Роль иностранных инвестиций в экономике Китая
Приходится констатировать, что, в современных условиях, мировое сообщество не может гарантировать пропорциональное развитие тех стран, внутренние резервы и ресурсы внутреннего рынка которых ослаблены. При этом, валовой объём, структура и технологический уровень ВВП большинства стран недостаточен для того, чтобы послужить надёжной основой качественного экономического роста. Кроме того… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования иностранных инвестиций и факторы привлечения их в КНР
- 1. 1. Основные концепции прямых иностранных инвестиций
- 1. 2. Мотивы и причины привлечения ПИИ в КНР
- Глава 2. Современные направления использования иностранных инвестиций в КНР
- 2. 1. Динамика привлечения иностранных инвестиций в Китае
- 2. 2. Формы привлечения ПИИ в Китай и создание СЭЗ для их развития
- 2. 3. Особенности отраслевой и региональной структуры размещения ПИИ в Китае
- Глава 3. Пути оптимизации взаимосвязи инвестиционной политики КНР и инвестиционной деятельности зарубежных компаний с учетом опыта страны вступления в ВТО
- 3. 1. Развитие инвестиционной политики и ее влияние на процесс привлечения зарубежных инвестиций в Китае
- 3. 2. Правовое регулирование инвестиционной деятельности зарубежных компаний в Китае
- 3. 3. Оптимизация стратегий привлечения иностранных инвестиций в Китай (и возможность для России использования опыта КНР по вступлению в ВТО)
Роль иностранных инвестиций в экономике Китая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Привлечение иностранных инвестиций способствует увеличению выпуска определенных видов продукции, способных стать конкурентоспособными на внешних рынках страны, расширению экспорта и многому другому. Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта маркетинга, подготовки кадров.
Привлечение иностранного капитала и его использование не только дает дополнительные материальные и денежные средства, но и стать серьезным катализатором развития рыночных отношений в экономике страны. Дальнейшее развитие совместной предпринимательской деятельности способствует борьбе с монополизмом, при этом, важной чертой этого процесса является возможность путем создания предприятия с участием иностранного капитала формировать в стране конкурирующие структуры, позволяющие противостоять диктату сложившихся монополий.
Иностранные инвестиции являются важнейшим звеном в цепи межнациональных экономических взаимоотношений, звеном, соединяющим страну-реципиента с мировыми рынками. Очевидно, что Китай не должен оставаться в стороне от происходящих в мире процессов инвестиционного сотрудничества.
Актуальность темы
исследования.
Проведение экономических преобразований в Китае тесно связано с привлечением и использованием иностранных инвестиций. Мировая практика наглядно показывает, что инвестиции из-за рубежа могут стать эффективным средством международного содействия реформам. Однако заинтересованность инвесторов и масштабы вложений напрямую зависят от эффективности экономических преобразований страны.
За годы реформы (1978 г. — н. в.) в Китае общая сумма иностранных контрактных инвестиций до начала 2005 г. составила 1096, 61 млрд долл., объем фактически использованных зарубежных инвестиций достиг 562,1 млрд долл. Всего на территории КНР учреждено 508 941 предприятие с иностранным капиталом. Использование иностранных инвестиций позволило Китаю ускорить освоение энергоресурсов, развитие транспорта, средств связи и промышленности сырьевых материалов, а также провести техническую реконструкцию ряда старых предприятий. Одной из отличительных особенностей современного мирового хозяйства является интенсивное развитие международных экономических отношений. Оно проявляется в углублении международного разделения труда, финансово-экономических связей, в глобализации хозяйственной жизни, увеличении открытости национальных экономик.
Целью диссертационной работы является исследование роли привлечения иностранных инвестиций в экономической реформе Китая.
Для ее достижения в диссертации были решены следующие основные задачи:
• сопоставление имеющихся теоретических и концептуальных подходов к исследованию ПИИ;
• выявление основных факторов, определяющих направления привлечения иностранных инвестиций в экономику КНР;
• анализ динамики иностранных капиталовложений и их распределения по регионам и отраслям экономики КНР;
• определение роли специальных экономических зон (СЭЗ) для привлечения иностранных инвестиций в КИР;
• выявление правовых проблем регулирования инвестиционной деятельности зарубежных компаний в КНР;
• разработка концептуальных подходов к регулированию инвестиционной политики в КНР;
• оценка влияния инвестиционной политики на процесс привлечения иностранных инвестиций в КИР;
• оценка возможностей применения китайского опыта в процессе вступления России в ВТО;
• разработка рекомендаций к стратегии по привлечению иностранных инвестиций в КНР.
Степень разработанности проблемы. Китайские работы в области привлечения иностранных инвестиций основывались на использовании современной экономической методологии научного исследования. Отдавая должное глубине проработки проблемы прямых иностранных инвестиций в современной экономической теории, необходимо отметить, что существует много теоретических подходов к этой проблеме. В последние годы наметился прогресс в развитии китайских исследований в области ПИИ, особенно после вступления Китая в ВТО. Появился ряд содержательных работ китайских ученых, специально занимающихся данной проблематикой, — Ван Лолин, Ван Чилэ, Ли Сянлин, Линь Лин, Лю Юешэнь, Ма Хун, Пэн Цзяньго, Сянь Гомин, У Цзинлянь, Цзи Чунвэй, Цзян Сяоцзюань, Чжан Шисянь, Чэнь Лигао, Чэнь Гуохун и др. — которые и послужили одним из теоретико-методологических оснований для данного диссертационного исследования. Однако на сегодняшний день теория прямых иностранных инвестиций находится в стадии развития. Поэтому в данной работе проблема привлечения иностранных инвестиций в Китае осмысливается в контексте привлечения и использования иностранных инвестиций, устанавливается связь системы привлечения ПИИ с другими сферами общественной жизни, в части экономической и правовой областями.
В ходе исследования автором изучен ряд литературных источников, в котором фигурируют работы зарубежных авторов, занимающихся непосредственно теоретическими и практическими аспектами проблемы иностранных инвестиций — Верной Р., Даннинг Дж., Хаймер С., Киндлебергер Ч., Кникербокер Ф., Баккли П., Кессон М. Фишер П. и др.
К числу российских ученых, на труды которых опирался диссертант, относятся: Авдокушин Е., Андрианов В., Астапович А., Булатов А., Ганшин Г., Гельбрас В., Ильин М., Иноземцев В., Ко лесов В., Кудров В., Кузнецова В., Манежев С., Михеев В, Мозиас П., Лучко М., Новоселова Л., Осьмова М, Симония Н., Титаренко М., Фаминский И., Цыганов Ю., Чибриков Г. и др.
Объект и предмет исследования — система привлечения иностранных инвестиций и научно-методологические методы исследования процесса привлечения ПИИ в китайскую экономику, используемые авторами современных теорий прямых иностранных инвестиций. Предметом диссертационного исследования является процесс привлечения иностранных инвестиций в экономику Китая.
Методология исследования. Основными методами данного исследования являются системный и сравнительный анализ. Методологической и теоретической основой работы послужили работы китайских и зарубежных специалистов по проблемам привлечения иностранных инвестиций в экономику КНР.
Статистическая информация для диссертации была почерпнута из документов и публикаций международных экономических организаций: ООН и региональных комиссий, ОЭСР, МВФ, ВТО и др.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
— проведен анализ роли ПИИ в развитии экономики Китая, в результате которого показаны взаимосвязи привлечения ПИИ в экономику страны и осуществления политики реформ и открытости в КНР. Раскрыты особенности привлечения ПИИ в Китае: сохранение самостоятельной инвестиционной политики, рациональное комбинирование открытости экономического сектора и государственного контроля;
— выделены внешние и внутренние факторы, определяющие мотивы и причины привлечения иностранных инвестиций в экономику КНР. К внешним факторам могут быть отнесены стратегическое наступление зарубежных компаний на китайский рынок, требование стран, где базируются ТНК, к улучшению структуры экономики и т. д.- к внутренним — льготная политика в отношении иностранных инвестиций в Китае, использование дешевой местной рабочей силы, также освоение гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка Китая и т. д.;
— выявлены тенденции в процессе привлечения иностранных инвестиций в экономику КНР в целом, и ПИИ, в частности, доказано, что привлечение ПИИ в китайскую экономику ведется в создании предприятия трех типов: кооперационные предприятия, совместные предприятия и иностранные предприятия. Динамика соотношения предприятий трех типов совпадает с этапом развития экономики Китая. Структура отраслевого приложения ПИИ в КНР за последние 20 с лишним лет непрерывно трансформируется. Размещение иностранных инвестиций по регионам неравномерно, которое в основном привлекается в восточные регионысделаны практические рекомендации по улучшению инвестиционного климата Китая после вступления этой страны в ВТО. Так, рекомендовано переносить центр тяжести с количественного на качественный аспект привлечения иностранных инвестицийувеличивать научную и техническую компоненту в привлекаемых инвестицияхпостепенно предоставлять иностранным предприятиям общий национальный режимсовершенствовать рыночную экономическую системусоздавать справедливые рыночные условия в конкурентных отношениях между отечественными и зарубежными компаниямирегулировать иностранные инвестиции по приоритетным отраслям экономики, целенаправленно развивать важнейшие отрасли экономикимасштабно осваивать западные регионы Китая, балансировать территориальное размещение иностранных инвестицийпоказано, что китайский опыт, накопленный в процессе присоединения к ВТО и членство в этой международной организации, оказывается полезным для России. На основании анализа процесса присоединения Китая к ВТО установлено, что условия присоединения к ВТО — это компромисс, вырабатываемый на переговорах и достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных обязательств. Для России важно определить национальные экономические интересы и приоритеты, выявить пределы обязательств и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения исследования могут быть использованы органами власти и руководителями предприятий для эффективного привлечения ПИИ в экономику КНР. Собранный материал представляет большой интерес для китайских исследователей, занимающихся вопросами иностранных инвестиций и макроэкономической стабилизацией, а также для аналитиков реального инвестиционного климата КНР.
Материалы диссертационного исследования будут полезны российским специалистам в процессе выработки стратегии привлечения иностранных инвестиций и вступления в ВТО.
Материалы диссертации были использованы канцелярией советника по торгово-экономическим вопросам посольства КНР в РФ при проведении сравнительного анализа для отдачи предпочтения системе взаимоотношений между Китаем и Россией с целью выбора оптимального механизма торгово-экономического сотрудничества двух стран.
Материалы диссертации нашли применение в процессе преподавания ряда экономических дисциплин, в частности при чтении спецкурсов «Экономика зарубежных стран», «Международная экономика», «Иностранные инвестиции в экономике зарубежных стран» на экономическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.
Апробация работы и публикации по теме диссертации.
Диссертация прошла апробацию на кафедре экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Основные положения диссертации опубликованы в 4 работах общим объемом 1,6 п. л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы. Основной текст работы изложен на 165 страницах, содержит 9 таблиц. Список литературных источников включает 127 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертации рассмотрен широкий круг вопросов, посвященных проблемам привлечения и использования в Китае прямых иностранных инвестиций. Много внимания в работе уделено анализу особенностей инвестиционного процесса после реформ и регулированию инвестиционной политики после вступления в ВТО. Результаты проведённых исследований позволяют сформулировать следующие выводы.
Правительством Китая был сделан верный выбор направления дальнейшего экономического развития страны. В полной мере оправдала себя, и даже превысила прогнозируемый результат политика привлечения и использования иностранных инвестиций. Последние, в свою очередь, оказали мощное каталитическое влияние на становление и эволюцию современной экономики Китая. Продуманное сочетание открытости экономического сектора и умеренного государственного контроля обусловило оздоровление производства, наращивание производственного потенциала и диверсификацию имеющихся отраслей.
В действиях правительства КНР можно выявить комбинирование передовых экономических теорий и обобщённого опыта зарубежных стран и ТНК, внедряемых в практику с учётом национальных особенностей. Важно отметить, что процесс развития актуальных экономических теорий и вопросов их внедрения в практику, активно стимулируется. Сложившиеся тенденции указывают на то, что процесс привлечения ПИИ в экономику страны не завершён и в ближайшем будущем не потеряет своей интенсивности.
Приходится констатировать, что, в современных условиях, мировое сообщество не может гарантировать пропорциональное развитие тех стран, внутренние резервы и ресурсы внутреннего рынка которых ослаблены. При этом, валовой объём, структура и технологический уровень ВВП большинства стран недостаточен для того, чтобы послужить надёжной основой качественного экономического роста. Кроме того, на внутреннюю инвестиционную активность этих стран оказывают существенное негативное влияние низкий уровень законодательно-правовой базы и политические проблемы. Нехватка инвестиционных ресурсов, связанная, как правило, с недофинансированием, ограничивает возможности развития экономики, как системы. Сказанное позволяет сделать вывод о целесообразности зарубежного инвестирования, как источника более быстрого, а главное, стабильного экономического роста таких стран.
В связи со сказанным, уникальность опыта Китая проявляется в эффективном внедрении широкомасштабных экономических реформ под «патронажем» командно-административной политической системы. Практика привлечения иностранных инвестиций в КНР демонстрирует сохранение суверенитета экономической и инвестиционной политики в стране. Такой сценарий развития событий стал возможен благодаря адаптированному к инвестиционной деятельности законодательству, поощряющему как отечественных инвесторов, так и приток капитала из-за рубежа.
Интенсивное привлечение зарубежных инвесторов — важная составляющая экономической политики страны. В последнее время ПИИ играют ключевую роль в процессе стимулирования экономического развития Китая. Экономический рост страны тесно связан с привлечением финансовых потоков из-за рубежа. Последние оказывают заметное благотворное влияние не только на экономику, но и на все остальные сферы социальной жизни в стране. Так, привлечённые инвестиции позволили восполнить пробелы в капитальном строительстве, ускорить освоение энергоресурсов, интенсифицировать развитие транспорта. Неоценимую роль в развитии страны играет возможность заимствовать передовые зарубежные технологии и технику.
Особая важность ПИИ, для развития экономики КНР, связана с продолжающимся процессом социалистического строительства и модернизации национальной экономики. Влияние зарубежных финансовых влияний проявляется, прежде всего, через прямое восполнение недостающих средств, развитие рыночной экономию! и расширение валютно-экспортных операций и увеличение налоговых поступлений. В тоже время, не меньшую ценность представляет весь спектр форм внешнеэкономического сотрудничества, помогающий стимулировать в частности развитие внешней торговли и заимствовать современные технологические и технические решения. Параллельно с этим процессом происходит создание новых рабочих мест и подготовка квалифицированных специалистов, а также реформирование предприятий, являющихся госсобственностью.
Привлечение в Китай зарубежных инвесторов осуществляется в нескольких основных формах. Наиболее распространёнными из них являются т.н. предприятия «трёх капиталов»: кооперационные, совместные и полностью основанные на средства зарубежных партнёров. В самом начале политики «открытого экономического пространства» (начало 1980;х гг.) особую популярность получили формы предприятий основанные на долевом участии в финансировании. Однако, с течением времени, всё большим предпочтением стали пользоваться фирмы со 100% иностранным капиталом. Основными причинами таких метаморфозов служат улучшение инвестиционного климата и совершенствование инвестиционной политики в Китае. Существенен также культурно-национальный аспект, обуславливающий расхождения в организации и управлении совместными инвестиционными проектами.
Важным фактором стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай — создание специальных экономических зон (СЭЗ). В число основных задача таких зон входит: строительство инфраструктурных объектов международного класса, стимулирование внедрения передовых зарубежных технологий в национальную местную промышленность, обеспечение роста экспортных операций. СЭЗ характеризуются разнообразием организационных форм и гибкой системой правового регулирования, позволяющей им легко адаптироваться (подстраиваться) к местным условиям. Эти качества обеспечивают более высокие темпы экономического роста в зонах эффективного освоения экономики КНР. К их числу относят: непосредственно специальные экономических зоны, зоны экономического и технического развития (ЗЭТР), зоны высоких технологий (ЗВТ), приграничные открытые зоны (ПОЗ), зоны свободной экономической торговли (ЗСТ).
Практика внедрения специальных экономических зон позволяет, словно на опытных моделях, отработать новые методы хозяйствования, внедрения рыночных механизмов, ослабление опеки со стороны государства. По ряду критериев, таким зонам принадлежит авангардная роль в реформировании всей экономики страны. В результате внедрения специальных (свободных) экономических зон значительно повысился размер ПИИ, доходы населения, количество и размер предприятий. Территории, за которыми закреплены специальные экономические зоны, служат базами развития современных высоких технологий, на предприятиях, работающих здесь всемерно поощряется развитие производства на экспорт.
Отраслевая структура распределения прямых иностранных инвестиций в Китае на протяжении 1980;2004 гг. непрерывно трансформировалась. Так в начале этого периода большая часть поступающих из-за рубежа финансовых средств «оседала» в наиболее трудоёмких отраслях перерабатывающей промышленности, таких как: производство одежды, обуви, сборка радиотехники и транспортных средств. В начале 1990;х гг. «центр тяжести» инвестиционного потока переместился в капиталоемкие отрасли — в сферу строительства недвижимости и производства электронного оборудования. В последние годы, для зарубежных инвесторов, помимо высокотехнологичных отраслей, всё большую привлекательность приобретает сфера услуг. Обозначенные метаморфозы тесно связаны с преобразованиями в экономической системе и с реконструкцией (дифференциацией и диверсификацией) отраслей промышленности Китая, ростом открытости страны для иностранного капитала.
Распределение инвестиций разрезе отдельных регионов страны происходит неравномерно. Провинции-лидеры по объёмам реализованных зарубежных инвестиции (в числе 12) относятся к Восточному региону. Основные причины столь неравномерного распределения ПИИ соответствуют долговременной стратегии развития выбранной правительством Китая. Характерными чертами этой стратегии служат: политика многоступенчатой открытости и льготных послаблений. Хорошо прослеживается желание руководителей КНР помочь окрепнуть своему наиболее сильному региону, чтобы в дальнейшем он смог принять на себя функции локомотива в развитии всей страны. Предпосылками такой стратегии служат: благоприятное экономико-географического положение данного региона, более высокий уровень развития всех видов инфраструктур, более подготовленная к развитию микрои макроэкономическая среда.
Процесс привлечения иностранных инвестиций в Китае тесно связан с развитием инвестиционной политики и может быть разбит на 5 основных этапов.
Первый этап (1979;1986 гг.) характеризуется созданием четырех особых экономических зон — Шеньчжень, Чжухай, Шаньдоу и Сямэнь, на которых впервые была опробована практика привлечения зарубежных средств в Китай.
На втором этапе (1987;1991 гг.) была внедрена система законодательства в отношении зарубежных инвесторов, которая позволила создать благоприятные условия для их экономической деятельности: значительно упростилась процедура регистрации предприятий с иностранным капиталом и были расширены полномочия местного руководства. В результате значительно увеличился приток зарубежных средств в страну.
На третьем этапе (1992;1996) происходила дальнейшая либерализация законодательства Китая по отношению к зарубежным инвесторам: для взаимодействия с иностранными партнерами было открыто экономическое пространство всей территории Китая. Это привело к значительному ускорению роста объемов ПИИ.
На 4-м этапе (1997;2001 гг.), в целях сохранения справедливости и конкуренции среди предприятий различного направления деятельности и форм собственности, Китай сократил число льгот для предприятий на основе зарубежного капитала. В результате приток ПИИ быстро сократился. Во избежание дальнейшего снижения числа инвесторов, в начале 1998 г. частично восстановлена льготная политика.
С момента вступления Китая в ВТО (2002 г.) начался новый этап развития в экономики страны. По мнению китайского правительства, на смену политике привлечения ПИИ должны прийти меры по улучшению инвестиционного климата и открытию внутреннего рынка для зарубежных предпринимателей. В рамках указанных целях планируется несколько «приоткрыть» такие закрытые ранее сферы как: внешняя и розничная торговля, туризм, консалтинговые услуги и др. Намечено также усилить меры по правовой защите иностранных инвестиций, включая защиту прав на интеллектуальную собственность, антимонопольное, антидемпинговое законодательство. При этом Пекин намерен сохранить контроль над ПИИ в отраслевом и территориальном аспектах.
Действующая в Китае система правового регулирования иностранных инвестиций реализуется посредством двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга механизмов — международно-правового и национально-правового. Управление иностранными инвестициями в рамках многостороннего международно-правового регулирования реализовано на основе многосторонних универсальных соглашений правовых институтов системы ООН, в соответствии с принципами многостороннего регионального регулирования. Причём главным способом двустороннего регулирования выступают двусторонние международные соглашения о поощрении и защите инвестиций. Основным способом двухстороннего урегулирования взаимоотношений являются двухсторонние международные соглашения о поощрении и защите инвестиций. Согласование общественного и индивидуального (частного) интересов участников инвестиционного процесса обеспечивается путём регулирования в национальном праве, включающим в себя большой правовой массив норм, законов и подзаконных актов, как публично-правового, так и частноправового характера. Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций особенно часто подвержено преобразованиям, реализуемым в соответствии с практикой регулирования инвестиционных отношений, как в стране, так и за рубежом.
Вступление Китая в ВТО создаёт необходимость пересмотра уже сформировавшихся подходов в сфере привлечения иностранных инвесторов. В частности, требует разрешения ряд закрепившихся проблем: отсутствие унификации в политике привлечения финансовых потоков, несбалансированность отраслевой и региональной структуры размещения инвестиций и др.
Опыт вступления Китая в ВТО может оказаться полезным и для России. Анализ этого опыта показывает, что процесс вступления в ВТО — это компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров и достигаемый в результате взаимных уступок и (часто жестких) обязательств. Здесь перед Россией стоит сложная задача — определить национальные экономические интересы и приоритеты, выявить пределы обязательств и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность. Из опыта вступления Китая в ВТО также следует, что для завершения этого процесса требуется длительное время.
Список литературы
- Положение об особых экономических зонах в провинции Гуандун. (Опубликовано Государственным советом 10 августа 1980 г. Пекин.)
- Положение о контрактах на передачу технологии. (Пекин. 1985 г.)
- Щ&ШШШЯЬШо Постановление Госсовета КНР о поощрении иностранных инвестиций. (Опубликовано Государственным советом 1 апреля 1986 г. Пекин. 1986 г.)
- Закон КНР о компаниях. (Опубликован 1 июля 1994 г. Пекин. Вступил в силу со дня опубликования 1 июля 1994 г.)
- Источники на русском языке:
- Баженова Е.С. Современная китайская экономическая мысль. М.: Изд. фирма «Вост. лит.». 1998.С.202.
- Ганшин Г. А. Экономическая реформа в Китае: эволюция и реальные плоды. М: Изд. «Вост. лит.» 1997. С. 188.
- Зубарев А.В. Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР. М: РАН, 1996, С. 210.
- Инвестиции. Под ред. Валдайцев В. И. М.: 2004 г. С. 69
- Кейнс. Дж. М. «Общая теория занятости, процента и денег», М., «Экономика», 1993 г.
- Китай: плюсы и минусы эволюционного перехода к рынку. М: 1996. С. 241.
- Новоселова JLB. Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1996. С. 289.
- Пивоварова Э.И. Социалистическая рыночная экономика: (Некоторые вопросы теоретического и практического поиска в КНР). М., 1994. с. 44.
- Портяков ВЛ. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина. М.:Изд. Фирма «Вост. лит.» РАН, 1998. С. 241.
- Потапов М.В. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия. М., 1999. С. 78−82.
- Реформа госсектора в промышленности КНР: проблемы и противоречия. Под ред. Рыбин. А.С. 2001. С. 245.
- Ремыга В.И. Экономическая реформа в последние 20 лет. М. наука. 1999. С. 303.
- Россия -2001 г. Экономическая конъюнктура. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. М., 2001, С. 84.
- Сазонов СЛ. Реформа системы управления промышленностью КНР. М.: Наука. 2002. С. 231.
- Харрод, Р.Ф. «К теории экономической динамики», М., «Иноиздат», 1959 г.
- Щетинин В.Д. Прямые иностранные инвестиции и роль некоторых азиатских стран в этом процессе. М., 1998. С. 89.
- Щетинина В.Д. «Правила рынка: иностранные инвестиции- внешняя торговля- трудовая миграция- конкурентоспособность- дипломатия- помощь». М: Международные отношения 1994 г.
- Экономическое развитие и внешняя торговля. Китай. Информационный бюллетень Посольства КНР в РФ. М: 2004.
- Экономическая реформа в КНР: успехи и проблемы: Пер. с кит. М: наука, 2002 г. С. 125.
- Бюллетень отечественного товаропроизводителя. М. 2001,№ 4,С.17.
- Внешнеэкономический вестник. М. 2003 г., № 48.
- Внешняя торговля. М. 2004 г.
- Вопросы экономики. М. 2003 г. 2004 г.
- Губайдуллина Ф. «Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация». Мировая экономика и международные отношения. 2003 № 2- С. 43.41. Коммерсант, № 57,2002.
- Мировая экономика и международные отношения, № 118, 2002 г.
- Мозиас П. Привлечение иностранного капитала в акционерной форме: опыт КНР. МэиМО. 1998. № 3. С. 108.
- Проблемы Дальнего Востока. 2000.2001.
- Российский экономический журнал. 2002 .
- Циганов Ю. КНР: борьба с перегревом экономики. МэиМО. 1998. С. 81.
- Источники на иностранном языке:47. ^H^^^Jdkik^j^j (Акционерно-кооперативная модель предприятий в Китае). Пекин, 1998. С.20−26.
- Ф «Анализ китайской экономики». Февраль 2003 г.
- ФШШйШ?о (Ван Дунцзин, Выбор политики КНР). Пекин, Из-о экономики и финасов Китая. 1997 г.50. 2000о (Ван Лолинь, Репорт иностранных инвестиций в Китае 2000). Пекин, 2000 г.
- ШРжЖШШШ. (Ван Шаохуа, Прямые иностранные инвестиции), Из-о Ухань. 1996 г.
- ЩЩШ, ЛЙ^ФШШ^ШШЖо (Го Сюцзюнь, Вступление в ВТО и новая стратегия использования иностранных инвестиций). Газета экономика, 2002 г.
- АйВШо «Жэньминь жибао». (Народная газета), Пекин. 18.05.1987- 10.12. 1990- 2001 г.
- ФШ 1997, § ШЖШ±о «Китай 1997». Изд. «Синьсин», 1998. Пекин. С. 28.65. ф «Китайская экономическая газета», Октябрь, 1997.
- Ф Щ 2002 о «Китай 2002». Цифры и факты. Пекин.2002 с. 36.
- Ф И 2004о «Китай 2004″ Издательство „Синьсин“. 2004 Пекин. С 3568. ^ШШт^ШШо Краткий статистический справочник Китая. 1997. Пекин. С. 38, 127.69. (Ли Янь, Специальные экономические зоны: новый путь развития). Пекин. 1998. С. 201−202.
- ШШ, (Линь Лин, Лю Шицин, О стратегии освоения западных регионов Китая). Из-о. Реформа, 2002 г.
- ФШШ^МЁ: ЙШЙйШо (Линь На, Экономическая реформа КНР: проблемы и перспективы). Пекин. 1997. С. 102−105.
- ЩШ^-^ЖШЯШШ&Шо (Линь Шучжун, Использование иностранных инвестиций и развитие экспортоориентируемой экономики). Из-о Чжунсинь. 1990 г.
- Сдерживающие факторы привлечения иностранных инвестиций после вступления Китая в ВТО). Пекинский университет, 2002 г.78. § Г^ЖШ±о (Мировая экономика. Из-о Синьхуа). Пекин. 1991. С-135.
- HI (Международные экономические новости). Пекин, от 12.04.1998. С. 204.
- ШИ'^Шо (Статистический ежегодник). Пекин. 1984 г. С. 7.- 1986 г. С. 78., С. 288.- 1988 г. С 18- 1997 г. С. 98- 1999 г. С. 253- 2002 г. С. 42−56, С. 99- 2003 г. С. 193- 2004 г. С. 228.
- ФЙЁ^Й. (Структураэкономики Китая). 1998 г. С. 75
- ШШШ, ФШ^ОТ№.(Сюй Цзицэ. Специальные экономические зоны Китая): пер, с кит. Новосибирск. 1993. С. 108.
- ЩММ, ФШШч&^о (У Цзинлянь. Экономическая реформа в КНР): Пер. с кит. М.: Наука, 1990, С. 302.
- ФйЁ^о (Факты и цифры, экономика Китая). 2003 г. Пекин. С. 256.87. ^ктшжтш&^^тттяштп&о (х0 бэньЦИ,
- ШШЁ» ^Ш^ЖШ&^бШ^йЖо (Цуй Синьцзянь, Решающие факторы стимулирования ПИИ в Китае). Пекин, 1998 г.1. Ж. К'ЬШ, (Цзян Сяоцзюань,
- Исследование научного исследования иностранных предприятий в Китае). Пекин, 2000 г.102.тт^ЦЩ^т^Шо (Цзян Дяньчунь, ТНК и структура рынка). Пекин, 2001.
- Ф, ^rik^^-^1яШ®Т Ir. о (Цзян Цзэчжун, Слияние предприятий и антимонополия). Пекин, 2000 г.
- Шэнь Бомин, Всемирная торговая организация и процесс вступления Китая в ВТО, учебник). Пекин, 2000 г.
- Ю5.Ш№ФИо Это-КНР. Пекин, 2001. С. 23.
- Юб.Щ-КФ, Чанчунь, Открытость центральных изападных регионов Китая). Из-о. Наука и техника, 2003 г.
- Beijing Review. 1995.№ 24, с. 19.
- Buckley, P.J. and Casson, M (1976), 'The Future of the Multinational Enterprise' (London, Macmillan 1976).
- Caves, R. E (1974), 'Cause of Direct Investment: Foreign Firm’s Shares in Canadian and U.K. Manufacture Industries', Review of Economics and Statistics, August 1974, Vol. 56 № 3, P279−293.
- China Daily, 11.07.1995China Daily. 11,07.2002-
- Dunning, J. H. and. Narula, Rajneesh. Foreign Direct Investment and Government, First edition/ New York: Rutledge, 1996.
- Dunning, J. H (1981), 'Explaining Outward Direct Investment of Developing Countries: In Support of the Eclectic Theory of International Production' in Kuma, К &Maleod, M.G. (ed.) Multinationals from Developing Countries, Lexington.
- Foreign Investment, Technology and Economic Growth, First edition -Calgary: University of Calgary Press 1991, P 200.
- Graham, E.M. (1978), 'Transatlantic Investment by Multinational Firms: a Rivalistic Phenomenon?' Journal of Post Keynesian Economics, 1:82−89.
- Hymer, Stephen H., (1976), 'The International Operations of National Firms: A Study of Direct Foreign Investment' (MIT Press).
- Kindleberger, Charles P. (1969), 'American Business Abroad' (New Haven: Yale University Press).
- Knickerbocker, F.T.(1973), 'Oligopolistic Reaction and the Multinational Enterprise' (Harvard University Press).
- Magee, Stephen (1977), 'Information and MNC: an Appropriability Theory of Direct Foreign Investment' in J. Bhagwati, ed. The News International Economic Order PP317−340, (MIN press 1977).
- UNCTAD, 'Government Policies and FDI', New York, Nov. 1991.
- UNCTAD, '1998 World Investment Report: Trends and Determinants', UNCTAD/WIR/1998.
- UNCTAD, 'World Investment report 2002', United Nations Publication.
- Vernon, Raymond (1966), 'International Investment and International Trade in the Product Life Cycle', The Quarterly Journal of Economics, Vol. 1, № 2, PP190−207.