Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль психофизиологической адаптации во время беременности в профилактике гестационных и перинатальных осложнений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время стали актуальны психопрофилактические комплексные программы подготовки беременных к родам, которые по своей сути являются улучшенным вариантом программы И. И. Вельвовского, А. П. Николаева (1940) в модификации М. А. Петрова-Маслакова (1963): программа Всероссийского центра акушерства «Безопасное материнство» (2001), программа профессора Н. А. Жаркина (1997), программа… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ И СПОСОБЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Психосоматический статус беременных при нормальном и осложненном течении гестационного периода
    • 1. 2. Психологические особенности и коррекция психоэмоционального состояния во время беременности
    • 1. 3. Роль перинатальной психологии в профилактике гестационных, послеродовых и постнатальных осложнений
    • 1. 4. Новые перинатальные технологии в оказании психологической поддержки во время беременности и родов
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Клиническая характеристика обследованных групп
    • 2. 2. Методы и организация обследования беременных женщин
      • 2. 2. 1. Социологическое наблюдение
      • 2. 2. 2. Клинико-лабораторные и инструментальные методы обследования
      • 2. 2. 3. Психологические методы исследования
      • 2. 2. 4. Основные характеристики программы «Подготовленные роды», ее цели и задачи
      • 2. 2. 5. Методы статистической обработки
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
    • 3. 1. Анализ репродуктивного поведения беременных и родильниц
  • Хабаровска и Хабаровского края по данным анкетирования
    • 3. 2. Медико-психологические характеристики основной и контрольной групп беременных женщин
  • ГЛАВА 4. ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ С ПОМОЩЬЮ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ «ПОДГОТОВЛЕННЫЕ РОДЫ»
    • 4. 1. Эффективность программы «Подготовленные роды»
    • 4. 2. Сравнительный анализ течения беременности, родов и послеродового периода у женщин основной и контрольной групп

Роль психофизиологической адаптации во время беременности в профилактике гестационных и перинатальных осложнений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема снижения материнской заболеваемости и смертности, улучшения показателей репродуктивного здоровья, благоприятного течения беременности и развития здорового ребенка, является крайне актуальной и приоритетной в акушерстве и гинекологии. Благополучное материнство — это не только предотвращение смерти, данное понятие включает многочисленные аспекты здоровья как матери, так и ребенка, в том числе физические, психологические и социальные факторы благополучия женщины во время беременности, родов и послеродовом периоде, а также рождение ребенка, готового к здоровому детству [110].

По мнению современных исследователей, рост патологии беременности, перинатальных нарушений, осложнений родов и послеродового периода свидетельствуют о том, что ограничение изучения данных аспектов рамками только новых акушерских технологий невозможно [63, 53, 123].

Последние десятилетия практическое акушерство претерпело значительные преобразования, направленные на «медикаментозное» ведение беременности, более активное «управляемое» родоразрешение, в том числе оперативным путем, которые несколько нивелируют взгляд на беременность и роды, как на физиологический процесс, требующий в отдельных случаях только психологической помощи и поддержки [38, 137, 43].

Полное отсутствие психологической помощи и поддержки во время беременности долгие годы способствовали тем отрицательным демографическим и социальным процессам, которые в данных условиях привели к кризису семьи, падению рождаемости, значительному росту абортов, увеличению числа детей, оставленных матерями [25, 103, 24].

В настоящее время стали актуальны психопрофилактические комплексные программы подготовки беременных к родам, которые по своей сути являются улучшенным вариантом программы И. И. Вельвовского, А. П. Николаева (1940) в модификации М. А. Петрова-Маслакова (1963): программа Всероссийского центра акушерства «Безопасное материнство» (2001), программа профессора Н. А. Жаркина (1997), программа «Возрожденные роды» (1997), программа научно-практического центра пренатального развития «Благовест-Н» (2001), метод «Сонатал» (1996), программа «Глория» (1995).

В исследованиях по изучению состояния женщины во время беременности, связанных с успешностью ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, особенности личностной адаптации как свойство личности, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье [16,57, 64, 40, 114].

В течение беременности на основе комплексного психологического, психиатрического, медицинского, социального исследования, конструируется «матрица материнства», прогностичная для постнатального развития материнского и детского поведения [71].

В медицинских ориентированных исследованиях обсуждается связь психологического состояния женщины во время беременности с успешностью ее вынашивания, риском развития гестационных осложнений, патологии родов и послеродового периода, как для матери, так и для ребенка [87, 12, 112, 69].

Таким образом, актуальность проблемы определяется отсутствием единых методических подходов и рекомендаций, направленных на нормализацию психоэмоционального состояния женщины во время беременности, практической потребностью разработки современных методов ППП, необходимостью и возможностью ограничения перинатальной фармакотерапии на фоне психологического сопровождения беременности и родов.

Цель исследования.

Научно обосновать роль элементов перинатальной психологии и психологической поддержки во время беременности в профилактике гестационных, послеродовых и постнатальных осложнений. Задачи исследования:

1. Изучить медико-социальный статус беременных и родильниц и на основе разработанной анкеты выделить основные факторы дезадаптационного гестационного риска.

2. Установить типы репродуктивного поведения женщин и связанные с ними риски развития осложнений беременности и родов.

3. Определить уровень психоэмоциональной настороженности к течению беременности и родов, разработать программу психофизиологической адаптации к гестационному процессу, родам и периоду новорожденности.

4. Изучить течение беременности и исходы родов для матери и плода в зависимости от психофизиологической адаптации женщины во время беременности.

5. Разработать программу психофизиологической подготовки к родам и научно обосновать ее клиническую эффективность.

Научная новизна.

Впервые на территории Хабаровского края проведен медико-социальный анализ течения беременности, родов и послеродового периода, выделены типы репродуктивного поведения, определен уровень тревожности и психоэмоциональной настороженности к течению беременности и ее исходы для матери и новорожденного.

Разработана и научно обоснована программа психофизиологической адаптации и психологической поддержки во время беременности и родов, направленная на рациональную перинатальную фармакотерапию, снижение гестационных осложнений и улучшение показателей материнской и младенческой заболеваемости.

Практическая значимость.

Показана важная роль психопрофилактической подготовки и системы перинатального воспитания в адекватной адаптации к гестационному процессу, снижению осложнений во время беременности, родов, послеродового и постнаталыюго периода. Разработана программа «Подготовленные роды».

Положения, выносимые на защиту.

1. Формирование репродуктивного поведения женщины происходит под влиянием социальных, медико-биологических и личностных факторов.

2. Степень выраженности дезадаптационных расстройств влияет на возникновение осложнений во время беременности и родов.

3. Оказание психологической помощи и поддержки во время беременности при условии ранней коррекции негативных переживаний способствует физиологическому течению гестационного процесса, родов и периода новорожден! юсти.

Внедрение в практику.

Результаты исследований внедрены в работу женских консультаций МУЗ «Родильный дом № 2» (организована «Школа материнства»), МУЗ «Родильный дом № 4», центр планирования семьи и репродукции человека ГУЗ «Перинатальный центр МЗ Хабаровского края».

Материалы диссертационной работы включены в курс лекций и практических занятий для студентов, клинических ординаторов, врачей — интернов и стажеров на циклах постдипломного образования кафедр акушерства и гинекологии Дальневосточного государственного медицинского университета и Института повышения квалификации специалистов здравоохранения.

Апробация диссертации.

Материалы диссертации доложены на заседании общества акушеров-гинекологов (Хабаровск, 2004), научно-практической конференции «Актуальные вопросы акушерства и гинекологии» (Хабаровск, 2005), «Новые технологии в охране репродуктивного здоровья женщины» (Омск, 2005).

По материалам диссертации опубликовано 4 научные работы.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, библиографического списка, содержащего 165 источников, в том числе 143 отечественных и 22 зарубежных авторов. Диссертация иллюстрирована 20 рисунками, 25 таблицами и 6 приложениями. Общий объем диссертации 165 страниц.

выводы.

1. Анализ медико-социального статуса беременных показал, что осложненное течение гестационного процесса имело место у 96,9% женщин. Основными осложнениями беременности были: угроза прерывания беременности (33%), ранний токсикоз (22,4%), анемия (18%) и гестоз (12,7%>). Средний фертильный возраст женщин составил 26,4 ±1,15 лет. Планировали наступление беременности 87% женщин, ранняя явка зафиксирована у 15,6% беременных. Дезадаптационные расстройства во время беременности носили волнообразный характер, изменяясь по триместрам гестации под воздействием различных факторов макро и микросоциума. Повышенную эмоциональную лабильность отметили 73,5% беременных, 58,8% нуждались в медико-психологической помощи и поддержке. По мере прогрессирования беременности усиливалась тревожность и психоэмоциональная настороженность.

2. Установлены 4 типа репродуктивного поведения, определяющие адаптацию женщин к беременности и прогноз родов. Наиболее распространенным являлся нейтральный тип РП (54%) с выраженными дезадаптационными расстройствами. На втором месте находился оптимальный (36%), при котором дезадаптация минимальная. Неблагоприятный (тревожный) тип установлен у 7% женщин максимально дезадаптированных к беременности. Благоприятный тип РП с отсутствием дезадаптационных расстройств отмечен только у 3% беременных.

3. У беременных основной группы преобладали высокий (38,1%) и средний с тенденцией к высокой (44,3%) уровни тревожности. Низкий уровень тревожности отсутствовал в обеих группах, а очень высокий уровень встречался только в основной группе (2,1%). У 49,5%" обследованных беременных отмечена незначительная непродуктивная нервно-психическая напряженность (СО=2), средняя (СО=3) выявлена у 39,5% женщин, что свойственно среднестатистическому городскому жителю. Тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы преобладал у 58,7% беременных основной группы.

4. Наиболее благоприятным во время беременности являлся средний уровень тревожности с тенденцией к низкой, что может расцениваться как вариант относительно адекватной адаптации к гестационному процессу. У 72,0% данного контингента женщин отмечено «немедикаментозное» ведение беременности (против 32,4% с высоким уровнем тревожности, р<0,001). Нормальными родами закончилась беременность у 85,0% и у 67,0% женщин со средней и высокой тревожностью, преждевременными — 2% и 5%, патологическими — 13,0% и 28,0% соответственно (р<0,05). Процент оперативного родоразрешения у женщин с высокой тревожностью в два раза выше, по сравнению с беременными со средним уровнем тревожности (7,0% и 15,2%).

5. После ППП по программе «Подготовленные роды» произошло снижение высокого уровня тревожности с 38,1% до 20,3% (р<0,01). Количество беременных со средним уровнем тревожности с тенденцией к низкой после завершения занятий увеличилось на 21,7% (р<0,001). Низкий уровень тревожности отмечен у 2,5% беременных. Итогом явилось снижение уровня тревожности в основной группе до средних значений (р<0,01).

6. У женщин основной группы на фоне психокоррекционных мероприятий, по сравнению с контрольной группой, отмечено снижение случаев временной утраты трудоспособности во время беременности на 19,4%, лечения в дневном стационаре на 23,8%, госпитализаций на 9,4% (р<0,05). Роды через естественные родовые пути произошли у 80,8% и 66,6% беременных основной и контрольной групп, без применения обезболивания (ДПА) у 64,2% и 42% женщин соответственно. Удовлетворительнее состояние при рождении (8−9 баллов) имели 84,2% новорожденных основной и 78,0% контрольной групп.

7. Клиническая эффективность программы напрямую зависит от срока беременности на момент начала занятий. При посещении ППП с I триместра тревожность уменьшилась у 66,7% женщин, со II — у 57,4% беременных. При обращении за психологической поддержкой в III триместре снизить уровень тревожности удалось у 50% женщин, посетивших занятия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При ведении беременности необходимо учитывать тип репродуктивного поведения, степень выраженности тревожности и психоэмоциональной настороженности у всех беременных.

2. У женщин с дезадаптационным риском — одиноких, возрастных, с наличием осложненного соматического и акушерско-гинекологического анамнеза в обязательном порядке проводить психопрофилактическую подготовку к родам с учетом типа репродуктивного поведения (тревожный, распространенный, оптимальный, идеальный).

3. Разработанная программа «Подготовленные роды» должна использоваться с ранних сроков беременности и включать групповую (не более 8−10 человек), позитивную терапию с элементами аутогенной тренировки и совместного творчества. Продолжительность занятий — не менее трех месяцев.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Перинатальная психология: теория, методология, опыт / В. В. Абрамченко Н. П. Коваленко. СПб.: Изд-во Санкт- Петербург, ун-та, 2001.-348 с.
  2. В. В. Перинатальная психология. Теория. Методология. Опыт / В. В. Абрамченко Н. П. Коваленко. Петрозаводск: Интел Тек, 2004. — 95 с.
  3. В.В. Психосоматическое акушерство / В. В. Абрамченко. СПб.: СОИС, 2001.-311 с.
  4. Н. Н. Особенности психического развития ребенка первого года жизни / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова // Мозг и поведение младенца.- М., 1993.-С. 94.
  5. Н. Н. Ребенок младенческого возраста / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова, Jl. М. Царегородцева // Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1991. — С. 25.
  6. К. Б. Прогнозирование поздних гестозов на основе психофизиологических характеристик беременных : дис.. канд. мед. наук: 14.00.01 / К. Б. Акимова. Днепропетровск, 1988. — 75 с.
  7. Е. В. Коррекция психологического состояния перед родами в условиях акушерского стационара / Е. В. Александрина, А. Г. Денисов // Сборник трудов BMA. Волгоград, 1997. — Т. 53, Вып. 4. — С. 15.
  8. И. А. Физиологическое кровообращение во внутриутробном периоде / И. А. Аршавский. М.: 420, i960. — 345 с.
  9. А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, Академия, 2002. — 416 с.
  10. О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова, JI. J1. Баз, О. А. Копыл // Практ. психология. 1993. — № 4. — С. 3512.
  11. А. С. Концепция человека и психофизиология доминанты
  12. А. С. Батуев, JL В. Соколова // Нервная система. СПб., 1992. — Вып. 31: Программирующая деятельность мозга человека. — С. 6−60.
  13. А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства / А. С. Батуев // Детский стресс — мозг и поведение: сб. тез. докладов II науч,-практ. конф. СПб., 1996. — С. 3−4.
  14. А. Воспитание в утробе матери / А. Бертин. JI.: 140, 1991.-56 с.
  15. А. Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упущенных возможностях / А. Бертин. СПб.: Жизнь, 1992. — 248 с.
  16. В. И. Акушерская помощь в женской консультации / В. И. Бодяжина. М. :Медицина, 1987. — 256 с. 25−26с.
  17. Н.В. Психология жизненной среды / Н. В. Бокарева, М.: Знание, 1989.- 15 с.
  18. В. Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры / В. Ю. Большаков. СПб.: Соц.-психолог. центр, 1996.- С. 384.
  19. Н. В. Психологическая помощь беременным / Н. В. Боровикова, С. Т. Посохова // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. материалов I Всерос. науч-практ. конф. по пренаталъному воспитанию. М., 1999. — С. 54−58.
  20. Д. Теория и практика семейной психотерапии / Д. Браун, Д. Кристенсен. 3-е изд., междунар. — СПб.: Жизнь, 2001. — 89 с.
  21. Г. И. Перинатальная психология: открывающиеся возможности / Г. И. Брехман // Перинатальная психология в родовспоможении: сб. материалов конф. СПб., 1997. — С. 8−9.
  22. А. И. Жизнь до рождения / А. И. Брусиловский. М.: Знание, 1984.- 190 с.
  23. В. И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С. 59−68.
  24. В. И. Предпосылки девиантного материнского поведения / В. И. Брутман, А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова // Психолог, журн. 2000. — Т. 21, № 2. -С. 79−87.
  25. В. И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В. И. Брутман, М. С. Радионова // Вопросы психологии. 1997. -№ 6.-С. 39−41.
  26. К. П. Родительское поведение в период беременности / К. П. Булакин // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 3−7.
  27. А. Н. Внутренняя картина болезни у разных типов личности / А. Н. Васина // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. материалов III Всерос. науч.- практ. конф. по пренатальному воспитанию. М., 2001.-С. 101−104.
  28. И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. Вачков. М.: Ось-89, 2000. — 224 с.
  29. И. 3. Система психотерапевтического обезболивания родов / И. 3. Вельвовский. М.: Медицина, 1963. — 58 с.
  30. Д. В. Маленькие дети и их матери / Д. В. Виннинкотт. М.: Класс, 1998. — 147 с.
  31. А. Е. Психосоматические соотношения при физиологической беременности и при беременности осложненной поздним гестозом: дис.. канд. мед. наук: 14.00.01 / А. Е. Волков. Ростов н/Д., 1995. — 78 с.
  32. Jl. С. Психология искусства / JI. С. Выготский. М.: Феникс, 1987.- 145 с.
  33. Н. JI. Введение в перинатальную медицину / Н. JI. Гармашова, Н. Н. Константинова. М.: Мир, 1978. — 65 с.
  34. Ф. Д. Детерминация психических состояний / Ф. Д. Горбов // Вопросы психологии. 1971. — № 5. — С. 20−29.
  35. С. За пределами мозга / С. Гроф.-М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1993.-490 с.
  36. С. Путешествие в поисках себя / С. Гроф. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1994. — 320 с.
  37. И. В. Диагностика и лечение невротических расстройств у беременных женщин / И. В. Добряков // Перинатальная психология в родовспоможении: сб. материалов конф. СПб., 1997. — С. 57−61.
  38. И. В. Здоровые роды — счастливый малыш / И. В. Добряков, И. П. Лазарева. СПб.: Комплект, 1998. — 256 с.
  39. И. В. О повышении эффективности работы курсов по дородовой подготовке / И. В. Добряков // Перинатальная психология и нервно психическое развитие детей: материалы конф. (27 мая 1998 г., СПб.). СПб., 1999.-С. 69−74.
  40. Е. А. Перинатальная культура как средство оздоровления и укрепления семьи / Е. А. Ермакова // Сборник трудов BMA. Волгоград, 1997. -Т. 53, Вып. 4. — С. 20.
  41. Т. С. Психология семейных отношений / Т. С. Ермилова / СПб. -Питер, 1999. — С. 36.
  42. О. Ю. Математическая статистика для психологов : учебник / О. Ю. Ермолаев. М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та, 2003. — С.23
  43. Н. А. Программа подготовки беременных к родам / Н. А. Жаркин // Патология беременности и родов: сборник. Саратов, 1997. — С. 43.
  44. Н. А. Сладостные роды мечта или реальность? / Н. А. Жаркин, А. Е. Мирошников // Сборник трудов BMA. — Волгоград, 1997. — Т. 53, Вып. 4. — С. 25.
  45. А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов / А. И. Захаров // Перинатальная психология в родовспоможении: сб. материалов конф. СПб., 1997. — С. 54−57.
  46. А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А. И. Захаров. СПб.: СОЮЗ, 1998. — 144 с.
  47. А. И. Устранение последствий психических травм / А. И. Захаров. -СПб. :Питер, 1999.- 15 с.
  48. Р. К. Охрана репродуктивного здоровья женщин / Р. К. Игнатьева, Д. Б. Кулов // Вопросы охраны материнства и детства. 1989. — № 7. -С. 61−65.
  49. Е. П. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояния) / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1980. — 199с.
  50. И. Б. Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности : автореф. дис.. канд. психолог, наук: 19.00.10 / И. Б. Каплун. СПб., 1995.- 15 с.
  51. М. А. «Рефлексотерапия астено- невротических состояний у беременных». Сб. трудов BMA, т.53, вып. 4, с. Волгоград 1997 г.
  52. . Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский. 2-е изд., перераб. — СПб.: Мысль, 2001. — 36 с.
  53. М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников /М. Кляйн. СПб.: Б.С.К., 1997. — 79 с.
  54. Н. П. Проблемы перинатальной психологии / Н. П. Коваленко // 4-й Всерос. конгр. по пренатальной и перинатальной психологии с международным участием. М., 2003. — С. 24.
  55. Н. П. Исследование доминанты материнства / Н. П. Коваленко, Ю. А. Николаева // Перинатальная психология и медицина: сб. материалов конференции, — СПб., 2001. С. 70−74.
  56. Н. П. Исследование психо-эмоционального состояния беременных женщин до и после родов / Н. П. Коваленко, Я. М. Скворцова //
  57. Перинатальная психология и медицина: сб. материалов конф. СПб., 2001. — С. 64−67.
  58. Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов : автореф. дисс. .канд. мед. наук: 14.00.01 / Н. П. Коваленко. СПб., 1998. — 90 с.
  59. Коваленко Маджуга Н. П. Перинатальная психология / Н. П. Коваленко-Маджуга. — Изд. 2-е, доп. — СПб.: Питер, 2001. — 213 с.
  60. М. Е. Система внутриутробного обучения в цикле психопрофилактической подготовки беременных / М. Е. Комова // Перенатальная психология в родовспоможении: материалы Рос. межрегион, конф. СПб., 1997. — С. 74−76.
  61. В. Т. Общая психотерапия : учеб. пособие / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской. 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Высш. шк., 1997.-464 с.
  62. А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. СПб.: Питер, 2002, — 14 с.
  63. М. А. Акушерство и гинекология. / М. А. Кочнева, А. Е. Сумовская, М. М. Орлова // Акушерство и гинекология. 1990. — № 3. — С. 13−16.
  64. М. А. Особенности и роль психологических реакций беременных женщин в развитии осложнений беременности и родов : дис. 19.00.10 канд. психолог, наук: 19.00.10 / М. А. Кочнева. М., 1992. — 151 с.
  65. В. А. Роль социально психологической помощи в охране репродуктивного здоровья женщин / В. А. Кулавский, Л. А. Даутова // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. материалов IV
  66. Всерос. конгр. по пренатальной и перинатальной психологии с междунар. участием. М., 2003. — С. 41−42.
  67. Куэ Э. Школа самонаблюдения путем сознательного (преднамеренного) самовнушения / Э. Куэ — под ред. И. Д. Ермакова. Н. Новгород, 1929. — 214 с.
  68. М. Л. Новые технологии восстановительной медицины / М. Л. Лазарев // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: сб. материалов II Всерос. науч.- практ. конф. по пренатальному воспитанию. -М., 1999.-С. 27−30.
  69. М. Л. Сонатал — метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия: метод, рекомендации / М. Л. Лазарев. М.: Владосс-Пресс, 1996. — 24 с.
  70. Ю. В. Роль психофизиологических особенностей личности в процессе адаптации: дис.. канд. мед. наук: 14.00.10 / Ю. В. Лазарева. Тула, 1998.-65 с.
  71. М. Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребёнка. URL. http://www. rusmedsev. com//psichpregn./lan 01 b.
  72. А. Б. Психопрофилактика стрессов / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. М.: Мир, 1993. — 123 с.
  73. Т. В. Материнство — опыт трех поколений. Психологические сопровождения беременной женщины / Т. В. Леус. М.: Изд-во ИП РАН, 2000. -44 с.
  74. М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1997. — 120 с.
  75. Г. Б. Программа психологического тестирования беременных женщин при остром и хроническом психоэмоциональном стрессе / Г. Б.
  76. Е. Г. Ветчанина // Актуальные проблемы репродуктологии семьи: сб. метод, рекомендаций и пособий для врачей. Екатеринбург, 1998. — Т. 2. — С. 23.
  77. О. Б. Состояние психоэмоциональной адаптации и её влияние на исход родов для плода / О. Б. Мамиев, В. В. Горячев // Угрожающее состояние плода и новорожденного: материалы Первого съезда РАСПМ. Суздаль, 1995. -С. 8−11.
  78. Г. И. Социально психологический тренинг / Г. И. Марасанов. — М.: Совершенство, 1998. — 208 с.
  79. М. Девятимесячный сон. Сны в период беременности / М. Map коне. М.: Дом матери, 1993. — 15 с.
  80. В. Д. Клиническая и медицинская психология / В. Д. Менделевич. М.: Наука, 1998. — 22 с.
  81. С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 18−27.
  82. Т. А. Психофизиологические особенности женщин с невынашиванием беременности : дис.. канд. мед. наук: 14.00.10 /
  83. Т. А. Миронова. Курск, 1996. — 58 с.
  84. Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца / Р. Ж. Мухамедрахимов // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 16−25.
  85. А. П. К вопросу о подготовке беременных к родам в женских консультациях / А. П. Николаев // Акушерство и гинекология. 1952. — № 5. -С. 37.
  86. А. П. К вопросу о подготовке беременных к родам в женских консультациях / А. П. Николаев // Акушерство и гинекология. 1952. — № 5. — С. 37.
  87. Ю.И. // БМЭ. М, 1984. Т. 22. С. 327−330.
  88. Д. Бессознательное использование своего тела женщиной / Д. Пайнз. -СПб.: Изд-во. Вост.-Европ. ин-та психоанализа — Б.С.К., 1997. 195 с.
  89. Д. В. Рациональная и разъяснительная психотерапия / Д. В. Панков // Руководство по психотерапии. Томск.: Медицина, 1985. — С. 188−213.
  90. Перинатальная психология в родовспоможении: сб. материалов конф. -СПб.: Питер, 2000. 45 с.
  91. Л. Я жду ребенка / Л. Перну. М.: Медицина, 1986. — 256 с.
  92. К. И. Психопрофилактика болей в родах / К. И. Платонов, И. И. Вельвовский. М.: Медгиз, 1940. — 28 с.
  93. Практическая гинекология / под ред. акад. РАМН В. И. Кулакова,
  94. B. Н. Прилепской. М.: МЕДпресс информ, 2001. — 720 с.
  95. В. Н. Зависимость состояний здоровья новорожденных от психологической характеристики беременных перед родами / В. Н. Прохоров // Актуальные вопросы перинатологии: материалы Респуб. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1996.-С. 15−17.
  96. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация: материалы Рос. конф. (26−28 мая 1999 г., Санкт-Петербург). Иваново, 2000.1. C. 320.
  97. М. С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка : дис.. канд. мед. наук: 14.00.01 / М. С. Радионова. М., 1997. — 60 с.
  98. Д. Я. Психология и психоанализ беременности / Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрам-М, 2003. — 784 с. 11−13 с.
  99. В. Е. Гипнотерапия / В. Е. Рожнов // Руководство по психотерапии. Томск, 1985. — С. 156−188.
  100. С. JI. Основы общей психологии: в 2 т. / С. J1. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 328 с.
  101. К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. 2-е изд., междунар. -СПб.: Питер, 2001.-22 с.
  102. Руководство по внедрению эффективной помощи в области охраны здоровья женщин и детей 1-го года жизни. Проект «Мать и дитя» / под ред. Н. Вартапетовой. М.: Центр коммуникативных программ, 2003. — 10 с.
  103. Г. М. Акушерский стационар / Г. М. Савельева, В. Н. Серов, Т. А. Старостина. М.: Медицина, 1984. — 49 с.
  104. А. М. Неврозы / А. М. Свядощ. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1982.-366 с.
  105. В. Н. Руководство по практическому акушерству / В. Н. Серов, А. Н. Стрижаков, С. А. Маркин. М.: Мед. информ. агентство, 1997.-3−10 с.
  106. Г. В. Система «мать — дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики / Г. В. Скобло, О. Ю. Дубовик // Соц. и клин, психиатрия. -1992.-№ 2.-С. 75−78.
  107. А. Г. Особенности ЭЭГ женщин с неблагоприятным течением беременности / А. Г. Смирнов // Перинатальная психология в родовспоможении: сб. материалов конф. СПб., 2001. — С. 32.
  108. JI. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: практ. руководство / Л. Н. Собчик. СПб.: Речь, 2001. — 3−6 с.
  109. Т. Т. Роды и психика / Т. Т. Сорокина. Минск: Новое знание, 2003.- 16 с.
  110. Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика : пособие для студ. и учителей / Ю. Е. Сосновикова. — Горький: ГТПИ, 1975.-118 с.
  111. А. Н. Физиология и патология послеродового периода / А. Н. Стрижаков, О. Р. Баев, Т. Г. Старкова и др. М.: Династия, 2004. -120 с. 11 -14с.
  112. С. Микропсихоанализ / С. Фанти. М.: ЦПП, 1997. — 48 с.
  113. С. Утробная война. Микропсихоанализ / С. Фанти. М.: ЦПП, 1995.-27 с.
  114. Физическая и психическая подготовка беременных к родам: метод, рекомендации. М.: Просвещение, 1990. -49 с.
  115. Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии /Г. Ф. Филиппова// Вопросы психологии. -2001. -№ 2. С. 31−33.
  116. Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. — 239 с.
  117. Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез / Г. Г. Филиппова. М.: Жизнь и мысль, 1999. — 51 с.
  118. Г. Г. Психология материнства и перинатальная психология / Г. Г. Филиппова. М.: Жизнь и мысль, 2000. — 43 с.
  119. Г. Г. Психология материнства (сравнительнопсихологический анализ): дис.. д-ра психолог, наук: 19.00.10 / Г. Г. Филиппова.- М., 2000. 147 с.
  120. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флейк-Хобсон. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — 215 с.
  121. А. Психопатологии детства / А. Фрейд. M.: Nota Вепе, 2000. — 222 с.
  122. И. Врач, сестра, больной. Пер. с венг. / Харди, И. 3-е изд. -Будапешт- 1974. — 20 с.
  123. К. Собрание сочинений / К. Хорни. М., 1997. — Т. 4.: Психология женщины. — С. 16−271.
  124. М. Т. Психоаналитические теории развития. М.: Деловая книга, 1998.526 с.
  125. В. Б. Практическая психология. Инструментарий / В. Б. Шапарь. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. 22 с.
  126. Ю. И. Категории психологической антропологии в построении психологической теории пренатального развития и предмета пренатальной практики / Ю. И. Шмурак // Перинатальная психология в родовспоможении: сб. материалов конф. СПб., 1997. — С. 24−26.
  127. Ю. И. Пренатальная общность / Ю. И. Шмурак // Человек. -1993.-№ 6.-С. 24−37.
  128. И. Г. Аутогенная тренировка / И. Г. Шульц. М.: Медицина, 1985. -31 с.
  129. Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  130. Д.Б. Развитие личности ребёнка// Психическое развитие в детских возрастах. М.: 1995. С. 101−142.
  131. Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб.: Ленато ACT, 1996.- 120 с.
  132. И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. 5-е изд., междунар. — СПб.: Питер, 2001. — 68 с.
  133. Berns В. The Different Faces of Motherhood / В. Berns, F. Hay. N. J.: Plenum Press Cop., 1988. — 25 p.
  134. Birns B. Different faces of motherhood / B. Birns, D. T. Hay. N.Y. — L.: Plenum Press, 1988. -49 p.
  135. Bowlby J. Attachment and loss / J. Bowl by. N. Y.: Basic Books, 1973. — V. II.- 4 c.
  136. Bremmer J. G. Perceptual and intellectual development in infancy / J. G. Bremmer // Sci. Progr. (Or. Brit.). 1989. — V. 73, № 4. — P. 443−456.
  137. Cohen L. S. Psychological aspects of pregnancy / L. S. Cohen. New York, 1994.-37 p.
  138. Field T. D. Infancy / T. D. Field. L.: Harvard University Press, 1990. — 54 p.
  139. Geller J. J. Concerning the size of therapy groups / J. J. Geller// International Journal of Group Psychotherapy. 1999. — № 1. — P. 118−120
  140. Gochman E. R. G. Psychotherapy for mothers and infants: Interventions for dyads at risk / E. R. G. Gochman. West-port, US: Praeger Publ., 1995. — 80 p.
  141. Grossman M. L. Early child development in the context of mothering experiences / M. L. Grossman // Child Psychiatry and Hum. Devel. 1975. — V. 5, № 4.-P. 216−223.
  142. Jones D. P. The unreatable family. Special issue: child abuse and neglect / D. P. Jones // Child Abuse Negl. 1987. — № 11. — P. 409−420.
  143. Jonson M. H. Newborn’s preferential tracking of face-like stimuli and its subsequent decline /M. H. Jonson// Cognition. 1991. — V. 40, № 1−2. — P. 1−19.
  144. Kaitz M. Parturient women can recognize their infants by touch / M. Kaitz // Dev. Psychol. 1992. — V. 28, № 1. — P. 35−39.
  145. Lazarus R. Cognitive theories of stress and the issue of circularity / R. Lasarus, S. Folkman // Dynamics of stress. Physiological, psychological and social perspectives. New York, 1986. — P. 35−46.
  146. Lester D. Acta paediatr. hung. /D. Lester //Acta paediatr. hung.-1987. Vol. 28, № 3.4. — p. 259−260.
  147. Mahler S. M. The psychological birth of the human infant / S.M.Mahler, F. Pine, A. Bergman. L.: Maresfield Library, 1985. — 84 p.
  148. Martin S. A. Psychotherapy during pregnancy- opportunities and challengers /
  149. A. Martin // Am. J. Psychol. 1993. — V. 47, № 4. — P. 572−590.
  150. Nicolson N. A. Maternal behaviour in human and nonhuman primates / N. A. Nocolson // Understanding behaviour: What primates studies tell us about human behaviour. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1991. — P. 17−50.
  151. Norr K. F. Early maternal attachment behaviors of adolescent and adult mothers / K. F. Norr, J. E. Roberts // J. North Midwifery. 1991. — V. 36 (6). — P. 334−342.
  152. Phoenix A. Motherhood: meanings, practices and ideologies. Gender and psychology / A. Phoenix, A. Woollett, E. Lloyd. L., Oxford Univ. Press, 1991. -25 p.
  153. Psychological aspects of a first pregnancy and early postnatal adaptation / P. M. Shereshefsky, L. J. Yarrow adds // N. J.: Raven Press Publ, 1973. p. 105 — 112.
  154. Shrock P. Sexual health in pregnancy / P. Shrock // Reprod. Life: Adv. Res. Psychosomat. Obstat. and Gynaecol.: Proc. 10th Int. Congr. Psychosomat. Obstat. and Gynaecol. (Stokholm, 14−17 June 1992.), 1992. P. 95−100.
  155. Verny T. Pre- and Perinatal Psychology: an Introduction / T. Verny // N. J. Hum. Scien. Press., 1987.-P. 211−243.
Заполнить форму текущей работой