Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из основных выводов диссертационного исследования является положение о том, что стабильность политического порядка обеспечивается опорой на частные интересы и отношения. Опираясь на них, политический порядок вырабатывает юридические средства для поддержания доминирующих интересов и отношений. При этом необходимо законное расширение пространства для свободной деятельности личности, а также… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ИДЕИ П.А. СОРОКИНА О СООТНОШЕНИИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
    • 1. П.А.Сорокин о происхождении общества и государства
    • 2. Понятие, признаки и сущность государства во взглядах
  • П.А.Сорокина
    • 3. Функции и форма государства во взглядах П.А.Сорокина
    • 4. Национальный вопрос и демократическое устройство послереволюционной России во взглядах П.А.Сорокина
  • ГЛАВА II.
  • П.А. СОРОКИН О ПРОИСХОЖДЕНИИ, РЕАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫХ ФОРМАХ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАВА
    • 1. Истоки происхождения права
    • 2. Взгляды П. А. Сорокина и психологическая теория права
    • 3. П.А. Сорокин о неофициальном и официальном праве
  • ГЛАВА III.
  • П.А. СОРОКИН ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПАХ МОРАЛЬНО ПРАВОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
    • 1. Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы неправовых норм
    • 2. Идеациональная, идеалистическая и чувственная система правовых норм
    • 3. Динамика права и разрушение чувственных этики и права

Государственно-правовые воззрения Питирима Александровича Сорокина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена потребностями дальнейшего развития современных представлений о политико-правовом содержании идей в различные периоды бытия нашей государственности с целью не просто рассказывать о каких-либо исторических фактах, событиях, идеях, обобщать исторический опыт, а показать позитивные тенденции в развитии современной российской политико-правовой мысли, опирающиеся на достижения учёных-предшественников. Естественно, что не всегда критическое осмысление прошлого позволяет увидеть перспективы развития государственности, но опыт её- бытия позволяет оценить с реалистических позиций особенности современного периода1.

Ещё- в начале XX столетия М.В.Довнар-Запольский верно отмечал, что веру в силы русского общества, в великий и непреложный закон общественного развития, в силу мысли и слова нужно искать в величайшем, еще неисчерпанном культурном наследии, где зародились, вошли в плоть и кровь русского общества идеи, которые оно продолжило и продолжает разрабатывать, в направлении которых оно действует2.

Одним из ярких представителей русской политико-правовой мысли, незаслуженно обойденным вниманием теоретиков и историков правовой мысли является великий русский учёный — Питирим Александрович Сорокин, который внес значительный вклад в развитие не только социологической мысли, но и в теорию и историю государства и права, а его политико-правовые идеи стали востребованными в нынешний период развития российского государства и права.

Актуальность изучения его государственно-правовых, политико-социологических идей в современных исторических условиях состоит в вы.

1 См.: Харитонов Д. В. Государственно-правовые взгляды Т. Н. Грановского (историко-правовое исследование). — М., 2006. С. 3.

2 Довнар-Запольский М. В. Из истории общественных течений в России. — Киев: Издание А. П. Сапунова. 1905. С. 260. явлении ценностей национального государства, в соотнесении с ценностями европейского политико-правового опыта при осуществлении политико-правовых реформ, особенно в связи с объявленными в обществе целями построения правового и социального государства. Его идеи имеют важное методологическое и ценностно-ориентационное значение, так как полностью отвечают провозглашенным в обществе целям и опираются на обширный историко-социологический материал.

Значимость фигуры П. А. Сорокина, как это ни парадоксально, все еще не оценена в полной мере ни в американской, ни тем более в отечественной социологии. Американцы безусловно относят его к числу отцов-основателей американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль «заокеанского наставника», «страстного русского оратора». Его имя и сейчас всегда упоминается с искренним пиететом, однако мало кто из современных зарубежных социологов вспоминает о нём как о фигуре, о которой стоит говорить всерьез. На исторической же родине имя ученого долгое время попросту запрещалось произносить вслух. И всё- же никто не станет отрицать то громадное воздействие, которое оказал П. А. Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за её- пределами3.

В сфере научных государственно-правовых воззрений П. А. Сорокина находились и проблемы, связанных с выявлением особенностей взаимоотношения личности, общества и государства в соответствующий период времени, а в аспекте построения российского правового государства, сложностью и многоплановостью процессов включения России в мировое сообщество, как уже отмечалось в юридической литературе4, требует их.

3 См.: Согомонов А. Ю. Судьбы и пророчества Питирима Сорокина// Предисловие к книге: Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.

4 См.: Ревнова М. Б. Учение о личности, обществе и государстве в русской философии права (историко-правовое исследование). Дис.. канд.юрид.наук. — Коломна: КГПИ, 2000. С. 3. анализа и оценки. Следует вновь и вновь обращаться к классическим идеям в области государства и права, дать им новое прочтение в свете современных проблем правового строительства, опираясь на зарубежную и отечественную науку. В этой связи исследование политико-правовых аспектов включения личности в систему общественных процессов, её- отношений с государством, предпосылок политико-правовой социализации, представляется весьма актуальным.

Социологический метод исследования общества, форм государства, собственности, представительства, проведённый П. А. Сорокиным во многом лёг в основу современных представлений различных наук.

Тема диссертационного исследования основана на анализе теории факторов развития общества во взглядах П. А. Сорокина на соотношение государства, личности, общества, права, которым соответствуют социальная, политическая, экономическая сферы. Важной составляющей исследования является поиск взаимосвязи между конкретно-историческими условиями существования государственно-правовых явлений в условиях бытия различных обществ, деятельности личности на основе сравнительного анализа с другими историческими формами общественных союзов.

Актуальность темы

исследования определяется значением научных трудов П. А. Сорокина, стоявшего у истоков социологической юриспруденции. Кроме историко-социологических исследований, он много внимания уделил истории государства и права, изучению юридических условий свободы личности, а в историко-правовом аспекте показал, какие интересы и отношения влияют на изменение их содержания и приводят их в действие.

Заслуга П. А. Сорокина в истории политико-правовой мысли состоит в изучении идей государственно-правового развития европейских стран, а на их основе и России на базе историко-социологического анализа, показавшего, какие силы в обществе приводят в действие механизм социально-юридического регулирования. Его концепция по своим общим принципам близка научным положениям школы социологического позитивизма (Л.Дюги, М. М. Ковалевский, С. А. Муромцев, Г. Ф. Шершеневич и др.). Наряду с этим можно утверждать, что П. А. Сорокиным была выдвинута и обоснована разновидность юридического институционализма. Своеобразие ее заключалось в том, что данная институция в рамках плюрализма права не сама выступает главным и конституирующим элементом группы людей и права этой группы, а правовая норма образует ядро, скелет, сердце и душу всякой организованной группы или института. Таким образом, семья, государство, церковь, партия или профсоюз, а также школа, университет, даже организованная группа преступников представляют на практике всего лишь «объективацию и олицетворение правовых норм и правовых убеждений всех или решающего большинства группы"5.

Большое практическое значение имеет научная методология, построенная на соотношении гражданского общества и государства как модели горизонтально-вертикальных связей. Данный подход ориентирован на выявление динамики права, в соответствии с эволюцией его формы рассматривается динамика государства.

Цель диссертационной работы состоит в комплексном анализе государственно-правовых взглядов П. А. Сорокина и выявлении характерных принципов его научной методологии изучения социально-юридической реальности, что служит задаче исследования основ правового и социального государства на основе методологии сравнительного правоведения. Исторические факты являются доказательством прочности тех или иных юридических концепций. Поэтому, объявляя цель построения правового государства в России, необходимо рассмотреть, какие особенности государственно-правового развития требуют учёта и особого внимания, чтобы правовое государство являлось фактом реальной жизни, соответствовало идее национального суверенитета.

5 См.: Графский В. Г. История политических и правовых учений: учеб. — М.: ТК Велби,.

Изд-во Проспект, 2005. С. 532.

Для достижения данной цели в диссертации были поставлены следующие задачи:

— определить методологическое значение социологической школы юристов в российской политико-правовой мысли и определить условия возникновения социологического направления в американской юрсипру-денции;

— раскрыть связь государственных, общественно-политических и правовых взглядов П. А. Сорокина, подтвердить концептуальные положения социологической юриспруденции на основе его исторической схемы;

— показать связь научной методологии П. А. Сорокина с изучением со-циолого-юридической проблематики, рассмотреть значение его идей для развития концепции и методологии социологической юриспруденции;

— расширить теоретические представления о значении исторического подхода при исследовании эффективности права и социальной среды, которая непосредственно с ним связана;

— выявить особенности концепции социологической юриспруденции П. А. Сорокина при рассмотрении проблемы формирования государства и права, отметив элементы преемственности и новизны, показав их значение для анализа эволюции формы государства в связи с изменениями в форме права.

Объектом исследования являются общественные отношения и политико-правовая мысль начала XX века. В диссертации рассматривается комплекс факторов, оказавших влияние на взаимозависимость общества, государства, права, личности. Историко-правовое исследование позволяет рассмотреть роль факта в развитии тех или иных форм выражения права. Основным объектом изучения является анализ природы, личности и общества в соотношении с юридической практикой.

Предметом исследования являются формы теоретического познания, сравнительный анализ концепций развития государства и права данного периода с учетом современного состояния научной разработки темы. В качестве предмета исследования выступают взгляды П. А. Сорокина на государство, право, положение общественных классов в связи с динамикой исторического процесса, изучаются различные точки зрения на экономические, социальные, политические и юридические аспекты его научного наследия.

Степень разработанности темы исследования. В разных аспектах правовая мысль дореволюционной России получила отражение в работах Н. М. Азаркина, М. В. Баглая, А. И. Байгушкина, С. В. Боботова, А. М. Величко,.

A.Б.Венгерова, А. А. Гольцблата, П. С. Грацианского, Н. М. Золотухиной,.

B.Д.Зорькина, И. А. Исаева, В. П. Казимирчука, Н. В. Корнева, С. Ф. Кечекьяна, И. Ю. Козлихина, Э. В. Кузнецова, Н. Я. Куприца, Д. И. Луковской, Г. В. Мальцева, В. П. Малахова, Л. С. Мамута, О. В. Мартышина, В. С. Нерсесянца,.

B.В.Оксамытного, С. А. Покровского, А. В. Полякова, А. С. Пиголкина,.

C.А.Пяткиной, М. М. Рассолова, Е. А. Скрипилёва, Э. Ю. Соловьёва, В.А.Том-синова, А. С. Тумановой, А. И. Экимова и др.

В последнее время возрос интерес к политико-правовым взглядам многих представителей социологической юриспруденции, изучавших правовую составляющую государственности и права. Для исследования политико-правовых взглядов учёных того периода в связи с эволюцией историко-юридического направления от юридического позитивизма к социологической юриспруденции имеется необходимая методологическая база.

Большую практическую пользу при этом могут оказать труды по общей теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений. К ним следует отнести исследования современных ученых Н. В. Акчуриной, В. Г. Баева, Г. Г. Бернацкого, С. Л. Гайдука, В. Г. Графского, Н. В. Иллерицкой, С. А. Комарова, А. В. Корнева, О. Э. Лейста, А.А.Левандов-ского, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, А. В. Малько, В. С. Нерсесянца, С. А. Правкина, М. Б. Ревновой, Д. В. Харитонова и др., имеющие большое методологическое значение. Составной частью методологии данной работы являются результаты историографических, социологических и политологических исследований о государстве и праве.

Государственно-правовые взгляды П. А. Сорокина мало изучены в отечественной юридической, политической и социологической литературе, однако специальной монографической работы о нём как теоретике права нет. В значительной степени оценка его правовых взглядов имеется в отдельных работах социологов.

Идеи П. А. Сорокина во многом легли в основу социологической юриспруденции, основанной на анализе институтов публичного и частного права, на исследовании динамики социально-юридического процесса, на изучении проблем государства и права с практически-утилитарной точки зрения. Социология права стремится выявить степень заинтересованности тех или иных слоев, классов, групп в осуществлении реально достижимой модели взаимодействия личности, общества, государства.

Можно согласиться с утверждением Д. В. Харитонова о том, что школу предшественников русской социологической юриспруденции можно начинать еще с «проспект-проектов» Ю. Крижанича, но, несомненно, данное направление разрабатывалось в России под влиянием русской исторической школы, или государственной (юридической) школы (С.М.Соловьев, К. Д. Кавелин, Б.Н.Чичерин). У истоков социологии государства и права стояли И. Ф. Эверс и Т. Н. Грановский, а С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин в последующем модифицировали свою концепцию от юридического позитивизма к социологической юриспруденции. Идеи социологии получили развитие в трудах последователей юридической школы А. Д. Градовского и В.О.Ключевского6.

Социологическая юриспруденция имела распространение во время реформ второй половины XIX в. Юридическая наука в тот период вбирает в себя многие элементы социальных наук — социальной истории, социальной статистики, этнографии и др. Непосредственными основателями направления социологии государства и права в первой половине XIX века являлся.

6 См.: Харитонов Д. В. Государственно-правовые взгляды Т. Н. Грановского (историко-правовое исследование): Автреф. дне.. канд.юрид.наук. — М., 2006. С. 9.

В.Майков, а во второй половине XIX века — П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский.

Проблемы социологии права не были предметом специального анализа в послереволюционный период, в настоящее время они занимают видное место в трудах Ю. И. Гревцова, В. П. Казимирчука, В. Н. Кудрявцева, А.Н.Ме-душевского и др.

Надо сказать, что идеи П. А. Сорокина привлечь социологический материал и использовать методологию социологической науки подчинялось задаче раскрыть природу и правовое положение общественных классов (стра-тов общества). П. А. Сорокин стремился прежде всего к объяснению сущности права и функций учреждений через изучение динамики соотношения частного и публичного права, через понятия «интересы» и «отношения», а также «сочетать институционализм с психологической теорией права Л. Петражицкого, в особенности с его трактовкой множественности источников права, которая во многом совпадает с идеями «правового плюрализма"7.

Методологической основой исследования являются как общенаучные, общелогические, так и специальные методы анализа, используемые в теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений. Из числа частных юридических методов в диссертации наибольшее применение получили сравнительно-исторический и формально-юридический методы.

Принцип историзма являлся одним из базовых в настоящем исследовании, так как всякая теория возникает, формируется и эволюционирует в зависимости от конкретных исторических условий. Использовался и «портретный» метод, как и в любой работе политико-правового направления. п.

См.: Графский В. Г. История политических и правовых учений: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 532.

Теоретические обобщения и выводы объединены на основе метода реконструкции научных положений ряда учений и интерпретированы в соответствии с задачами данной работы.

Научная новизна диссертации. В диссертации впервые сделана попытка с юридических позиций путем обобщения и реконструкции идей П. А. Сорокина воссоздать целостное представление о его взглядах на государственно-правовое развитие общества с учётом становления идеи о государстве и праве. Признав его роль в развитии и становлении социологической юриспруденции, обосновании разновидности юридического институ-ционализма, можно говорить о существовании общих концептуальных подходов американских и российских юристов.

Элементы научной новизны состоят в ориентированности достижений отечественной теории государства и права на понимание закономерностей становления государственно-организованной, правовой формы общества, на использование отдельных идей П. А. Сорокина в современных условиях, а также рассмотрение проблем теории государства и права с позиций истори-ко-социологического анализа, обоснование решающей роли общества в образовании права с опорой на исторический материал, анализ соотношения природы, личности и общества в связи с динамикой государственно-правового процесса.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Социология истории тесным образом связаны с социологией права. П. А. Сорокин видел в диалектике взаимодействия государства и общества изменение соотношения между частными публичными интересами, формированием определенного правопорядка, вбирающего в себя начало общественное и начало государственное. П. А. Сорокин отмечал взаимозависимость динамики права и смены формы государства, поэтому осуществление государственно-правовых преобразований требует соединения личной воли и историзма, что позволит преодолеть элементы радикализма в обществе.

2. Заслугой социологического направления в юриспруденции является внесение элемента среды в изучение юридической проблематики. Соединение формально-юридического подхода и органически-социологического подхода в творчестве П. А. Сорокина актуально, так как позволяет правильно соотносить форму права и его содержание. Его социологической подход к изучению государства и права дает возможность преодолеть как жесткий юридический догматизм, так и радикальный социальный реформизм при осуществлении государственно-правовых преобразований.

3. В основе политического идеала российской науки юридического направления было светское правовое государство, так как многие из них стажировались или обучались, а некоторые и преподавали в западноевропейских университетах, в их основе лежали естественно-правовые и социологические теории.

Создание правового государства требует учета социального опыта, так как сфера права отражает не только законы формальной логики, но также опыт и факты. В силу этого требуется анализ и классификация исторических фактов, которые в конкретно-социологическом и юридическом планах могут являться основой для изучения правоотношений. П. А. Сорокин указывал на связь идеи нации с общецивилизационным развитием, поэтому социальное назначение права определяется и степенью соотношения в нём интересов внутренней и международной политики.

4. Для П. А. Сорокина движение человечества вперед возможно только при условии реализации цивилизационных идей о социальном и правовом-государстве, отсюда необходимо создать программу общественного развития и четко выразить цели этого развития в конституирующих общество законах. Только на этом пути достижима реализация государственного интереса в целях защиты личности на основе привлечения всего общества к участию в управлении и законодательстве.

Правовое государство должно обеспечивать уравновешивающее развитие различных социальных объединений, так как основная цель правового государства — общенародная польза.

5. Идея социальной солидарности общества в государстве в воззрениях П. А. Сорокина имеет глубокие российские корни и лучше всего выражена в правах отдельной личности, которые должны соответствовать общему интересу, выступающему основой правопорядка. Личные интересы участвуют в образовании общественного и правового порядка, но их сохранение в реальности обеспечивает законодательство. Значение государства в обеспечении равновесия личных интересов и общественных отношений не уменьшается, а возрастает. Сближение власти и общества возможно лишь на твердых основаниях права, на создании системы конституционализма, основным положением которого является равновесие прав и обязанностей.

6. Идеи П. А. Сорокина о взаимосвязи правовых и неправовых норм во многом представляют собой образец цивилизационного восприятия всей системы нормативного регулирования общественных отношений с учётом исторической обусловленности становления государственно-организованного общества, попытки раскрыть объективные закономерности исторического процесса с учётом социологических потребностей общества, так как государственно-правовые явления «создается объективным процессом жизни народа, а не кабинетным теоретическим творчеством и не устанавливао ется каждым поколением людей всякии раз заново и произвольно». Индивидуальные особенности развития каждого народа, самобытность его культуры, по мысли П. А. Сорокина, способствуют исторической преемственности в государственно-правовом развитии каждого народа.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется широким использованием юридической, политологической, философской, социологической и иной литературы, нормативных источников.

8 Корнев A.B. Консервативная и либеральная теории государства и права в России XIXначало XX вв.: Дне.. док.юрид.наук [Электронный ресурс] 12.00.01. Москва, 2004. С.25−26.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что отдельные положения исследования вводятся в научный оборот впервые и могут быть использованы для углубления сравнительно-исторического и юридического анализа современных проблем развития государства и права. Результаты исследования в ряде случаев дополняют положения общей теории государства и права, истории политических и правовых учений, а отдельные выводы работы помогут расширить рамки их предметов, так как исследуемая тема является продолжением социологической и психологической традиции в изучении государства и права.

В целом исследование расширяет рамки изучения социологического направления в истории юридической мысли России. Некоторые выводы работы могут быть использованы для углубления содержания общей теории государства и права, а также при реализации конкретных программ в области совершенствования законодательства и социальной политики.

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что анализ и оценки политико-правовых идей П. А. Сорокина позволяют уточнить, скорректировать уже имеющиеся идеи и подходы в области дореволюционной правовой мысли применительно к перспективам экономического развития России, принятия конституции, признания естественных прав человека и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы излагались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Юридического института (Санкт-Петербург), в выступлениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Политика. Власть. Право» (Санкт-Петербург — Коломна, 20 022 005 гг.), «Личность, право, государство: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, 2006 г.), «Оптимизация законодательного процесса: вопросы теории и практики» (Санкт-Петербург, 2007;2009 г.), опубликованы в виде статей, апробированы в процессе преподавания курсов теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, трёх глав, которые включают десять параграфов, заключения, списка используемой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Почти 42 года прошло со дня смерти профессора П. А. Сорокина (11 февраля 1968 г.), но его роль в системе теоретических государственно-правовых идей, изучена не до конца. Если анализ государственно-правовых взглядов П. А. Сорокина имеется в небольшом количестве в отечественной политической и социологической литературе, то специальной монографической работы о нём как теоретике государства и права — нет. В значительной степени оценка его правовых взглядов имеется в отдельных работах социологов, так как его идеи во многом легли в основу социологической юриспруденции, основанной на анализе институтов публичного и частного права, на исследовании динамики социально-юридического процесса, на изучении проблем государства и права с практически-утилитарной точки зрения. Социология права стремится выявить степень заинтересованности тех или иных слоев, классов, групп в осуществлении реально достижимой модели взаимодействия личности, общества, государства.

Именно П. А. Сорокин стоял у истоков теории социокультурных циклов, он дал типологию «кризисов», разрабатывал проблемы нравственных отношений. Ему следует отвести особое место в плеяде мыслителей, составившему ясное представление о том всемирно-историческом процессе, который медленно, но верно поглощал Россию в начале XX столетия, увлекая ее вместе с человечеством в будущее.

Именно ему, основоположнику науки социологии, предстояло доказать своим слушателям, своим читателям, что предметом социологии является взаимодействие социальных групп, функционирующих в различные исторические и культурные эпохи. Ученики П. А. Сорокина, такие крупнейшие американские социологи, как Р. Мертон, Р. Миллз, Т. Парсонс, вряд ли стали бы отрицать идею своего Учителя о том, что социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции («плюрализм фактов»). Согласно развитой им теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям — экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису. В историческом процессе, считал П. А. Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Он выделял три типа «суперсистем»: «идеацио-нальный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм- «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализмнаконец, «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных це.

— 204 леи" .

Поэтому проведенное диссертационное исследование государственно-правовых взглядов П. А. Сорокина позволит в какой-то степени восполнить имеющийся пробел в отношении роли практического соединения методов истории и социологии для сравнительного правоведения.

Прежде всего, необходимо отметить, что изучение отношений между субъектами правопорядка должно строиться с учетом определения принадлежности доминирующих политико-правовых форм к определенным преобладающим интересам. В соответствии с интересами строятся отно.

204 http://www.peoples.ru/science/professor/sorokin/index.html шения. Данный подход позволяет рассматривать правовые формы в органической связи с изменяющимися формами объединения общества.

Необходимо учитывать, что определения права, построенные с использованием историко-социологического подхода не только утилитарно значимы, они дают необходимый материал для обобщения политико-правового опыта, что позволяет в значительной мере избежать неоправданной модернизации юридических категорий и возможных упрощений.

Изучение П. А. Сорокиным социальной природы юридических фактов создает представление о тенденциях в развитии форм государства и права. Выход за рамки нормативности при исследовании юридического факта является общепризнанной практикой, особенно в правоприменении. Комплексное исследование социального значения нормы позволяет отличать юридические факты от фактических отношений. Вообще, для истории права России большую роль имеет выявление социально-хозяйственных условий действия права. Подобный методологический подход был свойствен юриспруденции Б. Н. Чичерина, В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова, П. Г. Виноградова, Т. Н. Грановского и др.

Связь историко-сравнительного метода с социологией позволяет говорить о полезности историко-социологической системы при анализе конкретного правового отношения. Существующая связь права с экономикой, политикой, культурой и иными факторами, определяющими жизнь общества, создает предпосылку к соединению социологии государства и права и философии государства и права. Развитие права, в конечном счете, связано с социальным развитием.

История дает понимание природы политико-правовых событий. Исторический метод позволяет преодолевать крайности различных юридических конструкций, поскольку он ориентирует на изучение реальности права, на конкретную практику выработки нормы для социального общения. Историко-сравнительное правоведение, построенное на использовании социологического материала, создает представление о действующих субъектах в истории, как о составных частях единого механизма социально-юридического обеспечения прав личности.

Выявление принципов взаимодействия гражданского общества и государства раскрывает формы права и определенный порядок правового регулирования. Значение последнего, прежде всего, состоит в практической целесообразности создания реального механизма социального равновесия.

Значение социологических идей П. А. Сорокина для социологической юриспруденции состоит в том, что он органично соединил историю и социологию при исследовании юридического положения классов, сословий и иных социальных групп. Данная зависимость дает возможность установления более тесной связи между обществом и государством, частным и публичным правом, естественной средой и искусственной. Материальный критерий (интересы и отношения) предполагает и определенную систему правоохраны. Несомненно, юридический статус личности зависит как от характеристики общественных связей, так и от конкретных природных (экономических) условий страны. В связи с чем тип права зависит от совокупности данных в истории государства факторов, этот тип общения нельзя привнести, он вырабатывается органически, в том числе заимствуя те или иные формы и определения.

Оптимальный вариант соотношения в истории личной свободы и равноправия в конечном случае определяет государство. Политическая власть строится с учетом правовых определений, выработанных коллективным опытом нации. Сильная государственная власть основывается на праве, тогда она приобретает легитимность и эффективность в сдерживании социально-политических противоречий. Но необходимо четко проводить отличие между политикой и правом, между практической необходимостью и общеобязательной нормативностью.

В структуре и в деятельности государственных учреждений полезно использовать принципы деятельности механизма социальноюридического регулирования. Принципы обеспечения общественных связей целесообразно использовать при определении порядка взаимодействия личности и государства. Условность деления публичного и частного права связана с подвижностью взаимовлияния общества на государство и государства на общество. Изменение соотношения между частным правом и публичным связано с жизнью права и отражается на структуре и принципах деятельности учреждений.

С другой стороны, всякое изменение юридического отношения зависит от фактического изменения. Очень часто появлению новых норм и закреплению принципов деятельности учреждений предшествует социальный опыт, практика делового общения, что новый правовой титул закрепляется в результате движения фактического отношения к нормативному. Данная тенденция заключается в том, что в то же время нормативное становится социальным.

Рассматривая качество правового общения, необходимо учитывать степень преобладания интересов в правотворчестве и в правоприменении. Формально-юридические средства реализации заключенных в норме правил полностью соответствуют материальному критерию, или материальному содержанию, выраженных нормой интересов. В различии интересов состоит различие способов их правовой охраны. Выявление социальной зависимости коллективных единств и индивидов отражается в формах или источниках права, от которых в значительной степени зависят формы интеграции и форма государства в целом.

Решающее значение общества в создании права образует условия для реального договора личности и государства. Поскольку последнее имеет социально-юридическую природу и основано одновременно на принципах правового и социального общения. Таким образом, формы права находят свое органичное выражение в государственных формах.

Несомненно, актуальной в сегодняшних условиях является теория факторов развития общества, позволяющая учитывать, наряду с юридическими средствами обеспечения законного простора деятельности личности, экономические, политические, социальные критерии. Так, осуществляя реформу законодательства, необходимо согласовывать эти факторы, поскольку одно право не может обеспечить достижения социальных целей. Успехи общественного развития являются не только итогом применения организационных и юридических средств, но и существенной предпосылкой для совершенствования вариантов выбора самих средств достижения общего блага.

Тесная взаимная связь права с экономикой, политикой, культурой и другими социальными явлениями подчеркивает в то же время, что в основе происходящих изменений в юридическом положении личности находится ее творческая воля, выраженная в доминирующих интересах. Изучение происхождения, хода, условий, форм и природы человеческого общежития является целью применения исторического метода. Таким образом, правовая норма связывает достижение социальных целей с уже достигнутыми определенными результатами деятельности, с определенной формой общежития. Эта форма не в малой степени является итогом формирования правосознания. Переход от новых фактов к новым идеям требует, чтобы движение понятий соответствовало жизни. Например, провозглашение правового государства и новых юридических принципов не создает реальности достижения целей, не создает правового пространства. Политический и юридический порядок всегда заключает в себе совокупность частных интересов и отношений, на основе которых он строится.

Неудачи правительства в сфере политики, в том числе политики права, приводят к тому, что из политико-правовой сферы интересы личности вытесняются в социальную среду, где продолжается та же борьба за личное право, но уже без соблюдения «рамок и правил».

Результаты данного исследования состоят в том, что государство при осуществлении политики права должно придерживаться целей социальной солидарности. Стабильность правопорядка гарантируется не только совокупностью общеобязательных правил, но и строится на идее государства-союза, государства — социальной общности, что сохраняет право в свою очередь от превращения в диктатуру идеологии, а государство — в диктатуру партии, династии, личности.

Социологическое понимание нормы расширяет ее юридические рамки. Реальное право — это действующее право, в котором не обязательно зафиксированы определенные интересы, но создан механизм учета видоизменений человеческих интересов, которым должна соответствовать определенная или определяемая норма. Форма права в итоге, конечно, связана с характером власти. Форма права эволюционирует вместе с государственной формой, но в этом процессе существенную роль играют фактические отношения, социальные связи и личные интересы. В механизме социально-юридического обеспечения большое значение играет определение границ действия права и соответственно границ действия власти, что гарантирует личности свободу самоопределения.

Проанализировав ряд концепций, в том числе в рамках государственной (юридической) школы, можно сделать вывод, что историко-социологическая концепция Т. Н. Грановского, как и В. О. Ключевского является продолжением линии государственной школы, новым ее направлением. Модификация юридического подхода к социологическому была намечена уже в трудах С. М. Соловьева и Б. Н. Чичерина. Вместе с тем, концепция истории Т. Н. Грановского опиралась на социальный материал. Однако надо признать, что не всякое значение формы права связано с его социальной сущностью. Достижение соответствия формального элемента материальному содержанию часто является итогом целенаправленной деятельности со стороны всех участников правотворческого процесса.

Большую практическую пользу для юриспруденции имеет изучение причин и фактов, которые способствуют видоизменениям значения нормы. Несомненно, при этом возрастает фактор «среды», так физическая среда является условием для развития пространства законом определенных прав.

Особенно продуктивным для правоведения является установление связи права и обязанности. В то же время он стремился к тому, чтобы право обеспечивало внутреннюю и внешнюю свободу. Связь между внутренней свободой и обязанностью строится на осознании долгаданный подход сводится к объединению нормы естественной и положительной.

Отдавая приоритет интересам личности в гражданском обществе, необходимо все же соблюдать «дистанцию» между личными интересами и требованиями нормы. Не всегда необходимо создание компромиссного варианта нормы не всегда возможно «примирение» между враждующими в обществе интересами и тенденциями. Создание «замиренной среды» требует также определенной борьбы. Цели социальной солидарности также достигаются через ограничение произвольной свободы на основе законного применения силы.

Одним из основных выводов диссертационного исследования является положение о том, что стабильность политического порядка обеспечивается опорой на частные интересы и отношения. Опираясь на них, политический порядок вырабатывает юридические средства для поддержания доминирующих интересов и отношений. При этом необходимо законное расширение пространства для свободной деятельности личности, а также законное ограничение ее притязаний. Таким образом, доминирующий общественный интерес становится общезначимым и общеобязательным, потому что вбирает в себя множество частных интересов. Система правовых средств приобретает не только государственное, но и личное значение. Опасны обе крайности: завышенные социальные требования и жесткий юридизм. Пытаясь сохранить их для сохранения социальной или юридической формы общения, государство подрывает устои правового статуса личности.

Эффективность законодательства состоит в способности примирять частные и общие интересы, тогда оно становится социально значимым. Правопорядок подтачивается из-за пренебрежения к человеку как к юридической личности. Тогда создаются параллельные структуры, теневые корпорации и т. п. Необходимо придание частным отношениям известной свободы, когда законы единообразно регулируют возможность лиц входить в обязательства. Частные отношения не в малой степени определяют основы правового статуса лица. Юридическая связь лиц в обществе должна строиться не только на добровольном соглашении, но и на основе юридического принуждения.

Существенным моментом учения сторонником юридической школы являются идеи о юридических условиях существования свободной личности, положение о том, что нормы государственного права приобретают легитимность в результате развития, зрелости гражданских отношений, основанных на частном праве. Естественно, что это положение требует разрешения вопроса о частной собственности, которая является фундаментом частного права.

Развитое гражданское общество становится уравновешивающей силой против политического регулирования частно-правовой сферы. Своевременное законодательное обеспечение статуса частных объединений соединяет принципы политической необходимости с пространством для частной деятельности. Стремление к достижению социальных целей строится на юридическом определении положения каждого человека по отношению к государству. Личность, не уступая обществу, стремится защититься от порабощения обществом. Но и самостоятельность личности должна опираться на защиту со стороны общества. Таким образом, личный интерес, определяющий достижение правового статуса лица, зависит от юридических положений, составляющих своеобразные «правила игры» в преобразующейся, искусственной среде, в формах общественной солидарности.

Рассматривая государство, как союз народа, общественное начало и общественное дело, нужно отметить, что государством становится не любой союз, а лишь тот, основой которого является поддержание общего блага. Таким образом, общее благо является целью саморазвивающегося общества. Поскольку правопорядок в государстве основан не только на власти и повиновении, но и на принципах общения отдельного лица и общества, идея государства общего блага предполагает подчинение государства праву. Национальное значение государства реализуется через значение права. Общее благо в национальном государстве достигается не в малой степени правовыми средствами. Источником верховной власти в таком государстве выступает воля народа.

В настоящей работе сделана попытка проанализировать идеи П. А. Сорокина с юридических позиций, так как в сфере его научных государственно-правовых воззрений находились и проблемы, связанные с выявлением особенностей взаимоотношения личности, общества и государства в соответствующий период времени, а в аспекте построения российского правового государства, сложностью и многоплановостью процессов включения России в мировое сообщество, как уже отмечалось в юридиче.

205 скои литературе .

Несомненно, данное исследование является продолжением изучения государственно-правовых идей начала XX столетия и относится к работам, посвященных государственно-правовым взглядам представителей социологического направления в правоведении206. Результаты работы могут иметь значение для дальнейшего объединения истории, социологии и юриспру.

205 См.: Ревнова М. Б. Учение о личности, обществе и государстве в русской философии права (историко-правовое исследование). Дис.. канд.юрид.наук. — Коломна: КГПИ, 2000. С. 3.

206 См., напр.: Акчурина Н. В. Историческое правоведение: Становление, развитие в России в 30−70-х годах ХЕК века. Саратов: СГАП, 2000; Правкин С. А. Политико-правовые взгляды В. О. Ключевского (историко-правовое исследование). Дис.. канд.юрид.наук. Коломна: КГПИ, 2001; Харитонов Д. В. Государственно-правовые взгляды Т. Н. Грановского (историко-правовое исследование). — М., 2006 и др. денции в целях создания методики сравнительного анализа в правоведении. Отдельные положения диссертации могут быть использованы для расширения курса политических и правовых учений и уточнения некоторых подходов в истории государства и права.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Пережитки анимизма у зырян //Изв. Арханг. об-ва изуч. Рус. Севера.1910. № 20, № 22.
  2. Рец.: Жаков К. Ф. На Севере в поисках за Памом — Бур Мортом. СПб., 1905- В хвойных лесах СПб., 1908- Из жизни и фантазии. СПб., 1907- Очерки из жизни рабочих и крестьян на Севере. — СПб., 1906 // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Рус. Севера. 1910. № 17.
  3. Рец.- Шергин И. А. Богатства Севера (Зырянский край). М., 1908 // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Рус. Севера. 1910. № 12.1911 год
  4. Гамсун и Верхарн как выразители современных дум и настроений // Всеобщий журнал. 1911. № 11.
  5. Главнейшие теории прогресса в современной социологии // Вестник знания. 1911. № 9.
  6. К вопросу об эволюции в прогрессе // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1911. Вып. 3. Отд. изд. СПб., 1911.
  7. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Рус. Севера. 1911. № 1. № 5.
  8. Печорская экспедиция и колонизация зырянского края // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Рус. Севера. 1911. №№ 8−9, 11.
  9. Пестрое кружево: (Дорожные заметки) // Вологодский листок. 1911. №№ 252, 253, 255, 268, 273, 274, 277, 279, 284, 286, 288.
  10. Современные зыряне // Арханг. об-ва изуч. Рус. Севера. 1911. №№ 18, 22−24.
  11. Рец.: Наторп П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на основе всеобщности. СПб., 1911 //Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1911. Вып. 4.1912 год
  12. Бард жизни: (Уолт Уитмен, 1819 -1892) // Всеобщий журнал. 1912. № 2.
  13. К основанию социологической секции Исторического общества при СПб ун-те // Запросы жизни. 1912. № 48.
  14. Л.Н. Толстой как философ // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Вып. 4−5. То же: М.: Посредник, 1914. 27 с. Рец.: Сев.зап., № 10−11.
  15. Социальная реальность // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Т. 9. Вып. 3.16. 4-й Международный конгресс по истории религий // Запросы жизни. 1912. № 46.
  16. Рец.: Быков Н. Как делается история: Опыт исторического миропонимания. СПб. 1912. № 42.
  17. Рец.: Воронов Н. Г. Основания социологии. М., 1912. № 42.
  18. Реф.: Жаков К. Ф. Основы эволюционной теории познания: Лимитизм. СПб., 1912 // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Вып. 1.
  19. Реф.: Колосов Е. Е. Очерки мировоззрения Н. К. Михайловского: Теория разделения труда как основа научной социологии. СПб., 1912. // Там же. Вып. 2.
  20. Реф. Логос. Международный ежегодник по философии культуры. -М., 1911−1912 Кн.2−3. //Там же. Вып. 3.
  21. Реф.: Бауэр А. Опыт логики морального воспитания. 1912. № 21 //Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма.1912. Вып. 3.
  22. Реф.: Грассери Р.Де. О психосоциологии. 1912. № 3,4. //Там же.Вып. 3.1913 год
  23. Брак в старину: Многомужество и многоженство. Рига: Наука и жизнь, 1913.
  24. Границы и предмет социологии //Новые идеи в социологии. Сб.1. Социология: её- предмет и современное состояние. — СПб., 1913.
  25. Рец.: Кареев Н. И. // Науч. Истор. Журнал. 1914 (1913): Т.1. Вып.2- Ович А. // Заветы. 1913. № 11-Рожков Н.//Соврем.мир. 1914. № 11.
  26. Нормативная ли наука этика и может ли она ею быть // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1913. Вып.4.
  27. Преступность и ее причины. Рига: Наука и жизнь, 1913.
  28. Самоубийство как общественное явление. Рига: Наука и жизнь, 1913.
  29. Символы в общественной жизни. Рига: Наука и жизнь, 1913.
  30. Реф.: Вагнер В. Биологические основания сравнительной психологии. Т.2. Инстинкт и разум. СПб., 1913 // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1913. Вып.2.
  31. Реф. Вопросы теории и психологии творчества. Т.4. Погодин А. Л. Язык как творчество: Психологические и социальные основы творчества речи. Происхождение языка. Харьков, 1913 // Там же. Вып. 1.
  32. Реф.: Гернет М. Н. Смертная казнь. М., 1913. // Там же. Вып. 2.
  33. Рец.: Фино Ж. Агония и смерть человеческих рас. М., 1913 // Заветы. 1913. № 8 / Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1913. Вып. 1.
  34. Рец.: Ященко А. Теория федерализма: опыт синтетической истории права и государства. Юрьев. 1912 // Заветы. 1913. № 10.1914 год
  35. Законы развития наказаний с точки зрения психологической теории права Л. И. Петражицкого // Новые идеи в правоведении / Сб. 3. Эволюция преступлений и наказаний. СПб. 1914.
  36. Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социологии. Сб. 3. Что такое прогресс? СПб., 1914.
  37. Эмиль Дюркгейм // Новейший энц. словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1914. Т. 17.
  38. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб.: Изд-во Я. Г. Долбышева, 1914. (На титуле стоит «1914», фактически же книга вышла в 1913 г.)
  39. Социальная роль и будущее войны. Фрагмент статьи из газеты «Вечернее звено». 1914. № 11 // Бюлл. лит-ры и жизни. 1914. № 3.
  40. Эмиль Дюркгейм о религии // Новые идеи в социологии. Сб.4. Генетическая социология. 4.1. СПб., 1914.
  41. Счастливое поколение // Северный гусляр. 1914. № 4, 28 ноября, (подп.: «Римус»).
  42. Немножко о партиях и беспартийности. О невежестве и знании // Северный гусляр. 1914. № 5, 6 декабря (подп.: «Римус»).45. «Проклятое наследство»: (Трагический дуализм человека) // Северный гусляр. 1914. № 7.
  43. Рец.: Новые идеи в правоведении. Сб. 1. // Заветы. 1914. № 6.
  44. Рец.: Вопросы теории и психологии творчества. Т. 5. (1 — теория творчества- II мифотворчество). Харьков. 1914. // Вестн. Европы. 1914. Кн. 3.
  45. Рец.: Звоницкая А. Опыт теоретической социологии. Т. 1. Социальная связь. Киев, 1914. //Заветы 1914. № 3.- Науч. истор. журн. 1914. Т. 2. № 4.
  46. Рец.: Маллер-Лиэф Ф. Фазы любви. М., 1913 // Заветы. 1914. № 5.1915 год
  47. Проблема новой социальной педагогики: Нечто утопическое, но могущее быть реальным, может быть, бесполезное, но наводящее на размышление // Северный гусляр. 1915. № 1, № 2.
  48. Современная любовь // Северный гусляр. 1915. №№ 4−6.
  49. Рец.: Жижиленко A.A. Наказание. Его понятие и отличие от других правоохранительных средств. Пг., 1914 // Вестник Европы. 1915. Кн. 6.
  50. Рец.: Вагнер В. Биопсихология. СПб., 1914 // Вестник Европы. Кн. 7.
  51. Рец.: Ван-Кан. Экономические причины преступности // Вестник Европы. Кн.З.
  52. Рец.: Вопросы теории и психологии творчества. Т. 6. Вып. 1. История и теория эстетики. Харьков, 1915 // Вестник Европы. 1915. Кн.10.
  53. Рец.: Штейнметц. Философия войны. Пг., 1915 // Вестник Европы 1915. Кн.7.1916 год
  54. Воспоминания // День. 1916. 24 марта.
  55. Последние дни М. М. Ковалевского // Бирж, ведомости. 1916. 24 марта.
  56. Памяти дорогого учителя и обожаемого друга // Рус. Ведомости. 1916. 24 марта.
  57. М.М. Ковалевский как профессор // Путь студенчества. 1916, май.
  58. Исповедь М. М. Ковалевского // Бирж. Ведомости. 1916. 28 марта. Рец.: Е. П. Перед лицом смерти // Земщина, 1916. 2 апр.- Голос Руси, 1916. 29 марта.
  59. М. Ковалевский и его западные друзья // Бирж. Ведомости. 1916. 30 апр.
  60. Знание как фактор поведения // Ежемес. Журн. 1916. №№ 7−10.
  61. Кризис современной семьи: Социологический очерк // Ежемес. Журн.1916. № 2, № 3.
  62. О лжи // Ежемес. Журн. 1916. № 1.
  63. П.А. Покровского // Ежемес. Журн. 1916. № 9−10.
  64. Рец.: Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. // Вестник Европы. 1916. Кн. 8.
  65. Рец.: Гернет М. Преступление и борьба с ним в связи с эволюцией общества. СПб., 1915 // Вестник Европы. 1916. № 5.
  66. Рец.: Самозащита. -Пг.-М., 1916. // Ежемес. Журн. 1916. № 2.
  67. Рец.: Новый труд о Бентаме (Покровский П. А. Бентам и его время. -Пг., 1916) //Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1916. Вып. 5.
  68. Рец.: Роберти Е. Де. Понятия разума и законы Вселенной. Пг., 1914. //Вестник Европы. 1916. Кн. 3.
  69. Рец.: Розенберг Э. В. Экономия страданий: Общее понятие наказания и основные принципы его применения. Пг., 1916 // Право. 1916. № 48.1917 год
  70. Автономия национальностей и единого государства. — Пг.: Набат, 1917.
  71. Вечный мир и всемирное единение народов. Пг.: Револ. мысль, 1917.
  72. Вихрь неумирающей жизни: Памяти Э. Верхарна // Ежемес. журнал. 1917. № 1.
  73. Заметки социолога (Фрагмент ст. из газеты «Воля народа», 1917. № 131) // Бюлл. лит. жизни. 1917. Кн. 11−12.
  74. К вопросу о первобытных религиозных верованиях у зырян //Изв. Во-лог. об-ва изучения Сев. края. 1917. Вып. 4.
  75. Категория «должного» и её- применимость к изучению социальных явлений //Юрид. Вестник. 1917. Кн. 17.
  76. О свободах: неотъемлемые права человека и гражданина. Пг.: Револ. мысль. 1917.
  77. Основы будущего мира. Пг.: Библиотечка «Копейка», 1917.
  78. Политическая программа Временного правительства // Ежемес. Журнал. 1917. №№ 2−4.
  79. Причины войны и пути к миру. Пг.: Н. Н. Карбасникова, 1917.
  80. Проблемы социального равенства. Пг.: Револ. мысль, 1917.
  81. Структура современной догматики уголовного права // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1917. Вып. 1−2- Вып. 3−5.
  82. Теория факторов М. М. Ковалевского // М. М. Ковалевский ученый, гос. и обществ, деятель и гражданин: Сб. статей. — Пг., Формы правления. -Пг.: Изд. журн. «Нужды деревни», 1917.
  83. Что нужно народу. Монархия или республика? Пг.: Тип. АО изд-ва А. А. Каспари, 1917.
  84. Что такое монархия и что такое республика? — Пг.: Револ. мысль, 1917.
  85. Что такое социализм? Пг.: Револ. мысль, 1917.
  86. Кому и как выбирать в Учредительное собрание. М., 1917
  87. Рец.: Ропшин В. (Савинков Б.) Во Франции во время войны. М, 1916 // Ежемес. журнал. 1917. № 1.
  88. Письмо в редакцию (о выходе из состава редакции газеты «Дело народа») // Дело народа. 1917. № 19.1918 год
  89. Демократия и её- политические задачи //Сб. статей П. Сорокина, М. Маслова, М. Вишнякова, Н.Печорина. Пг.-М., 1918.
  90. Письмо в редакцию // Крестьянские и рабочие думы. Вел. Устюг, 1918. № 75- то же: Отречение Питирима Сорокина // Правда. 1918. № 252.
  91. Программа по изучению зырянского края. Яренск, 1918.1919 год
  92. Социальная аналитика и социальная механика (Краткое содержание цикла лекций). Пг., 1919.
  93. Техника научной работы // Социологический и социобиблиологиче-ский ин-т. Пг., 1919.
  94. Программа по социологии. СПб., 1919.
  95. Курсы для преподавания социологии // Социобиблиологич. Вестник.1919. № 4−6.
  96. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве. Ярославль: Изд-во Яросл. кредит, союза кооперативов, 1917. (Пособие для коопер.обществ. школы и курсов. № 7). Рец.: А. // Вестн. лит. 1920. № 9.
  97. Рец.: Бехтерев А. Общие основания рефлексологии. Пг., 1918 // Социобиблиологич. вестник. 1919. № 4−6.
  98. Рец.: Гессен И. В. Искания общественного идеала. Пг., 1918.
  99. Рец.: Каутский К. Национальные проблемы. Пг., 1918- Лазерсон М. Я. К международной постановке еврейского вопроса. — Пг., 1917.
  100. Рец.: Кропоткин П. Взаимопомощь как фактор эволюции. М., 1919.
  101. Рец.: Магазинер Я. М. Лекции по государственному праву. Пг., 1919.
  102. Рец.: Тахтарев K.M. Общество и государство и закон борьбы классов. -Пг., 1918.1920 год
  103. П.Л. Лавров как социолог // Сб. «Вперед». Пг., 1920.
  104. Система социологии в 2-х тт. Пг., Колос, 1920.
  105. Общедоступный учебник социологии. Ярославль: Изд-во Яросл. кредит, союза кооператоров, 1920. (Пособие для коопер. обществ, шк. и курсов № 9).
  106. Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. Пг., Колос, 1922 (Набор рассыпан. Сохранились первые 280 е.).
  107. Рец.: Карсавин Л. П. Введение в историю (Теория истории). -Пг., 1920 //Вест. лит. № 10.
  108. Рец.: Лилина 3. От коммунистической семьи к коммунистическому обществу. Пг., 1920 //Вестн. лит. № 8.1921 год
  109. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп //Вопросы изучения и воспитания личности. 1921. № 3.
  110. Голод и убеждения (идеология) человека //Артельное дело. 1921. № 916.
  111. Заветы Достоевского // Артельное дело. 1921. № 17−20.
  112. Достоевский как социолог // Летопись Дома литераторов. № 1.
  113. Программа и методы исследования профессиональных групп, профессионального отбора и профессиональной деформации //Вопросы изучения и воспитания личности. 1921. № 3.122. «Смена вех» как социальный симптом //Вестн. лит. 1921. № 12.
  114. Полемика: Изгоев A.C. Власть и личность // Вестн. лит. 1921. № 1.1922 год
  115. Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную формацию //Экономист. 1922. № 1.
  116. Влияние голода на социально-экономическую организацию общества //Экономист. 1922. № 2.
  117. Война и милитаризация общества // Артельное дело. 1922. № 1−4.
  118. Голод и идеология общества // Экономист. 1922. № 4−5.
  119. Голод и психические переживания // Психиатрия, неврология и экспериментальная психология. 1922. Вып. 1.
  120. Начало великой ревизии //Вестн. лит. 1922. № 2−3.
  121. Об «англо-саксонской позиции» //Утренники. 1922. Кн. 1
  122. Основные проблемы социологии П. Л. Лаврова //П.Л. Лавров: Статьи, воспоминания, материалы. -Пг., 1922.
  123. Основные проблемы социологии П. Л. Лаврова //П.Л. Лавров: Статьи, воспоминания, материалы. СПб., 1922.
  124. Отправляясь в дорогу: (Речь на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета, 21 февраля 1922 г.) // Утренники. 1922. Кн. 1.
  125. Состояние психологии в Америке за последние годы (с 1914 по 1918 гг.) //Вопросы изучения и воспитания личности. 1922. № 4−5.
  126. Состояние русской социологии за 1918 -1922 г. //Вопросы изучения и воспитания личности. 1922. № 10.
  127. Тезисы к публичному научному диспуту по поводу «Системы социологии». -Пг.: Колос, 1922.
  128. Социология как объективная наука (автореферат). -Пг., 1922.
  129. Рец.: Бухарин Н. И. Теория исторического материализма: Популяр, учебник марксист.социологии. Пг., 1922. //Экономист. 1922. № 3.
  130. Н.А. Вопрос о падении Западной Римской Империи и античной культуры в связи и теорией истощения народов и человечества. — Казань, 1921 // Экономист. 1922. № 4−5.
  131. Рец.: Лазерев П. П. Физико-химические основы высшей нервной деятельности. М., 1922. //Вестн. лит. 1922. № 2−3.
  132. Рец.: Франк С. Л. Очерк методологии общественных наук. М., 1922. //Экономист. 1922. № 3.
  133. Рец.: Яковенко Б. Философия большевизма. Берлин, 1921. //Летопись Дома литераторов. 1922. № 3.
  134. Рец.: Жижиленко А. Преступность и её- факторы. Пг., 1922- Тарле Е. Печать при Наполеоне 1. — Пг., 1922 // Утренники. Кн. П.1922−1923 годы
  135. Нравственное и умственное состояние России // Воля России (Прага).1922. № 4.
  136. Еще раз о моральном состоянии России (ответ Е.Д. Кусковой) // Воля России. 1923. № 1.
  137. На лоне природы //Современные записки. Париж, 1923. № ХУ (П).
  138. То, что забывается //Крестьянская Россия. Прага. 1923.
  139. Россия после НЭПа. Город и деревня. Современное состояние России. -Прага. 1922.
  140. Система социологии. 2-е изд., сокращ. -Прага: Хутор, 1923 (1924). Содерж.: Т. 1. Соц. аналитика, ч. 1. Учение о строении простейшего (родового) социального явления.
  141. Популярные очерки социальной педагогики и политики. Ужгород, 1923.
  142. В новую жизнь (рассказ) // Малыши: Сборник рассказов и стихотворений. Книжка Ш. -М.-Пг., 1923. (подп. «С. Вьюгов»),
  143. Идеология аграризма. -Прага: Хутор, 1924.1944 -1946 годы
  144. Причины войны и условия мира // Новый журнал. 1944. № 7.
  145. Течение социальных отношений, войн и революций // Грани. 1946. №
  146. Современные переиздания и переводы
  147. Автографы Питирима Сорокина // СОЦИС. 1989. № 2.
  148. Главные тенденции нашего времени. М.: ИНИОН, 1993.
  149. Голод и идеология общества //Квинтэссенция: Филос. альманах. — М., 1990.
  150. Дальняя дорога: Автобиография. M.: ТЕРРА, 1992.
  151. Долгий путь: Автобиографический роман. Сыктывкар: «Шинас», 1991.
  152. Долгое путешествие // За и против. 1991. № 4, № 5, № 6.
  153. Духовный облик М. М. Ковалевского как мыслителя // СОЦИС. 1989. № 3.
  154. Забытый фактор войны //СОЦИС. 1999. № 11.
  155. Историческая необходимость // СОЦИС. 1989. № 6.
  156. Моя философия интегрализм. //СОЦИС. 1992. № 10.
  157. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.
  158. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
  159. П. Сорокина в научный совет АН СССР по комплексной проблеме «История мировой культуры // СОЦИС. 1987. № 5.
  160. Предмет социологии и ее отношения к другим наукам: (Фрагменты монографии «Система социологии» в 2-х т. Барнаул. 1990.
  161. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. -СПб.: РХГИ, 1999.
  162. Россия после НЭПа (к 5-летнему юбилею Октябрьской революции) // Вестник РАН. 1991. № 2.
  163. Система социологии. Т. 1. Сыктывкар, 1991.
  164. Система социологии. В 2-х т. М.: Наука, 1993.
  165. Интеллигенция и власть // Философские науки. 1992. № 1.
  166. П.А. Документы и материалы // Рубеж 92. Вып. 4. Сыктывкар, 1992.
  167. Современное состояние России (Публ. В. В. Сапова, предисл. В. Шуб-кина // Новый мир. 1992. № 2, 3.
  168. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, этики и права и соц. Отношений. (Фрагменты подг. к печ. и предисл. З. В. Каганова, П.Е. Сивококова) //Вестн. Мое. ун-та. Сер.7. Философия. 1993. № 1.
  169. Социальный прогресс и принцип счастья (Публ. Ю. А. Согомонова //СОЦИС. 1988. № 4.
  170. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992.
  171. Социологическая динамика и эволюционизм // Американская социол. мысль: Тексты (Ред. В. И. Добреньков. М.: МГУ, 1994.
  172. Таинственная энергия любви (Публ. В. В. Сапова, перевод Т. Васильева // СОЦИС. 1991. № 8, № 9.
  173. Социология вчера, сегодня и завтра //Социологические исследования.1999. № 7.
  174. Страницы из русского дневника // Рубеж: Альманах социальных исследований 1991. Сыктывкар, 1991.
  175. Условия и перспективы мира без войны // Социологические исследования. 1999. № 5.
  176. Человек. Цивилизация. Общество (Сер. Мыслители XX века). М.: Политиздат, 1992.
  177. Человек и общество в бедствии //Парма. 1991. № 2/3.
  178. Этнографические этюды / Сб. этногр. ст. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1999.
  179. Заметки социолога: социологическая публицистика. СПб.: Алетейа, 2000.
  180. Колонизационные вожделения// СОЦИС. 1990. № 2.
  181. Общие черты различия между Россией и США // СОЦИС. 1993. № 8.
  182. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИС. 1998. № 12.
  183. Социализм и социальное равенство // СОЦИС. 2001. № 5.
  184. П. А. О русской нации. Россия и Америка. М., 1992.
  185. П. А. Главные тенденции нашего времени. В 2-х т. М., 1993.
  186. П. А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / П. Сорокин пер. с англ. В. В. Сапова СПб.: Изд. Рус. христиан, гуманитарн. ин-та. 2000.
  187. П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин- Пер. с англ., послесл., с. 326−348, и прил. Т. С. Васильевой- Рос. акад. наук, Ин-т социологии. М.: Наука. 1997.
  188. П.А. Социальная мобильность / Питирим Сорокин- пер. с англ. М. В. Соколовой. Москва: Academia: LVS, 2005.
  189. П.А. Социология революции / П. Сорокин. М.: Территория будущего: РОССПЭН, 2005.
  190. Источники, воспоминания о нём, переписка
  191. В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // Социологические исследования. 1999. № 7.
  192. Э.П. Социология революции в интерпретации П. Сорокина //Вопросы исторического материализма и критика некоторых концепций буржуазной социологии. М.: Изд. МГУ, 1969.
  193. Э.П. Теория конвергенции П. Сорокина // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1973. № 1.
  194. И.А. Из эпистолярного наследия Питирима Сорокина: переписка с И. А. Голосенко //Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. том 1, № 1.
  195. И.А. Социология Питирима Сорокина: русский период деятельности. Самара: Социол. центр. «Социо», 1992.
  196. И.А. Питирим Сорокин как историк социологии //Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 4.
  197. И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991.
  198. И.А. Социология Питирима Сорокина // История буржуазной социологии первой половины XX века. М., 1979.
  199. В. Интегрализм П. А. Сорокина: новая общественная наука и реконструкция человечества //Социологические исследования. 1999. № 11.
  200. . Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социологические исследования. 1999. № 6.
  201. . Сорокин и Парсонс в Гарварде: институтский конфликт и происхождение ведущей традиции //Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1995. № 2, № 3.
  202. . Экзистенциальная феноменология и социология Питири-ма Сорокина // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 2.
  203. Ю.В. Питирим Сорокин // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 6.
  204. Ю.В. Питирим Сорокин и Осип Мандельштам //Звезда 1998. № 1.
  205. Т. Кризис современного западного общества в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина //Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 1.
  206. З.В., Сивконь П. Е. Питирим Сорокин: пути истории, итоги жизни, результаты деятельности //Вестник МГУ. Серия «Философия». 1993. № 1.
  207. С.Н. Путь Питирима Сорокина. Сыктывкар, 1990.
  208. Н.И. П.А. Сорокин //Основы русской социологии. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996.
  209. , Э. В. Философия права в русском дореволюционном правоведении /Э. В. Кузнецов. //Правоведение. -1984. № 2. — С. 61 — 66.
  210. Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина и глобальные тенденции XXI векаю Мю: МКФ. 1998.
  211. Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИС.1999. № 6.
  212. Монографии, учебники, учебные пособия
  213. H.H. Основы философии права. СПб., 1999.
  214. В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2000.
  215. В.Г. История политических и правовых учений. М., 2005.
  216. П.Н., Громаков Б. С. История государства и права зарубежных стран. М., 1980.
  217. А.И. История политических учений. М., 1978.
  218. В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.
  219. И.А. История государства и права России. М., 1993.
  220. И.А. История государства и права России. М., 2005.
  221. И.А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI XX вв. М., 1995.
  222. История политических и правовых учений / Под ред. Нерсесянца B.C. М., 1995.
  223. С.А. Общая теория государства и права. СПб.: Питер, 2004.
  224. В.Б. Глобализация и национальное государство //В кн.: Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт / Материалы международного симпозиума 23−24 мая 1997 г. М., 1997.
  225. , Э.В. Философия права в России /Авт. вступит, ст. Д. А. Керимов. М.: Юрид. лит., 1989.
  226. И.Н. История государства и права России. Минск, 2000.
  227. П. Государственный элемент в будущем обществе. Лондон, 1876.
  228. В.П. История политических и правовых учений. М., 2003.
  229. A.B. Теория государства и права. М.: Юристь. 1998.
  230. Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. М., 2001.
  231. М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001.
  232. Международные отношения: социологические подходы / Рук. авт. колл. проф. П. А. Цыганков. М.: Гардарика, 1998.
  233. B.C. Философия права. М., 1997.
  234. B.C. История политических и правовых учений. М., 2005.
  235. И.Б. Римское право. М., 1993.
  236. Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М. Н. Марченко. Т.1. и Т.2. М., 1998.
  237. Т. Система современных обществ. М.: Аспект пресс, 1997.
  238. Л.И. Теория государства и права. М., 1997.
  239. В.М. История государства и права России. М., 1999.
  240. З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.
  241. Н. Источник и формы права. Варшава, Типография Ивана Нос-ковскаго, 1878.
  242. .Н. История политических учений. Т. 1. СПб.: Издательство РХГА, 2006.
  243. П.А. Международные отношения. — М.: Новая школа, 1996.
  244. Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности, т. 2. Спб., 1910.
  245. Т.Б. Ценности образования и воспитания в теоретических построениях Питирима Сорокина: Монография. / Т. Б. Сергеева- Рос. акад. образования. Южно-рос. отд. [и др.] Ставрополь: Ставроп. книж. изд-во, 2000.
  246. П.П. Мораль и этика: вопросы истории и теории. Монография. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 178 с.
  247. А.И. Теория культуры: Учеб. Пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. 519 с. 186 Статьи
  248. Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право, 1997, № 2.
  249. Ю.В. Питирим Сорокин // США. Экономика. Политика. Идеология. 1992. № 6.
  250. , Э. В. Энциклопедия права: Из истории русской правовой мысли /Э. В. Кузнецов //Правоведение. 1981. № 5. С. 56−62.
  251. , Э. В. Философия права в русском дореволюционном правоведении /Э. В. Кузнецов. //Правоведение. 1984. № 2. С. 61−66.
  252. С. Определение и основное разделение права. — М., 1879.
  253. П.А., Цыганков А. П. Межгосударственное сотрудничество: возможности социологического подхода // Общественные науки и современность, 1999, № 1.1. Диссертации, авторефераты
  254. , Э. В. Философия права в России: Историко-теоретический аспект. Автореф. дис.. док.юрид.наук. Л., 1990.
  255. М. П. Социокультурная реальность на рубеже ХХ-ХХ1 веков в контексте концепции конвергенции П.А. Сорокина: Автореф. дис.. канд.культур.наук: 24.00.01 / Челяб. гос. акад. Культуры и искусства. -Челябинск, 2003.
  256. Tiryakian E.A. Existential Phenomenology and the Sociological Tradition // American Sociological Review, 1965.
  257. Russett Br., Starr H. World Politics. The menu for choice. N.Y. Freeman and Co., 3rd ed., 1989.
  258. Sorokin P. A. Sociocultural Causality Space and Time. Durham, N.C.: Duke University Press, 1942.
  259. P. A., Merton R. K. «Social Time: Methodological and Functional Analysis» // American Journal of Sociology 42:615−29, 1937.
  260. Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. Vol. 1−3. New York: American Book Co., 1937.
  261. Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. Vol. 4. New York: American Book Co., 1941.
  262. Clark R. M. Einstein: The Life and Times. New York: Avon, 1972.
  263. Zukav G. The Dancing Wu Li Masters: An Overview of the New Physics. New York: Bantam, 1979.
  264. Husserl E. Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology. Transi. W. Gibson, New York: Humanities Press, 1931.
  265. Husserl E. Phenomenology and the Crisis of Philosophy. Transi. Q. Laver. New York: Harper and Row, 1965.
  266. Lerner A. D. Einstein and Newton. Minneapolis, MN: Lemer Publications, 1973.
  267. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. New York: The Free Press, 1957.
  268. Sorokin P.A. Fads and Foibles in Modern Sociology and Related Sciences. Chicago: Henry Regnery Co., 1956.
  269. Колева Даниела. Сорокин культурологични идеи: Из «Социална и културна динамика» / Даниела Колева. София: Унив. изд-во «Св. Климент Орхидски», 1993.1. Интернет-источники281. http://www.peoples.ru/science/professor/sorokin/index.html
Заполнить форму текущей работой