Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль Германии в обеспечении энергетической безопасности в Европе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в том, что в нем первостепенное значение отводится Германии и её месту и роли в общеевропейском процессе осуществления энергетической безопасности. Эта работа акцентирует внимание на достаточно сложной ситуации, которая сложилась в Европе относительно сотрудничества стран региона в области поставок и распределения энергоресурсов. В работе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРОПЫ
    • 1. 1. Основные аспекты европейской энергетической безопасности
    • 1. 2. Роль Германии в обеспечении энергетической безопасности
  • Глава 2. ДИПЛОМАТИЯ ГЕРМАНИИ В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ В 19 982 005гг
    • 2. 1. Энергетическая дипломатия кабинета Г. Шредера
    • 2. 2. Роль Герхарда Шредера в продвижении проекта «Северный Поток»
  • Глава 3. ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В РЕШЕНИИ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ В 20 052 010гг
    • 3. 1. Особенности внешней политики Германии в вопросах энергобезопасности
    • 3. 2. Газовые конфликты 2005−2010гг. Позиция ЕС и Германии

Роль Германии в обеспечении энергетической безопасности в Европе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена анализу проблем в области энергетической безопасности в Европе в конце XX начале XXI века и роли Германии в ее обеспечении.

Германия, будучи членом ЕС в силу своего положения в системе международных координат и политического веса несёт особую ответственность за сохранение мира и стабильности на европейском континенте. В диссертации отводится значительное место исследованию партнерства между Германией и Россией в энергетической сфере. Для России кроме всего прочего Германия играет своего рода роль «окна в. Европу», являясь проводником российских интересов в Западной Европе, а Россия традиционно выступает основным поставщиком первичных энергоносителей для Германской экономики. Российско-германские отношения и в том числе проблемные вопросы этих отношений вызывают интерес у широкого круга исследований, о чем свидетельствуют научные труды на эту тему.

Актуальность темы

обусловлена, прежде всего, тем, что энергетическая сфера во все времена являлась приоритетной сферой. Но в настоящее время энергетическая безопасность оказалась в центре дискуссий на самых различных уровнях.

Энергетический кризис середины 70-х годов 20 века дал толчок тому, что энергетический фактор стал играть в политике такую же роль, как и военный, а это привело к тому, что стала формироваться и быстро развиваться энергетическая дипломатия.

Активизируется межгосударственное регулирование и формы воздействия на энергетическом направлении в системе межгосударственных отношений и для обеспечения энергетической безопасности в глобальном, а также и в региональном плане. В связи с этим в ряде стран формируется направление экономической дипломатии, связанное с энергетикой. И здесь необходимо отметить основные приоритеты внешней экономической политики Германии и её активную роль в области обеспечения функционирования системы коллективной энергетической безопасности.

В наше время нехватка энергоносителей становится объективной реальностью для многих стран.

В XXI в. существенно вырастают масштабы мировойторговли энергетическими ресурсами, что приводит к увеличению объемов их транспортировки. Отсюда неизбежность пересечения многих границ стран по пути от добывающих регионов до потребительских рынков. Неизбежно вырастает количество и усложняется география международных транзитных систем, надежность которых будет испытывать воздействие технологических, политических и экономических рисков. Для того чтобы обеспечить бесперебойное и надежное функционирование энергетического сектора и международных транзитных маршрутов необходимо будет формировать соответствующие международно-правовые базы и не только на двусторонней, но и многосторонней основе. Сейчас в энергетической дипломатии проблемы международного транзита возникают все чаще и чаще. Известно, что значительная доля энергоресурсов, которые поставляются на европейский рынок, пересекает несколько государственных границ. Поэтому уже сейчас возникают вопросы о регулировании проблем с транзитом энергоресурсов.

Энергетическая безопасность способна подвести серьезный фундамент под наметившееся сближение в политической и военно-политической области, в науке, технике, образовании. Мировое потребление энергии с 1970 года уже сейчас удвоилась, а к 2030 г. может возрасти еще более чем на 60%, причем 85% прироста призваны покрыть ископаемые углеводы.

Возрастающий спрос на энергоресурсы предъявляют новые индустриальные страны (КНР, Индия, Бразилия, Южная Корея). Резкое повышение цен на нефть летом 2000 г., террористические акты в США осенью 2001 г., обнажившие проблему энергетической безопасности стран Запада (в первую очередь зависимости от энергоисточников из политически нестабильных стран Ближнего Востока), вернуло энергетическую тему на первые полосы газет и в политическую повестку дня и стран Европы, и всего мира. Ресурсная база Европы ограничена, что говорит о зависимости стран ЕС внешних энергетических поставок.

В настоящее времяв Европе наблюдается резкое увеличение спроса на газ. Это объясняется как падением его добычи в европейских странах (в первую очередь на шельфе Северного моря), так и, главным образом, результатами либерализации газового рынка континента. Ставка на возобновляемые источники энергии скорее преждевременна, поскольку они по преимуществу все еще неэкономичны и не берут на себя базовую нагрузку.

Вопросы энергетической безопасности Европы и роли Германии в обеспечении газом европейских стран освещались в трудах российских авторов.

I л ^.

Это работы С. З. Жизнина, К. С. Вяткина, П. А. Бровина. В настоящее время повышается внимание исследователей к различным аспектам этой проблемы. Необходимо также отметить труды зарубежных авторов В. Гросса4, Б. Брауна5, Г. Вагнера6, X. Тиммермана7.

Анализ имеющихся публикаций показывает наличие большого интереса к проблемам энергетической безопасности, в них уделяется внимание к роли Германии в этом процессе. На основе изучения этих публикаций можно заключить, что изменившиеся за последние годы политические реалии, смена руководства, вступление в ЕС новых государств из стран Центральной и Восточной Европы, усиление споров развитие дискуссий и противоречий по поводу энергетической безопасности и возникшие в связи с этим новые трудности и противоречия не нашли в.

1 Жизнин С. З. Основы энергетической безопасности М., 2009.

2 Вяткин К. С. Энергетическая безопасность Европы СПб, 2006.

3 Бровин П. А. Динамика российско-германских отношений в начале 21 в. М., 2007.

4 Гросс В. «Состояние германской энергетики» Журнал Политика и экономика № 10 2003 с. 4 — 9.

5 Браун Б. Германо-российские отношения в сфере политики СПб, 2007.

6 Вагнер Г. Россия и Германия, Барнаул 2007.

7 Тиммерман X. Германия и Россия в Европе М., 2004 достаточной мере свое отражение в этих работах. В настоящее время энергобезопасность является для стран Европы стратегической задачей.

Нижняя граница хронологических рамок исследования — конец 90-х гг. XX в. — тот период времени, когда готовилась почва для понимания нового понимания европейской энергетической безопасностиВерхней границей исследуемого хронологического периода является 2010 г.

Германия, как нетто-импортер, в первую очередь стала: придавать особое значение энергетической сфере в общеевропейском контексте.

Целью диссертации является изучение комплекса проблем в обеспечении европейской энергетической безопасности, роли Германии в решении имеющихся проблем, исследование её места в данном процессе.

1 .Рассмотреть договорно-правовую базу сотрудничества стран Европы в энергетической сфере в 1998;2010гг.

2.Проанализировать основные направления энергетической дипломатии ФРГ в исследуемый период времени (в том числе в общеевропейском контексте).

3.Дать оценку роли Германии в обеспечении энергетической безопасности.

4.Выявить специфику руководства деловых кругов и деловых кругов Германии и стран ЕС.

5.Оценить результаты и дальнейшие перспективы энергетического внутриевропейского сотрудничества и роли в нем Германии.

Теоретическая значимость исследования состоит в анализе энергетической безопасности и сотрудничества как самостоятельного направления всего комплекса взаимоотношений стран Европы и роли Германии. Материал исследования позволяет проследить изменения в направлениях этого сотрудничества, их качественную динамику. Это представляется особенно важным, так как состояние энергодиалога стран позволяет судить об общем состоянии дел в сотрудничестве государств. Энергетический сектор стран ЕС имеет особую государственную важность, и поэтому проблеме обеспечения энергетической безопасности руководители государств придают первостепенное значение.

В странах Европы, где имеет место крупнейшая в современном мире концентрация производственного потенциала, функционирует на наименее объемной собственной энергетической базе. Тем самыммиру демонстрируется его возможное инерционное углеводородное будущее.

Доступ к энергии, признан в «Зеленой книге» комиссии ЕС по энергетике основополагающим в повседневной жизни каждого европейца. ЕС уже стал вторым по объему потребления и первым импортером энергии в мире.

Теоретическая значимость диссертации состоит также в том, что энергетическая безопасность стран ЕС рассматривается в соответствии с изменяющимися условиями на мировой политической арене и состоянием мировой экономики, что позволяет рассматривать его как часть общего мирохозяйственного процесса в условиях всеобщей взаимозависимости.

Материалы исследования могут быть использованы при прочтении лекционных курсов и проведении семинарских занятий по проблемам истории международных отношений и внешней политики России, вопросам эволюции европейской интеграции на факультетах международных отношений отечественных вузов.

Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в том, что в нем первостепенное значение отводится Германии и её месту и роли в общеевропейском процессе осуществления энергетической безопасности. Эта работа акцентирует внимание на достаточно сложной ситуации, которая сложилась в Европе относительно сотрудничества стран региона в области поставок и распределения энергоресурсов. В работе берется за основу, прежде всего политический аспект данной проблемы. Автор использовал преимущественно реалистический, подход к исследуемой проблеме, сосредоточив свое внимание, прежде всего, на политических интересах различных государств и, в том числе, на противоречиях относительно осуществления энергетической безопасности между Германией и другими европейскими странами в целом и внутри самой Германии в частности с акцентом на геополитическую составляющую.

В исследованиях, посвященных как политическим, так и экономическим взаимоотношениям стран ЕС, проблемы энергетического сотрудничества остаются как бы на втором плане. Энергетические взаимоотношения в Европе в период 1998 — 2010 гг. в отечественной историографии только начинают рассматриваться.

Объектом исследования является сфера европейской энергетической безопасности. Предметом исследования — политика Германии в контексте реализации энергетической безопасности в Европе.

Энергетическая безопасность рассматривается в контексте новой экономической обстановки. Автор рассматривает позиции стран по существенным вопросам энергетической безопасности. Сравнительный анализ позиций государств позволяет придать исследованию более объективный характер.

Для анализа основных направлений энергетической политики ФРГ диссертант использовал программный документ Союза немецкой индустрии, 8 характеризующий планы руководства страны в сфере германского ТЭК, цели и инструменты энергетической политики ФРГ. Автор изучил заявления и другие материалы Федерального канцлера ФРГ относящиеся к его собственной энергетической стратегии в вопросах энергетической безопасности.9.

В силу того, что большая часть диссертационного материала посвящена событиям современного исторического этапа и монографии, посвященные непосредственно данной проблематике отсутствуют, основную массу материалов для диссертанта составили:

8 BDI-posizionen zur Energiepolitik // Dundtsferband der deutschen Industrie — Berlin, 2001.

9 Информационный портал ИНО CMM//http://www/inosmi.ru.

— Материалы и документы специализированных изданий, публикуемых органами государственной власти РФ, такие как журналы «Дипломатический вестник» (МИД РФ)10, «Бюллетень международных договоров» (Администрация Президента РФ)11, а также «Европа» (издание КЕС, Брюссель)12. Эти издания содержат некоторые. из нормативно-правовых документов, касающихся сотрудничества в энергетической сфере, экспертных оценок, в них находится актуальная информация и дискуссионные моменты, которые позволяют проследить за изменениями, происходящими в энергетическом сотрудничестве.

Большое внимание уделено публикациям журнала «Internationale.

Politik" («Международная политика»), издаваемому Германским Советом по внешней политике. Здесь кроме исследователей научных центров публикуются взгляды официальных лиц ФРГ и мнения ведущих экспертов германского государства.

Документы Посольства ФРГ в Москве14, Секретариата Энергетической Хартии (Брюссель)15. Большую роль в исследовании сыграли данные Международного (МЭА) и Немецкого (НЭА) энергетических агентств16.

Разумеется, источниковая база данной работы не претендует на абсолютную полноту в силу либо недоступности ряда источников (из соображений секретности и безопасности), либо их несистематизированности, в том числе и отсутствия профильных работ по заявленной в диссертации проблематике.

В работе представлены точки зрения и экспертные оценки состояния энергодиалога представителей как правительственного, так и корпоративного уровней самой ФРГ. Среди работ современных авторов, для анализа.

10 Дипломатический вестник МИД РФ.

11 Бюллетень международных договоров. Администрация Президента РФ.

12 Europe КСЕ — Brussels, 2009.

13 «Internationale Politik"Deutsche Gesellschaft fur Auswartige Politik.

14 Сайт посольства OPr//http://www.germaniorg.ru/.

15 Energy Charter Treaty. EU Council Decision of 13 July 2001 on the conclusion by the European Community of the Amendment to the trade-related provisions of the Energy Charter Treaty.

16 Internationale Politik"Deutsche Gesellschaft fur Auswartige Politik теоретических основ экономической и энергетической безопасности были.

17 использованы работы коллектива авторов под руководством В. В. Бушуева .

Полную картину экономико-хозяйственного уклада ФРГ, состояние экономики Германии и ее место среди остальных промышленно-развитых стран Запада дают монографии и статьи российского специалиста в этой области В.П.Гутника18. Вопросы генезиса и развития энергетической дипломатии как нового функционального направления современной дипломатии, ее экономические и политические основы, а также особенности корпоративной дипломатии ведущих зарубежных и российских энергетических компаний рассматриваются в работах С. З. Жизнина институт энергетической дипломатии и международной политики.

МГИМО)19. Вопросы энергетической безопасности рассматриваются в работах Н. В. Павлова «Внешняя политика ФРГ: концепции реалии 80-х годов», в работе B.C. Павлова «Проблемы внутренней и внешней политики.

Западной Германии в историографии ФРГ", В. В. Бушуева «Энергетическая безопасность России», В. П. Гутника «Политика хозяйственного порядка в Германии». В работе использовался диалог-дискуссия (пророссийская и проевропейская позиция) С. З. Жизнина и Секретаря Энергетической Хартии в.

Брюсселе А.Конопляника. Этот диалог помогает оценить ситуацию по вопросу, касающемуся ратификации Европейской Энергетической Хартии и Транзитного Протокола к ней, а также по вопросу обращения российского энергетического сырья на европейской рынке.

В диссертации использовалось интервью с депутатом и председателем подкомитета ГД ФСРФ по газу В. А. Язевым, где обсуждался транзитный.

17 Бушуев B. B Энергетическая безопасность России. Институт энергетической стратегии — М., 1999 г. с 31.

18 Гутник В. П. Политики хозяйств, порядка в Германии — М., 2002.

19 Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия — М., 2009.

20 Павлов H.B.Внешняя политика. ФРГ: концепции реалий 80-х годов — М., 1989.

21 Павлов B.C. «Проблемы внутренней и внешней политики З. Германин — СПб, 2001.

22 Бушуев В. В. «Энергетическая безопасность России — Новосибирск, 1998.

23 Гутник В. П. «Политика хозяйственного порядка в Германии — М, 2002.

24 Журнал Проблемы мировой экономики — № 3 — 2001 тупик энергетической Хартии, возникший в результате различных подходов России и ЕС.25.

Рассматривается статья A.B.Конопляника «Саммит России — ЕС: Энергетические итоги», опубликованная в издании «Нефтегазовая.

9 А вертикаль" и его же статья «Сила аргумента или аргумент силы. Что дает России Энергетическая Хартия?».27 Значительный материал для изучения темы взят диссертантом из журнала «Дипломатический вестник».28.

В работе Ю. Година «Геополитическая роль внешней торговли.

О Q энергоресурсами для России" рассматриваются проблемы энергетических поставок и роль России в обеспечении энергобезопасности. О необходимости развития взаимоотношений России и ФРГ в области энергетики говорится в работе К. А. Парусова «Энергетический диалог».30 Диссертантом изучены статьи и выступления зарубежных экспертов в области энергобезопасности. Таких, например, как Марк Оливер Беттцюге, директор кельнского института, который в своих выступлениях и статьях делает акцент на политический аспект в энергетической сфере, 31 а также исследователя Немецкого института безопасности и международных отношений Фридемана Мюллера.32.

Важными представляются оценки сотрудничества Германии и России Генерального директора энергетики и транспорта Европейской Комиссии К. Клетинкса и заместителя генерального директора одного из федеральный.

25 Транзитный тупик энергетической Хартии: интервью с депутатом и председателем подкомитета ГД ФСРФ про газу В. Л. Язевым // Нефтегазовая Вертикаль. 2002. — № 4. http://drilling.ngv.ru/magazin/view.hsql?id=931&mid=45.

26 Конопляник А. Саммит Россия — ЕС: энергетические итоги / А. Конопляник // Нефтегазовая Вертикаль. -2004. — № 10. http://www.enippf.ru/publicat/clauses/365/365.html;

27 Конопляник А. Сила аргумента или аргумент силы. Что дает России энергетическая Хартия? / А. Конопляник // Мировая энергетика. — 2004. — № 6. http://www.worldenergy.ru/mode. 1349-id.3437-tvpe.html.

28 Журнал «Дипломатическаий Вестник».

29 Годин Ю. Геополитическая роль внешней торговли энергоресурсами для России — М., 2002.

30 Парусов K.B. «Энергетический диалог» — М., 2007.

31 Беттцюге М. О. Выступление на Восьмой конференции «Глобальная энергетическая безопасность» I9.09.2009//http://www.energyland.intro/news-print33129.

32Мюллер Ф. Германия попадает в 3aBHCHMOCTb//http://www.inosmi.ru/worId/20 051 005/222768.htmlМюллер Ф. Как убежать от MocKBbi//http//:armi.lv/ru/Energetika-Evropi-kak-ubezhat-ot moskvi (Business-Week-SShA/771/3702.

33Клетинкс К. Выступление на конференции по вопросам отношений между ЕС и Россией в области энергетики 05.10.2006//littp://for-ua.com/world/2006/05/10 144 558.htmlКлетинкс К. Выступление на министерств Хармута Шнайдера.34 Автором изучены материалы речи Федерального Канцлера ФРГ А. Меркель относительно стратегии и вопросов, касающихся энергетической безопасности на европейском континенте и сотрудничества с Россией в области энергетики: Изучены программные документы Союза немецкой-индустрии.

Среди диссертаций, близких к тематике данного диссертационного исследования, необходимо отметить работы Егорова А. И., Малова Н. Г., В. Н. Маркова, В. С. Павлова.

Достаточный анализ мирового и европейского энергетических рынков (конъюнктура, баланс спроса и предложения, угрозы и др.), место и роль на них России и ее углеводородного сырья содержится в работах Павла Сергеева и Рудольфа Тер-Саркисова (ВНИИГАЗа). Представлены также зарубежные авторы: В. Гросс, Б. Браун, Г. Вагнер, X. Тиммерман.

Методология настоящего исследования представлена на нескольких уровнях. Первому уровню присущ описательный характер: диссертант сгруппировал все факты сотрудничества, дал им характеристику, определил круг участников и основные направления их взаимодействия. На втором уровне изучаемые явления были проанализированы, выстроены причинно-следственные связи. Для анализа в работе использовались как дедуктивные подходы (выводящие закономерности, которые распространяются на весь комплекс взаимоотношений), так и вероятностные (те, которые имеют более частный характер и могут быть применены ко всему исследуемому материалу лишь с определенной долей условности). Для теоретических трактовок в работе использовались следующие операции: классификация изучаемых процессов и явленийсравненияобобщения в виде гипотез и закономерностей и др.

В результате комплексного анализа исследования автором был сделан ряд выводов и заключений. международной конференции по энергетической безопасности 13.03.2006//littp://repositminpromrf.ru//s/h 186-conference.Rus.pdf.

34 Шнайдер X. Выступление на II Международном форуме по перспективным технологиям, концепциям и проектам EMBIZ Moscow 09.11,2009//http:// wvvv. embiz-moscow/files/em2009;conference-programme.pdf.

На третьем уровне была предпринята попытка проверить источниками и научно верифицировать сложившиеся на начальном этапе ознакомления с проблематикой предположения (гипотезы) и сделанные выводы. Для этого диссертант использовал как «реактивные» методы (опубликованные в печати работы, их комментарии — и заявления) и «нереактивные» (исследование необходимых документов).

Важным методом исследования для автора явился историко-генетический подход, позволивший проследить эволюцию энергодиалога стран Европы всего исторического периода сотрудничества. Автором использовались также структурно-функциональный анализ и системный подход. Энергетическая безопасность Европы являет собой сложную структуру, внутри которой можно выделить компоненты, элементы и подсистемы, выстаивающие между собой определенные взаимоотношения: координация, субординация и иерархия. Каждый из компонентов системы имеет свою предназначенность в рамках энергодиалога стран. Из общенаучных в работе также были использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и аналогии.

Методологической основой исследования является диалектический материализм. Его системообразующие принципы единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, материальности и познаваемости мира, непрерывного и постоянного диалектического развития определяют ту систему познавательных норм, которые послужили базой для данного исследования.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

выводы, касающиеся исследуемой проблемы.

Исследуя проблему влияния Германии на энергобезопасность Европы, прежде всего с политической точки зрения и на основе преимущественно реалистической концепции, удалось указать на интересы Германии в данном вопросе, выявить политические противоречия внутри самого государства относительно указанной проблемы, показать особенности политических приоритетов Германии, исследовав причины и геополитическую подоплеку тех или иных ее действий относительно обеспечения энергетической безопасности в Европе.

Энергетическая безопасность играет очень важную роль во внешней политике практически всех государств, поэтому можно сделать вывод о том, что в энергетической дипломатии Германии используются классические методы и. средства той же двусторонней, и многосторонней дипломатии.

Проведенное исследование показывает, что Германия старается проводить многовекторную политику в области энергетической безопасности. В целом, ФРГ следует в русле общеевропейской политики, поскольку старается поддерживать статус активного члена ЕС и его локомотива, стараясь принимать деятельное участия во всех значимых общеевропейских проектах, включая развитие альтернативных источников энергии, а так же диверсификацию поставок энергоносителей. В то же самое время Германия пытается реализовать собственные интересы в данном сегменте своей внешней политики и во многих случаях использует внутриевропейское сотрудничество в своих целях. ФРГ стремится к тому, чтобы стать одним из важнейших пунктов распределения энергоносителей в Европе и тем самым упрочить свое лидерство и расширить свое влияние в странах Восточной Европы. Политика, проводимая властями Германии в период газовых конфликтов между Россией и Белоруссией и Россией и Украиной, показывает, что Германия стремилась извлечь максимальную выгоду из сложившейся ситуации, стать посредником в конфликте, защитником общеевропейских интересов и при этом расширить свое влияние в Украине, а так же продемонстрировать странам Восточной Европы свою готовность оказывать им поддержку и помощь. Тем самым Германия пытается использовать свое положение узлового пункта распределения российских энергоносителей для усиления своих позиций в Восточной Европе. Однако ту же Польшу Германия готова поддерживать лишь в тех пределах, пока это не несет проблем для ее интересов, что еще раз говорит о прагматизме немецких политиков. Относительно диалога с Россией как с основным поставщиком энергоресурсов можно сделать вывод, что имеют место противоречия внутри политической элиты ФРГ по данному вопросу. Определенная часть немецких политиков продолжает видеть в России угрозу, считая, что в любой момент она может использовать зависимость Европы от своих энергоресурсов. У данной точки зрения есть глубокие исторические корни. Ни с одним из западноевропейских народов — Россия не имела такого тесного соприкосновения как с немцами. Опыт этого взаимодействия уникален. Россия* всегда вызывала у немцевмассу противоречивых чувств: от почти мистического преклонения до полного неприятия. Немецкие историки охарактеризовали отношения между народами обеих стран как единство любви и ненависти и посвятили этой теме довольно много исследований. Еще в XIX в. немецкие консерваторы признавали, что русофобия в Германии тесно связана с демократическим движением: «Либералы, — писал в 1849 г. один из самых ярких консервативных авторов Иоганн Шпоршиль, — видят в России последнего внешнего непобедимого врага того государственного устройства, которое еще нигде на европейском континенте не доказало своей стабильности,.

OIR устойчивости и безопасности".

Действительно, для немецких демократов русский народ стал контрреволюционной нацией. По их мнению, русские обладали всеми пороками и ни одной добродетелью примитивных народов. Их победа означала бы конец европейской цивилизации и культуры. Эти взгляды разделяло большинство демократов того времени, в том числе К. Маркс и Ф. Энгельс, чьим внешнеполитическим требованием в 1848—1849 гг. была революционная война с Россией.219 В дальнейшем эта позиция получила своё развитие и сохранилась пусть и в видоизмененном, более мягком варианте, что приводит к значительным проблемам в настоящее время. Таким образом, история российско-германских противоречий имеет очень глубокие корни. Однако проблемные вопросы в отношениях между двумя государствами связаны не только с фобиями и предубеждениями немцев по отношению к русским. Германия является частью евроатлантической.

218 Фалин В. М. Российско-Германские отношения в контексте мировой политики, М: Международная жизнь — № 7 — 2006 — с. 49.

219 Белов В. Г. Российско-германские отношения в историческом контексте — М, 2004 — с.89−91. цивилизации и связывает свое дальнейшее развитие с ЕС и евроатлантическими интеграционными объединениями. Несмотря на противоречия, внутри европейского блока и на то, что позиции Германии и Россиивсе же иногда, совпадают (в случае с позиции по Ираку и по принятию Украины и Грузии вНАТО), то этоскорее всегоявляетсяследствием сугубо личных германских интересов и не может серьезно повлиять на отхождение Германии ют своих старых союзников.

Тем не менее,. Германия осознает свои интересы и важность сотрудничества с Россией. Политика, проводимая Герхардом Шредером и Ангелой Меркель, лишь подтверждает тот факт, что сотрудничество с Россией в энергетической сфере только укрепляется. Однако это вовсе не означает, что Германия отказывается от евроатлантической солидарности и общеевропейского сотрудничества ибо исторически и цивилизационно принадлежит к западной социокультурной модели. Это является причиной многовекторности политики Германии. Надо учитывать тот факт, что Германия как сильное экономически развитое государство пытается реализовать свои политические интересы и прежде всего в Европе. В общем и целом в Германии преобладает политика прагматизма и в том числе в сфере обеспечения энергетической безопасности в Европе. Стоит учитывать так же и активное лобби тех или иных политических групп в Германии и их влиянии на внешнюю политику государства. Здесь становится" очевидным, что в Германии не было никогда единого мнения по поводу европейской безопасности, поскольку существует несколько разных точек зрения по этому вопросу .Те кто поддерживает точку зрения зависимосимости от России утверждают, что Россия, предложив Германии роль «энергетического перевалочного пункта», поставила Германию в весьма щекотливое положение перед европейскими партнерами. «Российские авансы подвергают Германию повышенной потребности оправдываться перед европейскими соседями, которые опасаются германо-российского энергетического альянса. Североевропейский газопровод снижает относительный экономический и политический вес транзитных стран — Белоруссии, Польши и Украины и одновременно усиливает по отношению к ним властные позиции Газпрома220. Следовательно-сторонники этого подхода считают, что перед ФРГ возникает задача рассеять недовольства других стран в, связи с тем, что Германияв энергетическом отношении с Россией хочет идти „особым путем.“. При Г. Шредере „особые отношения“ России с Германией получили новое политико-экономическое измерение в ущерб о и и 22.1 Т X согласованной европейской политике». И это стало очень раздражать Европу. Германия и Россия при Шредере находились в эволюционном процессе сближения, выходящим далеко за границы экономического и внешнеполитического сотрудничества. Именно потому, что Шредер сосредоточился сугубо на интересах Германии и не особо уделял внимание аспекту общеевропейских ценностей в диалоге с Москвой, западная пресса и ряд европейских аналитиков обрушилось на него с жесточайшей критикой222. Однако он пытался скорее вовлечь Россию в как можно более тесное сотрудничество с Европой. Сторонники такой точки зрения видят Россию частью системы энергобезопасности Европы. Они рассматривают более тесные отношения с Россией как хорошую возможность не только для торговли, но и как стратегическую необходимость. Следует отметить, что по поводу сотрудничества с Россией даже внутри лагеря соратников Шредера произошел случаются расколы.

Ярким примером может послужить конфликт Шредера и Фишера, представляющих различные точки зрения на дальнейшее развитие энергобезопасности. Причем обе точки зрения представляют борьбу мнений по данному вопросу не, только в самой Германии, но и в Европе в целом. Фишер и Шредер как яркие и масштабные и влиятельные фигуры безусловно участвуют в процессе становления общей европейской энергобезопасности.

220Гбтц Р. Российская энергетическая политика и Германско-Российские отношения в области энергетики // Европа — Varszawa — т.6 — № 2 — 2006.

221 Власова О. П. Пакт Путина — Шредера. М.: Эксперт — № 35 — 2008 — с. 19.

222 Малиновски К. Евроатлантические дилеммы правительства Шредера // Европа — Warszawa — Т. 4 — № 4, 2005.

Они представляют интересы Германии, только понимают они их по-разному и по-разному видят их осуществление. Едва ли кого-то из них можно упрекнуть в предательстве интересов, государства. Как уже было сказано выше, вся политика немецкого правительства, так или иначе направлена на соблюдение интересов страны, укрепление ее положения в Европе и мире, а. так же продиктована соображениями внешнеполитической и экономической выгоды и обоснованными внешнеполитическими амбициями. Политическая составляющая энергетической дипломатии Германии очень важна. Как крупная экономически развитая держава Германия использует тему энергобезопасности и в своих целях. Более того, зависимость самой Германии от того же российского газа или нефти не критична, именно поэтому озабоченность немцев относительно так называемой «энергетической дубины» России не так высока как, например, в Восточной Европе. Конечно, зависимость Германии все же больше, чем у Франции, Италии или, например, Испании, но явной зависимости, безусловно, нет. Однако как крупнейший политический игрок, ФРГ обязана реагировать на актуальные общеевропейские темы. Более того, как уже было сказано выше, у немцев есть реальный шанс использовать ситуацию в своих интересах. Таким образом, появляется еще один инструмент влияния на общеевропейскую политику. Сама же энергетическая дипломатия Германии не претерпела сколь-нибудь существенных изменений, если сравнивать политику кабинетов Меркель и Шредера. Германия не впадает в истерию относительно угрозы европейской безопасности со стороны России. Возможно, от немцев в Европе ждут более активного участия в общеевропейских процессах, включая исследуемый вопрос, однако активность ФРГ является высокой настолько, насколько это не противоречит ее интересам, что является нормальной практикой для любого государства. Тема соотношения внутригосударственных интересов и интересов интеграционного образования сейчас весьма актуален и прежде всего для ЕС. И это отражается на политике Германии в контексте обеспечения европейской энергобезопасности. Германия идет в русле общеевропейской политики в этом вопросе, о чем свидетельствуют многочисленные заявления немецких политиков. Это прозвучало в речи экс-главы МИДА ФРГ Франка Вальтера Штайнмайера «Мы должны г озаботится тем, чтобы более энергично решать вопрос энергобезопасности, чтобы она не разделяла нас, а собирала бы за, одним столом». Это один из важнейших пунктов в обеспечении европейской энергобезопасности для Германии. Для руководства этой страны является очевидным тот факт, что взаимное недоверие и конфликты не способствуют укреплению европейского единства. Следовательно, оно продолжает сотрудничество с Россией ибо полагает, что лишь всеобъемлющая кооперация всех стран Европы может привести к укреплению общеевропейской солидарности. Именно поэтому Германия сремится вовлекать Россию в проекты экономического сотрудничества в Европе, т.к. полагает, что такое всеобъемлющее сотрудничество всех заинтересованных стран в конечном итоге будет выгодно всей Европе. В конце концов, и сам ЕС декларирует принцип открытости и взаимовыгодного сотрудничества. В этом случае, политика Германии по сближению с Россией не только не угрожает Европе, но и приносит выгоду, выгоду, которая вытекает из кооперации стран с разной специализацией. Россия поставляет ресурсы, получая взамен денежные средства и технологии, и данный процесс полностью соответствует идеям о том, что единая Европа и создается для того, чтобы вместе справляться с современными вызовами и угрозами. А нехватка ресурсов — это одна из таких угроз. Таким образом, российско-германское сотрудничество в данной сфере в итоге идет на пользу общеевропейской солидарности и взаимопомощи, а не угрожает им.

Штайнмайер отметил: «Если мы будем рассматривать энергетическую безопасность как некоторое общее достояние, которое обеспечивает безопасность потребителей, государств-транзитеров и производителей.

223 Речь Франка Вальтера Штайнмайера 10 июня 2009//http://w^vw.novopol.ru/-шid-fгg-prizivaet-es-ne-ignorirovat-predlojcniya-ros-text69533.html. энергоресурсов, тогда наши энергоотношения проводным мотором в направлении большого сотрудничества" 224.

Следует также сделать вывод, что в начале XXI века развитие энергетики будет, несомненно, определяться решением проблем, которые связаны с международным транзитом энергоресурсов. Среди проблем можно выделить необходимость развития транспортной инфроструктуры, а также рост политических рисков и рисков экономического, энергетического и технологического характера. Одной из серьезных проблем, которая может встать перед ФРГ и странами ЕС является то, что между странами-транзитерами наблюдается конкурентная борьба за экспортные маршруты транспортировки углеводородов и электроэнергии. Особенно это касается транспортировки каспийских нефтеных ресурсов. К тому же сюда добавляется и чисто геополитический фактор. Страны Восточной Европы небезосновательно считают свой регион одним из основных исторически сложившихся пунктов геополитического противостояния Востока и Запда и пытаются играть на вышеназванных противоречиях и в том числе, когда речь идет о поставках энергоресурсов. Германия и Россия исторически играют в регионе одну из главных ролей, вот почему вопросы, связанные с их сотрудничеством и с внешней политикой обоих государств так остро воспринимаются в странах Восточной Европы, а сам оспект энергетического сотрудничества так или иначе перетекает в геополитическую плоскость, где сталкиваются интересы разных держав.

Необходимо также улучшать бесперебойное функционирование международных транзитных систем, а для этого необходимо разрабатывать правовые рамки для инвестиций. Германия как активный член ЕС должна взять на себя большую долю ответственности. Решение проблем энергетической безопасности стран зависит от того, чтобы конкуренция не.

224 Речь Франка Вальтера Штайнмайера 10 июня 2009//http://www.novopol.ru/-mid-frg-prizlvaet-es-ne-ignorirovat-predlojeniya-ros-text69533.html. носила хаотичный характер, а для регулирования этого процесса нужна правильная дипломатия.

Следует также отметить, что и Россия и Германия и все страны ЕС находятся в тесной зависимости друг от друга в энергетической сфере, поэтому правильно построенное сотрудничество могло бы отвечать интересам всех сторон, а также способствовать повышению надежности энергосбережения стран Европейского Союза, привлекательности инвестиций. Если правильно строить и развивать диалог между Россией и европейскими странами, то уменьшатся и риски, возникающие при поставках энергоресурсов из стран Ближнего Востока, при нестабильности восточных стран в настоящее время.

Источники.

1. «Бюллетень международных договоров» (Администрация Президента РФ).

2. Белая книга ВС.

3. Выступление В. В. Путина на1У съезде РСПП, М., 17.11.2004; http://www.vesti.ru/news.html?id=5 5163&tid=24 121.

4.Выступление Министра иностранных дел России C.B. Лаврова на пленарной сессии Четвертой Всероссийской недели нефти и газа — М., 2004.

5. Гётц Р. Особый путь не для Германии//Время новостей.27.11.2006.

6. Договор к энергетической Хартии. 1994 год.

7. Единая Энергетическая Хартия ЕС.

8. Зеленая книга ЕС.

9. Заявление о расширении деловых связей РФ и ФРГ в области энергетики 7 августа 2004 г. // с сайта mid.ru.

10. Заключительный документ Гаагской конференции по Европейской энергетической хартии. Гаага, 16−17 декабря 1991 года.

11. Заявление В. В. Путина по итогам визита в Украину 20 108.2004, www.mid.ru.

12. Интервью с депутатом и председателем подкомитета ГД ФС РФ по газу В. А. Язевым. (РИА Новости// http//www rian.ru).

13. Проект ЕЛРГЭ.22 апреля 2009 года.

14. Программные документы Союза немецкой индустрии. (BDI ZUREnergiepolitik/ZBundesverband der Deutschen industrie).

15. Речь Франка Вальтера Штайнмайера 10 июня 2009//http://www.novopol.ru/.

16. Саммит ЕС-Россия, Хельсенки, 23 ноября 2006 г.

17. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, представительство ЕС в Москве,. 1994 год.

18.Стенограмма заместителя генерального директора одного из федеральных министерств ФРГ Хармута Шнайдер, а (http//www Polit Journal ru).

19. Стенограмма речи Федерального-Канцлера ФРГ А. Меркель относительно стратегии и вопросов, касающихся энергетической безопасности на европейском континенте и сотрудничества с. Россией в. области энергетики, (http://www.germani.org.ru).

20. Стенограмма выступления генерального директора энергетики и транспорта Европейской Комиссии К. Кпетинкса (РИА Новости// http//www rian.ru).

21. Стенограмма беседы В. В. Путина с представителями немецких СМИ в Дрездене от 19.01.2009 //Известия от 19.01.2009.

22. Транзитный тупик энергетической Хартии: интервью с депутатом и председателем подкомитета ГД ФСРФ про газу В. А. Язевым // Нефтегазовая Вертикаль. 2002. — № 4. http://drilling.ngv.ru/magazin/view.hsql?id=931&mid=45.

23. Христенко В. П. Выступление на международной конференции по энергетической безопасности, Москва, 14 марта2006г. Эл. Ресурс -2006;14 марта.- http://www.novoemnenie.ru/rassl/292p/html.

24. Энергетический диалог Россия-ЕС 4-ый обобщающий доклад, Рим, 6 ноября 2003 г. с айта mid.ru.

25. Энергодиалог России и Евросоюза/Седьмой обобщающий доклад.-Москва-Брюссель, 2006.

26. Энергодиалог Россия-ЕС как пространство борьбы. Эл. Ресурс/отчет с семинара ИНС.-2005.-26 мая, — www.kreml.org.

27. Энергодиалог РоссияЕС. Эл. ресурс/Доклад тематической группы по инвестициям.-2006;0ктябрь www.ee.europa/energy/russia.

28. Энергодиалог Россия-ЕС.Эл.ресурс/Доклад тематической группы по энергетической инфраструктуре.-2006.-0ктябрь.- www.ee.europa/energy/russia.

29. Basis of an Energy Strategy for Europe//Council of Europe, Parlamentary Assembli. Committee on Science and Technology.Doc.8653,21 February 2000.

30. BDI-Positionen zur Energiepolitik // Bundesverband der Deutschen Industrie Berlin, 2001.

31. Directive 2003/55/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 98/3 0/EC.

32. EIA Releases Annual Energy Outlook 2006 Full Repopt [http://www.eia.gov/neic/press/press267.html], 9 0ctober2006.

33. EU Commission Decision of 11 November 2003 on establishing the European Regulators Group for Electricity and Gas.

34. EU Council Decision of 13 July 2001 on the conclusion by the European Community of the Amendment to the trade-related provisions of the Energy Charter Treaty.

35. European Energy and Transport Trend to 2030, Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2003, Appen. № 2.

36. EU-Russia Energy Dialogue. Seventh Progress Report. Presented by Russian Minister V. Khristenko and European Commission Director for Energy A.Piebalgs.-Moscov/Brussel.-2006/-Novtmber.

37. IEA World Energy Outlook, Paris, International Energy Agency, 2000.

38. Green Paper «Towards a European strategy for the security of energy supply», European Commission, 2000, Brussels.

39. Lugar R. Energy and NATO/Keynot speech to German Marshall Fund conference, 2006. November 27, Riga. Latvia http ://lugar. senate.gov./ energy/preech/riga.html.

40. «Northern Seas Conference 2008». Norway, 2008.

41. Piebalgs A. What Are the EU Energy Challenges? / Speech at the Conference «Offshore and world development» .

42. «United Press International», Putin’s Energy Bazar, 15.10.2004.

Заключение

.

Подводя итог всему вышесказанному, проведя анализ современного состояния энергетической политики стран ЕС и роли Германии в области обеспечения функционирования системы коллективной энергетической безопасности, удалось обозначить и выявить широкий круг проблем в данной областисделав определенные выводы из проведенного исследования, а также наметить возможные дальнейшие направления работы по проблематике диссертации.

В последнее время наблюдается значительная активизация межгосударственного регулирования в энергетическом направлении и в системе международных отношений в целях обеспечения энергетической' безопасности в глобальном плане. В' связи с этим в странах ЕС и Германии сформировалось и активно продолжает развиваться направление экономической политики, связанное с энергетическим фактором в международной дипломатии.

В процессе решения задач, поставленных в работе, были изучены и исследованы разнообразные источники, договора, научные работы, монографии, на основе которых были сделаны обобщающие.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой