Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феноменологический подход как качественная исследовательская методология

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание и результаты диссертационного исследования были неоднократно представлены и апробированы в обсуждениях на: 3-й Международной конференции «Dialogical Self» (Варшава, 2004), 1-й и 2-й Всероссийских конференциях по экзистенциальной психологии (Москва, 2001, 2004), 8-й Международной конференции по мотивации «Workshop on achievement and task motivation» (Москва, 2002), Международной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАДИГМЫ КАЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. Парадигмы исследования в гуманитарных науках
    • 2. Конструктивистская и позитивистская ориентация в психологии
  • ГЛАВА II. КАЧЕСТВЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИИ, МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Качественные исследования как реформистское движение
    • 2. История качественных исследований
    • 3. Методы и процедуры качественного исследования
  • ГЛАВА III. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК СТРАТЕГИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Проект описательной феноменологической психологии
    • 2. Описание как общенаучный метод исследования
    • 3. Феноменологические описания и их роль в производстве психологических знаний
    • 4. Методические проблемы описания переживаний
    • 5. Критика возможности описания
    • 6. Описание и интерпретация
  • ГЛАВА 1. У.ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
    • 1. Общая характеристика феноменологического метода
    • 2. Отличительные черты феноменологического метода в психологии
    • 3. Общая структура и процедуры феноменологического исследования. а) сбор данных. б) анализ и представление данных
    • 4. Феноменологический метод в психотерапии и консультировании

Феноменологический подход как качественная исследовательская методология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Как отмечается сегодня многими, в последние десятилетия в социальных и гуманитарных науках происходит «тихая методологическая революция», связанная с появлением и широким применением качественных методов исследования (Denzin, Lincoln, 2000; Трубина, 2002; Леонтьев, 2003). Сторонники качественной методологии сегодня не просто предлагают и разрабатывают новые методы, процедуры сбора и анализа данных, подходы и теоретические взгляды — они бросают вызов устоявшимся представлениям о гуманитарном исследовании, его целях и ценности, его стандартах и основаниях, языке и жанре. Качественные исследования сегодня представляют собой область, в которой поднимаются важнейшие эпистемологические, методологические, политические и этические проблемы современного гуманитарного познания. Среди них: проблемы объединения различных перспектив и парадигм исследования, проблемы релятивизма, кризиса репрезентации и легитимизации, проблема активного (психотерапевтического, политического и т. п.) участия исследователя в исследуемом процессе, проблема социальной ответственности исследователя, проблема текста и написания, а также множество частных проблем, связанных с обработкой и кодировкой, интерпретацией и валидизацией качественных данных. Качественные исследования активно используются сегодня в самых разных областях психологии: в общей, социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической, клинической, консультативной психологии, этнопсихологии, психологии тендерных различий, психологии религии, психологии искусства. Движение качественных исследований имеет сегодня собственные журналы, научные ассоциации, конференции и факультетские позиции в университетах.

К сожалению, отечественная психология стоит пока в стороне от всего происходящего в этой области. Мы оказались вне широкого поля проблем и дискуссий, ведущихся вокруг качественной методологии за рубежом. До последнего времени у нас практически отсутствовали не только какие-либо исследования подобного рода, но даже и публикации по данной тематике. Без серьезного анализа и обсуждения остаются у нас и важнейшие современные метатеории и эпистемологии, связанные с качественными исследованиями, -социальный конструкционизм, дискурсивная, нарративная психологии и др. Лишь недавно стали появляться работы, посвященные осмыслению новых парадигм исследования и новых методологических оснований психологии {Петренко, 2002; Юревич, 2001). Возник устойчивый интерес и к самим качественным исследованиям, значительно подкрепленный недавно изданной на русском языке книгой известного специалиста в этой области С. Квале (2003)1.

Вместе с тем остается еще огромное число вопросов, связанных с использованием в психологии качественных методов в исследовательских целях и, в частности, с использованием феноменологического метода, который является предметом исследования нашей работы. Одним из наиболее общих таких вопросов является вопрос о том, насколько вообще качественные формы работы с феноменом (описание, анализ, интерпретация) и использование лишь качественных данных (значений, смыслов натурального языка) могут претендовать на статус полноценного научного исследования в психологии без обращения к измерениям и количественным данным. Другой вопрос, касающийся уже непосредственно статуса феноменологического метода в психологии, — вопрос о том, насколько рефлексивные, феноменологические.

1 Среди других немногочисленных работ мы бы назвали обзорную книгу по качественным методам в социологии В. В. Семеновой (Семенова, 1998), переведенное на русский язык руководство по одной из базовых стратегий качественного исследования: по так называемому «методу обоснованной теории» — доступно написанное самими же авторами этого метода (Страусс, Корбин, 2001), а также руководство по методике фокус-групп в социальной психологии О. Т. Мельниковой {Мельникова, 2003). описания могут считаться легитимным источником получения психологических знаний. Попыткой ответить на эти и другие вопросы является наша работа, общая цель которой — дать всесторонний анализ феноменологического метода как качественного исследовательского метода.

Для того, чтобы понять общеметодологические основания, на которых строятся современные качественные исследования, и указать на принципиально новые критерии и стандарты, к которым они апеллируют, мы обратимся для начала, в Главе I к анализу различных парадигм исследования, сосуществующих сегодня в гуманитарных и социальных науках. Мы проанализируем общую конструктивистскую ориентацию, к которой склоняется сегодня часть исследователей в психологии и которую разделяет сегодня значительная часть сторонников качественной методологии, и сравним ее с традиционной позитивистской и постпозитивистской ориентацией. Далее, в Главе II, мы обратимся к анализу истории и современного состояния области качественных исследований, а также многочисленных теорий, подходов, традиций, базовых стратегий, методов и процедур качественного исследования. В Главе III мы обратимся к описательному подходу, который является одной из исходных традиций в разработке качественной методологии в психологии, задающей, в частности, основания для использования феноменологического метода. Мы проанализируем историю, принципы и положения описательного подходададим характеристику описания как общенаучного методапроанализируем его связь с методом интерпретациираскроем общую специфику психологических описаний и всевозможные методические сложности, связанные с описанием переживаний. Мы также проанализируем отношение интроспективных и рефлексивных отчетов и ту роль, которую последние играют в производстве психологических знаний. Наконец, в Главе IV мы обратимся к анализу использования феноменологического метода в психологии, рассмотрев его общую специфику, этапы и процедуры сбора и анализа данных, а также общую форму его использования в психологической практике — психотерапии и консультировании.

Предмет и объект исследования.

Объектом нашего исследования выступает качественная методология в психологии, ее отличительные черты, история, парадигмальные основания, образующие ее подходы и методыпредметом — отличительные особенности, основания и принципы использования феноменологического метода в психологии.

Цели и задачи исследования.

Цель представленной диссертационной работы — раскрыть специфику феноменологического метода и общего описательного феноменологического подхода как одной из линий разработки качественной методологии исследования в психологии.

Задачи диссертационного исследования:

1. Проанализировать происходящие изменения в представлениях о целях и ценности, стандартах и основаниях, инструментарии и языке психологического исследования, связанные с утверждением конструктивистской парадигмы в психологии и разработкой качественных исследований.

2. Дать общую характеристику качественных исследований, их истории, теорий, традиций, методов и процедур.

3. Проанализировать историю, основные принципы и положения описательного, феноменологического подхода в психологии. Раскрыть специфику описания как общенаучного методасоотношение описания и интерпретацииособенности психологических описаний и всевозможные методические сложности, связанные с описанием переживанийсоотношение рефлексивных описаний и интроспекции, а также роль, которую играют рефлексивные описания в производстве психологических знаний. 4. Раскрыть специфику феноменологического исследования в психологии, его характерные особенности, этапы и процедуры сбора и анализа данных.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Качественные исследования влияют в настоящий момент на преобразования в области методологии и метатеории психологии. Они приводят к пересмотру отношения исследователей к ряду ключевых проблем психологии и гуманитарного познания — проблем цели, оснований, стандартов, инструментария и языка гуманитарного исследования.

2. Разработка качественных методов представляет сегодня собой линию разработки гуманитарной методологии в психологии, традиционно призывающей к рассмотрению человека в его специфических исторических, социальных и культурных контекстах, переопределению человека как интенционального и смыслообразующего субъекта, рассмотрению беседы в качестве способа познания и текста как наиболее полноценно и аутентично представляющей человека реальности.

3. Различные варианты описательного подхода образуют единый, внутренне разнородный подход к исследованию сознания и субъективности, основанный на ряде общих принципов: на рассмотрении феноменологического описания в качестве основного метода исследованияопоре на описания, не выходящие за пределы самоочевидного, пережитого опытаотказе от допущений и гипотез в исследованииотказе от теоретизирования и абстрактного моделированияотказе от измерения, исчисления, символических описанийориентации на исследование смыслов, переживаний и жизненного контекста субъекта.

4. Феноменологические описания являются легитимным средством получения психологических данных и выступают в качестве основания для множества концептуальных построений в психологии, а также различных форм работы с человеком в психологической практике.

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

Работа представляет собой, по сути, первую попытку систематического анализа и обоснования возможности использования феноменологического метода в психологии. Работа является попыткой свести воедино весь комплекс проблем, касающийся феноменологического метода в психологии: проблемы его связи с современной качественной методологией, традиционной гуманитарной методологией и описательным, феноменологическим подходом, проблемы этапов феноменологического исследования и процедур сбора и анализа данных, проблемы использования феноменологического метода в психотерапии и консультировании.

Практическая значимость работы.

На основании диссертационного исследования автором разработана программа спецкурса для психологов различной специализации «Качественная методология исследования в психологии». Диссертация также предоставляет необходимые основания для использования феноменологического метода как исследовательского метода, применимого в самых различных областях психологии (общей, социальной, педагогической психологии и т. д.), и метода работы с клиентом в психолого-консультационной и психотерапевтической практике.

Апробация результатов.

Содержание и результаты диссертационного исследования были неоднократно представлены и апробированы в обсуждениях на: 3-й Международной конференции «Dialogical Self» (Варшава, 2004), 1-й и 2-й Всероссийских конференциях по экзистенциальной психологии (Москва, 2001, 2004), 8-й Международной конференции по мотивации «Workshop on achievement and task motivation» (Москва, 2002), Международной конференции «Проблема смысла в науках о человеке» (Москва, 2005), Третьих чтениях памяти Л. С. Выготского «Культурно-исторический подход и проблемы творчества» (Москва, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая культура личности: сущность, механизмы, технологии развития» (Белгород, 2003), Международном симпозиуме «Процессы самоорганизации в Универсальной истории» (Белгород, 2004), Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2005» (Москва, 2005), а также на заседании кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (от 26 октября 2006).

По теме диссертации и близкой к ней проблематике опубликовано 12 работ, включая 2 публикации на иностранном языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе мы попытались проанализировать весь комплекс проблем, связанных с применением качественно-описательной методологии исследования в психологии. Мы стремились показать, что сегодня в лице качественной методологии мы сталкиваемся с масштабным реформистским движением в социальных и гуманитарных науках, затрагивающим самые базовые их основания. Развивая исходное положение, вынесенное на защиту, мы показывали, что под влиянием общей конструктивистской ориентации современных качественных исследований происходит пересмотр основополагающих проблем гуманитарного познания: проблем целей и ценности наших знаний о человеке и обществе, проблем оснований наших знаний и критериев их оценки, проблем инструментария, проблемы жанра гуманитарного письма. Мы указывали также на то, что разработка качественной методологии стала сегодня, по сути, основной линией разработки гуманитарной методологии в психологии и других гуманитарных науках. Доказывая другой пункт защиты, мы представляли качественные методы как специфичные для гуманитарной методологии, которая традиционно уделяла особое внимание культурно-историческому контексту бытия человека, богатству его внутренней жизни и переживаний, беседе и текстам как наиболее полноценно и аутентично представляющим человека реальностям.

Анализируя различные варианты описательного подхода в психологии, мы пришли к выводу, что все они образуют единый, внутренне разнородный подход к исследованию сознания и субъективности, основанный на ряде общих принципов: на рассмотрении феноменологического описания в качестве основного метода исследованияопоре на описания, не выходящие за пределы самоочевидного, пережитого опытаотказе от допущений и гипотез в исследованииотказе от теоретизирования и абстрактного моделированияотказе от измерения, исчисления, символических описанийориентации на исследование смыслов, переживаний и жизненного контекста субъекта.

Опираясь на идеи и принципы феноменологического подхода, мы отстаивали возможность рассмотрения рефлексивных феноменологических описаний в качестве легитимного источника получения психологических данных, указывая на их ценность и фактическое использование в психологии.

Завершая свой анализ, скажем, что в отношении использования качественной методологии в психологии, безусловно, остается еще множество нерешенных вопросов. Среди них не только общие эпистемологические и общепсихологические вопросы, на которых была преимущественно сфокусирована наша работа, но и более узкие вопросы, касающиеся способов обработки и анализа качественных, текстуальных данных. Эти вопросы представляются нам особенно актуальными сегодня в связи с той исключительной ролью, которую играет текст в современном обществе и существенным расширением возможностей людей рассказывать о событиях и переживаниях личной жизни, делая это достоянием других людей (посредством сообщений в форумах, чатах, «живых журналах», программах интерактивного общения в Интернете и локальных сетях, посредством интервью для периодических изданий, радио и телевидения, текстовых сообщений по мобильному телефону и т. д.). В разработке проблем анализа качественных данных мы видим перспективу развития представленной работы и направление для дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Д. Предложение и его смысл. М.: Наука, 1976.
  2. Н.Д. Перформатив // Лингвистический энциклопедическийсловарь. М.: 1990. С.372−373.
  3. Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.
  4. А.Г. Культурно-историческая психология и конструированиемиров. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996.
  5. М.М. Собрание сочинений. В 7-ми тт. Т.5. Работы 1940-х начала1960-х годов. М.: Русские словари, 1997.
  6. Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М.: Смысл, 2000.
  7. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат посоциологии знания. М.: Медиум, 1995.
  8. Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984.
  9. А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996.
  10. Л. Философские работы (Часть 1). М.: Гнозис, 1994.
  11. В. Психология народов. М.: ЭКСМО, 2002.
  12. Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т.1. М.: Педагогика, 1982а.
  13. Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т.2. М.: Педагогика, 19 826.
  14. Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т.З. М.: Педагогика, 1983.
  15. Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т.4. М.: Педагогика, 1984.
  16. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.:1. Прогресс, 1988.
  17. С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993.
  18. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологическойфилософии. Том I: Общее введение в чистую феноменологию. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  19. Э. Собрание сочинений. Том 3 (1): Логические исследования. Том1. (1). Исследования по феноменологии и теории познания. М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001.
  20. В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996.
  21. Ю. Фокусирование. Новый психотерапевтический метод работыс переживаниями. М.: Класс, 2000.
  22. Джерджен КДж. Социальный конструкционизм: знание и практика.1. Минск: БГУ, 2003.
  23. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / Под редакцией
  24. Л.Ф.Обуховой, Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001.
  25. A.A. Введение в психолингвистику. М.: РГГУ, 1999.
  26. В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началаморганической психологии. М.: Новая школа, 1997.
  27. В.П., Мунипов В. М. Эргономика и проблемы комплексногоподхода к изучению трудовой деятельности // Труды ВНИИТЭ. Сер. Эргономика, 1976. Вып. 10.
  28. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
  29. Интроспекция // Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко,
  30. Б.Г.Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1998.
  31. С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.
  32. Н.И. Описание // Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976.
  33. К. Основы психического развития // Гештальт-психология. М.:
  34. Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. С.348−657.
  35. H.H. Теория волевого внимания // Психология внимания / Под ред.
  36. Ю.Б.Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. С.373−429.
  37. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.
  38. A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевоговысказывания. М.: Наука, 1969.
  39. Д.А. Предисловие к русскому изданию // Keane С.
  40. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.
  41. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология. СПб.: Алетейя, 2001.
  42. А. Экзистенциальный анализ: найти согласие с жизнью //
  43. Московский психотерапевтический журнал, 2001, № 1.
  44. У., Варела Ф. Древо познания. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  45. О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании:
  46. Методология и техники качественных исследований в социальной психологии: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
  47. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, Наука, 1999.
  48. Мэй Р. Любовь и воля. М.: 1997.
  49. В.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1979.
  50. В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989.
  51. Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике: Вып.
  52. Теория речевых актов. Сборник / Общ. ред. Б. Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986. С. 22−129.
  53. Дж.Л. Перформативы констативы // Философия языка / Ред.-сост.
  54. Дж.Сёрл. М.: Эдиториал УРСС, 2004. С.23−34.
  55. В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во Смоленскогогуманит. ун-та, 1997.
  56. В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке //
  57. Психол. журн. 2002. Т. 23. № 3. с. 113−121.
  58. Постнеклассическая психология. Журнал конструкционистскойпсихологии и нарративного подхода. 2004. № 1.
  59. А. Собрание сочинений. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
  60. Самонаблюдение // Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко,
  61. Б.Г.Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1998.
  62. Т.Р. Нарратив как базовая метафора для психологии //
  63. Постнеклассическая психология. Журнал конструкционистской психологии и нарративного подхода. 2004. № 1.
  64. Сартр Ж.-П. Воображаемое: феноменологическая психологиявоображения. СПб.: Наука, 2001.
  65. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическуюсоциологию. М.: Добросвет, 1998.
  66. В.А. Феноменологическая дескрипция. СПб.: Изд-во С.
  67. Петербургского ун-та, 2003.
  68. Дж.Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике:
  69. Вып. 17. Теория речевых актов. Сборник / Общ. ред. Б. Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986а. С. 151−169.
  70. Дж.Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежнойлингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. Сборник / Общ. ред. Б. Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 19 866. С. 170−194.
  71. Дж.Р. Введение // Философия языка / Ред.-сост. Дж.Сёрл. М.:
  72. Эдиториал УРСС, 2004. С.6−22.
  73. О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаюокружающий мир / 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1990.
  74. СлобинД., ГринДж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976.
  75. А., Корбин Дж. Основы качественного исследования:обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  76. Е.Г. Рассказанное Я: отпечатки голоса. Екатеринбург: Изд-во1. Уральского ун-та, 2002.
  77. Л., Иоргенсен М. В., Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков:
  78. Изд-во Гуманитарный центр, 2004.
  79. В. Человек в поисках смысла. М.: 1990.
  80. В. Психотерапия на практике. СПб.: 1999.
  81. Р. Метафизика и методология: некоторые рекомендации длясоциально-психологического исследования // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. Ред.-сост. Е. В. Якимова. М.: ИНИОНРАН, 1995. С. 74−93.
  82. Херрманн Ф.-В.фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля.1. Мн.: Пропилеи, 2000.
  83. КН. Феноменологический подход в психологии: история иперспективы (по работам Э. Гуссерля): Дисс.. канд. филос. наук. М.: 2002.
  84. Г. Феноменологическое движение. Историческое введение.1. М.: Логос, 2002.
  85. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004.
  86. A.B. Методологический либерализм в психологии // Вопр. психол., 2001, № 5. С. 3−18.
  87. М.Г. История психологии. 3-е изд., дораб. М.: Мысль, 1985.
  88. К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.
  89. Advances in descriptive psychology. Editor: K.E.Davis. Vol. 1. Jai Press inc.1. Greenwich. 1981.
  90. Advances in descriptive psychology. Editors: K.E.Davis, T.Mitchell. Vol. 2. Jai
  91. Press inc. Greenwich, London. 1982.
  92. Advances in descriptive psychology. Editors: K.E.Davis, R.Bergner. Vol. 3. Jai
  93. Press inc. Greenwich, London. 1983.
  94. Advances in descriptive psychology. Editors: K.E.Davis, T.Mitchell. Vol. 4. Jai
  95. Press inc. Greenwich, London. 1985.
  96. Barrell J., Aanstoos Ch., Richards A., Arons M. Human science researchmethods // Journal of Humanistic Psychology, Vol. 27 No. 4, Fall 1987, p. 424−457.
  97. Bruner J.S. Actual minds, possible worlds. Cambridge, MA: Harvard University1. Press, 1986.
  98. Bruner J. S: Acts of meaning Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.
  99. Burr V. Social Constructionism. London: Psychology Press, 2003.
  100. Carr D. Interpreting Husserl. The Hague: Nijhoff, 1987.
  101. Colaizzi P.F. Psychological research as the phenomenologist views it //
  102. Existential-phenomenological alternatives for psychology / Ed. by R.S.Valle, M.King. New York: Oxford University Press, 1978. P.48−71.
  103. Creswell J.W. Qualitative inquiry and research design: Choosing among fivetraditions. Thousand Oaks, CA: Sage. 1998.
  104. DenzinN. Interpretative biography. Newbury Park, CA: Sage, 1989.
  105. Denzin N.K., Lincoln Y.S. Introduction: The discipline and practice ofqualitative research // The handbook of qualitative research. Second edition / Ed. by N.K. Denzin and Y.S. Lincoln. Thousand Oaks, CA: Sage. 2000. P.1−28.
  106. Dukes S. Phenomenological methodology in the human sciences // Journal ofreligion and health, 1984, 23 (3). P. 197−203.
  107. Duquesne studies in phenomenological psychology: Vol.3 / Ed. by A. Giorgi,
  108. R.Knowles, D.L.Smith. Pittsburgh: Duquesne University Press, 1979.
  109. Ihde D., Silverman H.J. Descriptions. Albany: State University of New York, 1985.
  110. Fine M., Weis L., Weseen S., Wong L. For whom? Qualitative Research, representations, and social responsibilities // The handbook of qualitative research. Second edition / Ed. by N.K. Denzin and Y.S. Lincoln. Thousand Oaks, CA: Sage. 2000. P. 107−132.
  111. Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Cambridge: Polity Press, 1985.
  112. Gendlin E.T. Experiencing and the creation of meaning: a philosophical andpsychological approach to the subjective. New York: 1962.
  113. Gergen K.J. Realities and relationships: soundings in social construction.
  114. Cambridge (MA): Harvard University Press, 1997.
  115. Gergen M.M., Gergen K.J. Qualitative inquiry: Tensions and transformations //
  116. The handbook of qualitative research. Second edition / Ed. by N.K. Denzin and Y.S. Lincoln. Thousand Oaks, CA: Sage. 2000. P. 1025−1046.
  117. Giorgi A. An application of phenomenological method in psychology //
  118. Duquesne studies in phenomenological psychology: Vol.2 / Ed. by A. Giorgi, C.T.Fisher, E.L.Murray. Pittsburgh: Duquesne University Press, 1975. P.82−103.
  119. Giorgi A. Description versus interpretation: Competing alternative strategies forqualitative research // Journal of phenomenological psychology, 23, No.2, 1992. P. l 19−135.
  120. Hermans, H.J.M., Kempen, H.J.G., Van Loon, R.J.P. The dialogical self: Beyond individualism and rationalism. American psychologist, 1992, № 47. P.23−33.
  121. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. N.Y.: Norton, 1955.
  122. Kersten F. Phenomenological method: Theory and practice. Dordrecht: Kluwer, 1989.105 .Lincoln Y.S. Emerging criteria for quality in qualitative and interpretative research // Qualitative Inquiry, 1995, № 1. P.275−289.
  123. Lincoln Y.S. Guba E.G. Naturalistic inquiry. Beverly Hills, CA: Sage, 1985.
  124. Lincoln Y.S. Guba E.G. Paradigmatic controversies, contradictions, and emerging confluences // The handbook of qualitative research. Second edition / Ed. by N.K. Denzin and Y.S. Lincoln. Thousand Oaks, CA: Sage. 2000. P. 163−188.
  125. Marecek J. Dancing through minefields: Toward a qualitative stance in psychology // Qualitative research in psychology: Expanding perspectives in methodology and design. Ed. by Camic P.M. et al. Washington, DC, 2003. P.49−70.
  126. McAdams, D.P. Power, intimacy, and the life story: Personological inquiries into identity. Chicago: Dorsey Press, 1985.
  127. Mead J. Mind, self and society. Chicago: University of Chicago Press, 1934.
  128. Moustakas C. Phenomenological research methods. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994.
  129. Ossorio P.G. Notes on behavior description // Advances in descriptive psychology. Editor: K.E.Davis. Vol. 1. Jai Press inc. Greenwich. 1981a.
  130. Ossorio P.G. Outline of descriptive psychology for personality theory and clinical application // Advances in descriptive psychology. Editor: K.E.Davis. Vol. 1. Jai Press inc. Greenwich. 1981b.
  131. Potter J., Wetherell M. Discourse and social psychology: Beyond attitudes and behaviour. London: Sage, 1987.
  132. Potter J. Representing reality: Discourse, rhetoric and social construction. London: Sage, 1996.
  133. Tesch R. Qualitative research: Analysis types and Software tools. New York: The Falmer Press, 1990.
  134. Vidich A.J., Lyman S.M. Qualitative methods: Their history in sociology and anthropology // The handbook of qualitative research. Second edition / Ed. by N.K. Denzin and Y.S. Lincoln. Thousand Oaks, CA: Sage. 2000. P.37−84.
  135. Willig C. Introducing qualitative research in psychology: Adventures in theory and method. Maidenhead: Open University Press, 2001.
  136. Wolcott H.F. Transforming qualitative data: Description, analysis, and interpretation. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994.
Заполнить форму текущей работой