Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной деятельности и личности социального работника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе исследований В. Г. Бочаровой, С.А. БеличевоЙ, В. А. Сластенина, А. В. Мудрика и анализа собственных наблюдений мы выделяем комплекс профессиональных качеств, которые необходимы социальному работнику в его профессиональной деятельности и которые должны быть сформированы у будущего специалиста в процессе формирования деятельности в вузе. Основы профессиональной деятельности могут быть… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
    • I. Исторические традиции развития социальной деятельности в России
    • 2. Деятельность социальных работников в современных условиях
    • 3. Профессиональная характеристика социального работника
  • ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНШ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
    • I. Состояние практики подготовки социальных работников
    • 2. Педагогические условия формирования деятельности и личности социального работника
    • 3. Формирование профессионально важных качеств личности социального работника. П

Формирование профессиональной деятельности и личности социального работника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная работа приобрела в последнее время в эпоху социально-экономических перемен, происходящих в обществе, особую значимость. В условиях роста групп риска, преступности, числа людей без определенного места жительства, безработных необходима система социальной работы. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области социальной работы является важнейшей проблемой современности.

Деятельность социального работника определена спецификой социальной ситуации: особенностью характера взаимоотношений старшего и младшего поколенийавторитарностью отношений в управлении и организации учебным процессомнизким уровнем социальной активностивозросшим количеством асоциальных группизменением ценностей, неверием молодых идеалам старших, унизительным положением стариков, неумением адаптироваться в экстремальных условияхдинамизмом и неопределенностью социальных явлений. Специфика деятельности социального работника определена также переоценкой опыта воспитания предшествующих лет, иной системой ценностных ориентации и воспитательно-образовательных целейновой структурой социально-экономических отношений, существенным изменением характера социального познания, принимающего такие качественные характеристики как диалоговость, цроблемность, альтернативностьпостоянной потребностью в поиске продуктивных путей в сложных, проблемных ситуациях. Все вышеперечисленное — это новый социальный заказ общества, диктуемый социальному работнику. В то же время новые социально-экономические отношения создают атмосферу для развития творческой личности и поэтому ситуация требует качественной подготовки специалиста, способного быстро реагировать на изменения в социальной ситуации, обладающего новым типом мышления, ориентированным на индивидуально-творческий стиль профессионального поведения, выражающегося в концентрации профессионального мышления, потребности самостоятельно выбирать стратегию и тактику действий в меняющихся социально-педагогических условиях. Современное общество требует от социального работника не только разносторонних знаний, умений творчески мыслить, творчески организовывать сложные процессы воспитания, но и на высоком уровне обеспечить социальное развитие личности.

Деятельностью социального работника охвачены все возрастные категории населения, она осуществляется в различных сферах жизни и предусматривает взаимодействие всех общественных и воспитательных институтов и направлена на анализ целостных социальных структур" уровней и форм жизнедеятельности человека в различных социокультурных, региональных и национальных условиях, а также на работу с различными социальными, возрастными, половыми, региональными и этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите. При этом необходим поиск новых форм организаций социальной деятельности, предполагающих эффективные и качественные изменения в развитии личности. Социальный работник участвует в процессе социализации детей, подростков и взрослых, оказывает помощь семье и другим общественным институтам, выполняющим роль посредника между детьми и взрослыми, личностью и обществом. Задача социального работника состоит в том, чтобы помочь клиентам сориентироваться в современных экономических, политических, социальных условиях жизни.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования сотрудник социальной службы должен быть подготовлен к организационно-управленческой, научно-педагогической и практической деятельности в офере социальной работы в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой.

В настоящее время вузами страны еще не подготовлены дипломированные специалисты в области социальной работы. Поэтому возникает острая необходимость в совершенствовании системы их подготовки на базе уже имеющегося высшего образования.

Естественно, что система подготовки и переподготовки социальных работников не получила до сих пор научного освещения в связи с новизной поставленной проблемы.

Остаются неразработанными теоретические и методологические аспекты руководства процессом подготовки специалистов.

Не накоплен совокупный эмпирический материал, характеризующий процесс подготовки социальных работников на разных этапах вузовской и послевузовской подготовки. Все это представляет собой актуальные общественно-педагогические проблемы.

Итак, недостатки массовой практики (отсутствие социально-правовой и социально-педагогической помощи функционально несостоятельным, не справляющимся с задачами воспитания семьям, оздоровления условий воспитания в семьях группы социального риска, переориентации неблагоприятного окружения по месту жительства) свидетельствуют: первое — о нерациональном использовании воспитательными и общественными институтами огромных потенциальных возможностей социума, второе — о недостаточном научном осмыслении передового опыта по организации работы в социуме, третье.

— в о недостаточном уровне подготовки социальных работников, В условиях кардинальных перемен социальноэкономического плана, кризиса нравственных ценностей, обвальной деградации целых слоев и групп населения необычайно актуал из дуется деятельность социальных служб. Нормальное и устойчивое функционирование последних в решаюшей степени зависит от уровня профессиональной деятельности и личности социального работника. В соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования он должен быть подготовлен к организационно-управленческой, научнопедагогической и практической деятельности в сфере социальной работы, с Армирован как профессионал, как компетентная, конкурентноспособная, творчески активная личность.

Между тем процесс Формирования профессиональной деятельности и личности социального работника до ностоящего времени не подвергнутспециальному анализу, хотя в последние годы отмечается определенный интерес исследователей к этой проблематике.

Так, в работах И. Н. Андреевой, В. Г. Бочаровой, Р. Г. Гуровой рассмотрены противоречия социальной действительности, определяющие негативные явления среди молодежи, нестабильность их социальноэкономического положения и желание успешноадаптироваться в новом социуме, запросы общественным институтам по социальной подцержке и неподготовленностью их к работе с различными категориями населения.

Психологи С. А. Беличева, И. А. Зимняя, И. С. Кон, Б. Ю. Шапиро и др. охарактеризовали личностно-орквитированный характер социальной работы, ее гуманистический и культурологический контекст.

В исследованиях Ю. К. Березкина, В. Г. Бочаровой, A.B. МУДрика, С. И. Григорьева, Т. Г. Киселевой, В. А. Сластенина, И. В. Неретина, А. М. Поснова, Л. В. Топчего, М. В. Фирсова, Е.И.Холосто-вой и др. проанализированынекоторые аспекты процесса профессиональной подготовки социальных работников, даньг педагогические условия и некоторые методики деятельности социального педагога в социуме. Среди особенно значимых следует отметить такие педагогические условия, как целесообразность и системность действий социального работника, направленность действий на социальную защиту людей, необходимость самовоспитания и самообразования личности социального работника, включающее (Нормирование духовной культуры. Наукой и практикой в настоящее время внедряются методики деятельности социального педагога в социума. В основу этих методик положен ряд концепций: личностноориентированного образования, комплексного воздействия культуры в процессе социокультурной адаптации, контекстный подход в обучении, гуманистическая парадигма образования.

Социальная деятельность современными исследователями понимается как прогвессиональная деятельность, состоящая в педагогическом руководстве семейным воспитанием и воспитательной средой в социуме, направленной на Формирование благотворной, педагогически разумной среды путем педагогизации сознания населения, оказания психологической и социально" помощи /В.Г.Бочарова, С. А. Беличева /.

Результат подготовки к социальной деятельности вслед за А. В. Мудриком, В. А. Сластениным определяется нами как морально-нравственное, духовное и психологическое состояние человека, которое характеризуется мотивами, убеждениями, умениями и навыками, установками, направленными на общественнопедагогическую деятельность в социуме.

Между тем наблюдается слабая подготовленность социальных работников к профессиональной деятельности, что является результатом противоречия между теорией и объективным" запросами практики. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформирована следующим образом: каковы психологопедагогические условия эффективного формирования профессиональной деятельности и личности социального работника ?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — система вузовской подготовки социальных работников.

Предмет исследования — процесс Формирования профессиональной деятельности и личности социального работника.

В соот (c)§?9Швд с проблешй, объектом, предметом и целью исследования поставлены следущие задачи:

— раскрыть содержание и структуру профессиональной деятельностии личности социального работника;

— определить и экспериментально обосновать совокупность психологопедагогических условий, необходимых для эффективного Формирования профессиональной деятельности и личности социального работника;

— разработать научнопрактические рекомендации по совершенствованию подготовки студентов к социальной работе.

Предварительным предположением, согласно которому процесс Формирования профессиональной деятельности и личности социального работника будет проходить успешно, является совокупность следующих психологопедагогических условий:

— ориентация на обобщенную мэдель профессиональной деятельности и личности социального работника;

— процесс подготовки социального работника строится на принципах дифференциации, индивидуализации и диалогичности взаимодействия преподавателей и студентов, учета субъектсубъектных отношений между ними;

— педагогическому процессу придается практико-ориентированный характер и творческая направленность, предусматривающая гибкость и вариативность профессиональнообразовательных программ, вооружение студентов первоначальным опытом профессиональной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие ФшюсоФюкие положения о деятельности и творческой сущности человека, о связи социальных обстоятельств и деятельности личности в их взаимосвязи, о диалектике общего, особенного, единичногопринцип историзма, раскрывающий основыгенезиса изучаемого процесса, причины и Факторы возникновения социальной деятельностио единстве Формы и содержания.

Теоретическим источником исследования являются труды о деятельности, общении и творчестве личности / К.А. Абдуль-хановаСлавская, Б. Г. Ананьев, A.A. Бодаяев, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясшцев, C. I Рубинштейн и др. /, о содержании и развитии социальной работы и социальной педагогики / O.A. Беличева, В. Г. Бочарова, Б.З. ВульФюв, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, A.B. Мудрик, В. Д Семенов, В. А. Сластенин, Б. Ю. Шапиро и др./.

Методы и база исследования: для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— методы теоретического анализа педагогической, психологической, историографической литературы;

— мзтоды изучения и обобщения передового опыта;

— рейтинговые методики;

— методы наблюдения, беседы, опроса, интервьюирования;

— опытно-эксперимэнтальная работа;

— метод статистической обработки экспериментального материала.

В ходе опытноэкспериментальной работы проводились предварительные и контрольные срезы. На предварительном этапе исследования более четко сформулировали проблему и поставили задачи. На последующих этапах осуществляли корректировку гипотезы, провели сравнительный анализ исходных и последующих показателей подготовки будущих социальных работников к профессиональной деятельности.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап / 1990 -1992 / связан с теоретическим осмыслением проблемы. На этом этапе изучалась теория и история проблемы, определялась цель, задачи, мзтоды исследования, Формулировалась рабочая гипотеза. Изучалась и анализировалась. Философская, психолого-педагогическая и нормативная литература по вопросам взаимодействия институтов социализации личности, сущности и специфики социальной работы. Проводились опросы социальных работников, выявлялись знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для деятельности специалиста в сфере социальной защиты населения .

Второй этап /1992 -1995 / был посвящен опытно-экспвртвнтальной работе. На этом этапе моделировался процесс Формирования профессиональной деятельности и личности социального работника.

Третий этап /1995 -1996/ включал в себя обработку, анализ, подведение итогов экспертентальной работы, литературное оформление диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Институт молодежи и Университет Российской Академии образования. Исследованием было охвачено более 300 слушателей, студентов, социальных педагогов и социальных работников.

Научная новизна и теоретическое значение исследования: — определены основные параметры профессиональной деятельности и личности социального работника,.

— уточнено содержание перспективнозначимых качеств личности социального работника,.

— выявлены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия Формирования профессиональной деятельности и личности социального работника.

Практическая значимость исследования:

— разработаны научно-методические рекомендации, направленные на совершенствование социальной работы и профессиональноличностного развития специалиста;

— сформулирован комплекс организационно-мзтодических требований к подготовке социальных работников в системе высшего педагогического образования;

— содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы в системе подготовки, переподготовки и аттестации специалистов.

Данные исследования могут быть использованы при подготовке программ по специальности «социальная работа» .

Достоверность полученных научных результатов достигнута методологической обоснованностью исходных позиций исследования, использованием комплексной методики, соответствующей его задачам и логике.

На защиту выносятся следующие положения:

— (Нормирование профессиональной деятельности и личности социального работника есть целостный, внутренне неделимый процесс становления и развития субъективной позиции специалиста;

— Формирование личности социального работника представляет собой процесс ее самоопределения относительно содержания и структуры профессиональной деятельности;

— эффективность Формирования профессиональной деятельности и личности социального работника существенно повышается при реализации следующих психолого-педагогических условий: ориентация на обобщенную модель профессиональной деятельности и личности социального работникапроцесс подготовки социального работника строится на принципах дифференциации, индивидуализации и диалогичности взаимодействия преподавателей и студентов, учета субъект-субъектных отношений между нимипедагогическому процессу придается практикоориентированный характер и творческая направленность, предусматривающая гибкость и вариативность профессионально-образовательных программ, вооружение студентов первоначальным опытом профессиональной деятельности.

Полученные научные результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения проблемы в связи с изменяющейся социально-культурной ситуацией, так и для дальнейшего осмысления и прогнозирования процесса подготовки социальных работников к профессиональной деятельности.

Общие выводы:

Деятельность социальных работников рассматривается нами с позиции исторических и современных взглядов. Формирование деятельности социальных работников выступает как общественно-педагогическая проблема. Успешность деятельности социального работника зависит от учета исторических традиций и социально-экономических особенностей развития общества, специфики профессиональной подготовки специалиста.

Прогрессивные традиции развития социальной деятельности имеют глубокие исторические корни, основанные на милосердии, готовности помочь ближнему, стремлении к самосовершенствованию, повышению культурного уровня. Социальная помощь в различные периоды развития России выступает в различных формах: личностной, общественной, государственной. Их целенаправленное взаимодействие дает позитивные результаты. На наш взгляд, опыт организации социальной помощи можно использовать и сейчас:

— взаимодействие государственных и общественных институтов, занимающихся социальной работой, отсутствие жесткой централизации;

— меценатство;

— 127.

— организация систем служб общественного призрения;

— социально-культурная политика (интеграция воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа).

Однако диалектика общественного развития выдвигает и новые проблемы, а вместе с ними и новые формы социальной помощи. В современном обществе население нуждается в социальной помощи. Гуманизация отношений между людьми, социализация, воспитание и развитие личности являются основными направлениями в деятельности социальных служб. Деятельность социального работника связана с решением общественно-педагогических проблем, включающих социокультурные, морально-этические, психолого-педагогические проблемы.

В диссертационном исследовании на основе анализа профессиональных характеристик и стандарта высшего образования мы выявили модель социального работника, представленную црофесси-ональными требованиями и качествами специалиста.

Деятельность учебных и научно-исследовательских институтов, а также ведущих специалистов в области социальной педагогики ВЛ. Сластенина, A.B. Мудрика, В. Г. Бочаровой, С.А. Бе-личевой и других свидетельствует о большой проделанной работе в подготовке социальных педагогов и социальных работников. Анализ учебных программ по социальной педагогике позволил выявить позитивные моменты, способствующие успешному формированию деятельности специалистов.

В диссертационном исследовании были выявлены ряд общих и специфических условий, способствующих формированию деятельности и личности социальных работников, а также определена профессиональная деятельность, представленная такими составляющими, как операциональная, содержательно-информационная и нравственно-психологическая с акцентом на последнюю.

Итак, формирование деятельности социальных работников является общественно-педагогической проблемой, состоящей из научных поисков и находок, представляющих государственную и социальную значимость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблемы формирования деятельности социальных работников позволило выявить оптимальные условия эффективности подготовки профессионалов. Для решения проблемы были использованы архивные материалы и документы, проанализированы программы, учтен опыт вузов и курсов подготовки социальных работников, проведена опытная работа.

Историографический обзор позволил раскрыть назначение и сущность социальной псмощи, показать разнообразные форды и методы, осуществляемые государствам, общественными организациями и частными лицами. На основе исторических фактов, изученной архивной литературы была представлена картина становления на Руси социального воспитания, которая складывалась из отдельных элементов социальной помощи, появляющихся противоречий в ходе этого становления, особенностей отдельных этапов социальной деятельности. Все это позволило сделать вывод, что в древней Руси благотворительность и человеколюбие всецело основывались на нравственно-религиозных началах. Исторически готовность помочь страждущему была характерна для социальных отношений, складывающихся в России, и выражалась в разные периоды общественных отношений по-разному.

Один из этапов представлен филантропической помощью, где благотворительность носит очистительный характер благотворителя, который позднее перерастает в сострадание к ближнему. Следующим этапом готовности следует считать готовность помочь ближнему с целью его совершенствования. Эти два типа благо.

— 130 творительности характерны для древней Руси, России ХУШ века. Последний этап готовности возник в XIX веке — это готовность помочь нуждающимся с целью их самосовершенствования.

Этот этап готовности свойствен и современному состоянию социальных отношений общества.

Социальная помощь в разные периоды развития России принимает различные формы. В языческий период благотворительность носит личностный характер, присущий семейно-соседским отношениям. С принятием христианства заботу о страждущих берет на себя церковь. В эпоху Петра призрение бедных возлагает на себя государство. В конце XIX века — начале XX века заботу о призрении всецело берет на себя государство. Оно заботится о повышении культурного уровня народа. Открываются университеты, различные высшие и средне-специальные заведения. Прослеживается тенденция развития учреждений закрытого типа. К середине 70-х годов деятельность педагогов выносится за пределы воспитательных учреждений. К концу 80-х годов в стране имелись все необходимые предпосылки для появления профессиисоциальный работник, создания системы служб социальной помощи населению. В начале 90-х годов формируется система базовой подготовки будущих специалистов в области социальной деятельности. Создаются специально сориентированные на проблемы социальной работы-временные научно-исследовательские коллективы, в их числе ВНИК «Школа — микрорайон», позднее ставший межрегиональным учебным, научно-практическим Центром социальной педагогики и социальной работыконсорциум «Социальное здоровье России» и другие.

Деятельность этих коллективов направлена на создание фун.

— 131 дамента для подготовки новой прс^ессии — «социальный работник» .

В исследовании осуществлена попытка разведения понятий «социальный работник» и «социальный педагог», поиска новых путей их соприкосновения.

Социальный работник — это специалист, оказывающий социальную помощь различным категориям населения, нуждающимся в защите, и обеспечивающий им психологическую, педагогическую и правовую поддержку. Он способствует нормализации социальных связей, организует взаимодействие личности, семьи и общества, решая двойную задачу, с одной стороны, государственную — по регулированию экономики, фонда занятости, снятию социальной напряженности, а с другой — социальную, исходящую от клиента, обратившегося за помощью.

Социальный работник — это одна из црофессий, где органически сочетаются глобальность мышления, конкретность действий, оперативность выявления негативных сторон жизни и скорейшая их ликвидация.

Перед социальным работником стоит ряд задач: умение своевременно и квалифицированно оказать помощь социально незащищенным слоям населения, другим категориям, нуждающимся в защите, влиять на формирование воспитания и развития личности, устанавливать гуманистические, нравственно-здоровые отношения в социуме, формировать систему ценностных ориентаций личности к социальному окружению, влиять на клиента и его социум, разрешать конкретно-личностные проблемы человека.

Основная цель деятельности социального работника представлена двумя сторонами: внутренней и внешней. Внутренняя — саморазвитие социального работника, внешняя — стремление помочь.

— 132 клиентам ориентироваться в сложной социальной ситуации, помочь в самореализации личности, развитии его творческих возможностей. В диссертации отмечены базовые характеристики социальных работников. Выделены црофессиовальные качества, к числу которых относятся:

— эмпатия;

— психологическая компетентность;

— деликатность и тактичность;

— человечность и гуманность, милосердие;

— организаторские и коммуникативные способности, экстраверсированное ть;

— высокая духовная культура и нравственность;

— социальный интеллект;

— умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;

— направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;

— умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;

— стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;

— честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики с людьми и т. п.

Эффективность деятельности социального работника зависит от сформированноети профессиональной деятельности, характеризующей высокий уровень профессиональной квалификации, органическое сочетание личностных и профессиональных качеств.

Профессиональная деятельность наш рассмотрена как система, состоящая из таких составляющих, как нравственно-психологическая, содержательно-информационная, операциональная.

— Под готовностью социального работника к профессиональной деятельности понимается состояние его личности, которое организует его деятельность и представляет возможность принимать самостоятельные решения. Овладение профессиональной деятельностью — основа формирования деятельности будущих специалистов.

На основе исследований В. Г. Бочаровой, С.А. БеличевоЙ, В. А. Сластенина, А. В. Мудрика и анализа собственных наблюдений мы выделяем комплекс профессиональных качеств, которые необходимы социальному работнику в его профессиональной деятельности и которые должны быть сформированы у будущего специалиста в процессе формирования деятельности в вузе. Основы профессиональной деятельности могут быть сформированы при определенных условиях. Среди них — базовый уровень образования будущих социальных работников, необходимость дифференцированного подхода в подготовке, активное включение будущего социального работника в профессиональную деятельность, раскрытие и самосовершенствование их творческих способностей, учет личного жизненного опыта будущего специалиста, поэтапный процесс подготовки к профессии социальных работников.

Исходя из анализа опыта работы специалистов в области социальной деятельности, мы выделяем наиболее важные профессиональные качества, от которых зависит успешность формирования деятельности и личности будущих социальных работников:

— профессиональный такт,.

— коммуникабельность,.

— 134.

— организаторские способности.

Также важнейшим условием формирования деятельности является достижение сознательного профессионального самоопределения, которое предполагает не только удушение профессионального отбора в вузы, но и оптимизацию формирования профессионального самосознания, являющегося мощным личностным фактором активизации личности, ее становления как субъекта профессиональной деятельности.

Опора на личный жизненный опыт при изучении социальной работы способствует более эффективному усвоению профессиональных знаний, активизации мышления, а, в конечном счете, формированию профессионального мышления, лежащего в основе формирования профессиональных умений. В диссертационном исследовании отмечено решающее значение в формировании навыков социальных работников профессиональной практики.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что у будущего специалиста можно успешно формировать профессиональную деятельность при учете следующих факторов:

— обеспечения сознательного отношения будущего специалиста к работе по формированию профессиональных навыков;

— осуществления тесной связи теории с практикой;

— вооружение будущего социального работника необходимыми знаниями о специфике деятельности социальных работников;

— контроля уровня развития умений у каждого будущего социального работника;

— учета индивидуальных особенностей и жизненного опыта будущих специалистов в овладении профессиональными навыками;

— организации систематической практики в социуме.

— 135.

Успешность формирования профессиональной деятельности социальных работников зависит от того, насколько вуз ориентирует будущего специалиста на позицию личной социальной ответственности за свою профессиональную подготовку, что включает в себя не только овладение знаниями, повышение культурного уровня, но и умение адекватно оценивать свои возможности, сделать правильную самооценку своей деятельности.

В диссертации рассмотрены не все аспекты проблемы форуш-рования деятельности социального работника, а выявленные тенденции и принципы предполагают их дальнейшее изучение и развитие. В то же время концептуальное представление сущности формирования деятельности и личности социального работника позволяет определить основное направление деятельности вузов, обозначить перспективы развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Л. Единство теоретической и практической подготовки студентов педвузов по педагогическим дисциплинам// Формирование социально-активной личности учителя. Сб. научн. трудов. М.: МШИ им. В. И. Ленина, 1982. С. 34−44.
  2. К.А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. 288 с.
  3. Абдульханова-Славекая К"А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
  4. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Мысль, 1982.
  5. Актуальные проблемы социального воспитания/Ред. колл.
  6. Т.Ф. Яркина (отв. ред.), В. Г. Бочарова, В. В. Львов. Москва-Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990. 168 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. I.
  8. .Г. К психофизиологии студенческого возраста//Совре-менные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. С. 3−15.
  9. .Г. Человек как цредмет познания. Л: Изд-во ЛГУ, 1968. 338 с.
  10. .Г. Человек как предмет воспитания. «Советская педагогика», 1965, № I.
  11. А.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания// Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1989. Т. 2.
  12. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.- 137
  13. Г. М. Социальная психология. М.- Изд-во МГУ, 1988. С. 113.
  14. О.С. Педагогическое самоопределение личности и его формирование в процессе обучения//Психологические вопросы формирования личности будущего учителя. М., 1986. С. 32−46.
  15. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  16. Ю.К. Об управлении процессов воспитательного воздействия. «Советская педагогика», 1971, № I.
  17. A.B. К вопросу о предаете социальной педагогики/Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва Хула, 1993. С. 73−74.
  18. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  19. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Ред.-издат. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 198 с.
  20. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  21. И.II. Земское движение. М., 1910.
  22. Р. Развитие. Я концепция и воспитание. М., 1986.
  23. Н.Г. О преподавании психологии в педагогическом вузе. «Советская педагогика», 1975, J6 8.
  24. .П. Краткий словарь терминов по социальной работе/ Школа социальных педагогов и социальных работников. М.: Межрегиональный центр педагогики и социальной работы, 1991.
  25. С. 34−48. Вып. I. Сер. «Социальная педагогика и социальная работа за рубежом».
  26. Л.П. Больные корни современной русской жизни. М., 1905.
  27. A.A. 0 взаимоотношении общения и отношениях/Вопросы психологии. М., 1994. * I. С. 122−126.
  28. А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.
  29. Г. й. К вопросу об общественной активности студентов младших курсов педвузов. Ученые записки Томского педа-гогич. инст-та, № 24, 1968. С. 34−40.
  30. В.Б. Воспитание у студентов творческого мышления. «Советская педагогика», 1975, № 6.
  31. П. Чего надо желать для нашего общественного воспитания. Могилев, 1895.
  32. В .Г. 0 некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности//Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва-Тула, 1993. С. 34−49.
  33. В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
  34. H.H. К вопросу о народном образовании в России. Киев, 1801.
  35. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 92−99.
  36. П.А. Москва купеческая. М., 1990.
  37. Воллетень ВНИК «Школачмикрорайон». Выпуск I/Под ред. В. Г. Бочаровой и И. Ф. Выдрина. М., 1989. С. 33−60.
  38. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики/Заметки журналиста/. М.: Педагогика, 1983. 137./5/с.
  39. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: «Экономика», 1969.- 139
  40. Д. Плоды просвещения и борьба с ними. Одесса, 1908.
  41. Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании/Редколл.: Э. Э. Антон, У. В. Кала, Х. Й. Лийметс, Ю. А. Орн. Таллин: Таллинский педагогический институт им. Вильде, 1979. 278 с.
  42. Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании/Редколл.: Э. Э. Антон, У. В. Кала, Х. Й. Лийметс, Л. И. Новикова, Ю. А. Орн. Таллин: Таллинский педагогический институт им. Вильде, 1982. 158 с.
  43. П.В. Обитель милосердия. M., 1991.
  44. С. Народное образование в России. СПб, 1872.
  45. .З. Социальная педагогика и процесс формирования личности//Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубеленый опыт. Москва-Тула, 1993. С. 59−71.
  46. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. 78 с.
  47. Л.С. Собр. соч.: В 6-и т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  48. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во М1У, 1967. 149 с.
  49. Г. А. Земское самоуправление в России. M., 1990.
  50. В.А. Москва и москвичи. M., 1979.
  51. Е.В. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб, 1908.
  52. М. Просвещение и цивилизация. M., 1867.
  53. С.И. Социология жизненных сил и социальной субъективности в контексте поиска новой парадишы социального- 140 мышления/Теоретические основы подготовки социальных работников. М., 1992. С. 5−9.
  54. И.Н. Механизм формирования ценностных ориентаций студентов:/0пыт социологического исследования/. Минск, 1987. С. 16.
  55. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
  56. Ю.Н., Фомина В. Н. Действие социальное/Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.С.79−80.
  57. А.Н. Изучение личности, семьи и коммьюнити (общины) в системе социальной работы США. М., 1991. 21 с.
  58. В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1893.
  59. Джунковская Е, Война и воспитание. Петроград, 1915.
  60. Н.Г. Московские меценаты. М., 1992.
  61. Э. 0 разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. С. 554.
  62. В. Ответ на статью графа Л. Толстого «0 народном образовании». СПб, 1874.
  63. Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. Изд. 3-е. М., 1983.
  64. И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность/Социальная работа и проблемы подготовки кадров (отв. ред. И .А. Зимняя). М., 1992. С. 8−16.
  65. В.П. Образование. Мышление. Культура. В кн.: Новое педагогическое мышление/Под ред. A.B. Петровского. М., 1989. С. 97.
  66. А. Уроки истории в деле народного образования. СПб, 1887.- 141
  67. Э.В. Что же такое личноетъ?/С чего начинается личность, (под ред. Р.И. Косолапова). 2-е изд. М.: Политиздат, 1984. С. 319−357.
  68. . Т.Л. Педагогика. Куро лекций. М.", 1984″
  69. Л.Г. Георг Зиммель социолог (Критический очерк). М.: Наука, I98X. С. 62−64.
  70. Ф. Станислав Гроф и Рональд Д. Лэинг//Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2. С. 181.
  71. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чеч.-Ингуш. книж. изд-во, 1976. 286 с.
  72. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  73. П.Ф. Педагогический процесс. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1978.
  74. Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. СПб, 1874.
  75. В.О. Добрые люди Древней Руси. М., 1907.
  76. В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983.
  77. Я.Л. Человек среди людей. М.: «Молодая гвардия», 1970.
  78. Кон И. О. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
  79. И.П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. СПб, 1896.
  80. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. Учебное пособие МШУ. М.: Прометей, 1991. 109 с.
  81. B.C. 0 формировании организаторских умений у студентов в процессе педагогической практики. В кн.: Воцросы- 142 общепедагогической подготовки будущих учителей. М., 1972.
  82. B.C. О формировании организаторских умений у студентов вуза. В кн.: Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. Минск, 1971.
  83. Е.С. Основы социальной психологии. Л., Л1У, 1967.
  84. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 181 с.
  85. Кузьмичев П. О государственном воспитании народа. Курск, 1916.
  86. .В. Основы црофессиональной психодиагностики. Л.: Изд-во МГУ, 1984.
  87. Ю.Н., Сухобская Г. С. Функциональные роли учителя// Творческая направленность деятельности педагога. Л., 1978. С. 19−24.
  88. Н.И. Ценности в кризисном социуме//Ценности социальных групп и кризис общества: Сб. ст. М., 1991. С. 4г-21.
  89. М.М. Становление общественной медицины в России. М., 1974.
  90. A.A. Общение как проблема психологического исследования/Методологические проблемы социальной психологии Сотв. ред. Е.В. Шорохова). М.: Наука, 1975. С. 106−124.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  92. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1993. 527 с.
  93. Е.И. Материалы для истории женского образования в России. Вып. 1−2. СПб, 1901.
  94. .Ф. Общение как проблема общей психологии/Методологи- 143 ческие проблемы социальной психологии (отв. ред. E.B. Шо~ рохова). М.- Наука, 1975. С. 124−136.
  95. A.B. Деятели печатного слова. М., 1992.
  96. Е.Д. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб, 1903.
  97. Е.Д. Очерки по истории общественных работ в России. М., 1905.
  98. A.A. Фабричная инспекция в России. 1882−1906 гг. Киев, 1906.
  99. A.B. Общение как педагогическая категория. В кн.: Психолого-педагогические проблемы общения. М&bdquo-: НИИ ОП АПН СССР, 1979. С. 8−17.
  100. A.B. Опыт организации коллективного исследования общения. В кн.: Общение как педагогическая проблема. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1974. С. 3−10.
  101. A.B. Педагогические возможности общения. В кн.: Проблемы теории воспитания. Ч. I. М.: Педагогика, 1974. С. 71−87.
  102. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  103. A.B. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие. Пенза, 1994. Ч. I. 171 с.
  104. H.H. Межличностные отношения. JI., 1979.
  105. Т. Общетеоретические проблемы социологии//Социоло-гия сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965.
  106. БЛ. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 348 с.
  107. В.Н. Американская школьная молодежь. Проблемы, по- 144 иоки, решения. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. 48 с.
  108. В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. М., Педагогика, 1985. 159 с.
  109. Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной жизни. М., 1985.
  110. М. Помощь трудным детям: пер. с англ./Общ. ред. A.C. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987. С. 374−404.
  111. ЕЛ. Россия в цифрах: Страна. Народ. Сословия. Классы. СПб, 1912.
  112. НО. Рубина Л. Я. Социальные проблемы образования. Свердловск, 1991. С. 42−43.
  113. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  114. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 354 с.
  115. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.
  116. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: пер. с англ./Общ.ред. и вступ. ст. JI.A. Петровской. М.: Прогресс, 1990, 368 с.
  117. М.Н., Рубина ЛЛ. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.
  118. В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. Свердловск, 1986. 142 с.
  119. Л.А. Ролей теория/Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 299−300.
  120. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.:1. Педагогика, 1986.
  121. В.Д. Воспитательное взаимодействие коллектива с его средой как педагогическая категория/Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании Сред. колл. Э. Э. Антон, У. В. Кала, Х. Й. Лийметс, Ю.А. Орн). Таллин, 1979. С. 46−52.
  122. В.Д. Социальная педагогика: проблемы и пути их решения. Свердловск, 1991. 33 с.
  123. В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия. М.: Магистр, 1994. 132 с.
  124. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  125. В.А. Гуманитарная культура специалиста/УМагистр. 1991. Л I. С. 16−25.
  126. В.А., Грачев В. В. Индивидуально-творческий подход в подготовке будущих цреподавателей-педагогов и психологов. В кн.: Формирование личности советского учителя. М.: Изд-во «Прометей», 1989.
  127. В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия//Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва-Тула, 1993.1. С. 265−275.
  128. Сластёнин В.А.//Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности. Научные труда МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1995. С. 3−10.
  129. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт)/Ред.колл.- 146
  130. Л.Э. Кунельский, М. С. Мацковский, А. М. Панов. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992, С. 78−88.
  131. Социальная педагогика/Отв. ред. В. Д. Семенов. Свердловск, 1989. 254 с.
  132. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. (уч.-методич. пособие)/Отв. ред. И. А. Зимняя. М., 1992. 200 с.
  133. Социальная работа и проблемы подготовки кадров/Отв. ред. И. А. Зимняя. М., 1992. 104 с.
  134. Социально-педагогические и психологические воцросы подготовки и повышения квалификации учителей: Метод, рекомендации для ИУУ/АПН СССР, НИИ общего образования взрослых. I., 1985. 94 с.
  135. Социально-педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений, семьи и общественности во внешкольном воспитании учащихся: Сб. научн. тр./НИИ общей педагогики- Под ред. В. Г. Бочаровой, М. М. Пдоткина. М., 1981. 107 с.
  136. Социально-педагогические проблемы взаимодействия клуба и молодежи. Крат, тезисы к обл. науч. конф.:/ 26 апреля 1988 г./ Тамбов. Обком ВЛКСМ. Упр. культуры Тамбов.облисполк. Тамбов, фил. МГИК. Тамбов: Б.И., 1988. 91, I с.
  137. Социально-педагогические проблемы взаимодействия школы и базового предприятия: Межвуз. сб. науч. трудов/Горьковск. гос. пед. ин-т им. A.M. Горького. Горький, 1985. 121 с.
  138. Социально-педагогические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи: Материалы Всесоюз. науч.-метод. конф. Запорожье, 1991. М.: Изд-во МАИ, 1991. 121 с.
  139. Социально-педагогические проблемы воспитания учащихся: Метод.- 147 рексменд./АБН СССР. НИИ общ. образован, взрослых. Л., 1986. 60 с.
  140. Социально-педагогические проблемы народного образования: Сб. статей/Якутский гоо. ун-т- Под ред. В. Ф. Афанасьева и Д. А. Данилова. Якутск: ЛГУ", 1977. 122 с.
  141. Социально-педагогические проблемы образования в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: /Материалы межвуз. науч.-практ. конф.). Ташкент, 18−19 июня 1985. Ташкент, 1985. 204 с.
  142. Социально-педагогические проблемы общего образования взрослых: Сб. науч. тр./АПН СССР, НИИ общего образования взрослых. М.: АПН СССР, 1983. 96 с.
  143. Социально-педагогические цроблемы общего образования взрослых: Сб. науч. тр.- Под общ. ред. канд. пед. наук С.Г.Верш-ловского. Л., 1975. 114 с.
  144. Социально-педагогические проблемы общественной активности учащихся: Межвуз. сб. науч. тр./Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск, 1983. 70 с.
  145. Социально-психологические, педагогические и методические проблемы повышения эффективности учебного процесса в высшей школе. /Сборник статей/. Под ред. Л. Т. Турбовича. Л., 1972.
  146. Социально-психологические проблемы подготовки кадров в системе непрерывного образования:/Тез. докл. науч.-практ. конф., 4−5 июня 1991 года, г. Киев/. Киев: 0-во «Знание» УССР, 1991. 35, I с.
  147. Социально-педагогические цроблемы профессионального становления молодых учителей: Метод. рекомендации/АПН СССР.- 148
  148. НШ общего образования взрослых. Л.: АПН СССР, 1989. 99, I с.
  149. Социально-психологические проблемы профилактики отклонений в поведении молодежи. Киев: О-во «Знание» УССР, 1989.19, I с.
  150. Социально-психологические проблемы развития самодеятельного движения молодежи в условиях современного общества. Киев: 0-во «Знание» УССР, 1990. 18, I с.
  151. Социально-педагогические проблемы самообразования молодого учителя: Метод. рекшендации/АПН СССР, НИИ общего образования взрослых. Л., 1986. 34 с.
  152. Социально-педагогические проблемы формирования гражданина./ Сборник статей/Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького, Редкол.: В. Д. Семенов (отв. ред.) и др. Свердловск: Ур. ГУ, 1986. 194, I с.
  153. Социально-педагогические проблемы формирования личности: Межвуз. сб. науч. тр.Драл. гос. ун-т им. A.M. Горького, Редкол.: В. Д. Семенов (отв. ред.) и др.. Свердловск: Ур. ГУ, 1982.
  154. Социология образования: Всесоюзн. научн.-методич. конф. Тезисы докладов. Л., 1990. Т. I. С. 3.
  155. П.И. О крестьянском воспитании. СПб, 1903.
  156. А.Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже 19−20 вв. М., 1980.
  157. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ", 1983. 284 с.
  158. В.А. Сердце отдаю детям. 5-е изд. Киев: изд-во Радян. школа, 1974. 288 с.- 149
  159. Теоретические основы подготовки социальных работников/Отв. ред. И .А. Зимняя. M., 1992. 156 с.
  160. Г. Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 215 с.
  161. Ф.М. Образовательные силы России. Общественное воспитание. СПб, 1871.
  162. М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. Учебное пособие. M., 1992.
  163. С.П. Вступление в педагогию. СПб, 1852.
  164. А. Органы «самоуправления» в царской России. Куйбышев, 1939.
  165. Т. Социальная психология/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969. С. 535.
  166. К. Студенты. Становление личности. М.: Прогресс, 1982. 136 с. 170.'Шульц 3. Педагогическое мастерство советского учителя. М., 1955.
  167. А.П. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. СПб, 1870.
  168. Я. Элементарные понятия социологии. Новосибирск: Наука, 1967. С. 62−64.
  169. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л.: Просвещение, 1967. 226 с.
  170. Энциклопедия социальной работы. М.. 1993″
Заполнить форму текущей работой