Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Противодействие организованному терроризму в кавказском регионе СНГ: криминологические и уголовно-правовые проблемы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И, наконец для преодоления негативных тенденций деунификащи национальных систем борьбы с организованным терроризмом государствам кавказского региона СНГ, на наш взгляд, необходимо: а) усовершенствовать систему нормативных правовых актов, регламентирующих профилактику терроризма и экстремизма на международном, межрегиональном, региональной и локальном уровняхб) усовершенствовать нормативные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕР БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
    • 1. Понятие организованного терроризма
    • 2. Сравнительный анализ организованных форм терроризма по уголовному законодательству государств- участников СНГ, входящих в кавказский регион
  • ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗОВАННОГО ТЕРРОРИЗМА В КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ СНГ И ПРАКТИКИ БОРЬБЫ С НИМ
    • 1. Организованный терроризм в кавказском регионе СНГ
    • 2. Факторы организованного терроризма в кавказском регионе СНГ
  • 3. Личность участника организованных террористических групп террористических организаций)
  • ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННЫМ ТЕРРОРИЗМОМ В
  • КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ СНГ
    • 1. Совершенствование криминологических мер борьбы с организованным терроризмом в государствах кавказского региона СНГ
    • 2. Совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с организованным терроризмом в кавказском регионе государствах-участниках СНГ

Противодействие организованному терроризму в кавказском регионе СНГ: криминологические и уголовно-правовые проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Проблема противодействия организованному терроризму в кавказском регионе Содружества Независимых Государств сегодня бесспорно является одной ключевых мировых проблем борьбы с терроризмом. Причина этого состоит не только в том, что современный Кавказ представляет собой сложнейший «клубок» застарелых межконфессиональных и межэтнических конфликтов, многие из которых имеют многовековую историю, но и в том, что Кавказ в силу многих обстоятельств политического, экономического и духовного свойства стал сегодня рассматриваться некоторыми заинтересованными политическими силами в качестве своеобразного полигона для апробирования новейших террористических технологий и даже как будущее пространство для создания нового государства с господствующей террористической идеологией.

В силу ряда объективных причин проблемы борьбы с терроризмом на Кавказе длительное время не являлись предметом пристального внимания советских криминологов, в то время как их западные коллеги активно обсуждали практически весь спектр политических, экономических, нравственных и духовных аспектов соответствующей проблематики (А. Адлер, М. Вевиорка, П. Вилкинсон, Ж. Деникер, Ч. Добсон, JL Диспо, А. Жейсмар, Ж.

Кауфман, Н. Кон, У. Лакюэр, К. Лоренц, С. Нельсон, Р. Пэйн, Р. Пайпс, Ж. Сервье, Б. Скинер, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Д. Белл)1.

Ситуация начала резко меняться в конце 80-х гг. прошлого века, когда советская политическая система дала первый крупный «сбой»: сначала массовые беспорядки, а затем крупнейший за всю советскую историю межэтнический конфликт в Нагорном Карабахе. Именно после этого стали появляться первые научные публикации, в которых была сделана попытка комплексного рассмотрения проблем борьбы с терроризмом с учетом международного опыта (Н.С. Беглова, И. П. Блищенко, В. И. Блищенко, Т.С. Бояр-Созонович, Л. Н. Галенская, Н. В. Жданов, И. В. Задорожная, И. И. Карпец, Е. Г. Ляхов, Л. А. Моджорян, Ю. А. Решетов и др.). С середины 90-х гг. прошлого века проблематика борьбы с терроризмом становится одной из ключевых в отечественной криминологии и уголовном праве (Ю.М. Антонян, А. И. Долгова, С. В. Дъяков, С. С. Босхолов, В. П. Емельянов, М. П. Киреев, B.C. Комиссаров, В. Н. Лопатин, В. В. Лунеев, В. В. Мальцев, Г. А. Миньковский, С. М. Мохончук,.

1 См., например: Laqueur W. The new terrorism: Fanatism the arms of mass destruction-Y., 1999; New Terrorism / Ed. By W. Gutteridg, London, 1986; Nelson.

S. Olsters Uneertain Defenders.N.Y., 1984; Dobson Ch. and Payne R. The Weapon of Terror. London, 1979.

A.В. Наумов, Г. В. Овчинникова, А. В. Павлинов, В. Е. Петрищев, В. П. Ревин, К. Н. Салимов, В. В. Устинов и др.)1.

Значительное внимание уделяется исследованию различных аспектов проблем борьбы с терроризмом на российском Северном Кавказе (историко-правовых, криминологических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, оперативно-розыскных) уделили в своих работах Ю. М. Антонян, Н. Н. Васильев, JI.H. Галенская, А. И. Гуров, В. И. Замковой, В. П. Илларионов, М. П. Киреев, B.C. Комиссаров, В. Н. Кудрявцев, А. П. Козлов, В. В. Лунеев, Е. Г. Ляхов, С. В. Максимов, В. В. Мальцев, Г. М. Миньковский, Л. А. Моджорян, B.C. Овчинский, А. В. Павлинова Т.В.Пинкевич, Э. Ф. Побегайло,.

B.П. Ревин, П. С. Ромашкин, К. Н. Салимов, О. В. Старков, А. Н. Трайнин, В. Е. Эминов и другие.

1 См., например: Антонян Ю. М., Лунеев В. В. Терроризм // Криминология. 3-е изд.М., 2004; Аслаханов А. А. Эволюция мирового терроризма. М., 2003; Емельянов В. П. Уголовная ответственность за терроризм и преступления с признаками терроризирования: Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 2001; Киреев М. П. Проблемы борьбы органов внутренних дел с актами терроризма // Терроризм: современные аспекты. М., 1999; Миньковский Г. М., Ревин В. П. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним //Государство и право.1997. № 8.

Исторические, социологические, политологические, психологические аспекты борьбы с терроризмом освещены в трудах З. С. Арухова, О. В. Будницкого, М. В. Вагабова, Н. М. Вагабова, В. В. Вилок, Э. Генри, С. А. Гончарова, А. И. Грачева, Э. Ф. Кисриева, М. Р. Курбанова, М. З. Магомедова, О. М. Нечипоренко, М. Е. Орловой, Н. А. Романова, С. А. Степанова, С. А. Титкова, Б.Г. К. М. Ханбабаева, А. Р. Шихсаидова С.А. Эфирова.

Транснациональный аспект организованного терроризма в своих работах затрагивали А. А. Аслаханов, В. Г. Гриб, А. ИДолгова, И. И. Карпец, В. П. Кувалдин, В. С. Овчинский, И. Л. Репецкая, В. В. Устинов и некоторые другие исследователи. Проблемам борьбы с транснациональной организованной преступностью в СНГ посвящено исследование Г. М.Геворгяна1.

Вместе с тем, специального комплексного исследования проблем противодействия терроризму в кавказском регионе СНГ, под которым соискатель понимает геополитическое образование, включающее Азербайджан, Армению, Грузию и Северо-Кавказский регион Российской Федерации, до настоящего времени не выполнялось.

Вместе с тем, как показывает анализ различных источников, данный регион обладает существенной спецификой и относится к числу исторически наиболее конфликтных регионов мира, на территории которого проживает.

1 См.: Геворгян Г. М. Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в СНГ. Под ред. В. Е. Эминова. М.: Норма, 2006. более около 3 8 млн. чел., т. е. почти каждый седьмой житель стран Содружества Независимых Государств.

Цель и задачи исследования

Цель данного исследования состоит в разработке комплекса рекомендаций по совершенствованию криминологических и уголовно-правовых мер борьбы с организованным терроризмом на северном Кавказе.

Для достижения названной цели была предпринята попытка решения следующих задач:

1) разработка понятия организованного терроризма в кавказском регионе СНГ;

2) выполнение сравнительного анализа организованных форм терроризма по уголовному законодательству государствучастников СНГ.

3) описание и анализ эффективности системы мер борьбы с организованным терроризмом в СНГ;

4) анализ состояния и тенденций развития организованного терроризма в кавказском регионе СНГ;

5) составление криминологического портрета личность участника организованных террористических групп, действующих на Кавказе;

6) выявление, анализ и классификация факторов организованного терроризма в кавказском регионе государств-участников СНГ;

7) систематизация недостатков и определение путей совершенствования криминологических мер борьбы с организованным терроризмом в отдельных государствах-участниках СНГ;

8) систематизация недостатков и определение путей уголовно-правовых мер борьбы с организованным терроризмом в кавказском регионе государствах-участниках СНГ.

Объектом диссертационного исследования является феномен организованного терроризма в кавказском регионе СНГ, его основной факторный комплекс, а также практика правоохранительных органов СНГ по противодействию организованному терроризму в кавказском регионе СНГ.

Предметом диссертационного исследования являются противоречия и пробелы законодательного и организационного обеспечения борьбы с организованным терроризмом в кавказском регионе СНГ, криминологическая характеристика организованного терроризма в кавказском регионе СНГ, возможности усовершенствования законодательного и организационного обеспечения борьбы с организованным терроризмом в кавказском регионе СНГ.

Методология и методика исследования.

В основу исследования положено использование философского, общих и специальных научных методов, традиционно используемых в российских исследованиях по криминологии и уголовному праву. Обоснованность, научная ценность и достоверность основных положений диссертационного исследования обеспечивались применением апробированных научных методов и методик, специальных средств математической статистики, использованием научно критериев репрезентативности полученных данных, сравнением базовых теоретических положений и данных, полученных эмпирическим путем (в частности использовались логический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический, корреляционный методы, метод контент-анализа законодательства, документов и публикаций в СМИ, метод анкетирования экспертов. Эмпирическую основу исследования составили статистические данные Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств и Антитеррористического центра СНГ, материалы 23 уголовных дел о преступлениях террористического характера, содержавших признаки организованности и транснациональности применительно к кавказскому региону СНГ, результаты опроса 68 экспертов из числа сотрудников правоохранительных органов (прокуратуры, органов внутренних дел, безопасности, таможенных и пограничных органов) и судей, в производстве которых находились материалы уголовных дел об организованном терроризме.

Нормативной базой исследования послужили нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения и требования, предъявляемые Правительством РФ к диссертационным исследованиям на соискание ученой степени кандидата наук, а также требования, относящиеся к оформлению результатов научных исследований.

Научная новизна исследования состоит в разработке диссертантом нового определения понятия организованного терроризма, учитывающего достоинства и недостатки ранее предлагавшихся в научных исследованиях определений понятийописании криминологической характеристики организованного терроризма применительно к кавказскому региону СНГ (включая специфические факторы и тенденции данного вида терроризма) — описании и оценке эффективности существующей системы борьбы с организованным терроризмом в государствах, входящих в кавказский регион СНГразработке комплекса мер, направленных на повышение эффективности борьбы с организованным терроризмом в государствах, входящих в кавказский регион СНГ.

Научная новизна диссертационного исследования нашла отражение в следующих его положениях, выносимых на защиту:

1. Под организованным терроризмом, по мнению соискателя, следует понимать совокупность наказуемых в соответствии с национальным и /или международным уголовным законодательством деяний, посягающих на общественную, национальную или международную безопасность посредством совершения в составе организованных преступных формирований (в том числе организованных групп, организаций и сообществ) так как они признаются таковыми в соответствии с соответствии с национальным и /или международным уголовным законодательством действий, создающих непосредственную угрозу безопасности жизни или здоровья неопределенного числа граждан и направленных на принуждение органов государственной власти или местного самоуправления к совершению противозаконных действий или бездействия.

2. Современные потребности организации системы борьбы с организованным терроризмом в кавказском регионе СНГ требует принятия всеми государствами СНГ следующей региональной классификации видов организованного терроризма, которая позволяет учитывать его региональную специфику внутри СНГ:

1 .Организованный терроризм внутригосударственного и межгосударственного уровней.

1.1. Организованный терроризм межгосударственного уровня: в пределах СНГ (1.1.1) и за пределами СНГ (1.1.2).

1.1.1. Организованный терроризм межгосударственного уровня в пределах СНГ: региональный (1.1.1.1) и межрегиональный (1.1.1.2). 1.1.1.2. Организованный терроризм межгосударственного уровня в пределах СНГ региональный:

1.1.1.2.1. Азиатский регион (Казахстан, Кыргызстан, Россия, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан) и.

1.1.1.2.2. Кавказский регион (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия).

1.1.1.2.3. Европейский регион (Беларусь, Молдова, Россия, Украина).

3. По целях повышения эффективности системы борьбы с организованным терроризмом в кавказском регионе СНГ целесообразно выделять организованный терроризм: а) корыстный (направленный на завладение имуществом или правом на него) — б) пенитенциарный (направленный на освобождение от уголовной ответственности подсудимых или осужденных к уголовным наказаниям за преступления) — в) политический (направленный на захват власти в отдельном государстве) — г) государственный (прямо или косвенно поддерживаемой отдельными государствами региона) — д) геополитический (направленный на изменение политической карты региона, в том числе посредством выделения части государства в самостоятельноегосударство — сепаратистский терроризм) — е) военно-политический направленный на возникновение военного конфликта в регионе) — ж) экономико-политический (направленный на изменение качества и уровня экономического обмена, в том числе внутренних и внешних инвестиций в регионе) — з) этно-конфессиональный (направленный на возникновение конфликта между народами и народностями на религиозной почве).

4. Основными факторами возникновения и роста организованного терроризма в кавказском регионе СНГ являются: а) исторически обусловленные традиционные этнические и религиозные конфликты между отдельными кавказскими народами, препятствующие формированию у всего населения Кавказа общего неприятия любых форм экстремизмаб) критически высокий уровень массовой безработицы (в некоторых регионах до 50% активного населения), создающий широкую социальную базу потенциальных участников организованных преступных формированийв) значительный удельный вес теневой экономики в общем ее объеме (до 60%) — г) последствия длительного существования на территории Кавказа больших мятежных территорий, на которых не применялся и объективно не может применяться в полном объеме и сегодня национальное антитеррористическое законодательство (Нагорный Карабах и Чеченская Республика. Как следствие распространенность незаконных вооруженных формирований в регионе) — д) особое географическое положение Кавказа как евразийского перекрестка единых каналов контрабанды наркотиков, оружия, «грязных» денег и литературы экстремистского содержанияе) высокий уровень коррупции, прежде всего в таможенных и иных правоохранительных органахж) периодически возникающие межгосударственные политические конфликтыз) слабость военно-политической и правоохранительной структур СНГи) низкий уровень доверия между правоохранительными органами, в функции которых входит борьба с организованным терроризмомк) растущие различия в национальном (прежде всего уголовном и уголовно-процессуальном) законодательстве о борьбе с терроризмомл) традиционно развитые контакты между организованными преступными формированиями региона.

5. Основными направлениями повышения эффективности борьбы с организованным терроризмом в кавказском регионе СНГ являются: а) разработка нормативных правовых актов, регламентирующих профилактику терроризма и экстремизма на международном, межрегиональном, региональной и локальном уровняхб) разработка нормативных правовых актов, регламентирующих порядок доставки и перемещения личного состава, а также ускоренного выполнения установленных национальным законодательством процедур при пересечении государственной границы специальными антитеррористическими формированиямив) развитие системы органы, специализирующихся на проведении совместных антитеррористических мероприятийд) разработка программы дополнительной подготовки личного состава специальных антитеррористических формирований и организация его обучение на национальной учебной базе и в учебных центрах других государств Содружествае) организация совместной подготовки специальных антитеррористических формирований в ходе проведения оперативно-стратегических и оперативно-тактических ученийж) проведение совместных научных исследований, посвященных актуальным проблем борьбы с международным терроризмом (в том числе в кавказском регионе СНГ) и иными проявлениями экстремизмаз) создание системы обмена основными результатами научно-исследовательских работ в этой сфере.

6. Необходимо внести в Модельный уголовный кодекс СНГ изменения, создающие предпосылки для унификации уголовно-правовых мер борьбы с организованным терроризмом (в том числе в кавказском регионе СНГ), в том числе для повышения эффективности механизма уголовно-правовой конфискации имущества участников организованных террористических групп (террористических организаций);

7. Необходимо внести изменения в Модельный закон СНГ «О борьбе с терроризмом» и Меморандум о взаимопонимании между министерствами внутренних дел Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии и Российской Федерации («Боржомской четверки») в области борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма (от 11 марта 2000 г.), направленные на создание предпосылок для усовершенствования и унификации механизма мониторинга организованного терроризма в государствахучастниках СНГ (в том числе, в кавказском регионе СНГ).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в дополнительной разработке понятийно-категориального комплекса и научной основы борьбы с организованным терроризмом применительно к условиям кавказского региона.

СНГ, создающей также предпосылки для проведения новых обобщающих и специальных исследований по данной проблематике.

Практическая значимость исследования состоит в создании предпосылок для усовершенствования законодательного и организационного обеспечения борьбы с организованным терроризмом в кавказском регионе СНГ, выработке соответствующих рекомендаций для уполномоченных органов СНГ и государств кавказского региона СНГ.

Материалы данного диссертационного исследования могут быть также использованы в учебном процессе юридических вузов России, Азербайджана, Армении и Грузии при преподавании курса криминологии.

Апробация и внедрение результатов исследования. На основе материалов диссертационного исследования подготовлены:

— выступления диссертанта на научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах, проходивших в 2006;2008 гг. в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Московской государственной юридической академии и Академии управления МВД РФ;

— предложения и рекомендации по усовершенствованию нормативно-правового и организационного обеспечения борьбы с организованным терроризмом, направленные в Межпарламентскую Ассамблею СНГ и Антитеррористического центра государств-участников СНГ;

— предложения и рекомендации по усовершенствованию организационного обеспечения борьбы с организованным терроризмом в кавказском регионе СНГ, направленные министерствам внутренних дел «Боржомской четверки" — Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Армения и Грузии;

— учебно-методический материал для использования в учебном курсе «Криминология», преподаваемом в Московской государственной юридической академии.

По теме диссертации опубликованы монография и три научных статьи общим объемом свыше 6 п.л.

Структура диссертации. Текст диссертации включает введение, три главы, объединяющие 8 параграфов, заключение, список использованной литературы.

Заключение

.

Борьба с организованным терроризмом является одной из главных проблем обеспечения безопасности не только в кавказском регионе СНГ, но во всем мире. В этой связи в качестве первоочередной перед государствами «Боржомской четверки», на наш взгляд, должна стоять задача создания такой региональной системы мониторинга организованного терроризма, которая позволяла бы прогнозировать развитие террогенной ситуации в регионе и ее влияние на мировую ситуацию с упреждением на 10−15 лет.

К сожалению, недавно созданный Антитеррористический центр СНГ не располагает для этого необходимыми технологическими и кадровыми ресурсами.

Самостоятельное значение имеет проблема системы показателей (критериев) мониторинга организованного терроризма, перечня и иерархии основных угроз национальной безопасности, исходящих о организованного терроризма.

В частности современные потребности организации системы борьбы с организованным терроризмом в кавказском регионе СНГ, по нашему мнению, требует принятия всеми государствами СНГ следующей региональной классификации видов организованного терроризма, которая позволяет учитывать его региональную специфику внутри СНГ:

1. Организованный терроризм внутригосударственного и межгосударственного уровней.

1.1., Организованный терроризм межгосударственного уровня: в пределах СНГ (1.1.1) и за пределами СНГ'(1Л.2).

1.1.1. Организованный терроризм межгосударственного уровня в пределах СНГ: региональный (1.1.1.1) и межрегиональный (1.1.1.2).

1.1.1.2. Организованный терроризм межгосударственного уровня в пределах СНГ региональный:

1.1.1.2.1. Азиатский регион (Казахстан, Кыргызстан, Россия, Узбекистан,.

Туркменистан, Таджикистан).

1.1.1.2.2. Кавказский регион (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия).

1.1.1.2.3. Европейский регион (Беларусь, Молдова, Россия, Украина).

Важную предпосылку для организации системы мониторинга организованного терроризма в кавказском регионе СНГ может также создать научно обоснованная типология организованного терроризма, так поведенное исследование показало, что сегодня целесообразно выделять организованный терроризм: а) корыстный (направленный на завладение имуществом или правом на него) — б) пенитенциарный (направленный на освобождение от уголовной ответственности подсудимых или осужденных к уголовным наказаниям за преступления) — в) политический (направленный на захват власти в отдельном государстве) — г) государственный (прямо или косвенно поддерживаемой отдельными государствами региона) — д) геополитический (направленный на изменение политической карты региона, в том числе посредством выделения части государства в самостоятельное государство — сепаратистский терроризм) — е) военно-политический (направленный на возникновение военного конфликта в регионе) — ж) экономико-политический (направленный на изменение качества и уровня экономического обмена, в том числе внутренних и внешних инвестиций в регионе) — з) этно-конфессиональный (направленный на возникновение конфликта между народами и народностями на религиозной почве).

К числу основных фактором организованного терроризма в кавказском регионе СНГ сегодня следует отнести: а) исторически обусловленные традиционные этнические и религиозные конфликты между отдельными кавказскими народами, препятствующие формированию у всего населения Кавказа общего неприятия любых форм экстремизмаб) критически высокий уровень массовой безработицы (в некоторых регионах до 50% активного населения), создающий широкую социальную базу потенциальных участников организованных преступных формированийв) значительный удельный вес теневой экономики в общем ее объеме (до.

60%) — г) последствия длительного существования на территории Кавказа больших мятежных территорий, на которых не применялся и объективно не может применяться в полном объеме и сегодня национальное антитеррористическое законодательство (Нагорный Карабах и Чеченская Республика. Как следствие распространенность незаконных вооруженных формирований в регионе) — д) особое географическое положение Кавказа как евразийского перекрестка единых каналов контрабанды наркотиков, оружия, «грязных» денег и литературы экстремистского содержанияе) высокий уровень коррупции, прежде всего в таможенных и иных правоохранительных органахж) периодически возникающие межгосударственные политические конфликтыз) слабость военно-политической и правоохранительной структур СНГи) низкий уровень доверия между правоохранительными органами, в функции которых входит борьба с организованным терроризмомк) растущие различия в национальном (прежде всего уголовном и уголовно-процессуальном) законодательстве о борьбе с терроризмомл) традиционно развитые контакты между организованными преступными формированиями региона.

И, наконец для преодоления негативных тенденций деунификащи национальных систем борьбы с организованным терроризмом государствам кавказского региона СНГ, на наш взгляд, необходимо: а) усовершенствовать систему нормативных правовых актов, регламентирующих профилактику терроризма и экстремизма на международном, межрегиональном, региональной и локальном уровняхб) усовершенствовать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок доставки и перемещения личного состава, а также ускоренного выполнения установленных национальным законодательством процедур при пересечении государственной границы специальными антитеррористическими формированиямив) укрепить систему органов, специализирующихся на проведении совместных антитеррористических мероприятийд) создать межгосударственную систему непрерывной переподготовки личного состава специальных антитеррористических структуре) организовать совместную подготовку специальных антитеррористических формирований в ходе проведения оперативно-стратегических и оперативно-тактических ученийж) создать механизм проведения совместных научных исследований, посвященных актуальным проблем борьбы с организованным терроризмом (в том числе в кавказском регионе СНГ) — з) создать систему обмена основными результатами научно-исследовательских работ в этой сфере.

Кроме того, считаем целесообразным необходимо внести в Модельный уголовный кодекс СНГ изменения, создающие предпосылки для унификации уголовно-правовых мер борьбы с организованным терроризмом (в том числе в кавказском регионе СНГ), в том числе для повышения эффективности механизма уголовно-правовой конфискации имущества участников организованных террористических групп (террористических организаций), а в Модельный закон СНГ «О борьбе с терроризмом» и Меморандум о взаимопонимании между министерствами внутренних дел Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии и Российской Федерации («Боржомской четверки») в области борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма (от 11 марта 2000 г.), направленные на создание предпосылок для усовершенствования и унификации механизма мониторинга организованного терроризма в государствахучастниках СНГ (в том числе, в кавказском регионе СНГ).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности // Овчинский B.C. XXI век против мафии. М.: Инфра-М, 2001.
  2. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г. // Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Сборник документов. М., 2004.
  3. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970 г. // Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Сборник документов. М., 2004.
  4. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. // Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Сборник документов. М., 2004.
  5. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. // Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Сборник документов. М., 2004.
  6. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, 1979 г. // Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Сборник документов. М., 2004.
  7. Конвенция о физической защите ядерного материала, 1980 г. // Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Сборник документов. М., 2004.
  8. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. // Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Сборник документов. М., 2004.
  9. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. // Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Сборник документов. М., 2004.
  10. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1373 о борьбе с международным терроризмом от 28 сентября 2001 г. // Международное сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом. Сборник документов. М., 2004.
  11. Концепция охраны границ государств участников СНГ от 26 мая 1995 г. // Законодательство России. 2007. № 1.
  12. Соглашение о сотрудничестве государств участников СНГ в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г. // Законодательство России. 2007. № 1.
  13. Договор о сотрудничестве государств участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. // Законодательство России. 2007. № 1.
  14. Решение Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 г. «О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ». // Законодательство России. 2007. № 1.
  15. Решение об Антитеррористическом центре государств участников СНГ от 1 декабря 2000 г. // Законодательство России. 2007. № 1.
  16. Программа сотрудничества государств участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2006 -2008 годы // Законодательство России. 2005. № 5.
  17. Программа сотрудничества государств участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2005 — 2007 годы // Законодательство России. 2005. № 5.
  18. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
  19. Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» от 27 июля 2006 г. № 15Э-ФЗ // Российская газета. 2006.29 июля.
  20. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно процессуальный кодекс РСФСР» от 1 июля 1994 № 10-ФЗ //Российские вести. 1994. 6 июля.
  21. Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г, N 270 «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999−2000 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.
  22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о вымогательстве» № 3 от 4 мая 1990 г. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г.№ 10) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 1.
  23. Зб.Отчет о работе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств участников Содружества Независимых Государств. М.: БК БОП, 2004.
  24. Перечень статистических показателей результатов работы по борьбе с организованной преступностью на территориях государств участников Содружества, Утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 4 июня 1999 г. // Законодательство России. 2005. № 5.
  25. Изменения и дополнения в Модельный уголовный кодекс для государств участников Содружества Независимых Государств // Информационный бюллетень. 2007. № 39.
  26. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. СПб, 2001.
  27. Уголовный кодекс Армении. Принят Национальным Собранием Республики Армения 18 апреля 2003 года. Ереван, 2004.
  28. Уголовный кодекс Грузии. СПб, 2001.
  29. Уголовный кодекс РФ //Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  30. Закон РФ «Об оружии» от 13.11.1996 г.// Ведомости РФ. 1993. № 24. Ст. 8601.
  31. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 9.07.1998 г. // Законодательство России. 2007. № 1.
  32. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 2006 г. с изм. от 27 июля 2006 г. // Законодательство России. 2007. № 1
  33. Постановление Правительства РФ № 1302 «О Федеральной антитеррористической комиссии» от 6.11.1998 г. // Законодательство России. 2007. № 1.
  34. Постановление Правительства РФ № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» от 15.09.1999 г. // Законодательство России. 2007. № 1.
  35. Указ Президента РФ № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции — Интерпола» от 30.07.1996 г. // Законодательство России. 2007. № 1.
  36. Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 года. № 116 // Российская газета. 2006. 17 февр.
  37. Модельный закон Межпарламентской Ассамблеи СНГ «О борьбе с терроризмом» .СПБ, 2003.
  38. Проект закона Республики Армения «О борьбе с терроризмом» (прошел первое чтение), Ереван. 2004.
  39. Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998.
  40. Антонян Ю.М., Лунеев В. В. Терроризм // Криминология. 3-е изд.М., 2004.
  41. А.А. Эволюция мирового терроризма. М., 2003.
  42. Н. Зачем ФСБ пыталась взорвать сахар? // Версия.2000. № 7.
  43. Н.А. Противодействие организованной легализации доходов от мошенничества (криминологический и уголовно-правовой аспекты): Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2008.
  44. Белая книга Российских спецслужб. М., 1995.
  45. Й. Талибы, международный терроризм и человек, объявивший войну Америке. М., 2002.
  46. Н. Абхазия главный камень преткновения в грузино-российских отношениях // Независимая газета. 2001. 4 дек.
  47. И. Ващенко Ю. В. Опыт борьбы с терроризмом за рубежом. // Преступность и законодательство. М., 1997.
  48. . В. Модельный УК для государств участников СНГУ/Государство и право. 1996. № 5.
  49. Л.Д., Максимов С. В. Уголовное законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации. Общий сравнительно-правовой комментарий. Сравнительная таблица УК РБ (1999 г.) и УК РФ (1996 г.) .М.: Московский институт МВД РФ, 2000.
  50. Г. М. Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в СНГ. Под ред. В. Е. Эминова. М.:Норма, 2006.
  51. С. А. Особенности терроризма в России //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 1997.
  52. А. И. Организованная преступность не миф, а реальность. Пособие для слушателей народных университетов. М.: Знание, 1992.
  53. Ю.Н. Терроризм: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Автореф.дисс.. канд.юрид.наук.М., 2001.
  54. С.У. Вековые конфликты и современные проблемы терроризма (правовой и политико-криминологический анализ). Уфа, 2003.
  55. В.П. Уголовная ответственность за терроризм и преступления с признаками терроризирования: Автореф. дисс. докт.юрид.наук.М., 2001.
  56. В.П. Терроризм как деяние и состав преступления. Харьков. 1999.
  57. В.П. Субъективная сторона терроризма // Право и политика 2000. № 12.
  58. В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. Уголовно-правовое исследование. М., 2000.
  59. И. Е. Терроризм: психологические корни и правовые оценки. «Круглый стол». //Государство и право. 1995. № 4.
  60. Зако дательное обеспечение борьбы с терроризмом: предупреждение, отвественность, правовая помощь. Науч. ред. С. В. Максимов М., 2004.
  61. В.И., Ильчиков М. З. Терроризм глобальная проблема современности. М., 1996.
  62. Е.А. Межпарламентская Ассамблея стран СНГ в решении проблем урегулирования военных конфликтов и борьбы с терроризмом. // Право и безопасность. 2002. № 2−3,
  63. Г. А., Никифоров Б. С. Умысел и его формы. М., 1972.
  64. Н. И. Основные положения доктрины общественной безопасности // Государство и право. 1995.№ 12.
  65. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.
  66. Итоговый документ совещания министров «восьмерки» по борьбе с терроризмом//Сборник правовых актов. М., 1998. Вып. 10.
  67. М. Дело № 666.Террор.Махачкала, 2002.
  68. П. А. Политический терроризм: причины и некоторые меры предупреждения//Следователь. 1999. № 3.
  69. Кавказ: вчера, сегодня, завтра. М., 2005.
  70. Т.Э. Проблемы борьбы с преступностью в Азербайджанской Республике. Баку, 1992.
  71. . О. Уголовная ответственность за терроризм //Законность. 1998. № 8.
  72. М.П. Проблемы борьбы органов внутренних дел с актами терроризма // Терроризм: современные аспекты. М., 1999.
  73. Комментарий к УК РФ / Отв. ред. А. В. Наумов. М., 1997.
  74. О. Уголовная ответственность за терроризм //Законность. 1998. № 8.
  75. B.C., Емельянов В. П. Террор, терроризм, «государственный терроризм»: понятие и соотношение //Вестник Московского университета. 1999. № 5.
  76. Н.Д. О совершенствовании правовой базы борьбы с терроризмом в СНГ // Международный терроризм в СНГ. Материалы «Круглого стола». М., 2003.
  77. Д.А. Тяжкие вооруженные преступления. М., 1997.
  78. А. Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма//Российская юстиция. 1998. № 10.
  79. В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003.
  80. О.Н. Соучастие в организованных группах и преступных сообществах (преступных организациях): Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2000.
  81. Ландабасо Ангуло А. И., Коновалов A.M. Терроризм и этнополитические конфликты. М., 2004.
  82. . Армянская трагедия 1915 г. Баку, 1990.
  83. В.В. Терроризм: проблема уголовно-правового регулирования //Государство и право. 1998. № 8.
  84. Г., Ревин В. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним //Государство и право. 1997. № 8.
  85. Международное уголовное право. Под. ред. Кудрявцева В. Н. М., 1995.
  86. Х.М. Проблемы борьбы с преступностью на северном Кавказе (региональный аспект): Автореф.дисс.. канд.юрид.наук. Краснодар, 2004.
  87. B.C. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации: Дисс.. докт. юрид. наук в форме научного доклада. М., 1994
  88. Основы борьбы с организованной преступностью. Под. ред. Овчинского B.C., ЭминоваВ.Е., ЯблоковаН.П. М., 1996.
  89. В.Е. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 1997.
  90. В.Е. Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом //Государство и право. 1998. № 3.
  91. Г. В. Терроризм. СПб., 1998.
  92. Основы борьбы с организованной преступностью. Под ред. B.C. Овчинского, В. Е. Эминоваи НЛХЯблокова. М., 1996.
  93. В.Е. Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом // Государство и право. № 3. 1998.
  94. В.Е. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача //Актуальные проблемы Европы. Проблемы терроризма Вып. 4. М., 1997.
  95. Попов В. И. Противодействие преступности, коррупции, терроризму в России и за рубежом. М., 2007.
  96. A.JI. Транснациональная организованная преступность: Автореф.дисс.. докт.юрид.наук.М., 2001.
  97. К.Н. Проблемы совершенствования сотрудничества государств Южного Кавказа в борьбе с терроризмом // http://www.scirs.org.ge. 2002. 12.февр.
  98. К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999.
  99. А.Б. Учение о личности преступника и его значение в практической деятельности органов внутренних дел. М., 1984.
  100. И.Ю. Криминальные компоненты современной социальной динамики России // Бизнес и политика. 1995. № 9.
  101. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995 .№ 4.
  102. Терроризм и безопасность на транспорте. Сборник материалов. 4.2. М., 2003.
  103. Уголовный кодекс РФ с постатейными материалами / Сост. С. В, Бородин, С. В. Замятина. М.:СПАРК, 1998.
  104. В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: книга. М., 2002.
  105. Т. Терроризм: некоторые вопросы совершенствования уголовного законодательства и практики его применения // Уголовное право.№ 5. 2005.
  106. М. Азербайджанцы: взгляд из Дагестана // Независимая газета. 2001. 16 окт.
  107. Ю.В. Терроризм глобальная современности (методологический анализ) // Следователь. 1998. № 5.
  108. International Court of Justice Report of 1986. Hague, 1987.
  109. Johnson C. Usama ben Laden. The Way to Nowhere. NY, 2002.
  110. The New Terrorism. London, 1986. P.32−48.
Заполнить форму текущей работой