Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие психологической устойчивости кадров управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, по мнению В. И. Покровского (2005), психологическая реабилитация является составной частью общей системы реабилитации, которая представляет собой единую систему взаимосвязанных государственных, социально-экономических, организационных, медицинских, социальных, психологических, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения и развития психологической устойчивости кадров управления
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы исследования
    • 1. 2. Психологическая устойчивость кадров управления: сущность, виды, функции, уровни
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Исследование характеристик психологической устойчивости кадров управления
    • 2. 1. Методы, инструментарий и процедуры эмпирического исследования
    • 2. 2. Характеристики психологической устойчивости кадров управления
  • Вывод по главе 2
  • Глава 3. Оптимизация процесса развития психологической устойчивости кадров управления
    • 3. 1. Условия и факторы развития психологической устойчивости управленческих кадров
    • 3. 2. Результаты экспериментальных исследований развития психологической устойчивости кадров управления
  • Выводы по главе 3

Развитие психологической устойчивости кадров управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В настоящее время уровень развития психологической устойчивости кадров управления во многом зависит от уровня компетентности, активности, отношения к делу самих руководителей. Много значит и морально-психологический климат в коллективе, те нравственные нормы и ценности, которые в нем приняты и которым следуют. Формирование благоприятного морально-психологического климата трудового коллектива является одной из важнейших составляющих развития психологической устойчивости современных управленцев. Морально-психологический климат представляет собой совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Руководитель потенциально является лидером данной группы или коллектива и берет на себя большую ответственность, а следовательно должен обладать определенным набором качеств для стабилизации своей профессиональной деятельности и противодействия психотравмирующим факторам. Психологический климат, чаще всего определяется как целостное состояние коллектива, относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений. Правильно подобрать персонал, грамотно провести расстановку на ключевые должности, сплотить их воедино, уметь увидеть перспективу, найти подход к каждому — вот одна из важнейших задач кадров управления в современных условиях периода новых преобразований.

На данном этапе развития России, в период попыток стабилизации экономики и объявления курса на инновации и модернизацию немаловажным фактором для управленца становиться его психологическая устойчивость. Профессиональная деятельность кадров управления связана с повышенным психологическим напряжением. На неблагоприятном психологическом фоне У непобежденной коррупции, незавершенных экономических и политических реформ может помочь выдержать негативное давление названных факторов современному руководителю его психологическая устойчивость.

Формирование новой системы кадров управления современного российского общества, способной решить задачи модернизации и построения инновационной экономики, породило ряд противоречий:

• противоречие между требованиями к психологической устойчивости кадров управления и реальным уровнем их психологической устойчивости;

• противоречие между недостаточной психологической устойчивостью определенной части кадров управления и компетентностью управленцев в вопросах развития у себя профессионально важных психологических качеств;

• противоречие между существующей потребностью в развитии психологической устойчивости и отсутствием современных методов и приемов ее совершенствования и развития, приемлемых для вновь привлеченных к управлению страной специалистов.

Состояние разработанности проблемы.

Первую группу изучаемых источников составляют фундаментальные труды авторов, исследовавших психологию профессиональной деятельности, таких как A.A. Деркач, Б. Г. Ананьев, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, А. К. Маркова, С. А. Анисимов, Г. В. Грачев, A.C. Гусева, A.B. Дулов, М. И. Еникеев, С. Л. Кандыбович, Н. И. Конюхов и др.

Вторую группу изучаемой литературы составляют источники психологии управленческой деятельности: О. С. Анисимов, Г. Л. Афанасьев, В. С. Агапов, В. Г. Зазыкин, В. Н. Маркин и др.

Третью группу изучаемых источников составляют труды по различным видам психологической устойчивости человека: А. Ф. Ануфриев, Л. М. Аболин, Л. И. Анцыферова, Б. С. Басаров, Л. С. Выготский, Л. Г. Дикая, Б. В. Кулагин, В.К.

Калин, С. А. Козлов, Е. П. Крупник и E.H. Лебедева, Ю. Н. Казаков, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, К. К. Платонов, Л. Н. Собчик, В. Э. Чудновский и др., в том числе психической устойчивости: О. И. Лелякова, П. А. Корчемный, Е. А. Каминер, А. Г. Комендант, М. А. Матова, О. Н. Мазуров, М. Ф. Секач, Ю. Н. Казаков, Е. М. Таболова и д.р.;

Четвертую группу литературы составляют труды по оптимизации профессиональной управленческой деятельности в системе кадров управления: A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Л. Г. Лаптев, В. Г. Михайловский, A.C. Огнев, A.B. Щербина и др.

Огромную роль в профессиональной деятельности руководителей играет их психологическая устойчивость, ее формирование и развитие. В период завершения финансового кризиса и стабилизации экономики, задача развития и сохранения своих профессиональных качеств на высоком уровне руководителем, пожалуй, стоит на первом месте в его профессиональной деятельности. Актуальность проблемы развития психологической устойчивости кадров управления и недостаточная научная разработанность подхода к определению понятия и оптимизации психологической устойчивости деятельности руководителей различных органов управления определили тему, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — выявить факторы развития психологической устойчивости управленческих кадров.

Объект исследования — процесс развития психологической устойчивости кадров управления.

Предмет исследования — факторы развития психологической устойчивости кадров управления.

Гипотезы исследования.

• предполагается, что психологическая устойчивость кадров управления представляет собой сохранение за счет волевых характеристик силы личности, психологической культуры в самых разнообразных ситуациях профессионально важных качеств личности, соблюдение законов, верность моральным устоям и эстетическим предпочтениям;

• предполагается, что в качестве основных критериев психологической устойчивости кадров управления могут выступать мера или степень сохранения профессионально важных психологических качеств в процессе профессиональной деятельности, а также уровень профессионального психологического здоровья руководителя. К частным критериям психологической устойчивости кадров управления могут быть отнесены: психологическое самочувствие, психологическая готовность к профессиональной деятельности. Основными кумулятивными показателями психологической устойчивости кадров управления могут выступать: волевая устойчивость, эмоциональная устойчивость, темперамент руководителя, сформированность моральных качеств и эстетических предпочтений управленца;

• предполагается, что в качестве основных могут быть выделены три уровня психологической устойчивости кадров управления: начальный, средний и акмеологический;

• предполагается, что основными компонентами оптимальной модели развития психологической устойчивости кадров управления могут стать эмоциональный, коммуникативный, когнитивный, волевой, психологический, социально-психологический, педагогический;

• предполагается, что рациональный алгоритм развития психологической устойчивости кадров управления может включать следующие процедуры:

— составление перечня и иерархии профессиональных качеств для конкретной должности,.

— акмеологическая диагностика профессионально важных психологических качеств руководителя,.

— анализ этих качеств в отношении психологической устойчивости личности, актуализация качеств в сознании,.

— проведение психокоррекции, развития профессиональных качеств в различных формахзаключительная акмеологическая диагностика. Анализ обратной связи об уровне психологической устойчивости управленцев.

Задачи исследования.

• уточнить определение психологической устойчивости кадров управления;

• определить критерии и показатели психологической устойчивости кадров управления;

• определить уровни психологической устойчивости кадров управления;

• рассмотреть факторы развития психологической устойчивости кадров управления;

• предложить рациональный алгоритм развития психологической устойчивости кадров управления.

Методы исследования.

Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов. В процессе исследования использованы следующие методы сбора теоретического и эмпирического материала:

• контент-анализ научной литературы по проблеме диссертационного исследования;

• экспертный опрос на основе бланка-интервью;

• констатирующий и формирующий эксперименты;

• наблюдение, индивидуальная беседа, анкетирование, (пакет психодиагностических тестов, самоотчет, психофизиологические тесты) — качественный и количественный анализ полученных результатов с применением методов математической обработки данных с помощью статистических пакетов «EXCEL» — Statistic for Windows". Данные методы составили основу исследования развития психологической устойчивости современных кадров управления.

Эмпирическая база исследования.

Эмпирическую базу исследования составили данные государственной и ведомственной статистики, а также данные проведенного автором диссертации исследования кадров управления (управленцы) высшего и среднего звена оперативного уровня — руководители структурных подразделений (отделений) коммерческих и государственных структур г. Москвы и Московской области, мужчины и женщины (100 чел), а также материалы конкретных акмеологических исследований, проведенных под руководством или участием автора. С целью изучения реального уровня сформированности психологической устойчивости кадров управления и определения условий и факторов ее развития в 2008 году в Москве нами было проведено психологическое исследование. Было обследовано 138 респондентов, занимающих высшие и главные должности федеральной государственной службы и осуществлен опрос 10 экспертов по данной проблеме. В качестве экспертов выступили опытные работники кадровых служб министерств и ведомств.

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Уточнено в результате теоретико-методического анализа понятие психологической устойчивости кадров управления. Психологическая устойчивость кадров управления представляет собой сохранение за счет волевых характеристик, силы личности, психологической культуры управления в самых разнообразных ситуациях его профессионально важных качеств при соблюдении законов, верности моральным устоям и нормам, а также эстетическим предпочтениям. Выработка психологической устойчивости позволяет кадрам управления осуществлять профессиональную деятельность на акмеологическом уровне.

2. Определены критерии и показатели психологической устойчивости кадров управления. В качестве основных критериев выступает мера или степень сохранения определенных психологических качеств в процессе профессиональной деятельности, а также профессионального психологического здоровья в целом. К частным критериям психологической устойчивости кадров управления можно отнести: психологическое самочувствие и психологическую готовность к профессиональной деятельности. В качестве основных кумулятивных показателей, характеризующих психологическую устойчивость кадров управления, выступают: волевая устойчивость, эмоциональная устойчивость, темперамент руководителя, сформированность его моральных качеств и эстетических предпочтений. Выявленные критерии и показатели позволяют нам определять уровни психологической устойчивости, отслеживать динамику изменений психологической устойчивости.

3. Выделены три основных уровня психологической устойчивости кадров управления: начальный, средний и акмеологический. Начальный уровень характерен для руководителя, обладающего низкой психологической устойчивостью. Управленец данного уровня не обладает необходимым набором качеств, способных противостоять воздействию психотравмирующих факторов. Руководители начального уровня отличаются устойчивыми социально-экономическими характеристиками, к ним может относиться возраст, стаж работы, семейное положение и т. д. Так к данной группе могут относиться руководители, не имеющие необходимого стажа и опыта работы по требуемой специальности, а также обладающие ограничениями по возрасту. Средний уровень — это такой уровень, находясь на котором руководитель психологически выдерживает практически все штатные негативные ситуации и психотравмирующие воздействия в профессиональной деятельности. Акмеологический или высший уровень психологической устойчивости кадров управления характеризуется личностной способностью руководителя выдерживать штатные и внештатные негативные ситуации профессиональной деятельности, а также служить примером в этом вопросе коллегам.

4. Определены факторы оптимизации развития психологической устойчивости кадров управления. В качестве основных факторов выступают факторы социальной среды, влияющие на психологическую устойчивость, а также личностные факторы современного руководителя, которые включают личностное отношение руководителя, сознание личности руководителя, проявление эмоций и чувств руководителей, познание и накопленный опыт, поведение и деятельность.

5. Выявлены следующие компоненты психологической устойчивости кадров управления эмоциональный, коммуникативный, когнитивный или познавательный, волевой, прогностический.

Эмоциональный компонент характеризуется умением управлять своим эмоциональным состоянием в напряженных профессиональных ситуациях, способностью управлять своими эмоциями, не допускать депрессивных состояний и психологических деформаций личности при психотравмирующих воздействиях и в стрессовых ситуациях. Коммуникативный компонент подразумевает психологическое умения работать с людьми, завоевывать их доверие, способствовать обмену и передаче управленческой информации. Когнитивный или познавательный компонент обеспечивает устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента, он включает: умение определить начало психотравмирующей ситуации, выявление и анализ ее причин, умение сводить к минимуму их психотравмирующее воздействие. Волевой компонент позволяет регулировать свое психологическое состояние и профессиональное поведение под воздействием психотравмирующих факторов, позволяет принимать сложные управленческие решения. Прогностический компонент обеспечивает срочное принятие оптимального решения, выделяет главную проблему, выдвигает и обосновывает альтернативные ее решения.

6. Выработан рациональный алгоритм развития психологической устойчивости кадров управления, который состоит из следующих элементов:

Составление перечня и иерархии профессиональных качеств для конкретной должности, конкретных штатных и нештатных ситуаций, среди которых наиболее важными выступают: аналитичность, оперативность и гибкость мышления в стрессовой ситуацииспособность к планированиюспособность к прогнозированию с целью предотвращения конфликтных ситуацийответственностьсила воли и эмоциональная устойчивостьмотивация на государственную службуспособность к лидерствукоммуникативные способноститребовательность к сотрудникам.

Акмеологическая диагностика профессионально важных психологических качеств данных сотрудников.

Анализ этих качеств в отношении психологической устойчивости личности.

Актуализация качеств в сознании.

Проведение психокоррекции, развитие профессиональных качеств в виде тренингов, а также консультирования.

Итоговая диагностика. Анализ обратной связи об уровне психологической устойчивости управленцев.

Теоретическая значимость результатов исследования Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, можно рассматривать в качестве определенного вклада в психологию управления, теорию акмеологического развития личности, теоретическую поддержку формирования оптимальных профессиональных отношений в производственном коллективе.

Практическая значимость результатов исследования характеризуется использованием теоретических и эмпирических данных для решения целого комплекса задач, направленных на оптимизацию психической устойчивости руководителей различных организаций.

Обоснована необходимость применения комплексных программ диагностики и развития психической устойчивости, которые могут быть использованы при мониторинговом контроле, профилактике и развитии психической устойчивости современных руководителей.

Предлагаемые диагностические и развивающие мероприятия, направленные на повышение психической устойчивости руководителей, позволяют оптимизировать их функциональные состояния, что положительно сказывается на профессионализме деятельности управленцев.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Модель психологической устойчивое! и кадров управления, которая включает эмоциональный компонент, коммуникативный компонент, когнитивный или познавательный компонент, волевой, а также прогностический.

В разработанной модели сущностным и центральным компонентом является эмоциональный. Эмоции сильно воздействуют на психику человека и регулируют ее деятельность.

В разработанной модели определена роль и место каждого компонента:

• главным компонентом является эмоциональный;

• волевой компонент присутствует на всем протяжении профессиональной деятельности;

• коммуникативный компонент;

• когнитивный компонент;

• прогностический.

2. Критерии и показатели психологической устойчивости выражают ее сущностный характер. Предложенные критерии и показатели психологической устойчивости позволяют объективно определить и оценить оценить каждый уровень психологической устойчивости. Высший уровень психической устойчивости кадров управления характеризуется способностью выполнять профессиональные функции без существенного психического и физического напряжения, сохранять психологическую устойчивость, поддерживать определенную стабильность. Этот уровень, по сути является акмеологическим. Средний уровень психологической устойчивости позволяет успешно осуществлять профессиональную деятельность, но при определенных условиях возможны психологические срывы. Начальный уровень характерен для руководителя, не имеющего достаточной психологической устойчивости для осуществления своей профессиональной деятельности. Управленец данного уровня не обладает необходимым набором качеств, способных противостоять воздействию психотравмирующих факторов. К данному уровню можно отнести руководителя в начале своей профессиональной карьеры, когда он еще не имеет достаточного опыта, а психологическая компетентность предстает как потенциальное качество личности в начальной стадии своего развития.

3. Определены факторы оптимизации развития психологической устойчивости кадров управления. В качестве основных факторов выступают факторы социальной среды, влияющие на психологическую устойчивость, а также личностные факторы современного руководителя, которые включают личностное отношение руководителя, сознание личности руководителя, проявление эмоций и чувств руководителей, познание и накопленный опыт, поведение и деятельность.

4. Выработан рациональный алгоритм развития психологической устойчивости кадров управления, который является эффективным для исследования модели психологической устойчивости кадров управления. Оригинальная программа тренинга, разработанная и апробированная автором, подтвердила достоверность разработанных в диссертации теоретических положений и позволила на практике оценить эффективность предложенных методов по развитию психологической устойчивости контингента, обучавшихся управленцев.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации были апробированы:

• на конференции //Россия: ключевые проблемы и решения: Сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС, выпуск 8. Часть 4. / Под общей редакцией В. К. Егорова, A.C. Горшкова, В. М. Герасимова, М. А. Кашиной. М.: Изд-во РАГС, 2009;

• публикация статьи Психологическая устойчивость кадров управления: акмеологический уровень // Акмеология № 4, 2010;

• публикация статьи Психологическая устойчивость современных управленцев// Психология и психотехника № 2, 2011;

• на научной конференции публикация статьи О психологической устойчивости управленца //Развитие человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. Сборник научных статей под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2009,.

• положения и выводы, содержащиеся в диссертации были использованы при проведении тренингов с кадрами управления в трех коммерческих фирмах, а также в учебном процессе в качестве факультативного курса в РАГС на кафедре «Акмеологии и психологии профессиональной деятельности».

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе 3:

1. Психологическая (акмеологическая) устойчивость личности сотрудника государственного управления и бизнес структур должна обеспечивать стабильную эффективность деятельности в сложных условиях и адаптивный тип поведения в профессиональных ситуациях, позволяющий не только эффективно выполнять служебные задачи, сохраняя при этом психическое здоровье, но и детерминирующий актуализацию и развитие ресурсов личности в соответствии со спецификой требований конкретной ситуации и профессиональной деятельности.

2. Анализ литературных данных и результаты нашего исследования позволили обосновать и апробировать акмеологическую модель развития психологической устойчивости государственных служащих, важнейшими компонентами которой являются: психологический, прогностический, эмоциональный, когнитивный, коммуникативный, волевой.

Условиями реализации данной модели являются:

• создание профессионально-психологической поддержки сотрудников государственного аппарата управления с учетом личностно-формирующего компонента;

• обеспечение последовательного психологического воздействия на базе системы тренингов и деловых игр, обусловливающих необходимые продуктивные изменения в активационных, мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых структурах личности и основанного на использовании методов психологического моделирования задач, условий и трудностей профессиональной деятельности современных управленцев;

• мониторинг различных компонентов акмеологической устойчивости сотрудников государственных органов власти, представляющий собой обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа информации о специалисте, принятие на этой основе решения по выработке индивидуальной профессионально-коррекционной траектории кадров управления;

3. Важнейшим инструментом и составной частью акмеологической модели развития психологической устойчивости сотрудников государственного управления и коммерческих структур является акмеологический тренинг, который может включать в себя методический комплекс психотерапии, культурной интеграции, психофизического обеспечения;

4. Проведение предложенного тренинга развития психологической устойчивости как составного компонента модели развития акмеологической устойчивости способствует повышению уровня психологической устойчивости современных руководителей, что проявляется снижением показателей общей и реактивной тревожности, улучшением результатов теста «самочувствие-активность-настроение», улучшением показателей тестов, характеризующих интеллектуальную сферу, и повышением показателей коммуникативности, в частности, снижением уровня конфликтности;

5. Реализация модели акмеологической коррекции психологической устойчивости продемонстрировала оптимизацию основных компонентов психологической устойчивости (эмоционального, когнитивного, коммуникативного, прогностического) испытуемых, что должно способствовать в целом формированию позитивной динамики организационно-управленческой компетенции специалистов государственного управления и коммерческих структур.

Заключение

.

В настоящее время существует острая необходимость формирования и развития психологической устойчивости у современных управленцев. Для стабилизации психологической устойчивости современного руководящего состава необходимо внедрение ряда норм. На развитие психологической устойчивости благоприятно влияют проведение тренингов, регулирование морально-правовых норм в современных организациях и коммерческих структурах и улучшение психологического состояния общества в целом.

В связи с этим важнейшим направлением развития психологической устойчивости кадров управления должна стать система их психолого-акмеологического обеспечения, важной составной частью, которой должны быть деятельность по формированию необходимых у них психологических качеств и навыков, психологическая коррекция состояний, и реабилитация.

Так, по мнению В. И. Покровского (2005), психологическая реабилитация является составной частью общей системы реабилитации, которая представляет собой единую систему взаимосвязанных государственных, социально-экономических, организационных, медицинских, социальных, психологических, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате работоспособности, на эффективное и раннее возвращение человека в общество и к общественно полезному труду. 101 ] Очевидно, что нарушение эмоционального компонента психологической устойчивости может возникать только в реальных жизненных ситуациях при выполнении деятельности, имеющей большое субъективное и социальное значение. Этим, по-видимому, обусловлено небольшое количество данных об изменении различных психологических показателей в условиях неблагоприятного эмоционального фона. Установлено, что наиболее значимая перестройка при этом отмечается в отношении объективных критериев работоспособности: снижается уровень перцептивного внимания и скорость мышления, что свидетельствует о развитии эмоционально-сенсорных и эмоционально-мнестических нарушений психики человека. [ 27 ].

Для практического проведения такого рода работы должны быть разработаны программы и оптимальные методики (средства) реабилитации, предусматривающие организационные и методические вопросы, кадровое (штатное расписание) и ресурсное (материальное) обеспечение. Одним из важнейших вопросов при этом будеткакие средства и способы развития психологической устойчивости рационально использовать. Безусловно, функционирование такой системы психологической поддержки должно быть направленно не только на ликвидацию состояний нарушений психологического статуса, но и на выработку необходимой психологической устойчивости организма. 113] В свою очередь здесь большое место должно быть отведено психофизиологической реабилитации, включающей мероприятия по профилактике и коррекции психоэмоциональных напряжений и неблагоприятных психических состояний и нарушений.

Для контроля психологического состояния должны применяться валидизированные психологические и психофизиологические методики. К их числу относятся, прежде всего, тесты, направленные на оценку функционального состояния центральной нервной систем, психоэмоционального состояния, физической и умственной работоспособности^ 112 ] В этом плане широко могут применяться тесты «Самочувствия, активности, настроения», шкала астении, «Реакция на движущийся объект» (РДО), сенсомоторные методики (простая и сложная сенсомоторные реакции), шкала тревожности Спилбергера-Ханина, нагрузочные пробы.

Психологический контроль, психологическая коррекция функциональных резервов в качестве базовых составляющих системы повышения психологической устойчивости должны, на наш взгляд, стать основной для успешной работы руководителей различных звеньев государственного аппарата, продления их профессионального долголетия. Соответственно ранняя (донозологическая) диагностика и целенаправленная психологическая коррекция нарушений должны наполниться новым содержанием, ориентированным на акмеологические принципы.

Для нормализации психоэмоционального состояния и развития психологической устойчивости государственных служащих следует использовать психокоррекционные мероприятия, для чего необходимо создавать систему штатных кабинетов психологической регуляции (помощи, коррекции). В рамках этих мероприятий могут быть использованы психологическое консультирование, акмеологический тренинг, аутогенная тренировка, дыхательные упражнения (техники), цветомузыка, аудиовизуальные воздействия с помощью специальной аппаратуры, фитои ароматерапия, специальные психотехнологии в виде НЛП, программируемая психологическая регуляция. [ 69].

Важнейшим модулем такого рода системы развития психологической устойчивости должен, очевидно, стать комплекс мероприятий психологического сопровождения сотрудников государственных служб России:

• профессиональный психологический отбор с учетом деятельности в различных органах управлениях и службах;

• профессиографический анализ деятельности (разработка профессиограммы, психограммы);

• обоснование комплекса информативных психодиагностических методов и критериев отбора и диагностики;

• оценку особенностей и проявлений нарушений психологической устойчивости, психологическую и психотерапевтическую коррекцию, нарушений и восстановление профессиональной работоспособности.

В диссертационной работе выполнено исследование сущности и содержания процесса развития психологической устойчивости кадров управления, а также выявлены акмеологические факторы, обеспечивающие оптимизацию изучаемого процесса.

В ходе исследования разработаны и научно обоснованы доказательства выдвинутых в исследовании гипотез:

• психологическая устойчивость кадров управления представляет собой сохранение в самых разнообразных ситуациях таких профессионально важных качеств личности, как волевые характеристики и, прежде всего, силу личности, правовая детерминированность, моральные устои, эстетические предпочтения;

• основными критериями психологической устойчивости выступают профессиональное психологическое здоровье и «Эго» или сила личности руководителя. К частным критериям психологической устойчивости кадров управления отнесены: психологическое самочувствие, психологическая напряженность, психологическая готовность к профессиональной деятельности. Основными куммулятивными показателями психологической устойчивости кадров управления выступают: волевая устойчивость, эмоциональная устойчивость, темперамент руководителя, сформированность его моральных качеств;

• выделены и обоснованы три уровня психологической устойчивости кадров управления: начальный, средний и акмеологический;

• доказано, что основными компонентами оптимальной модели развития психологической устойчивости кадров управления могут стать эмоциональный, коммуникативный, когнитивный, волевой, прогностический компоненты, а также психологический;

• обосновано и апробировано то, что рациональный алгоритм развития психологической устойчивости кадров управления включает следующие элементы: диагностику профессионально важных психологических качеств руководителя, анализ этих качеств в отношении психологической устойчивости личности, составления и реализации программы развития психологической устойчивости руководителя, мониторинга психологической устойчивости кадров управления.

В качестве направления дальнейшего исследования и решения проблемы развития психологической устойчивости кадров управления можно выделить следующую — поиск и подбор высокоэффективных способов организации совокупности методов акмеологического (психологического) сопровождения и коррекционной работы с сотрудниками государственного аппарата управления Российской Федерации и руководителями бизнес структур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.B. Психолого-акмеологическая модель развитияпрофессионализма педагога: Автореф. дис. Док. Псих. наук.
  2. Тамбов:ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. 52 с.
  3. JT.M. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дис.. докт. псих. наук. М.: ИОиПП, 1989. 44 с.
  4. , JI. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека Текст. / JI. М. Аболин. — Изд-во Казанского унта, 1987.
  5. Г. С. Введение в практическую психологию. М., 2004
  6. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 334с.
  7. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1999.
  8. B.C. Уч. пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2005, — 126 с.
  9. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 166 с.
  10. Акмеологические технологии личностно-профессионального развития государственных служащих: Сб. статей / Под общ. ред. A.A. Деркача. -М.: Изд.-во РАГС, 2003. 276 с.
  11. Ю.Акмеологический словарь / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 161 с.
  12. Акмеологическое исследование потенциала, резервов и ресурсов человека: Сб. статей. М.: Изд-во РАГС, 2005. 338 с.
  13. Акмеология: итоги, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры акмеологиии психологии профессиональной деятельности РАГС / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд.-во РАГС, 2004. — 270 с.
  14. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. 650 с.
  15. H.A., Репецкий Ю. А., Семенов И. Н. Психодиагностика и развитие рефлексивности профессионального самоопределения успешных управленцев. Учебно-методическое пособие. Москва-Сочи, ИРПТиГО МАГО, 2000.
  16. .Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  17. А. Психологическое тестирование М.: Педагогика, 1982. — 73 с. Доскин В. А., Лаврентьева H.A., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопр. психологии. — 1973. — № 6. — С.141−145.
  18. О.С. Креативная акмеология Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 276 с.
  19. О.С. Рефлексивная акмеология: Уч.-метод, пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 218 с.
  20. В.А. Психофизиологическая устойчивость человека к эмоциональному стрессу и ее повышение с использованием биологической обратной связи: Автореф. дис.. канд. мед .н. Волгоград: Волгогр. мед. акад., 2001. — 22 с.
  21. А.Я., Ковалев В. В. Конфликтология: Рабочая тетрадь. Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2008. — 112 с.
  22. В.Г. Детерминация психического развития личности. М., 2007.
  23. А.Асмолов, Е. Фейгенберг За порогом рациональности: лингвоцентризм и парадоксы невербальной коммуникации, статья
  24. Р.Р. Субъектность личности как детерминанта устойчивости студентов к влиянию деструктивных организаций : Автореф. дис.. канд. псих, наук.- Ставрополь: С.-КГТУ, 2005. 21 с.
  25. Бодал ев A.A. Акмеология и педагогика // Мир образования образование в мире: научно-методический журнал. 2007. № 1 (25). С. 33−49.
  26. В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие. М., 2001. 197с.
  27. A.M. Влияние модуса контроля над деятельностью на устойчивость человека к стрессу в неконтролируемых ситуациях: (На примере компьютеризации деятельности): Автореф. дис.. канд. псих.наук. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. -22 с.
  28. Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. -М.: Академический проект, 2004. 232 с.
  29. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация чело- века. -Л.: Наука, 1988.
  30. М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М., 2005.
  31. Р.Н., Семенов И. Н. Игрорефлексика профессионального роста менеджеров в рефлексивном видео-тренинге. Уч.-метод, пособие. -Москва-Сочи, ИРПТиГО МАГО, 2000.
  32. .Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: Автореф. дис. канд. психол. н. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. — 27 с.
  33. Е.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости старшеклассников с учетом энергоинформационного обмена: Автореф. дис.канд. психол.н. Ярославль: ЯГУ, 1998. — 27 с.
  34. В.Ф. Психологические условия повышения эффективности процесса формирования эмоционально-волевой устойчивости у воиновсредствами физической подготовки: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1990. -21 с.
  35. В.В. Развитие коммуникативной компетентности специалиста Уч. пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 138 с.
  36. Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти т. М., 1984.
  37. Д.А. Возрастно-половые особенности мнений (оценочных суждений) о руководителях-мужчинах и женщинах: Автореф. дис.. канд. псих. наук. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 26 с.
  38. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (Исторический обзор и современное состояние проблемы) // Вопросы психологии. 1975. № 2. С.147−158.
  39. В.М. Особенности саморегуляции как формы психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях: Автореф. дис.. канд. психол. наук. К.: КГУ им. Т. Г. Шевченко, 1990. — 18 с.
  40. Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова E.H. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61−68.
  41. М.М. Взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2003.
  42. A.A. Развитие эмпатического общения психолога с клиентом: Автореф. дис.канд. психол. наук. Тамбов, 2004.
  43. Е.К. Развитие эмпатийного потенциала личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2003.
  44. Т.П. Формирование мотивационной сферы учебной деятельности государственных служащих: Уч. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 36 с.
  45. М.Н. Акмеологические особенности самоотношения государственных служащих: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М.: РАГС при Президенте Российской Федерации, 2005. 26 с.
  46. Т.В. Психологические особенности развития самопонимания преподавателей вуза в период адаптации к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Астрахань: АГУ, 2007. -22 с.
  47. A.A. Акмеологические стратегии развития: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2006, — 184 с.
  48. A.A. Акмеология в системе научного познания // Мир образования образование в мире: научно-методический журнал. 2007. № 1 (25). С.25−33.
  49. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000.
  50. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. -М., 2000.
  51. A.A., Семенов И. Н., Бадаева А. Ф. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности: Уч.-метод, пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 196 с.
  52. И.О. Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки теле-, радиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мультимедиа-программ): Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2005.
  53. М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. М., 2003.
  54. Ю.Н. Акмеологическая гносеология психического здоровья государственных служащих // Акмеология. № 1 (21). 2007 январь-март. М., 2007.-С. 6−17.
  55. Ю.Н. Психология безопасности: формирование здоровья личности. Ч. 1 / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. -158 с.
  56. Ю.Н. Психология безопасности: формирование здоровья личности. Ч. 2 / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2008. -172 с.
  57. Л.И. Акмеология субъекта профессиональной деятельности Уч.-мет. пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. -88 с.
  58. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 2005. — 302 с.
  59. В. Н. Проблема самореализации человека в современных условиях. // Социология и социальная антропология. СПб, 1997. С. 76−77.
  60. Ким В.Е.-Ч. Диагностика альтруистических установок личности: Автореф. дис.. учен. степ. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1985. 18 с.
  61. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.400 с.
  62. A.M. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М.: РАГС при Президенте Российской Федерации, 2008. -70 с.
  63. A.A. Особенности субъективной картины профессиональной жизни человека в период взрослости: Автореф. дис.. канд. псих. наук. СПб.: СПбГУ, 2007. 26 с.
  64. В.В. Теоретические и экспериментальные основы интенсивных интегративных психотехнологий в социальной психологии: Дис. .док. психол. наук. Ярославль 1999. — 322с
  65. О.Ю. Психолого-педагогические основы и условия формирования психологической устойчивости личности: (На примере студентов вузов): Автореф. дис.канд. псих. наук. Курск: КГУ, 2004. 21 с.
  66. Кричевский P. J1. Социальная психология: личность и общение. Уч. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2000.
  67. А.Ф. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации . Петрозаводск: Петроком, 1992. — 78 с.
  68. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность. Внутренний мир и самореализация. СПб., 1996. 173 с.
  69. Л.В. Психогигиена личности. Учебное пособие/Л. В. Куликов. -СПб., 2004.
  70. О.О. Здоровье как фактор формирования психической устойчивости менеджеров: А.втореф. дис.. канд. психол.наук. М.: РАГС при Президенте Рос. Федерации, 2002. — 25 с.
  71. Лелякова О. И. Состояние здоровья и профессиональное долголетие госслужащих, статья
  72. А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
  73. Д.А. Очерки психологии личности. М.: Смысл, 1997.
  74. Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1978
  75. Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих: акмеологический подход / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2005. -296 с.
  76. Личностно-профессиональное развитие государственных служащих как объект психолого-акмеологического мониторинга / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 232 с.
  77. В.Н. Проблемы профессиональной реализации кадров управления: монография / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 106 с.
  78. В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Дом, 2004.
  79. А. Мотивация и личность. — СПб., 2001.
  80. A.B. Эмоционально-волевая устойчивость и ее формирование у студентов: (На материалах пед. вуза): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.:МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 16 с.
  81. Г. С., Гольников Р. В. Акмеологические измерения ценностных детерминант формирования руководителем управленческой команды. -М.: МПА, 2000.
  82. О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности Уч. пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 352 с.
  83. A.A. Формирование эмоциональной устойчивости постоянного состава ввуза: Автореф. дис.. канд. психол.наук. Казань: КГТУ, 2002.
  84. Немчин Т. А, Состояние нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.
  85. И.Н. Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы: Автореф. дис.. докт. псих. наук. М.: РАГС при Президенте Рос. Федерации, 2007.
  86. И.Н. Психодиагностика в кадровой работе Уч. пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 74 с.
  87. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.
  88. М.А. Я целый мир Издатель: М: Издательство института психотерапии, Год издания: 2004. — 208 с.
  89. A.B. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. М., 1984. № 4
  90. В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. № 4
  91. В.А., Грязева В. Г. Некоторые особенности исследования индивидуальности личности методом отраженной субъектности. С. 15−19.
  92. В.А. Психологический анализ устойчивых особенностей эмоциональности : Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982. — 18 с.
  93. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981.
  94. В.И. Значение реабилитации и профилактики для современной медицины // Вестник Российской академии медицинских наук, 2005.-№ 12.-С.47−51
  95. Политическая психология/ Уч. пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача, В. Н. Жукова, Л. Г. Лаптева. М., 2000.
  96. Т.А. Акмеологические основы духовно-эстетического развития человека Монография. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 162 с.
  97. О.Д. Психическая устойчивость как фактор успешности профессиональной деятельности менеджеров малого бизнеса: Автореф.дис.канд. психол.наук. М.: РАГС при Президенте Рос. Федерации, 2004. 27 с.
  98. Профессиональное самоопределение субъектов: акмеологический подход: Уч. пособие / Деркач A.A. (отв. ред.), Зазыкин В. Г., Марков В. Н., Толочек В. А. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 122 с.
  99. В.Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной философии: Автореф. дис.. канд. филос. наук. СПб., 2001.
  100. H.H. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. М.: Академ. Проект, 2000.
  101. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер с англ./ Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М., 1994.
  102. И.Н. Психолого-педагогические условия формирования соревновательной эмоциональной устойчивости конкурсныхтанцевальных пар: Автореф. дис.канд. пед. наук. Ставрополь: СГУ, 2006. 21с.
  103. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.720 с.
  104. С.Л. Человек и мир (отрывок из рукописи) // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.
  105. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. СПб.: СПбУ МВД, 2000.
  106. C.B. Психофизиологическая коррекция психосоматических нарушений у военнослужащих: Дисс.. д-ра мед.наук.- СПб.: ВМедА, 2006.
  107. Сары-Гузель В. Р. Оптимизация эмоциональной устойчивости личности студента через учебную деятельность: Автореф. дис.. канд. психол.наук. Н. Новгород: НГПУ, 2002. — 19 с.
  108. М.Ф. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости кадров военного управления: Автореф. дис.. докт. псих.наук. М.: РАГС при Президенте Рос. Федерации, 1999. — 50 с.
  109. Е.В. Развитие акмеологической культуры личности Уч. пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2007. — 200 с.
  110. Е.М. Психологическое содержание эмоциональной устойчивости педагога дошкольного образования: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006. — 22 с.
  111. И.М. Психология поведения: Избр. психол. труды / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.- Воронеж, 1995.
  112. И.М. Психология поведения: Избр. психол. труды / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.- Воронеж, 1995.
  113. В.И., Исаев Е. И. Психология развития. М., 2000.
  114. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  115. И.М. Оптимизация процесса формирования психической устойчивости организаторов здравоохранения: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М.: РАГС при Президенте Российской Федерации, 2005. 22 с.
  116. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII-X симпозиумов. Ч. 3 / Ред. колл. A.A. Бодалев, A.A. Деркач, М. Ф. Секач и др. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 228 с.
  117. Н.В., Анисимов О. С. Научно-педагогическая практика: Уч.-метод, пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 112 с.
  118. T.B. Влияние профессиональной деформации на психологической особенности самопонимания преподавателей вуза: Автореф. дис.канд. псих. наук. Астрахань: АГУ, 20 007. 20 с.
  119. О.В. Акмеологические условия и факторы преодоления возрастных кризисов учителя: Автореф. дис.. канд. психол. н. М.: МОСУ, 2005.
  120. В. А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих: Уч. пособие. М.: Изд.-во РАГС, 2003. — 159 с.
  121. И.В. Гуманистически ориентированная экономическая психология в социальной политике российского общества:: Автореф. дис.. докт. псих. наук. СПб.: СПбГУ, 2007. 54 с.
  122. Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе- под ред. И. В. Имедадзе. М., СПб., 2004.
  123. В. А. Стиль психологической защиты в структуре интегральной индивидуальности: Автореф. дис.. канд. психол.наук. Пермь: ПГПУ, 2006. 26 с.
  124. Е. О. Нарушения устойчивости самооценки при неврозах: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1985. — 22 с.
  125. Д.И. Психология взросления. М., 1999.
  126. Ф.Р. Основы психологии. М.-Ростов н/Д., 2006.
  127. Хрестоматия по гуманистической психотерапии // Сост. М. Папуш. М., 1995.
  128. Ю.В. Оптимизация психической устойчивости деятельности руководителей органов внутренних дел в экстремальных условиях: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Моск. обл. филиал МУ МВД России, 2005. — 21 с.
  129. Хуторная M. J1. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 24 с.
  130. В.Э. Психологические основы нравственнойустойчивости личности школьника: Автореф. дис.докт. психол. наук.-М., 1980.-48 с.
  131. В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. Братислава, 1988. — 202 с.
  132. И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань, 1993.
  133. И.М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности: Метод руководство для студентов и психологов народного образования. Казань, 1992.
  134. М.Л. Эмоциональная регуляция устойчивости личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук: М.: Изд-во МГУ, 1988. 22 с.
  135. В.А. Педагогическая психология. СПб., 2000.
  136. Ю.В. «Экономические кризисы: теория, тенденции, перспективы» (2003).
  137. Bornstein, Marc Н., Elizabeth Brown, and Alan Slater. 1996. Patterns of Stability and Continuity in Attention across Early Infancy. Journal of Reproductive and Infant Psychology 14: 195−206.
  138. , M.R., & Mount, M.K. (1996). Effects of impression management and self-deception on the predictive validity of personality constructs. Journal of Applied Psychology, 81, 261−272.
  139. , J., & Magun-Jackson, S. (in press). Approach-avoidance motivation and metacognition self-regulation: The role of need for achievement and fear of failure. Learning and Individual Differences.
  140. , E., & Larsen, R.J. (1984). Temporal stability and cross-situational consistency of positive and negative affect. Journal of Personality and Social Psychology, 47, 871−883.
  141. , M.W., & van Berkum, J. (1992). Trait anxiety, defensiveness, and the structure of worry. Personality and Individual Differences, 13, 1285— 1290.
  142. Furnham, A., Petrides, K.V., Sisterson, G., & Baluch, B. (2003). Repressive coping style and positive self-presentation. British Journal of Health Psychology, 8, 223−249.
  143. Glicksohn, J., Ben-Shalom, U., & Lazar, M. (2004). Elements of unacceptable risk taking in combat units: An exercise in offender profiling. Journal of Research in Personality, 38, 203−215.
  144. , R.D., & Christiansen, N.D. (2003). Correcting personality tests for faking: A review of popular personality tests and an initial survey of researchers. International Journal of Selection and Assessment, 11, 340−344.
  145. Gray J. A. The psychology of fear and stress. New York, McGraw-Hill, 1 971 153. Hogan, J., Barrett, P., & Hogan, R. (2007). Personality measurement, faking, and employment selection. Journal of Applied Psychology, 92, 12 701 285.
  146. Hunsley, J., Vito, D., Pinsent, C., James, S., & Lefebvre, M. (1996). Are self-report measures of dyadic relationships influenced by impression management biases? Journal of Family Psychology, 10, 322−330.
  147. , W. (1884). What is an emotion? Mind, 9, 188−205.
  148. , L.D., & Leigh, H. (1999). Repressive/defensive coping, endogenous opioids and health: How a life so perfect can make you sick. Psychiatry Research, 85, 17−31
  149. , L.D., & Schwartz, G.E. (1986). Self-deception predicts self-report and endurance of pain. Psychosomatic Medicine, 48, 211−223.
  150. , R.I., & Drotar, D. (1968). Response sets as personality concepts. Psychological Reports, 23, 751−756.
  151. Lu, L., & Shih, J.B. (1997). Personality and happiness: Is mental health a mediator? Personality and Individual Differences, 22, 249−256
  152. McCrae, Robert R., and Paul R. Costa Jr. 1999. A Five-Factor Theory of Personality. In Handbook of Personality: Theory and Research, ed. Lawrence A. Pervin and Oliver P. John, 139−153. 2nd ed. New York: Guilford.
  153. , O. H. (1960). Learning theory and behavior. New York: Wiley
  154. , C.A., & Crost, N.W. (2004). Effects of faking on self-deception and impression management scales. Personality and Individual Differences, 37, 1137−11
  155. , J. (1982). Toward a general psychobiological theory of emotions. The Behavioral and Brain Sciences, 5, 407−467.
  156. , T.P. (1972). Approval motive and self-estimates of academic performance. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 39, 199−201.
  157. Roberts, Brent W., and Wendy F. DelVecchio. 2000. The Rank-order Consistency of Personality Traits from Childhood to Old Age: A Quantitative Review of Longitudinal Studies. Psychological Bulletin 126: 3−25.
  158. Wohlwill, Joachim F. 1973. The Study of Behavioral Development. New York: Academic Press.
Заполнить форму текущей работой