Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Выученная беспомощность в школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ряде исследований было показано, что учащиеся с оптимистическим стилем объяснения и в средней и в высшей школах показывают результаты выше, а с пессимистическим — ниже, чем предсказывают тесты интеллекта. Также обнаружена положительная связь пессимистического стиля объяснения с плохой успеваемостью в школе, достаточно низким уровнем притязаний, размытыми жизненными целями. Так как основную роль… Читать ещё >

Выученная беспомощность в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ряде исследований было показано, что учащиеся с оптимистическим стилем объяснения и в средней и в высшей школах показывают результаты выше, а с пессимистическим — ниже, чем предсказывают тесты интеллекта. Также обнаружена положительная связь пессимистического стиля объяснения с плохой успеваемостью в школе, достаточно низким уровнем притязаний, размытыми жизненными целями[1].

Беспомощные дети склонны переоценивать свои неудачи и недооценивать удачи; если у них объективно хорошие способности, они их недооценивают.

Сталкиваясь с неудачей, представители «беспомощной» группы говорят: «Я всегда был не очень способным», «Задачи этого типа мне не даются» и т. п., то есть они склонны заниматься поиском причин неудач именно в себе, упрекать себя в недостатке способностей и расстраиваться по этому поводу. Они как-бы забывают о прошлых успехах и полностью погружаются в сиюминутные неудачи. В результате эффективность их учебной деятельности становится все хуже и хуже.

Напротив, школьники, ориентированные на активную деятельность, не обвиняют себя, не раздумывают о причинах неудач, а относятся к ним, как к очередной трудности, требующей преодоления. Они в ситуации неудачи начинают подбадривать себя и высказывают позитивные прогнозы в отношении решения задачи; анализируют собственную деятельность и находят оптимальную стратегию разрешения проблемы. Они демонстрируют позитивный настрой по отношению самого решения задач и даже радуются встрече с трудностями. В результате их ожидание будущих успехов не уменьшается, самооценка своих способностей в случае неудачи не снижается, а стратегии решения задач после неудач в некоторых случаях даже улучшаются.

Так как одним из источников формирования беспомощности и пессимистического стиля объяснения является критика, которую взрослые адресуют ребенку при его неудачах, педагог должен обращать на это самое серьезное внимание. Например, говоря ученику: «Ты слаб в математике», «Ты вечно неряшлив» и т. п., педагог оказывает влияние на то, что сам ученик начинает о себе думать, на формирование пессимистического стиля объяснения. Испытывая неудачи в работе и не веря, что он может добиться успеха, «беспомощный» ученик становится менее мотивированным к учебе. Напротив, говоря: «Ты сегодня недостаточно старался, можешь лучше», «Ты был невнимателен, поэтому не получилось, в следующий раз получится» и т. д., преподаватель настраивает его на доведение начатого дела до конца, на успех, короче говоря, на оптимистический взгляд на жизнь.

Так как основную роль в формировании стиля объяснения у ребенка оказывает близкий взрослый, прежде всего мать, (дети учатся у своих матерей объяснению разного рода причинных зависимостей), полезно обращать внимание родителей на этот факт.

  • [1] Гордеева Т О. Мотивация достижения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой