Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушениями зрения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Моделью зрительной депривации у человека могут служить врожденная катаракта, косоглазие и нарушения рефракции. Несмотря на успешную операцию по поводу врожденной катаракты или косоглазия, оптическую коррекцию дальнозоркости и высокой близорукости, дальнейшее, в течение многих лет жизни, усиленное плеоптическое лечение амблиопии, зрительные функции многих детей остаются существенно сниженными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование зрительной перцептивной системы в онтогенезе (обзор литературы)
    • 1. Развитие зрительных перцептивных процов в раннем онтогенезе
    • 2. Сензитивные периоды и их значение в развитии зрительной перцептивнойстемы
  • Глава 2. Материал и методики ледования
  • Глава 3. Развитие зрительной перцептивнойстемы у детейнормальным зрением
    • 1. Зрительные вызванные потенциалы— объективный метод ледования формирования механизмов зрительного вриятия
    • 2. Критичий период развития зрительной перцептивнойстемы и формирование механизмов целни зрительного вриятия
    • 3. Развитие прравенной разрешающейбни зрения в раннем онтогенезе
  • Глава 4. Развитие зрительной перцептивнойстемы детей в овиях ранней депривации предметного зрения
    • 1. Влияние депривации на формирование зрительной перцептивнойстемы детейдворонними врожденными катарактами
    • 2. Формирование зрительной перцептивнойстемы детейдворонней амблиопией
    • 3. Влияние одноронней депривации на формирование зрительной перцептивнойстемы детей раннего возра
  • Глава 5. Объективные критерии ранней диагники нарушений зрения—ова эффективной хологичой коррекциирного развития детей
    • 1. Формирование механизмов зрительного восприятия у детейчастичной атрофией зрительного нерва
    • 2. бенни развития зрительной перцептивнойстемы у детейоптичим невритом
    • 3. Развитие зрительной перцептивнойстемы у детейгипоплазией зрительного нерва
    • 4. Морфофункциональноестояние зрительной перцептивнойстемы детейврожденной глаукомой

Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушениями зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успех психолого-педагогической коррекции сенсорного развития детей с нарушением зрения во многом зависит от времени ее проведения и знания закономерностей формирования механизмов зрительного восприятия в онтогенезе.

Зрительное восприятие, имеющее огромное информационное значение, наиболее интенсивно развивается в ранний период жизни ребенка. В течение первого года жизни оно становится ведущим в формировании психических функций и создает основу для последующего познавательного и социального развития.

Нарушение зрительных функций в раннем возрасте отрицательно влияет на созревание перцептивных процессов и обусловливает своеобразие психического развития слепых и слабовидящих детей. У них формируется особая психологическая система, которая качественно и структурно отличается от системы нормально развивающегося ребенка (М.И. Земцова, 1956; Ю. А. Кулагин, 1969; А. Г. Литвак, 1973,1985; А. И. Каплан, 1979; Л .И. Солнцева, 1980,1991,1997; Л. П. Григорьева, 1983, 1985,1988; Л. И. Плаксина, 1985,1998;В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, 1990).

Распознавание объектов и ситуаций окружающего мира является основным назначением зрительной перцептивной системы. Постнатальное формирование зрительной перцептивной системы зависит, в основном, от генетически запрограммированных механизмов и факторов внешней среды. Соотношение врожденного и приобретенного в работе зрительной системы является одной из важнейших проблем в теории зрительного восприятия.

Зрительная депривация в ранний период жизни, как показано многочисленными экспериментальными исследованиями (Ю. ХивариненД985- Д. ХьюбелД990- D. Hubel, T. Wiesel, 1965,1970;H. Ikeda, K. Tremain, 1978; J. Hyvarinen et al., 1981; C. Blakemore, F. Vital — Durand, 1986; M. Crawford et al., 1991 и др.), приводит к выраженным и в значительной степени необратимым изменениям на всех уровнях зрительной системы, затрагивая не только проекционные, но и ассоциативные области коры мозга животного. При этом точно определен период наибольшей ее уязвимости к ограничению зрительного опыта, продолжающийся до 3-месячного возраста, с максимальной чувствительностью с 4 по 6 неделю жизни животного.

Относительно созревания зрительной перцептивной системы ребенка в литературе представлены различные точки зрения (Д.А.Фарбер 1978; Т.Г. БетелеваД981,1983,1990; И. Г. Куман, 1984; Н. Н. Зислина, 1987; Д. А. Фарбер, Т.Г. БетелеваД995- Н. Spekreijse, 1978; S. Sokol, 1982 aS. Sokol et al.1988, 1992; J. Atkinson, 1984; D. Regan, H. Spekreijse, 1986; H Wilson, 1988). Наиболее неоднозначные результаты относятся к раннему онтогенезу, что объясняется в значительной степени трудностью исследования детей этого возраста.

До настоящего времени не определен период наиболее интенсивного формирования зрительной перцептивной системы ребенка, когда она особенно нуждается в адекватном сенсорном потоке. Отсутствие или ограничение зрительной афферентации в этом возрасте может оказаться фатальным для развития зрительных функций, лежащих в основе зрительного восприятия.

Знание границ сензитивного периода формирования зрительной системы ребенка, во время которого она проявляет максимальную чувствительность к ограничению зрительного опыта, имеет большое значение для своевременного проведения лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на предотвращение последствий зрительной депривации и улучшение сенсорно-перцептивных возможностей ребенка.

Моделью зрительной депривации у человека могут служить врожденная катаракта, косоглазие и нарушения рефракции. Несмотря на успешную операцию по поводу врожденной катаракты или косоглазия, оптическую коррекцию дальнозоркости и высокой близорукости, дальнейшее, в течение многих лет жизни, усиленное плеоптическое лечение амблиопии, зрительные функции многих детей остаются существенно сниженными и большинство из них вынуждены обучаться в школе для слепых и слабовидящих детей (JI.A. Григорян, 1980,1986; Э. С, Аветисов, Е. И. Ковалевский, А. В. Хватова, 1987; Е. С. Либман, 1994; Е. С. Либман, Е. В. Шахова, 1996; Т. Б. Круглова, 1996; J1.A. Дубовская, 1997 и др.).

Вместе с тем, не изучены причины снижения зрительных функций у этой категории детей, недостаточно исследован вопрос о созревании их зрительной перцептивной системы и влиянии степени депривации на ее формирование в онтогенезе.

Формирование зрительных перцептивных процессов зависит от состояния периферического отдела зрительного анализатора.

Заболевания сетчатки и зрительного нерва, снижающие поток зрительной афферентации в раннем возрасте, приводят к вторичным депривационным изменениям в проекционных и ассоциативных областях коры. Это усугубляет первичный зрительный дефект и отрицательно влияет на формирование зрительного восприятия ребенка (J1.A. Новикова, 1986).

Для предотвращения последствий зрительной депривации необходима ранняя диагностика нарушений зрения, позволяющая своевременно назначить адекватное лечение и психолого-педагогическую коррекцию и, таким образом, предупредить вторичные отклонения в когнитивном развитии ребенка.

Целью работы явилось изучение закономерностей и механизмов формирования зрительной перцептивной системы в норме и при ранней депривации предметного зрения.

Гипотеза исследования.

Предполагалось, что в результате исследования закономерностей и механизмов формирования зрительной перцептивной системы, будут определены сензитивные периоды ее развития и разработаны теоретико-методологические основы ранней диагностики и коррекции нарушений зрительных функций, обеспечивающих зрительное восприятие ребенка.

Задачи исследования.

• Обосновать возможность использования зрительных вызванных потенциалов (ЗВП) на реверсию шахматных полей для изучения формирования зрительной перцептивной системы ребенка.

• Исследовать закономерности и механизмы формирования зрительной перцептивной системы детей с нормальным зрением в возрасте от 1 месяца до 15 лет методом ЗВП.

• Изучить степень зрелости разных уровней зрительной системы, используя одновременную регистрацию ЗВП и паттерновой электроретинограммы (ПЭРГ) у подростков и взрослых людей с нормальным зрением.

• Выявить роль сенсорной депривации в формировании зрительной перцептивной системы, исследуя ЗВП у детей с врожденными катарактами с разной степенью помутнения хрусталика и с амблиопией различной этиологии.

• Определить периоды наибольшей чувствительности зрительной системы к депривации предметного зрения с помощью анализа ЗВП у детей с врожденными катарактами, прооперированными в различном возрасте.

• Изучить закономерности и механизмы формирования зрительной перцептивной системы детей с заболеваниями зрительного нерва и врожденной глаукомой методом ЗВП.

• Исследовать формирование в онтогенезе пространственной разрешающей способности в норме и при нарушениях зрения с помощью объективного метода регистрации ЗВП.

• Разработать объективные критерии ранней диагностики нарушений зрения и оценки результатов лечебно-коррекционной работы у слабовидящих детей на основе сопоставления данных, полученных при исследовании ЗВП, ПЭРГ, контрастной чувствительности и полей зрения.

Научная новизна исследования.

Впервые проведено систематическое исследование формирования зрительной перцептивной системы методом анализа ЗВП на предъявление изображения шахматных полей у детей в возрасте от 1 месяца до 15 лет с нормальным зрением и с патологией периферического отдела зрительного анализатора.

Выявлены основные периоды развития зрительной перцептивной системы ребенка.

Определен период наибольшей чувствительности зрительной перцептивной системы к ограничению сенсорного опыта, продолжающийся со 2 по 6 месяц жизни ребенка.

Впервые обоснован возрастной период, являющийся оптимальным для коррекции развивающихся зрительных функций, лежащих в основе зрительного восприятия ребенка.

Показано, что целостное восприятие изображения обеспечивается двумя раздельными и тесно взаимодействующими подсистемами зрения. Одна из них осуществляет грубую интегративную оценку зрительного сигнала, другая — его тонкий детальный анализ.

Установлено гетерохронное формирование подсистем зрения, участвующих в восприятии зрительного стимула.

Впервые выявлено решающее значение степени депривации в развитии зрительной перцептивной системы ребенка на ранних этапах онтогенеза.

Установлено избирательное влияние степени депривации на формирование в онтогенезе подсистем пространственного зрения.

Впервые показано, что при патологии периферического отдела зрительного анализатора обе подсистемы зрения могут поражаться как вместе, так и раздельно в зависимости от этиологии и стадии заболевания.

Впервые получены данные, свидетельствующие о том, что при ранней депривации предметного зрения в зрительной перцептивной системе ребенка происходит как недоразвитие, так и повреждение нервных связей, имеющихся к моменту рождения и обеспечивающих зрительное восприятие.

Теоретическая значимость исследования.

Изучены нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие целостность зрительного восприятия. Показано, что на первой стадии грубое целостное восприятие изображения осуществляется в результате преимущественного вовлечения в деятельность быстропроводящей (магноцеллюлярной) подсистемыстадия детального восприятия изображения обеспечивается медленнопроводящей (парвоцеллюлярной) подсистемой зрительного анализатора.

Прослежено онтогенетическое формирование этих подсистем зрительной перцептивной системы и определены сензитивные периоды ее развития. Они рассматриваются как особо чувствительные и важные для проведения лечебно-коррекционной работы, направленной на компенсацию нарушений зрительных функций и восприятия в целом.

Практическая значимость исследования.

Выявлен возрастной период, являющийся оптимальным для коррекции зрительных функций детей с патологией органа зрения.

Разработан объективный метод оценки остроты зрения, не имеющий возрастных ограничений.

Показана необходимость использования ЗВП для ранней диагностики нарушений зрения, оценки эффективности и прогноза результатов лечебно-коррекционных мероприятий (авт. свид. № 1 766 362).

Определены оптимальные сроки хирургического вмешательства при врожденных катарактах с разной степенью помутнения хрусталика, позволяющие максимально снизить отрицательное влияние депривации на созревание зрительной перцептивной системы ребенка (авт. свид. № 1 685 392).

Показана возможность использования ЗВП для оценки риска развития рассеянного склероза у детей с моносимптомным оптическим невритом.

Полученные результаты исследования легли в основу разработанных методов улучшения зрительных функций у детей с врожденными катарактами и амблиопией различной этиологии (авт. свид. №№ 1 039 499,1297852,1 374 481 и патенты №№ 2 008 860- 2 102 043).

Результаты исследования используются в Институте коррекционной педагогики РАО, в МНИИГБ им. Гельмгольца, на кафедре глазных болезней РГМУ, в глазных отделениях детской и Республиканской детской клинической больниц г. Москвы, специализированных детских дошкольных учреждениях по лечению амблиопии и косоглазия г. Москвы, в городских детских поликлиниках г. Москвы.

Материалы диссертации включены в учебную программу курсов по клинической электроэнцефалографии.

По теме диссертации получено 5 авторских свидетельств и 2 патента на изобретение, 2 удостоверения на рационализаторские предложения отраслевого значения, издано 4 методических рекомендаций и 2 информационных письма.

Основные положения, выносимые на защиту.

• Зрительная перцептивная система формируется в течение длительного периода онтогенеза. В возрасте от 2 до 6 месяцев наиболее быстро созревает проекционная зрительная система, осуществляющая анализ сенсорно-специфической информации. Формирование межцентральных связей проекционных и ассоциативных областей коры, свидетельствующее об усложнении процесса зрительного восприятия, продолжается до 15−18-летнего возраста.

• Целостность восприятия изображения обеспечивается двумя подсистемами зрения. Одна из них (магноцеллюлярная) имеет низкую разрешающую способность и осуществляет грубое глобальное восприятие зрительного стимула, другая (парвоцеллюлярная), связанная с высоким пространственным разрешением, производит его детальный анализ.

• Магно — и парвоцеллюлярная подсистемы зрения формируются в онтогенезе гетерохронно. Первая, имеющая низкую разрешающую способность, созревает в основном к 6-месячному возрасту. Формирование подсистемы, связанной с высоким пространственным разрешением, продолжается в течение длительного периода онтогенеза, достигая значительной степени зрелости к 7 годам, и завершается к 15-летнему возрасту.

• При патологии периферического отдела зрительного анализатора обе подсистемы зрения могут поражаться как вместе, так и раздельно в зависимости от этиологии и стадии заболевания.

• В раннем онтогенезе решающим фактором в формировании зрительной перцептивной системы ребенка является степень депривации. При частичном ограничении зрительной афферентации преимущественно нарушаются механизмы, связанные с высоким пространственным разрешением и обеспечивающие восприятие деталей зрительного стимула. Полная депривация предметного зрения приводит также к существенным изменениям механизмов подсистемы зрения, ответственной за грубое целостное восприятие.

• Периодом наибольшей чувствительности зрительной перцептивной системы к депривации предметного зрения и одновременно оптимальным для коррекции развивающихся зрительных функций и восприятия в целом является возраст со 2 по 6 месяц жизни ребенка.

• Зрительная депривация в ранний период жизни приводит как к недоразвитию, так и повреждению нервных связей, имеющихся к моменту рождения и обеспечивающих зрительное восприятие ребенка.

• ЗВП позволяют определить остроту зрения ребенка и могут быть использованы для ранней диагностики нарушений зрения, оценки эффективности и прогноза результатов лечебно-коррекционных мероприятий. Одновременная регистрация ЗВП и.

ПЭРГ является надежным способом определения уровня поражения зрительной системы детей с патологией зрения.

Апробация работы.

Основные материалы диссертации доложены и обсуждены на 8,9,10 научных сессиях по дефектологии (Москва, 1979,1983,1990) — на 3 Всесоюзной конференции «Физиология развития человека» (Москва, 1985) — на 5 Всесоюзном и 1 Всероссийском съезде офтальмологов (Уфа, 1987; Москва, 1994) — на 9 Всесоюзной конференции, 10 и 11 международных симпозиумах по нейрокибернетике (Ростов — на — Дону, 1989,1992,1995) — на 3 Всесоюзной конференции по детской офтальмологии (Суздаль, 1989) — на Европейской конференции по зрительному восприятию (Литва, 1991) — на 2 международном симпозиуме по рефракционной хирургии, имплантации ИОЛ и комплексному лечению атрофии зрительного нерва (Москва, 1991) — на Юбилейной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л. А. Новиковой (Москва, 1995) — на 5 Европейском конгрессе по глаукоме (Париж, 1996) — на международной конференции офтальмологов (Москва, 1996) — на заседании Ученого Совета Института дефектологии (1989,1990) — на заседании секции Московского физиологического общества (1990) — на секции детских офтальмологов (1994) — на межотделенческой конференции МНИИГБ им. Гельмгольца (1995) — на научно-практической конференции «Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений» (Москва, 1999 г.).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 94 научных работы, из них — 1 монография, 8 глав и статей в сборниках, 27 статей в журналахиздано 4 методических рекомендаций, 2 информационных письмаполучено 5 авторских свидетельств и 2 патента на изобретение, 2 удостоверения на рационализаторские предложения отраслевого значения.

Работа выполнена в лаборатории нейрофизиологического изучения аномальных детей Института дефектологии АПН СССР и в консультативно-диагностическом центре Института коррекционной педагогики РАО.

Выражаю признательность сотрудникам кафедры глазных болезней педиатрического факультета Российского Государственного медицинского университета, Московского института глазных болезней им. Гельмгольца за организационную и методическую помощь в проведении клинических исследований.

7. Результаты исследования свидетельствуют о дифференцированном подходе к срокам хирургического вмешательства при врожденных катарактах. Для улучшения сенсорно-перцептивных возможностей детей с интенсивным помутнением хрусталика, приводящим к значительной депривации предметного зрения, операция и последующая оптическая коррекция должны осуществляться до 2-месячного возраста, т. е. до начала критического периода созревания зрительной системы ребенка.

При слабой степени депривации, когда предметное зрение частично сохраняется, хирургическое вмешательство целесообразно проводить в более старшем возрасте (от 4 до 6 лет) с целью создания благоприятных условий для развития бинокулярного зрения.

8.У детей с амблиопией, обусловленной врожденной катарактой, косоглазием и / или нарушением рефракции установлена корреляция степени амблиопии с нарушением механизмов подсистем пространственного зрения.

При высокой степени амблиопии страдают обе подсистемы зрения, обеспечивающие целостность восприятия изображения. При слабой степени амблиопии нарушаются механизмы подсистемы, связанной с детальным восприятием зрительного стимула.

9. При односторонней амблиопии, по сравнению с двусторонней, обнаружены более грубые морфофункциональные изменения механизмов зрительного восприятия, что обусловлено не только депривацией предметного зрения, но и межокулярной конкуренцией в сензитивный период формирования зрительной перцептивной системы ребенка.

10. Трехмесячная депривация (окклюзия) интактного глаза детей 4−6- летнего возраста с односторонней амблиопией различной этиологии существенно влияет на морфофункциональное состояние зрительной перцептивной системы ребенка, что свидетельствует о ее чувствительности к ограничению зрительной афферентации и необходимости проведения лечебно-коррекционной работы, направленной на компенсацию нарушенных зрительных функций и восприятия в целом, в указанный возрастной период.

11. При заболеваниях периферического отдела зрительного анализатора (ЧАЗН, гипоплазия зрительного нерва, врожденная глаукома), снижающих поток зрительной афферентации в раннем возрасте, магно — и парвоцеллюлярная подсистемы зрения могут поражаться как вместе, так и раздельно в зависимости от этиологии и стадии заболевания.

12.В отдаленном периоде оптического неврита, несмотря на восстановление остроты зрения до 1,0, установлены значительные изменения электрофизиологических (ПЭРГ, ЗВП) и психофизиологических (контрастная чувствительность, поля зрения) показателей, свидетельствующие о нарушениях механизмов зрительного восприятия.

13. Обнаруженные в исследовании особенности ЗВП у детей с патологией зрения позволяют использовать электрофизиологический метод для ранней диагностики заболеваний органа зрения, выявления субклинического поражения зрительного пути, прогноза и оценки результатов лечебно-коррекционных мероприятий.

Одновременная регистрация ПЭРГ и ЗВП является надежным способом оценки уровня поражения зрительной системы ребенка.

Заключение

.

Разработка системы психолого-педагогической коррекции сенсорного развития детей с нарушением зрения требует знания закономерностей и механизмов формирования зрительного восприятия в онтогенезе.

Зрительное восприятие — сложный системный процесс, который включает поиск и обнаружение объекта, различение его отдельных признаков, эталонное сравнение и опознание.

Начальный этап восприятия — выделение и первичный анализ сенсорного стимула — осуществляется зрительной проекционной системой (И.А. Шевелев, 1971; В. Д. Глезер и с соавт., 1975; Н. Ф. Подвигин, 1979; Л. П. Григорьева, 1983).

В реализации последующих этапов зрительного восприятия важнейшая роль принадлежит ассоциативным областям коры и ряду других отделов мозга (В.Д. Глезер, 1980; В. Д. Глезер с соавт. 1975; Т. Г. Бетелева 1981,1990; Д. А. Фарбер с соавт., 1990).

Распознавание объектов внешнего мира является основным назначением зрительной перцептивной системы.

В диссертации представлены результаты исследования формирования зрительной перцептивной системы детей в норме и при ранней депривации предметного зрения, полученные с помощью использования комплекса электрофизиологических (ЗВП, ПЭРГ) и психофизиологических (контрастная чувствительность, поле зрения) методов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.С. О лечении амблиопии с неправильной фиксацией с помощью прямой окклюзии //Уч. Зап. НИИ глазных болезней им. Гельмгольца.—М., 1964 .— вып. 2.— С. 147.
  2. Э.С. Содружественное косоглазие.— М.: Медицина, 1977—312 с.
  3. Э.С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. Руководство по детской офтальмологии.—М.: Медицина, 1987. — 495 с.
  4. С.Э. О некоторых спорных вопросах коррекции афакии после ранней хирургии врожденных катаракт// Вестник офтальмологии.—1990.—т. 106,№ 5.—С.65.
  5. С.Э., Ильякова JI.A., Введенский А. С. и др. Принципы и результаты контактной коррекции афакии после ранней хирургии врожденных катаракт //Офтальмологический журнал.— 1991.—№ 3.—С. 133—137 .
  6. С.Э., Ильякова JI.A., Касьянов А. А. и др. Принципы лечения врожденных катаракт у детей раннего возраста // Тезисы докл. Шестого съезда офтальмологов России.— М., 1994.— С. 6.
  7. Абрамович — Лехтман Р. Я. Развитие предметного действия у ребенка на первом году жизни. // Дис. .канд. пед. наук— М., 1945.—150 с.
  8. М.Г., Азнабаев Р. А., Ариткулова И. В. и др. О сроках хирургического лечения врожденной катаракты у детей //Вестник офтальмологии.—1987.—№ 2 .— С. 26.
  9. Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе.— Ереван: Айастан, 1972. — 222с.
  10. .Г. Психология чувственного познания.— М.: АПН РСФСР, 1960.—495 с.
  11. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т.— М.: Педагогика, 1980.—517 с.
  12. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.—М.: Медицина, 1975.—448 с.
  13. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы.—М.: Наука, 1978.—400 с.
  14. И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития.— М.: Наука, 1982.— 269 с.
  15. Л.О. Детская неврология.— М.:Медицина, 1975. —416 с.
  16. К.В., Барабанщиков В. А., Митькин А. А. Исследование сенсорно-перцептивных процессов // Тенденция развития психологической науки.— М.: Наука, 1989.—С.60.
  17. Т. Зрительный мир грудного ребенка// Восприятие: Механизмы и модели.— М.: Наука, 1974. — 351 с.
  18. Т. Психическое развитие младенца.— М.: Прогресс, 1985.— 319 с.
  19. М.Э. Особенности восприятия изображений младшими школьниками с нормальным и глубоко нарушенным зрением. // Автореф. дис. канд. психол. наук.—М., 1999.— 21 с.
  20. Т.Г. Формирование системной организации зрительного восприятия в онтогенезе.// Автореф. дис.. док-ра биол. наук.— М., 1981. —25 с.
  21. Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия.— М.: Наука, 1983. — 174 с.
  22. Т.Г. Онтогенез структурно-функциональной организации воспринимающей системы мозга // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга.— Д.: Наука, 1990. — С.65.
  23. О.В., Медведева М. В., Василевский Н. Н. Структурно-функциональное развитие конечного мозга.— Д.: Наука, 1986.—151с.
  24. А.А., Брошевский Т. Н., Нестеров А. П. и др. Глазные болезни. — М.: Медицина, 1989 — 416 с.
  25. В. А. Структурные преобразования зрительной коры головного мозга человека в онтогенезе // Новые исследования по возрастной физиологии.— 1986. — № 2 (27). — С.32.
  26. В.А., Цехмистренко Т. А. Структурные преобразования коры большого мозга и мозжечка у детей от рождения до 6 лет как морфологическая основа развития зрительной функции в постнатальном онтогенезе// Физиология человека.— 1996.—Т.22,№ 5.—С.68.
  27. .М. Современная когнитивная психология.— М.: МГУ, 1982.— 336 с.
  28. Венгер J1.A. Восприятие и обучение.—М.: Просвещение, 1969.—364 с.
  29. А.А. Среда и развитие мозга //Вестн. АМН СССР.—1978.—№ 12.—С.49.
  30. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования.—М.: АПН РСФСР.—1956.—517 с.
  31. JI.C. История развития высших психических функций.— М.: Педагогика, 1983.— т.З.—328 с.
  32. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий// Психологическая наука в СССР.—М.: АПН РСФСРД959.— т.1.—С.58.
  33. З.Ф. Психофизиологическая диагностика и психологическая коррекция функционального состояния зрительной перцептивной системы школьников с миопическими нарушениями рефракции.// Автореф. дис.. канд. психол. наук.— М., 1999.—21 с.
  34. В.Д., Дудкин К. Н., Куперман A.M. и др. Зрительное опознание и его нейрофизиологические механизмы. — Л.: Наука, 1975.—229 с.
  35. В.Д. Нейрофизиологические проблемы высших зрительных функций //Материалы VIII Всесоюзной конф. по электрофизиологии центральной нервной системы.— Ереван, 1980.—С. 159 .
  36. В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике.— Таганрог: ТРТУД997.— 252 с.
  37. Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.— М.: Педагогика, 1983.— 150 с.
  38. Л.П. Психофизиология зрительного восприятия слабовидящих школьников//Автореф. дис.. док-ра психол. наук.—М., 1985.— 29 с.
  39. Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения.//Психологический журнал.— 1988.— т. 9,№ 2.—С. 97.
  40. Л.П., Кондратьева С. И., Сташевский С. В. Восприятие цветных изображений школьниками с нормальным и нарушенным зрением //Дефектология.—1988.— № 5.— С. 20.
  41. Л.П., Кондратьева С. И., Сташевский СВ. Психофизиологическое обоснование компенсаторного развития зрительного восприятия при нарушениях зрения// Журнал высшей нервной деятельности.—1990.—т.40,вып.4.—С.620.
  42. Л.П., Сташевский С. В. Психофизиологический фактор системного развития зрительного восприятия у детей и подростков с нормальным и низким зрением// Физиология человека.— 1991.—т. 17,№ 5.—С.98.
  43. Л.А. Комплексное лечение амблиопии и косоглазия в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированном детском саду.// Автореф. дис. канд. мед. наук.— М., 1980.— 22 с.
  44. Л.А. Система лечебных и педагогических мероприятий по лечению обскурационной амблиопии у детей с врожденными катарактами//Врожденные и наследственные заболевания глаз у детей.—М., 1986.— С. 51.
  45. В.И., Изнак А. Ф. Ритмическая активность в сенсорных системах.— М.: МГУЛ983.—213 с.
  46. Дубовская J1.A. Патогенетически ориентированные методы лечения амблиопии и частичной атрофии зрительных нервов у детей.// Автореф. дис. .док-pa мед. наук.— М., 1997.— 56 с.
  47. В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. —М.: Просвещение, 1990.— 223 с.
  48. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П. и др. Восприятие и действие.— М.: Просвещение, 1967.—323 с.
  49. М.И. Пути компенсации слепоты. М.: АПН РСФСР, 1956.—420 с.
  50. В.П. Движения глаз и формирование зрительного образа.//Вопросы психологии.— 1958.— № 5.—С.63.
  51. В.П., Рузская А. Г., Лаврентьева Т. В. и др. Сравнительный анализ осязания и зрения// Доклады АПН РСФСР. Сообщения I-XI.—1962.—№ 1,3.
  52. В.П. О микроструктурном методе исследования познавательной деятельности // Эргономика.—1972.— в.З.—С.5.
  53. Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков.— М.: Педагогика, 1987.— 168 с.
  54. Н.Н., Сорокина Р. С. Исследование зрительной системы человека с помощью вызванных потенциалов на реверсию шахматного поля. Возможности и ограничения метода // Сенсорные системы .— 1989.—т.З, № 4.—С.381.
  55. А.И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение.—М.: Педагогика, 1979.—200 с.
  56. М.Ю. Об устойчивости зрительных реакций у детей первых месяцев жизни// Вопросы психологии.— 1959.—№ 5.—С.38.
  57. Е.И. Глазные болезни.— М.: Медицина, 1986.—432 с.
  58. Е.И., Дубовская JT.A., Новоселова Н. Г. Определение остроты зрения у детей младшего возраста // Офтальмологический журнал.—1984.—№ 3.—С. 135.
  59. А.И. Острота зрения //Физиология сенсорных систем. 4.1. Физиология зрения.— JL: Наука, 1971.—С.271.
  60. Т.Б. Клинико-функциональные и иммунологические аспекты хирургического лечения врожденных катаракт и их осложнений.//Автореф. дис.. док-pa мед. наук.— М., 1996, —55 с.
  61. О.Н. Электро- и психофизиологические показатели улучшения зрения у слабовидящих детей // Автореф. дис.. канд. биол. наук.—М., 1993.—24 с.
  62. Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых.— М.:Педагогика, 1969.—296 с.
  63. И.Г. Исследование нейрофизиологических механизмов односторонней амблиопии.// Автореф. дис. .канд. биол. наук.— М., 1984.—22 с.
  64. А.Н. Проблемы развития психики.—М.: Изд-во МГУ.—1972.—571 с.
  65. Е.С. Концептуальные подходы и потребности в реабилитации инвалидов со зрительными расстройствами.//Материалы 6-го съезда офтальмологов России.— М., 1994.— С. 346.
  66. Е.С., Шахова Е. В. К вопросу об инвалидности «с детства» вследствие зрительных расстройств // Профилактика слепоты и слабовидения у детей.— М., 1996.—С. 12.
  67. А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.—Л., 1973.—155 с.
  68. А.Г. Тифлопсихология.—М.: Просвещение, 1985.—208 с.
  69. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.— М.:Наука, 1984.— 443 с.
  70. Е.М. Об использовании понятия «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития// Психол. журн.—1981.— т.2,№ 1,—С.145.
  71. Мелик-Асланова П.С., Алиева З. А. Возрастные изменения глаза и зрительно-нервного пути. Морфогистохимические исследования.— Баку, 1980.—124 с.
  72. С.А., Авдеева Н. Н. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца.—М.: Институт психологии РАН, 1993.—С.167.
  73. Л.М., Дроздовская B.C., Смидович Л. Г. Основные формы и этиологические факторы поражений зрительного нерва у детей /Юфтальмол. журн.—1985.— № 6.— С. 325.
  74. А.А. Дискуссионные аспекты психологии и физиологии зрения // Психологический журнал.— 1982 а.—т.З, № 1.— С. 31.
  75. А.А. Современные проблемы зрительно-вестибулярного взаимодействия// Успехи физиол. Науки.—1982 б.— т.13,№ 3.—С.56.
  76. А.А., Сергиенко Е. А. Ранний онтогенез зрения //Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума.— М.: Наука, 1986.—С. 75.
  77. А.А. Системная организация зрительных функций.— М.: Наука, 1988.— 197 с.
  78. А.В. Реабилитация детей с врожденной глаукомой // Автореф. дис.. канд. мед. наук.— М.—1994.— 22 с.
  79. И.М. Дифференциальная и топическая диагностика оптических невритов у детей // Автореф. дис.. канд. мед. наук .— М.—1994.— 22 с.
  80. Г. М. О критических периодах раннего функционального онтогенеза мозга человека // Развивающийся мозг.— М.: Ин-т мозга ВНЦПЗ АМН СССР.— 1987.— вып. 6.— С. 74.
  81. Г. М. Основные теоретические подходы к изучению функциональной организации развивающегося мозга человека//Мозг и поведение младенца.— М.: Ин-т психологии РАН.— 1993.—С.7.
  82. Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга.— М.: Просвещение, 1966.— 319 с.
  83. Л.А. Нейрофизиологические механизмы зрительной и слуховой депривации //Физиология человека.— 1986.—т.12,№ 5.—С.844.
  84. А.С. Особенности диагностики и лечения воспалительных заболеваний зрительного нерва в детском возрасте /Юфтальмол. журн.—1985.—№ 6.—С.321.
  85. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.—М.: Просвещение, 1987.—223 с.
  86. Ю.М. Восхождение к индивидуальности.—М.: Просвещение, 1991.—286 с.
  87. Ю.М. Становление человека.—М.: Импринт-Гольфстрим, 1997.—36 с.
  88. А. Особенности деятельности мозга ребенка.— JL: Медгиз, 1962.— 187 с.
  89. Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.— М.: ВОС, 1985.—105 с.
  90. Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения.// Автореф. дис.. док-ра психол. наук.— М., 1998.—49 с.
  91. Н.Ф. Динамические свойства нейронных структур зрительной системы.— Л.: Наука, 1979.—157 с.
  92. Н.С. Затылочная область. Наружное коленчатое тело, подушка зрительного бугра и другие подкорковые образования зрительного анализатора // Развитие мозга ребенка.— Л.: Медицина, 1965.— С. 87.
  93. Л.К., Васильева В. А., Цехмистренко Т. А. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе.// Структурно-функциональная организация развивающегося мозга.— Л.: Наука, 1990.—С.8.
  94. Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе.—М.: НаукаЛ 992.—138 с.
  95. И.М. Избранные произведения. —М.: АН СССРЛ952— т.1—771 с.
  96. Э.С. Реконструктивные и комбинированные операции на склеральном синусе с доступом АВ externo при врожденной глаукоме (гидрофтальме) и их эффективность // Автореф. дис.. докт-ра. мед. наук.— М.— 1988.— 48 с.
  97. C.JI. Физиологические особенности паттерн -электроретинограммы и ее клиническое значение // Автореф. дис. .канд. биол. наук.—М.Л988.—24 с.
  98. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.—М.: ПедагогикаЛ980.—190 с.
  99. Л.И. Использование зрительного восприятия в процессе обучения слепых детей и с остаточным зрением //Дефектология.—1991 .—№ 5.—С. 3.
  100. Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста.— М.: Полиграф-сервис, 1997.— 121 с.
  101. Т.А., Посикера И. Н. Функциональная организация поведенческих состояний бодрствования младенцев (электроэнцефалографическое исследование) // Мозг и поведение младенца.—М.: Ин-т психологии РАН Л 993.— С. 78.
  102. С.А. Сравнительная эффективность некоторых традиционных и дополнительных новых методов лечения амблиопии у детей // Автореф. дис. канд. мед. наук.— М., 1989.— 24 с.
  103. В.А., Дубовская Д. А., Татаринов С. А. Зрительные вызванные потенциалы на синусоидальные решетки при исследовании амблиопии у детей // Вестн. Офтальмол.—1989.— № 2.— С. 48.
  104. Р. Восприятие формы.//Восприятие: Механизмы и модели.—М.:Мир, 1974 —С.338.
  105. Д.А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе.— М.: Просвещение, 1969.—267 с.
  106. Д.А. Формирование нейрофизиологических механизмов зрительного восприятия в процессе индивидуального развития ребенка // Физиология человека .—1978.—т.4,№ 4.—С.654.
  107. Д.А. Системная организация интегративной деятельности мозга ребенка в онтогенезе // Физиология человека.— 1979.—т.5,№ 3.—С.516.
  108. Д.А., Алферова В. В. Электроэнцефалограмма детей и подростков.— М.: Педагогика, 1972.—215 с
  109. Д.А., Семенова JI.K., Алферова В. В. и др. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга.—Л.: Наука, 1990. —198 с.
  110. Д.А., Бетелева Т. Г. Формирование зрительного восприятия в раннем детском возрасте //Физиология человека.— 1995.—т.21,№ 5.—С.162.
  111. Н.Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года.— М.: Медгиз, 1949.—104 с.
  112. Л.И. Зрительные вызванные потенциалы на реверсию шахматных полей: влияние пространственной частоты и дефокусировки // Сенсорные системы .—1991. — т.5,№ 2.— С. 79.
  113. Фильчикова J1.И. Созревание зрительных вызванных потенциалов //Нейрофизиологические основы формирования психических функций в норме и при аномалиях развития.— М., 1995. —С.60.
  114. Л.И. Электрофизиологическая диагностика нарушений зрения у детей раннего возраста //Дефектология.— 1998.—№ 1.—С. 17.
  115. Л.И. Влияние ранней сенсорной депривации на формирование механизмов зрительного восприятия // Проблемы младенчества: нейро-психо-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений.—М., 1999.—С. 144.
  116. Л.И., Желудкова В. В., Новикова Л. А. и др. Вызванные потенциалы на структурированные стимулы у детей при катарактах// Журнал высшей нервной деятельности.—1979.— т.29,№ 6.—С. 1218.
  117. Л.И., Батырь О. Ю. Электрофизиологическое исследование созревания зрительного анализатора в раннем онтогенезе // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.— ML, 1985.—С.365.
  118. Л.И., Новикова Л. А., Юнусова Ф. В. и др. Вызванные потенциалы на пространственно-структурированные стимулы в раннем онтогенезе //Физиология человека.—1988 а.— т.14,№ 1.—С. 58.
  119. Л.И., Хватова А. В., Новикова Л. А. и др. Нейрофизиологические механизмы амблиопии при различных формах двусторонней врожденной катаракты // Вестник офтальмологии.—1988 б.—т.104,№ 3.—С.43.
  120. JI.И., Дубовская Л. А., Татаринов С. А. Зрительные вызванные потенциалы при амблиопии //Физиология человека.—1989 а.—т. 15,№ 2.—С.89.
  121. Л.И., Новикова Л. А., Ковалевский Е. И. и др. Вызванные потенциалы при восстановлении зрения у детей с разной степенью амблиопии //Вестник офтальмологии.—1989 б.— т. 105, № 2.— С. 51.
  122. Л.И., Крюковских О. Н., Полянский В. Б. и др. Вызванные потенциалы сетчатки и зрительной проекционной области коры мозга человека. Созревание и пространственно-частотная настройка //Сенсорные системы.—1991.—т.55,№ 3.—С.19.
  123. Л.И., Дубовская Л. А., Сидоренко Е. И. и др. Зрительные вызванные потенциалы у детей с врожденной глаукомой //Вестник офтальмологии.—1992.— т.108,№ 1.— С. 15.
  124. Л.И., Крюковских О. Н., Мосин И. М. и др. Исследование зрительной системы детей в отдаленном периоде оптического неврита //Сенсорные системы.—1993 а.— т.76,№ 2.— С, 83.
  125. Л.И., Крюковских О. Н., Дубовская Л. А. и др. Влияние окклюзии лучше видящего глаза на функциональное состояние зрительной системы детей с односторонней амблиопией //Вестник офтальмологии.—1993 б.—№ 4.— С. 8.
  126. Jl.И., Дубовская Л. А., Крюковских О. Н. и др. Зрительные вызванные потенциалы в оценке остроты зрения у детей грудного возраста //Вестник офтальмологии.— 1995 а.— № 3.— С. 28.
  127. Л.И., Новикова Л. А., Дубовская Л. А. и др. Влияние степени депривации на созревание зрительной системы человека //Нейрофизиологические основы формирования психических функций в норме и при аномалиях развития.—М., 1995 б.—С.61.
  128. Л.И., Мосин И. М., Дубовская Л. А. Зрительные вызванные потенциалы у детей раннего возраста в норме и при гипоплазии зрительного нерва //Вестник офтальмологии.—1996.— т. 112,№ 5.—С.21.
  129. A.M. Развитие функций двигательного аппарата ребенка //Физиология высшей нервной деятельности ребенка.—М., 1968.—С.56.
  130. И.Е. Лечение амблиопии у детей методом чрескожной стимуляции зрительного анализатора // Автореф. дис.. канд. мед. наук.—М.Д996.—22 с.
  131. А.В. Заболевания хрусталика у детей.— Л.: Медицина, 1982 .—199 с.
  132. А.В. Основные причины слепоты и слабовидения у детей и пути их профилактики //Профилактика слепоты и слабовидения у детей.— М., 1996.—С.З.
  133. А.В., Лакомкин В. И., Сидоров Э. Г. Диагностика и лечение врожденной глаукомы (гидрофтальма) у детей.— М., 1982.—20с.
  134. А.В., Круглова Т. Б., Фильчикова Л. И. и др. Функциональные результаты лечения детей с двусторонними врожденными катарактами // Тезисы докладов шестого съезда офтальмологов России.—М., 1994.—С.78.
  135. Ю. Изменения в теменной ассоциативной коре после ослепления в раннем возрасте// Ассоциативные системы мозга.— Л.: Наука.—1985.—С.208.
  136. Д. Глаз, мозг, зрение.—М.: Мир, 1990.—239 с.
  137. A.M., Волков В. В. Функциональные методы исследования в офтальмологии.— М.: Медицина, 1998.— 415 с.
  138. И.А. Динамика зрительного сенсорного сигнала.— М.:Наука, 1971.— 248 с.
  139. Ю.Е., Колесникова Л. Н., Левкович Ю. И. Визоконтрастометрия.—Л.: Наука, 1985.—103 с.
  140. О.И., Старков Г. М., Шершевская С. Ф. Старение глаза.— М.: Медицина, 1970.—132 с.
  141. М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы.—М.: Педагогика, 1981.—264 с.
  142. А.А. Система диагностики патологии зрительно-нервных путей в офтальмохирургии // Автореф. дис.. док-pa мед. наук.—М., 1991.—31 с.
  143. А.А. Исследование зрительных вызванных потенциалов в офтальмологии и офтальмохирургии.—М.: МНТК «Микрохирургии глаза», 1993.—191 с.
  144. А.А. Зрительные вызванные потенциалы у больных рефракционной амблиопией при высокой близорукости //Вестник офтальмологии.—1996.—№ 5.—С. 19.
  145. Н.М., Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях.— М.: Медгиз, 1955.— 139с.
  146. Д.Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989.—554 с.
  147. Ф.В. Клинико-функциональные особенности и результаты лечения врожденных зонулярных катаракт у детей // Автореф. дис.. канд. мед. наук.—1989.—22 с.
  148. G. В. The importance of measured contrast sensitivity in cases of visual disturbance // British. J. Ophthalmol.—1978.— v.62.— P.198.
  149. Aslin R.N. Experimental influences and sensitive periods in perceptual development. A unified model // Development of perception N.Y.—1981.—P.45.
  150. Atkinson J. Human visual development over the first 6 months of life. A review and a hypothesis // Human Neurobiology. — 1984.—v.3, № 2.— P.61.
  151. Atkinson J. Early visual development: Differential functioning of parvocellular and magnocellular pathways // Eye.— 1992.— v.6,№ 2.—P. 129.
  152. Atkinson J., Braddick О., Moar K. Development of contrast sensitivity over the first 3 months of life in the human infant // Vision Res.—1977.—v.17.— P.1037.
  153. Atkinson J., Braddick O. Assessment of vision in infants // Trans. Ophthalmol. Soc. U.K.—1979.— v.99,№ 3.—P.336.
  154. Atkinson J., Braddick O., French J. Contrast sensitivity of the human neonate measured by the visual evoked potential // Invest. Ophthalmol. Visual Sci.— 1979.—v.8—P.210.
  155. Aust W. Okklusiontherapia // Z. Prakt. Augenheilk.— 1987.—Bd.8,№ 5.—S.262.
  156. Awaya S., Miyake J., Imaizumi J. et al. Amblyopia in man, suggestive of stimulus deprivation amblyopia // Jap. J. Ophthalmol.— 1973.—v.17,№ 1.— P.69.
  157. Banks M., Salapatek P. Acuity and contrast sensitivity on one-two-, and three-month-old human infants // Invest. Ophthalmol.— 1978.— v.17 .— P.361.
  158. Barnet A., Friedman S., Weiss J. et al. VEP development in infancy and early childhood: a longitudinal study // Electroencephalog. Clin. Neurophysiol.—1980.—v.49.—P.476.
  159. Beller R., Hoyt C., Marg E. et al. Good visual function after neonatal surgery for congenital monocular cataracts // Amer. J. Ophthalmol.— 1981.— v.91,№ 5.— P.599.
  160. Bhatt R., Rovee -Collieu C. Perception and 24- hour retention of feature relations in infants // Develop. Psychol.—1994.— v.30,№ 2.— P. 142.
  161. Birch E, Mager D. Prevalence of good visual acuity following surgery for congenital unilateral cataract // Arch. Ophthalmol. —1988.— v.106.— P. 40.
  162. Blakemore C. Post-natal development of the primate visual system // 31 Int. Congr. Physiol. Sci., Helsinki, 9−14 juli, 1989: Abstr.— Oulu, 1989.— P.350.
  163. Blakemore C, Sluyters R. Reversal of the Physiological effects of monocular deprivation in kittens: further evidence for a sensitive period // J. Physiol. L.— 1974.— v.237,№lp. 195.
  164. Blakemore С., Vital- Durand F. Effect of visual deprivation on the development of the monkey’s geniculate nucleus // J. Physiol.— 1986.— v.38.— P.493.
  165. Blom J., Barth P., Visser S. The visual evoked potential in first 6 years of life // Electroencephalog. Clin. Neurophusiol.—1980.— v.48.—P.395.
  166. Booth R., Dobson V., Teller D. Postnatal development of vision in human and non human primates// Annu. Rev. Neurosci.— 1985.—v.8.№ 2.—P.435.
  167. Bower T. Object perception in infancy // Perception.— 1972.—v. 1,№ 1.—P. 15.
  168. Burnham D.K. The role of movement in object perception by infants // Perceptual development in early infancy: Problems and issues.—N.Y., 1987.—P.143.
  169. Celesia G., Kaufman D. Pattern ERG s and Visual Evoked Potentials in Maculopathies and Optic Nerve Diseases // Invest. Ophthalmol. Vis. Sci. — 1985.— v.26.—P.726.
  170. Charlesworth W. Persistence of orienting and attending behavior in infants as a function of stimulus-locus uncertainty // Child Develop.—1966.—v.37,№ 2.— P.141.
  171. Ching F., Parks M., Friendly D. Practical management of amblyopia // J. Pediatr. Ophthalmol. Strabismus.—1986.—v.23,№l.— P.12.
  172. Chow K., Riesen A., Nerwell F. Degeneration of retinal ganglion cells in infant chimpanzees reared in darkness// J. Сотр. Neurol.— 1957.—v.107,№ 1.— P. 27.
  173. Сох T.A., Thompson H.S., Holder H.E. et al. The visual evoked response latency in optic neuritis // Documenta Ophthal. Proc.
  174. Series / Eds. H. Spekreijse, P.A. Apkarian. The Hague (Boston) London.— 1981.—v.27.— P.247.
  175. Crawford M., Faber G., Harwerth R. et al. The effect of reverse monocular deprivation in monkeys. II. Electrophysiological and anatomical studies //Exp. Brain Res.—1989.—v.74,№ 2.—P.338.
  176. Crawford M., Pesch Т., Von Noorden G. et al. Bilateral form deprivation in monkeys// Investigative Ophthalmol, a. Visual Science.— 1991.— v.32,№ 8.— P.2328.
  177. Crews S., Harding G. Visual evoked potential and psychophysical findings in dominant hereditary optic atrophy // Doc. Ophthalmol. Proc. Series, Eds. H. Spekreijse, P.A. Apkarian. The Hague (Boston) London.—1981.— v.27.—P.167.
  178. Dobson V. Spectral sensitivity of the 2- month infant as measured by the visual evoked cortical potential // Vision Res.— 1976.—-v. 16.— P.367.
  179. Dobson V., Teller D. Visual acuity in human infants: a review and comparison of behavioral and electrophysiological studies // Vision Res.—1978.— v.18.—P.1469.
  180. Dobson V., Teller D., Belgum J. Visual acuity in human infants assessed with stationary stripes and phase-alternated checkerboards // Vision Res.—1978.— v. 18.— P. 1233.
  181. Douthwaite W., Jenkins T. Visual acuity prediction using the visual evoked response// Ophthalmic. Physiol. Opt.—1987.— v.7,№ 4.— P.421.
  182. Ellingson R., Lathrop G. Danahy T. et al. Variability of visual evoked potentials in human infants and adults // Electroencephalog. Clin. Neurophusiol.—1973.—v.34.—P. 113.
  183. Ellis H., Young A. Are faces special? // Handbook of Research on Face Processing / Eds. Young A., Ellis H., Elsevier science Publ. B.V. (North- Holland).—1989.— P.l.
  184. Engel R., Butler B. Appraisal of conceptual age of newborn infants by electroencephalic methods. // J. Pediat.—1963.—v.63.—P.386.
  185. Fantz R. Pattern vision in newborn infants // Science.— 1963.— v.140,№ 3564.— P.296.
  186. Field Т., Woodson R., Greenberg R. et al. Discrimination and imitation of facial expressions by neonates // Science.—1982.— № 218.— P. 179.
  187. Fiorentini A., Pirchio M., Spinelli D. Scotopic contrast sensitivity in infant evaluated by evoked potentials// Investigative Ophthalmol, a. Visual Sci.—1980.—v. 19,№ 8.—P.950.
  188. Flin R., Dziurawiec S. Developmental factors in face processing // Handbook of Research on Face Processing / Eds. Young A., Ellis H., Elsevier Science Publ. B.V. (North- Holland).—1989.— P.335.
  189. Garey L. Structural development of the visual system of man //Human Neurobiology.—1984,—v.3.№ 2.—P.75.
  190. Gibson E., Walker A. Development of knowledge of visual tactual affordances of substance // Child. Develop.—1984.— v.55,№ 3.— P.453.
  191. Goren C., Sarty M., Wu R. Visual following and discrimination of face-like stimuli by newborn infants // Pediatrics.— 1975.—№ 5.—P.544.
  192. Gottlieb G. The role of experience in the development of behavior and the nervous system // Neural and behavioral specificity.— N. Y, 1976.—P.307.
  193. Gruber H. Changes in VEP latency after retrobulbar neuritis// Klin. МЫ. Augenheilk .—1990— v.197— P. l8.
  194. Gwiasda J., Mohindra I., Brill S. et al. The development of visual acuity in infant astigmatisms // Invest. Ophthalmol, a. Vis. Sci,.— 1985.—v.26.— P.1717.
  195. Hamer R., Norcia A., Tyler C. et al. The development of monocular and binocular VEP acuity// Vision Res.—1989.— v.29.— P.397.
  196. Harris L., Atkinson J., Braddick O. Visual contrast sensitivity of a 6-month-old infant measured by the evoked potential // Nature.—1976.— v.266.—P.570.
  197. Harter M., Suitt C. Visually evoked cortical responses and pattern vision in the infant: a longitudinal study// Psychon. Sci.—1970.— v.18.—P.235.
  198. Harter M., Deaton F., Odom J. Maturation of evoked potentials and visual preference in 6−45- day-old infants: effects of check size, visual acuity and refractive error // Electroencephal. Clin. Neurophusiol.— 1977.— v.42.—P.595.
  199. Harwerth R., Smith E., Paul A. et al. Functional effect of bilateral form deprivation in monkeys // Invest. Ophthalmol, a. Visual. Sci.—1991.— v.32,№ 8.—P.2311.
  200. Holder G.E. Significance of abnormal pattern electroretinography in anterior visual pathway dysfunction // British J. Ophnhalmol. — 1987, — v.71.—P.166.
  201. Hoyt C.S. The clinical usefulness of the visual evoked response//.!. Pediatr. Ophthalmol. Strabismus.—1984.—v.21.—P.231.
  202. Hubel D. Effects of deprivation on the visual cortex of cat and monkey 11 Harvey Lectures, Series 72, Academic Press, New York.— 1978.—P. 1.
  203. Hubel D., Wiesel T. Receptive fields of single neurons in the cat’s striate cortex // J. Physiol.—1959—v. 148.—P.754.
  204. Hubel D., Wiesel T. Binocular interaction in striate cortex of kittens reared with artificial squint // J. Neurophysiol.— 1965.—v.28.— P. 1041.
  205. Hubel D., Wiesel T. Receptive fields and functional architecture of monkey striate cortex // J. Physiol.—1968.—v. 195.— P.215.
  206. Hubel D., Wiesel T. The period of susceptibility to the physiological effects of unilateral eye closure in kittens // J. Physiol. (Lond.).—1970.—v.206.—P.419.
  207. Humphrey A., Hendrickson A. Radial zones of high metabolic activity in squirrel monkey striate cortex// Soc. Neurosci. Abstr.—1980, — v.6.— P.315.
  208. Hyvarinen J., Hyvarinen L., Linnakoski J. Modification of parietal associate cortex and functional blindness after binocular deprivation in young monkeys // Exp. Brain Res.—1981.—v.42.—P.l.
  209. Ikeda H., Wright M. Is amblyopia due to inappropriate stimulation of the «sustained» pathway during development //.—1974.— v.58.— P.165.
  210. Ikeda H., Wright M. Properties of LGN cells in kittens reared with convergent squint: a neurophysiological demonstration of amblyopia // Expl. Brain Res.—1976.— v.25.—P.63.
  211. Ikeda H., Tremain К. Amblyopia resulting from penalization neurophysiological studies on kittens reared with atropinization of one or both eyes// Br. J. Ophthalmol.— 1978.—v.62.— P.21.
  212. Ikeda H., Tremain K., Sanders M. Neurophysiological investigation in optic nerve disease: combined assessment of the visual evoked response and electroretinogram // Brit. J. Ophthalmol.—1978 — v.62.—P.227.
  213. Jastrebski G., Hout C., Marg E. Stimulus deprivation amblyopia in children. Sensitivity, Plasticity, and Elasticity (SPE) // Arch. Ophthalmol.—1984.—v. 102,№ 7.— P. 1030.
  214. Kaufman-Hayoz R., Kaufman F., Stucki M. Kinetic contours in infants visual perception// Child Develop.—1986.— v.57,№ 2.— P.292.
  215. Kellman P., Spelke E. Perception of party occluded object in infancy // Cognit. Psychol.—1983.—v. 15,№ 4.— P.483
  216. Kiorpes L., Boothe R., Hendrickson A. et al. Effects of early unilateral blur on the macaque’s visual system. I. Behavioral observation // J. Neurosci.—1987.—v.7,№ 5.—P.1318.
  217. Kirkham Т., Coupland S. Pattern ERG and check size: absence of spatial frequency tuning // Curr. Eye Res.—1983.— v. 2.— P.511.
  218. Kulikowski J. Spatial resolution for the detection of pattern and movement (real and apparent) // Vision Res.— 1977.— v. 18 .— P.235.
  219. Livingstone M., Hubel D. Segregation of form, color, movement and depth: anatomy, physiology, and perception // Science.— 1988.— v.240,№ 4853.—P.740.
  220. Lodge A., Armington J., Barnet A. et al. Newborn infants electroretinograms and evoked electroencephalographic responses to orange and white light // Child. Develop.—1969.— v.40.— P.267.
  221. Maffei L., Fiorentini A. Electroretinographic response to alternating gratings before and after section of the optic nerve //Science.—1981.—V.211.—P.953.
  222. Marer D., Young A. Newborns following of natural and disorder arrangements of facial features // Infant. Behav. and Develop.— 1983.—v.6.—P.127.
  223. Marg E. Prentice memorial lecture. Is the animal model forstimulus deprivation amblyopia in children valid or useful? // Am. J. Optometry and Physiological Optics.—1982.—v.59,№ 6.—P.451.
  224. Marg E., Freeman D., Peltzman P. et al. Visual acuity development in human infants: Evoked potential measurement // Invest. Ophthalmol.—1976.—v. 15.—P. 150.
  225. Marshall M., Parks M. Visual results in aphakic children // Amer. J. Ophthalmol.—1982.— v.94,№ 4.— P.441.
  226. Mayer D., Dobson V. Assessment of vision in young children: A new operant approach yields estimates of acuity// Invest. Ophthalmol. Vis. Sci.—1980.—v.19.—P.566.
  227. Mayer D., Dobson V. Visual acuity development in infants and young children as assessed by operant preferential looking // Vision Res. —1982.— v.22.— P. l 141.
  228. Mohindra J., Jacobson S., Thomas J. Development of amblyopia in infants // Trans. Ophthalmol. Soc. U.K.—1979.— v.99,№ 3.—P.344.
  229. Moschos M., Palimeries G., Panagakis E. et al. VEP findings in retrobulbar neuritis due to multiple sclerosis // Doc. Ophthalmol.
  230. Proc. Series./ Eds. H. Spekreijse, P.A. Apkarian. The Hague (Boston) London.—1981.— v.27.—P.34.
  231. Moskowitz A., Sokol S. Spatial and temporal interaction of pattern-evoked cortical potentials in human infants // Vision Res.— 1980.—v.20.—P.699.
  232. Nacata M. Cataract surgery, its indication and prognosis // Acta Soc. Ophthalmol. Jap.—1985, — v.89,№l.—P.101.
  233. Nelson L. Diagnosis and management of cataracts in infancy and childhood // Ophthalmol. Surg.—1984.—v.15,№ 8.—P.688.
  234. Nelson C., Henschel M., Collins P. Neural correlates of cross-modal recognition memory by 8-month-old human infants // Develop. Psychol.—1993.—v.29,№ 3.—P.411.
  235. Noorden G., Dowling J., Ferguson D. Experimental amblyopia in monkey // Arch. Ophthalmol.—1970.—v.84,№ 2.— P.206.
  236. Noorden G., Crawford M. The sensitive period // Trans. Ophthal. Soc. U.K.—1979.—v.99,№ 3.—P.442.
  237. Norcia A., Tyler C. Spatial frequency sweep VEP: visual acuity during the first year of life // Vision Res. —1985.—v.25,№ 10.— P.1399.
  238. Ohzava J., Freeman R. Binocularly deprived cats: binocular tests of cortical cells show regular patterns of interaction// J. Neurosci.— 1988.—v.8,№ 7.—P.2507.
  239. Papakostopoulos D., Fotion F., Dean Hart J. et al. The electroretinogram in multiple sclerosis and demyelinating optic neuritis // Electroencephal. and Clin. Neurophysiol.—1989.— v.74.— P.l.
  240. Paulin-Dubois D., Serbin L., Kenyon B. et al. Infants intermodal knowledge about gender // Develop. Psychol.— 1994.— v.30,№ 3.—P.436.
  241. Pickens J. Perception of auditory-visual distance relations by 5-month-old infants // Develop. Psychol.—1994.— v.30,№ 4.—P.537.
  242. Pirchio M., Spinelli D., Fiorentini A. et al. Infant contrast sensitivity evaluated by evoked potentials // Brain Res.— 1978.— v.141.— P.179.
  243. Porciatti V. Temporal and spatial properties of the pattern-reversal VEP s in infants below 2 months of age // Human Neurobiology.—1984.—v.3, № 2.— P.97.
  244. Porciatti V., Berger G. Visual potential evoked by pattern stimulation with different spatial frequencies in retrobulbar neuritis// Documenta Ophthalmol. Proc. Series/ Eds. H. Spekreise, P.Apkarian. The Hague (Boston) London.—1981.—V.27.—P.67.
  245. Porciatti V., Berger G. Retinal and cortical evoked potentials in response to alternating gratings in the diagnosis of optic diseases // Evoked potentials II. The 2-nd Inter. Ev. Pot. Symposium .—1984.— P.319.
  246. Quigley H., Dunkelberger L., Green W. Retinal ganglion cell atrophy correlated with automated perimetry in human eyes with glaucoma//Amer. J. Ophthalmol. —1989.—v. 107,№ 5.— P.453.
  247. Rasch E., Swift H., Riesen A. Altered structure and composition of retinal cells in dark-reared animals// Exp. Cell Res.— 1961.—v.25,№ 2.—P.275.
  248. Regan D., Spekreijse H. Evoked potentials in vision research 1961−86 // Vision Res.— 1986.— v.26,№ 9.— P.1461.
  249. Riesen A.H. Studying perceptual development using the technique of sensory deprivation // J. Nerv. Ment. Dis. —1961.—v. 132.— P.21.
  250. Rose S. Shape recognition in infancy: Visual integration of sequential information //Child Development.—1988.—v.59,№ 5.— P.1161.
  251. Ruff H. Infant recognition of invariant form objects // Child Development.— 1978.— v.49.— P.293.
  252. Salapatek P. Visual scanning of geometric figures by the human newborn 111. Сотр. Physiol, and Psychol. — 1968.—v.66,№ 2.— P.247.
  253. Sanders E., Volkers A., van der Poel J. et al. Visual function and pattern visual evoked response in optic neuritis //Brit. J. Ophthalmol.—1987.—v.71,№ 8.— P.602.
  254. Shapley K. Visual sensitivity and parallel retinocortical channels //Annu. Rev. Physiol.— 1990.—v.41.—P.635.
  255. Sherman S. Functional development of geniculo-cortical pathways in normal and amblyopic vision // Trans. Ophthalmol. Soc. U.K.—1979, — v.99,№ 3.— P.357.
  256. Sherman S., Spear P. Organization of visual pathways in normal and visual deprived cats II Physiol. Rev.—1982.— v.62.—P.738.
  257. Sokol S. Measurement of infant visual acuity from pattern reversal evoked potentials // Vision Res.—1978.— v.18,№ 1.—P.33.
  258. Sokol S. Infant visual development. Evoked potential estimates //Ann. N.Y. Acad. Sci.—1982 a.—v.388.—P.514.
  259. Sokol S. Pattern evoked potentials in visual normal and abnormal and young children// Documents Ophthalmol. Proc. Ser.— 1982 b.—v.31.—P.449.
  260. Sokol S., Dobson V. Pattern reversal visually evoked potentials in infant II Investigative Ophthalmol.—1976.— v.15,№ 1.— P.58.
  261. Sokol S., Jones K. Implicit time of pattern evoked potentials in infants: as index of maturation of spatial vision // Vision Res.— 1979.—v.19.—P.747.
  262. Sokol S., Hansen V. Moskowitz A. et al. Evoked potential and preferential looking estimate of visual acuity in pediatric patients // Ophthalmology.—1983.—V.90.—P.552.
  263. Sokol S., Moskowitz A. Comparison of pattern VEP s and preferential looking behavior in 3-month-old infants // Invest. Ophthalmol. Vis. Sci.—1985.—v.26.— P. 359.
  264. Sokol S., Moskowitz A., McCormack G. et al. Infant grating acuity is temporally tuned // Vision Res.— 1988.— v.28,№ 12.—P.1357
  265. Sokol S., Moskowitz A., McCormack G. // Infant VEP and preferential looking acuity measured with phase alternating gratings // Invest. Ophthalmol, a. Visual Sci. //1992.— v.33,№l 1.— P.3156.
  266. Spekreijse H. Maturation of contrast EP s and development of visual resolution // Arch. Ital. Biol— 1978.—v.l 16.—P.358.
  267. Spekreijse H. Comparison of acuity tests and pattern evoked potential criteria: Two mechanisms underlie acuity maturation in man // Behav. Brain Res.— 1983.— v.10.—P.107.
  268. Spekreijse H., Apkarian P. The use a system analysis approach to electro diagnostic (ERG and VEP assessment) // Vision Res.—1986, № 1.—P.195.
  269. Spelke E. Infants intermodal perception of events // Cognit. Psychol.—1976.—v.8, № 4.— P.553.
  270. Spelke E., Cortelyon A. Perceptual aspects of social knowing: Looking and listening in infancy // Infant social cognition. Hillsdale- N.Y.—1981.—P.30.
  271. Spelke E.S., Hofsten С. Do infant reach for object? A reply to Stiles-Davis // J. Exp. Psychol. Gen.—1986.—v. 115,№ 1.— P.98.
  272. Takahashi J. The effect of long-term light deprivation on the retinas of the albino rat // Acta Soc. Ophthalmol. Jap.—1975.— v.79,№ll.—P. 1557.
  273. Taylor D. Congenital cataract a cause of preventable child blindness // Arch. Dis. Child.—1982.—v.57,№ 3.— P.165.
  274. Teller D., Morse R., Borton R. et al. Visual acuity for vertical and diagonal gratings in human infants // Vision Res.—1974.— v.14.— P.1433.
  275. Teping C., Kamps I., Silny J. Retinale and retino-corticale Leitungszeiten bei Musterstimulation amblyoper Kinder // Fortschr. Ophthalmol. —1987.—v.84,№ 5.— P.466.
  276. Thompson D., Drasdo N. The effect of stimulus contrast on the latency and amplitude of the pattern electroretinogram //Vision Res.—1989.—v.29.—P.309.
  277. Timney В., Mitchell D., Giffin F. The development of vision in cats after extended periods of dark-rearing // Exp. Brain Res.—1978.— v.31.— P.577.
  278. Tolhurst D. Separate channels for the analysis of the shape and the movement of a moving visual stimulus // J. Physiol. —1973.— v.231,№ 3.—P.385.
  279. Tsumoto Т., Suda K. Effects of early monocular deprivation on development of cortico geniculate projections in the cat // Exp. Brain Res.—1981.— v. 43,№ 3.— P.451.
  280. Tsutsui J., Nakamura J., Takenaka J. et al. Abnormality of the visual evoked response in various types of amblyopia //Jap. J. Ophthalmol.—1973.—v.l7,№l.—P.83.
  281. Vaegan, Taylor D. Critical period for deprivation amblyopia in children // Trans. Ophthalmol. Soc. U. K.—1979.— v.99.—P.432.
  282. Vassilev A. Strashimirov D. On the latency of human visually evoked response to sinusoidal gratings // Vision Res.— 1979.— v.19.— P.843.
  283. Valverde F. Apical dendrite spines of the visual cortex and light deprivation in the mouse. // Exp. Brain Res.—1967.—v.3.—P.337.
  284. Vital Durand F., Hullo A. 500 visual acuity tests in infants with Teller acuity cards // Ophthalmology.—1990.—v.4.—P.208.
  285. Wiesel Т., Hubel D. Effects of visual deprivation on morphology and physiology of cells in the cat’s lateral geniculate body.— 1963.— v.26.—P.978.
  286. Wiesel Т., Hubel D. Comparison of the effects of unilateral and bilateral eye closure on cortical unit responses in kittens //J. Neurophysiol.—1965.—v.28.—P. 1029.
  287. Wilson H. Development of spatiotemporal mechanisms in infant vision// Vision Res.—1988.— v.28,№ 5.—P.611.
  288. Yamazaki H. Pattern visual evoked cortical potential waveforms and spatial frequency characteristics in children // Documenta. Ophthalmol.—1988.—V.70.—P.59.
Заполнить форму текущей работой