Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данные по тесту «Подростки о родителях», подвергнутые факторному анализу, позволили выявить личностные позиции подростков по отношению к отцу и матери: мальчикам и девочкам с девиантным поведением свойственно враждебное восприятие отца и матери. Антиреферентность родителей свидетельствует о противостоянии в отношениях подростков с родителями, неприятии направленных на них педагогических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История, феноменология, концепции причин и методы психолого-педагогической реабилитации отклоняющегося поведения подростков
    • 1. 1. Основные концептуальные подходы к изучению проблемы и феноменологии отклоняющегося поведения
    • 1. 2. Анализ концепций причин девиаций в поведении подростков и методов их психологической коррекции и психотерапии
    • 1. 3. Самоактуализация подростка как форма и путь его развития и саморазвития в образовательном пространстве
  • Глава 2. Методологическое обоснование, план работы и основные этапы его реализации
  • Глава 3. Исследование психологических особенностей самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением
    • 3. 1. Исследование процесса и динамики самоактуализации подростков
    • 3. 2. Экспериментальное исследование личностных особенностей подростков
    • 3. 3. Сравнительный анализ личностных особенностей младших подростков
    • 3. 4. Специфика личностных особенностей младших подростков в связи с их взаимоотношениями с родителями

Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования продиктована необходимостью решения практических задач, стоящих перед психологической службой системы народного образования. Перемены, происходящие во всех сферах современного общества, требуют от каждого человека повышения уровня социальной и индивидуальной компетентности, развития способности к самоорганизации во всех видах жизнедеятельности. Социальная и индивидуальная компетентность интегрально проявляются человеком в процессе его самоактуализации, поэтому перед системой образования возникла проблема подготовки учащихся к новым реалиям жизни общества, что требует формирования психологических предпосылок самоактуализации в возможно более раннем возрасте.

Применение традиционных методов обучения и воспитания в школе не позволяет успешно решить возникшую проблему, поэтому возрастает удельный вес выпускников, оказавшихся неподготовленными в должной мере к интеграции в инфраструктуру современного общества и его культуру. Возрастает число семей, в которых родители оказываются не в состоянии поддерживать уровень собственной компетентности на уровне требований общества и «выпадают» в маргинальные слои населения, что не позволяет им принимать полноценное участие в воспитании и социальной адаптации собственных детей. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в системе образования приводит к увеличению напряжения во взаимоотношениях между его субъектами, росту стрессовой нагрузки на педагогов и школьников, повышая степень риска проявления школьной дезадаптации и различных форм отклонений в их поведении и развитии. У подростков, попавших в маргинальные слои населения, создаются предпосылки для роста деструктивных тенденций как по отношению к обществу и происходящим в нем процессам, так и по отношению к самим себе.

Неудовлетворенность достигнутыми результатами в учебной деятельности, все возрастающее напряжение, связанное с несоответствием между уровнем притязаний, личностным потенциалом, возможностями его реализации и социально-культурными требованиями в социальной ситуации развития, дефицит и неудовлетворенность качеством общения со взрослыми и сверстниками, отсутствие возможности самостоятельного выбора профессии ведут к развитию у подростков повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, к проблемам и отклонениям в личностном развитии.

Налицо противоречие, возникшее между актуальными задачами, стоящими перед системой образования, и наличной системой традиционных методов обучения и воспитания, не позволяющей их решить. Это противоречие ставит перед педагогической психологией проблему разработки и внедрения новых субъект-субъектно ориентированных методов, обеспечивающих вывод все большего числа учеников на оптимальные для них траектории развития и саморазвития, позволяющие им в максимально возможной степени реализовать свой человеческий потенциал сначала в учебной, а затем и в профессиональной деятельности. В психолого-педагогических исследованиях сегодня требуется на новом качественном уровне вернуться к проблемам, еще недавно считавшимся хорошо проработанными. К числу наиболее актуальных в этом аспекте сегодня относится проблема подросткового этапа развития школьника как личности и субъекта деятельности и вытекающие из нее задачи психолого-педагогической коррекции отклонений в поведении, профилактики девиантных типов развития, выработки у подростка творческого отношения к себе, к формированию собственной личности и психологических предпосылок самоактуализации.

Состояние разработки темы исследования. Обзор научной литературы показывает, что если в конце XIX — начале XX века концепции отклоняющегося от нормы поведения разрабатывались на основе функционального и нозоцентрического подходов и являлись по существу однофакторными (биогенетическими или социогенетическими) объяснительными концепциями, то во второй половине XX века, в результате смены парадигм в науке, проблема отклоняющегося поведения подвергается комплексному многофакторному анализу в русле культурно-исторической, феноменологической, экзистенциальной и гуманистической традиций, деятельностного подхода и теории социальной и индивидуальной компетентности. Однако в научной литературе сегодня отсутствует методологическое единство в подходе к изучению отклоняющегося поведения и единая его классификация, что не позволяет выработать критерии, позволяющие адекватно и объективно оценивать эффективность работы школьных психологов и применяемых ими методик.

Анализ концепций причин отклоняющегося от нормы поведения и развития подростков и методов психологической коррекции и психотерапии показывает, что их развитие обусловлено развитием культуры и цивилизации человечества и объективно отражает все возрастающие требования семьи, общества и государства к подростку и его развитию. Современные подходы к построению теории происхождения и коррекции девиаций в поведении неразрывно связаны с общей теорией развития человека и теорией развития его психики. При изучении процессов развития особое внимание сегодня уделяется соотношению процессов развития и саморазвития и тем существенным изменениям, которые происходят как в феноменологии девиаций, так и в комплексе социальных условий, определяющих их возникновение и закрепление. Особо важное значение придается исследованию взаимосвязей между осмысленностью жизни и отклоняющимся поведением. Однако недостаточно работ, позволяющих педагогам и психологам, работающим в системе образования, интегрировать в свою практику психотерапевтические идеи и методы в формах, адекватных задачам и особенностям современного учебно-воспитательного процесса (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, А. И. Захаров, Д. Лейн, В. А. Петровский, Д. Равен, В. Ф. Пирожков, X. Ремшмидт, В. Г. Степанов, Д. И. Фельдштейн, Т. И. Шульга, Г. И. Цукерман и др.).

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии, педагогике и психотерапии. Развитие человека здесь рассматривается в связи с различными видами совместной деятельности, через взаимодействие и общение с другими людьми в процессе решения проблем жизненного пути, а также через специфический вид деятельности, направленной на самосовершенствованиесамоактуализацию. В ходе самоактуализации человек проявляет в поведении, общении, взаимодействии с другими людьми качества, соответствующие все более высоким стандартам, предъявляемым к нему иерархически организованной многоуровневой системой моделей человека как индивида, личности, субъекта, индивидуальности.

Применительно к развитию подростка это позволяет считать его деятельность в учебно-воспитательном процессе, направленную на овладение знаниями, социальной и индивидуальной компетентностью, — самоактуализацией. Образовательное пространство при этом должно выступать в качестве источника возможностей, активирующей среды для процессов развития и саморазвития подростка. Положительная динамика развития процесса самоактуализации основана на развитии побудительной и исполнительной саморегуляции и самоподкреплениясамодвижении в потребностно-мотивационной сфере подростка. Она характеризуется проявлениями внешней и внутренней синергии: гармонизацией взаимоотношений между подростком и другими субъектами воспитательного процесса, что позволяет увидеть в совокупности деятельностей множества субъектов — деятельность полисубъектаи гармонизацией в психосфере подростка. Подростка с отклоняющимся поведением учебно-воспитательный процесс должен стимулировать к проявлению, начиная с определенного момента, собственной надситуативной, творческой активности, в которой осознанное стремление к самоисправлению становится одним из важнейших элементов его саморазвития (А.Г. Асмолов, Л. И Божович, И. В. Вачков, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, П. И. Пидкасистый, К. Роджерс, М. И. Рожков, В. И. Слободчиков и др.).

Однако в большинстве работ идея самоактуализации рассматривается исследователями преимущественно в теоретическом аспекте, причем их взгляды на содержание и цели процесса самоактуализации не редко являются взаимоисключающими. В большинстве работ по проблеме самоактуализации объектом исследования является взрослый человек и его деятельность, направленная на достижение вершин жизни и профессиональной зрелости. Крайне редко встречаются работы, в которых качественный и теоретический анализ процесса самоактуализации основывается на фундаментальных экспериментальных исследованиях. Практически полностью отсутствуют работы по изучению динамики и психологических особенностей процесса самоактуализации у подростков. Возможность самоактуализации у подростков с отклоняющимся поведением часто отрицается. Именно это фактическое положение вещей оказало влияние на выбор проблемы и постановку задач в настоящем исследовании.

Изучение психологических особенностей самоактуализации подростков с отклоняющимся от нормы поведением и уточнение содержания процессов нормального и аномального развития на этом возрастном этапе по отношению к общему контексту жизненного пути человека, таким образом, является сегодня актуальной для педагогической психологии научной проблемой, подтверждение чему можно найти в работах А. Г. Асмолова, A.A. Бодалева, И. В. Вачкова, И. В. Дубровиной, П. И. Пидкасистого, A.M. Прихожан, В. Г. Степанова, Д. И. Фельдпггейна и других исследователей.

Объектом исследования являются процессы психического развития и саморазвития подростка как субъекта учебно-воспитательного процесса в образовательном пространстве.

Предметом исследования являются психологические, возрастные особенности и динамика процесса самоактуализации у подростков с отклоняющимся поведением.

Целью исследования является выявление динамики, возрастных и психологических особенностей, а также возможностей формирования психологических предпосылок самоактуализации у подростков с отклоняющимся поведениемразработка необходимых для этого психолого-педагогических средств.

Научная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют комплексы характеристик личности, которые, в условиях повышенного стрессового напряжения, связанного с интенсификацией учебного процесса и конфликтами взаимоотношений со значимыми лицами в ближайшем окружении, предрасполагают подростка к проявлению девиаций в поведении и препятствуют процессу самоактуализации. Своевременное выявление и учет специфических особенностей этих комплексов при разработке методов психолого-педагогической реабилитации подростков с отклоняющимся поведением позволяет предотвращать закрепление их развития по девиантному типу и оказывать положительное влияние на динамику процесса самоактуализации через формирование ее психологических предпосылок в учебно-воспитательном процессе.

Исходя из проблемы, цели, гипотезы, объекта и предмета исследования в работе были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ актуального состояния следующих научных проблем: (а) нормы и аномалии в поведении и развитии- (б) концепций причин девиаций в поведении и методов их психологической коррекции и психотерапии- (в) самоактуализации подростка как формы развития его личности в образовательном пространстве.

2. Изучить динамику самоактуализации у подростков с отклоняющимся поведением по сравнению с группой «норма» и выявить возможности влияния на этот процесс и его психологические предпосылки с помощью методов комплексной психолого-педагогической реабилитации и учебно-тренировочных занятий.

3. Выявить у подростков путем тестирования комплексы специфических личностных особенностей, позволяющие прогнозировать вероятность проявления девиаций в их поведении и степень затруднений в процессе самоактуализации.

4. Разработать научные, научно-популярные, методические и учебно-методические материалы в помощь педагогам и психологам, работающим в системе народного образования, а также родителям подростков и самим подросткам по проблеме предупреждения девиаций в поведении и школьной дезадаптации.

Эмпирической базой исследования были 592 подростка, с которыми в период с 1999 по 2002 год проводилась работа по психолого-педагогической реабилитации и развивающие учебно-тренировочные занятия. Экспериментально-практическая часть работы и констатирующий эксперимент проводились с 1999 по 2001 год на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Центрального окружного управления Московского комитета образования. Разработка и апробация психолого-педагогических методик и развивающий эксперимент проводились с 2000 по 2002 год на базе Центра психолого-акмеологического консультирования «ПАКО».

Методологической и теоретической основой работы послужили общенаучные принципы методологии познания, позволяющие рассматривать личность человека как сложное системное многоуровневое социально обусловленное качество, доступное научному изучению (М.М. Бахтин, JI. фон Берталанфи, М. К. Мамардашвили, К. Поппер, B.C. Степин, Б. Г. Юдин, К. Ясперс др.) — фундаментальные методологические положения о развитии психики человека в деятельности и единстве сознания и деятельности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.) — идеи субъектно-деятельностного подхода (КА. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, A.B. Брушлинский и др.).

Базовыми для исследования являются идеи и концепции возрастной психологии, психологии развития, педагогической психологии, акмеологии, социальной психологии и психотерапии в отношении факторов, влияющих на динамику развития личности подростка и выбор адекватных методов коррекционного воздействия на нее (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, А. И. Захаров, И. В. Дубровина, Г. Крайг, А. Маслоу, X. Ремшмидт, К. Роджерс, C.JT. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Б. Д. Эльконин и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотез применялись психодиагностические (тестирование, метод экспертных оценок, анкетирование, метод анализа самоотчетов), обсервационные (прямое, косвенное и включенное наблюдение) — праксиметрические (анализ продуктов деятельности, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта) — экспериментальные (констатирующий и развивающий эксперименты) методы. Для изучения динамики самоактуализации и индивидуально-личностных свойств подростка в исследовании применялись следующие методики: самоактуализационные тесты CAT и CAMOAJIстандартный многофакторный метод исследования личности MMPI (СМИЛ, подростковый вариант, 566 вопросов) — 16-факторный личностный опросник Р. Кеттеллапроективная методика «Пиктограммы" — тест Г. Айзенка (EPI) — опросник «Подростки о родителях» (ADOR) и другие.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрасту и составу, корректным применением методов статистической обработки данных. Для обработки данных применялись методы математической статистики: частотный, корреляционный, модульный, факторный и дискриминантный анализ. Достоверность различий средних значений и моды в исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюдента. Количественные данные обрабатывались в статистическом пакете SPSS (версия 8) и МАКС (версия 3).

Основные положения, выносимые на защиту: о Процесс самоактуализации и его результаты в учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением менее выражены во всех возрастных группах и во временной динамике по сравнению с подростками группы «норма» в связи с наличием специфических комплексов характерологических и личностных особенностей. о Комплекс личностных особенностей подростков, характеризующийся показателями по тесту Кеттелла: В (интеллектуальное развитие) <3- С (эмоциональная устойчивость) <5- I (чувствительность) >6- Q3 (самоконтроль) >6- Q4 (фрустрационная тревожность) <5, оказывает негативное влияние на формирование психологических предпосылок и динамику процесса самоактуализации и свидетельствует о наличии у них предрасположенности к проявлению девиаций. о Выделенный комплекс может рассматриваться в качестве диагностического критерия для отбора подростков в учебно-тренировочные группы личностного развития или отнесения их в группу риска и служить основанием для проведения с ними психопрофилактических и коррекционных мероприятий. о Своевременное выявление и учет этого комплекса школьным психологом при выборе стратегии и тактики психопрофилактической и развивающей работы, а так же плана реабилитационной работы для подростков с отклоняющимся поведением позволяет снизить риск проявления девиаций и позитивно воздействовать на формирование психологических предпосылок и динамику их самоактуализации.

Научная новизна исследования заключается в том, что экспериментально выявлены динамика, возрастные и психологические особенности процесса самоактуализации у подростков с отклоняющимся поведением по сравнению с подростками группы «норма». Выявлены и описаны возможности положительного влияния на динамику процесса самоактуализации подростков с помощью комплексных методов психолого-педагогической реабилитации, учебно-тренировочных программ и методик, направленных на их личностное развитие. Доказана возможность формирования психологических предпосылок самоактуализации в учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением. Разработана оригинальная авторская психолого-педагогическая методика «Построй свою вселенную».

Теоретическую значимость представляют уточнение содержания и психологических особенностей процесса самоактуализации у подростков с отклоняющимся поведением в образовательном пространствеустановление факта влияния комплексов личностных особенностей на формирование психологических предпосылок, психологические особенности и динамику процесса самоактуализации подростковполучение выводов, свидетельствующих о возможности разработки и интеграции в учебно-воспитательный процесс и психолого-педагогическую практику методов и методик, позволяющих эффективно воздействовать на формирование психологических предпосылок самоактуализации у подростков с отклоняющимся поведением.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут использоваться психологами, работающими в системе народного образования, при работе по профилактике и психологической коррекции девиантного поведения, а так же в работе с «трудными» подростками. Активирующая методика «Построй свою вселенную» может быть рекомендована школьным психологам для практической работы с девиантными подростками. Проективный рисуночный тест «Моя вселенная» может быть использован для определения характера взаимоотношений подростка со значимыми лицами, уровня развития и типа его мировоззрения. Учебное пособие «Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации» может быть рекомендовано для использования в педагогических училищах и ВУЗах при чтении спецкурсов и проведении занятий по психологии развития и педагогической психологии.

Апробация результатов исследования проводилась на международных научных конференциях: «Психология на рубеже 2000 года», «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» и «Теоретические и прикладные проблемы психологии педагогического межличностного взаимодействия» (Республика Белорусь, г. Минск, 2002 г.) — на всероссийской INTERNET-конференции «Потенциал личности: комплексный подход» (2002г.) — на VII и VIII симпозиумах «Психологические аспекты смысла жизни и акме» (2001, 2002 г.г.) — на научных конференциях Московского педагогического университета в 2001 и 2002 г. г.- на региональной научно-практической конференции «Психология отношений» (г. Владимир, 2001).

Диссертация состоит их введения, трех глав, заключения, списка литературы из 263 наименований и двух приложений. В приложении 1 кратко описаны основные методики, применявшиеся в исследовании. В приложении 2 описана авторская психолого-педагогическая методика «Построй свою вселенную».

Результаты исследования позволили выделить симптомокомплекс, задающий личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: сниженная критичность, неразвитое логическое, конкретное мышление (фактор В) — повышенная эмоциональная возбудимость (фактор Б) — сниженные чувствительность (I) и фрустрированность (С>4) — высокий самоконтроль поведения, эмоций и чувств ((^3). С одной стороны, повышенный самоконтроль помогает подростку с девиантным поведением скрыть свою ранимость и напряженностьс другой — состояние напряженной готовности к реакциям любого рода может способствовать завышению показателей по шкале самоконтроля в группе «д».

Сравнение покритерию Стьюдента средних значений по шкалам тестов Айзенка и Кеттелла показало, что в исследуемых группах на значимом уровне они не имеют различий. Процедура сравнения модулей средних значений при помощи экспертно-диагностической системы МАКС (версия 3.0) подтвердила: в исследуемых группах по тесту Айзенка значения средних идентичны на 71,87%- по тесту Кеттелла — на 81,73%. Следовательно, личностные особенности младших подростков обеих групп по исследуемым параметрам схожи. Это позволило предположить, что наиболее сильные различия в личностных особенностях будут определяться на уровне ненаблюдаемых факторов.

Процедура факторизации способствовала выявлению личностных особенностей подростков с девиантными проявлениями в поведении. Выделено 5 факторов, определивших специфические особенности его личности: один монополярный (психическая ригидность) и четыре биполярных (негативная психическая напряженность, готовность к риску, ориентация на нормы подростковой группы, непредсказуемость поведения). Биполярность личностных факторов подростка группы «д» свидетельствует о недостаточной интегртрованности или расщепленности его «Я», диссоциации, стереотипизации поведенческих качеств. Для него характерна неустойчивость, резкие переходы от одного типа реагирования к прямо противоположному при недоступности всего спектра реакций в зависимости от требований ситуации. Таков один из механизмов повышения мотивационного напряжения вследствие наличия противоречий на сознательном или подсознательном уровне, имеющий своим следствием отсутствие поведенческой гибкости и меньшей адаптивности. В ответ на разнообразные экстремальные воздействия стрессоров, среди которых дисгармоничные детско-родительские отношения и хроническая школьная неуспешность, возникает негативная психическая напряженность, редукция которой осуществляется с помощью протестных реакций.

Выделенные в исследовании личностные особенности подростка с нормативным поведением являются компонентами гибкой, пластичной, открытой личности. Личностные особенности подростка с девиантным поведением являются компонентами другой структуры — напряженной, ригидной, что увеличивает риск возникновения отклоняющегося поведения подростка.

Изучение отношений подростков к отцу и матери, к воспитательной практике родителей (тест ADOR) позволило констатировать в группе «д» повышение средних показателей по всем шкалам теста: позитивности, директивности, враждебности, автономности, непоследовательности в осуществлении воспитательных принципов. Наделяя родителей позитивностью, подросток с девиантным поведением стремится изобразить желаемоеприписывая родителям враждебность, он сам испытывает к ним враждебные чувства, что и нашло свое отражение в рисунках-пиктограммах. Т.о., одновременно сосуществуют две тенденции: как объективный фактор — психологическое принятие/отвержение подростка со стороны родителей, так и субъективный — принятие/отвержение подростком отца и матери.

Данные по тесту «Подростки о родителях», подвергнутые факторному анализу, позволили выявить личностные позиции подростков по отношению к отцу и матери: мальчикам и девочкам с девиантным поведением свойственно враждебное восприятие отца и матери. Антиреферентность родителей свидетельствует о противостоянии в отношениях подростков с родителями, неприятии направленных на них педагогических воздействий. Конфронтация вызывается как родительской несостоятельностью, педагогической некомпетентностью, так и личностными особенностями самого подростка, негативный эмоциональный настрой которого ведет к разобщенности членов семьи. Высокая агрессивность подростка с девиантными проявлениями в поведении проявляется в желании нанести психологический вред другому, который замещает в ситуации родительские фигуры. Таким превращенным образом косвенно демонстрируется негативное отношение подростка группы «д» к отцу и матери. Поскольку корреляционный анализ показал положительную зависимость между напряженностью подростка с девиантным поведением и враждебностью со стороны отца и матери, можно констатировать, что негативная психическая напряженность девиантного подростка сформировалась в результате безразличия, низкой включенности родителей в процесс воспитания, а также имевших место проявлений враждебности с их стороны. Ожидание враждебного к себе отношения формирует личностные предпочтения, проявляющиеся в различных формах отклоняющегося поведения подростка.

Можно считать установленным, что гибкое последовательное и адекватное поведение матери и отца подростка группы «н» объективно ставят его в такое положение, когда он должен все более самостоятельно выбирать формы поведения, получая либо одобрение, либо наказание как ответственность за свой личный выбор. Периодичность и адекватность поощрений и наказаний, эмоционального принятия и частичного отвержения по отношению к неприемлемым способам реагирования со стороны ближайшего окружения и адекватный контроль со стороны отца определяют такие особенности личности подростка с нормативным поведением, которые не только определяют про-социальную направленность его поведения, но и учат его свободе выбора в поведении, определяя развитию тенденций к самореализации в интеллектуальной и самоактуализации в поведенческой сфере.

Слишком рано и не по своей воле без должного попечения и воспитания, болезненно ощущающий свою ненужность близким подросток из группы «д» вынужден самостоятельно решать проблемы своего выживания. Однако те способы, которыми он их решает, не могут быть названы самоактуализацией прежде всего в связи с тем, что он обречен решать проблемы удовлетворения предельно узкого круга основных, дефициентных потребностей с помощью манипулятивных по свое природе техник воздействия на тех взрослых, от которых зависит его выживание в социальной среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные развивающий эксперимент и исследование характеристик личности подростков с нормативным и отклоняющимся поведением позволили решить поставленные в диссертационном исследовании задачи и сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза получила подтверждение.

Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что система норм, обусловленная развитием культуры и цивилизации человечества, имеет длительную историю и отражает все возрастающие и усложняющиеся требования семьи, общества и государства к человеку и его развитию. Изучение истории развития системы норм поведения и феноменологии отклонений от них позволило установить, что в зависимости от общего состояния культуры, экономического и политического положения, вольное или невольное отклонение индивида или группы от предписанных нормативов может рассматриваться как преступление, подлежащее наказаниюкак болезнь, подлежащая лечениюкак порок или дефект, подлежащий перевоспитанию. Концепции причин отклонений в поведении отражают реальную историю и эволюцию социокультурной реальности человечества, предопределяя специфические для каждой исторической эпохи системы методов воздействия на носителя отклонений в поведении.

Эволюция концепций причинности и развитие системы методов воздействия на носителей отклонений связывается с изменением господствующих в общественном мнении и политике взглядов на тот вклад, который вносится в формирование и закрепление того или иного отклонения в поведении: (1) биогенетическими предпосылками, определяющими тип нервной системы индивида и психофизиологические особенности протекания психических процессов- (2) особенностями процесса его социализации, среди которых особо выделяется социальная ситуация развития, в которой происходит его обучение и воспитание- (3) особенностями его как субъекта деятельности и личности, определяющими его адаптационные стратегии, формы и направленность собственной, надситуативной активности.

В системах корректирующих воздействий на личность человека, в зависимости от решения вопроса о причинах отклонений, могут доминировать стратегии, ориентированные на (1) исправление ошибок, уже совершенных им в прошлом, и их ментальных и поведенческих последствий в настоящем (психотерапевтическая парадигма) — и (2) помощь человеку в построении концепции будущего, адекватной его личностным особенностям, и выработке им социально приемлемых стратегии и тактики осуществления своих жизненных планов (психолого-педагогическая парадигма).

В современном междисциплинарном подходе изучение процессов развития и саморазвития человека, его психики, основано на общенаучных принципах системности и концепции самоорганизации. Возможности развития и (или) формирования необходимого набора индивидуальных, социальных, профессиональных и групповых компетентностей, способности к самоорганизации, саморегуляции и самоактуализации считается в настоящее время одной из центральных проблем в психологии развития и педагогической психологии.

В связи с необходимостью решения актуальных проблем в педагогике и педагогической психологи происходит интенсивный поиск новых субъекг-субъектно-ориентированных технологий в образовательной практике, превращающийся в одно из стратегических направлений развития современной школы. В центре внимания оказываются новые формы взаимодействия между субъектами в образовательной среде, порождающие качественно новые саморазвивающиеся общности, в которых субъект-субъектные отношения, определяющие специфические особенности взаимодействия, способствуют психическому развитию всех членов общности.

При наличии большого разнообразия мнений в частных вопросах, большинство исследователей полагает, что для успешной адаптации к условиям жизни в современном обществе человек должен обладать способностями к активному самопреобразованию, изменению и развитию самого себя и своих жизненных условий. Этой цели возможно достигнуть лишь при условии развития ребенком, подростком привычки к систематической работе над собой, творческого отношения к собственной личности, что может и должно происходить на этапе школьного обучения. В новой концепции образовательного пространства особое место занимает проблема девиаций в поведении школьников, методов их психологической коррекции и вывода возможно большего числа школьников на оптимальные для каждого индивидуальные траектории развития.

Самоактуализация человека — это процесс, отражающий в жизнедеятельности его психическое развитие, основанное на развитии саморегуляции и самоподкрепления, внутренней и внешней синергии. Самоактуализация основывается на сознательном самосовершенствовании, принятии человеком все возрастающей степени ответственности за свою жизнь, жизнь близких и человечества в целом и объективные последствия своих действий. Этот процесс проявляется у подростка, прежде всего, в связи с его учебной деятельностью, когда, на основе достижения понятийного уровня мышления, развития побудительной и исполнительной саморегуляции, он начинает проявлять себя в качестве субъекта самовоспитания, самообучения и саморазвития. Поэтому современная система образования должна выступать пространством развития субъекта, способного к самоопределению и саморазвитию.

Процесс самоактуализации подростков имеет в целом положительную динамику и выражен вне зависимости от того, проявляют ли они в своем поведении отклонения. Однако динамика процесса самоактуализации у подростков, проявляющих девиации в поведении, менее выражена по сравнению с подростками группы «норма». Это связано с тем, что в условиях интенсификации учебного процесса, повышения значимости и роли самоорганизации в освоении знаний, постоянно увеличивается число детей, испытывающих разной степени выраженности проблемы дезадаптированности в образовательной среде. В центре внимания психологической службы в школе, поэтому, сегодня оказываются проблемы возрастных кризисов, кризисов взаимоотношений в воспитательном процессе, школьной дезадаптации и дети, чьи индивидуальные траектории развития не соответствуют нормативным представлениям, проявляющие в своем поведении девиации и делинквентность. Снижение в каждой возрастной группе выраженности тенденции к самоактуализации у подростков с отклоняющимся поведением связана с недостаточным уровнем развития у них потребностномотивационной сферы и познавательных интересов и способностей, искажениями в образе мира и концепции Я, что ограничивает возможности эффективного решения ими проблемных ситуаций, составления и реализации адекватных достигнутому уровню социальной и индивидуальной компетентности жизненных планов.

На процесс самоактуализации подростков в учебно-воспитательном процессе можно воздействовать в позитивном направлении, формируя его психологические предпосылки с помощью циклов учебно-тренинговых занятий, направленных на личностное развитие и вывод их на оптимальные траектории индивидуального развития. Для достижения цели необходимо адекватное сочетание в едином комплексе методик, направленных на помощь учащемуся в построении концепции будущего, адекватной его личностным особенностям и потенциалу, позволяющих ему выработать социально приемлемые стратегию и тактику осуществления жизненных планов, и методик, направленных на исправление ошибок, уже совершенных в прошлом и их ментальных и поведенческих последствий в настоящем, позволяет современному образовательному пространству становиться питательной средой процессов развития и саморазвития. Все возрастающее число учеников и подростков при этом может в максимально возможной степени реализовать свой потенциал на благо общества и на пользу себе сначала в учебной, а затем в профессиональной деятельности путем самоактуализации.

Научная новизна полученных в исследовании результатов заключается в том, что экспериментально выявлены динамика, возрастные и психологические особенности процесса самоактуализации у подростков с отклоняющимся поведением по сравнению с подростками группы «норма». Выявлены и описаны возможности положительного влияния на динамику процесса самоактуализации подростков с помощью комплексных методов психолого-педагогической реабилитации, учебно-тренировочных программ и методик, направленных на их личностное развитие. Доказана возможность формирования психологических предпосылок самоактуализации у подростков с отклоняющимся поведением. Теоретическую значимость представляют уточнение содержания и психологических особенностей процесса самоактуализации у подростков с отклоняющимся поведением в образовательном пространствеустановление факта влияния комплексов личностных особенностей на формирование психологических предпосылок, психологические особенности и динамику процесса самоактуализации подростков.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Самоактуализация — это находящий свое отражение в целенаправленном и осознанном поведении процесс развития человека как личности, субъекта своей жизни и деятельности, основанный на саморегуляции и самоподкреплении, внутренней и внешней синергии, и проявляющийся в принятии им во все возрастающей степени ответственности за свою жизнь и последствия своих действий. Наличие тенденции к самоактуализации выявляется у человека направленными на это тестами, как правило, начиная с подросткового возраста.

2. Самоактуализация подростков происходит в учебной деятельности, осуществляемой в образовательном пространстве, и имеет положительную динамику вне зависимости от того, проявляют ли они в своем поведении девиации. Осуществляя акты самоактуализации, подросток проявляет в поведении, общении, взаимодействии с другими людьми возрастающий уровень социальной и индивидуальной компетентности, соответствующий все более высоким стандартам и требованиям, предъявляемым к нему жизнью и обществом.

3. Динамика и психологические особенности самоактуализации подростков определяются наличием специфических личностно-характерологических комплексов, некоторые из которых могут в условиях повышенного напряжения, связанного с интенсификацией учебного процесса и конфликтами взаимоотношений со значимыми лицами, предопределять их склонность к проявлению отклонений в поведении, провоцировать кризисы в психологическом развитии, вызывать затруднения в процессе самоактуализации.

4. Самоактуализация у подростков с отклоняющимся поведением менее выражена во всех возрастных подгруппах по сравнению с подростками группы «норма». Отставание в динамике самоактуализации определяется у них преобладанием пассивного стиля саморегуляции и более низким, по сравнению с подростками группы «норма», уровнем развития мотивации достижений и познавательных интересов, что вносит искажения в индивидуальную картину мира и образ Ясоздает ограничения в возможностях решения типичных проблемных ситуацийне позволяет в должной мере овладеть социальной и индивидуальной компетентностью и находить социально приемлемые стратегию и тактику реализации даже вполне реалистичных жизненных планов.

5. Комплекс личностных особенностей подростков, характеризующийся показателями по тесту Кеттелла: В (интеллектуальное развитие) <3- С (эмоциональная устойчивость) <5- I (чувствительность) >6- Q3 (самоконтроль) >6- Q4 (фрустрационная тревожность) <5, оказывает негативное влияние на формирование психологических предпосылок и динамику процесса самоактуализации и свидетельствует о наличии у них предрасположенности к проявлению девиаций. Своевременное выявление и учет этого комплекса школьным психологом при выборе стратегии и тактики психопрофилактической и развивающей работы, а так же плана реабилитационной работы для подростков с отклоняющимся поведением позволяет снизить риск проявления девиаций и позитивно воздействовать на формирование психологических предпосылок и динамику их самоактуализации. Выделенный комплекс может рассматриваться в качестве диагностического критерия для отбора подростков в учебно-тренировочные группы личностного развития или отнесения их в группу риска и служить основанием для проведения с ними психопрофилактических и коррекционных мероприятий.

6. На динамику процесса самоактуализации подростков можно воздействовать в позитивном направлении, формируя ее психологические предпосылки с помощью учебно-тренировочных занятий, направленных на личностное развитие (для подростков с нормативным поведением), и мероприятий по психолого-педагогической реабилитации (для подростков с отклоняющимся поведением). Коррекционные и развивающие программы должны предполагать осуществление системы методов воздействия на личность подростка и его социальное окружение, с целью формирования и закрепления у него осознанного стремления к самоактуализации, достижению высокого уровня мотивации, развитию познавательных интересов, саморегуляции и собственной творческой активности.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут использоваться психологами, работающими в системе народного образования, при работе по профилактике и психологической коррекции девиантного поведения, а так же в работе с «трудными» подростками. Активирующая методика «Построй свою вселенную» может быть рекомендована школьным психологам для практической работы с девиантными подростками. Проективный рисуночный тест «Моя вселенная» может быть использован для определения характера взаимоотношений подростка со значимыми лицами, уровня развития и типа его мировоззрения. Учебное пособие «Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации» может быть рекомендовано для использования в педагогических училищах и ВУЗах при чтении спецкурсов и проведении занятий по психологии развития и педагогической психологии.

В ходе работы над диссертационным исследованием получены интересные результаты, требующие продолжения научно-исследовательской и экспериментальной работы. К интересным результатам может привести проверка гипотезы о том, что учебно-тренинговые занятия, направленные на формирование психологических предпосылок самоактуализации и развитие саморегуляции, приносят больший эффект подросткам с отклоняющимся поведением, имеющим позитивный опыт борьбы за самоисправление, чем подросткам группы норма, что проявляется в различных показателях динамики процесса самоактуализации. Представляется необходимым совершенствование методик САТ и САМОАЛ, которое позволяло бы ввести интегральные критерии и показатели, позволяющие судить о выраженности процесса самоактуализации не только по отдельным шкалам, но и по совокупности полученных результатов и в связи с методиками, направленными на изучение смысложизненных ориентаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г., Вильсон Г. Как измерить личность. — М.: Когито-Центр, 2000. -284 с.
  2. Э.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно психических расстройствах: Автореферат дисс. канд. психологических наук. — Л., 1985.
  3. Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М.: Прогресс-культура, 1995. — 608с.
  4. Ю.А. Пограничные психические состояния. — М.: Зевс- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 576с.
  5. Л.И. Социальные проблемы самореализации личности. Автореферат дисс. канд. философских наук. Ростов-на-Дону, 1980.
  6. Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 5 — 17.
  7. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. -М.: Смысл, 2001. -416с.
  8. Т.А. Исследование восприятия подростами внутрисемейной ситуации//Познание. Общество. Развитие. М.: РАН, Институт психологии, 1997. — С. 200 — 206.
  9. Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  10. Ю.Балакирев В. П. Отрицательные переживания у детей//Журнал практического психолога. — 1996. № 1. — С. 6 — 23.
  11. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. — 512 с.
  12. Н.Я. Психологическая коррекция личности младшего подростка с отклоняющимся поведением средствами игровой деятельности. Автореферат дисс. канд. психологических наук. М., 1997
  13. И.В. Психолого-антропологическая характеристика и диагностика психотипологических конституциональных основ личности подростка. Автореферат дисс. канд. психологических наук. М., 1999
  14. М.Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993. — 198 с.
  15. В.В. Принцип многомерности как фактор развития теории интегральной индивидуальности//Психологический журнал. 1999. — Т. 20. -№ 6. -С. 97−103.
  16. И.И. Условия и предпосылки самореализации специалиста в процессе обучения/ТПотенциал личности: комплексный подход. Материалы всероссийской internet-конференции, 4−7 июня 2002 года/Отв. ред. И. А. Уваров. Тамбов: ТГУ, 2002
  17. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука. — 1978.
  18. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Наука. 1998. — 168с.
  19. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. — 440с.
  20. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе I, II, III // Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — с. 69−120.
  21. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника //Автореферат дисс. доктора педагогических наук. М., 1991
  22. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 302 с.
  23. .С. Русская, советская, российская психология. М.: МПСИ, 2000. — 88с.
  24. Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии. Автореферат дисс. доктора философских наук. — СПб., 1998
  25. М.Е. Терапия творческим самовыражением. — М.: Академический проект, 1999.-364с.
  26. A.B., Шульга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. —1. М.: УРАО, 1999.-168с.
  27. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1998. — 336с.
  28. Р.Ф. Морально-психологические особенности трудного подростка и методы их диагностики. Автореферат дисс.канд. психологических наук. -М., 1993.
  29. А.Я. Структура и типы родительского отношения: Диссертация канд. психологических наук. М., 1987. — 206 с.
  30. Л.И., Горьковая И. А., Ромицина Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. Методическое пособие. М. — СПб.: Фолиум, 1995. — 53 с.
  31. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001. -162с.
  32. Е.Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков//Прикладная психология и психоанализ, 2000, № 3 (с.52−60), № 4 (с.39−51)
  33. Е.Е. Экзистенциальные мотивы аномального поведения. Психологическая помощь жертвам тоталитарных и культовых организаций//Прикладная психология и психоанализ 2001 г., № 1 (с. 5−18), № 2 (с. 18−32)
  34. Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения. Самоактуализация, акме и жизненный путь человека//Прикладная психология и психоанализ 2001 г., № 4 (с. 18−23) — 2002 г., № 1 (с. 5−14), № 2 (с.5−18)
  35. Е.Е. Самоактуализация и жизненный путь человека//Современные проблемы смысла жизни и акме. М.: ПИРАО, 2002-с. 147−164
  36. Е.Е. Проблема человека: самость и Я в психологии//Мир психологии, 2002. № 2 с. 30−43
  37. Е.Е. Особенности общения с подростком в процессе его психолого-педагогической реабилитации//Психология общения. М.: 2000.- с.64−65
  38. Е.Е. Проблема психологического здоровья в работе школьного психолога/УПотенциал личности: комплексный подход. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002 — с. 15−19
  39. Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии// Потенциал личности: комплексный подход. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002 — с. 129−133
  40. Е.Е. Самоактуализация и акме в контексте жизненного пути человека//Теоретические и прикладные проблемы психологии. — Минск: БГПУ им. М. Танка, 2002 с.60−63
  41. Е.Е. Особенности взаимоотношения психолога с подростком в процессе психолого-педагогической реабилитации// Теоретические и прикладные проблемы психологии. Минск: БГПУ им. М. Танка, 2002 — с.58−60
  42. Е.Е. Исследование динамики характеристик личности подростка в процессе его психолого-педагогической реабилитации// Актуальные вопросы современной психологии. Орехово-Зуево: ОЗГПУ, 2001 -с.122−125
  43. Е.Е. Исследование влияния гетерогенности ценностных ориентаций значимых лиц на динамику развития личности подростка//Психология отношений. Владимир: ВГПУ, 2001 — с.78−81
  44. Е.Е. Активизирующая методика «Построй свою вселенную!»//Школьный психолог 2001, № 48
  45. И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. — М.: Ось-89, 2002. 224с.
  46. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось-89, 2000. — 224с.
  47. И.А. Этико-психологические аспекты самоактуализации личности. Автореферат дисс. канд. философских наук. Саранск, 1999
  48. В мире подростка/Под ред. A.A. Бодалева. — М.: Медицина, 1980. — 295 с.
  49. П.В. Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилактике душевных расстройств). М.: Аграф, 2000. — 528с.
  50. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением/Под ред. М. И. Рожкова. -М.: Владос, 2001
  51. Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. С. 8—11.
  52. Л.С. История развития высших психических функций// Собр.соч. в 6 т. М., 1983. — Т.З. — С.5−328.
  53. П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика. Нижний Новгород: изд-во НГМА, 2000. — 124с.
  54. Э. Социология. -М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704с.
  55. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-пресс, 1995. 448с.
  56. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. — 1991.- № 4. — С. 72 78.
  57. И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. Т. 15. — 1994. — № 2. — С. 57−65.
  58. И.А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков. Автореф.. доктора психологических наук. СПб., 1998
  59. Т.Г. Роль детско-родительских отношений в психическом развитии подростков, оперированных по поводу врожденного порока сердца. Диссертация канд. психологических наук. — М., 1995. 205 с.
  60. Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: Автореферат дисс. канд. психологических наук. — М., 1994.
  61. Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. 1995. № 3. С. 3—22.
  62. Т.П. Смысловые образования личности с отклоняющимся поведением (на материале исследования подростков). Автореф. дисс. канд. психологических наук. М., 1990
  63. O.B. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях. Автореферат дисс. докт. психологоческих наук. М., 1985
  64. Детская и подростковая психотерапия/Под ред. Д. Лейна и Э. Миллера. — СПб.: Питер, 2001. -448с.
  65. У. Психология.- М.: Педагогика, 1991. 368 с.
  66. Диагностика школьной дезадаптации/Под ред. С. А. Беличевой, H.A. Коробейникова и Г. Ф. Кумариной. М., 1993.
  67. В.Н. Экспериментальная психология.- М.: Инфра-М, 1997. -256с.
  68. М.Н., Куличенко Т. В., Коростылева И. С. Психологические факторы устойчивости к реакции капитуляции у подростков//Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 50 — 57.
  69. Т.И. Особенности характера и познавательных способностей подростков воспитанников детских домов: Автореферат дисс. канд. психологических наук. — СПб., 2000.
  70. H.H., Федоренко Е. Ю. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях // Журнал практического психолога. 1999. — № 2. — С. 46 — 57.
  71. Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.: «Союз», 1998. -496с.
  72. В.Н. Единство индивидных и личностных в психическом развитии подростков: Автореферат дисс. канд. психологических наук. — М., 1999
  73. Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. -М.: Асадема, 1998. 304с.
  74. В.В., Поткин A.C., Шпилева Е. В. Организация работы с девиантной молодежью в Голландии//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. — № 2. — С. 53−61.
  75. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз. — 224с.
  76. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.:
  77. Индивидуальный подход в работе с трудными детьми: Методические рекомендации/Сост. Б. В. Кайгородов. Изд-во АГПИ, 1993. 19 с.
  78. Д.И. Психосоматические расстройства у детей. СПб.: Питер, 2000. -512с.
  79. Итоги 1999/2000 учебного года. Аналитические материалы/Отв. редактор JI.E. Курнешова М.: Школьная книга, 2000. — 320с.
  80. В.И. Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира. Автореферат дисс. канд. психологических наук. — Ленинград, 1978
  81. C.B. Педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением. Автореферат дисс. канд. педагогических наук. M., 1996
  82. Ю. История психиатрии. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. — 528с.
  83. А.В., Каримова Л. А. Основные условия самореализации личности//Потенциал личности: комплексный подход. Материалы всероссийской internet-конференции, 4−7 июня 2002 года/Отв ред. И. А. Уваров. — Тамбов: ТГУ, 2002
  84. Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами//Вопросы психологии, 2002, № 1. с. 26 — 37
  85. В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994. — 220 с.
  86. И.А. Стремление студентов к самоактуализации как механизм развития личности//Потенциал личности: комплексный подход. Материалы всероссийской internet-конференции, 4−7 июня 2002 года/Отв. ред. И. А. Уваров. Тамбов: ТГУ, 2002
  87. Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения//Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 141 — 145.
  88. Клиническая психология/ Под ред. Перре М., Баумана У. СПб.: Питер, 2002.- 1312с.
  89. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1965. — 288 с.
  90. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина. — 560с.
  91. В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост: методы и техники. М.: Издательство института психотерапии, 2001. — 384с.
  92. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1978. -232с.
  93. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  94. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука. — 1988. — 270 с.
  95. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 69 — 78.
  96. А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания//Психологический журнал. 1995. — Т. 16, № 1. — С. 107 — 114.
  97. Г. В. Введение в психологический эксперимент: Учебник.- М.: Изд-во МГУ, 1997. 256 с.
  98. Т.В. Влияние индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на процесс их социализации.- Автореферат дисс. канд. психологических наук. М., 2000.
  99. А.И. Работа с трудными детьми: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  100. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992с.
  101. Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия. М.: Республика, 1996 — 591с.
  102. И.П. Особенности личности и самосознания у алкоголизирующихся подростков и юношей: Автореферат дисс. канд. психологических наук. -М., 1991.
  103. И.В., Ахутина Т. В. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для администрации школ, педагогов и школьных психологов. М., 1997. 118 с.
  104. С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков: Практическое пособие. — М. — СПб.: «Фолиум», 1996.-47 с.
  105. Кулик H. J1. Самореализация личности как философская проблема. Автореферат дисс.канд. философских наук. — Киев, 1992.
  106. Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте//Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 48 — 60.
  107. Е.В. Психологический анализ корыстной деформации личности несовершеннолетнего правонарушителя. Диссертация канд. психологических наук. — М., 1995. — 175 с.
  108. Д. Модели экспериментов в социальной психологии иприкладных исследованиях. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.-392с.
  109. Е. Психология изменений и изменчивый мир подростка в групповой работе // Журнал практического психолога. — 1998. № 2. — С. 42 -51.
  110. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988. — 165 с.
  111. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо-пресс, 2001.
  112. К. Теория поля в социальных науках. — СПб.: Речь, 2000.
  113. К. Акцентуированные личности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-544с.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  115. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М., 1983.
  116. Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление/ЯТсихология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.
  117. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу//Вопросы психологии. 1987. № 3. С.150−158.
  118. Д. А. Самореализация и сущностные силы человека//Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива, а постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.
  119. Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 487с.
  120. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. -М.:Эксмо-пресс, 1999.-416с.
  121. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
  122. A.C. О воспитании. М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
  123. О.Ф. Подростки: Агрессивность и психосоматика//Журнал практического психолога. 1999. — № 7−8. — С. 37 — 40.
  124. P.K. Потребность в самоактуализации как основа творческого роста будущего учителя начальных классов (на материале педагогического колледжа). Автореферат дисс.канд. психологических наук. М., 1995
  125. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М.: ГЛК, 1998.-428с.
  126. Т.Д. История детской психологии. — М.: Владос, 1998.-272с.
  127. Т.Д. История психологии. — М.: Асадема, 2001. — 544с.
  128. А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.
  129. А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  130. А. Психология бытия. М., 1996.
  131. В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: Мед. Пресс, 1988.
  132. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991.- 144 с.
  133. Многомерный образ человека: комплексное междисциплинарное исследование человека/Отв. ред. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. М.: Наука, 2001.
  134. Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999. — 128 с.
  135. A.B. Особенности формирования аддиктивного поведения у старшеклассников//Журнал практического психолога. 1999. -№ 12.-С. 109−121.
  136. Н.В., Овчинникова М. Н. Использование опросника Р. Кеттелла для психодиагностики личностных свойств дезадаптированных подростков//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М. — 1995. — № 2. — С.10 — 24.
  137. К.Ч. Духовные интересы как источник и фактор самореализации личности. Автореферат дисс.канд. философских наук. -Алма-ата, 1992
  138. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000.- 456 с.
  139. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. 640 с.
  140. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды/Под ред. A.A. Бодалева. М. — Воронеж, 1995. — 356 с.
  141. Насилие, агрессия, жестокость: Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. М., 1989. — 152 с.
  142. O.A. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков: Автореферат дисс. канд. психологических наук. M., 1999.
  143. A.A. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна: Феникс, 1995. — 336с.
  144. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. — 507с.
  145. Р.В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей. Автореферат дисс. доктора психологических наук. Москва, 1995.
  146. Н.В. Профессиональная деятельность школьного психолога по созданию системы взаимодействия участников коррекционного процесса. Автореферат дисс. канд. психологических наук. -Тверь, 1995
  147. С.А. Психологические особенности личности тревожного подростка: Автореферат дисс. канд. психологических наук. -М., 1999.
  148. Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения//Психологический журнал. 1987. — Т. 8. — № 4. — С. 92 — 102.
  149. Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции.- М.: Институт практической психологии, 1998. 160 с.
  150. Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640с.
  151. H.B. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков: Автореферат дисс. канд. психологических наук. -М., 1999.
  152. A.B. Психология в России. XX век. М.: УРАО, 2000.
  153. В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512с.
  154. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354с.
  155. В.Ф. Криминальная психология: Книга первая: Психология подростковой преступности. М., 1998. — 304 с.
  156. В.Ф. Криминальная психология: Книга вторая: Подросток в условиях социальной изоляции. — М., 1998. 319 с.
  157. К.К. Структура и развитие личности/Отв. ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. — 255 с.
  158. Л. Психология аномальных детей — патопсихология. — М. — Воронеж, 1996.-127 с.
  159. М.Л. Терапия поведением. Самара: Бахрах, 1997. — 240 с.
  160. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 61 — 69.
  161. К.Н. Возраст: норма развития и метод//Журнал практического психолога. 1999. — № 2. — С. 80−85.
  162. Популярная психология для родителей/Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1998. — 256 с.
  163. .Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974
  164. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: ТЦ Сфера, 1998. 528с.
  165. A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и жизни. М.: «Знание», 1990.-80 с.
  166. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическаяприрода и возрастная динамика. М.: МПСИ, 2000. — 304с.
  167. A.A. Психопатологическая и социально-психологическая оценка факторов риска школьной дезадаптации на основе клинико-психологической игровой диагностической методики. Автореферат дисс.канд. медицинских наук. Челябинск, 2000
  168. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 400с.
  169. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176с.
  170. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1988. — 440 с.
  171. Психология развития/Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Асадема, 2001.-352с.
  172. Психотерапия/Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. -544с.
  173. Психотерапия детей и подростков/ Под ред. X. Ремшмидта. — М.: Мир, 2000. 656с.
  174. Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито-центр, 1999. — 144с.
  175. Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-центр, 2002. — 396с.
  176. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е международное издание. СПб.: «Питер», 2000. — 616 с.
  177. .Ф. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении школьников. Волгоград: В’ГПИ, 1986. — 103 с.
  178. В. А. Психологические условия формирования дисциплинированного поведения школьников. Учебное пособие. — М.: МГПИ им. Ленина, 1989. 64 с.
  179. A.A. Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.-СПб.: Питер, 1999.-416с.
  180. A.A. Коломинский Я. Л. Личность и деформации ее «ядра» при делинквентном поведении//Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.-С. 39−47.
  181. A.A. Характерологические особенности подростков — делинквентов // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 139 — 144.
  182. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 319 с.
  183. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1998.-480с.
  184. В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности: Автореферат дисс. канд. педагогических наук. — М., 1996.
  185. М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре//Вопросы психологии. 1990. -№ 4.-С. 91−99.
  186. С.И. Психологические аспекты проблемы психической нормы//Журнал практического психолога. — 1997. № 2. — С. 19 — 28.
  187. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи: МГПУ, 1996.- 144с.
  188. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. — 688 с.
  189. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191с.
  190. A.A., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла 95. Руководство по использованию. — СПб.: Иматон, 1995.-89 с.
  191. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Асдема, 2000. — 128с.
  192. Е.А. О готовности старшеклассников противостоятьаморальным проявлениям // Вопросы психологии. — 1997. №.3. — С. 22 — 31.
  193. Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии// Психологический журнал. Т.20. — № 6. — 1999. — С. 24 — 35.
  194. A.M. Неврозы. СПб.: Питер, 1997. — 448с.
  195. Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда. — 1992. — 107 с.
  196. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции/Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М. Воронеж, 1996. — 95 с.
  197. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.:Речь, 2000−350с.
  198. JI.C. Аффективные дети. — М., 1966.
  199. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. — М.: Асадема, 2001.-480с.
  200. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. — М.: Школа-пресс, 2000. 416с.
  201. Н. Социология. М., 1994. — 687 с.
  202. А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975. — 352с.
  203. B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. Аналитический доклад. М., 1998.
  204. Л.Н. Методы психологической диагностики. Выпуск 1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. М., 1990. — 74 с.
  205. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 1998.
  206. Современные проблемы наркологии: Материалы Российской научно-практической конференции 21—22 октября 1999 года. -АГМА, 1999.
  207. В.Г. Психология трудных школьников. М.: Асадема, 2001.
  208. B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  209. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 286 с.
  210. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.-231 с.
  211. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-336 с.
  212. Т.В. Психологические условия выявления и предотвращения предрасположенности подростков к наркомании и токсикомании. Автореферат дисс.канд. психологических наук. Москва, 1990
  213. А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. — М.: Научный мир, 1998. 204с.
  214. М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях//Вопросы психологии. — 1987. № 1. — С. 27−33.
  215. О. Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.-208 с.
  216. Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. 1.-С.З-19.
  217. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -368с.
  218. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  219. Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987.
  220. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением//Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 338−361.
  221. Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков//Социапьная психология личности. — М., 1979.-С. 114−137.
  222. Фрейд 3. «Я» и «оно». Труды разных лет. В 2-х книгах Тбилиси: Мерани, 1991.
  223. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 429с.
  224. М. История безумия в классическую эпоху. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 576с.
  225. И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. 176 с.
  226. Г. Современный факторный анализ. — М.: «Статистика», 1972.-487 с.
  227. .Г. Метод пиктограмм в диагностике психических заболеваний. Киев: Здоровье, 1988. — 102 с.
  228. К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
  229. К. Самоанализ. Невротическая личность нашего времени. М.: Эксмо-пресс, 2001.-448 с.
  230. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.
  231. М.В. Некоторые технологии преодоления социальной стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. — № 1. -С. 32−40.
  232. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. -М., 1994
  233. Г. А. Десяти — двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии//Вопросы психологии. — 1998. № 3. — С. 17 — 31.
  234. В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни//Мир психологии, 1999, № 2 (18), с. 74−80
  235. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Владос, 1998.-512 с.
  236. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.-544с.
  237. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-491с.
  238. JI.M., Исаев Д. Н. Экспресс — диагностика выявления «групп-риска» наркоманий у подростков/ЛЗестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. — № 2. — С. 15 — 27.
  239. В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997. — 505с.
  240. Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска М.:УРАО, 1999
  241. Г. П. «Человек» как предмет иссследований/ЛДедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995. — 800с.
  242. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999. 656 с.
  243. Э. Детство и общество / Под ред. А. Г. Лидерса и В. Г. Колесникова. Обнинск, 1993. — 55 с.
  244. Л.В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних. Автореферат дисс. доктора психологических наук. Комсомольск-на-Амуре, 1997
  245. С.Л. Влияние педагогически организованной деятельности на поведение подростков и старшеклассников: Диссертация канд. психологических наук. — М., 1995.
  246. W.A. (ed.) Development during middle childhood: The years from six to twelve. Washington, DC: Natl. Acad. Press, 1984.
  247. Gosse M.M. Arbeit mit aggressiven Jugendlichen am Beispiel der «Offenen Jugendarbeit» im Ostteil Berlins // Развитие психологическкой службы образования: Тезисы докладов научно-практической конференции. Волгоград, 24 — 26 октября 1995. — С. 106 — 107.
  248. Grossman G., Gern А. Rehabilitation pedagogik der Verhaltensgeschedichte Kinder. Berlin: Verlag Gesundheit GmbH, 1990. — 190 s.
  249. Hindeland M.J. Causes of delinquency: A partial replication and extension. Social Problems. -N.Y., 1973.
  250. M. (ed.). Toward adolescence: The middle school years. Chicago: Chicago Univ. Press, 1980.
  251. Merton R. K. Social structure and anomie. American Sociological Review. N.Y., 1938.-№ 3.-P. 672−682.
  252. Sacher N., Kaiser S. The social environment behavior and stress a case study in guinea pigs // Acta physiol. scand. Suppe. — 1997. — P. 161.
  253. Schuessler K., Cressey D. R. Personality characteristics of criminals // American Journal of Sociology. 1950. — № 55. — P. 476 — 484.
  254. Siegler R., Liebert D.F., Liebert R.M. Inhelder and Piagef s pendulum problem: Teaching preadolescents to act as scientists // Devel. Psychol. 1973. — V. 9. — P. 97−101.
Заполнить форму текущей работой