного материала раздела курса теоретической физики общефизические и профессиональные знанияпри этом под профессиональными подразумеваются те знания, которые непосредственно связаны со школьным курсом, и тем самым обеспечивают преемственность формирования соответствующих понятий, а под общефизическими те вопросы, которые непосредственно не связаны со школьным курсом, но без которых нельзя получить профессионально значимые знания;

— разработать адекватную методику их изучения и определить требования к их усвоению;

— ввести в курс теоретической физики семинарские занятия с целью раскрытия преемственности в изучении статистических идей и понятий на различных ступенях обучения (школьный курс физики, общей физики и теоретической физики).

Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе ставятся следующие основные задачи:

1. Изучить состояние проблемы преемственности в программно-методической документации и ее реализацию в учебниках и учебных пособиях по общей и теоретической физике для студентов пединститутов.

2. Изучить состояние исследуемой проблемы в практике преподавания вузовского курса физики.

3. Разработать и научно обосновать методическую концепцию преемственности в содержании статистической физики и термодинамики в курсах общей и теоретической физики педвуза с целью повышения уровня подготовки студентов-физиков к изложению статистических идей и понятий в школьном курсе физики.

4-. Выявить возможности совершенствования содержания и методики преподавания статистической физики и термодинамики в курсе теоретической физики педвуза, с целью усиления профессиональной направленности этого курса на основе реализации принципа преемственности.

Для решения выдвинутых задач нами применялись следующие методы исследования:

— изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, материалов съездов КПСС и постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о высшей школе и подготовке педагогических кадров — с целью определения методологических основ исследования;

— изучение директивных документов партии и правительства о реформе общеобразовательной и профессиональной школы;

— изучение и анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме — с целью определения педагогической концепции исследования;

— анализ учебных планов и программ по общей и теоретической физике для физических специальностей педвузов за последние 30 лет — с целью выявления характера реализации преемственности при изучении статистической идей и понятий;

— проведение анкетирования студентов-физиков, абитуриентов и учителей школ — с целью выявления уровня усвоения ими статистических идей и понятий;

— проведение педагогического эксперимента, математическая обработка и теоретический анализ его результатов.

Основные этапы исследования.

Исследование продолжалось с 1978 по 1983 гг. и состояло из трех взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1978;1979 гг.) осуществлен констатирующий эксперимент, имевший своей целью изучение состояния проблемы в практике вузовского преподавания. Конкретными аспектами изучения явились первоначальный уровень подготовки вновь поступивших студентов, особенности работы учителя по формированию статистических представлений в учебном процессе. С этой целью нами был проведен педагогический эксперимент по проверке знаний статистических закономерностей у студентов первого, третьего и старших курсов, которые обучались по традиционной методике, проанализированы учебные планы и программы с точки зрения профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физики к реализации преемственности статистических идей и понятий при изучении курсов общей и теоретической физики пединститута. Б результате получили возможность окончательно сформулировать гипотезу исследования.

На втором этапе (1979;1980 гг.) проводился пробный эксперимент, в задачу которого входила первичная проверка эффективности разработанной методики преподавания статистических идей и понятий при изучении курсов «Квантовая механика», «Статистическая физика и термодинамика» на основе разделения материала учебной программы на общефизические и профессиональные знания. Цель разделения заключается в выявлении путей реализации преемственности при изучении статистических идей и понятий в курсах общей и теоретической физики педагогического института и школьном курсе физики.

В результате этого эксперимента была установлена необходимость усовершенствования содержания, структуры и методики преподавания программного материала курса «Статистическая физика и термодинамика» с целью усиления преемственности статистических идей и понятий при изучении общей и теоретической физики.

В соответствии с этим выявлены типичные ошибки студентов, которые часто встречаются в их ответахобоснована необходимость проведения семинарских занятий. Для ликвидации этих недостатков нами разработаны «Методические рекомендации к использованию программы по статистической физике и термодинамике в педагогических институтах» (изд-во РМК Минпроса УзССР, Ташкент, 1983, 1,5 п.л.).

На третьем этапе (I98I-I983 гг.) проводилась вторичная проверка эффективности разработанной методики преподавания вышеназванных курсов на основе экспериментальной усовершенствованной программы. На этом этапе еще раз проверялась целесообразность разделения материала курса на общефизические и профессиональные знания, а также проведения семинарских занятий с целью установления преемственности статистических идей и понятий на различных ступенях обучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

— выявлены пути установления преемственности в изучении статистических идей и понятий при изучении курсов общей и теоретической физики педагогического института, а также школьного курса;

— обоснована целесообразность и выявлена возможность деления программного материала изучаемого курса на общефизические и профессиональные знания и дифференциации требований к уровню их усвоения;

— выявлены типичные ошибки студентов в усвоении статистических идей и понятий и на их основе определены основные пути совершенствования методики преподавания квантовой механики, статистической физики и термодинамики;

— подтвержден вывод, сделанный в ранее выполненных исследованиях по методике обучения физике в высшей школе, о целесообразности включения в учебный план семинарских занятий по курсу теоретической физики.

Практическая значимость исследования заключается в следующих его результатах: а) разработаны научно обоснованные рекомендации с целью совершенствования методики преподавания курсов «Квантовая механика», «Статистическая физика и термодинамика» в педагогическом институте на основе реализации преемственности в изучении фундаментальных понятий и идей, применение которых приводит к повышению качества усвоения студентами статистических идей и понятийб) уточнено содержание программного материала курса статистической физики и термодинамики с целью рационализации расположения отдельных главустранено дублирование с разделом «Молекулярная физика и введение в термодинамику» курса общей физики при изучении некоторых вопросов феноменологической термодинамикив) разработаны пути реализации преемственности статистических идей и понятий при изучении вузовского курса физики, а также некоторые направления совершенствования содержания школьного курса физики.

Материалы диссертации могут быть использованы при совершенствовании программы и учебных пособий по курсу теоретической физики для педвузов, учебников по методике преподавания физики для студентов педвузов и методических пособий для учителей средней школы.

На защиту выносятся:

— положения, лежащие в основе одного из возможных вариантов содержания, структуры и методики преподавания статистической физики и термодинамики, в котором усилена профессиональная направленность курса теоретической физики;

— принципы реализации преемственности статистических идей и понятий при изучении физики на различных ступенях обучения;

— методика изложения ряда трудно усваиваемых студентами вопросов, связанных со статистическими идеями и понятиями в курсе теоретической физики;

— тематика семинарских, занятий при изучении курсов «Квантовая механика», «Статистическая физика и термодинамика» с целью не только углубленного усвоения лекционного материала, но и реализации преемственности статистических идей и понятий.

Апробация работы и внедрение результатов исследования:

— разработанная методика прошла экспериментальную проверку в ТашГПИ им. Низами и Сырдаринском ГПИ им. Г. Гуляма;

— идеи и результаты исследования систематически докладывались и обсуждались на научно-методическом семинаре кафедры методики преподавания физики и научно-методических конференциях кафедр ТашГПИ им. Низамина республиканской конференции по вопросам «Совершенствование преподавания физико-математических дисциплин в педагогических учебных заведениях республики» (Андижан, май 1979 г.) — на всесоюзном совещании-семинаре по проблемам повышения эффективности лабораторных и практических занятий по дисциплинам физического цикла в педагогическом институте (Луцк, ноябрь 1981 г.) — на Ташкентской межвузовской научно-методической конференции «Совершенствование преподавания физики в вузах», посвященной 2000;летию г. Ташкента (май, 1983 г.) — на всесоюзном симпозиуме «Научная картина мира как компонент современного мировоззрения» (Обнинск, июнь 1983 г.) — на всесоюзной конференции.

Совершенствование содержания обучения физике в вузе и школе" (Карши, сентябрь 1983 г.)".

— основные положения исследования отражены в 8 опубликованных работах автора и внедрены в практику работы педагогических институтов УзССР путем опубликования методических рекомендаций к использованию программ по статистической физике и термодинамике в педагогических институтах (объем 1,5 п.л.)*.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы подготовки студентов к реализации преемственности в развитии статистических идей и понятий при изучении общей и теоретической физики педагогического института, а также школьного курса физики установлено:

1. В настоящее время программа и содержание курса теоретической физики педагогического института в основном дублирует курс теоретической физики, изучаемый в университете, т. е. недостаточно учитывается специфика подготовки учителя физики для средних школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений.

2. Профессиональная направленность этого курса осуществляется не в полной мере, так как он изучается изолированно, в недостаточной связи с задачами подготовки будущего учителя физики, что снижает интерес студентов к курсу теоретической физики и влияет на уровень усвоения материала.

3. Из-за недостаточного учета связей курса теоретической физики, общей физики и методики преподавания физики, а также со школьным курсом, большинство студентов-физиков испытывает серьезные затруднения применять свои знания, полученные при изучении вузовского курса, в практической деятельности.

Многие студенты — будущие учителя физики не имеют четкого представления об уровне изложения статистических идей и понятий в школьном курсе физики, о характере и объеме упрощений, допустимых и используемых в школьных учебниках по этим вопросам.

5. Наблюдается низкий уровень реализации преемственности в развитии статистических идей и понятий между вузовским и школьным курсами физики.

6. Не разработана на достаточном уровне методика преподавания в пединституте разделов курса теоретической физики, основанных на статистических принципах.

В результате проведенного автором исследования решены следующие задачи:

1. Изучено, состояние проблемы преемственности в программно-методической документации и ее реализация в учебниках и учебных пособиях по общей и теоретической физике для студентов педвузов.

2. Изучено состояние исследуемой проблемы в практике преподавания вузовского курса физики.

3. Разработана и научно обоснована методическая концепция преемственности в содержании статистической физики и термодинамики в курсах общей и теоретической физики педвуза с целью повышения уровня подготовки студентов-физиков к изложению статистических идей и понятий в школьном курсе физики.

4. Выявлены возможности совершенствования содержания и методики преподавания статистической физики и термодинамики в курсе теоретической физики педвуза с целью усиления профессиональной направленности этого курса на основе реализации принципа преемственности.

На основе проведенного автором исследования получены следующие результаты:

1. Выявлены типичные (наиболее часто встречающиеся) ошибки студентов в усвоении и учителей школ в плане реализации преемственности статистических идей и понятий при изучении вузовского и школьного курсов физики.

2. Разработаны научно обоснованные рекомендации с целью совершенствования методики преподавания курсов «Квантовая механика», «Статистическая физика и термодинамика» в педагогическом институте на основе реализации преемственности в изучении фундаментальных идей и понятий, применение которых приводит к повышению качества усвоения студентами статистических идей и понятий.

3. Определены возможности совершенствования содержания и методики преподавания статистической физики и термодинамики в • курсах общей и теоретической физики педвуза с целью усиления профессиональной направленности изучаемого курса, в частности, доказана целесообразноств разделения программного материала изучаемого курса на общефизические и профессиональные знания.

Подтверждена целесообразноств проведения семинарских занятий при изучении курсов «Квантовая механика», «Статистическая физика и термодинамика» с целвю не толвко углубления усвоения материала изучаемого курса, но и реализации преемственности в развитии статистических идей и понятий между курсами общей и теоретической физики пединститута и школьным курсом физики.

5. Разработаны пути реализации преемственности статистических идей и понятий при изучении вузовского курса физики, а также некоторые направления совершенствования содержания школвно-го курса физики.

6. Получены экспериментальные данные, подтверждающие педагогическую эффективноств разработанной методики изучения статистических идей и понятий в курсах общей и теоретической физики педвуза и реализации принципа преемственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. З, 2-е изд.- М. :ГМШ1,19 55. -630 с.
  2. В. И. Полн. собр. соч., т. 29.- М.: ГМПЛ, 1963. 783 с.
  3. В.И. Полн. собр. соч., т. 18.- М.: ГЙ11Л, 1961. 526 с.
  4. Ленинизм и философские проблемы современности. М.: Мысль, 1970.
  5. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  6. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». Правда, 1979, 12 июля.
  7. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов.- М.: Политиздат, 1984.- 112 с.
  8. А.Б. Преемственность в развитии физических понятий у учащихся старших классов средней школы.- Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1983.
  9. С.й. Лекции по дидактике высшей школы.- М.: Высшая школа, 1971. 180 с.
  10. С.й. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.- 368 с.
  11. Н.А. Содержание элементов квантовой механики в курсе физики средней школы и методика их изучения. Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Баку, 1982. 20 с.
  12. .Г. О преемственности в обучении.- Сов. педагогика, 1952, Ш 2.
  13. .Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоение знаний. Вестник высшей школы, 1972, № 7.
  14. А.И. Основы статистической физики и термодинамики.- М.: Наука, 1973. 424 с.
  15. А.В. Курс физики, т. I.- М.: Наука, 1977. 384 с.
  16. А.В. Курс физики, т.III.- М.: Наука, 1983.- 240 с.
  17. Бабанский К).К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Педагогика, 1977. 251 с.
  18. И.П. Термодинамика. М.: Высшая школа, 1976.- 447 с.
  19. П.И., Кононович Э. В., Мороз В. И. Курс общей астрономии.- М.: Наука, 1974. 512 с.
  20. А., Джораев М. К методике изложения функций распределений квантовой статистики. В сб.: Совершенствование преподавания физики в вузах. Тезисы Ташкентской межвузовской научно-методической конференции.- Ташкент: Укитувчи, 1983.
  21. Р. Равновесная и неравновесная статистическая механика. Т. 1,2.- М.: Мир, 1978.- т.1 408 е., т.2 — 400 с.
  22. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. — 294 с.
  23. Г. И. Изучение в средней школе основных идей и понятий статистической физики. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1967. 18 с.
  24. Дж.Д. Структура жидкостей. В сб.: Квантовая макрофизика.- М.: Наука, 1967, с. II7-I27.
  25. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы.- М.: Высшая школа, 1970. 299 с.
  26. Н.Н. Проблемы динамической теории в статистической физике. Избр. труды. Т. 2.- Киев: Наукова думка, 1970.
  27. Бор Н. Избр. научные труды. Т. I.- М.: Наука, 1970.- 582 с,
  28. М., Хуа-Кунь. динамическая теория кристаллической решетки. М.: ИЛ, 1958. — 488 с.
  29. М. Квантовая механика процессов столкновений. УФН, т. 122, вып. 4, 1977.
  30. М. Физика в жизни моего поколения. Сб. статей.- М.: МЛ, 1963. 535 с.
  31. Л. Лекции по теории газов. М.: ГМТТЛ, 1953.- 393 с.
  32. Д. Динамические системы.- М.: ГПИ, 1940.- 320 с.
  33. С.Дж. Развитие кинетической теории газов (Максвелл).
  34. В кн. Дж.К.Максвелл. Статьи и речи.- М.: Наука, 1968.- 422 с.
  35. А.К., Залюбовский И. И. Ядерная физика.- Харьков: Выща школа, 1974. 388 с.
  36. A.M. Введение в статистическую физику.- М.: Высшая школа, 1980. 272 с.
  37. Н. Я математик.- М.: Наука, 1964. — 138 с.
  38. Р.Ю. К методике изложения элементов квантовой механики и"физики атома в курсе общей физики. Сб. научно-метод. статей по физике, вып. I.- М.: Высшая школа, 1968.
  39. А.А. Статистические функции распределения.- М.: Наука, 1966. 356 с.
  40. М.Ф. Рассеяние света в газах, жидкостях и растворах. Л.: Изд-вл ЛГУ, 1977. — 320 с.
  41. Гегель. Наука логики. Соч. Т. 5. -М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1937. 715 с.
  42. В. О квантотеоретическом истолковании кинематических и механических соотношений. УФН, т. 122, вып. 4, 1977.
  43. В. О наглядном содержании квантовотеоретической кинематики и механики. УФН, т. 122, вып. 4, 1977.
  44. Я.М. История и методология термодинамики и статистической физики. Т. I.- М.: Высшая школа, 1969.- 476 с.
  45. Я.М. история и методология термодинамики и статистической физики. Изд. 2. М.: Высшая школа, 1973. — 280 с.
  46. З.М., Малов Н. Н., Эткин B.C. Курс общей физики: Оптика и атомная физика. М.: Просвещение, 1981. — 240 с.
  47. S.M., Малов Н. Н., Мансуров А. Н., Эткин B.C. Курс общей физики: Молекулярная физика.- М.: Просвещение, 1982. 207 с.
  48. Дж.В. Основные принципы статистической механики.-М.-Л.: Гостехиздат, 1946. 203 с.
  49. О.П. Элементы квантовой теории в курсе общей физики. Новосибирск, 1980. — 72 с.
  50. М.й., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  51. JI.A., Зернов В. Б. Каким быть курсу общей физики? Об. научно-методических статей по физике, вып. 5. М.: Высшая школа, 1977.
  52. A.G. Квантовая механика.- М.: Наука, 1973. 703 с.
  53. Де Бройль Л. Попытка построения теории световых квантов. УФН, т. 122, вып. 4, 1977.
  54. Де Бройль Л. По тропам науки.- М.: ИЛ, 1964. 264 с.
  55. М., Байдедаев А. К преподаванию курса статистической физики и термодинамики. Журнал «Совет мактаби», 1982, № 5 (на узб. языке).
  56. М., Избасаров Б. Ф. Преемственность в изложении статистических пункций распределений в курсах общей и теоретической физики педвуза. Тезисы докладов Ташкентской межвузовской научно-методической конференции. Ташкент: Укитувчи, 1983.
  57. P.M., Ефимов С. Ф., Тимофеева А. В. Закон отрицания отрицания. М.: Высшая школа, 1961. — 140 с.
  58. П. Принципы квантовой механики. Li.: Наука, 1979.-480 с.
  59. М.А. Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома. УФН, т. 100, 1970.
  60. М.А. От возникновения квантовых представлений до становления квантовой механики. УФН, т. 122,-вып.4, 1977.
  61. М.А., Протько Т. О. Вклад Максвелла в развитие молекулярной физики и статистических.методов. УФН, т. 135, вып. 3, 1981.
  62. М.Г. К методике введения функции статистического распределения. Об. научно-методических статей по физике, вып. II М.: Высшая школа, 1984.
  63. В.М., Норман Г. Э., Филинов B.C. Метод Монте-Карло в статистической термодинамике. М.: Наука, 1977. — 228 с.
  64. А.Н. Совершенствование систематизации знаний учащихся в процессе обучения в средней школе. Дис.. канд. пед. наук.- Челябинск, 1978. — 244 с.
  65. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1968. — 357 с.
  66. Г. А., Тодес О. М. Курс общей физики. Т. I. М.: Физматгиз, 1958. — 320 с.
  67. Г. А. и др. Профессиограмма учителя физики общеобразовательной школы. В сб.: Профессионально-педагогическая подготовка учителя физики. — Л., 1977.
  68. Г. И. Категория преемственности в марксистско-ленинской философии. М.:.Паука, 1969.
  69. А. Статистическая физика.- М.: Мир, 1973.- 472 с.
  70. О.Ф. Из опыта преподавания в 9 классе раздела «Молекулярная физика».- Физика в школе, 1975, 1® 5, 6.
  71. С.й. Проблемы изучения основ электродинамики в курсе физики средней школы. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1978. — 44 с. 7 5. Карлеман Т. Математические задачи кинетической теории газов.- М.: ИЛ, I960. 120 с.
  72. .Д., Куперман Г. Б. Формирование в IX классе основных понятий о тепловых явлениях. Физика в школе, 1977, № 5.
  73. Н.В., Курс физики, т. I. Механика, Молекулярная физика. Термодинамика. М.: Учпедгиз, 1948. — 438 с.
  74. А.К., Кикоин И. К. Молекулярная физики. М.: Наука, 1976. — 480 с.
  75. И.К. Некоторые вопросы методики изложения молекулярной физики в IX классе. Физика в школе, 1980, № 5.
  76. Ч. Статистическая термодинамика. М.: Наука, 1977.- 336 с.81
Заполнить форму текущей работой