Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сравнительная изучение конкурентоспособности нестероидных противовоспалительных препаратов, селективно ингибирующих циклооксигеназу-2, в условиях регионального фармацевтического рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение НПВП имеет ограничения, т.к. даже кратковременный прием этих JIC в 25,0% случаев может приводить к развитию побочных эффектов, а в 5,0% -представляет серьезную угрозу для жизни пациентов. Высок риск развития осложнений у лиц пожилого и старческого возраста, которые составляют более 60,0% потребителей НПВП. Это связано с тем, что большинство «стандартных» НПВП способно подавлять… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ И ФАРМАКО-ЭКОНО-МИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ, ПОТРЕБЛЯЮЩИХ НЕСТЕРОИДНЫЕ ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ПРЕПАРАТЫ
    • 1. 1. Методические подходы к проведению маркетинговых исследований в области' фармации
    • 1. 2. Использование фармакоэкономики в фармации
    • 1. 3. Оценка конкурентоспособности лекарственных средств на фармацевтическом рынке
    • 1. 4. Анализ особенностей применения нестероидных противовоспалительных препаратов в Российской Федерации
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА НЕСТЕРОИДНЫХ ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ПРЕПАРАТОВ, СЕЛЕКТИВНО ИНГИБИ-РУЮЩИХ Ц И КЛ 00 КС И ГЕ Н АЗУ-2, В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
    • 2. 1. Изучение медицинских и социально-демографических факторов, влияющих на потребление нестероидных противовоспалительных препаратов в Ставропольском крае
    • 2. 2. Состояние фармацевтического рынка Ставропольского края
    • 2. 3. Результаты социологического опроса конечных потребителей нестероидных противовоспалительных препаратов
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЕСТЕРОИДНЫХ ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ПРЕПАРАТОВ, СЕЛЕКТИВНО ИНГИБИРУЮЩИХ ЦИКЛООКСИГЕНАЗУ
    • 3. 1. Оценка конкурентоспособности нестероидных противовоспалительных препаратов, селективно ингибирующих циклооксигеназу-2, среди других лекарственных средств этой группы
      • 3. 1. 1. Изучение методов продвижения нестероидных противовоспалительных препаратов на региональном рынке
      • 3. 1. 2. Исследование предпочтений врачей-экспертов и фармацевтических работников при назначении нестероидных противовоспалительных препаратов
    • 3. 2. Основные направления повышения качества лекарственного обеспечения нестероидными противовоспалительными препаратами, селективно ингибирующих циклооксигеназу
      • 3. 2. 1. Использование ABC/VEN-анализа с целью формирования оптимального ассортиментного портфеля закупки нестероидных противовоспалительных препаратов
      • 3. 2. 2. Фармакоэкономические исследования нестероидных противовоспалительных препаратов
    • 3. 3. Определение потребности в нестероидных противовоспалительных средствах, селективно ингибирующих циклооксигеназу-2, при различных нозологиях
  • Выводы по главе

Сравнительная изучение конкурентоспособности нестероидных противовоспалительных препаратов, селективно ингибирующих циклооксигеназу-2, в условиях регионального фармацевтического рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Основная терапия ревматоидных заболеваний, болей различного генеза связана с применением нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП), представляющих собой неоднородную в химическом отношении группу лекарственных средств (JIC), объединенных схожим механизмом действия, различающихся по выраженности терапевтического эффекта, безопасности и по фармакоэкономическим характеристикам.

Основными показаниями для назначения НПВП являются воспалительные процессы различной природы и локализации, боль, лихорадка. Согласно официальной статистике, в России общее число больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата за последние 10 лет выросло с 7,7 до 11,2 миллионов человек (то есть больше, чем на 40%), а реальная распространенность значительно выше. По данным Всемирной организации здравоохранения эта нозологическая группа находится на втором месте по выходу на инвалидность после кардиоваскулярных расстройств.

Применение НПВП имеет ограничения, т.к. даже кратковременный прием этих JIC в 25,0% случаев может приводить к развитию побочных эффектов, а в 5,0% -представляет серьезную угрозу для жизни пациентов. Высок риск развития осложнений у лиц пожилого и старческого возраста, которые составляют более 60,0% потребителей НПВП. Это связано с тем, что большинство «стандартных» НПВП способно подавлять активность обеих изоформ циклооксигеназы (ЦОГ-1 и ЦОГ-2). Доказано, что ЛС, более селективные в отношении ЦОГ-2, реже вызывают развитие осложнений фармакотерапии, что явилось предпосылкой к созданию новых JIC, обладающих всеми положительными свойствами стандартных НПВП, но менее токсичных, — это селективные ингибиторы ЦОГ-2. Однако для широкого использования новой группы НПВП, селективно ингибирующих ЦОГ-2, необходимо проведение исследований по решению ряда задач фармакоэкономического характера. Вопросы, которые определяют конкурентоспособность этой группы J1C, можно свести к отношению эффективность — стоимость. Работа медицинских представителей в фармацевтическом бизнесе является одним из основных инструментов продаж, оказывая воздействие на предпочтение в рекомендации лекарственных средств врачом.

Изучение конкурентоспособности JIC с позиции потребительских, экономических, а также фармакоэкономических характеристик посвящены работы Лоскутовой Е. Е., Лопатина П. В., Максимкиной Е. А. и др. Однако исследования фармацевтического рынка нестероидных противовоспалительных препаратов до сих пор носили эпизодический характер, а в Ставропольском крае вообще не проводились.

Решение этих вопросов позволит не только улучшить лекарственное обеспечение больных исследуемой группой ЛС, но и значительно повысить эффективность процесса лечения. Поэтому изучение НГТВП, селективно ингибирующих ЦОГ-2, является актуальной проблемой для фармацевтической науки и практики.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является сравнительная оценка конкурентоспособности нестероидных противовоспалительных препаратов, селективно ингибирующих циклооксигеназу-2 и разработка научно-обоснованных подходов и рекомендаций по совершенствованию лекарственного обеспечения больных на региональном уровне.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: & проанализировать и обобщить зарубежный и отечественный опыт маркетинговых исследований применительно к фармацевтическому рынку НПВПпровести анализ медико-демографических показателей в Ставропольском крае, характеризующих распространенность и динамику ревматоидных заболеваний- & проанализировать номенклатуру НПВП, селективно ингибирующих ЦОГ-2- & изучить особенности продвижения в Ставропольском крае нестероидных противовоспалительных препаратов, селективно ингибирующих ЦОГ-2- & провести оценку конкурентоспособности НПВП и обосновать их оптимальный ассортимент для включения в товарную номенклатуру аптек- & провести фармакоэкономический анализ НПВП, селективно ингибирующих.

ЦОГ-2, для внедрения их в госпитальную практику- & проанализировать стадии жизненного цикла НПВПопределить потребность в НПВП, селективно ингибирующих ЦОГ-2, для ревматологических больных на период 2007;2009 гг.- & разработать научно-обоснованные методические рекомендации к оценке конкурентоспособности НПВП, селективно ингибирующих ЦОГ-2.

Методологическая основа и объекты исследования. Методологической основой исследования являются современные концепции маркетинговых исследований рынка J1C. Объектами исследования явились статистические показатели деятельности аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений Ставропольского края.

Для получения исходной информации использовали показатели статистической отчетности МЗ Ставропольского края за период 2002;2006 гг., позволяющие оценить структуру заболеваемости больных, нуждающихся в НПВГТотчетно-учетные показатели (накладные, счета-фактуры, требования-накладные), характеризующие деятельность ЛПУданные оперативного учета аптечных организаций, показывающих современное состояние регионального рынка НПВП, а также анкеты потребителей (150 анкет больных, 96 анкет врачей-экспертов, 480 анкет фармацевтических работников).

В процессе проведения научных исследований использованы методы логического, системного и регионального анализа, экономико-математические методы (сравнения, группировки, графический, нормативный, трендовый), методы прикладной социологии (анкетный опрос и экспертная оценка), методы оценки конкурентоспособности (расстановки приоритетов, иерархический, многоуровневая рейтинговая оценка). Обработку статистической и экономической информации, а также полученных результатов анализа отчетных материалов осуществляли с использованием современных компьютерных технологий, программ Access и Excel.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе изучения принципов лекарственной терапии и маркетинга проведено комплексное исследование регионального рынка НПВП, селективно ингибирующих ЦОГ-2. С применением контент-анализа и метода сравнения изучен ассортимент исследуемой группы ЛС, его структура. Предложена модифицированная методика оценки конкурентоспособности, позволяющая сравнивать отдельные параметры ЛС, задаваемые фармацевтической компанией (безопасность, эффективность, цена, удобство применения, лекарственная форма, количество ЛС в упаковке, известность торговой марки и производителя, оформление упаковки) с оценкой ЛС в целом. Установлено, что экспертами высоко оценены вольтарен, найз, мовалис и нимесил. Показано, что конкурирует на рынке со «стандартным» диклофенаком нимесулид, который представлен десятью торговыми наименованиями. Среди последних можно выделить найз, частота назначения которого составляет 45,5%. Методом ABC-анализа установлено, что в группу А, существенно влияющую на объем продаж НГТВП, входят найз, мовалис, вольтарен. С целью оптимизации затрат на оказание лекарственной помощи населению Ставропольского края, с использованием метода экспоненциального сглаживания произведен прогноз перспективной потребности в фармакоэкономически выгодных НГТВП на 2007;2009 гг. и определены объемы финансирования их закупки. Показано, что в дальнейшем будет снижаться в регионе потребление диклофенака, а мелоксикама и нимесулида увеличиваться.

Практическая значимость и уровень внедрения полученных результатов.

Осуществлен отбор оптимальной номенклатуры исследуемых JIC для включения в ассортимент аптечных организаций и формулярные перечни ЛПУ. Результаты фармакоэкономического анализа, проведенного на базе клинической городской больницы № 4 г. Ставрополя показали, что внедрение найза и мовалиса в терапевтическую практику ЛПУ позволит сэкономить средства на лечение ревматологических больных при достижении высокой эффективности и отсутствии осложнений. Полученные результаты исследования конкурентоспособности НПВП позволяют прогнозировать изменения спроса на данную группу JIC. Разработанные методические рекомендации к оценке конкурентоспособности и по особенностям продвижения НПВП внедрены в деятельность аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений: & «Методические рекомендации к оценке конкурентоспособности нестероидных противовоспалительных препаратов, селективно блокирующих циклооксигеназу-2», которые утверждены Министерством здравоохранения Ставропольского края (от 15.07.04 г.) — республики Адыгея (от 21.12.06 г.) — Фармуправлением Ростовской области (от 12.04.07 г.) и внедрены в практику аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений: РГУП «Фармация» РСО-Алания, г. Владикавказ (от 14.11.06 г.) — МУЗ ГО «ГКБ № 11», г. Воронеж (от 19.10.06 г.) — ООО «Сопроцессор», г. Воронеж (от 18.10.06 г.) — ООО «Миртэк», г. Воронеж (от 19.12.06 г.) — Филиал ООО «РИА «Панда» в г. Москва (от 17.01.07).

Методические рекомендации по особенностям продвижения нестероидных противовоспалительных средств медицинскими представителями (для врачей и фармацевтических работников)", которые утверждены Министерством здравоохранения Ставропольского края (от 15.07.04 г.) — Фармуправлением Ростовской области (от 12.04.07 г.) и внедрены в практику аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений: РГУП «Фармация» РСО-Алания, г. Владикавказ (от 14.11.06 г.) — ООО Производственно-коммерческая фирма «Миртэк», г. Воронеж (от 19.12.06 г.) — МУЗ ГО «ГКБ № 11», г. Воронеж (от 19.10.06 г.) — ООО «Сопроцессор», г. Воронеж (от 18.10.06 г.) — ООО «Эрганова», г. Пятигорск (от 15.02.07 г.) — Филиал ООО «РИА «Панда» в г. Москва (17.01.07 г.).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс факультета последипломного образования ГОУ ВПО Пятигорской ГФА Росздрава в виде методических указаний: «Опрос — как метод сбора информации», которые утверждены ЦМК от 03.03.2006 г.

Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтических наук.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научных исследований кафедры управления и экономики фармации факультета последипломного образования ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия Росздрава» (номер госрегистрации 01.2.100 455).

Положения, выносимые на защиту. На защиту выдвигаются следующие положения и результаты исследований, характеризующиеся научной новизной: результаты анализа изменения медико-демографических показателей Ставропольского края, влияющих на потребление НПВПрезультаты анализа современного состояния локального рынка НПВПрезультаты анализа особенностей продвижения в Ставропольском крае НПВП, селективно ингибирующих ЦОГ-2- результаты анализа конкурентоспособности НПВП, селективно ингибирующих ЦОГ-2- прогноз потребности в НПВП в Ставропольском крае и обоснование необходимых объемов финансирования для их закупа.

Апробация полученных результатов. Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на 60-й межрегиональной конференции по фармации, фармакологии и подготовке кадров «Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции» (г. Пятигорск, 2005 г.) — на четвертой конференции молодых ученых СОГМА «Молодые ученые — медицине и практическому здравоохранению» (г. Владикавказ, 2005 г.) — на четвертой научно-практической конференции молодых ученых и студентов Юга России «Медицинская наука и здравоохранение» (г. Анапа, 2006 г.) — на первой международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс и оптимизация технологических процессов производства лекарственных средств» (г. Тернополь, 2006 г.) — Межрегиональной научной конференции «Актуальные проблемы фармации» (г. Владикавказ, 2007 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ, из них 2 в рекомендованных ВАК изданиях.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из трех взаимосвязанных глав, изложенных на 129 страницах текста компьютерного набора, содержит 34 таблицы, 14 рисунков, 7 приложений, 173 источника литературы, в том числе 11 на иностранных языках.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. По данным литературных источников изучены и обобщены современные методологические подходы к проведению маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке, в том числе и оценке конкурентоспособности JIC. Изучены особенности применения нестероидных противовоспалительных препаратов.

2. В результате анализа медико-демографических показателей в Ставропольском крае установлена тенденция к росту ревматоидных заболеваний (реактивные артропатии, ревматоидный артрит, артрозы, остеопороз). Для этих нозологий наблюдается рост и по краю он составляет от 5,7% до 37,0%.

3. В результате проведенных маркетинговых исследований выявлено, что на фармацевтическом рынке Российской Федерации зарегистрировано 44 нестероидных противовоспалительных препаратов, селективно ингибирующих циклооксиге-назу-2, которые представлены тремя международными непатентованными названиями и разнообразием торговых наименований (нимесулид — 27 наименований, ме-локсикам — 14, целекоксиб — 3). На фармацевтическом рынке Ставропольского края, используются только 36,4% ассортимента изучаемых JIC: нимесулид (10 наименований), мелоксикам (4), целекоксиб (2).

4. Установлено, что в регионе активно работают компании-производители селективных НПВП: Boeringer Ingelheim Pharma (мовалис) и Dr. Reddy's Lab Ltd (найз), которые в рамках продвижения своей продукции используют различные технологии. Медицинские представители подчеркивают преимущества и выгоды продвигаемых J1C с помощью FAB, которые в основном сводятся к снижению гастроток-сичности и других побочных эффектов (бронхоспазм, нефропатия) в сравнении с «классическими» НПВП, а также хондропротективному эффекту.

5. Для оценки конкурентоспособности новых нестероидных противовоспалительных препаратов на региональном рынке предложена методика многоуровневой рейтинговой оценки эталонного J1C и препаратов-конкурентов с точки зрения врачей-экспертов. Наиболее высокий рейтинг имеют вольтарен, мовалис, найз, ниме-сил. Их выписывают постоянно 90,9% врачей. Самыми назначаемыми по мнению экспертов являются диклофенак (90,0%), вольтарен (54,5%), найз (45,5%).

6. С использованием индекса аффинности установлены различия в принятии решения о назначении НПВП, селективно ингибирующих ЦОГ-2, у терапевтов, педиатров, ревматологов. Педиатрам важны данные об отсутствии побочных эффектов, противопоказаний, а также наличие в ассортименте удобных и корригированных лекарственных форм. Ревматологи предпочитают JIC, испытанные на практике, при этом для них важно подтверждение этого факта в научных публикациях. В тоже время терапевты обращают внимание на оптимальное соотношение цены и качества.

7. Проведен ABC-анализ и изучена степень дистрибьюции НПВП, селективно ингибирующих ЦОГ-2 на рынке Ставропольского края. Установлено, что большая часть изучаемых JIC известна как врачам, так и фармацевтическим работникам. Степень дистрибьюции составляет 78%. Они находятся на стадии «рост-зрелость» и пользуются постоянным спросом. Риск закупки данной группы JIC минимален.

8. С целью оптимизации затрат на оказание лекарственной помощи населению Ставропольского края, с использованием метода экспоненциального сглаживания произведен прогноз перспективной потребности в фармакоэкономически выгодных и безопасных НПВП на 2007;2009 гг. и определены необходимые объемы финансирования их закупки (мовалис — 16 500 тыс. руб. в 2008 г.- 18 900 тыс. руб. в 2009 г.- найз — 22 500 тыс. руб. в 2008 г.- 24 800 тыс. руб. в 2009 г.).

9. Разработаны научно-методические рекомендации к оценке конкурентоспособности нестероидных противовоспалительных препаратов, селективно ингибирующих циклооксигеназу-2, которые способствуют повышению качества лекарственного обеспечения ревматологических больных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. П. Маркетинг: вопросы и ответы /Г. П. Абрамова. — М.: Агропром-издат, 1991. — 159 с.
  2. , С. Бизнес-курс: Маркетинговые коммуникации / С. Абрамова // Рос. аптеки.-2005.-№ 7. с. 12−15.
  3. , М.В. Экономическая оценка эффективности лекарственной терапии (фармакоэкономический анализ) / М. В. Авксентьева, П. А. Воробьев, В. Б. Герасимов. — М.: Ньюдиамед, 2000. 80 с.
  4. , И. Электронная коммерция в России: состояние и перспективы / И. Аглицкий // Экон. вестн. фармации. 2001. — № 6(40). — С. 89−91.
  5. Академия рынка: маркетинг / А. Дейян и др. М.: Экономика, 1993. — 572 с.
  6. , Е.Г. Организационно-информационные подходы к проведению фармакоэкономических исследований / Алещенкова Е. Г., Кобзарь JLB. // Экон. вестн. фармации. 2001. — № 4. — С. 87−89.
  7. , А. Высокий уровень управления информацией ключ к успеху / А. Ананьин // Экон. вестн. фармации. — 2002. — № 2 (48). — С. 89−91.
  8. , Г. Н. Анализ регионального рынка по результатам аптечного опроса (Тюменской области) / Г. Н. Андрианова, С. Г. Сбоева // Экон. вестн. фармации. -2000. -№ 3 (25).-С. 100−104.
  9. Ассортимент и ассортиментная политика аптечного учреждения / В. И. Телицын и др. // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. ПятГФА. Пятигорск, 2005. — Вып. 60. — С. 596−598.
  10. Ю.Астахова А. В. Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС): спектр побочных реакций / А. В. Астахова // Безопасность лекарств. 2000. — Бюл. № 1. -С. 26−30.
  11. , С. Либерилизация торговли и торговый баланс / С. Афонцев // Вопр. экономики.-2005.-№ 7.-С. 19−35.
  12. , М. В. Корпоративный сайт фармацевтического дистрибьютора как инструмент маркетинговых коммуникаций / М. В. Багитова // Фармац. вестн. 2002. -№ 7 (246).-С. 20−21.
  13. , Ю.Б. Клинические и экономические аспекты рационального использования лекарственных препаратов / Ю. Б. Белоусов // Клинич. фармакология и фармакотерапия. 1996. — № 3. — С. 59−64.
  14. , Ю.Б. Фармакоэкономика начинается с формуляра / Ю. Б. Белоусов // Фармац. вестн. 2000. — № 7. — С. 6.
  15. , Ю.Б. Фармакоэкономика: оптимальный выбор для формуляров / Ю. Б. Белоусов, А. В. Быков // Фарматека. 2003. — № 3. — С. 10−12.
  16. , И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие / И. К. Белявский. М.: Финансы и статистика, 2002. — 319 с.
  17. , С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  18. Бизнес-путеводитель по фармацевтическому рынку России / под ред. А.Ю. Юда-нова, Е. А. Вольской, С. А. Лагунова. М.: Классик-консалтинг, 2001. — 197 с.
  19. , С.Г. Маркетинговые исследования / С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. — СПб.: Питер, 2004. 304 с.
  20. , С.Н. Воздействие маркетинговых коммуникаций на врачей и фармацевтических работников / С. Н. Болыпева, Т. П. Лагуткина // Фармация. 2004. -№ 6.-С. 18−23.
  21. , С.Н. Организационные аспекты продвижения лекарственных средств на фармацевтическом рынке /С.Н. Болыпева, Т.П. Лагуткина// Здоровье и образование в XXI веке: материалы 2 междунар. науч.-практич. конф. М., 2001. — С. 48.
  22. Боровиков, В.П. Statistica статистический анализ и обработка данных в среде Windows / В. П. Боровиков, И. П. Боровиков. — М.: Филинъ, 1998. — 608 с.
  23. , Б.П. Фармакоэкономика / Бучнев Б. П., Парфейников С. А., Рожнова С. А. Пятигорск, 2002. — 94 с.
  24. , И. Инновации основа развития российского фармбизнеса / И. Быко-венко // Ремедиум. — 2004. — № 3. — С. 54−55.
  25. , И.Л. Изучение конкурентоспособности аптеки / И. Л. Василенко // Экон. вестн. фармации. 2004. — № 8 (78). — С. 47−50.
  26. , О.А. Маркетинг в здравоохранении / О. А. Васнецова // Управление здравоохранением. -2001. -№ 1 (2).-С. 81−86.
  27. , К.В. Фармакоэкономические аспекты использования лекарств у больных в лечебно-профильном стационаре / К. В. Верлан, Т. Г. Третьякова // Человек и лекарство: тез. докл. 7 Рос. нац. конгр. 18−23 апр. 2000 г. М, 2000. — С. 450.
  28. , Ю.С. Реклама в научной медицинской периодике / Ю. С. Ветошкина, О. П. Фельдман, Е. А. Вольская // Ремедиум. 2005. — № 9. — С. 40−43.
  29. Влияние ДЛО на развитие фармрынка // Фармац. вестн. 2006. — № 17 (422). — С. 6−8.
  30. Внутренние болезни: учеб. в 2-х т. / под ред. А. И. Мартынова и др. М.: ГЕОТАР-МЕД, 2001. — Т. 1. — 600 с.
  31. , Е. Реклама и ответственность / Е. Вольская // Рос. аптеки. — 2002. — № 2. -С. 43−46.
  32. , Е. Реклама лекарственных препаратов в ракурсе мониторинга / Е. Вольская, С. Завидова, Л. Коковин // Ремедиум. 2004. — № 3. — С. 6−13.
  33. , Е. Связи с общественностью и реклама на фармрынк’е / Е. Вольская // Ремедиум. 2004. — № 5. — С. 6−11.
  34. , П.А. Экономика здравоохранения: ведение в фармакоэкономику / П. А. Воробьев, С. А. Кобина // Ремедиум. 1999. -№ 4. — С. 29−37.
  35. , Л.Н. Информационные технологии в сфере обращения лекарств / Л. Н. Геллер // Фармация. 2006. — № 1. — С. 28−32.
  36. , В.П. Изучение информационных потребностей на фармацевтическом рынке / В. П. Гарихиди, Е. А. Крикунова, Е. А. Максимкина // Новая Аптека. -2000.-№ 9.-С. 54−63. 161
  37. , Г. Т. Обоснование необходимости структурирования рекламы лекарственных средств по организационным и психологическим критериям / Г. Т. Глембоцкая, С. А. Калиничев // Экон. вестн. фармации. 2002. — № 5 (51). — С. 7378.
  38. Глобальный бизнес и информационные технологии / В. М. Попов, Р.А. Марша-вин, СИ. Ляпунов // Финансы и статистика. 2001. — № 1. — С. 118.
  39. , А. Компьютер для менеджера. Самоучитель / А. Гончаров. СПб: Питер, 2000. — 464 с.
  40. , А. Выбор за эффективными лекарствами / А. Гришунина // Фармац. вестн. 2002. — № 7. — С. 2.
  41. , З.С. Основные концептуальные подходы к оптимальному прогнозированию рынка лекарственных средств / З. С. Дементьева, JI.C. Кобзарь // Сб. науч. тр. ВНИИ фармации. 1993. — Т. 31. — С. 46−54.
  42. , М. Сегодня в аптеке презентация / М. Денисова, Д. Пархоменко // Рос. аптеки. 2000. — № 3. — С. 38−40.
  43. , М.Н. Структурные изменения на российском фармрынке в 1 квартале 2005 года / М. Н. Денисова, В. В. Соколова // Ремедиум. 2005. — № 7. — С. 41−45.
  44. , Д. Принципы и практика маркетинга: пер. с англ. / Д. Джоббер. — М., СПб.- Киев: Вильяме, 2000. 158 с.
  45. , Е.В. Маркетинговый анализ потребительского рынка урологических лекарственных средств / Е. В. Дибижева, С. Г. Сбоева // Экон. вестн. фармации. — 2001. -№ 5.-С. 65−75.
  46. Динамика показателей естественного движения и здоровья населения Ставропольского края 1999−200гг. Стат. сб. Ставрополь, 2005.- 48 с.
  47. , Н.Б. Проблемы и возможности маркетингового исследования рынка JIC / Н. Б. Дремова // Мед.-фармац. вестн. 1996. -№ 9−10.-С.З-8.
  48. , Н.Б. Маркетинговый анализ препаратов ацетилсалициловой кислоты с позиций товара / Н. Б. Дремова // Новая Аптека. Аптека и рынок. 2003. — № 2. — С. 49−54.
  49. , Е. Практический маркетинг: пер. с англ. / Е. Дихтль, X. Хершген. М.: Высш. шк., 1995.-255 с.
  50. , Н.Б. Концепция маркетинговых исследований по анализу и прогнозированию рынка лекарственных средств / Н. Б. Дремова, Е. В. Лазарева // Фармация. 1996. — Т. 45, № 1. — С. 27−29.
  51. , И. Судьба ингибиторов ЦОГ-2 в руках FDA / И. Дугин // Фармац. вестн. --2005. -№ 4(367). -С. 9.
  52. , И.И. Общая теория статистики /И.И. Елисеева, М. М. Юзбашев ML: Финансы и статистика, 1999. — 480 с.
  53. , И.Ю. Некоторые возможности повышения конкурентоспособности Российских аптек / И. Ю. Жуков // Экон. вестн. фармации. 2002. — № 9 (55). — С. 3336.
  54. , А.Б. Опыт применения раптена-рапид в лечении суставного синдрома при РА / А. Б. Зборовский, Б. В. Зборовский, Л. И. Деревянко // Науч.-практич. ревматология. 2001. — № 2. — С. 37−42.
  55. Здоровье населения и здравоохранения Ставропольского края 1991−2000 гг. -Ставрополь, 2001 .- 113 с.
  56. Здоровье и здравоохранение Ставропольского края 1998−2003 гг.: стат. сб. — Ставрополь, 2004. 133 с.
  57. Здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения в 2000 г.: справочник МЗ РФ. М., 2001. — 210 с.
  58. , О.Е. Концептуальная модель системы управления обращением лекарственных средств / О. Е. Зекий, А. С. Румянцев // Менеджер здравоохранения. — 2004.-№ 8.-С. 40−51.
  59. , И. Программы стимулирования продаж в аптеках / И. Зубко // Экон. вестн. фармации. -2005. 11−12 (93−94). С. 53−54.
  60. , С.В. Мотивация на 100% / С. В. Иванова. 2-е изд., испр. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 288 с.
  61. , С.В. Продажи на 100%: Эффективные техники продвижения товаром и ' услуг / С. В. Иванова. 2-е изд., испр. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 274 с.
  62. , А.Е. Хронический болевой синдром у больных с ревматическими заболеваниями: возможности применения НПВП / А. Е. Каратеев // Фармац. вестн. — 2005. -№ 8.-С. 19.
  63. , С.А. Введение в фармакоэкономику / С. А. Кобина, В. Ю. Семенов // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 1999. — № 1. — С.39−48.
  64. , JI.B. Изучение спроса на лекарственные средства методом экспертных оценок и использование полученных данных в планировании и оценке ситуации / Л. В. Кобзарь // Сб. науч. тр. / ВНИИ фармации. М., 1998. — С. 45−52.
  65. , Л.В. Анализ номенклатуры лекарственных средств и формирование ассортимента в аптеке: практическое занятие / Л. В. Кобзарь // Новая аптека. 2004. -№ 7.-С. 45−56.
  66. , Л.В. Организационно-информационные подходы к проведению фармакоэкономических исследований / Кобзарь Л. В., Алещенкова Е. Г. // Экон. вестн. фармации. 2001. — № 4. — С. 87−90.
  67. , Л.В. Современная концепция фармакоэкономических исследований / Л. В. Кобзарь, Е. Г. Алещенкова // Фармация. 2000. -№ 5−6. — С. 10−12.
  68. , Л. Глобальные компании на российском фармрынке: точки приложения сил / Л. Коковин // Ремедиум. 2004. — № 9. — С. 6−11.
  69. , И.А. Роль рекламы и информации на фармацевтическом рынке услуг / И. А. Короневская, О. В. Крылова // Экон. вестн. фармации. 2001. — № 9 (43). -С. 85−90.
  70. , Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: пер. с англ. / Ф. Котлер. — М.: Вильяме, 2006. — 656 с.
  71. , Т.Г. Оценка аптеками продвижения лекарств медицинскими представителями компаний производителе / Т. Г. Кравченко // Новые лекарства. — 2003.-№ 2.-С. 46−49.
  72. , Т.Г. Провизор и посетитель аптеки: каждый день вместе // Т. Г. Кравченко // Фармац. Обозрение. 2004. — № 6. — С.54−56.
  73. , А. Б. Фармаэкономика Т. 1. / Системный анализ мирового фармацевтического рынка // А. Б. Краснокутский, А. А. Лагунова — М.: Классик-Консалтинг, 1998. — 344 с.
  74. , Н. Н. Распространенность ревматических заболеваний у детей и состояние детской кардиоревматологической службы в России / Кузьмина Н. Н., Амирджанова В. Н., Добровольская 3. Н. // Детская ревматология. 1996. — № 1. С. 3−8.
  75. , А. Фармацевтический рынок России. 2000 год / А. Лагунова // Экон. вестн. фармации. 1999. — № 6. — С. 77.
  76. , Т.П. Изучение целевых аудиторий при продвижении лекарственных средств на фармацевтическом рынке / Т. П. Лагуткина, Е. И. Грибкова // Фармация. 2004. — № 4.- С. 23−25.
  77. , Т.П. К Вам пришел медицинский представитель / Т. П. Лагуткина // Рос. аптеки. 2004. — № 7−8. — С. 20−23.
  78. , Т.П. Кластерный анализ факторов продвижения фармацевтических компаний / Т. П. Лагуткина // Вестн. Воронеж, гос. ун-та 2004.-№ 2.-С. 225−234.
  79. , Т.П. Комплексный подход к изучению роли провизора в продвижении фармацевтической продукции / Т. П. Лагуткина, С. Н. Болынева // Экон. вестн. фармации.-2001.-№ 10.-С. 19−22.
  80. , Т.П. Теоретические и методологические основы разработки системы интегрированных маркетинговых коммуникаций на фармацевтическом рынке России: автореф. дис.. д-ра фармац. наук 15.00.01. / Татьяна Петровна Лагуткина. М., 2004. — 43 с.
  81. , Т.П. Формирование отношения фармацевтического работника к новому лекарственному средству / Т. П. Лагуткина, С. Н. Большева // Фармация. -2004.-№ 6.-С. 14−18.
  82. Лекарства, которые вы выбираете. М.: ОНИКС 21 век- МИР, 2003. — 840 с.
  83. , П.В. Методики фармакоэкономических исследований /Лопатин П.В., Котельникова И: Г.// Фармация. 2000. — Т.49, № 7. — С34−35.
  84. , Е.Е. Рациональный ассортимент основа эффективной деятельности аптечной организации. / Лоскутова Е. Е., Пак Т. В., Тарасенко М. А. // Новая аптека. Аптека и рынок. — 2001. — № 1. — С. 39−44.
  85. Лозовая- Г. Ф. Риск менеджмент и прикладной маркетинг фармацевтической организации / Г. Ф. Лозовая, Е. М. Генералова. — М, 2001. — С. 117.
  86. , В.И. Диклофенак натрия в терапевтической практике /В.И. Мазуров, В. А. Якушева // Рос. мед. журн. 2004. — Т. 12, № 12. — 2004. — С. 712−714.
  87. , И. М. Разумный выбор НПВП при сочетанной патологии: заболеваниях суставов и гипертонической болезни / И. М. Марусенко, Н. Н. Везикова, В. К. Игнатьев // Леч. Врач. 2004. — № 2. — С. 28−30.
  88. Мелик-Гусейнов, Д. В. Взаимодействие компании-производителя и врача сотрудничество или извлечение прибыли? / Д.В. Мелик-Гусейнов // Фармац. вестн. -2006.-№ 16(421).-С. 8−9.
  89. Мелик-Гусейнов, Д. Рынок госпитальных закупок ЛС. Реалии и перспективы развития / Д. Мелик-Гусейнов // Фармац. вестн. 2005. — № 15(378). -С. 12−14.
  90. Мелик-Гусейнов, Д. Фармрынок на подъеме / Д. Мелик-Гусейнов // Маркетинг. -2005. -№ 5.-С. 19−23.
  91. Методические основы классификации медицинских услуг на государственном и отраслевом уровнях системы стандартизации в здравоохранении / П. А. Воробьев и др. // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2000. — № 1. — С. 9−17.
  92. , З.Н. Потребительский выбор лекарственных средств, применяемых при кашле и простудных заболеваниях / З. Н. Мнушко, И. А. Грекова // Провизор. 2000.-№ 2.-С. 23−26.
  93. , З.Н. Конкурентоспособность иммуностимулирующих лекарственных средств-с точки зрения потребителей / З. Н. Мнушко, И. А. Грекова, И. В. Пестун // Провизор. 2000. — № 6. — С. 18−19.
  94. , С.А. Официальные документы Минздрава в Интернет / С. А. Морозова, А. А. Румянцев, В. Д. Старик // Новая Аптека. 2003. — № 2. — 21−23.
  95. , Е.Л. Нестероидные противовоспалительные препараты / Е. Л. Насонов -М., 2000.-143 с.
  96. , Е.Л. Нестероидные противовоспалительные препараты при ревматических заболеваниях: стандарт лечения. / Е. Л. Насонов // Рос. мед. журн. 2001. -Т.9, № 7−8. — С. 265−270.
  97. , Е.Л. Нестероидные противовоспалительные препараты: проблемы безопасности лечения / Е. Л. Насонов // Consilium medicum. 1999. — № 5. — С.207−211.
  98. , В.А. Значение циютооксигеназы-2 в развитии боли / Насонова В. А. // Терапевт, арх. 2001. — № 53. — С. 56−57.
  99. , В.А. Рациональное применение НПВП в ревматологии / В. А. Насонова // Рос. мед. журн. 2002. — № 6. — С.302−306.
  100. , В.А. Ревматизм // Руководство по ревматическим болезням / В. А. Насонова, Н. Н. Кузьмина М.: Медицина, 1997. — С. 144 — 160.
  101. , В.А. Ревматические болезни в практике семейного врача. / В. А. Насонова, Л. Н. Денисов // Рос. мед. журн. 2001. — Т.9, № 23. — С. 1038−1041.
  102. , К. Мониторинг розничных продаж лекарственных препаратов, применяемых для местного лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата за январь-октябрь 2004 г. /К. Недоговорова // Моск. Аптеки. — 2004. № 2. — С. 11.
  103. Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средствах: Приказ МЗ РФ от 26.01.2000 № 30// Сб. основных нормативных актов по фармацевтической деятельности (Доп№ 5)/ под ред. Б. А. Чакчира. СПб.: Фарм-Сервис, — 2001. — С. 111 -126.
  104. , В.В. Оценка конкурентоспособности лекарственных препаратов /
  105. B.В. Обухова// Экон. вестн. фармации. 2001. — № 3. — С. 137−141.
  106. , В.П. Применение принципов маркетинга при построении конкурентоспособного аптечного бизнеса / В. П. Ольшанская, А .Я. Фигунов // Экон. вестн. фармации. 2005. — № 9−10(11−92). — С. 37−40.
  107. Оптимизация лекарственного обеспечения населения Ставропольского края /
  108. C.А. Парфейников и др. // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. ПятГФА. Пятигорск, 2004. — Вып. 59. — С. 386−387.
  109. Оценка эффективности методов продвижения лекарственных средств, на региональном рынке /В.А. Чепракова и др. // Актуальные вопросы фармацевтической науки и практики: сб. науч. ст. Запорожье, 2006. — Вып. 15, Т.2, — С. 460 461.
  110. , С.С. Эпидемиология боли. / С. С. Павленко // Неврологич. журн. 1999.-Т. 4,№ 1.-С.41−46.
  111. , В.П. Аптечная сеть России: Проблемы и возможные пути реформирования / В. П. Падалкин // Экон. вестн. фармации. 2001. — № 9. -С. 15−21.
  112. , А. Российская фармацевтическая промышленность: взгляд производителей / А. Парканский // Ремедиум. 2003 — № 3. — С. 69−71.
  113. , С.А. Современное состояние лекарственного обеспечения населения Ставропольского края / С. А. Парфейников // Новая Аптека. -2003.-№ 2.-С. 33−35.
  114. , С.А. Теоретические и методические основы стратегии управления лекарственным обеспечением (на примере Ставропольского края): автореф. дис. д-ра фармац. наук 15.00.01. / С. А. Парфейников. М., 2003. — 46 с.
  115. , С.А. Успешное управление фармдеятельностью Ставрополя / С. А. Парфейников // Экон. вестн. фармации и медицины. Южный округ, Москва. — 2001. — № 1. — С. 21−25.169
  116. , Д.В. Ситуационный анализ российской фармацевтической промышленности / Д. В. Пархоменко // Фармация. 2002. — № 6. — С. 8−10.
  117. , С.В. Развитие ключевых клиентов. / С. В. Пауков М.: Мед. информ. агентство, 2004. — 188 с.
  118. , В.И. Создание эффективной системы продаж в российских условиях / В. И. Присновский // Экон. вестн. фармации. 2005. -№ 3(85).-С. 36−38.
  119. , Н. В. Оценка конкурентоспособности продукции / Н. В. Пурадова // Маркетинг.— 1993.— № 1 — С. 133−140.
  120. , С. Мастер-класс «Art of sales». М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 176 с.
  121. , С. Тренинг профессиональных продаж / С. Ребрик М.: Эксмо, 2002. -232 с.
  122. Регистр лекарственных средств России. PJ1C аптекарь. — 5-й вып. / гл. ред. Г. Л. Вышковский. — М.: РЛС, 2003. — 1408 с.
  123. Регистр лекарственных средств России. РЛС доктор. — 6-й вып. / гл. ред. Г. Л. Вышковский. — М.: РЛС, 2003. — 928 с.
  124. Регистр лекарственных средств России. РЛС энциклопедия лекарств. — Изд. 8-е, перебот. и доп. /гл. ред. Ю. Ф. Крылов. — М.: РЛС, 2001. — 1504 с.
  125. Регистр лекарственных средств России. РЛС энциклопедия лекарств. — 10-й вып. / гл. ред. Г. Л. Вышковский. — М.: РЛС, 2003. — 1440 с.
  126. Регистр лекарственных средств России. РЛС энциклопедия лекарств. — 11-й вып. / гл. ред. Г. Л. Вышковский. — М.: РЛС, 2004. — 1504 с.
  127. , Дж. Р. Реклама и продвижение товаров / Дж. Р. Росситер, Л. Терси / под ред. Л. А. Волковой. СПб.: Питер, 2000. — 656 с.
  128. , А.В. Формулярная система как основа оптимизации лекарственного обеспечения. / А. В. Рудакова // Новая аптека. Аптека и рынок. 2001. — № 7. — С.17.22.
  129. , Л.Л. Обезболивающая и противовоспалительная терапия при консервативном лечении острого периода травмы конечностей / Силин Л. Л., Гаркави А. В., Терновой К.С.// Рос. мед. журн. -2004. Т. 12, № 12. — С. 699−705.
  130. , Е.И. Программы лояльности в России и за рубежом: лпыт и инновации / Е. И. Светляков // Экон. вестн. фармации. 2005. — № 5(87). — С. 59−62.
  131. Совершенствование качества и доступности лекарственного обеспечения населения Ставропольского края // С. А. Парфейников и др. // Новая аптека. Аптека и рынок. 2004. — № 2. — С. 23−25.
  132. , С.Н. Влияние факторов конкурентоспособности аптеки на ее прибыль / С. Н. Соколов // Экон. вестн. фармации. 2004. — № 10(80). — С. 45−51.
  133. , СВ. Система компьютерных технологий маркетинговых исследований фармацевтического рынка /СВ. Соломка, Н. Б. Дремова, Л. В. Кобзарь // Человек и лекарство: тез. докл. 7 Рос. нац. конгр. 10−14 апр. 2000 г. -М., 2000.-С. 592.
  134. Справочник Видаль: Лекарственные препараты России.- М.: АстраФармСер-вис, 2002.— 1296 с.
  135. Справочник лекарственных препаратов зарубежных фирм в России. — М.: Ас-траФармСервис, 2003.- 549с.
  136. , Г. Г. Методология анализа данных в социологии / Г. Г. Татарова. М: Стратегия, 1998. — 224 с.
  137. , В.К. Опасный жаропонижающий препарат для детей /В.К. Тато-ченко // Педиатрич. практика. 2006. — № 1. — С. 71−72.
  138. Тестирование рынка основа формирования ассортиментной политики по лекарственным средствам / Н. Б. Дремова и др. // Фармация. — 1998. -Т. 47, № 4. — С. 26−28.
  139. , О. Внимание на витрину / О. Ткачева // Рос. аптеки. — 2003. — № 12. -С 39−40.
  140. , Е.В. О небходимости совершенствования законодательства по регулированию рекламы лекарственных средств / Е. В. Толстова // Экон. вестн. фар-мации.-2001. -№ 12(46)-С 71−73.
  141. , Е.А. Фармакоэкономические аспекты побочных эффектов и осложнений лекарственной терапии / Е. А, Ушкалова, В. В. Чельцов // Ремедиум. — 2003. -№ 1−2.-С. 28−35.
  142. , Р.И. Управление эффективностью рекламы / Р. И. Фагитов // Экон. вестн. фармации. 2005. — № 1(83). — С. 7−14.
  143. Фармакоэкономические аспекты применения отдельных групп лекарственных средств / В. А. Чепракова и др. // Актуальные вопросы фармацевтической науки и практики: сб. науч. ст. 2006. — Вып. 15, Т. 2. — С. — 462−463.
  144. Фармацевтический рынок России: расстановка сил 2000 // Экон. вестн. фармации. 2000. — № 9. — С. 59−61.
  145. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система) / под ред. А. Г. Чучалина и др. М.: Эхо, 2003. — Вып. 4. — 928 с.
  146. , О. М. Ревматизм в Российской Федерации: статистики и действительность // О. М. Фоломеева, Л. И. Беневоленская / Вестн. РАМН. 1996. — № 11. -С. 21 -24.
  147. Ф. А. Клиническая неврология позвоночника / Ф. А. Хабиров Казань, 2002. — 472 с.
  148. , В.А. Исследование рынка нестероидных противовоспалительных средств на примере Ставропольского края /В.А. Чепракова // Молодые ученые — медицине: тез. докл. 4 науч. конф. молодых ученых. — Владикавказ, 2005. — С. 8485.
  149. , В.А. Анализ номенклатуры селективных нестероидных противовоспалительных препаратов (Северо-Кавказский регион) / В. А. Чепракова // Изв. ВУЗов. Сев.-Кавк. регион. Фармакология. Естественные науки. Спецвып. — Рос-тов-Н/Д, 2006.-С. 17.
  150. , В.А. Изучение конкурентоспособности лекарственных средств на фармацевтическом рынке на примере нестероидных противовоспалительных препаратов /В.А. Чепракова Пятигорск, 2006 — 22 с. — Деп. в ВИНИТИРАН' 26.07.2006, № 1005 — В — 2006.
  151. , В.А. Особенности продвижения на фармацевтический рынок нестероидных противовоспалительных препаратов / Чепракова В. А., Андреева И. Н. //Человек и лекарство: тез. докл. 13 Рос. нац. конгресса 3−7 апр. 2006 г. М., 2006. -С. 473.
  152. , Е.И. Фармакоэкономический анализ лечения больных с болевым вертеброгенным синдромом // Е. И. Чуканова / Фармац. вестн. 2005. — № 14. — С. 23.
  153. , Г. В. Развитие правового регулирования информации о лекарственных средствах. Ч. 2. Актуальное положение в России / Г. В. Шашкова, Е. А. Вольская // Ремедиум. 2005. — № 6. — С. 17−19.
  154. , И. Фармацевтические Public Relations / И. Широкова // Ремедиум. -2004. -№ 5.-С. 11−16.
  155. Эволюция и методология современного фармацевтического маркетинга / С. Г. Сбоева и др. // Экон. вестн. фармации. 2001. № 5. — С. 17−18.
  156. Экспертная оценка лекарственных средств на уровне регионального рынка / Н. Б. Дремова и др. // Remedium. 1996. — № 4. — С. 28−29.
  157. Эффективные продажи фармацевтических препаратов: сборник / Е. М. Аникина и др. М.: Литтера, 2005. — 194 с. (Серия «Фармбизнес»).
  158. , Д.Н. Важнейшие маркетинговые параметры конкурентной ситуации розничных аптечных организаций / Д. Н. Яковлева, A.M. Битерякова // Экон. вестн. фармации. 2004. — № 9(79). — С. 47−50.
  159. , Н.Ю. Сравнительный анализ основных источников информации о лекарственных средствах для специалистов здравоохранения / Н. Ю. Яшина, Л. А. Лобутова // Экон. вестн. фармации. 2001. — № 7(41). — С. 51−52.
  160. Lidstone, J. Marketing Planning for the Pharmaceutical Industry / J. Lid-stone, J. Maclennan // First Edition: Gower Publishing Ltd. 1999. — № 2. — 146 p.
  161. Maclennan, J. Brand Planning for the Pharmaceutical Industry / J. Maclennan // Gower Publishing Ltd. 2004. — № 2. — 150 p.
  162. Mintzes, B. Blurring the Boundaries. New Treds in Drug Promotion / Clinical Therapeutics. 1998. — № 6. — P. 74.
  163. Rowe, G. Expert Opinions in Forecasting: the Role of the Delphi Technigue // G. Rowe, G. Wright / Principles of Forecasting. Boston, 2001.-Vol. 4. — P. 125−144.
  164. Pharmaceutical Marketing: Principles, Environment and Practice / M.C. Smith et al. Boston: Haworth Press, 2002. — 371 p.
  165. Johanesson, M. Economics, pharmaceuticals and pharmacoeconomics / M. Johanes-son, B. O’Brein //Medical Decision Making.— 1998.—№ 18, — P. 1−3.
  166. Kurz, X. Introduction to the theory of pharmaco-economics// X. Kurz, A. Dresse / Revue Medicale de Liege. 1998. — Vol. 53, № 5. — P. 230−235.
  167. Mullins, C.D. Emerging standardization in pharmacoeconomics comment. / C.D. Mullins, S. Ogilvie // Clinical Therapeutics. 1998. -№ 6. — P. 194−202.
  168. Schoenfeld, P. Gastrointestinal safety profile of meloxicam: a meta-analysis and systematic review of randomized controlled trials / P. Schoenfeld // Am. J. Med. -1999. Vol.107. — N0.6A. — P.48S-54S.
  169. Vane, J.R. Overview: the mechanisms of action of antiinflammatory drugs. Clinical significance and potential of selective COX-2 inhibitors. / J.R.Vane, R.M.Botting // -Minissota: William Harvey Press, 1998. -P.l-18.
  170. Warner, T.D. Nonsteroid drug selectivities for COX-1 rather than COX-2 are associated with human gastrointestinal toxicity: a full in vitro analysis / T.D. Warner // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 1999. — Vol.96. — P.7563−7568.
Заполнить форму текущей работой