Участие населения приграничных районов СССР в охране государственной границы в 1931-1991 годах
В работе были использованы архивные материалы, хранящиеся в Государственном архиве РФ (ГАРФ)32, Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ)33, Центральном пограничном архиве ФСБ России (ЦПА ФСБ России)34, Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ)35, а также в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (ЦА МО)36. Из архивных фондов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Создание системы участия населения приграничных районов СССР в охране государственной границы (май 1931-февраль 1959 гг.)
- 1. 1. Организационно-управленческая деятельность органов государственной власти по привлечению местного населения к охране государственной границы
- 1. 2. Особенности содействия местного населения войскам
- НКВД СССР в условиях войны
- 1. 3. Участие приграничного населения в охране государственной границы СССР в послевоенные годы
- Выводы по I главе
- Глава II. Совершенствование системы участия советских граждан в охране государственной границы (март 1959 г. — декабрь 1991 г.)
- 2. 1. Трансформация организационно-правовых основ участия советских граждан в охране государственной границы
- 2. 2. Особенности привлечения молодежи и детей к охране государственной границы СССР
- 2. 3. Модификация системы участия советских граждан в охране государственной границы
- Выводы по II главе
Участие населения приграничных районов СССР в охране государственной границы в 1931-1991 годах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Становление Российской Федерации как независимого государства потребовало значительных усилий по обеспечению безопасности государственной границы. В частности, нужно было выстраивать заново систему обеспечения пограничной безопасности на новых границах с новыми соседями России, которых она обрела вместе с обретением независимости.
Следствием появления новых границ на ряде протяженных участков территории России стало то, что население этих районов, во времена СССР считавшихся глубоким тылом, оказалось проживающим у государственной границы. Это обстоятельство поставило во главу угла задачу изменения психологии местных жителей, воспитания их в духе бдительности и ответственности.
Изучение исторического опыта участия населения приграничных районов СССР1 в охране государственной границы в 1931;1991 гг. целесообразно рассматривать как самостоятельное направление научного исследования, имеющее большое научно-теоретическое и прикладное значение.
Наибольшая эффективность охраны государственной границы СССР достигалась тогда, когда пограничные войска активно использовали помощь местного населения. Решая эту задачу, местные советские и партийные органы ориентировали население на действенную помощь пограничникам, а пограничников — на поиск форм и методов работы с населением приграничья.
Используемые в исследовании термины «участие», «помощь» и «содействие» являются синонимами2. В контексте диссертации они отражают.
1 Под термином «участие приграничного населения» понимается совместная деятельность (сотрудничество) граждан СССР и пограничных войск (органов) по защите и охране государственной границы. Граждане СССР участвовали на добровольных началах в защите и охране государственной границы в составе бригад содействия, добровольных народных дружин и других добровольных формирований.
2 Участие — совместная с кем-нибудь деятельность, сотрудничество в чем-нибудь (количественная оценка вклада каждого работающего в конечный результат труда, доля степень взаимодействия пограничных войск с местным населением при охране и защите государственной границы Союза ССР, в период существования которого советскому руководству удалось создать централизованную систему государственного управления, в том числе в сфере обеспечения государственной и пограничной безопасности.
Актуальность и научная значимость темы. Исторический опыт показывает, что эффективное решение задач по охране государственной границы во многом зависит от того, насколько активно в этот процесс вовлечено население приграничных районов. Поиск и внедрение в процесс охраны государственной границы СССР форм и способов помощи (содействия) местного населения пограничным войскам проходили в условиях мирного и военного времени.
Актуальность темы
исследования обусловлена: во-первых, необходимостью комплексного изучения и достоверного отражения в отечественной истории роли и места приграничного населения в охране государственной границыво-вторых, объективной потребностью совершенствования организационно-управленческих основ привлечения населения приграничных районов к охране государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерациив-третьих, значимостью и необходимостью участия приграничного населения в охране государственной границы в политических и социально-экономических условиях новой Россиив-четвертых, слабой научной разработанностью в отечественной историографии организационно-управленческих аспектов привлечения участия) — помощь — содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчениесодействие — деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М., 1999. — С. 845, 560, 743). местного населения к охране государственной границы СССР и потребностью введения в научный оборот новых архивных документов и материалов по заявленной тематике.
Следовательно, исторический опыт участия населения в охране государственной границы остается востребованным и в современных условиях, когда местное население, с учетом оптимизации состава и численности пограничных формирований, оказывает помощь (содействие) пограничным органам федеральной службы безопасности в защите и охране государственной границы Российской Федерации.
Объект исследования — органы государственного, военного управления и население приграничных районов СССР.
Предмет исследования — историческая практика, процессы, формы и способы участия населения приграничных районов СССР в охране государственной границы.
Степень научной разработанности темы. Изучение общеисторической и военно-исторической литературы, содержащей анализ различных аспектов деятельности государственных органов по привлечению населения приграничных районов СССР к охране государственной границы в 1931— 1991 гг., показало, что данная тема не являлась предметом отдельного исследования. Внимание в основном уделялось деятельности непосредственно самих пограничных войск, а вопросы, связанные с изучением и обобщением опыта участия местного населения в охране государственной границы, оставались за рамками интереса исследователей.
Изучение литературы также показало, что весь историографический массив с точки зрения содержания целесообразно разделить на два крупных историографических периода — советский (май 1931 г. — декабрь 1991 г.) и постсоветский (декабрь 1991 г. — настоящее время).
Историография исследуемой темы берет свое начало в 1930;х гг., когда были изданы работы, в которых нашло отражение привлечение пограничниками местного населения к охране государственной границы.
Вплоть до начала Великой Отечественной войны упоминание об этом можно найти в различных ведомственных и художественно-публицистических изданиях, посвященных ратным будням воинов-пограничников4. Однако по этим публикациям нельзя проследить историю участия населения приграничных районов в охране государственной границы.
Заслуживают внимания материалы «О задачах начсостава и парторганизаций в борьбе за дальнейшее укрепление боеготовности пограничных и оперативных войск НКВД СССР», подготовленные Политическим управлением войск НКВД СССР. Акцент в этих материалах был сделан на пропаганде героических подвигов с целью воспитания у пограничников и местных жителей качеств, необходимых для обеспечения безопасности Родины5. Это в полной мере отражало требования руководства страны к гражданам, в том числе и к участвующим в охране государственной границы.
Большой массив информации содержался в периодической печати войск НКВД СССР — в журнале «Пограничник» и многотиражных газетах пограничных округов. Например, в одном из номеров «Пограничника» в статье.
•2.
Очерки по истории и организации пограничной охраны. — М., 1930; Политическая охрана границ. -М., 1931.
4 Граница на замке: Рассказы и очерки. — Сталинград, 1937; Граница. — Минск, 1937; Пограничник. — 1940. — № 4- Вся страна на охране границ // Тревога. — 1936. — 15 февр.- Пример советского патриотизма // Правда. — 1937. — 30 сент.- Как я задержала шпиона // Правда. — 1938. 8 июляВместе с Красной Армией весь советский народ // Тихоокеанский моряк. — 1938.-29 окт.- Что должен знать боец пограничной и внутренней охраны о борьбе ВЧК—ОГПУ—НКВД с врагами революции. — М., 1935; Александров А. У реки Халхин-Гол. -М., 1938; Агеев А. Д. На страже дальневосточной границы // Как мы били японских самураев. — М., 1938; Гребенник К. От Хасана до Токио. — М., 1940.
5 О задачах начсостава и парторганизаций в борьбе за дальнейшее укрепление боеготовности пограничных и оперативных войск НКВД СССР. — М., 1940.
Организовать пропаганду боевого опыта" говорилось о необходимости взаимодействия с местным населением6.
Благодаря усилиям центральной, региональной и войсковой печати подвиги пограничников и их помощников становились известными широкому кругу читателей. Вместе с тем авторы данных публикаций не опирались на документальные источники, что нередко приводило к искажению фактов. Кроме того, зачастую писатели и журналисты не соблюдали чувства меры, излишне идеализируя помощь населения пограничным войскам в охране государственной границы.
Историографию времен Великой Отечественной войны представляют статьи, опубликованные в периодической печати. Ряд из них был посвящен участию пограничников и местных жителей в приграничных боях и сражениях п на западной границе. Со временем газеты пограничных округов на постоянной основе стали печатать материалы, которые подвигали бойцов и командиров, членов бригад содействия и бойцов истребительных батальонов (отрядов) на бдительную службу по охране границы СССР, на победу в боях над фашистскими захватчиками и их пособниками8.
В послевоенные годы продолжилась публикация материалов, подготовленных Политическим управлением войск НКВД СССР. Например, в 1946 г. выходит издание «Пограничные войска НКВД: материал для бесед"9. Однако, как и прежде, исследуемая тема освещалась в нем фрагментарно.
Со временем появляются публикации, раскрывающие профессионализм пограничников и героизм граждан, привлекаемых к охране границы в отдельных регионах10.
6 Пограничник. — 1940. — № 4.
7 Правда. -1941.-24 июня- 26 авг.
8 Пограничник Туркмении. — 1943. — 10 июляПограничник Грузии. — 1943. — 14 июляПограничник Армении. — 1943. — 14 июляПограничник Азербайджана. — 1943. — 14 июля.
9 Пограничные войска НКВД: материал для бесед. — М., 1946.
10 Герфанов Ф. Опыт работы с ДНД, отрядами ЮДП и практика привлечения их к охране границы // Сб. статей по вопросам пограничной службы. — 1964. — № 3−4 (34−35);
В конце 1950;х гг. выходит в свет ряд трудов, отражающих специфику участия населения приграничья в охране рубежей Родины в форме бригад.
11 12 содействия и добровольных народных дружин .
С начала 1960;х гг. деятельность государства по привлечению населения приграничных районов к охране границы становится предметом научных исследований, в рамках которых изучаются организационные вопросы и результаты деятельности добровольных народных дружин (ДНД)13.
Определенного интереса заслуживают историко-мемуарные сборники14 и специальное исследование15, где достаточно предметно освещалась работа пограничников с жителями приграничья.
В 1970;1980;е гг. тема привлечения населения к охране границы частично нашла отражение в работах, посвященных истории пограничных.
Долгополов Ю. Роль населения пограничных районов в охране государственных границ СССР // О формах связи органов госбезопасности с трудящимися: Сб. статей по вопросам пограничной службы. — 1961. — № 2- Краснов В. И. Привлечение местного населения к охране государственной границы СССР. — М., 1963; Босько Г. Как используются бригады содействия в охране границы в 63-м пограничном отряде // Сб. статей по вопросам пограничной службы. — 1959. — № 4- Григоренко С. Наши боевые помощники // Там же. -1961. — № 3- Лаврентьев Ю. Народные дружины в охране границы по опыту 81-го пограничного отряда // Там же. — № 1- Ламбрианов Г. Привлечение дружинников к охране государственной границы на участке Каахкинского пограничного отряда // Там же. — 1967. -№ 4 (47).
11 Ткачев С. Бригады содействия и местное население в охране границы // Пограничник. -1956. — № 4- Белогуров Г. М. Значение местного населения в охране государственной границы. -М., 1958.
Загурский Р. Работа штаба отряда по использованию народных дружин в охране границы // Пограничник. — 1959. — № 4- Коломиец Г. Опыт привлечения народных дружин к охране границы // Там жеЛаврентьев Ю. Народные дружины в охране границы по опыту 81-го пограничного отряда // Там жеРябов А. Народные дружины помогают пограничникам // Там же.
Митрошков М. Народная дружина более совершенная форма привлечения общественности к охране границы // Сб. статей по вопросам пограничной службы. — 1960 — № 2- Коломиец Г. Умело использовать помощь народных дружин // Там же. — 1961. — № 3- Федорин П. Привлечение добровольной народной дружины к охране государственной границы на участке 47-го пограничного отряда. // Там же. — 1966. — № 1(40) — Баринов В. Особенности работы с ДНД в условиях Заполярья // Там же. — 1968. — № 1 (48).
14 50 лет на страже границ Советского государства: историко-мемуарный сборник. — Кн. 1. -М., 1968; Кн. 2.-М., 1969.
15 Заболотный Г. И., Белогуров Г. М. и др. Местное население пограничных районов в охране государственной границы Союза ССР. — М., 1965. округов16. Активно работали в этом направлении региональные исследователи A.M. Пашков17 (Сахалин), A.M. Мурадов18 (Туркменистан) и В.И. Солод19 (Казахстан), в трудах которых имеются материалы об активном участии трудящихся в охране государственной границы, взаимодействии с пограничниками в составе бригад (групп содействия) и добровольных народных дружин.
В эти же годы обращают на себя внимание книги «Пограничные.
20 21 войска" и «Часовые советских границ», в которых содержались положительные примеры участия местных жителей в охране государственной границы.
Весьма способствовала дальнейшему изучению вопроса о привлечении.
22 населения к охране границы и «Летопись пограничных войск КГБ СССР» .
23 24.
Диссертационные исследования, докторские и кандидатские, на пограничную тематику, в которых с разной степенью детализации отражены.
16 Краснознаменный Северо-Западный пограничный округ. — Л., 1973; Дозорные западных рубежей. — Киев, 1972. На охране восточных рубежей Родины. — Алма-Ата, 1969; Краснознаменный Прибалтийский пограничный. — Рига, 1983.
17 Пашков A.M. Страницы героической летописи: Исторический очерк о Сахалинском ордена Ленина пограничном отряде. — Южно-Сахалинск, 1975; Он же. Деятельность Коммунистической партии по обеспечению безопасности дальневосточных границ СССР (1922 — июнь 1941 гг.) // Деятельность Коммунистической партии Советского Союза по развитию производительных сил и укреплению обороноспособности Дальнего Востока (1917;1976 гг.). — Владивосток, 1976; Он же. Совместная работа местных партийных советских органов, политических органов, партийных и комсомольских организаций пограничной охраны по социально-экономическому преобразованию приграничных районов Дальнего Востока СССР (1925;1936 гг.). — Южно-Сахалинск, 1983; Он же. За край роднойДальневосточный (1920;1941). — Южно-Сахалинск, 1985.
18 Мурадов A.M. Патриотические подвиги трудящихся Туркменистана при охране Государственной границы СССР (1939;1945 гг.). — Ашхабад, 1985.
19 Солод В. И. Охраняет весь народ. — Алма-Ата, 1984.
20 Матросов В. А. Пограничные войска. — М., 1977.
21 Часовые советских границ: краткий очерк истории погранвойск СССР. — М., 1983.
22 Летопись пограничных войск КГБ СССР. — М., 1981.
23 Брижик А. Н. Строительство советских пограничных войск (1918;1941 гг.): автореф. дис.. д-ра ист. наук. — М., 1990.
24 Бондаренко Г. Н. Работа партийных организаций пограничных районов по привлечению трудящихся к охране государственной границы Союза ССР (1959;1967 гг.): дис.. канд. ист. наук. — М., 1969; Кисловский Ю. Г. Коммунистическая партия организатор подготовки и воспитания офицерских кадров пограничных войск. 1918;1978 гг.: автореф. дис.. канд. различные аспекты взаимодействия пограничников с местным населением, следует признать качественно новым явлением в истории изучения деятельности государственных органов по привлечению населения к охране границы.
Несмотря на то, что большинство изданий советского историографического периода содержат описание положительного опыта, без указания недостатков, они, тем не менее, дают общую картину привлечения местного населения приграничных районов СССР к охране государственной границы.
Постсоветский историографический период связан с кардинальными изменениями в политическом строе государства, распадом СССР, новыми экономическими и социальными реалиями.
25 26.
В это время появляются фундаментальные труды, монографии и диссертации, в которых достаточно детально рассматривается работа с населением приграничья. ист. наук. — М., 1980; Шолин В. В. Истребительные батальоны НКВД в период битвы за Ленинград и Карелию (1941;1944 гг.): дис.. канд. ист. наук. — СПб., 2006.
25 История строительства пограничных войск России. — М., 1995; На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк. — М., 1998; На страже границ Отечества. Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в. — М., 2000.
26 Сечкин Г. П. Граница и война (пограничные войска в годы Великой Отечественной войны).
— М., 1993; Егоров A.M. Псковские пограничные районы в 1920;1930;е гг.: исторические уроки развития. — СПб., 1998; Вагин В. И. История искусства охраны государственной границы Советского государства. — М., 2004; Ежуков E.JI. Исторические концепции охраны государственной границы. — М., 2003; Крамаренко Г. П. Исторический опыт охраны государственной границы СССР пограничными войсками (60−80 годы XX столетия). — М., 2004; Лиманский A.B. Формирование и реализация кадровой политики в пограничных войсках (1945;1953 гг.). — М., 2004; Нэх В. Ф. Исторический опыт выработки и реализации пограничной политики Советского государства 1917;1941 гг. -М., 2009.
Быстров С. А. Исторический опыт Советского государства по осуществлению кадровой политики в пограничных войсках СССР. 1918 — июнь 1941 гг.: автореф. дис.. канд. ист. наук.
— М., 1993; Терентьев Е. М. Деятельность государственных органов по совершенствованию охраны государственной границы СССР в годы военной реформы 1924;1928 гг.: автореф. дис.. канд. ист. наук. — М., 2008; Терещенко В. В. Создание и развитие системы пограничных округов советского государства (1918 — июнь 1941 гг.): историческое исследование: автореф. дис.. канд. ист. наук. — М., 2003; Сумароков Л. И. История российской пограничной охраны на Тянь-Шане и Памире: автореф. дис.. канд. ист. наук. — Бишкек, 2006.
Заметный вклад в освещение отдельных вопросов организационно-управленческой деятельности по привлечению местного населения к охране государственной границы внесли труды «На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк» и «На страже границ Отечества. Пограничные войска России в войнах и вооруженных конфликтах XX в.», подготовленные авторским коллективом Научно-исследовательского исторического центра Федеральной пограничной службы Российской Федерации. В этих изданиях раскрыты основные исторические вехи развития пограничных войск и участия приграничного населения в охране государственной границы.
Среди монографий выделяется труд В. Ф. Нэха, в котором рассмотрены вопросы внешнеполитической деятельности государства по обеспечению охраны государственной границы, укреплению связей населения приграничья и пограничников.
В диссертации Л. И. Сумарокова «История российской пограничной охраны на Тянь-Шане и Памире» внимание акцентируется на привлечении местного населения к охране границы в дореволюционный период.
Из трудов иностранных авторов можно выделить работы украинских историков, посвященные деятельности истребительных батальонов (групп самообороны), рассказывающие о взаимодействии истребительных батальонов с пограничными и другими войсками НКВД СССР в ходе ликвидации националистического движения на Западной Украине на заключительном этапе.
Великой Отечественной войны и в послевоенный период .
Таким образом, постсоветский историографический период характеризовался усилением научного подхода к исследованию различных.
28 Безносюк О. Винищувальш батальйони в боротьб1 проти збройних формувань ОУН та УПА на теренах Сташславщини в 1944;1945 pp. Галичина № 14. — Гвано-Франювськ, 2008; Гашв М., Гльницький В. Створення та дiяльнicть винищувальних батальйош в у Дрогобицькш облает (1944;1948) // Украшський визвольний рух: науковий зб^рник № 12. -JlbBie, 2009. аспектов участия местного населения в охране государственной границы, созданием основательных трудов по данной теме на государственном и ведомственном уровнях. Историография темы свидетельствует, что участие населения приграничных районов СССР в охране государственной границы в 1931;1991 гг. получило определенное освещение в трудах историков, но в систематизированном виде не было представлено в силу отсутствия соответствующих исследований.
Актуальность темы
с одной стороны, и ее недостаточная изученностьс другой, позволили автору сформулировать цель данной работы, которая заключается в том, чтобы на основе комплексного исследования архивных, литературных и других источников исследовать процесс участия населения приграничных районов СССР в охране государственной границы в 19 311 991 гг.
В соответствии с целью исследования определены исследовательские задачи:
— изучить формы и способы участия приграничного населения в охране государственной границы;
— разработать периодизацию участия населения приграничных районов в охране государственной границы СССР;
— выявить степень участия населения приграничных районов в охране государственной границы СССР;
— сформулировать рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности пограничных органов ФСБ России по привлечению местного населения к охране государственной границы Российской Федерации.
Научная новизна работы состоит в том, что диссертация является самостоятельным исследованием вопроса об участии населения приграничных районов СССР в охране государственной границы в 1931;1991 гг. В диссертации определены причины и предпосылки привлечения населения приграничных районов к охране государственной границы, дана историческая периодизация данного процесса, показана роль населения приграничных районов в охране государственной границы, раскрыты формы и способы участия населения приграничья в охране государственной границы. Исторические уроки и рекомендации основаны на широком круге опубликованных и архивных источников, часть которых впервые вводится в научный оборот.
Методологию исследования составляют принципы научной объективности, историзма, социального детерминизма, творческого подхода к анализу исторических явлений и процессов. При решении исследовательских задач за основу взяты архивные материалы и другие источники. Для обоснования обобщений и выводов применены общенаучные методы (логический, исторический, математические), а также методы познанияиндукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, аналогия и собственно исторические методы — комплексный, проблемно-исторический, сравнительно-исторический, периодизации, хронологический, ретроспективный, актуализации. Опора на совокупность принципов исторической науки, общенаучные методы, методы познания и собственно исторические методы позволили нарисовать объективную, целостную, ретроспективную картину процесса участия населения приграничных районов в охране государственной границы СССР, творчески подойти к анализу исторического процесса.
Объективность и всесторонность выводов в диссертации определяются источниковой базой. При работе над настоящим диссертационным исследованием использовались источники двух типов: опубликованные и неопубликованные (архивные).
Весомую роль при подготовке работы сыграли нормативно-законодательные акты: Конституции, декреты, постановления ВКП (б) (КПСС)30 и ВЛКСМ31, решения съездов ВКП (б) (КПСС), постановления Совета Министров СССР по вопросам привлечения населения приграничных районов к охране государственной границы СССР. Именно они позволили изучить внешнеполитическую и внутриполитическую деятельность государственных.
29 Конституция (Основной Закон) СССР от 31 января 1924 г.: Образование и развитие Союза Советских Социалистических Республик (в документах), — М., Юридлит, 1973; Конституция (Основной Закон) СССР от 5 декабря 1936 г.: Образование и развитие Союза Советских Социалистических Республик (в документах), — М., Юридлит, 1973; Конституция (Основной Закон) СССР от 7 октября 1977 г. — М., Политиздат, 1977; Декреты Советской власти. — М.: 1959. — Т. 2- Декреты Советской власти. — М.: 1971. — Т. 5.
30 О запретной пограничной зоне и береговой пограничной полосе в пределах Карело-Финской ССР, Эстонской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Белорусской ССР, Украинской ССР, Молдавской ССР, Мурманской, Ленинградской и Южно-Сахалинской областей: постановление Совета Министров СССР от 29 июня 1946 г. № 1435−631ссОб участии трудящихся в охране общественного порядка в стране: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 г. № 474 // Сб. Постановлений РСФСР. — 1959. -№ 3- Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка: постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 30 марта 1960 г. № 435 // Сб. Постановлений РСФСР. — 1960. — № 14- О предоставлении дружинникам права бесплатного проезда на городском транспорте при исполнении ими общественных обязанностей: постановление Совета Министров РСФСР от.
14 февраля 1963 г. № 187. // URL. http://base.consultant.ru (дата обращения 12.02.2012) — О частичном изменении Описания нагрудного знака «Дружинник», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 марта 1959 г. № 474: постановление Совета Министров РСФСР от 14 сентября 1970 г. № 541 // Сборник Постановлений РСФСР. 1970. — № 18- О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. № 379 // URL. http://www.libussr.ru (дата обращения 10.11.2009) — О повышении политической бдительности советских граждан: постановление ЦК КПСС от 23 мая 1977 г. // Сб. статей Главного и Политического управлений пограничных войск КГБ СССР при Совете Министров Союза ССР, — М., 1978. № 2- О повышении политической бдительности в интересах дальнейшего усиления охраны государственной границы: постановление ЦК КПСС от 28 июня 1977 г. // РГАНИ. Ф.4. Оп.24. Ед. хр. 343. Л.73−74- Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников: указ Президиума Верховного Совета СССР от.
15 февраля 1962 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1962. — № 17- О государственной границе: закон СССР от 24 ноября 1982 г. — М., Воениздат, 1986; О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе: постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 24 июня 1941 г. № 1738−746 // Теория и практика западноукраинского национализма в документах НКВД, МВД и МГБ СССР. Сб. документов. М., 2010 и др.
31 Положение об оперативных комсомольских отрядах дружинников: постановление ЦК ВЛКСМ от 5 ноября 1974 г. // Сб. Постановлений СССР. -1974. — № 12. органов по укреплению охраны границы, установить степень влияния проводимой внешней и внутренней политики государства на состояние пограничной охраны в рассматриваемый период.
В работе были использованы архивные материалы, хранящиеся в Государственном архиве РФ (ГАРФ)32, Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ)33, Центральном пограничном архиве ФСБ России (ЦПА ФСБ России)34, Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ)35, а также в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (ЦА МО)36. Из архивных фондов была почерпнута важная информация об участии населения приграничных территорий СССР в охране государственной границы в исследуемый период. В частности, коллекция документов, находящаяся в ЦПА ФСБ России (Ф. 14 «Главное управление пограничных войск НКВД СССР») содержит делопроизводственные документы (приказы, инструкции, отчеты и др.), отражающие служебную деятельность органов управления пограничных войск, в том числе по привлечению местного населения к охране государственной границы СССР. Большое количество материалов публицистического характера — статьи Г. Босько, Ф. Герфанова, Ю. Долгополова, Ю. Лаврентьева и др. (Ф. 1179 «Печатные издания»),.
32 ГАРФ. Фонды: Р-9401 [Народный комиссариат внутренних дел СССР. (НКВД СССР). (1934;1946 гг.). Министерство внутренних дел СССР (1946;1960, 1966;1990 гг.)]- Р-5446 (Управление делами СНК СССР) — Р-7523 (Верховный совет СССР) — Р-9478сч (Управление НКВД по борьбе с бандитизмом) и др.
33 РГАНИ. Фонд 4 (Секретариат ЦК КПСС).
34 ЦПА ФСБ России. Фонды: 14 (Главное управление пограничных войск НКВД СССР) — 19 (Политическое управление пограничных войск) — 42 (Управление пограничных войск НКВД Туркменского округа) — 48 (71-й Бахардынский пограничный отряд) — 57 (Управление пограничных войск НКВД Таджикского округа) — 111 (Управление Мурманского пограничного округа НКВД СССР) — 114 (Никельский пограничный отряд Северного пограничного округа) — 220 (Управление Дальневосточного пограничного округа) — 231 (Управление пограничными войсками НКВД Приморского округа) — 368 (14-я отдельная пограничная комендатура) и др.
35 РГАСПИ. Фонды: 9 [Комиссия Политбюро ЦК РКП (б)]- 17 (Центральный Комитет КПСС. 1898, 1903;1991 гг.) — 82 (Личный фонд В.М. Молотова) — 586 (Материалы по разработке проекта 3-й программы КПСС (16 ноября — 3 декабря 1959 г.) и др.
3 ЦА МО. Фонд 210 (Штаб Забайкальского фронта). содержит информацию об опыте участия населения приграничных районов СССР в охране государственной границы. Всего по исследуемой проблематике были найдены и проанализированы документы и материалы 20 фондов.
Т-" 37.
В исследовании также использовались воспоминания ветеранов войск, хорошо знавших положение дел на местах, которые позволили составить представление о мероприятиях, которые проводились государственными органами по укреплению государственной границы в рассматриваемые годы. Отмечая их важность, необходимо одновременно подчеркнуть, что суждения и выводы, содержащиеся в них, часто отличаются субъективностью.
Ряд вышеуказанных источников был опубликован в периодических изданиях: журналах «Пограничник», «Красная Застава», «Вестник Границы России» и иных войсковых печатных СМИ, рассказывающих об участии населения приграничных территорий СССР в охране государственной границы. Эти носители информации содержат разнообразный материал, охватывающий все стороны жизни и результаты деятельности пограничных войск по привлечению населения к охране государственной границы.
В целом, источниковая база исследования является достаточно репрезентативной, что позволило решить поставленные в работе задачи.
Хронологические рамки исследования охватывают май 1931 г.
38 декабрь 1991 г. Они обусловлены тем, что в мае 1931 г. в СССР были заложены организационно-управленческие основы участия местного населения в охране государственной границы СССР, а в декабре 1991 г. Советский Союз прекратил существование как суверенное государство.
Научная значимость исследования состоит в теоретических выводах и рекомендациях, которые с учетом выявленных взаимосвязей и исторических.
37 И. П. Вертелко. Служил Советскому Союзу. — М., Граница, 1996; И. М. Петров (Тойво Вяхя). Мои границы. Петрозаводск, Карелия, 1981.
38 О порядке привлечения населения пограничной полосы к охране государственной границы: инструкция Главного управления пограничной охраны и войск Объединенного государственного политического управления СССР от 9 мая 1931 г. тенденций можно использовать в современных условиях в научно-исследовательской деятельности при изучении вопросов привлечения населения приграничных районов к охране государственной границы.
Практическая значимость исследования определяется выработанными автором рекомендациями и возможностью их использования при совершенствовании нормативной правовой базы работы с местным населением, для воспитания молодого поколения российских граждан, сотрудников пограничных органов ФСБ России. Фактический материал, содержащийся в диссертации, может быть использован при разработке учебно-методических материалов для курсантов и слушателей высших учебных заведений пограничного профиля.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были использованы руководством Департамента пограничной охраны Пограничной службы ФСБ России в работе по оптимизации привлечения населения на добровольных началах на гласной основе к охране и защите государственной границы и учтены при подготовке Приказа ФСБ России от 17 ноября 2010 г. № 566 «Об организации работы пограничных органов с добровольными народными дружинами по защите государственной границы Российской Федерации». Основные положения диссертации были изложены автором в научных статьях, докладах на научных и научно-практических конференциях, круглых столах, обсуждались на кафедре истории Отечества, органов безопасности и зарубежных пограничных органов Московского пограничного института ФСБ России, вошли в учебник «История пограничных органов» и учебно-методическое пособие «Специальное страноведение».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка источников и литературы, двадцати трех приложений, составленных автором на основе архивных документов, дополняющих и поясняющих текстовую часть.
Выводы по 1 главе.
Начало созданию системы участия населения приграничных районов СССР в охране государственной границы положено в мае 1931 г, когда была утверждена Инструкция Главного управления пограничной охраны и войск.
ОГПУ СССР «О порядке привлечения населения пограничной полосы к охране государственной границы». С этого времени в централизованном порядке стали создаваться бригады содействия — добровольные организации из числа населения приграничных районов. Бригады содействия создавались по территориально-производственному признаку с целью оказания помощи и содействия пограничным частям и подразделениям в охране государственной границы СССР. В 1930;е гг. была выстроена организационная вертикаль: пограничный отряд — бригада содействиягруппа содействия. Общее руководство бригадами содействия осуществляли начальники пограничных отрядов, а непосредственноеначальники пограничных застав, коменданты пограничных участков и их помощники. Свои обязанности члены бригад содействия выполняли добровольно в процессе повседневной трудовой деятельности. В ряде случаев помощь местного населения носила эпизодический, вспомогательный и спонтанный характер.
В годы Великой Отечественной войны организаторская работа партийно-государственных структур различного уровня, органов управления пограничных и других войск НКВД СССР позволила мобилизовать местное население на посильное содействие органам и войскам НКВД СССР в охране государственной границы, охране тыла действующей армии, борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника. Формы участия населения в помощи войскам НКВД СССР на данном этапе несколько расширились и были представлены: бригадами (группами) содействия пограничным войскам НКВД СССР в охране государственной границы (на участках, где военные действия не велись) — бригадами (группами) содействия войскам НКВД СССР в охране тыла Действующей Красной Армии, истребительных батальонов (отрядов).
В послевоенные годы органы управления пограничных войск совершенствовали методы и способы использования членов бригад содействия, овладевали опытом их боевого применения, проводили систематическую политико-массовую работу среди местных жителей. Основной организационной формой участия местного населения в охране государственной границы в послевоенный период оставались бригады содействия. В отдельных местностях, где еще требовалось проведение специальных операций по ликвидации бандформирований, в населенных пунктах создавались группы самоохраны, которые можно рассматривать как новую в то время форму привлечения населения к содействию пограничным и другим войскам НКВД-МВД СССР.
Исследование показало, что период с мая 1931 г. по февраль 1959 г. правомерно рассматривать как самостоятельный период, содержащий в себе три исторических этапа формирования системы привлечения местного населения к охране государственной границы. На первом этапе (май 1931 г. -июнь 1941 г.) была заложена организационно-управленческая основа участия населения в охране государственной границы в форме бригад содействия. На втором этапе (июнь 1941 г. — май 1945 г.) работа по привлечению населения к оказанию помощи войскам НКВД СССР себя оправдала и потребовала от политического и военного руководства расширения спектра действий населения в условиях войны. Третий этап (май 1945 г. — февраль 1959 г.) характеризовался определенным сочетанием форм и способов участия населения в охране государственной границы довоенного и военного периода. Но по мере стабилизации обстановки в стране и на государственной границе основной организационной формой участия местного населения в оказании помощи пограничникам стали бригады содействия.
В 1931;1959 гг. была создана система участия населения приграничных районов СССР в охране государственной границы, которая включала в себя нормативно-правовую базуорганы управления (должностные лица) пограничных войск, организующие работу с приграничным населениемдобровольные формирования граждан.
Глава II. Совершенствование системы участия советских граждан в охране государственной границы (март 1959 г. -декабрь 1991 г.).
Международная обстановка данного периода оказывала существенное влияние на процессы, происходившие непосредственно на государственной границе СССР. С конца 1950;х гг. в мире четко обозначилось два противоположных общественно-политических лагеря, представлявших капиталистическую и социалистическую концепции социально-экономического и политического развития. Логика конфронтации не способствовала компромиссам, учитывающим интересы всех на международной арене. Идеология и практика марксизма-ленинизма, базировавшаяся на представлениях неминуемости краха буржуазного строя, непримиримости социализма и капитализма, обострения идеологической борьбы по мере строительства социализма, продолжали служить основой внешнеполитического курса СССР.
2.1. Трансформация организационно-управленческих основ участия советских граждан в охране государственной границы.
В исследуемый период руководство СССР продолжало предпринимать меры по укреплению связей между армией и народом, установлению тесных контактов органов государственной безопасности и пограничных войск с массами трудящихся. Эта работа рассматривалась как важнейшее условие успешного противодействия проникновению через государственную границу СССР лиц, ведущих идеологические диверсии и подрывную деятельность.
156 иностранных разведок, а также как залог надежной ее охраны .
Предпосылкой к созданию добровольных народных дружин была реформа Вооруженных Сил СССР при Н. С. Хрущеве, которая затронула в том числе и пограничные войска. Н. С. Хрущев считал, что охрана государственной границы с социалистическими странами, Финляндией и Афганистаном не требует большой численности пограничных войск, поэтому их сокращение производилось за счет частей, охраняющих государственную границу с этими странами. Эту точку зрения поддержал и Министр внутренних дел СССР С. Н. Круглов, который в начале 1955 г. предложил «охрану границы с Китаем обеспечивать наблюдением работающих в поле рабочих совхозов, оставив лишь малочисленные оперативные пункты пограничников в тылу"157.
Популистским выглядело и предложение Председателя КГБ при Совете Министров СССР А. Н. Шелепина о том, что по мере укрепления добровольных народных дружин, накопления ими опыта можно будет упразднить.
156 Солод В. И. Охраняет весь народ. — Алма-Ата, 1984. — С. 3.
157 Воробьев В. Главк. 50-е годы // Вестник границы. — 1990. — № 10. — С. 48. пограничные посты и передать функции охраны государственной границы дружинникам158.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 г. «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране», представленном в приложении 13, была заложена основа для изменения организационной формы участия приграничного населения в охране государственной границы.
Постановление закрепило то, что народные дружины по охране общественного порядка и районные (городские) штабы в своей деятельности должны были руководствоваться требованиями советских законов. Они находились под их защитой и проводили свою работу в контакте с общественными организациями и административными органами. Органы внутренних дел, прокуратуры, юстиции и суды должны были оказывать содействие народным дружинам и их штабам в охране общественного порядка. Исполкомам местных Советов депутатов трудящихся, руководителям предприятий и учреждений предписывалось обеспечить народные дружины и штабы помещениями для проведения занятий и телефонами.
В документе были определены состав и структура добровольной народной дружины. В нее принимались граждане СССР, как правило, не моложе 18 лет на основании личных заявлений, подаваемых в профсоюзный, комсомольский комитеты по месту своей работы или жительства. Граждане, желающие вступить в добровольные народные дружины, принимались в дружину по рекомендации собрания коллектива, в котором они состояли159.
158 На страже границ Отечества. История пограничной службы. Краткий очерк. — М., 1998. -С. 465.
159 Заболотный Г. И., Белогуров Г. М. и др. Местное население пограничных районов в охране государственной границы Союза ССР. — М., 1965. — С. 76−79.
Народная дружина учреждалась на организационном собрании дружинников, созываемом инициативной группой, состоящей из представителей партийных и советских органов, комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций одного или нескольких предприятий, строек, колхозов, совхозов, учебных заведений, домоуправлений и других учреждений. Количественный состав дружины устанавливался исходя из местных условий. В случае необходимости, например в городах, при большой численности дружины, в ней могли образовываться отдельные группы.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 г. «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» определило, что дружинник выполняет свои обязанности в нерабочее время.
Руководство народной дружиной осуществлялось командиром и его заместителями, избираемыми открытым голосованием на общем собрании дружинников. Вступившему в дружину командир дружины вручал удостоверение, нагрудный знак и памятку. В последней излагались обязанности и права дружинника, советы по его практической деятельности.
Во «Временном положении о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка», проект которого представлен в приложении 14, были прописаны правовые и организационно-управленческие основы деятельности дружин.
Дружинник был обязан: защищать честь и достоинство граждан, принимать необходимые меры к пресечению нарушений общественного порядкапри выполнении заданий своевременно и четко исполнять требования командира дружины, быть дисциплинированным, смелым и самоотверженнымв борьбе с нарушениями общественного порядка воздействовать на нарушителя прежде всего путем убеждения и предупрежденияпри исполнении обязанностей иметь при себе удостоверение и нагрудный знак дружинника.
Дружинники, активно участвующие в охране общественного порядка и образцово выполняющие свои обязанности, могли поощряться исполкомами местных Советов депутатов трудящихся, общественными организациями, руководителями предприятий, учреждений и др. Поощрение выражалось в объявлении благодарности, вручении грамоты, награждении ценными подарками. Особо отличившиеся представлялись к правительственным наградам.
На основе «Временного положения о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка» в союзных республиках создавались Положения о добровольных народных дружинах, в которых должны были учитываться местные условия.
Временное положение о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка" закрепляло обязанности и права дружины и районного (городского) штаба. Народная дружина охраняла общественный порядок на улицах, стадионах, в парках и других общественных местах, принимала участие в поддержании общественного порядка во время проведения демонстраций, шествий, массовых гуляний, спортивных соревнованийобеспечивала в районе, закрепленном за ней, общественный порядок путем патрулирования, рейдов, выставления постов и установления дежурстввносила в советские и общественные организации предложения о принятии мер воздействия к отдельным нарушителям общественного порядкапередавала материалы в отношении отдельных нарушителей в товарищеские суды или в административные органы, а также могла выделять своего представителя в качестве общественного обвинителя и т. д.
Районный (городской) штаб добровольных народных дружин руководил работой по формированию дружин на предприятиях, стройках, транспорте, в учреждениях, учебных заведениях, домоуправлениях, колхозах и совхозахразрабатывал мероприятия по обеспечению общественного порядка в районе (городе), распределял силы дружин по местам охраны и оказывал помощь командирам дружин в выполнении поставленных перед ними задачпериодически обобщал опыт работы дружин района (города) — вносил предложения в партийные, советские и общественные организации об устранении причин и условий, способствовавших нарушениям общественного порядка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исторический опыт свидетельствует, что сохранение мира, территориальной целостности государства и неприкосновенности государственной границы во многом зависит от отношения граждан к своему государству, от той роли, которую они играют не только в сфере производства, развитии материальной и духовной культуры, но и в деле защиты Родины, обеспечения государственной и пограничной безопасности государства.
В 1931;1991 гг. в системе обеспечения государственной и пограничной безопасности страны важное место занимала система участия населения приграничных районов СССР в охране государственной границы, которая включала в себя нормативно-правовую базуорганы управления (должностных лиц) пограничных войск, организующие работу с приграничным населениемдобровольные формирования граждан.
Для достижения высокой результативности участия жителей приграничья к охране государственной границы и их воспитания пограничными войсками использовались различные методы организационно-управленческой работы. В свою очередь, формы и способы участия населения в охране рубежей Родины напрямую зависели от обстановки на государственной границе в тот или иной исторический период.
В результате деятельности государственных органов, общественных организаций и органов управления пограничных войск в приграничье из числа местных жителей был создан надежный заслон против нарушителей государственной границы, крепли деловые связи пограничных войск и местного населения. Высокое чувство гражданского долга, патриотизма и сопричастности к важной государственной задаче — обеспечению безопасности страны, сформированное в результате целенаправленной политической, организаторской и воспитательной работы государственных органов, общественных организаций, органов управления пограничных войск, стало мотивационной и идеологической основой участия населения приграничных районов СССР в охране государственной границы.
Логика проведенного исторического исследования сводится к ряду положений.
Оценка организационно-управленческой деятельности государственных органов, общественных организаций, органов управления пограничных войск по привлечению населения к участию в охране государственной границы СССР, а также эволюции форм и способов участия приграничного населения в охране государственной границы.
Благодаря целенаправленной работе органов государственного и военного управления, были найдены наиболее эффективные формы и способы участия трудящихся в деле защиты и охраны советских границ.
Деятельность государственных органов, общественных организаций, органов управления пограничных войск в 1930;е гг. позволила в централизованном порядке сформировать бригады содействия — добровольные организации, создаваемые из населения приграничных районов по территориально-производственному признаку с целью оказания помощи и содействия пограничным частям и подразделениям в охране Государственной границы СССР. Деятельность органов управления пограничных войск привела к созданию определенной организационной вертикали: пограничный отрядбригада содействия — группа содействия. Общее руководство бригадами содействия осуществляли начальники пограничных отрядов, а непосредственное — начальники пограничных застав, коменданты пограничных участков и их помощники.
В годы Великой Отечественной войны организаторская работа партийно-государственных структур различного уровня, органов управления пограничных и других войск НКВД СССР позволили мобилизовать местное население на посильное содействие органам и войскам НКВД СССР в охране государственной границы, охране тыла Действующей армии, борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника. Участие населения в оказании действенной помощи войскам НКВД СССР осуществлялось в форме бригад (групп) содействия пограничным войскам НКВД СССР в охране государственной границы (на участках, где военные действия не велись), бригад (групп) содействия войскам НКВД СССР в охране тыла Действующей Красной Армии, истребительных батальонов (отрядов). Указанные организационные формы участия местного населения в содействии войскам НКВД СССР представляли собой, как и в предвоенные годы, добровольные организации, создаваемые из местного населения по территориально-производственному признаку.
В послевоенный период бригады содействия, как и в предвоенные годы, обычно использовались для перекрытия, контроля и наблюдения за основными маршрутами направления наиболее вероятного движения нарушителей границы.
Члены бригад содействия при оказании помощи пограничным войскам привлекались к повседневной охране государственной границы, поиску и преследованию нарушителей государственной границы, ликвидации бандитского элемента, прикрытию и блокированию тыловых направлений на маршрутах наиболее вероятного движения нарушителей границы и подступов к населенным пунктампрочесыванию отдельных участков местности.
Со временем такая форма участия населения приграничных районов СССР в охране государственной границы, как бригада содействия, себя изжила. Связано это было с необходимостью увеличения плотности и глубины охраны государственной границы, для чего требовалось участие более широких масс местного населения.
В итоге работа партийно-государственных структур различного уровня и органов управления пограничных войск была направлена на дальнейший поиск более совершенной формы привлечения населения к охране государственной границы. Так, в 1959 г. в практику оказания помощи пограничникам в охране рубежей страны было введено новое понятиедобровольная народная дружина — организационная форма участия граждан в охране государственной границы СССР на добровольной основе.
В отличие от бригад содействия добровольные народные дружины приграничных районов СССР являлись самостоятельными организациями, действующими от имени общественности. Дружинники были наделены более широкими правами и гарантиями. Кроме того, изменение правовых основ произошло не на ведомственном уровне, как это было раньше, а вышло на государственный уровень.
Способы участия приграничного населения СССР в охране государственной границы зависели от реально сложившейся обстановки. Местное население в составе добровольных формирований привлекалось к повседневной помощи пограничникам без отрыва от производственной деятельности, в свободное от работы время и в составе специальных нарядов.
Члены добровольных формирований из числа местного населения привлекались к повседневной охране государственной границы, поиску и преследованию нарушителей государственной границы, прикрытию и блокированию тыловых направлений на маршрутах наиболее вероятного движения нарушителей границы и подступов к населенным пунктамосмотру отдельных участков местности.
Периодизация процесса участия населения приграничных районов в охране государственной границы СССР.
Существенное влияние на процесс развития системы участия советских граждан в охране государственной границы в 1931;1991 гг. оказывали военно-политическая и социально-экономическая обстановкапринятие ряда нормативно-правовых актов на союзном, республиканском, местном и ведомственном уровняхорганизаторская деятельность партийных, советских органов и органов управления пограничных войскмотивация советских граждан на оказание помощи (содействия) пограничным войскам в защите и охране государственной границы СССР.
Процесс развития системы участия советских граждан в охране государственной границы СССР в 1931;1991 гг. правомерно разделить на два периода: 1) май 1931 г. — февраль 1959 г.- 2) март 1959 г. — декабрь 1991 г.
Исследование показало, что период с мая 1931 г. по февраль 1959 г. правомерно рассматривать как самостоятельный, содержащий в себе три исторических этапа формирования системы участия местного населения к охране государственной границы.
На первом этапе (май 1931 г. — июнь 1941 г.) была заложена организационно-управленческая основа участия населения в охране государственной границы в форме бригад содействия.
На втором этапе (июнь 1941 г. — май 1945 г.) работа по привлечению населения к оказанию помощи войскам НКВД СССР себя оправдала и потребовала от политического и военного руководства расширения спектра действий населения в условиях войны.
Третий этап (май 1945 г. — февраль 1959 г.) характеризовался определенным сочетанием форм и способов участия населения в охране государственной границы довоенного и военного периода.
Но по мере стабилизации военно-политической и оперативной обстановки в стране и на государственной границе основной организационной формой участия местного населения в оказании помощи пограничникам стали бригады содействия.
Период участия населения приграничных районов СССР в охране государственной границы с марта 1959 г. по декабрь 1991 г., содержанием которого стало совершенствование системы участия местного населения в охране государственной границы, содержит три исторических этапа.
На первом этапе (март 1959 г. — апрель 1977 г.) были определены и апробированы новые формы участия населения в охране государственной границы — добровольные народные дружины, оперативные комсомольские отряды, отряды юных друзей пограничников.
Второй этап (апрель 1977 г. — декабрь 1982 г.) характеризовался совершенствованием правовых основ привлечения приграничного населения к защите и охране государственной границы и усилением мотивации местных жителей к оказанию помощи (содействия) пограничным войскам.
На третьем этапе (январь 1983 г. — декабрь 1991 г.) произошла разинтеграция советской системы участия местного населения в охране государственной границы.
Периодизация процесса участия населения приграничных районов в охране государственной границы СССР позволила с научных позиций оценить организационно-управленческую деятельность государственных органов, общественных организаций, органов управления пограничных войск по привлечению населения к участию в охране государственной границы СССР, проанализировать эволюцию форм и способов оказания помощи (содействия) местного населения пограничным войскам в охране государственной границы, выявить исторические тенденции, проявившиеся в деятельности по привлечению местного населения к участию в охране государственной границы СССР.
Исторические тенденции, проявившиеся в деятельности по привлечению местного населения к участию в охране государственной границы СССР.
Диссертационное исследование позволило выявить (определить) ряд тенденций: во-первых, поиск наиболее оптимальной организационной структуры и структуры подчиненности добровольных формирований граждан, привлекаемых к участию в обеспечении государственной и пограничной безопасностиво-вторых, усиление организационно-управленческой роли партийных, советских органов, общественных организаций по мере совершенствования системы участия населения приграничных районов СССР в охране государственной границыв-третьих, развитие правовых основ привлечения населения приграничных районов СССР к охране государственной границы, юридическое их закрепление на государственном, региональном, местном и ведомственном уровняхв-четвертых, изменение способов действий пограничных (служебных) нарядов от добровольных формирований граждан, привлекаемых к участию в обеспечении государственной и пограничной безопасности.
Выявленные исторические тенденции позволили с позиции научной объективности и социального детерминизма творчески подойти к анализу исторического процесса участия приграничного населения СССР к участию в обеспечении государственной и пограничной безопасности.
Исторические уроки и рекомендации, направленные на оптимизацию участия местного населения в охране государственной границы Российской Федерации.
Благодаря целенаправленной организационно-управленческой работе органов государственного и военного управления, партийных, комсомольских и общественных организаций, были найдены эффективные рычаги идеологического, административного, правового и иного воздействия на жителей приграничных районов СССР, что повысило надежность охраны и защиты государственной границы. Высокая бдительность населения приграничья становилась чертой его характера.
В значительной степени вопрос участия местного населения в охране государственной границы зависел от пограничных командиров и начальников, от их умения строить работу с местным населением, от индивидуального подхода к каждому местному жителю с учетом его индивидуальных, психологических, моральных, национальных и других особенностей.
Отечественная история свидетельствует, что только при высокой бдительности всего населения страны, и в первую очередь жителей приграничья, можно обеспечить государственную и пограничную безопасность государства. Поэтому непосредственное участие каждого гражданина СССР в охране рубежей Отечества было важнейшей государственной обязанностью, патриотическим долгом граждан Советского Союза. При этом вопросы организации службы, обучения и воспитания местного населения решались с опорой на патриотизм населения приграничных районов СССР.
Список литературы
- ИСТОЧНИКИ 1.1. Архивные
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
- Фонд Р-9401 (Народный комиссариат внутренних дел СССР. (НКВД СССР). (1934−1946 гг.). Министерство внутренних дел СССР (1946−1960, 19 661 990 гг.)), опись 1, дело 767, опись 1а, дело 42, опись 12, дело 558-.
- Фонд Р-5446 (Управления делами СНК СССР), опись 2, дела 793, 794, 822, 823, опись 106, дело 20-
- Фонд Р-7523 (Верховный совет СССР), опись 105, дела 456, 460-
- Фонд Р-9478сч (Управление НКВД по борьбе с бандитизмом), опись 1, дела 17, 22, 59, 70, 137, 276, 319, 323, 353, 613.
- Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)
- Фонд 9 (Комиссия Политбюро ЦК РКП (б)), опись 1, дело 53-
- Фонд 17 (Центральный Комитет КПСС. 1898, 1903−1991 гг.), опись 164, дела 46, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 37-
- Фонд 82 (Личный фонд В.М. Молотова), опись 2, дело 897-
- Фонд 586 (Материалы по разработке проекта 3-й программы КПСС (16 ноября — 3 декабря 1959 года), опись 1, дела 192, 289-
- Фонд М-1 (Сектор секретных документов ЦК ВЛКСМ. 1962−1978 гг.), опись 1с, дело 34.
- Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ)
- Фонд 4 (Секретариат ЦК КПСС), опись 24, дело 343.
- Центральный архив Министерства Обороны Российской Федерации (ЦА МО России)
- Фонд 210 (Штаб Забайкальского фронта), опись 3116, дело 28.
- Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦПА ФСБ России)
- Фонд 19 (Политическое управление пограничных войск), опись 18, дела 58, 59, 101.
- Фонд 42 (Управление пограничных войск НКВД Туркменского округа), опись 1, дела 261, 263-
- Фонд 48 (71-й Бахардинский пограничный отряд) опись 1, дело 1-
- Фонд 57 (Управление пограничных войск НКВД Таджикского округа), опись 1, дела 438, 483-
- Фонд 111 (Управление Мурманского пограничного округа НКВД СССР), опись 8, дела 903, 931-
- Фонд 114 (100-й Никельский пограничный отряд Северного пограничного округа), опись 1, дело 1-
- Фонд 220 (Управление Дальневосточного пограничного округа, г. Хабаровск), опись 1, дела 17, 166, 167, 174, 175, 176, 177, 182, 292, 681-
- Фонд 231 (Управление пограничными войсками НКВД Приморского округа), опись 1, дело113-
- Фонд 368 (14 отдельная пограничная комендатура, село Гульча), опись 1, дело 1.
- Опубликованные а) Законодательные и подзаконные акты
- Конституция (Основной Закон) СССР от 31 января 1924 г.: Образование и развитие Союза Советских Социалистических Республик (в документах), М., Юридлит, 1973. — С. 316.
- Конституция (Основной Закон) СССР от 5 декабря 1936 г.: Образование и развитие Союза Советских Социалистических Республик (в документах), М., Юридлит, 1973. — С. 469.
- Конституция (Основной Закон) СССР от 7 октября 1977 г. М., Политиздат, 1977. — С. 15.
- Декреты Советской власти. М.: 1959. — Т. 2. — 571 с.
- Декреты Советской власти. М.: 1971. — Т. 5. — 632 с.
- О государственной границе: закон СССР от 24 ноября 1982 г. М., Воениздат, 1986. — 150 с.
- Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 г. № 474 // Сб. Постановлений РСФСР. 1959. — № 3. — С. 30.
- Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка: постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 30 марта 1960 г. № 435 // Сб. Постановлений РСФСР. 1960. — № 14. — С. 56.
- О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 г. № 379 // URL. http://www.libussr.ru (дата обращения 10.11.2009).
- О повышении политической бдительности советских граждан: постановление ЦК КПСС от 23 мая 1977 г. // Сб. статей Главного и Политического управлений пограничных войск КГБ СССР при Совете Министров Союза ССР, М., 1978. № 2. — С. 13−24.
- О повышении политической бдительности в интересах дальнейшего усиления охраны государственной границы: постановление ЦК КПСС от 28 июня 1977 г. // РГАНИ. Ф.4. Оп.24. Ед. хр. 343. Л.73−74
- О работе комсомольских организаций по привлечению молодежи к охране государственной границы: постановление Бюро ЦК ВКЛСМ от 12 апреля 1961 г. //РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 1с. Ед. хр. 34. Л. 1−46.
- Положение об оперативных комсомольских отрядах дружинников: постановление ЦК ВЛКСМ от 5 ноября 1974 г. // Сб. Постановлений СССР. -1974. -№ 12.-С. 67.
- Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников: указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1962 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1962. — № 17. — С. 177).
- Инструкция по службе пограничных войск НКВД СССР по охране тыла фронтов Действующей Красной Армии" от 25.03.1942 г. // Опубликована: Из истории советских пограничных войск (1935−1941 гг.). Документы и материалы. М, 1973. — С. 301−309.
- Инструкция по охране Государственной границы СССР (пограничный отряд, пограничная комендатура) от 21 августа 1961 г. // ЦПА ФСБ России. Ф. 14. Оп. 4. Ед. хр. 463. Л. 1−129.
- Документы и материалы кануна второй мировой войны. М., 1948. -651 с.
- Из истории войск ВЧК и пограничной охраны: документы и материалы. 1917−1921. -М.: Воениздат, 1958. 522 с.
- Из истории советских пограничных войск. 1928−1934 гг.: документы и материалы. Главное управление пограничных войск КГБ СССР. Отдел военно-научной работы и военно-учебных заведений. М., 1971. — 773 с.
- Из истории советских пограничных войск (1935−1941 гг.). Документы и материалы. М., 1973. 500 с.
- Из истории советских пограничных войск (1941−1945 гг.). Документы и материалы. М., 1975. 618 с.
- Материалы «Особой папки» Политбюро ЦК ВКП (б) ВКП (б) по вопросу советско-польских отношений 1923−1944 гг. — М., 1997. — 532 с.
- НКВД-МВД СССР в борьбе с бандитизмом и националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (19 391 956). М., Объединенная редакция МВД России, 2008. — 639 с.
- Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сб. документов. Т.1. — М.: 1995. — 651 с.
- Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: сб. документов. Т.2. — М., 2000. — 717 с.
- Оглашению подлежит: СССР Германия 1939−1941 гг.: документы и материалы. — М., 1991. -632 с.
- Письма И.В. Сталина к В.М. Молотову. 1925−1936 гг. М.: Россия Молодая, 1995.-313 с.
- Пограничные войска СССР. 1918−1928 гг.: сб. документов и материалов. М.: Наука, 1973. — 926 с.
- Пограничные войска СССР. 1929−1938 гг.: сб. документов и материалов. М.: Наука, 1972. — 775 с.
- Пограничные войска СССР. 1939 июль 1941 гг.: сб. документов и материалов. -М.: Наука, 1970. — 813 с.
- Политбюро ЦК РКП (б) и Европа. Решения «Особой папки». 19 231 939 гг.-М., 2001.-563 с. б) Периодическая печать
- Баринов В. Особенности работы с ДНД в условиях Заполярья // Сб. статей по вопросам пограничной службы. 1968. — № 1(48). — С. 15−31.
- Босько Г. Как используются бригады содействия в охране границы в 63-м пограничном отряде // Сб. статей по вопросам пограничной службы. -1959.-№ 4,-С. 46−51.
- Вся страна на охране границ // Тревога. 1936. — 15 февраля-
- Вместе с Красной Армией весь советский народ // Тихоокеанский моряк. 1938. — 29 октября.
- Григоренко С. Наши боевые помощники. // Сборник статей. 1961, № 3,-С. 62-
- Лаврентьев Ю.В. Народные дружины в охране границы по опыту 81-го пограничного отряда. // Сб. статей по вопросам пограничной службы. 1961, -№ 1,-С. 53−58.
- Дерибас Т.Д. Боевой путь Краснознаменной пограничной охраны ДВК // Тревога. 1936. — 15 февраля.
- Ламбрианов Г. Привлечение дружинников к охране государственной границы на участке Каахкинского пограничного отряда. // Сб. статей по вопросам пограничной службы. 1967. — № 4 (47). — С. 37−43.
- Митрошков М. Народная дружина более совершенная форма привлечения общественности к охране границы. // Сб. статей по вопросам пограничной службы. 1960. — № 2. — С. 62−65.
- Как я задержала шпиона // Правда. 1938. — 8 июля.
- Коломиец Г. Умело использовать помощь народных дружин. // Сб. статей по вопросам пограничной службы. 1961. — № 3. — С. 48−54.
- Кравчук С.А. Исторический опыт взаимодействия советских государственных органов власти, организаций, граждан с пограничными войсками в охране границы СССР на Дальнем Востоке в 1960−80 гг. // Власть, 2010,-№ 6.-137 с.
- Пример советского патриотизма // Правда. 1937. — 30 сентября.
- Российская газета. Федеральный выпуск № 5378 от 12 января 2011 г.
- Летопись пограничных войск КГБ СССР. М., 1981. — 527 с.
- Пограничный словарь. Академия ФПС России. М., 2002. — 408 с.
- Пограничные войска НКВД: материал для бесед. М., 1946. — 57 с.
- Агеев А.Д. На страже дальневосточной границы // Как мы били японских самураев: сборник статей и документов. М., 1938.
- Афанасьев Н., Демченко А. Бой на Павловой сопке // Бои у Хасана (партийно-политическая работа в боевой обстановке). М., 1939.
- Безносюк О. Виншцувальш батальйони в боротьб1 проти збройних формувань ОУН та У ПА на теренах Сташславщини в 1944—1945 pp. Галичина. -№ 14. 1вано-Франювськ, 2008. — 370 е.-
- Бузыцков И. Записки пограничника. Кишинев, 1976. — 67 с.
- Вертелко И.П. Служил Советскому Союзу. М., Граница, 1996.318 с.
- Гал1 В М., 1льницький В. Створення та Д1яльшсть винищувальних батальйош в у Дрогобицькш области (1944−1948) // Укра’шський визвольний рух: науковий зб1рник № 12. Льв1 В, 2009. — 230 с.
- Граница на замке. Рассказы и очерки. Сталинград, 1937.67. Граница. Минск, 1937.
- Долгополов Ю. Роль населения пограничных районов в охране государственных границ СССР. В кн.: О формах связи органов госбезопасности с трудящимися. Сб. ст. М., 1961. — 316 с.
- История охраны государственной границы: хрестоматия. М., 2001.511 с.
- Лаврентьев Ю.В. Привлечение населения приграничных районов к охране государственной границы СССР. М., 1977. — С. 82.
- Местное население пограничных районов в охране государственной границы Союза ССР. Учебное пособие. М., 1965. — 196 с.
- Меркулов М.К. Годы отданные границе. Алма-Ата, 1978. — 96 с.
- Краснов В.И. Привлечение местного населения к охране государственной границы СССР. М., 1963. — 33 с.
- Особое задание: Воспоминания ветеранов чекистов. — М.: Московский рабочий, 1988.-321 с.
- Очерки по истории и организации пограничной охраны. М., 1930.
- Пашков A.M. Страницы героической летописи: Исторический очерк о Сахалинском ордена Ленина пограничном отряде. Южно-Сахалинск, 1975.
- Пограничное население в охране государственной границы СССР. Военный институт МВД СССР. 1955. 96 с.
- Политическая охрана границ. М., 1931.
- Петров И.В. Переломные годы: воспоминания И. М. Петрова (Тойво Вяхя). Петрозаводск, 1978. — 318 с.
- Петров И. М. (Тойво Вяхя). Мои границы. Петрозаводск, Карелия, 1981.-308 с.
- Петров В.И. Мятежное сердце Азии. М.: Крафт +, 2003. — 563 с.
- Самойло A.A. Две жизни. М.: Воениздат, 1958. — 327 с.
- Сборник статей Главного и Политического управлений пограничных войск КГБ СССР при Совете Министров Союза ССР, М., 1978. № 2. — 214 с.
- Чиркин C.B. Двадцать лет службы на Востоке. М.: Русский путь, 2006.-388 с.
- Фомин Ф.Т. Записки старого чекиста. М., 1964. — 57 с.
- Что должен знать боец пограничной и внутренней охраны о борьбе ВЧК-ОГПУ-НКВД с врагами революции. М., 1935. — 60 с.
- URL.: http://www.libussr.ru/docussr/usr8324.htm
- URL.: http ://www.onagradah.ru/medal-federalnoj -sluzhby-bezopasnosti-rf-za-vzaimodejstvie-s-fsb-rossii/
- URL.: http://www.search.ligazakon.Ua/ldoc2.nsf/linkl/find:/T001835.html
- URL.: http://www.base.spinfoim.ru/showdoc .fwx?Rgn= 14 229
- URL.: http://www.kadis.ru/texts/index.2. ИССЛЕДОВАНИЯ
- Бондаренко Г. Н. Работа партийных организаций пограничных районов по привлечению трудящихся к охране государственной границы Союза ССР (1959−1967 гг.): дис.. канд. ист. наук. -М., 1969. 189 с.
- Брижик А.Н. Строительство советских пограничных войск (1918−1941 гг.): дис. д-ра. ист. наук. М., 1990. — 536 с.
- Быстров С. А. Исторический опыт Советского государства по осуществлению кадровой политики в пограничных войсках СССР. 1918 июнь 1941 гг.: дис. канд. ист. наук. — М., 1993. — 211 с.
- Кисловский Ю.Г. Деятельность КПСС по подготовке и воспитанию офицерских кадров пограничных войск СССР (1918−1972): дис.. д-ра. ист. наук. Алма-Ата, 1973. — 434 с.
- Коба Н.Ф. Деятельность партийных органов Туркменистана по созданию и укреплению пограничной охраны (1918−1927 гг.): дис.. канд. ист. наук. Ашхабад, 1972. — 264 с.
- Козлов A.B. Советская военная журналистика в 1945—1991 гг.. (историческое исследование): дис.. д-ра. ист. наук. М., 2009. — 379 с.
- Нэх В. Ф. Пограничная политика советского государства (1917 июнь 1941 гг.): дис.. д-ра. ист. наук. -М., 2009. — 578 с.
- Сумароков Л.И. История российской пограничной охраны на Тянь-Шане и Памире : дис.. канд. ист. наук. Бишкек, 2006. — 301 с.
- Терещенко В.В. Создание и развитие системы пограничных округов советского государства (1918-июнь 1941 гг.): историческое исследование: дис.. канд. ист. наук. М., 2003. — 271 с.
- Хитин М.С. Пограничная политика Советского государства на Дальнем Востоке: 1917−1925гг.: дис. канд. ист. наук. Хабаровск, 2006. — 167 с.
- Шахворостов В.В. Участие населения Дальнего Востока в охране государственной границы (1922 1941 гг.): дис.. канд. ист. наук. -Хабаровск, 2011.-305 с.
- Шолин В.В. Истребительные батальоны НКВД в период битвы за Ленинград и Карелию (1941−1944 гг.): дис.. канд. ист. Наук. С-Пб., 2006. -182 с.