Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование связей межполушарных взаимодействий с некоторыми показателями эмоционально-личностной сферы детей 10-12 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наше исследование посвящено изучению возможных связей эмоционально-личностной сферы детей с их индивидуальными вариантами латерализации функций мозга, а также исследованию методов гармонизации межполушарных взаимодействий и их влиянию на некоторые показатели эффективности сохранения умственной работоспособности. Рассматривая мозг как систему, и его работу с системных позиций, мы пытались… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Взаимодействие полушарий мозга у человека
      • 1. 1. 1. Функциональная специализация полушарий
      • 1. 1. 2. Межполушарные взаимодействия в процессе обработки поступающей информации
      • 1. 1. 3. Пластичность межполушарных взаимодействий и межполушарной асимметрии
      • 1. 1. 4. Межполушарная организация мозга и половой диморфизм
    • 1. 2. Нейропсихологические особенности детей препубертатного периода
      • 1. 2. 1. Структурные преобразования коры большого мозга человека на заключительных этапах допубертатного периода
      • 1. 2. 2. Функциональные особенности организации мозга детей в препубертатный период
      • 1. 2. 3. Созревание лобных областей
    • 1. 3. Межполушарная организация мозга и эмоционально-личностная сфера
      • 1. 3. 1. Роль функциональной асимметрии мозга в регуляции эмоций
      • 1. 3. 2. Тревожность — как одно из качеств эмоционально-личностной сферы
      • 1. 3. 3. Связь функциональной асимметрии мозга и тревожности
  • 2. Методы исследования
    • 2. 1. Схема исследования
    • 2. 2. Методы определения межполушарной функциональной асимметрии переднего мозга
    • 2. 3. Классификация типов профилей латеральной организации функций переднего мозга
    • 2. 4. Методы изучения межполушарных взаимодействий при обработке пространственно-моторной информации
    • 2. 5. Методы определения тревожности
    • 2. 6. Методы определения умственной работоспособности
    • 2. 7. Психофизиологические коррекционные упражнения
    • 2. 8. Статистическая обработка экспериментальных данных
  • 3. Результаты исследования
    • 3. 1. Общая характеристика полученного материала
    • 3. 2. Половые различия уровня и характера тревожности у детей с различными типами профиля латеральной организации функций переднего мозга
    • 3. 3. Особенности уровня и характера тревожности у детей с различными типами профиля латеральной организации функций переднего мозга
    • 3. 4. Корреляция показателей функциональной асимметрии мозга и тревожности
    • 3. 5. Влияние психофизиологических упражнений на некоторые показатели межполушарных взаимодействий и умственной работоспособности в течение учебного года
      • 3. 5. 1. Влияние психофизиологических упражнений на показатели межполушарного взаимодействия при обработке пространственно-моторной информации у праворуких
      • 3. 5. 2. Влияние психофизиологических упражнений на показатели умственной работоспособности у праворуких
      • 3. 5. 3. Влияние психофизиологических упражнений на показатели межполушарного взаимодействия при обработке пространственно-моторной информации у амбидекстров
      • 3. 5. 4. Влияние психофизиологических упражнений на показатели умственной работоспособности у амбидекстров
  • 4. Обсуждение результатов исследования
  • 5. Выводы

Исследование связей межполушарных взаимодействий с некоторыми показателями эмоционально-личностной сферы детей 10-12 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Настоящее исследование относится к проблеме функциональной асимметрии мозга и межполушарных взаимодействий. В последнее десятилетие она является объектом пристального внимания представителей различных дисциплин — нейрофизиологии, эволюционной биологии, психолингвистики, нейропсихологии индивидуальных различий и других. Это междисциплинарное направление, имеющее важное теоретическое и практическое значения для развития наших представлений о механизмах и принципах работы переднего мозга, развитие которого, в сущности, является главным эволюционным достижением человека как биологического вида.

Наше исследование посвящено изучению возможных связей эмоционально-личностной сферы детей с их индивидуальными вариантами латерализации функций мозга, а также исследованию методов гармонизации межполушарных взаимодействий и их влиянию на некоторые показатели эффективности сохранения умственной работоспособности. Рассматривая мозг как систему, и его работу с системных позиций, мы пытались выяснить, каким образом физиологические особенности латерализации функций переднего мозга конкретного ребенка могут быть связаны с проявлениями некоторых психических процессов, в частности, с тревожностью.

В современных условиях в связи с увеличивающейся «стрессогенной этиологигей» многих заболеваний, исследование механизмов устойчивости к эмоциональному стрессу становится одной из актуальных проблем физиологии. Показателем чувствительности индивида к стрессогенным факторам является одно из качеств эмоционально-личностной сферы человека — тревожность.

В последнее время в литературе нейрофизиологические особенности эмоционально-личностной сферы рассматриваются с позиций современных представлений о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга. Естественно предположить, что уровень и характер тревожности могут быть связаны с особенностями парной деятельности мозга, результатом которой (и одновременно проявлением) является межполушарная функциональная асимметрия.

Анализ литературы, посвященной поиску взаимосвязи тревожности с показателями межполушарной функциональной асимметрии, позволяет сделать вывод о наличии противоречивых и неоднозначных результатов этих исследований (Beaton A., Moseley J., 1984; Клейн В. Н. с соавт., 1986; Москвин В. А., 1988, 1990; French С, Richards А, 1990; Казин Е. С. с соавт., 1992; Изюмова С. А., 1993; Пашина А. Х., 1994; Будыка Е. В. с соавт., 1995; Аракелов Г. Г. с соавт., 1997а, 19 976- Хомская Е. Д., с соавт., 1995, 1998; Аршавский В. В., 1998; Илюхина В. А., 1999; Стрелец В. Б., 1999). Следует также отметить, что до настоящего времени мало уделялось внимания исследованию этой проблемы у детей школьного возраста, особенно на завершающем этапе допубертатного периода. Ряд работ ограничивался оценкой лишь какой либо одной модальности церебрального доминирования. Поэтому, несмотря на наличие исследований в этой области, проблема связи тревожности и функциональной асимметрии мозга продолжает оставаться сложной и исследованной недостаточно полно.

Одной из причин снижения показателей здоровья у детей, наряду с эмоциональным перенапряжением, является умственное утомление. Большинство авторов, изучавших особенности функционирования ЦНС свидетельствуют о том, что развитие процесса утомления под влиянием интенсивного потока важной информации с высокой психоэмоциональной напряженностью сопровождается снижением межполушарной функциональной асимметрии (Аршавский В.В., 1988; Леутин В. П., Николаева Е. И., 1988; Добронравова И. С., 1989; Ильюченок Р. Ю. с соавт., 1989; Быкова Л. Г., Смирнова Т. Н., 1991; Овчинников Н. Д., 1998) и усилением процесса интерференционного торможения левого полушария правым (Ильюченок Р.Ю. с соавт., 1989; Ильюченок И. Р., 1994). В связи с этим представляет интерес изучение влияния психофизиологических упражнений, сдерживающих нарастание утомления (Крапивникова О.В., 1999) на процессы межполушарного взаимодействия. Решение проблемы снижения темпов развития утомления и гармонизации межполушарных взаимодействий требует исследования влияния психофизиологических упражнений на рассматриваемые процессы.

Цели и задачи исследования.

Целью настоящего исследования явилось изучение возможных взаимосвязей межполушарных взаимодействий с некоторыми показателями эмоционально-личностной сферы детей 10−12 лет.

В задачи исследования входило:

1 .Исследовать возможные связи уровня и характера тревожности с показателями функциональной асимметрии мозга у детей 10−12 лет.

2.Изучить возможную зависимость степени тревожности от количества доминирующих признаков каждого из полушарий в профиле латеральной организации функций переднего мозга у детей 10−12 лет с ведущей правой рукой.

3.Выявить возможные корреляции тревожности с различными видами асимметрии (мануальной, слухоречевой, зрительной, моторики ног).

4.Изучить влияние психофизиологических упражнений на процессы межполушарного взаимодействия при пространственно-двигательной ориентации и на некоторые показатели умственной работоспособности.

Научная новизна.

1.В ходе исследования впервые получены данные о связи уровня и характера тревожности, определяемой тестом Филлипса, с индивидуальным профилем латеральной организации функций переднего мозга у детей в возрасте 10−12 лет.

2.Показано, что среди изучаемых видов асимметрий (мануальная, слухоречевая, зрительная, асимметрия моторики ног) наиболее тесную связь с уровнем тревожности имеет асимметрия в зрительной сфере.

3.Впервые получены экспериментальные данные о влиянии психофизиологических упражнений на межполушарные взаимодействия при двигательно-пространственной ориентации и на уровень умственной работоспособности у детей этого возраста.

Научно-практическая значимость работы.

Теоретическое значение работы связано с выяснением зависимости между такими разноуровневыми характеристиками индивидуальности, как показатели межполушарной функциональной асимметрии переднего мозга и уровень и характер тревожности детей 10−12 лет. Результаты работы расширяют существующие представления о роли ФАМ в эмоционально-личностной сфере. Полученные в работе результаты вносят вклад в изучение влияния психофизиологических упражнений на процессы МПВ и умственную работоспособность.

Практическая значимость вытекает из результатов исследования, свидетельствующих о возможности поддержания оптимальных МПВ и работоспособности у праворуких детей с помощью специальных психофизиологических упражнений. Понимание факта связи показателей ФАМ ребенка и уровня его тревожности позволяет обосновать психофизиологический подход к выбору разных стратегий обучения и воспитания детей в зависимости от их ФАМ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Показатели межполушарной функциональной асимметрии у детей 10−12 лет связаны с уровнем и характером школьной тревожности.

2. Наиболее низкие уровни тревожности характерны для детей с признаками доминирования левого полушария одновременно и в моторной, и в сенсорной сферах.

3. У детей с ведущей правой рукой появление и увеличение количества признаков доминирования правого полушария в профиле латеральной организации повышает вероятность возрастания уровня тревожности по определенным факторам.

4. Среди изучаемых видов асимметрий (моторных и сенсорных) наиболее тесную связь с уровнем тревожности имеет асимметрия в зрительной сфере.

5. Систематическое выполнение специальных психофизиологических упражнений праворукими испытуемыми приводит к росту умственной работоспособности (снижение умственного утомления) и к оптимизации межполушарных взаимодействий при обработке пространственно-двигательной информации.

Апробация работы Результаты работы были представлены на IV всероссийской научно-практической конференции «Образование и здоровье» (Калуга, 1998), на второй всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы валеологии в образовании» (Липецк, 1999), на межрегиональной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы развития личности в современной системе образования» (Рязань, 1999), на заседании Рязанского отделения Российского общества физиологов (Рязань, 2000).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 7 работ, в том числе 4 в центральной печати.

Структура и объем работы Диссертация изложена на 147 страницах, включает введение, обзор литературы, описание методов исследования, результаты собственных исследований, обсуждение полученных результатов, выводы и список литературы, включающий 246 работ отечественных и 114 иностранных (зарубежных) авторов. Работа иллюстрирована 6 таблицами, 26 рисунками и 2 схемами.

Выводы.

1. Профиль латеральной организации функций переднего мозга детей 10−12 лет связан с факторами (1 — общая тревожность в школе- 2 — переживание социального стресса- 5 — страх ситуации проверки знаний и 7 — низкая физиологическая сопротивляемость стрессу) школьной тревожности по тесту Б. Филлипса и не связан с общей личностной тревожностью, определяемой тестом Р. Кеттелла.

2. Наиболее низкий уровень школьной тревожности (по факторам 1, 2, 5 и 7) отмечен у «чистых» правшей (ППП) и у детей с высокими значениями коэффициентов общей асимметрии, то есть с выраженным доминированием левого полушария в исследованных моторной и сенсорной сферах.

3. У детей 10−12 лет с ведущей правой рукой появление и увеличение количества признаков доминирования правого полушария в профиле латерализации функций (ППП, ПАП, ППЛ, ПАЛ, ПЛЛ) связано с повышением уровня школьной тревожности по факторам 1, 2, 5 и 7.

4. Среди изучаемых видов асимметрий (мануальная, слухоречевая, зрительная, моторики ног) наиболее тесная связь с уровнем тревожности обнаружена у асимметрии в зрительной сфере. Чем выше «левоглазость», тем выше уровень тревожности.

5. Выполнение психофизиологических упражнений сохраняет у праворуких детей преобладающую левополушарную активность, сдерживает нарастание интерференционной правополушарной тормозной активности, активизирует интерференционную тормозную активность левого полушария, что сопровождается повышением умственной работоспособности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Р. Функциональная моторная асимметрия и некоторые психофизиологические особенности школьников 7−14 лет / Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1987. № 1 (28). С. 17−20.
  2. С.Р. Функциональные асимметрии рук и некоторые психофизиологические особенности дошкольников и первоклассников / Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. С. 14.
  3. В.А. Возрастные особенности функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга детей / Тезисы 8 совещания по эволюционной физиологии. Л.: Наука. 1982 а. С. 10.
  4. В.А. Возрастные различия функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга / Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. М. 1981. С. 40 46.
  5. В.А. Функциональная межполушарная асимметрия у детей на разных этапах онтогенеза / Новые исследования по возрастной физиологии. 1982 б. № 2. С. З 6.
  6. Э.М. Взаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста / Леворукость у детей и подростков. М. 1987. С. 17.
  7. Э.М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла: Методические рекомендации. М.: Фолиум, 1993. 40 с.
  8. В.В. Электрофизиологическое исследование корко-подкорковых взаимоотношений у детей / Матер. 8-й научн. конф. по вопр. возр. морфол., физиол. и биохим. М. 1967. С. 11 12.
  9. В.В., Фарбер Д. А. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в электроэнцефалограмме покоя / Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука. 1990. С. 57 62.
  10. Альманах психологических тестов. М: КСП, 1995. С. 165 171.
  11. Ш. А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. 80 с.
  12. Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности / Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2. С. 102 107.
  13. Г. Е., Шишкова Н. Р. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции. М.: МГУ., 1997. 35 с.
  14. В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. К проблеме адаптации человека в приполярных районах Северо-Востока СССР. Владивосток: ДВО АН СССР, 1988. С. 136.
  15. В.В. Особенности типов полушарного реагирования и уровень тревожности у праворуких и леворуких индивидов в различныхрегионах России и Латвии / Физиология человека. 1998. Т. 24. № 1. С. 134- 137.
  16. Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967. 476 с.
  17. М.С. Межполушарные отношения при стойких изменениях эмоционального состояния / Физиология человека. 1985. Т. 11. №. С. 443.
  18. C.B. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при остром инсульте. М. 264 с.
  19. А., Толвайшайте В. Диагностическая валидность тестов выявления рукости. Проблемы нейрокибернетики. Ростов на Дону. 1983. 185 с.
  20. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1976 а. 217 с.
  21. Л.Я., Деглин В. Л., Николаенко H.H. О роли доминантного и недоминантного полушарий в регуляции эмоциональных состояний и эмоциональной экспрессии / Труды НИИ психиатрии. 1976 б. Т. 78. С. 143−146.
  22. .И. Психопатология очагового поражения лобных долей в зависимости от стороны поражения / Журнал невропатологии и психиатрии. 1975. Т. 75. Вып. 12. С. 1793−1798.
  23. Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М. 1983. 174 с.
  24. Т.Г. Онтогенез структурно-функциональной организации системы мозга / Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 65−78.
  25. БианкиВ.Л. Асимметрия мозга животных. Л.: Наука, 1985. 295 с.
  26. В.Л. Индукция и дедукция как функции разных полушарий / Физиологический журнал СССР. 1983. Т. 69. С. 597−605.
  27. В.Л. Механизмы парного мозга. Л.: Наука, 1989. 263 с.
  28. В.Л., Шрамм В. А. Современные представления о каллозальной системе / Проблемы нейрокибернетики. Механизмы межполушарной асимметрии мозга. Элиста. 1985. С. 30.
  29. В.Jl. Факторы латерализации мозга позвоночных / Физиологический журнал СССР. 1983. Т. 69. С. 865−875.
  30. М.Р. Организация психологической работы в школе. 2-е изд., испр. М.: Совершенство, 1998. 298 с.
  31. З.Г. Возрастная динамика специализации головного мозга школьников при осуществлении высших психических функцийэлектрофизиологический анализ). Автореф. дис. д-ра биол. наук. М.1999. 37 с.
  32. Г. Н. Межцентральные отношения в коре головного мозга человека в норме и при очаговом поражении диэнцефальных структур: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М. 1978. 35 с.
  33. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1981.287 с.
  34. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. 240 с.
  35. Е.В., Ефимова И. В., Хомская Е. Д. Влияние двигательной активности на здоровье студентов с разными типами межполушарной организации мозга / Физиология человека. 1998. Т. 24. № 2. С. 67−73.
  36. Е.В., Ефимова И. В., Хомская Е. Д. Объективные и субъективные проявления адаптивных процессов у студентов с разным типом латерализации функций мозга / Вестник МГУ. Серия 16 «Биология». 1995. № 3. С. 8- 14.
  37. Л.Г., Смирнова Т. Н. Изменение асимметрии полушарий при интенсивном обучении иностранным языкам / Журнал ВНД. 1991. Т. 41. Вып. 2. С. 231−236.
  38. A.B., Звартау Э. Э., Козловская М. М. Психофармакология эмоций. М.: Медицина, 1976. 327 с.
  39. В.А. Структурные преобразования зрительной коры головного мозга человека в онтогенезе / Новые исследования по возрастной физиологии. М. 1986. № 2(27). С. 32−37.
  40. Л.С. Формирование временной организации ЭЭГ детей школьного возраста. Автореф. дис. канд. биол. наук. Санкт-Питербург. 1998. 23 с.
  41. Г. Ю., Быбина Л. А. Нейрофизиологические особенности межполушарной асимметрии в динамике депрессивного аффекта / Функциональная асимметрия и адаптация человека. М. 1976. С. 148 -149.
  42. Н.В. Половые различия межполушарного взаимодействия при запоминании речевой информации / Журнал ВНД. 1998. Т. 48. Вып. 3. С. 551−553.
  43. H.B. Половые различия при запоминании дихотически предъявленных списков слов / Журнал ВНД. 1994. Т. 44. Вып. 1. С. 18−23.
  44. Н.В., Цветовский С. Б. Латеральные различия в динамике латентных периодов простой двигательной реакции на звуковые стимулы возрастающей интенсивности / Физиология человека. 1985. № 6. С. 989−992.
  45. И.В., Гафаров В. В. Эпидемиологический подход к исследованию личностной тревожности: распространенность, связь с ишемической болезнью сердца и основными факторами риска / Актуальные вопросы кардиологии. Томск. 1994. Вып. 8. С. 23−28.
  46. М. Расщепленный человеческий мозг / Восприятие: Механизмы и модели. М. 1974. С. 47−57.
  47. В.И. Мальчики и девочки / Семья и школа. 1986. № 1 5.
  48. С. Медико-биологическая статистика Пер. с англ. Ю. А. Данилова. Под ред. Н. Е. Бузикашвили, Д. В. Самойлова. М.: Практика, 1999. 459с.
  49. .М., Ковязина М. С., Ермолаев Д. В. Роль правого и левого полушарий в эмоциональной оценке зрительных стимулов / Физиология человека. 2000. Т. 26. № 4. С. 25 29.
  50. В.И. Функциональная асимметрия у детей с нарушением речевого развития. Автореф.дис. канд. биол. наук. М. 1984. 20 с.
  51. A.C. Влияние опознания зрительных стимулов на вызванные потенциалы проекционной и непроекционных областей коры мозга / Журнал ВНД. 1975. Т. 25. № 1. С. 3−9.
  52. A.C. Динамика вызванных потенциалов в ситуации мобилизационной готовности у детей различного возраста / Физиология человека. 1984. Т. 10. № 4. С. 538.
  53. A.C. Динамика вызванных потенциалов при изменении уровня внимания у подростков в период полового созревания / Новые исследования по возрастной физиологии. 1985. № 1. С. 3−8.
  54. Е.Ю. Состояние центральных стресс-лимитирующих системпри хроническом эмоциональном стрессе: Аврореф. дис.канд. мед.наук. Минск. 1990. 23 с.
  55. Т.П. Клинические особенности нарушений двигательного анализатора при сосудистых очагах в правом полушарии головного мозга / Журнал невропатологии и психиатрии. 1964. Т. 64. Вып. 11. С. 1618−1625.
  56. В.Г., Агабабян А. Р., Аракелян А. Н. Межполушарные различия корковой вызванной активности при обучении работе на компьютере / Физиология человека. 2000. Т. 26. № 3. С. 136 138.
  57. Павлова РАН и международный научный центр им. И. П. Павлова, 2000. С. 609−612.
  58. С.Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. Л.: Гос. ин-т усоверш. врачей им. С. М. Кирова, 1947. 382 с.
  59. Д.В., Михайлова Е. С. Вызванные потенциалы больших полушарий мозга при опознании лицевой экспрессии в правом и левом полуполях зрения / Физиология человека. 1999. Т. 25. № 4. С. 26−35.
  60. H.H. Психофизиология: Учебник для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 1998. 373 с.
  61. H.H. Сердечный ритм и информационная нагрузка / Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. № 2. 1995. С. 14−28.
  62. H.H. Функциональные состояния: механизмы и их диагностика. М.: МГУ, 1985. 286 с.
  63. H.H., Коршунова С. Г., Соколов E.H., Чернышенко E.H. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики / Журнал ВНД. 1995. Т. 45. Вып. 4. С. 647−660.
  64. В.Л., Николаенко H.H. О роли доминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний / Физиология человека. 1975. Т. 1. № 3. С. 418−426.
  65. П.И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей. Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и учителей, воспитывающих детей разного возраста / Пер. с англ. М. 1998. 86 с.
  66. И.С. Значение межполушарной асимметрии в развитии компенсаторных процессов мозга человека / Журнал ВНД. 1989. Т. 39. Вып. 5. С. 819.
  67. И.С. Реорганизация электрической активности мозга человека при угнетении и восстановлении сознания (церебральная кома): Автореф. ДИС.ДОКТ. биол. наук. М.: МГУ, 1996. 75 с.
  68. Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга. М. 1974. 160 с.
  69. Т.А., Брагина H.H. Левши. М. 1994. 186 с.
  70. Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М.: Медицина, 1977. 359 с.
  71. Г. Я. Межполушарные отношения электрической активности при мигательной доминанте у кроликов / Журнал ВНД. 1986. Т. 36. Вып. 1. С. 67−73.
  72. Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Л.: Наука, 1985. 144 с.
  73. Н.В. Формирование в онтогенезе функциональной межполушарной асимметрии по показателю ЭЭГ-реакции активации / Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1982. С. 96.
  74. А.Ю., Афанасьев С. В., Николаенко H.H., Амбалов А. К., Ерицышина М. А. Вероятностная организация лексикона при психической патологии: связь с особенностями межполушарного взаимодействия / Физиология человека. 1999 б. Т. 25. № 4. С. 19−25.
  75. А.Ю., Иванов О. В., Николаенко H.H. Изменение межполушарного взаимодействия у больных с аффективной патологией и шизофренией / Физиология человека. 1999 а. Т. 25. № 3. С. 34−40.
  76. В.В., Куликова H.A. Исследование межполушарных взаимодействий у детей 11−12 лет в условиях проведения психофизиологических коррекций / Рязань. 2000. 21 с. Деп. в ВИНИТИ 17.04.00, № 1016-ВОО.
  77. Л.А. Особенности динамики межполушарных отношений в процессе восстановительной нервно-психической деятельности человека / Журнал ВНД. 1990. Т. 40. Вып. 2. С. 238.
  78. Л.А., Доброхотова Т. А., Дзюбанова H.A., Еотидзе Н. В. межполушарные отношения у больных с частичным рассечением мозолистого тела: анализ когерентности ЭЭГ и произвольных движений / Физиология человека. 1999. Т. 25. № 6. С. 23 33.
  79. Л.А., Готидзе Н. В., Холодова Н. Б. Особенности отдаленной реакции мозга человека на воздействие радиации: ЭЭГ и нейропсихологическое исследование (последствия аварии на Чернобыльской АЭС) / Журнал ВНД. 1996. Т. 46. Вып. 4. С. 699.
  80. Л.А., Трофимова Е. В. Динамика когерентности ЭЭГ у правшей и левшей при засыпании. Сообщение 2. Анализ межполушарных соотношений / Физиология человека. 1998. Т. 24. № 1. С. 32−39.
  81. В.А. Исследование функциональной межполушарной асимметрии мозга при сенсорной депривации. Дис.. канд. биол. наук. Ростов на Дону. 1998. 126 с.
  82. A.B., Лупандин В. И., Сурина O.E. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / Физиология человека. 1999. Т. 25. № 6. С. 34−37.
  83. К.А. Особенности латерализации при восприятии человеком эмоциональной информации / Физиология человека. 1991. Т. 17. № 3. С. 164−166.
  84. К.А., Дмитриева Е. С. Онтогенетический аспект индивидуальных особенностей функциональной асимметрии мозга при восприятии эмоций / Журнал эволюционной биохимиии и физиологии. 1989. Т. 25. № 3. С. 406−409.
  85. А.И. Неврозы у детей и подростков: Анализ, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. С. 215 225.
  86. Л.Р. Некоторые аспекты семиотической структуры и функциональной организации «правополушарного мышления». В кн.: Бессознательное. Тбилиси: Мецниереба. 1978. Т. 1. С. 140.
  87. О.И., Берус A.B., Журавлев А. Б., Мямлин В. В. Индивидуально-типологические особенности базовых свойств личности в норме и их ЭЭГ-корреляты / Физиология человека. 1999. Т. 25. № 2. С. 46−55.
  88. Р.Ю., Финкельберг А. Л., Ильюченок И. Р., Афтанас Л. И. Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации, память. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 169 с.
  89. И.Р. Мануальный метод оценки функциональной асимметрии мозга и полушарного взаимодействия / Бюл. Сиб. отд-я РАМН. 1994. № 2. С. 11−15.
  90. В.А. Принципы взаимодополнения и соизмеримости как основа новых технологий исследования в области нейрофизиологии функциональных состояний / Физиология человека. 1999. Т. 25. № 3. С. 14−24.
  91. Э.М., Гольдшмидт Е. С., Литвинова H.A., Никифорова O.A., Сапего A.B. Использование автоматизированных систем для оценки функциональных состояний / Физиология человека. 1992. Т. 18. № 3. С. 63−70.
  92. Д.А., Траченко О. П. Опознание вербальных стимулов и функциональная асимметрия мозга / Физиология человека. 1985. № 3. С. 395.
  93. В.Н., Москвин В. А., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоциональному стрессу / Неврология и психиатрия. 1986. Т. 15. № 3. С. 106−109.
  94. В.Н., Чуприков А. П. Латеральная фенотипическая конституция и ее личностные корреляты / Асимметрия мозга и память. Пущино. 1987. С. 49- 54.
  95. .И. Проблема химическая асимметрия мозга: от эксперимента к клинике / Тезисы докладов 30-го Всероссийского совещания по проблеме ВНД, посвященного 150-летию со дня рождения
  96. И.П. Павлова. С-Пб.: Изд. инс-т физиологии им. И. П. Павлова РАН и международный научный центр им. И. П. Павлова, 2000. С. 580 583.
  97. М.Г. Лонгитудинальное исследование организации нейрофизиологических процессов деятельности леворуких детей 8−16 лет / Леворукость у детей и подростков. М. 1987. С. 59−62.
  98. М.Г., Волкова Е. О. Межполушарная организация Электрической активности мозга детей с разным уровнем процесса внимания в покое и деятельности / Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1982. С. 98.
  99. КокЕ.П. Зрительные агнозии. Л. 1967. 224 с.
  100. Кок Е.П., Кочергина B.C., Якушева Л. В. Определение доминантности полушария при помощи дихотического прослушивания / Журнал ВНД. 1971. Т. 11. Вып. 5. С. 1012−1018.
  101. В.В. Асимметрия функционального состояния полушарий головного мозга при адаптации к новым климато-географическим условиям / Физиология человека. 1983. Т. 9. № 2. С. 195−202.
  102. В.В. Изменение функциональной асимметрии мозга человекапри действии различных факторов среды: Автореф. дис. канд. биол.наук. Ростов на Дону. 1984. 19 с.
  103. В.В. Функциональная асимметрия мозга и ее роль в генезе артериальной гипертензии / Физиология человека. 1993. Т. 19. № 5. С.
  104. М. Психология / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС. 1999. 448 с.
  105. Т.П. Диагностическое значение пробы Вада в нейрохирургической практике / Вопросы нейрохирургии. 1965. № 4. С. 66 -78.
  106. Э.А. Асимметрия зрительного восприятия и межполушарное взаимодействие / Физиология человека. 1978. Т. 4. № 1. С. 3−16.
  107. Э.А. Сознание и вызванная электрическая активность коры больших полушарий / Журнал ВНД. 1978. Т. 28. № 6. С. 1151−1159.
  108. Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Медицина, 1983. 169 с.
  109. Э.А., Арзуманов Ю. Л. Межполушарные функциональные отношения при отрицательных эмоциях у человека / Журнал ВНД. 1980. № 5. С. 327−331.
  110. Э.А., Генкина O.A. Межполушарное взаимодействие у человека при восприятии зрительных стимулов / Журнал ВНД. 1975. Т. 25. № 5. С. 899−907.
  111. Э.А., Иващенко О. И., Ражнова Т. Н. О полушарной латерализации зрительно-пространственной функции у человека / Журнал ВНД. 1985. Т. 35. № 6. С. 1030−1038.
  112. Н.Б., Каменкович В. М., Новикова Г. Р., Куликова М. А. Межполушарные различия в динамике опознания изображения / Физиология человека. 1988. Т. 14. № 6. С. 927−932.
  113. .С. Межполушариое взаимодействие у человека / Ростов на Дону. 1992. 176 с.
  114. О.В. Психофизиологические аспекты межполушарной асимметрии мозга у детей 7−9 лет. Автореф. дис.. .. канд. биол. наук. Рязань. 1999. 20 с.
  115. A.A., Янсон В. Н. Связь времени реакции движений глаз с межполушарной асимметрией альфа-ритма электроэнцефалограммы человека / Журнал ВИД. 1978. Т. 28. Вып. 4. С. 839−841.
  116. Д.Н., Кулакова Т. П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика / Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С. 254.
  117. .В. Психология и психофизиология тревожности как свойства и состояния / Физиология человека. 1981. Т. 7. № 5. С. 917 927.
  118. М.А., Сидорова O.A. Распознавание интонационного и мимического выражения эмоций у больных с органическим поражением правого и левого полушарий / Журнал ВНД. 1983. Т. 33. № 3. С. 456−463.
  119. H.A. Коррекция физиологических проявлений стресса при помощи физиологических упражнений / Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции «Образование и здоровье». Калуга. 1998. С. 173 174.
  120. H.A., Ендолов В. В. Функциональная асимметрия мозга и ее связь со школьной тревожностью / Рязань. 2000. 13 с. Деп. в ВИНИТИ 17.04.00, № 1017-BOO.
  121. H.A., Ендолов В. В., Муравьева М. С. Гармонизация межполушарных взаимодействий и свойства внимания / Тезисы докладов V Всероссийской научно-практической конференции «Образование и здоровье». Калуга. 1999. С. 65 66.
  122. Г. А. Межполушариое взаимодействие и обучение / Физиология поведения: Нейрофизиологические закономерности. JL 1986. С. 277−307.
  123. Г. А. Формирование функциональной межполушарной асимметрии мозга в организации зрительно-моторной реакции у детей / Актуальные вопросы детской неврологии и психиатрии. Ворошиловград. 1984. С. 22.
  124. Г. А. Функциональная асимметрия коры мозга и обучение. Ростов на Дону: Изд. РГУ, 1982. 154 с.
  125. В.Р., Вишневецкая Т. Ю. Физиологическое развитие детей и подростков как прогностический показатель здоровья и развития нации / Современные проблемы педиатрии / Материалы 8 съезда педиатров России. 24 26 февраля 1998. Москва. С. 103.
  126. Г. Ф. Биометрия. Учебное пособие. М. 1980. 343 с.
  127. В.М. Проявление симметрии-асимметрии в некоторых функциях организма спортсмена / Теория и практика физической культуры. 1970. № 10. С. 23−26.
  128. В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука, 1988. С. 193.
  129. Л.П., Невская A.A., Павловская М. Б. Асимметрия полушарий головного мозга с точки зрения опознания зрительных образов / Сенсорные системы. Зрение / Под ред. Батуева A.C. Л.: Наука, 1982. С. 76−92.
  130. С.А. Этапы развития внимания и его психофизиологическая характеристика: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л. 1979. 25 с.
  131. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения. М. 1969. 504 с.
  132. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М. 1970. 495 с.
  133. Л.Е., Шаромова H.H. Исследование межполушарного переноса сенсомоторной информации у детей / Физиология человека. 1996. Т. 22. № 4. С. 39−43.
  134. A.B., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. СПб: ИКФ «Фолиант», 1999. С. 36 47.
  135. А.К., Хори Я., Павлыгина P.A. Электрофизиологические характеристики межполушарных отношений неокортекса при формировании доминанты / Электрофизиологическое исследование стационарной активности в головном мозге. М. 1983. С. 3−15.
  136. С.Б., Орехова Е. В. Возрастная динамика потенциалов мозга, связанных с движением детей 9−12 лет / Журнал ВНД. 1995. Т. 45. Вып. 2. С. 269−278.
  137. Н.Г., Гребенникова Н. В. К проблеме латеральных особенностей зрительного восприятия / Физиология человека. 1984. Т. 10. № 3. С. 347.
  138. C.B., Пахомов C.B., Рудас М. С. и другие. О выборе состояния спокойного бодрствования как референтного при психологических пробах / Физиология человека. 1996. Т. 22. № 1. С. 5.
  139. Р.Н. Педагогические аспекты латеральности двигательного научения в спорте / Леворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация. Ворошиловград. 1985. С. 67.
  140. Я.А. Высшие зрительные функции. Л.: Наука, 1986 а. 163 с.
  141. Я.А. Нарушение зрительного гнозиса при локальной патологии левого и правого полушарий головного мозга / Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии головного мозга. М.: Наука. 1986 б. 163 с.
  142. Я.А. Проявления функциональной асимметрии полушарий головного мозга в осуществлении зрительно-гностических функций у лиц разного пола / Физиология человека. 1996. Т. 22. № 3. С. 52−58.
  143. Е.С., Богомолова И. В. Вызванная активность коры больших полушарий мозга человека при активном и пассивном восприятии лицевой экспрессии / Журнал ВНД. 1999. Т. 49. Вып. 4. С. 566−574.
  144. Е.С., Давыдов Д. В., Моргункова А. Н. Зрительные вызванные потенциалы человека при опознании лицевой эмоциональной экспрессии / Журнал ВНД. 1998. Т. 48. Вып. 5. С. 797.
  145. Е.С., Давыдов Д. В., Моргункова А. Н. Межполушарная асимметрия топографических карт зрительных вызванных потенциалов при опознании эмоциональной лицевой экспрессии / Физиология человека. 1996. Т. 22. № 5. С. 92.
  146. В.М., Рижинашвили P.C., Самадашвили З. В., Турашвили Р. И. Функциональная асимметрия мозга. Тбилиси. 1977. С. 23 24.
  147. В.М., Эзрохи B.JI. Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1986. 159 с.
  148. В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования. / Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 116−120.
  149. В.А. Профили латеральности и некоторые особенностипсихических процессов (в норме и патологии): Автореф. дис. канд.псих. наук. М. 1990. 23 с.
  150. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М. 1976. 336 с.
  151. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Автореф. дис. доктора психол. наук. JI. 1984. 32 с.
  152. H.H. Роль правого и левого полушарий мозга в творческой деятельности / С-Пб. 2000. С. 591 594.
  153. H.H., Егоров А. Ю., Траченко О. П., Грицышина М. А., Афанасьев C.B. Функциональная асимметрия мозга и принципы организации речевой деятельности / Физиология человека. 1998. Т. 24. № 2 с. 33 -39.
  154. Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков / Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М. 1985. С. 42 55.
  155. Л.А., Фарбер Д. А. Функциональное созревание коры и подкорковых структур мозга в различные периоды по данным электрофизиологических исследований / Возрастная физиология. Л.: «Наука», 1975. С. 514−115.
  156. Ч., Рамекерс Г., Дюшен Р. и др. Развитие бимануальной координации у детей: роль межполушарных связей / Физиология человека. 1991. Т. 17. № 5. С. 61.
  157. Н.Д. Исследование изменений межполушарной функциональной асимметрии мозга и показателей профессиональной надежности операторов в процессе труда высокой нервно-эмоциональной напряженности / Физиология человека. 1998. Т. 24. № 2. С. 74−79.
  158. Д.В. Об экспериментальном исследовании некоторых расстройств личности и эмоциональной сферы у больных с локальными повреждениями мозга / Психология и медицина. М. 1978. С. 345−349.
  159. H.A. Половые особенности межполушарной асимметрии / Асимметрия мозга и память. Сб. науч. тр. Пущино. 1987. С. 115−124.
  160. Л.П., Романенко А. Ф. Системный подход в психофизиологическом исследовании мозга человека. Л.: Наука. 1988. 208 с.
  161. Л.П., Точилов К. С. К электроэнцефалогической характеристике парной деятельности больших полушарий человека при мышечной работе / Физиологический журнал СССР. 1960. Т. 46. № 7. С. 777−784.
  162. Л.Е. Биохимические механизмы стресса. Новосибирск: Наука, 1983.232 с.
  163. Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск: Наука, 1981. 177 с.
  164. Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 169−174.
  165. А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы / Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 89−98.
  166. E.H. Психофизиологические характеристики лиц с разным профилем функциональной межполушарной асимметрии мозга. Дис.. канд. биол. наук. Ростов на Дону. 1996. 116 с.
  167. И.А. К проблеме мозговой организации эмоциональных процессов в аспекте функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека / Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 65 73.
  168. Ю.Ф., Курек Н. С., Гаранян Н. Г. Сравнительный анализ нарушений положительных эмоций у больных шизофренией с чертами дефекта и больных эндогенными депрессиями / Журнал невропатологии и психиатрии. 1986. Вып. 12. С. 1819 1824.
  169. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М Воронеж. 2000. С. 87 — 90.
  170. Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, П. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Пед-ка, 1983. С. 374.
  171. Психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. С. 407.
  172. П.Ф. Биологическая статистика. Минск: Вышэйш. шк., 1967. 326 с.
  173. B.C., Аршавский B.B. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 193 с.
  174. Е.В. Когерентный анализ ЭЭГ при развитии следовых процессов поляризационной доминанты у кроликов / Журнал ВНД. 1987. Т. 37. Вып. 2. С. 305−312.
  175. М.И. Возрастные особенности в развитии и становлении основных свойств нервной системы / Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. М. 1975. С. 161−165.
  176. Л.К., Фарбер Д. А., Алферова В. В. Особенности функционирования центральной нервной системы / Физиология подростка / Под ред. Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1988. С. 17−36.
  177. A.B., Цыганок A.A. Сопровождение психического развития левшей младшего дошкольного и школьного возраста. М. 1992. 115 с.
  178. A.B. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М. 1991. 138 с.
  179. E.H., Верхутина А. И., Рождественская В. М. Реактивность затылочной области коры головного мозга у детей по данным электроэнцефалограммы / Вопросы возростной морфологии и физиологии. М: Изд-во АПН СССР, 1953. 228 с.
  180. Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 95 с.
  181. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: МГУ, 1985. 190 с.
  182. П.В. Корко-подкорковые взаимодействия в процессе формирования эмоций / Журнал ВНД. 1991. Т. 41. Вып. 2. С. 211 220.
  183. П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы обшей психологии. М. 1987. 266 с.
  184. П.В. Мозговые механизмы эмоций / Журнал ВНД. 1997. Т. 47. Вып. 2. С. 320−328.
  185. П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. 93 с.
  186. П.В. Эмоциональный мозг. Физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М.: Наука, 1981. 215 с.
  187. М.Б. Методы системного анализа в медицинских исследованиях. М.: Медицина, 1989. 302 с.
  188. В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учебное пособие для студентов. М.: «Академия», 2000. С. 5.
  189. С. «Агу» и «Бука» / Новый мир. 1985. № 3. С. 179 199.
  190. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности / Стресс и тревога в спорте / Под ред. Ю. Л. Ханина. М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12−24.
  191. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Пер. с англ. М.: Мир, 1983.256 с.
  192. В.Е. Особенности решения наглядных и вербальных задач у детей 5−8 лет / Журнал ВИД. 1981. Т. 31. Вып. 5. С. 909−915.
  193. Г., Вайтсайд Д. Партитура структурной нейрологии. М: 1995. 120с.
  194. Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов на Дону. 1999. 576 с.
  195. В.Б. Вопросы стресса, эмоций и активизации (AROUSAL) на 9-м международном конгрессе по психофизиологии (14−19 сентября 1998 г., Таормино, Италия / Журнал ВИД. 1999. Т. 49. Вып 2. С. 360.
  196. А.Г. Научное обоснование системы социально-гигиенического мониторинга детского населения / Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. 1999. № 1. С. 11 14.
  197. H.H. О механизмах нарушения памяти. Докл. на чтениях посвященных памяти акад. Л. А. Орбели. Л.: Наука, 1968. 24 с.
  198. И.О., Безобразова В. Н. Изменение межполушарной асимметрии мозгового кровообращения у детей в возрасте 4−10 лет / Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1982. С. 112.
  199. Г. П., Кашина И. А. Функциональная межполушарная асимметрия при опознании зрительных стимулов различных классов / Физиология человека. 1984. Т. 10. № 4. С. 578−588.
  200. Д.А., Алферова В. В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. М., 1972. 215 с.
  201. Д.А., Вильдавский В. Ю. Гетерогенность и возрастная динамика а-ритма электроэнцефалограммы / Физиология человека. 1996. Т. 22. № 5. С. 5−12.
  202. Д.А., Дубровинская Н. В. Формирование психофизиологических функций в онтогенезе / Механизмы деятельности мозга человека. Л.: Наука, Ч. 1. С. 426.
  203. Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга (Возрастные особенности и некоторые закономерности) / Физиология человека. 1991. Т. 17. № 5. С. 17−27.
  204. Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. 64 с.
  205. Д.А., Новикова J1.A. Функциональное созревание коры и подкорковых образований мозга / Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. Под ред. акад. A.A. Маркосяна. М.: «Медицина», 1969. С. 446 474.
  206. А.И., Бондарь А. Т. Характер воспроизведения, асимметрия ЭЭГ и возраст учащихся / Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков / Тезисы 4 Всесоюзной конференции «Физиология развития человека». М. 1990. С. 292.
  207. Е.Б., Бианки B.JI. Асимметрия вызванных потенциалов в зрительной коре кошки / Физиологический журнал СССР. 1981. Т. 67. № 4. С. 506.
  208. H.A. О некоторых корреляциях патологических изменений электроэнцефалограммы и электрограммы тонуса мышц у больных с опухолью лобной доли / Вопросы нейрохирургии. 1965. Т. 1. С. 25−29.
  209. H.A., Куклина A.C. Лобная область и общецеребральные факторы нарушения работы головного мозга / Современные методы исследования в неврологии и психиатрии. Курск. 1977. Т. 1. С. 121 124.
  210. М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии: Электрофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1989. 144 с.
  211. И.В., Горнушкина Е. Ю., Николаев В. И., Овчинников Б. В. Особенности регуляции эндокринной и сердечно-сосудистых систем людей с различным типом темперамента на эмоциональный стресс / Физиология человека. 2000. Т. 26. № 3. С. 121−125.
  212. Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 288 с.
  213. Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии / Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М. 1986. С. 23−32.
  214. Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. М.: МГУ, 1992. 180 с.
  215. Е.Д., Будыка Е. В., Ефимова И. В. Межполушарная организация мозга и субъективная оценка здоровья / Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». 1995. № 2. С. 20.
  216. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. 281 с.
  217. Е.Д., Привалова H.H., Ениколопова Е. В., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Степанова О. Б., Горина И. С. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия: Учеб. пособие. М.: Изд-воМГУ, 1995. 78 с.
  218. В.К. Учение о лобных долях мозга по личным исследованиям за последние 30 лет / Клиническая медицина. 1935. Т. 13. № 10. С. 1421−1434.
  219. Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. 232 с.
  220. В.А. Диагностика детского развития. Киев. 1992. С. 35 37.
  221. Т.А. Структурная перестройка лобной области коры головного мозга у детей и подростков от 6 до 16 лет /Новые исследования по возрастной физиологии. 1987. № 2 (29). С. 62−65.
  222. Т.А. Структурные преобразования лобной области коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе: Автореф. дис.. .. канд. биол. наук. М. 1988. 22 с.
  223. Т.К., Блинков Б. В. Прогнозирование особенностей психического склада руководителей на основе выраженности функциональных асимметрий / Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 4. С. 76.
  224. Т.В. Речевая деятельность в условиях преходящего угнетения левого и правого полушарий мозга / Механизмы речевого процесса и реабилитации больных с речевыми нарушениями. Л.: Наука, 1989. С. 62.
  225. Т.В., Лях Н.Ю., Токарева Т. Н. Латерализация восприятия слов в зависимости от лингвистических факторов / Физиология человека. 1996. Т. 22. № 4. С. 12−17.
  226. Т.В., Светозарова Н. Д., Токарева Т. Н., Третьяков Д. А., Озерский П. В., Стрельников К. Н. Специализация полушарий мозга в восприятии интонаций русского языка / Физиология человека. 2000. Т. 26. № 2. С. 24−29.
  227. Е.В., Болдырева Т. Н., Брагина Н. Н., Куликов М. А. Адаптивно-компенсаторные перестройки внутриполушарного взаимодействия электрических процессов мозга человека при поражении стволовых структур / Журнал ВНД. 1993. Т. 43. Вып. 6. С. 1089.
  228. Г. Нейробиология. М. 1987.
  229. Л.Л., Волошенко С. Е. Некоторые показатели структуры личности во взаимосвязи с тестом на аплодирование / Проблемы нейрокибернетики. Ростов на Дону: Изд-во РГУ, 1983. С. 256.
  230. Шубенко-Шубина И. Е. Особенности и прогностическое значение теменной дисфункции при сосудистых заболеваниях головного мозга взависимости от стороны поражения / Журнал невропатологии и психиатрии. 1975. Т. 75. Вып. 12. С. 1776−1780.
  231. В.Н., Крауклис А. А. Психофизиология функциональной асимметрии мозга человека / Изв. АН Латв ССР. 1982. № 1. С. 100−114.
  232. И.Р. Функциональная структура физиологических реакций человека в условиях монотонной деятельности различной специфики. Автореф. дис.канд. биол. наук. Тарту. 1979. 23 с.
  233. Beamont G.J., Mayers A.R., Rugg M.D. Asymmetry in EEG alpha coherence and power: effects of task and sex / EEG and Clin. Neurophysiol. 1978. V. 45. № 3. P. 393−401.
  234. Beaton A.A., Moseley L.G. Anxiety and the measurement of handedness / Brit. J. Psychol. 1984. V. 75. № 2. P. 275−278. Цит. по Пожарской E.H. 1996.
  235. Berlucchi G., Heron W., Hyman R. et al. Simple reaction times of ipsilateral and contrlateral hand to lateralized visual stimuli / Brain. 1971. Vol. 94. pt. 3. P. 419−430. Цит. по Ильюченку Р. Ю. с соавт. 1989.
  236. Bogen J.E. The other side of the brain. II. An oppositional mind / Bull. Los. Angeles Neurol. Soc. 1969. Vol. 34. P. 135−162.
  237. Bradshow J. The importance of being right- (or left) handed / New Sci. 1885. № 1440. P. 46−48. Цит. по Жеребцовой B.A., 1998.
  238. Bradshow J.L., Nettleton N.C. The nature of hemisperic specialization in man / Behav. and Brain Sci. 1981. Vol. 4. P. 51−91. Цит. по Иващенко О. И. с соавт., 1999.
  239. Brill N.Q., Seidemann Н. The Electroencephalogram of Normal Children / Amer. J. Psychart. 1941. V. 98. № 2. P. 250. Цит. по Фарбер Д. А., Новиковой Л. А., 1969.
  240. Bryden M. P. Laterality: Functional Asymmetry in the Intact Brain. Academic Press. 1982. Цит. no Хомской Е. Д., 1997.
  241. Buchtel H.A., Campari R, De Risio C., Rota R. Hemispheric differences in discriminative reaction time to facial expressions: preliminary observations / Boll. Soc. ital. biol. Sper., 1976 (77). Vol. 52. № 18. P. 1447.
  242. Campbell R. A lateralization of emotion- a critical review / Int. L. Psychol. 1982. V. 17. № 2−3. P. 211. Цит. по Асадовой M.C., 1885.
  243. Campbell R. Asymmetries in interpreting and expressing a posed facial expression / Cortex. 1978. V.14. № 3. P. 327−342. Цит. по Переверзевой И.A., 1980.
  244. Carmon A., Nachson J. Ear asymmetry in perception of emotional nonverbal stimuli / Acta psychologica. 1973. V. 37. P. 351−357. Цит. по Хомской Е. Д., Батовой Н. Я., 1992.
  245. Cattell R.B., Scheier I.H. The meaning and measurement of neuroticism and anxiety. N. Y.: The Ronald Press Company, 1961. P.5. Цит. по Кулагину Б. В., 1981.
  246. Cook N.D. Callosal inhibition: The key to the brain code / Behav. Sci. 1984 a. Vol. 29. № 1. P. 98−110. Цит. по Ильюченку Р. Ю. с соавт., 1989.
  247. Cook N.D. Homotopic callosal inhibition / Brain and Lang. 1984 в. Vol. 23. № 2. P. 116−125. Цит. по Бианки В. Л., 1985.
  248. Cook N.D. The brain code. London: New York, 1986. 148 p.
  249. Corballis M.C., Morgan M.J. On the biological basis of human laterality / Behav. Brain. Sci. 1978. Vol. 2. P. 261−336. Цит. по Фишман M.H., 1989.
  250. David A. Perceptual asymmetry for happy -sad chimeric faces: Effects of mood / Neuropsychologia. 1989. V. 27. № 10. P. 1289−1300.
  251. Davidson R. J. Des humeurs bien partagees / Sci. et vie. 1989. hors. ser. № 168. P. 51−57. Цит. по Пожарской E.H., 1996.
  252. Davidson R.J. Hemispheric specialization for cognition and affect / Physiological correlates of human behavior. L.: Academic Press, 1983. P. 203 216. Цит. по Ильюченку Р. Ю. с соавт., 1989.
  253. Davidson R.J., Fox N.A. Asymmetrical brain activity discriminates between positive versus negative affective stimuli in human infants / Science. 1982. V. 218. P. 1235−1237. Цит. но Даниловой H.H., 1998.
  254. Davidson R., Megnick D., Moss E., Saron C. Ratings of emotion in faces are influenced by the visual field to which stimuli are presented / Brain and Cogn. 1987. V. 6. № 4. P. 403−411. Цит. по Панину Л. Е., 1983.
  255. Davidson R.J., Schwartz G.E., Pugash E., Bromfield E. Sex differences in patterns of EEG Asymmetry / Biol. Psychol. 1974. V. 4. № 2. P 119−137.
  256. Davidson W., Andrews J., Ross S. Effect of stress and anxiety on continuous high speed color namig / J. Exper. Physiol. 1965. V. 52. P. 13−17. Цит. no Панину Л. Е., 1983.
  257. Dimond J.Т., Beaumont G. Hemispheric function and colour naming / J. Exp. Psychol. 1972. V. 96. P. 87−91.
  258. Dimond J.Т., Beaumont G. Experimental studies of hemisphere function in the human brain / Hemispheric function of the human brain. N.Y.: Halstead Press, 1974. P. 48 88. Цит по Ильюченку Р. Ю. с соавт., 1989.
  259. Dimond S., Farrington L., Johnson P. Differing emotional response from right and left hemispheres / Nature. 1976. Vol. 261. P. 690−692.
  260. Dimond S.J., Farrington L., Johnson P. Differing emotional response from right and left hemispheres / Nature. 1976. V. 261. № 562. P. 690−692. Цит no Симонову П. В., 1987.
  261. Dobson M., Markham R. Individual differences in anxiety level and lyewitness memory / J. Gen. Psychol., 1992. № 4. P. 343−350.
  262. Efron R. The decline and the fall of hemispheric specialization. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1990. P. 10- 15.
  263. Eviatar Z., Zaidel E., Menn L. Concreteness: nouns, verbs and hemispheres / Cortex. 1990. V. 23. № 2. P. 611.
  264. Fabian M.S., Parsons O.A., Sheldon M.D. Effects of gender and alcoholism on verbal and visual-spatial / J. nerv. ment. Dis. 1984. V. 172. № 1 P. 16−21.
  265. Flor-Henry P. Cerebral basis of psychopathology. Boston. 1983. 194 p. Цит. по Бианки В. Л., 1985.
  266. French C., Richards A. The relationship between handedness, anxiety and questionnaire response patterns / Brit. J. Psychol. 1990. V. 81. № 1. P. 57−61.
  267. Galin D. Lateral specialization and psychiatric issues: Speculations on development and the evolution of consciousness. Evolution and lateralization of the brain / Ann. N. Y. Acad. Sci. 1977. V. 299. P. 397−411. Цит. no Ильюченку Р. Ю. с соавт., 1989.
  268. Galin D., Johnstone J., Nakell L., Herron J. Development of the capacity' for tactile information transfer between hemispheres in normal children / Science. 1979. V. 204. P. 1330.
  269. Gazzaniga M.S. The bisected brain. N.Y.: Plenum Press, 1970. 168 p. Цит. no Пожарской E.H., 1996.
  270. Geffen G., Bradshaw J.L., Wallace G. Interhemispheric effects on reaction time to verbal and nonverbal visual stimuli / J. Exp. Psychol. 1971. Vol. 87. P. 415−422. Цит. по Ильючнеку Р. Ю. с соавт., 1989.
  271. Goldberg Е., Costa L.D. Hemisphere differences in the acquisition and use of descriptive systems / Brain Lang. 1981. Vol. 14. P. 144−173. Цит. по Бианки В. Л., 1985.
  272. Gordon H.W. Hemispheric asymmetry for dichotically-presented chords in musicians and non-musicians, males and females / Acta Psychol. 1978. V. 42. № 5. P. 383−395. Цит. no Брагиной H.H., Доброхотовой T.A., 1988.
  273. Gottschalk R.A., Stone W.M., Cleser G.C., Jacono J.m. Anxiety and plasma free fatty acids / Life Sci., 1969. V. 8. P. 61. Цит. но Кулагину Б. В., 1981.
  274. Gracham F.K. Afterword: Pre-Attentive Processing and Passive and Active Attention / Attention and Orienting: Sensory and Motivational Processes / Eds. P.J. Lang, R.F. Simons, M.T. Balaban. Lawrence Erlbaum Associates. London. 1997. P. 417−452.
  275. Grevis R., Landis Т., Goodglass H. Laterality and sex differences for visual recognition of emotional and non -emotional words / Neuropsychol. 1981. V. 19. № 1. P. 134 145. Цит. no Пожарской E.H., 1996.
  276. Haggard M.P., Parkinson A.M. Stimulus and task factors as determinants of ear advantages / Quarterly journal of experimental psychology. 1971. V. 23. Part 2. P. 168−177. Цит. но Переверзевой И. А., 1980.
  277. Haines A.P., Imerson J.D., Meade T.W. Phobic anxiety and ischaemic heart disease / Br. Med. J. 1987. V. 295. P. 297−299.
  278. Hassler M. Functional cerebral asymmetries and cognitive abilities in musicians, painters and control / Brain and Cogn. 1990. V. 13. № 1. P. 1−17.
  279. Heilman K.M., Scholes R., Watson R.T. Auditory affective agnosia / Journal of Neurology, Neurosurgery and Psychiatry. 1975. V. 38. P. 69−72. Цит. no Переверзевой И. А., 1980.
  280. Heller W. Neuropsychological mechanisms of individual differences in emotion? Personality and arousal / Neuropsychology. 1993. V. 7. P. 476.
  281. Herron J. Two hands, two brains, two sexes / In: Neuropsychology of left-handedness / Ed. J. Herron. N.-Y.-London: Acad. Press/ 1980. P. 233−260.
  282. Herzuk A., Oszwa U. Odbior tresci emocjonalnych przez pacjentow z. jednostronnymi uszkodzeniami mozgu / Stud, psychol. 1992. V. 30. № 1−2. P. 69−88.
  283. Inglis J., Lowson J.S. Sex differences in the effects of unilateral brain damage on intelligance / Science. 1981. V. 212. № 4495. Цит. по Отмаховой H.A., 1987.
  284. Kail R.V., Siegel A.W. Sex and hemispheric differences in the recall of verbal and spatial information / Cortex. 1978. V. 14. № 4. P. 557−563. Цит. no Брагиной H.H., Доброхотовой T.A., 1988.
  285. Katon W., Hall M.L., Russo J. Phobic anxiety and ischaemic heart disease / Amer. J. Med. 1988. V. 84. № 1. P. 1−9.
  286. Ketterer M.W., Smith B.D. Bilateral electrodermal activity, Lateralized cerebral processing and sex / Psychophysiology. 1977. V. 14. № 6. P. 513−516. Цит. no McGlone J., 1980.
  287. Kinsbourne M. Hemispheric specialization and the growth of human understanding / Amer. Psychol. 1982. V. 37. P. 411−420.
  288. Kinsbourne M. Eye and head turning indicates cerebral lateralization / Science. 1972. V. 176. P. 539−541.
  289. Lader M. H. The nature of anxiety / Brit. J. Psychiat. 1972. V. 121. P. 481. Цит. по Кулагину Б. В., 1981.
  290. Le Doux J. Cognitive emotional interactions in the brain / Cognition and emotion. 1989. V. 3 — 4. P. 267−289. Цит. по Симонову П. В., 1991.
  291. Leehey S., Carey S., Diamond R., Cahn A. Upright and inverted faces: the right hemisphere knows the difference / Cortex. 1978. V. 14. № 3. P. 411−419. Цит. по Переверзевой И. А., 1980.
  292. Levitt E.E. The psychology of anxiety. London: Paladin, 1979. P. 35. Цит. no Кулагину Б. В., 1981.
  293. Levy J. Possible basis for the evolution of lateral specialization of the human brain / Nature. 1969. Vol. 224. № 5219. P. 614−615. Цит. no Отмаховой H.A., Коновалову В. Ф., 1988.
  294. Lewis R., Kamptner N. Sex differences in spatial task performance of patients with and without unilateral cerebral lesions / Brain and Cogn. 1987. V. 6. № 2. P. 142−152.
  295. Lindsley D.B. Heart and Brain Potentials in Human Fetuses in Utero / Amer. J. Psychol. 1942. V. 55. № 3. P. 412. Цит. по Новиковой JI.A., Фарбер Д. А., 1975.
  296. McGlone J. Sex differences in human brain asymmetry: a critical survey / Behav. Brain Sci. 1980. V. 3. № 2. P.215−263.
  297. Mikulincer M., Paz D., Kedem P. Anxiety and categorization. Hierarchical levels of mental categories / Pers. And indiv. diff. 1990. № 8. P. 815−821.
  298. Milner B. Visual recognition and recall after temporal-lobe excision in man / Neuropsychologia. 1968. V. 6. P. 191−209. Цит. по Пожарской E.H., 1996.
  299. Montgomery W.A., Jones G.F. Laterality, emotionality and hearbeat perception / Psychophysiology. 1984. V. 21. P. 459−465.
  300. Moscovitch M. Information processing and the cerebral hemispheres / Neuropsychology. 1979. Vol. 2. P. 379−446. Цит. по Фишман M.H., 1989.
  301. Moscovitch M. On the representation of language in the right hemisphere of right-handed people / Brain and Lang. 1976. Vol.3. № 1. P. 47−71.
  302. Natale M., Gur R. Hemispheric lateralisation of emotional processes. INS Meeting Atlanta, Georgia. 1981. 243 p. Цит. по Хомской Е. Д. с соавт., 1997.
  303. Nebes R.D. Direct examination of cognitive function in the right and left hemispheres / Asymmetrical function of the brain. Cambridge: University Press, 1978. P. 99−140. Цит. по Ильючнеку Р. Ю. с соавт., 1989.
  304. Phillips В. School refusal and Anxiety. N.Y. 1978. Цит. по Новиковой E.B., 1985.
  305. Piazza D.M. The influence of sex and handedness in the hemispheric specialization of verbal and nonverbal tasks / Neuropsychology. 1980. V. 18. № 2. P. 163−176.
  306. Rastatter M., Dell C.W., McGuire R.A. Vocal reaction times to unilaterally presented concrete and abstract words: Towards a theory of differential right hemispheric semantic processing / Cortex. 1987. Vol. 23. № 1. P. 135−142.
  307. Renter-Lorenz P., Davidson R. Differential contribuions of the two cerebral hemispheres to the perception of happy and sad fasces / Neuropsychol. 1981. V. 19. № 4.
  308. Rossi G., Rosadini G. Experimental analysis of cerebral dominance in man. In: Brain mechanisms underlying speech and language. N.-Y.-London. 1976. P. 167−184.Цит. по Асадовой M.C., 1985.
  309. Sackeim H.A., Gur R.C. Lateral asymmetry in intensity of emotional expression / Neuropsychologia. 1978. V. 16. № 4. P. 473−483. Цит. no Пожарской E.H., 1996.
  310. Sackeim H., Grega D. Perceiver bias in the processing of deliberately asymmetric emotional expressions / Brain and Cogn. 1987. V. 6. № 4. P. 464−473.
  311. Salamy A. Commissural transmission: maturational changes in humas / Science. 1978. V. 2000. P. 1409−1410.
  312. Sanders В., Soares M.P., D Aquila J.M. The sex difference on one test of spatial visualization: a nontrivial difference / Child Develop. 1982. V. 53. № 4. P. 1106−1110.
  313. Sarason J.G. Experimental approaches to test anxiety: attention and the uses of information / Anxiety, Current trends in theory and research. V. 2. / Ed. Ch. D. Spielberger. New York London: Acad. Press. 1972. P. 381. Цит. no Кулагину Б. В., 1980.
  314. Sasanuma S. Do japanese show sex differences in brain asymmetry? / Behav. Brain Sci. 1980. V. 3. № 2. P. 247−248.
  315. Schwartz G.E., Devidson R.J., Maer F. Right hemisphere lateralization for emotion in the human brain: interactions with cognition / Science. 1975. V. 190. P. 286. Цит. по Симонову П. В., 1981.
  316. Sergent J. Theoretical and methodological cansequences of variation in exposure duration in visual laterality studies / Percept. And Psychophys. 1982. Vol. 31. P. 451−461.
  317. Sergent J. The cerebral balance of power: Confrontation or cooperation? / J. Exp. Psychol.: Hum. Percept. Perform. 1982 6. Vol. 8. № 2. P. 253−272.
  318. Shedletsky R., Endler N.S. Anxiety: the state-trait model and the interaction model/J. Personal. 1974. V. 42. P. 511. Цит. по Спилбергеру Ч. Д., 1983.
  319. Skinner M. Face to face with asymmetries in facial expression / Psychologist.1989. V.2.№ 10. P. 425−427.
  320. Spence J.Т., Spence K.W. The motivational components of manifest anxiety drive and drive stimuli. In: Anxiety and behavior / Ed. Ch. D. Spielberger. New York London: Acad. Press, 1966. P. 291. Цит. по Кулагину Б. В., 1980.
  321. Spielberger Ch. D. Conceptual and methodological issues in anxiety research / Anxiety, current trends in theory and research. V. 2. / Ed. Ch. D. Spielberger. New York London: Acad. Press. 1972. P. 482.
  322. Spielberger Ch. D. Theory and research on anxiety / Anxiety and behavior / Ed. Ch. D. Spielberger. New York London: Acad. Press, 1966. P. 3. Цит. no Кулагину Б. В., 1980.
  323. Spielberger Ch. D., Gorsuch R.L., Lushene R.E. Manual for the state -traitanxiety inventory. Palo Alto (Cal.), 1970. 256 p. Цит. по Спилбергеру Ч. Д., 1983.
  324. Starkstein S., Robinson R., Price T. Comparison of cortical and subcortical lesions in the production of poststroke mood disorders / Brain. 1987. № 4. P. 1045−1059.
  325. Stenberg G., Rosen I., Risberg J. Personality and augmenting / reducing in visual and auditory evoked potentials / Personality and Individ. Differences.1990. V. 11. № 3. P. 663.
  326. Stenberg G., Risberg J, Warkentin S., Rosen I. Regional patterns of cortical blood flow distiquishinq extraverts from introverts / Personality and Individ. Differences. 1990. V. 11. № 3. P. 663.
  327. Strauss E. Perception of emotional words / Neuropsychol. 1983. V 21. № 1. P. 147- 156.
  328. Suberi M., Mc Keever W.F. Differential right hemispherik memory stirage of emotional and nonemotional faces / Neuropsychologia. 1977. V. 15. № 6. P. 757−768. Цит. по Симонову П. В., 1981.
  329. Tallis F., Mathews A. Elevated evidence requirement and worry / Pers. And indiv. diff. 1991. № 1. P. 21−27.
  330. Tan U. Manual proficiency in Cattle’s Intelligence Test in left- handed male and female subjects / Int. J. Neurosci. 1989. V. 44. № 1−2. P. 17−26.
  331. Tan U. Right and left hand skill in left- handed: Distribution, leaning and relation to nonverbal intelligence / Int. J. Neurosci. 1989. V. 44. № 3−4. P. 235−249.
  332. Terzian H. Behavioral and EEG effects of intracarotid sodium amytal injection / Acta Neurochirurgia. 1964. V. 12. H. 230−239. Цит. по Спрингеру С., Дейч Г., 1983.
  333. Trotman S., Hammond. G.R. Sex differences in task dependent EEG asymmetries / Psychophysiology. 1979. V. 16. № 5. P. 429−431. Цит. no Пожарской E.H., 1996.
  334. Tucker D.M., Roth R.S., Arneson В., Buckingam V. Right hemisphere activation during stress / Neuropsychologia. 1977. V. 15. № 5. P. 697−700.
  335. Tuker D.H., Stenslie C.E., Roth R.S., Shearer S.L. Right frontal lobe activation and right hemispheric performance decrement during depressed mood/Arch. gen. Psychiat. 1981. V. 38. P. 169.
  336. Waber D. Sex differences in cognition: a function of maturation rate? / Science. 1976. V. 192. C. 572−573.
  337. Warrenburg S., Pagano R. Sex differences in EEG asymmetry predict performance on visiospatial tasks / Psychophysiology. 1981. V. 18. № 2. P. 171−172.
  338. Wienrich A.M., Wells P.A., Mc Manus C. Handedness, anxiety and sex differences / Brit. J. Psychol. 1982. V. 73. P. 69−72.
  339. Witelson S.F. Sex and the Single Hemisphere: Specialization of the Right Hemisphere for Spatial Processing, Science. 1976. P. 425−427. Цит. no Спрингеру С., Дейч Г., 1983.
  340. Wolff P.H., Hurwitz I., Moss H. Serial organization of motor skills in left- and right- handed adults / Neuropsychology. 1977. V. 15. № 4−5. P. 539−546. Цит. по Вольфу H.B., Цветовскому С. Б., 1985.
  341. Yakovlev P., Lecours A. The myelogenetic cycles of the brain / Regional development of the brain in early life. Oxford. 1967. P. 3.
  342. Zaidel D., Sperry R.W. Performance on the raven’s coloured progressive matrices test by subjects with cerebral commissurotomy / Cortex. 1973. Vol. 9. № 1. P. 34−39. Цит. по Ильюченку Р. Ю. с соавт., 1989.
  343. Zuckerman M. General and situation-specific traits and states: new approaches to assessment of anxiety and other constructs. In: Emotions and anxiety / Eds
  344. M. Zuckerman, Ch. D. Spielberger. N.Y., ets.: John Wiley and sons, 1976. P. 133. Цит. no Спилбергеру Ч. Д., 1983.
Заполнить форму текущей работой