Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль измененного тактильного восприятия в формировании невротических и соматоформных расстройств у детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из этого положения, далее к нашей модели применима психоцентрическая концепция и теория острого и хронического стресса, согласно которым сверхсильная и/или длительная стимуляция приводит к развитию ПСР. По мнению Г. Н. Крыжановского /1999/, такая возможность опосредована психофизиологическими механизмами формирования патологического условного рефлекса, основой которого является зона… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Клинико-психологическая характеристика детей с тактильной дизлексией
    • 2. 2. Методы исследований
  • ГЛАВА 3. ВСТРЕЧАЕМОСТЬ НЕВРОТИЧЕСКИХ И СОМАТОФОРМНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С
  • ТАКТИЛЬНОЙ ДИЗЛЕКСИЕЙ
  • ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЕ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТАКТИЛЬНОЙ ДИЗЛЕКСИЕЙ
    • 4. 1. Перекисное окисление липидов
    • 4. 2. Витамины
    • 4. 3. Микроэлементы
    • 4. 4. Половой диморфизм биохимических элементов
  • ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕЙ С ТАКТИЛЬНОЙ ДИЗЛЕКСИЕЙ
    • 5. 1. Результаты ЭЭГ- исследований
    • 5. 2. Изменение ССС у детей
    • 5. 3. Функциональные исследования автономной нервной системы
  • ГЛАВА 6. РЕЗУЛЬТАТЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕЙ С ТАКТИЛЬНОЙ ДИЗЛЕКСИЕЙ
    • 6. 1. Профиль латеральной организации мозга
    • 6. 2. Межполушарные взаимодействия
    • 6. 3. Результаты психофизиологического исследования сенсорной системы
    • 6. 4. Психомоторная активность
    • 6. 5. Признаки школьной дезадаптавдш
  • ГЛАВА 7. БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ ДЕТЕЙ С ТАКТИЛЬНОЙ ДИЗЛЕКСИЕЙ

Роль измененного тактильного восприятия в формировании невротических и соматоформных расстройств у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По данным официальной статистики в последние годы среди населения России наиболее интенсивно растет число больных с психосоматическими расстройствами, реактивными состояниями и последствиями органических поражений ЦНС /Александровский Ю.А., 1997; Козырев В. Н.,. 1998/.

Наиболее высокие показатели учтенной заболеваемости пограничными психическими расстройствами выявлены среди детского населения. При этом отмечается преобладание мальчиков над девочками. /Чуркин А.А., 1998/.

Детальный анализ повозрастной структуры показал, что существует два возрастных «пика» психосоматических расстройств: первый — в возрастной группе 5−9 лет, причем начало он берет в возрастной группе 3 — 4 года и достигает своего максимума в возрасте 10−14 летвторой пик отмечается только у юношей в возрасте 18−19 лет / Пивень Б. Н., 1980; Семичев С. Б., 1987; Чуркин А. А., 1998; и др./.

Изменилась и структура детской заболеваемости в пользу так называемых болезней адаптации. Высокий уровень нарушения адаптационных систем организма выявлен у 20 — 60% детей. / Apley J., 1968; Баркан А. И., 1988; Гурьева В., 1996; Исаев Д. Н, 1996/. При этом, по мнению авторов, первично нарушается информационный обмен, а затем начинаются патологические вегетосоматические реакции, психоэмоциональные и социальные нарушения. Формируются особые клинические формы психогений, присущие только этому возрастному периоду. Это маскированные (скрытые) состояния или соматизированные расстройства, проявляющиеся внешне как соматические заболевания/Каган В.Е., 1986;. Гурьева В., 1996/.

Наиболее уязвимыми в этом отношении, как доказано многочисленными исследованиями, оказываются дети младшего школьного возраста. Их иммунная система в 70 — 80% случаев функционирует в режиме перенапряжения и дезадаптации. При этом анализ учебной деятельности ребенка в условиях общеобразовательной школы показывает высокую выраженность и систематичность информационных стрессов /Александровский Ю.А., 1985; Балаболкин И. И., 1985; Белоусов и др., 1986; Белоконь Н. А. и др., 1987; Батанова Н. А. и др., 1988; Буторина Н. Е. и др., 1990; Исаев Д. Н., 1991, 1994; Зелинский С. М., 1995; Ковалев В. В., 1995 и Др./.

Между тем, известно, что неоптимальное информационное окружение ребенка при наличии у него минимальных неврологических дисфункций мозговых систем может привести к срыву механизмов его психической адаптации, развитию невротических и соматизированных расстройств /Л.М. Шипицына, 1999; Г. Р. Новикова, 2000; Н. Я. Семаго, 2000/.

Так, в настоящее время можно считать доказанной такую связь в развитии логоневрозов, заикания, неврозов, психореактивных состояний, бронхиальной астмы, вегетососудистой дистонии, функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта, нарушений сердечного ритма, аллергических заболеваний, болей в конечностях, в сердце, животе, головных болей, энуреза, энкопреза, лихорадок неясного происхождения, нарушений развития личности / Бережковская Е. Л., 1979; Губачев Ю. М., Стабровский Е. М., 1981; Тополянский В. Д., Струковская М. В., 1986/.

Определяющую роль при этом имеют нарушения ЦНС, ведущие к деформации информационного обмена, включая непосредственные нарушения анализаторного аппарата (в любом его звене — от периферических рецепторных образований до проекционных зон коры головного мозга — как первичных, вторичных, так и ассоциативных) /Лурия А.Р., 1964; Хомская.

Е.Д., 1987; Цветкова Л. С., 1995 и др./.

Рассматриваются феномены парциальных выпадений некоторых когнитивных функций при минимальных мозговых дисфункциях (нарушения анализа зрительного образа, зрительно-пространственной координации, восприятия звуков речи, различения сходных артикуляций, тонких движений, тактильного восприятия и др.) /Корсакова Н.К. и др., 1997/.

Нашими предварительными исследованиями показано резкое увеличение числа детей с нарушениями тактильного восприятия информациитактильной дизлексией (ТД). Нарушение тактильного восприятия, входящего в ядро сенсорной организации человека, а именно в ее зрительно-тактильно-кинестетическую систему, при неблагоприятном информационном окружений ребенка может стать патологической детерминантой формирования у него болезней нервной регуляции.

Однако, анализируя богатейший клинический и экспериментальный материал, мы не встретили работ, посвященных изучению причинноследственных взаимоотношений формирования невротических и сомато-формных расстройств у детей при наличии у них нарушенного тактильного гнозиса (тактильной дизлексии).

Изучение этой проблемы принципиально важно прежде всего для осмысления роли тактильной дизлексии в формировании психосоматических расстройств и представляет интерес не только с позиций дифференциальной диагностики, но и с позиций профилактики и не медикаментозной коррекции болезней нервной регуляции у этих детей.

Это и послужило поводом для проведения настоящего исследования.

Цель настоящих исследований: изучить роль тактильной дизлексии в формировании невротических и соматоформных расстройств у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить структуру и динамику психосоматических заболеваний у детей младшего школьного возраста с тактильной дизлексией (ТД) и без нее в онтогенезе.

2. Изучить особенности клинического течения невротических и со-матоформных расстройств у детей с ТД и без нее.

3. Провести сравнительное исследование биохимических, электрофизиологических, нейропсихологических и психофизиологических характеристик детей младшего школьного возраста с ТД и без нее.

4. Разработать комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития болезней нервной регуляции у детей младшего школьного возраста с ТД.

Научная новизна.

Впервые:

1. изучена возрастная представленность тактильной дизлексии у детей младшего школьного возраста.

2. на основании комплексного клинико — нейропсихофизиологичес-кого исследования изучен вегетато-соматический портрет детей младшего школьного возраста с тактильной дизлексией.

3. показаны причинно-следственные связи между наличием у ребенка 7−11 лет с ТД и особенностями отношений в диаде «мать-дитя» в период раннего онтогенеза, учебным стрессом, формированием психосоматических расстройств.

4. изучена структура и клинические проявления невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств у детей младшего школьного возраста;

5.установлена специфическая биохимическая картина и специфический паттерн ЭЭГ ритмики, которые могут быть использованы как индикаторы определения у детей ТД.

6. обосновано предположение о детерминантной роли ТД в формировании невротических и соматоформных расстройств у детей младшего школьного возраста.

7. определены риск-факторы и состояния, способствующие формированию у детей ТД.

8. обоснован алгоритм раннего выявления ТД.

9. разработана программа не медикаментозной профилактики невротических и соматоформных нарушений у детей с ТД.

Практическая значимость и внедрение результатов исследования.

Полученные данные позволили подойти к лечению и профилактике невротических и соматоформных расстройств у детей с ТД не только с медикаментозной, но и с психолого-педагогической стороны.

Выявленные специфические изменения в содержании некоторых микроэлементов и витаминов в сыворотке крови детей с ТД определяют направленность коррекции их рационов питания.

Обнаруженные риск-факгоры развития у детей на ранних этапах онтогенеза ТД позволяют направленно корректировать содержание психологической подготовки будущих мам.

Моделирование информационной среды с учетом специфических индивидуально-типических особенностей детей с ТД и применение апробированной программы «Обучаем ребенка саморегуляции» позволяет достоверно снизить риск их школьной и психосоциальной дезадаптации, предупредить развитие невротических и соматоформных расстройств.

Программа «Обучаем ребенка саморегуляции» и методические предложения по обучению детей с ТД используются педагогами школ Иркутска и Иркутской области.

По материалам диссертации опубликовано 8 работ.

Положения, выносимые на защиту.

1 Дети младшего школьного возраста при наличии у них ТД попадают в группу риска по развитию болезней нервной регуляции. В структуре заболеваний у таких детей значительный удельный вес занимают психосоматические расстройства в виде невротических, связанных со стрессом, и соматоформных расстройств. Их «пик» приходится на 10−11 лет — момент окончания начальной школы.

2. Клиническая картина невротических и соматоформных расстройств выражается в повышенной утомляемости, эмоциональной напряженности и лабильности, аффективных расстройствах, нарушениях ночного сна, вегетативных дисфункциях, психосоматических нарушениях, нарушениях психосоциальной адаптации.

3. Выявленные у детей младшего школьного возраста с тактильной дизлек-сией изменения функциональных параметров предполагают проведение индивидуального плана их диспансерного наблюдения.

4. Возможна ранняя не медикаментозная профилактика и коррекция тактильной дизлексии, позволяющая предупреждать развитие у детей невротических и соматоформных расстройств.

Апробация работы.

Материалы диссертации представлены и обсуждены на Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовательных учреждениях города и области» (Иркутск, 1998 г.), 6 Межрегио.

12 нальной научно-практической конференции «Проблемы развития мышления школьников» (Иркутск, 1999 г.), Международной конференции «Проблемы одаренности: теория и практика» (Иркутск, 2000), региональной научно-практической конференции «Психосоматическое здоровье детей и подростков» (Иркутск, 2000).

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, описания методов исследования, пяти глав собственных исследований, заключения, выводов, списка цитируемой литературы и приложения. Работа изложена на 141 страницах машинописного текста, содержит 3 таблицы, 25 рисунков и 3 приложения.

Список литературы

включает 162 отечественных и 42 зарубежных источника.

ВЫВОДЫ.

1. Сравнительный анализ заболеваемости детей с ТД и без нее в возрасте 7 лет показал более низкую представленность невротических и соматоформных расстройств у детей с ТД, однако к 11-и годам невротические и соматоформные нарушения у них нарастают быстрыми темпами и встречаются достоверно чаще (р<0,001), чем у детей без ТД.

2. Высокое содержание в крови у детей с ТД меди и пониженное а-токоферола и соотношения а-токоферола к диеновым коньюгатам, как индикаторов окислительного стресса, может быть использовано в качестве биохимических свидетелей напряжения их адаптации.

3.Данные ЭЭГ о дисфункции диэнцефальных и верхнестволовых структур головного мозга, низкое содержание в сыворотке крови железа, нарушенный межполушарный перенос при тактильном и зрительном гнозисе, показатели функциональной активности полушарий свидетельствуют о снижении тонуса правого полушария мозга у детей с тактильной дизлексией.

4. У детей с ТД отмечено разрушение пространственного ЭЭГ-паттерна, присущего здоровым детям. Зарегистрирован новый паттерн пространственной организации ЭЭГ-ритмики, в котором наиболее информативна система ЭЭГ-связей правого полушария.

5. Выявленные электрокардиографические особенности у детей младшего школьного возраста с тактильной дизлексией свидетельствуют о необходимости выделения их в отдельную подгруппу при проведении функционального обследования сердечно-сосудистой системы.

6. Дети с ТД в условиях школьного обучения характеризуются специфическими когнитивными затруднениями, имеют высокий уровень тревожности на школу и семью.

7. Стресс-факторами развития ТД являются: операция кесарево сечение в анамнезе у ребенка, эмоциональная (материнская) депривация в раннем онтогенезе, наличие органической «предиспозиции» в виде перинатальной патологии мозга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет предложить концептуальную модель развития невротических и соматоформных расстройств у детей младшего школьного возраста при наличии у них ТД.

Очевидно, что причинно-следственный вектор расстройств направлен от психической составляющей к соматической. Право на это утверждение дает тот факт, что «запуск» симптоматики ТД, до этого находящейся в непроявленном (латентном) состоянии происходит под воздействием информационной нагрузки, которая не совместима с функциональной и/или микроорганической недостаточностью мозга.

Ведущий симптомокомплекс при этом складывается из целого ряда расстройств, являющихся следствием функциональной или микроорганической недостаточности теменных зон мозга. К ним в первую очередь относятся выраженное двустороннее нарушение тактильного гнозиса, кинестетической и зрительной основы движений, признаки несформированности межполушарного взаимодействия.

Второй симптомокомплекс складывается из тех нарушений, которые свидетельствуют о функциональной (вероятно и микроорганической) недостаточности правого полушария. К ним относятся нарушение зрительно-пространственной основы движения, пространственного восприятия, аграфия, изменение ЭЭГ-паттерна с формированием лабильности эмоциональной сферы. Билатеральность нарушенного тактильного гнозиса свидетельствует и о факте заинтересованности левого полушария, что проявляется в кинестетической афазии, нарушении грамматического строя речи и пространственно-временных отношений.

И, наконец, третий симтомокомплекс — дисфункция стволовых и диэнцефальных структур, определяющих межполушарные отношения, особенности вегетативной регуляции и регуляции гомеостаза.

Известно, что функциональная и/или органическая недостаточность коры мозга, сочетающаяся с отклонением в функциональном состоянии диэнцефальных и стволовых структур приводит к противоречию между требованиями образовательных программ и возможностями организма/личности ребенка.

Исходя из этого положения, далее к нашей модели применима психоцентрическая концепция и теория острого и хронического стресса, согласно которым сверхсильная и/или длительная стимуляция приводит к развитию ПСР. По мнению Г. Н. Крыжановского /1999/, такая возможность опосредована психофизиологическими механизмами формирования патологического условного рефлекса, основой которого является зона запредельного торможения или застойного возбуждения, образующаяся в ЦНС.

При этом механизм реализации ПСР, по Т. В. Кузьминой и др. /1981/, включает такие стадии как стресс, активацию кортикальной лимбико-ретикулярной систем, конвергенцию их активирующих влияний на гипотоламусе с последующим выбором баланса ответов по симпато-адреналовому и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковому путям, с активизацией вегетативных центров продолговатого и спинного мозга с соответствующими периферическими вегетативными эффектами.

Процесс соматизации аффекта приводит со временем к учащению ПСР и увеличению их продолжительности. В клинической картине заболевания начинает доминировать соматическая патология.

При этом, как убедительно доказано исследованиями М. В. Коркиной /1998/, сама соматическая патология становится источником еще одной психотравмирующей ситуации, значительно ухудшающей психическое состояние, усиливающей тревогу и депрессию. Формируется так.

96 называемый психосоматический цикл, в котором психогенное и соматогенное поочередно выступает в форме то причины, то следствия.

С этого этапа к нашей модели применима клиническая гипотеза, согласно которой психои соматоцентрический вектора обоюдно-направлены.

Итак, в предлагаемой нами модели органической «предиспозицией» является тактильная дизлексия, оживление которой возможно под влиянием неспецифических раздражителей (по типу «второго удара», по Сперанскому А. Д., 1937). Одним из таких раздражителей, как нам удалось установить, является непосильная информационная нагрузка.

Мы понимаем условность предложенной модели, но тем не менее она дает общие представления о причинно-следственных взаимоотношениях формирования невротических и соматоформных расстройств у детей младшего школьного возраста и о роли ТД в этом процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Карасик В. Е., Киселев В. Ф. Возрастые изменения гемодинамики при физической нагрузке субмаксимальной мощности у школьников /У Новые исследования по возрастной физиологии.- М.: Медицина, 1983.-№ 2 (21).- С.3−7.
  2. А.П., Жаворонков А. А., Сточкова Л. С. /УАрх.пат.- 1983.-Вып.9.-С. 3- 14.
  3. А.П., Анке М., Жаворонков А. А. и др. //Актуальные проблемы общей и частной патологии, — М., 1993.- С. 110−115.
  4. Ю.А. Системный анализ состояний психической дизадаптации как основа изучения пограничных форм нервно-психических расстройств// Вестн. АМН СССР, — 1985, — № 1, — С. 61.
  5. Ю.А. Пограничные психические расстройства// Руководство для врачей, — Изд. 2-у, пер. и доп.- М: «Зевс», Ростов-на-Дону, 1997.- 576 с.
  6. Аллергические болезни у детей / Под ред. М. Я. Студеникина, М. С. Соколовой.- М: Медицина, 1986, — 288 с.
  7. .Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда.- М: Акад. пед. Наук, 1959.- 263 с.
  8. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.-М, 1975.- 448с.
  9. П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М, 1968.-547с
  10. Л.Я., Деглин В. Л., Николаенко П. Н. О роли доминантного и недоминантногополушария в регуляции эмоциональных состояний и эмоциональной экспрессии //Функциональная асимметрия и адаптация человека,-М: 1976, — С. 143 144.
  11. Н.А., Исаев Д. Н., Юрьев В. В. Психопатологические особенности детей с вегетососудистой дистонией по гипотоническому и гипертоническому типу// Психопатология, психология эмоций и патология сердца, — М., 1988.- С. 38 39.
  12. Н.А., Кубергер МБ. Болезни сердца и сосудов у детей.-М.: Медицина, 1987, — 886 с.
  13. Н.А. Состояние церебральных структур и мозговой гемодинамики у здоровых детей и детей с вегетососудистой дистонией// Невропат, и психиатр.-1987.- Вып. 10.- С. 1479 1483.
  14. .И. Психопатология очагового поражения лобных долей в свете функциональной асимметрии мозга. //Функциональная асимметрия и адаптация человека.-М: 1976.- 153 с.
  15. .И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга.-М: 1987.- 140 с.
  16. М.М., Володенкова Т. А., Лаптева 11.А. Адаптация первоклассника к учебной нагрузке по динамике некоторых вегетативных показателей // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе.- М.: Педагогика. 1977.- С.66−69.
  17. П. А. Дубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей.-М.Медицина. 1987.-886 с.
  18. Ю.В., Скумин В. А. Психотерапевтические аспекты реабилитации детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы// Педиатрия, — 1986.- № 8.- С. 46 -49.
  19. Бетелева Т, Г., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. Л. Сенсорные механизмы развивающегося мозга.-М: Наука, 1977.- 176 с.
  20. Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия.-М.: Паука, 1983, — 175с.
  21. В.В. Об асимметрии зрительного и моторного анализаторов в процессе их взаимодействия // Эксперим. иссл. по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии М., 1979. -С.57−63.
  22. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация.- Л: Наука, й988.- 270 с.
  23. Бехтерева Н.11. Изучение механизмов деятельности мозга человека: прошлое, настоящее и будущее. Механизмы деятельности мозга. 4.1. Нейрофизиология человека. -Л., 1988. -180с.
  24. В.Л. Механизмы парного мозга.-Л:Наука, 1989.- 264с.
  25. Бианки B. JL, Филиппова Е. Б. Шрамм В.А., др. Слухо-речевая и зрительно-иросгранеiвенная намять у младших школьников с различным латеральным профилем//Физ. чел,-1996 .-Т.22.-№ 3 .-С .38−44.
  26. Н.К., Новикова Л. А. Детская клиническая электроэнцефалография.-М:Медицина, 1994 198 с.
  27. Брагина Н.Н.,. Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. 2 изд.- М.: Медицина, 1988.- 237с.
  28. Н.А. и др.Особенности нервно-психических расстройств при ожоговой болезни у детей и подростков// Актуальные проблемы соматопсихиатрии и психосоматики.- М., 1990.- С. 38 40.
  29. К.М. Вопросы кортико-висцеральной физиологии и патологии. Вопросы нейро-гуморальной регуляции. Физиология и патология пищеварения // Избранные произведения. Т.З. — J1., — 1958. — 280 с.
  30. A.M. и др. Заболевания вегетативной нервной системы.-М. .Медицина, 1991 .-623с.
  31. Л.М. О закономерностях осязательных представлений //Труды Вильн. Гос. Пед. Ин та, — Т.1.- 1956.
  32. A.M., Соловьева А. Д. Лимбико-ретикулярный комплекс и вегетативная регуляция.- М.:Медицина, 1973.- 318с.
  33. Л.С. Метод исследования //Психология развития как феномен культуры /Под ред. М. Г. Ярошевского.-М: Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1996, — С. 262 323.
  34. П.Б. Избранные труды.-М:Медицина, 1964.-292с.
  35. В.В., Мишкорудная М. И. Определение диеновых коньюгатов в сыворотке крови //Лаб.дел0.-1983.-№ 3.-с.33−36.
  36. В.А. Психиатрия, изд. 4-е.-М., 1954.-236 с.
  37. О.А., Новикова Г. Р., Шалимов В. Ф. Нейропсихологическое исследование высших психических процессов у успевающих учеников начальных классов средней школы/УДефектология.- 1996, — № 6, — С. 35 41.
  38. Ю.М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологическиё основы психосоматических соотношений.-Л:Медицина, 1981 .-203с.
  39. В. Психогенные расстройства у детей и подростков,— М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.-208с.
  40. И.В. Проблемы причинности в медицине.- М., 1962.
  41. И.В. Общая патология человека.- М. Медицина, 1969.140 с.
  42. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. Беличевой СЛ.- М.: «Теис».- 1993, — 126 С.
  43. В.В., Колесникова Л. И. Патогенез эссенциальной артериальной гипертензии у детей, — Иркутск: Магис, 1999, — 220 с.
  44. В.В., КолесниковаЛ.Й. Артериальная эссенциальная гипертензия у детей. Иркутск, 1999. — 180 с.
  45. Е.Е., Сальникова Л. А., Раменская Н. П. и др. Перекисное окисление и окислительная система крови в онтогенезе //Вопр. мед. химии. -1984.- № 5, — С. 28 33.
  46. Е.Н., Нодельман В. И. Востротина З.И. Здоровье и образование (монография).- Иркутск: ИГПУ, 1998.- 320с.
  47. Т.А., Брагина Н.Н Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга, — М., 1977, — 278 с.
  48. Т.А., Брагина Н. Н. Левши.-М: Книга, 1994.- 234 с.
  49. А.К. Психические и нейрофизиологические нарушения при эндокринных заболеваниях.- М., 1973.- 179 с.
  50. В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости. //Вопросы психологии.-1989.-№ 6, — С. 67 -71.
  51. В.Д. Нейропсихологические факторы оптимизации процесса обучения /7 Материалы научно-практической конференции «Традиции и современность в образовании». Ч.2.-СПб, 1996.
  52. Ефимова И. В. Показатели сердечного ритма при интеллектуальном напряжении у студентов с разным уровнем двигательной активности. //Физкультура и здоровье студентов.- М: МГУ, 1988, — 98 с.
  53. К.Д., Резник В. И. О нервно-психических расстройствах у детей с ветето сосудистой дистонией гипертонического типа с нарушением сердечного ритма // 5-ый Всеросс. Съезд невропат, и психиатр, — М., 1985 — ТЗ. -С. 46−48.
  54. А.В. Основные проблемы онтогенеза психики /У Избр. психол. тр.- М., 1986. Т.1 — С. 28 — 65.
  55. В.Б. Физиологические аспекты невротических и психосоматических патологий.- Л: Наука, 1990. 170 с.
  56. С.М. Психические расстройства и ВКБ у детей, страдающих сахарным диабетом: Дисс., 1995, — 180 с.
  57. .В. Патопсихология.-М:Наука, 1986,-432с.
  58. Д.Н., Ефимов Ю. А. Методы выявления детей, подверженных риску психосоматических расстройств//Актуальные проблемы психогигиены и психопрофилактики, — Л., 1988, — С. 21 22.
  59. М. М. Личко А.Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.-Л: Медицина, 1983 .-280с.
  60. В.Е. внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей /У Неврозы у детей и подростков, — М., 1986, — С. 74 75.
  61. В.П., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия и адаптация человека /У Функциональная асимметрия и адаптация человека.- М., 1976, — С.54−68.
  62. .Д. Медицинская психология.-JL: Медицина, 1982.272с.
  63. Карлинский В.М. Zn-дефицитные состояния. Автор. Дис.докт. мед. наук, — М., 1979.- 38 с.
  64. В.М. Цинк-дефицитные состояния. Автореф.дис.докг. мед.наук.-М., 1979.-38с.
  65. В.Н. //Социальная клиническая психиатрия, — 1997, — № 1,-С.116−118.
  66. М.В. Материалы V всероссийского съезда невропатологов и психиатров.- М., 1985, — № 3.- С. 69 72.
  67. В.В. Психиатрия детского возраста.- М: Медицина, 1985,286 с.
  68. В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей// Неврозы у детей и подростков, — М., 1986, — С. 74 75.
  69. Кок Е. П. Зрительные агнозии. Л.:1967, — С. 224.
  70. В.Ф. Онтогенетические особенности взаимоотношений полушарий головного мозга при мнестической деятельности /7 Взаимоотношения полушарий мозга.-Тбилиси, 1982, — 146 с.
  71. М.Г., Габович Р. Д. Микроэлементы в медицине.- М.: Медицина, 1970, — 82с.
  72. М.В., Марилов В. В. Роль психосоматических циклов в генезе психосоматических заболеваний, 1998, — № 11С.ЗО 32.
  73. М.В., Марилов В. В. Особенности формирования и течения психосоматических заболеваний желудочно-кишечного тракта /7 Невроп. и психиатр. 1987, — Вып.П.- С. 1697 -1700.
  74. Н.К., Миладзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М: Российское педагогическое агентство, 1996, — 123 с.
  75. Кортико-висцеральные взаимоотношения в физиологии, биологии и медицине. Сб. статей памяти академика К. М. Быкова //отв. ред. акад. В. Н. Черниговский.-Л., «Наука».- 1971, — 194 с.
  76. Е.К. О сознании и чувстве болезни при соматических болезнях /У Избр. тр, — М., I960, — С. 189 196.
  77. Л.М. Исследование функциональной асимметрии мозга при неврозах.// Актуальные проблемы пограничной психиатрии. Тезисы докл. конф. М.: Витебск, 1989.- с. 50 52.
  78. Т.В., Моргажинская В. И., Щербакова Е. Я. и др. Интегративная деятельность мозга.- М.: Медицина, 1981, — 203 с.
  79. Г. Н. Детерминантные структуры в патологии нервной системы,— М.: Медицина, 1980.-358с.
  80. Г. Н. Патологические интеграции в нервной системе. //Бюллетень эксп. Биол. и мед., 2000.-Т.129.-№ 2.- С. 124 -128.
  81. К.С. Нарушения эмоционального развития как ьслинико-дефектологическая проблема/Дисс. докт. психол наук, 1992 320 с.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М: Политиздат, 1977.
  83. В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука, 1988.-193с.
  84. А.Ю. Значение микросоциальных и личностных факторов в патогенезе бронхиальной астмы и роль психотерапии у этих больных: Автореф. Дисс.канд. мед. Наук.-Ст. Петербург, 1994.
  85. Лурия А. Р. Высшие корковые функции.-М:1969, — 156 с. 93. 92. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.-М:МГУ, 1973.-180с.
  86. А.Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания .- Изд. 2-е.- М., 1977.- 160 с. 95 .Марковская И. Ф., Задержка психического развития: клинико -нейропсихологическая диагностика.- М.: Компенс центр, — 1993.- 198 с.
  87. В.И. Устойчивость физиологических и психических функций человека при действии экстремальных факторов. -Л:Наука, Л/о, 1982.-103с.
  88. Международная классификация болезней. МКБ-10. Классификация психиатрических и поведенческих расстройств.- СПб., 1994, — 300с.
  89. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам.- М., 1988.- 252 с.
  90. Ф.З. Адаптационная медицина: защитные перекрестные эффекты адаптации.-М.Медицина, 1993.- 421 с.
  91. Микроэлементы в медицине, — Ивано-Франковск, 1965, — 64с. ЮГМикроэлементозы человека: этиология, классификация, органопатология. / А. П. Авцын, А. А. Жаворонков, М. А. Риш, Л. С. Сгрочкова.-М.: Медицина, 1991.-496с.
  92. М.В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога, //Псих. ж-л.-1995.-Т.16.-Ш .-С.75−83.
  93. К.К., Бочкарев В. К., Никифоров А. И. Прикладные аспекты нейрофизиологии в психиатрии, — М: Медицина, 1983, — 192 с.
  94. Ю4.Мосидзе В. М., Рижинашвили Р. С., Самадишвили З. В. Функциональная асимметрия мозга, Тбилиси: Мецниереба, 1977 .-1 17 с.
  95. Нейропсихология/Под ред. С. Д. Хомской. -М: Изд-во МГУ, 1984,240с.
  96. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга /Под ред. Е. Д. Хомской. М: МГУ, 1996- 280с.
  97. Г. Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического исследования) //Дефектология.- № 2, — 2000, — С. 51 -56.
  98. Ю8.Ноздрюхина Л. Р. Биологическая роль микроэлементов в организмах животных и человека.- М.: Паука, 1977.- 184с.
  99. Л.Р., Нейко Е. М., Ванджура И. П. Микроэлементы и атеросклероз.- М: Наука.- 1985. 222 с.
  100. ПО. Окладников В. П. Соловьева Е.С. Психовегетативный синдром и социальная адаптация.-Иркутск, 1996.
  101. Е.В., Дзятковская Е. Н. Изучение биоэлементного состава сыворотки крови в связи с межполушарными отношениями мозга ребенка /У Ж-л эксперим. Мед и биол, — 1999, — Ш.-С.78−82
  102. И.П. Полн. Собр. Соч. МД951.- Т.2.- 265−294.
  103. ИЗ. Певзнер М. С., Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности. Педагогика, 1982.-204с.
  104. .Н. Распространенность и характеристика так называемых психопатологических симптомов у здоровых людей: К волпросу о норме и патологии в психиатрии// Невроп. и психиатр.-1980.-11.- С. 1674.
  105. Психогенные и психосоматические расстройства /Под ред .Л.Михелане.-Тарту:Тартуск.госуд.универ., 1988.- 196 с
  106. Психофизиологические основы профилактики перенапряжений /Под ред. Ю. В. Майкин и др.- М: Медицина, 1987, — 240с.
  107. Роль сенсорного притока в созревании функций мозга /Под ред. Е. В .Максимовой, К. В. Шулейкиной.-М:Наука, 1987.- 236с.
  108. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике.- М: Медицина, 1970.- 215 с.
  109. Е.М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития / Уч. пособие, вып 1.- Иркутск: ИГПИ, 1992, — 180 с.
  110. М.О. Реакции нейронов мозга на гипоксию.-Л, 1985.- 243с.
  111. Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с деть-ми с различными видами отклоняющегося развития //Дефектология.-№ 2.- 2000, — С. 66 75.
  112. Ш. Семенович А. Б., Умрихин С. О., Цыганок А. А. нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости // ВНД чел.- 1992.-№ 1, — С.655 663.
  113. А.В., Архипов Б. А. и др. О формировании межполушарного взаимодействия в онтогенезе /7 Сб. докладов 1-ой международной конференции памяти А. Р. Лурия. М., 1998.
  114. С.Б. Предболезненные психические расстройства.- Л: Медицина, 1987, — 183 с.
  115. Э.Е. Нейропсихологическая методика экспресс -диаг-ностики «Лурия-90». -М, 1991 .-34с.
  116. Д.С., Пальцев М. А., Хитров Н. К. Общая патология человека.-М. Медицина, 1995.-272с.
  117. Г. Н. Принципы изучения и оценки состояния здоровья школьников при массовых осмотрах /7 Гигиена детей й подростков / Под ред. Е. П. Сердюковской и С. М. Громбах.-М.: Медицина, 1977.-С. 3−13.
  118. Г. Стресс без дистресса.- М: Прогресс, 1982.- 123 с.
  119. Е.В. Методы математической обработки в психологии.-СПб.СоцПсихЦентр, 1996.-346с.
  120. А.Д. Физиология адаптации и поддержка вегетативного гомеостаза/УФиз. чел.-1984. -№ 3. -С. 335−362.
  121. А.Д. Учение о физиологической адаптации /УЭкол.физиол. животных. Том 1. Общая экологическая физилогия и физиологическая адаптация.-!! :Наука, 1979.-С.79−182.
  122. А.Д., Чурина С. К. «Двойное произведение» в диагностике состояния сердечно-сосудистой системы /У Физиология человека.- 1991.-Т. 7.-Ш.-С.47−49.
  123. А.Б., Сыркин А. Л., Козырев В. Н., Дробижев М. Ю., Иванов С. В. и др. Психосоматические расстройства (клиника, эпидемиология, терапия, модели медицинской помощи) /У Неврология и психиатрия. 1999,-№ 4, — С. 5 -16.
  124. Справочник по клинической нейровегетологии, — Киев: Здоровье, 1990.-320с.
  125. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса /У Механизмы развития стресса.- Кишинев, 1987.- С. 52 79.
  126. Т0П0ЛЯНСКИЙ В. Д. Струковская М.В. Психосоматические расстройства. -М:Медицина, 1986.-372с.
  127. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М: Мир, 1986, — 321 с.
  128. Ш. Фарбер Д. А. Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторыезакономерности /УФиз.чел.-l991. -Т.П. -№ 5.-С. 17−24.
  129. Д.А., Бетелева Т. Г. Межполушарные различия механизмов зрительного восприятия в онтогенезе /У Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий.- Л.: Медицина, 1985, — С. 127−136.ш
  130. И., Цалев Д. Атомно-абсорбционный анализ.- Л: Химия, 1983.- 142 с.
  131. А.М. //Микроэлементозы человека.- М., 1989, — С. 302 303.
  132. М.М. Информационные неврозы.- 3VL: Медицина, «1978, — 144с.
  133. М.М. Информационная патология поведения /7 Центральные регуляции вегетативных функций, — Тбилиси, 1984, — С.9−93.
  134. Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка.- М, 1964.- 180 с.
  135. Х.Г. Малые аномалии развития и их клинические значения.-Иркутск, 1984.- 87 с.
  136. Е.Д. Нейропсихология.-М :МГУ, 1987.- 240с.
  137. Е.Д., Привалова Н.Н, Ениколопова Е. В и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.- М: МГУ, 1995.-282 с.
  138. Е.Д., Ефимова Е. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий.-М.: Росс. Педагогич. Агенство, 1997.-280с.
  139. Т.П. Развитие функций мозга ребенка.- Л: Наука, 1978.232с.
  140. Л.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена.-М: Просвещение, 1990,-180с.
  141. Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека.-М: Наука, 1990.- 140 с.
  142. X. Страховете у децета. Клинично изледоване.- София: Медицина и физкультура, 1980, — 138 с.
  143. Л.С. Мозг и интеллект.- М: Просвещение, 1995.- 304 с.
  144. А.П., Линев А. П., Марценковский П. А. Латеральная терапия: руководство для врачей. Киев: Здоровье, I994.-I74c.
  145. А. А. Некоторые подходы к оптимизации специализированной помощи больным с пограничными психическими расстройствами // Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров, 8-ой.- М., 1988.- ТЛ-С. 264−266.
  146. В.Е. Функциональные качели в нейроэндокринологи-ческой регуляции стресса //' Физиол. ж-л Сечен.-1996.- Т.82, — № 4.- С.9−14.
  147. Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно развивающего обучения /УДефектология.-№ 5.- 1999.- С. 3 — 10.
  148. Шубенко-Шубина Н. Е. Связь нарушений адекватности восприятия в кожном анализаторе с вариантами межполушарной асимметрии головного мозга. //Невропатология и психиатрия.-l978.-Г .78 .-№ 12С.
  149. А.К. Исследование функциональной асимметрии тактильного восприятия. //Вопросы психологии. 1979. — № 2.- С.
  150. Alexander F. Psychosomatic Medicine, 3 rd ed. .Berlin, New York, 1977.-S. 347−51.
  151. W.L., //Amerikan Journal of Epidemiology, 1997.- № 145 S. 42 — 54.
  152. Apley J. Psychosomatic disorders in childhood: Who? When? And How? //Pediatrician.- 1979, — Vol.8 SuppL 1.- P. 1450 — 1452.
  153. Anke M., Groppel. B. //Mengen- und Spurenelemente: Arbeitstagung.-Leipzig, 1989.- S. 346 364.
  154. Bay E. Zum Problem der tactilen Agnosie //Deutsche Zeitschr. F. Nervenheilik., 1995.-№ 151, — S. 518−27.
  155. I.R. //Acta Pcychiatrica Scandmavica.- 1992.- № 85.- S. 360 63.
  156. M.H., Liao K.K., Cheung S.C. «Numb, clumsy hands» and tactile agnosia secondary to high cervical spondylotic myelopathy: a clinical and electrophysiological correlation {see comments}.- Acta neurological scandinavica, 1992.-№ 86, — S. 622−55.
  157. Clarke P. S. Int Congr Allerg Clin Immun Abstract, 1982. 790 s.
  158. Caselli R.J. Rediscovering tactile agnosia. Mayo clinic proceedings, 1991. -№ 66, — 129−42.
  159. Deutsch F. Wien med Wschr.-1922/- № 72. 357.
  160. G. /Development of emotional expression and emotional regulation in infancy. Contributions of the frontal lobe //Dawson G., Fischer K.W. (eds.).- The Guilford Press, 1994, — P. 347 -379.
  161. De Luca H.F., Suttie A. N/ The fat soluble vitamins.- Univ. Of Wisconsin Press, Madison, Wisconsin, 1970, — № 151.- S. 518 — 27.
  162. Endo K., Miyasaka M., Yanagisawa N., Sugishita M. Tactile agnosia and tactile aphasia: symptomatoiogical and anatomical differences. Cortex, 1992. — № 28. — 445 — 69.
  163. Freud Z. Standard Edition. London, 1957.-Neuropsychology and neuropsychologiagnosis // Neuropsychologiagnosis in -Psychotheraoy. Revised edition by L. Smail. New York: Brunner / Mazel Publishers, 1980. — P. 321 — 393.
  164. Guard O., Graule A., Spautz j., Dumas R. Anomie fabulante par agnosie visuelle et tactile au cours d une demence arteriopathigue. Encefiale, 1981. — № 7. -P. 275- 91.
  165. Hemroth J. Ch. A. Leipzig. -1918.
  166. Ishiara M. Studies on lipoperoxide of normal pregnant women and with toxemia of pregnancy //Clin. Chim/ Acta., 1978.- V.84.- P. 1 9.
  167. Lipowski Z.J. Somatization // Amer. J. Psychiatry.- 1988, — Vol.145, № 11,-P. 1358−1368.
  168. Morin P., Rivrain Y., Eustache F., Lambert J., Courtheoux P. Agnosie visuelle et agnosie tactile, Revue neurologique. 1984.- № 140. — P. 271−77.
  169. Maugui ere F., Isnard J. Tactile agnosia and dysfuction of the primery somatosensory area.- Revue neurologique, 1992. № 28. — P. 445 — 69.
  170. Nakamura J, Endo K, Sumida T, Hasegawa T. Bilateral tactile agnosia: a case report. Cortex, 1998. -№ 34. — P. 375−88.192.01ivares M., et al. // Amerikan Journal of Clinikal Nutrition, 1996.-№ 63, — S. 791−96.
  171. Platz T. Taktile agnosia. Casuistik evidence and theoretical remarks on modality specific meaning representations and sensorimotor integration.-Brain, 1996.-№ 119.-P. 1565−74.
  172. Paiva S.A.R. //Amerikan Journal of Clinikal Nutrition, 1996.- № 64. S. 928 -195. Payer L. //Medical Tribune, 1990, — № 18.- S. 14 — 18.
  173. Pennington B. F. Diagnosing learning disorders: A neuropsychological framework. New York: Guilford Presss, 1991, — 451 p.
  174. Reed C. L, Caselli R.J., Farah M.J. Taktile agnosia. Underlying impairment and implications for normal tactile object recognition.- Brain, 1996.-№ 119.-P. 875−88.
  175. Reed C. L, Caselli R.J. The nature of tactile agnosia: a case study. -Neuropsychology, 1994. № 32, — P. 527 — 39.
  176. Rourke. R. New York: Guilford Presss, 1985.- 161 p.
  177. Rourke B.P. and school psychology /7 School Psychology Review. -1995. Vol. 24.- P. 393 — 404.
  178. Sternberg L., Taylor R. Exceptional children.- Spriger Verlag, — 1989.-Neuropsychology of learning disabilities: Essentials of subtype analysis // Ed. B.-1944,-v. 156
  179. Teuber H.L. Disorders of higher tactile and visual functions /7 Neuropsychologya, 1965.- v. 3, — No. 4.115
  180. Tranel D. What has been rediscovered in tactile agnosia? Mayo Clinic Proceedings, 1991. -366/2. — P. 210 -14.
  181. Teicher M.H. Biology of anxiety // Med. Clin. North Am.- 1988. -Vol.72, № 4.- P. 791 814.
Заполнить форму текущей работой