Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегические направления развития приграничного сотрудничества регионов России в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждому типу регионов соответствует «своя» модель приграничного сотрудничества: 1) «барьерная», ориентированная на слабое и регрессирующее взаимодействие сопредельных регионов в сфере ВЭД и ВЭС в рамках государственной стратегии усиления национальной безопасности страны, соответствует четвертому типу регионов- 2) «точечная», характеризующаяся реализацией отдельных совместных проектов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
    • 1. 1. Концептуальные основы процесса регионализации в мировой экономике
    • 1. 2. Формы и принципы межрегионального трансграничного сотрудничества в мировом хозяйстве
    • 1. 3. Содержательная характеристика приграничного сотрудничества с позиций уровневого подхода
  • 2. ЭМПИРИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Исследование состояния и особенностей внешнеэкономической активности приграничных территорий Российской Федерации с сопредельными государствами
    • 2. 2. Обоснование стратегических направлений развития приграничного сотрудничества регионов: методические подходы и модели
    • 2. 3. Направления адаптации зарубежного опыта в приграничное сотрудничество сопредельных территорий Российской Федерации
    • 2. 4. Анализ системы государственного регулирования внешнеэкономической активности приграничных территорий РФ и направления ее совершенствования
  • 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА РИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Ростовская область как приграничный регион в координатах постсоветского пространства: состояние и проблемы развития внешнеэкономических связей
    • 3. 2. Разработка алгоритма формирования и обоснование структурно-функциональных параметров стратегии приграничного сотрудничества Ростовской области с сопредельными территориями Украины

Стратегические направления развития приграничного сотрудничества регионов России в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глобальные сдвиги в правовых, институциональных, структурных, финансовых, технологических, коммуникационных условиях международного разделения труда привели к усилению значения локальных факторов развития мирового сообщества и повышению динамизма процесса регионализации в мировом хозяйстве. При этом регионализация по своему содержанию и последствиям перерастает в глокализацию — форму вовлечения отдельных национальных территорий в процесс глобализации.

Субъектами экономической регионализации в современной мировой экономике становятся не только страны «триады» и их подсистем, региональные экономические интеграционные объединения, национальные экономики, но и внутристрановые регионы.

Во многих странах трансграничное сотрудничество национальных регионов стало важным, а нередко доминирующим условием их динамичного социально-экономического развития и фактором, обеспечивающим свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, технологий, рабочей силы между внутренним и внешним рынками в рамках открытой экономики.

Развитие трансграничного взаимодействия регионов вызвано желанием развивать новые, более гибкие и эффективные формы коллективных действий, к числу которых можно отнести и приграничное сотрудничество, преимущества которого базируются на сочетании «общности» ресурсного и геоэкономического положения регионов различных стран, что предопределяет возможность совместного использования природных ресурсов и их охраны, и «различий» сопредельных стран по их месту в мировом хозяйстве, инвестиционному, налоговому законодательству, уровню цен, доходам населения и т. п., что позволяет им активно обмениваться результатами и факторами производства посредством развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и внешнеэкономических связей (ВЭС) различных региональных субъектов.

Для Российской Федерации, у которой по территории 49 из 83 субъектов проходит государственная граница, особую актуальность приобретают исследования преимуществ и содержания приграничного сотрудничества как специфической формы трансграничного взаимодействия регионов разных стран и разработка принципов и инструментов обоснования стратегических направлений его эффективного развития.

Степень разработанности проблемы. Анализ исследований в области теории и практики развития трансграничного взаимодействия, в том числе посредством приграничного сотрудничества, вопросов идентификации последнего в системе внешних экономических, политических, культурных связей в различных странах показал, что на современном этапе сложилась достаточно емкая научно-методологическая база для настоящего исследования, представленная национальным и региональным внешнеэкономическим, а также наднациональным (в рамках ЕС) законодательством, трудами зарубежных и отечественных ученых и практиков.

Отдельные аспекты исследования процесса регионализации в мировой экономике, протекающего на различных уровнях, получили отражение в трудах зарубежных ученых Гидденса А., Камиллери Дж., Ная Дж., Норта Д., Скотта Дж., Томашека П. и др. Аналогичные проблемы исследуются и в работах российских ученых Кочетова Э. Г., Ломакина В. К., Пузаковой Е. П., Спиридонова .И. А. и др.

Изучение вопросов приграничного сотрудничества в Российской Федерации имеет непродолжительную историю и приобрело существенные научные очертания только в 90-х гг. XX в. Среди научных работ общеметодологического, концептуального характера, определяющих теоретические и политико-правовые.

•. 6 основы международных связей, внешнеэкономической деятельности и приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации, выделяются исследования Авдеева А. В., Бельдея В. А., Бильчака B.C., Болотенковой Л. Ф., Вардомского Л. Б., Гранберга А. Г., Кузьмина В. М., Новиковой О. Е., Плотниковой О. В., Скатерщиковой Е. Е., Тихомирова Ю. А., Толстых В. Л., Ягудаева Р.С.

Ряд практических и правовых вопросов приграничного сотрудничества рассматривается в работах Бабко А. В., Басенко A.M., Болотова Д. А., Коренева Н. Г., Кудряшова А. С., Курнышева В. В., Саутиена Т.Б.

Различным аспектам участия Ростовской области в системе трансграничного взаимодействия посвящены исследования Архипова А. Ю., Воронковой О. Н., Евтеева Л. В., Рубинской Э. Т., Солодкова Г. П. и др.

Несмотря на значительную теоретико-методологическую базу, исследуемый в диссертации аспект развития приграничного сотрудничества и использования его как стратегического ресурса эффективной интеграции страны и ее субъектов в мировую экономическую систему недостаточно изучен, что формирует широкое поле для авторских новаций и их теоретико-методического обоснования, а также предопределяет цель, задачи и структуру диссертационной работы.

Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретико-методических основ приграничного сотрудничества и обосновании стратегических направлений его развития в сопредельных территориях Российской Федерации с учетом мирового опыта, национальной и региональной специфики.

В соответствии с поставленной целью автором определены следующие задачи:

— исследовать концептуальные основы процесса регионализации в мировом хозяйстве с использованием уровневого подхода;

— выявить формы, модели и принципы трансграничного взаимодействия внутристрановых регионов в мировой экономике;

— раскрыть содержательные характеристики приграничного сотрудничества как специфической формы международного взаимодействия территорий;

— исследовать цели, формы и особенности внешнеэкономической активности приграничных территорий РФ с сопредельными регионами других стран в рамках «старых» и «новых» границ;

— обосновать адекватные национальным интересам и специфике модели и направления приграничного сотрудничества регионов РФ, а также инструменты повышения его эффективности с учетом анализа зарубежного опыта, национальной и региональной нормативно-правовой и организационно-институциональной основразработать алгоритм формирования и обосновать структурно-функциональные параметры стратегии приграничного сотрудничества для Ростовской области как приграничного региона РФ с сопредельными территориями Украины, нацеленными на максимизацию его эффекта.

Объектом исследования выступает процесс трансграничного взаимодействия субъектов глобализирующейся мировой экономики в совокупности форм его проявления.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в контексте развития приграничного экономического сотрудничества российских регионов на примере Ростовской области и сопредельных территорий Украины.

Диссертационная работа выполнена в рамках п. 21 «Направления и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, отраслей и регионов» паспорта научной специальности 08.00.14 — мировая экономика.

Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составляют исследования отечественных и зарубежных авторов по проблемам развития внешнеэкономического взаимодействия на уровне национальных и региональных экономикфундаментальные положения институциональной экономической теории, постмодернизма, конструктивизма, теории экономической глобализациитеория и мировой опыт управления региональным развитием приграничных территорий в условиях внешнеэкономического взаимодействиятеоретические и эмпирические исследования в области конвергенции и регионализации, принципы иерархического анализа экономических систем.

Инструментарно-методический аппарат исследования основан на использовании общенаучных, общеэкономических и специальных методов, включая структурно-функциональный анализ и синтезвосхождение от абстрактного к конкретномуметоды сравнительного, конкурентного, исторического и логического анализов, концептуальных эвристических моделей, графических интерпретаций, моделирования экономических процессов.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе статистических, информационных и аналитических данных Федеральной службы государственной статистики, характеризующих социально-экономическое развитие регионов России и показатели их внешнеэкономической активностиМинистерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли РФ по различным аспектам регионального развитияМинистерства экономики, торговли, внешнеэкономических и международных связей Ростовской области о динамике, масштабах, качественных характеристиках внешнеэкономической деятельности с сопредельными территориями УкраиныАдминистрации Луганской и Донецкой областей Украины о состоянии трансграничного взаимодействия с Ростовской областью Россиинормативно-правовых актов международного, федерального и регионального уровнеймонографий, статей и научных отчетов, размещенных на WEB-страницах научноисследовательских центров и издательств Россииматериалов научных конференций и семинаров.

Рабочая гипотеза базируется на предположении, что приграничное экономическое сотрудничество в условиях глобализации должно учитывать специфику большинства приграничных регионов страны (49 из 83), заключающуюся в их неоднородности по уровням социально-экономического развития и внешнеэкономической активности, что обусловливает необходимость теоретико-эмпирического анализа генезиса и содержательной сущности данной формы взаимодействия национальных экономик с учетом особенности ее атрибутивных признаков (видов и форм ВЭД, ВЭС приграничных регионов, трансграничного регионализма). Такой подход предполагает обоснование методических приемов выбора стратегических направлений развития приграничного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях, реализация которых в формате конкретного региона — Ростовской областипозволяет разработать региональную стратегию приграничного сотрудничества, ориентированную на повышение макроэкономических показателей региона.

Положения, выносимые на защиту.

1. Исторически первая форма регионализации в мировой экономике, представленная экономическим пространством одной страны в современных условиях дополняется регионализацией межконтинентального и континентального масштабов (страны «триады» и их подсистем, АТЭС и др.), межстранового уровня в форме создания региональных экономических интеграционных объединений (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.), формируя «международные регионы» с подвижными, нередко заданными границами и параметрами экономического, социального, политического и культурного взаимодействия, объединяющими (полностью или частично) воспроизводственные процессы нескольких стран в целях совместного решения общих проблем и обеспечения экономического роста и благосостояния их народова также межрегионального уровня, субъектами которого становятся «трансграничные регионы», возникающие на базе усиления взаимной внешнеэкономической активности регионов разных стран и их бизнес-структур в целях извлечения преимуществ из МРТ в рамках межгосударственных и межрегиональных соглашений. Взаимодействие международных и трансграничных регионов предопределяет функционирование системы международных и трансграничных отношений, принимающих разнообразные формы, включая межтерриториальное и приграничное сотрудничество.

2. Приграничное сотрудничество как легитимное и систематическое взаимодействие хозяйственных и административных единиц сопредельных территорий, осуществляемое в экономической, политической, социальной, экологической и гуманитарной сферах в целях достижения устойчивого развития, повышения уровня жизни, укрепления добрососедских отношений, имеет триединую содержательную структуру, включающую в себя, во-первых, совокупность различных видов и форм взаимной внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, во-вторых, международное взаимодействие региональных административных структур в форме прямых и косвенных внешнеэкономических связей, в-третьих, взаимодействие регионов с иностранными правительствами, транснациональными структурами и наднациональными органами в рамках трансграничного регионализма.

3. Использование и повышение эффекта приграничного местоположения российских регионов в условиях старых и новых границ оказывается возможным посредством обоснования стратегических направлений приграничного сотрудничества, нацеленных на достижение устойчивого развития сопредельных территорий и рост благосостояния проживающего в них населения, путем создания институционально-правовых условий, обеспечивающих эффективность.

ВЭД хозяйствующих субъектов, активизацию прямых и косвенных ВЭС приграничных регионов, а также усиление позиций последних в процессах трансграничного регионализма.

Методологическими принципами их выбора являются: 1) учет национальных интересов страны на приграничных территориях- 2) отражение множественности и различий сотрудничающих акторов и их экономических интересов- 3) учет неоднородности приграничного пространства РФ по степени внешнеэкономической активности- 4) выбор моделей приграничного сотрудничества по региональному принципу- 5) использование и адаптация мирового опыта приграничного взаимодействия- 6) совершенствование институциональных и нормативно-правовых основ его развития в стране.

4. Расчет показателей социально-экономического развития и внешнеэкономической активности приграничных регионов России (ВРП, экспорта и импорта товаров, технологий, капитала на душу населения и др.) и их сравнение с аналогичными среднероссийскими показателями позволяет провести типологпзацию приграничных регионов страны по уровню социально-экономического развития на регионы-локомотивы (10), опорные регионы (7), отстающие (29) и депрессивные (2 региона), а по уровню внешнеэкономической активности на: 1) регионы-экстраверты (6 по экспорту и 11 по импорту), 2) регионы средней активности (4 и 1 регион, соответственно), 3) промежуточного типа (17 и 19), 4) регионы-интроверты (21 и 17).

Данное обстоятельство свидетельствует о неоднородности российского приграничного пространства и обусловливает необходимость дифференцированного подхода государства к развитию приграничного сотрудничества.

5. Каждому типу регионов соответствует «своя» модель приграничного сотрудничества: 1) «барьерная», ориентированная на слабое и регрессирующее взаимодействие сопредельных регионов в сферах внешнеэкономической деятельности и связей в рамках государственной стратегии усиления национальной безопасности страны соответствует четвертому типу регионов- 2) «точечная», характеризующаяся реализацией отдельных совместных, проектов и государственным стимулированием развития приграничных связей, предпочтительна для третьего типа регионов- 3) «контактная», предполагающая активное развитие ВЭД и ВЭС, реализацию совместных инвестиционных проектов, упрощение режимов трансграничного перемещения результатов и факторов производства, а также делегирование государством расширенных полномочий регионам в данной сфере, соответствует второму их типу- 4) «интегративная» модель, в рамках которой создаются регионы приграничной интеграции, межрегиональные постоянно действующие органы, достигается свободное перемещение результатов и факторов производства в рамках государственных актов международного взаимодействия, соответствует первому типу приграничных регионов.

6. Важными элементами активизации приграничного сотрудничества российских регионов и выбора стратегических направлений его поддержки на федеральном уровне должны стать: а) внедрение в российскую практику новых форм трансграничного взаимодействия, заимствованные из зарубежного опытакомпании приграничной торговли, свободные зоны различного типа, создание евразийских регионов, участие в еврорегионах и др.- б) принятие Федерального закона РФ «О приграничном сотрудничестве», реализующего его «триединую» сущностьв) воссоздание Межведомственной комиссии по развитию приграничного сотрудничества.

7. Формирование стратегии трансграничного сотрудничества Ростовской области как приграничного региона РФ предполагает разработку алгоритма, включающего последовательные этапы обоснования стратегических направлений его развития: оценку факторов, влияющих на приграничное сотрудничествомониторинг его развитияанализ его институционально-правовых основформирование концепции управления приграничным сотрудничествомоценку результатов.

Реализация данного алгоритма применительно к условиям и специфике трансграничного взаимодействия Ростовской области РФ с Луганской и Донецкой областями Украины позволяет обосновать такие структурно-функциональные параметры региональной стратегии приграничного сотрудничества, как: а) диверсификация форм ВЭД хозяйствующих субъектов (создание межрегиональных кластеров, стратегических альянсов, подрядное сотрудничество и др.) — б) формирование торгово-деловой зоны, нацеленной на использование транспортно-логистического потенциала Ростовской и Луганской областейактивизация торгового обмена юридических лиц через компании приграничной торговли и физических лиц посредством упрощения порядка миграции в рамках развития ВЭС территорийв) создание еврорегиона «Донбасс» как формы трапсграппчного регионализма.

Научная новизна исследования заключается в теоретико-методическом обобщении и развитии представлений о формах и содержании приграничного сотрудничества территорий сопредельных государств, разработке методических основ и научно обоснованных направлений совершенствования приграничного сотрудничества российских регионов в целом и Ростовской области в частности, адекватных их геополитическим и природно-хозяйственным особенностям.

Наиболее существенные элементы приращения научного знания состоят в следующем.

1. Уточнена и дополнена теоретико-методологическая база исследования современных форм процесса регионализации, в рамках которой систематизированы его пространственные уровни, сформулирована система взаимосвязанных категорий и введена авторская интерпретация понятий «международный регион» и «трансграничный регион», что позволило обосновать тенденцию повышения роли национальных регионов различных стран как субъектов мировых экономических процессов в условиях их взаимодействия.

2. Выявлена триединая сущность приграничного сотрудничества путем отображения в его содержании, во-первых, взаимной ВЭД хозяйствующих субъектов, во-вторых, взаимных ВЭС приграничных регионов, в-третьих, сотрудничества региональных административных органов с правительствами, национальными и другими институтами сопредельных государств, что позволило выявить сферы, уровни, субъектов и реализуемые формы трансграничного взаимодействия сопредельных регионов различных стран.

3. Разработана модель выбора вариативных стратегических направлений приграничного сотрудничества РФ, включающее в себя последовательные этапы выработки целей, анализа ситуации, прогнозирования сценариев развития взаимоотношений РФ и сопредельных государств, выбора моделей приграничного сотрудничества регионов с учетом неоднородности приграничного пространства страны по внешнеэкономической активности, а также инструментов реализации избранных моделей приграничного сотрудничества, оценки результатов с последующей корректировкой целей, что позволило реализовать комплексно-методологический подход к совершенствованию внешнеэкономической политики государства в сфере приграничного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях.

4. Проведена типологизация приграничных регионов РФ на базе оценки уровня их социально-экономического развития и внешнеэкономической активности по показателям ВРП, экспорта/импорта товаров, инвестиций, технологий на душу населенияэкспортной/импортной квот региона, доли региональных предприятий с иностранными инвестициями в общероссийской численности с последующим сопоставлением со среднероссийскими их значениями, что позволило обосновать дифференцированный подход государства к развитию приграничного сотрудничества российских регионов.

5. Выявлены и содержательно раскрыты модели международного приграничного сотрудничества в параметрах «возможные формы приграничного сотрудничества (ВЭС) — возможные направления приграничного сотрудничества (ВЭД) — государственная стратегия», что позволяет идентифицировать каждую из них и дифференцированно использовать в качестве приоритетной для различных типов приграничных российских регионов и как элемент формирования целенаправленной политики государства в сфере приграничного взаимодействия регионов РФ.

6. Обоснованы стратегические направления и инструменты совершенствования организации и регулирования приграничного сотрудничества российских регионов на федеральном уровне, вытекающие из адаптации зарубежного опыта к российской практике, несовершенства его нормативно-правовых и организационно-институциональных основ, что может служить базой для максимизации выгод и минимизации потерь от приграничного сотрудничества в целях повышения экономического развития и уровня жизни в сопредельных территориях РФ.

7. Разработан алгоритм формирования стратегии приграничного сотрудничества на региональном уровне и обоснованы стратегические направления активизации приграничного сотрудничества Ростовской области с сопредельными территориями Украины в детерминантах его триединой сущности (как формы ВЭД, ВЭС и трансграничного регионализма), реализация которых позволит повысить социально-экономический эффект трансграничного взаимодействия регионов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в дальнейшем развитии теоретико-методологических представлений об использовании специфического стратегического ресурса приграничных регионов России — сопредельности с территорией зарубежных стран, в определении и обосновании направлений и форм приграничного сотрудничества РФ с учетом зарубежного опыта и российской практики, а также в разработке методических подходов к формированию эффективной региональной стратегии приграничного взаимодействия на примере Ростовской области.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования прикладных рекомендаций федеральными и региональными органами власти при разработке концепций, стратегий, программ корректирующего развития приграничного сотрудничества.

Основные положения диссертации, связанные с анализом уровней регионализации в мировой экономике, применимы в преподавании дисциплин «Мировая экономика», «Экономика субъектов мирового хозяйства», «Международные экономические отношения» в высших учебных заведениях. Отдельные аспекты, связанные с сущностной и содержательной идентификацией форм трансграничного взаимодействия, в том числе приграничного сотрудничества, анализом практики их развития за рубежом и в России, могут быть использованы в преподавании дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность региона».

Апробация результатов исследования. Ряд положений диссертации, в том числе касающиеся совершенствования приграничного сотрудничества Ростовской области России с сопредельными областями Украины использованы Министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области и Ростовской таможней, что подтверждено документально.

Материалы диссертации, в частности, категориальный аппарат процесса регионализации в мировой экономике, уровневый подход к раскрытию сущности приграничного сотрудничества, теоретико-методическое обоснование направлений и инструментов совершенствования приграничного сотрудничества РФ и Ростовской области используются в РГЭУ «РИНХ» в процессе преподавания учебных дисциплин «Мировая экономика», «Экономика субъектов мирового хозяйства», «Международные экономические отношения»,.

Внешнеэкономическая деятельность региона".

Основные положения и этапные результаты исследования были представлены и получили положительные отзывы на международных, региональных и внутривузовских научно-практических конференциях в г. Ростове-на-Дону.

Материалы диссертационного исследования изложены в 8 печатных работах общим объёмом 4,76 п.л., в том числе в коллективной монографии, трёх сборниках тезисов выступлений на конференциях и четырех научных статьях, одна из которых опубликована в периодическом издании, рекомендованном ВАК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование в диссертационной работе теоретико-методологических и практических аспектов развития приграничного сотрудничества как формы трансграничного взаимодействия на уровне стран и внутристрановых регионов позволило сделать ряд выводов в рамках обоснования стратегических направлений и разработки методических основ его активизации в сопредельных территориях Российской Федерации с учетом мирового опыта, национальной и региональной специфики.

Под воздействием процессов интернационализации, либерализации, транснационализации и регионализации современная мировая экономика превращается из простой «совокупности национальных хозяйств» или «экономик» в сложную глобальную экономическую систему, в рамках которой границы национального экономического пространства становятся подвижными и уже не совпадают с границами географического пространства отдельных стран, что предопределяет формирование и функционирование двух типов регионов: международного и трансграничного.

Изучение признаков и параметров разворачивающихся в мировом хозяйстве процессов регионализации позволило определить международный регион как определенную систему стран, образовавшуюся в процессе исторического развития и оказывающая влияние на события во всем мире посредством своей экономической мощи, культурного и научно-технического потенциала (например, триада СШАЕС — Япония) — либо как группу однородных стран, обладающих территориальным единством, близостью уровней экономического развития, наличием общих проблем и задач, то есть как региональная экономическая интеграционная группировка (например, Европейский Союз). Трансграничный регион функционирует как регион мирового хозяйства, возникающий на базе усиления взаимной внешнеэкономической активности регионов разных стран и их бизнес-структур в целях извлечения преимуществ из международного разделения труда (МРТ) в рамках межгосударственных и межрегиональных соглашений.

Таким образом, формируются четыре пространственных уровня регионализации: мегауровень — определяется динамикой взаимодействия центров мировой экономики и их подсистеммезоуровень — отождествляется с процессом региональной экономической интеграции и функционированием интеграционных группировокмакроуровень — охватывает пространство одной страны и связан с усилением внешнеэкономической активности составляющих ее административно-территориальных единиц. Вместе с тем сложившаяся специфическая система трансграничного взаимодействия порождает микроуровень регионализации как отражение межтерриториального и приграничного сотрудничества внутристрановых регионов (микрорегионов).

Процесс активизации регионализации на микроуровне получает название трансграничного регионализма и означает пространственно интегрированную форму политического сотрудничества и решения проблем, которая пересекает границы национальных административных практик и старается сформировать, вопреки этим границам, осознание связанности, взаимозависимости и общих интересов, приобретая две формы взаимодействия на уровне внутристрановых регионов государств — приграничное и межтерриториальное сотрудничество, а также развивающееся в рамках двух моделей — иерархической (монопрофильной) и сетевой.

Соответственно, определяющими тенденциями и закономерностями активизации трансграничного взаимодействия на микроуровне выступают следующие:

1) превращение регионов страны в открытые рынки;

2) изменение внутренней организации экономического пространства от централизованной монопрофильной структуры производства к сетевой, предполагающий активный аутсорсинг хозяйственных процессов;

3) усиление субъективной основы развития внешнеэкономического взаимодействия через активизацию региональных органов власти как акторов геополитики и их взаимодействия с наднациональными институтами;

4) дихотомия развития внешнеэкономического пространства субнациональных структур в координатах «объективное (экономическая основа) — субъективное (политическая основа)».

С учетом выделенных аспектов приграничное сотрудничество предстает как легальное и систематическое взаимодействие хозяйственных и административных единиц сопредельных территорий в экономической, политической, экологической и гуманитарной сферах в целях достижения устойчивого развития, повышения уровня жизни, укрепления добрососедских отношений, имеет сложную содержательную структуру, включающую в себя, во-первых, совокупность различных видов и форм взаимной ВЭД, во-вторых, международное взаимодействие региональных административных структур в форме прямых и косвенных ВЭС, в-третьих, взаимодействие регионов с иностранными правительствами, зарубежными организациями и ТНК в рамках трансграничного регионализма.

Развитие приграничного сотрудничества регионов РФ в различных формах имеет ярко выраженную географическую направленность, формирующую соответствующую специфику. В частности, изучение опыта приграничного сотрудничества российских регионов с территориями стран Северной Европы свидетельствует об использовании и развитии такового преимущественно в экономической и экологической сферах с ориентацией на активизацию роли региональных администраций и реализуемых ими ВЭС, в том числе выходящих на уровень наднациональной системы регулирования. В то же время асимметрия социально-экономического развития территорий, а также реализация Российской Федерацией курса на сотрудничество, а не на интеграцию с ЕС, ограничивают возможности реализации более глубоких форм трансграничного сотрудничества, в частности, создания и участия в деятельности еврорегионов.

Приграничное сотрудничество на азиатском направлении, изученное на примере российско-китайского взаимодействия, ориентировано преимущественно на реализацию традиционных видов ВЭД, а также на адаптацию в практику субъектов РФ отработанных в КНР схем приграничного сотрудничества в форме организации различного рода территорий особого режима хозяйствования. В то же время данные инициативы китайской стороны сталкиваются с неурегулированностью правовых вопросов их практической реализации в России.

В рамках «нового порубежья» перспективы приграничного сотрудничества во многом зависят от прогресса региональных объединений на постсоветском пространстве. Феномен «разноскоростной» интеграции и членства постсоветских государств одновременно в нескольких интеграционных группировках, находящихся на различных этапах интеграционного процесса, порождает и дискриминацию и асимметричность приграничного сотрудничества, сдерживая его развитие. В то же время в условиях неопределенности двустороннего и многостороннего сотрудничества возрастает значение приграничных регионов как стабилизаторов экономических и политических отношений постсоветских стран.

При этом условия для развития приграничного сотрудничества, как правило, создаются на макроуровне, что формирует его восприятие на практике как формы трансграничного регионализма при высокой степени интеграции взаимодействия государств, либо как формы внешнеэкономических связей территорий, получающих импульс к развитию также на основании дружественных отношений сопредельных государств.

Сложившаяся активность российских приграничных регионов в реализации трансграничного взаимодействия с акцентом на уровень хозяйствующих субъектов (ВЭД), либо региональных администраций (ВЭС) в зависимости от географического направления (старые границы — Европа и Азия, новые границы — страны СНГ) становится одним из факторов, определяющих неоднородность приграничного пространства РФ по степени адаптивности/втянутости приграничных регионов и их хозяйствующих субъектов в систему МРТ в рамках развития внешнеторговых обменов, участия в международном научно-техническом, производственно-инвестиционном сотрудничестве, использования приграничного положения для социально-экономического развития (наращивания валового регионального продукта (ВРП) в целом и на душу населения в частности) и т. п.

Исследование данного аспекта позволило обозначить следующие тенденции социально-экономического и внешнеэкономического развития приграничных регионов РФ:

— во-первых, большинство из них имеют более низкие показатели социально-экономического положения и внешнеэкономической активности;

— во-вторых, реализуют традиционную модель внешнеэкономического взаимодействия, основанную на преимущественном развитии внешнеторгового секторав-третьих, соотношение экспортного и импортного потоков свидетельствуют в пользу преобладания последнего, что, с одной стороны, объясняется сложившейся товарной структурой внешнеторговых потоков (сырье в обмен на машиностроительную продукцию), с другой, — выполнением приграничными регионами транзитных функций для внутренних российских регионов.

В результате на основании проведенных расчетов и анализа статистических данных приграничные регионы РФ были типологизированы: а) по социально-экономическому положению на: регионы-локомотивы (10 регионов), опорные (7), отстающие (29) и депрессивные (2) регионыб) по внешнеэкономической активности на: регионы-экстраверты (6 по экспорту и 11 по импорту), регионы средней внешнеторговой активности (4 и 1 регионов, соответственно), промежуточного типа (17 и 19) и регионы-интроверты (21 и 17).

Каждому типу регионов соответствует «своя» модель приграничного сотрудничества: 1) «барьерная», ориентированная на слабое и регрессирующее взаимодействие сопредельных регионов в сфере ВЭД и ВЭС в рамках государственной стратегии усиления национальной безопасности страны, соответствует четвертому типу регионов- 2) «точечная», характеризующаяся реализацией отдельных совместных проектов и государственным стимулированием развития приграничных связей — третьему типу регионов- 3) «контактная», предполагающая активное развитие ВЭД и ВЭС, реализацию совместных инвестиционных проектов, упрощение режимов трансграничного перемещения результатов и факторов производства, а также делегирование государством расширенных полномочий регионам в данной сфере, соответствует 2 их типу- 4) «интегративная» модель, в рамках которой создаются регионы приграничной интеграции, межрегиональные постоянно действующие органы, достигается свободное перемещение результатов и факторов производства, что поддерживается государственными мерами международного взаимодействия, соответствует первому типу приграничных регионов.

Соответственно, недоиспользование стратегического ресурса приграничных регионов — территориально-географического, — актуализирует необходимость формирования стратегических направлений повышения эффективности последнего на федеральном уровне за счет создания «общих правил игры» для участников приграничного сотрудничества и выработки адаптированного к российским условиям и зарекомендовавшего себя в мировой практике инструментарияна региональном уровне — посредством изучения специфики приграничного сотрудничества в разрезе реализации различных видов и форм ВЭД и ВЭС региона и разработки на этой основе стратегии его развития.

Обобщение научных подходов позволяет расставить приоритеты в национальных доктринах приграничного сотрудничества зарубежных государств, сопредельных с Российской Федерацией, в частности, Китая как самостоятельного государства, рассматриваемого вне участия в интеграционных группировках, и Европейского Союза, государства-члены которого вырабатывают общую политику приграничного сотрудничества с созданием надгосударственного механизма ее реализации. Как следствие, китайская доктрина оперирует преимущественно приграничным сотрудничеством как формой развития ВЭД и ВЭС приграничных территорий страны, а европейская — ВЭС территорий и трансграничного регионализма.

Указанное накладывает специфику на преобладающие и приоритетные формы непосредственно приграничного сотрудничества в рамках обозначенных сфер. В Китае регламентированными национальными законодательными и подзаконными актами выступают такие специфические формы ВЭД, как приграничная торговля на организованных рынках и компании приграничной торговли, а также различного рода территории особого режима хозяйствования. В ЕС наднациональными правовыми актами регламентированы формы ВЭС регионов и трансграничного регионализма, сводимые к заключению международных соглашений, открытию представительств на территории зарубежных государств, участию регионов в деятельности международных организаций, а также возможности формирования еврорегионов.

Анализ нормативно-правовых и организационно-институциональных основ развития приграничного сотрудничества в РФ с позиций изученного зарубежного опыта позволил сделать ряд принципиальных выводов с точки зрения обоснования авторской методики формирования стратегии системы государственного регулирования такового: во-первых, обращает на себя внимание, с одной стороны, непроработанность терминологического аппарата и, с другой, — отсутствие позитивных сдвигов в использовании эффекта приграничного сотрудничества для сглаживания региональной асимметрии, активизации интеграции страны в мирохозяйственные процессы;

— во-вторых, выбор рамочных инструментов регулирования приграничного сотрудничества свидетельствует об отсутствии, с одной стороны, механизма согласования интересов на различных уровнях — государства, регионов, бизнеса, с другой, нацеленности государства на использование стратегического ресурса местоположения;

— в-третьих, развитие инициативы приграничных субъектов РФ по внедрению зарубежного опыта стимулирования приграничного сотрудничества оказывается неурегулированным национальными правовыми нормами и развивается вне рамок правовой системы, что сдерживает распространение позитивного опыта и его адаптацию на всем приграничном пространстве страныв-четвертых, отсутствие координационного центра в системе организационно-институционального обеспечения приграничного сотрудничества сдерживает процесс интенсификации внешнеэкономического взаимодействия в различных формах на приграничных территориях и требует его создания с наделением реальной функциональной направленностью, правами и обязанностями.

Кроме того, непосредственный учет специфики приграничного взаимодействия требует и на региональном уровне проведения мониторинга развития такового, поиска механизмов его активизации в целях содействия социально-экономическому развитию и включению в процессы мировой региональной революции на принципах взаимности, что может быть достигнуто в рамках разработки и принятия Стратегии развития приграничного региона применительно к конкретному региону, что было реализовано на примере Ростовской области.

Ростовская область является приграничным регионом на постсоветском пространстве, т. е. регионом «нового порубежья», граничащим с двумя областями Украины — Донецкой и Луганской (протяженность границы 661 км). Удельный вес сопредельных территорий в совокупном внешнеторговом обороте Ростовской области составляет более 30%, с участием капиталов из них создано 25 совместных предприятий, развиваются и другие формы производственной кооперации.

Соответственно, приграничное положение Ростовской области, сказывается на количественных и качественных характеристиках внешнеторговых связей региона и его хозяйствующих субъектов, определяя следующее:

— во-первых, внешнеэкономическая активность региона имеет ярко выраженную ориентацию на Донецкую и Луганскую области Украины, т. е. на использование стратегического капитала Ростовской области -«территориально-географического»;

— во-вторых, в приграничное сотрудничество оказываются в максимальной степени вовлечены хозяйствующие субъекты приграничных территорий сопредельных государств, что отражается на показателях их ВЭД, ускоренном наращивании объемов внешнеторгового взаимодействия, что позволяет прогнозировать его дальнейшую устойчивую положительную динамикув-третьих, наращивание экономического эффекта от развития приграничного сотрудничества с учетом общемировых тенденций регионального развития требует углубления внешнеэкономического взаимодействия между его субъектами — хозяйственными и административными, — что формирует необходимость активизации внешнеэкономических связей территорий, с одной стороны, а также адаптацию зарубежного опыта и внедрение форм трансграничного регионализма в практику российско-украинского сотрудничества, — с другой.

Соответственно, развитие и повышение эффективности приграничного сотрудничества на сопредельных территориях Российской ФедерацииРостовская область и Украины — Луганская и Донецкая области, по нашему мнению, предполагает использование зарубежного опыта и учет существующих внутренних и внешних социально-экономических и правовых аспектов и выражается в реализации следующих инициатив: а) в краткои среднесрочной перспективе — активизация промышленно-производственного сотрудничества посредством внедрения различных форм международной кооперации производстваб) в среднесрочной перспективе — создание торгово-деловой зоны, нацеленной на использование и развитие транспортно-логистического потенциала территорий Ростовской и Луганской областей, активизацию торгового обмена юридических (компании приграничной торговли) и физических лиц с упрощением порядка миграции, снижение социальной напряженности в шахтерских городахв) в долгосрочной перспективе — создание еврорегиона «Донбасс» как формы комплексного развития приграничных территорий сопредельных государств, нацеленного на решение общих социально-экономических, экологических и прочих проблем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.В. Международные и внешнеэкономические связи российских регионов. Текст./ А. В. Авдеев // Международная жизнь. 2000. -№ 4. — С. 411.
  2. , А.А. Процессы европейской регионализации как объект управления. Текст./ А. А. Авчухова, Г. А. Белов // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество).- 2006. № 1. — С. 32−46.
  3. , А.В. Концепция стратегии приграничного сотрудничества российских регионов с северо-восточными провинциями КНР Текст./ А. В. Александров //В книге: Приграничное сотрудничество России и Китая. -Владивосток: Изд-во ТЦСР, 2006. С. 64−89.
  4. , М.В. Экономическое взаимодействие регионов России и Китая в период реформ. Текст.: Монография. / М. В. Александрова М.: Издательство «ОГНИ», — 2005. — 301 с.
  5. , О. Стратегические контуры Восточной Азии в XXI веке. Текст. /О.Арин. М.: 2001. — 462 с.
  6. , А.Ю. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов Текст.: учеб. пособ. для вузов / А. Ю. Архипов А. Ю, О. В. Черковец. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 189 с.
  7. , А.В. Правовое регулирование приграничного сотрудничества в Российской Федерации Текст. /А.В. Бабко //Сб. материалов конференции «Торгово-экономическое сотрудничество приграничных территорий России и Китая». Владивосток, 2004. — 76 с.
  8. , О.Н. Проблемы развития регионов в ЕС. Текст. /О.Н. Барабанов // Дневник Алтайской школы политических исследований.- 2004.- № 19/20.-С.89−92.
  9. П.Баренц-Программа 1997/99. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.arkliangelsk.ru/~arbaren/bprus.htm.
  10. , A.M. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей Текст.: Монография. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 2002. — 272 с.
  11. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Текст.: Монография. /Под ред. Л. Б. Вардомского и С. В. Голунова. -М. Волгоград: НОФМО, 2002. — 480 с.
  12. Н.Бельдей, В. А Развитие приграничного сотрудничества программными средствами: задачи и Перспективы. Текст. / В. А. Бельдей. // В сб. Приграничное сотрудничество: опыт и перспектива. — Москва-Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2001. 104 с.
  13. B.C. Приграничная экономика: Монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2001.-372 с.
  14. , Д. А. Приграничное сотрудничество как особая форма международных отношений (на примере отношений Российской Федерациии Европейского союза: автореф. дисс.канд. полит, наук: 23.00.02 / Д.А.
  15. Болотов. С-Пб., 2003. — 26 с.
  16. З.С. Опыт трансграничного сотрудничества, ориентированного на устойчивое развитие приграничных регионов. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ecoline.ru/mc/books/emas/ch32.html.
  17. , С.П. Россия — Северо-Восточная Азия. Дальневосточный экономический мост на рубеже эпох Текст.: Монография. / С. П. Быстрицкий, В. К. Заусаев. М.: ИЭПП, 2007. — 506 с.
  18. , Л.Б. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития Текст. /Л.Б. Вардомский // В книге: Приграничные районы, приграничное сотрудничество. /Под ред. Л. Б. Вардомского. М., 2000. — С. 13−56.
  19. , Л.Б. Энергетические ресурсы и проблемы развития российских приграничных территорий. Текст. /Л.Б. Вардомский. //Полития. — 2001. № 3.-С. 141−152.
  20. , Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России Текст.: учеб. пособ. для вузов / Вардомский Л. Б., Скатерщикова Е. Е. М.: АРКТИ, 2002. — 320 с.
  21. , Е.Н. Государственные экономические стратегии. Текст.: Монография./Е.Н. Ведута. М.: Деловая книга, 1998. — 329 с.
  22. , А.П. Внешнеэкономическое право: введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Текст.: учеб. пособ. для вузов. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2001.- 569 с.
  23. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Текст.: Учебник. /Под ред. Л. Е. Стровского. М.: ЮНИТИ, 2002. — 804 с.
  24. , О.Н. Внешнеэкономические связи регионов России: теоретические и методологические основы Текст.: Монография./ О. Н. Воронкова, Е. П. Пузакова. Ростов-на-Дону, РГЭУ «РИНХ», 2002. — 189 с.
  25. , О.Н. Внешнеэкономическая деятельность Текст.: учеб. пособ. для вузов/ О. Н. Воронкова, Е.П. Пузакова- под ред. проф. Е. П. Пузаковой. -М.: Экономист, 2007. 495 с.
  26. , А. Вопросы разграничения полномочий в регулировании внешнеэкономический связей (опыт зарубежных федераций) Текст./ А. Гумилевский, В. Максимов В, А. Шишков. // Внешняя торговля. 1995. -№ 1. — С.3−8.
  27. , B.C. Применение эконометрических методов для анализа и моделирования социально-экономического развития регионов. Текст. /B.C. Дадаян. М.: Наука, 1987. — 205 с.
  28. , А. Блеск и нищета Донбасса. Электронный ресурс. // Интернет-журнал: Украинский деловой еженедельник «Контракты». 2004. — № 49. -Режим доступа: http://www.gc.com.ua/archiv2004/49.htlm
  29. Договор между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998−2007 годы от 27.02.1998 г. Электронный ресурс.: Сайт Верховной Рады Украины. — Режим доступа: http://www.rada.kiev.ua
  30. Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 г Электронный ресурс.: Сайт Верховной Рады Украины. Режим доступа: http://www.rada.kiev.ua.
  31. , П.В. Республика Карелия как приграничный регион России. Текст./ П. В. Дружинин. //Приграничные регионы, приграничное сотрудничество. Вестник научной информации. 2000. — № 11−12. — С. 43−51.
  32. Европейская Политика Соседства (ЕПС). Электронный ресурс.: сайт Министерства регионального развития РФ. — Режим доступа: http://www.mir.ru.
  33. Европейская Рамочная Конвенция по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ и местных властей. Электронный ресурс.: Сайт «Россия и ВТО». Режим доступа: http ://www. wto.ru/ru/content/documents/sogl/ram.doc.
  34. , JI.П., Субфедеральные аспекты глобализации Текст. / Л. П. Евстигнеева, Р. Н. Евстигнеев. //Вопросы экономики. 2003. — № 5. — С. 50−66.
  35. , В.Л. Региональная внешнеэкономическая деятельность: состояние, проблемы, тенденции развития Текст.: Монография. / Евтеев В. Л., Рубинская Э. Т., Солодков Г. П. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2003. — 511 с.
  36. Закон от 01 апреля 1993 г. № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 15 июня 2006 г. № 89-ФЗ) //ИПС «Гарант».
  37. , А.А. Федеративное государство и сепаратизм: канадский вариант Текст. /А.А. Захаров. // ПОЛИС (Политические исследования). — 2002.- № 3. -С.129−141.
  38. , Г. С. Перспективы развития российско-китайских трансграничных потоков Текст. / Г. С. Зверев // В сб. материалов «Форума российско-китайского регионального сотрудничества». Маньчжурия, 2005. — С. 54−59.
  39. Ивасита, Акихиро 4000 километров проблем. Российско-китайская граница Текст. / Акихиро Ивасита- пер. с яп. М. Г. Горфункель. — М.: ACT: Восток-Запад, 2006. 203 с.
  40. Из России через Карелию открыт прямой путь по новой железной дороге в страны Северной Европы. Текст. //Карелия. 2002. — 19 апреля. — С. 4.
  41. Инвестиционный рейтинг регионов России. Электронный ресурс.: сайт Рейтингового агентства «Эксперт». — Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ expert/ratings/exp200/exp2007.
  42. , Р.И. Новая институциональная теория. Текст. /Р.И. Капелюшников. — М.: Наука, 1996. 176 с.
  43. , А. От взаимного интереса — к общему успеху. Электронный ресурс. // Интернет журнал: Европа-Центр. Международный социально-политический журнал. 2005. — № 3. — Режим доступа: http://europa-centr.com.ua/archiv2005/3(9).html.
  44. Конституция Российской Федерации. Текст. М.: Проспект, 1997. — 48 с.
  45. Концепция приграничного сотрудничества Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. № 196-р.//ИПС «Гарант».
  46. Концепция экономической политики Ростовской области Текст. /Администрация Ростовской области. Ростов н/Д.: «Гефест», 1999. — 197 с.
  47. , Э. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства.Текст. /Э.Г. Кочетов. М.: БЕК, 1999. — 501 с.
  48. , А.С. Правовые аспекты приграничного сотрудничества в Российской Федерации Текст. / А. С. Кудряшов // Доклад на конференции «Международные связи регионов России» Чита, 2004. — С. 32−34.
  49. , В.Ю. Концептуальные основы регионального развития в современных условиях. Текст. / В. Ю. Кулькова, Ю. С. Валеева /В сб. трудов Института проблем новой экономики. — М.: ВСЭИ, 2004. С. 20−27.
  50. , В.В. Вопросы трансграничной регионализации и строительства еврорегионов в Европе Текст. /В.В. Кузнецов //В сб. Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа)/По ред. Р. С. Хакимова. Казань, 2004. — С. 45−56 с.
  51. Кулешов, • А. Карельско-финляндское сотрудничество: итоги-2001, планы-2002. Текст. /А. Кулешов. //Карелия. 2002. — № 26. — С. 2.
  52. , В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы XX начало XXI в.) Текст.: Монография. / В. Л. Ларин. — М.: Восток-Запад, 2005. —218 с.
  53. , А. Четыре лика приграничной России: к вопросу о роли регионов в международном взаимодействии. Электронный ресурс. / А. Макарычев. //Интернет-журнал. Русский архипелаг. Сетевой проект
  54. Русского мира". — Режим доступа: http://www.archipelag.m/agenda/povestka/evolutioiVformula/projection/2007.
  55. , Д. Макроэкономика стран СНГ: пятнадцать лет реформ. Текст. /Д. Мацнев. //Российский экономический журнал. 2007. — № 5−6. — С. 34 — 41.
  56. Международная деятельность Республики Карелия в 1994 1997 годах. Электронный ресурс.: сайт Министерства внешних связей Республики Карелия. — Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Relations/inter2000b.html.
  57. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации. Текст. / Материалы международного семинара. Оренбург: ИПК «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2004. — 186 с.
  58. , М.А. Интернационализация, интеграция и регионализация мира (постановка проблемы) Текст. /М.А. Мунтян // В сб. «Проблемы глобальных и региональных процессов». М., 1996. — 368 с.
  59. На севере Карелии будет создан приграничный индустриальный комплекс. Электронный ресурс.: лента новостей «Страна.ги». 15.03.2002. — Режим доступа: http://www.strana.ru./archiv2002.
  60. , И.Р. Международное сотрудничество регионов. Мировая практика и опыт Татарстана Текст.: Монография. / И. Р. Насыров.- Казань: Издательский центр Казанского университета, 2007. — 330 с.
  61. , А. Конец эпохи большого модерна. Миропорядок после Балканского кризиса. Новые реальности меняющегося мира. Текст. //Материалы конференции, 1−2 ноября 1999 года. — М., 2000. — С. 59 — 73.
  62. , Д. Институциональные изменения: рынки анализа. Текст.: Доклад на конференции по проблемам экономических реформ в России, организованной Национальной академией наук США, Вашингтон, март 1996.
  63. Областной Закон Ростовской области от 5 мая 2004 года № 102-ЗС «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области» Электронный ресурс.: сайт Администрации Ростовской области. Режим доступа: http://www/donland.ru.
  64. Областной закон от 1 октября 2004 года № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» Электронный ресурс.: сайт Администрации Ростовской области. — Режим доступа: http://www/donland.ru.
  65. Областной Закон от 27 ноября 2006 г. № 594-ЗС «Об областной целевой программе поддержки экспорта в Ростовской области на 2007−2008 годы» Электронный ресурс.: сайт Администрации Ростовской области. — Режим доступа: http://www/donland.ru.
  66. Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г. //Российская газета. 1996. -11 июня.
  67. Перечень мероприятий по реализации Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утв. распоряжением правительства РФ от 3 июля 2003 г. № 907-р.//ИПС «Гарант».
  68. , М.В. Некоторые особенности приграничного сотрудничества в рамках еврорегионов. Электронный ресурс.: публикации конференции. — Режим доступа: http://www.mstu.edn.ru/publish/conCllntk/section8/section817.html.
  69. , М. Международная конкуренция. Текст. — СПб.-М.-Киев: Вильяме, 2003.-896 с.
  70. Постановление Правительства РФ № 91 от 1 февраля 2000 г. «О принятии Правительством РФ решений о согласии на осуществление субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств» //ИПС «Гарант».
  71. Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ «О некоторых проблемах реализации Концепции приграничного сотрудничества в РФ» от 8 июня 2005 г. № 183-СФ. //ИПС «Гарант».
  72. Предложения по системе мер по развитию приграничного сотрудничества в Российской Федерации Текст. /Доклад рабочей группы на заседании Госсовета № 9 «О текущих вопросах международной деятельности Российской Федерации» от 22 января 2003 г.
  73. Проблемы глобализации мировой экономики Текст.: Монография. /Под ред. Л. С. Тарасевича, А. И. Евдокимова. СПб.: СПбГУЭ, 2004. — 197 с.
  74. Программа межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2001−2007 годы, утв. Правительствами РФ и Украины 12 февраля 2001 г. Электронный ресурс.: Сайт Верховной Рады Украины. — Режим доступа: http://www.rada.kiev.ua.
  75. Программа по реализации Соглашения о сотрудничестве между Луганской областью (Украина) и Ростовской областью (Российская Федерация) на 2006−2007 гг., утв. рабочей группой 26 апреля 2004 г. Электронный ресурс.
  76. Режим доступа: http://www.donexport.ru.
  77. , Е.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. Текст.: учеб.пособ. для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -442 с.
  78. , В.В. Международные связи субъектов Российской Федерации и их правовое регулирование Текст. /В.В. Пустогаров. //Государство и право.- 1994.-№ 7.-С. 17−26.
  79. Реализация программ добрососедства и развитие программ приграничного сотрудничества. Электронный ресурс.: Отчет Министерства регионального развития, декабрь 2006 г. Режим доступа: //http://www.mir.ru/2006-ll-15reportmir.
  80. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Текст. М.: Экономика. 2000. — 256 с.
  81. Регионы России. Стат. ежегодник. В 2-х кн. М.: Федеральная служба статистики, 2006.91 .Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики Текст. / Под общ. ред. Б. М. Штульберга. — М., 1997. 317 с.
  82. , О.Ч. Почему модель еврорегионов неконструктивна? Текст. /Сб. тезисов докладов по Международной научной конференции «50 лет Европейских сообществ и Россия: прошлое, настоящее, будущее», 1920 октября 2001 г.-СПб.: 2001.-С.114−138.
  83. Российский региональный бюллетень. Раздел «Международные связи регионов». Текст. — М.: Издание Института Восток-Запад, 2005.
  84. Ростовская область в цифрах, 2006. Стат. ежегодник. — Ростов-на-Дону: Облкомстат, 2006.
  85. Ростовская область, 4 квартал 2006. Стат. сб. Отдел таможенной статистики ЮТУ. Ростов-на-Дону, 2007. — 101 с.
  86. , Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. Текст.: учеб. пособ. / Э. Т. Рубинская. М.: Экспертное бюро, 2001.-296 с.
  87. Сайт Администрации Луганской области Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.loga.gov.ua/
  88. Сайт Исполнительного комитета Совета руководителей приграничных областей Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.crossborder.org.ua.
  89. , Т.Б. Проблемы управления внешнеэкономической деятельностью на региональном уровне. Текст. /Т.Б. Саутиена // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. — № 8. — С. 38−44.
  90. , О. Функционализм и неофункционализм: экономические, социальные и политические процессы региональной интеграции. Текст. /О. Сафронова //В сб. Регион в составе федерации. Политика, экономика, право. Нижний Новгород, 1999. — С. 43 — 46.
  91. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Российской Федерации с Европейским Союзом Электронный ресурс.: Сайт «Россия и ВТО». — Режим доступа: http://www.wto.rU/ru/content/documents/sogl/l sps.doc.
  92. Соглашение о приграничном сотрудничестве Республики Казахстан и Российской Федерации на 1999−2007 годы Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.businesspravo.ru.
  93. Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Донецкой областью Украины и Ростовской областью РФ от 16.06.1998 г. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.donexport.ru.
  94. Соглашение о сотрудничестве между Ростовской областью РФ и Луганской областью Украины от 25.03.1999 г. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.donexport.ru.
  95. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000−2010 годы) от 22 октября 1999 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www.niis.ru/rus 199 921 -22. shtml.
  96. , П. Глобализация, трансформация и регионы. Текст. /П. Томашек. //Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 5. — С. 713.
  97. , В. Приграничные регионы: от кризиса к устойчивому развитию. Текст. /В. Туманов //В книге: «Экономические реформы в регионах Российской Федерации: опыт и перспективы». М.: Институт современной политики, 1998.-С. 111−118.
  98. Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» Электронный ресурс.: Сайт «Предпринимательское право». Режим доступа: http://www/businesspravo.ru.
  99. , М.Х. Сравнительный федерализм. Текст.: Монография. /М.Х Фарукшин. Казань: изд-во КГУ, 2003.- 284 с.
  100. , B.C. Менеджмент и региональная политика за рубежом. Текст. /B.C. Фатеев. Минск: Наука и техника, 1994. — 298 с.
  101. Федеральный закон РФ № 101-ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации"// ИПС «Гарант».
  102. Федеральный закон № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 г. «О Соглашениях о разделе продукции» //ИПС «Гарант».
  103. Федеральный закон № 4-ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ"//ИПС «Гарант».
  104. Федеральный закон № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» //ИПС «Гарант».
  105. Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» //ИПС «Гарант».
  106. Федеральный закон № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах» //ИПС «Гарант».
  107. Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ) //ИПС «Гарант».
  108. Федеральный закон № 109-ФЗ от 18 июля 2007 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» //ИПС «Гарант».
  109. Федеративный договор. Текст.: Сб. норм, актов и договоров. М.: БЕК, 1996. -684с.
  110. , Д. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура. Текст. / Д. Хелд, Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Д. Перратон. — М.: «Праксис», 2004. 650 с.
  111. Хао Цзяньхэн Провинция Хэйлунцзян и российский дальневосточный рынок. Текст. / Хао Цзяньхэн, Су Фэньлин. //В книге: Китай на пути модернизации и реформ. М., 1999. — С. 115−134.
  112. Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли Российской Федерации. Текст.: Учебник для Вузов. /Под ред. В. И. Дворцова. М.: Экономика, 2001. — 494 с.
  113. Энциклопедический словарь. -М.: 1979.
  114. Alexandrov О. The Role of the Republic of Karelia in Russia’s Foreign and Security Policy. Zurich Center for Security Studies and Conflict Research, Working Paper, P. 30 // http://www.teia.org/russian/index.2−12.2001.html.
  115. Aslaug H. Norway and Russia a Northern Connection. Carnegie Endowment for Peace, Washington, 19 October 1998 http://www.odin.dep.no/odinarkiv/norsk/dep/ud/1998/taler/32 005−90 009/ index-dok000-b-n-a.html.
  116. Barnet R.J., Cavanagh J. Global Dreams. Imperial Corporations and the New World Order. Simon and Schuster, N.Y. L. — Toronto — Sydney — Tokyo -Singapore, 1994.
  117. Brown D.M. Provinces have a role in Canadian policy. Federations// Federations. Special Triple Issue: Themes of the International Conference on Federalism.- 2002.
  118. Camilleri J. Rethinking Sovereignty. Contending Sovereignties. Redefining Political Community/ Ed. by R.B.J.Walker and Saul H.Mendlevitz. Boulder -London, 1990.
  119. Community Charter for Regionalisation, Official Journal No. C. 326 of 9.12.1988.
  120. Entering the 21st Century. World Development Report 1999/2000, 22nd edition. The International Bank for Reconstruction & Development // The World Bank. Oxford University Press. 1999. P. 1−11.
  121. Environmental Aspects of the Northern Dimension. www.vyh.fi/eng/intcoop/regional/nordimen/northern.htm.
  122. Geenhuizen M. van, Knapp B. van der, Nijkamp P. Transborder European networks: shifts in corporate strategy? // European Planning Studies. 1996. 4 (6).
  123. Giddens A. The Consequences of Modernity. Polity Press, 1990, p.70−77.
  124. Globalization and Territorial Identities/ Ed. by Zdravko Mlinar. Avebury, England, 1992.
  125. Global Modernities/ Ed. by Mike Featherstone, Scott Lash and Roland Robertson. SAGE Publication, 1995.
  126. Grosby S. Territoriality: the Transcendental, Primordial Feature of Modem Societies. Nations and Nationalism. July 1995, vol.1, part 2.
  127. Hettne B. Globalization and the New Regionalism. Vol. № 1. London, 1999.
  128. Honneland G. Worlds Further Apart? Identity Formation in the Barents Euro-Arctic Region. The Barents Region Revisited/ Ed. by Flikke G. Conference Proceedings, Norwegian Institute of International Affairs, 1998.
  129. Hurrell A. Explaining the Resurgence of Regionalism in World Politics // Review of International Studies. 1995. October. Vol.21.
  130. Keohane R.O., Nye J.S. (Jr.). Transnational Relations and World Politics. -Cambridge, 1972.
  131. Lahteenmaki K. Cooperation of the European Border Regions. Changing European Security Landscape/ Ed. by Clive Archer and Olli-Pekka Jalonen. Tampere Peace Research Institute, Research Report № 63, 1995, p. 270−271.
  132. Lubin M. The Routinization of Cross-Border Interactions: An Overview of NEG/ECP Structures and Activities // States and Provinces in the International Economy / Eds. D. Brown, H. Earl. Berkeley, 1993.
  133. Modernization of Borders and Trans-Frontier Cooperation, www.eur.ru/eng/euru/coopbor.html.
  134. Mottola K. Security in northern Europe combining and reinforcing national, regional and wider European policies. — Visions of European Security. Focal Point Sweden and Northern Europe. Stockholm, 1996.
  135. Neonationalism and Regionality. The restructuring of Political Space Around the Baltic Rim/ Ed. by Joenniemi P. Aaland Peace Research Institute and COPRI, 1995.
  136. Petersen B. A Tale of Four Cities: Studying National Self-images Among Russian Regional Politicians in Perm, St. Petersburg, Volgograd and Khabarovsk. The Soviet and Post-Soviet Review, 1996, № 3, p. 251−284.
  137. Rossenau J.N. New Dimention of Security: the Integration of Globalizing and Localixing Dynamics //Security Dialogue. Vol. 25, P.255−282.
  138. Schoen D.A., Rein M. Frame Reflection. Towards the Resolution of Intractable Policy Controversies. N.Y., 1994.
  139. Scholte J. A. Globalization. A Critical Introduction. Basingstoke, 2000.
  140. Segbers K. Institutional Change in Russia. Explaining Post-Soviet Patchworks. Vol. 2. Pathways from the past to the global/ Ed. by Klaus Segbers. Aldershot — Burlington — Singapore — Sydney, 2001.
  141. Shuman M. Towards a Global Village. International Community Development Initiatives. Pluto Press, London and Boulder, Colorado, 1994.
  142. Uniting the Peoples and Nations. Readings in World Federalism/ Ed. by Walker B. World Federalist Movement, World Federalist Association, 1993.
  143. Waver O. Culture and Identity in the Baltic Sea Region. Centre for Peace and Conflict Research, Copenhagen. Working Paper № 18, 1990.
  144. Workshop on The Foreign Relations of Constituent Units, Winnipeg, Manitoba, May 11−12, 2001.
  145. Van den Berg G. Belgium’s communities and regions take on foreign affairs// Federations.- 2003.- v.3, № 1.
Заполнить форму текущей работой