Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В начале XX столетия социальная работа приобретает статус новой профессии и рассматривается как полифункциональная деятельность, направленная на оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на удовлетворение социально гарантированных личностных интересов и потребностей различных групп населения, испытывающих социальные проблемы. В этой связи появилось множество социальных служб… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. ®
  • Глава I. Теоретико-методологические основы профессиональной
  • Я-концепции менеджера социальной работы
    • 1. 1. Теоретические основы профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы
    • 1. 2. Содержание и структура профессиональной Я-концепции менеджера 1 социальной работы
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Организация, процедура и методы исследования
    • 2. 1. Организация экспериментального исследования. 2.2.Методы и процедура исследования профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы
  • Глава III. Анализ экспериментального исследования
    • 3. 1. Эмпирический анализ профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы
    • 3. 2. Анализ корреляционных связей в структуре профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы

Развитие профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и постановка проблемы исследования Переживаемый российским обществом социально-экономический кризис, характеризующийся обострением множества социальных проблем, порожденных не только реформированием экономики, но и крушением системы ценностей, падением нравственности, привел к появлению совершенно новой профессиональной деятельности — социальной работы, которая нацелена на гармонизацию взаимоотношений личности и общества, на решение практических задач по оказанию помощи отдельным людям (группам, общностям) для успешного решения жизненных задач, реализации интересов и стремлений.

В связи с этим социальная защищенность человека, различных категорий и сообществ может быть достигнута, в первую очередь, благодаря развитию социальной политики и государственных форм помощи и поддержки населения. Все это привело к организации и развитию деятельности органов социальной защиты населения, социальных служб, а также усилению внимания к вопросам деятельности профессиональных управленческих кадров (менеджеров) в сфере социальной работы.

Эффективность органов социальной защиты в современных условиях во многом определяется качеством ее организации, управления, профессионализмом управленческих кадров. Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, учреждения.

В современных условиях выявлена необходимость в талантливых управленцах (менеджерах) социальной работы с особым типом профессионального самосознания, самооценки, Я-концепции, обращенных в своей деятельности к реальному человеку и его жизненным проблемам, ориентированных на освоение продуктивных управленческих форм и методов работы с людьми. В силу этого исследование профессиональной.

Я-концепции менеджера социальной работы способствует поиску путей оптимизации управленческой деятельности, нацеленной на организацию решения проблем в области социальной защиты граждан, социальной поддержки материнства, отцовства и детства, пожилых граждан, социально-трудовой сферы, на развитие системы оказания социальной помощи, участие в разработке и реализации целевых и базовых программ по социальной защите населения, осуществление межведомственного взаимодействия по реализации государственной семейной политики, предупреждению детской безнадзорности и социального сиротства и т. д.

На современном этапе стремительного развития общественных систем руководители, профессионально владеющие искусством управления, -ценное общественное достояние.

До настоящего времени научные исследования в данной области были направлены на рассмотрение структуры и содержания, функциональных особенностей социальной работы как вида профессиональной деятельности (В.Г. Бочаров, В. И. Григорьев, Н. С. Данакин, Л. Д. Демина, И. А. Зимняя, И. М. Лавриненко, А. И. Ляшенко, П. Д. Павленок, A.C. Сорвина, Е. Г. Сорокин, Л. В. Топчий, Е.И. Холостова). Проводились исследования, посвященные профессиональной подготовке специалистов социальной работы в системе высшего профессионального образования (Н. П. Клушина, В. А. Никитин, В. А. Сластенин и др.).

Попытка сочетать теоретический, методологический, методический и практический материал по менеджменту в социальной работе была предпринята учеными А. И. Войтенко, В. И. Жук, Е. И. Комаровой также проводились исследования, направленные на формирование и развитие личности социального работника как профессионала (С.И. Григорьева, М. В. Фирсов, Е. И. Холостова, Н Б. Шмелева, Т. И. Яркина, и др.).

В настоящее время уже существуют фундаментальные труды, посвященные исследованию Я-концепции личности в разных сферах профессиональной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, В. С. Агапов,.

М. В. Василец, Т. Л. Григорьева, А. А. Деркач, М. Е. Колесникова, Р. Л. Кричевский, В. Н. Маркина, А. В. Каимов, Е. В. Прокопьева). Однако ни в одной из известных нам работ не рассматриваются проблемы профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы, что обусловливает необходимость теоретико-методологического, эмпирического осмысления исследуемой проблематики, направленной на совершенствование управленческой деятельности в органах социальной защиты населения, на повышение качества и эффективности управления.

Актуальность темы

настоящего исследования определяется рядом противоречий:

— между стремительными изменениями в социально-экономической сфере общества, предъявляющими достаточно высокий уровень требований к профессиональной деятельности управленческих кадров в области социальной работы, и низким уровнем развития профессиональной управленческой деятельности менеджеров социальной работы в России;

— между реальным уровнем развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы и необходимостью повышения, стимулирования уровня развития профессиональной Я-концепции менеджеров социальной работы.

Все вышеизложенное и определило тему исследования.

Проблема исследования формулируется следующим образом: каково влияние профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы на реализацию профессиональной управленческой деятельности в органах социальной защиты населения.

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — профессиональная Я-концепция менеджера социальной работы.

Предмет исследования — развитие профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы в управленческой деятельности.

Гипотеза исследования: развитие профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы будет более эффективной, если: будут выявлены особенности развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы при реализации профессиональной управленческой деятельности в органах социальной защиты населения;

— будет определен реальный уровень развития профессиональной Я-концепции менеджера с учетом особенностей социальной работыв полной мере будут использованы ресурсы органов социальной защиты населения, способствующие повышению уровня развития профессиональной Я-концецпии менеджера и обеспечивающие возможности для карьерного роста менеджера социальной работы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать отечественную и зарубежную научную литературу по проблеме развития Я-концепции личности и выявить сущность профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы.

2. Выявить структурные компоненты, критерии и уровни профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы.

3. Подобрать психодиагностический инструментарий для оценки уровней развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы в соответствии с выделенными компонентами и критериями.

4. Выявить значимые корреляционные связи структуре профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы.

5. Разработать практические рекомендации с целью повышения уровня развития и совершенствования профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы.

Методологическую основу исследования составляют общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — акмеологическая парадигма изучения феноменов профессионализма (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А.А. Деркач) — исследования в области профессиональной деятельности (Е.А. Климов, А.К. Маркова) — теоретические и прикладные исследования в области профессиональной карьеры (A.C. Гусева, В.К. Шаповалов).

Теоретическую основу исследования составляют научные труды, раскрывающие проблемы:

— личностно-деятельностного подхода (К.А.Абульханова-Славская, Д. А. Леонтьев, Н. П. Клушина, И. Б. Котова, A.B. Петровский);

— общей проблематики в изучении Я-концепции личности (Берне, О. Боун, Г. Кохут, Е. Крис, Ч. Кун, М. Малер, А. Маслоу, Дж. Мид, Г. Олпорт, А. В. Петровский, К. Роджерс, М. Розенберг, В. Рейми, Б. Смит, Т. Шибутани, Д. Шлин, О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. С. Гусева,.

A. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, Е.А. Яблокова);

— интегральной индивидуальности (В.В. Белоус, B.C. Мерлин);

— представления об уровневом строении самосознания (Б. Г. Ананьев,.

B.М. Бехтерев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, О. В. Москаленко, В. С. Мухина, 3. И. Рябикина, А. Г. Спиркин В. В. Столин, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова и др.);

— представления о профессиональном развитии как об одной из форм развития личности (Л. И. Анцыферова, С. Т. Джанерьян).

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (2003;2004гг.) — поисково-теоретический, включал выбор, теоретическое осмысление проблемы и темы исследования, изучение отечественных и зарубежных теорий и подходов по проблеме развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы. Подбор методов и экспериментальных методик.

На втором этапе (2004;2005гг.) осуществлялся эксперимент, включающий только констатирующую часть, обработку и анализ полученных результатов.

Третий этап (2005;2006гг.) — обобщающий, включал систематизацию, анализ и обобщение полученных данных, оформление результатов в виде диссертации.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач нами использовалась система научных методов, выбор которых определялся логикой и задачами, решаемыми на каждом этапе исследования.

Теоретические методы: анализ научной литературы по социальной работе, психологии развития личности, акмеологии, социальной психологии, психологии управления, менеджментуанализ и синтез эмпирического материала.

Диагностические методы тестирование самооценки профессиональных умений и качеств профессиональной Я-концепции менеджера, метод экспертных оценок психологических характеристик личности менеджера социальной работыкомпьютеризированный комплекс тестирования;

Специальную группу методов составили методы математической обработки данных, полученных в ходе эмпирического исследования.

Экспериментальной базой исследования стали Управление труда, социальной защиты и работы с населением в районах города Ставрополя (отдел социальной помощи и поддержки населения, отдел социально-правовых гарантий, отдел анализа и контроля управления труда и социальной защиты, общий отдел, отдел автоматизации, отдел правового обеспечения, отдел по назначению и выплате пособий и компенсаций) — Государственное учреждение социальной защиты населения «Центр социальной помощи семье и детям» города Ставрополя (отделение медико-социальной помощи, отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделение психолого-педагогической помощи, отделение реабилитации детей с умственным и физическим развитием, отделение первичного приема граждан, отдел материально-технического обеспечения). В исследовании приняли участие более 100 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выявлены особенности развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы;

— определена роль профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы при реализации профессиональной управленческой деятельности в органах социальной защиты населения;

— рассмотрен реальный уровень развития профессиональной Я-концепции менеджера при реализации управленческой деятельности в органах социальной защиты населения;

— выявлены и обоснованы структурные компоненты, критерии и уровни развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы;

— предложены научно обоснованные практические рекомендации по эффективному развитию и совершенствованию профессиональной Я-концепции менеджера при реализации управленческой деятельности в органах социальной защиты населения.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что:

— обобщен и систематизирован теоретический материал в рамках проблемы исследования;

— теоретически обоснована необходимость повышения уровня развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы при реализации профессиональной управленческой деятельности;

Практическая значимость исследования состоит в том, что подобран инструментарий диагностики уровня развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы, который может быть использован в процессе оценки эффективности деятельности управленческих кадров в органах социальной защиты населения и определения перспектив профессионального роста менеджера социальной работы. Научные, теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть использованы руководителями кадровых служб при подборе и расстановке управленческих кадров в органах социальной защиты населения. Предложены практические рекомендации, реализация которых способствовала бы повышению уровня развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы в государственных и муниципальных органах социальной защиты населения, повышению психологической подготовки менеджеров социальной работы для достижения ими профессионального акме.

Достоверность результатов исследования обеспечена логикой исходных методологических позиций автораопорой на данные современной психолого-акмеологической наукиразнообразными источниками социальной, психологической, экономической информациианализом данных, полученных с помощью различных методов и методик психологического исследования, целенаправленным анализом реальной профессиональной Я-концепции менеджера социальной работыподтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатамиодобрением основных положений исследования на конференциях и семинарах различного уровня.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на межрегиональной научной конференции «Профессиональное становление и развитие личности специалистов в современных социально-экономических условий» (Москва — Ставрополь, 2004), региональной студенческой конференции «Проблемы российского общества и мирового социума глазами молодежи» (Ставрополь, 2005), на научно-практической конференции «Интеграция людей с инвалидностью в Российское общество: социальная работа и другие профессии в международном взаимодействии» (Ставрополь, 2005), заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Северо-Кавказского государственного технического университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. В начале XX столетия социальная работа приобретает статус новой профессии и рассматривается как полифункциональная деятельность, направленная на оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на удовлетворение социально гарантированных личностных интересов и потребностей различных групп населения, испытывающих социальные проблемы. В этой связи появилось множество социальных служб, организаций, центров, оказывающих социальные услуги населению. Эффективность деятельности различных социальных организаций, органов социальной защиты населения зависит от профессионализма управленческих кадров. Специфика социальной работы определяет особенности развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы. К ним относятся: профессиональное призвание, глубокая мотивация, наличие духовно-нравственных качеств, высокий уровень развития моральной ответственности, милосердие, эмпатия, толерантность. Структурным содержанием профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы являются следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, операционно-действенный, эмоционально-волевой, творческий.

2. Профессиональная Я-концепция менеджера социальной работы — это сложное многоуровневое личностное образование, интегрирующее принятие ценностей социальной работы, профессионально-личностные качества, знания в области теории, технологии и менеджмента социальной работы, умения и навыки выполнения профессиональных задач, связанных с творческим поиском рационального воздействия на личность и коллектив. Менеджер социальной работы в своей профессиональной управленческой деятельности мотивирован осмысливать сущность жизнедеятельности отдельной личности, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, группы, общества, ему свойственно тесное сочетание трудовой мотивации с альтруистической, направленной на оказание помощи людям, отсутствие заинтересованности в материальном вознаграждении и приобретении выгодных связей и статуса в обществе. Отличается внимательностью, достаточно высоким уровнем зрительной и абстрактной логики, обладает высоким уровнем самоконтроля, проявляет настойчивость при реализации профессионально-управленческой деятельности, дисциплинирован, независим в суждениях, способен воздействовать на профессиональную деятельность своих подчиненных убедительностью доводов, вызвать уверенность в успехе общего дела. Проявляет прямоту и смелость критики, самостоятельность в оценке других людей и коллег.

3. Для повышения уровня развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы необходим ряд условий:

— диагностика уровня развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы;

— применение комплексных технологий, связанных с коррекционными программами развития личности менеджера, выявляющих потенциальные возможности и способности;

— создание системы регулирования процесса подбора управленческих кадров в органах социальной защиты;

— осуществление внутриорганизационных карьерных перемещений, способствующих повышению мотивации к управленческой деятельностиосуществление психолого-акмеологического просвещения и консультирования через беседы, семинары, выставки, лекции, изучение профессиональной литературы в области профессионального управленияорганизация непрерывного процесса обновления управленческой системы посредством введения в служебные функции инновационных методов управления.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по третьей главе.

Определив теоретическую основу профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы, выделив структурные компоненты и критерии, нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровней развития профессиональной Я-концецпции менеджера социальной работы, оказывающих влияние на реализацию профессиональной управленческой деятельности и направленную на оказание помощи индивидам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На основании проведенного эмпирического анализа установлено, что исследуемый нами менеджер социальной работы имеет средний уровень развития профессиональной Я-концепции.

Выявленный уровень развития характеризует исследуемого нами специалиста в данной области как безынициативного, не стремящегося реализовать свой профессиональный потенциал в полном объеме, не стремящегося к профессиональным достижениям и стремлениям качественно руководить людьми для повышения эффективности деятельности органов социальной защиты, однако, установлено, что менеджера социальной работы свойственно тесное сочетание трудовой мотивации с альтруистической, направленной на оказание помощи людям, им не свойственно проявление эгоизма по отношению к окружающим.

Однако выявлен ряд значимых отклонений, которые свидетельствуют о том, что явно выражена тенденция к переоценке, либо завышенной самооценки развития исследуемых профессиональных качеств у менеджеров социальной работы.

Проведенный анализ корреляционных связей структурных компонентов Я-концепции менеджера социальной работы, позволяет нам говорить о не устойчивом конструкте профессиональной Я-концепции, что свидетельствует о том, что менеджер социальной работы в своей профессиональной деятельности мотивирован, осмысливать сущность жизнедеятельности отдельной личности, группы людей, их изменения под воздействием различных экономических, социально-психологических факторов, а также решать практические задачи по оказанию помощи отдельным людям (группам, общностям) для успешного решения жизненных задач, реализации интересов и стремлений на оказание помощи и служение обществу, однако критерии операционно-действенного и эмоционально-волевого компонента демонстрируют слабое проявление управленческих способностей менеджера социальной работы.

Установлено, что для повышения уровня развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы в системе органов социальной защиты населения, целесообразно, разработать и внедрить комплексную стратегию, связанную с коррекционными программами профессионального развития менеджера социальной работы, которая позволила бы развивать профессиональные возможности, знания, умения, навыки менеджеров социальной работы в современных условиях и соответствовать быстроменяющимся требованиям российского общества к эффективности и качеству работы управленческих кадров и системы органов социальной защиты в целом.

Заключение

.

Социальная работа как профессиональная деятельность на современном этапе развития общества переживает свое становление. За период профессионализации данной деятельности активно обозначился интерес к проблемам не только становления и развития социальной работы, но и личности профессионала — менеджера социальной работы, его особенностям, качествам и свойствам, его профессионализму, развитию профессиональной Я-концецпции менеджера социальной работы. Интерес к данной сфере профессиональной деятельности проявляют ученые разных отраслей научного знания: социологи, психологи, акмеологи экономисты, философы, юристы.

Но до сих пор в психологических и акмеологических исследованиях не затрагивались вопросы развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы при реализации профессиональной управленческой деятельности в системе органов социальной защиты населения.

Проведенное диссертационное исследование позволило осуществить теоретико-методологический анализ подходов к изучению профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы. Подводя итоги, по проведенному анализу, относительно исследуемой нами проблемы Я-концепции менеджера социальной работы в управленческой деятельности, мы можем сделать следующий вывод о том, что на современном этапе развития в обществе растет интерес к проблеме самопознания и его интегративной составляющей Я-концепции, что находит свое отражение в исследовании данного феномена в системе государственных органов, особым видом которой являются органы социальной защиты Российской Федерации.

Теоретическую основу профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы составляют представления о себе по отношению к различным сторонам профессии и карьеры, профессиональному окружению, характеристикам самого менеджера. Выявлены сложности исследуемой нами проблемы при формировании структуры Я-концепции личности, обусловленные использованием разных методологических оснований.

На основе проведенного анализа теоретических подходов, используемых для содержательной характеристики Я-концепции, обосновано применение акмеологического подхода для описания специфики и особенностей профессиональной Я-концепции менеджеров социальной работы.

Подобран психодиагностический инструментарий для оценки уровня развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы в соответствии с выделенными компонентами и критериями.

В процессе экспериментального исследования выявлено, что исследуемый нами менеджер социальной работы относится к среднему уровню развития профессиональной Я-концепции. Данный уровень развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы, характеризует специалиста в данной области как безынициативного, не стремящегося реализовать свой профессиональный потенциал в полном объеме, не стремящегося к профессиональным достижениям и стремлениям качественному руководству людьми для повышения уровня эффективности работы органов социальной защиты, однако, менеджерам социальной работы свойственно тесное сочетание трудовой мотивации с альтруистической мотивацией на оказание помощи людям, им не свойственно проявление эгоизма по отношению к окружающим.

На основании проведенного корреляционного анализа обнаружен не устойчивый личностный конструкт профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы, которая характеризуется определенными особенностями, находящими свое выражение в профессиональной управленческой деятельности.

Таким образом, полученные в ходе проведения теоретического и эмпирического исследований данные позволили нам сформулировать следующие выводы.

1. Профессиональная Я-концепция менеджера социальной работы — это сложное многоуровневое личностное образование, интегрирующее принятие ценностей социальной работы, профессионально-личностные качества, знания в области теории, технологии и менеджмента социальной работы, умения и навыки выполнения профессиональных задач, связанных с творческим поиском рационального воздействия на личность и коллектив, которые в своей совокупности позволяют успешно осуществлять профессиональную управленческую деятельность в сфере оказания социальных услуг.

2. Развитие профессиональной Я-концепции менеджера обусловлено взаимосвязью и согласованность ее структурных компонентов: мотивационно-ценностного, интеллектуально-познавательного, операционно-действенного, эмоционально-волевого, творческого.

3. Эффективность профессиональной управленческой деятельности в системе органов социальной защиты населения детерминирована уровнем развития профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы.

4. Для реализации эффективной управленческой деятельности в органах социальной защиты населения целесообразно осуществлять диагностику уровня развития профессиональной Я-концепции управленческих кадров, создавать постоянно функционирующий механизм развития профессиональных знаний, умений, навыков, осуществлять непрерывный процесс обновления управленческой деятельности, посредством введения в служебные функции инновационные параметры управления.

Подводя итоги, можно заключить, что нами достигнута цель диссертационного исследования: установлено влияние профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы на реализацию профессиональной управленческой деятельности в органах социальной защиты, выявлены уровни развития профессиональной Я-концепции и изучены условия и средства, при которых может развиваться и совершенствоваться профессиональная Я-концецпии менеджера социальной работы, полученные в ходе проведения эксперимента данные подтвердили гипотезу о том, что эффективное развитие профессиональной Я-концецпции обусловлено ее особенностями, диагностикой профессионально-личностных качеств, детерминирующих развитие профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы.

Проведенное исследование, а главное востребованность его результатов кадровыми подразделениями территориальных органов социальной защиты населения, на базе которых оно осуществлялось, подтверждает актуальность не только проделанной работы, но и необходимость продолжения дальнейших исследований, которые на наш взгляд должны быть направлены на решение следующих задач: детальную проработка условий, способствующих эффективному развитию профессиональной Я-концецпции менеджера социальной работы, изучение факторов достижения профессионализма при реализации профессиональной управленческой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. B.C. Модель Я-концепции руководителя. М.: МОСУ, РАГС, 2001.-52 с.
  3. B.C. Управленческий потенциал «Я-концепция» руководителя // Российский экономический журнал. — 1999.-№ 3.
  4. B.C. Функция Я-концепции руководителя в управленческой деятельности. М.: РАГС, МОСУ, 2002. — 34 с.
  5. B.C. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. М. 1999. — 210с.
  6. Е.Ю. Организационно-содержательное обеспечение профессиональной подготовки менеджеров в вузе. Автореф. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2005 .-24с.
  7. Ю.Н., Каспарян В. Н., Самыгин С. И., Суханов И. О. Социология и психология управления.- Ростов н/Д: Феникс, 2001. 512с.
  8. B.C., Коротков Э. М. Введение в специальность «Менеджмент организации». М., 2004.
  9. .Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. С.242
  10. .Г. Человек как система и система деятельности человека// Социологические исследования, 1976. № 4 — С. 31.
  11. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. — 3 Юс.
  12. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии.-М.: РАГС, 1995. -272с.
  13. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования// Психологический журнал 1980.-Т.1.-№ 2.- С.52−60.
  14. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал. 1994. — № 3.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976.- 158с.
  16. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  17. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.176 с.
  18. Т.Ю. Управленческие технологии: Проблемы организационного развития. в кн. Социальная психология в современном мире. / Под ред. Андреевой Г. М., Донцова Л. И. — М., 2002.
  19. Т.В. Личностные детерминанты процесса профессионального становления менеджеров в вузе. Дисс. канд. психол. наук. М., 2004.-260 с.
  20. Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1997. № 4.С.25−31.
  21. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности.// Мир психологии 1999. — № 3 (19).
  22. В.В., Щеботенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность Пятигорск, 1996. — 203 с.
  23. Е.Г. Системы управления персоналом. Обнинск, 1997.
  24. Н. П. Велесько С.Е., Ройш П. Менеджмент персонала 2000.-Минск 1998.
  25. Т., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы.-М., 1992.
  26. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1968. — 347 с.
  27. М.Р. Социальная психология. М., 2001.
  28. В.М., И.В. Круг. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
  29. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. М., 1991. — 162с.
  30. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Наука, 1998. 167с.
  31. A.A. О психологическом понимании Я человека.// Мир психологии — 2002. № 2
  32. А. А. Психология и личность. М., 1988. — 188 с.
  33. А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. Москва- Воронеж, 1996. -255с.
  34. В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.-511с.
  35. Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // Психология формирования и развития личности/ Под ред. JI. И. Анциферовой.-М.: Мир, 1981.-С. 159−171.
  36. Е.М., Логинова Г. Л. Индивидуальность и профессия. -М.: Знание, 1991.-80с.
  37. В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. М.: РАО, 1999. — 182с.
  38. В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией. М., 1997.- 13с.
  39. Э.А. Семейное воспитание в Германии.// Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб., 1899.-Вып. 19.- 36с.
  40. A.B. Проблемы психологии развития. М.-1994.
  41. М. В. Психологические детерминанты продуктивного развития профессиональной Я-концепции студентов-менеджеров. М.: РУДН, МОСУ, 2003. — 26 с.
  42. М.В. Структурный анализ профессиональной Я-концепции студентов менеджеров. — М.: МОСУ, 2003.-37с.
  43. И. А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М, 1991.
  44. A.A. Оценка менеджеров. М., 2000.
  45. И.П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. -222 с.
  46. Н.П., Полухин В. А., Гительмахер Р. Б. Менеджер: психология + экономика. Иваново: ИвГУ, 1998. — 148 с.
  47. Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982. — 442 с.
  48. Р.Б. Руководитель в оценках подчиненных: Периоды и динамика социально-перцептивного процесса в управлении. -Иваново: ИвГУ, 1993.- 132 с.
  49. Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными. -Иваново: ИвГУ, 1994. 139 с.
  50. Т. Л. «Профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления». Автореф дис. канд. психол. наук М., 2001.-25с.
  51. H.H. «Развитие профессионализма руководителя социальной сферы», Автореф дис. канд. психол. наук 2001.
  52. A.C., Деркач A.A. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика М.: Агентство «Квант», 1997. — 299с.
  53. Л.Г. Социальная работа и психология: сферы взаимодействия. М., 1987. С. 169−172.
  54. Л.Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1997.
  55. A.A., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (Психолого-акмеологические основы). -М., 1998.- 180с.
  56. A.A., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы.-М.: ГАГС, 1996.
  57. A.A., Кузьмина H.B. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ. 1993. — 32с.
  58. A.A., Зазыкин В. Г. Акмеология. Спб.: Питер, 2003.256 с.
  59. A.A., Зазыкин В. Г., Сипягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М., 1999. — 144с.
  60. A.A., Огнев A.C. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Воронеж: ВГУ, 1998.-297с.
  61. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993 г. -75с.
  62. A.A., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАУ, 1993. — 156с.
  63. У. Психология. Пер. с англ. М, 1995.-225с.
  64. Динамика ценности в социальной работе / Под ред. С. Шадлоу. Амстердам Киев, 1996. — 206 с.
  65. М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М., 1995. -236(1) с.
  66. П. Эффективный управляющий. М., 1994.
  67. Дурай-Новакова K.M. «Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности». Дисс. д-ра пед. наук. М, 1983−387с.
  68. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические основы формирования готовности студентов к трудовой деятельности после окончания ВУЗа// Психология В. Ш. Минск, 1976 37с.
  69. H.H. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М, 1997.-24с.
  70. A.JI. Социально-психологические проблемы управления. — В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983.
  71. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1992. 48с.
  72. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М.: Социально-технологический институт, 1999.-264с.
  73. Зигерт В, Ланг Л. Руководитель без конфликтов / Пер. с нем. -М., экономика, 1990.-С.9.
  74. И.А. Функционально ролевой репертуар деятельности социального работника / Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения.- М., 1997.
  75. И. Д. Социальная работа как профессиональная деятельность // социальная работа. -М. Вып. 2. С. 8−15.
  76. A.B., Агапов B.C., Барышникова И. В. Я-концепция личности в отечественной психологии: Монография: М.: МГСА, социум, 2000.- 155 с.
  77. A.B., Агапов B.C., Барышникова И. В. Методики изучения Я-концепции личности. М.: МГСА, социум, 2000. — 265 с.
  78. A.B., Агапов B.C., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии.// Мир психологии -2002. № 2.
  79. Каимов А.В."Оптимизация развития управленческой Я-концепции руководителя". Дис. канд. психол. наук. М. 2004.
  80. А.Н. Профессия и личность: социально-психологические характеристики природных качеств личности. Л., Знание, 1987.-15с.
  81. А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособ. М.: Гардарики, 2003. — 584с.
  82. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.- Изд. МГУ, 1995−224с.
  83. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  84. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 400с.
  85. Н.П. «Профессиональная подготовка специалистов социальной работы в системе высшего профессионального образования». -монография дисс. д-ра пед. наук.- Ставрополь, 2001 г.-188с.
  86. Н.П., Ткаченко B.C. Организация практики студентов по социальной работе. М.: Владос. 2004. — 127с.
  87. А.Ю. Личное и профессиональное Я в практике психосоциального консультирования.// Мир психологии 2002 — № 2.
  88. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  89. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.
  90. В.Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О. Психологический словарь. Ростов на Дону., 2004.
  91. Э.М. Концепция менеджмента М.: Дека, 1998, 212 с.
  92. .Б. Профессиональная психопрогностика и методы исследования личности руководителя//Психологический журнал. 1981. № 2.
  93. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. -Ростов н/Д: РПГУ, 1994. 294 с.
  94. И.Б. Идея личности в российской психологии: Дис. док. психол. наук. Ростов н/Д: РПГУ, 1994. — 374 с.
  95. Л.Г. Методологические основы социального анализа. -М., 1998.-62 с.
  96. C.B. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей. Автореф. д-р. психол. наук. СПб., 1997.-28с.
  97. P.JI. Если Вы руководитель. Элементы практической психологии для менеджеров. -М.: Дело.- 1997.-381с.
  98. P.JI. Социальная психология: личность и общение. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 158с.
  99. Н.В. Предмет акмеологии. Санкт-Петербург, 1995. Сиб. Акмеологическая академия. 23 с.
  100. И.В. Развитие профессионального «Я» государственного служащего средствами информационных технологий: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. — 23 с.
  101. Куликов Л. В Психологическое исследование. СПб: Речь, 2001.184.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  103. С.А. Личность и организация. в кн. Социальная психология в современном мире./Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. -М., 2002.
  104. Н.П. Теория и практика самоменеджмента. Киев, 2002.
  105. А.К. Психология профессионализма, М.- 1996.
  106. Т.Ф. Технологии социальной работы. Ставрополь: СКСИ, 2001.-72 с.
  107. А. Маслоу о менеджменте. Спб.: Питер, 2003.-416 с.
  108. А. Психология бытия. М. — Киев: Ваклер, 1994. — 304с.
  109. Г. П. Этика социальной работы. М.: Владос. 2002.208с.
  110. О., Яковлева А. Модель специалиста//Высшее образование в России, 2000. № 5 — С. 19−25.
  111. Менеджмент социальной работы. / Под ред. Е. И. Комарова, А. И. Войтенко. М.: Владос, 2001. 288с.
  112. B.C. Психология индивидуальности. Москва -Воронеж, 1996.-445с.
  113. B.C. Очерк интеллектуального исследования индивидуальности. М., 1986. — 182с.
  114. Методы акмеологического исследования / Под ред. С. А. Анисимова, A.A. Деркача, Н.И. Конюхова-М., 1994. -291с.
  115. В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 527с.
  116. B.C. Проблемы генезиса личности М., 1985.
  117. В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. М., 1956. 257с.
  118. P.C. Психология. В 3-х книгах. М., 1998.
  119. А.Г. Структура «Я» и «фундаментальная политическая альтернатива» // Вопросы философии. 1999. — № 12.
  120. В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002, -236с.
  121. И. Методы социальной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М. — Тула, 1993. -Т.1. — С.135−146.
  122. O.A. Технология социальной работы. Методические рекомендации. — Ульяновск, 1998. — 42с.
  123. Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995.378с.
  124. Основы социальной работы. / Под ред. П. Д. Павленок М.: ИНФРА-М, 1997.-368с.
  125. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — С. 90.
  126. В.Ф. Психосемантика сознания. — М.: МГУ, 1988.208 с.
  127. С.М. Я-концепция личности в структуре образования и отношений / Психология и практика Т.4. Вып.1.- Ярославль. 1998.- С. 138 139.
  128. С.М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Дис.. канд. психол.наук. СПб. — 220 с.
  129. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982−255с.
  130. К.К. Структура и развитие личности. М., Наука, 1986.255с.
  131. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1979.218с.
  132. Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода.// Проблема общения в психологии.-М., 1981.
  133. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности./ Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В.м. Снетковой. СПб.: Речь.2001. -448с.
  134. Е.В. «Профессиональная Я-концепция психологов (начальные этапы профессионального становления)». Автореф дис. канд. психол. наук Ростов на Дону, 2000.
  135. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.-256с.
  136. Психологические тесты. /Под ред. A.A. Карелина: В2т. М.: ВЛАДОС, 2000.-Т.2. — 248с.
  137. Психологический словарь./ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова М., Педагогика-Пресс, 1999.-440с.
  138. Психология самосознания. /Под общей ред. Д. Я. Райгородский. Самара, БахраХ М, 2003 — 672с.
  139. Психология Я-концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия./ Сост. А. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова. М.: МГСА, 2002. — 230 с.
  140. Психология Я-концепции: возрастные особенности развития. Хрестоматия./ Сост. А. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова. М.: МГСА, 2002.-271 с.
  141. Психология Я-концепции: профессиональные особенности развития. Хрестоматия./ Сост. А. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова. М.: МГСА, 2002. — 278 с.
  142. Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара.: «БАХРАХ-М «, 2000. — 672с.
  143. С.Д., Игошина И. А., Резник B.C. Введение в специальность «Менеджмент организации»/Под общ. ред. Короткова Э. М., Резника С.Д.-М., 2004.
  144. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс. Универс. 1995.-480с.
  145. Н. Творчество как усиление себя // социальная работа. -М., 1992.-Вып.5 .-С.29−73.
  146. В.А. Психология управления. Учеб. пособие. — М., 2003.-416с.
  147. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. — 704 с.
  148. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 328с.
  149. З.И. Смысл жизни, жизненный сценарий и выбор профессии в условиях новой социальной реальности / Психологические проблемы самореализации личности.- Краснодар, 1997. С113−125.
  150. М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию.
  151. Системный подход в социальной работе. Соб. статей. М.: Институт социальной работы, 1997. 183 с.
  152. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
  153. Современные проблемы психологии управления./Отв. ред. Т. П. Емельянова, A.JI. Журавлев, Г. В. Телятников. М.: ИПРАН, 2002. — 416 с.
  154. Социальная политика России на современном этапе: Учебное пособие / Под ред. В. Г. Попова, Е. И. Холостовой. М., 1997.
  155. Социальная психология личности./Под ред. Шороховой Е. В., Бобневой М. И. М, 1979.
  156. Социальная работа как профессия. Учебное пособие / Колобов O.A. и др. Н. Новгород, 1996.-313 с.
  157. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. -М., 1997.-Т. 1,2.
  158. Социальная работа. / Под общей ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д., 1999.-576 с.
  159. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.303с.
  160. В.В. Мотивация и самосознание // Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования) / Отв. ред. A.A. Бодалев. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.
  161. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.286с.
  162. И.Р. Психология взаимоотношений. Екатеринбург, 1999.
  163. Теория и методика социальной работы. Ч.1−2 / Под ред. И.Т. ЗайнышеваМ.: Союз, 1994.
  164. Теория и методика социальной работы. / Под ред. С. И. Григорьева М.: Соросе, 1994.
  165. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие в вопросах и ответах./ Под ред. A.M. Панова и Е. И. Холостовой М.: Институт социальной работы, 1997.
  166. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие / Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Ельчанинов В. А. и др. М.: Наука, 1994. -185с.
  167. Теория социальной работы. Учебник./ Под ред. Е. И. Холостовой -М., 1997.-334с.
  168. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт.-Т. 1,2 Москва-Тула, 1993.
  169. Теория и практика социальной работы: опыт и перспективы. Ульяновск: УГУ.
  170. Л.В. Проблемы кадрового обеспечения социальных служб: состояние и перспективы развития.- М., 1997.
  171. Л.В. Становление профессионализма социальных работников: от интегральной легенды к истинному знанию/ Профессиональное мастерство работников социальных служб.- М., 1999.
  172. М.В. Социология управления. М.: ИНФРА-М, Новосибирск, 1998.- 144с.
  173. Управление персоналом организации. Практикум./Под ред. Кабанова А. Я. М.: ИНФРА-М, 1999.
  174. Управление персоналом: карьера (обзор журнала) -2000, № 7
  175. Управление персоналом./Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. -М., 2000.
  176. Э.П. Личность в психологии и менеджменте. М., 2003.
  177. М.В., Студенова Н. Г. Теория социальной работы. М.: Владос, 2000. — 432с.
  178. А. Психология Я и механизмы защиты. М., 1993. — 145с.
  179. Холостова Е.И. A.C. Сорвина Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. -М., ИНФА-М, 200I.e. 361.
  180. Е.И. Профессиональный духовно-нравственный портрет социального работника. М.: Союз, 1993. — 35с.
  181. К. Невротическая личность нашего времени.- М, 1993.
  182. Хьелл JI, Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997.-606с.
  183. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.-287с.
  184. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности/ проблемы сознания. М., 1968. — С.52−73.
  185. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.-140с.
  186. И.И. Проблемы психологии самосознания.- М., 1977.
  187. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 189с.
  188. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд. -М.: Логос, 1996. 320с.
  189. Р.Х. Социально-психологические проблемы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990.-210с.
  190. В.К. Практико-ориентированная подготовка специалистов по социальной работе. // Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход. Краснодар, 2001. — С. 35−38.
  191. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998. — 512с.
  192. Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной / квалифицированной/ характеристики // Социальная работа. М., 1992. — Вып.2.
  193. Н.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала. — Ульяновск, 1997.
  194. Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы.- М.-Ульяновск, 1997.
  195. Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала.- М., 2004.
  196. Н.Б., Митин С. Н., Овсяник O.A. Методические рекомендации по проведению практики в социальных службах. Ульяновск., 1997.-48с
  197. E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Автореф. Дисс. д-р. пед. наук. -М., 1991.-31с
  198. Д., Шульц С. Психология и работа. СПб: ПИТЕР. 2003,560с.
  199. Энциклопедия социальной работы: В Зт. М., 1993−1994.
  200. Эффективный менеджер. Книга 6 Руководство Вашим коллективом. МЦЦО «Линк», 1992.
  201. Юнг К. психологические типы. М., 1924. — 345с.
  202. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности./ Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 89−205.1. Творческий компонент.-творчество- -чувство нового- -творческий подход
  203. Структурные компоненты профессиональной Я-концепции менеджера социальной работы
  204. Профессиональная Я-концепция менеджера социальной работы-и о
Заполнить форму текущей работой