Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научные основы проектирования и возведения набрызгбетонных обделок транспортных тоннелей в слабоустойчивых грунтах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы настоящей работы опубликованы в периодической печати, доложены и обсуждены на научно-технических и научно-методических конференциях в ЛИИЖТе (1967, 1969, 1971, 1973), научно-техничееком совете МПС (1971), УП Всесоюзной конференции по бетону и железобетону, Ленинград (1972 г.), Всесоюзном Совещании «Новая технология и оборудование для строительства подземных сооружений», г. Киев (1974… Читать ещё >

Содержание

  • Еведен’ие
  • РАЗДЕЛ 1. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Анализ применения набрызгбетона в тоннелестроении
      • 1. 1. Целесообразность и эффективность применения набрызгбетона в тоннелестроении
      • 1. 2. Отечественный и зарубежный опыт использования набрызгбетона при строительстве тоннелей и подземных сооружений
      • 1. 3. Общая оценка исследуемой проблемы
    • 2. Критический обзор исследований по применению набрызгбетонных обделок
      • 2. 1. Параметры технологии нанесения набрызгбетона
      • 2. 2. Физико-механические свойства набрызгбетона
      • 2. 3. Конструкции обделок из набрызгбетона. ^
      • 2. 4. Существующие методы расчета обделок из набрызгбетона .6(
    • 3. Задачи и методика исследований
      • 3. 1. Постановка задачи исследования. j8J
      • 3. 2. Общая методика проведения исследований.. ?
  • РАЗДЕЛ П. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕХНОЛОГИИ НАНЕСЕНИЯ И ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НАБ РЫЗГБЕТОНА
    • 4. Структурообразование набрызгбетона
      • 4. 1. Физические основы прочности бетона
      • 4. 2. Формирование слоя набрызгбетона
      • 4. 3. Исследование структуры набрызгбетона. ,
    • 5. Особенности технологии нанесения набрызгбетона
      • 5. 1. Основные параметры технологии нанесения набрызгбетона на слабоустойчивые грунты
      • 5. 2. Особенности нанесения набрызгбетона при низких температурах окружающей среды
    • 6. Исследование физико-механических свойств набрызгбетона
      • 6. 1. Методика определения физико-механических свойств набрызгбетона
      • 6. 2. Исследование основных физико-механических свойств набрызгбетона
      • 6. 3. Исследование возможности применения фибронабрызгбетона
  • Выводы по разделу
  • РАЗДЕЛ Ш. ИССЛЕДОВАНИЯ СТАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАБРЫЗГБЕ ТОННЫХ ОБДЕЛОК ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОКРУЖАЮЩИМ ГРУНТОМ
    • 7. Натурные исследования статической работы набрызгбетонных обделок
      • 7. 1. Основные задачи натурных исследований
      • 7. 2. Методика натурных исследований
      • 7. 3. # Экспериментальные исследования на опытных участках Ленметрос троя
      • 7. 4. Изучение статической работы набрызгбетонной обделки на опытном участке Киевметростроя
      • 7. 5. Исследование статической работы набрызг-бетонной обделки подземных емкостей на полигоне ВНИИПРОМГАЗа
    • 8. Моделирование статической работы набрызгбетонных обделок
      • 8. 1. Обоснование метода моделирования и основные теоретические предпосылки
      • 8. 2. Подбор материалов и методика моделирования
      • 8. 3. Исследование на моделях из эквивалентных материалов статической работы тоннельных обделок из набрызгбетона в слабоустойчивых трещиноватых скальных грунтах (= 2−4)
      • 8. 4. Исследование на моделях из эквивалентных материалов статической работы набрызгбетонных обделок в пластичных глинах (| s 0,8−1,5)
      • 8. 5. Исследование проявления горного давления на подземные сооружения в мерзлых грунтах на моделях из эквивалентных материалов
      • 8. 6. Влияние неровностей контура выработок на несущую способность набрызгбетонной обделки
    • 9. Расчет обделок из набрызгбетона
      • 9. 1. Особенности работы набрызгбетонных обделок и теоретические предпосылки для обоснования расчетной схемы
      • 9. 2. Выбор расчетных схем набрызгбетонных обделок на основе данных натурных экспериментов и
  • РАЗДЕЛ 1. У. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАБРЫЗГБЕТОННЫХ ОБДЕЛОК И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
    • 10. Обоснование применения набрызгбетонных обделок в слабоустойчивых грунтах
      • 10. 1. Определяющие критерии области применения набрызгбетонных обделок
      • 10. 2. Рекомендации по сооружению тоннелей с обделками из набрызгбетона в слабоустойчивых грунтах
    • 11. Эффективность применения набрызгбетонных обделок и перспективы их совершенствования
      • 11. 1. Технико-экономический эффект внедрения результатов исследований в практику тоннелестроения
      • 11. 2. Пути механизации и автоматизации возведения обделок из набрызгбетона
      • 11. 3. Направление дальнейших исследований

Научные основы проектирования и возведения набрызгбетонных обделок транспортных тоннелей в слабоустойчивых грунтах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей задачей отечественного тоннелестроения является повышение эффективности производства и качества работ, увеличение скоростей проходки, создание новых экономичных конструкций, снижение трудоемкости работ при увеличении производительности труда на базе комплексной механизации как основных, так и вспомогательных операций.

Одним из наиболее ответственных и решающих процессов при строительстве подземных сооружений, в том числе и тоннелей, является возведение обделок как из монолитного, так и из сборного бетона и железобетона. Работа по возведению таких конструкций является наиболее сложной, требующей большого количества рабочей силы и материалов. Так, затраты труда на возведение тоннельных обделок в зависимости от инженерно-геологических условий составляют от 20 до 50% общей трудоемкости проходческого цикла, а стоимость — 50−60% от стоимости всего сооружения.

В соответствии с основными направлениями экономического и социального развития народного хозяйства СССР на 19 811 985 годы и на период до 1990 г. в нашей стране намечается широкое строительство транспортных и гидротехнических тоннелей, а также подземных сооружений специального назначения. Причем, большое число тоннелей и подземных сооружений (40−60%) буде&tradeвозводиться в слаб ©-устойчивых грунтах и в сложных инженерно-геологических условиях. Поэтому изыскание новых видов прочных, надежных, долговечных и экономичных обделок, позволяющих полностью механизировать процесс возведения, обеспечивающих устойчивость выработок в течение всего срока их службы, а также расширение области их применения является одной из первостепенных задач отечественного тоннелестроения.

Особое значение приобретает эта проблема в связи с выполнением больших объемов работ по строительству тоннелей и метрополитенов в одиннадцатой пятилетке.

За 1981;1985 гг. предполагается ввести в эксплуатацию 112 км линий метрополитенов, в различных инженерно-геологических условиях. На 46 $ увеличивается объем работ по строительству горных транспортных и гидротехнических тоннелей и, прежде всего, в связи со строительством Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, где предполагается построить тоннели общей протяженностью более 30 км. Ряд железнодорожных, автодорожных и гидротехнических тоннелей большой протяженности предстоит построить в Закавказье, на Северном Кавказе, Урале и Средней Азии, в том числе Меградзорской ж.д. тоннель длиной 8,3 км, Роккский автодорожный тоннель.

3,6 км, Ирганайский автодорожный тоннель длиной 4,5 км" Намечается завершить строительство Дангаринского гидротехнического тоннеля длиной 13,5 км, а также развернуть строительство уникального подземнего комплекса Рогунекой ГЭС объемом выломки около 4 млн. м3. Причем, более 60 $ общего количества этих подземных сооружений будет располагаться в слабоустойчивых грунтах [14б] .

Практика подземного строительства показывает, что в последние годы наблюдается тенденция к постепенному увеличению объема конструкций из монолитного и сборно-монолитного бетона и железобетона. В тоннелестроении это прежде всего выразилось в появлении обделок из монолитного прессованного бетона и набрызгбетона [35] ,.

Если обделки из монолитного прессованного бетона находят применение при щитовом способе проходки, то при строительстве тоннелей горным способом для крепления выработок используется набрызгбетон, который позволяет получить значительный экономический эффект (порядка 30−60 $ по сравнению с монолитным бетоном) и обеспечить полную механизацию работ.

В последнее время в Советском Союзе вопросами разработки технологии, изучения свойств и исследованию работы конструкций из набрызгбетона стали заниматься многие организации и институты. Однако применение в нашей стране набрызгбетона не получило еще достаточного распространения.

Несмотря на большое внимание, которое уделяется сейчас этому способу безопалубочного бетонирования, все вопросы применения набрызгбетона в подземном строительстве решаются в основном применительно к достаточно крепким скальным породам. Так, в СНиПе П-44−78 и.4.4. записано, что «в качестве материала для облицовочной обделки тоннелей допускается применять набрызгбетон, укладываемый по металлической сетке в сочетании с анкерной крепью» [307].

Согласно Указаниям по проектированию гидротехнических туннелей СН 238−78 п. 5.2. и п.б.7 «крепь из набрызгбетона временную) целесообразно применять в породах с ^ > 6 при величине сцепления набрызгбетона с породой не менее о.

5 кгс/ем, а обделки из набрызгбетона предусматривается применять как выравнивающие в породах не оказывающих горного давления, при величине сцепления с породой не менее 8 кгс/ем2″ .

Таким образом, действующие нормативные документы разрешают по существу применять в тоннелестроении покрытия из набрызгбетона только как вспомогательные, в грунтах, не требующих возведения несущих конструкций. Такое ограничение области применения набрызгбетонных обделок, связано с недостаточной изученностью данного вопроса и отсутствием соответствующих научных обоснований и рекомендаций.

В Советском Союзе в слабоустойчивых грунтах обделки из набрызгбетона практически не применяются. За рубежом в слабоустойчивых грунтах в качестве обделок предусматривается использование набрызгбетона только в комбинации с металлическими арками, сеткой и анкерами (новый австрийский способ — W ATM).

Принимая во внимание прогрессивное значение набрызгбетона и, учитывая предстоящее в ближайшее время строительство ряда крупных подземных сооружений, возникает необходимость более широко использовать набрызгбетон для крепления горных выработок.

Возможность использования набрызгбетона для безопалубочного крепления тоннелей в слабоустойчивых грунтах позволит существенно изменить технологию возведения обделок и усовершенствовать традиционные способы проходки при значительном увеличении скорости строительства.

Следует отметить, что поскольку в настоящее время нет единой общепринятой классификации грунтов, что связано с большим разнообразием их свойств и трудностью одной классификацией удовлетворить разнообразные требования строительной практики [135], в диссертации принята терминология грунтов согласно СНиП П-44−78,где под слабоустойчивыми грунтами понимаются трещиноватые шттт грунты, которым присуща небольшая прочность, понижающаяся при воздействии вощовоздушных агентов.

Коэффициент крепости таких грунтов по шкале М.М.Протодъяко-нова составляет от 0,8−1,0 до 4−6, а разработка осуществляется как ручным пневматическим инструментом, так и буровзрывным способом [116] .

Занимаясь около 20 лет изучением проблемы внедрения набрызгбетона в практику отечественного тоннелестроения, автор в да, нной работе экспериментально и теоретически обосновал возможность распространения набрызгбетонных обделок на область слабоуетойчивых грунтов, где ранее применение таких конструкций считалось недопустимым.

Решение этой проблемы потребовало выполнения комплекса исследований, которые охватывают большой круг вопросов.

Для всестороннего изучения статической работы набрызг-бетонной крепи автором в диссертации:

— впервые с позиций физико-химической механики материалов объясняется процесс структурообразования набрызгбетона, что позволило выявить дифференцированную прочность и пористость материала по слоям и дать практические рекомендации по нанесению набрызгбетона;

— установлены новые технологические зависимости влияния числа слоев набрызгбетона на его прочность, а также влияние глубины проникновения цементно-песчаного раствора в трещины грунта от давления сжатого воздуха;

— получены новые результаты по исследованию механизма взаимодействия набрызгбетонного покрытия с окружающим грунтом, позволяющим определять толщину омоноличенного грунтового слоя;

— предложен и реализован новый способ затворения сухой смеси паро-водяной смесью, что позволяет производить нанесение набрызгбетона на елабоустойчивые грунты и в условиях низких температур окружающей среды;

— разработана методика и новый прибор для определения сцепления набрызгбетона с грунтом в любом месте поверхности выработки ;

— предложен и реализован новый способ предварительного закрепления грунтовой поверхности изолирующим составом например, жидким стеклом, позволяющим производить нанесение набрызгбетона в слабоустойчивых грунтах;

— впервые разработана методика натурных исследований напряженного состояния набрызгбетонных обделок с использованием «метода разгрузки» и сконструирован новый датчик для определения контактного давления в слабоустойчивых грунтах;

— усовершенствована методика моделирования эквивалентными материалами, позволяющая исследовать модели набрызгбетонных обделок в слабоустойчивых грунтах без учета сил трения и разработана новая конструкция стенда;

— разработана методика моделирования эквивалентными материалами процесса оттаивания мерзлых трещиноватых грунтов вокруг подземных сооружений, позволяющая исследовать нарастание давления на обделку во времени и предложена новая конструкция стенда;

— установлены новые закономерности статической работы набрызгбетонных обделок в слабоустойчивых грунтах в зависимости от конструкции обделки, пролета, формы выработки и технологии возведения;

— установлены новые как в качественном, так и в количественном отношении зависимости влияния сцепления набрызгбетона с грунтом, анкерной крепью и неровностей контура выработок на несущую способность набрызрбетонных обделок, позволяющие выявить физическую сущность взаимодействия системы «обделка — грунт» ;

— предложены новые расчетные схемы набрызгбетонных обделок в виде многослойных конструкций (набрызгбетономоноличенный грунт — усиленный анкерами грунтовый слой) и разработана методика расчета, позволяющая учитывать реологические свойства грунта и набрызгбетона, неровности контура выработки и влияние количества слоев набрызгбе-тонного покрытия ;

— впервые сформулированы критерии (время устойчивости незакрепленной выработки, величина сцепления набрызгбетона с грунтом), определяющие область применения набрызгбетонных обделок;

— разработаны новые устройства и механизмы, позволяющие механизировать процесс воздействия набрызгбетонных обделок при проходке тоннелей и подземных сооружений в елабоустойчивых грунтах.

Такой широкий подход к решению данной проблемы позволил всесторонне и более обоснованно осветить все возможные аспекты изучаемых явлений.

Достоверность основных научных положений и рекомендаций обеспечивается:

— большим количеством проведенных экспериментов на моделях (исследовано Щ моделей) в грунтах раз/ичной крепости (от 0,8 до 12,0 по шкале Протодьяконова) при проле.

— -Л те (диаметре) моделируемых выработок от 3,6 м до 24,0 м и масштабе моделирования от 1:100 до 1:10, а также многочисленными данными (более 4500 замеров) натурных экспериментов в опытных выработках Ленметроетроя, Киевметроетроя, ВНИИПромгаза за период с 1971 по 1978 гг., что позволило оценить как качественные, так и количественные факторы исследуемых процессов ;

— хорошей сходимостью результатов теоретических исследований по расчету набрызгбетонной крепи с данными натурных исследований и результатами моделирования (расхождение 17−22%) ;

— высокой технической оснащенностью экспериментальных исследований и математической обработкой их результатов на ЭВМ;

— успешным внедрением в практику проектирования и строительства подземных сооружений в слабоустойчивых грунтах основных выводов и рекомендаций диссертационной работы и экономической эффективностью от их внедрения.

Основные научные положения, выносимые автором на защиту, состоят в следующем:

1. Технология нанесения набрызгбетона обуславливает его структуру, во многом определяет физико-механические свойства и величину сцепления набрызгбетонного покрытия с окружающим грунтом и является одним из решающих факторов, существенно влияющих на работу набрызгбетонных обделок. Полученные графические и аналитические зависимости основных технологических параметров с учетом специфики нанесения набрызгбетона на слабоустойчивые грунты и в условиях низких температур позволяют установить оптимальные величины этих параметров.

2. Работа набрызгбетонных обделок характеризуется режимом взаимовлияющих деформаций обделки и грунта, гари котором развитию деформаций грунта препятствует быстрое на-раетание прочности набрызбетонной обделкй. Состояние равновесия, этих практически одновременно протекающих во времени процессов, определяет значение как величины нагрузки на обделку., так и смещения контура выработки.

3. Зависимости, установленные в результате натурных и модельных исследований, позволяют решать вопросы выбора конструкций набрызгбетонных обделок и способов их возведения в широком диапазоне инженерно-геологических условий.

Полученные на основе анализа экспериментальных данных расчетные схемы набрызгбетонных обделок в виде многослойных конструкций (набрызгбетон — омоноличенный грунтусиленный анкерами грунтовый слой) наиболее полно отражают физическую сущность работы таких обделок и позволяют производить расчет с учетом реологических свойств грунта, влияния неровностей контура выработки и числа слоев наб-рызгбетонного покрытия.

4. Сформулированы и научно обоснованы критерии, определяющие область применения набрызгбетонных обделок в тоннелестроении, позволяющие обосновать возможность распространения их на слабоустойчивые грунты, где ранее применение таких конструкций считалось недопустимым. Кроме того, автором защищаются методика моделирования набрызгбетонных обделок в слабоустойчивых грунтах, а также устройства, позволяющие механизировать процесс нанесения набрызгбетона.

Результаты выполненных исследований успешно внедряются и используются при строительстве тоннелей и горных вы.

— 14 — работок на Ленинградском и Киевском метрополитенах — строительстве Иджеванского железнодорожного тоннеля — проектировании и строительстве железнодорожных тоннелей БАМа, а также гидротехнических (Дангара), автодорожных (Ирганай-ская ГЭС) тоннелей и подземных сооружений (Хантайская, Ви-люйская, Колымская, Миатлинская, Саяно-Шушенская ГЭС), а также подземных емкостей для хранения сжиженных газов, жидкого топлива и химических отходов производства.

Результаты диссертационной работы вошли в следующие нормативно-технические документы:

1. Временные указания по устройству обделок подземных гидротехнических сооружений в вечномерзлых породах. ВСН-36−70 Минэнерго СССР, 1970.

2. Рекомендации по сооружению подземных емкостей ка-муфлетными взрывами с применением набрызгбетонной крепи. НИИСП Госстроя УССР, ВНИИПРОМГАЗ, ЛИИ1Т, Киев, 1973.

3. Основные положения по строительству подземных гидротехнических сооружений в вечномерзлых горных породах. Ленгидропроект, 1975.

4. Технические условия на устройство тоннельных обделок Вилюйской ГЭС, Хантайской ГЭС, Саяно-Шушенской ГЭС, Миатлинской ГЭС, Колымской ГЭС, Ленгидропроект, 1975;1978гг.

5. Инструкция по применению анкеров и набрызгбетона в качестве временной крепи выработок транспортных тоннелей, ВСН 126−78. Минтрансстрой СССР, 1978.

6. Технологические правила применения набрызгбетона при ремонте и реконструкции инженерных сооружений. МПС СССР, 1978.

7. Временные технические указания по применению набрызгбетона для крепления горных выработок, сооружаемых в протерозойских глинах. Ленметрогипротранс, Ленметрострой, 1979.

8. Методические указания по расчету конструкций временных крепей выработок транспортных тоннелей, ЦНИИС, М., 1979.

Фактический экономический эффект, подтвержденный соответствующими документами, от внедрения разработанных предложений и рекомендаций в практику тоннелестроения составляет 1402 тыс. руб., а расчетная ожидаемая экономия равна млн.руб.

В результате проведенных комплексных исследований осуществлено теоретическое обобщение и решена крупная научная проблема тоннелестроения по обоснованию возможности и эффективности применения набрызгбетонных обделок в слабоустойчивых грунтах, имеющая важное народнохозяйственное значение.

Материалы настоящей работы опубликованы в периодической печати, доложены и обсуждены на научно-технических и научно-методических конференциях в ЛИИЖТе (1967, 1969, 1971, 1973), научно-техничееком совете МПС (1971), УП Всесоюзной конференции по бетону и железобетону, Ленинград (1972 г.), Всесоюзном Совещании «Новая технология и оборудование для строительства подземных сооружений», г. Киев (1974 г.), научно-техническом семинаре «Планирование и конструкции подземных сооружений в городах», г. Ленинград (1974), ХУШ и XIX республиканских научно-технических конференциях ТЛИ, Тбилиси (1974, 1975), Всесоюзном совещании по совершенствованию методов изысканий и проектирования горных железнодорожных и автодорожных тоннелей г. Ереван (1974), Всесоюзном научно-техническом семинаре «Опыт создания и внедрения крепей для капитальных выработок глубоких шахт. Расчет и конструирование крепи» ЛГИ, (1974), научно-техническом совете МТС (1975), Комитете ДорНТО Октябрьской ж.д. по координации работ для БАМ, Ленинград (1976), научно-технических конференциях по проблемам проектирования, строительства, и эксплуатации БАМа, ЛИИЖТ, Ленинград (1976) и МИИТ, Москва (1977), научно-техническом семинаре «Совершенствование проектирования и строительства подземных гидротехнических сооружений», Ереван (1977), Всесоюзном научно-техническом семинаре «Скоростное строительство тоннелей», Москва (1977), Всесоюзной научной конференции «Проблемы механики подземных сооружений», Ленинград (1978), научно-техническом семинаре общества «Знание» «Проектирование и расчет строительных конструкций», Ленинград (1978), научно-технических советах Ленметростроя и Ленметрогипро-транса (1976, 1979, 1980), а также Гидроспецстроя и Гидро-спецпроекта (1981), Всесоюзном совещании по совершенствованию проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей, Ереван (1981).

Работа выполнена на кафедре «Тоннели и метрополитены» ЛИИЖТа.

9. Основные результаты многолетних исследований автора по теме диссертации используются в учебном процессе на факультете «Мосты и тоннели» при чтении курсов.

Тоннели", «Тоннели и метрополитены» и «Гидротехнические тоннели» в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта.

10. Разработанные автором научные и практические рекомендации использованы при проектировании и строительстве ряда транспортных тоннелей и специальных подземных сооружений, расположенных в слабоустойчивых грунтах и в суровых климатических условиях, что позволило получить фактический экономический эффект 1,4 млн руб. при ожидаемой расчетной экономии 11,7 млн руб.

Таким образом можно считать, что в результате выполненных исследований осуществлено теоретическое обобщение и решена крупная научная проблема, открывающая пути к ши рокому внедрению набрызгбетонных обделок в тоннелестроении, имеющая важное народнохозяйственное значение.

ОСНОВНЫЕ .ВЫВОДЫ: И ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диссертационная работа посвящена актуальной для тоннелестроения проблеме — разработке научных основ расчета, конструирования и технологии возведения набрызгбетонных обделок в слабоустойчивых грунтах и составлению практических рекомендаций по их внедрению при строительстве транспортных тоннелей в широком диапазоне инженерно-геологических условий.

Физическая сущность решаемой проблемы заключается в установлении закономерностей взаимодействия системы «на-брызгбетон-грунт», что позволяет существенно расширить область применения обделок на основе набрызгбетона.

Выполненные исследования позволили выявить основные закономерности работы набрызгбетонных обделок транспортных тоннелей и научно обосновать принципы их проектирования в слабоустойчивых грунтах.

Разработанные на их основе рекомендации использованы в ряде нормативно-технических документов Минтрансстроя СССР, МПС СССР и Минэнерго СССР.

Наиболее важные научные и практические результаты исследований заключаются в следующем.

1. Впервые комплексно изучена статическая работа набрызгбетонных обделок в слабоустойчивых грунтах с проведением натурных, экспериментальных и лабораторных исследований, Натурные исследования, впервые проведенные в Советском Союзе в глинистых грунтах на опытных участках Ленмет-ростроя, Киевметростроя и на полигоне ВНИИПРОМГАЗа, позволили установить, что набрызгбетонная обделка, во взаимодействии с окружающим грунтом, обладает достаточно высокой несущей способностью. Исследования показали, что характер нарастания нагрузки на набрызгбетонную обделку в основном, определяется временем, прошедшим с момента раскрытия выработки до ее закрепления набрызгбетоном и сроком замыкания этой конструкции, а также деформативными, прочностными свойствами набрызгбетона при изменении их во времени.

Экспериментально получены новые зависимости влияния сцепления набрызгбетона с грунтом, анкерной крепи и неровностей контура выработок на несущую способность набрызгбетонной обделки, позволяющие выявить физическую сущность взаимодействия системы «обделка-грунт» .

2. Предложены и опробированы на практике новые методы расчета набрызгбетонных обделок в виде многослойных конструкций, наиболее полно отражающие характер работы таких обделок.

Исследовано влияние деформативных характеристик грунта и набрызгбетона, толщины набрызгбетонного покрытия, пролета выработок, толщины слоя омоноличенного грунта, ползучести грунта и усадки набрызгбетона на напряженное состояние набрызгбетонной обделки и получены зависимости, позволяющие оценить степень влияния указанных факторов.

3. Впервые установлены аналитические зависимости, определяющие основные технологические параметры и даны практические рекомендации по нанесению набрызгбетона на слабоустойчивые грунты. Получено уравнение регрессии, которое позволяет оценить влияние послойности нанесения, количества отскока на прочностные характеристики набрызгбетона.

Исследованы состав и технология нанесения набрызгбетона при низких температурах окружающей среды. Предложен новый способ затворения сухих составляющих набрызгбетона пароводяной смесью, способствующей повышению прочности, уменьшению количества отскока и сокращению пылеобразования.

Структурообразование набрызгбетона впервые научно-объ-ясняется с позиций физико-химической механики. С помощью методов оптической микроскопии и ртутной порометрии установлено, что специфика нанесения набрызгбетона обусловливает создание плотного мелкозернистого материала, прочностные характеристики которого и поровая структура дифференцированы по слоям.

4. Экспериментально изучены основные физико-механические свойства набрызгбетона, с учетом особенностей возведения тоннелей в слабоустойчивых грунтах. Предложена комплексная методика определения прочностных характеристик набрызгбетона.

5. Установлено, что основными критериями, определяющими область применения набрызгбетонных обделок являются устойчивость незакрепленной выработки и сцепление набрызгбетона с грунтом. Предложена методика определения этих критериев и даны зависимости для установления границ этой области.

6. Усовершенствована методика моделирования эквивалентными материалами, позволяющая исследовать модели выработки с набрызгбетонными обделками в слабоустойчивых грунтах с учетом особенностей технологии нанесения и принятых способов производства работ.

7. Предложенные технологические схемы сооружения горных выработок с обделками из набрызгбетона в слабоустойчивых грунтах достаточно хорошо апробированы на практике (Ленметрострой, Киевметрострой, Гидропроект, Гидроспецстрой) и обеспечивают безопасность ведения работ при заданных темах строительства.

8. Разработаны новые механизмы и устройства, позволяющие наметить пути дальнейшего совершенствования механизации и автоматизации процесса возведения набрызгбетонных обделок в слабоустойчивых грунтах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А б р, а м с о н Х. И. Крепление подземных выработок набрызгбетоном проблема народнохозяйственного значения. Торный журнал", 1979, Ш 2, с.38−40.
  2. Ю.П. Введение в планирование эксперимента. М., «Металлургия», 1969, с. 157.
  3. А м у с и н Б.З., Оловянный А. Г., Р е в -з ю к Е. Б. Исследование напряженного состояния крепи с неровной поверхностью сечения методом конечных элементов. Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых
  4. АН СССР, Новосибирск, «Наука», 1975, с.93−97.
  5. А м у с и н Б.З., Фадеев А. Б. Метод конечных элементов при решении задач горной геомеханики. М., «Недра», 1975, с. 144.
  6. С.А., Г е р т м, а н Л.К., П я столов А. В. Определение величины сцепления набрызгбетона с породами и рудами медноколчеданных месторождений. Торный журнал", 1970, № 10, с.45−46.
  7. С.А., П.я столов А. В. Влияние технологических факторов на прочность набрызгбетона. «Шахтное строительство», 1970, Ш 11, с. 12.
  8. Деформационные свойства набрызгбетона. Изв. ВУЗов Торный журнал", 1975, № 8, с.22−24. Авт.С. А. Атманских, В. А. Рубцов, А. С. Щукин, С. Г. Беляев.
  9. И.П., Васильев Н. И., А м -б р о с о в В.А. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. Л., ЛГУ, 1975, с. 76.
  10. Применение набрызгбетона на шахтах комбината Рос-товуголь ЦНШЭиуголь, М., 1969, с. 103. Авт.0.Б.Батин,
  11. И.Д.Посыльный, Б. Н. Кузин, В. Б. Ратинов, Ш. С. Алимов, И.Д."Ко-заренко.
  12. Б, а р о н Л.И., Логунцов Б. М., П о -зин Е. З. Определение свойств горных пород. М., Госгор-техиздат, 1962, с. 332.
  13. .С. Некоторые вопросы исследования свойства и применения активированного торкрета «Энергетическое строительство», 1968, № 11, с.41−43.
  14. Б е р г О. Я. Физические основы теории и прочности бётона и железобетона. Госстройиздат, 1961, с. 96.
  15. О.Я., Хромец Ю. Н. Влияние длительногозагружения на прочностные и деформативные свойствабетона. Труды ЦНИИС, вып.60, «Транспорт», 1966, с.42−53.
  16. И.А., Беляев Л. Н., Г ол и ц ы н с к и й Д.М. Шприц-бетон и его применение вподземных выработках. «Шахтное строительство», 1961, № 11, е.13−17. ~ .
  17. Б о р и с о в А. А. Новые методы расчета штанговой крепи. М., Госгортехиздат, 1962, с. 139.
  18. В.А., Козел A.M., Р е в -з ю к Е.Б. Облегченные крепи для вертикальных стволов шахт. М., ЦНИИЭИуголь, 1972, с. 40.
  19. И., Власов С., Кулагин Н., Островский И. Тоннель мезду Хоккайдо и Хонсю. «Метрострой», 1977, № 2, с.30−32.
  20. О.Е. Проектирование обделок транспортных тоннелей. Л., ЛИИЖТ, 1966, с. 75.
  21. О.Е., Ларионов В. И., Ф р о-л о в Ю.С. 0 влиянии ограждающих стенок плоских стендов на величину измеряемого давления. Труды ЛИЖТа, вып.384. Л., «Транспорт», 1975, с.15−22.А
  22. А.Х., Фролов Ю. С., Голиц ы н б к и й Д.М. Исследование на моделях статической работы набрызгбетонных обделок, сооружаемых при реконструкции железнодорожных тоннелей. Труды НИИЖТа, вып.126, Новосибирск, 1971, с.137−144.
  23. Б у"л ы ч е в Н. С. Современное состояние и проблемы расчета крепи горных выработок. Тезисы Всесоюзного научно-технического семинар. М., ЛГИ, 1974, с.3−10.
  24. Н.С. Оценка устойчивости трещиноватых скальных пород при проведении горных выработок. Устойчивость и крепление горных выработок. Межвузовский сборник, вып.4., Л., ЛГИ, 1977, с.3−8.
  25. Н.С., Абрамсон Х. И. Крепь вертикальных стволов шахт. М., «Недра», 1978, с. 301.
  26. Н.С., А м у с и н Б.З., Оловянный А. Г. Расчет крепи капитальных горных выработок. М., «Недра», 1974, с. 320.
  27. Н.С., Оловянный А. Г. 0 величине и направлении касательных нагрузок на крепь выработки кругового сечения при неравномерных радиальных нагрузках в случае полного конктакта крепи с породой. Труды ВНИМИ, сб.78. Л., изд. ВНИМИ, 1970, с.244−254.
  28. Н.С., М е р к и н В.Е., К о -лин Д. И. Определение типа и оптимизация конструктивных параметров временной крепи тоннельных выработок. «Транспортное строительство», 1979, № 6, с.47−49.
  29. Н.С., Ф о т и е в, а Н.Н. Об оценке устойчивости пород вокруг горных выработок в поле тектонических напряжений. Устойчивость и крепление горных выработок. Межвузовский сборник, вып.5, Л., ЛГИ, 1978, с.10−15.•ч • г*, S
  30. В е н и к о в В. А. Теория подобия и моделирования. М., «Высшая школа», 1976, с. 479.Л4га
  31. Устройство для крепления подземных выработок. Авторское свидетельство Ш 487 238 от 9.08.1971.
  32. Авт.: Власенко И. А., Шаврин В. И., ГолицНнсКий Д.М. и др.
  33. С.Н., А у э р б, а х В.М., Г у б е н-к о в Е. К. Сооружение Качбергского горного тоннеля в Австрийских Альпах. «Транспортное строительство», 1975, i б, с.53−56.
  34. Агрегат для проходки тоннеля с обделкой из набрызгбетона. Авторское свидетельство Ш 616 414 от 19.02.1976, Авт.: С. Н. Власов, Д. М. Голицынский, В.А.Туцко~и др.^
  35. С.Н., Г у б е н к о в Е.К., А у э р -бах В. М. Проходка Тауэрнского горного тоннеля в неустойчивых породах. «Транспортное строительство», 1975, № 8,с.56−58.
  36. С., М е р к и н В. Совершенствование технологии сооружения горных тоннелей. «Метрострой», 1978, Ш 8, с.1−3.
  37. В о л л е р И. Л. Исследование вопросов применения набрызгбетона в подземных сооружениях большого сечения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн.наук. Л., ЛИИЖТ, 1970, с. 19.
  38. В о л л е р И.Л., Веткин Ю. А., Голи-цынский Д. М. Закрепление набрызгбетоном размокающих пород при строительстве Дангаринского тоннеля. «Энергетическое строительство», 1977, № 8, с.45−47.
  39. В о л л е р И.Л., Голицынский Д. М. Контроль за качеством покрытий из набрызгбетона в условиях подземного строительства. «Энергетическое строительство», 1976, Ш 1, с.57−61.
  40. B.C. Набрызгбетонная крепь. М., «Недра», 1980, 199 с.
  41. B.C., Ж у л и н Л.В. Упрочненный набрызгбетон успешно выдержал испытания. «Горный журнал», 1973, Ш 1, с.35−36.
  42. Временная инструкция по креплению горных выработок пневмобетоном с применением машины БМ-60. М., изд. ЦНИИподземшахтострой, 1966, с. 15.
  43. Временная инструкция по устройству наружного дренажа и возведению шприцбетона в подземных сооружениях. М., Оргэнергострой, 1958, с. 12.
  44. Временная инструкция по контурному взрыванию при проходке горных выработок в скальных породах. КФ АН СССР, Мурманск, 1967, с. 64.
  45. Временное руководство по креплению выработок набрызгбетоном в Донбассе. ДонУГМ, ВНШОМШС, Донецк, 1974, с. 42. ^
  46. Временные технические условия по возведению туннельных обделок подземных сооружений Колымской ГЭС. Л., Ленгидропроект, 1977, с. 23.
  47. Временные указания по устройству туннельных обделок подземных гидротехнических сооружений в вечномерзлых горных породах. ВСН-36−70. Л., Ленгидропроект, 1970, с. 79.
  48. Г е в и р ц Г. Я. Применение анкерной крепи и набрызгбетона при строительстве туннелей в суровых климатических условиях. «Энергетическое строительство», 1978,8, с.43−48.
  49. Г. Я., Г о л и ц ы я с к и й Д.М. Строительство подземных сооружений Борисоглебской ГЭС. «Гидротехническое строительство», 1962, Р 11, с.12−16.
  50. Д.М. К вопросу об оценке прочности набрызгбетона в тоннельных конструкциях. Сб. трудов ЛИИЖТ, вып.317, Л., «Транспорт», 1971, с.88−93.
  51. Д.М. Набрызгбетон в тоннелестроении. «Метрострой», 1971, № 1, с.26−27.
  52. Голицын ский Д. М. Исследование свойств и технологии нанесения набрызгбетона (шприцбетона) при строительстве подземных сооружений. Автореф.дисс.на соиск. учен.степ.канд.техн.наук. ЛГИ, 1965, с. 208.
  53. Д.М. Исследование сопротивления трубопровода при нанесении набрызгбетона в подземном строительстве. Сб. трудов, вып.252. Л., ЛИЖТ, 1966, с.81−88.
  54. Д.М. Реконструкция железнодорожных тоннелей с применением набрызгбетона. Материалы ХХП научно-технической конференции. Л., ЛИЖТ, 1969, с.49−51.
  55. Д.М. Применение набрызгбетона при строительстве тоннелей. «Транспортное строительство», 1972, № 2, с.56−57.
  56. Голицын ский Д. М. Исследование статической работы набрызгбетонной крепи капитальных горных выработок в слабых породах. Тезисы Всесоюзного научно-технического семинара. М., ЛГИ, 1974, с.157−160.
  57. Голицын ский Д.М. 0 возможности применения набрызгбетона при строительстве подземных сооруженийв слабых породах. Научно-технический семинар. Планировка и конструкция подземных сооружений в городах. Л., Л0 «Знание», 1974, с.76−79.
  58. Голицын ский Д. М. Гидротехнические тоннели. Л., ЛИЖТ, 1974, с. 34.
  59. Д.М. Расчет крепи из набрызгбетона в гидротехнических туннелях, сооружаемых в слабых породах. «Гидротехническое строительство», 1976, № 9, с.10−13.
  60. Д.М. Набрызгбетон на сооружении транспортных тоннелей. «Метрострой», 1977, Р 5, с.12−13.
  61. Д.М. Применение набрызгбетона при строительстве тоннелей. «Транспортное строительство», 1978, № 6, с.14−17.
  62. Д.М. Исследование статической работы наорызгоетонной крепи методом эквивалентных материалов. Устойчивость и крепление горных выработок. Межвузовский сборник, вып.5, Л., ЛГИ, 1978, с.119−121.
  63. Голицынский ДГМ., Р е х в^и~а ш в и -л и Г. П., Фролов Ю. С. Исследование механических характеристик набрызгбетона в туннельных обделках. «Энергетическое строительство», 1972, № 3, с.51−53.
  64. Д.М., Г е в и р ц Г.Я. К вопросу применения набрызгбетона при строительстве подземных сооружений ГЭС в суровых климатических условиях. «Энергетическое строительство», 1970, № 7, с.41−42.
  65. Д.М., Под чекаев В.А. Фролов Ю. С. Применение набрызгбетона при строительстве и реконструкции железнодорожных тоннелей. Конструирование и расчет. Л., ЛИИЖТ, 1971, с. 17.
  66. Голицын ский Д.М., Подчекаев В. А., Фролов Ю. С. Организация работ по возведению тоннельных обделок из набрызгбетона. Л., ЛИИЖТ, 1972, с. 16.
  67. Голицын ский Д.М., Солнцева В. А. Исследование некоторых свойств набрызгбетона (шприцбетона). Известия высших учебных заведений. Торный журнал", 1968,1. Ш 5, с.34−38.
  68. д.М. И в, а н е с Т.В. К вопросу расчета набрызгбетонных обделок. Сборник трудов, вып.419. Л., ЛИИЖТ, 1977, с.14−21.
  69. Д.М., Б о р щ е в О.И. К вопросу расчета набрызгбетонных обделок подземных емкостей, образованных энергией взрыва в глинистых породах. Сборник трудов, вып.384. Л., ЛИИЖТ, с.34−41.
  70. Д.М., Лиманов Ю. А., Кулагин Н. И. Применение анкерного крепления в протерозойских глинах. «Транспортное строительство», 1976,2, с.17−18.
  71. Д.М., Федоров Г. А. Крепление выработок набрызгбетоном. «Метрострой», 1976, № 2, с.12−14.
  72. Д.М., К у л, а г и н Н.И. Применение облегченных обделок с использованием набрызгбетона при строительстве тоннелей БАМа. Проектирование, строительство и эксплуатация БАМа. Сборник трудов. Л., ЛИИЖТ, 1978, с.121−123.
  73. Устройство для определения сцепления набрызгбетона с грунтовой поверхностью тоннельных выработок. Авт.свид. № 429 349 от 18.10.71. Авт.: Д. М. Голицынский, Ю. А. Лиманов, Ю. С. Фролов, Г. П. Рехвиашвили.
  74. Д.М., Фролов Ю. С. Исследование несущей способности тоннельных обделок из набрызгбетона. Тезисы Всесоюзного совещания «Новая технология и оборудование для строительства подземных сооружений» (г.Киев). Л., НТО Стройиндустрии, 1974, с.107−111.
  75. Голицын ский Д.М., В о л л е"{Г И.Л., Веткин Ю. В. Способ возведения обделки тоннеля из набрызгбетона. Авторское свидетельство № 626 214 от 11.12.1975.
  76. Способ возведения обделки тоннеля из набрызгбетона. Авторское свидетельство Р 618 557 от 11.12.1975 г. Авт.: Д. М. Голицынский, И. Л. Воллер, П. Д. Степанов, В. А. Солнцева.
  77. Стенд для исследования подземных сооружений. Авторское свидетельство № 744 063 от 8.12.1978 г. Авт.: Д. М. Голицынский, Ю. А. Лиманов, Ю. С. Фролов, В. В. Лайкин.
  78. Крепление горных выработок в спондиловых глинах. «Метрострой», 1979, № 3, с.11−13. Авт.: Д. Голицынский, Г. Калиниченко,"В.Санкович, В-Лайкин.
  79. Применение набрызгбетона при сооружении тоннелей Ленинградского метро. «Транспортное строительство», 1979, № 10, с.16−18. Авт.: Д. М. Голицынский, Н. К. Теленков, ~ В. В. Лайкйн И др.
  80. Д.М. Механизм нанесения и структурообразование набрызгбетона при креплении горных выработок. Межвузовский сб. Устойчивость и крепление горных выработок. Вып.6. Л., 1980, с.88−93.
  81. В.Д., Д ж, а к е л и Г.А., Циминтия Г. К. Благоустройство Ново-Афонских пещер. «Транспортное строительство», 1975, № 6, с.15−16.
  82. Г у з е е в А.Г., Компанец В. Ф. Ремонт крепи вертикальных стволов шахт набрызгбетоном. Донецк, изд~во «Донбасс», 1973, 123 с.
  83. С.С. Расчет и проектирование подземных конструкций. М., Стройиздат, 1950, с. 376.
  84. А.П. Гидроизоляция тоннелей, сооружаемых закрытым способом. ГПИ им. В. М. Ленина, Тбилиси, 1971, с. 45.
  85. А.П., Циминтия Г. К. Расчет набрызгбетонных обделок в трещиноватых породах. «Транспортное строительство», 1972, № 4, с.45−47.
  86. Д ю ж е н к о М. Г. Исследование технологических режимов и разработка теории бетонирования с применением безвибрационных методов. Автореф.дисс.на соиск.учен.степ, докт.техн.наук. Л., ВНИИГ, 1972, с. 25.
  87. .И. О некоторых причинах разрушения набрызгбетонной крепи. Устойчивость и крепление горных выработок. Межвузовский сборник, вып.4., Л., ЛГИ, 1977, с.75−79.
  88. Е р ж, а н о в Ж.С., Теория ползучести горных пород и ее приложение. Алма-Ата «Наука», 1964, 173 с.
  89. .С., Ай тал и евШ.М., Ш и л-к и н П. И. Конструирование и расчет набрызгбетонной крепи. М., «Недра», 1971, с. 176.
  90. В.И. Проектирование подземных транспортных сооружений. Киев, «Будивельник», 1975, с. 204.
  91. Заславс кий И.Ю., К и н д у р В. П. Механизм взаимодействия набрызгбетонной крепи с массивом горных пород. Межвузовский сборник, вып.5. Л., ЛГИ, 1978, с.93−95
  92. Зицер И.С., Рывкин И^Д., Чистякова Е. П. Инструкция по выбору и расчету крепи капитальных выработок. шахт Кривбасса. Кривой Рог, НИГРИ, 1970, с. 30.
  93. Г. Г., Бугаева О. Е. Гидротехнические туннели гидроэлектрических станций. М.-Л., Гос-энергоиздат, 1962, с. 719.
  94. Возведение набрызгбетонной крепи вертикальной шахты. «Транспортное строительство», 1975, Р 11, с.15−17. Авт.: М. И. Иванаев, В. И. Шаврин, С. И. Саченко, В. И. Цивулин.
  95. Технология возведения набрызгбетонной крепи в очистных камерах. «Горный журнал», 1973, № 10, с.32−35. Авт.: Р. А. Игнатьев, Н. К. Игнатьева, Б. Х. Кошумов, Г. Р.Про-хасько.
  96. И з, а к с о н В. Ю. Оценка устойчивости пород, обнажаемых при строительстве подземных сооружений. Межвузовский сборник, вып.5. ЛГИ, 1978, с.6−9.
  97. Свойства горных пород и методы их определения. М., «Недра», 1969, 392 с.
  98. ЮЗ. Илюшин В. Ф., Пердики с К. Д. Транспортный туннель № 3 строительства Нурекской ГЭС. «Гидротехническое строительство», 1970, Р 5, с.9−11.
  99. Инструкция по омоноличиванию стыков обделок гидротехнических туннелей. ВСН 55−71. М., Оргэнергострой, 1973, 24 с.
  100. Инструкция по производству бетонных работ при температуре до -40°С с применением комплексных противо^. морозных добавок. ВСН 2−46−74. Миннефтегазстрой, М., ЦНТИ ВНИИСТа, 1974, 44 с.
  101. Инструкция по применению анкеров и набрызгбетона в качестве временной крепи выработок транспортных тоннелей. ВСН 126−78. М., Минтрансстрой, 1979, 84 с.
  102. Набрызгбетон для гидроизоляции в коммунальных туннелях. «Шахтное строительство», 1975, № 11, 28 с. Авт.: У. А. Исамухамедов, В. С. Фефелов, Ю.И.БурЛаков, Г. А.Га-лустьян.
  103. Э.В., Ж у к о в Л.Ф., П о н ом, а р е н к о Д. И. Определение оптимального технологического режима набрызгбетонирования. «Горный журнал», 1975,12, с.31−33.
  104. Э.В., Ж у к о в Л.Ф., П о н о -м, а р е н к о Д.И. 0 расчете толщины набрызгбетонной крепи при совместной работе системы «порода-крепь». «Шахтное строительство», 1976, № 7, с.8−10.
  105. .А., Кундурас Х. М. 0 разработке комплексного метода для оценки устойчивости горных выработок. Межвузовский сборник, вып.5, ЛГИ, 1978, с.70−71.
  106. К, а ч, а н о в Н. И. Самонапряженный железобетон. «БетбёГи железобетон», 1976, Р 5, с.2−3.
  107. А., В о л л е р И. Набрызгбетон в подземном гидротехническом строительстве. «Метрострой», 1978, № 5, с.22−24.
  108. В.Г., Рукавицын И. Ф. Использование набрызгбетона в различных областях шахтного строительства. «Шахтное строительство», 1971, № 5, е.23−24.
  109. В.Г. Нанесение набрызгбетона на обводненные породы. «Шахтное строительство», 1975, Р 1, с.15−16.
  110. A.M. Значение касательных сил на внешней поверхности кольцевой монолитной крепи и выбор толщины крепи по заданным неравномерным нагрузкам. Труды ВНИМИ, вып.46, Л., 1962, с.
  111. С.А., Поправке А.К.,
  112. Б о го родецкий А. А. Проектирование тоннелей. М., «Транспорт», 1973, с. 320.
  113. С.А., К р, а в ч е н-к о Т.И. Ползучесть набрызгбетона и ее влияние на напряженно-деформированное состояние крепи. Межвузовский сборник, вып.2. Л., ЛГИ, 1976, с.122−126.
  114. Механическое действие взрыва камуфлетного заряда в грунтах. «Горный журнал», 1973, Ш 12, с.30−33.
  115. Авт.: В. Ф. Корыпалов, Л. Л. Мельников, В. М. Овчинников, Д. С. Писарев.
  116. К о ш у м о в Б.Х., Игнатьев Р. А. Набрызг-бетонная крепь, снижение влияния взрывных работ. «Безопасность труда в промышленности», 1978, № 5, е.36−38.
  117. Кравченко Г. И., Константинов, а С.А., В ы д р и н В.М. К расчету набрызгбетонной крепи, повторяющей форму контура выработки с технологическими неровностями. «Горный журнал», 1973, № 3, с.37−40.
  118. Лев М.А., Сапунов А. А. Механизация бетонных работ при креплении горных выработок. М., «Недра», 1976, 220 с.
  119. Л.Э. Влияние условий твердения на повышение прочности бетона из прогретой паром смеси. «Транспортное строительство», 1975, № 4, с.24−25.
  120. М.Ю., Скрамтаев Б. Г. Испытание прочности бетона. М., Стройиздат, 1973, с. 270.
  121. Ю.М. Давление на крепь капитальных выработок. М., «Наука», 1969, с. 119.
  122. Ю.А., Метрополитены. М., «Транспорт», 1971, с. 359.
  123. Ю.А., Голицынский Д. М., К у л’ат и н Н.И. К вопросу применения анкерного крепления в протерозойских глинах. «Транспортное строительство», 1976, № 2, с.17−18.
  124. Ю.А., Голицынский Д. М., Ф р о 'л о в Ю.С. Определение некоторых механических характеристик набрызгбетона, применяемого в тоннелестроении. Сборник трудов ЛИИЖТа, вып.341. Л., 1972, с.126−130.
  125. Ю.А., Голицынский Д. М., Фролов Ю. С. Применение набрызгбетона при реконструкции железнодорожных тоннелей. Сборник трудов ЛИИЖТа, вып.350, Л., 1973, с.89−95.
  126. В.Я., Гуминский М. В. Расчет параметров временной набрызгбетонной крепи в горизонтальных капитальных выработках. Тезисы Всесоюзного научно-технического семинара. М., ЛГИ, 1974, с.40−43.
  127. Ломтадз е В. Д. Инженерная геология. Инженерная петрология. Л., «Недра», 1970, с. 528.
  128. В.А. Механизм пучения пород в подземных выработках. М., «Наука», 1965, с, 130.
  129. Методическое руководство по расчету крепи капитальных горных выработок. Л., ВНИМИ, 1972, с. 88.
  130. Методические указания по расчету конструкций временных крепей выработок транспортных тоннелей. М., ЦНИИС, 1979, с. 51.
  131. Михайлов В.В., 3агурский В. А. Некоторые свойства бетонов на напрягающем цементе. «Бетон и железобетон», 1976, № 5, с.3−5.
  132. А.Н. Расчет бетонных туннельных обделок с учетом изменения расчетной схемы при трещи-нообразовании. «Гидротехническое строительство», 1976,1. Ш 9, с.13−15.
  133. К.Е. Математическое моделирование в научном познании. М., «Мысль», 1969, с. 212.
  134. В.М., В о л л е р И.Л. Применение набрызгбетона при проведении горных выработок. М., «Недра», 1968, 127 с.
  135. В.М. Подземные сооружения большого сечения. М., «Недра», 1974, 320 с.
  136. В.М., Лебедев В. Г. Совершенствование проектирования и строительства подземных гидротехнических сооружений в девятой пятилетке «Энергетическое строительство», 1974, if- 3, с.43−46.
  137. В.М. Набрызгбетон в туннелестроении йа современном этапе. «Гидротехническое строительство», 1977, № 8, с.11−15.
  138. В.М., Куперман В. Л. Перспективы подземного гидротехнического строительства и основные направления научных исследований. «Энергетическое строительство», 1978, Ш 7, с.29−32.
  139. В.В., Чернова Н. А. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М., «Наука», 1965, с. 258.
  140. И.Д. Моделирование горных процессов. -М., «Недра», 1978, 256 с.
  141. Научно-технический отчет «Исследование рациональных Типов обделок строительных тоннелей Хантайской ГЭС». Л., ЛИИЖТ, 1966, с. 128.
  142. Научно-технический отчет «Исследование технологии нанесения прочности набрызгбетона при ремонте железнодорожных тоннелей». JI., ЛИИЖТ, 1970, с. 79.
  143. Научно-технический отчет «Исследование статической раббты набрызгбетонных обделок подземных емкостей, сооружаемых взрывным способом». Л., ЛИИЖТ, 1974, 71 с.
  144. Научно-технический отчет «Исследование статической работы тоннельных конструкций Ленинградского метрополитена, возводимых с помощью замораживания пород, набрызг-бетоном и открытым способом». Л., ЛИИЖТ, 1974, 153 с.
  145. Научно-технический отчет «Исследование возможности применения набрызгбетона при строительстве Дангаринско-го тоннеля. Л., ЛИИЖТ, 1975, 51 с.
  146. Научно-технический отчет „Исследование методом моделирования характера проявления горного давления и статической работы обделок гидротехнических тоннелей, расположенных в вечномерзлых горных породах“. Л., ЛИИЖТ, 1975, 82 с.
  147. Научно-технический отчет „Комплексные исследования облегченных обделок подземных полостей в строительный и эксплуатационный периоды“. Л., ЛИИЖТ, 1976, 65 с.
  148. Научно-технический отчет „Исследование статической работы набрызгбетонных тоннельных обделок, возводимыхв протерозойских глинах“. Л., ЛИИЖТ, 1976, 90 с.-
  149. Научно-технический отчет „Исследование возможности применения набрызгбетона в качестве постоянной крепи Иджеванского железнодорожного тоннеля“. Л., ЛИИЖТ, 1976,45 с.
  150. Научно-технический отчет „Натурные исследования статической работы обделок подземных полостей“. Л., ЛИИЖТ, 1977, 44 с.
  151. Научно-технический отчет „Предложения по применению „набрызгбетона для автодорожного тоннеля Ирганайской ГЭС“, Л., ЛИИЖТ, 1977, 19 с.
  152. Научно-технический отчет „Предложения по применению Набрызгбетона при сооружении железнодорожных тоннелей БАМ“. Л., ЛИИЖТ, 1978, 60 с.
  153. Научно-технический отчет „Исследование статической работы конструкций из набрызгбетона в протерозойских глинах Ленинграда с разработкой предложений по применению таких конструкций при строительстве метрополитенов“. Л.-М., ЦНИИС, 1978, 66 с.
  154. Научно-технический отчет „Исследование методов моделирования статической работы станций метрополитена в протерозойских глинах“. Л., ЛИИЖТ, 1978, 72 с.
  155. Научно-технический отчет „Применение набрызгбетона для крепления горных выработок, сооружаемых в протерозойских глинах с разработкой комплексной механизации“. Л“, ЛИИЖТ, 1979, 152 с.
  156. В.В. Теория тонких оболочек. Л., Судпромгиз, 1962, 430 с.
  157. А.Г. Расчет многослойной и комбинированной крепи выработок круглого сечения. Тезисы Всесоюзного научно-технического семинара. М., ЛГИ, 1974, с.24−27.
  158. П е с о в А.И., А н д р и а, :н о в Ю. А. Защита и укрепление откосов скальных выемок. М., „Транспорт“, 1970, 96 с.
  159. Е.В., Свирский Ю. И. Технико-экономические проблемы проектирования и расчета крепи горных выработок. Межвузовский сборник, вып.2. Л., ЛГИ, 1976, с.3−9.
  160. Н.М. Технология строительства „подземных сооружений и шахт. М., „Недра“, 1977, 400 с.
  161. Про тосеня А. Г. Дилатансия горных пород. Устойчивость и крепление горных выработок. Межвузовский сборник, вып.4. J1., ЛГИ, 1977, с.9−18.
  162. Ф.Н. Бетоны, дисперсно-армиро-ваннйе^волокнами. М., Стройиздат, 1976, 73 с.
  163. В.Б., Розенберг Т. И. Добавки в бетон. М., Стройиздат, 1973, 207 с.
  164. Р, а ц М.В., Чернышев С. Н. Трещиноватоетьи свойства трещиноватых горных пород. М., „Недра“, 1970, 164 с.
  165. Р е б и н д е р П.А. Физико-химическая механика. М., „Наука“, 1979, 384 с.
  166. Рекомендации по возведению облицовочной обделки методом набрызгбетона при сооружении транспортных тоннелей. М., ЦНИИС, 1967, 40 с.
  167. Рекомендации по применению химических добавок в бетоне. Госстрой СССР. М., Стройиздат, 1977, 16 с.
  168. Рекомендации по применению набрызга и пневмотранспорта бетонной смеси на объектах МПС. Киев, НИИСП Госстроя1. УССР, 1970, 77 с.
  169. Рекомендации по сооружению подземных емкостей ка-муфлетными взрывами. с применением набрызгбетонной крепи. НИИСП Госстроя УССР, ВНИИПРОМГАЗ, ЛИИЖТ, Киев, 1973, 64 с.
  170. В.М. Проектирование и расчет железобетонной штанговой крепи. М., „Недра“, 1971, 80 с.
  171. Р о т т е р Э. Применение шприцбетона (перевод). М., Оргэнергострой, 1959, 34 с.
  172. И.И. Ускорители твердения торкрет-бетона в тоннелестроении. Экспресс-информация. Путьи строительство железных дорог. ВИНИТИ, 1973, № 3, с.15−18.
  173. Руководство по расчету анкерной и набрызгбетонной крепей в подземных гидротехнических сооружениях. М., Оргэнергострой, 1973, 28 с.
  174. Руководство по производству бетонных работ. ЦНИИОМТП, НИИЖБ, М., Стройиздат, 1974, 314 с.
  175. Расчет крепи шахтных стволов. М., АН СССР, 1962, 122 с. Авт.: К. В. Руппенейт, Ю. М. Либерман, В. В. Матвиенко, Ю. А. Песляк.
  176. К.В., Драновский А. Н., Л ы т к и н В.А. Расчет сборной кольцевой крепи подземных сооружений. М., „Недра“, 1969, 152 с.
  177. В.И. Применение набрызгбетона в туннелях гидроузла высотной Асуанской плотины. „Энергетическое строительство за рубежом“, 1967, № 4/33, с.8−9.
  178. Н.М., Р у д, а к М.Д., К о-р о л е в И.М. Технико-экономическое сравнение различных видов крепи. „Горный журнал“, 1969, № 1, с.33−36.
  179. С, а п е г и н Д.Д., Ногин В. А., Ч у г ун о в В. И. Подземные гидротехнические сооружения. М., Информэнерго, 1976, 48 с.
  180. Саталкин А.В.высокопрочные и быстротвер-деющие'бетоны. Л., ЛИИЖТ, 1963, 32 с.
  181. А.В., Солнцева В. А. До-бавкй для шприцбетона. Высокопрочные бетоны. Сб. трудов, вып.200. Л., ЛИИЖТ, 1962, с.40−60.А
  182. P.M., Мак-Клур. Применение йабрызгбетона взамен металлической арочной крепи при сооружении туннелей. „Гражданское строительство“, 1969,1. Ш 11, с.11−17.
  183. Сесил 0. Скандинавский опыт применения набрызгбетона при строительстве туннелей в скальных породах. „Гражданское строительство“, 1970, М§- 1, с.23−29.
  184. С ереоров А. Н. Тоннель под Цугарским проливом. „Транспортное строительство“, 1971, Ш 2, с.11−12.
  185. Н.И., С и п и д и н В.П. Современные методы определения характеристик механических свойств грунтов. JI., Стройиздат, 1972, 135 с.
  186. О.М. Методы и формы научного позволения. М., „Высшая школа“, 1972, 94 с.
  187. С к у б, а В. Н. Исследование устойчивости горных выработок в условиях многолетней мерзлоты. Новосибирск, U0 АН СССР „Наука“, 1974, 116 с.
  188. .Е. Исследование нагрузок на несущие конструкции железнодорожных тоннелей, сооружаемых в трещиноватых скальных породах. Сб. трудов ЦНИИСа, 1966,18, с.32−36.
  189. В.И. Сооружение подземных емкостей камуфлетными взрывами и выоор методов-их закрепления. „Шахтное строительство“, 1973, № 12, с.14−17.
  190. В.В. Изменение свойств горных пород, окружающих выработку. Межвузовский сборник, вып.2, Л., ЛГИ, 1976, с.127−132.
  191. В. А. Добавки в бетоны. Л., ЛИИЖТ, 1965, 28 с.
  192. С трельцов Е.В., Казакевич Э. В., Пономаренко Д,.И. Крепление горных выработок угольных шахт набрызгбетоном. М., „Недра“, 1978, 237 с.
  193. Строительные нормы и правила. Правила производства и приемки работ. СНиП HI-44−77. Тоннели железнодорожные, автодорожные и гидротехнические. Метрополитены. М, Строй-издат, 1977, 87 с.
  194. Строительные нормы и правила. Правила производства и приемки работ. СНиП Ш-15−76. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные. М., Стройиздат, 1977, 126 с.
  195. Строительные нормы и правила. Нормы проектирования, СНиП П-44−78. Тоннели железнодорожные и автодорожные. М., Стройиздат, 1978, 20 с.
  196. Технический отчет „Совершенствование конструкций подземных гидротехнических сооружений, расположенных в веч-номерзлых породах и связанной с ними технологии подземных работ. Л., Ленгидропроект, 1977, 37 с.
  197. Технологические правила применения набрызгбетона при ремонте и реконструкции инженерных сооружений. МПС СССР, Главное управление пути. М., „Транспорт“, 1978, 47 е.
  198. Указания по проектированию гидротехнических туннелей СН 238−73. М., Госстрой СССР, Стройиздат, 1974, с. 20.
  199. В.В. Теория оптимального эксперимента. М., „Наука“, 1971, 312 с. 212.' Фефелов B.C. Применение набрызгбетона на рудниках. Узбекистана. М., Цветметинформация“, 1975, 42 с.
  200. Н.А., Беляков В. Д., Иевлев Т. А. Фотоупругость в горной геомеханике. Ш., „Недра“, 1975, 184 с.
  201. Н.Н. Расчет обделок тоннелей некругового поперечного сечения. М., Стройиздат, 1974, 240 с.
  202. Ю.С. Основные направления в расчетах обделок из набрызгбетона. Сборник трудов, вып.126, Новосибирск, НИИЖТ, 1971, сД30−137.
  203. Ю.С. Исследование вопросов несущей способности обделок из набрызгбетона, возводимых при реконструкции железнодорожных тоннелей, Автореф.диес.на соиск.уч.степ.канд.техн.наук. Л., ЛИИЖТ, 1971, с. 20.
  204. Ю.С., Голицынский Д. М. Применение набрызгбетона в слабых породах. „Метрострой“, 1974, Ш 2, с.29−30.
  205. Цимин тия Г. Ё. Строительство автодорожных тоннелёй в Грузии. „Транспортное строительство“, 1967, Р 2, с.9−10.
  206. Цимин тия Г. Статическая работа набрызгбетонных тоннельных обделок в трещиноватых горных породах. „Метрострой“, 1971, Ш 8, с.25−26.
  207. Ч у к, а н Б.К., Кузин Б. Н., А л .и м о в Ш. С. Механизация работ при бетонировании методом набрызга* „Механизация строительства“, 1965, Р 3, с.23−24.
  208. В.И. Структура свободной струи при набрызге бетона. НИИСП Госстроя УССР, Киев, 1969, 34 с.
  209. В. Техника торкретирования и анкерного крепления в Австрии. „Метрострой“, 1974, № 2, с.31−32.
  210. Шее топеров С. В. Контроль качества бетона транспортных сооружений, М, „Транспорт“, 1975, 248 с.
  211. Ш и л к и н П. И. Расчет толщины набрызгбетонной крепи из условий выравнивания напряжений на контуре выработки. Известия ВУЗов, Торный журнал“, 1978, № 1, с.34−40.
  212. А.П., Лидер В. А., П и с л як о в Б.Г. Расчет анкерной крепи для различных условий применения. М., „Недра“, 1976, 208 с.
  213. Е.С. Опытные работы по закреплению тоннеля шприц-бетоном. „Транспортное строительство“, 1963, Р 6, с.17−19.
  214. . Минни крепежи от пръскан циментов раствор с полимерии добавки и разсредоточена армировка. Сп."Рудодобив», кн.11, 1976, с.9−13.
  215. AI с h h о г n I Кг е nH. Der Strassentunnel Hall-statt. «Porr-Nachrichten», 1966, v.30, N 7, S. 111−134.
  216. A s a n 0 G ., H i g u с h i J. The distribution of low-velocity area coround the tunnel caused by tunneling. «Qjiart. Repts. Railway Techn.Res.Inat.», 1974,15″ N 2, S.118.
  217. A t г о t t G. Die Anwendung der Neuen Dsterreichischen
  218. Tunnelbauweise beim U-Bahnbau in Frankfurt am Main. «Bauma-schinen und Bautechnik», 1972, 19, N 2, 65−71.
  219. В a 1 i g a B.D. Sprayed concrete supports in mining. • «Indian Concrete Journal», 1973, 47, H 5, p.186−190, 192.
  220. В e n z G. Beschlenniger fur Spritzbeton im Tunnel und Stollenbau. Schweizerische Bauzeitung", 1972, 90, N 43,1. S.1089−1092.
  221. В r a u n W. The art of tunneling in Vienna. «Tunnels and Tunneling», 1974, N 5″ 29−32.
  222. Brickie E. Ottawa sewer project. «Tunnels and Tunneling», 1974, U 9, 77−79.235″ Brown R. The Seikan Tunnel project. «Modern Railways», 1975, 32, N 318, 122−123.
  223. Champs J. Railway tunnel under Vancouver. Engineering and Contract Recfcrd-FebruaBy, 1967″ v.80, N 2, 67−69.237. 1) a h m s J. Le beton projete. Construction, V.30, 1975″ N 4, 115−121.
  224. D a m m G. Betonarbeiten beim Bau des Allstollens. «Beton», 1971,21, N 10, S. 45−47.2J9- Drogsler О. Zur Teclmologie des Sprit zbetons. Berg und Huttenmannische Monatshefte, 1961, 106, N 5/6, S. 176 184.
  225. Fehleisen P. Der Bau des Katsclibergtunnels in Rahman der Tauernautobalin. «Verb, Geol.B.-A., Wien, 1975″ 9j1. S. 137−162.
  226. Gentili G., Pigorini B. Large motorway tunnels in Li-guria, Italy. „Tunneling 76. Prос.Int.Symp.London, 1976″, 1. ndon, 1976, 177−187.
  227. Golicynskuij D. Beton narzutowy i jego stosowanie. Drogownictwo, 1972, Ж 9, 216−221.24J. G u i s a n F. Les tunnels de Glion. „Strasse und Verkehr“, 1967, 53, N 7, S.356−360.
  228. Л. Крепелсни конструкции от пртьскан бетон и тяхното о размеряваке. „Годишник на ИСИ“, София, 1965, 27.
  229. Hall D.J., Mendiola T.J. Unique application of Shotcrete. „Journal of American Concrete Institute“, 1972, 69″ N 4, p.207.208.
  230. H a s w e 1 1 O.K. Tunnels for th. e new Hong Kong Metro."Tunnels and Tunneling“, 1977, 9, N 6, 31−35″
  231. H erakovic D. Organizacija gradenja tunela „Zlatibor“. „Izgradnja“, 1977, 31, N 11, 96−108.
  232. Hiroshi J., Rissburo M. Tunnels of Sanyo Shinkansen. „Perman.Way“, 1976, 16, N 2−3, 26−35.
  233. Hochmuth. W. Die Munchner U-Bahn wachst weiter. „Stadt-verkehr“, 1976, N 1, S. 6−10.
  234. Imatran A., Osakeyhtio V. Kalliotilojen ymparilla vallitsevien jannitysten. vaikutus vahvistnstarpeese-en. „Rakennus Tekniikka“, 1972, N 1, 47−49.
  235. К a d e n R.A. Steel fibrous shotcrete „Western Construction“, 1974, 49, N 4, 29, 30, 50.
  236. Kramers M. The Swedish, approach to rock support f „Water Power and dam Constr.“ 1978, 30, N 9, 31−35.253* Krimmer H. Erfahrungen bei der Weiterentwicklung der Spritzbetohbauweise im Frankfurter U-Bahnbau. „Rock.Mech.“, 1976,8, N 5, S.209−222.
  237. L a m о n t R. The Seikan Tunnel project. „Mod.Railways“, 1975″ 32, N 318, 122−123.255* Lauffer H. Die neue Entwicklung der Stollenbauteclmik „tJsterreichische Ingenieur Zeitschrift“, 1960, U 1, S.361−368.
  238. L e e n e у J. Tunneling in difficult ground. „Tunnels and Tunnell“, 10, 1978, N 7−8, 30−31.257* Linaric Z. Izbijanje u geoloski nepovoljnom brdskom masivu. „Ceste i most“., 1977, 23, N 5, 137−147.
  239. Linder R. Spritzbeton im Felshohbraumbau. „Die Bautech-nik“, 1963, H 10, 11, S.293−297.259″ Linder R. Technologie des Spritzbetons. „Beton-und Stahl-betonbau“, 1963, H 2−3, S.78−86.
  240. Linder R. Spritzbeton fur Neukonstruktionen. „Beton“, 1976, N 11, S.431−436.
  241. M a г e с M. Utilisation du beton proget^ dans les tunnels de Menton. Ann. Inst. Technique Batiment et Travaux Publics, 1971, XII, N 288, p.81−91.
  242. M u 1 1 e r L. Removing misconceptions on the New Austrian Tunnelling Method. „Tunnels and Tunneling“, 10, 1978, Ы 8, 29−32.265* Murphy E. Steel-fiber shotorete in mines. „Concrete Construction“, 1975, v.20, N10, p.443−445.
  243. Packham G. Shoterete discussions in Maryland. „Tunnels and Tunneling“, 1976, 8, N 7, 23−24.
  244. P r a d e r D. Heitersbergtunnel der Schweizerischen Bundes-bahnen Vortrieb mit 10. 67m Druckmesser Beschreibung und grund-satzliche tJberlegungen. „Rock Mechanicl“, 1976, N 5, S.115−132.273″ Rabcewicz L. The new Austrian Tunneling Method.
  245. Ramisch H. Sprit zbetonsicherung im Untertagebau.
  246. Bergbau», 1976, N 8, S. 317−326. 279″ Recommandations sur la mise en oeuvre du beton projete dans les travaux souterrains. AFTES. Association des travaux en souterrain. Tunnels, 1974, H ½, S.40−4 7.
  247. Rock-tunneling innovalions dominale Symposium al Salzburg. «International Construction», 1975, 14, N 12, 29−32, 41.
  248. Riiffert G. Spritzbeton. Erfahrungen mit der DIN 18 551. «Beton», 1978, 28, N 4, S. 129−130.
  249. Rtiffert Iff. Spritzbeton im Tunnel- und Stollenbau. «Tiefbau- Ingenieurbau Stralenbau», 1978, N 2, S.96, 105,106.283″ Ryan T. Have Gun wil Tunnel, «concrete», august, 1973р.18−21.
  250. Salzburg Conference. Towards perfect control of rock formations in anderground workings. «Int.Constr.1978, 17, N 3, 32, 37, 41−48.
  251. Schniitgen B. Stalilfaser- und Stahlfaserspritzbe-ton. „Konstr.Ingenieurbau Ber.“, 1978, N 31, S.1−83.
  252. S p r a n g J. Teclmik und Anwendung von Spritzputz und Spritzbeton. „Strassen- und Tiefbau“, 1970, 24, N 9, S.792−798, 801.
  253. Spritzbeton DIN 18 551, Entwurf 1972. „bauwirtschaft“, 1972, 11, N 47, S.1778−1781.
  254. S t г, а к a J, Rrejci J. Uove smery v rekonstrukei zelez-nicnych. tuneli v CSSR. „Inzenyrske Stavbj“. 1974, N 1, S.9−14.289» Tunnel will be first segment of interstate TH-3 in Hawaii. «Western Construction», 1975, 50, H 8, 22, 24, 25.
  255. Yorobjev J. The design of Turkey’s Aslants dam. «Wa ter Power», 1978, 5, N 30, 37−41.
  256. Ward W., Hills D. Sprayed concrete tunnel support requirements and the dry mix process. «Build.Res.Bstabl. eurr.Pap.», 1977, N 18, 23.
  257. Washington Metro prepares for autumn opening. «International Reilway Journal», 1975, N 5, 44, 48, 66.
  258. С. Крепежни конструкции от пръскан бетон при изиълнснисто на пътки тунели. «Иътница», 1972, 11, Ш 11, 18 21, 23.
  259. Ziermann R. Der Bau des Langenbergtunnels. «?3sterreichisclie1.genieur- Zeitschrift», 1963, 6, N 2, S.42−43.
Заполнить форму текущей работой