Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Международно-правовое сотрудничество государств по борьбе с коррупцией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Международное сотрудничество по борьбе с коррупцией регламентировано значительным числом конвенций, касающихся разнообразных аспектов борьбы с коррупцией, с различным составом государств-участников. Это существенно отличает борьбу с коррупцией от взаимодействия государств в борьбе с другими видами преступлений международного характера, в отношении которых, как правило, заключается международный… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. Особенности сотрудничества государств в области борьбы с коррупцией
    • 1. Система международного сотрудничества государств по борьбе с коррупцией
    • 2. Роль международных организаций в борьбе с коррупцией
    • 3. Формы уголовно-процессуального сотрудничества государств по борьбе с коррупцией
  • ГЛАВА 2. Понятие и признаки коррупции
    • 1. Конвенционное понятие коррупции и его содержание
    • 2. Признаки коррупции
  • ГЛАВА 3. Международно-правовые нормы в области борьбы с коррупцией и законодательство России: особенности имплементации
    • 1. Действующие международные обязательства России в области борьбы с коррупцией
    • 2. Перспективы принятия Россией новых международных обязательств по борьбе с коррупцией
    • 3. Правовое регулирование сотрудничества РФ с иностранными государствами и международными организациями в сфере борьбы с коррупцией

Международно-правовое сотрудничество государств по борьбе с коррупцией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В связи с тем, что коррупция на сегодняшний день приобрела транснациональный характер, односторонних усилий, принимаемых государствами для борьбы с данным явлением, явно недостаточно. Об этом свидетельствуют растущий уровень преступности в различных сферах деятельности должностных лиц и появление ее новых форм. Коррупционные преступления угрожают нормальному экономическому, социальному, правовому, политическому развитию общества и все чаще выходят за пределы одного государства. По этой причине внимание международного сообщества в значительной степени сосредоточено на борьбе с коррупцией как проблемой, носящей не только внутригосударственный, но и международный характер.

Соответственно, особое значение приобретают разработка и внедрение эффективных международно-правовых механизмов, направленных на борьбу с коррупцией. Наличие сбалансированной правовой основы сотрудничества государств, объединенных единой целью противодействия этому явлению, позволило бы эффективно осуществлять взаимодействие государств по борьбе с коррупцией и решать конкретные практические задачи.

Исходя из специфики коррупционных преступлений, их латентного характера, связи с другими формами преступности для борьбы с такими преступлениями необходимо объединить усилия государств, создать действенную правовую базу. С этой целью в последние десятилетия была сформирована система международного сотрудничества государств по борьбе с коррупцией, представляющая собой комплексный механизм взаимодействия государств на универсальном, региональном, субрегиональном и двустороннем уровнях. К настоящему времени принято 8 конвенций по борьбе с коррупцией, 2 из них являются универсальными, и 6 — региональными. Таким образом, для борьбы с коррупцией создана обширная правовая база, ни одно преступление международного характера не имеет подобной. Это свидетельствует о том значении, которое государства придают борьбе с коррупцией, и в особенности международной координации усилий в борьбе с коррупцией, а также о сложности самого этого явления. Государства осуществляют антикоррупционное сотрудничество в рамках международных организаций, в том числе специально созданных с данной целью, и активно взаимодействуют по уголовно-процессуальным вопросам, включая выдачу, передачу осужденных лиц, оказание правовой помощи, совместные расследования и др. Особое место занимает сотрудничество по вопросам конфискации имущества и доходов, полученных преступным путем.

Противодействие коррупции в последнее время является предметом особого внимания и со стороны нашего государства. К настоящему времени Россия подписала и ратифицировала обе универсальные конвенцииКонвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. Кроме того, Россия участвует в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.

Это требует приведения национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами. В нашем государстве принимаются необходимые меры, частично внесены поправки в действующее законодательство, однако ряд вопросов еще остается не урегулированным. В связи с этим актуальным представляется подробный анализ положений антикоррупционных конвенций во взаимосвязи с действующим отечественным законодательством.

Особое значение приобретает анализ самого понятия коррупции, содержащегося в международных документах, поскольку для создания правового механизма по борьбе с этим явлением необходимо единообразное понимание содержания коррупции. В первую очередь, практическое значение приобретают анализ содержания коррупции и установление ее основных признаков.

Актуальным для нашего государства является рассмотрение целесообразности подписания Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. К этому документу Россия пока не присоединилась, однако согласно Национальному плану противодействия коррупции на 2012;2013 гг., утвержденному Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297, рассмотрение перспектив участия в этой Конвенции является одной из приоритетных задач нашего государства. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию предусматривает эффективные гражданско-правовые механизмы защиты прав и интересов лиц, непосредственно пострадавших от коррупции, путем получения компенсации за ущерб, в том числе материальный.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования.

Степень научной разработанности темы. Различные аспекты международно-правового сотрудничества государств по борьбе с преступностью являются предметом многих научных исследований в области международного и уголовного права. Так, необходимо отметить исследования Г. И. Амрахова, П. Н. Бирюкова, А. И. Бойцова, A.B. Волеводза, JI.H. Галенской, Г. В. Игнатенко, И. И. Карпеца, Т. Т. Мансурова, В. В. Меркушина, Р. В. Нигматуллина, В. Ф. Цепелева, P.A. Шарифуллина и др.

Непосредственно проблеме противодействия коррупции уделено внимание в научных трудах отечественных и зарубежных ученых: Г. И. Богуша, Б. В. Волженкина, М. А. Долгова, М. С. Качелина, Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева, С. Е. Нарышкина, А. Ю. Пиджакова, С. Роуз-Аккерман, Т. Я. Хабриевой, Е. В. Швец, JI. Шелли и др.

В самое последнее время (2012;2013 гг.) в отечественной юридической литературе стало появляться значительное количество работ, в том числе комплексных, направленных как на разработку отдельных проблем борьбы с коррупцией, так и на осмысление ее как сложной междисциплинарной проблемы. Здесь следует отметить работы В. Д. Зорькина, М. Ф. Мусаеляна, C.B. Степашина, Т. Я. Хабриевой, A.M. Цирина и др.

Между тем в правовой доктрине не исследован вопрос о специфике борьбы с коррупцией на межгосударственном уровне, формах взаимодействия государств в данном вопросе и формировании к настоящему моменту системы международно-правового сотрудничества государств по борьбе с коррупцией. В этом плане существенное значение имеют согласование государствами конвенционного определения понятия коррупции, выявление его содержания и признаков. В отечественной международно-правовой литературе такие аспекты борьбы с коррупцией исследовались либо попутно, либо частично и монографического анализа не получили.

Актуальным остается комплексный научный анализ положений конвенций по борьбе с коррупцией во взаимосвязи с действующим российским законодательством. Не исследованными с теоретической и практической точек зрения являются некоторые международно-правовые документы в области борьбы с коррупцией на предмет возможности имплементации их положений в российское законодательство.

Цель исследования: анализ системы международно-правового сотрудничества государств в области борьбы с коррупцией, исследование особенностей взаимодействия государств по борьбе с коррупцией, рассмотрение правовых проблем участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по борьбе с коррупцией.

Основные задачи исследования:

— установление взаимосвязи правовых и институциональных основ системы международного сотрудничества государств по борьбе с коррупцией;

— выявление особенностей системы международного сотрудничества государств по борьбе с коррупцией;

— выявление специфики форм международного антикоррупционного сотрудничества государств;

— определение содержания понятия коррупции в международном праве и особенностей правовой регламентации борьбы с ней;

— анализ взаимосвязи основных международно-правовых документов универсального и регионального характера в области противодействия коррупции;

— определение круга международных обязательств России в связи с участием в международном сотрудничестве по борьбе с коррупцией;

— анализ соответствия законодательства РФ принятым международным обязательствам по борьбе с коррупцией;

— разработка практических предложений по совершенствованию действующего законодательства в связи с перспективой принятия Россией новых обязательств, вытекающих из международных конвенций.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при сотрудничестве государств в сфере борьбы с коррупцией.

Предмет исследования: система международно-правового регулирования борьбы с коррупцией, правовых и институциональных основ ее функционирования, исследование особенностей антикоррупционного взаимодействия государств, выявление специфики международно-правового понятия коррупции, а также анализ российского законодательства с точки зрения имплементации международных антикоррупционных норм.

Теоретической основой исследования являются научные труды по международному праву, уголовному праву и криминологии российских и зарубежных ученых (C.B. Бахин, П. Н. Бирюков, Г. И. Богуш, А. И. Бойцов, P.M. Валеев, B.C. Верещетин, А. Г. Волеводз, Б. В. Волженкин, JI.H. Галенская, М. А. Долгов, Г. В. Игнатенко, И. И. Карпец, М. С. Качелин, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, Г. И. Курдюков, JI.A. Лазутин, И. И. Лукашук, В. В. Лунеев, Т. Т. Мансуров, В. В. Меркушин, Р. В. Нигматуллин, А. Ю. Пиджаков, С. Роуз-Аккерман, Г. И. Тункин, H.A. Ушаков, Л. Шелли и др.).

Практическую основу исследования составили международные соглашения по борьбе с преступностью, в том числе специальные соглашения по борьбе с коррупцией ООН, Совета Европы, Европейского союза, ОЭСР, Организации американских государств, Африканского союза, иные международные договоры и протоколы к ним, содержащие положения, применимые в сфере борьбы с коррупцией, документы международных организаций, действующее российское законодательство.

Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы: логического анализа и синтеза, системный, формально-юридический, метод сравнительного правоведения.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые международно-правовое сотрудничество государств по борьбе с коррупцией исследуется как сформировавшаяся система, имеющая свои конвенционный и институциональный механизмы. Автор обосновывает и доказывает наличие такой системы. Новым для отечественной науки являются анализ элементов этой системы и выявление специфики форм международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.

В работе впервые проводится комплексный анализ международно-правового сотрудничества государств в области борьбы с коррупцией. Нормативная и институциональная основы такого сотрудничества исследуются в их взаимосвязи и взаимодействии. Автор доказывает, что реализация конвенционных положений напрямую зависит от развития институциональной базы, и, в свою очередь, эффективное функционирование институциональной основы возможно только при детальной разработке нормативно-правовой базы.

В рамках исследования автором рассмотрены основные соглашения универсального и регионального характера по борьбе с коррупцией и их действие во взаимосвязи, установлены и проанализированы основные тенденции в развитии института международно-правового регулирования борьбы с коррупцией.

Новым является исследование конвенционного закрепления понятия коррупции на основе анализа действующих международных соглашений, определение его содержания и характерных признаков. Впервые осуществлен сравнительный анализ признаков коррупции из различных международных документов, соотнесены подходы к определению коррупции и форм ее проявления.

Автор выявляет круг основных особенностей содержания международно-правового понятия коррупции. В работе впервые дана оценка критериям международно-правового понятия коррупции, а также выявлена тенденция к сближению (унификации и гармонизации) национального законодательства в вопросах криминализации коррупционных деяний.

Существенной новизной обладают проведенный автором анализ коррупции как проблемы, носящей трансграничный характер, и определение в связи с этим специфических признаков международной коррупции. Автор впервые исследует возможность использования существующих антикоррупционных соглашений для борьбы с трансграничной коррупцией и соотносит их в этом плане с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности.

Одним из основополагающих для автора стал вопрос о соответствии законодательства РФ принятым Россией международным обязательствам в области борьбы с коррупцией, что позволило сформулировать в диссертационном исследовании конкретные предложения по совершенствованию действующего российского законодательства в данной сфере.

Предпринятый в диссертации анализ положений Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и детальное соотнесение ее с российским законодательством позволили сделать вывод об отсутствии препятствий к участию России в этой Конвенции.

Положения, выносимые на защиту:

1. К настоящему моменту сформировалась система международно-правового сотрудничества государств по борьбе с коррупцией, представляющая собой комплексный механизм взаимодействия государств на универсальном, региональном, субрегиональном и двустороннем уровнях. О формировании такой системы свидетельствуют наличие самостоятельных конвенционного и институционального механизмов противодействия коррупции, их взаимосвязанное и взаимообусловленное использование, а также комплексное применение специфических форм сотрудничества по предупреждению и борьбе с коррупцией.

2. Международное сотрудничество по борьбе с коррупцией регламентировано значительным числом конвенций, касающихся разнообразных аспектов борьбы с коррупцией, с различным составом государств-участников. Это существенно отличает борьбу с коррупцией от взаимодействия государств в борьбе с другими видами преступлений международного характера, в отношении которых, как правило, заключается международный договор общего характера. Причин формирования столь обширной правовой базы по противодействию коррупции несколько: это предопределено, во-первых, многоплановостью самого явления коррупции, многообразием его проявленийво-вторых, сложностью согласовать единые подходы для государств, относящихся к различным правовым системамв-третьих, постепенным расширением круга обязательств, принимаемых на себя государствами. Кроме того, следует учитывать, что государства широко используют в борьбе с коррупцией опыт, накопленный ранее в борьбе с другими видами преступлений международного характера.

3. Международное сотрудничество государств по борьбе с коррупцией может интерпретироваться в широком и узком смыслах. В широком смысле международное сотрудничество по борьбе с коррупцией охватывает разработку и принятие антикоррупционных конвенцийсоздание специальных международных механизмов по противодействию коррупцииправовое, техническое и информационное взаимодействие государств и международных организацийсоздание механизмов контроля за предупреждением коррупции и другие направления. В узком смысле международное сотрудничество связано со взаимодействием государств по вопросам выдачи подозреваемых, передачи осужденных лиц, с принятием мер по возвращению активов, включая выявление, арест и изъятие имущества и доходов от преступлений, с сотрудничеством между правоохранительными органами, проведением совместных расследований и иными уголовно-процессуальными действиями.

4. В настоящее время существует тенденция к сближению (унификации и гармонизации) национального законодательства государств в борьбе с коррупцией. На это указывает установление единого конвенционного перечня деяний, признаваемых преступлениями, а также приведение государствами национального законодательства в соответствие с нормами антикоррупционных конвенций. Кроме того, о данной тенденции свидетельствуют постоянное увеличение числа участников антикоррупционных конвенций и, как следствие, расширение действия единого и гармонизированного режимов борьбы с коррупцией.

5. Взаимодействие государств по вопросам оказания правовой помощи и выдачи преступников осуществляется, как правило, на основании специально заключенных соглашений. В отличие от этого, сотрудничество государств по борьбе с коррупцией в вопросах выдачи или оказания правовой помощи может осуществляться на основе прямого применения положений антикоррупционных конвенций, что напрямую в них регламентировано.

6. Коррупция как специфический вид преступления международного характера потребовала от государств поиска специальных механизмов взаимодействия в борьбе с ней. К их числу относятся, например: взаимодействие с целью предупреждения и выявления переводов доходов от коррупционных преступлений, включая контроль, осуществляемый финансовыми учреждениямиконфискация орудий совершения преступлений и доходов от преступленийпередача компетентным органам без предварительной просьбы информации, способствующей завершению расследования и осуществлению уголовного преследованияприменение специальных методов расследования и др. Однако, как подтверждает проведенное исследование, латентный характер коррупционных деяний, появление более изощренных способов их совершения, использование трансграничных возможностей для совершения деяний и сокрытия их следов и т. п. вполне очевидно потребуют от государств в дальнейшем внедрения новых форм и средств взаимодействия с целью обнаружения и пресечения коррупционных преступлений.

7. Несмотря на предпринимаемые государствами усилия, согласованного определения понятия «коррупция» на международно-правовом уровне на сегодняшний день не установлено. Понятие коррупции закреплено в нескольких документах регионального характера (в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и в документах Европейского союза), а также в ряде рекомендательных актов. При этом в антикоррупционных конвенциях приведены основные признаки актов коррупции, такие как специальный субъектумысел на совершение акта коррупциивозможность квалифицировать в качестве акта коррупции как завершенные, так и неоконченные деянияпредоставление или обещание неправомерного преимущества за совершение коррупционного преступлениясовершение акта коррупции, как путем активных действий, так и путем пассивного поведения. В настоящее время отсутствие единого определения представляется оправданным, а подход, согласно которому коррупция определяется через ряд признаков, — целесообразным, поскольку он наиболее полно охватывает возможные сферы существования коррупции и корреспондирует различиям в национальных правовых системах.

8. В антикоррупционных конвенциях, за исключением некоторых региональных документов, под коррупцией понимаются конкретные составы преступлений. Такой перечень зачастую является открытым и предполагает, что государства-участники имеют возможность признать уголовно наказуемыми и другие формы коррупции, не упомянутые в конвенциях. Это свидетельствует о многоплановости коррупции и стремлении государств охватить все возможные формы ее проявления.

9. В качестве особого вида коррупционных деяний должны рассматриваться транснациональные коррупционные преступления. Пересечение различными составляющими коррупционного деяния государственных границ, связь коррупции с организованной преступностью, перевод доходов от преступлений за границу, попытки преступников скрыться за границей с целью уклонения от ответственности и проч. обусловливают необходимость криминализации подобных действий и разработки особых мер борьбы с ними. В универсальных и региональных конвенциях в составы отдельных деяний включен особый признак — наличие специального субъекта — иностранного публичного должностного лица или международного гражданского служащего, а также предусмотрены специальные составы, такие как подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций. В качестве транснационального деяния коррупция квалифицирована в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Вместе с тем эта Конвенция, как обосновано в работе, не может обеспечить эффективной борьбы с транснациональной коррупцией, и по данному вопросу должен быть заключен специальный международный договор.

10. Российская Федерация является участницей четырех антикоррупционных конвенций, однако законодательство РФ пока не приведено в соответствие со взятыми ею на себя обязательствами, и на сегодня еще остается целый ряд неурегулированных вопросов. Так, понятие коррупции, закрепленное в ФЗ «О противодействии коррупции» № 27Э-ФЗ от 25 декабря 2008 г., а также понятие взяточничества, предусмотренное в ст. 290 УК РФ, должны быть дополнены условием о том, что эти акты могут состоять в предоставлении лицу, их совершающему, выгод неимущественного характера. Отдельной криминализации требуют хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом. Такая криминализация должна быть осуществлена путем введения самостоятельного состава в УК РФ. Согласно международным обязательствам РФ криминализации в УК РФ подлежит обещание и предложение взятки или любого иного неправомерного преимущества.

11. На основе проведенного исследования автор обосновывает, что в настоящее время не существует препятствий для присоединения России к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Участие России в данной Конвенции позволит внедрить дополнительные механизмы правовой защиты лиц, пострадавших в результате актов коррупции. В случае присоединения России к данной Конвенции необходимо законодательно закрепить право на возмещение убытков в результате актов коррупции и установить специальный увеличенный срок исковой давности по таким требованиям. И то, и другое возможно осуществить путем внесения дополнений в ФЗ «О противодействии коррупции» № 273-Ф3. Также целесообразно дополнить ст. 1069 ГК РФ самостоятельным основанием возмещения вреда — совершением публичными должностными лицами актов коррупции, в случае если по данному делу имеется вступивший в законную силу приговор суда. Помимо этого, автор предлагает рассмотреть возможность внесудебного порядка предоставления компенсации лицам, понесшим ущерб в результате акта коррупции. В таком случае потребуется принятие федерального закона с указанием сроков, порядка и условий предоставления компенсации.

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в возможности использования основных ее положений при разработке теоретических проблем международного права, при дальнейших исследованиях системы международного сотрудничества государств, включая взаимодействие по борьбе с коррупцией, а также при формировании в России системы противодействия коррупции. В целом исследование проблем сотрудничества государств по борьбе с коррупцией является самостоятельным научным направлением, имеющим особую актуальность в современном мире.

Основные положения настоящего исследования могут быть использованы при осуществлении правотворческой деятельности по совершенствованию отечественного уголовного и гражданского законодательства, при осуществлении государственными органами правоприменительной деятельности, при преподавании основных учебных дисциплин и спецкурсов как по международному, так и по уголовному праву. Результаты исследования могут быть использованы при написании монографий, научных статей, учебников и учебных пособий по международному праву.

Апробация результатов исследования: диссертация прошла обсуждение на кафедре международного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Основные положения диссертации, аргументы и выводы излагались автором на Общественном Форуме «Коррупция и будущее России. Различные подходы к методам борьбы с коррупцией» (9 декабря 2008 г., Санкт-Петербург, Мариинский дворец).

По теме диссертации автором опубликованы четыре научные статьи.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, и списка использованных источников.

1. Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 октября 1997 г. // СЗ РФ. 2001. № 9. Ст. 788.

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 30 апреля 2009 г. // СЗ РФ. 2011. № 18. Ст. 2520.

3. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 г. // СЗ РФ. 2002. № 47. Ст. 4635.

4. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. // СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2349.

5. Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. // СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.

6. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 203.

7. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2394.

8. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от20 декабря 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133−157.

9. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.

10. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.

11. Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. // СЗ РФ. 2012. № 17. Ст. 1899.

12. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.

13. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков от 20 апреля 1929 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. VII. М., 1933. С. 40−53.

14. Устав ООН // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14−47.

15. African Union Convention on Preventing and Combating Corruption // www.au.int.

16. Civil Law Convention on Corruption // ETS. № 174.

17. Convention on the fight against corruption involving officials of the European Communities or officials of Member States of the European Union // www.europa.eu.

18. Convention on the protection of the European Communities' financial interests // www.europa.eu.

19. Inter-American Convention Against Corruption // www.oas.org.

20. Protocol to the Convention on the protection of the European Communities' financial interests // www.europa.euДокументы ООН:

21. Резолюция ГА ООН «Меры против коррупции, практикуемой транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами» от 15 декабря 1975 г. // A/RES/3514 (XXX).

22. Резолюция ГА ООН «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» от 17 декабря 1979 г. // A/RES/34/169.

23. Резолюция ГА ООН «Борьба с коррупцией» от 12 декабря 1996 г. // A/RES/51/59.

24. Резолюция ГА ООН «Факультативный протокол к типовому Договору о взаимной помощи в области уголовного правосудия, касающемуся доходов от преступлений» от 14 декабря 1990 г. // A/RES/45/117.

25. Резолюция № 7 Восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями «Коррупция в сфере государственного управления» // A/RES/45/121.Документы Совета Европы:

26. Программа действий против коррупции (Program of Action against corruption) // www.coe.int.

27. Резолюция (96) 133 «Программа действий против коррупции».

28. Резолюция (97) 24 «О двадцати руководящих принципах борьбы с коррупцией».

29. Рекомендация Комитета министров Совета Европы (2000) 10 «Модельный кодекс поведения для государственных служащих».

30. Резолюция 1214 (2000) «Роль парламентов в борьбе с коррупцией».

31. Резолюция 1703 (2010) «Коррупция в судах».

32. Резолюция (99) 5 Комитета министров Совета Европы об учреждении Группы государств против коррупции и Устав ГРЕКО.

33. Резолюция (98) 7 о создании Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

34. Резолюция (97) 24 «Двадцать Руководящих принципов по борьбе с коррупцией». Документы СНГ:

35. Соглашение о сотрудничестве государств участников СНГ в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 3.

36. Соглашение государств участников СНГ об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью от 22 мая 2009 г. // Бюллетень международных договоров. 2011. № 1.

37. Модельный закон «О противодействии легализации („отмыванию“) доходов, полученных незаконным путем» от 8 декабря 1998 г. // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государствучастников Содружества Независимых Государств. 1999. № 20.

38. Модельный закон СНГ «О борьбе с коррупцией» от 03 апреля 1999 г. // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государствучастников Содружества Независимых Государств. 1999. № 21.

39. Гражданский кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1994. 8 дек.

40. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. 31 дек.

41. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2001. 22 дек.

42. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

43. Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395−1 «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. 1996. 10 февр.

44. Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. 9 авг.

45. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2005. 28 июля.

46. Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1231.

47. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3424.

48. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 дек.

49. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. 2009. 13 февр.

50. Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. № З-ФЗ «О присоединении РФ к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц приосуществлении международных коммерческих сделок» // СЗ РФ. 2012. № 6. Ст. 622.

51. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 29 июля.

52. Распоряжение Президента РФ от 25 января 1999 г. № 18-рп «О подписании Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // СЗ РФ. 1999. № 5. Ст. 668.

53. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета. 2008. 22 мая.

54. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010;2011 годы» // Российская газета. 2010. 15 апр.

55. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // Российская газета. 2010. 7 июля.

56. Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012;2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // СЗ РФ. 2012. № 12. Ст. 1391.

57. Кодекс судейской этики // Вестник ВАС РФ. 2005. № 2.

58. Приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 24 марта 2011 г. № 95 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Россельхознадзора» // СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53.

59. Приказ Федеральной миграционной службы РФ от 25 февраля 2011 г. № 42 «О Кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Федеральной миграционной службы» // СПС «КонсультантПлюс». Версия 4000.00.53.Монографии:

60. Бирюков П. Н. Нормы международного уголовно-процессуального права в правовой системе РФ. Воронеж, 2000. 228 с.

61. Бойцов А. И. Выдача преступников. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 793 с.

62. Волженкш Б. В. Коррупция. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998. 43 с.

63. Волженкш Б. В. Экономические преступления. СПб. 1999. 312 с.

64. Галенская JI.H. Международная борьба с преступностью. М., 1972. 176 с.

65. Игнатенко Г. В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свердловск, 1980. 76 с.

66. Карпец И. И. Преступления международного характера. М., 1979. 262 с.

67. Коррупция: Политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В. В. Лунеева. М., 2001. 426 с.

68. Курс международного права: В 7 тх. Т. 6 / В. Н. Кудрявцев, B.C. Верещетин, Г. И. Тункин и др.- отв. ред. H.A. Ушаков. М., 1992. 312 с.

69. Лукашук И. И. Международное право в судах государств. СПб., 1993. 301 с.

70. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 544 с.

71. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. 912 с.

72. Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000. 142 с.

73. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. B.C. Овчинский. М.: Инфра-М, 2004. 640 с.

74. Международное право / Г. И. Тункин, А. Н. Талалаев, Е. А. Шибаева и др.- отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1994. 512 с.

75. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / М. В. Андреев, П. Н. Бирюков, P.M. Валеев и др.- отв. ред. P.M. Валеев, Г. И. Курдюков. М., 2010. 624 с.

76. Международные механизмы противодействия коррупции. Информационно-аналитический обзор / Изд. Совета Федерации. М., 2010. 64 с.

77. Мишин Г. К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М., 1991. 34 с.

78. Пекарев В. Я. Правовые аспекты борьбы с коррупцией на национальном и международном уровнях. М.: Изд-во РУДН, 2001. 329 с.

79. Пиджаков А. Ю. Избранные труды. СПб, 2010. 430 с.

80. Правовые акты: антикоррупционный анализ: Науч.-практ. пособие / И. С. Власов, А. А. Колесник, Т. О. Кошаева и др.- отв. ред. В. Н. Найденко, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева. М., 2010. 170 с.

81. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. М., 2003. 343 с.

82. Талапина Э. В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный). М., 2010. 192 с.

83. Цепелев В. Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: уголовно-правовые, криминологические и организационно-правовые аспекты. М., 2001. 132 с. Диссертации и авторефераты:

84. Амрахов Г. И. Место и роль уголовного права при реализации международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. 25 с.

85. Бахин C.B. Сотрудничество государств по сближению национально-правовых систем (унификация и гармонизация права): Дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 2003. 360 с.

86. Богуш Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. 26 с.

87. Галенская H.H. Основные направления сотрудничества государств по борьбе с преступностью: правовые проблемы: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Л., 1979. 44 с.

88. Долгов М. А. Противодействие коррупции: соотношение международно-правового и внутригосударственного регулирования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Казань, 2007. 23 с.

89. Качелин М. С. Международно-правовые аспекты борьбы с коррупцией: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2010. 19 с.

90. Мансуров Т. Т. Правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступлениями международного характера: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. 16 с.

91. Меркушин В. В. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Минск, 2005. 17 с.

92. Шарифуллин P.A. Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Казань, 2006. 31 с. Статьи:

93. Бахин C.B. Всеобщая декларация 1948 года: от каталога прав человека к унификации правового статуса личности // Правоведение. 1998. № 4. С. 311.

94. Бахин C.B. Понятие и механизмы международно-правового сближения правовых систем // РЕМП. 2001. С. 64−86.

95. Богуш Г. И. Понятие коррупции в международном праве и российском законодательстве // Вестник Московского университета. Cep.ll. Право. 2004. № 2. С. 76−85.

96. Богуш Г. И. К вопросу об уголовной ответственности юридических лиц // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2005. № 4. С. 19−30.

97. Богуш Г. И. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Вестник Московского университета. Cep.ll. Право. 2006. № 3. С. 22−39.

98. Богуш Г. И. Подлежат ли иностранные должностные лица ответственности по УК РФ? // Уголовное право. 2010. № 4. С. 12−19.

99. Волеводз А. Г., Тарасенко С. М. К итогам XII конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Международное уголовное право и международная юстиция. 2010. № 4. С. 3−5.

100. Волженкш Б. В. Коррупция как социальное явление // Чистые руки. 1999. № 1. С. 28−31.

101. Гараев Р. Ф., Селихов Н. В. Понятие коррупции // Следователь. 2001. № 2. С. 43−50.

102. Иваненко B.C. Антитеррористические конвенции ООН и уголовное законодательство России // РЕМП. 2004. С. 239−244.

103. Карпович О. Г. Анализ современных международных подходов к борьбе с коррупцией // Международное публичное и частное право. 2008. № 3. С. 38−44.

104. Коняев A.B. Конфискация имущества в свете Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции // Меры противодействия коррупции: проблемы разработки и реализации: Материалы науч.-практ. семинара. Барнаул, 2009. С. 255−260.

105. Корчагин А. Г., Иванов A.M. Уголовно-правовая политика в области воздействия на коррупцию // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 3. С. 95−100.

106. Кузнецова Н. Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1993. № 1. С. 21−41.

107. Лунеев В. В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. Тезисы доклада // Государство и право. 2000. № 4. С. 99−111.

108. Людкевич Ю. Н. Опыт и проблемы международного сотрудничества правоохранительных органов России в области предупреждениянезаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ // Общество и право. 2008. № 2. С. 191−197.

109. Малъко A.B. Антикоррупционная политика России: проблемы формирования // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 3. С. 7880.

110. Мусаелян М. Ф. Транснациональная организованная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Адвокат. 2010. № 9. С. 50−58.

111. Никифоров A.C. Контроль над преступностью в России // Государство и право. 1994. № 5. С. 72−82.

112. Никифоров A.C. Юридическое лицо как субъект преступления // Государство и право. 2000. № 8. С. 18−27.

113. Петрова Г. В. Перспективы антикоррупционного правового регулирования в праве Европейского союза: международный и национальный аспекты // Московский журнал международного права. 2010. № 4. С. 86−109.

114. Проценко C.B. К вопросу о целесообразности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц // Юридический мир. 2008. № 9. С. 6269.

115. Смольянинов Е. С. О необходимости введения уголовной ответственности юридических лиц в российском законодательстве // Российский следователь. 2009. № 15. С. 19−21.

116. Стороженко И. В. Антикоррупционный мониторинг организации экономического сотрудничества и развития: публично-правовой аспекторганизации противодействия криминальным формам коррупции // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 35−37.

117. Швец Е. В. Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2000. № 7. С. 65−73.

118. Щедрин И., Востоков А. Уголовная ответственность юридических лиц или иные меры уголовно-правового характера в отношении организаций // Уголовное право. 2009. № 1. С. 58−61.

119. Шелли Л. Коррупция и организованная преступность // Коррупция: Политические, экономические, организационные и правовые проблемыь / Под ред. В. В. Лунеева. М., 2001. С. 64−72.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой