Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические подходы к формированию и оценке экономического потенциала депрессивного региона: на примере Чеченской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате реализации программы планируется обеспечить рост валового регионального продукта к 2012 г на 212,1 процентов по отношению к уровню 2007 грост объемов промышленного производства к 2012 г в 2 раза по отношению к уровню 2006 гувеличение валового производства продукции животноводства и растениеводства во всех категориях хозяйств, — создание не менее 95 тыс. новых рабочих мест в секторах… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы и особенности функционирования экономики депрессивного региона в условиях развития рыночных отношений
    • 1. 1. Проблемы социально-экономического развития регионов
    • 1. 2. Экономическое содержание понятия «депрессивный регион»
    • 1. 3. Методологические подходы к оценке и прогнозированию экономического потенциала региона
  • 2. Трансформация методов оценки экономического потенциала региона
    • 2. 1. Обзор существующих методологий использования потенциала регионального экономического пространства
    • 2. 2. Система показателей мониторинга и управления потенциалом региона
    • 2. 3. Кластерный принцип в критериальной оценке экономического потенциала депрессивного региона
  • 3. Основные направления стратегического планирования развития экономики Чеченской Республики
    • 3. 1. Методические подходы к стратегии развития региона
    • 3. 2. Оценка социально-экономического состояния региона
    • 3. 3. Алгоритм оценки и прогноза экономического потенциала
  • Чеченской Республики

Методические подходы к формированию и оценке экономического потенциала депрессивного региона: на примере Чеченской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время все еще актуальной остается необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и региональных реформ. В перспективе они должны быть направлены, как на сохранение единого в масштабах государства пространства, так и на j выравнивание уровней развития регионов и повышение уровня жизни населения.

На территории Российской Федерации расположено множество больших и малых территориальных образований, которые принято называть проблемными регионами. Основными типами таких регионов в современных условиях являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

Общим для всех депрессивных регионов является то, что, несмотря на низкие социально-экономические показатели в настоящее время, в прошлом эти регионы были развитыми. Однако по разным причинам (политическим, социальным и др.) эти регионы потеряли свое экономическое значение и их показатели значительно ухудшились.

Для диагностики депрессивных регионов используются различные количественные показатели: социально-экономические показатели развития региона, индексы депрессии, уровень безработицы и др.

Весьма актуальной при этом для таких регионов, как и для большинства регионов РФ, является на сегодня задача оценки внутренних резервов экономического роста. Ее решение связывается в науке в первую очередь с разработкой новых подходов к определению сущности и методов оценки экономического потенциала региона. На сегодняшний день указанные аспекты изучены пока недостаточно. Необходимо постоянное совершенствование методологии формирования и оценки экономического потенциала региона и научного обоснования социально-экономической политики их развития. Все это еще раз подтверждает актуальность данного направления исследования.

Степень разработанности проблемы. Методологические подходы и исходные теоретические положения диссертации основаны на обобщении и дальнейшем развитии результатов исследований зарубежных и отечественных специалистов в области макроэкономики и региональной экономики, государственного регулирования экономики, экономической статистики, теории принятия управленческих решений.

Исследованию теоретических и методологических вопросов проблемы экономического потенциала посвящены труды Л. И. Абалкина, В. Н. Авдеенко, В. Г. Андрейчука, С. А. Беловой, Р. А. Белоусова, А. А. Белякова, Э. П. Горбунова, М. И. Горшкова, А. А. Задоя, В. А. Котлова, Б. М. Мочалова, А. А. Пшеничникова, А. И. Самоукина, Э. П. Фигурнова, А. Г. Фонотова, Б. М. Цветкова, Д. А. Черникова и других исследователей.

Проблемы социально-экономического развития регионов, а также вопросы стратегического планирования развития региональной экономики разрабатывали в своих трудах такие исследователи, как: Абалкин А., Адамеску А., Азроянц Э., Аксаева И., Васина Т., Господарчук Г., Градов А., Гранберг А., Колмаков М., Морозова Т. Г., Некрасов Н. Н., Новоселов А., Черныш Е., Швецов А., Шнипер Р. и другие.

В исследование проблем оценки конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности проектов развития территорий значительный вклад внесли отечественные и зарубежные ученые: Андреев В., Ансофф И., Марченко Г., Мачульская О., Осипов А., Селезнев А., Панкрухин А., Портер М., Рулофф Д., Фатхуднинов Р., Фрай Д. и другие.

При анализе особенностей и тенденций развития экономики регионов Юга России, в том числе и депрессивных территорий, были использованы различные методические подходы, изложенные в работах С. Глазьева, Г. Гореловой, А. Дружинина, В. Игнатова, Е. Захаровой, А. Керашева, В. Кузнецова, Н. Пшиканоковой, А. Тамбиева, А. Тамова, 3. Хутыза и др.

В опубликованных работах достаточно глубоко и полно исследованы различные аспекты исследуемой тематики. Однако, отдавая должное значительному вкладу и результатам исследований названных ученых, вопросы методологии формирования и оценки экономического потенциала, и в частности, для депрессивных регионов, до сих пор продолжают оставаться предметом научного поиска в силу существенной значимости дальнейшего исследования в целях достижения устойчивого развития проблемных регионов.

Важность и значимость исследования этих проблем определили выбор темы диссертации и логику ее изложения.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются методологии формирования механизма и методический инструментарий оценки экономического потенциала региона.

Объект исследования — экономика Чеченской республики, рассматриваемой с позиции депрессивного региона.

Теоретическая база исследования. Методологической и теоретической основой диссертации стали фундаментальные концепции и гипотезы авторов в области диагностики депрессивных регионов, повышения эффективности использования ресурсов и факторов производства в отраслях проблемных регионов, оценки их ресурсного, инвестиционного, экономического и др. потенциалов.

Результаты проведенных исследований в указанных областях сводятся к следующему:

— научно проработаны и определены различные подходы к сущности и количественной диагностике экономики депрессивных регионов, изложенные в трудах известных российских и зарубежных ученых-экономистов;

— исследованы различные трактовки экономического потенциала территорий, методы оценки его составляющих, методологический инструментарий рейтинговой оценки регионов;

— разработаны • «Основные направления социально-экономического развития России» на период до 2020 г.- разработана федерально-целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2011 годы».

Но этого далеко недостаточно. Необходимо дальнейшее углубленное исследование всех аспектов перечисленных задач и разработка новых в данной области, поиск новых путей их практического решения.

Актуальность и недостаточная разработанность перечисленных задач предопределили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи, а также логику изложения.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических подходов и практических методик по формированию и оценке экономического потенциала в плане его конкретной реализации в депрессивном регионе.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

— систематизация существующих подходов к структуре экономического потенциала региона и определение составляющих показателей в целях его интегральной оценкиразработка методического инструментария количественной и качественной диагностики проблемных, в том числе, депрессивных регионовопределение путей и способов повышения эффективности использования экономических факторов производства и ресурсных возможностей депрессивного регионакомплексная оценка показателей социально-экономического развития Чеченской республики, отраслей ее экономики, их эластичности роста, инвестиционной привлекательности и уровня интенсификации производства;

В ходе исследования использованы законы Российской Федерации, Постановления Правительства и Указы Президента РФ, положения.

Правительства РФ по стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, Законы Федерального собрания и материалы Министерства экономического развития и торговли Чеченской республики, Госкомстата России и Территориального органа Федерального управления государственной статистики по Чеченской республике.

Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика (п.п. 5.13. Проблемы устойчивого развития регионов разного уровнямониторинг экономического и социального развития регионов разного уровня- 5.14. Разработка перспектив развития региональных социально-экономических системпрогнозирование в региональных социально-экономических системах).

Методы исследования. Диссертационное исследование базируется на фундаментальных принципах экономической теории и макроэкономики.

В исследовании использовались методы экономико-математического моделирования, экономической статистики, группировки, многомерного сравнительного анализа, расчетно-аналитические, преобразования факторных систем.

Исследование базируется на методологии научного познания и его конкретных приложениях в области региональной экономики.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном подходе к разработке методического инструментария, обеспечивающего формирование и оценку экономического потенциала региона в контексте его практической реализации в депрессивном регионе.

На защиту выносятся следующие положения и результаты, составляющие научную новизну: в результате проведенного обобщения существующих подходов к диагностике депрессивных регионов уточнена система показателей для оценки их экономического потенциала, включающая показатель ресурсного потенциала региона, отраслевая эластичность роста, уровень интенсификации отраслей региона, инвестиционную привлекательность, что позволяет получить прогнозные характеристики трансформации региона в состояние устойчивого развития;

— усовершенствована методика оценки отраслевых показателей региона базирующаяся на принципах кластерного анализа и обеспечивающая возможность группировки однородных нормативных показателей деятельности отраслей региона, не только по их фактическим оценкам, но и по относительным показателям, показывающим долю каждого фактического значения экономического показателя в его нормативном значении. В прикладном аспекте это позволяет проводить более полную и достоверную оценку экономического потенциала региона, а также рейтинговую оценку других регионов страны с целью разработки государственных решений, как в отношении депрессивных регионов, так и в плане реформирования региональной политики на современном этапе. предложен алгоритм оценки интегрального показателя, характеризующего уровень экономического роста региона, базирующийся на оценках отраслевой эластичности роста, и степени интенсификации, как каждой отрасли, так и региона в целом, который позволяет сформировать механизм оптимального управления структурой экономики региона с учетом социального вектора;

— уточнены количественные соотношения уровней экономического потенциала региона, посредством выведенных взаимосвязей между его структурными показателями с целью оценки проблемных территорий по степени их отнесения к различным видам (отсталым, депрессивным и др.). Установленные соотношения дают возможность ранжирования регионов страны по уровню развития их экономики с целыо разработки обоснованных решений в плане объемов дотирования регионов и определения их приоритетности по степени очередности в предоставлении им государственных дотаций;

— осуществлена прогнозная оценка экономического потенциала.

Чеченской республики и показателей ее социально-экономического развития на период 2008;2011 г. г. с учетом взаимосвязи показателей эластичности роста отраслей региона, их ресурсного потенциала, уровней инвестиционной привлекательности и интенсификации, что позволяет внести обоснованные коррективы в разработку стратегии социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.

Практическая значимость полученных результатов исследования состоит:

— разработке методологического аппарата с целью формирования механизма реализации достаточного уровня экономического потенциала депрессивного региона с целью достижения им состояния устойчивого развития;

— в применении разработанных методик и моделей Министерством экономического развития и торговли Чеченской республики, в практике текущей хозяйственной деятельности и при разработке долгосрочной стратегии их развития;

— в использовании результатов исследования и разработанных методик в вузовской практике при чтении таких дисциплин как: «Региональная экономика», «Государственное регулирование экономики», «Экономическая теория и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Работа выполнялась на кафедре экономики и менеджмента Кисловодского института экономики и права в рамках решения научной проблемы: разработка математических методов и информационных технологий для решения экономических проблем современного общества. Результаты исследования и основные его положения докладывались и получили положительную оценку на научных региональных семинарах «Методология системных исследований в гуманитарных отраслях науки» (г. Кисловодск, февраль-март 2007 г., октябрь 2007 г., март, октябрь 2008 г., а также:

— на Международной научно-практической конференции «Ресурсный потенциал национальной экономики в условиях глобализации», организованной Департаментом образования и науки Краснодарского края, Южной секцией содействия развитию экономической науки Отделения общественных наук РАН, Краснодарским представительством Центра общественных наук МГУ имени М. В. Ломоносова, Краснодарской региональной общественной организацией «Южная секция содействия развитию экономической науки России» и Кубанским государственным университетом (г. Сочи, 30.01−01.02.2008) — на Международном форуме «Толерантное пространство современности: экономика, право, мораль», организованной при Кисловодском институте экономики и права (май 2008 г.);

— на совместном заседании кафедр экономики и менеджмента, финансов, денежного обращения и кредита, математики и информатики Кисловодского института экономики и права (октябрь 2006 г., февраль, июнь 2007;2008 г. г.).

Результаты исследования апробированы, внедрены и используются Министерством экономического развития и торговли Чеченской республики при разработке стратегии и программы социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу, что подтверждается справкой о внедрении.

Публикации. По теме диссертации автором опубликованы 6 печатных работ общим объемом 2,2 печатных листа.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами, сформулированными в исследовании.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы и предложения.

Социально-экономическое развитие регионов, как и России в целом, наталкивается в последнее десятилетие на очень серьезные трудности и только объективный научный анализ может дать инструмент для практического решения социально-экономических проблем.

Исследования показывают, что для России проблема стабилизации ситуации в проблемных регионах трудноразрешима в силу наличия ряда причин, одной из которых является то, что ни в официальных правительственных документах, ни в научной литературе не выработано пока единого критерия для определения депрессивного (проблемного) района. Не существует ни четкого определения данного понятия, ни четкой классификации депрессивных территорий.

В настоящее время происходит уточнение критериев выделения проблемных районов, более точная дифференциация предоставляемых мер помощи, сокращение числа проблемных районов.

Проблемными территориями сегодня, как правило, называют территории, развитие которых регулируется государством. Эти территории дифференцируют или по отраслевому) или по генетическому принципу, учитывающему динамику изменения экономических показателей. Последний подход более логичен. Используя его, удается выделить депрессивные и отсталые (слаборазвитые относительно других) районы.

Чаще всего экономическая ситуация признается проблемной, если фиксируется превышение пороговых значений по ряду индикаторов: спад производства (ВРП на душу населения) — безработицауровень промышленного потенциала региона (состояние индекса промышленного производства) — величина среднедушевого дохода в регионе.

Поэтому с точки зрения динамики изменения экономических показателей существующий подход позволяет выделить проблемные регионы 3 типов:

— отсталые (слаборазвитые относительно других) регионы;

— депрессивные регионы;

— транзитные регионы, находящиеся в переходном состоянии между отсталыми и депрессивными территориями.

Несмотря на улучшение макроэкономической ситуации в РФ в 2001;2006гт., в это время региональная дифференциация не снижалась и, как следствие, в этот период возрастает число регионов переходного (транзитного) и депрессивного типов. Проблемные регионы есть во всех федеральных округах. По составу отсталых регионов выделяются два полюсарегионы юга Сибири и Дальнего Востока и республики Северного Кавказа, в частности Чеченская республика, для которой показатели объемов валового внутреннего продукта на душу населения, как одного из самых характерных показателей социально-экономического развития региона, являются одними из самых низких (табл. 1).

В подобных условиях существующие предложения федерального центра регионам сделать упор на внутренние источники развития представляются слабо обоснованными. В настоящее время внутренние возможности бюджетного инвестирования для стимулирования инвестиционной активности в большинстве субъектов РФ весьма ограничены. Можно ожидать, что по мере улучшения правового, экономического и финансового климата в России, а также в результате дальнейшего развития межбюджетных отношений, инвестиционная привлекательность российских регионов будет повышаться.

Однако разрыв между наиболее сильными и слабыми регионами все-таки может увеличиться,' что повлечет больший разброс в уровне их экономического потенциала и показателей социально-экономического развития.

В связи с этим весьма актуальной является задача решения социально-экономических проблем депрессивных регионов также и за счет повышения эффективности использования имеющихся внутренних ресурсов, повышения своего экономического потенциала с целью достижения регионом состояния устойчивого развития.

В диссертации исследованы существующие трактовки, классификационные структуры и методы оценки развития производительных сил и экономического потенциала региона, изложенные во многих работах известных ученых и специалистов данной области.

Необходимость дальнейшего глубокого исследования существующих отечественных и зарубежных подходов к трактовкам и методам оценки экономического потенциала региона подтверждается результатами рассматриваемых выше работ.

Анализ экономического потенциала региона, наряду с оценкой общих показателей его социально-экономического развития, имеет большое значение, особенно для проблемных регионов, так как дает возможность выявить возможности и разработать мероприятия, направленные на достижение ими состояния устойчивого развития.

В этом плане мы рассматриваем и предлагаем авторский подход к решению задачи повышения и управления экономическим потенциалом региона, соответственно структурно сформированный, а также методически обоснованный кластерными принципами его оценки, оценкой отраслевой эластичности роста и оптимизацией структуры валового регионального продукта,.

Мы предлагаем применить к оценке экономического потенциала региона основные принципы кластер-анализа, но применять их при этом несколько иначе, и не к какому-то ряду предприятий с целью их рейтинговой оценки, а непосредственно к одному, конкретному, интересующему нас, региону. При этом объектами наблюдений в каком-то ш-мерном пространстве являются основные экономические показатели, характеризующие, как экономический потенциал, так и социально-экономическое развитие региона. Сначала создаются несколько классов (г) (групп однородных показателей) по каждой отрасли региона:

— отраслевая эластичность роста;

— совокупный ресурсный потенциал;

— валовой отраслевой продукт на душу населения;

— степень интенсификации отрасли;

— инвестиционная привлекательность отрасли;

В итоге мы получаем среднее значение показателя экономического потенциала региона (т. е. совокупности его отраслей) — Nn.

Критерии оценки данного показателя следующие: если 0<�Л^Л<0,5 — то это низкий экономический потенциалесли 0,5<0,8 — то это экономический потенциал средней степениесли Nn >0,8 -т-1,0 — то это высокий экономический потенциал.

Критерий для оценки депрессивных регионов предложен и обоснован следующий:

Если 0<�Л^Я<0,3 — то это очень низкий экономический потенциал, по которому данный регион следует отнести к категории депрессивных.

Предлагается также, для окончательного и обоснованного определения вышеуказанных критериальных значений экономического потенциала (Nn) провести рейтинговую оценку максимально возможного числа других регионов страны с применением многомерного сравнительного анализа, и в частности кластер-анализа, что даст возможность разработать обоснованные государственные решения, как в отношении депрессивных регионов страны.

Далее, на базе предложенной методики оценки экономического потенциала, определяется социально-экономический потенциал, который рассчитывается, как произведение показателей экономического потенциала и предельной производительности экономики региона.

Применение вышеизложенной последовательности оценок составляющих показателей экономического потенциала показано на примере Чеченской республики — одного из самых характерных депрессивных регионов в настоящий момент в России.

До известных событий Чеченская Республика обладала мощнейшим промышленным потенциалом, были развиты нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение и деревообрабатывающая промышленность, строительная индустрия и т. д. На долю промышленного производства приходилось около 67% объема валового регионального продукта. Чеченская Республика в основном сама обеспечивала себя продовольствием.

В сложившейся к началу 90-х годов XX в. структуре промышленности преобладали отрасли тяжелой индустрии (около 80% общего объема продукции). 12 крупных отраслей промышленности республики производили более 1000 наименований продукции.

Специализация промышленности определялась нефтедобычей, нефтепереработкой (92% российского производства авиационного масла и моторного топлива, битума и парафина), нефтехимией (синтетический этиловый спирт, полиэтилен и др.), микробиологической промышленностью, машиностроением, приборостроением (нефтяное оборудование, насосы, электроинструмент, автомобильные прицепы, медицинские инструменты), пищевой и легкой промышленностью.

Дестабилизация политической обстановки и военные действия 19 942 000 гг. привели к развалу экономики, социальной сферы и обнищанию населения.

В 2004 г. объем валового регионального продукта Чеченской Республики составил 11,9 млрд руб., что на 19,2% больше, чем в 2003 г. Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП, являются: промышленность, торговля, строительство и сельское хозяйство, на долю которых приходится более 80% произведенного ВРП.

Основными направлениями разрабатываемой Концепции программы социально-экономического развития Чеченской Республики до 2010 г. являются:

• всемерное увеличение занятости экономически активного населения в легальных сферах.

• деятельности, радикальное сокращение безработицы;

• создание' нормальных условий жизни и неуклонный рост благосостояния (уровня и качества.

• жизни) всех слоев населения;

• кратное сокращение доли бедного населениядостижение высоких и устойчивых темпов экономического роста;

• развитие отраслей производства товаров и услуг, отвечающих критериям рыночной и.

• социальной эффективности;

• восстановление окружающей средырационализация природопользования в интересах.

• экономики, проживающего населения и будущих поколений.

Основными задачами Концепции среднесрочной программы социально-экономического развития являются: сохранение здоровья и повышение уровня. жизни населения, возрождение отраслей топливно-энергетического комплекса (нефтедобыча, электроэнергетика, теплоснабжение городов и сел), строительной индустрии и агропромышленного комплекса, восстановление транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов связи и телекоммуникаций, восстановление и охрана окружающей среды. Ключевые отрасли хозяйственного комплекса Чеченской Республики — промышленность, сельское хозяйство, строительство и сфера услуг.

В структуре экономики должно преобладать сельскохозяйственное производство и перерабатывающие отрасли, работающие на собственном сырье. Развитие предприятий во всех отраслях государственного сектора будет приоритетным для трудоемких производств. Подлежат восстановлению в первую очередь предприятия, которые в короткий срок могут дать рабочие места и прибыль в бюджет республики.

Приведенные в диссертации исходные данные по отраслям республики, а также представленные в работе расчетные оценки перечисленных выше составляющих показателей экономического потенциала региона, позволили провестив соответствии с изложенной выше методикой оценку указанных показателей для Чеченской Республики. 4.

Результаты оценок показывают, что все структурные показатели повышаются в течение анализируемого периода. Показатель экономического потенциала при этом возрастает с 0,16 (2005 год) до 0,27 (2007 год).

Прогнозное значение экономического потенциала, рассчитанное также с применением описанных методик на период 2008 г., составляет 0,29.

Правительство РФ Постановлением от 15 июля 2008 г. N537 утвердило ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 20 082 011 годы» общей стоимостью 120,577 млрд руб.

Основной целью программы является создание условий для перехода к устойчивому развитию экономики и социальной сферы Чеченской Республики. Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач: увеличение занятости трудоспособного населения и сокращение безработицыдостижение необходимых темпов экономического роста, обеспечивающих развитие отраслей производства и услуг, отвечающих критериям рыночной и социальной эффективностивосстановление системы инженерной инфраструктуры, включая восстановление межрегиональных и региональных транспортных сетейпродолжение восстановления сетей связи для обеспечения • доступа к современным информационно-коммуникационным технологиямобеспечение населения республики доступным и качественным жильем.

Общий объем финансирования ФЦП составляет 120 млрд. 576,85 млн руб. В том числе из федерального бюджета запланировано выделить 110 млрд. 784,38 млн руб. /из них капитальные вложения — 100 млрд. 510,2 млн руб. и прочие нужды — 10 млрд. 274,18 млн. руб, из бюджета Чеченской Республики — 3 млрд. 905,84 млн руб. За счет внебюджетных источников намечено привлечь 5 млрд. 886,63 млн руб.

Программа предусматривает завершение мероприятий по восстановлению объектов, начатых федеральной целевой программой.

Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики /2002 год и последующие годы/", утвержденной постановлением правительства РФ от 21 декабря 2001 г N889, а также строительство новых объектов.

В отличие от предыдущей программы, главной целью которой являлось восстановление и обеспечение нормального функционирования экономики и социальной сферы Чеченской Республики, новая программа направлена на создание условий для перехода от восстановления к устойчивому развитию экономики и социальной сферы Республики.

Особенностью программы является то, что помимо объектов, относящихся к федеральной собственности РФ, в программу включены объекты, относящиеся к госсобственности Чеченской Республики и к муниципальной собственности, финансирование которых осуществляется в виде субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики в соответствии с правилами предоставления из федерального бюджета субсидий бюджету Чеченской Республики на обеспечение социально-экономического развития Республики в 2008;2011 гг.

Объем субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики на финансирование объектов, относящихся к государственной собственности Республики и к муниципальной собственности, составляет 92 млрд. 016,8 млн руб. Объем капитальных вложений, направляемых из федерального бюджета на финансирование объектов, относящихся к федеральной собственности, составляет 18 млрд. 767,58 млн руб.

В результате реализации программы планируется обеспечить рост валового регионального продукта к 2012 г на 212,1 процентов по отношению к уровню 2007 грост объемов промышленного производства к 2012 г в 2 раза по отношению к уровню 2006 гувеличение валового производства продукции животноводства и растениеводства во всех категориях хозяйств, — создание не менее 95 тыс. новых рабочих мест в секторах экономики и социальной сферысоздание сбалансированной социальной инфраструктуры, включающей обеспеченность населения к 2012 г жильем в количестве 13,2 кв. м. на человекавосстановление сети автодорог с усовершенствованным твердым покрытиемувеличение абонентской сети на 50 тыс. телефонных номеров.

Эти мероприятия позволили провести прогнозные оценки экономического потенциала республики на 2009;2011 г. г, которые показывают его повышение до значения 0,5−0,6 (т.е. экономического потенциала средней степени).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ.2. Налоговый кодекс РФ.3. ФЦП «Юг России».
  2. Концепция развития АПК Чеченской республики.
  3. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 310 «О внесении изменений и дополнений в федеральную целевую программу «Юг России».
  4. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.99 (в ред. от 24.07.07).
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3.
  6. Методические рекомендации субъектам РФ и муниципальным^ образованиям по регулированию межбюджетных отношений, утв. Приказом Министра финансов РФ от 27.08.2004 № 243.
  7. М.В., Маккаева Р. С.-А. Экономическая оценка состояния сельскохозяйственной отрасли Чеченской республики/УСовременные научные исследования. -2008.-№ 1.- стр. 12−19.- 1,0 пл. (авт. 0,5 пл.).
  8. Анализ экономики. Страна. Рынок. Фирма / под ред. проф. В. Е. Рыбалкина. — М.: Международные отношения, 1999.
  9. В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд. испр. — М.: Дело, 2002.
  10. Е.В. Переходные процессы в экономике (методы качественного анализа). -М.: ИМЭИ, 1995.
  11. Е.В. Переходные процессы в экономике (методы качественного анализа). М.: ИМЭИ, 1995.
  12. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. -М.: Интерэксперт: ИНФРА-М, 1995.
  13. К. А. Методические подходы к оценке и управлению ресурсным потенциалом и социально-экономической эффективностью жилищно-коммунального хозяйства: Автореферат канд. дисс. — Кисловодск: КИЭП, 2007.
  14. М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. Пер. с англ. — М.: «ИНФРА-М», 1996.
  15. М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. Пер. с англ. — М.: «ИНФРА-М», 1996.
  16. М.К. Макроэкономика (основы экономической политики) -М.: Дело и сервис, 2005.
  17. М.К. Макроэкономика (основы экономической политики) / М. К. Бункина, A.M. Семенов, В. А. Семенов. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и сервис, 2005.
  18. JI.C., Казакова О. Б. Управление инвестиционной деятельностью. М.: Кнорус, 2005.
  19. Ван Хорн Дж.-К. Управление финансами. М.: «Финансы и статистика», 1996.
  20. B.JI., Шапиро Н. А. Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект)//Финансы и кредит.-2006.-№ 23(227).-с. 80−83.
  21. Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М.: ИНФРА-М, 2001.
  22. JI.A., Ратнер С. В. Инновационный путь развития экономики России)//Финансы и кредит.-2006.-№ 12(216).-с. 40−46.
  23. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. / Пер. с англ. М.: 1996.
  24. Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России // Вопросы экономики. -2003.-№ 5.-С. 6.
  25. В.М. и др. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Общ. ред. JI.C. Тарасевича. — СПб.: Изд-во С-Петербургского государственного ун-та экономики и финансов, 1997.
  26. В.М. и др. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Общ. ред. JI.C. Тарасевича. — СПб.: Изд-во С-Петербургского государственного ун-та экономики и финансов, 1997.
  27. Д.М. Организация и управление. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.
  28. Д.М. Организация и управление. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.
  29. П. Т. Возможности использования методов экономического прогнозирования в Чеченской республике//экономический вестник РГУ.- 2008.-Т.6.-№ 1.
  30. П.Т. Организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий депрессивного региона//Современные научные исследования. — 2007.-№ 2.
  31. П.Т. Предварительные постреформенные итоги развития экономики АПК депрессивного региона//Современные научные исследования. 2008.-№l).
  32. П.Т., Булгакова JI.H. Методика оценки экономического потенциала региона//Современные научные исследования. — 2008.-№ 3.
  33. П.Т. Кластеризация экономики региона//Современные научные исследования. 2008.-№ 3.
  34. С.Ю. Теория долгосрочного технико — экономического развития.-М.: Владар, 1993.
  35. С.Ю. Теория долгосрочного технико — экономического развития. М.: Владар, 1993.
  36. О.П., Горбунов Н. М. и др. Всеобщее управление качеством. -М., «Радио и связь», 1999.
  37. И.В. Региональные особенности инвестирования в современной России: методология и результаты исследования)//Финансы и кредит.-2006.-№ 6(210).-с. 46−57.
  38. А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для вузов / А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданов. 3-е изд. — М.: Кно Рус, 2005.
  39. JI.B., Ильминская С. А. Политика управления оборотным капиталом как часть общей финансовой стратегии предприятия//Финансы и кредит.-2006.-№ 15(219).-с. 5−11.
  40. И.М. Роль государства в регулировании экономических отношений в АПК. Труды ННАЭО, вып. 5.- М.: Изд-во МСХА, 2005.
  41. М. В. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабильности?//Вопросы экономики.-2007.-№ 12.-е. 5−25.
  42. М.В. Экономический рост: новые проблемы и новые риски//Вопросы экономики. 2006.-№ 12.-с. 23−28.
  43. М.В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике. М.: Экономика, 2005.
  44. Ершов М.В.,' Зубов В. Возможности и риски финансовойинтеграции/ЛЗопросы экономики. 2005.-№ 12.-е. 5−6.
  45. М.А. К вопросу об обосновании стратегических приоритетов развития экономики региона//Финансы и кредит.-2006.-№ 21(228).-с. 80−84.
  46. С., Басс JI. Инвестиции Юга России: проблемы и решения. // Инвестиции в России. 2001. — № 12. — с. 3−5.
  47. Ю. О показателях экономического благосостояния/ЛВопросы экономики.-2007.-№ 2.-с.93−102. I
  48. В. Г., Бутов В. И. Южная Россия и ее регионы. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-на-Дону: Изд. Центр. «МарТ», 2007.
  49. И.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  50. Инвестиции / под ред. Г. П. Подшиваленко, Н. И. Лахметкиной, М. В. Макаровой. -М.: Кнорус, 2007.
  51. Инфраструктура муниципальных образований / под ред. О. Семкиной, П. Кухтина). М.: КноРус, 2008.
  52. О.В., Русскова Е. Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования/ТВестник СПбГУ, — сер. 5.- 2005.-Вып.2.-с. 28−37.
  53. JI.B., Горстко А. Б. Оптимальные решения в экономике. — М.: Наука, 1972.
  54. JI.B., Горстко А. Б. Оптимальные решения в экономике. —1. М.: Наука, 1972.
  55. Р., Нортан Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: «Олимп-Бизнес», 2003.
  56. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранные произведения.- М.: экономика, 1993.
  57. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранные произведения.- М.: экономика, 1993.
  58. Г. Системная парадигма и теория фирмы//Вопросы экономики.-2002.-№ 10.-с. 63−65.
  59. В.В. Введение в финансовый менеджмент М.: Финансы и статистика, 2006.
  60. В.В. Введение в финансовый менеджмент М.: Финансы и статистика, 2006.
  61. В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2006.
  62. Н.Г., Зинчук Г. М., Кочеткова С. А. и др. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2008.
  63. В.М. Основы современной экономики— М.: Финансы и статистика, 2001.
  64. В.М. Основы современной экономики: Учебник / В. М. Козырев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  65. . Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие (пер. с франц.) / под. ред. проф. JI.B. Соколова-М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  66. Количественные методы финансового анализа / под ред. С. Брауна, М.П. Креммене-М.: ИНФРА-М, 1996.
  67. В.И., Хохлов С. Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка / Под ред. В. А. Персиянова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  68. В.И., Хохлов С. Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка / Под ред. В. А. Персиянова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
  69. Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика . М.: Феникс, 2006.
  70. Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. М.: Феникс, 2006.
  71. Ю.А., Маличенко И. П. Инвестиции: теория и практика. -Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  72. В.Н. Макроэкономика: Курс лекции / В. Н. Костюк. М.: Центр (изд-во — ТОО), 2001.
  73. .Л. Управление социально-экономическим развитием проблемного региона (на примере ЕАО) / докт. дисс. Хабаровск: Институт экономических исследований ДВО РАН, 2006.
  74. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Пер. с англ. Под ред. Б. А. Соловьева. М.: ACT, 2000.
  75. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Пер. с англ. Под ред. Б. А. Соловьева. -М.: ACT, 2000.
  76. Д. Стратегический менеджмент.-М.:СПб~Киев, Изд-во Вильяме», 2003.
  77. М.Н. Критический объем продаж: значение, сущность, величина// Финансовый менеджмент.-2001.- № 6.-с. 3−13.
  78. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и практика. -ЮНИТИ ДАНА, 2006.
  79. Курс экономической теории: Учеб. МГУ / Под ред. А. В. Сидоровича. -2-е изд. -М.: Дело и сервис, 2001.
  80. В. Метод экономического анализа «затраты-выпуск». Избранные труды. М.: Экономика, 1970.
  81. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие. М.: ОАО, «Издательство «Экономика», 1998.
  82. С.А. Чеченская республика. Экономический потенциал и стратегическое развитие.- Издательство ЛКИ, 2007.
  83. Липина С. А. Республики Северного Кавказа. Приоритеты развития агропромышленного комплекса. Издательство ЛКИ, 2005.
  84. М. Социальная безопасность России: региональный аспект статистической оценки//Вопросы экономики.-2003.-№ 2.-с.42.
  85. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и практика. -ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  86. А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. -М.: КомКнига, 2006.
  87. В.А. Экономическое и государственное регулирование, как необходимое условие снижения диспаритета цен и финансового оздоровления предприятий АПК. Труды ННАЭО, вып. 5.- М.: Изд-во МСХА, 2004. '
  88. В.Л. Методические основы выделения депрессивных и отсталых регионов/УРегион: экономика и социология. 1996. — № 2.
  89. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: ОАО, «Издательство «Экономика», 1998.
  90. В. Метод экономического анализа «затраты-выпуск». Избранные труды. — М.: Экономика, 1970.
  91. Г. М. Экономические проблемы регионов и промышленных комплексов/ТПроблемы современной экономики. 2005. — № 4(12).
  92. И.В. Ценообразование. М.: МАГИСТР, 2008.
  93. Т.Г. Идентификация фазы макроэкономического цикла как компонента системы управления стоимостью бизнеса)//Финансы и кредит.-2006.-№ 24(228).-с. 25−30.
  94. К.Р., Брю C.JI. Экономикс. В 2-х томах. — М. 1992.
  95. Р. С.-А. Формирование стратегического ресурсного потенциала региональных производственных комплексов и отраслей (на примере Чеченской Республики): канд. дисс. Кисловодск: КИЭП, 2008.
  96. Д.Ю., Налоговый менеджмент М.: Финансы и статистика, 2006.
  97. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. -М.: Дело. 1992.
  98. В.В. Государственное регулирование экономики. М.: ИНФРА-М, 2005.
  99. X. М. Управление развитием институциональной среды регионального строительного комплекса (на материалах Чеченской Республики): канд. дисс. Кисловодск: КИЭП, 2008.
  100. Оценка бизнеса /Под ред.А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2002.
  101. А.Г. Определение структуры капитала на основе отраслевых показателей из сборников Финстат//Финансы и кредит.-2006.-№ 8(212).-с. 16−18.
  102. В.Я., Казаков С. В. Экономика отрасли. М.: ИНФРА-М, 2008.
  103. Проблемы функционирования и развития инфраструктуры России в переходный период/под ред. В. Н. Лифшица. М.: 1996.
  104. О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.
  105. З.К. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М, 2005.
  106. К.А. Экономика предприятия. М.: Маркетинг, 2004.
  107. .А., Стародубцева Е. Б. Курс экономики. М.: ИНФРА -М, 2008.
  108. Региональная экономика / под ред. В. И. Видяпина. М.:ИНФРА-М, 2007.
  109. Региональная экономика/ под ред. проф. М. В. Степанова. М. ИНФРА-М, 2008.
  110. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат, 2007.
  111. Сио К. К. Управленческая экономика. Пер. с англ. — М.: «ИНФРА-М», 2000.
  112. А.Б. «Комментарий к Федеральному закону от 25.02.99 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»». Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2007.
  113. А.И. Особенности состояния и развития отраслей социальной сферы в субъектах Российской Федерации// Аудит и финансовый анализ.-2001.-№ 2.
  114. О. В. Управленческий анализ в отраслях. М.: Экономистъ, 2006.
  115. А.С. Обзор вариантов долгосрочного финансирования предприятий//Финансы и кредит.-2006.-№ 6(210).-с. 37−41.
  116. Ю.В. Микроэкономика. М.: Дело и сервис, 2002.
  117. Ф. У. Менеджмент. Пер. с англ. М.: Изд-во Стандарт, 1992.
  118. Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.
  119. А., Формби Дж. Экономика фирмы. М.: Бином, 1998.
  120. А.Н. О бюджетном финансировании научно-технологического комплекса России//Финансы и кредит.-2006.-№ 59 209).-с.24−31.
  121. Т., Паррамоу К. Количественные методы в финансах. Пер. с англ. — М.: «Финансы», &bdquo-ЮНИТИ», 1999.
  122. Управление организацией/ Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА -М, 2001.
  123. Р.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА — М, 2006.
  124. Федеральный бюджет и регионы: структура финансовых потоков/под ред. A.M. Лаврова. М.: Институт «Восток-Запад», 2001.
  125. Н., Симчера В. К оценке эффективности использования национальных ресурсов России//Вопросы экономики.-2007.-№ 8.-с.31−40.
  126. Н.П. Системный подход к изучению экономических явлений// Математика и кибернетика в экономике. М.: Экономика, 1975.
  127. Финансовая система России и экономический рост. -М.: Московский общественный научный фонд. Ассоциация независимых центров экономического анализа, 2006.
  128. С. Экономика: Пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. -М.: Дело, 2001.
  129. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975.
  130. Е.М. Финансовая математика: Учебник. М.: Дело, 2005.
  131. Э.О., Сидоров М. А. Управление риском и устойчивое развитие. — М.- Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999.
  132. Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. — СПб.: Бизнес Микро, 1999.
  133. У.Ф., Александер Г. Дж., Бейли Дж.В. Инвестиции М :ИНФРА-М, 1997.
  134. И.В., Александрова Е. Н. Инновационная экономика: вопросы теории и основные тенденции развития)//Финансы и кредит.-2005.-№ 14(182).-с. 24−29.
  135. А.В., Бизнес процессы. Основные понятия. Теория. Методы. — М.: Мета- Технология, 1999.
  136. Шим Д., Сигел Д. Методы управления стоимостью и анализ затрат. Пер. с англ. — М.: &bdquo-ФИЛИНЬ», 1996.
  137. Экономика природопользования / под ред. К. В. Папенова, ТК Велби, ТЕИС, 2008.
  138. Экономика/ под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  139. Экономическая теория/под. ред. А. И. Архипова. С. С. Ильина. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  140. Экономическая теория / Под ред. д.э.н., проф. В. Д. Камаева, М.: ВЛАДОС ИМПЭ им А. С. Грибоедова, 2007.
  141. Экономическая теория/ Под ред. А. И. Добрынина. Л. С. Тарасевича. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Ком», 2005.
  142. К.Н., Таймасов А. Р. и др. Региональная экономика. М.: КНОРУС, 2008.
  143. К.П. Инвестиции: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2007.
  144. С.Н., Пузов Е. Н. Сравнительная оценка совокупного экономико-организационного эффекта функционирования предприятийЮкономический анализ.- 2005.-№ 6(39).-с.8−14.
  145. J. В. The Theory of Investment Value. Harvard University
  146. Hirschey M., Pappas J.L. Fundamentals of Managerial Economics. Orlando1. Florida), 1992.
  147. Hirschey M., Pappas J.L. Fundamentals of Managerial Economics.
  148. Orlando (Florida), 1992, Press, Cambridge, Mass., 1938.
Заполнить форму текущей работой