Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепция ценностей в философии М.М. Тареева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возвращение православию высокого ценностного статуса, с точки зрения М. М. Тареева, должно быть связано с последовательным изживанием «монашеско-аскетического духа» исторического православия путем реформирования традиционных правил истолкования ортодоксальной < нравственно-богословской проблематики. Необходимым он считал также: переосмысление и новое философское истолкование церковных догматов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава I. М.М.Тареев как представитель русской академической традиции философствования. стр
    • 1. Жизненный путь и философскомировоззренческая эволюция М. М. Тареева.стр
    • 2. Вопросы реабилитации христианства как культурно-исторической ценности. стр
    • 3. Вера и знание: онтогносеологические основания философии жизни" М. М. Тареева.стр
  • Глава II. Природа ценностей и закономерности их развития в концепции М. М. Тареева.стр
    • 1. Человек как ценность в «трансцендентной аксиологии» М. М. Тареева.стр
    • 2. Экзистенциальные составляющие ценностной регуляции в «философии жизни» М. М. Тареева. стр
    • 3. Закономерности и факторы ценностных трансформаций. стр

Концепция ценностей в философии М.М. Тареева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется как состоянием современного философского знания, так и общества в целом.

Происходящие в российском обществе трансформации, вызвавшие системный кризис общественного сознания (проявившийся в первую очередь в деструкции ценностных иерархий и девальвации ценностных оснований национально-культурной идентичности), сопровождается быстрым ростом религиозности и особым вниманием к религиозным идеалам. Указанная тенденция закономерна и всегда сопрягается с социальной динамикой кризисных или транзитивных обществ, к которым можно отнести и современную Россию. Кардинальные мировоззренческие сдвиги, наблюдаемые сегодня в общественном сознании россиян, имеют далеко идущие последствия, рефлексия которых в отечественной и зарубежной науке только начинается. В этом плане особым значением обладает предшествующий национальный опыт преодоления цивилизационных сломов, самый сложный из которых пришёлся на конец XIX — начало XX в.в. Религиозно-философская концепция ценностных регулятивов общественного развития одного из ярких, но до сих пор недооценённых русских мыслителей этого времени, — М. М. Тареева, выступает как пример системного поиска новых мировоззренческих парадигм.

С другой стороны, кризисное состояние социума всегда обусловливает его обращение к своему идейному и духовному наследию, к национальным философским традициям, объективирующим и сохраняющим специфический взгляд на мир, присущий русскому этносу. С этой точки зрения, религиозная философия М. М. Тареева — яркий пример попытки сохранения' национально-культурной идентичности на новых основаниях, предполагающих не столько отказ от традиционных стереотипов ортодоксально-православного взгляда на мир, сколько выработку нового синтетического мировоззрения, учитывающего западноевропейский опыт философствования и возможность позиционирования веры как исходной «ценностно-гносеологической интенции». Попытка М. М. Тареева сохранить отечественную религиозно-философскую" традицию через её ценностную трансформацию особо актуальна сегодня, когда значительная часть населенияРоссии воспринимает (прошлые) ценности как действенное средство' преодоления кризисных явлений, прежде всего — в духовной среде, где традиционные и традиционалистские ценности наиболее прочно удерживают свои позиции. С учётом данного явления, религиозно-философская система М. М. Тареева, нацеленная! на выявление механизмов закрепления, передачи и модификации-религиозно — конфессиональных ценностей как основания для социального самовыражения исамоутверждения, не утратила своего значения и обладает существенным эвристическим потенциалом.

В современной ситуации рост религиозных настроений в российском' обществе часто принимает обновленческий: характер и сопровождается активизацией нетрадиционных религиозных культов. и движений. Феномен новых религий и новых религиозно-философских доктрин вносит межконфессиональную напряжённость в религиозно-социальную ¦> и философско-мировоззренческую сферу, стимулируя разнообразные проявления религиозного и социального экстремизма. В этом плане обращение к отечественной религиозно-философской традиции в лице М. М. Тареева может способствовать в какой-то мере стабилизации духовной динамики российского общества и созданию мировоззренческо-идеологической модели, в основе которой будут лежать религиозные ценности, определённые-веками исторического развития и обладающие общечеловеческой значимостью.

В' отечественной и зарубежной' литературе до сих пор отсутствуют специальные исследования, посвящённые религиозно-философской концепции ценностей М. М. Тареева. Настоящая работа — одна из первых попыток историко-философского осмысления данной концепции как значимого, сложного, системного явления, сформировавшегося в контексте отечественной философской традиции.

Степень разработанности проблемы.

Как целостное самостоятельное явление религиозно-философская концепция ценностей М. М. Тареева практически не исследована.

В основном его творчество рассматривается в рамках изучения религиозного реформаторства в духовно-академических школах России или в контексте его полемики с русскими богоискателями и неоисихастами.

Общефилософская проблематика в работах М. М. Тареева стала предметом интереса его современников. (Н.А.Бердяева, С. Н. Булгакова,.

B.В.Зеньковского, Н. О. Лосского, З. Л. Радлова, Г. В. Флоровского, П. А. Флоренского, С.Л.Франка) в первую очередь благодаря своему критическому пафосу, направленному в равной степени и против религиозного обновленчества, и против ортодоксального православия, и против европейского позитивизма.

Из современных исследований, акцентирующихся на данном аспекте творчества М. М. Тареева, можно назвать работы А. В. Аккуратнова,.

C.В.Броманова, К. Г. Кратова, С. В. Пишуна, А. Б. Черткова, Л. Е. Шапошникова.

Следует подчеркнуть, что работы С. В. Пишуна по своей новизне и историографической базе занимают особое место в изучении религиозно-философской традиции в духовно-академической среде России* конца XIX — начала XX в.в. Важное значение для настоящей диссертации имеет его монография «Становление и развитие православной персонологии в России в XIX веке», где обосновываются понятия «моральная метафизика» и «трансцендентная аксиология», отражающие сущность ценностно-гносеологических построений М. М. Тареева.

Религиозно-антропологический аспект творчества М. М. Тареева анализируется в работах А. В. Аккуратнова, Н. А. Бердяева, В.В.Зеньков-ского, Ю. С. Комарова, Н. П. Красникова, Л. Н. Краснопольской, К.И.Нико-нова, В. А. Пименова, Н. В. Пономарёва, Л. А. Порова, В. А. Ребкало, Л. А. Фокиной, С. В. Фролова, А. Б. Черткова, Ю. А. Чуковенко, Л. Е. Шапошникова, Г. Г. Шпета.

Интерпретация воззрений М. М. Тареева в связи с рассмотрением философских систем других отечественных мыслителей религиозного толка представлена в трудах В. В. Иволгина, С. А. Кондратьева, М. А. Корсакова, Н. В. Пономарёва, М. Э. Прошина, И. В. Федяй.

Как целостная философско-мировоззренческая система, связаннаяс новым обоснованием православного миропонимания, учение М. М. Тареева рассмотрено епископом Антонием, А. И. Бродским, М. К. Будиной, Е. А. Будриным, Е. А. Буровым, О. А. Вяткиной, Б. В. Емельяновым, епископом Константином, Н. А. Позгарёвым, Д. А. Праздниковым, С. А. Саровым, К. А. Смирновым, Л. Е. Шапошниковым, А. Ю. Штерном.

Цели и задачи исследования.

Основная цель данного исследования заключается в системной реконструкции и историко-философском анализе религиозно-философской концепции ценностей М. М. Тареева. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: проследить философско-духовную эволюцию М. М. Тареева, повлиявшую на специфику его представлений о природе и сущности ценностей, а также определить место данного мыслителя в контексте русского религиозного ренессанса конца XIX — начала XX в. в;

— выявить онтогносеологические предпосылки учения М. М. Тареева о ценностях, для чего проанализировать соотношение веры и знания в его нравственном богословии;

— уточнить степень влияния догматического богословия на изучаемую концепцию М. М. Тарееваисследовать типологию ценностей М. М. Тареева, факторы ценностных трансформаций, механизмы и закономерности ценностной детерминации, выделенные и всесторонне отрефлексированные русским религиозным философом.

Методологические основы исследования.

В ходе изучения философского наследия М. М. Тареева диссертант сочетал диалектический метод анализа с системным, историко-типологическим, историко-генетическим, сравнительно-историческим и структурно-функциональным подходами. Текстологический анализ и метод мыслительной реконструкции дополняется в настоящем исследовании принципами герменевтических интерпретаций, фундаментально проработанными на примере историко-философских материалов И. И. Богиным, К. И. Грециным, Б. В. Емельяновым, А. Л. Лукиным, М. А. Маслиным, В. Л. Махлиным, Л. А. Микешиной, Л. И. Новиковой, С. В. Пишуном, В. В. Сербиненко.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— выявлены системные основания взглядов М. М. Тареева на природу и сущность ценностей, к которым следует отнести «философию жизни», «трансцендентную аксиологию», «нравственное богословие», теорию «верознания»;

— показано, что М. М. Тареев относился к неортодоксальному крылу духовно-академической русской философии конца XIX — начала XX в.в., что, однако, сообщало его взглядам не столько обновленческий, сколько охранительный характер, и привело его на позиции религиозно-мистического синкретизма и «нового богословия»;

— определено доминантное значение теории «верознания» для обоснования онтогносеологической и экзистенциальной природы ценностей в «трансцендентной аксиологии» М. М. Тареева;

— выявлены гносеологические предпосылки понимания русским философом человека и жизни в качестве «непреложных» ценностей;

— показано, что степень влияния догматического богословия на концепцию ценностей М. М. Тареева была относительно невысокой, что компенсировалось обращением мыслителя к философской аксиологии, философской персонологии, историко-философской традиции экзистенциального толка, и идеям философской антропологии и психологии, а также к ранней мистико-ориентированной христианской гностической традиции;

— выделены критерии, по отношению к которым М. М. Тареевым была проведена типология ценностейвыявлены и исследованы функции ценностей в рамках человеческой экзистенции;

— исследованы факторы ценностных трансформаций в «философии жизни» М. М. Тареева, к которым относятся диалектика «верознания», динамика «внешней» среды, эволюция жизненных ориентаций личности, цели и смыслы самовозрастания и самосовершенствования индивидаизменения в религиозной сфере жизни обществаатрибутированы механизмы ценностных трансформаций, выделенные русским философомвыявлены и описаны закономерности и факторы ценностной детерминации как сложного комплексного явления, затрагивающего все стороны жизни индивида и, согласно М. М. Тарееву, объективирующегося в диалектике «лика-лица-личины».

Теоретическая значимость исследования.

Материалы диссертации и выводы, полученные в ходе данной работы, могут быть использованы для дальнейшего системного анализа отечественной религиозно-философской традиции академического, ортодоксального и обновленческого толка, при изучении вопросов религиозно-философской антропологии, проблем ценностных детерминаций в ходе развития транзитивных социальных сред и соответствующего им философско-мировоззренческого комплекса. Выводы, полученные диссертантом, имеют значение при решении проблем эволюции религиозно-философских систем в контексте слома изживших себя научных парадигм и формирования новых смысложизненных ориентаций личности.

Практическая значимость исследования.

Материалы диссертации могут быть широко использованы при разработке и чтении курсов по теоретической и практической философии, истории философии, истории русской философии, этике, философской антропологии, по философии религии и философии культуры.

Апробация работы я.

Основные положения и результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, были изложены в выступлениях на республиканских и межвузовских конференциях, также итоги и вывода диссертации прошли апробацию на Ломоносовских чтениях (МГУ имени М. В. Ломоносова, 2007, 2008, 2009 г. г.) и Барулинских чтениях (МГУ имени М. В. Ломоносова 2009 г.). Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии ИППК МГУ имени М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя общий итог данного диссертационного исследования, необходимо остановиться на основных выводах и положениях, содержащихся в работе.

1. Центром религиозно-философских исканий М. М. Тареева стала экзистенциально-антропологическая и аксиологическая^ проблематикарассматривавшаяся им на основе привлечения идейных источников. двух типов. Первый из них связан с общехристианскими традициями философского осмысления «веросознания» и религиозного опыта, он включает в себя сочинения Отцов Церкви и библиистикувторой — это труды современных М. М. Тарееву отечественных и зарубежных философов, рассматривавших человека как живое страдающее — существо, соединяющее в себе духовные, социальные и биологические начала. М. М. Тареев был сторонником мировоззренческого синтеза, на основании которого он. пытался" решить главную задачу — вернуть христианству статус «живой» веры, непосредственно влияющей' на становление всего комплекса, жизненных приоритетов иориентаций индивида. Являясь представителем, духовно-академической* среды, М. М. Тареевтем не менее, в своём творчестве далеко выходил за её рамки, ставя и решая вопросы, не характерные для классического богословия. Его философские поиски во многом были инспирированы теми процессами, которые происходили в России на переломе XIX — XX в.в. В работе показано, что М. М. Тареев был противникомобновленческого движения, не поддерживал и «новых богословов», пытаясь применить при решении мировоззренческих проблем, интуитивно-иррациональные, философско-экзистенциальные,. мистико-ориентированные подходы. Главными в его «философии» жизни" стали-мировоззренческие* и методологические ориентации, разработанные в рамках христианской персонологии и «трансцендентной аксиологии».

2. «Трансцендентная аксиология» М. М. Тареева сохраняла теоцентрическую доминанту, что обусловило невозможность преодоления дихотомий при объяснении природы и сущности ценностей. С одной стороны, М. М. Тареев определял ценности как-то, что удовлетворяет определённые потребности и интересы индивида в рамках его исторического существования.' С другой стороны, ценности предстают в его концепции как-то, что выражает присутствие абсолютного (божественного) в экзистенциальном (человеческом). Для М. М. Тареева экзистенция связана, прежде всего, с бытием человека в координатах исторического времени, в контексте тварного мира. Ценности регулируют именно экзистенциальный аспект бытия человека, выполняя гносеологическую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, трансцендирующую функции. В работе обосновано положение о том, что при разработке своей «трансцендентной аксиологии» М. М. Тареев постепенно перешёл с позиций ортодоксального богословия на позиции христианского экзистенциализма с элементами феноменологического и герменевтического анализа. Наиболее важными для творческой эволюции М. М. Тареева стали идеи И. Канта, Г. Риккерта, М. Шелера, Ф.ШлегеляА.Бергсона, Ф.Ницше. Переосмысление феномена веры и «верующего сознания» базировалось у М. М. Тареева на идее перемещения ифики в центр богословских изысканий и на основании культурно-исторической реабилитации христианства.

3. Становление тареевской концепции ценностей было связано, в первую очередь, с обоснованием возможности «возвращения» христианства в контекст повседневного бытия личности в качестве доминантной ценности. Такое «возвращение», с точки зрения М. М. Тареева, было возможно как на пути превращения богословия в «подлинную науку жизни», так и на пути «продуктивного синтеза» веры и знания. Культурно-историческая реабилитация христианства должна была вернуть ему статус «высшей ценности индивидуального порядка». Это требовало пересмотра истории христианства и отказа от традиционной теодицеи и антроподицеи. Пересмотр истории христианства осуществлялся М. М. Тареевым на основе герменевтического и феноменологического анализа апокрифических и евангельских текстов. В результате мыслитель выделил три этапа в становлении христианства: доевангельский («естественно-исторический»), евангельский («истинное христианство»), постевангельский («современный»). М. М. Тареев считал, что святоотеческая традиция и стремление Церкви к власти лишили христианство1 ценностного статуса, девальвировали его. По его мнению, чтобы реабилитировать христианство, следует признать, что оно создавалось как «личностная религия». Евангельская традиция, утверждал М. М. Тареев, свидетельствует, что христианская вера была не «национальной», «патриотической», «коллективной» или «общественной», НО' сугубо индивидуальной. Поэтому М. М. Тареев симпатизировал протестантизму, но только в той его части, где имела место-эмансипация личности в вопросах веросознания и опыта веры. Данные установки М. М. Тареева обусловили его стремление заменить теодицею и антроподицею «витадицеей» — оправданием христианства как «подлинной жизненнойосновы» существования личности при принятии индивидуально значимой веры.

4. Возвращение православию высокого ценностного статуса, с точки зрения М. М. Тареева, должно быть связано с последовательным изживанием «монашеско-аскетического духа» исторического православия путем реформирования традиционных правил истолкования ортодоксальной < нравственно-богословской проблематики. Необходимым он считал также: переосмысление и новое философское истолкование церковных догматов, христианской морали и обрядностипереоценку роли знания в обосновании постулатов верыраскрытие ценностного содержания современного ему веросознания и разъяснение на этой основе смысла самого бытия. Для реализации данной задачи М. М. Тареев обращался не к сфере объективно-научного или ортодоксально-богословского знания, а к сфере субъективного, рассматривая чистую субъективность как «действующую первооснову всякой объективности». В данном контексте человек трактовался им как «целостное бытие», своим существованием придающее смысл окружающему миру, наделяющее все элементы объективной реальности ценностным смыслом. Процесс такого наделения обусловлен, по мнению мыслителя, изначальной способностью человека к спасению, то есть к достижению состояния, свободного от морального и любого иного зла, от любых форм несвободы. Это предполагает постоянное самопознание, самоопределение личности в рамках ценностных координат. Фактически, установка М. М. Тареева на то, что спасение (как смысложизненная ориентация личности) есть следствие из фактов и целеполаганий существования самого человека и продолжение миротворения силой человеческого духа, сообщает религиозно-философской системе данного мыслителя экзистенциальный, характер.

5. Для М. М. Тареева человек являл собой целостное самоопределяющееся существо, к числу основных свойств которого философ относил следующие способности: способность к вере как к творчеству, способность к трансцендированию, к целеполаганию и свободному выбору должного, способность к свободному индивидуальному самополаганию, к богопознанию и богообщению, способность к оперированию ценностями и к подчинению им своей жизни.

6. Оперирование ценностями, согласно М. М. Тарееву, предполагало их знание, основанное на интуитивном постижении и изначально заданной очевидности. Анализ ценностно-ориентированного поведения человека осуществлялся М. М. Тареевым на основе привлечения постулатов о богоподобии, богопознании и богообщении. Вместе с тем, мыслитель показал и значение конкретно-исторических факторов, определяющих, по его мнению, поведение индивида в сфере ценностной регламентации. В силу такого подхода природа ценностей в концепции М. М. Тареева выступала как объективно-субъективное явление, имеющее отношение одновременно и к трансцендентному, и к имманентному.

7. Анализ реконструированной типологии ценностей М. М. Тареева показал, что она создавалась с учётом их дихотомической природы, функциональной направленности, сферы применимости. М. М. Тареев выделял следующие взаимосопряжённые типы ценностей: абсолютные «непреложные» — относительныетрансцендентные — экзистенциальныеисторические — протоисторическиеобщественные — личныесоциальныекультурныеобъективные — субъективные. Каждому типу ценностей он дал подробную характеристику и атрибутировал их в соответствии с представлениями" об их двойственной природе. Доминантными ценностями М. МЛГареев считал веру, знание, истину, добро, справедливость, красоту, любовь. При этом каждую ценность он рассматривал как в трансцендентном, так и в экзистенциальном плане, стремясь разработать феноменологию ценностей. В качестве базовых ценностей, трансформация которых оказывает непосредственное и опосредованное влияние на все сферы бытия человека, М. М. Тареев выделял жизнь, свободу, нравственность, семью, активность, независимость, способность быть индивидуальностью, духовность, самопожертвование, гуманизм, законность. Динамика базовых ценностей обусловливает смысложизненные ориентации личности, определяет вектор развития^ как индивида, так и общества, влияет на формирование и характер изменений ценностных иерархий, ценностных порядков и ценностных отношений в контексте конкретно-исторического существования.

8. На основе детального исследования типологии ценностей, разработанной М. М. Тареевым, обоснован вывод об их функциональной полноте и направленности на обеспечение полноценной «жизни в вере». С помощью своей «трансцендентной аксиологии» М. М. Тареев обосновывал не новую теодицею или антроподицею, но выстраивал оригинальную систему оправдания жизни. Жизнь определялась им как высшая, абсолютная, базовая ценность, детерминирующая не только смысл существования человека, но и смысл существования всего творения, смысл бытия универсума.

9. В диссертации проведён системный анализ представлений М. М. Тареева об основных закономерностях функционирования ценностной детерминации в рамках жизненных стратегий личности. Установлено, что данные закономерности реализуются на основе диалектики «лика-лица-личины» и определяют не только направленность всего исторического процесса, но. и качество исторического времени. Ценностная детерминация в «трансцендентной аксиологии» М. М. Тареева трактуется как универсальный механизм возрастания человеческого в истории. Данная трактовка имеет выраженную гуманистическую направленность. В указанном контексте ценность, согласно М. М. Тарееву, — это, по сути, индивидуальный путь обретения «истинной формы жизни», когда человек посредством обращения к Абсолютному обретает духовную свободу и способность к творческой самоактуализации.

10. Трансформация. ценностей подчиняется целому ряду закономерностей, важнейшие из которых приобретают в «трансцендентной аксиологии» М. М. Тареева непреложность законов. К наиболее значимым относятся: закон ценностной аберрации, закон размежевания, закон изменения содержания целей, закон обратной зависимости, закон возрастания потребностей, закон относительности, закон личной ответственности, закон «перверсии». Данные законы обусловливают и регулируют динамику ценностей в пространстве человеческой экзистенции и определяют не только порядок смены ценностных иерархий и ценностных предпочтений в обществе, но и диалектику материального и идеального в ценностных отношениях.

11. С точки зрения М. М. Тареева, ценности не подчиняются закону прогрессивного развития. Любое «возрастание» ценностей относительно и их «прогресс» каждый раз определяется ситуационно, исходя из конкретики социально-исторической ситуации и тех задач, которые ставит перед собой индивид. Власть ценностей реализуется* через очеловечивание человека на основе его свободного нравственного выбора и принятия им жизни как пути к вере и1 Совершенному. Поэтому следует говорить не о прогрессе в сфере ценностных регуляций, а об их «антропологическом умножении на основе этического антропоцентризма». Базовыми* законами трансформации ценностей становится в философии М. М. Тареева закон «триединства»: «Свобода в религии, солидарность в общественных делах и необходимость в природно-исторической жизни». Триада понятий' «свобода — солидарность — необходимость» не только описывает механизм' изменения системы ценностей, но и показывает направление этих изменений в координатах истории.

12. Человек чувствует себя в сфере ценностного полагания как существо, способное к бесконечному развитию и «выходу за свои пределы». Главным в этом процессе остаётся свободное самоопределение индивида, связанное с осознанием «долга жизни» и нацеленное на формирование особой «ценностной ткани бытия», позволяющей личности в рамках исторического времени, не дожидаясь Преображение, перейти на позиции «оживотворения», когда она начинает действовать, полностью сознавая «непреложную» ценность жизни и свою ответственность перед.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Голубинский. Гогоцкий. Карпов. Новицкий, и др. ст. //Русская философия. Энциклопедический словарь. Под ред. М. А. Маслина. — М., 1998.
  2. А.И. Кант и духовно-академическая философия // Кант и философия в России. М., 1994.
  3. А.И. Философия в духовных академиях // История русской философии. Под ред. М. А. Маслина. М., 2001.
  4. Августин (Никитин), иеромонах. Православное учение о примирении между Богом и человеком // Богословские труды. Сб.18. М., 1978.' -С. 188−222.
  5. Августин. Творения. 2-е изд-е. Киев: Киево-печерская лавра, 1907. -789 с.
  6. С. С. Тареев М.М. // Философская энциклопедия в 5 т.- М., 1970. -Т.5. С.182−183.
  7. Актуальные проблемы истории русской философии XIX в. / Пустарнаков В. Ф., Абрамов А. И. и др. М., 1987. — 326 с.
  8. Александр, архиепископ. Русская православная церковь в новых исторических условиях // Журнал Московской Патриархии. 1987. № 11. — С.3−5.
  9. В.М. Либерально-обновленческое движение в русском православии нач. XX в. и его идеология. Автореф. Дисс. Канд. филос. наук. -М., 1972. -20 с.
  10. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969−1972.
  11. Антоний Храповицкий. Статьи и беседы. СПб., 1992. — 542 с.
  12. Антропологическая проблематика в западной философии (сб.ст.). Под ред. М. А. Гаринцева. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 78 с.
  13. В.Ф. Владимир Соловьев. М., 1994. — 246 с.
  14. Ахутин А. В1 София и черт. (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) // Вопросы философии. 1990. № 1.- С.51−69.
  15. Белопольский В. Н- Достоевский и философская мысль его эпохи: Концепция человека. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1987.206 с.
  16. А.Д. Любовь Божественная.— Сергиев Посад, 1880. 458 с.
  17. Н.А. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной' и религиозной' психологии (1907−1909 гг.) СПб.: Общественная польза, 1910.- 304 с.
  18. Бердяев КА-Избранное.- Mv, 1995. -С.20Г-213:
  19. Н.А. К спору между князем- Е.Н.Трубецким и Д. Д. Муретовым. // Русская мысль. М., 1916. — № 8. — С.45−48.
  20. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993: — 382 с.
  21. К Бердяев Н. А. О характере русской религиозной мысли XIX в // О русской философии. 4.2. Свердловск, 1991.- 234 с.
  22. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской- мысли XIX века и начала XX века. // О России и русской философской культуре. -Mi: Наука, 1990.-С.43−272.
  23. Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 245 с.
  24. Бердяев Н-А. Смысл истории.- Берлин, 1923. 388 с.
  25. Бердяев- Н. А. Типы религиозной мысли в России. // Русская мысль.-М, 1916. № 7. — С.64−69.
  26. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. — 607 с.
  27. А. Творческая.эволюция.- Mi: Кучково поле, 2006. 384 с.
  28. М.Н. Православие в наши дни. М., 1990. — 276 с.
  29. Блауберг И-И. Анри Бергсон. М-: Прогресс-Традиция, 2003. — 672 с.
  30. Ю.Ф. Структура религиозного сознания. Mi, 1972.- 121 с.31
Заполнить форму текущей работой