Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Новый звуковой мир в отечественном музыкальном искусстве второй половины XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авангард и постмодерн «воевали» с логикой, со здравым смыслом, с философским законом причастности. До появления авангардизма культура придерживалась упорядоченных моделей мира, то есть творцами предлагался тот или иной «абсолютный центр смысла». Вокруг «центра» группировались ценности в виде бинарных оппозиций, без которых, как казалось, картина мира не может существовать. Удивительная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Авангард в музыке второй половины XX века: смысловое единство и противоречия
    • 1. 1. Этапы становления
    • 1. 2. Обновление языка музыки: множественность в единстве
    • 1. 3. Проблемы нотации
  • Глава II. Формы новой образности в музыке авангарда
    • 2. 1. Между авангардом и постмодернизмом: поиски музыкальной выразительности
    • 2. 2. Полистилистика — метод музыкальной композиции
    • 2. 3. Минимализм и тишина — феномены новой музыки

Новый звуковой мир в отечественном музыкальном искусстве второй половины XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Среди всех видов искусства музыке принадлежит особое место, потому что музыка — наиболее специфическое и сложное для теоретического осмысления, понимания и освоения искусство. Несмотря на длительную историю существования (и значительное место в искусстве и культуре), сущность и смысл музыки до сих пор остается открытой темой.

Отечественная музыкальная культура второй половины XX в., пестрая и I многообразная в своих проявлениях, представляет собой наименее разработанную тему в искусствоведении и заслуживает особого внимания со стороны исследователей, так как именно этот период был отмечен высокими достижениями в музыке и появлением уникальных по своей сути произведений. Обретая новые виды, формы и жанры, получая в свое распоряжение все более совершенные технические и технологические возможности, легко преодолевая реальные и виртуальные границы, музыка стала одним из атрибутов современного глобализирующегося мира, сформировав множество направлений и стилей, сменявших друг друга и существовавших рядом.

Еще в начале столетия в условиях плюрализма художественных явлений сложились ведущие направления искусства XX в. — импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм и другие. Позже, во второй половине века, с явными признаками постили неоони порождают оригинальные синтетические (или полистилистические) явления, адаптируются к новым стилевым условиям, диктуемым новыми способами организации звукового материала, использованием новых техник композиции. Поистине революционные принципы организации звуковой среды предложил авангард.

В качестве музыкального термина «авангард» до сих пор недостаточно укоренен, что дает возможность его широкого толкования. Некоторые исследователи (И. В. Нестьев, Н. Г. Шахназарова) определяют авангардкак совокупность течений, характеризующихся отказом от традиций и поиском новых выразительных средств. Другие (С. И. Савенко, Т. В. Чередниченко) называют авангардом «взрывообразное» движение в сфере художественной выразительности и языка музыкального искусства. Опираясь на разные точки зрения, диссертант принимает в качестве рабочего понятие авангарда как направления в музыкальном искусстве XX в., основанного на радикальном новаторстве и на сознательном стремлении к максимальному обновлению композиторских средств.

Авангард второй половины XX в. дал невиданный скачок в развитии музыкального мышления, обогатив музыку новыми способами звуковых технологий. Это была своеобразная реакция на очевидную ограниченность и даже негативность эстетико-стилевых и технологических установок искусства соцреализма. Именно тогда отечественными композиторами были широко востребованы современные западные техники композиции, которые были больше чем техниками — они выразили в корне изменившееся отношение художника к жизни, к человеку, к основным категориям искусства. Они стали знаком подвижничества во имя свободы. Для западного композиторского движения «неофиты из-за железного занавеса» [178, с. 74] стали лучшим подтверждением исторической значимости избранного пути. В свою очередь, западная ажитация вокруг авангардных опусов социалистических коллег усиливала их идеологический резонанс.

Анализируя ситуацию сегодня, с некоторого временного расстояния, можно заметить внешнюю пестроту авангардных явлений: кажущееся разнообразие инициатив, сосуществование различных стимулов и целей. При более широком рассмотрении обнаруживаются противоречия между идеями и их реализацией, разная степень жизнеспособности, серьезности самих по себе творческих концепций и проектов. Скороспелость многих идей столь же быстро порождала внутренние кризисы и споры, менялись интересы и цели, возникали новые концепции. Однако то, что становилось «вчерашним днем», отнюдь не исчезало и в качестве престижных явлений «новой музыки» продолжало впитываться в композиторскую практику, входить в репертуар музыкальных фестивалей, образуя разнообразные стилистические смеси.

Сериализм, пуантилизм, алеаторика, конкретная и электронная музыка — этот спектр технических новаций, пришедших с авангардом 50−60-х гг., был объединен общей идеей абсолютного приоритета проблем языка над всеми остальными проблемами творчества. Главное, что в той или иной мере определяет все эти опыты, — идея «нового звукового мира». Общее настроение (особенно на Западе) было таково, что не существует музыки вне этих новых языковых форм. Это «самоупоение авангарда» выразил Г. Эймерт: «Сегодня музыка существует либо в том виде, как создает ее авангард, либо не существует вовсе» [цит. по: 51, с. 68].

После взлетов авангардных течений набирает силу тенденция своего рода «эпилога» — постмодернизм, который широко продемонстрировал искусство смешения стилей вплоть до совмещения несовместимого. Целый ряд явлений, не имеющих между собой ничего общего в области эстетики, технологии, языка, причисляются к постмодернизму (среди них заметное место занимают сложные варианты полистилистических композиций и минимализм). Комплекс постмодернистского искусства можно представить рядом антиномий, оппозиций, полярно противоположных явлений.

По мнению А. К. Якимовича, и в основе авангарда, и в основе постмодернизма лежит некий сверхмиф об «идее всесильного и сверхъестественного Духа, который властвует над миром, умея его отрицать и умея отрицать себя самого, жертвовать собой, тем самым окончательно подтверждая свою абсолютность и власть» [199, с. 245]. Отсюда, по-видимому, следует, что авангард и постмодернизм принадлежат к одной и той же большой стадиальной общности.

Тем не менее, анализ отечественной музыкальной культуры интересующего нас периода пока не получил полного и объективного освещения и не занял достойного места в искусствоведческих исследованиях, что и определяет актуальность рассматриваемой проблемы. Выбор данной темы является попыткой комплексного исследования проблем возникновения и развития авангарда в отечественной музыке второй половины XX в., а также его последующего бытования в ситуации постмодернизма.

Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, потребностью современного гуманитарного знания в комплексном, интегратив-ном исследовании явлений отечественного музыкального авангарда второй половины XX в., во-вторых, попытками отыскать связи и определить взаимообусловленность авангарда второй половины XX в. и постмодернизма в музыкальном искусстве и в-третьих, необходимостью преодоления многих устаревших стереотипов, сложившихся в рамках идеологизированного, чрезмерно социоло-гизированного подхода к анализу искусства, господствовавшего в отечественной науке долгие годы.

Степень разработанности проблемы. Изучение практики недалекого прошлого таит в себе естественные сложности. Однако и на небольшом временном расстоянии многое уже становится очевидным. Об этом свидетельствует интенсивность появления публикаций, посвященных истории отечественной музыки.

В гуманитарном знании сложилась своеобразная ситуация: с одной стороны, существует огромное количество источников, относящихся к интересующему нас периоду, а с другой — количество исследовательской литературы, в которой был бы представлен полный исчерпывающий анализ явлений музыкального авангарда, все же недостаточно.

Насколько российская история XX столетия богата переменами, настолько историография рассматриваемой проблемы предстала изменчивой, подверженной идеологическим искажениям. Констатируется это не в укор прошлым поколениям историков и других деятелей музыкальной культуры (нельзя забывать, в каких сложнейших условиях им приходилось работать), а с целью подчеркнуть особую общественную функцию этой отрасли музыкальных знаний, из которых исторический опыт черпался весьма избирательно, нередко сквозь конкретный социальный заказ, реально действующий в тот или иной промежу- -ток времени.

Библиография настоящего диссертационного исследования отличается видовым разнообразием, поэтому источники условно можно разделить на несколько групп:

Первая — работы ученых, осмысливавших феномен авангарда, его становление и развитие в отечественной музыкальной культуре второй половины XX в.: JL О. Акопян, И. А. Барсова, В. Б. Валькова, О. И. Гладкова, Е. Б. Долин-ская, Н. К. Дроздецкая, Е. А. Дубинец, Е. С. Зинькевич, Н. А. Гаврилова, Т. Н. Левая, А. С. Мешкова, JL Д. Никитина, С. И. Савенко, А. С. Соколов, Т. В. Чередниченко.

Вторая группа — работы, появившиеся непосредственно в период расцвета авангардных устремлений. Выделим два типа работ: ориентированные на некритическое, доктринальное воспроизведение господствующих идеологических и идейно-художественных установок (В. В. Ванслов, Д. В. Житомирский, В. А. Крючкова, Л. А. Мазель, О. А. Макаров, И. В. Нестьев, И. Я. Рыжкин, Н. Г. Шахназарова, Г. М. Шнеерсон), и работы, имеющие относительно самостоятельный характер, в той или иной мере содержащие критический анализ в раскрытии проблем развития отечественной музыки (В. В. Аксенов, М. Г. Ара-новский, Ю. В. Келдыш, Ю. И. Паисов, Л. Н. Раабен, С. Ю. Румянцев, А. Н. Со-хор, М. Е. Тараканов, Ю. Н. Холопов, Е. Г. Шевляков).

Третью группу составляют работы авторов, которые рассматривали изучаемую тему в связи с широкой философской проблематикой: Т. В. Адорно, К. А. Богданов, В. В. Иванов, В. Я. Ивбулис, И. П. Ильин, Г. С. Кнабе, Е. Г. Красильникова, В. Н. Курицын, Н. Б. Маньковская, В. С. Турчин, М. С. Уваров.

В четвертую группу входят теоретические разработки композиторов-современников анализируемого явления, в числе которых Э. В. Денисов, В. И. Мартынов, С. М. Слонимский, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин.

Пятую группу составляют труды по теории культуры, представляющие собой общетеоретическую основу исследования, — М. М. Бахтин, А. В. Богданова,.

Н. И. Воронина, П. С. Гуревич, О. А. Кривцун, Д. С. Лихачев, М. В. Логинова, А. В. Михайлов.

На рубеже 80−90-х годов создаются первые монографии о композиторах-шестидесятниках или публикуются беседы с ними А. В. Ивашкина, В. Н. Холо-повой, Ю. Н. Холопова, В. С. Ценовой, Е. И. Чигаревой, Д. И. Шульгина.

Значительное место среди источников заняли музыкальные журналы «Советская музыка» (с 1992 г. — «Музыкальная академия»), «Музыка и время», «Музыкальная жизнь», «Музыковедение».

Несмотря на достаточно большой пласт научной литературы, совершенно очевидно, что существует потребность расширить круг музыкально-теоретических представлений и методов, ибо многие уникальные произведения композиторов XX в. не поддаются научному анализу на основе лишь традиционной теории. По-прежнему не выяснена до конца связь и взаимообусловленность между музыкальным авангардом и постмодернизмом. К тому же в рассматриваемый период искусствоведческая мысль явно не «успевала» за интенсивным появлением экспериментальных новинок в музыке, что привело к негативной оценке или недооценке многих явлений музыкального авангарда.

Гипотеза научного исследования. Во второй половине XX в. в музыкальном искусстве происходит изменение творческого мышления, связанное с выходом на авансцену художественной культуры двух направлений — авангарда и постмодернизма. Однако, принимая во внимание широкий спектр различий между ними, необходимо отметить сходные явления, связывающие и авангард, и постмодернизм. В рамках музыкального авангарда складываются предпосылки формирования некоторых характерных признаков постмодернизма в музыке. Таким образом, оба направления могут быть взаимосвязанными и в целом принадлежать более крупной эпохе в музыкальной культуре. Данные обстоятельства и обусловили выбор объекта и предмета работы, перечень задач, которые решаются в данном диссертационном исследовании.

Объектом исследования является музыка второй половины XX в. и ее актуальное теоретическое осмысление. Внутри объекта исследования выделен предмет — новый звуковой мир авангарда и постмодернизма в отечественном музыкальном искусстве и проблема их соотношения.

Цель исследования — комплексный анализ особенностей выразительности и образности языка авангарда и постмодернизма, а также процесса их взаимодействия в музыкальном искусстве XX в. Данной целью определены следующие конкретные задачи, решаемые в работе:

— рассмотрение этапов становления и развития музыкального авангарда второй половины XX в.;

— выявление специфики языка в композиционных достижениях произведений авангарда;

— определение проблем нотации в музыке второй половины XX в.;

— поиск музыкальной выразительности, объединяющей авангардное творчество рассматриваемого периода и музыку постмодернизма;

— выявление полистилистики как метода музыкальной композиции;

— рассмотрение минимализма и тишины как феноменов новой музыки.

Методологическая основа исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта, целями и задачами работы и имеет комплексный характер. Основой методологии выступает системный анализ явлений отечественной музыкальной культуры второй половины XX в., с помощью которого музыкальный авангард осмысливается как совокупность взаимодействующих элементов. В качестве центральных методов исследования выступают:

— сравнительно-исторический метод, позволивший проследить особенности развития авангардных и постмодернистских тенденций в отечественной музыке в хронологической динамике;

— музыковедческий метод, с помощью которого стало возможным анализировать язык, проблематику и поэтику произведений, причисляемых к течениям авангарда и постмодернизмаметод интерпретации, давший возможность восприятия и понимания феноменов авангарда и постмодернизма в отечественной музыкеинтегративный метод, позволивший использовать данные различных областей гуманитарного знания применительно к решению задач, поставленных в настоящем исследовании.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор одним из первых обратился к комплексному рассмотрению процесса становления и развития отечественного музыкального авангарда и постмодернизма второй половины XX в. и выявил:

— смысловое наполнение изобретений авангарда в языке музыки как принцип нового звукового мираспецифические способы фиксации звучания как визуальную репрезентацию замысла композитора;

— метод полистилистики как утверждение синтетического типа мышления, универсальности музыкального языка;

— категории тишины и минимализма как феномены музыкального постмодернизма.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальный авангард второй половины XX в. был подготовлен ходом истории музыкального искусства и оказался столь же закономерным, как и достижения раннего авангарда (разрушение тональной основы, новое отношение к отдельному звуку-сонору и т. д.). Этот процесс прошел несколько этапов становления. Первый связан с идеей создания новых закономерностей организации звучания. Второй — с идеей выхода за пределы сложившихся представлений о музыкальном произведении и его материале. Обе идеи, появившись на Западе, получили развитие в отечественном музыкальном авангарде «второй волны», который воспринимался не как чисто художественное явление: новаторство отечественных композиторов означало прорыв к духовной свободе.

2. Стремление к радикальным переменам, к коренному переустройству творчества выразилось в новых способах звуковых техник, претендовавших на универсальность — сериализме, додекафонии, пуантилизме, алеаторике, соно-рике и технической музыке. Авангардом разрабатывались два пути обновления музыкального языка: а) экспериментирование с музыкальными структурами < (композиции без регламентации начала и конца, логики и длительности развития в серийной технике, пуантилизме и алеаторике) — б) экспериментирование со звуковым материалом (конкретная, электронная музыка и сонорика).

3. Расширение звуковых явлений, увеличение набора новых звучаний и исполнительских приемов позволили выявить два основных направления развития средств фиксации: а) внедрение нетрадиционных символов (геометричеi ских, пиктографических) в устоявшуюся нотациюб) создание новой системы, подчиняющейся какому-то одному композиторскому принципу (алеаторному, сонорному и др.). Это привело к замене знаковой фиксации произведения опи- ¦ сательными характеристиками. Характерным признаком становится кризис культуры музыкального (нотного) текста. Информационная насыщенность текста в авангарде и постмодернизме перекрывается вторжением бесписьменной культуры (электронная и конкретная музыка, хэппенинг и т. д.).

4. Музыкальная выразительность, объединяющая авангард и постмодернизм рассмотрена на философско-эстетическом уровне и в аспекте самой материи музыкального творчества. Достижения авангарда в постмодернизме стали естественным языком для выражения композиторских идей и концепций (опыты со звуком, новые формы существования музыки во времени). Однако по- -стмодернизм использует «материальное» наследие музыкального авангарда, как правило, упрощая и схематизируя его технику.

Поиск новой выразительности происходит в двух направлениях: а) совмещение разнородных стилевых элементов становится основным методом реализации множественности в единствеб) построение языка вне опоры на традиции музыкальной культуры ведет к формированию новой музыкальной реальности.

5. Музыкальный постмодернизм как новая парадигма отечественной культуры, становится очевидным через: а) полистилистику и стилевой синтез, поколебавшие основы привычного восприятия стилевого единства, превратившись в вариант «свалки как картины мира" — б) минимализм, уникальность которого состоит в подчеркнутой простоте приемов изложения и повторения тезиса, в новом ощущении временив) тенденцию к использованию выразительного потенциала тишины, которая, выступая в качестве первоэлемента минимализма, предстает знаковым явлением музыкального постмодернизма.

Теоретическая и практическая значимость. Диссертационное исследование имеет как теоретическое, так и практическое, прикладное значение. Данная работа является попыткой дать целостное представление о феномене музыкального авангарда второй половины XX в., о его динамике становления и развития, взаимоотношениях с постмодернизмом. Исследование открывает перспективные пути дальнейшей разработки данной темыпозволяет по-новому взглянуть на общие проблемы теории и истории музыкальной культурыможет служить базой для новых научных исследований в области музыкальной культуры. В практическом плане работа может использоваться в рамках образовательной деятельности, в создании спецкурсов по музыке в средних специальных и высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора, апробированы в выступлениях на конференциях: международных (XXIII IFUSCO = XXIII финно-угорских студентов, Саранск, 2007; Четвертый философско-культурологический симпозиум, Рязань, 2007) — всероссийских («Майские чтения», Пермь, 2007; «Искусство в современном мире», Саранск, 2007; «Четвертые Саранские философские чтения», Саранск, 2008) — региональных («II Яушевские чтения», Саранск, 2008).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева в мае 2009 г. и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и приложения. Ее содержание изложено на 186 страницах. Библиографический список включает 200 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На протяжении XX столетия облик отечественного музыкального творчества менялся подчас радикально. Одним из наиболее ярких открытий века стал авангард его второй половины. Перелом в общественной жизни СССР в рассматриваемый период вызвал к жизни не только новые явления — с этого периода начинается новая советская музыка. По словам С. И. Савенко, «социальное соединилось с биологическим: общественно-исторические события пробудили к творческой деятельности новое, от природы редкостно одаренное поколение, способное выполнить задачи, назревшие в искусстве и в обществе» [140, с. 407]. Импульсы, возникшие в то время, продолжали жить еще долго, по меньшей мере, несколько десятилетий.

Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. Однако в XX в., особенно во второй его половине, авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней.

Еще полтора столетия назад критерий значимости произведения мог не совпадать с его техническим устройством. Речь шла лишь о таланте и бездарности. В XX в. все показалось измеримым и объяснимым. Произведения стали моментами или стадиями исторического процесса, в котором методы существеннее, чем результаты. Композиторы стали как бы полемизировать с нормами и привычками восприятия. Они доказывали, что парадоксальные нарушения привычной музыкальной логики могут быть стилистическим обновлением той же самой логики.

Несомненно, что судьба многих авангардных приемов оказалась разной. Ведь совсем не одинаковыми по своим внутренним стимулам были и сами поиски. Множество очевидных новшеств, рожденных авангардом, не только вошли, но и закрепились в композиторском творчестве уходящего столетия (микро-, минии полисредства). Лишь когда все было сведено к самоцели технологии, к стерильности средств, прервался контакт со слушателем.

Авангард, существующий и возможный сегодня, свободен от тотального посыла выйти из искусства в неискусство. Эта цель авангарда является достижимой, но ушло само желание переступить сферу искусства и проникнуть в какую-либо другую область.

Авангардный период в советской музыке длился недолго, чуть больше десятилетия. Он не имел и большого размаха — сравнительно скромное число преимущественно молодых композиторов было затронуто поисками новых звучаний и новых техник. Стимулы изобретений и открытий, очевидно, исчерпались во второй половине 60-х гг., когда в музыку авангардных авторов стали все сильнее проникать традиционные элементы самого широкого спектра. Композиторы, начинавшие свой путь в 70-е гг., сочли возможным реабилитировать такие элементы музыки, как мотив, тема, гармоническая мысль, которые не должны превращаться в одну лишь «структуру или чисто звуковую связь" — в музыке восстанавливается фактор развития, где большую роль играет гармония, «обладающая тяготением». Позже в музыке стала возможной комбинация сразу нескольких техник, материалов и языков. И эта тенденция синтеза становится общераспространенной.

Последнюю четверть XX столетия называют эпохой постмодерна. Характерной чертой всех направлений современного искусства, объединяемых этим понятием, стало неприятие авангардной установки на постоянное обновление языка и обращение к традиции. Однако это не значит, что постмодернизм стал простым отрицанием авангарда. Парадокс постмодернизма как раз и состоит в том, что, отвергая уже испробованные формы, можно, в конце концов, к ним возвратиться. Очень многое в проявлениях музыкального постмодернизма определяется особенностями почвы, на которой он произрастает. Иначе, наверное, и быть не может, поскольку его главной пищей является прошлое и настоящее культуры — в том конкретном виде, в котором они встречаются в сознании и, соответственно, творческой продукции художника. В этом отношении, как и во многих других, постмодернизм противоположен авангарду второй волны, идеалом которого было создание безупречного в своей чистоте музыкального языка, независимого от национальных и культурных различий.

Одной из крайностей можно считать максимальное погружение в доаван-гардное прошлое музыки, практически уничтожавшее всякую дистанцию между «чужим» и «собственным» словом, что привело к появлению полистилистики. Последняя не является изобретением XX века. Это — необходимая «питательная среда» музыки любой эпохи.

Полистилистическая техника прошла в отечественной музыке достаточно интенсивный путь развития. Это становится особенно ясным при сравнении аспектов полистилистики в искусстве 20−30-х гг. (например, ранний Д. Д. Шостакович) с опытами 70-х гг. (А. Г. Шнитке). Принципиально новым в полистилистике стало насыщение музыки широким спектром значений, тонких намеков и аллюзий, пробуждающих в слуховой памяти многообразные образно-интонационные накопления различных «культурных слоев». Но это не было простым повторением пройденного: авангардные языковые новации нашли применение в новых условиях, получили убедительное семантическое истолкование. Во всяком случае, полистилистика как культурологический метод «мышления стилями» закрепилась в мировой современной музыке в качестве индивидуального вклада отечественных композиторов.

Авангард и постмодерн «воевали» с логикой, со здравым смыслом, с философским законом причастности. До появления авангардизма культура придерживалась упорядоченных моделей мира, то есть творцами предлагался тот или иной «абсолютный центр смысла». Вокруг «центра» группировались ценности в виде бинарных оппозиций, без которых, как казалось, картина мира не может существовать. Удивительная особенность авангардного искусства состояла в том, что само упорядоченное моделирование картины мира стало в нем нежелательным. Радикальный авангард вообще стремился скорее к хаотическим моделям, к «существу без сущности». Это привело к тому, что впоследствии стало прерогативой постмодернизма — авангардное искусство научилось употреблять «деконструкцию» (демонтаж «смыслового центра» и бинарных оппозиций) в качестве своего рода конструкций.

XX век стал действительно переломным. Последствия его для музыкального искусства, того, каким мы его знаем, пока еще не полностью осознаются. Изменилась не просто техника как система выразительных средств, не просто необозримо расширился диапазон образных, жанровых и иных возможностей музыки. Постепенно изменилась сама ее эстетика, сущность, представление о том, что есть музыка вообще.

Парадоксально, но факт: XX век, неуклонно размывавший одно из основных достижений искусства Нового Времени — понятие художественного произведения, оставил в итоге как наследие некое коллективное «суперпроизведение», имеющее отточенную симметричную форму. Оценить безупречность этой «формы» можно лишь исследуя музыку в широком культурно-историческом контексте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. В. Избранное: Социология музыки / Т. В. Адорно — редкол.: М. И. Левина и др. — отв. ред. Л. Т. Мильская. — М.- СПб.: Университетская книга, 1998. -445 с.
  2. , Т. В. Философия новой музыки / Т. В. Адорно — пер. с нем. Б. Скуратова — авт. вст. ст. К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001. — 352 с.
  3. , В. В. Тенденции эволюции авангардизма в музыке / В. В. Аксенов // Историко-теоретические проблемы искусства: сб. науч. тр. / редкол.:^ В. О. Пигулевский и др. — отв. ред. Н. И. Шашков. — Кишинев: Штиинца, 1987.-С. 79−95.
  4. , М. Г. Все решает талант / М. Г. Арановский // Музыкальная академия. 2004. — № 2. — С. 86−87.
  5. , М. Г. На рубеже десятилетий / М. Г. Арановский // Современные проблемы советской музыки: сб.ст. / отв. ред. и сост, В. Смирнов. — Л.: Советский композитор, 1983. С. 37−52.
  6. , М. Г. Симфонические искания / М. Г. Арановский. — Л.: Советский композитор, 1979. 287 с.
  7. , Е. И. Графические образы музыки: Культурологический, практический и информационно-технологический взгляды на современную музыкальную нотацию / Е. И. Аронова. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001. — 232 с.
  8. , И. А. Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века / И. А. Барсова. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2007. — 240 е., нот.
  9. , И. А. Музыка. Слово. Безмолвие / И. А. Барсова // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова: материалы науч. конф. — М.: МГК, 2002. — С. 93−98. (Научные труды МГК им. П. И. Чайковского — Сб. 36).
  10. , М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  11. , Ю. П. История новой музыки в альтернативных картинках / Ю. П. Бедерова // Россия. 1997. — Октябрь. — С. 78−81.
  12. , JI. Н. О типологии межкультурных взаимодействий в музыке / JT. Н. Березовчук // Стилевые тенденции в советской музыке 1960−1970-х годов: сб. науч. тр. / отв. ред. и сост. А. Н. Крюков. JT.: ЛГИТМиК, 1979.-С. 164−181.
  13. Беседы с Альфредом Шнитке / сост. А. В. Ивашкин. М.: РИК «Культура», 1994. — 302 с.
  14. , А. В. Музыка и власть: (Постсталинский период) / А. В. Богданова. М.: Наследие, 1995. — 432 с.
  15. , А. В. Музыкальная культура в советской политической системе 1950−1980-х гг.: историко-культурологический аспект исследования: авто-реф. дис.. д-ра культурологи / А. В. Богданова. — М., 1999. 36 с.
  16. , К. А. Очерки по антропологии молчания. Homo Tacens / К. А. Богданов. СПб.: РХГИ, 1997. — 352 с.
  17. , Е. Александр Кнайфель: Статика бесконечно угасающих мгновений / Е. Борисова // Музыка и время. 2003. — № 9. — С. 25−27.
  18. , В. В. Авангард / В. В. Бычков // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2000. — С. 27−34.
  19. , В. Б. Музыкальный тематизм — мышление культура / В. Б. Валькова. — Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1992. — 163 с.
  20. , В. Б. Советское прошлое в постсоветском настоящем: российские музыканты в поисках национально-культурной идентичности / В. Б. Валькова // Музыкальная академия. — 2006. — № 1. — С. 82−87.
  21. , В. В. Модернизм кризис буржуазного искусства / В. В. Ванслов // Модернизм. Анализ и критика основных направлений / под ред. В. В. Ванслова, М. Н. Соколова. — Изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: Искусство, 1987.-С. 9−27.
  22. , А. Алгебра и тишина / А. Ветхова // Культура. — 2001. -1−14 нояб. (№ 42).-С. 10.
  23. , А. Ей подарили тишину / А. Ветхова // Культура. 2001. -25−31 окт. (№ 41).-С. 1−2.
  24. , В. В. Стиль Пушкина / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1999. — 704 с.
  25. , И. Межвоенный музыкальный «авангард», его возникновение и развитие / И. Вислоужил // Кризис буржуазной культуры и музыка: сб. ст. / сост. и ред. Л. Н. Раабен. Вып. 4. — М.: Музыка, 1986. — С. 197−213.
  26. , А. Вариации на тему «Идиота» / А. Власов // Музыкальная академия. 1992. — № 4. — С. 54−57.
  27. , А. Картина мира в симфониях А. Шнитке: особенности метафорической поэтики / А. Вобликова // Мир искусств. Альманах / редкол.: А. В. Бартошевич и др. — отв. ред. Б. И. Зингерман. Вып. 4 — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — С. 420−437.
  28. , Н. И. Теоретическая культурология : учебник. В 2 ч. / Н. И. Воронина. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. — 228 с.
  29. , О. И. XXI век. Начало. Музыка: Силуэты петербургских композиторов / О. И. Гладкова. СПб.: Музыка, 2007. — 284 с.
  30. , Е. С. Изобразительное искусство США 1960-х годов: Опыт анализа / Е. С. Гордон // Советское искусствознание: сб. ст / редкол.: М. Я. Либ-ман и др. Вып. 25: Искусство XX века. — М.: Советский художник, 1989.-С. 184−200.
  31. , В. О «благочестивом минимализме» в творчестве Владимира Мартынова / В. Грачев // Музыкальная академия. — 2004. — № 1. — С. 12−19.
  32. , Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г. В. Григорьева. — М.: Советский композитор, 1989. —. 208 с.
  33. , Н. С. Русская музыка: становление тональной системы. XI—XX вв.: Исследование / Н. С. Гуляницкая. М.: Прогресс-Традиция, 2005.-384 с.
  34. , П. С. Музыка и борьба идей в современном мире / П. С. Гуревич. — М.: Музыка, 1984. 128 с.
  35. , Э. В. Додекафония и проблемы современной композиторской техники / Э. В. Денисов // Музыка и современность: сб. ст. / ред-сост. Т. А. Лебедева. Вып. 6. — М.: Музыка, 1969. — С. 478−525.
  36. , Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Э. В. Денисов. — М.: Советский композитор, 1986. 208 с.
  37. , Е. Б. Канонизация в рамках новаторства и традиции: стилистические тенденции отечественной музыки последней трети XX века / Е. Б. Долинская // М. Е. Тараканов: Человек и Фоносфера. Воспоминания.
  38. Статьи: материалы конф. «Фоносфера человек — сообщество» / ред-сост. Е. М. Тараканова. — М.- СПб.: Алетейя, 2003. — С. 205−218.
  39. , Е. Б. О русской музыке XX века (60−90-е годы) / Е. Б. Долинская. М.: Композитор, 2003. — 128 с.
  40. , Е. А. Графическая поэзия и графическая музыка / Е. А. Дубинец // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова: материалы науч. конф. — М.: МГК, 2002. С. 129−144. — (Научные труды МГК им. П. И. Чайковского — Сб. 36).
  41. , Е. А. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации / Е. А. Дубинец. Киев: Гамаюн, 1999. — 313 е., ил., нот.
  42. , Е. А. Творчество сквозь призму нотации / Е. А. Дубинец // Музыкальная академия. 1997. -№ 2. — С. 191−201.
  43. , В. А. Вперед, к нотации без музыки / В. А. Екимовский // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире: материалы междунар. науч.конф. / ред.-сост. И. А. Барсова. М.: МГК, 1997. — С. 113−124. — (Научные труды МГК им. П. И. Чайковского — Сб. 17).
  44. , Д. В. К изучению западноевропейской музыки XX века / Д. В. Житомирский // Современное западное искусство. Идейные мотивы. Пути развития: сб. ст. / отв. ред. Г. А. Недошивин. М.: Наука, 1971. — С. 195−274.
  45. , Д. В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны / Д. В. Житомирский, О. Т. Леонтьева, К. Г. Мяло. М.: Музыка, 1989. — 303 с.
  46. , Д. В., Миражи музыкального прогресса (О западном «авангарде» середины века) / Д. В. Житомирский, О. Т. Леонтьева // Кризис буржуазной культуры и музыка: сб.ст. / сост. и ред. Л. Н. Раабен. — Вып. 4. М.: Музыка, 1986. — С. 3−66.
  47. , Е. С. Метафоры музыкального постмодерна / Е. С. Зинькевич // Искусство XX века: уходящая эпоха?: сб. ст. / сост. и ред. В. Б. Валькова, Б. С. Гецелев. — Т. 2. Н. Новгород: Нижегород. гос. конс-я им. М. И. Глинки, 1997. — С. 259−272.
  48. , А. В. Культ оригинальности или склонность к самоанализу? / А. В. Ивашкин // Московский музыковед: сб. ст. / сост. и ред. М. Е. Тараканов. Вып. 2. — М.: Музыка, 1991. — С. 177−184.
  49. , В. Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе / В. Я. Ивбулис. М.: Знание, 1988. — 64 с.
  50. , И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. — М.: Интрада, 1998. 256 с.
  51. История зарубежной музыки. XX век: учеб. пособие / сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. М.: Музыка, 2005. — 576 с.
  52. История музыки народов СССР / М. Г. Арановский и др. — гл. ред. Г. JI. Головинский Т. VII- вып. 1. — М.: Гос. ин-т искусствознания, 1997.-240 с.
  53. История и современность: сб. науч. тр. / Е. В. Назайкинский и др. М.: МГК, 1990. — 146 с.
  54. История отечественной музыки второй половины XX века: учебник / отв. ред. Т. Н. Левая. СПб.: Композитор, 2005. — 556 с.
  55. История современной отечественной музыки: учеб. пособие / ред.-сост. Е. Б. Долинская. Вып. 3. — М.: Музыка, 2001. — 656 с.
  56. , Л. П. Полистилистика в музыке: Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений» / Л. П. Казанцева. Казань: КГК, 1996. — 36 с.
  57. , Л. П. Представление слушателей о композиторе: мифологизация или информатизация? / Л. П. Казанцева // Искусство в контексте информационной культуры / ред. Ю. Н. Pare, В. М. Петров. М.: Смысл, 1997.-С. 77−87.
  58. , М. И. Виктор Екимовский. Поставангард глазами композиторов / М. И. Катунян // Музыкальная академия. 1998. — № 3−4. — кн. 1. — С. 119−125.
  59. , М. И. Между концертом и мультимедиа: новая исполнительская ситуация / М. И. Катунян // Музыкальная академия. 2004. — № 2. — С. 80−84.
  60. , М. И. Этномузыка: между авангардом и поставангардом / М. И. Катунян // Музыка и время. 2008. — № 2 — С. 7−15.
  61. , JI. В. Идея развития в музыке XX века / Л. В. Кириллина // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — С. 101−126.
  62. , Г. С. Жажда тождества: Культурно-антропологическая идентификация. Вчера. Сегодня. Завтра / Г. С. Кнабе. М.: Росс. гос. гуманит. ун-т, 2003. — 52 с.
  63. , Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек- пер. с чеш. К. Н. Иванова — общ. ред. и коммент. Ю. Н. Рагса и Ю. Н. Холопова. -М.: Музыка, 1976. 368 с.
  64. , П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски- пер. с нем. Л. В. Федоровой и др. М.: Республика, 1997. — 240 с.
  65. , В. Детская болезнь левизны в музыке. Размышления у «черного» входа в филармонию о свободе творчества / В. Колосова // Музыкальная жизнь. 1993. — № 6. — С. 2−3.
  66. , Ю. С. Послесловие (к статье С. Савенко «Портрет художника в зрелости») / Ю. С. Корев // Советская музыка. 1981. — № 9. — С. 44
  67. , А. Г. Музыкальные коды тишины / А. Г. Коробова, А. А. Шум-кова // Приношение музыке XX века: сб. ст. / сост. и ред. А. Г. Коробова, М. В. Городилова. — Екатеринбург, 2003. С. 25−59.
  68. , Е. Г. Постмодернистский дискурс русского романа 1970-х годов / Е. Г. Красильникова. Пенза: ПГПУ, 2005. — 256 с.
  69. , О. А. Художник XX века: поиски смысла творчества / О. А. Кривцун // Человек. 2002. — № 3. — С. 29−40.
  70. , А. По лабиринтам минимализма / А. Кромм // Отечественная музыка от Глинки до постмодерна: сб.ст. / сост. и ред. В. Сыров. — Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 2006. С. 119−128.
  71. , А. Стив Райх и «классический минимализм» 1960-начала 1970-х годов / А. Кромм // Музыкальная академия. 2002. — № 3. — С. 209−219.
  72. Крылова, JL Г. Некоторые приемы выражения авторского отношения в музыке / JI. Г. Крылова // Музыкальное искусство и наука: сб. ст. / ред.-сост. Е. В. Назайкинский. Вып. 3. — М.: Музыка, 1978. — С. 59−77.
  73. , Л. Г. Функции цитаты в музыкальном тексте / Л. Г. Крылова // Советская музыка. — 1975. № 8. — С. 92−97.
  74. , В. А. Антиискусство: Теория и практика авангардистских движений / В. А. Крючкова. М.: Изобразительное искусство, 1984. — 304 с.
  75. , Ю. В. Катехизис теории сонорного лада / Ю. В. Кудряшов // Аспекты теоретического музыкознания: сб. науч. тр. / отв. ред. и сост. Ю. В. Кудряшов. Л.: ЛГИТМиК, 1989. — С. 123−143.
  76. , И. С. Философия и искусство модернизма / И. С. Куликова. -М.: Политиздат, 1974. 160 с.
  77. , В. Н. Постмодернизм: новая первобытная культура / В. Н. Курицын // Новый мир. 1992. — № 2. — С. 225−232.
  78. , Л. А. Эпоха постмодерна и культура постмодернизма: философский и культурологический подходы / Л. А. Лавинская, В. И. Сороко-викова // Вопросы культурологи. 2005. — № 6. — С. 19−25.
  79. , Т. Н. Советская музыка: диалог десятилетий / Т. Н. Левая // Советская музыка 70−80-х годов. Стиль и стилевые диалоги / отв. ред. В. Б. Валькова. М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1985. — С. 9−29. — (Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных — Вып. 82).
  80. , Ф. Ш. Музыка XX века в России и республиках бывшего Советского Союза / Ф. Ш. Лэмер- пер. с фр. Г. А. Серовой. СПб.: Гиперион, 2003. — 528 с.
  81. , Д. С. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Л.: Наука, 1984. — 295 с.
  82. , М. В. Выразительность молчания как проблема эстетической онтологии / М. В. Логинова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. -168 с.
  83. , Л. А. О путях развития языка современной музыки / Л. А. Мазель // Советская музыка. — 1965. — № 8. С. 6−20.
  84. , А. Л. Сонорика в музыке и синестезия / А. Л. Маклыгин // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии: сб. ст. по материалам науч. конф. / под ред. Е. Г. Яковлева. М.: Изд-во МГУ, 1992. -С. 54−56.
  85. , Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. — СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
  86. , В. И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности / В. И. Мартынов. М.: Издательский дом «Классика — XXI», 2005. — 288 с.
  87. , В. И. Конец времени композиторов / В. И. Мартынов. — М.: Русский путь, 2002. 296 с.
  88. , В. В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей / В. В. Медушевский // Музыкальный современник: сб. ст. / редкол.: В. В. Задерацкий и др. Вып. 5. — М.: Советский композитор, 1984.-С. 5−17.
  89. , А. С. «Академический авангард» и «массовая музыка»: движение навстречу / А. С. Мешкова // Приношение музыке XX века: сб. ст. /сост. и ред. А. Г. Коробова, М. В. Городилова. — Екатеринбург, 2003. — С. 168−191.
  90. , А. С. О судьбе «опуса» в музыкальном авангарде второй половины XX века / А. С. Мешкова // Музыковедение. 2008. — № 1. — С. 15−21.
  91. , А. В. Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка / А. В. Михайлов // Современное западное искусство. XX век. Проблемы комплексного изучения / отв. ред. Б. И. Зингерман. М.: Наука, 1988.-С. 209−278.
  92. , А. В. Языки культуры / А. В. Михайлов. М.: Языки русской культуры, 1997. — 912 с.
  93. , М. К. Стиль в музыке / М. К. Михайлов. JI.: Музыка, 1981. -262 с.
  94. , М. К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты / М. К. Михайлов. JI.: Музыка, 1990. — 288 с.
  95. Музыка в эпоху постмодернизма: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. М. Е. Пылаева- Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2005. — 141 с.
  96. Музыка — культура — человек: сб. ст. / редкол.: JI. А. Закс и др. — отв. ред. и сост. М. JI. Мугинштейн. Вып. 2. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-226 с.
  97. Музыкальная культура народов России и зарубежных стран: Страницы истории: сб. науч. тр. аспирантов и соискателей / сост. В. Р. Дулат-Алеев. — Казань: КГК, 2003. 290 с.
  98. На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века / редкол.: В. И. Божович и др. — отв. ред. А. В. Бартошевич. М.: Наука, 1994. — 272 с.
  99. , Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1988.-254 с.
  100. , Е. В. Музыка звуковой мир / Е. В. Назайкинский // Советская музыка. — 1986. — № 12. — С. 75−82.
  101. ПЗ.Нестьев, И. В. Аспекты музыкального новаторства / И. В. Нестьев // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / сост. А. М. Гольц-ман- общ. ред. М. Е. Тараканов. М.: Советский композитор, 1982. -С. 11−30.
  102. , И. В. О музыкальном авангарде подлинном и мнимом (Советская музыка в ее взаимоотношениях с Западом) / И. В. Нестьев // Вопросы эстетики. — Вып. 7. — М.: Музыка, 1965. — С. 250−281.
  103. , И. В. С позиций «холодной войны» / И. В. Нестьев // Советская музыка.- 1963.-№ 10.-С. 125−130.
  104. , Л. Д. Советская музыка. История и современность / Л. Д. Никитина. М.: Музыка, 1991.-278 с.
  105. , И. И. Постмодернизм в интерпретации Павла Шиманьского / И. И. Никольская // Музыкальная академия. 1999. — № 1. — С. 221−225.
  106. , И. Темброво-сонорная техника в оркестровых сочинениях Эдисона Денисова / И. Новичкова // Музыка и время. 2004. — № 6. — С. 54−59.
  107. , И. В. На волне научно-технического прогресса : (Молодежная музыка и техника) / И. В. Орлова. М.: Знание, 1989. — 56 с.
  108. , Ю. И. Полигармония, политональность / Ю. И. Паисов // Русская музыка и XX век. (Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века) / ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: ОАО «Внешторгиздат», 1997. — С. 499−525.
  109. , О. В. «Дисперсия света» в сонористических композициях В. Лютославского и К. Пендерецкого / О. В. Пахомова // Музыковедение. -2008. № 1.-С. 11−14.
  110. , Ю. С. Диалоги с прошлым в цикле «Силуэты» Эдисона Денисова / Ю. С. Попова // Музыковедение. 2007. — № 3. — С. 41−49.
  111. , П. Г. Минимализм и репетитивная техника: сравнение опыта американской и советской музыки / П. Г. Поспелов // Музыкальная академия. 1992. -№ 4. — С. 74−82.
  112. Поставангард: сопоставление взглядов // Новый мир. 1989. — № 12. — С. 222−249.
  113. , Л. Н. Новое в советской музыке 70- годов / Л. Н. Раабен // Современные проблемы советской музыки: сб. ст. / отв. ред. и сост. В. Смирнов. Л.: Советский композитор, 1983. — С. 5−37.
  114. , JI. Н. О духовном ренессансе в русской музыке 60−80-х годов / Л. Н. Раабен. СПб.: Бланка, Бояныч, 1998. — 352 с.
  115. , Ю. Н. Взаимодействие музыкального искусства и человека: три уровня анализа / Ю. Н. Pare, О. В. Маркова, Д. В. Федоров // Искусство в контексте информационной культуры / ред. Ю. Н. Pare, В. М. Петров. М.: Смысл, 1997.-С. 62−77.
  116. , В. Г. Постмодернизм: лебединая песнь или пролог нейрокос-мической эры? / В. Г. Рожновский // Музыкальная академия. 2001. — № 3. -С. 17−23.
  117. , С. Ю. Полистилистика как форма художественного обобщения / С. Ю. Румянцев // Вопросы теории музыки / ред-сост. Т. Е. Лейе. — М.: ГМПИ имени Гнесиных, 1977. С. 20−30. — (Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных — Вып. XXX).
  118. Русская музыка и XX век. (Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века) / ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: ОАО «Внешторгиздат», 1997. — 876 с.
  119. , С. И. Авангард сегодня кому он нужен? / С. И. Савенко // Музыкальная жизнь. — 1993. — № 6. — С. 3.
  120. , С. И. Авангард умер — да здравствует авангард! / С. И. Савенко // Советская музыка. 1989. — № 6. — С. 43−48.
  121. , С. И. Заметки о поэтике современной музыки / С. И. Савенко // Современное искусство музыкальной композиции / отв. ред. Н. С. Гуля-ницкая. М.: ГМПИ, 1985. — С. 5−16. — (Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных — Вып. 81).
  122. , С. И. Музыкальный текст как предмет интерпретации / С. И. Са-венко // Западное искусство. XX век: Проблемы интерпретации / редкол.: Н. П. Баландина и др. — отв. ред. И. И. Рубанова. — М.: КомКнига, 2007. -С. 147−158.
  123. , С. И. Послевоенный музыкальный авангард / С. И. Савенко // Русская музыка и XX век. (Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века) / ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: ОАО «Внешторгиздат», 1997. — С. 407−431.
  124. , С. И. Фантом постмодернизма / С. И. Савенко // Русская музыка. Рубежи истории: материалы междунар. науч. конф. / редкол.: С. И. Савенко и др. М.: МГК, 2005. — С. 5−16.
  125. , Т. П. Сонористика в фортепианной музыке XX века: монография / Т. П. Самсонова. СПб.: Изд-во РГПУ имени А. И. Герцена, 2001. — 146 с.
  126. , М. А. Не мой Кейдж / М. А. Сапонов // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: материалы науч. конф. / редкол.: Ю. Н. Холопов и др. М.: МГК, 2004. — С. 91−95.
  127. Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы / ред-сост. В. С. Ценова. -М.: МГК, 1999. 488 с.
  128. , И. Вперед, в прошлое! / И. Северина // Музыка и время. 2007. -№ 2. — С. 2−8.
  129. , И. Романтический поставангард Юрия Каспарова: Диалоги с композитором / И. Северина // Музыка и время. 2007. — № 10. — С. 2−9.
  130. , О. С. Искусство ли — искусство нашего столетия? / О. С. Семенов // Новый мир. 1993. — № 8. — С. 206−220.
  131. , С. С. Художественные принципы музыкальных стилей (Введение в исследование) / С. С. Скребков // Музыка и современность: сб. ст. / ред-сост. Т. А. Лебедева. — Вып. 3. — М.: Музыка, 1965. — С. 3−31.
  132. , С. М. Заметки композитора о современной советской музыке / С. М. Слонимский // Современные вопросы музыкознания: сб. ст. / ред-кол.: М. С. Друскин и др. — отв. ред. Е. Орлова. М.: Музыка, 1976. -С. 263−287.
  133. Советская музыка 70−80-х годов. Эстетика. Теория. Практика: сб. науч. тр. / ред. Е. Хваленская. М.: ЛГИТМиК, 1989. — 182 с.
  134. Советская музыкальная культура. История. Традиции. Современность: сб. ст. / ред.-сост. Д. Дараган. М.: Музыка, 1980. — 206 с.
  135. , А. С. Векторы культуры в музыкальной панораме XX века / А. С. Соколов // Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию со дня рождения Е. В. Назайкинского: сб. ст. / сост. Л. Н. Логинова. М.: МГТС, 2001. -С. 101−109.
  136. , А. С. Какова же она — «форма» музыкального XX века? / А. С. Соколов // Музыкальная академия. 1998. — № 3−4. — кн. 1. — С. 2−8.
  137. , А. С. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества / А. С. Соколов. М.: Музыка, 1992. — 230 с.
  138. , Л. Постмодернизм по-советски / Л. Солнцева, М. Ямпольский // Театр. 1991. — № 8. — С. 46−52.
  139. , А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки III. Статьи и исследования / А. Н. Сохор- ред.-сост. Д. Дараган. — Л.: Советский композитор, 1983.-304 с.
  140. , А. Н. Некоторые идейно-эстетические проблемы советской музыки 70-х годов / А. Н. Сохор // Вопросы теории и эстетики музыки / редкол.:
  141. М. Г. Арановский и др. — отв. ред. А. И. Климовский. JL: Музыка, 1977.-С. 3−15.
  142. Стилевые искания в музыке 70−80-х годов XX века: сб. ст. / сост. и науч. ред. Е. Г. Шевляков. Ростов н/Д: РГК, 1994. — 160 с.
  143. , В. К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной к философии музыки / В. К. Суханцева. — К.: Факт, 2000. — 176 с.
  144. , М. Е. Музыкальная культура РСФСР / М. Е. Тараканов. М.: Музыка, 1987.-365 с.
  145. , М. Е. Советская музыка вчера и сегодня: (Новый взгляд на историю и проблемы сегодняшнего дня) / М. Е. Тараканов. М.: Знание, 1989.-56 с.
  146. , Е. М. Сюрреалистическая музыка / Тараканова Е. М. // Сюрреализм и авангард: материалы росс.-фр. коллоквиума / редкол.: С. А. Исаев и др. М.: Изд-во «ГИТИС», 1999. — С. 159−170.
  147. , В. Когда время выходит из берегов / В. Тарнапольский // Музыкальная академия. 2000. — № 2. — С. 17.
  148. Теория современной композиции: учеб. пособие / отв. ред. В. С. Ценова — редкол.: А. С. Соколов и др. М.: Музыка, 2007. — 624 е., нот.
  149. , В. С. По лабиринтам авангарда / В. С. Турчин. М.: Изд-во МГУ, 1993.-248 с.
  150. , М. С. Элитарен ли постмодернизм / М. С. Уваров // Вопросы культурологи.-2005.-№ 6.-С. 15−18.
  151. , А. Вопрос стиля в музыке: суждение, феномен, ноумен / А. Ха-саншин // Музыкальная академия. 2000. — № 4. — С. 135−143.
  152. , Ю. Н. Вклад Кейджа в музыкальное мышление XX века / Ю. Н. Холопов // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: материалы науч. конф. / редкол.: Ю. Н. Холопов и др. М.: МГК, 2004. — С. 79−90.
  153. , Ю. Н. Двенадцатитоновость у конца века: музыка Эдисона Денисова / Ю. Н. Холопов // Музыка Эдисона Денисова: материалы науч. конф. / ред-сост. В. С. Ценова. М.: МГК, 1995. — С. 76−94.
  154. , Ю. Н. К понятию «советская музыка» / Ю. Н. Холопов // Отечественная музыкальная культура XX века. К итогам и перспективам: науч.-публиц. сб. / отв. ред. и сост. М. Е. Тараканов. М.: МГК, 1993. -С. 203−220.
  155. , В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. М.: НТЦ «Консерватория», 1994. — 260 с.
  156. , Т. В. В режиме музыкального времени / Т. В. Чередниченко //Новый мир.-2001.-№ 8.-С. 152−170.
  157. , Т. В. Кризис общества — кризис искусства: музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии / Т. В. Чередниченко. -М.: Музыка, 1987. 191 с.
  158. , Т. В. Музыка в истории культуры : в 2 т. / Т. В. Чередниченко. — Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. — 2 т.
  159. , Т. В. Новая музыка № 6 / Т. В. Чередниченко // Новый мир. 1993. -№ 1.- С. 218−232.
  160. , Т. В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. Проблемы и перспективы развития / Т. В. Чередниченко. — М.: Советский композитор, 1987. 320 с.
  161. , Т. В. Эстетика консерватизма / Т. В. Чередниченко // Советская музыка. 1984. — № 2. — С. 104−110.
  162. , Е. И. Вспоминая Альфреда Шнитке / Е. И. Чигарева // Мир искусств. Альманах / редкол.: А. В. Бартошевич и др. — отв. ред. Б. И. Зин-герман. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — С. 412−419.
  163. , Н. Г. «Авангард» в современной западной музыке / Н. Г. Шахназарова // Современное западное искусство. Идейные мотивы. Пути развития: сб. ст. / отв. ред. Г. А. Недошивин. — М.: Наука, 1971. — С. 275−315.
  164. , Н. Г. К проблеме «прошлое» и «настоящее» в музыке /' Н. Г. Шахназарова // Музыкальная академия. 2002. — № 2. — С. 31−32.
  165. , Н. Г. «Несвоевременные размышления» / Н. Г. Шахназарова // Музыкальная академия. 2006. — № 4. — С. 8−19.
  166. , Н. Г. Современность как традиция / Н. Г. Шахназарова // Музыкальная академия. 1997. — № 2. — С. 3−14.
  167. , Е. Г. Неоклассицизм и отечественная музыка 60−80-х годов / Е. Г. Шевляков. Ростов н/Д: Изд-во РГПИ, 1992. — 160 с.
  168. , Э. Искусство жечь порох / Э. Шёнбергер- перевод с нидерл. И. Лесковской- под ред. Б. Филановского. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2007.-400 с.
  169. , Г. М. «Авангард» шестидесятых годов / Г. М. Шнеерсон // Советская музыка. 1970. — № 9. — С. 104−111.
  170. , Г. М. Заметка об «авангарде» 70-х годов / Г. М. Шнеерсон // Советская музыка. 1976. — № 1. — С. 106−111.
  171. , Г. М. О музыке живой и мертвой/ Г. М. Шнеерсон. — Изд-е 2-е, перераб. и доп. — М.: Музыка, 1964. — 436 с.
  172. , А. Г. На пути к воплощению новой идеи / А. Г. Шнитке // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / сост. А. М. Гольц-ман — общ. ред. М. Е. Тараканов. М.: Советский композитор, 1982. -С. 104−107.
  173. , Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке: Беседы с композитором / Д. И. Шульгин. М.: Деловая лига, 1993 .- 109с.
  174. , Д. И. Признание Эдисона Денисова: По материалам бесед / Д. И. Шульгин. М.: Композитор, 1998.-438 с.
  175. , Р. К. Искусство есть царство интуиции, помноженной на высокий профессионализм творца / Р. К. Щедрин // Музыкальная академия. -2002.-№ 4.-С. 1−9.
  176. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» / У. Эко- пер. с итал. Е. Костюко-вич. СПб.: Symposium, 2005. — 96 с.
  177. , А. Постмодернизм и художественный авангард / А. Эрьявец // КорневиЩе 0А: Книга неклассической эстетики / редкол.: В. В. Бычков и др. -М.: ИФ РАН, 1999.-С. 9−17.
  178. , С. Б. Мировая премьера через десятилетия / С. Б. Яковенко // Музыкальная академия. — 2007. — № 1. — С. 60−65.
Заполнить форму текущей работой