Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самоотношение и этническая идентичность личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе формирования этнической идентичности на разных этапах ее становления, происходит оценка самого себя, возникают переживания в связи с осознанием собственных этнопсихологических особенностей, которые опосредуются реальным бытием личности в процессе постоянного соотнесения своих взглядов, установок, ценностей с требованиями и нормами той этнической общности, к которой личность себя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения этнокультурных особенностей самоотношения и этнической идентичности
    • 1. 1. Этническая идентичность в структуре социальной идентичности
    • 1. 2. Самоотношение как эмоционально-ценностный компонент самосознания личности
    • 1. 3. Этническая культура как основа идентичности обских угров
    • 1. 4. Современное состояние русского этноса как государствообразующего народа
  • Глава 2. Методы исследования этнической идентичности и самоотношения личности
    • 2. 1. Организация эмпирического исследования
    • 2. 2. Диагностика этнической идентичности и самоотношения личности
    • 2. 3. Методы статистической обработки данных
  • Глава 3. Эмпирическое исследование самоотношения и этнической идентичности личности
    • 3. 1. Исследование особенностей этнической идентичности и самоотношения у представителей русского этноса и обских угров
    • 3. 2. Исследование психологических особенностей взаимосвязи этнической идентичности и самоотношения

Самоотношение и этническая идентичность личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современная многонациональная Россия представляет собой не простое соединение различных национальных культур, а сложную их взаимосвязь и взаимопроникновение. Межэтнические контакты, культурные и экономические обмены между представителями разных национальностей стали привычной нормой современности. В сложившихся условиях особую актуальность приобретают знания особенностей социальной идентичности представителей различных этнических групп, так как она определяет поведение, уровень притязания личности, характер социальных отношений. На формирование и развитие социальной идентичности и личности в целом большое влияние оказывает этническая среда, в рамках которой проходит ее жизнедеятельность и социализация (Г.М. Андреева, 1999; Б. Г. Ананьев, 2001; B.C. Мухина, 2004).

В последние десятилетия особую значимость приобрели исследования такого компонента социальной идентичности, как этническая идентичность, которая представляет собой когнитивно-эмоциональное осознание своей принадлежности к определенной этнической общности (Г.У. Солдатова, 1998; Т. Г. Стефаненко, 2004; В. Н. Павленко, С. А. Таглин, 2005; Л. М. Дробижева, 2010). Такой интерес к проблематике этнической идентичности связан непосредственно с тем, что именно данный компонент социальной идентичности подвергается кардинальной перестройке в условиях социальных потрясений и интенсификации межэтнических контактов. Всплеск национального самосознания, прежде всего малых и малочисленных этносов России, начавшийся в конце XX века, государственные программы, направленные на сохранение малочисленных народов, их языка, культуры оказали большое влияние на трансформацию этнической идентичности представителей этих этносов.

В процессе формирования этнической идентичности на разных этапах ее становления, происходит оценка самого себя, возникают переживания в связи с осознанием собственных этнопсихологических особенностей, которые опосредуются реальным бытием личности в процессе постоянного соотнесения своих взглядов, установок, ценностей с требованиями и нормами той этнической общности, к которой личность себя причисляет. Качественные характеристики этнической идентичности отражаются на самосознании и самоотношении личности. Насколько позитивным будет отношение к своей личности, настолько успешнее индивид адаптируется к социальным условиям, максимально полно реализует свой личностный потенциал. Неадекватное самоотношение, напротив, препятствует успешной социальной адаптации, может приводить к различным формам личностной дезадаптации и как следствие, к отклоняющемуся поведению (И.С. Кон, 1984; Ю. Б. Гиппенрейтер, 1988; A.A. Налчаджян, 2004).

Учитывая наличие взаимосвязи между самоотношением и этнической идентичностью, исследовательский интерес представляет изучение их особенностей у представителей малочисленных и крупных этносов, населяющих территорию Российской Федерации. Результаты подобного исследования позволят расширить представления о взаимосвязи системы самоотношения и характера этнической идентичности личности, а также будут способствовать решению прикладных задач, связанных с формированием идентичности представителей разных этнических групп в условиях полиэтничного общества.

Обские угры (ханты и манси), являясь титульным населением Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, составляют всего 2,1% его населения. Социализация и адаптация представителей коренных народов Севера в условиях современной динамично развивающейся промышленной территории часто затруднены в силу самобытности их культуры, традиций, уклада жизни и их малочисленности. Исследование качественных характеристик этнической идентичности, самоотношения личности и взаимосвязи их структурных компонентов у обских угров, в сравнении с русскими, как представителями большой этнической общности, актуально для решения социокультурных и межэтнических проблем региона.

Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с социальной идентичностью, показывает, что вопросы изучения особенностей этнической идентичности и ее связи с системой самоотношения не были предметом специального исследования. Противоречие, вытекающее из отсутствия изучения данных особенностей, и необходимости их учета в социальной практике, определило научную проблему, содержание которой заключается в необходимости исследования культурно-специфических особенностей самоотношения и этнической идентичности личности представителей различных этнических групп.

Объект исследования — социальная идентичность личности представителей различных этнических групп.

Предмет исследования — взаимосвязь самоотношения и этнической идентичности личности обских угров и русских.

Цель исследования — выявить взаимосвязь компонентов самоотношения и этнической идентичности в группах обских угров и русских.

Основная гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что содержательные характеристики этнической идентичности взаимосвязаны с системой самоотношения личности.

Частными гипотезами являются предположения о том, что:

1. Содержательные характеристики этнической идентичности и самоотношения личности обских угров и русских имеют свои этнопсихологические особенности.

2. У представителей обских угров и русских существуют как общие, так и этнопсихологические особенности взаимосвязи характеристик самоотношения и этнической идентичности.

3. Существуют возрастные особенности в содержательных характеристиках этнической идентичности и самоотношении личности и их взаимосвязи в обско-угорской и русской группах.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие задачи:

1. В ходе анализа научной литературы обобщить теоретические подходы к проблеме исследования социальной идентичности и провести содержательный анализ понятий «этническая идентичность» и «самоотношение».

2. Изучить этнопсихологические особенности мировоззрения, культурной специфики, образа жизни обско-угорского и русского этносов.

3. В ходе экспериментального исследования выявить возрастные особенности этнической идентичности и самоотношения у представителей крупного этноса (русских) и малочисленных этносов (обских угров).

4. Выявить характер взаимосвязи этнической идентичности и самоотношения личности обских угров и представителей русского этноса.

5. Сформулировать методические рекомендации для специалистов социальной сферы по вопросам формирования идентичности личности в поликультурном пространстве.

Теоретико-методологической основой исследования являются: системный подход в изучении личности (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Е. Ю. Коржова, В.Н. Панферов) — концепции, раскрывающие понятие и структуру социальной идентичности (Г. Тэшфел, Дж. Тернер, B.C. Агеев, Г. Брейкуэлл) — концепции, раскрывающие структуру этнической идентичности (Дж. Финни, Т. Г. Стефаненко, В. Н. Павленко, Г. У. Солдатова, З.В. Сикевич) — положения и принципы формирования этнической и гражданской идентичности (Ж. Пиаже, Е. Г. Белинская, Т. Г. Стефаненко, И. А. Снежкова, Ю. А. Поссель, М. Баррет, М.А. Манойлова) — концепции формирования мировоззрения (Г.Е. Залесский, Д. А. Медведев, М.Я. Дворецкая) — теории развития личности как системы отношений (А.Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, A.A. Бодалев) — теоретические и эмпирические разработки по проблеме самосознания и самоотношения (Н.И. Сарджвеладзе, В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, И. И. Чеснокова, В. Л. Ситников, Е.Т. Соколова).

Для проверки исходных положений и решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследованияметоды сбора эмпирических данных: анкетирование, психодиагностические методики «Типы этнической идентичности», «Этническая аффилиация», Г. У. Солдатовой, C.B. Рыжовой, «Опросник, измеряющий выраженность этнической идентичности» Дж. Финни, методика «МИС» С. Р. Пантилееваметоды математико-статистической обработки данных: первичные описательные статистики, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ (по Пирсону), факторный анализ.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом проблемы, соблюдением правил проведения психологического исследования, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, его соответствием цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, использованием методов математической статистики для обработки данных, апробацией результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены особенности проявления этнической идентичности и специфика отношения к своему «Я» у обских угров и русских. Обнаружены общие и этнопсихологические особенности взаимосвязи этнической идентичности и самоотношения. Установлено, что высокий уровень выраженности этнической идентичности, а также позитивное отношение к своей и другим этническим группам, способствует формированию позитивного тона самоотношения личности. Определены возрастные особенности в характере взаимосвязей этнической идентичности и самоотношения в группах обских угров и русских.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие представлений об особенностях этнической идентичности и их взаимосвязи с системой самоотношения личности представителей различных этнических групп. Показаны различия в структуре самоотношения и этнической идентичности обских угров и русских. Раскрыта сущность взаимосвязей содержательных характеристик этнической идентичности и самоотношения.

Полученные результаты исследования углубляют понимание роли этнической идентичности в развитии самоотношения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования о взаимосвязи этнической идентичности и самоотношения представителей различных этнических групп могут найти применение в разработке методов и технологий обучения и воспитания в контексте современной полиэтнической и динамичной социокультурной среды. Практические рекомендации, сформулированные по результатам исследования, могут быть использованы психологическими службами в образовании при разработке тренингов и коррекционных занятий, направленных на развитие идентичности личности. Полученные знания могут быть учтены при подготовке и переподготовке широкого круга специалистов, занятых в социальной сфере.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявлены общие и этнопсихологические особенности этнической идентичности у обских угров и русских. В данных группах доминирует позитивная этническая идентичность, но для представителей русского этноса характерна более высокая потребность в этнической принадлежности в сочетании с гиперидентичностью, а для обских угров — относительно низкая потребность в принадлежности при амбивалентном переживании этничности.

2. Самоотношение личности имеет этнопсихологические особенности, которые ярко проявляется в подростковом возрасте. Подростки, представляющие группу обских угров, преимущественно характеризуются негативным отношением к себе.

3. Имеются этнопсихологические и возрастные особенности взаимосвязей этнической идентичности и самоотношения. Для взрослых представителей русского этноса рост гиперидентичных тенденций приводит к негативному тону самоотношениядля представителей обских угров — к позитивному. У подростков обских угров негативному тону самоотношения способствует этнонигилизму русских — ярко выраженный негативизм к представителям других этносов.

4. Установлена общая закономерность взаимосвязи между проявлениями этнической идентичности и характеристиками самоотношения, проявляющаяся в прямой зависимости между уровнем выраженности этнической идентичности и характеристиками самоотношения (чем выше уровень этнической идентичности, тем позитивнее самоотношение).

Апробация и внедрение результатов. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Югорского государственного университетана городской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы образования в условиях модернизации» (Ханты-Мансийск, 2007) — на региональной научно-практической конференции «Духовно-нравственные пути этнокультурного развития Югры: языки, история, культура» (Ханты-Мансийск, 2007) — на межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь Сибири — науке России» (Красноярск, 2008) — на всероссийской конференции «Экономическая психология: теоретические и прикладные проблемы» (Иркутск, 2008) — на международных конференциях: «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2008), «Личность в межкультурном пространстве» (Москва, 2009), «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (Смоленск, 2012) — на международном симпозиуме «Коренные народы Ямала в современном мире: Сценарии и концепции развития» (Салехард, 2007) — на пятом молодежном психологическом форуме (Казань, 2010).

Данные, полученные в ходе исследования, используются при чтении курсов «Психология», «Социальная психология» и «Этнопсихология» в гуманитарном институте и институте заочного и дополнительного образования Югорского государственного университета.

Материалы диссертации отражены в 15 публикациях автора.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем диссертации составляет 171 страницу без приложений. Работа иллюстрирована 20 таблицами и 12 рисунками.

Выводы диссертационного исследования.

1. Проведенное эмпирическое исследование показало, что проявления этнической идентичности и параметры самоотношения, а также характер их взаимосвязи у представителей групп обских угров и представителей русского этноса имеют как общие, так и возрастные этнопсихологические особенности, сформировавшиеся под влиянием социальных, экономических и культурных факторов.

2. При доминировании позитивной этнической идентичности в обеих группах для представителей русского этноса характерна более высокая потребность в этнической принадлежности в сочетании с гиперидентичностью, для обских угров — относительно низкая потребность в принадлежности при амбивалентном переживании этничности. В подростковом возрасте рост позитивной этнической идентичности способствует снижению гиперидентичных тенденций, а рост когнитивного компонента этнической идентичности приводит к росту значимости национальности для индивида. Проявления позитивной этнической идентичности у подростков встречается чаще, чем у взрослых, а вот выраженность когнитивного компонента и общего уровня идентичности выше у взрослых.

3. Система самоотношения личности имеет этнопсихологические особенности на разных возрастных этапах. В группе представителей русского этноса преобладают респонденты с позитивным тоном самоотношения, подростки достаточно высоко ценят свою личность и проявляют большой интерес к своему внутреннему миру. Взрослые представители русского этноса характризуются большей открытостью к собственному негативному опыту, повышенным чувством симпатии к себе, они становятся не так стремительны к изменению себя в соответствии с идеальным Я-образом. В группе обских угров в подростковом возрасте преобладают респонденты с негативным тоном самоотношения, у взрослых — с доминированием позитивного оценочного фактора «самоуважение». Подростки отличаются высоким чувством ответственности, переживания «Я» и готовности к активности, в то же время они проявляют консервативную самодостаточность, отрицают возможность и желательность развития собственного «Я». У взрослых представителей обско-угорского этноса выше ощущение ценности собственной личности, чувство симпатии к себе, и они более удовлетворены своими возможностями.

4. Для всех изучаемых групп характерна взаимосвязь общего уровня выраженности этнической идентичности с различными параметрами самоотношения, высокие ее значения способствуют формированию позитивного тона самоотношения.

5. Для представителей обских угров формирование позитивной этнической идентичности будет способствовать позитивному тону самоотношения. Особую актуальность эта закономерность приобретает для подростков, среди которых большая доля респондентов с негативным тоном самоотношения. У представителей русского этноса — взаимосвязь позитивной этнической идентичности с параметрами самоотношения, отражающими его позитивный тон, характерна только для взрослых.

6. Для взрослых представителей русского этноса рост гиперидентичных тенденций приводит к негативному тону самоотношения, для представителей обских угров, напротив, к позитивному. В подростковом возрасте рост этнонигилистических тенденций может сопровождаться как позитивным, так и негативным самоотношением. У подростков обских угров к негативному тону самоотношения может приводить размывание этнической идентичности, у русских подростков ярко выраженный негативизм к представителям других этносов.

Заключение

.

Для изучения этнической идентичности и самоотношения личности представителей обско-угорского и русского этносов был решен ряд задач теоретического и эмпирического анализа.

В процессе теоретического анализа литературных источников было выявлено, что в процессе личностного и социального самоопределения происходит оценка личностью самого себя, человек испытывает переживания, связанные с осознанием своих особенностей как личностных, так и социальных, происходит формирование системы самоотношения личности.

Этническая идентичность и самоотношение личности формируются в той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность, в частности принадлежность к определенному этносу. Следовательно, на формирование идентичности большое влияние оказывают особенности этнической социализации — освоение индивидом духовных ценностей и опыта только того этноса, к которому он принадлежит.

В ходе эмпирического исследования были выявлены общие, этнопсихологические и возрастные особенности в проявлениях этнической идентичности и параметрах самоотношения, а также характер их взаимосвязи у представителей русского этноса и обских угров, сформировавшиеся под влиянием социальных, экономических и культурных факторов.

В проявлениях этнической идентичности доминирует позитивная идентичность в обеих группах, но при этом для представителей русского этноса характерна более высокая потребность в этнической принадлежности в сочетании с гиперидентичностью, для обских угров характерна относительно низкая потребность в принадлежности при амбивалентном переживании этничности.

Направленность самоотношения в исследованной нами совокупности схожа для взрослых представителей и различна для подростков. Подростки, представляющие группу обских угров, преимущественно характеризуются относительно негативным отношением к себе.

Потребность в принадлежности к этносу как устойчивой социальной группе может выступать неким механизмом формирования и поддержания позитивного самоотношения и самосознания в целом для подростков обских угров и взрослых представителей русского этноса. У взрослых представителей обских угров, для которых характерно более глубокое осознание своего личностного и социального «Я», высокая потребность в этнической принадлежности может приводить к снижению ценности своей личности.

К негативному тону самоотношения в подростковом возрасте у обских угров может приводить размывание этнической идентичности, у подростков русского этноса — гиперидентичность в форме негативизма к представителям других этносов.

Важные результаты получены о культурно-универсальных особенностях взаимосвязи этнической идентичности и самоотношения. Так, для всех изучаемых групп характерна взаимосвязь общего уровня выраженности этнической идентичности с различными аспектами самоотношения. Развитие значимого отношения к своей этнической группе, формирование позитивной этнической идентичности будет способствовать формированию устойчивого образа «Я» и гармонизации системы самоотношения.

В качестве перспективных направлений в развитии темы исследования мы видим исследование этнической идентичности и самоотношения у социально успешных взрослых представителей обских угров, изучение влияния этнической идентичности на систему самоотношения на начальном этапе ее формирования.

Теоретическое изучение проблемы и результаты эмпирического исследования позволили нам сформулировать методические рекомендации для специалистов социальной сферы, составленные на основе принципа равновесия между сохранением самобытной культуры и развитием межкультурного взаимодействия разных этносов, основанного на общечеловеческих ценностях. 1. Повысить этнопсихологическую компетентность учителей, дать им необходимые знания об основных механизмах формирования позитивной этничности и особенностях социализации детей различных этнических групп в условиях современной социокультурной среды.

2. Усилить работу по формированию позитивной этнической идентичности специалистов социальной сферы как необходимого условия сотрудничества с подрастающим поколением и формирования позитивной этничности в условиях поликультурного пространства.

3. Способствовать развитию гармоничной этничности на этапе подросткового возраста, особенностями которого является формирование личностной и социальной идентичности.

4. Необходимо поощрение русско-национального билингвизма, формирование социолингвистической компетентности билингвов, развитие языковой толерантности в полиэтнической образовательной среде.

5. Содержание образовательного процесса должно способствовать параллельному формированию гражданской и этнической идентичности. Учебные пособия должны пропагандировать идею уникальности и богатства как государства, так и различных культур. При этом важно, чтобы дети знакомились не только с историей, но и с достижениями и успешностью современных представителей своего этноса.

6. В ходе практической деятельности с подрастающим поколением необходимо вести работу по снижению гиперидентичных установок у подростков представителей русского этноса через различные формы и методы формирования межэтнической толерантности. Также необходимо формировать позитивную этническую идентичность через изучение родной культуры, при этом очень важно соблюдать баланс между культурой современной и богатым культурным наследием прошлых лет.

7. В общеобразовательных учреждениях с этнокультурной составляющей содержания образования, в которых преимущественно обучаются представители обских угров, необходимо создать условия для стабильного личностного общения ребенка со взрослыми представителями этноса.

8. В процессе обучения детей родному языку и культуре необходимо делать акцент на значимости этих знаний для ребенка, поскольку формирование высокого уровня этнической идентичности возможно лишь тогда, когда полученные знания будут эмоционально осознанны и перейду в разряд личностно значимых.

9. Изучение родной культуры не должно вестись обособленно, необходимо знакомить детей с многообразием культурного мира и по возможности способствовать межэтническому взаимодействию. Именно в непосредственном контакте представителей разных культур выделяются характерные отличительные особенности и подчеркивается уникальность своего этноса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. — 702 с.
  2. , Е. П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности / Е. П. Авдуевская // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 144−150.
  3. , В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально психологические проблемы: монография / В. С. Агеев — М.: МГУ, 1990. — 240 с.
  4. , Э. Г. Этническое самосознание или этническая идентичность / Э. Г. Александренков // Этнографическое обозрение. 1996. — № З.-С. 13−21.
  5. , Н. Г. Организационно педагогические условия формирования позитивной этничности / Н. Г. Айварова // Вестник Югорского государственного университета. — 2006. — Вып. 2. — С. 33−38.
  6. , Н. Г. Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (на примере марийского этноса): дис. канд. психол. наук: 19.00.05. / Айварова Нина Геннадьевна. Казань, 2001. — 152 с.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  8. , Г. М. Социальная психология : Учеб. для высш. шк. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1999. — 375 с.
  9. , Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 131−143.
  10. , Ю. В. Русский этнос: демографические изменения и востребованность межэтнической интеграции / Ю. В. Арутюнян // Социологические исследования. 2010. — № 12. — С. 42−48
  11. , Ю. В. Этносоциология : учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1998. — 271 с.
  12. , Т. В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника / Т. В. Архиреева. // Вопросы психологии. -2006. — № 3. -С. 67−78
  13. , Т. В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития : монография / Т. В. Архиреева. Великий Новгород.: НовГУ, 2008. — 158 с.
  14. , В. Г. Кризисные этносы / В. Г. Бабаков М: Институт философии РАН, 1993.- 183 с.
  15. , С. А. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» / С. А. Баклушинский, Е. П. Белинская // Этнос. Идентичность. Образование.: Труды по социологии образования. М.: Наука, 1998. — С. 64−85.
  16. , Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности / Т. С. Баранова // Социальная идентификация личности. М.: Институт социологии РАН, 1993. — С. 35−46.
  17. , Г. Л. Социальная психология толерантности : монография / Г. Л. Бардиер. СПб.: СПбГУ, 2005. — 120 с.
  18. , А. С. Этническая психология / А. С. Баронин Киев: Тандем, 2000. — 264 с.
  19. , В. П. Аксиология личностного бытия : монография / Под ред. В. Б. Устьянцева. М.: Логос, 2005 — 192 с.
  20. , Е. П. Временные аспекты «Я» концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. — 1999. — № 3. — С. 140−147.
  21. , Е. П. Социальная психология личности : учеб пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандринская. М.: аспект Пресс, 2001. — 301 с.
  22. , Е. П. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. М.: МПСИ- Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. — 208 с.
  23. , О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О. А. Белобрыкина // Вопросы психологии. 2001. — № 4 -С. 31−38.
  24. , Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне. — M: Прогресс, 1986.-422 с.
  25. , В. М. Личность и условия её развития и здоровья / В. М. Бехтерев. 2-е изд. СПб: Изд-во К. Л. Риккера, 1905. — 43 с.
  26. , А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. M: МГУ, 1982.-200 с.
  27. , Л. И. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997 — 352 с.
  28. , М. Социальная структура, идентификация и социальный контакт / М. Борневассер // Иностранная психология. 1993. — Т 1. — № 1. — С. 6872.
  29. , Б. С. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития / Б. С. Братусь, В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 1986. — № 4 — С. 146−154.
  30. , Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983. -412 с.
  31. , А. А. Социально психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки : монография / А. А. Бучек. — Петропавловск — Камчатский: КГПУ, 2004. — 173 с.
  32. , Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие / Е. К. Быстрицкий. Киев: Наукова Думка, 1991. — 200 с.
  33. , Е. Н. Отраженное «Я» в структуре самосознания : афтореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01. / Васина Елена Николаевна. М., 2006. — 22 с.
  34. , А. В. Внутренний диалог и самоотношение / А. В. Визгина, В.
  35. B.Столин // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 6. — С. 50−57.
  36. , А. В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А. В. Визгина, С. Р. Пантелеев // Вопросы психологии. 2001. -№ 3.-С. 91−100.
  37. , Б. Е. К построению качественной регрессионной модели идентичности / Б. Е. Винер // Журнал социологии и социальной антропологии. -1998. Т. 1. -№ 3. — С. 119−145.
  38. , Б. А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б. А. Вяткин, В. Ю. Хотинец // Психологический журнал. -1996.-Т. 17. -№ 1.-С. 69−75.
  39. , Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. -М.: МГУ, 1988. 332 с.
  40. , JI. Я. Психология эмоциональных отношений / J1. Я. Гозман. М.: МГУ, 1987. — 175 с.
  41. , Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. -Л.: ЛГУ, 1988. 560 с.
  42. , А. Ф. Социально психологические проблемы национальной определенности личности / А. Ф. Дашдамиров // Советская этнография. — 1977. -№ 3 — С. 3−13.
  43. , М. Я. Интегративная антропология : учебное пособие / М. Я. Дворецкая. С-Пб.: Институт практической психологии, 2003. — 611 с.
  44. , М. Я. Концепция человека в религиозно-философском учении восточно-христианской церкви эпохи средневековья: психологический аспект: монография / М. Я. Дворецкая. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 250 с.
  45. , Г. С. Этносоциология : Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов / Г. С. Денисова, М. Р. Радовель. Ростов-н/Д: ООО «ЦВВР», 2000. — 386 с.
  46. , Р. Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке (основные аспекты проблемы) / Р. Ш. Джарылгасинова // Советская этнография. 1987. — № 4 — С. 9−22.
  47. , У. Психология / У. Джемс. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
  48. , А. И. Язык как фактор этнической идентичности / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 75−86.
  49. Дробижева, J1.M. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде /Л.М. Дробижева // СОЦИС. 2010. — № 12. — С. 49−58.
  50. , Л. М. Национальное самосознание: база формирования и социально культурные стимулы развития / Л. М. Дробижева // Советская этнография. — 1985. — № 5 — С. 3−16.
  51. , Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / Л. М. Дробижева. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. — 376 с.
  52. Дунин-Горкавич, A.A. Тобольский Север: этнографический очерк местных инородцев Т. III / А. А. Дунин-Горкавич. Тобольск: Губернская типография, 1911.-280 с.
  53. , H. И. Особенности самоотношения подростков, обучающихся в традиционной и вальдорфской школах / Н. И. Евсикова. // Вопросы психологии. -2008.-№ 6. -С. 46−56.
  54. , С. Б. Этническая идентичность на пограничье культур: по материалам обследования сельского населения Ленинградской и смоленской областей: монография / С. Б. Егоров, С. Б. Киселев, А. Ю. Чистяков. Спб: СПбГУ, 2007. — 174 с.
  55. , М. В. Идентичность человека. Социально философские аспекты: монография / М. В. Заковоротная. — Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 1999. — 200 с.
  56. , Е. Г. Психология мировоззрения и убеждений личности : монография / Г. Е. Залесский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 138 с.
  57. , H. JI. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов / H. J1. Иванова // Вопросы психологии. 2004. -№ 6. — С. 54−62.
  58. , H. JI. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. А. Иванова, Г. Б. Мазилова. // Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С. 83−93.
  59. , H. JI. Психологическая структура социальной идентичности : дис. докт. психол. наук: 19.00.05. / Иванова Наталья Львовна. Ярославль, 2003. — 399 с.
  60. , Н. Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях / Н. Л. Иванова. // Вопросы психологии. 2004. — № 4. — С. 65−75.
  61. , И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. M: Республика, 1993. — 431 с.
  62. , Т. Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. / Карцева Татьяна Борисовна. М., 1989.-25 с.
  63. , К. О. О русском национальном характере / К. О. Касьянова. М: Институт национальной модели экономики, 1994. — 367 с.
  64. , И. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности / И. А. Климов // Трансформация идентификационных структур в современной России. Сер. Научные доклады. М: МОНФ, 2001. — Вып. 130. — С. 54−81.
  65. , В. И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса / В. И. Козлов // Советская этнография. 1974. — № 2. — С. 79−92.
  66. , А. М. Психология самоотношения : Учеб. пособие / А. М. Колышко. Гродно: ГрГУ, 2004. — 102 с.
  67. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  68. Кон И. С. Категория «Я» в психологии / И. С. Кон // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 3. — С. 25−38.
  69. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  70. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 252 с.
  71. , Т. Н. Развитие этнической идентичности у ребенка в процессе ее формирования / Т. Н. Кондратьева // Педагогическое образование и наука. -2009.-№ 8.-С. 80−83.
  72. , Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е. Ю. Коржова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена- Издательство «СОЮЗ», 2002. 334 с.
  73. , Е. Д. Особенности этнического самосознания русских студентов / Е. Д. Короткина // Вестник Тверского государственного университета. 2008. — № 3 (Педагогика и психология). — С. 27−34.
  74. , О. А. Этносоциопедагогика казымских хантов : монография / О. А. Кравченко. СПб.: ООО «Миралл», 2007. — 160 с.
  75. , Г. Психология развития / Г. Крайг СПб.: Питер, 2002. — 987 с.
  76. , Г. Н. К изучению проблемы структуры самосознания личности в отечественной психологии Электронный ресурс. /Т.Н. Кригер // Портал по психологии и социальной работе. Режим доступа: http://kemsu2.narod.ru/.
  77. , В. Г. Этническая психология : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Крысько. 2-е изд., стереотип. М.: — Академия, 2004. — 320 с.
  78. , Е. П. Национальное самосознание : монография / Е. П. Крупник. -М.: МПСИ, 2006. 144 с.
  79. , Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. СПб.: Речь, 2001. — 184 с.
  80. Л. Г. К вопросу о периодизации исторического и социокультурного развития обско-угорских народов / Л. Г. Лазарева // Вестник угроведения. 2005.- № 1. С. 5−22.
  81. , А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский. Л.: Госиздат, 1924. -290 с.
  82. , Н. М. Базовые ценности русских на рубеже 21 века / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 2000. — Т. 24. — № 3. — С. 73−87.
  83. , Н. М. Введение в этническую и кросс культурную психологию : Учебное пособие / Н. М. Лебедева. — М.: Ключ — С, 1999. — 224 с.
  84. , Н.М. Исследование преемственности культуры у русских на современном этапе развития / Н. М. Лебедева, Е. В. Павелко // Ежегодник Российского Психологического Общества. 1998. — Т. 4. — Вып 3. — С. 99−100.
  85. , В. П. Социально психологический подход к структуре этнического сознания / В. П. Левкович, Н. Г. Панкова // Психологический журнал. — 1983. — Т. 4. — № 4. — С. 64−74.
  86. , В. П. Этноцентризм как социально психологический феномен / В. П. Левкович, И. Б. Андрущак // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 2.-С. 70−81.
  87. , А. Н. Избранные психологические произведения : В 2-х т. Т. 2. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983 — 320 с.
  88. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Прогресс, 1983.-253 с.
  89. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  90. , Н. В. Предисловие / Н. В. Лукина // Мифы, предания, сказки хантов и манси. М.: Наука, 1990. — С. 5−58.
  91. , С. В. Историческая этнология : Учебное пособие для вузов / С. В. Лурье. М.: Аспект Пресс, 1997. — 448 с.
  92. , Н. А. Формирование позитивного самоотношения у подростков с ограниченными физическими возможностями в условиях общеобразовательной школы : дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Максимова Надежда Алексеевна. -Волгоград, 2005. 197 с.
  93. , В. С. Неудобства с идентичностью / В. С. Малахов // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 43−53.
  94. , М. А. Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования : дис. докт. психол. наук: 19.00.13. / Манойлова Марина Алексеевна. СПб., 2011.-351с.
  95. , Н. И. Этнопсихологические исследования в традиционной среде : монография / Н. И. Мелеченко. Самара: Офорт, 2006. — 238 с.
  96. , С. С. Социализация детей в современной русской семье / С. С. Малявина // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы второй всероссийской научной конференции. В 3 ч. Ч.З. — М: 2005., С. 12−25.
  97. , Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  98. , Д. А. Онтогенез вербального отражения действительности : автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.13 / Медведев Дмитрий Алексеевич. -СПб., 2006. 50 с.
  99. , В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учеб. пособие / В. С. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1990. — 110 с.
  100. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид М.: Наука, 1988.-429 с.
  101. , А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: монография / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 290 с.
  102. , Л. М. Как формируется позитивная этническая идентичность старшеклассников / Л. М. Мишкина, Ю. А. Козловская, Т. А. Пичугина. // Мир библиографии. — 2008. — № 1. — С. 29−33.
  103. , М. О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. Пособие для вузов. / М. О. Мнацаканян. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2004. — 367 с.
  104. Ш. Монаков, А. М. Этнос и этническая идентичность / А. М. Монаков. // Вестник Московского университета. — 2008. — № 1. — С. 72−91.
  105. , А. Как преодолеть негативную социальную идентификацию / А. Муммендей // Иностранная психология. 1993. — Т 1. — № 1. — С. 72−73.
  106. , В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 9-е изд- стереотип / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2004. — 456 с.
  107. , В. С. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера / В. С. Мухина, С. М. Павлов // Развитие личности. 2001. — № ¾. с. 55−75
  108. , В. С. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал. 1988. Т. 9. — № 4 — С. 44−52.
  109. B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал. 1994. Т. 15. — № 3 — С. 42−49.
  110. , В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. М.: ИПП- -Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 356 с.
  111. , А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. 2-е изд., перераб. и. доп. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с.
  112. , А. А. Этнопсихология / А. А. Налчаджян. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.-381 с.
  113. Народы России: энциклопедия / редкол.: В. А. Тишков (гл. ред.). М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. -479 с.
  114. , А. Г. К проблеме соотношения образа и самосознания / А. Г. Новохатько // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 129−137.
  115. , В. Н. Общая и прикладная этнопсихология : Учебное пособие / В. Н. Павленко, С. А. Таглин. М.: КМК, 2005. — 483 с.
  116. , В. Н. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 135−142.
  117. , С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантиеев. -М.: Смысл, 1993.-32 с.
  118. , С. Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система / С. Р. Пантелеев. — М.: МГУ, 1991. — 108 с.
  119. , В. Н. Психология человека: учеб. пособие / В. Н. Панферов. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. 157 с.
  120. , И. П. Воспитание детей у русских : дис. канд. ист. наук: 07.00.07. / Перстнева Ирина Петровна. М, 2009. — 116 с.
  121. , Ю. П. Основы этнической психологии : Учебное пособие / Ю. П. Платонов. СПб.: Речь, 2003. — 452 с.
  122. , Ю. А. Социальное бессознательное / Под общ. ред. 3. В. Сикевич, О. К. Крокинская, Ю. А. Поссель. СПб.: Питер, 2005. — 267 с.
  123. Почебут, J1. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: учебное пособие / JI. Г. Почебут. 2-е изд., СПб.: — Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 279 с.
  124. , JI. Г. Психология межэтнической толерантности / Л. Г. Почебут // Кросс-культурная психология: актуальные проблемы. Сборник статей / Под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — С. 61−105.
  125. Психодиагностика толерантности личности: Г. У. Солдатова и др.- под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. — 172 с.
  126. Психология самосознания: хрестоматия по социал. психологии личности. / ред., сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАМ-М, 1999. — 355 с.
  127. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков / Отв. ред.: М. Барретт, Т. Рязанова, М. Валовикова. М.: Институт психологии РАН, 2001. — 196 с.
  128. , Е. Н. Методические проблемы этнической психологии : монография / Е. Н. Резников. М.: Институт психологии РАН, 2005. — 240 с.
  129. , И. А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии / И. А. Романова // Психологический журнал. 2001. Т. 22.-№ 1-С. 102−112.
  130. , О. JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков : афтореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. / Романова Ольга Львовна. М., 1994.- 17 с.
  131. , С. Л. Основы общей психологии : учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
  132. , А. П. Основы этнологии : Учебное пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003. — 351 с.
  133. Самосознание проблемных подростков / Н. Л. Белопольская и др. М.: Институт психологии РАН, 2007. — 332 с.
  134. , Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 197 с.
  135. , В. Ф. Психология самоопределения личности : учеб. пособие / В. Ф. Сафин. Свердловск.: СПИ, 1986. — 142 с.
  136. , В. Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения / В. Ф. Сафин // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 62−73.
  137. , К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. -2006. № 2. — С. 224−234.
  138. , З.В. Социальная психология этнических отношений : курс лекций / 3. В. Сикевич. СПб.: AHO «ИПП», 2008. — 128 с.
  139. , В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых): монография / В. Л. Ситников. СПб.: Химиздат, 2001. — 288 с.
  140. , Н. Социология / Н. Смелзер — пер. с англ. М.: Феникс, 1998. — 688 с.
  141. , А. Н. Понятие этничности в контексте социальных трансформаций: опыт современной России / А. Н. Смирнов // Трансформация идентификационныхструктур в современной России. Сер. Научные доклады. M: МОНФ, 2001. -Вып. 130.-С. 160−191.
  142. , И. А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей) / И. А. Снежкова // Советская этнография. 1982. — № 1 — С. 80−88.
  143. , Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  144. , Е. Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е. Т. Соколова, И. Г. Чеснова // Вопросы психологии. 1986. — № 2. -С. 110−117.
  145. , Г. У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, JI. А. Шайгерова, О. Д. Шарова М.: Генезис, 2000. — 112 с.
  146. , Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. М.: Смысл, 1998. — 389 с.
  147. , В. А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации / В. А. Соснин // Психологический журнал. 1997. Т. 18. — № 1 — С. 50−60.
  148. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. J1. М. Дробижева.— М.: Academia, 2002. 480 с.
  149. , Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. Б. Старовойтенко. М.: Академический Проект- Трикста, 2004. — 256 с.
  150. , Т. Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках / Т. Г. Стефаненко // Трансформация идентификационных структур в современной России. Сер. Научные доклады. М: МОНФ, 2001. -Вып. 130.-С. 11−29.
  151. , Т. Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий / Т. Г. Стефаненко // Мир психологии. 2004. — № З.-С. 38−43.
  152. , Т. Г. Этнопсихология : Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. -3-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. — 368 с.
  153. , Т. Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов / Т. Г. Стефаненко. М.: Аспект Пресс, 2006. — 208 с.
  154. , В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: МГУ, 1983. — 285 с.
  155. , А. А. Русский этнос в XX веке: этапы кризиса экстенсивной культуры (гипотезы этноэкологической модели) / А. А. Сусоколов // Мир России.- 1994. № 2. — С. 3−53
  156. , А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии / А. В. Сухарев.- М.: Институт психологии РАН, 2008. 576 с.
  157. , Г. Т. Этнология: словарь справочник / Г. Т. Тавадов. — М.: Наука, 1998.-516 с.
  158. , А. Н. Психологические исследования социокультурной модернизации : монография / А. Н. Татарко, М. А. Козлова, Н. М. Лебедева. М.: РУДН, 2007. — 167 с.
  159. , А. Н. Роль модернизации образа жизни в трансформации этнической идентичности / А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева, М. А. Козлова // Вопросы психологии. 2006. — № 2. — С. 156−166.
  160. , Т. К. Самоотношение и удовлетворенность у мужчин в период взрослости : афтореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13. / Терра Татьяна Карловна. СПб., 2010. — 24 с.
  161. , В. А. О феномене этничности / В. А. Тишков // Этнографическое обозрение. 1997. — № 3. — С. 3−21.
  162. , Е. О. Идентичность и Я / Е. О. Труфанова. // Вопросы философии. — 2008. — № 6. — С. 95−105.
  163. , Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001. -416 с.
  164. , А. К. К определению специфики культуры / А. К. Уледов // Философские науки. 1974. — № 2. — С. 22−30.
  165. , С. М. Русскость и российскость: в поисках идентичности / С. М. Усманов, А. М. Семененко. // Российская история. — 2009. — № 2. — С. 202−204.
  166. , Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1982. — 224 с.
  167. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: Учебное пособие / В. Н. Гуров и др. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 240 с.
  168. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / 3. Фрейд. М.: Наука, 1989. -456 с.
  169. Фрейд, 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  170. , Т. Г. Традиционное мировоззрение обских угров / Т. Г. Харамзин, Т. М. Алгадьева Ханты-Мансийск.: ИИЦ ЮГУ, 2010.- 183 с.
  171. Т. Г. Традиционный уклад обских угров (по материалам социологических исследований) / Т. Г. Харамзин, Н. Г. Хайруллина. М.: ИКАР, 2002. — 296 с.
  172. В. Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание / В. Ю. Хотинец // Социологические исследования. 1999. — № 9. — С. 67−74.
  173. , В. Ю. Этническая идентичность и толерантность / В. Ю. Хотинец. -Екатеринбург: УрГУ, 2002. 121 с.
  174. , В. Ю. Этническое самосознание : монография / В. Ю. Хотинец. -СПб.: Алетейя, 2000 г. 240 с.
  175. , И. И. Проблема самосознания в психологии : монография / И. И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. — 143 с.
  176. , И. И. Психологическое исследование самосознания / И. И. Чеснокова // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 162−164.
  177. , И. И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности / И. И. Чеснокова // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С. 120 135.
  178. , С. В. Человек и этничность / С. В. Чешко // Этнографическое обозрение. 1994. — № 6. — С. 35−49.
  179. , А. Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. В 2 т. Т. 2 / А. Е. Шерозия. Тбилиси.: Мецниереба, 1973. — 522 с.
  180. , Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения / Б. Шефер, Б. Шледер // Иностранная психология. -1993. Т 1. -№ 1.-С. 74−84.
  181. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани — пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 539 с.
  182. , H. А. Личность и этнос / Н. А. Шульга. Киев: Ин — т социологии АН Украины, 1992. — 498с.
  183. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон — пер. с англ. А. В. Толстых М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  184. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. Изд. 2-е, перераб. и дополн. — пер. с англ. А. А. Алексеев — СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. — 416 с.
  185. Этнопсихологический словарь / Под редакцией В. Г. Крысько. М.: МПСИ, 1999.-343 с.
  186. , Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание / Ф. С. Эфендиев. Нальчик: Эль-фа, 1999. — 304 с.
  187. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. СПб: Азбука, 1996. — 736 с.
  188. , В. А. Социальные и социально психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. -1995.-№¾.-С. 158−181.
  189. , Е. В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х 90-х годов Науч. — аналит. обзор / Е. В. Якимова- РАН. ИНИОН. Лаб. социологии. -М.: ИНИОН, 1996. — 115 с.
  190. Berry J. W., Dasen P. R., Poortinga Y. H., Segall M. H. Cross cultural psychology research and applications. Cambridge: Cambridge University Press (2st ed.), 2002. -588 p.
  191. Curie A. Mystics and militants. A study of awareness, identity and social action. -London: Tavistock publication, 1972.
  192. Hogg M. A., Williams K. D. From I to We Social Identity and the Collective Self// Group Dynamics: Theory, Research, and Practice. 2000. — Vol. 4, № 1. — p. 81−97.
  193. Habermas J. Zur Rekonstruktion des Historischen Materialismus. Suhrkamp Verlag, Frankfurt/M. 1976 (stw 154).
  194. Horenczyk G., Nisan M. The Actualization Balance of Ethnic Identity. // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. — Vol. 70, № 4. — p. 836−843.
  195. Hunter J. A., Reid J. M., Stokell N. M., Platow M. J. Social attribution, self -esteem, and social identity // Current research in social psychology. 2000. — Vol. 5, № 7.-p. 97−125.
  196. Kinket B., Verkuyten M. Levels of ethnic self identification and social context // Social Psychology Quarterly. — 1997. — Vol. 60, № 4. — p. 338−354.
  197. Matsumoto D. Culture and Psychology. New York: Pacific Grove: Brooks., 1996.-350 p.
  198. Piaget J., Weil A.M. The development in children of the idea of the homeland and of relations with other countries // International Social Science Bulletin. 1951. Vol. 3. P.561−578.
  199. Reber A. S. The Penguin Dictionary of Psychology. 2nd ed. London: Penguin books, 1995. — 880 p.
  200. Reid A., Deaux K. Relationship Between Social and Personal Identities: Segregation or Integration? // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. -Vol. 71, № 6.-p. 1084−1091.
  201. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 1961.-420 p.
  202. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge and Paris, 1982a.
  203. Triandis H. C. Culture and social behavior. N.Y. etc .: McGraw-Hill, 1994.
Заполнить форму текущей работой