Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Финансовое планирование на предприятии в условиях рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переход к рыночным условиям неизбежно сопровождался разрушением сложившейся системы планирования. Вместе с отказом от централизованного планирования на большинстве предприятий была приостановлена вся деятельность по планированию. По мере формирования рыночных механизмов и рыночных институтов у предприятий возникает объективная необходимость в планировании и прогнозировании своей деятельности. При… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Роль финансового планирования в общей системе планирования деятельности предприятия
    • 1. 1. Финансовые аспекты стратегического планирования
    • 1. 2. Оперативное планирование как основа финансового плана
    • 1. 3. Анализ рынка и разработка прогноза продаж
  • 2. Важнейшие направления финансового планирования
    • 2. 1. Планирование капитальных вложений как реализация целей предприятия
    • 2. 2. Формирование ценовой политики предприятия
    • 2. 3. Планирование доходов и расходов предприятия на основе бюджетирования
  • 3. Методические основы разработки финансового плана предприятия
    • 3. 1. Прогнозирование финансовой отчетности предприятия
    • 3. 2. Контроль и оценка финансового плана в процессе его формирования и реализации

Финансовое планирование на предприятии в условиях рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

я.

Актуальность темы

исследования. В период плановой экономики существовала стройная система централизованного планирования, где роль предприятия сводилась, в основном, к выполнению заданий вышестоящих органов управления и эффективному использованию выделенных ресурсов. К началу 90-х годов российские предприятия накопили значительный опыт в области методологии и практики планирования в условиях гарантированного сбыта, государственных фиксированных цен и сложившихся хозяйственных связей. Этот опыт базировался на централизованной системе планирования, жестко регламентирующей финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Существовавшая система планирования во многом основывалась на теоретических разработках ведущих отечественных ученых, среди которых можно выделить работы Абалкина Л. И., Аллахвердяна Д. А., Вознесенского * H.A., Галанова В. А., Клейнера Б. С., Марголина Н. С., Молякова Д. С. и др.

Переход к рыночным условиям неизбежно сопровождался разрушением сложившейся системы планирования. Вместе с отказом от централизованного планирования на большинстве предприятий была приостановлена вся деятельность по планированию. По мере формирования рыночных механизмов и рыночных институтов у предприятий возникает объективная необходимость в планировании и прогнозировании своей деятельности. При этом особенно возрастает роль финансового планирования, призванного обеспечить устойчивое финансовое состояние предприятия в условиях, когда оно самостоятельно формирует и использует финансовые ресурсы, несет ответственность перед инвесторами, кредиторами, государством. я.

В новых условиях невозможно использовать старую методологию планирования. В связи с этим особую актуальность приобретают теоретические исследования в области планирования в условиях рыночной экономики. В зарубежной литературе проблемы финансового планирования исследовались в работах Аткина Б., Бригхэма Ю., Брейли Р., Гапенски Л., Друри К., Маги К. К., Майерса С., Перара Ж., Поукока М. А., Сасьени М. У., Тейлора А. Х., Хана Д. и др. Однако особенности современного этапа развития российской экономики требуют адаптации существующих за рубежом методов планирования и разработки новых подходов к решению возникающих проблем. Отечественные ученые и практики уже имеют определенные наработки в этой области. Так, проблемы краткосрочного финансового планирования нашли * отражение в работах Ефимовой О. В., долгосрочного планирования — Ковалева В. В., проблема взаимосвязи анализа и планирования на предприятии — в работах Шеремета А. Д. Однако целостная система финансового планирования на предприятии пока не разработана.

Принципиально новые условия хозяйствования российских предприятий, необходимость управления финансовыми ресурсами предприятия для обеспечения его финансовой устойчивости, а также теоретическая и методологи* ческая разработка вопросов финансового планирования определили тему исследования, ее цели и задачи.

Целью диссертационного исследования является разработка комплексной системы финансового планирования на предприятии, базирующейся на * его стратегических и оперативных целях, способной адекватно реагировать на изменение внешней среды, обеспечивая прибыльность и платежеспособность предприятия.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, определивших логику диссертационного исследования:

— определение содержания финансового планирования в современных условиях;

— анализ стратегического я оперативного планирования как базы финансового планирования на предприятии;

— исследование рынка как основы прогноза продаж на предприятии- * А.

— разработка ценовой политики на предприятии в процессе планирования финансовых ресурсов;

— исследование планирования капитальных вложений как составной части финансового плана;

— выбор эффективных методов планирования текущих доходов и расходов предприятия.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при планировании формирования и использования финансовых ресурсов предприятия.

Объектом исследования является система и методы финансового планирования на промышленных предприятиях Российской Федерации.

Методологической и теоретической основой исследования послужили теория финансов, микроэкономика, теория организации промышленности, теория стратегического менеджмента, а также методы экономического и статистического анализа. При прогнозировании финансовой отчетности был применен балансовый метод и метод сценариев.

Информационной базой работы послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статистические данные, публикуемые Госкомстатом РФ и другими официальными органами, отчетные данные конкретных предприятий.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— уточнено содержание понятия финансового планирования в условиях нестабильной рыночной среды и усиления конкуренции как процесса, обеспечивающего формирование и использование финансовых ресурсов предприятия, в основу которого положен системный подход, предполагающий разработку стратегических и оперативных планов и учитывающий взаимозависимость внешней и внутренней среды;

•.

— предложено в качестве составного элемента финансового планирования рассматривать ценовую политику предприятия, определяемую целями предприятия, структурой рынка и степенью конкуренции, уровнем и структурой затрат, характером спроса, этапом жизненного цикла товара;

— обоснована необходимость включения планирования капитальных вложений через оперативный и годовой бюджеты капвложений в общую систему финансового планирования на предприятии;

— предложен алгоритм прогнозирования финансовой отчетности на основе бюджетирования деятельности предприятия. Применение данного алгоритма в совокупности с методом сценариев дает возможность разрабатывать различные варианты прогноза финансового плана (наиболее вероятный, оптимистические и пессимистические);

— рекомендовано в качестве основных критериев эффективности финансового планирования использовать норму прибыли на инвестированный капитал, позволяющую судить о возможностях предприятия расширяться за счет собственных ресурсов, и поток денежных средств, определяющий финансовую стабильность предприятия;

— разработана система мероприятий, рекомендуемых в случае появления негативных тенденций, проявляющихся в отклонении фактических финансовых показателей предприятия от запланированного уровня. В основу этой системы положена гибкая тактика контроля прибыли, приоритет ликвидности и текущей платежеспособности над прибылью, принятие решений на основе предельных затрат.

Теоретическая и практическая значимость работы. Предлагаемый в работе методологический подход к финансовому планированию позволяет разработать комплексную систему планирования, учитывающую важнейшие факторы внешней среды и специфику конкретного предприятия (отраслевую принадлежность, организационно-правовую форму и т. д.). Выдвигаемые в диссертации теоретические положения и выводы могут использоваться научными и практическими работниками в процессе исследования проблем финансового планирования.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложенные методические разработки могут быть использованы на предприятиях при составлении финансовых планов.

Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации обсуждались на кафедре финансов СГСЭУ. Основные теоретические наработки используются в процессе преподавания курсов «Финансовый менеджмент», «Финансы предприятий», «Ценообразование», что подтверждено справкой о внедрении.

Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли отражение в публикациях автора, общим объемом 4,9 п.л.

Объем и структура работы.

Цель и задачи исследования

определили структуру диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 5 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование рыночной среды, появление и усиление конкуренции, ограниченность ресурсов требуют переосмысления сущности и значения финансового планирования для предприятия. В данном исследовании финансовое планирование рассматривается как процесс, обеспечивающий формирование и использование финансовых ресурсов организации, которому присущи следующие характерные черты:

— ориентация на определенные и приоритетные для организации цели;

— постоянное возобновление процесса планирования;

— признание значимости факторов внешней среды;

— подвижность временных горизонтов и видов планирования;

— формирование «средств защиты» .

Такое понимание финансового планирования является отказом от механического чисто расчетного подхода и предполагает системный подход, отражающий как важность финансового планирования для самого существования фирмы, так и сложность и неоднозначность данного процесса. Системный подход в данном случае предполагает:

— комплексную разработку стратегических и оперативных планов в качестве основы показателей финансового плана, в котором будет осуществлена трансформация натурально-вещественных планируемых показателей в стоимостные;

— наличие обратной связи между финансовым, оперативным и стратегическим планами;

— учет взаимозависимости внешней и внутренней среды деятельности предприятия. А.

Финансовое планирование, рассматриваемое нами как составная часть общей системы планирования, позволяет определить будущие параметры деятельности предприятия и его финансовые возможности.

Финансовое планирование является составной частью общей системы планирования на предприятии. Эта система включает:

— стратегическое планирование как планирование целей;

— оперативное планирование как определение способов достижения поставленных целей;

— финансовое планирование как прогнозирование финансовых ресурсов и финансовых результатов.

При этом финансовое планирование фактически должно начинаться на этапе разработки стратегических планов, конкретизироваться в системе оперативных планов и получать конечное выражение в прогнозе форм финансовой отчетности.

Стратегическое планирование — это процесс формулировки миссии и целей организации, выбора специфических стратегий, поиска стратегических альтернатив, получения необходимых ресурсов и их эффективного распределения в будущем. Его задача — это обеспечение нововведений и изменений в объеме, достаточном для адекватной реакции на изменения во внешней среде. При этом в стратегическом планировании следует выделить элементы финансового планирования. Важнейшим этапом стратегического планирования являются формулировка целей предприятия. Цели мы рассматриваем как конкретное состояние отдельных характеристик предприятия, достижение кото- * рых является необходимым. Цели могут быть установлены по различным направлениям: положение на рынке, производительность, изменения в организации и управлении. Среди всех целей особое место занимают финансовые: прибыльность (рентабельность, абсолютная величина прибыли, прибыль на инвестированный капитал) — показатели, характеризующие структуру капитала, денежный поток, величину оборотного капитала и т. д.

Оперативное планирование мы рассматриваем как систему планирования способов достижения целей стратегического плана, охватывающую все основные направления деятельности предприятия. В отечественной практике под оперативным традиционно понимается краткосрочное планирование на г> * период до одного года. В то же время по международным стандартам под оперативным планированием понимается планирование операций на-период от 1 года до 5 лет. Учитывая нестабильность российских экономических условий, мы считаем целесообразным разрабатывать оперативные планы организаций на 1−2 года. При этом оперативное планирование должно охватывать следующие направления деятельности организации:

— оперативное планирование продуктовой программы;

— планирование сбыта;

— планирование производства,.

— планирование снабжения;

— планирование НИОКР.

Формирование как стратегических, так и оперативных планов предприятия должно обязательно базироваться на исследованиях рынка. Анализ рыночной ситуации в целом, а также определение конкурентных позиций продукции данного предприятия по сравнению с аналогами позволяет прогнозировать и планировать уровень цен, размеры продаж, размер и структуру соответствующего денежного потока и прибыли предприятия. Поэтому длинная цепочка исследований от прогноза спроса до окончательного плана сбыта должна рассматриваться как жизненно важный элемент финансового планирования.

Факторы, определяющие спрос на товары конкретной фирмы, подразделяются на две большие группы: 1) общая макроэкономическая ситуация и ситуация на рынке товаров данной группы (демографические, общий уровень * экономической активности) — 2) маркетинговая активность данного производителя (выбор цены, качества продукции, системы распределения, уровня рекламы). Поэтому прогнозирование спроса должно осуществляться в три этапа. Сначала должен разрабатываться прогноз внешней среды, затем — прогноз развития данной отрасли и, наконец, разрабатывается прогноз величины спроса на товары конкретного предприятия.

Наиболее, комплексную оценку прогнозного объема продаж обеспечивает, по мнению автора, метод сценариев. При данном методе обозначаются ключевые причинные факторы и указываются способы, которыми эти факторы могут повлиять на спрос. Основные достоинства метода сценариев можно определить следующим образом:

— этот метод заостряет внимание фирмы на неопределенности, которая характерна для любой рыночной ситуации;

— этот метод облегчает интеграцию данных, полученных разными методами;

— реализация этого метода вносит в управление дополнительную гибкость и способствует разработке альтернативных планов и системы быстрого реагирования на изменения внешней среды.

После прогноза спроса осуществляется оценка той доли рынка, которую данное предприятие намерено завоевать. Пределы, до которых эта доля рынка может быть расширена, зависят от таких факторов, как производственные возможности, доступность и цены основных ресурсов, среди которых трудовые ресурсы, оборудование, материалы, финансовые ресурсы. Окончательный прогноз продаж возможен только при учете конкретной ценовой политики фирмы.

Разработка политики цен должна являться одним из важнейших составных элементов финансового планирования. От того, на каком уровне будут устанавливаться цены на продукцию фирмы и какой будет динамика этих цен, зависят такие важнейшие финансовые показатели как объем выручки, * прибыли, денежный поток, налоговые платежи, объем располагаемых денежных средств и т. д. В конечном счете от цен во многом зависит финансовое состояние предприятия, его инвестиционная привлекательность. *.

Разработка политики, стратегии и тактики в области ценообразования предполагает внимательный анализ разнообразных внутренних и внешних факторов, среди которых наряду с целями фирмы наиболее важными являются:

— структура рынка соответствующего продукта и степень конкуренции, уровень и структура затрат;

— уровень спроса на продукт и структура спроса;

— этап жизненного цикла продукта.

При этом разработка ценовой стратегии должна осуществляться в три этапа: сбор исходной информации, стратегический анализ (финансовый анализ, сегментный анализ рынка, анализ конкуренции, оценка влияния государ- * ственного регулирования), формирование ценовой стратегии.

Базирующийся на ценовой политике прогноз продаж и оперативные планы позволяют определить ориентировочное значение финансовых показателей организации на ближайшие 1−2 года. Более конкретное выражение финансовые показатели приобретают в бюджетах.

Разработка бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования на более короткий период и с определенной системой стоимостных показателей (расходов и доходов). Т. е. оперативный план, например, производства предполагает предварительное планирование укрупненных производственных показателей и первичных издержек (материальных затрат, затрат труда и др.), рассчитанных с учетом целей стратегического плана. Бюджет * производства предполагает уже расчет окончательных бюджетов прямых материальных затрат, затрат живого труда и т. д. на определенный период времени. В настоящее время в качестве такого периода может быть использован квартал.

В работе бюджет рассматривается как особый инструмент финансового планирования деятельности организации, а процесс бюджетирования — как особая технология финансового планирования. Эта технология позволяет отойти от сложившегося порядка финансового планирования, осуществляемого путем корректировки отчетных финансовых показателей предприятия, к их планированию на основе определения уровня материально-вещественных факторов производства.

Процесс бюджетирования заключается в составлении общего (генерального) бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных бюджетов:

— бюджет сбыта (продаж);

— бюджет производства, включающий бюджет прямых затрат сырья и материалов, бюджет прямых затрат живого труда, бюджет производственных накладных расходов;

— бюджет снабжения, включающий бюджет запасов сырья;

— бюджет коммерческих расходов;

— бюджет управленческих расходов;

— бюджет капитальных вложений.

Результатом разработки бюджетов текущей деятельности является прогноз показателей основных форм отчетности. Например, бюджет снабжения определяет соответствующий показатель запасов сырья и материалов прогнозного балансабюджет прямых затрат живого труда формирует уровень кредиторской задолженности по заработной плате в прогнозном балансе, а также сумму выплачиваемой заработной платы в прогнозном отчете о движении денежных средств и т. д.

Особое место в системе бюджетирования занимает составление бюджета капитальных вложений. С теоретической точки зрения весь массив деятельности предприятия, связанный с капитальными вложениями, целесообразно подразделить на планирование инвестиций и планирование финансирования.

В планирование инвестиций входит: а) формирование и отбор проектов, которые в принципе пригодны для реализации данным предприятием, исходя из конкретных условий и целей развития предприятияб) формирование инвестиционного портфеля проектов на определенный период времени и на календарный год (бюджет капитальных вложений);

В планирование финансирования (финансовое планирование на стадии финансирования) входят: а) прогнозирование требуемых объемов финансирования по проектам, принятым к исполнению, а также распределение объемов финансирования по источникам с учетом существующих ограничений (возможности привлече- * ния конкретных источников) и требований (сохранение ликвидности и платежеспособности организацииполучение определенной отдачи на вложенный капитал инвестором и кредитором) — б) планирование финансирования при реализации конкретных проектов. Здесь идет речь о планировании финансирования с привязкой к конкретным видам и срокам осуществления работ по реализации проекта (закупка оборудования, строительно-монтажные работы и т. д.)* Основными моментами здесь являются:

— своевременное финансирование затрат, связанных с реализацией проекта в соответствии с заключенными договорами (по определенной технологической цепочке: время — запланированный объем работ — затраты — объем * финансирования);

— финансирование фактических затрат по проекту (в краткосрочном интервале времени).

План инвестиций и план финансирования должны различаться системой финансовых показателей, степенью детализации прогноза, периодом планирования.

С практической точки зрения на предприятии должны разрабатываться два документа: оперативный бюджет капвложений на пятилетний период и годовой бюджет капитальных вложений. *.

Для повышения эффективности процесса бюджетирования целесообразно использовать метод функцианально — стоимостного анализа при разработке бюджетов прямых материальных затрат, накладных расходов. Теория функционально-стоимостного анализа основана на предположении о том, что в стоимости продукции предприятия всегда заложена излишняя стоимость, возникновение которой связано как с объективными, так и с субъективными причинами.

Другим направлением совершенствования процесса бюджетирования является применение метода составления бюджетов на нулевой базе. Этот метод отличается от рассмотренного метода ФСА тем, что для вновь планируемого бюджета все виды деятельности подразделений должны быть обоснова- * ны заново.

В предлагаемой работе на основе бюджетов составлен прогноз отчетности предприятия. Для учета воздействия факторов внешней среды был использован метод сценариев, что позволило разработать оптимистический, наиболее вероятный и три пессимистических варианта прогноза.

Особое место в процессе разработки финансовых планов занимает оценка их качества. Для оценки качества финансовых планов с точки зрения их соответствия поставленным целям важнейшими критериями должны являться удовлетворительная средняя норма прибыли на инвестированный капитал и достаточный поток денежных средств. Оценка прибыли и денежного потока не* замещают, а дополняют друг друга при анализе деятельности предпри- * ятия. Анализ прибыли на инвестированный капитал позволяет судить о жизнеспособности предприятия и его возможностях удовлетворительно расширяться за счет собственных ресурсов. Прибыль предприятия указывает на имеющийся спрос на продукцию предприятия, а также на то, что руково.

152 ' дство способно обеспечить достаточно низкие затраты на производство и реализацию, что определяет долговременный успех. Анализ же потока денежных средств связан в основном с потребностью в финансовых ресурсах, их источниками и их использованием в контексте способности предприятия оплачивать свои расходы по мере необходимости. Здесь акцент делается на поддержании финансовой стабильности.

Важнейшей составляющей контроля и оценки эффективности финансо- * вых планов является оценка результатов прошлых инвестиционных решений, особенно когда инвестиции сопряжены с расходованием значительных средств в течение продолжительного периода. Поэтому целесообразно составлять финансовые отчеты о результатах каждого отдельного инвестиционного проекта.

Особого внимания при контроле реализации финансового плана требуют ситуации, значительно хуже предусмотренной в плане. Существенно снизить ¦ вероятность наступления непредвиденной ситуации позволяет использование сценарного подхода. Однако в случае, когда реальная ситуация хуже самого пессимистичного сценария, и предприятие несет значительные убытки, то необходима существенная корректировка методов, на основе которых при- * нимаются решения:

— тактика контроля прибыли насколько возможно долго должна оставаться гибкой, чтобы был возможным любой выбор (уйти из данного сектора или остаться в нем);

— ликвидность и текущая платежеспособность становятся важнее прибыли, поскольку отсутствие первых скорее ведет к банкротству предприятия;

— в основе принятия решений должны лежать предельные затраты;

— решение о том, какое производство поддерживать, должно приниматься на основе принципа покрытия ценой минимума средних переменных затрат;

— в ценовой тактике следует учитывать структуру затрат предприятия и стёпень эластичности спроса на продукт. *.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М: Юристъ, 1999. — 480 с.
  2. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/ Под ред. акад Б. М. Топормина. М.: Юристъ, 1997. — 716 с.
  3. А.Г. Научно-технический прогресс и ускорение социально-экономического прогресса. — М.: Экономика, 1985. 65 с.
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
  5. Д.Н. Финансовое планирование в СССР. М.: Финансы, 1966.-215 с,
  6. И. Стратегическое управление / Под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989.
  7. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Изд-во «Питер» 1998.-420 с.
  8. . Политика цен // Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / Под ред. М. А. Поукока и А. Х. Тейлора. М.: ИНФРА-М, 1996. — С. 67−108.
  9. А.И., Балабанов И. Т. Финансы. СПб.: Изд-во Питер, 2000. -192 с.
  10. А.Е. Влияние выпуска промышленной продукции на финансовое положение предприятия / Проблемы прогнозирования. 1999. — № 6.
  11. А.Р., Абрамова Е. А. Интегрированные матрицы финансовых потоков / Проблемы прогнозирования. 2000. — № 6.
  12. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Попова В. М. -М.: Финансы и статистика, 1997. -418 с.
  13. A.B., Борисовский Э. И. Внутри фирменное управление материальными ресурсами / Под ред. Матушкина В. Саратов, — 2000. -260 с.
  14. Р.Дж. Контроль за уровнем издержек // Финансовое планирование и контроль: Пер с англ. / Под ред. М. А. Поукока и А. Х. Тейлора. М.: Инфра-М, 1996. — С. 217−240.
  15. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М: ЗАО «Олимп — Бизнес», 1997. — 1120 с.
  16. Э. Энциклопедия финансового менеджмента. Сокр. пер. с англ. / Ред кол. Емельянов A.M., Воронов В. В. и др. М.: РАГС. ОАО Изд-во экономика, 1998. — 823 с.
  17. A.A. Комплексная информационная система и технология управления / Бухгалтерский учет. 2000. — № 6.
  18. Н.Э., Козлова Л. И. Формирование цены. М.: АО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 1995. — 64 с.
  19. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 160 с.
  20. О.С. Стратегическое управление М.: Изд-во МГУ, 1995. — '52 с,
  21. Н.Г. Оценка показателей бухгалтерской отчетности / Бухгалтерский учет. 1999. — № 6.
  22. Т.Н. Как формируются источники производственных капитальных вложений / ЭКО 1998. — № 12.
  23. В.А. Сводный финансовый баланс. — М.: Финансы и статистика, 1983.-136 с.
  24. В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995.-192 с:
  25. Н.Ю., Малев B.B. Бизнес планирование и инвестиционный анализ М.: Информационно- издательский дом Филинъ, 1998. — 208 с.
  26. Е.П. Использование системного анализа в отраслевом планировании. -M.: Экономика, 1977.
  27. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 416 с.
  28. Ю.А. Проблемы определения платежеспособности предприятия / Консультант. 1999. — № 23. *
  29. К. Введение в управленческий и производственный учет : Пер. с англ. / Под ред. Табалиной С. А. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
  30. Т.Г., Маховикова Г. А. Теория и практика ценообразования. СПб.: Северо-Западный заочный политехнический институт, 1999. -141 с.
  31. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1996.
  32. В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат / Бухгалтерский учет. 2000. -№ 5.
  33. В.Б. Проблемы учета и калькулирования себестоимости я продукции. М.: Финансы и статистика, 1987.
  34. В.Б. Управленческий учет в информационной системе предприятия / Бухгалтерский учет. 1999. — № 4.
  35. А.Б., Картышев C.B., Постников A.B. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Информационно- издательский дом Филинъ, 1998. — 208 с.
  36. И.Б. Инвестиционный процесс предприятия: понятие и сущность. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1999.
  37. Т.П. Управленческий учет: Информационное обеспечение менеджмента. Смоленск. НИО, 1993.
  38. Т.П. Учет производства как начальный этап управленческого * учета / Бухгалтерский учет. 2000. — № 20.
  39. .С. Внутрипроизводственное планирование и управление. -М.: Наука, 1978.-158 с.
  40. В.В. Введение в финансовый менеджмент— М.:Финансы и статистика, 2000 768 с.
  41. . Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Пер с франц. /Под ред. проф. Соколова Я.В.
  42. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.- 490 с.
  43. Н.П., Кондраков И. Н. Как организовать документооборот / Бухгалтерский учет. 1999. — № 6.
  44. Г. И. Разработка форм бухгалтерской отчетности / Бухгалтер- * ский учет. 2000. -№ 10,
  45. Ф. Основы маркетинга М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  46. В. Инвестиционная политика в период экономического роста // Журнал для акционеров. 2000. — № 5.
  47. М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. М.: ДНС, 1994.
  48. Ламбен Ж, Стратегический маркетинг. СПб: Наука, 1996.
  49. А.И. Прогнозирование спроса населения. М.: Экономика, 1977, — 144 с.
  50. И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы. 1995. — № 2. А
  51. Маги К. К, Оценка деятельности // Финансовое планирование и кон-. троль: Пер с англ. / Под ред. М. А. Поукока и А. Х. Тейлора. М.: Инфра-М, 1996.-С. 197−216.
  52. Н.С. Планирование финансов. (Финансы и денежное обращение в народнохозяйственном плане СССР). — М.: Госпланиздат, 1960. -160 с.
  53. Маркетинг / Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 2001. — 320 с.
  54. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: Инфра — М, 1999. — 288 с.
  55. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с * англ. М.: Дело, 2000. — 704 с.
  56. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования. М.: 1994.
  57. Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? Теорема ММ. Пер. с англ. М.: Дело, 2001 — 272 с.
  58. Д.С. Теория финансов социалистических предприятий и отраслей народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 1986. 141с.
  59. С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости-М.: Аналитика-Пресс, 1997.
  60. В.Ф., Палий В. В. Управленческий учет новое прочтение внутрихозяйственного расчета / Бухгалтерский учет. — 2000. — № 17.
  61. Лизенголь М. З, О содержании управленческого учета / Бухгалтерский учет.-2000.-№ 19.
  62. Портфель конкуренции и управления финансами. М.: СОМИНТЕК., 1996.-736 с.
  63. Проблемы планирования и управления. Опыт системных исследований / под ред. Голубкова Е. П. и Жандарова A.M. М.: Экономика, 1987. х
  64. А.Г. Электронная финансовая отчетность / Бухгалтерский учет. -2000. -№ 13.
  65. Риполь Сарагоси Ф. Б. Основы финансового и управленческого анализа. — М: Издательство «ПРИОР», 2000. — 224с.
  66. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М.: 2000. — 296 с.
  67. Российский статистический ежедневник: Стат. сб. / Госкомстат России. М.: 2000. — 642 с.
  68. Т.Б. Планирование и расчеты денежных средств фирм и компаний. М- «Ось-89», 2001. — 608 с.
  69. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. М.: ООО «Новое знание» — 2000. — 688 с.
  70. М.У. Прогнозирование спроса // Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ./ Под ред. М. А. Поукока и А. Х. Тейлора. М: ИНФРА-М, 1996. -С.47−66.
  71. А., Наумов В. Стратегическое планирование на предприятиях /Рынок ценных бумаг, 1999. № 9.
  72. В.А., Галанов В. А., Быкова Е. В., Хоминич И. П. Финансы и цены/ Под ред. проф. В. А. Слепова. М.: ИД ФКБ-ПРЕСС, 1999. — 128 с.
  73. В., Попов Б, Ценообразование и менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996 — 192 с.
  74. Г. Проектное финансирование с позиций риск менеджмента / Финансист. — 1999. — № 11−12.
  75. В.М. Ценовая политика в системе маркетинга / Под ред. ПЛ. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — 110 с.
  76. Теория фирмы / Вехи экономической мысли. Вып. 2. / Сост, и общ ред. Гальперина В. М. СПб Экономическая школа, 1995. — 534 с.
  77. А., Формби Д. Экономика фирмы / Пер с англ. Под ред. Шленова Ю. В. М.: ЗАО Изд-во Бипом, 1998. — 544 с.
  78. Управленческий учет / Под ред. Шеремета. А.Д. М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.-512 с.
  79. Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: — Ассоциация авторов и издателей «тандем». Издательство ЭКМОС, 1998. — 224 с.
  80. Финансовый механизм воздействия на производство. На примере промышленности СССР и НРБ / Под ред. Атлас М. С., Винокур Р. Д. М.: Финансы, 1972. — 240 с.
  81. Функционально-стоимостной анализ издержек производства / Под ред. Б. И. Майданчика. М.: Финансы и статистика, 1985. — 270 с.
  82. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Под ред
  83. А.А. и др. М.: Финансы и статистика, 1997 — 800 с. *
  84. А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. М.: Информ. изд. дом «Филинъ», 1997. — 296 с.
  85. Ценообразование / Под ред. И. К. Салимжанова. М.: АО «Финста-тинформ», 1996. — 159 с.
  86. Цены и ценообразование. Под ред. В. Е. Есипова. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-464 с.
  87. Цены и экономика капитализма / Обшая ред. Е. И, Пунина и С.Б. Рыч-кова. М.: Прогресс, 1989.
  88. Г. Н. Стратерия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: Инфра-М, 1996. — 224 с.
  89. Шим Дж., Сигел Д. Финансовый менеджмент / Пер. с англ. М.: «Филинъ», 1996.-400 с.
  90. Шнайдман J1.3. На пути к стандартам бухгалтерской отчетности / Бухгалтерский учет, 1998. № 1.
  91. П.Н. Ценообразование. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998 152 с.
  92. Шумпетер И, Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  93. B.C. и др. Прединвестиционные исследования разработка бизнес-плана инвестиционного проекта / Щелков B.C., Белоусова JI.M., Блинков В. М. -М.: Финстатинформ, 1999.
  94. Дж., Берман Б. Маркетинг / Пер. с англ. М.: «Сирин». — 2000. — 308 с.
  95. Экономика и организация рыночного хозяйства / Под ред. Злобина Б. К. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 450 с.
  96. ММ. Об источниках и условиях использования средств капиталовложений // Рынок ценных бумаг. 1999. — № 5.
  97. Burns A.C., Bush R.F. Marketing Research/ New Jersey, Prentice hall, 1995.
  98. Christopher M., McDonald M. Effective marketing management. Cranpield School of Management, 1986.
  99. Markidakis S., Wheelwright S.C. Forcasting Methods for Management, New York, John Wiley and Sons, 1973.
  100. Peeters R. Total Truck Demand in Europe: A Case Study, Louvainla-Neuve, IAG, 1992.
  101. Прогноз финансовой отчетности -Наиболее вероятный вариант
Заполнить форму текущей работой