Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы управления на предприятиях машиностроения средствами мотивационного менеджмента: На примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках проведенных исследований получены следующие результаты, обладающие научной новизной: систематизированы принципы и выявлены факторы формирования эффективной системы управления предприятием, учёт которых позволяет провести научно обоснованные преобразования в системе управления в условиях развития рыночной экономикиопределены роль, место и значение мотивационного менеджмента в системе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕ- 10 ДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 1. 1. Теоретические подходы к исследованию проблем управления
    • 1. 2. Организационные механизмы в управлении
    • 1. 3. Мотивационный менеджмент в системе рыночной модели управления предприятием
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИ ТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
    • 2. 1. Российский машиностроительный комплекс в условиях либерали- 54 зации экономики
    • 2. 2. Оценка современного состояния предприятий машиностроения 74 Республики Дагестана
    • 2. 3. Анализ проблем управления на предприятиях машиностроения 89 Республики Дагестан
  • ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 3. 1. Особенности функционирования внутрифирменного механизма 100 мотивации труда на промышленном предприятии
    • 3. 2. Построение структуры организации на основе системы мотивации
    • 3. 3. Модель организации мотивации персонала на предприятии
  • Заключение
  • Список литературы

Совершенствование системы управления на предприятиях машиностроения средствами мотивационного менеджмента: На примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В ходе развития рыночных отношений объективно обозначилась потребность в формировании новых структур и механизмов управления. Практика управления современным предприятием свидетельствует о высокой результативности, но в то же время и о значительной сложности реализации его потенциала, особенно в российских условиях. В связи с этим можно говорить о том, что на данном этапе развития одной из центральных задач является дальнейшее совершенствование принципов и организационно-методических аспектов функционирования систем управления на промышленных предприятиях, во многом определяющих характер и результаты проводимых реформ, особенно связанных с внедрением рыночных форм хозяйствования.

Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности каждого предприятия является сегодня стратегической задачей, решение которой во многом зависит от качества управления персоналом, от уровня организации мотивационного менеджмента.

Актуальность и значимость проблемы повышения эффективности функционирования мотивационного механизма определяется радикальными преобразованиями экономической системы общества.

Одна из основных задач перехода к рыночной экономике и ее функционирования — усиление хозяйственной мотивации и стимулов эффективного, высокопроизводительного труда. От успешного решения этой задачи в огромной мере будет зависеть формирование необходимого обществу отношения к труду, использование всех резервов и возможности повышения его производительности.

Исследование методов и направлений трансформации механизма мотивации труда в формирующейся рыночной среде представляет собой одну из наиболее важных и сложных задач экономической науки. Это объясняется тем, что в переходный период прежняя структура производства не может быть быстро перестроена на основе рыночных механизмов. В экономике идет процесс переосмысления идей, теорий, методов управления. Формируется новый категорийный и понятийный аппарат, который не всегда разделяется всеми специалистами. Становление подлинно рыночного хозяйства и соответствующих ему методов мотивации труда обусловливают необходимость их осмысления, теоретического обоснования, что невозможно без критического рассмотрения отечественного опыта и творческого заимствования зарубежных моделей, категорий, понятий и их адаптации применительно к российским реалиям.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства — основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является предприятие (фирма), где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Признание определяющей роли мотивационного механизма в условиях проводимых реформ делает обращение автора к теме управления внутрифирменным механизмом мотивации труда особенно актуальным.

Степень изученности проблемы. Вопросы оценки эффективности системы управления на макроэкономическом уровне получили широкое освещение в работах зарубежных экономистов: Акоффа Р., Ансоффа И., Дойля П., Друкера П., Котлера Ф., Минцберга Г., Прахалада А., Сенге П., Тейлора Ф., Томпсона А., Файоля А., Хаммера М., Чампи Д., Чандлера А., Экка К. и др. Проблемам управления организацией посвящены труды многих отечественных ученых: Белановского С. А., Богданова А. А., Бочарова М. К., Виханского О. С., Гончарова В. В., Диневича С. А., Ефремова B.C., Золо-това В.В., Кейлера В. А., Козловой О. В., Круглова М. И., Мельника М. В.,.

Мильнера Б.З., Наумова А. И., Поспелова Д. А., Рубцова С. В., Румянцевой П., Саломатина Н. А., Тихомировой А. В., Фатхутдинова Р.А.

Многие теоретико-методологические вопросы оценки эффективности системы управления на уровне первичного звена получили достаточно полное отражение в работах И. Г. Владимировой, В. А. Гунина, А. П. Кумарина, Д. Б. Лаврушиной, А. Г. Поршнева, В. Ш. Раппопорта, JI.M. Чистова и др.

Проблемам управления мотивацией персонала организаций посвящены работы Баткаевой И. А., Виханского О. С., Волгина Н. А., Глухова В. В., Лада-нова И.Д., Лобанова А. А., Одегова Ю. Г., Русинова Ф. М., Травина В. В., Фат-кина Л.В., Шнееровой Г. В. и др.

Несмотря на значительный объем работ, затрагивающих различные аспекты управления на промышленных предприятиях, целый ряд теоретических и практических вопросов, связанных с данной проблемой, остаются дискуссионными и требуют дополнительного изучения.

Все вышеизложенное послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования, формулировки его целей и задач.

Цель диссертационной работы заключается в научном обосновании и разработке теоретических и методических положений по совершенствованию управления на машиностроительных предприятий Республики Дагестан средствами мотивационного менеджмента.

В соответствии с поставленной целью в работе рассматривались и решались следующие задачи: выявить особенности функционирования системы управления сложными социально-экономическими системами (промышленными предприятиями) и уточнить существующие теоретико-методологические положения по формированию системы управления предприятиемразработать теоретические принципы и организационно-методические подходы к совершенствованию управления на промышленных предприятияхопределить роль, место и значение мотивационного менеджмента в системе рыночной модели управления предприятием в трансформирующейся экономикепроанализировать состояние, особенности и проблемы предприятий машиностроения и оценить перспективы его развития в Республике Дагестанисследовать особенности функционирования внутрифирменного механизма мотивации труда на промышленном предприятииразработать комплекс математических моделей и методического обеспечения по совершенствованию системы управления на предприятиях машиностроения на принципах мотивационного менеджмента.

В качестве объекта диссертационного исследования были приняты предприятия машиностроения Республики Дагестан.

Предметом исследования являются экономико-организационные отношения, определяющие условия и перспективы эффективного управления на промышленных предприятиях в условиях перехода к рыночным отношениям.

Теоретической, методологической и информационной основой исследования послужили фундаментальные и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых в области теории организации, теории управления, социально-экономического анализа, теории фирмы, корпоративного управления. Методологической основой работы служат комплексный, системный и исторический подходы.

Информационной базой исследования послужили Законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, официальные статистические материалы РФ и Республики Дагестан, справочные и нормативные материалы, а также результаты исследования деятельности предприятий машиностроения региона, проведенные автором.

В процессе исследования использовались методы обобщения, системного и логического анализа, экономико-статистические методы, методы теории управления (средние величины, графики, метод цепных подстановок, табличный метод, модульный метод, моделирование экономического процесса, факторный индексный анализ).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы управления на предприятиях машиностроительных предприятиях региона на основе использования средств мотивационного менеджмента в трансформирующейся экономике.

В рамках проведенных исследований получены следующие результаты, обладающие научной новизной: систематизированы принципы и выявлены факторы формирования эффективной системы управления предприятием, учёт которых позволяет провести научно обоснованные преобразования в системе управления в условиях развития рыночной экономикиопределены роль, место и значение мотивационного менеджмента в системе рыночной модели управления предприятием в трансформирующейся экономикена основе проведенного развернутого анализа состояния и проблем машиностроительного комплекса Республики Дагестан: а) дана оценка современного экономического состоянияб) выявлены основные организационно-экономические особенности его функционированияв) показаны ограничения, препятствующие эффективному развитию машиностроительных предприятийг) обоснована необходимость реформирования системы управленияопределены особенности функционирования механизма мотивации труда на промышленном предприятии, который рассматривается как саморегулирующаяся система мотивов и стимулов, сформированная на базе индивидуальных потребностей наемных работников, но реализуемых через коллективный интерес большинства, то есть через корпоративную цель фирмыразработан алгоритм построения структуры организации на основе анализа системы мотивации и моделей мотивации персонала, использование которого позволяет: а) определить необходимость в дополнительных преобразованиях структуры с целью ее оптимизацииб) повысить управляемость предприятияв) улучшить конкурентное положение организации при прочих равных условияхразработана модель мотивации персонала на предприятии, которая позволяет не только учесть тарифную (постоянную) часть заработной платы, но и поставить доходы работников в зависимость от производительности труда и конечных результатов деятельности предприятия. Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические и методические положения, доведенные до уровня конкретных рекомендаций, позволяют повысить эффективность функционирования предприятий и организаций машиностроения региона.

Практические результаты диссертационного исследования предназначены для использования в работе предприятий машиностроения Республики Дагестан, функционирующих в рыночных условиях и решающих вопросы своего развития.

Использование выводов и предложений, содержащихся в диссертации, поможет определить пути совершенствования организации и управления предприятий машиностроения Республики Дагестан в новых рыночных условиях.

Реализация и апробация. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на ежегодных научно-практических конференциях, а также научных сессиях и семинарах профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, проводимых Дагестанским государственным университетом, Институтом социально-экономических проблем при Дагестанском государственном университете, научно-исследовательской лабораторией региональных экономических проблем при Правительстве Республики Дагестан в 1996;2005 гг. Ш.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования обоснован ряд выводов и предложений, суть которых сводиться к следующему:

1. Переход к рынку предъявляет новые требования к системе управления промышленными предприятиями. Они обуславливают необходимость непрерывного совершенствования управления с учётом изменения внешней и внутренней среды функционирования промышленного предприятия. Это вызвано усложнением экономических и хозяйственных отношений, быстро меняющейся рыночной ситуацией, потребностью улучшения материально-технической базы производства на основе внедрения новейшей техники и технологии, постоянного поиска путей повышения эффективности производства. От эффективности системы управления зависит эффективное (результативное) функционирование производства на предприятиях.

2. Менеджмент представляет собой такую систему управления, которая своими функциями призвана воспроизводить на расширенной основе управляемую организацию, обеспечивая в ней заданные извне качественные перемены. Каждый объект управления (государство, отрасль, предприятие, коллектив, личность) характеризуется существенными особенностями, отличиями, но научные методы управления имеют в своем арсенале общие принципы и методы воздействия на любой управляемый объект. Теория, практика и искусство управления применяются руководителем для достижения цели своей деятельности и позволяют выработать стратегию, комплекс средств и методов для решения поставленных задач при персональной ответственности за принимаемые управленческие решения. Определение целей, стратегии управления и осуществление принятых решений с помощью производственного коллектива составляют основной комплекс функциональных обязанностей руководителя.

3. Организационный механизм представляет систему методов, способов и приемов формирования и регулирования отношений объектов с внутренней и внешней средой. Понятие организационных механизмов связывается с объективностью действия тектологических и экономических законов, закономерностей и принципов, составляющих их основу и сущность и являющихся средством обеспечения необходимых результатов. Особенности организационных механизмов определяются характером действий по организации управления.

4. Рассматривая сущность и содержание организационных механизмов, выделяют в них три части: объект подбора, факторы подбора и базис подбора. При этом объект представляет собой то, что подвергается подбору, т. е. то, что формируется путем подбора. Все действия по формированию, упорядочению и регулированию объекта должны согласовываться, сочетаться с концептуальной моделью объекта, базисом и факторами подбора. Можно различить три уровня согласования. Основой выделения их служат, по нашему мнению, три принципа сочетаемости: принцип совместимости, принцип соответствия и принцип соотносительности.

5. Глубокие трансформационные процессы, происходящие в стране объективно поставили вопрос о необходимости разработок соответствующих концепций менеджмента. Главные проблемы экономического развития становятся и главными ориентирами развития систем менеджмента. Отчасти, подтверждение этому можно найти в обобщающих схемах исторического развития менеджмента, который на наш взгляд, целесообразно дополнить еще одной разновидностью менеджмента — мотивационным менеджментом.

По нашему мнению, путь к новому содержанию менеджмента в странах с трансформирующейся экономикой в настоящее время лежит через внедрение элементов мотивационного менеджмента.

Мотивационный менеджмент следует рассматривать как переходную форму к системе нового менеджмента. По своим характеристикам, он может быть определен как синтетический. В нем хорошо интегрируются все ранее выделявшиеся главные проблемы предприятий — и эффективность функционирования, и максимизация выпуска, и усиление конкурентных позиций, и адаптация к изменяющимся условиям, и максимальное использование всех возможностей менеджмента и др.

6. Среди ключевых решений мотивационного менеджмента будут и мероприятия по росту производительности, и инновационные компоненты, и стратегическое планирование, и построение систем и все остальные. А среди научных основ, найдут широкое применение и системный подход, и ситуационный подход, и новые формы менеджмента. Следует учесть и то, что многие специалисты прямо указывают на то, что мотивационный механизм является ядром менеджмента.

7. Машиностроение — это базовая отрасль экономики, определяющая развитие в масштабах всей страны таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. В экономически развитых странах доля машиностроительной продукции в общем промышленном выпуске составляет 3550%, в то время как в России в 2002 г. она составила 20%.

Машиностроение и металлообработка является третьей по объему валового производства и первой по численности работников отраслью промышленности Республики Дагестан. Основополагающую часть машиностроительного комплекса составляют оборонные предприятия, на долю которых приходится около 85% общего объема выпуска продукции отрасли, хотя с 1990 г. объемы государственных оборонных заказов сократились на 9095%.

В состав отрасли входят около 40 предприятий, из которых 19 — предприятия оборонных отраслей, ориентировавшихся в прошлом на выполнение оборонного заказа и производивших до 75% от общего объема производства отрасли. По данным Госкомстата РД, в 2003 г. объем производства промышленной продукции предприятиями машиностроения в сопоставимых ценах сократился по сравнению с 1990 г. более чем в 4,5 раза. Численность занятых в отрасли за эти годы сократилась более чем в 3 раза.

Машиностроение имеет большие перспективы для дальнейшего развития, и, прежде всего, из-за потенциала, имеющегося на предприятиях этой отрасли: научно-технического, ресурсного, кадрового. Наибольшие возможности имеются в производстве необходимой малогабаритной техники, электробытовых товаров, микрогэсов, ветровых генераторов, инвентаря и других приборов собственной разработки. Производственный потенциал машиностроительного комплекса используется в среднем на 12—14%.

8. Одна из ключевых проблем сегодня заключается в том, что многие предприятия отрасли испытывают нехватку квалифицированных специалистов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности и развития. Причинами этого являются недостаточно высокая заработная плата в сравнении с некоторыми другими отраслями, и как следствие этого отток специалистов, а также отсутствие должного взаимодействия между предприятиями и специализированными учебными заведениями.

9. Наши исследования позволяют утверждать, что текущие трудности предприятий во многом связаны с неэффективным менеджментом. Уменьшение возможностей получения доходов за счет использования факторов внешней среды обусловливает необходимость «поворота» системы управления к внутренним ресурсам, в частности персоналу. Однако на практике политика менеджмента довольно агрессивна по отношению к рабочим и профсоюзам. Сохранившаяся высокая концентрация полномочий по принятию решений у руководства сочетается в настоящее время с рядом специфических моментов — отсутствием долгосрочной стратегииконфликтом менеджеров и собственниковнежеланием допускать инвестора на предприятие и др.

Негативным явлением с труднопреодолимыми последствиями стало ухудшение социального климата на предприятиях: снизилась трудовая мотивация, увеличилось количество неоплачиваемых отпусков и задержек зарплаты, уволились наиболее квалифицированные кадры и резко сократилась доля молодых специалистов.

Рост доходов акционеров, увеличение прибыли не только не являются главными целями, но даже не рассматриваются в качестве таковых. Предприятия перестали ставить своей основной целью совершенствование внутрихозяйственного механизма, сокращение издержек, улучшение структуры производства и управления.

10.В целом в новых условиях хозяйствования необходимы качественные «парадигмальные» изменения системы управления российскими предприятиями. Наши предложения сводятся к следующему: предприятие должно определить свое место в хозяйственной системе, ориентируясь на стратегию кооперирования и развитие контрактных отношенийв нынешних условиях заслуживает внимания логика планирования, ресурсы, стратегия, цели, что способствует активизации имеющегося ресурсного потенциалаосновной акцент в управлении необходимо перенести на «индивидуальность» предприятия, используя его уникальные конкурентные преимуществаэволюция предприятий в направлении внешней и внутренней среды обусловливает необходимость развития внутрифирменной культуры, ориентации управления на человеческие потребности и интересы, их учет и воплощение в хозяйственной практике.

11 .Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации. Он включает в себя потребность, притязания, стимулы, установки, оценки и т. д. Сущность внутрифирменного механизма мотивации труда определяется всей совокупностью производственных отношений, возникающих как внутри предприятия, так и во внешней среде: во взаимоотношениях хозяйствующего субъекта с другими субъектами хозяйствования и государством.

По сути, внутрифирменный механизм мотивации труда — это саморегулирующаяся система мотивов и стимулов, сформированная на базе индивидуальных потребностей наемных работников, но реализуемых через коллективный интерес большинства, то есть через корпоративную цель фирмы.

К числу экономических факторов, формирующих внутрифирменный механизм мотивации труда, относятся формы собственности, организация труда и производства, технико-экономический уровень развития производства, квалификация работника, степень соответствия выполняемого труда способностям самого работника, виды, формы заработной платы, условия, выплаты и т. п.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод о том, что экономические факторы являются базой, фундаментом при создании внутрифирменного механизма мотивации труда. На наш взгляд, механизм мотивации труда должен включать те социальные факторы, которые относятся к числу добровольных со стороны работника и фирмы и которые ориентированы в будущее. Социальные факторы, используемые в механизме мотивации труда, должны быть ориентированы на интересы работников. Социальные факторы мотивации труда должны соответствовать социальной политике фирмы.

12.Улучшение конкурентных позиций организации на рынке товаров и услуг является первостепенной задачей топ-менеджеров компаний. Частично делегируя свои полномочия в этой области менеджерам среднего звена и специалистам, они обеспечивают формирование и функционирование слаженной команды управленцев фирмы. Одним из наиболее сильнодействующих рычагов для улучшения конкурентных позиций является совершенствование внутренней структуры компании, повышение управляемости, обеспечение достаточной мотивации сотрудников.

Последовательность действий топ-менеджеров по выстраиванию структуры компании, наиболее приспособленной к работе в современных условиях, может быть описана алгоритмом построения структуры организации на основе системы мотивации, который разработан нами в диссертации.

Применение предложенных в диссертации подходов к построению структуры организации на основе анализа системы мотивации и моделей мотивации персонала позволит улучшить управляемость и, соответственно, конкурентное положение организации при прочих равных условиях. Это, в свою очередь, облегчит работу топ-менеджеров компаний, менеджеров по персоналу и даст им ориентиры в их практической деятельности на благо своей организации и общества в целом.

Исходя из существующего российского и зарубежного опыта мотивации персонала предприятия, мы предлагаем собственную модель организации мотивации персонала предприятия, основанную на применении гибких систем оплаты труда и участии работников в результатах предпринимательской деятельности. Эта модель рассчитана для всего персонала предприятия — от неквалифицированных рабочих до высшего руководства.

Разработанная нами модель системы мотивации на предприятии позволяет не только учесть тарифную (постоянную) часть заработной платы, но и поставить доход наемного работника в зависимость от производительности труда и конечных результатов деятельности предприятия. Такой подход представляется наиболее прогрессивным в области мотивации персонала предприятия и обеспечивающим как гарантию получения постоянной заработной платы, так и возможность существенного увеличения дохода по итогам работы. Предложенные в диссертации модели определения тарифных разрядов для рабочих, специалистов, служащих и менеджеров могут быть полезны предприятиям всех форм собственности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.М. и др. Трансформация институтов внутрифирменного управления.//ЭКО. 2001. № 7.
  2. В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. -М.: Экономика, 1989.
  3. B.C. Модель человека в экономической науке. С-Пб., 1998.
  4. Р. Искусство решения проблем /Пер. с англ- Под ред. Е. К. Масловского.-М.: Мир, 1982.
  5. А. Герцог И. Российский менеджмент: скрытые резервы экономики. // Проблемы теории и практики управления. 1999 № 6.
  6. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб.- метод, пособие.-М.: Финансы и статистика, 1997.
  7. И. Стратегическое управление. М., 1989.
  8. В.Г. Эволюция организационных структур. «Менеджмент в России и за рубежом», 2000 г., № 1.
  9. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление М.: Политиздат, 1986.
  10. Ю.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление М.: Политиздат, 1981.
  11. П.Афанасьев В. Г. Системность и общество М.: Политиздат, 1985.
  12. К.А. О методах адаптивного управления в переходной экономике / Экономическая наука современной России. 1999, № 2.
  13. К.А. Экономические методы стимулирования ресурсосберегающих технологий // Управление экономикой переходного периода. — М.: Наука, Физматлит, 1998. Вып. 3.
  14. В.Г. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 3.
  15. М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий / Менеджмент в России и за рубежом. 2000, № 5.
  16. .А. и др. Многокритериальная оптимизация. Математические аспекты. -М.: Наука, 1989.
  17. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Статистика, 1976.
  18. Бир Ст. Кибернетика и управление производством / Пер. с англ. В.Я. Ал-таева —М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит., 1963.
  19. Д. Н. Основные категории теории управления. М., 1986.
  20. А.А. Тектология: (всеобщая организационная наука)/Книга 1/Редкол.: ак. Абалкин Л. И. и др./ М.: Экономика, 1989.
  21. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом : Пер. с англ. -М.: Экономика, 1991.
  22. Бриттан Самюел. Капитализм с человеческим лицом. С.-Пб., 1999. -399с.
  23. В.Ю. Программно-целевой метод планирования. М., 1977.
  24. В. Н., Ириков В. А. «Модели и методы управления организационными системами». М., 1994.
  25. С. А., Игнатьева А. В. «Организационный менеджмент». М., 1993.
  26. Ю. Обеспечение рациональности путём планирования, ориентированного на увеличение стоимости предприятия. // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3.
  27. В.М. Алгоритмы истории. — М.: Издательство «Прометей», 1989.
  28. А. Слагаемые промышленного подъема. // Экономист. 2000, № 4.
  29. Гегель. Соч.т.8. М.-Л. 1935.
  30. Дж.Л., Иванцевич Д. М., Донелли Д. Х. мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ.- М.: Инфра-М, 2000.
  31. Е.В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления. М., 1997.
  32. В. Д. Деятельностная теория управления. — М.: РАГС, 1997.
  33. Дж. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.
  34. Г. М. Типология прогнозов и анализ метода Делфи. Анализ тенденций и прогнозирование научно-технического прогресса — Киев: Наук, думка, 1967.
  35. ЗЗ.Долгопятова Т. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности. — Предприятия России: корпоративное управление и рыночные сделки. М.: ГУ ВШЭ. 2002.
  36. В. О научно-промышленной политике России на рубеже веков //Проблемы теории и практики управления. 2000 № 1.
  37. В.В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. — М., 1976.
  38. В.П. Мотивация труда в менеджменте: Учебное пособие/ Костром, технол. ун-т Кострома, 1996.
  39. А. Стратегии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации. //Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3.
  40. Е., Литвин А. Методология построения тарифных систем предприятий // Человек и труд. 1996. — № 6.
  41. И.Ф. Организация управления производством на основе ситуационного подхода. Воронеж, 1993.
  42. С.В., Ларичев О. И. Многокритериальные методы принятия решений. -М.: Знание, 1985.
  43. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.
  44. Иноземцев B. J1. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Издательство «Логос», 2000.
  45. Е. Мотивация на рынке труда. «Вопросы экономики», 1998 г., № 2.
  46. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. -М., Прогресс", 1978.
  47. В.Н. Российская реформа и реальный сектор экономики // Российский экономический журнал. 2000 г. № 2.
  48. Г. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике. // Вопросы экономики. 1999. № 8.
  49. В. И. Теория, практика и искусство управления. М.: НОРМА, 2001.
  50. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина М.: Поитиздат, 1989.
  51. Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. СПб.: Юблис, 1997.
  52. Ю. Развитие методологии менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4.
  53. И.В. Экономика: в 2 кн. Кн.2: Учебник для 10 кл. общеобразоват. Учрежд. 4-е изд., перераб. И доп. М.: Вита-Пресс, 2000.
  54. К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности на его эффективность. // Вопросы экономики. 2000. № 1.
  55. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука. 1983.
  56. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 2.
  57. Е. Структурные преобразования в промышленности — условие экономического роста. // Экономист. 2000 г. № 5.
  58. Менеджмент и рынок: германская модель / Под ред. проф. У. Рора и проф. С.Долгова. М., 1995.
  59. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. Учебник — М.: Фирма Гардарика, 1996.
  60. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.
  61. .З. Теория организаций. М.: Инфра-М, 1999.
  62. Моделирование процессов управления промышленным производством. — Новосибирск, 1981.
  63. В.И. Управление развитием хозяйственной организации: методология познания, формирования, оценки.- Ижевск: Изд- во УдГУ, 1997.
  64. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2002 году / Министерство экономического развития и торговли РФ. М.: 2003.бб.Олдкорн Р. Основы менеджмента. — М.: Издательство «Финпресс», 1999.
  65. A.M. Управление и человек. М., 1989.
  66. A.M. Руководитель: Размышления о стиле управления. — М.: Политиздат, 1984.69.0рдин В. Н. Совершенствование управления фирмой. // ЭКО. 2000. № 2.
  67. В.Н. Значение интеграции ресурсного и рыночного подходов для стратегического управления предприятием. // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 4.
  68. Основы управления персоналом. Под ред. Б. М. Генкина М.6 Высшая шк., 1996.
  69. К.В. Оценка эффективности интенсификации производства. // Вопросы статистики. 1999. № 5.
  70. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1992.
  71. Ю.И. Управление персоналом: Учеб. пособие — СПб.: СПбГУП, 1995.
  72. А., Аджиева Д. Ретроспективно-прагматический подход к концепциям менеджмента. // РЭЖ. № 3, 1998.
  73. Политика доходов и заработной платы: Учебник / Под ред. П. В. Савченко и Ю. П. Кокина, М., Юристь, 2000.
  74. П.И. Экономико-математические модели развития промышленных предприятий —Киев-Донецк: Вища школа, 1984.
  75. Практическая психология для менеджеров. М.: «Филинъ», 1996.
  76. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского-М.: Политиздат, 1990.
  77. Д. Сравнительный анализ эффективности предприятий как инструмент стратегического планирования. // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3.
  78. Е. Идеология управления в организации. // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3.
  79. Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М.: П1, 1989.
  80. Г. Э. Труд в управлении промышленным производством. — М.: Экономика, 1967.
  81. Н.П. Ситуативность и системность в менеджменте. // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5.
  82. Э.А. Основы теории организации. М.: Юнити, 1998.
  83. JI. Н., Аверин А. Н. Социальное управление: опыт философского анализа. М., 1994.
  84. С.А. Закономерности мотивации персонала. Управление персоналом, № 7, 2002.
  85. Ф.У., Файоль А., Эмерсон Г. Управление это наука и искусство. -М.: Республика, 1992.
  86. Теория организации. Учебник для вузов / Минобразование РФ- Под общ. ред. В. Г. Алиева. 2-е изд., перераб. И доп. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  87. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 1995.
  88. Управление организацией. Под ред. А. Г. Поршнева и др. М.: Инфра-М, 1999.
  89. Управление персоналом в организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибано-ва. М.: ИНФРА-М, 1997.
  90. У правление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. М. 1998.
  91. Управление персоналом: Учеб. для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. -М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1998.
  92. Э.А. Основы мотивационного менеджмента. М.: Издательство ЭКМОС, 2000.
  93. А. Общее и промышленное управление. М., «Контроллинге, 1992.
  94. Д.М. Организация промышленной конверсии как основы разоружения и развития // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 4.
  95. В.Т., Найденов B.C., Галуза С. Г. Корреляция и статистическое моделирование в экономических расчетах / Под ред. Е. Г. Либермана. — М.: Экономика, 1964.
  96. Р. Корпоративное управление: Построение модели определения уровня корпоративного управления в российских компаниях. // Банковское дело. 2001. № 7.
  97. В.Е. Эволюционный менеджмент. «Менеджмент в России и за рубежом», 2000 г., № 1.
  98. Ю.А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Менеджмент. М.: Издательство ЮНИТИ, 2001.
  99. Человек и его потребности/Под ред. Бережной Н. М., Диденко В. Д. М., Форум, 2000.
  100. А.А. Практическое мышление менеджера. М.: Издательство «Финпресс», 1998.
  101. Г. А. Руководитель сообразно ситуации. М.: Интерэксперт, 1994.
  102. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 5.
  103. Atkinson J. An introduction to Motivation. N.Y., Van Nostrand, 1964.
  104. Blake R.R. and Mouton J.S. The Managerial Grid Figure. Houston, Gulf Publishing Company, 1991.
  105. Clarke S. New Forms of Employment and Household Survival Strategies in Russia. Centre for Comparative Labour Studies, University of Warwick, Warwick, 1999
  106. Clarke S., Burawoy M., Fairbrother P., Krotov. What about the Workers? Workers and the Transition to Capitalism in Russia. L., 1993
  107. Dave Ulrich, «Human Resources Champions», Boston, Massachusetts, 1997.
  108. European review of social psychology. Vol. 1. / Ed. by W. Stroebe, M. Hewstone./1991.
  109. Forgas-Joseph-P. The effects of prototypicality and cultural salience on perceptions of people. //: Journal of Research in Personality- 1983 JunVoll7(2).
  110. International Human Resources Management edited by Anne Wil Harzing & Joris Van Ruysseveldt, 1995, p. 687.
  111. Introduction social psychology./ Ed. by N. Tajfel & C.Fraser. N.Y. 1978.
  112. Jackson D.N., Chan D.W., Stricher L.J. Implicit personality theory: is it illusory? // Journal of personality. 1979. Vol. 47.
  113. James W. Vander Zanden. Human development. New York: Printed in the USA by McGraw-Hill, Inc. 1993.
  114. Kelly J. A. A theory of personality. New York, 1953
  115. Mente B. How Business Is Done in Japan. Tokyo, 1963.
  116. Michael Armstrong, «Personnel Management Practice», London, 1996.
  117. Motivation and work behavior / (compiled by) Richard M. Steers, Lyman W. Porter. 5ht ed., (1994), p. 594.
  118. Peter M. Senge & others, «The Fifth Discipline Fiel-dbook», New York, 1994.
  119. Robbins S. P, Organizational Behavior, New York, 1998, p. 711.
  120. Twyla Dell, «Motivating At Work», Menlo Park, California, 1993.
  121. Warner Burke W. Organization Development. A Normative view. Reading: Addison-Wesley P.C. 1987.
Заполнить форму текущей работой