Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие позитивной системы субъективных отношений у подростков с девиантным поведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционно в педагогической и психологической науке девиантное поведение рассматривалось как следствие воздействия социальино-экономических факторов, изъянов социализации, роста числа неблагополучных семей, усилившихся миграционных процессов. Педагогическое взаимодействие, построенное в рамках бихе-виоральной парадигмы, предполагало коррекцию подростка-девианта, прежде всего на поведенческом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования личности подростков с девиантным поведением
    • 1. 1. Теоретические аспекты исследования субъективных отношений
    • 1. 2. Особенности личности подростков с девиантным поведением
    • 1. 3. Общая характеристика методов исследования системы субъективных отношений подростков с девиантным поведением
  • ГЛАВА 2. Исследование особенностей системы субъективных отношений подростков с девиантным поведением
    • 2. 1. Агрессивные
    • 2. 2. Замкнутые
    • 2. 3. Неустойчивые
    • 2. 4. Сравнительная характеристика экспериментальных выборок
  • ГЛАВА 3. Развитие позитивной системы субъективных отношений у подростков с девиантным поведением
    • 3. 1. Группы психологического тренинга подростков с девиантным поведением
    • 3. 2. Индивидуальные формы работы с подростками
    • 3. 3. Опытно-экспериментальная модель развития позитивных субъективных отношений у подростков с девиантным поведением
  • ВЫВОДЫ

Развитие позитивной системы субъективных отношений у подростков с девиантным поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пестуемый в течение длительного времени учебно-дисциплинарный подход, возводивший непроходимый барьер на пути становления детской индивидуальности операционализирующий себя в тактиках общения и взаимодействия, которые сводились к педагогическому диктату и доминированию, навязчивой опеке, нотациям, разъяснениям, приказам еще не изжил себя, несмотря на настойчивое внедрение идей личностно-ориентированного образования, уже принятых современным профессиональным сообществом, но еще не отрефлексированных в педагогических технологиях н стратегиях не только учительством, но и психолого-педагогической наукой. В реалии это оборачивается задержками и деформациями личностного развития подрастающих поколений, каждое из которых несет на себе эффекты несостоятельности авторитарно-императивного подхода. Особое влияние это оказывает на растущую личность, контакты которой с миром могут дать как «человеческий прирост», так и негативные следствия в виде депривации, десоциализации и деструктивности поведения.

В тоже время, динамические тенденции развития многоуровневой реальности современного общества наряду с позитивными эффектами актуализировали и ряд проблем, связанных с адаптивными возможностями субъекта. Современные условия развития личности достаточно противоречивы и насыщенны массой неоднозначных факторов. Дополнительные сложности составляет информационная плотность, повышенная динамичность жизни. Это предъявляет особые требования к способности человека перестраиваться и действовать конструктивно в кризисных ситуациях. Развитие этих способностей и умений требует специального обучения и воспитания.

Повышенная стрессогенность окружающей среды, и стремительное социальное расслоение, изменение требований к когнитивным и коммуникативным процессам человека продуцируют различные варианты девиантного поведения, как способы неконструктивного разрешения противоречий между требованиями социума и адаптивными возможностями субъекта.

Традиционно в педагогической и психологической науке девиантное поведение рассматривалось как следствие воздействия социальино-экономических факторов, изъянов социализации, роста числа неблагополучных семей, усилившихся миграционных процессов. Педагогическое взаимодействие, построенное в рамках бихе-виоральной парадигмы, предполагало коррекцию подростка-девианта, прежде всего на поведенческом уровне. Современная гуманистическая парадигма предлагает обратиться к фасилитации субъектного потенциала человека, что позволяет сформировать новую смысловую систему отношений к самому себе и другим людям, создать новую утонченную картину мира. В связи с этим особую актуальность и остроту приобретает поиск новых концептуальных подходов предполагающих включение подростков в личностно-мотивированную деятельность, выступающую в качестве социально-одобряемой в подростковой субкультуре.

Такой подход представляется эвристическим, так как позволяет активизировать механизмы личностного роста подростков за счет решения ряда задач:

— расширения рамок осознания своих возможностей, углубления «образа Я" — развития репертуарного тезауруса поведенческих реакций, изменения способов самопрезентации и самоутверждения, увеличения возможностей персоналиэации за счет изменения диапазона интерсубъектных взаимодействий;

— формирования позитивных моделей межличностных взаимоотношений.

В имеющихся исследованиях девиантное поведение характеризуется наличием поступков противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Его психокоррекция и психопрофилактика не только становятся центральными проблемами практической психологии, но и приобретает статус социально-значимого фактора стабилизации общественной ЖИЗНИ и общественных отношений, а также теоретической проблемы, требующей углубленного исследовательского поиска.

В целях коррекции и профилактики девиантного поведения подростков исследователи предлагают различные подходы и методы. Так Б. Н. Алмазов, С. Д. Арзуманян, В. Г. Баженов, В. И. Енин, М. М. Калашникова, Л. М. Кацук, АГ. Ковалев, КВ. Маслова, Э. Ш. Натанзон, И. Л. Невский, М. Ратгер, Д. И. Фельдштейн, отмечают положительный эффект при использовании рациональной организации педагогического процесса. АИ. Захаров, В. В. Комаров, С. А Кулаков, Э. Г. Костяшкин, АЕ. Личко, Е. В. Ларина, И. В. Романов, С. Н. Хоружий, С. И. Чаева, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий доказывают эффективность психологических и психотерапевтических методов (поведенческая и суггестивная психотерапия, психодрама и др.). Д. К. Жвания, Ю. И. Зотов, С. Б. Каверин, Б. И. Сарсенбаева говорят о позитивном влиянии на педагогически запущенных подростков спортивной деятельности.

По данным Л. М. Зюбина, АЕ. Личко, АС. Макаренко, И. Ф. Мягкова, В. Н. Мясищева, девиантное поведение объясняется искаженными субъективными отношениями подростков к различным сторонам окружающей действительности, поэтому особую значимость приобретает исследование возможностей изменения негативных и развития позитивных субъективных отношений у педагогически запущенных подростков к учебе, к труду, к другим людям и к себе в рамках специально-организованной системы профилактической психолого-педагогической работы.

Актуальность исследования определяется также тем, что в качестве содержательной, личностно развивающей деятельности взят популярный среди подростков вид спорта — УШУ в сочетании с психологическими и психотерапевтическими методами развития личности, такими как гештальт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, психодрама, направленными на развитие личностного потенциала человека. При этом испытуемыми были учащиеся ПТУ — контингент недостаточно исследованный в педагогической психологии.

Цель исследования — разработка и апробирование системы психолого-педагогических методов, способствующих развитию позитивных субъективных отношений подростков с девиантным поведением.

Объект исследования — система отношений подростков-девиантов.

Предмет исследования — условия развития позитивных субъективных отношений подростков с девиантным поведением.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования били сформулированы следующие задачи:

1 .Проанализировать и обобщить теоретические и эмпирические исследования, раскрывающие психологию подростка, особенности его личностного становления, детерминанты возникновения девиавгшого поведения.

2. Выявить специфику отношений складывающихся у девиантных подростков со сверстниками и взрослыми (родителями, учителями и т. д.).

3. Описать возможности применения групповых и индивидуальных методов развития личности подростков с девиантным поведением.

4. Разработать систему психолого-педагогических методов развития позитивных субъективных отношений у подростков с отклоняющимся поведением, интегрирующую психологические техники и занятия УШУ, определить ее эффективность.

5. Изучить динамику изменения субъективных отношений подростков-девиантов в условиях опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования.

Напряженные межличностные отношения в социальной микросреде подростков-девиантов затрудняют применение традиционных индивидуальных и групповых методов формирования позитивных субъективных отношений;

Развитию у подростков-девиантов позитивных отношений может способствовать соединение психологических и психотерапевтических технологий с занятиями УШУ. Работа группы будет эффективной, если при ее создании опираться на подростковую мотивацию, связанную с совершенствованием своего физического образа «Я» и возможностью персонализации в среде сверстников.

Включение подростков-девиантов в спортивную деятельность способно создать мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию.

Теоретико-методологическим основанием исследования являются концептуальные подходы, раскрывающие специфику развития человека на этапе подросткового возраста и систему детерминант, задающих психическое и личностное развитие, а также эмпирические и теоретические работы, освещающие характерные особенности подростков-девиантов и содержание их межличностных взаимоотношений. В качестве теоретической базы выступили также современные исследования по проблемам личности, ее субъекшости и духовности.

В основу экспериментально-развивающей программы были также положены существующие в отечественной и мировой психологии представления о принципах, методах, содержании тренинговой работы и условиях ее организации.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается:

— в разработке нового подхода к формированию позитивных субъективных отношений подростков-девиантов с помощью погружения их в личностно-мотивированную, адекватную ценностям и установкам данного возраста, деятельность;

— в создании опытно-экспериментальной модели развития у подростков с девиантным поведением ориентации на успешность в спортивной деятельности, как факторе выхода из кризиса;

— в выявлении условий приобретения подростками-девиантами индивидуально-психологического опыта построения позитивных отношений со сверстниками;

— в определении некоторых условий построения эффективной тренинговой работы с группой подростков-девиантов;

— в разработке теоретических основ и обобщении опыта применения групповых и индивидуальных методов развития личности педагогически запущенных подростков в условиях ПТУ.

Практическая значимость исследования состоит:

— в создании системы поэтапного включения подростков-девиантов — учащихся ПТУ в психокоррекционную работу,.

— в разработке практических рекомендаций по созданию условий для развития позитивных субъективных отношений подростков с девиантным поведением;

— в обосновании содержания психодиагностической и психокоррекционной работы практического психолога с подроспсами-девиантами, необходимой для развития их позитивных отношений с миром;

— в описании деструктивных элементов в сфере межличностных отношений «агрессивных», «замкнутых», «неустойчивых» подростков, как условии построения системы адресной психолого-педагогической коррекции;

— в выявлении индивидуальных психологических портретов подростков с негативными установками, блокирующими развитие межличностных отношений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Занятия подростков-девиантов спортивной деятельностью (УШУ) способны перестроить негативную систему субъективных отношений на позитивную.

2. Развитие позитивных субъективных отношений подростков-девиантов становится возможным при погружении их в личностно-мотивированную, адекватную ценностям и установкам данного возраста, деятельность.

3. Разработанная опытно-экспериментальная модель развития у подростков с девиантным поведением ориентации на успешность может быть применена при работе с подростками, находящимися в кризисной ситуации.

4. В процессе обучения учащихся в ПТУ могут быть созданы условия для приобретения индивидуально-психологического опыта построения позитивных отношений со сверстниками.

5. Тренинговая работа может бьггь эффективной при осуществлении дифференцированного подхода к «агрессивным», «замкнутым», «неустойчивым» подросткам-девиантам.

6. Уточнение физического «образа Я» и повышение самооценки в процессе опытно-экспериментальной работы ведет к гармонизации отношений с миром и самим собой.

Методы исследования. В работе использовался биографический метод (беседа, наблюдение, изучение истории развития) и, кроме того, батарея психологических тестов, исследующих те или иные аспекты системы субъективных отношений и различные особенности личности: цветовой тест отношений, методика незаконченных предложений, методика Дембо-Рубинпггейна, модифицированная А. М. Прихожан, рисуночный тест «несуществующее животное», характерологический опросник К. Леонгарда, графическая беседа «Мой круг общения», разработанная Т.Ю. Андрущен-ко, методика социально-психологической самоатгестации коллектива Р. С. Немова, социометрия.

База исследования. Исследование проводилось в течение пяти лет (19 921 996) в ПТУ № 8 и № 30 г. Воронежа. Контингент исследования составляли подростки в возрасте 13−15 лет, характеризующиеся различными отклонениями в поведении. Всего было исследовано 101 человек.

Достоверность научных результатов обеспечивается содержательным сравнительным анализом факторов, полученных при использовании батареи методик и приемов, адекватных целям, задачам и гипотезе исследования, взаимопроверкой полученных результатов. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки, тщательным качественным анализом, а также корректным применением методов математической статистики (факторного анализа и кластер-анализа).

Апробация. Основные положения диссертационного исследования отражены в материалах научных сообщений автора на международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармоний в развитии личности детей и подростков» (Воронеж, 1993 г.) — на научной конференции «Социально-психологические проблемы ментальности» (Смоленск, 1996) — на международной научной конференции посвященной 25-летию института психологии РАН и 70-летию со дня рождения Б. Ф. Ломова (Москва, 1997) — на первой городской научно-практической конференции по проблеме: «Общество, ребенок, семья, школа, здоровье, будущее» (Воронеж, 1997) — на международной научной конференции «Гармонизация образования — формирование одухотворенной личности» (Воронеж, 1997) — на заседаниях Воронежского отделения Российского психологического общества (1997).

Методика, разработанная автором, использовалась в работе секций УШУ и на занятиях по психокоррекции с педагогически запущенными подростками в Центре творчества детей и юношества Ленинского района г. Воронежа. Данные исследования включались в программу обучения педагогов, психологов и организаторов этого учреждения, школ и профтехучилищ города.

Диссертация изложена на 155 страницах и состоит из введения, трех глав, выводов и приложений, содержит 24 таблицы и 4 рисунка.

Список литературы

насчитывает 199 наименований.

ВЫВОДЫ.

1.В результате исследования выявлены три группы подростков с девиантным поведением, условно названные нами: «замкнутые», «неустойчивые», «агрессивные». Они отличаются между собой как содержанием нарушенных отношений, так и особенностями поведения.

2. Девиантное поведение подростков обусловлено нарушенной системой субъективных отношений, сформированной под влиянием объективных отрицательных факторов: жестокость и холодность родителей в общении с детьми, частые конфликты, отсутствие помощи в обучении, бестактность педагогов. Как результат негативных отношений с другими людьми формируется отрицательное отношение к себе. Прослеживается взаимосвязь между временем образования нарушенных личностных отношений и их устойчивостью: ранее сформированные отношения — более устойчивы.

3. Группы психологического тренинга подростков с девиантным поведением в условиях ПТУ характеризуются высокой напряженностью межличностных отношений и агрессией во взаимодействии участников, отсутствием у них достаточной мотивации для изменения негативного поведения, непостоянством состава, что является причиной их малой эффективности. Позитивные изменения, возникшие в индивидуальных занятиях, при отсутствии длительного подкрепляющего воздействия, быстро угасают.

4. Изменить деформированную систему субъективных отношений у подростков-девиантов позволяют занятия спортивной деятельностью (УШУ) в сочетании с психологическими и психотерапевтическими технологиями.

5. Эффективность развития позитивных субъективных отношений у подростков с деформированной системой отношений и девиантным поведением обусловлена погружением их в личностно-мотивированную, адекватную ценностям и установкам данного возраста, деятельность.

6. Устойчивость и действенность тренинговой группы может быть обусловлена осуществлением дифференцированного подхода к «агрессивным», «замкнутым», «неустойчивым» подросткам-девиантам.

7. Разработанная опытно-экспериментальная модель развития у подростков с девиантным поведением ориентации на успешность, позволяет изменить самооценку и физический «образ Я», что ведет к гармонизации отношений с миром и самим собой и создает возможность применения этой модели при работе с подростками, находящимися в кризисной ситуации.

8. При подготовке учащихся в ПТУ могут быть созданы условия, в которых возможно эффективное приобретение индивидуально-психологического опыта построения позитивных отношений со сверстниками.

9. В процессе развития позитивных субъективных отношений у подростков с девиантным поведением отмечается сдвиг с деструктивных мотивов самоутверждения к конструктивным мотивам самопознания, от эмоционального уровня отношений к рациональному.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А Исследование роли социального и биологического факторов в нравственном развитии подростков // Отношение как проблема психологии воспитания / Под ред. А И. Щербакова, В. В. Богословского. — Л., 1973. — С. 22−26.
  2. Альбуханова-Славская К. А Стратегия жизни. М.: Мысль. — 1991. — 215 с.
  3. Л. С. Влияние семейных конфликтов на отклоняющееся поведение подростков // Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников. М., 1978. — С. 36−40.
  4. М. А Проблема воспитания трудных подростков // Советская педагогика. 1966. — N 10.- С. 15−23.
  5. М. А Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей. М., 1968. — 54 с.
  6. М. А О психологической характеристике трудновоспитуемых подростков // О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков. -М., 1970. С. 83−96.
  7. М. А Воспитательная работа с подростками. М., 1979, — 78 с.
  8. . Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1986. -150 с.
  9. И. Стиль педагогического общения как фактор развития личности подростка: Автореф. дисс. канд. психологич. наук. Ростов на Дону, 1994. -18 с.
  10. Амбрумова, А Т., Жезлова Л. Г. О некоторых формах девиантного поведения у подростков // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1973.-С. 211−215.
  11. . Г. Некоторые черты психологической структуры личности // Психология личности: Тексты: / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 39−42.
  12. Т. Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудностей общения в предподростковом возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1991.-N1.-С. 25−46.
  13. С. Д. Микросреда и отклонение социального поведения детей и подростков, Ереван: Изд-во «Луйс», 1980. — 253 с.
  14. В. Г. Воспитание педагогических запущенных подростков. Киев: Рядянська школа, 1986. -127 с.
  15. Е. Ф., Эткицц, А М. Цветовой тест отношений: Метод, рекомендации. Л.: Изд-во «Детская книга» N 2,1985. -18 с.
  16. К. М. Уроки классической китайской гимнастики. М.: Советский спорт, 1990. — Вып. № 2. — 48 с.
  17. В. В. Щебетенко АИ. Человек, как интегральная индивидуальность/ Пягигор. лингвистич. ун-т. Пятигорск, 1996. — 203 с.
  18. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 380 с.
  19. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 199 с.
  20. М.М. Уроки китайской гимнастики. М.: Советский спорт, 1990.-Вып. N1.-20с.
  21. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1956. — 425 с.
  22. Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -1979. № 4. — С. 23−34.
  23. Г. Г. Психология подростков правонарушителей // Советская юстиция. -1967. — N 22. — С. 11−16.
  24. В. Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. -Л.: Знание, 1980. 35 с.
  25. Г. В. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей: ее формирование и роль в поведении: Автореф. дисс. канд. психологич. наук. М., 1987.-20 с.
  26. Вдовиченко, А А. Некоторые девиации в системе отношений у делин-квентных подростков // Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Л., 1976. — С. 91−96.
  27. Вдовиченко, А А О типах акцентуации характера у делинквентных подростков // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976.
  28. Веденов, А В. Трудности переходного возраста // Дети с отклонениями в поведении. М., 1968. — С. 25−36.
  29. АВ. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. -1956. N 1.- С. 19−33.
  30. Вейнгольд-Рыбкина И. В. Некоторые особенности личности и семейных взаимоотношений у подростков правонарушителей // Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся. Воронеж: Изд-во ВГПИ, 1982. — С. 83−92.
  31. А. И. Динамические характеристики отношений подростков с асоциальными формами поведения // Отношения как проблема психологии воспитания. Л., 1973. — С. 27−32.
  32. JI. С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3 — Проблемы развития психики / Под ред. Запорожец АВ. — М.: Педагогика, 1983. — 366 с.
  33. JI. С. Педология подростка // Собр. соч.: В. 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. С. 5−243- Трудное детство. — Т.5. С. 137 — 198.
  34. М. Конфликт в подростковом возрасте и социальные ожидания // Тез. сообщений на 18-ом Междунар. психологическом конгр. М., 1966. — Симп. 35. -С. 93−96.
  35. Гонеев, А Д. Особенности семейного общения педагогически запущенных подростков // Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся. Воронеж, 1982. — С. 72−83.
  36. Гордин, А Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе: (На материале исследования учебного процесса в подростковых классах). М.: Педагогика, 1977. -151 с.
  37. В. А. Психокоррекция стиля взаимодействия: Автореф. дисс. д-ра. психология, наук. М., 1996. — 36 с.
  38. Групповая психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. — 384 с.
  39. А. А., Попов Г. В. Кэмпо традиция воинских искусств. — М.: Изд-во полиграфическая фирма «АНС-ПРИНТ», 1991. — 416 с.
  40. А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. — 128с.
  41. Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2.
  42. Т. 3., Трифонов О. А. Реабилитационная работа в отделении для подростков с пограничными состояниями // Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. Л., 1973. — С 212 — 215.
  43. И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. -М.:Знание, 1975. 64 с.
  44. А. К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. 1983. — № 1.-
  45. И. Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции: Автореф. дисс. канд. психологич. наук. М., 1994. — 21 с.
  46. В. И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом: (На материале спортивной гимнастики и борьбы дзюдо): Дисс. кацд. психолог, наук. Л., 1986 .-190 с.
  47. Д. К. Роль спорта в формировании всесторонне развитого человека: Автореф. дисс. канд. педагогич. наук. Тарту, 1975. — 27 с.
  48. А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. — 109с.
  49. Ю. И. Воспитание педагогически запущенных подростков в процессе спортивной деятельности: Автореф. дисс. канд. педагогич. наук М., 1973. 22 с.
  50. Л. М. Трудные дети. Л.: Знание, 1963. — 52 с.
  51. Л. М. Об индивидуальном подходе к учащимся вечерних школ. -М: Изд-во Акад. педагогич. наук РСФСР, 1963. 52 с.
  52. Л. М. Психологические особенности учащихся профтехучилищ. М.: Изд-во Высш. гак., 1966. — 123 с.
  53. Л. М. Психологические аспекты проблемы перевоспитания педагогически запущенных детей и несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. -1969. N 3. — С. 132−143.
  54. Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод. пособ. для проф. тех. учеб. заведений. М.: Высшая школа, 1982. -191 с.
  55. Л. М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М.: Высш. шк., 1974. — 87 с.
  56. Л. М. Все равно я к тебе приду. Л.: Лениздат, 1990. -175 с.
  57. Л. М. Психология воспитания: Методическое пособ. М.: Высш. шк., 1991.-93 с.
  58. Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений / Под ред. Б. Д. Карвасар-ского, С. Ледера // Групповая психотерапия М.: Медицина, 1990. — С. 89−120.
  59. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980
  60. С. Б. Психологические механизмы влияния отношений в спортивной деятельности на формирование личности: Дисс. канд. психологич. наук. — Тамбов, 1978. -163 с.
  61. М. М., Кацук Л. М. Особенности перевоспитания несовершеннолетних // Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. Воронеж: ВГПИ, 1983. — С. 90−94.
  62. Камалетдинова 3. Ф. Психологические особенности мотивационно-смысловой сферы старшеклассников с отклоняющимся поведением: Автореф. дисс. канд. психологич. наук. Ташкент, 1993. -19 с.
  63. А.И. Экономическая психология М.: Экономика, 1987. 303 с.
  64. В. В. Состояние организованности классного коллектива как фактор включенности в него педагогически запущенных подростков: Автореф. дисс. канд. психологич. наук, М., 1992. -21 с.
  65. Г. А. Активное Социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дисс. канд. психологич. наук. М., — 22 с.
  66. Ковалев, А Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека: В 3 т. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957. — Т.1. — 264 с.
  67. А. Г. Психологические основы исправления правонарушителей. -М.: Юрид. лит-ра, 1968. 136 с.
  68. Ковалев, А Г. Психология семейного воспитания. Минск: Нар. асвета, 1980.-256 с.
  69. В.В. Психогенные характерологические и патохарактерологиче-ские реакции у детей и подростков // Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. М., 1973. — 75−90.
  70. Е. А Учет социальной ситуации развития и самооценки несовершеннолетних в профилактике правонарушений // Тез. докл. к 1-й Всесоюз. конф. по психологии управления. М., 1979. — Ч. 2. — С. 435−437.
  71. Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Общие и возрастные особенности: Автореф. дисс. д-ра психологич. наук. -М., 1980. 59 с.
  72. В. Г. Межличностные отношения детей в условиях спецшколы // Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся. Воронеж, 1982. — С. 56−62.
  73. В. В. Особенности и пути коррекции самосознания у педагогически запущенных подростков в условиях ограниченного общения: Дисс. канд. психологич. наук. Воронеж, 1988. — 151 с.
  74. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
  75. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  76. В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: Беларусь, 1988. — 207 с.
  77. Э. Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. М., 1971. — 65 с.
  78. И. Б. Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского педуниверситета, 1997 — 112 с.
  79. И. Б. Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского педуниверситета, 1997 — 144 с.
  80. А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1972.-120 с.
  81. Т. Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дисс. кацд. психологич. наук. Л., 1980. — 21 с.
  82. С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. С. Пб.: Издат. отдел фирмы «Стройлеспечать», 1996. — 63 с.
  83. Кучкаров, А X. Общественно полезный труд важнейшее средство перевоспитания трудных подростков / Под ред. Д. И. Фельдштейна // Вопросы оптимизации воспитательной работы с трудными подростками — Душанбе, 1970. — С. 14−18.
  84. Лазурский, А Ф. Очерк науки о характере / Отв. ред. Е. В. Шорохова, В. А Кольцова. М.: Наука, 1995. — 271 с.
  85. АФ. Классификация личностей. Петроград, 1921.
  86. Е. В. Психологические и социально-педагогические факторы профилактики делинквентности старших подростков: Автореф. дисс. канд. психологич. наук. М., 1995. — 23 с.
  87. И. С. О возможности влияния акселерации на формирования противоправного поведения // Вопросы судебной психологии. М., 1971. — С. 51−52.
  88. Н. Г. Факторы отношения к учению у старших школьников // Отношения как проблема психологии воспитания. Л., 1973. — С. 33−39.
  89. Н. Д. Психологические особенности подростков. М., 1954.65 с.
  90. Н. Д. Мать на жизненном пути. М., 1958. — 78 с.
  91. Н. Д. От чего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить. М.: Изд-во Акад. наук РСФСР, 1961. — 84 с.
  92. Н. Д. Воспитание подростка в семье. М., 1969. — 86 с.
  93. Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  94. Личко, А Е. Патологические типы нарушений у подростков. Л., 1973.107 с.
  95. АЕ. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд. -Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
  96. Личко, А Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985. — 246 с.
  97. Личко, А Е., Лавкай И. Ю. Акцентуация характера у подростков // Психологический журнал, -1987. Т.8, N 2. — С. 112−120.
  98. Н. А Биографический метод в психологии и смежных науках: Дисс. канд. психологич. наук. Л., 1975. — 215 с.
  99. В. Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу: Дисс. канд. психологич. наук. М., 1978, — 219 с.
  100. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 444 с.
  101. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к пользованию / Ред. АФ. Кудряшов. Петрозаводск: Изд-во Петроком, 1992. -318 с.
  102. А. С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика. -1978. — Т. 1. — 397 с.
  103. Г. Н. Учитель, ученик. М.: Педагогика, 1977. -143 с.
  104. К. В. Изучение и формирование взаимоотношений школьников в процессе деятельности на уроках физкультуры и внеклассных занятиях спортом: Дисс. канд. педагогич. наук, М., 1968. — 210 с.
  105. Г. П. У опасной черты: Размышления о воспитании трудных подростков. Ростов-на-Дону, 1977. -113 с.
  106. О. М. Самосознание несовершеннолетних правонарушителей // Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Воронеж, 1982. — С. 134−140.
  107. И. Ф. О необходимости комплексного подхода при изучении педагогически запущенных подростков // Вопросы изучения психологии обучения и воспитания. Воронеж, 1976. — С. 80−83.
  108. И. Ф. Мотивы девиантного поведения в системе отношений личности педагогически запущенных подростков // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1985. — С. 271−275.
  109. П. А, Психодиагностика трудных подростков // Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. Воронеж: ВГПИ, 1983. — С. 11−17.
  110. В. Н. Психологические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей. Л., 1936. -115 с.
  111. В. Н. Типы современной рабочей молодежи // Рабочая молодежь как она есть. Л., 1924. — С. 34 — 43.
  112. В. Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий // Проблемы психологии. Л., 1948. — С. 14−27.
  113. В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 426 с.
  114. В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960. — С. 110 125.
  115. В. Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общей психологии. М., 1965. — С. 273−285.
  116. В. Н. О связи проблем психологии отношений и психологии установки // Понятие установки в медицинской психологии. Тбилиси, 1970. — С. 1326.
  117. Э. Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность: Пособие для педагогич. ин-тов. М.: Просвещение, 1968. — 207 с.
  118. Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 124 с.
  119. К. Гештальт-терапня. Отношение и практика атеоретического эмпиризма: Пер. с англ. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. — 304 с.
  120. И. А Трудный успех. М.: Просвещение, 1981. -128 с.
  121. И. Л. Берегите детство Будущее человечества. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1983. — 39 с.
  122. Т. Б. Состояние психического напряжения у педагогически запущенных подростков // Психолого-педагогические вопросы формирования личности учащейся молодежи. Воронеж, 1986. — С. 38−43.
  123. Л. И. Взаимоотношения родителей и детей как фактор нравственного воспитания и развития личности в подростковом возрасте: Дисс. канд. психологич. наук. М., 1973. -190 с.
  124. Л. А Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. -168 с.
  125. АВ. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-254 с.
  126. АВ., Петровский В. А Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. -1982. № 3.
  127. Петровский, А В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии // Вопр. психологии. 1984. — № 4. — С. 15−30.
  128. В. А. Личность в психологии. Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  129. В. А, Калиненко В.К., Котова И. Б. Личностно-развивающес взаимодействие. Ростов на Дону, 1995. — 86 с.
  130. Печенюк, А М. Особенности перевоспитания трудных подростков с отклонениями в эмоциональном развитии: Дисс. канд. психологич. наук. М., 1975. — 168 с.
  131. О. С. Социальные деформации личности как результат неблагоприятных семейных воздействий // Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. -Воронеж: ВГПИ 1983. С. 41−45.
  132. Г. М. К проблеме организации самовоспитания несовершеннолетних правонарушителей // Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. Воронеж: ВГПИ, 1983.-С. 104−111.
  133. Прихожан, А М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дисс. канд. психологич. наук. М., 1977.
  134. Прихожан, А М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание обучение и психическое развитие: В 3-х ч. -М., 1983. ч. 3.
  135. Прихожан, А М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. — С. 54−59.
  136. Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1984.
  137. Психологическая диагностика и коррекция личности школьников: Метод рек. для студ. педагогич. ин-тов и школьных психологов. Воронеж: ВГПИ, 1991. -184 с.
  138. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.147. Психологическая теория коллектива / Под ред. А В. Петровского. — М., 1979.
  139. Психологические условия и механизмы воспитания подростков / Под ред Д. И. Фельдштейна. М., 1983.
  140. Н. Г. Использование специфической реакции группирования при работе с ретардированными подростками в условиях клиники. // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся: Тез. межвуз. конф. Воронеж: ВГПИ, 1990. — С. 242−243.
  141. Г. В. Некоторые индивидуальные особенности самооценки в связи с задачами воспитания и обучения школьников // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся: Тез. межвуз. конф. Воронеж: ВГПИ, 1990. — С. 194−195.
  142. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987.
  143. С. В., Шеин С. А Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ: Пособие для исследователей гуманитарных специальностей. Минск, 1990. — 127 с.
  144. Е. И. Активность подростка в системе коллективных взаимоотношений в спортивных командах: Дисс. канд. психологич. наук. М., 1985. -167 с.
  145. И. В. Коррекция личности в условиях подросткового клуба // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. Тез. межвуз. конф. -Воронеж: ВГПИ, 1990. С. 243−245.
  146. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. // Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Издат. группа «Прогресс», «Универс», 1994.-480 с.
  147. С. JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
  148. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы теория и практика: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. Л. А. Петровской. М: Прогресс, 1993. — 367 с.
  149. Л. И. Нравственное воспитание подростков. М.: МГУ, 1977.-95 с.
  150. Л. Г. Социально- психологический анализ личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дисс. канд. психологич. наук Л., 1968. -21 с.
  151. Н. П. Влияние индивидуального и группового статуса на мен-тальность личности и группы // Социально-психологические проблемы ментальности: Материалы науч. конф. Смоленск: СГПИ, 1996, — С. 110−115.
  152. . И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности как одной из форм общественно полезной деятельности: Дисс. канд. психологич. наук. М., 1981. — 155 с.
  153. А. С. Психологические особенности асоциального поведения несовершеннолетних: Автореф. дисс. канд. психологич. наук. Киев, 1978. -18 с.
  154. А. П. Проблемы познания отношений в советской педагогике. Ставрополь, 1971. — 286 с.
  155. Е. В. Опыты реориентационного тренинга. С-Пб., 1995. — 249с.
  156. Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989.-215 с.
  157. М. И. Формирование системы отношений учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дисс. д-ра. педагогич. наук. М., 1996. -40 с.
  158. В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  159. В. И. Межличностные отношения подростков в группе восточных единоборств: Дипломная работа. Воронеж: ВГПИ, 1983. — 40 с.
  160. В. А. Психолого-педагогические механизмы коррекции отклоняющегося поведения учащихся // Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. Воронеж: ВГПИ, 1983. — С. 76−83.
  161. В. Я. Влияние семейных отношений на нравственное развитие подростков // Сов. педагогика. -1974. N 6. — С. 37−45.
  162. Н. М. Предпосылки педагогической запущенности учащихся начальных классов школы-интерната. // Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся. Воронеж: ВГПИ, 1982. — С. 38−43.
  163. Г. К. Интересы «трудных» подростков как отражение их моти-вационно-потребностной сферы: Дисс. канд. психологич. наук. М., 1993. — 22 с.
  164. Д. И. Трудный подросток. Душанбе, 1972. — 98 с.
  165. Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе: Изд-во «Дониш», 1973. — 138 с.
  166. Д. И. Психологические основы организации общественно-полезной деятельности, как средство нравственного воспитания подростков // Вопросы психологии. -1974. N 6. — С. 15−23.
  167. Д. И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978.- 47 с.
  168. Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. — 224 с.
  169. Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. 1983. — N 1. — С. 21−32.
  170. Л. Б. Проблема диагностики отрицательных свойств личности правонарушителя // Факторы педагогической запущенности и психологические вопросы коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. Воронеж: ВГПИ, 1983.-С. 5−11.
  171. Д. Н. «Королевство». Гештальт-тренинг в группе подростков. Осознавание и социальная ответственность. // Гештальт-терапия с детьми. М., 1996.- Вып. 1. С. 32−34.
  172. С. Н. Психологические особенности оценочных отношений недисциплинированных подростков: Автореф. дисс. канд. психологич. наук. Киев, 1981.-19 с
  173. С. И. Семейная интегратавная психотерапия и психопрофилактика при невротических и психопатических расстройствах у детей и подростков: Автореф. дисс. канд. мед. наук. С-Пб., 1994. — 20 с.
  174. О. Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков: Автореф. дисс. кацц. психологич. наук. М., 1991. -18 с.
  175. Е. Н. Гумманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М.- Ставрополь, 1991. — 180 с.
  176. Е. Н. Гумманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.- Ставрополь, 1991. — 206 с.
  177. А. И., Богословский В. В. Исследование отношений актуальная задача психологии воспитания // Отношения как проблема психологии воспитания. — Л., 1973. — С. 3−8.
  178. Э. Г. Исследование причин формирования саморазрушающего поведения у подростков и методы его психологической коррекции. // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся Тез. межвуз. конф. Воронеж: ВГПИ, 1990. — С. 259−260.
  179. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 6 — 20.
  180. Д. Гештальт, ведущий к просветлению. С-Пб., 1994. -141 с.
  181. Ю. В. Некоторые психосоматические и психофизиологические особенности педагогической запущенности школьников. // Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся. Воронеж: ВГПИ, 1983. — С. 18−28.
  182. С. И. Психологические условия формирования у трудновоспитуемых подростков доверия к педагогам. Киев, 1983. — 78 с.
  183. Coleman J. S. The adolescence society. N.Y., 1966.
  184. Coleman J. S. Relationships in adolescence. L.: N. Y., 1980.
  185. Fisher A. B. The process of decision modification in smol discussion groups // The journal of communication. -1970. N 20 — P. 51−63.
  186. Gibb J. R. The present status of t-group theory in T-group theori and laboratory method. — N. Y., 1964. — P. 170−182.
  187. Lewin K. FiJd teorv and experiment in social psychology // The american jornal of sociologi. N.Y. 1960.
Заполнить форму текущей работой