Исследование связей межполушарных взаимодействий с некоторыми показателями эмоционально-личностной сферы детей 10-12 лет
Наше исследование посвящено изучению возможных связей эмоционально-личностной сферы детей с их индивидуальными вариантами латерализации функций мозга, а также исследованию методов гармонизации межполушарных взаимодействий и их влиянию на некоторые показатели эффективности сохранения умственной работоспособности. Рассматривая мозг как систему, и его работу с системных позиций, мы пытались… Читать ещё >
Содержание
- 1. Обзор литературы
- 1. 1. Взаимодействие полушарий мозга у человека
- 1. 1. 1. Функциональная специализация полушарий
- 1. 1. 2. Межполушарные взаимодействия в процессе обработки поступающей информации
- 1. 1. 3. Пластичность межполушарных взаимодействий и межполушарной асимметрии
- 1. 1. 4. Межполушарная организация мозга и половой диморфизм
- 1. 2. Нейропсихологические особенности детей препубертатного периода
- 1. 2. 1. Структурные преобразования коры большого мозга человека на заключительных этапах допубертатного периода
- 1. 2. 2. Функциональные особенности организации мозга детей в препубертатный период
- 1. 2. 3. Созревание лобных областей
- 1. 3. Межполушарная организация мозга и эмоционально-личностная сфера
- 1. 3. 1. Роль функциональной асимметрии мозга в регуляции эмоций
- 1. 3. 2. Тревожность — как одно из качеств эмоционально-личностной сферы
- 1. 3. 3. Связь функциональной асимметрии мозга и тревожности
- 1. 1. Взаимодействие полушарий мозга у человека
- 2. 1. Схема исследования
- 2. 2. Методы определения межполушарной функциональной асимметрии переднего мозга
- 2. 3. Классификация типов профилей латеральной организации функций переднего мозга
- 2. 4. Методы изучения межполушарных взаимодействий при обработке пространственно-моторной информации
- 2. 5. Методы определения тревожности
- 2. 6. Методы определения умственной работоспособности
- 2. 7. Психофизиологические коррекционные упражнения
- 2. 8. Статистическая обработка экспериментальных данных
- 3. 1. Общая характеристика полученного материала
- 3. 2. Половые различия уровня и характера тревожности у детей с различными типами профиля латеральной организации функций переднего мозга
- 3. 3. Особенности уровня и характера тревожности у детей с различными типами профиля латеральной организации функций переднего мозга
- 3. 4. Корреляция показателей функциональной асимметрии мозга и тревожности
- 3. 5. Влияние психофизиологических упражнений на некоторые показатели межполушарных взаимодействий и умственной работоспособности в течение учебного года
- 3. 5. 1. Влияние психофизиологических упражнений на показатели межполушарного взаимодействия при обработке пространственно-моторной информации у праворуких
- 3. 5. 2. Влияние психофизиологических упражнений на показатели умственной работоспособности у праворуких
- 3. 5. 3. Влияние психофизиологических упражнений на показатели межполушарного взаимодействия при обработке пространственно-моторной информации у амбидекстров
- 3. 5. 4. Влияние психофизиологических упражнений на показатели умственной работоспособности у амбидекстров
Исследование связей межполушарных взаимодействий с некоторыми показателями эмоционально-личностной сферы детей 10-12 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Настоящее исследование относится к проблеме функциональной асимметрии мозга и межполушарных взаимодействий. В последнее десятилетие она является объектом пристального внимания представителей различных дисциплин — нейрофизиологии, эволюционной биологии, психолингвистики, нейропсихологии индивидуальных различий и других. Это междисциплинарное направление, имеющее важное теоретическое и практическое значения для развития наших представлений о механизмах и принципах работы переднего мозга, развитие которого, в сущности, является главным эволюционным достижением человека как биологического вида.
Наше исследование посвящено изучению возможных связей эмоционально-личностной сферы детей с их индивидуальными вариантами латерализации функций мозга, а также исследованию методов гармонизации межполушарных взаимодействий и их влиянию на некоторые показатели эффективности сохранения умственной работоспособности. Рассматривая мозг как систему, и его работу с системных позиций, мы пытались выяснить, каким образом физиологические особенности латерализации функций переднего мозга конкретного ребенка могут быть связаны с проявлениями некоторых психических процессов, в частности, с тревожностью.
В современных условиях в связи с увеличивающейся «стрессогенной этиологигей» многих заболеваний, исследование механизмов устойчивости к эмоциональному стрессу становится одной из актуальных проблем физиологии. Показателем чувствительности индивида к стрессогенным факторам является одно из качеств эмоционально-личностной сферы человека — тревожность.
В последнее время в литературе нейрофизиологические особенности эмоционально-личностной сферы рассматриваются с позиций современных представлений о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга. Естественно предположить, что уровень и характер тревожности могут быть связаны с особенностями парной деятельности мозга, результатом которой (и одновременно проявлением) является межполушарная функциональная асимметрия.
Анализ литературы, посвященной поиску взаимосвязи тревожности с показателями межполушарной функциональной асимметрии, позволяет сделать вывод о наличии противоречивых и неоднозначных результатов этих исследований (Beaton A., Moseley J., 1984; Клейн В. Н. с соавт., 1986; Москвин В. А., 1988, 1990; French С, Richards А, 1990; Казин Е. С. с соавт., 1992; Изюмова С. А., 1993; Пашина А. Х., 1994; Будыка Е. В. с соавт., 1995; Аракелов Г. Г. с соавт., 1997а, 19 976- Хомская Е. Д., с соавт., 1995, 1998; Аршавский В. В., 1998; Илюхина В. А., 1999; Стрелец В. Б., 1999). Следует также отметить, что до настоящего времени мало уделялось внимания исследованию этой проблемы у детей школьного возраста, особенно на завершающем этапе допубертатного периода. Ряд работ ограничивался оценкой лишь какой либо одной модальности церебрального доминирования. Поэтому, несмотря на наличие исследований в этой области, проблема связи тревожности и функциональной асимметрии мозга продолжает оставаться сложной и исследованной недостаточно полно.
Одной из причин снижения показателей здоровья у детей, наряду с эмоциональным перенапряжением, является умственное утомление. Большинство авторов, изучавших особенности функционирования ЦНС свидетельствуют о том, что развитие процесса утомления под влиянием интенсивного потока важной информации с высокой психоэмоциональной напряженностью сопровождается снижением межполушарной функциональной асимметрии (Аршавский В.В., 1988; Леутин В. П., Николаева Е. И., 1988; Добронравова И. С., 1989; Ильюченок Р. Ю. с соавт., 1989; Быкова Л. Г., Смирнова Т. Н., 1991; Овчинников Н. Д., 1998) и усилением процесса интерференционного торможения левого полушария правым (Ильюченок Р.Ю. с соавт., 1989; Ильюченок И. Р., 1994). В связи с этим представляет интерес изучение влияния психофизиологических упражнений, сдерживающих нарастание утомления (Крапивникова О.В., 1999) на процессы межполушарного взаимодействия. Решение проблемы снижения темпов развития утомления и гармонизации межполушарных взаимодействий требует исследования влияния психофизиологических упражнений на рассматриваемые процессы.
Цели и задачи исследования.
Целью настоящего исследования явилось изучение возможных взаимосвязей межполушарных взаимодействий с некоторыми показателями эмоционально-личностной сферы детей 10−12 лет.
В задачи исследования входило:
1 .Исследовать возможные связи уровня и характера тревожности с показателями функциональной асимметрии мозга у детей 10−12 лет.
2.Изучить возможную зависимость степени тревожности от количества доминирующих признаков каждого из полушарий в профиле латеральной организации функций переднего мозга у детей 10−12 лет с ведущей правой рукой.
3.Выявить возможные корреляции тревожности с различными видами асимметрии (мануальной, слухоречевой, зрительной, моторики ног).
4.Изучить влияние психофизиологических упражнений на процессы межполушарного взаимодействия при пространственно-двигательной ориентации и на некоторые показатели умственной работоспособности.
Научная новизна.
1.В ходе исследования впервые получены данные о связи уровня и характера тревожности, определяемой тестом Филлипса, с индивидуальным профилем латеральной организации функций переднего мозга у детей в возрасте 10−12 лет.
2.Показано, что среди изучаемых видов асимметрий (мануальная, слухоречевая, зрительная, асимметрия моторики ног) наиболее тесную связь с уровнем тревожности имеет асимметрия в зрительной сфере.
3.Впервые получены экспериментальные данные о влиянии психофизиологических упражнений на межполушарные взаимодействия при двигательно-пространственной ориентации и на уровень умственной работоспособности у детей этого возраста.
Научно-практическая значимость работы.
Теоретическое значение работы связано с выяснением зависимости между такими разноуровневыми характеристиками индивидуальности, как показатели межполушарной функциональной асимметрии переднего мозга и уровень и характер тревожности детей 10−12 лет. Результаты работы расширяют существующие представления о роли ФАМ в эмоционально-личностной сфере. Полученные в работе результаты вносят вклад в изучение влияния психофизиологических упражнений на процессы МПВ и умственную работоспособность.
Практическая значимость вытекает из результатов исследования, свидетельствующих о возможности поддержания оптимальных МПВ и работоспособности у праворуких детей с помощью специальных психофизиологических упражнений. Понимание факта связи показателей ФАМ ребенка и уровня его тревожности позволяет обосновать психофизиологический подход к выбору разных стратегий обучения и воспитания детей в зависимости от их ФАМ.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Показатели межполушарной функциональной асимметрии у детей 10−12 лет связаны с уровнем и характером школьной тревожности.
2. Наиболее низкие уровни тревожности характерны для детей с признаками доминирования левого полушария одновременно и в моторной, и в сенсорной сферах.
3. У детей с ведущей правой рукой появление и увеличение количества признаков доминирования правого полушария в профиле латеральной организации повышает вероятность возрастания уровня тревожности по определенным факторам.
4. Среди изучаемых видов асимметрий (моторных и сенсорных) наиболее тесную связь с уровнем тревожности имеет асимметрия в зрительной сфере.
5. Систематическое выполнение специальных психофизиологических упражнений праворукими испытуемыми приводит к росту умственной работоспособности (снижение умственного утомления) и к оптимизации межполушарных взаимодействий при обработке пространственно-двигательной информации.
Апробация работы Результаты работы были представлены на IV всероссийской научно-практической конференции «Образование и здоровье» (Калуга, 1998), на второй всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы валеологии в образовании» (Липецк, 1999), на межрегиональной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы развития личности в современной системе образования» (Рязань, 1999), на заседании Рязанского отделения Российского общества физиологов (Рязань, 2000).
Публикации.
По теме диссертации опубликовано 7 работ, в том числе 4 в центральной печати.
Структура и объем работы Диссертация изложена на 147 страницах, включает введение, обзор литературы, описание методов исследования, результаты собственных исследований, обсуждение полученных результатов, выводы и список литературы, включающий 246 работ отечественных и 114 иностранных (зарубежных) авторов. Работа иллюстрирована 6 таблицами, 26 рисунками и 2 схемами.
Выводы.
1. Профиль латеральной организации функций переднего мозга детей 10−12 лет связан с факторами (1 — общая тревожность в школе- 2 — переживание социального стресса- 5 — страх ситуации проверки знаний и 7 — низкая физиологическая сопротивляемость стрессу) школьной тревожности по тесту Б. Филлипса и не связан с общей личностной тревожностью, определяемой тестом Р. Кеттелла.
2. Наиболее низкий уровень школьной тревожности (по факторам 1, 2, 5 и 7) отмечен у «чистых» правшей (ППП) и у детей с высокими значениями коэффициентов общей асимметрии, то есть с выраженным доминированием левого полушария в исследованных моторной и сенсорной сферах.
3. У детей 10−12 лет с ведущей правой рукой появление и увеличение количества признаков доминирования правого полушария в профиле латерализации функций (ППП, ПАП, ППЛ, ПАЛ, ПЛЛ) связано с повышением уровня школьной тревожности по факторам 1, 2, 5 и 7.
4. Среди изучаемых видов асимметрий (мануальная, слухоречевая, зрительная, моторики ног) наиболее тесная связь с уровнем тревожности обнаружена у асимметрии в зрительной сфере. Чем выше «левоглазость», тем выше уровень тревожности.
5. Выполнение психофизиологических упражнений сохраняет у праворуких детей преобладающую левополушарную активность, сдерживает нарастание интерференционной правополушарной тормозной активности, активизирует интерференционную тормозную активность левого полушария, что сопровождается повышением умственной работоспособности.
Список литературы
- Агеева С.Р. Функциональная моторная асимметрия и некоторые психофизиологические особенности школьников 7−14 лет / Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1987. № 1 (28). С. 17−20.
- Агеева С.Р. Функциональные асимметрии рук и некоторые психофизиологические особенности дошкольников и первоклассников / Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. С. 14.
- Айрапетянц В.А. Возрастные особенности функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга детей / Тезисы 8 совещания по эволюционной физиологии. Л.: Наука. 1982 а. С. 10.
- Айрапетянц В.А. Возрастные различия функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга / Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. М. 1981. С. 40 46.
- Айрапетянц В.А. Функциональная межполушарная асимметрия у детей на разных этапах онтогенеза / Новые исследования по возрастной физиологии. 1982 б. № 2. С. З 6.
- Александровская Э.М. Взаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста / Леворукость у детей и подростков. М. 1987. С. 17.
- Александровская Э.М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла: Методические рекомендации. М.: Фолиум, 1993. 40 с.
- Алферова В.В. Электрофизиологическое исследование корко-подкорковых взаимоотношений у детей / Матер. 8-й научн. конф. по вопр. возр. морфол., физиол. и биохим. М. 1967. С. 11 12.
- Алферова В.В., Фарбер Д. А. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в электроэнцефалограмме покоя / Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука. 1990. С. 57 62.
- Альманах психологических тестов. М: КСП, 1995. С. 165 171.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. 80 с.
- Аракелов Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности / Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2. С. 102 107.
- Аракелов Г. Е., Шишкова Н. Р. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции. М.: МГУ., 1997. 35 с.
- Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. К проблеме адаптации человека в приполярных районах Северо-Востока СССР. Владивосток: ДВО АН СССР, 1988. С. 136.
- Аршавский В.В. Особенности типов полушарного реагирования и уровень тревожности у праворуких и леворуких индивидов в различныхрегионах России и Латвии / Физиология человека. 1998. Т. 24. № 1. С. 134- 137.
- Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967. 476 с.
- Асадова М.С. Межполушарные отношения при стойких изменениях эмоционального состояния / Физиология человека. 1985. Т. 11. №. С. 443.
- Бабенкова C.B. Клинические синдромы поражения правого полушария мозга при остром инсульте. М. 264 с.
- Багдонас А., Толвайшайте В. Диагностическая валидность тестов выявления рукости. Проблемы нейрокибернетики. Ростов на Дону. 1983. 185 с.
- Балонов Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука. Ленингр. отд-ие, 1976 а. 217 с.
- Балонов Л.Я., Деглин В. Л., Николаенко H.H. О роли доминантного и недоминантного полушарий в регуляции эмоциональных состояний и эмоциональной экспрессии / Труды НИИ психиатрии. 1976 б. Т. 78. С. 143−146.
- Белый Б.И. Психопатология очагового поражения лобных долей в зависимости от стороны поражения / Журнал невропатологии и психиатрии. 1975. Т. 75. Вып. 12. С. 1793−1798.
- Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М. 1983. 174 с.
- Бетелева Т.Г. Онтогенез структурно-функциональной организации системы мозга / Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 65−78.
- БианкиВ.Л. Асимметрия мозга животных. Л.: Наука, 1985. 295 с.
- Бианки В.Л. Индукция и дедукция как функции разных полушарий / Физиологический журнал СССР. 1983. Т. 69. С. 597−605.
- Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л.: Наука, 1989. 263 с.
- Бианки В.Л., Шрамм В. А. Современные представления о каллозальной системе / Проблемы нейрокибернетики. Механизмы межполушарной асимметрии мозга. Элиста. 1985. С. 30.
- Бианки В.Jl. Факторы латерализации мозга позвоночных / Физиологический журнал СССР. 1983. Т. 69. С. 865−875.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. 2-е изд., испр. М.: Совершенство, 1998. 298 с.
- Бияшева З.Г. Возрастная динамика специализации головного мозга школьников при осуществлении высших психических функцийэлектрофизиологический анализ). Автореф. дис. д-ра биол. наук. М.1999. 37 с.
- Болдырева Г. Н. Межцентральные отношения в коре головного мозга человека в норме и при очаговом поражении диэнцефальных структур: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М. 1978. 35 с.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1981.287 с.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. 240 с.
- Будыка Е.В., Ефимова И. В., Хомская Е. Д. Влияние двигательной активности на здоровье студентов с разными типами межполушарной организации мозга / Физиология человека. 1998. Т. 24. № 2. С. 67−73.
- Будыка Е.В., Ефимова И. В., Хомская Е. Д. Объективные и субъективные проявления адаптивных процессов у студентов с разным типом латерализации функций мозга / Вестник МГУ. Серия 16 «Биология». 1995. № 3. С. 8- 14.
- Быкова Л.Г., Смирнова Т. Н. Изменение асимметрии полушарий при интенсивном обучении иностранным языкам / Журнал ВНД. 1991. Т. 41. Вып. 2. С. 231−236.
- Вальдман A.B., Звартау Э. Э., Козловская М. М. Психофармакология эмоций. М.: Медицина, 1976. 327 с.
- Васильева В.А. Структурные преобразования зрительной коры головного мозга человека в онтогенезе / Новые исследования по возрастной физиологии. М. 1986. № 2(27). С. 32−37.
- Веденеева Л.С. Формирование временной организации ЭЭГ детей школьного возраста. Автореф. дис. канд. биол. наук. Санкт-Питербург. 1998. 23 с.
- Волынкина Г. Ю., Быбина Л. А. Нейрофизиологические особенности межполушарной асимметрии в динамике депрессивного аффекта / Функциональная асимметрия и адаптация человека. М. 1976. С. 148 -149.
- Вольф Н.В. Половые различия межполушарного взаимодействия при запоминании речевой информации / Журнал ВНД. 1998. Т. 48. Вып. 3. С. 551−553.
- Вольф H.B. Половые различия при запоминании дихотически предъявленных списков слов / Журнал ВНД. 1994. Т. 44. Вып. 1. С. 18−23.
- Вольф Н.В., Цветовский С. Б. Латеральные различия в динамике латентных периодов простой двигательной реакции на звуковые стимулы возрастающей интенсивности / Физиология человека. 1985. № 6. С. 989−992.
- Гагулин И.В., Гафаров В. В. Эпидемиологический подход к исследованию личностной тревожности: распространенность, связь с ишемической болезнью сердца и основными факторами риска / Актуальные вопросы кардиологии. Томск. 1994. Вып. 8. С. 23−28.
- Газанига М. Расщепленный человеческий мозг / Восприятие: Механизмы и модели. М. 1974. С. 47−57.
- Гарбузов В.И. Мальчики и девочки / Семья и школа. 1986. № 1 5.
- Гланц С. Медико-биологическая статистика Пер. с англ. Ю. А. Данилова. Под ред. Н. Е. Бузикашвили, Д. В. Самойлова. М.: Практика, 1999. 459с.
- Глазман Ж.М., Ковязина М. С., Ермолаев Д. В. Роль правого и левого полушарий в эмоциональной оценке зрительных стимулов / Физиология человека. 2000. Т. 26. № 4. С. 25 29.
- Голод В.И. Функциональная асимметрия у детей с нарушением речевого развития. Автореф.дис. канд. биол. наук. М. 1984. 20 с.
- Горев A.C. Влияние опознания зрительных стимулов на вызванные потенциалы проекционной и непроекционных областей коры мозга / Журнал ВНД. 1975. Т. 25. № 1. С. 3−9.
- Горев A.C. Динамика вызванных потенциалов в ситуации мобилизационной готовности у детей различного возраста / Физиология человека. 1984. Т. 10. № 4. С. 538.
- Горев A.C. Динамика вызванных потенциалов при изменении уровня внимания у подростков в период полового созревания / Новые исследования по возрастной физиологии. 1985. № 1. С. 3−8.
- Горнушкина Е.Ю. Состояние центральных стресс-лимитирующих системпри хроническом эмоциональном стрессе: Аврореф. дис.канд. мед.наук. Минск. 1990. 23 с.
- Губина Т.П. Клинические особенности нарушений двигательного анализатора при сосудистых очагах в правом полушарии головного мозга / Журнал невропатологии и психиатрии. 1964. Т. 64. Вып. 11. С. 1618−1625.
- Григорян В.Г., Агабабян А. Р., Аракелян А. Н. Межполушарные различия корковой вызванной активности при обучении работе на компьютере / Физиология человека. 2000. Т. 26. № 3. С. 136 138.
- Павлова РАН и международный научный центр им. И. П. Павлова, 2000. С. 609−612.
- Давиденков С.Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. Л.: Гос. ин-т усоверш. врачей им. С. М. Кирова, 1947. 382 с.
- Давыдов Д.В., Михайлова Е. С. Вызванные потенциалы больших полушарий мозга при опознании лицевой экспрессии в правом и левом полуполях зрения / Физиология человека. 1999. Т. 25. № 4. С. 26−35.
- Данилова H.H. Психофизиология: Учебник для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 1998. 373 с.
- Данилова H.H. Сердечный ритм и информационная нагрузка / Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. № 2. 1995. С. 14−28.
- Данилова H.H. Функциональные состояния: механизмы и их диагностика. М.: МГУ, 1985. 286 с.
- Данилова H.H., Коршунова С. Г., Соколов E.H., Чернышенко E.H. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики / Журнал ВНД. 1995. Т. 45. Вып. 4. С. 647−660.
- Деглин В.Л., Николаенко H.H. О роли доминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний / Физиология человека. 1975. Т. 1. № 3. С. 418−426.
- Деннисон П.И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей. Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и учителей, воспитывающих детей разного возраста / Пер. с англ. М. 1998. 86 с.
- Добронравова И.С. Значение межполушарной асимметрии в развитии компенсаторных процессов мозга человека / Журнал ВНД. 1989. Т. 39. Вып. 5. С. 819.
- Добронравова И.С. Реорганизация электрической активности мозга человека при угнетении и восстановлении сознания (церебральная кома): Автореф. ДИС.ДОКТ. биол. наук. М.: МГУ, 1996. 75 с.
- Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга. М. 1974. 160 с.
- Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Левши. М. 1994. 186 с.
- Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М.: Медицина, 1977. 359 с.
- Дроздовская Г. Я. Межполушарные отношения электрической активности при мигательной доминанте у кроликов / Журнал ВНД. 1986. Т. 36. Вып. 1. С. 67−73.
- Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Л.: Наука, 1985. 144 с.
- Дубровинская Н.В. Формирование в онтогенезе функциональной межполушарной асимметрии по показателю ЭЭГ-реакции активации / Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1982. С. 96.
- Егоров А.Ю., Афанасьев С. В., Николаенко H.H., Амбалов А. К., Ерицышина М. А. Вероятностная организация лексикона при психической патологии: связь с особенностями межполушарного взаимодействия / Физиология человека. 1999 б. Т. 25. № 4. С. 19−25.
- Егоров А.Ю., Иванов О. В., Николаенко H.H. Изменение межполушарного взаимодействия у больных с аффективной патологией и шизофренией / Физиология человека. 1999 а. Т. 25. № 3. С. 34−40.
- Ендолов В.В., Куликова H.A. Исследование межполушарных взаимодействий у детей 11−12 лет в условиях проведения психофизиологических коррекций / Рязань. 2000. 21 с. Деп. в ВИНИТИ 17.04.00, № 1016-ВОО.
- Жаворонкова Л.А. Особенности динамики межполушарных отношений в процессе восстановительной нервно-психической деятельности человека / Журнал ВНД. 1990. Т. 40. Вып. 2. С. 238.
- Жаворонкова Л.А., Доброхотова Т. А., Дзюбанова H.A., Еотидзе Н. В. межполушарные отношения у больных с частичным рассечением мозолистого тела: анализ когерентности ЭЭГ и произвольных движений / Физиология человека. 1999. Т. 25. № 6. С. 23 33.
- Жаворонкова Л.А., Готидзе Н. В., Холодова Н. Б. Особенности отдаленной реакции мозга человека на воздействие радиации: ЭЭГ и нейропсихологическое исследование (последствия аварии на Чернобыльской АЭС) / Журнал ВНД. 1996. Т. 46. Вып. 4. С. 699.
- Жаворонкова Л.А., Трофимова Е. В. Динамика когерентности ЭЭГ у правшей и левшей при засыпании. Сообщение 2. Анализ межполушарных соотношений / Физиология человека. 1998. Т. 24. № 1. С. 32−39.
- Жеребцова В.А. Исследование функциональной межполушарной асимметрии мозга при сенсорной депривации. Дис.. канд. биол. наук. Ростов на Дону. 1998. 126 с.
- Зайцев A.B., Лупандин В. И., Сурина O.E. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / Физиология человека. 1999. Т. 25. № 6. С. 34−37.
- Зайцева К.А. Особенности латерализации при восприятии человеком эмоциональной информации / Физиология человека. 1991. Т. 17. № 3. С. 164−166.
- Зайцева К.А., Дмитриева Е. С. Онтогенетический аспект индивидуальных особенностей функциональной асимметрии мозга при восприятии эмоций / Журнал эволюционной биохимиии и физиологии. 1989. Т. 25. № 3. С. 406−409.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анализ, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. С. 215 225.
- Зенков Л.Р. Некоторые аспекты семиотической структуры и функциональной организации «правополушарного мышления». В кн.: Бессознательное. Тбилиси: Мецниереба. 1978. Т. 1. С. 140.
- Иващенко О.И., Берус A.B., Журавлев А. Б., Мямлин В. В. Индивидуально-типологические особенности базовых свойств личности в норме и их ЭЭГ-корреляты / Физиология человека. 1999. Т. 25. № 2. С. 46−55.
- Ильюченок Р.Ю., Финкельберг А. Л., Ильюченок И. Р., Афтанас Л. И. Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации, память. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 169 с.
- Ильюченок И.Р. Мануальный метод оценки функциональной асимметрии мозга и полушарного взаимодействия / Бюл. Сиб. отд-я РАМН. 1994. № 2. С. 11−15.
- Илюхина В.А. Принципы взаимодополнения и соизмеримости как основа новых технологий исследования в области нейрофизиологии функциональных состояний / Физиология человека. 1999. Т. 25. № 3. С. 14−24.
- Казин Э.М., Гольдшмидт Е. С., Литвинова H.A., Никифорова O.A., Сапего A.B. Использование автоматизированных систем для оценки функциональных состояний / Физиология человека. 1992. Т. 18. № 3. С. 63−70.
- Кауфман Д.А., Траченко О. П. Опознание вербальных стимулов и функциональная асимметрия мозга / Физиология человека. 1985. № 3. С. 395.
- Клейн В.Н., Москвин В. А., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоциональному стрессу / Неврология и психиатрия. 1986. Т. 15. № 3. С. 106−109.
- Клейн В.Н., Чуприков А. П. Латеральная фенотипическая конституция и ее личностные корреляты / Асимметрия мозга и память. Пущино. 1987. С. 49- 54.
- Клементьев Б.И. Проблема химическая асимметрия мозга: от эксперимента к клинике / Тезисы докладов 30-го Всероссийского совещания по проблеме ВНД, посвященного 150-летию со дня рождения
- И.П. Павлова. С-Пб.: Изд. инс-т физиологии им. И. П. Павлова РАН и международный научный центр им. И. П. Павлова, 2000. С. 580 583.
- Князева М.Г. Лонгитудинальное исследование организации нейрофизиологических процессов деятельности леворуких детей 8−16 лет / Леворукость у детей и подростков. М. 1987. С. 59−62.
- Князева М.Г., Волкова Е. О. Межполушарная организация Электрической активности мозга детей с разным уровнем процесса внимания в покое и деятельности / Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1982. С. 98.
- КокЕ.П. Зрительные агнозии. Л. 1967. 224 с.
- Кок Е.П., Кочергина B.C., Якушева Л. В. Определение доминантности полушария при помощи дихотического прослушивания / Журнал ВНД. 1971. Т. 11. Вып. 5. С. 1012−1018.
- Колышкин В.В. Асимметрия функционального состояния полушарий головного мозга при адаптации к новым климато-географическим условиям / Физиология человека. 1983. Т. 9. № 2. С. 195−202.
- Колышкин В.В. Изменение функциональной асимметрии мозга человекапри действии различных факторов среды: Автореф. дис. канд. биол.наук. Ростов на Дону. 1984. 19 с.
- Колышкин В.В. Функциональная асимметрия мозга и ее роль в генезе артериальной гипертензии / Физиология человека. 1993. Т. 19. № 5. С.
- Кордуэлл М. Психология / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС. 1999. 448 с.
- Корнянский Т.П. Диагностическое значение пробы Вада в нейрохирургической практике / Вопросы нейрохирургии. 1965. № 4. С. 66 -78.
- Костандов Э.А. Асимметрия зрительного восприятия и межполушарное взаимодействие / Физиология человека. 1978. Т. 4. № 1. С. 3−16.
- Костандов Э.А. Сознание и вызванная электрическая активность коры больших полушарий / Журнал ВНД. 1978. Т. 28. № 6. С. 1151−1159.
- Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Медицина, 1983. 169 с.
- Костандов Э.А., Арзуманов Ю. Л. Межполушарные функциональные отношения при отрицательных эмоциях у человека / Журнал ВНД. 1980. № 5. С. 327−331.
- Костандов Э.А., Генкина O.A. Межполушарное взаимодействие у человека при восприятии зрительных стимулов / Журнал ВНД. 1975. Т. 25. № 5. С. 899−907.
- Костандов Э.А., Иващенко О. И., Ражнова Т. Н. О полушарной латерализации зрительно-пространственной функции у человека / Журнал ВНД. 1985. Т. 35. № 6. С. 1030−1038.
- Костелянц Н.Б., Каменкович В. М., Новикова Г. Р., Куликова М. А. Межполушарные различия в динамике опознания изображения / Физиология человека. 1988. Т. 14. № 6. С. 927−932.
- Котик Б.С. Межполушариое взаимодействие у человека / Ростов на Дону. 1992. 176 с.
- Крапивникова О.В. Психофизиологические аспекты межполушарной асимметрии мозга у детей 7−9 лет. Автореф. дис.. .. канд. биол. наук. Рязань. 1999. 20 с.
- Крауклис A.A., Янсон В. Н. Связь времени реакции движений глаз с межполушарной асимметрией альфа-ритма электроэнцефалограммы человека / Журнал ВИД. 1978. Т. 28. Вып. 4. С. 839−841.
- Крылов Д.Н., Кулакова Т. П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика / Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С. 254.
- Кулагин Б.В. Психология и психофизиология тревожности как свойства и состояния / Физиология человека. 1981. Т. 7. № 5. С. 917 927.
- Куликов М.А., Сидорова O.A. Распознавание интонационного и мимического выражения эмоций у больных с органическим поражением правого и левого полушарий / Журнал ВНД. 1983. Т. 33. № 3. С. 456−463.
- Куликова H.A. Коррекция физиологических проявлений стресса при помощи физиологических упражнений / Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции «Образование и здоровье». Калуга. 1998. С. 173 174.
- Куликова H.A., Ендолов В. В. Функциональная асимметрия мозга и ее связь со школьной тревожностью / Рязань. 2000. 13 с. Деп. в ВИНИТИ 17.04.00, № 1017-BOO.
- Куликова H.A., Ендолов В. В., Муравьева М. С. Гармонизация межполушарных взаимодействий и свойства внимания / Тезисы докладов V Всероссийской научно-практической конференции «Образование и здоровье». Калуга. 1999. С. 65 66.
- Кураев Г. А. Межполушариое взаимодействие и обучение / Физиология поведения: Нейрофизиологические закономерности. JL 1986. С. 277−307.
- Кураев Г. А. Формирование функциональной межполушарной асимметрии мозга в организации зрительно-моторной реакции у детей / Актуальные вопросы детской неврологии и психиатрии. Ворошиловград. 1984. С. 22.
- Кураев Г. А. Функциональная асимметрия коры мозга и обучение. Ростов на Дону: Изд. РГУ, 1982. 154 с.
- Кучма В.Р., Вишневецкая Т. Ю. Физиологическое развитие детей и подростков как прогностический показатель здоровья и развития нации / Современные проблемы педиатрии / Материалы 8 съезда педиатров России. 24 26 февраля 1998. Москва. С. 103.
- Лакин Г. Ф. Биометрия. Учебное пособие. М. 1980. 343 с.
- Лебедев В.М. Проявление симметрии-асимметрии в некоторых функциях организма спортсмена / Теория и практика физической культуры. 1970. № 10. С. 23−26.
- Леутин В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука, 1988. С. 193.
- Леушина Л.П., Невская A.A., Павловская М. Б. Асимметрия полушарий головного мозга с точки зрения опознания зрительных образов / Сенсорные системы. Зрение / Под ред. Батуева A.C. Л.: Наука, 1982. С. 76−92.
- Лукомская С.А. Этапы развития внимания и его психофизиологическая характеристика: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л. 1979. 25 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения. М. 1969. 504 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М. 1970. 495 с.
- Любомирский Л.Е., Шаромова H.H. Исследование межполушарного переноса сенсомоторной информации у детей / Физиология человека. 1996. Т. 22. № 4. С. 39−43.
- Мазурин A.B., Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. СПб: ИКФ «Фолиант», 1999. С. 36 47.
- Маликова А.К., Хори Я., Павлыгина P.A. Электрофизиологические характеристики межполушарных отношений неокортекса при формировании доминанты / Электрофизиологическое исследование стационарной активности в головном мозге. М. 1983. С. 3−15.
- Малых С.Б., Орехова Е. В. Возрастная динамика потенциалов мозга, связанных с движением детей 9−12 лет / Журнал ВНД. 1995. Т. 45. Вып. 2. С. 269−278.
- Манелис Н.Г., Гребенникова Н. В. К проблеме латеральных особенностей зрительного восприятия / Физиология человека. 1984. Т. 10. № 3. С. 347.
- Медведев C.B., Пахомов C.B., Рудас М. С. и другие. О выборе состояния спокойного бодрствования как референтного при психологических пробах / Физиология человека. 1996. Т. 22. № 1. С. 5.
- Медников Р.Н. Педагогические аспекты латеральности двигательного научения в спорте / Леворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация. Ворошиловград. 1985. С. 67.
- Меерсон Я.А. Высшие зрительные функции. Л.: Наука, 1986 а. 163 с.
- Меерсон Я.А. Нарушение зрительного гнозиса при локальной патологии левого и правого полушарий головного мозга / Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии головного мозга. М.: Наука. 1986 б. 163 с.
- Меерсон Я.А. Проявления функциональной асимметрии полушарий головного мозга в осуществлении зрительно-гностических функций у лиц разного пола / Физиология человека. 1996. Т. 22. № 3. С. 52−58.
- Михайлова Е.С., Богомолова И. В. Вызванная активность коры больших полушарий мозга человека при активном и пассивном восприятии лицевой экспрессии / Журнал ВНД. 1999. Т. 49. Вып. 4. С. 566−574.
- Михайлова Е.С., Давыдов Д. В., Моргункова А. Н. Зрительные вызванные потенциалы человека при опознании лицевой эмоциональной экспрессии / Журнал ВНД. 1998. Т. 48. Вып. 5. С. 797.
- Михайлова Е.С., Давыдов Д. В., Моргункова А. Н. Межполушарная асимметрия топографических карт зрительных вызванных потенциалов при опознании эмоциональной лицевой экспрессии / Физиология человека. 1996. Т. 22. № 5. С. 92.
- Мосидзе В.М., Рижинашвили P.C., Самадашвили З. В., Турашвили Р. И. Функциональная асимметрия мозга. Тбилиси. 1977. С. 23 24.
- Мосидзе В.М., Эзрохи B.JI. Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1986. 159 с.
- Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования. / Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 116−120.
- Москвин В.А. Профили латеральности и некоторые особенностипсихических процессов (в норме и патологии): Автореф. дис. канд.псих. наук. М. 1990. 23 с.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М. 1976. 336 с.
- Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Автореф. дис. доктора психол. наук. JI. 1984. 32 с.
- Николаенко H.H. Роль правого и левого полушарий мозга в творческой деятельности / С-Пб. 2000. С. 591 594.
- Николаенко H.H., Егоров А. Ю., Траченко О. П., Грицышина М. А., Афанасьев C.B. Функциональная асимметрия мозга и принципы организации речевой деятельности / Физиология человека. 1998. Т. 24. № 2 с. 33 -39.
- Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков / Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М. 1985. С. 42 55.
- Новикова Л.А., Фарбер Д. А. Функциональное созревание коры и подкорковых структур мозга в различные периоды по данным электрофизиологических исследований / Возрастная физиология. Л.: «Наука», 1975. С. 514−115.
- Ньокиктьен Ч., Рамекерс Г., Дюшен Р. и др. Развитие бимануальной координации у детей: роль межполушарных связей / Физиология человека. 1991. Т. 17. № 5. С. 61.
- Овчинников Н.Д. Исследование изменений межполушарной функциональной асимметрии мозга и показателей профессиональной надежности операторов в процессе труда высокой нервно-эмоциональной напряженности / Физиология человека. 1998. Т. 24. № 2. С. 74−79.
- Ольшанский Д.В. Об экспериментальном исследовании некоторых расстройств личности и эмоциональной сферы у больных с локальными повреждениями мозга / Психология и медицина. М. 1978. С. 345−349.
- Отмахова H.A. Половые особенности межполушарной асимметрии / Асимметрия мозга и память. Сб. науч. тр. Пущино. 1987. С. 115−124.
- Павлова Л.П., Романенко А. Ф. Системный подход в психофизиологическом исследовании мозга человека. Л.: Наука. 1988. 208 с.
- Павлова Л.П., Точилов К. С. К электроэнцефалогической характеристике парной деятельности больших полушарий человека при мышечной работе / Физиологический журнал СССР. 1960. Т. 46. № 7. С. 777−784.
- Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. Новосибирск: Наука, 1983.232 с.
- Панин Л.Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск: Наука, 1981. 177 с.
- Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 169−174.
- Пашина А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы / Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 89−98.
- Пожарская E.H. Психофизиологические характеристики лиц с разным профилем функциональной межполушарной асимметрии мозга. Дис.. канд. биол. наук. Ростов на Дону. 1996. 116 с.
- Переверзева И.А. К проблеме мозговой организации эмоциональных процессов в аспекте функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека / Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 65 73.
- Поляков Ю.Ф., Курек Н. С., Гаранян Н. Г. Сравнительный анализ нарушений положительных эмоций у больных шизофренией с чертами дефекта и больных эндогенными депрессиями / Журнал невропатологии и психиатрии. 1986. Вып. 12. С. 1819 1824.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М Воронеж. 2000. С. 87 — 90.
- Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, П. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Пед-ка, 1983. С. 374.
- Психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. С. 407.
- Рокицкий П.Ф. Биологическая статистика. Минск: Вышэйш. шк., 1967. 326 с.
- Ротенберг B.C., Аршавский B.B. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 193 с.
- Русинова Е.В. Когерентный анализ ЭЭГ при развитии следовых процессов поляризационной доминанты у кроликов / Журнал ВНД. 1987. Т. 37. Вып. 2. С. 305−312.
- Семенов М.И. Возрастные особенности в развитии и становлении основных свойств нервной системы / Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. М. 1975. С. 161−165.
- Семенова Л.К., Фарбер Д. А., Алферова В. В. Особенности функционирования центральной нервной системы / Физиология подростка / Под ред. Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1988. С. 17−36.
- Семенович A.B., Цыганок A.A. Сопровождение психического развития левшей младшего дошкольного и школьного возраста. М. 1992. 115 с.
- Семенович A.B. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М. 1991. 138 с.
- Семеновская E.H., Верхутина А. И., Рождественская В. М. Реактивность затылочной области коры головного мозга у детей по данным электроэнцефалограммы / Вопросы возростной морфологии и физиологии. М: Изд-во АПН СССР, 1953. 228 с.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 95 с.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: МГУ, 1985. 190 с.
- Симонов П.В. Корко-подкорковые взаимодействия в процессе формирования эмоций / Журнал ВНД. 1991. Т. 41. Вып. 2. С. 211 220.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы обшей психологии. М. 1987. 266 с.
- Симонов П.В. Мозговые механизмы эмоций / Журнал ВНД. 1997. Т. 47. Вып. 2. С. 320−328.
- Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. 93 с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М.: Наука, 1981. 215 с.
- Славин М.Б. Методы системного анализа в медицинских исследованиях. М.: Медицина, 1989. 302 с.
- Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учебное пособие для студентов. М.: «Академия», 2000. С. 5.
- Соловейчик С. «Агу» и «Бука» / Новый мир. 1985. № 3. С. 179 199.
- Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности / Стресс и тревога в спорте / Под ред. Ю. Л. Ханина. М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12−24.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Пер. с англ. М.: Мир, 1983.256 с.
- Степанов В.Е. Особенности решения наглядных и вербальных задач у детей 5−8 лет / Журнал ВИД. 1981. Т. 31. Вып. 5. С. 909−915.
- Стоке Г., Вайтсайд Д. Партитура структурной нейрологии. М: 1995. 120с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов на Дону. 1999. 576 с.
- Стрелец В.Б. Вопросы стресса, эмоций и активизации (AROUSAL) на 9-м международном конгрессе по психофизиологии (14−19 сентября 1998 г., Таормино, Италия / Журнал ВИД. 1999. Т. 49. Вып 2. С. 360.
- Сухарев А.Г. Научное обоснование системы социально-гигиенического мониторинга детского населения / Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. 1999. № 1. С. 11 14.
- Трауготт H.H. О механизмах нарушения памяти. Докл. на чтениях посвященных памяти акад. Л. А. Орбели. Л.: Наука, 1968. 24 с.
- Тупицин И.О., Безобразова В. Н. Изменение межполушарной асимметрии мозгового кровообращения у детей в возрасте 4−10 лет / Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1982. С. 112.
- Удалова Г. П., Кашина И. А. Функциональная межполушарная асимметрия при опознании зрительных стимулов различных классов / Физиология человека. 1984. Т. 10. № 4. С. 578−588.
- Фарбер Д.А., Алферова В. В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. М., 1972. 215 с.
- Фарбер Д.А., Вильдавский В. Ю. Гетерогенность и возрастная динамика а-ритма электроэнцефалограммы / Физиология человека. 1996. Т. 22. № 5. С. 5−12.
- Фарбер Д.А., Дубровинская Н. В. Формирование психофизиологических функций в онтогенезе / Механизмы деятельности мозга человека. Л.: Наука, Ч. 1. С. 426.
- Фарбер Д.А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга (Возрастные особенности и некоторые закономерности) / Физиология человека. 1991. Т. 17. № 5. С. 17−27.
- Фарбер Д.А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. 64 с.
- Фабер Д.А., Новикова J1.A. Функциональное созревание коры и подкорковых образований мозга / Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. Под ред. акад. A.A. Маркосяна. М.: «Медицина», 1969. С. 446 474.
- Федотчев А.И., Бондарь А. Т. Характер воспроизведения, асимметрия ЭЭГ и возраст учащихся / Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков / Тезисы 4 Всесоюзной конференции «Физиология развития человека». М. 1990. С. 292.
- Филиппова Е.Б., Бианки B.JI. Асимметрия вызванных потенциалов в зрительной коре кошки / Физиологический журнал СССР. 1981. Т. 67. № 4. С. 506.
- Филиппычева H.A. О некоторых корреляциях патологических изменений электроэнцефалограммы и электрограммы тонуса мышц у больных с опухолью лобной доли / Вопросы нейрохирургии. 1965. Т. 1. С. 25−29.
- Филиппычева H.A., Куклина A.C. Лобная область и общецеребральные факторы нарушения работы головного мозга / Современные методы исследования в неврологии и психиатрии. Курск. 1977. Т. 1. С. 121 124.
- Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии: Электрофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1989. 144 с.
- Харитонова И.В., Горнушкина Е. Ю., Николаев В. И., Овчинников Б. В. Особенности регуляции эндокринной и сердечно-сосудистых систем людей с различным типом темперамента на эмоциональный стресс / Физиология человека. 2000. Т. 26. № 3. С. 121−125.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 288 с.
- Хомская Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии / Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М. 1986. С. 23−32.
- Хомская Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. М.: МГУ, 1992. 180 с.
- Хомская Е.Д., Будыка Е. В., Ефимова И. В. Межполушарная организация мозга и субъективная оценка здоровья / Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». 1995. № 2. С. 20.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. 281 с.
- Хомская Е.Д., Привалова H.H., Ениколопова Е. В., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Степанова О. Б., Горина И. С. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия: Учеб. пособие. М.: Изд-воМГУ, 1995. 78 с.
- Хорошко В.К. Учение о лобных долях мозга по личным исследованиям за последние 30 лет / Клиническая медицина. 1935. Т. 13. № 10. С. 1421−1434.
- Хризман Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. 232 с.
- Худик В.А. Диагностика детского развития. Киев. 1992. С. 35 37.
- Цехмистренко Т.А. Структурная перестройка лобной области коры головного мозга у детей и подростков от 6 до 16 лет /Новые исследования по возрастной физиологии. 1987. № 2 (29). С. 62−65.
- Цехмистренко Т.А. Структурные преобразования лобной области коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе: Автореф. дис.. .. канд. биол. наук. М. 1988. 22 с.
- Чернаенко Т.К., Блинков Б. В. Прогнозирование особенностей психического склада руководителей на основе выраженности функциональных асимметрий / Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 4. С. 76.
- Черниговская Т.В. Речевая деятельность в условиях преходящего угнетения левого и правого полушарий мозга / Механизмы речевого процесса и реабилитации больных с речевыми нарушениями. Л.: Наука, 1989. С. 62.
- Черниговская Т.В., Лях Н.Ю., Токарева Т. Н. Латерализация восприятия слов в зависимости от лингвистических факторов / Физиология человека. 1996. Т. 22. № 4. С. 12−17.
- Черниговская Т.В., Светозарова Н. Д., Токарева Т. Н., Третьяков Д. А., Озерский П. В., Стрельников К. Н. Специализация полушарий мозга в восприятии интонаций русского языка / Физиология человека. 2000. Т. 26. № 2. С. 24−29.
- Шарова Е.В., Болдырева Т. Н., Брагина Н. Н., Куликов М. А. Адаптивно-компенсаторные перестройки внутриполушарного взаимодействия электрических процессов мозга человека при поражении стволовых структур / Журнал ВНД. 1993. Т. 43. Вып. 6. С. 1089.
- Шепард Г. Нейробиология. М. 1987.
- Шмакова Л.Л., Волошенко С. Е. Некоторые показатели структуры личности во взаимосвязи с тестом на аплодирование / Проблемы нейрокибернетики. Ростов на Дону: Изд-во РГУ, 1983. С. 256.
- Шубенко-Шубина И. Е. Особенности и прогностическое значение теменной дисфункции при сосудистых заболеваниях головного мозга взависимости от стороны поражения / Журнал невропатологии и психиатрии. 1975. Т. 75. Вып. 12. С. 1776−1780.
- Янсон В.Н., Крауклис А. А. Психофизиология функциональной асимметрии мозга человека / Изв. АН Латв ССР. 1982. № 1. С. 100−114.
- Янсон И.Р. Функциональная структура физиологических реакций человека в условиях монотонной деятельности различной специфики. Автореф. дис.канд. биол. наук. Тарту. 1979. 23 с.
- Beamont G.J., Mayers A.R., Rugg M.D. Asymmetry in EEG alpha coherence and power: effects of task and sex / EEG and Clin. Neurophysiol. 1978. V. 45. № 3. P. 393−401.
- Beaton A.A., Moseley L.G. Anxiety and the measurement of handedness / Brit. J. Psychol. 1984. V. 75. № 2. P. 275−278. Цит. по Пожарской E.H. 1996.
- Berlucchi G., Heron W., Hyman R. et al. Simple reaction times of ipsilateral and contrlateral hand to lateralized visual stimuli / Brain. 1971. Vol. 94. pt. 3. P. 419−430. Цит. по Ильюченку Р. Ю. с соавт. 1989.
- Bogen J.E. The other side of the brain. II. An oppositional mind / Bull. Los. Angeles Neurol. Soc. 1969. Vol. 34. P. 135−162.
- Bradshow J. The importance of being right- (or left) handed / New Sci. 1885. № 1440. P. 46−48. Цит. по Жеребцовой B.A., 1998.
- Bradshow J.L., Nettleton N.C. The nature of hemisperic specialization in man / Behav. and Brain Sci. 1981. Vol. 4. P. 51−91. Цит. по Иващенко О. И. с соавт., 1999.
- Brill N.Q., Seidemann Н. The Electroencephalogram of Normal Children / Amer. J. Psychart. 1941. V. 98. № 2. P. 250. Цит. по Фарбер Д. А., Новиковой Л. А., 1969.
- Bryden M. P. Laterality: Functional Asymmetry in the Intact Brain. Academic Press. 1982. Цит. no Хомской Е. Д., 1997.
- Buchtel H.A., Campari R, De Risio C., Rota R. Hemispheric differences in discriminative reaction time to facial expressions: preliminary observations / Boll. Soc. ital. biol. Sper., 1976 (77). Vol. 52. № 18. P. 1447.
- Campbell R. A lateralization of emotion- a critical review / Int. L. Psychol. 1982. V. 17. № 2−3. P. 211. Цит. по Асадовой M.C., 1885.
- Campbell R. Asymmetries in interpreting and expressing a posed facial expression / Cortex. 1978. V.14. № 3. P. 327−342. Цит. по Переверзевой И.A., 1980.
- Carmon A., Nachson J. Ear asymmetry in perception of emotional nonverbal stimuli / Acta psychologica. 1973. V. 37. P. 351−357. Цит. по Хомской Е. Д., Батовой Н. Я., 1992.
- Cattell R.B., Scheier I.H. The meaning and measurement of neuroticism and anxiety. N. Y.: The Ronald Press Company, 1961. P.5. Цит. по Кулагину Б. В., 1981.
- Cook N.D. Callosal inhibition: The key to the brain code / Behav. Sci. 1984 a. Vol. 29. № 1. P. 98−110. Цит. по Ильюченку Р. Ю. с соавт., 1989.
- Cook N.D. Homotopic callosal inhibition / Brain and Lang. 1984 в. Vol. 23. № 2. P. 116−125. Цит. по Бианки В. Л., 1985.
- Cook N.D. The brain code. London: New York, 1986. 148 p.
- Corballis M.C., Morgan M.J. On the biological basis of human laterality / Behav. Brain. Sci. 1978. Vol. 2. P. 261−336. Цит. по Фишман M.H., 1989.
- David A. Perceptual asymmetry for happy -sad chimeric faces: Effects of mood / Neuropsychologia. 1989. V. 27. № 10. P. 1289−1300.
- Davidson R. J. Des humeurs bien partagees / Sci. et vie. 1989. hors. ser. № 168. P. 51−57. Цит. по Пожарской E.H., 1996.
- Davidson R.J. Hemispheric specialization for cognition and affect / Physiological correlates of human behavior. L.: Academic Press, 1983. P. 203 216. Цит. по Ильюченку Р. Ю. с соавт., 1989.
- Davidson R.J., Fox N.A. Asymmetrical brain activity discriminates between positive versus negative affective stimuli in human infants / Science. 1982. V. 218. P. 1235−1237. Цит. но Даниловой H.H., 1998.
- Davidson R., Megnick D., Moss E., Saron C. Ratings of emotion in faces are influenced by the visual field to which stimuli are presented / Brain and Cogn. 1987. V. 6. № 4. P. 403−411. Цит. по Панину Л. Е., 1983.
- Davidson R.J., Schwartz G.E., Pugash E., Bromfield E. Sex differences in patterns of EEG Asymmetry / Biol. Psychol. 1974. V. 4. № 2. P 119−137.
- Davidson W., Andrews J., Ross S. Effect of stress and anxiety on continuous high speed color namig / J. Exper. Physiol. 1965. V. 52. P. 13−17. Цит. no Панину Л. Е., 1983.
- Dimond J.Т., Beaumont G. Hemispheric function and colour naming / J. Exp. Psychol. 1972. V. 96. P. 87−91.
- Dimond J.Т., Beaumont G. Experimental studies of hemisphere function in the human brain / Hemispheric function of the human brain. N.Y.: Halstead Press, 1974. P. 48 88. Цит по Ильюченку Р. Ю. с соавт., 1989.
- Dimond S., Farrington L., Johnson P. Differing emotional response from right and left hemispheres / Nature. 1976. Vol. 261. P. 690−692.
- Dimond S.J., Farrington L., Johnson P. Differing emotional response from right and left hemispheres / Nature. 1976. V. 261. № 562. P. 690−692. Цит no Симонову П. В., 1987.
- Dobson M., Markham R. Individual differences in anxiety level and lyewitness memory / J. Gen. Psychol., 1992. № 4. P. 343−350.
- Efron R. The decline and the fall of hemispheric specialization. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1990. P. 10- 15.
- Eviatar Z., Zaidel E., Menn L. Concreteness: nouns, verbs and hemispheres / Cortex. 1990. V. 23. № 2. P. 611.
- Fabian M.S., Parsons O.A., Sheldon M.D. Effects of gender and alcoholism on verbal and visual-spatial / J. nerv. ment. Dis. 1984. V. 172. № 1 P. 16−21.
- Flor-Henry P. Cerebral basis of psychopathology. Boston. 1983. 194 p. Цит. по Бианки В. Л., 1985.
- French C., Richards A. The relationship between handedness, anxiety and questionnaire response patterns / Brit. J. Psychol. 1990. V. 81. № 1. P. 57−61.
- Galin D. Lateral specialization and psychiatric issues: Speculations on development and the evolution of consciousness. Evolution and lateralization of the brain / Ann. N. Y. Acad. Sci. 1977. V. 299. P. 397−411. Цит. no Ильюченку Р. Ю. с соавт., 1989.
- Galin D., Johnstone J., Nakell L., Herron J. Development of the capacity' for tactile information transfer between hemispheres in normal children / Science. 1979. V. 204. P. 1330.
- Gazzaniga M.S. The bisected brain. N.Y.: Plenum Press, 1970. 168 p. Цит. no Пожарской E.H., 1996.
- Geffen G., Bradshaw J.L., Wallace G. Interhemispheric effects on reaction time to verbal and nonverbal visual stimuli / J. Exp. Psychol. 1971. Vol. 87. P. 415−422. Цит. по Ильючнеку Р. Ю. с соавт., 1989.
- Goldberg Е., Costa L.D. Hemisphere differences in the acquisition and use of descriptive systems / Brain Lang. 1981. Vol. 14. P. 144−173. Цит. по Бианки В. Л., 1985.
- Gordon H.W. Hemispheric asymmetry for dichotically-presented chords in musicians and non-musicians, males and females / Acta Psychol. 1978. V. 42. № 5. P. 383−395. Цит. no Брагиной H.H., Доброхотовой T.A., 1988.
- Gottschalk R.A., Stone W.M., Cleser G.C., Jacono J.m. Anxiety and plasma free fatty acids / Life Sci., 1969. V. 8. P. 61. Цит. но Кулагину Б. В., 1981.
- Gracham F.K. Afterword: Pre-Attentive Processing and Passive and Active Attention / Attention and Orienting: Sensory and Motivational Processes / Eds. P.J. Lang, R.F. Simons, M.T. Balaban. Lawrence Erlbaum Associates. London. 1997. P. 417−452.
- Grevis R., Landis Т., Goodglass H. Laterality and sex differences for visual recognition of emotional and non -emotional words / Neuropsychol. 1981. V. 19. № 1. P. 134 145. Цит. no Пожарской E.H., 1996.
- Haggard M.P., Parkinson A.M. Stimulus and task factors as determinants of ear advantages / Quarterly journal of experimental psychology. 1971. V. 23. Part 2. P. 168−177. Цит. но Переверзевой И. А., 1980.
- Haines A.P., Imerson J.D., Meade T.W. Phobic anxiety and ischaemic heart disease / Br. Med. J. 1987. V. 295. P. 297−299.
- Hassler M. Functional cerebral asymmetries and cognitive abilities in musicians, painters and control / Brain and Cogn. 1990. V. 13. № 1. P. 1−17.
- Heilman K.M., Scholes R., Watson R.T. Auditory affective agnosia / Journal of Neurology, Neurosurgery and Psychiatry. 1975. V. 38. P. 69−72. Цит. no Переверзевой И. А., 1980.
- Heller W. Neuropsychological mechanisms of individual differences in emotion? Personality and arousal / Neuropsychology. 1993. V. 7. P. 476.
- Herron J. Two hands, two brains, two sexes / In: Neuropsychology of left-handedness / Ed. J. Herron. N.-Y.-London: Acad. Press/ 1980. P. 233−260.
- Herzuk A., Oszwa U. Odbior tresci emocjonalnych przez pacjentow z. jednostronnymi uszkodzeniami mozgu / Stud, psychol. 1992. V. 30. № 1−2. P. 69−88.
- Inglis J., Lowson J.S. Sex differences in the effects of unilateral brain damage on intelligance / Science. 1981. V. 212. № 4495. Цит. по Отмаховой H.A., 1987.
- Kail R.V., Siegel A.W. Sex and hemispheric differences in the recall of verbal and spatial information / Cortex. 1978. V. 14. № 4. P. 557−563. Цит. no Брагиной H.H., Доброхотовой T.A., 1988.
- Katon W., Hall M.L., Russo J. Phobic anxiety and ischaemic heart disease / Amer. J. Med. 1988. V. 84. № 1. P. 1−9.
- Ketterer M.W., Smith B.D. Bilateral electrodermal activity, Lateralized cerebral processing and sex / Psychophysiology. 1977. V. 14. № 6. P. 513−516. Цит. no McGlone J., 1980.
- Kinsbourne M. Hemispheric specialization and the growth of human understanding / Amer. Psychol. 1982. V. 37. P. 411−420.
- Kinsbourne M. Eye and head turning indicates cerebral lateralization / Science. 1972. V. 176. P. 539−541.
- Lader M. H. The nature of anxiety / Brit. J. Psychiat. 1972. V. 121. P. 481. Цит. по Кулагину Б. В., 1981.
- Le Doux J. Cognitive emotional interactions in the brain / Cognition and emotion. 1989. V. 3 — 4. P. 267−289. Цит. по Симонову П. В., 1991.
- Leehey S., Carey S., Diamond R., Cahn A. Upright and inverted faces: the right hemisphere knows the difference / Cortex. 1978. V. 14. № 3. P. 411−419. Цит. по Переверзевой И. А., 1980.
- Levitt E.E. The psychology of anxiety. London: Paladin, 1979. P. 35. Цит. no Кулагину Б. В., 1981.
- Levy J. Possible basis for the evolution of lateral specialization of the human brain / Nature. 1969. Vol. 224. № 5219. P. 614−615. Цит. no Отмаховой H.A., Коновалову В. Ф., 1988.
- Lewis R., Kamptner N. Sex differences in spatial task performance of patients with and without unilateral cerebral lesions / Brain and Cogn. 1987. V. 6. № 2. P. 142−152.
- Lindsley D.B. Heart and Brain Potentials in Human Fetuses in Utero / Amer. J. Psychol. 1942. V. 55. № 3. P. 412. Цит. по Новиковой JI.A., Фарбер Д. А., 1975.
- McGlone J. Sex differences in human brain asymmetry: a critical survey / Behav. Brain Sci. 1980. V. 3. № 2. P.215−263.
- Mikulincer M., Paz D., Kedem P. Anxiety and categorization. Hierarchical levels of mental categories / Pers. And indiv. diff. 1990. № 8. P. 815−821.
- Milner B. Visual recognition and recall after temporal-lobe excision in man / Neuropsychologia. 1968. V. 6. P. 191−209. Цит. по Пожарской E.H., 1996.
- Montgomery W.A., Jones G.F. Laterality, emotionality and hearbeat perception / Psychophysiology. 1984. V. 21. P. 459−465.
- Moscovitch M. Information processing and the cerebral hemispheres / Neuropsychology. 1979. Vol. 2. P. 379−446. Цит. по Фишман M.H., 1989.
- Moscovitch M. On the representation of language in the right hemisphere of right-handed people / Brain and Lang. 1976. Vol.3. № 1. P. 47−71.
- Natale M., Gur R. Hemispheric lateralisation of emotional processes. INS Meeting Atlanta, Georgia. 1981. 243 p. Цит. по Хомской Е. Д. с соавт., 1997.
- Nebes R.D. Direct examination of cognitive function in the right and left hemispheres / Asymmetrical function of the brain. Cambridge: University Press, 1978. P. 99−140. Цит. по Ильючнеку Р. Ю. с соавт., 1989.
- Phillips В. School refusal and Anxiety. N.Y. 1978. Цит. по Новиковой E.B., 1985.
- Piazza D.M. The influence of sex and handedness in the hemispheric specialization of verbal and nonverbal tasks / Neuropsychology. 1980. V. 18. № 2. P. 163−176.
- Rastatter M., Dell C.W., McGuire R.A. Vocal reaction times to unilaterally presented concrete and abstract words: Towards a theory of differential right hemispheric semantic processing / Cortex. 1987. Vol. 23. № 1. P. 135−142.
- Renter-Lorenz P., Davidson R. Differential contribuions of the two cerebral hemispheres to the perception of happy and sad fasces / Neuropsychol. 1981. V. 19. № 4.
- Rossi G., Rosadini G. Experimental analysis of cerebral dominance in man. In: Brain mechanisms underlying speech and language. N.-Y.-London. 1976. P. 167−184.Цит. по Асадовой M.C., 1985.
- Sackeim H.A., Gur R.C. Lateral asymmetry in intensity of emotional expression / Neuropsychologia. 1978. V. 16. № 4. P. 473−483. Цит. no Пожарской E.H., 1996.
- Sackeim H., Grega D. Perceiver bias in the processing of deliberately asymmetric emotional expressions / Brain and Cogn. 1987. V. 6. № 4. P. 464−473.
- Salamy A. Commissural transmission: maturational changes in humas / Science. 1978. V. 2000. P. 1409−1410.
- Sanders В., Soares M.P., D Aquila J.M. The sex difference on one test of spatial visualization: a nontrivial difference / Child Develop. 1982. V. 53. № 4. P. 1106−1110.
- Sarason J.G. Experimental approaches to test anxiety: attention and the uses of information / Anxiety, Current trends in theory and research. V. 2. / Ed. Ch. D. Spielberger. New York London: Acad. Press. 1972. P. 381. Цит. no Кулагину Б. В., 1980.
- Sasanuma S. Do japanese show sex differences in brain asymmetry? / Behav. Brain Sci. 1980. V. 3. № 2. P. 247−248.
- Schwartz G.E., Devidson R.J., Maer F. Right hemisphere lateralization for emotion in the human brain: interactions with cognition / Science. 1975. V. 190. P. 286. Цит. по Симонову П. В., 1981.
- Sergent J. Theoretical and methodological cansequences of variation in exposure duration in visual laterality studies / Percept. And Psychophys. 1982. Vol. 31. P. 451−461.
- Sergent J. The cerebral balance of power: Confrontation or cooperation? / J. Exp. Psychol.: Hum. Percept. Perform. 1982 6. Vol. 8. № 2. P. 253−272.
- Shedletsky R., Endler N.S. Anxiety: the state-trait model and the interaction model/J. Personal. 1974. V. 42. P. 511. Цит. по Спилбергеру Ч. Д., 1983.
- Skinner M. Face to face with asymmetries in facial expression / Psychologist.1989. V.2.№ 10. P. 425−427.
- Spence J.Т., Spence K.W. The motivational components of manifest anxiety drive and drive stimuli. In: Anxiety and behavior / Ed. Ch. D. Spielberger. New York London: Acad. Press, 1966. P. 291. Цит. по Кулагину Б. В., 1980.
- Spielberger Ch. D. Conceptual and methodological issues in anxiety research / Anxiety, current trends in theory and research. V. 2. / Ed. Ch. D. Spielberger. New York London: Acad. Press. 1972. P. 482.
- Spielberger Ch. D. Theory and research on anxiety / Anxiety and behavior / Ed. Ch. D. Spielberger. New York London: Acad. Press, 1966. P. 3. Цит. no Кулагину Б. В., 1980.
- Spielberger Ch. D., Gorsuch R.L., Lushene R.E. Manual for the state -traitanxiety inventory. Palo Alto (Cal.), 1970. 256 p. Цит. по Спилбергеру Ч. Д., 1983.
- Starkstein S., Robinson R., Price T. Comparison of cortical and subcortical lesions in the production of poststroke mood disorders / Brain. 1987. № 4. P. 1045−1059.
- Stenberg G., Rosen I., Risberg J. Personality and augmenting / reducing in visual and auditory evoked potentials / Personality and Individ. Differences.1990. V. 11. № 3. P. 663.
- Stenberg G., Risberg J, Warkentin S., Rosen I. Regional patterns of cortical blood flow distiquishinq extraverts from introverts / Personality and Individ. Differences. 1990. V. 11. № 3. P. 663.
- Strauss E. Perception of emotional words / Neuropsychol. 1983. V 21. № 1. P. 147- 156.
- Suberi M., Mc Keever W.F. Differential right hemispherik memory stirage of emotional and nonemotional faces / Neuropsychologia. 1977. V. 15. № 6. P. 757−768. Цит. по Симонову П. В., 1981.
- Tallis F., Mathews A. Elevated evidence requirement and worry / Pers. And indiv. diff. 1991. № 1. P. 21−27.
- Tan U. Manual proficiency in Cattle’s Intelligence Test in left- handed male and female subjects / Int. J. Neurosci. 1989. V. 44. № 1−2. P. 17−26.
- Tan U. Right and left hand skill in left- handed: Distribution, leaning and relation to nonverbal intelligence / Int. J. Neurosci. 1989. V. 44. № 3−4. P. 235−249.
- Terzian H. Behavioral and EEG effects of intracarotid sodium amytal injection / Acta Neurochirurgia. 1964. V. 12. H. 230−239. Цит. по Спрингеру С., Дейч Г., 1983.
- Trotman S., Hammond. G.R. Sex differences in task dependent EEG asymmetries / Psychophysiology. 1979. V. 16. № 5. P. 429−431. Цит. no Пожарской E.H., 1996.
- Tucker D.M., Roth R.S., Arneson В., Buckingam V. Right hemisphere activation during stress / Neuropsychologia. 1977. V. 15. № 5. P. 697−700.
- Tuker D.H., Stenslie C.E., Roth R.S., Shearer S.L. Right frontal lobe activation and right hemispheric performance decrement during depressed mood/Arch. gen. Psychiat. 1981. V. 38. P. 169.
- Waber D. Sex differences in cognition: a function of maturation rate? / Science. 1976. V. 192. C. 572−573.
- Warrenburg S., Pagano R. Sex differences in EEG asymmetry predict performance on visiospatial tasks / Psychophysiology. 1981. V. 18. № 2. P. 171−172.
- Wienrich A.M., Wells P.A., Mc Manus C. Handedness, anxiety and sex differences / Brit. J. Psychol. 1982. V. 73. P. 69−72.
- Witelson S.F. Sex and the Single Hemisphere: Specialization of the Right Hemisphere for Spatial Processing, Science. 1976. P. 425−427. Цит. no Спрингеру С., Дейч Г., 1983.
- Wolff P.H., Hurwitz I., Moss H. Serial organization of motor skills in left- and right- handed adults / Neuropsychology. 1977. V. 15. № 4−5. P. 539−546. Цит. по Вольфу H.B., Цветовскому С. Б., 1985.
- Yakovlev P., Lecours A. The myelogenetic cycles of the brain / Regional development of the brain in early life. Oxford. 1967. P. 3.
- Zaidel D., Sperry R.W. Performance on the raven’s coloured progressive matrices test by subjects with cerebral commissurotomy / Cortex. 1973. Vol. 9. № 1. P. 34−39. Цит. по Ильюченку Р. Ю. с соавт., 1989.
- Zuckerman M. General and situation-specific traits and states: new approaches to assessment of anxiety and other constructs. In: Emotions and anxiety / Eds
- M. Zuckerman, Ch. D. Spielberger. N.Y., ets.: John Wiley and sons, 1976. P. 133. Цит. no Спилбергеру Ч. Д., 1983.