Учение Газзали о политике и государстве
Большой вклад в изучение проблемы наследия Газзали внес таджикский исследователь A.A. Шамолов, который в своих работах «Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси», «Хучдатулислом Газоли. Андешах, ои ицтимой ва сиёсй» («Газали. Социально-политические воззрения»), «Проблема счастья в этических концепциях Абу Хами да Газали и Насириддина Туси», «Некоторые вопросы практической… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. УЧЕНИЕ ГАЗЗАЛИ О ПОЛИТИКЕ
- 1. Идейные истоки формирования учения Газзали о политике
- 2. Место и роль политики в воззрениях Газзали
- 3. Газзали о формах политики и уровнях политической 31−51 деятельности
- Глава 2. УЧЕНИЕ ГАЗЗАЛИ О ГОСУДАРСТВЕ
- 1. Газзли о типах и формах власти
- 2. О функциях и задачах власти
- 3. Учение Газзали о государстве и современность
Учение Газзали о политике и государстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Всесторонний анализ сущности философских, а тем более социально-политических проблем каждого периода истории общественной жизни основывается на объективном подходе к тем сложным событиям, которые происходили в этот отрезок времени. При этом большое значение имеет выявление диалектических взаимосвязей философии и самой политики. Исследование проблем политики и политических отношений в истории общественно-политической мысли всегда занимало одно из центральных мест. Эти вопросы привлекали внимание мыслителей всех эпох и каждый раз они были по-своему актуальны и значимы. Последнее было обусловлено животрепещущими потребностями общественно-политической жизни страны, государства, устремленностью людей к преобразованию мира вообще.
В современном мире также происходят глобальные по своей значимости изменения, охватывающие все стороны человеческого бытиянауку, социальные и национальные отношения, духовную жизнь и культуру и в особенности политику. Последняя сфера деятельности людей и привлекла наше внимание, поскольку учения о политике и государстве всегда составляли большой пласт философского наследия и на Востоке, и на Западе. И здесь возникает, в свою очередь, проблема оценки значимости таджикско-персидской философии, в частности политических учений Востока в мировой философии вообще. Тем более, что в западноевропейской социальной философии укоренилась точка зрения на многие социальные учения Востока как учения догматические и мистические. Доказать научную несостоятельность этого тезиса мы попытались на примере анализа политических воззрений одного из крупнейших представителей средневековой таджикско-персидской философской мысли — Мухаммада Газзали. Объективная оценка места и роли социально-политических представлений Газзали и его влияния на восточную общественнополитическую мысль в целом весьма важна с той точки зрения, что общественно-политические идеи Газзали приобретают в настоящее время особую актуальность в связи не только с противоречивостью их оценки в имеющихся исследованиях, но и в связи с происходящим сейчас общественным и государственным переустройством в мусульманском мире в целом.
Противоречивые события, имеющие место в некоторых мусульманских странах, заставляют политиков, правительства, народы выбирать такую политику, формы такого государственного правления, которые способствовали бы установлению наиболее приемлемых путей развития государств.
Это, во-первых, диктуется современным состоянием мусульманского мира, где наблюдается поистине «исламский бум», выражающийся формулой «политизация ислама и исламизация политики». Причина этого «бума» кроется в глобализации современного мира, в возникновении новых межгосударственных отношений, новых систем моральных ценностей (зачастую западных), активно вторгающихся в традиционные социальные структуры мусульманских стран и вызывающих естественную защитную реакцию. Некоторые элементы западной системы ценностей оказались неприемлемы для восточных государств, в частности народов Центральной Азии. Оказался для ряда мусульманских народов неприемлемым и социалистический образ жизни с его изолированностью от мирового сообщества и классовой непримиримостью.
Во-вторых, усиление общественно-политической роли ислама в современном мире, рост мусульманского возрожденческого движения после распада Советского Союза обусловили повышенное внимание к истории ислама и его роли на мировой арене.
В-третьих, анализ исследований современных авторов показывает, что интерес к классическим государственным устройствам вышел далеко за пределы чистого теоретического подхода.
В-четвертых, особое значение приобретают и культурное и философское наследие таджикского народа, труды известнейших восточных мыслителей вообще. Так, нынешний этап в развитии новых независимых государств, в том числе Таджикистана, в постсоветском пространстве характеризуется активным стремлением к изучению духовного наследия, попытками связать прошлое и настоящее. В свете этих происходящих катаклизмов политическая философия Газзали, его учение о праве и государстве приобретают большую значимость. Они могут стать ключом для понимания многих важных социально-политических проблем, характерных для развития современного общества.
Степень разработанности проблемы. Жизни и творчеству Мухаммада Газзали посвящены объемные монографии, многочисленные статьи, брошюры, диссертационные исследования. Среди них основную часть составляют труды по принципиальным философским проблемам в системе мировоззрения Газзали, в частности, его онтологии и гносеологии, этике, суфизму и т. д. Исследований же, посвященных социально-политической философии мыслителя, его учению о государстве и праве не так много, и все они весьма противоречивы. Особо здесь выделяются работы Н. С. Кирабаева «Социальная философия мусульманского востока» [105], «Социальная философия мусульманского средневековья» [171], «Фикх, общество, человек в арабо-мусульманской философии эпохи средневековья» [106]. В этих исследованиях автор наряду с социально-политическими идеями ал-Маварди, ал-Багдади, ал-Джувайни, Низама-ал-Мулька, ал-Фараби, Ибн Сины, Ибн Рушда, Ибн Туфейла, Ибн Халдуна и других дает анализ теории имамата Газзали. Н. С. Кирабаев приходит к категорическому заключению, что Газзали якобы сложил свою политическую теорию в рамках традиционной суннитской догматики. Но это не совсем соответствует реальности: ведь в воззрениях Газзали наряду с традиционной суннитской догматикой активно используется опыт сасанидской государственности. Более того, он часто обращается к вариациям Платона из «Государства» и.
Законов", а также к реализму Аристотеля. Газзали одним из первых в исламской политической мысли понял необходимость приведения норм шариата в соответствие с существовавшей исторической ситуацией.
Другой автор — В. В. Наумкин, в трактате Газзали «Воскрешение науки о вере» [128] анализирует некоторые сущностные черты социальной философии Газзали. Этот ученый определяет соотношение философских, политических, правовых, нравственных и религиозных идей Газзали. При этом, рассматривая только некоторые социальные теории философа, В. В. Наумкин лишь поверхностно прослеживает генезис и развитие проблем политических воззрений Газзали.
В работе JI.B. Строевой «Государство исмаилитов в Иране в XI—XIII вв.» [143] исследуются отношения исмаилитов с суннитами, в частности отношение Газзали к исмаилизму, но здесь не анализируются идеи Газзали о государстве, не приводится его опровержение теории государства исмаилитов.
M.W. Watt в книге «Исламская политическая мысль» [167] кратко излагает основные идеи Газзали в области теории государства. Причем политические воззрения Газзали рассматриваются им не просто как слияние философии и политики, этики и права, а как комплекс знаний, имеющих свой предмет исследования. Основным недостатком этой работы является то, что автор говорит об атомарном характере мировоззрения Газзали, что не совсем верно.
Особенно следует выделить работу Л. Г. Лауста «Политика и Газзали» [166], в которой проанализированы сущностные черты политической теории Газзали как упорядоченной системы. Автор, раскрывая особенности политической философии Газзали, касающиеся переосмысления основных проблем, методов и понятий классической теории имамата, выявляет основные политические проблемы эпохи Газзали. Эта работа отличается от других работ западных исследователей своей объективностью.
— О политических воззрениях Газзали писал и иранский философ Кодир
Хотами: «Андсшахои сиёсии Газзолй» («Политические воззрения Газзали»).
108]. Анализируя эволюцию формирования и становления политической философии мыслителя, автор рассказывает и о труднейшем пути становления и формирования Газзали как признанного государственного деятеля, политика, известнейшего философа. При всех своих достоинствах эта монография имеет и ряд недостатков: автор чрезмерно увлекается восхвалениями, преувеличениямив определении тенденций воззрений мыслителя допускаются некоторые ошибки, в частности при анализе классификации наук, сделанной Газзали, и ее отношении к политике и политическим наукам. Имеются в этой работе и другие недостатки важного и второстепенного характера, но для их объяснения необходимо особое исследование.
Политическому учению Газзали, как представителю калама, посвящаются некоторые параграфы монографий З. В Вазирова «Очерки социальной философии калама и футуввата» [60], «Социальная философия калама» [64], «Социально-политическое учение калама» [61], «Этическое учение калама» [62]. Этот исследователь, анализируя идею калама о причинах возникновения и развития общества как божественного творения, приходит к выводу, что калам, по Газзали, является политической философией всеединства, выражающей неразрывную связь творца, природы и общества, развивающегося автономно [60, с. 66, 73, 85]. В этих работах исследуются также идеи калама о цикличности развития человека в нравственном, политическом, социальном, экономическом и религиозном отношении, о социально-классовой структуре общества, государственной власти и морально-политических качествах правителя [60, с. 267 — 269] и другое. Однако при всей ценности проделанной автором работы, многие стороны политического облика мыслителя остались нераскрытыми.
Большой вклад в изучение проблемы наследия Газзали внес таджикский исследователь A.A. Шамолов, который в своих работах «Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси» [151], «Хучдатулислом Газоли. Андешах, ои ицтимой ва сиёсй» («Газали. Социально-политические воззрения») [152], «Проблема счастья в этических концепциях Абу Хами да Газали и Насириддина Туси» [153], «Некоторые вопросы практической философии Мир Сайд Алии Хамадони» [156], «Суннат ва давлат» («Традиция и государство») [157], «Таба^абандии илмх, о аз назари Газоли» («Классификация науки Газали») [158], «Место и роль разума в философии Газали» [160], «Эхе улум-ад-дин — арзандатарин китоби илмии Мухдммад Еазоли» («Ихйа улум-ад-дин — ценная научная книга Мухаммада Газали») [162] проследил генезис, развитие основных идей и проблем социально-политической философии мыслителя, раскрыл основные предпосылки и способы решения вопроса об отношении религии и политики, провел сравнительный анализ идей и учений основных представителей социально-политической мысли ислама с воззрениями Газзали, проанализировал теории имамата и салтаната Газзали, доказал реалистический характер его социальной философии и т. д.
В исследование политической философии Газзали внес свой вклад и Н. Р. Рустамов, который в работе «Понятие справедливости в философии Газали и о ее влиянии на Али Хамадани», констатировал, что положительные качества правителя, о которых писал Газзали, являются одним из главных условий достижения человеческого счастья [138, с. 38].
В плане исследуемой нами проблемы интерес представляет и статья X. Курбанова «Мухаммад Газали и Али Хамадони о государстве» [109]. Говоря об отношении Газзали к государственному правлению, автор без каких-либо аргументов пишет о том, что Газзали не понимал сущности социально-экономического и политического правления государством [109, с. 66].
Особый вклад в понимание сущности философии Газзали внесли известные таджикские философы М. Диноршоев, К. Олимов. М. Диноршоев в своих работах «Философия Насириддина Туси» [81], «Из истории таджикской философии» [73] и «Гносеология Газзали и его мировоззренческая сущность» [76], проанализировал критику Газзали философского знания, убедительно определил его мировоззренческую направленность. А К. Олимов, опровергая в своем исследовании.
Хоросанский суфизм" [132] тезис о том, что Газзали был основоположником примирения религиозной догматики с суфизмом, доказал, что задолго до Газзали, Суллами, Калабади, Ансори проводили линию примирения суфизма с основными правилами шариата, а Мухаммад Газзали продолжил и завершил ее [132, с. 261]. Анализу проблемы жизни и деятельности Газзали и его отношению к философскому знанию посвящены работы 3. М. Диноршоевой «Мухаммад ал-Газзали и его отношение к философии» [83], «Абу Хамид ал-Газзали и его «Тахафут-ал-фалосифа» [12], «Ал-Газзали и его отношение к философским наукам» [82].
Выяснению социальной позиции Газзали посвящена работа известного иранского философа Махди Музаффари «Политика и Газзали» («Сиёсат ва Газзоли») [115], в которой автор подчеркивает, что в представлении Газзали политика является единственным условием урегулирования человеческой жизни [115, с. 297]. Но каков механизм этого урегулирования, автор не указывает.
Проблемы социальной философии и политических воззрений Мухаммада Газзали в определенной мере отражены также в наших работах «Правовое учение Газзали», «Кадровая политика правителя с точки зрения Мухаммада Газзали», «Понятие и суть государства у Мухаммада Газзали», «Самопознание и богопознание с точки зрения Мухаммада Газзали» и др.
Таким образом, анализ существующей литературы показывает, что по социально-политическим воззрениям Газзали имеются специальные исследования, тем не менее в них не нашли своего отражения все аспекты его политической философии. Этим обстоятельством обусловлены цели и задачи нашей работы.
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования являются определение учения Газзали о политике и политической власти, анализ теории государства Газзали, исследование специфики соотношения власти с политико-правовыми нормами в рамках политической философии с точки зрения требований сегодняшнего уровня развития философских знаний.
В связи с этой целью мы поставили перед собой следующие задачи:
— выявить идейные истоки формирования политико-правовой теории Газзали;
— исследовать основные произведения мыслителя по вопросам политики;
— проанализировать основные аспекты социального учения Газзали, выявить основную тенденцию формирования его взглядов о государстве, его происхождении и направленности;
— выявить содержание газзалиевского понимания соотношения государства — политики — права;
— установить меру отношения мыслителя к науке и религии в оценке политики — государства — права.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые:
— доказано, что газзалиевское понимание политики является рационализированным и более теоретически систематизированным продолжением принципов халифатской политики;
— определены идейные истоки мировоззренческих основ доктрины Газзали о политике;
— установлено, что, в зависимости от характера управления общественными делами, политическая деятельность имеет многоуровневый характер;
— обосновано, что Газзали стремился, примирив принципы религии с наукой, придать политике наукообразный характер;
— установлено, что политико-правовая теория Газзали является в более рациональном плане систематизированным усилением принципов исламского шариата в новых исторических реалиях.
Теоретической и методологической основой работы стали принципы сопоставительного и структурно-системного анализа, исторического и логического подхода, историко-философские исследования, методология и методика объективизма.
Источниками исследования стали труды Мухаммада Газзали, в частности, «Кимиёи саодат» («Эликсир счастья»), «Ихйа улум-ад-дин».
Воскрешение наук о вере"), «ал-Мункиз мин аз-залол» («Избавляющий от заблуждения»), «Насихат-ул-мулук» («Наставления правителям»), «ал-Ик, тисод фи-л-иътикад» («Умеренность в воззрениях») — произведения Фараби, в частности, «Указание пути к счастью», «Гражданская политика», «О достижении счастья», «Афоризмы государственного деятеля" — сочинения Ибн Сины «ан-Наджат» («Спасение»), «аш-Шифа» («Исцеление»), «Ишорот ва танбехот» («Указания и наставления»), «Донишнома» («Книга знания»), а также ряд работ их последователей.
Теоретическая и практическая ценность диссертации заключается в том, что она может быть использована для дальнейшего продолжения исследований по истории политической философии, наследия Газзали, в частности, способствовать преодолению некоторых спорных проблем истории философии, необъективного отношения к оценке историко-философского наследия. Исследование может быть использовано при изучении курсов философии, особенно истории философии и спецкурсов в высших учебных заведениях.
Апробация работы. По ряду основных положений диссертации опубликованы статьи, а также тезисы и доклады, прочитанные на теоретических семинарах Таджикского государственного университета коммерции. Основные положения исследования апробированы на лекциях, семинарских занятиях для студентов, месячных теоретических семинарах членов кафедр общественных наук, а также на ежегодных научных конференциях преподавателей общественных наук.
Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Эпоха, в которую жил и творил Мухаммад Газзали, характеризуется самыми острыми социально-экономическими и политическими противоречиями, безудержным угнетением и безжалостной эксплуатацией народных масс феодальной верхушкой общества, занимающей абсолютное господствующее положение во всех сферах материальной и духовной жизни, идеологически защищаемое религией и духовенством. Подобная общественно-политическая обстановка закономерно оставила глубокий след в формировании социально-политической и философской мысли Мухаммада Газзали, в творчестве которого, как в зеркале, отразилась его эпоха со всем своими запросами, противоречиями, устремлениями общества к достижению блага и т. д. Все вышеперечисленное подвигло мыслителя на разработку теорий по политической философии, отвечающих духу времени, включая выборность правителей.
Как показывает анализ произведений мыслителя, именно в первом периоде своей творческой деятельности все свои общефилософские, государственно-политические и нравственно-правовые принципы Газзали строит на фундаментальных мусульманских принципах: «Религия и царство — близнецы» и «Абсолютное превосходство пророка и его царства над всеми тварями». Мыслитель, подразумевая все предшествующие представления о сути политики, утверждает, что якобы «вся эта премудрость заимствована ими из писаний, ниспосланных Аллахом посланникам своим, и из мудрых изречений, унаследованных от первых пророков». Развивая эту идею, Газзали определение сущности и функций политики выводит из основополагающих каламистских принципов творения. Политику Газзали определяет как «предисловие движения человека от посюстороннего к потустороннему миру». При этом «посюсторонняя жизнь» для мыслителя выступает исходной точкой подготовки к потустороннему миру. Вся жизнь и механизмы деятельности человека в этом мире служат этой цели.
Доказательству этого утверждения и посвящена вся политическая философия Мухаммада Газзали.
Как показывает анализ политико-правовой теории мыслителя, для выяснения общественно политических механизмов мусульманской общины с целью разработки своей политической философии и результативного управления этой общиной Газзали обращался не только к мусульманским источникам (калам, перипатетизм, суфизм), но и к древнеиранским («Авеста») и древнегреческим, в частности, к идеям Платона, изложенным в «Государстве».
Особый интерес представляет газзалиевский принцип дифференциации уровней политики. По мнению мыслителя, политика в этимологическом смысле проявляется в четырех уровнях и обладает своими специфическими особенностями.
Первый уровень политики — это политика пророков. Второй уровеньэто политика халифов (наместников), султанов, правителей, которые, благодаря своему могуществу, в состоянии осуществлять правление над светскими делами и регулировать общественные отношения. Но при этом правители нуждаются в поддержке ученых и законоведов, призванных осуществлять общественный правопорядок. Третий уровень политики — это политика ученых. Четвертый уровень политики выражают проповедники, которых. Газзали считает носителями духовной политики. Проповедник не является ни законоведом, ни религиозным ученым. Он есть лицо, призванное на основе ясности своих убеждений и нравственных традиций, заниматься исправлением духовного состояния масс.
Таким образом, из данной дифференциации политики вытекает вывод, что Газзали, разделяя людей на массу и знать, стремился проникнуть в понимание тонкостей общественной жизни.
Одну из существенных частей своей политической философии Мухаммад Газзали посвящает проблеме государственной власти. Преодолев огромную противоречивость позиций представителей калама и других исламских идеологов, Газзали приходит к следующему заключению: поскольку человеческое общество зиждется на тройственном основаниидар-ул-ислам — дар-ул-харб — дар-ул-сулх, то для поддержания порядка и стабильности в нем необходимо установление определенной политической организации. Существенным элементом этой организации может служить государственное управление: во главе с халифом, продолжателем дела пророка, и султаном, занимающимся светской властью.
Газзали предвидел будущие изменения в халифате, обусловленные происходящими социально-политическими потрясениями. В итоге он осознал необходимость того, что наряду с халифатом — царским правлением, должна существовать и другая форма власти. Так он пришел к созданию концепции «салтаната». Согласно этой концепции, на огромной территории халифата в обязательном порядке возникнет потребность в эффективном управлении общественными делами, в зависимости от территориального деления, а значит, возникает и необходимость в организации соответствующих форм правления. Исполнителями этих форм правления могут быть эмиры, наместники, выполняющие только светские функции, связанные с хозяйственной жизнью, охраной границы и т. д. Эта форма правления (автократическая), с точки зрения социальной справедливости, имела для тех условий демократический характер и была значительной уступкой, согласующейся с интересами неарабских народов.
Важное значение в учении Газзали о государстве имеет его правовая теория. По мнению философа, как общество не может существовать без государства, так и государство не в состоянии существовать без правового законодательства. Традиционно следуя наиболее распространенным учениям ханифитского, маликитского толков, построенных на гражданском и имущественном праве (обязательства и обязательства по договору, семейное право, брак, развод, наследственное право, уголовное право, судоустройство и судопроизводство), Газзали, по своему скорректировав их, создал свою либерализованную систему, выражающуюся в форме преобладания в суждениях за совершенное нарушение общественного мнения.
По Газзали, повелители и законоведы являются двумя группами людей, от профессионализма которых зависят регуляция общественных порядков и оздоровление общественных отношений вообще. Право, по его мнению, является также наукой о способе определения направлений политики во всех пределах ее действия, разумеется, в пределах требований пророка и норм шариата.
Эту роль правовых наук Мухаммад Газзали распространяет и на решение имущественных споров, разнообразных договоров, семейно-брачных отношений, вопросов наследования и т. д. Словом, право и правоведы, для Газзали, являются той важнейшей частью политики, при помощи которой осуществляются исправление и очищение внешней природы людей и их отношений в обществе и которая подготавливает людей к потустороннему миру.
Эта идея красной нитью проводится мыслителем при решении всех интересующих его проблем социальной философии. Она получила всеобщее признание во всем мусульманском мире.
Разумеется, система мировоззрения Газзали, во всяком случае в той ее части, которая касается политики, не лишена ограниченности, которая вполне объяснима. Объять все многообразие происходящих событий и возможных их последствий просто невозможно, а политическое прогнозирование, как важнейшее требование всякой политической деятельности, причем как решающее звено научной политики, даже на современном уровне развития общества — это и искусство, и наука, которые не всякому дано постичь. Но в общих чертах, то, что сделано Мухаммадом Газзали в разработке мусульманской политической теории, представляло и представляет огромное значение. Его мировоззренческие установки оказывали и оказывают, стимулирующее духовное воздействие на.
Список литературы
- Ал-Ашъари. Маколот ал-Исломиин ва ихтилоф ал-муслимин. Ал-Крх, ира: Матбаа ан-Наздат ал-Мисрийа, 1950 — 324 е.- 2-е изд. -1954. -283 с.
- Ал-Багдодй. Ал-фарк- байн-ал-фирак- (Таърихи мазох, иби исломй)/ Тарч. Мудаммад Ч, аводи Машкур. Тех, рон, 1358.
- Ал-Бодиллонй. Ат-Тамхид фи-ар-рад ала-л мулхдца ал-муттазила вал рафиза ва-л хаворич ва-л-муттазила. Ал-Крх, ира, 1947. — 288 с.
- Ал-Газали Абу Хдмид. Воскрешение наук о вере. М.: Наука, 1980. -376 с.
- Ал-Еаззолй Абу Хрмид. Насихдт-ул-мулук. Душанбе, 1993. — 144 с.
- Ал-Еаззолй Абу Х, омид. Э^ё улум-ад-дин Тех, рон, 1972 — 1973. — T. I. -IV.-412 е.- 574 с.
- Ал-Еаззолй Абу Х, омид. Наси^ат-ул-мулук. Ба тасдех,авошй, тад^и^от ва мукаддимаи Ч, алолиддини Х^отамй. Техрон, 1351 г. х,. -530 с.
- Ал-Еаззолй Абу Х, омид. Ал-Идтисод фи-л-эътик, од. Ал-1^о^ира, 1972.-67 с.
- Ал-Еаззолй Абу Х, омид. Мацосид ул-фалосифа. Тех, рон: Амири Кабир, 1338.-253 с.
- Ал-Еаззолй Абу Х, омид. Мушкот-ул-анвор. Ал-Крхира, 1964. — 95 с.
- Ал-Еаззолй Абу Х, омид. Кимиёи саодат. Тедрон, 1334.-886 с.
- Ал-Еаззолй Абу Х, омид. Та^офут-ал-фалосифа/Тах, ияи 3. Диноршоева. Душанбе: Ирфон, 2000. — 256 с.
- Ал-Еаззолй Абу Х, омид. Тух, фат-ул-мулук/Бо кушиши Мухдммад Тадии Донишпажуд. Мацалаи Донишкадаи адабиёти Машдад. -Соли аввал, шумораи 2−3 соли 1344.
- Ал-Еаззолй Абу Х, омид. Китоб ул-имла ал машокил ал-эх, ё. Ал-Крхдра, 1302. — 147 с.
- Ал-Еаззолй Абу Х,°МИД- Ал-Арбаъин-фи-усули дин. Ал-К^ох, ира: 1964.
- Ал-Газзолй Абу Х, омид. Ал-Мункиз-мин аз-залол. Техрон: Амири Кабир, 1360.- 58 с.
- Ал-Газзолй Абу Х, омид. Ал-Музтасфи фи илм-ил-усул. Ал-К, ох, ира: 1980.
- Ал-Дехлави. Худжат ал-Аллох. Ал-Кохира, 1964. — 360 с.
- Ал-Джувайни. Гияс ал-умам фи-иттияс аз зулам. Ал-Искандария: Дар ал-джамаат ал-искандарийа, 1979. — 230 с.
- Ал-Мовардй. Ал-Ах, ком ас-султанийа ва-л-вилайат ад-динийа. Ал-Крх, ира, 1973. — 264 с.
- Ал-Матуридй. Китоб ут-Тавхдд. Бейрут, 1970. -411 с.
- Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Гражданская политика//Ал-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1972. — С. 45−168.
- Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Историко-философские трактаты: Пер. с араб. Алма-Ата: Наука, 1985. — 627 с.
- Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Социально-этические трактаты: Пер. с араб. Алма-Ата: Наука, 1985. — 400 с.
- Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Трактат о взглядах жителей добродетельного города//Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1970. — С. 191 -377.
- Аристотель. Большая этика: Соч. В 4-х т.- М.: Мысль, 1983 Т.4 -С. 53−254.
- Аристотель. Политика: Соч.- М.: Мысль, 1983. Т.4 — С. 375 — 644.
- Ибни Сино. Осори мунтахаб/Ч, илди 2. Душанбе: Ирфон, 1983.-560 с.
- Ибн Сина. Указания и наставления//Абуали ибн Сина. Избранные произведения. Т.1. Душанбе, 1980.
- Ибн Сина (Авиценна): Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.-551 с.
- Ибни Халдун. Мук, аддима/Ч, илди 1−2. Тарчумаи форсии Мухдммад Парвини Гунободй.-Те^рон, 1346. — Ду чилд.
- Ибн Х, амз. Китоб ал-фасл-фи ал-миллал ва-л ахава ва-н-них, ал. Алжира, 1899- 1903. — Т. I — V. -224 е., 193 е., 264 е., 222 е., 144 с.
- Коран/Пер. с араб, и коммент. И. Ю. Крачковского. М.: Наука, 1986.-727 с.
- Коран Мадинаи Мунавара 1361 (1983)/Пер. с араб. И. Ю. Крачковского. М.: Политиздат, 1990. — 528 с.
- Маймонид М. Путеводитель колеблющихся/Пер. с араб. А. И. Рубина//Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII XII вв. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — с. 267 — 325.
- Низом-ал-мулк. Сиёсат-намэ/Пер. Б. Н. Заходера. -М.- JI., 1949. 379 с.
- Низомулмулк. Сиёсатнома. Душанбе: Адиб, 1989. — 200 с.
- Платон. Законы: Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1972. — Т. 3, ч. 2. — 678 с.
- Платон. Государство: Соч. в 3-х т. Т. 3, ч. 1. М.: Мысль, 1972. -С. 88 454
- Платон. Собр. соч.: в 4-х т. М., 1990. — Т. 1, — 860 с.
- Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. М.: Госполитиздат, 1952.-XII, 184 с.
- Монографии, коллективные труды, научные статьи
- Абдуллоев Ш. Исломи муосир дар арсаи сиёсат ва идеология. -Душанбе: Ирфон. 1990. 160 с.
- Абдуллоев Ш. Маорифпарварй ва озодфикрй:Афкори динию фалсафй ва исло^отии А^мади Дониш. Душанбе, 1994. — 150 с.
- Абдуллоев Ш. Накши Алии Хдмадонй дар таърихи афкори сиёсии исломй// Изв. АН Республики Таджикистан. Сер. Философия и правоведение. 1944. — № 1. — С. 11−15.
- Арабзода Нозир. Исмаилитская философия Носира Хусрава. -Душанбе, 1997−307 с.
- Арабзода Нозир. Носири Хусрав. Душанбе: Маориф, 1994. — 176 с.
- Арабзода Нозир. Фахруддини Розй. Душанбе: Ирфон, 1993. — 88 с.
- Арабзода Нозир. Носири Хусрав: Тадкдки назариёти фалсафй. -Душанбе: Ирфон, 1994. 176 с. — (Ба истик, боли 990-мин солгарди зодрузаш).
- Асмус В. Ф. История античной философии. М.: Высш. шк., 1965. -320 с.
- Аширов Н. Мусульманская проповедь. М., 1978. — 80 с.
- Аширов Н. Ислам и нации. М.: Политиздат, 1975. — 144 с.
- Аширов Н. Нравственные поучения современного ислама. М.: Знание, 1977.-64 с.
- Ашуров Г. Философские взгляды Носира Хусрава. Душанбе: Дониш, 1965. — 113 с.
- Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье. -М., 1965.-279 с.
- Богоутдинов А. М. Избранные произведения / Отв. ред. Г. Ашуров. -Душанбе, 1980,-418 с.
- Богоутдинов А. М. Очерки по истории таджикской философии. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961. 556 с.
- Богомолов А., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. — 286 с.
- Вазиров 3. В. Очерки социальной философии калама и футуввата. -Душанбе: Дониш, 1991. 278 с.
- Вазиров 3. В. Социально-политическое учение калама. Душанбе: Ирфон, 1993.-78 с.
- Вазиров 3. В. Этическое учение калама. Душанбе, 1990. — 75 с.
- Вазиров 3. В. Философия калама. Душанбе, 1992. — 60 с.
- Вазиров 3. В. Социальная философия калама. Душанбе: Шарки озод, 2000.- 140 с.
- Всеобщая история государства и права. М., 1947. — Т. II.
- Гафуров Б. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -М., 1972.-652 с.
- Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII -XII вв. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 336 с.
- Григорян С. Н. Великие мыслители Средней Азии. М.: Знание, 1958. -32 с.
- Григорян С. Н. Великие мыслители Арабского Востока. М.: Знание, 1960.-24 с.
- Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1966. — 352 с.
- Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры М.: Искусство, 1972.- 318 с.
- Гусейнов А. А. Социальая природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 157 с.
- Диноршоев М. Аз таърихи фалсафаи тоцик. -Душанбе: Ирфон, 1988. -224 с. Перс.
- Диноршоев М. Ал-Фараби и развитие таджикской философии // Изв. АН Республики Таджикистан. Сер. Философия и правоведение. -2001.-М? ¼. С. 70−78.
- Диноршоев М. Дар бораи фалсафаи Абунасри Форобй//Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе: Дониш, 1999. — С. 81−102.
- Диноршоев М. Гносеология Газзали и его мировоззренческая сущность. -Изв. АН Тадж. ССР. Отд-ние обществ, наук. 1976. — № 4.
- Диноршоев М. Каломи Мотриди//Фалсафа дар ахди Сомониён. -Душанбе: Дониш, 1999. С. 50−65.
- Диноршоев М. Масоили идрок: маърифат дар фалсафаи Ибни Сино// Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе: Дониш, 1999. — С. 50−65.
- Диноршоев М. Проблема разума и веры в трудах Мухаммада ал-Газзоли // Изв. АН Республики Таджикистан. Сер. Философия и правоведение. 2001. — № ¼. — С. 70−78.
- Диноршоев М. Фалсафа дар ахди Сомониён//Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе: Дониш, 1999. — С. 2 — 53.
- Диноршоев М. Философия Насириддина Туси. Душанбе: Дониш, 1968.- 157 с.
- Диноршоева 3. Ал-Газзали и его отношение к философским наукам. -Душанбе: Книга, 2000. 41 с.
- Диноршоева 3. Мухаммад ал-Газзали и его отношение к философии. -Душанбе: Дониш, 2002. 159 с.
- Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. Душанбе: Ирфон, 1987.-432 с.
- Додихудоев X. Очерки философии исмоилизма (общая характеристика философской доктрины IX XIV вв.) — Душанбе: Дониш, 1976.- 114 с.
- Заринкуб А. Ч, устуцу дар тасаввуфи Эрон. Тех, рон, 1357. — 446 с.
- Закуев В. Н. Философия Ан-Наззама.Баку, 1961, — 122 с.
- Игнатенко А. А. Социум и разум: рационалистические течения в арабско-исламской общественно-политической мысли средневековья// Рационалистическая традиция и современность. М., 1990. — С. 133 -167.
- Игнатенко А. А. Средневековые «Поучения владыкам» и проблематика власти//Социально-политические представления ислама: История и современность. М.: Наука, 1987. — С. 21 — 44.
- Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. — 315 с.
- Ислам: Краткий справочник. -М.: Наука, 1986. 139 с.
- История философии. В 4-х т. М.: Изд. АН СССР, 1957. — Т.2. — 717 с.
- История политических учений / Под ред. С. Ф. Кечекьяна, Г. И. Федь-кина. 2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1960. — 893 с.
- Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.223 с.
- Керимов Г. М. Ал-Газзали и суфизм. Баку: Элм, 1969. — 112 с.
- Керимов Г. М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Знание, 1982.-63 с.
- Керимов Г. М. Учение Ислама о государстве и политике. М.: Знание, 1986. -64 с.
- Комилов Р. С. Аз таърихи афкори ицтимоию сиёсии ахди Сомониён. -Душанбе: Диловар, 1998. 82 с.
- Комилов Р. С. Андарзномаи Арасту // Илм ва адёт. 1997 — № 12. — С. 30−32.
- Комилов Р. С. Влияние утопических учений античности на формирование социально-утопических учений Востока // Изв. АН Республики Таджикистан. Сер. Философия и правоведение. 1993. -№ ½.
- Комилов Р. С. Назарияи чомеаи ормонй дар таърихи фар^анги форсу тоцик. Душанбе: Маориф, 1996. — 288 с.
- Комилов Р. С. Общественно-политические учения Насириддина Туси // Изв. АН Республики Таджикистан. Сер. Философия и правоведение. 1992. — № 2. — С. 11−20.
- Комилов Р. С. Ормони ичтимой дар фалсафаи тоисломии форсу тоцик // Садои Шарк. 1997. — № 3. — С. 67 — 73.
- Комилов Р. С. Социально-утопические учения в истории таджикской философии XIII XV веков. — Душанбе: Дониш, 1993. — 117 с.
- Кирабаев Н. С. Социальная философия мусульманского Востока. -М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1987. 173 с.
- Кирабаев Н. С. Фикх, общество, человек в арабо-мусульманской философии эпохи средневековья. М., 1986. — 192 с.
- Климович Л. И. Ислам. М., 1965. — 334 с.
- К^одир Х, отамй. Андешах, ои сиёсии Еаззолй. Техрон, 1992.109. бурбонов X. Мухдммади Еазолй ва Алии Х, амадонй дар бораи вилояту салтанат // Изв. АН Таджикистана. Сер. Философия и правоведение. 1994. — № 1. — С. 51−56.
- Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона. // Платон. Собр. соч. в 4-х т./Общ ред. А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1990.
- Лей Герман. Очерк по истории средневекового материализма. М.: 1962.-587 с.
- Массэ А. Ислам. Душанбе: Ирфон, 1984. — 240 с.
- Мавлютов Р. Р. Ислам. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1974. — 168 с.
- Мах, мадов Б. Политическая философия калама. Душанбе: Дониш, 1995. — 78 с.
- Махди Музафарй. Сиёсат ва Еаззолй. Бунёди фархднги Эрон. -«Ч, илди IL
- Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1966. — 458 с.
- Мотаххари М. М. Исламское мировоззрениие. Душанбе: Пайванд, 1995, — 81 с.
- Морис Каррер. Искусство в связи с общим развитием культуры и идеал человечества/Пер с фр. И. Кариша. ТШМ, 1974.
- Международное право/Под ред. Г. И. Бунина. М.: 1982.
- Муминджанов Х.Х. Философские проблемы зороастризма. -Душанбе, 2000. 243 с.
- Муртазо мудариси Гелонй. А^лок-и Еаззолй ё Калиди маърифат. -Душанбе: Сарват, 1992. 60 с.
- Мухамадходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе: Дониш, 1990. — 116 с.
- Мухамадходжаев А. Идеология нак, шбандизма. Душанбе: Дониш, 1991.-232 с.
- Мухамадходжаев А. Мировоззрение Фаридаддина Аттора. -Душанбе: Дониш, 1986. 220 с.
- Мухамадходжаев А. Ходжа Ахрор: жизнь и учение. Канибадам, 2000. — 88 с.
- Мухдммад Абдо. Рисолат ат-тавдид. -Ал-Крх, ира: Б.г.с.
- Мухдммад Гиёсуддин. Еиёс-ул-лугот. Душанбе: Адиб, 1997.
- Наумкин В. В. Трактат Газали. Воскрешение наук о вере / Газали А. Воскрешение наук о вере. М.: Наука, 1980.
- Носири Хусрав. Вачди дин. Техрон, 1970. — 304 с.
- Носири Хусрав. Куллиёт. Душанбе, 1991. — 638 с.
- Олимов К. Мировоззрение Санои. Душанбе: Дониш, 1973. — 135 с.
- Олимов К. Хорасанский суфизм. Душанбе, 1993. — 285 с.
- Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII—XV вв.еках М., 1966 — 399 с.
- Пиатровский М. Б. Коронические сказания. М.: Наука, 1991. — 219 с.
- Рацабов М. Аз таърихи афкори ицтимошо хаёлии Шарк-. -Душанбе: Ирфон, 1998. 164 с.
- Религиозные повествования, история праведных халифов, — М., 1992. Кн. 3.
- Роузенталь 3. Е. Торжество знания. М.: Наука, 1978. — 372 с.
- Рустамов Н. Р. Понятие справедливости в философии имама Газали и его влияние на Али Хдмадони // Изв. АН Таджикистана. Сер.: Философия и право. № 1. — 1994. — с. 38.
- Соколов В. В. Античная философия. М.: Знание, 1958. — 48 с.
- Сайд Ризо Хусравшадй. Илоли зудури фирок ва мазхдби исломй. -Техрон, 1962.
- Степанянц М. Г. Мусульманские концепции в философии и политике XIX XX вв. — М.: Наука, 1982. — 248 с.
- Степанянц M. Г. Философские аспекты суфизма / АН СССР, Институт философии. М.: Наука, 1987. — 190 с.
- Строева J1. В. Государство исмаилитов в Иране в XI XIII вв. -М.: Наука, 1978.-273 с.
- Султанов М. Суфийская доктрина Али Х, амадони. Душанбе: Дониш, 1993. — 136 с.
- Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. М.: Наука, 1986. — 254 с.
- Таботабои M. X. Шиа дар ислом. Тех, рон, 1969.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989. — 815 с.
- Фон Грюнебаум. Основные черты арабо-мусульманской культуры. -М., 1981.-226 с.
- Хайруллоев M. М. Абу Наср ал-Фараби. М.: Наука, 1962. — 301 с.
- Хумои Дж. Газзолинома. Техрон, 1940. — Перс.
- Шамолов А. А. Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси. Душанбе: Дониш, 1994. — 210 с.
- Шамолов А. А. Х, уццатулислом Газоли. Андешадои ицтимой ва сиёсй. Душанбе: Дониш, 1996. — 332 с.
- Шамолов А. А. Проблема счастья в этических концепциях Абу Хамида Газали и Насириддина Туси//Изв. АН Республики Таджикистан Сер. Философия и право. 1993. — № 3. — С. 37 — 44.
- Шамолов А. А. „Кимиёи саодат“ зодрох, и „Захират-ул-му-лук“ // Изв. АН РТ. Сер. Философия и право. 1994. — № 1. — С. 34 — 37.
- Шамолов А. А. Фарзанд азиз // Маърифат. 1994. -№ 1. — С. 16−20.
- Шамолов А. А. Баъзе масоили х, икмати амалии Мир Сайд Алии Хдмадонй // Фархднг. 1995. — № 1/3. — С. 7−10.
- Шамолов А. А. Суннат ва давлат: руцуъ ба ак, оиди сиёсии Мухдм-мад Газолй//Ч, авонон ва цадони дониш. Душанбе, 2000. — С. 10−19.
- Шамолов А. А. Табакабандии илмдо аз назари Газолй//Ч, авонон ва чах, они дониш. Душанбе, 2000. — С. 19−30.
- Шамолов А. А. Машхдди Ризо. Худжанд, 1997. — 145 с.
- Шамолов A.A. Место и роль разума в философии Газали//Садми олимони чавон дар инкишофи илм. Душанбе, 1999 — С. 5 — 27.
- Шамолов A.A. „Кимиёи саодат“ ва „Ахлоки Носирй“ манбах, ои муътамади илми ахлок- // Точикистон. 1996. — № 1/3. — С. 20 — 22.
- Шамолов A.A. Эхё-улум ад-дин» арзандатарин китоби илмии Мухдммад Газолй // Анис: фаслномаи илмй ва фархангй. — Душанбе, 1999. — № 3 — 4. — С. 52 — 60.
- Шамолов А. А. Философия Газали. Душанбе: Ирфон, 2001.-323 с.
- Шаймухамбетова Т. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М.: Наука, 1979. — 152 с.
- Шмидт А.Э. Из истории суннито-шиитских отношений. Ташкент, 1927. -146 с.
- Laoyst Н. La politique de Ghazjli. Paul, CEUTHNER. — London 1953.471 p.
- Watt M. W. Islamic Political thoght. Edinburg, 1968.1. Авторефераты
- Арабзода Нозир. Исмаилитская философия Носира Хусрава: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Душанбе, 1998. — 42 с.
- Вазиров 3. Социальная философия калама: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1993. — 47 с.
- Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Душанбе, 1987. — 44 с.
- Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского средневековья: Автореф. дис. д-ра филос. наук.- М., 1998. 40 с.130
- Олимов К. Философские и социально-этические взгляды Санои: Автореф. дис. кандидата филос. наук. Душанбе, 1970. — 26 с.
- Самиев Б.Д. Социально-политические воззрения Ахмада Дониша: Автореф. дис. кандидата филос. наук. Душанбе, 1998. — 19 с.
- Султанов М. Суфийская доктрина Али Хамадани: Автореф. дис. кандидата филос. наук. Душанбе, 1990. — 23 с.
- Шамолов A.A. Сравнительный анализ этических концепций Абухамида Газали и Насириддина Туси: Автореферат диссертации кандидата философских наук. Душанбе, 1993. — 20 с.