Проектирование зоны ТО-2
Метеорологические условия определяются температурой и влажностью воздуха, а также скоростью его движения. Зона ТО-2 должна быть оборудована вентиляцией и отоплением в соответствии с СНиП 11−33—75 и ГОСТ 12.1.005—86. Температура в зоне ТО-2 в теплое время года (выше +10 °С) должна быть 20—23 °С, относительная влажность 30—60%. В холодный переходный период времени года температура 17—19 йС… Читать ещё >
Проектирование зоны ТО-2 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа По дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей»
Тема: «Проектирование зоны ТО-2»
Оглавление Введение
1. Расчетно-технологическая часть
1.1 Состав автомобилей. Исходные данные
1.2 Расчет годового объема работ
1.3 Расчет численности производственных рабочих
1.4 Расчет количества постов
1.5 Подбор технологического оборудования, оснастки, расчет производственных площадей
2. Охрана труда Заключение Список использованной литературы Введение Автотранспортные предприятия (АТП) выполняют главную задачу транспорта — осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от вида перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские) и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.). Такие автотранспортные предприятия могут быть комплексного типа и специализированные. Комплексные предприятия осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, принадлежащего самому предприятию.
В качестве основных клиентов АТП общего пользования выступают предприятия товаропроизводящих отраслей (промышленности, строительства и др.).
В большинстве своем предприятия, выполняющие транспортные услуги (перевозки грузов и пассажиров), осуществляют одновременно работы по технической эксплуатации подвижного состава, т. е. его техническое обслуживание и ремонт.
ТО подразделяется на виды Ежедневное обслуживание (ЕО), проводится перед выездом автомобиля на линию, или при его возвращению в автотранспортную организацию, т. е один раз в смену.
Первое техническое обслуживание (ТО-1), проводится через 3−10 тыс. км пробега автомобиля.
Второе техническое обслуживание (ТО-2), проводится через 12−20 тыс. км пробега автомобиля.
Сезонное обслуживание (СО), проводится 2 раза в год при переходе с летней на зимнюю эксплуатацию автомобиля и наоборот.
Зона ТО-2 предназначена для предупреждения возникновения неисправностей и устранения уже имеющихся неисправностей путем выполнения ремонтных операций с частичной или полной разборкой узлов и агрегатов автомобиля или заменой их на исправные из оборотного фонда.
Для обеспеспечения безопасности пассажирских и грузовых перевозок и эффективной работы на линии подвижной состав должен быть исправным и его состояние должно отвечать требованиям (ГОСТ Р51 710−2001) по безопасности движения и правил технической эксплуатаций.
Технической обслуживание предназначено для:
Поддержание подвижного состава в работоспособном состоянии и в надлежащем внешнем виде.
Обеспечение безопасности движения.
Обеспечения защиты окружающей среды.
Предупреждение отказов и неисправностей и выявление их для своевременного устранения.
В зону ТО-2 автобусы и машины поступают после определенного пробега по плану, регламентируемому графиком ТО. Для обеспечения высокой технической готовности подвижного состава рабочие зоны ТО-2 должны полностью выполнять суточную программу ТО, что позволит соблюдать требуемую периодичность ТО-2.
Для повышения производительности труда в зоне ТО-2 необходимо:
Внедрение современного технологического оборудования и организационной оснастки.
Улучшение условий труда рабочих.
Рациональная организация рабочих мест.
Рациональная организация материально-технической базы.
1.Расчетно-технологическая часть
1.1 Состав автомобилей. Исходные данные К расчету принимаем: Автобусы ЛиАЗ-6212;
Автомобили КамАЗ-5410;
Автобус ЛиАЗ-6212- городской автобус особо большого класса (17 640*2500*3007мм). Созданный на базе ЛиАЗ-5256, предназначенный для городских перевозок в крупных мегаполисах с интенсивным пассажиропотоком.
КамАЗ 5410-с дизельным двигателем — одна из самых популярных моделей Камского автомобильного завода.
Техническая характеристика автобуса ЛиАЗ-6212.
Класс автобуса. Особо большой Назначение Городской колесная формула 6х2
Тип кузова Несущий (Вагонной компоновки) Длина/Высота/Ширина, мм.17 640/2500/3007мм Общее число мест/ в т. ч. посадочных 178/33
Двигатель Дизельный Мощность двигателя/кВт (л.с) 220 (300)
КПП Voith Diva 863
863.3 E
Расход топлива 25л Масса полная 27 500 кг Техническая характеристика КамАЗ-5410
Тип авто Седельный тягач Колесная формула 6х4
Полная масса авто 25 900 кг Двигатель КамАЗ 740,10
Мощность (л.с) 210(л.с) КПП Механическая. Модель 15.
Топливный бак250л Кабина Трехместная. Размещена над двигателем со спальным местом.
Проектирование зоны ТО-2.
Исходные данные:
Марка автомобиля | Условные обозначения | Единицы измерений | ЛиАЗ-6212 | КамАЗ-5410 | |
Списочное число автомобилей | Ас | шт | |||
Среднесуточный пробег автомобиля | lcc | км | |||
Число дней работы в году | Дрг | дни | |||
Категория условий эксплуатаций | КУЭ | -; | II | II | |
Природноклиматические условия | ПКУ | -; | Умеренный | ||
Способ хранения | Открытый | ||||
1.2 Расчет годового объема работ Корректирование периодичности ТО и пробега до капитального ремонта.
Нормативы пробега корректируем исходя из следующих факторов:
Так как, в проекте принята II категория эксплуатации, поправочный коэффициент К1=0,9 (табл.2,8 методического пособия).
Коэффициент К2, учитывающий модификацию подвижного состава, принимаем К2=1,0, К2=0,95 (табл.2,8 методического пособия).
Коэффициент, учитывающий природноклиматические К3=1,0 (табл.2,8 методического пособия). Данные сведены в Таблицу 1.
Таблица 1.
Марка автомобиля | К1 | К2 | К3 | |
ЛиАЗ-6212 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | |
КамАЗ-5410 | 0,9 | 0,95 | 1,0 | |
Где:
К1-Поправочный коэффициент, согласно категории эксплуатации;
К2-Коэффициент, учитывающей модификацию подвижного состава;
К3-Коэффициент, учитывающий, природно-климатические условия;
Результирующий коэффициент для корректировки принимаем след:
Периодичность ТО: Кто=К1*К3;
ЛиАЗ-6212 — Кто=К1*К3= 0,9*1,0=0,9;
КамАЗ-5410 — Кто=К1*К3= 0,9*1,0=0,9;
Периодичность КР:
Ккр=К1*К2*К3
ЛиАЗ-6212 — Ккр=0,9*1,0*1,0=0,9;
КамАЗ-5410 — Ккр0,9*0,95*1,0=0,86;
Нормативы пробегов до ТО и Капитального ремонта.
Таблица 2
Марка автомобиля | Пробег до обслуживания, км | |||
ТО-1 | ТО-2 | КР | ||
ЛиАЗ-6212 | ||||
КамАЗ-5410 | ||||
Проведем корректировку пробега:
До ТО-1:
ЛиАЗ-6212- L1=L1*Kто=5000*0,9=4500км;
КамАЗ-5410- L1*Кто=4000*0,9=3600км;
До ТО-2:
ЛиАЗ-6212- L2=L2*Kто=20 000*0,9=18 000км;
КамАЗ-5410- L2 =L2*Кто=16 000*0,9=14 400км;
До КР:
ЛиАЗ-6212- Lкр=Lкр*Kкр=400 000*0,9=360 000км;
КамАЗ-5410- Lкр =Lкр*Ккр=300 000*0,86=258 000км;
Расчетная величина пробега доТО-1, ТО-2 и КР (км) Таблица 3
Марка автомобиля | ТО-1 | ТО-2 | КР | |
ЛиАЗ-6212 | ||||
КамАЗ-5410 | ||||
Определение расчетного коэффициента технической готовности автомобиля ЛиАЗ-6212: n1= L1/lcc=4500/250=18;
КамАЗ-5410: n1=L1/lcc=3600/180=20;
Где n1- целое число;
Тогда расчетная величина пробега до ТО-1, будет равна;
ЛиАЗ-6212: L1=lcc*n1=250*18=4500км;
КамАЗ-5410: L1=lcc*n1=180*20=3600км;
Окончательная корректировка периодичности ТО-2, в соответствии с периодичностью ТО-1, имеет вид:
ЛиАЗ-6212: n2=L2/L1=18 000/4500=4;
КамАЗ-5410: n2=L2/L1=14 400/3600=4;
Где n2- целое число;
Тогда расчетная величина пробега до ТО-2, будет равна:
ЛиАЗ-6212: L2=L1*n2=4500*4=18 000км.
КамАЗ-5410: L2=L1*n2=3600*4=14 400км.
С помощью полученных данных рассчитываем коэффициент технической готовности автомобиля:
ЛиАЗ-6212:
Lт=1/1+lcc*(Дто.тр*К2/1000+Дкр/Lкр)=1+250*(0,45*1,0/1000+25/360 000)=1/1,11 425=0,88
КамАЗ-5410:
Lт=1/1+lcc*(Дто.тр*К2/1000+Дкр/Lкр)=1/1+180*(0,53*0,95/1000+1/258 000)=1/1,9 063=0,90;
Где Дто. трнорма простоя подвижного состава в ТО и ТР за 1000 км пробега Дкрнорма простоя подвижного состава в кр.
Коэффициент технической готовности автомобилей.
Коэффициент использования парка.
Коэффициент использования парка определяется с учетом числа дней работы парка в году Др. г:
ЛиАЗ-6212: Lи= Lт *Др.г/Дк.г=0,88*365/365=0,88
КамАЗ-5410: Lи= Lт*Др.г/Дк.г =0,90*365/365=0,90
Где Др. гколичество дней в году АТО;
Дк.рколичество календарных дней.
Годовой пробег автомобиля по АТО:
?Lп.г=Lп.г+Lп.г
Lп.ггодовой пробег отдельной марки автомобиля за год.
Lг=lcc*Драб* Lт ЛиАЗ-6212: Lг=250*365*0,88=80 300км;
КамАЗ-5410: Lг=180*365*0,90=59 130км;
?п.г=80 300+59130=139 430км;
Коэффициент технической готовности автомобилей и коэффициент использования парка.
Таблица 4
Марка автомобиля | ЛиАЗ-6212 | КамАЗ-5410 | ||
Коэффициент технической готовности | Lт | 0,88 | 0,90 | |
Коэффициент использования парка | Lи | 0,88 | 0,90 | |
Фактический годовой пробег автомобиля составляет:
ЛиАЗ-6212: Lг=365*Lи *lcc*Ас=365*0,88*250*95=7 628 500км;
КамАЗ-5410: Lг= 365*Lи *lcc*Ас=365*0,88*180*80=4 730 400км;
Где Асколичество автомобилей соответствующий марка;
Lикоэффициент использования данной марки автомобилей;
Lccсреднесуточный пробег автомобиля соответствующей марки;
Определение количества обслуживания за год .
Количество ТО-02
ЛиАЗ-6212 N2г=Lг/L2=7 628 500/18000=423
КамАЗ-5410 N2г= Lг/L2=4 730 400/14400=328
Где
Lггодовой пробег соответствующей марки.
L2-расчетная величина пробега до ТО-2.
Определение количества обслуживаний за год.
Количество ТО-1:
ЛиАЗ-6212: N1г= Lг/L1=7 628 500/4500=1695
КамАЗ-5410: N1г=Lг/L1=4 730 400/3600=1314
Где
L1-расчетная величина пробега до ТО-1;
Количество ЕО:
ЛиАЗ-6212: NЕОг=Lг/lc.c=762 850/250=30 514
КамАЗ-5410: NЕОг=Lг/lс.с=4 730 400/180=26 280
Где
lc.c-суточный пробег одного автомобиля соответствующей марки.
Количество обслуживаний за год.
Таблица 5
Марка автомобиля | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | |
ЛиАЗ-6212 | ||||
КамАЗ-5410 | ||||
Программа диагностики воздействий за год.
Программа Д-1 за год:
ЛиАЗ-6212: ?NД1=1,1*N1г+N2г=1,1*1695+423=2288
КамАЗ-5410: ?NД1=1,1*N1г+N2г=1,1*1314+328=1773
Где N1г, N2ггодовое число ТО-1 и ТО-2, соответствующей марки.
Программа Д-2 за год:
ЛиАЗ-6212: ?NД2 =1,2*N2г=1,2*423=508
КамАЗ-5410: ?NД2=1,2*N2г=1,2*328=394
Формулы для определения количества ТО по парку за сутки сведены в таблицу:
Определение количества ТО по парку за сутки.
Таблица 6
Вид ТО | Расчетные формулы | Марка автомобиля | Расчет | Показатели расчета | |
ТО-2 | N2сут=N2Г Др. г | ЛиАЗ-6212 КамАЗ-5410 | 423/365 328/365 | N2сут=1 N2сут=1 | |
ТО-1 | N1сут=N1Г Др. г | ЛиАЗ-6212 КамАЗ-5410 | 1695/365 1314/365 | N1сут=5 N1сут=4 | |
ЕО-2 | NЕОсут=NЕОГ Др. г | ЛиАЗ-6212 КамАЗ-5410 | 30 514/365 26 280/365 | NЕОсут=84 NЕОсут=72 | |
Суточные программы диагностики рассчитываются по формулам:
ЛиАЗ-6212: NД1сут= NД1сут/Др.г ТО-1=2288/365=9;
NД2сут= NД2сут/Др.г ТО-2=508/365=2;
КамАЗ-5410: NД1сут =NД1сут/Др.г ТО-1=713/365=7;
NД2сут= NД2сут/Др.г ТО-2=394/365=2;
Расчет годовой трудоемкости работ в зоне ТО-2.
Годовая трудоемкость работ в зоне ТО-2 определяется по формулам:
ЛиАЗ-6212: ТТО-2г=tТО-2*NТО-2г=60*423=25 380 человеко/часов;
КамАЗ-5410: ТТО-2г=tТО-2*NТО-2г=74*328=24 272 человеко/часов;
Где NТО-2гКоличество соответствующей марки автомобилей;
tТО-2- удельная откорректированная трудоемкость ТО-2 соответствующая марки автомобиля.
Значение tТО2- Определяется по формуле:
ЛиАЗ-6212: tТО-2=tТО-2*КТО-2=48*1,25=60 человеко/часов;
КамАЗ-5410: tТО-2= tТО-2*КТО-2=67*1,1=74 человеко/часов;
Где
tТО-2- удельная трудоемкость ТО-2 для соответствующей марки автомобиля, принимаемая по таблице 2.14 (методического пособия):
ЛиАЗ-6212 — 48 человеко/часов;
КамАЗ-5410 — 67 человеко/часов;
КТО-2- результирующий коэффициент для корректировки трудоемкости ТО-2:
КТО-2 =К2*К5
Где К2- Коэффициент учитывающий модификацию подвижного состава, по таблице 2.8 (методического пособия);
К2=1,25 для ЛиАЗ-6212;
К2=1,1 для КамАЗ-5410;
К5- Коэффициент, характеризующий размеры АТО, а следовательно его оснащенность, по таблице 2,8;
ЛиАЗ-6212;
К5= 1,0 для:
КамАЗ-5410;
Отсюда:
ЛиАЗ-6212: КТО-2=К2*К5=1,25*1,0=1,25;
КамАЗ-5410: КТО-2= К2*К5=1,1*1,0=1,1;
Окончательная годовая трудоемкость рассчитывается с учетом сопутствующего ремонта.
ЛиАЗ-6212: ТТО-2г+Тспр (2)=25 380+3807=29 187 человеко/часов;
КамАЗ-5410: ТТО-2г+Тспр (2)=24 272+3641=27 913 человеко/часов;
ТТО-2ггодовой объем работ ТО-2 соответствующей марки автомобиля;
Тспр (2) — годовая трудоемкость сопутствующего ремонта, выполняемого при ТО-2;
Отсюда получаем:
ЛиАЗ-6212: Тспр (2)=СТО-2*ТТО-2г=0,15*25 380=3807 человеко/часов;
КамАЗ-5410: Тспр (2)=СТО-2*ТТО-2г=0,15*24 272=3641 человеко/часов;
Где СТО-2=0,15−0,2- доля сопутствующего ремонта, выполняемого при проведении ТО-2;
Принимаем: СТО-2=0,15;
Общий годовой объем работ зоны ТО-2 составляет:
ТТО-2г=ТТО-2г+ТТО-2г=29 187+27913=57 100км Где:
ТТО-2ггодовой объем работ для ЛиАЗ-6212;
ТТО-2ггодовой объем работ для КамАЗ-5410;
Годовая трудоемкость работ в зоне ТО-2.
Таблица 7
Марка автомобиля | Годовая трудоемкость Человеко/часов | Трудоемкость с учетом сопутствующего ремонта Человеко/часов | |
ЛиАЗ-6212 | |||
КамАЗ-5410 | |||
Общий годовой объем работ | |||
1.3 Расчет численности проводимых работ Определяем количество технологически необходимых работ.
PТ=ТТО2г/ФМ=57 100/1992=28,66
Где ТТО-2ггодовая трудоемкость производственной зоны ТО-2;
ФМНоминальный годовой фонд времени одного рабочего места технологически необходимого рабочего при односменной работе.
ФМ=(ДК.Г-Дв-Дпр)*tсм=(365−104−12)*8=1992ч ДК. ГКоличество календарных дней в году;
Двколичество выходных дней в году;
Дпрколичество праздничных дней в году;
tсмпродолжительность рабочей смены;
Определяем штатное количество рабочих:
Ршт=ТТО-2г/Фр=57 100/1712=33,35
ТТО-2г годовая трудоемкость производственных зон;
Фрдействительный годовой фонд времени рабочего места, технологически необходимого рабочим, при
Фр=(Дк.г-Дв-Дпр-Дотп-Дув)*tсм=(365−104−12−28−7)*8=1712ч Дотпколичество дней отпуска одного рабочего;
Дувколичество дней, пропущенный по уважительным причинам;
Таким образом, принимаем штатное количество рабочих зоны
ТО-2: Рш=33 человека;
1.4 Расчет количества постов Расчет количества постов в зоне ТО-2 определяется:
ПТО-2г=ТТО-2г*Кн/Др.г*tсм*Ссм*Рсм* =57 100*1,09/365*8*1*4*0,98=6 223 900/114464=5,4 постов;
Где:
ТТО-2ггодовая трудоемкость постовых работ в зоне ТР;
Кн- 1,09-коэффициен неравномерности загрузки постов;
Дргдни работ в году;
Рср=4- среднее количество рабочих на посту;
= 0,98- коэффициент использования рабочего места поста;
Ссм= число смен работы в сутки;
Принимаем в зоне ТО-2 количество постов: ПТО2=5
1.5 Подбор технологического оборудования, оснастки, расчет производственных площадей автобус капитальный ремонт Применяемое технологическое оборудование и оснастка зоны ТО-2 представлены в таблице 8
Расчет производственных площадей.
Площадь зоны ТО-2 определяется
F3= (fа х П +fобщ) х Кп = (44,1×5 + 18,76) х 5 — 1196.30 м2,(6.53)
где fа = 44,1 — площадь автобуса в плане;
П = 5 — количество постов в зоне ТО-2;
fобщ = 18,76— суммарная площадь оборудования (за вычетом подъемников, которые расположены в ямах);
Кп = 5 — коэффициент плотности расстановки постов и оборудования, зависящий от назначения производственного помещения.
Окончательная площадь зоны ТО-2 корректируется и принимается с учетом СНиП, так как при строительстве зданий и сооружений используются типовые секции и пролеты, серийно изготовленные заводами стройматериалов. Длина зоны 42 м, Ширина=40м, Площадь 1280 м².
2. Охрана труда Под санитарно-гигиеническими условиями труда понимается совокупность факторов воздействия на организм человека производственных условий. Эти воздействия должны обеспечивать: защиту рабочих от неблагоприятного влияния окружающей среды, создание условий высокой работоспособности и повышение эффективности труда.
Оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические параметры регламентируются СН-245−86.
В зоне ТО-2 на одного работающего приходится объем 420 м³ при минимально допустимом значении не менее 15 м3/ч:еловек. Площадь на одного работающего составляет 70 м³ при минимально допустимом ее значении не менее 4,5 м2/человек. Высоту зоны ТО-2 принимают равной 6 м.
Метеорологические условия определяются температурой и влажностью воздуха, а также скоростью его движения. Зона ТО-2 должна быть оборудована вентиляцией и отоплением в соответствии с СНиП 11−33—75 и ГОСТ 12.1.005—86. Температура в зоне ТО-2 в теплое время года (выше +10 °С) должна быть 20—23 °С, относительная влажность 30—60%. В холодный переходный период времени года температура 17—19 йС, но не ниже 13—15 °С, относительная влажность 60—80%.
Условия освещенности в зоне ТО-2. Используется искусственное и естественное освещение. Оптимальная освещенность рабочих мест для комбинированного освещения составляет 200—500 лк, допустимые значения 150—200 дк.
Расчет искусственного освещения сводится к определению количества ламп, типа светильников, высоты подвеса и размещению их по зоне.
Определение единовременной мощности светильников рассчитывается по формуле
Wосв=R*F=20*1280=25 600Вт Где
R-норма расхода электроэнергии принимается равной 15−20 Вт/м2
F3- площадь зоны ТО-2.
Количество ламп определяется по формуле:
n= Wосв/Wламп= 25 600/200=128шт.,
где Wлмощность одной лампы, Вт.
Освещенность в зоне ТО-2 рассчитывается по формуле:
E=Fn /KF3=4400*128*0.5/1.3*2500=169,2лк, Где
F-световой поток, лм;
К — коэффициент запаса мощности, учитывающий снижение освещенности в процессе эксплуатации (1,3—1,2); п — количество ламп в зоне ТО-2; т] — коэффициент использования светового потока (0,2— ;Й", 5).
На основании расчетов и с соблюдением санитарных норм по освещению зону ТО-2 предлагается оснастить светильниками типа ПВЛ.
Расчет искусственного освещения завершается определением годовой световой мощности ламп, необходимой для дальнейших экономических расчетов.
Wr=Wосвх Q=2560×2100=53 760кВт где
Q — продолжительность работы электрического освещения в течение года (принимается в среднем 2100 ч).
Расчет естественного освещения — это определение числа фрамуг при верхнем освещении, которое вычисляется по формуле
Fок=Fз*L=1280*0.25=320м2,
Где Lсветовой коэффициент (0,25−0,3)
Число фрамуг размерами: 2,4×3 — 14Шт.;
3,6×3 — 14Шт.
При расчете вентиляции определяют необходимый воздухообмен, подбирают вентилятор и электродвигатель.
Из объема помещения и кратности обмена воздуха определяют производительность вентилятора по формуле:
W=V*К=1280*602.2=1920м3/ч Где Vобъем зоны ТО-2(V=Fз*h где h-высота помещения в м) Ккратность обмена воздуха (1/ч)/К=2−3,
На основании проведенных расчетов подбирают тип вентилятора:
ЦАГИ-5 — вентилятор осевого типа производительностью 2500 М3/ч с развиваемым давлением 63 Па, частотой вращения 1000 мшГ1 и КПД = 0,55.
Количество вентиляторов — 4 шт. В настоящее время вентиляторы комплектуются соответствующими электродвигателями, поэтому отдельный подбор двигателя не требуется.
Расход воды на хозяйственно-питьевые нужды составляет: 40 л на одного работающего в смену, средний суточный расход воды на мойку полов — 1,5 л (на 1 м² площади), на прочие нужды — 20% годового расхода на. хозяйственно питьевые нужды:
Qв=[(40Ряв+1,5Fz)*Дрг*1,2]/1000=40*33+1,5+1280*365*1,2/1000=410м3
где Рявявочное количество рабочих в зоне Дргдни работы в году зоны ТО-2
Заключение
Для повышения производительности труда в зоне ТО-2 необходимо:
Внедрение современного технологического оборудования и организационной оснастки.
Улучшение условий труда рабочих.
Рациональная организация рабочих мест.
Рациональная организация материально-технической базы.
Напольский Г. М — Технологический расчет и планировка АТП. 2010 год.
Малкин В. С, Бугаков В. С — основы эксплуатации и ремонта автомобилей. 2007 год.
Петросов В. Времонт автомобилей и двигателей.
Павлова Е. Иэкология транспорта. 2011 год.
Справочник по охране труда на автомобильном транспорте. 2009 год.
Светлов М. Вучебно-методическое пособие: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. 2012 год