Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность политики регулирования занятости населения в деятельности государственной региональной службы занятости на переходном этапе развития российской экономики: Теоретико-методологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана совокупность взаимоувязанных мер призванных содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства, в том числе переход к трехуровневой (Федерация — субъекты Федерации — местное самоуправление) нормативно-правовой базе государственной поддержки малого предпринимательства, с расширением сферы контроля и регулирования со стороны отраслевых и региональных общественных объединений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование занятости населения в процессе трансформационных преобразований российской экономики
    • 1. Методологические аспекты исследования занятости населения
    • 2. Концептуальные основы государственной политики ^ в сфере занятости населения
    • 3. Динамика и закономерности формирования занятости населения в ходе экономических реформ
  • Глава II. Формирование региональной занятости населения в условиях обострения кризисных явлений в стране
    • 1. Взаимозависимость общецивилизационных, национальных и региональных факторов в формировании ^ занятости в регионе
    • 2. Региональные рынки труда в условиях обострения экономического кризиса
    • 3. Факторы и тенденции послекризисного развития региональных рынков труда
  • Глава III. Формирование и осуществление государственной политики занятости населения на региональном уровне
    • 1. Принципы системы государственного регулиро-V вания занятости населения в регионах
    • 2. Организационно-экономический инструментарий осуществления государственной политики занятости населения в регионах
    • 3. Функционирование системы государственного регулирования занятости населения в регионах с многоотраслевой экономикой
  • Глава IV. Перспективные направления повышения эффективности государственного регулирования региональной занятости населения
    • 1. Развитие профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения в государственной политике регулирования занятости населения
    • 2. Поддержка малого предпринимательства в государственной политики регулирования занятости населения
    • 3. Совершенствование системы оценки эффективности работы отделов занятости населения

Эффективность политики регулирования занятости населения в деятельности государственной региональной службы занятости на переходном этапе развития российской экономики: Теоретико-методологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Малая эффективность и высокие социальные издержки проводимых в стране экономических реформ во многом были обусловлены игнорированием требований и приоритетов современной мировой экономики.

Главным и весьма жестким в ряду таких требований является организация хозяйственной жизни на основе новейших технологий, разработка и применение которых в свою очередь, требуют квалифицированных работников, достаточно легко обучаемых и быстро адаптирующихся к смене условий деятельности, порождаемой острой конкуренцией и соответственно агрессивной внешней средой.

Острейшее противоречие советской плановой экономики в том и состояло, что она обладала мощным научно-техническим потенциалом, который однако был сосредоточен почти исключительно в оборонных отраслях при крайне примитивном и отсталом техническом базисе в обрабатывающих отраслях гражданского назначения. Естественно, что при подобной экономике темпы повышения благосостояния населения все более заметно отставали от стандартов высокоразвитых стран с рыночной экономикой. В какой-то мере ситуация смягчалась тем, что доходы от торговли энергоносителями направлялись на приобретение товаров конечного потребления. Главным образом военно-промышленному комплексу планировались задания по выпуску продукции массового спроса, которая, однако, составляла каплю в море общей товарной массы низкого технического уровня и такого же потребительского спроса.

Таким образом, центральным, в высшей степени актуальным и совершенно необходимым направлением любых социально-экономических преобразований должно было стать кардинальное расширение сферы высоко эффективного труда, опирающего на современную технико-технологическую базу (отвечающую требованиям так называемого пятого технологического, или иначе, информационного уклада) и при соответствующем повышении качества рабочей силы.

Однако по причинам, которые выходят за рамки настоящего исследования, экономические реформы и социальные преобразования в нашей стране привели к результатам прямо противоположным: мощный научно-технический потенциал в составе военно-промышленного комплекса был почти до основания разрушен и страна вступила в рыночную экономику, имея архаичную обрабатывающую промышленность, слабое сельское хозяйство, что по законам рынка незамедлительно превратило ее в сырьевую периферию цивилизованного мира со всеми соответствующими такому статусу явлениями: массовой нищете населения, коррумпированностью госаппарата и криминальным беспределом. И эти пороки, в перспективе могут усилиться, ибо отечественные энергоносители дороги, поскольку они добываются в крайне сложных и неблагоприятных природно-климатических условиях и, в конечном счете, их не так уж много.

Такие процессы тем более опасны, что они способны превращаться в своего рода замкнутый порочный круг, когда сокращение работающих влечет за собой увеличение масштабов нищеты, далее, в свою очередь, происходит уменьшение спроса на потребительские товары, как следствие ограничивается деловая активность и снова возникает потребность в высвобождении численности.

Один из краеугольных постулатов известной антикризисной концепции Д. М. Кейнса состоял в том, что государство должно методами финансовой политики обеспечить расширение занятости, что явится инструментом стимулирования и в итоге оживления деловой активности.

Достижение полной занятости в пределах возможностей экономики (без нарушения ее равновесного состояния) остается актуальной целью экономической политики стран с высокоэффективной экономикой. Более того, в европейских странах с правительствами левого направления эта задача выдвигается на первый план. Разрабатываются и реализуются весьма действенные и радикальные меры (как, например, законодательное ограничение рабочего времени).

Одновременно все большое внимание уделяется качественным параметрам занятости, в частности такой организации трудовой деятельности, которая соответствовала бы реализации работником своих потенций, что опять-таки отражает фундаментальные приоритеты прогрессивной хозяйственной практики, поскольку ею востребованы не бездумные исполнители, механически следующие детальным инструкциям и ритму конвейера, как это было во времена Г. Форда и Тейлора, но активные личности, творчески относящиеся к своим обязанностям, умеющие применять свой маневр в рамках корпоративной стратегии.

Проблема в том, что особенности становления рынка труда в настоящее время и требования, предъявляемые к рабочей силе этим рынком нельзя рационально понять и тем более эффективно регулировать, не принимая во внимание направленность общецивилизационного развития, которое в условиях сближения национальных экономик (так называемой глобализации) весьма жестко определяет ориентиры государственной политики в сфере управления трудом и занятостью на всех уровнях от федерального до регионального.

Между тем до настоящего времени в научном сообществе нашей страны преувеличивается полезность высвобождения персонала, которое якобы служит повышению эффективности труда, хотя очевидно, что подобное улучшение имеет номинально статистический характер. В социально ориентированной и стабильно развивающейся экономике производительность труда наращивается внедрением новейших технологий, рациональной организации труда, повышением продуктивности на каждом рабочем месте при общей ориентации экономической политики на расширение занятости, снижение безработицы. И в этом заложен глубокий экономический смысл в соединении с гуманистической идеей, ибо лишение человека работы безнравственно в своей основе. Оно влечет за собой плохо поддающиеся регулированию и ограничению процессы деградации населения, криминализации общества и хозяйственной жизни, возникновения обширной области социальной и политической напряженности.

Поэтому в настоящее время встает задача по ходу освоения рыночных методов хозяйствования исправить те ошибки, которые были допущены в прошлом и, прежде всего, вдохнуть жизнь в наиболее современные производства, используя для этого в частности такую гибкую форму как малое предпринимательство, обеспечить оперативную подготовку и переподготовку безработных и незанятого населения с тем, чтобы ускоренно адаптировать его к требованиям рыночной экономики и тем самым свести к минимуму наблюдаемые ныне процессы деградации и люмпенизации лиц, оставшихся без работы.

Решение этих проблем во многом ложится на плечи региональных органов государственного управления, поскольку они лучше чем кто-либо представляют себе ситуацию на данной территории, знают ее ресурсные возможности и в то же время напрямую связаны с федеральным центром, имеют широкие возможности влиять на проводимый последним социально-экономический курс.

В связи с этим чрезвычайно возрастает значимость государственного регулирования занятости населения на региональном уровне, увязки усилий центра и регионов в этой плоскости, что достигается в процессе разработки и осуществления политики в отмеченной сфере. Это делает актуальным тему настоящей диссертации.

Степень разработанности проблемы.

По мере развертывания радикальной экономической реформы в России у отечественных ученых усиливалось внимание к проблемам поддержания высокого уровня занятости в стране, тем более, что ситуация в этой области начала заметно ухудшаться. Это имело ярко выраженные неблагоприятные социальные и политические последствия. Соответственно расширился фронт исследований в данной области, появился ряд крупных работ, посвященных различным сторонам процесса становления рынка труда в переходной российской экономике, концептуальному осмыслению роли государства в регулировании занятости, систематизации факторов, предопределяющих формирование последней.

Большой вклад в изучение данной проблематики внесли многие видные отечественные практики-ученые: А. Ананьев, Е. Антосенков, Б. Бреев, И. Безгребельная, А. Дадашев, А. Дынин, Н. Гаузнер, А. Зубкова, Е. Катульский, А. Кашепов, О. Колесникова, Р. Колосова, В. Костаков, JL Костин, А. Котляр, В. Куликов, И. Маслова, В. Мантуло, К. Микульский, А. Никифорова, В. Павленков, В. Похвощев, Ф. Прокопов, Э. Саруханов, Г. Слезингер, С. Смирнов, А. Харламов, В. Мищенков, Л. Чижова, Е. Канонирова, Л. Третяк, Ю. Ветохин, Ю. Деражне и другие. За рубежом вопросы теории и практики политики на рынке труда разрабатывали Р. Барр, Н. Барт, С. Брю, Б. Густавсен, Р. Карсон, Д. Кейнс, Р. Майзнер, К. Макконел, А. Филлипс, А. Хемблин, Л. Хети и другие.

Вместе с тем продолжает оставаться дискуссионным целый ряд теоретических представлений о сущности, ее месте и роли в макроэкономических процессах. Требуют дальнейшего развития концептуальные подходы к формированию государственной политики в данной области. До настоящего времени недостаточно разработана проблематика, связанная с осмыслением специфики формирования занятости на региональном уровне. Актуально прояснение диалектики сочетания общегосударственной и региональной технологий регулирования занятости. Нуждается в расширении и совершенствовании методическая база такого регулирования.

Изложенные соображения обусловили темы, цели и задачи исследования.

Цель и задача исследования.

Целью диссертационной работы является вычленение и осмысление сущности социально-экономических процессов, предопределяющих формирование занятости населения на переходном этапе развития российской экономики и обоснование на этой основе приоритетов государственной политики в данной сфере с упором на решение проблем, особо актуальных для регионального уровня регулирования отмеченной сферы.

В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи: разработать теоретические подходы, позволяющие раскрыть сущностную основу формирования занятости населения на современном этапе развития российской экономикиобосновать концептуальные положения, в рамках которых определяются приоритеты государственной стратегии в регулировании занятости населенияисследовать взаимозависимость факторов различного уровня, определяющих ситуацию с занятостью населения в регионахизучить последствия обострения (1998 года) кризисных явлений в экономике для формирования занятости на региональном уровне с детализацией данной проблематики на примере Московской областиобосновать принципы и методические подходы к разработке региональной политики регулирования занятости населенияразработать организационно-экономический инструментарий осуществления региональной политики регулирования занятости населенияразработать методические рекомендации по проведению маркетинговых исследований региональных рынков трударазработать итеративную модель регулирования занятости населения на региональном уровнеразработать на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта рекомендации по развитию малого предпринимательства с привязкой их к региональным условиямобосновать конкретно-практические меры по совершенствованию работы в области обучения безработных и незанятого населения в рамках компетенции региональной службы занятостиразработать систему показателей для оценки деятельности местных органов службы занятости с учетом осуществления ими региональной политики в данной сфере.

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования является система мер в рамках политики, проводимой государственной региональной службой занятости по регулированию занятости и рынка труда.

Объект исследования — закономерности и тенденции формирования занятости на данном этапе экономических реформ.

Теоретико — методической базой исследования послужили концептуальные наработки в области регулирования рынка труда и занятости населения, нормативно-правовые акты и программные документы, в которых сформулирована политическая линия государства в этих областях.

В диссертации использованы общенаучные методы: системный, системно-структурный, факторный, функциональный и сравнительный анализы.

Научная новизна диссертации заключается в обосновании целостной концепции формирования государственной политики регулирования занятости на региональном уровне. Поднятая при этом проблематика исследована в широком контексте, охватывающем системную увязку факторов, обусловленных особенностями общецивилизационного, национального и регионального развития. Выделены позитивные и негативные тенденции, порождаемые указанными факторами и определяющие траекторию развития ситуации в сфере занятости. Разработан методический инструментарий корректировки этой траектории.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором в ходе диссертационного исследования и выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. На основе критического анализа теоретических представлений о содержании понятия занятости населения обосновывается позиция, согласно которой указанное понятие в системе государственного регулирования рассматривается как единство трех сторон: во-первых, признаков, характеризующих собственно трудовую деятельность, во-вторых, конкретной правовой формы, в рамках которой происходит включение работников в эту деятельность, в-третьих, совокупности сущностных социально-экономических отношений, сопутствующих данному явлению.

В этой связи обосновано положение о том, что доминантными интегральными направлениями развития занятости в обозримой перспективе с учетом опыта высокоэффективных рыночных экономик выступают: повышение культуры труда (включая его условия) — создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей условия гибкой занятости, равновесие прав (и обязанностей) между работодателями и работополучателямирасширение области сотрудничества и партнерства в достижении целей в данной сфере приложения труда. Равным образом делается вывод о том, что в характеристике занятости необходимо выделить совокупность признаков, объединяемых понятием «социально-гуманитарное качество занятости». Это понятие включает в себя всю численность занятых, у которых условия воспроизводства рабочей силы имеют нормальные по критериям данной страны условия воспроизводства рабочей силы, масштабы трудовой деятельности, участие в которой обеспечивает необходимые возможности самореализации работников, степень приближения к всеобщей занятости и т. д.

Предлагаемая корректировка понятийного аппарата аргументируется тем, что социальные и экономические характеристики занятости весьма часто (допустимо утверждать: как правило) взаимопротиворечивы, требуют разных мер и различных ресурсов для их улучшения. Поэтому их разграничение будет усиливать в практике государственного регулирования акцент на повышение качественных ее параметров, что отвечает объективным потребностям развития современного цивилизованного рынка труда и, следовательно, будет способствовать становлению такого рынка в отечественных условиях.

2. Обоснован методологический подход, в соответствии с которым сущностная основа процессов формирования занятости населения на данном этапе раскрывается в контексте парадигмы эволюционной экономики. Утверждается, что общий вектор, ориентируясь на который протекают отмеченные процессы (как и происходит развитие народного хозяйства в целом) предопределяется вхождением в очередной технологический уклад с присущей ему социально-экономической, в том числе социально-трудовой сферой.

В частности, в лидирующих ныне в мировой экономике странах отраслевая и профессионально-квалификационная структура занятости предопределяется особенностями пятого (информационного) технологического уклада, который характеризуется расширением сектора наукоемких, в первую очередь информационных технологий и увеличением в связи с этим удельного веса работников с высокой образовательной емкостью при повышении требований к уровню социально-гуманитарного качества занятости. Исходя из этого делается вывод о том, что в стратегии регулирования занятости должна быть поставлена двуединая задача: обеспечена ускоренная структурная перестройка российской экономики по приоритетам, выражающим требования упомянутого технологического уклада, с одной стороны, и достигнута опережающая подготовка и переподготовка рабочей силы, а также внедрение культуры труда, ориентированные на те же приоритеты, с другой.

Соединение в рамках государственной политики усилий по структурной перестройке экономики с развитием трудового потенциала обеспечит создание условий, при которых стихийные механизмы рынка в наибольшей мере проявят свое позитивное влияние на улучшение количественных и качественных параметров занятости, поскольку, с одной стороны, появится больше рабочих мест, требующих работников высокой квалификации с развитыми творческими данными, с другой стороны, опережающими темпами будет возрастать предложение рабочей силы, отвечающей подобным критериям.

3. На основе анализа состояния и динамики занятости по стране в целом и на уровне регионов, проделанного под углом зрения изложенных концептуальных представлений, обосновывается вывод о том, что возникшие в ходе радикальных экономических реформ 90-х годов негативные процессы в формировании занятости необходимо интерпретировать прежде всего как следствие несовпадения общего замысла реформ требованиям общецивилизованного пути экономического развития.

Стремительное свертывание наукоемких производств, которые в России были в значительной мере сосредоточены в военно-промышленном комплексе без своевременной, надлежаще проведенной конверсии последнего привел к глубокому спаду в промышленности, поскольку обрабатывающие отрасли гражданского профиля оказались низкоконкурентными перед импортной продукцией и соответственно рыночные механизмы вместо того, чтобы обеспечить рост эффективности этого сектора экономики и увеличение в нем выпуска продукции обусловили упадок деловой активности, а в целом усиление утяжеленности промышленности, спаду ее на топливно-энергетический комплекс, усиление элементов деиндустриализации экономики.

Все это, в свою очередь, привело к нарастанию безработицы, но главное, к резкому ухудшению социально-гуманитарного качества занятости, в частности значительному падению реальной заработной платы опережавшему даже спад деловой активности, к сокращению рабочих мест с высокой образовательной емкостью, причем подобные негативные явления приобрели особо высокую интенсивность в регионах, и ранее наиболее благоприятных в этом отношении. Прогнозируется, что дифференциация регионов по уровню экономического развития и тем самым по характеристикам занятости будет усиливаться, что во многом предопределит движение рабочей силы от менее благополучных к более благополучным территориям. В связи с этим подчеркивается, что важнейшими рычагами улучшения ситуации с занятостью, в стратегии ее государственного регулирования, становятся: структурные преобразования экономики, направленные на развитие ее наукоемкого сектора (высокотехнологичных отраслей материального производства, науки и научного обслуживанияздравоохранения и обслуживающих его отраслей и т. п.) — развитие малого предпринимательства, как деятельности, способствующей освоению принципов рыночного хозяйствования широкими массами населения и обеспечивающей сравнительно малыми затратами приближение к полной занятостинаращивание усилий по профессиональному обучению безработных граждан и незанятого населения.

4. На примере Московской области разработаны методические подходы к разработке и осуществлению политики регулирования занятости населения, в том числе итеративная модель, описывающая последовательность (этапность) операций в процессе такого регулирования.

Данная модель опирается на обобщение практики, которая свидетельствует о том, что рынок труда региона весьма динамичен и изменяется под влиянием большого числа факторов. В частности, ситуация на нем зависит от экономического и демографического положения в стране в целом и регионе в особенности, специфики и темпов научно-технического прогресса, степени развития нормативно-правовой базы, а так же во многом определяется особенностями поведения (культурой трудовых отношений) как работодателей, так и наемных работников. Учитывается регулирующая деятельность государственной службы занятости и других субъектов системы регулирования, состояние сферы подготовки и переподготовки кадров, а также других элементов инфраструктуры рынка. В модели показано влияние факторов как на предложение, так и на спрос рабочей силы.

На основе системного анализа разработана матричная схема, в которой сведены факторы, угрожающие устойчивому состоянию системы, в качестве которой рассматривается безработица, и меры, противодействующие указанным факторам.

В концептуальном плане отмеченная безопасность трактуется как обеспечение таких условий в жизни и деятельности людей, которые исключали бы опасные ситуации в условиях некоторого фиксированного их влияния на жизнь, здоровье и состояние человека при формализованном описание основных определяющих компонентов, факторов опасности, мер их предотвращения и непосредственно защиты населения. Для формализации факторов использован оперативно-матричный метод.

Разработано теоретическое (системное) обоснование состояния системы социального обеспечения и трудоустройства.

5. Исходя из того, что структурная политика экономического развития является важнейшим инструментом управления трудом и занятостью как на федеральном, так и на региональном уровне, в диссертации сформулированы принципы осуществления такой политики и разработана методика определения комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. В методике инвестиционный климат территории рассматривается как комплексная система, состоящая из трех подсистем (инвестиционного потенциала — совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капиталаинвестиционного риска — совокупности переменных факторов риска инвестированиязаконодательных условийправовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора). Раскрыто содержание каждой из упомянутых подсистем с совокупностью характеризующих их показателей. Обоснован алгоритм сведения их в единую количественную оценку.

6. Разработана и реализована в практической деятельности новая инновационная идеология профессионального обучения, в рамках которой создан финансово-экономический механизм, включающий перевод на модифицирование всех образовательных учреждений службы занятости, усиление смягчающих и стимулирующих систем в деятельности отмеченных учрежденийразвитие многоканального финансирования профессионального обучения с опорой на более активное привлечение внебюджетных источников финансированияэкономию средств за счет сокращения отсева обучаемых.

Предусматривается внедрение в практику организации профессионального обучения целевого диагностического отбора безработных граждан, направляемых на профессиональное обучение, с учетом их интересов, профиля и уровня имеющейся квалификацииприменение четырехсторонних договоров (между безработным, центром занятости, образовательным учреждением и работодателем), гарантирующих их трудоустройство по приобретенным в ходе обучения профессиямвведение в практику обучения наряду с традиционными знаниями, умениями, навыками также приемов интеллектуальной деятельности, эстетических и нравственных качеств личности, механизмов саморегулирования и т. д.

7. Разработана совокупность взаимоувязанных мер призванных содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства, в том числе переход к трехуровневой (Федерация — субъекты Федерации — местное самоуправление) нормативно-правовой базе государственной поддержки малого предпринимательства, с расширением сферы контроля и регулирования со стороны отраслевых и региональных общественных объединений малого бизнеса, при соразмерном сокращении роли государства в данной сферевведение разовых федеральных законодательно закрепленных гарантий и льгот для лиц, решивших попробовать себя в малом предпринимательствесоздание целостных региональных инфраструктурных комплексов поддержки малого предпринимательства на основе региональных норматив обеспечения подобными учреждениями применительно к основным типам регионов странывовлечение в более широких масштабах всех видов малого бизнеса (но особенно инновационного) в систему кооперационных связей с крупными предприятиями, а также создание общероссийской сети технополисов и промышленных полигонов для отбора наиболее перспективных проектов малых предприятий в инновационной сфереформирование системы общедоступного, бесплатного, льготного или платного (в зависимости от категории предпринимателя) информационного обслуживания малого предпринимательства по вопросам юридического, коммерческого, инвестиционного характера и т. д.

Практическая значимость.

Практическая значимость работы состоит в том, что теоретические представления и прикладные рекомендации были реализованы в практической деятельности региональной службы занятости Московской области, они применимы в работе таких служб в других регионах страны.

Результаты исследования нашли отражение в концепции содействия занятости населения Московской области на 1998 — 2000 г. г., концепции социально-экономического развития Московской области на 1997;2005г.г., программе содействия занятости населения Московской области на 1998 -2000 г. г., плане мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест в Московской области в 1998 — 2000 г. г.

Равным образом обосновываемые в диссертации предложения могут быть использованы при дальнейшем развитии нормативно-правовой базы регулирования занятости на федеральном и региональном уровнях.

Информационная и фактологическая база.

Информационную и фактологическую базу работы составили материалы Госкомстата России, Минтруда России, Минэкономразвития России, статистические и другие информационные данные, характеризующие деятельность государственной региональной службы занятости населения Московской области.

Апробация результатов исследования.

Основные теоретические положения и практические рекомендации, выдвинутые и защищаемые в диссертации докладывались на научных и практических конференциях и совещаниях, в том числе на всероссийских совещаниях руководителей региональных служб занятости и совещаниях Правительства Московской области, на межрегиональных научно-практических конференциях: «Рынок труда региона в условиях структурной перестройки экономики» (г. Кемерово, 1998 г.) — «Профессиональное обучение безработных граждан в условиях рынка труда — новые технологии и эффективность» (г. Москва, 1999 г.).

Под научным руководством автора работают аспиранты, подготовлены и защищены кандидатские диссертации.

Публикации.

Непосредственно по теме диссертационного исследования автора опубликовано 26 работ общим объемом 52,83 п.л. Научное редактирование -9,35 п.л. Перечень основных публикаций и список используемой литературы приведен в конце диссертации.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы (библиографии).

Заключение

.

В диссертации разработана методология, теоретическая база и система мер прикладного характера в области совершенствования государственной политики регулирования занятости населения с упором на региональную проблематику.

Проведен критический анализ существующих точек зрения на понимание сущности занятости, рассмотрены мнения относительно содержания основных понятий, применяемых в характеристике данного явления. Внесены уточнения в понятийный аппарат, в частности, предложено выделить такую характеристику занятости как ее социально-гуманитарное качество.

Учитывая, что по вопросу о роле государства в регулировании экономики существуют весьма различные, в том числе подчас полярно противоположные суждения, в диссертации обосновывается позиция, согласно которой на современном, переходном этапе развития национального хозяйства необходимо активное и достаточно широкое регулирующее влияние государственных структур на преодоление существующих экономических трудностей. Основная проблема усматривается в том, что неудачно проведенная приватизация (с такой оценкой ее согласны многие отечественные и зарубежные ученые-экономисты) не создала ни корпуса эффективных собственников, ни прослойки высококвалифицированных управленцев, особенно, в высшем звене. Равным образом вся институциональная среда и рыночная инфраструктура оказались слабо развитыми, примитивными, если сравнивать их с высокоэффективными экономиками Запада. В итоге сложились реалии хозяйственной жизни, когда ее субъекты, с одной стороны, стремятся максимизировать свою прибыль, с другой, испытывают незначительное ограничивающее давление рынка по критериям общественных интересов. Этот негатив усугубляется сложившимся менталитетом руководителей и акционеров, поставивших во главу сиюминутное обогащение. Отсюда делается вывод о том, что в обозримой перспективе, до преодоления отмеченных противоречий государство как представитель интересов общества должно будет оказывать действенное влияние на протекание экономических процессов, причем не только мерами нормативно-правового характера (которые традиционно являются важнейшей прерогативой государства в рыночной экономике), но и непосредственным воздействием на функционирование народно-хозяйственного комплекса, прежде всего через управление казенными предприятиями и объектами с преобладающим государственным капиталом, а также (что весьма актуально в рамках исследуемой темы) развитием профессионально обучения в стране, в том числе безработных и незанятого населения, развитием профориентационных механизмов, содействием становлению и укреплению малого предпринимательства и т. д.

В связи с этим рассмотрены концепции регулирования экономики, разработанные существующими школами отечественных и западных экономистов, выработанные ими рекомендации по достижении полной и эффективной занятости. Выделена констатация факта малой эффективности регулирующих механизмов, предложенных этими школами, отсутствие рецептов оживления экономики, которые бы имели универсальный характер и давали безусловно положительный эффект при каждом последующем применении. Между тем западные эксперты отмечают, что меры по преодолению кризисных явлений, положительно зарекомендовавшие себя в одном случае (к примеру, теоретические построения Д. М. Кейнса во времена глубокого спада в 30-е годы в США) оказываются мало результативными в решении тех же проблем в последующем.

Данное явление объясняется тем, что приведенные воззрения ограничены рамками подхода, при котором во главу угла поставлена статика экономики (проблемы отыскания равновесия в данной статической системе). Между тем в настоящее время все более доминирующим фактом, предопределяющим состояние экономики становится соответствие ее динамики продвижению к очередному технологическому укладу (и сопутствующему ему социально-экономическому устройству). Такое соответствие приобретает особо большое значение в условиях сближения национальных экономик (в ходе нарастания глобализационных процессов в мире) когда всякое отставание означает снижение конкурентоспособности данной страны на мировых рынках и соответственно нарастание депрессивных качеств в ее развитии, что и свойственно современной России.

Между тем практика высоко развитых стран четко показывает определяющие пути развития экономики в современном мире. Они состоят в опережающем развитии наукоемких производств, а в среде занятости — явный акцент на интенсивное развитие трудового потенциала, усиление преимуществ и повышение востребованности высококвалифицированных работников, с развитыми творческими задатками, коммуникабельных, ответственных, способных идентифицировать свои устремления с корпоративными целями и задачами. Все это кардинально повышает значимость разработки новой прогрессивной идеологии профессионального обучения и переобучения населения, развития адаптационных свойств личности в освоении рыночных отношений, характерных для новых формационных условий. Блок подобных требований становится одним из краеугольных камней при формировании государственной политики регулирования занятости на федеральном и региональном уровне.

Под этим углом зрения статистический анализ ситуации в отечественной экономике с упором на особенности формирования занятости населения показал, что возникшие в ней процессы обусловленные проводившимися реформами, привели к результатам в значительной мере противоположные тем, которые характерны для преуспевающих стран. В частности и в особенности, не только произошел масштабный спад деловой активности, но он затронул в высокой степени именно наукоемкий сектор народно-хозяйственного комплекса и связанные с ним научные и конструкторские структуры, т. е. возникли симптомы деиндустриализации экономики. Соответственно, высвобождение численности работающих во многом затронуло высококвалифицированную часть персонала, стимулировало ее перелив из сферы материального производства в торговлю, банковский сектор и т. д. В итоге внешне позитивная тенденция расширения сферы услуг при сокращении материального производства реально означала лишь нарастание негативно-депрессивных тенденций в развитии экономики и формировании занятости. На волне общей деградации социально-трудовой сферы произошло крайне резкое снижение реальной заработной платы и ухудшение других показателей социально-гуманитарного качества занятости, резко отрицательно контрастирующей с общецивилизованными прогрессивными тенденциями в социально ориентируемых экономиках развитых стран.

При этом углубление анализа и сосредоточение внимания на уровень регионов показало, что начатые выше тенденции в формировании занятости имели существенно разную интенсивность по регионам страны. Более того, в процессе обострения кризисных явлений (после известных событий 1998 года) ухудшение ситуации в наибольшей мере наблюдалось именно на особо неблагополучных территориях, причем такое положение было характерно для регионов, где находилось большое количество предприятий военно-промышленного комплекса, которых не успели конверсировать, с одной стороны, и там, где были развиты производства горно-обрабатывающих отраслей гражданского назначения с устаревшей технико-технологической базой, с другой. В итоге более или менее успешное развитие наблюдалось в топливно-энергетическом комплексе и отраслях обрабатывающей промышленности первого передела (в черной и цветной металлургии) и в регионах преимущественного базирования таких предприятий. Между тем эти отрасли характеризуются, во-первых, неблагоприятным социально-гуманитарным качеством занятости, во-вторых, мало трудоемки в сравнении с высокотехнологическими производствами и потому мало способствуют приближению к полной занятости.

Отсюда делается вывод, что стратегической задачей при определении траектории развития экономики и формирования полной эффективности занятости высокого социально-гуманитарного качества в настоящее время является структурная перестройка, нацеленная на преодоление утяжеленности народного-хозяйственного комплекса и на опережающее развитие его высокотехнологического сектора с большой образовательной емкостью рабочих, обеспечивающих повышение спроса на рабочую силу, причем не только количественно, но и более высокого качества.

Вместе с тем региональная политика регулирования занятости призвана совершенствовать и стимулировать становление всех тех многочисленных конкретных механизмов, которые свойственны рыночной экономике в этой сфере. Поэтому в диссертации на основе анализа региональной практики решения возникающих в этой части вопросов (преимущественно на материалах Московской области) под руководством и при участии автора разработаны и внедрены в практической деятельности службы занятости целый ряд методических рекомендаций, составляющих в совокупности целостную систему упомянутых социально-экономических механизмов. В частности, предложена технология маркетингового исследования регионального рынка труда, как одного из опорных элементов формирования стратегии в сфере занятости населения на региональном уровне, подготовлена итеративная модель регулирования рынка труда, предусматривающая последовательность обоснования стратегических целей регулирования занятости, их увязки с методическими достижениями таких целей и обеспечения контроля за осуществлением намеченных мероприятий, как корректировку последних при выявившейся необходимости. Предложена модель, опирающаяся на системный анализ и описывающая факторы, создающие опасность нарушения равновесия (благополучия) занятости населения региона, рассматриваемой как особой системы, и мероприятия, призванные противодействовать этим опасностям в рамках данной системы. Сформулированы принципы соединения региональной политики занятости и управления кадрами в организациях (на предприятиях). Намечены пути формирования общего рынка труда в странах СНГ, что позволило бы урегулировать ряд проблем в сфере региональной занятости населения. Обоснованы формы взаимодействия государственных служб занятости и областных администраций в регулировании рынков труда. Исследованы процессы формирования структурной политики в регионе в контексте их влияния на движение рабочей силы и выработаны рамочные рекомендации направления этих процессов в русло содействия формирования полной эффективной занятости.

Учитывая важность и актуальность развития профессионального обучения безработных и незанятого населения для расширения занятости и повышения ее качества в диссертации исследованы возникающие в этой области проблемы. При этом при участии и под руководством автора подготовлена развернутая концепция повышения эффективности указанной деятельности в ряду функций региональной службы занятости, которая уже позволила добиться определенных положительных сдвигов в данной плоскости в пределах Московской области. Предложенные наработки в достаточной степени универсальны и могут быть использованы и другими территориальными органами по труду и занятости.

В качестве одной из узловых задач в разработке и осуществлении политики занятости в диссертации рассматривается практика содействия развитию малого предпринимательства, как одной из эффективных форм приобщения широких слоев населения к предпринимательской деятельности и освоения навыков работы в рыночной экономике. По результатам обобщения этой практики внесен целый ряд предложений, направленных на создание наилучших условий для расширения сферы малого бизнеса и адресованных органам государственного управления как федерального, так и регионального уровня.

Подготовлена методика оценки деятельности низового звена государственных структур регулирования занятости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абалкин JL Многообразие видов собственности и управление // ЭКС.-1996.-№ i-C.2,10
  2. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики.-1997. № 6-С.4−12
  3. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики (по материалам конференции, проведенной Советом Федерации совместно с Институтом экономики РАН)//Экономист.-1997.-№ 6-С.7
  4. С. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям.-М.: 1997.-360 с.
  5. А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике //Вопросы экономики.-1995.-№ 5.-С.39−47.
  6. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. // Экономист.-1996.-№ 5.-С.22−30.
  7. В. Экономический потенциал России //Вопросы экономики.-1997.-№ з.-С. 139−140.
  8. А. Финансовый кризис и мировая экономика //Мировая экономика и международные отношения,-1999.-№ 4.-С.13.
  9. Е. Социально-трудовые проблемы Российской экономики в 1995 году //Российский экономический журнал.-1995.-№ 10.-С.31−40.
  10. Е. Петров Ю. Мониторинг социально-трудовой сферы //Экономист.-1998.-№ 4.-С.34
  11. Актуальные проблемы усиления социальной направленности экономики России /Вопросы теории и практики, под ред. Волгина Н.А.-М.-.1999. 403с.
  12. Е., Ким Ю., Прошкин Б. Как оценить работу городских и районных подразделений службы занятости //Человек и труд.-1998.-№ 5.-С. 56.
  13. Ю. Внепроизводственная система профессионального обучения рабочих в ведущих зарубежных странах //Труд за рубежом. 1995. № 3 С.56−64.
  14. Р. Политическая экономия. М. «Международные отношения» 1995. С. 116.
  15. И. О тенденциях занятости в переходной российской экономике //Российский экономический журнал.-1995.-№ 11.-С.62−67.
  16. В. Правительственная программа «Реформа и развитие экономики в 1995—1997 годах»: основные цели //Экономист,-1995.-№ 6.-С.З-10.
  17. Р. // Проблема прогнозирования.-1996.-№ 2.-С.22.
  18. С. Служба занятости. Опыт Франции //Социалистический труд.-1991.-Х" 7.-С.68−70.
  19. В., Похвощев В. Молодежь России, проблемы занятости. М.: Федеральная служба занятости России, 1995. 162 с.
  20. . Становление рыночных отношений и занятость населения //Общество и экономика.-1995.-№ 7/8.-С.162−165.
  21. Н. Российский рынок рабочей силы и опыт Запада //Мировая экономика и международные отношения.-1992.-№ 8.-С.42−51.
  22. Н. Рынок труда проблемы и решения //Мировая экономика и международные отношения.-1995.-№ 1.-С.111−113.
  23. Н. Государство на рынке труда изменение стратегии //Мировая экономика и международные отношения.-1997.-№ 7.-С.102−103.
  24. Н. Труд за рубежом.-2000.-№ 1 -С.37−45.
  25. В. Безработица: наступление продолжается //Эко.-1995.-№ 10.-С.140−145.
  26. А. Промышленные мощности: состояние и использование //Экономист.-1999.-№ 9.-С.40−41.
  27. А. Швеция: социально-экономическая модель. М., 1991 69 с.
  28. Е. Экономические реформы и иерархические структуры. М. Наука. 1990. С.7−12.
  29. Гарсия-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Создание и сохранение рабочих мест: роль государственного фонда занятости //Человек и труд.-1995.-№ 11.
  30. Гарсия-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Критические ситуации на рынке труда //Вопросы экономики.-1997.-№ 2.-С.124.
  31. В. Частный сектор в России: занятость и оплата труда // Мировая экономика и международные отношения.-1997.-№ 2.-С.81−93.
  32. С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М. «ВлаДар» 1993.
  33. С. Экономика и политика: эпизоды борьбы /статьи, выступления, интервью М. «Гнозис» 1994. С.355
  34. Т., Бреев Б., Вороновская О. Безработица: методы прогноза и анализа //Вопросы статистики.-1995.-№ 8.-С.З-7.
  35. В. Некоторые проблемы концепции развития рынка труда России и занятости /Под ред. Похвощева В.А.-М.: 1995. С. 8−25.
  36. А. Об основах институциальной трансформации. // Вопросы экономики.-2000.-№ 10.-С.128.
  37. Государственная служба занятости: основные сведения //Человек и труд. -995.-№ 12.-С.4.
  38. Госкомстат России. Российский статистический ежегодник. М., 1998. 711 с.
  39. Государственная и корпоративная политика занятости /под ред. Малевой Т. М., 1998.179 с. г 41. Государственный университет Высшая школа экономики.
  40. Российская экономика: условия выживания, предпосылки развития //Вопросы экономики.-1999.-№ 7.-С.31−51.
  41. Н., Масленников В., Пашин Н., Третяк JI. Будущее городских сообществ. Российско-канадский проект. Серия «Содействие предпринимательству». М., Минтруд 1997 г. С. 72.
  42. В. Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития //Экономист.-2000.-№ 3.-С.34.
  43. Григорьев J1. К новому этапу трансформации. //Вопросы экономики.-2000.-№ 4.-С.6.
  44. Ю. Планирование, учет и отчетность в учебном центре службы занятости населения: (Метод, рек.) М., 1995.68 с.
  45. ., Хети J1. Новые формы организации труда: Европейский обзор. PC. Экономика труда (развитые капиталистические страны, вып. 1. ИНИОН АН СССР М. 1987. С. 99−102.)
  46. А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-1995.-№ 5- С.63−70.
  47. А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления // Вопросы экономики.-1995.-№ 5.-С.63−70.
  48. И. Новый подход к структурной перестройке рынка. Рынок труда региона в условиях структурной перестройки экономики. Материалы межр. н.-пр. конференции. 1998. Кемерово
  49. С. Рабочая сила в системе региональных отношений. С.Пб. 1992. С. 69.
  50. Ю., Пашин Н. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения Московской области в 1999 г.: состояние, оценка, перспективы развития.-М.: ПК Сервис, 2000.-41с.
  51. Ю., Пашин Н. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения в службе занятости населения Московской области в 1999г.: инновационные подходы, оценка и перспективы развития.-М.: Минтруд, 1999.-84с.
  52. Л., Евстигнеев Р. Российская реформа в контексте теории Кейнса //Вопросы экономики.-1997.-№ 3.-109 с.
  53. И. Цели и приоритеты социальной политики в период реформирования экономики восточноевропейских стран //Труд за рубежом. 1995. № 1. С. 88−104.
  54. А. Активная политика ориентируется на людей //Человек и труд.-1996.-№ 3.-С.9−11.
  55. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации» «О занятости населения в Российской Федерации». М., 1996. 53 с.
  56. Т., Рывкина Р. Социология экономической жизни. Очерки теории.-Новосибирск.: Наука. Сибирское отделение, 1991.-С.97,104.
  57. И. К характеристике труда в современной России //Вопросы экономики.-1997.-№ 2.-С.90.
  58. Н., Баженова Е. Некоторые демографические аспекты региональных рынков труда. М., 1995. 53 с.
  59. А. Экономическая свобода и благосостояние народов. // Вопросы экономики.-2000.-№ 4.-С.83−101.
  60. Инвестиционный рейтинг российских регионов 1996—1999 гг. Эксперт. 1996. № 47- 1997. № 47- 1998. № 39, 1999. № 39.
  61. Инвестиционный климат в России. Доклад И.Б.Р. «Экспертный институт» // Вопросы экономики.-1999.-№ 12.-е. 5.
  62. Итоги работы Минтруда России в 1999 г., задания на 2000 г. М. 2000. С.40−41.
  63. Е. Новые подходы к стимулированию и содействию занятости населения в условиях финансово-экономического кризиса ИЭМ АИСП. М. 2000.
  64. Р.Б. Что знают экономисты. Основы экономической политики. США ЭПИ, 1994. JSla 5. с.103−108.
  65. С., Романов А. Управление рынком труда города: от биржи труда к службе занятости.-М.: Финстатинформ,-1999.-87 с.
  66. А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России //Вопросы экономики.-1995.-№ 5.-С. 53−62.
  67. А. Региональная демография России// Федерализм. 1997 № 1. С. 176.
  68. Д. Общая теория занятости, процента и денег. Гелиос АРВ. М., 1999. 352 с.
  69. О. Оценка эффективности работы государственной службы занятости (теоретико-методологический аспект): Автореф. Дис ученой степени д-ра.э.н.,-М., 2000.
  70. Коммерческие источники финансирования малого бизнеса. // Финансовая газета.-1997. -№ 23.
  71. Концепция содействия занятости населения МО на 1998 -2000 гг. М.1998.
  72. Контуры инновационного развития мировой экономики (под ред. Д.э.н. А.А. Дынкина) М. «Наука», 2000. с.6−7, 106−110.
  73. Я. Путь к свободной экономике: десять лет спустя. // Вопросы экономики.-2000.-№ 12.-С.55.
  74. С. Основы управления персоналом предприятия в России. -М.: Финстатинформ,-1998.-С.270.
  75. А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными //Человек и труд.-1996.-№ 5. С.9−10.
  76. А. О повышении эффективности занятости // Человек и труд. 1996.-№ 1.-С.26−29.
  77. Комплексный подход к стимулированию занятости в Российской Федерации // Человек и труд.-1996.-№ 10.-С.18.
  78. С., Емцов Р. Безработица в России: масштабы, структура, детерминирующие факторы // Общество и экономика. -1995.-№ 4.-С.86−110.
  79. Комиссия ЕС о проблемах занятости в Европе // Человек и труд. -1995.-№ 8.-С.21−24.
  80. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. Женева: Междунар. Бюро Труда, 1991. Т. 1 (1919 -1956). С.9−11, 253−258, 865−878, 957−964.
  81. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. Женева: Междунар. Бюро Труда, 1991. Т.2(1957−1990). С.1428−1446, 1751−1778, 2037−2045,2047−2060,21 712 191.83.
Заполнить форму текущей работой