Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обучение профессиональному общению на русском языке иностранных военных специалистов с использованием схем с условными знаками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неотъемлемым компонентом обшей, подготовки специа^ листов в высшем военном учебном заведении является практическое владение русским языком, то есть наличие таких умений и навыков, которые бы обеспечили обучаемым возможность читать специальную литературу, а также принимать участие в общении с другими специалистами на профессиональные темы. При этом особенно важно учитывать специфику военных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Схема с условными знаками как методическое средство обучения русскому языку как иностранному
    • 1. 1. Роль схемы в речевом общении военных
    • 1. 2. Схема и основные принципы обучения русскому языку как иностранному
    • 1. 3. Психолингвистическое обоснование применения схемы в методике обучения
    • 1. 4. Методические основы использования схемы в обучении речевому общении
  • ГЛАВА 2. Обучение профессиональному общению на русском языке военных специалистов с использованием ситуативно-тематического материала
    • 2. 1. Лингвистическое обоснование методики
    • 2. 2. Содержание методики обучения профессиональному общению при помощи схем
      • 2. 2. 1. Схема с условными знаками и виды заданий на начальном этапе обучения
      • 2. 2. 2. Схема с условными знаками и виды заданий на продвинутом- этапе обучения
      • 2. 2. 3. Тематика схем по отдельным дисциплинам и виды заданий к ним
  • ГЛАВА 3. Использование схемы с условными знаками в обучении военных специалистов профессиональному общению на русском языке. Практическое доказательство эффективности методики
    • 3. 1. Описание практического занятия с использованием схемы с условными знаками
    • 3. 2. Преимущество схемы при обучении русскому языку иностранных военных специалистов
  • ВЫВОДЫ.&bdquo

Обучение профессиональному общению на русском языке иностранных военных специалистов с использованием схем с условными знаками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема и актуальность исследования. В современных условиях особенно актуальной стала задача повышения эффективности всех видов практических занятий, в области преподавания русского языка как иностоанного. Решение данной задачи уже нашло свое выражение в разработке общих научных, теоретико-методических основ организации практического обучения русскому языку как иностранному, в частности, в принципе коммуникативности. Согласно этому принципу акцент в обучении русскому языку переносится с языковой системы на речевую деятельность, со знания теории на практику общения на данном языке (И.А.Зимняя, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев,.

А.А.Миролюбов, О. Д. Митрофанова и др.). , .

Постановка той или иной теоретической или практической проблемы в методике преподавания иностранного языка всегда мотивируется рядом связанных друг с другом и. совместно действующих условий. Доминирующим при этом остается требование разработки и использования при подготовке. специалистов в той. или иной области эффективных методов обучения. Указанному требованию должно отвечать и преподавание русского языка как иностранного в неязыковом высшем военном учебном заведении.

Анализ учебного процесса, высших военных учебных заведений показывает, что одна из главных задач по практической реализации коммуникативной направленности,. в обучении состоит в том, чтобы научить слушателей-иностранцев профессионально общаться на русском языке., понимать лекции по военным дисциплинам, принимать участие в семинарских занятиях, в гоупповых учебно-коммуникативных упражнениях, в которых, моделируются, боевые ситуации (быть участником командно-штабных и летно-тактических учений (КШУ и ЛТУ), реализуемых в. общении, на русском языке).

Неотъемлемым компонентом обшей, подготовки специа^ листов в высшем военном учебном заведении является практическое владение русским языком, то есть наличие таких умений и навыков, которые бы обеспечили обучаемым возможность читать специальную литературу, а также принимать участие в общении с другими специалистами на профессиональные темы. При этом особенно важно учитывать специфику военных учебных заведений и их контингента: пропускной режим, сравнительную узость предметной и персональной сферы общения (обычно это круг офицеров), специфику самого речевого общения (доминирование военного подъязыка).

Военный, подъязык для слушателей. в. высшем, военном учебном заведении является так называемым специальным рабочим языком, и проблема учета, его особенностей актуальна как с лингвистической, так и с методической точек зрения.

Анализ учебных программ и тематических планов учебных дисциплин в Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина (ВВА) (место проведения нашего исследованияпоказал, что в настоящее время преобладающей в работе кафедры русского языка является тенденция организации профессионально-ориентированного процесса обучения, при котором преподаватель-русист ведущую роль отводит формированию, у слушателей языковой и коммуникативной компетенции, прежде всего в учебно-профессиональной сфере общения. Во главу угла при этом, ставится обучение языку для приобретения конкретной специальности.

На необходимость, учета специальности при обучении русскому языку указывают многие известные специалисты (О.Д.Митрофанова, Е. И. Мотина, О. А. Лаптева,. Н. А. Мете и др.). Сложились определенные традиции рационального построения курса обучения русскому языку в нефилологических вузах. Установлено место этого курса в общей программе обучения, определены цели и задачи обучения. Справедливо признается, однако, что «вопрос привития навыков правильного, и, свободного владения. иностранным, языком на материале специальности остается одним из сложных и мало, разработанных». (О.Д. Митрофанова., 197 8,. с.7).

Хотя на сегодняшний день по методике обучению языку специальности. имеется достаточно обширный материал, тем не менее необходимо признать, что при обращении к конкретному обучению военных, специалистов вопрос свободного владения иностранным языком (русским) на материале специальности остается открытым,.и это не в последнею очередь связано именно с методикой обучения. Поэтому по-прежнему актуальной является необходимость совершенствования методики развития профессиональных речевых умений военных специалиста^.

I" J.

Эта необходимость диктуется, в частности, спецификой военной профессии, речевыми ситуациями, как лингвистическими, так и экстралингвистическими, в которых осуществляется личное и профессиональное общение военнослужащих, связанное с военным подъязыком, имеющим ряд. специфических лексических, грамматических и орфоэпических особенностей.

Одной из таких, особенностей является то, что э словарном составе военного подъязыка значительное место занимает специальная военная терминология, причем соответствующие термины значительно отличаются от общеупотребительных слов. Их образование и использование требуют соблюдения определенных военно-профессиональных норм, и это создает особую речевую ситуацию для общения военнослужащих. Для того чтобы обсудить и принять решение в сложившейся боевой обстановке, слушатели, вступают в общение друг с другом в профессиональной совместной деятельности, которая, в свою очередь, характеризуется рядом особенностей, например, уяснением боевой задачи командиром полка, замысла старшего начальника, цели предстоящих боевых действий, места и роли своей части и.т.п.

Тема исследования. Темой данной диссертационной работы являются теоретическое обоснование и практическая реализация методики, связанной с применением профессиональных схем с условными знаками и сокращениями в практике обучения русскому языку иностранных военных специа.

Цель и задачи исследования

^ Цель исследования, достояла. в том, .чтобы, доказать необходимость, использования профессиональных схем в методике обучения русскому языку как иностранному, а также разработать практические. рекомендации по внедрению данной методики с использованием схем и. условных, знаков.в. практику обучения русскому языку иностранных военных специалистов командного состава.

Исходя из поставленной цели, в диссертации ставились следующие научные задачи. 1. Выполнить всесторонний анализ научной и методической литературы по использованию схем в методике обучения. русскому языку как иностранному.,.

2. Подобрать схемы с условными знаками профессионально-ориентированного характера, для. разработки методики обучения русскому языку.

3. Разработать и. практически проверить методику обучения русскому языку как иностранному с использованием. схемы с условными, знаками.

4. Произвести оценку эффективности разработанной методики с использованием схем.

5. Сформулировать практические рекомендации по применению данной методики в военных вузах.

Новизна исследования состоит в том, что в диссертационной работе впервые выполнен всесторонний анализ псактики использования схемы с условными знаками в методике обучения русскому языку как иностранному. Научно обоснована и доказана необходимость применения профессиональных схем в учебном процессе иностранных военных специалистов. На основе данных исследований разработана новая методика обучения русскому языку с использованием схемы с условными знаками и произведена оценка ее эффективности .

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что в ней подробно раскрыты основные, научные, теоретико-методологические положения, касающиеся применения схем с условными знаками при обучении русскому языку как иностранному. Уточнено само понятие профессиональной схемы как учебно-методического средства. В диссертации предложена практическая методика обучения русскому языку как иностранному и рекомендации по ее использованию в учебном процессе в военных учебных заведений и, .в частности, в Военно-воздушной академци.

Гипотезы исследования.

1. Схема с условными знаками должна использоваться в практике обучения русскому языку иностранных военных специалистов летного командного состава .

2. Разработанная методика обучения русскому языку как иностранному является эффективным средством профессионального общения в сфере специалистов русского языка.

Объект и предмет исследования. Объектом и с с л е. дов ания явилась методика обучения русскому языку иностранных военных специалистов, а также литература, посвященная методическим аспектам данной проблемы. В качеств, е. предмета специального исследования взята профессиональная схема с условными знаками, методика обучения с применением схемы, а также уровень владения русским языком как средством профессионального общени^. Положения, выносимые на защиту.

1. Использование профессиональных схем с условными знаками и специальными сокращениями является обязательным условием успешного обучения иностранных военных специалистов командного состава профессиональному общению на dvcckom языке.

Разработанная в диссертации методика обучения профессиональному общению на основе схем является эффективным средством обучения слушателей русскому языку как инструменту профессионального, общения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

ВЫВОДЫ I.

I 1.

На основании исследования поставленной проблемы, касающейся методики обучения русскому языку как иностранному в высшем военном учебном заведении с использованием схем, мы пришли к следующим выводам:

В результате анализа литературных источников по вопросам обучения профессиональному общению на русском языке как иностранном установлено, что до сих пор сравнительно мало внимания уделялось вопросам специфики обучения именно в военном вузе, в частности тому особому языку, которым пoльзvютcя военные.

2. Обучение военных слушателей-иностранцев требует особого подхода в построении методики преподавания русского языка. Представляется крайне важным использовать специальную лексику., специальные сокращения и военные схемы с условными знаками при обучении профессиональному общению.

3. Методические основания для широкого применения в военных вузах схем с условными знаками представляются нам следующие: схема с условными знаками является отражением той реальной среды, обстановки, в которой им приходится практически действовать и использовать язык как средство общениясхема с условными знаками может служить и служит естественной опорой (мотивацией) в речевой деятельности, является сюжетной по характеру содержания и, следовательно, обеспечивает множество тем для развития речисхема с условными знаками содержит в себе реальную профессиональную проблему и развивает мышление обучаемыхсхема с условными знаками учитывает профессиональную деятельность слушателей, их трудовой и жизненный, опыт, что является одним из самых важных и сильных мотивов обучения профессиональному общениюсхема с условными знаками отвечает задаче совершенствования навыков и умений профессионального общениясхема с условными знаками ситуативна и потому способна активизировать разные формы речи (диалогическую и монологическую) — схема с условными знаками вполне отвечает метопиирскому треоованию Юс m ития у обучаемых коммуниь к d.

LJ О Т А.

КОМПбТ^Н! Т } Л Т А.

48 232 390 535 353 481 040 902 014 347 897 733 120 оактика использования военных профессиональных схем схема с условными знаками в методике обу ^.прцт/я ттт/г с ф о в общению чения иностранных военные ^еи-а.^о «п^адпа цфо это существенно на русском языке показала, улучшает результаты обучения, в том числе: ускоряет обучениеv к занятиямзызыва^ т повышенный интерес обучаемы! уже на начальном этапе активно вовлекает сушс^е^-^ у обучения слушателей в ouuv ппшение на русском языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование наводит на ряд размышлений,. связанных, с одной стороны, с практикой применения предложенной нами методики, с другой стороны, с перспективами ее дальнейшего совершенствования.

Что касается практики использования данной методики, то ее следовало бы расширить и углубить. Нам представляется целесообразным опробовать данную методику в обучении иностранцев как на начальном, так и на продвинутом этапах изучения языка. Правда, в последнем случае необходимо поставить и решить ряд вопросов, касающихся целей и задач такого обучения, места методики обучения с использованием схем в теории и практике совершенствования русского языка как иностранного и ряд других вопросов. Их обсуждение выходит за рамки данной диссертационной работы, но в целом мы считаем вполне возможным применение данной методики или ее усовершенствованного варианта на продвинутом этапе обучения.

Мы также понимаем необходимость совершенствования самой методики и в этой связи намечаем следующие направления такой работы.

1. Продолжение подбора и совершенствование учебных схем как средства обучения.

2. Теоретическое осмысление схем как элементов языка и речи.

3. Обращение к автоматизированным средствам обучения, например, к компьютерным вариантам методики .

Эти направления могут стать предметом дальнейших исследований б избранной области науки и практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АРТЕМОВ В. А. Психология обучения иностранным языкам. М.: «Просвещение»,. 1969. 279 с.
  2. АРУТЮНОВ А.Р., КОСТИНА И. С. Коммуникативная методика русского языка как иностранного и иностранных языков. -М.: ИРЯП, 1992.
  3. АТКИНСОН Р. Человеческая память и процесс обучения., 1980. (Кратковременная память: 17−52. Теорияпамяти: 53−203,. 273−292. Память и мышление: 362 427) .
  4. БЕЛЯЕВ Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965.
  5. БРАГИНА А. А. Киноурок: слово предмет — образ — ситуация// Русский язык за рубежом, 1978, № 3.
  6. БУРВИКОВА Н. Д. Типология текстов для аудиторной и внеаудиторной работы. М.: Рус.яз., 1988. 120 с.
  7. ВЕРТОГРАДСКАЯ Э. А. Некоторые вопросы психологии обучения русскому языку как иностранному. Спецкурс лекций. М.:-197 6.
  8. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / ГРИГОРЬЕВА В.П., ЗИМНЯЯ И.А., МЕРЗЛЯКОВА В.А. и др. -М.: Русский язык, 1985.-116 с.
  9. ВИШНЯКОВА Л. Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного. М., Изд-во Московского университета, 1987.
  10. Военно-авиационная психология и педагогика. Под общей редакцией полковника КАРА1ЦАНА В. А. Монино 1992.
  11. Вопросы практической методики преподавания русского языка как иностранного. Под ред. А. Н. Щукина. М.: 1993.
  12. ВОХМИНА Л. Л. Хочешь говорить говори: 300 упражнений по обучению устной речи. — М.: Русский язык, 1993. -176 с.
  13. ВЫГОТСКИЙ Л .С.. Собрание сочинений.. В. шести, томах. Т.2.-М., 1982. (Мышление и речь: 5−361).
  14. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Собрание сочинений. В шести томах. Т.2.-М., 1982. (Мышление и речь: 5−361).
  15. ВЯТЮТНЕВ М. Н. Методологические аспекты современного учебника русского языка как иностранного// Русский язык за рубежом. 1988, № 3.
  16. ВЯТЮТНЕВ М. Н. Традиции и новации в методике преподавания русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом. 1985, № 5.
  17. ГАДАЛИНА И. И. Схема как один из видов графической наглядности и ее роль при формировании навыков говорения В кн.: Аудиовизуальные средства при обучении иностранцев русскому языку. М.: 1971.
  18. ГЛУХОВ Б.А., ЩУКИН А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. Русский язык, 1993.-371 с.
  19. ГОРОДИЛОВА Г. Г. Обучение речи и технические средства. М.: «Русский язык», 1979. — 208 с.
  20. ЕЛУХИНА Н. В. Устное общение на уроке, средства и приемы организации/Иностранные языки в школе. 1995. № 2, 4 .
  21. ЗИМНЯЯ И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Кн. для учителя. 2-е изд. -М.: Просвещение. 1985. — 160 е., ил.
  22. ЗИМНЯЯ И.А. Личностно-деятельносный подход в обучении русскому языку как иностранному. // Русский язык за рубежом. 1985, № 5 с. 49−53.
  23. ЗИМНЯЯ И. А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 219 с.
  24. ЗИНЧЕНКО П.И., СМИРНОВ А. А. Вопросы психологии памяти. Развитие памяти //Психологическая наука в СССР. Т.1. М., 1959. — с.221−314.
  25. ЗИНЦ Р. Обучение и память. Минск. 1984. (Классификация видов памяти: 199−209).
  26. ЗИНЧЕНКО П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. (Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психологиии 9−137. Непроизв.зап. и деят-ть 141 221, Непроизв.запом. и мотивация 222−241, Сравнение Н. З. и П.З. 245−425. Развитие П — 425−514.
  27. ЗОЛОТАРЕВ А.А., ФЕДОРОВ Е. Ф. Технические средства обучения в военных высших учебных заведениях. Воениздат, М., 1976.
  28. ИЕВЛЕВА З. Н. Проблема преподавания грамматики русского языка как иностранного на основе коммуникативно-деятельностного подхода. //Русский язык за рубежом, 1980, № 4. с. 41.
  29. ИЗАРЕНКОВ Д. И. Лингвометодическая интерпретация учебного текста. Русский язык за рубежом, № 4, 19 94.
  30. ИЗАРЕНКОВ Д. И. Обучение диалогической речи. -2-е изд. испр. М.: Рус.яз., 1986. — 160 с. (Библиотека преподавателя русского языка как иностранного).
  31. ИЗАРЕНКОВ Д.И., КИЯНОВСКАЯ Л. Ф. Игра как форма организации учебной речевой деятельности в процессе овладения вторым (неродным) языком //Русский язык за рубежом, 1991, № 1. с. 65−70.
  32. КАМЕНСКАЯ О. Л. Текст и коммуникация: Учебн. пособие для ин-тов и фак-в иностр.яз. М.: Высш.шк., 1990. -152 е.: ил. (Б-ка филолога).
  33. КАПИТОНОВА Т.И., ЩУКИН А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Рус.яз., 1987. — 230 с. (Библиотека преподавателя русского языка как иностранного).
  34. КИТАЙГОРОДСКАЯ Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учебн.пособие. 2-е изд., испо. и доп. — М.: Высш.шк., 1986. 103 с. (Б-ка преподавателя).
  35. КОЛГУШКИН А. Н. Лингвистика в военном деле. (Разработка и использование частотных словарей военной лексики). М., Воениздат, 1970. 180 с.
  36. КОРЧЕМНЫЙ П. А. Психология летного обучения. М.: Воениздат, 1986. — 136 с.
  37. КОСТОМАРОВ В.Г., МИТРОФАНОВА О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Русский язык, 1984. 159 с.
  38. КОСТОМАРОВ В.Г., МИТРОФАНОВА О. Д. Пути развития методики. //Русский язык за рубежом, 1986, № 3. с. 54−60.
  39. ЛАВРЕНТЬЕВА О.А., МОСКАЛЕВА М. М. Методические разработки по использованию наглядно-иллюстративного материаа на основе ситуативно-тематических текстов исциплинам. Монино, 1988, с. 132.военнь
  40. ЛАВРЕНТЬЕВА О. А. Пособие по развитию устной речи на занятиях по русскому языку. Монино, 1994, с. 43.
  41. ЛАВРЕНТЬЕВА О. А. Организация занятий по русскому языку с учетом особенностей военного контингента. Сб. тезисов и докладов, М., ИРЯП, 1996.
  42. ЛАРИОХИНА Н. М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи: Анализ некоторых структур простого предложения. М.: Рус.яз., 1979. 236 с.
  43. ЛАПИДУС Б. А. Обучение второму языку как иностранному. Учебное пособие для студентов пединститута по специальности «иностранные языки». М., Высш. школа, 1980, с. 63.
  44. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Избранные психологические произведения. В двух томах. Том 1. М., 1983. (Развитие высших форм запоминания: 31−64).
  45. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность. Сознание. Личность/мl982, 1975. (Мотивы, эмоции и личность: 1Н9−206).
  46. ЛЕОНТЬЕВ А.А., ЗАРУБИНА Н.Д. чение русскому языку нерусских. М., 1977.
  47. ЛЕОНТЬЕВ А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. (Психолингвистические очерки.)м туг о тт mr-^-v /u — mp 1 q7q ян с
  48. ЛУРИЯ A.P. Язык и сознание. М., 1979.
  49. ЛЯХОВИЦКИЙ М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / сост. ЛЕОНТЬЕВ А.А. М.:Рус.яз., 1991 (Методика и психология обучения иностранным языкам) — 3 60 с.
  50. ЛЯХОВИЦКИЙ М. В. Применение. звукозаписи в обучении иностранным языкам. Учебн. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1979. — 133 с. (Библиотека преподавателя).
  51. ЛЯУДИС В. А. Память в процессе развития. МГУ, 1976. (Развитие П: 8−37, развитие П в процессе обучения: 220 246.)
  52. МАКАРОВ Р. Н. Психологическая подготовка летного состава средствами наземной подготовки. Монино, 197 6.
  53. МАКАРОВ Р. Н. Педагогические проблемы организации психологической подготовки летного состава ВВС. Монино, 1977 .
  54. Машинный фонд русского языка: идеи и суждения. Ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Ю. Н. Караулов. М., «Наука», 1986.
  55. Методика преподавания русского языка иностранцам. Под ред.чл.-корр. АН СССР С. Г. Бархударова. Изд-во Моск. ун-та, 1967. преподавания русского языка как иностранноv. р ф о гттл к1начальномергачева г. и., кузина о.е., ма
  56. ЛАШЕНКО Н.М. и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 198 6 (Библиотека преподавания русского языка как иностранного). 239 с.
  57. Методика преподавания русского языка как иностранного. Под ред. А.Н.ЩУКИНА. М., 1990.
  58. МЕТС Н.А., АКИШИНА А. А. Русский язык в часы досуга: учебное пособие. М.: Рус.яз., — 1993. — 102 с.
  59. МИСИРИ Г. С. Использование наглядности на начальном этапе обучения русскому языку. М.: Русский язык, 1981. (Библиотека преподавателя русского языка как иностранного). — 144 с.
  60. МИЛЬРУД Р. П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам, с. 13./Иностранный язык в школе, 1 Q Q Л" у х* •
  61. МИТРОФАНОВА О. Д. Итоги VI конгресса МАПРЯЛ в области методических проблем обучения //Русский язык за рубежом, 1986, № 6. с.49−51.
  62. МИТРОФАНОВА О.Д., КОСТОМАРОВ В. Г. Принцип активной коммуникативности //Русский язык в национальной школе. 1983, № 1.
  63. МИТРОФАНОВА О.Д., КОСТОМАРОВ В.Г. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Рус.яз., 1990.
  64. МОТИНА Е. И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. -М.:Рус.яз., 1983. 170 с.
  65. НАЙСЕР У. Познание и реальность. X., 1981. (Воображение и память: 141−165).
  66. НЕМОВ Р. С. Общие основы психологии. Кн.1, изд. «Вла-дос», М., 1997.
  67. НЕМОВ Р. С. Психология образования. Изд. «Владос», М., 1998.
  68. НЕРМАН Д. А. Память и научение. X., 1985. (Как мы обучаемся и запоминаем: 10−14. Сенсорная память: 15−20. Первичная память: 30−37. Вторичная п.: 37−41. Забывание: 47−51).
  69. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия /Сост. ЛЕОНТЬЕВ А.А. М.: Рус.яз., 1991. (Методика и психология обучения иностранным языкам). — 3 60 с.
  70. Обучение иностранцев общению на русском языке. Теория и методика. Межвузовский сборник. Изд-во ЛГУ, 1983. 150 с.
  71. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. А. А. Миролюбова, И. В. Рахманова, В. С. Цетлин. М.: Просвещение. 1987.
  72. ПАССОВ Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус.яз., 1989. — 276 с.
  73. Преподавание русского языка студентам и специалистам нефилологического профиля (лингвистика и методика). Сб.статей. Под ред. А. А. Амельчонок, О. А. Лаптевой О.А. М., «Рус.яз.», 1978. 200 с.
  74. Программа по рус. языку для студентов-инос обучающихся в нефилологических вузах СССР. М., 1977
  75. ПОДОЛЯК Я. В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениздат, 1987. — 151 с.
  76. ПОНОМАРЕНКО В.Н., ЛАПА В. В. Профессия летчик. Психологические аспекты /Под ред. Ю. П. Доброленского. М. :Воениздат, 1985. — 136 с.
  77. Пособие по методике преподавания русского языка как иностранного для студентов-нефилологов /В.С.Девятайкина, В. В. Добровольская, З. Н. Иевлева и др. М.: Рус.яз., 1984. — 184 с.
  78. Психология и педагогика высшей военной школы: Учебн. пособие/В.И.Варваров, В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов и др. Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. -4 66 с.
  79. Психолингвистика: Сборник статей. М., 1984. (Онтогенез речевых актов (Дж.С.БРУНЕР) 21−49. Развитие речи (М.П.БУТОН): 307−324. Генетический аспект языка и мышления. (Ж.Пиаже): 325−335).
  80. Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. Сборник статей. Под ред. А. А. Леонтьева и Н. Д. Зарубиной. М., «Русский язык», 1977. 176 с.
  81. РОЖКОВА Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. М., Изд-во Моск. ун-та, 1977. 143 с.
  82. РОЖКОВА И. М. Некоторые аспекты обучения иностранцев общению на русском языке. Сб.метод. статей N 25. В кн. Русский язык для студентов-иностранцев. М., 1988.
  83. РУДИК П. А. Педагогическая и психологические основы наглядности в обучении иностранным языкам. Сб.: Вопром1 Q7T-усскии языккак иностранным: актуальные вопросы описания и методики преподавания. Сборник спецкурсов. М.: Русский язык, 1982. 230 с.
  84. Русский язык для студентов—иностранцев:1. Сб.метод. ста'1. Русский Сб.метод. ста124. М.: Рус.яз., 1. Q Ч I1. С, Олястудентов-иностранца6чяно п с, w -J ^ .ст.Рожкова И. М. Некоторые аспекты обучения иностранцев общению на русском языке).
  85. Русский язык как иностранный: актуальные вопросы описания и методики преподавания. Сборник спецкурсов. У.: Русский язык. 1982. 230 с.
  86. САЛМИНА Н. Г. Знак и символ в обучении., М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 288 с.
  87. СКАЛКИН В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М., 1981.
  88. СЛОВИН Д., ГРИН Дж. Психолингвистика. X., 1976. (Язык, речь и мышление: 165−173) .1. VeJияхмассовой коммуникации. М.: Изд. «Наука», 1976.
  89. СКОМОРОХОВ Н.М., ЧЕРНЕЦКИЙ В. Н. Тактика в боевых примерах: Авиационный полк. М.:Воениздат, 1985. С. 175 СМИРНОВ А. А. Избранные психологические тоуды. Вibv:1. Юоолема пси1. ЯХ6.327) .
  90. СМИРНОВ А. А. Проблема психологии памяти. М., 1966. (Теория п-ти и психол.: 10−36, 278−381. Произвольное запоминание: 37−73. Непроизвольн.запом.: 106−136. Понимание и запоминание (соотношение процессов) 137−198).
  91. Современные технические средства в обучении русскому языку как иностранному: Сб. статей / Под род. В. Г. Логиновой, Н. И. Самуйловой. М.: Рус.яз., 1989, 158 с.
  92. СОСЕНКО Э. Ю. Коммуникативные подготовите.- ражнения. М.: Рус.яз., 1979. 136 с. ные vr1. РЕТЬЯКОВАингвостоюведческии подход1. РУской военной лексике и его учеоная реализация. Дис. на1. Q Q
  93. ТРОИЦКАЯ Н.Б., КИСТАНОВА М. А. Система использования наглядности в условиях краткосрочных форм обучения (начальный этап /Русский язык за рубежом. 1989, N 6.
  94. ТУТУШКИНА М. К. Психологические основы кодирования зрительной информации для человека-оператора: Авто-реф.дис. докт.психол.наук. Л., 1982.
  95. УШАКОВА Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989. (Память в структуре речемыслительной деят-сти: 698. .
  96. ФОМИНА М. Н. Лексика современного русского языка. мпод ред. Высш. школа, 1973.
  97. ХЛЫБОВА Г. Б. Прин ным языкам, с.16/Иносанского. Учебн. пособие для вузов. м1. UUV’ICnyiii yiiiUv1. ПГФЛЗН
  98. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. (Мышление (У.Джемс): 11−20. Пси-хол.мышл. (Д.Кюль) 21−27, О действенном и наглядно-образном мышлении (Д.Брунер): 87−96. Творческое и кри-тич.м.(Г.Миндсей и др.): 149−152 .
  99. ХОМСКИЙ Н. Язык и мышление. И., 1972. (Вклад лингвистики в изучение мышления (прошлое, настоящее и будущее): 12−121).
  100. ЩУКИН А. Н. Методика использования аудиовизуальных средств обучения рус. языку как иностранному в вузе. М., 1981.
  101. ЩУКИН А. Н. Основы методики использования АВСО на занятиях по РКИ в вузе. Автореф.докт.дис. У., 1978, 38 с.
  102. ЩУКИН А. Н. Средства обучения русскому языку как иностранному. М.: 1982.
  103. ЩУКИН А. Н. Методика краткосрочного обучения русскому языку как иностранному. М., 1984.
  104. Язык специальности на занятиях по русскому языку как иностранному. Межвузовский сборник. Ленинградский государств. ун-т. Л., 1989.
  105. Языковая системность при коммуникативном обучении: Сб. статей/Под ред. Лаптевой О. А., Лобановой Н. А., Форма-новской Н.И.-М.: Рус.яз., 1988. 163 с.
Заполнить форму текущей работой