Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование механизма устойчивого развития экономики предприятий на основе инженерного маркетинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из эффективных направлений расширения традиционного инструментария маркетинга может стать предложенный комплекс маркетинга в инженерной деятельности, как функция девяти переменных (people (потребитель), product (продукт), production (производственный процесс), price (цена), promotion (продвижение), place (место продажи), public relations (связи с общественностью), provider (доступ к сети… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Повышение конкурентоспособности предприятий на основе инженерного маркетинга
    • 1. 1. Новые подходы к эффективности функционирования 13 предприятий в современных условиях хозяйствования
    • 1. 2. Маркетинговое преобразование бизнеса на промышленном 26 предприятии
    • 1. 3. Концепция инженерного маркетинга
  • Глава 2. Комплекс инженерного маркетинга как важнейший 61 инструмент эффективной деятельности предприятия: теория и эмпирика
    • 2. 1. Интегрированная метрика комплекса маркетинга в 61 инженерной деятельности промышленного предприятия
    • 2. 2. Концепция бизнес-модели инженерного маркетинга и ее 79 влияние на результативность предприятия через инженерные решения
  • Глава 3. Перспективы развития комплекса инженерного маркетинга на промышленных предприятиях
    • 3. 1. Психоэвристическое программирование при принятии 102 инженерных решений
    • 3. 2. Роль маркетинговой службы в создании самообучающегося 125 предприятия

Формирование механизма устойчивого развития экономики предприятий на основе инженерного маркетинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью создания инструментов ускоренной адаптации рыночных механизмов к реальным изменениям экономических и управленческих процессов, которые позволят повысить эффективность производства, конкурентоспособность продукции на инновационной основе, преодолеть последствия кризиса и осуществить органичную модернизацию экономики более высокими темпами.

Одной из причин низкой эффективности многих российских промышленных предприятий является недостаточно высокий научно-технический и технологический уровень продукции. В решающей степени это объясняется неэффективностью менеджмента, слабым использованием современных методов и механизмов, характерных для рыночной системы хозяйствования второй половины XX и первого десятилетия XXI века.

Российская экономика в целом не адаптировалась в полной мере к реалиям мирохозяйственных процессов и условиям глобализации международного сотрудничества. В результате к объявленному началу всеобщего кризиса уровень инновационной активности, и, следовательно, конкурентоспособности предприятий России находился на уровне в 5−6 раз более низком, чем в промышленно развитых странах. Наиболее серьезная ситуация сложилась в машиностроительном комплексе, продукция которого должна отличаться высокой наукоемкостью, технологичностью и, вследствие этого, задавать параметры качества всем отраслям экономики России.

По данным рейтинга за 2009 год [25] в числе 400 крупнейших промышленных предприятий России всего 43 являются машиностроительными. Динамика объемов реализации их продукции по сравнению с другими предприятиями характеризуется наименьшими темпами за последние шесть лет, при этом многие из участвующих в рейтинге машиностроительных предприятий являются аутсайдерами и имеют существенные убытки.

Анализ, проведенный ведущими российскими экспертами в области экономики, подтверждает, что сложившаяся ситуация связана, прежде всего, с недостаточной конкурентоспособностью, низким качеством трудовых ресурсов, неэффективностью управленческих решений и, в целом, депрессивным состоянием машиностроительной отрасли. Исследование инновационного развития ресурсов машиностроения за последние 25 лет свидетельствует о его несоответствии инновационным циклам воспроизводства, необходимости обеспечения должной конкурентоспособности и, наконец, экономической безопасности России. При этом практически не используется значительное число факторов, носящих организационно-экономический характер и требующих минимального инвестирования для обеспечения существенного роста конкурентоспособности за счет повышения инновационного потенциала. Так, за период с начала перестройки (с 1985 года) по настоящее время не получили распространения большинство рыночных методов управления экономикой, в числе которых, прежде всего, следует назвать бенчмаркинг, стратегический маркетинг, стратегический контроллинг, многие финансовые методы и приемы, характерные для эффективного управления бизнесом. ;

Из вышеизложенного следует, что одним из основных направлений исследований, способствующих повышению инновационной активности, конкурентоспособности, продуктивности труда и производительности предприятий является создание механизма инженерного маркетинга, призванного существенно повысить эффективность инженерной деятельности. <

Инженерный маркетинг — это новая парадигма маркетинга, определяющая соответствующие, требования к инженерным кадрам. Работая в условиях рынка, они должны быть генератором прогресса как во внутренней среде (синтезируя через инженерные решения технические возможности предприятия и рыночные потребности), так и во внешней (привлекая потребителей и партнеров к разработке и адаптации товаров и услуг к изменяющимся внешним условиям).

Парадигма инженерного маркетинга должна быть по существу определяющей для экономики России, поскольку рыночные условия в нашей стране складываются менее четверти века и до сих пор пребывают на стадии формирования, тогда как исторически сложившееся за три-четыре столетия маркетинговое мышление инженеров в индустриально и технологически развитых странах позволяет им находиться на пике конкурентоспособности.

Технической компетентности в условиях инновационного бума без маркетингового мышления недостаточно для успешного позиционирования созданных нововведений на рынке, несмотря на их высокие технико-технологические параметры.

В этом смысле инженерный маркетинг представляется комплексным научным направлением, прививающим инженеру маркетинговое мышление и позволяющим системно решать научно-технические, организационные, производственные, экономические и социальные задачи. Знания рынка по всем направлениям инженерной деятельности, глубокое освоение системы бенчмаркинга, комплекса инженерного маркетинга, на мой взгляд, позволит: во-первых, профессионально определить полезность инноваций для удовлетворения потребностей потребителейво-вторых, направить профессиональную инженерную деятельность в русло предпринимательства.

Степень разработанности проблемы в научной литературе. По концептуальным основам маркетинга, вопросам формирования его комплекса и определению его эффективности в различных областях хозяйствования, в т. ч. на промышленных предприятиях, посвящены научные труды многих зарубежных и российских ученых. Из зарубежных специалистов наибольший вклад в развитие маркетинга и как науки, и как образа мышления, и как практической деятельности внесли Армстронг Г., Благоев В., Битнер М., Брунер Р., Борден Н., Буме Б., Вайнштейн П., Гист Р., Гренроос К., Гунтари П., Дихтль Е., Друкер П., Зак Б., Кокс К., Котлер Ф., Кренделл Р., Куллитон Дж., Лазарус Ш., Ламбен Ж.-Ж., Левитт Т., Маджаро С., Мазур П., Маккатрик Дж.Д., Мефферт Х.^ Наерт Ф., Нишлаг Р., Район У., Револьд С., Роджер Л. В., Скотт Дж., Траут Дж., Уоршоу М., Фрай А., Херштейн X., Чэпмен Р., Швальбе X., Эванс Дж.Р. и др. ¦>

Среди отечественных исследователей особенно следует отметить труды Абрамишвили Г. М., Голубкова Е. П., Костоглодова Д. Д., Кравцовой В. И., Кулакова С. Н., Любановой Т. П., Океановой З. К., Пашкуса Ю. В., Соловьева Б. А., Сребника Б. В., Третьяк O.A., Федько В. П. и других авторов.

Проблемы современного развития науки, техники, управления научно-техническими нововведениями, маркетинговой ориентации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, рынка технологий, бережливого производства посвящены работы ученых: Ансоффа И., Багаутдиновой Н. Г., Брайта Дж., Буча Ю. И., Вумека Дж. П., Джонса Д., Зозулева A.B., Ковалева А. И., Колесниковой М. А., Кузыка Б. Н., Лайкера Джеффри К., Левита Т., Любановой Т. П., Майера Д., Мамонтова А. Н., Твисса Б., Яковца ЮЛЗ. и других авторов.

Исследованию концепции бизнес-модели и ее элементов также посвящен ряд публикаций ученых: Вайля П., Горджина Дж., Кантрелла С., Линдера Дж., Остервальдера А., Петеровича О., Розенблума Р., Фешерина М., Хамеля Г., Чесбруха Г. и др.

Вместе с тем, в исследованиях не нашли отражения теоретические и практические аспекты маркетинга применительно к инженерной деятельности, а именно привитие маркетингового мышления, позволяющего развить функции управления конкурентоспособностью на инновационной основе в целях устойчивого развития России в рыночной среде. Исходя из анализа управленческих проблем, возникающих в повседневной деятельности при принятии инженерных решений, необходимости ускоренного инновационного развития российских предприятий и обеспечения конкурентоспособности не только продукции, предприятий, но и инженеров на современном рынке труда, в диссертации обоснован подход к формированию, помимо профессиональных, специфических рыночных компетенций и знаний инженерных кадров. В сочетании с актуальностью проблемы выделены цель и задачи исследования. *.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в повышении эффективности деятельности промышленных предприятий на основе формирования маркетингового инструментария в инженерной деятельности.

Цель исследования определила содержание следующих задач:

— выявить причины неэффективного развития промышленных предприятий, обосновать и предложить соответствующие мероприятия по внедрению инструментария инженерного маркетинга, поскольку от использования инженерными службами современных рыночных механизмов зависит инновационная активность и конкурентоспособность предприятия;

— обосновать концепцию инженерного маркетинга и характеристику элементов его комплекса, как функции многих переменных (КИМ = / (9Р)), определить возможность и необходимость введения маркетингового инструментария в функции инженерной деятельности в целях повышения эффективности функционирования промышленных предприятий в посткризисный период и на начальных этапах модернизации;

— разработать бизнес-модель инженерного маркетинга на предприятии, состоящую из девяти взаимосвязанных блоков и сконцентрированную на создании для потребителя определенной ценности и получении предприятием прибыли;

— обосновать интегрированную метрику инженерного маркетинга с помощью психоэвристического программирования для принятия инженерных решений;

— уточнить функции маркетинговой службы и разработать рекомендации по совершенствованию ее структуры при создании самообучающегося предприятия.

Логика диссертационного исследования заключается:

— в рассмотрении маркетинга как элемента, играющего координирующую и интегрирующую роль в деятельности предприятия, в выделении особого вида маркетинга в инженерной деятельности (инженерного), направленного на создание, производство и реализацию продукции, услуг, нужных потребителю, с использованием расширенного маркетингового инструментария при принятии инженерных решений;

— в разработке бизнес-модели инженерного маркетинга для российских промышленных предприятий и ее практическом применении с помощью методов психоэвристического программирования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования в диссертации являются промышленные предприятия, функционирующие в условиях динамичной рыночной среды.

Предметом диссертации являются проблемы устойчивого функционирования экономики промышленных предприятий в рыночной системе хозяйствования.

Область исследования соответствует разделу паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность), в частности пункт 15.2. «Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий».

Теоретико-методологической основой исследования послужили положения экономической теории, теории маркетинга, бенчмаркинга, концепции комплекса маркетинга и его элементов, теории бизнес-моделей и бизнес-моделирования, теории психоэвристического программирования.

Инструментарно-методический аппарат исследования. Адекватность и обоснованность авторских выводов и разработок обеспечены применением методов: сравнительного сопоставления, анализа, синтеза, группировки и систематизации теоретического материала, экономико-статистического анализа, психоэвристического моделирования, прогнозных и экспертных оценок.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена материалами монографий, научных публикаций российских и зарубежных ученых, аналитических данных, опубликованных в научной литературе и периодических изданиях российской и зарубежной экономической мысли, официальными статистическими сведениями, а также материалами Интернет-ресурсов и фактических данных, полученных в результате проведенных автором исследований.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании парадигмы инженерного маркетинга, наиболее полно отвечающей условиям перехода мировой экономики на инновационный путь развития и усиления международной конкуренции, а также теоретико-методологических основ использования комплекса инженерного маркетинга как интегрированной метрики инженерной деятельности для повышения эффективности функционирования промышленных предприятий в современных условиях хозяйствования.

Элементы научной новизны диссертационного исследования заключаются в следующих положениях: 1.

1. Определении различия между двумя подходами в маркетинге:

— управление маркетингом — управление службой маркетинга;

— маркетинговое управление — управление предприятием, основанное на принципах и функциях маркетинга при его координирующей и интегрирующей роли (маркетинг-менеджмент).

2. Разработке концепции инженерного маркетинга как новой парадигмы маркетинга, позволяющей соединить в инженерной деятельности высокий технико-технологический профессионализм с маркетинговым мышлением.

3. Создании маркетинговой модели и концептуальных основ рынка научно-технических нововведений, определении свойственных ему особенностейформулировании основных задач инженерной деятельности в рыночной системе воспроизводственных процессов в промышленности.

4. Авторской концепции комплекса инженерного маркетинга в виде формулы КИМ = / (9Р) (people, product, production, price, place, promotion, public relations, provider, processing), в большей степени отражающей маркетинговые инструменты в профессиональных функциях инженера, позволяющей на основе рыночно-ориентированных инженерных решений повышать эффективность производства, отвечая на вопросы: Для кого? Что? По какой технологии изготовлено? По какой цене реализовано? Кем произведено? Где реализовано? Каким способом? Как использован Internet? Какие использованы программные средства? Это лишь первый, начальный этап в использовании инженерного маркетинга.

5. Определении сущности бизнес-модели как способа ведения предпринимательской деятельности на основе определенной структурной наполняемостивозможности использования в отечественной практике разработанной зарубежными специалистами классификации бизнес-моделейпредложенной бизнес-модели инженерного маркетинга в виде «каркаса» из девяти блоков, включающих соответствующие инструменты воздействия на целевой рынок.

6. Методике реализации бизнес-модели инженерного маркетинга с помощью психоэвристического программирования по ее блокам с использованием эффективных методов экспертных оценок (бизнес-модель на основе системы Expert Choice, включающая доминантную, разделительную, лексикографическую модели, модели ограничений, прямой комплексной оценки, соответствия эталону).

7. Системном анализе деятельности служб маркетинга в организационных структурах отдельных российских предприятий промышленности. По его результатам внесены предложения, направленные на. повышение статуса службы маркетинга и включение в ее сферу инженеров различных специальностей в целях создания конкурентоспособной продукции на всех стадиях воспроизводства, используя при этом идеологию маркетингового мышления инженеров всех уровней.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в разработке интегрированной концепции маркетинга в инженерной деятельности, комплекса инженерного маркетинга для достижения целей устойчивого, конкурентоспособного развития промышленных предприятий на инновационной основе. Практическое значение полученных результатов состоит:

— в возможности реализации на предприятиях разработанной бизнес-модели инженерного маркетинга с помощью психоэвристического программирования, что подтверждается результатами апробации;

— в предложениях по эффективной организации интегрированной системы маркетинга в структурах управления промышленных предприятий.

Апробация результатов исследования. Основные положения и практические рекомендации диссертационного исследования обсуждены на заседаниях кафедры «Инженерная экономика и маркетинг» Донского Государственного Технического Университета (инженерный маркетинг включен в рабочую программу по дисциплине «Маркетинговое управление» для всех технических специальностей Донского Государственного Технического Университета), приняты к использованию во ФГУП «ГКБ «Связь» (г. Ростов-на-Дону), рассмотрены на различных конференциях, в том числе, международных, изложены в 9 публикациях: «Роль маркетинговой службы в организации эффективного развития предприятия» (Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе: сборник статей, Пенза, 2008) — «Концепция инженерного маркетинга предприятия» (Будущие проблемы современной науки-2008: материалы IV международной научно-практической конференции, София: «БялГРАД-БГ» ООД, 2008) — «Инженерный маркетинг как инструмент эффективной деятельности предприятия» (журнал «Экономика, Социология, Право», Москва, 2008. — № 6) — «Комплекс маркетинга в инженерной деятельности» (Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие: сборник материалов VI международной научно-практической конференции, Пенза: ПГСХА, 2008) — «Инженерный маркетинг на предприятии сельхозмашиностроения» (Сборник международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 2009) — «Роль маркетинга в инженерной деятельности» (Маркетинг и общество: сборник материалов IV международной научно-практической конференции, Казань: КГФЭИ, 2009) — «Новая парадигма маркетинга (в порядке дискуссии о развитии новой логики маркетинга)» (Актуальные проблемы современной науки и образования: межвузовский сборник научных трудов, Ростов-на-Дону: издательство ЮФУ, 2009) — «Концепция инженерного маркетинга» (Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развитие процесса интеграции высшего образования России на основе Болонских принципов», МГУ им. Ломоносова М. В., экономический факультет, 2009) — «Зарубежный опыт использования бизнес-моделей в предпринимательской деятельности» (Актуальные проблемы современной науки и образования: межвузовский сборник научных трудов, Ростов-на-Дону: издательство ЮФУ, 2009), общим объемом 2,77 п.л., в том числе личный вклад автора 1,71 п.л., в публикации в научно-техническом журнале «Вестник РГУПС» № 4, 2009, рецензируемом ВАК, на тему «Разработка бизнес-модели инженерного маркетинга и ее реализация для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий (на примере транспортно-экспедиторской компании)» общим объемом 0,62 п.л., в том числе личный вклад автора 0,62 п.л., а также отражены в выступлениях автора в научно-практических конференциях кафедры «Инженерная экономика и маркетинг» в 2008;2009 гг.

Внедрение результатов исследования проводилось на предприятии оборонной промышленности Федеральном Государственном I Унитарном Предприятии «Государственном Конструкторском Бюро «Связь» (г. Ростов-на-Дону), что подтверждено соответствующим документом.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа последовательно раскрывает цель и задачи исследования, состоит из введения, трех глав, содержащих семь разделов, заключения, библиографического списка, включающего 121 информационный источник, и девяти приложений. Она проиллюстрирована 29 рисунками и 19 таблицами.

Выводы по третьей главе.

Результаты проведенного в третьей главе исследования показывают, что одним из способов реализации бизнес-модели инженерного маркетинга может быть использование методов психоэвристического программирования при принятии инженерных решений. На основе адаптации исследований В. В. Малых в сфере психоэвристического программирования предложена бизнес-модель экспертных оценок системы ЕхС, которую, можно использовать в практической предпринимательской деятельности отечественных промышленных предприятий для выявления товаров, соответствующих потребительским предпочтениям, выбора комплектующих и поставщиков для предприятия, наиболее эффективного способа транспортировки готовой продукции и т. д.

Шестикомпонентная бизнес-модель ЕхС апробирована на анализируемом предприятии ФГУП «ГКБ «Связь».

Проведен анализ экспертных оценок по нескольким предприятиям-конкурентам исследуемой организации в целом по бизнес-модели инженерного маркетинга, выделен лидер и обращено внимание на необходимость развития соответствующих элементов комплекса инженерного маркетинга по исследуемому предприятию.

Отмечено, что бизнес-модель инженерного маркетинга с помощью методов психоэвристического программирования можно реализовать на компьютере, что еще более облегчает процесс проведения анализа и принятия решений.

Предложены решения по совершенствованию организации службы маркетинга на промышленных предприятиях. В современных условиях хозяйствования все в большей мере приходит правильное понимание самого термина «маркетинг» и его ключевой роли в управлении организацией. В этом аспекте большую роль может играть сама служба маркетинга, ее статус в структуре управления, взаимоотношения с другими функциональными подразделениями, координирующая и интегрирующая роль, и, что не менее важно, целенаправленность на производство конкурентоспособной продукции, для чего, как нам представляется, необходимо включение в состав службы маркетинга представителей инженерных служб и выработка рыночного мышления у всего промышленно-производственного персонала. :

Проведенный с помощью систем СЦСТДК и СДВ анализ предпринимательской деятельности ФГУП «ГКБ «Связь» свидетельствует об отсутствии маркетинговой идеологии на этом предприятии, что может быть одной из причин сегодняшнего нестабильного и сложного положения предприятия на рынке оборонной промышленности. В связи с этим, были рекомендованы предложения по совершенствованию организации службы маркетинга на исследуемом предприятии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам диссертационного исследования сформулированы следующие выводы и предложения:

В настоящее время на отдельных предприятиях промышленности России уже формируются концептуально новые подходы к устойчивой конкурентоспособности на инновационной основе. Они свидетельствуют о наличии в стране инновационного потенциала, необходимых средств, возможностей и способностей создавать конкурентоспособную продукцию благодаря ряду конкурентных преимуществ. Основными отличительными особенностями таких предприятий, как правило, являются высокое качество продукции, ориентация на потребителя и высокая инновационная активность.

Уточнено, что инновационное развитие экономики во многом определяется императивом его технологической и организационной модернизации и зависит от сочетания профессиональной и предпринимательской (рыночной) составляющих при подготовке инженерных кадров. Сложившееся несоответствие образовалось в результате изменения общественно-экономической системы в России и длительного переходного периода, сказавшихся на конкурентоспособности российских предприятий и их продукции, что проявилось в снижении позиций российского бизнеса на внутреннем и внешнем рынках.

В этом аспекте предлагается новый подход в деятельности российских предприятий промышленности, ориентирующий на повышение качества выпускаемой продукции, в виде инженерного маркетинга, предполагающего освоение инженерно-техническими службами рыночных механизмов достижения конкурентоспособности продукции и предприятия, в т. ч. инноватики, бенчмаркинга и других рыночных методов, механизмов, инструментов.

Анализ различных определений понятия «маркетинг» показал, что до настоящего времени не выработано единого определения его сущности как вида предпринимательской деятельности, стиля мышления, рыночной ориентации, философии бизнеса, социального процесса, коммуникаций, управленческого процесса и т. д. Терминология маркетинга постоянно обновляетсяфеномен маркетинга заключается в его открытости и адаптивности к реалиям трансрыночной системы хозяйствования.

Использование инженерного маркетинга позволяет создать среду для устойчивой конкурентоспособности на инновационной основе и социализации производственных отношений. Многоликость маркетинга — в его плюрализме, что объясняется: во-первых, углублением и выделением в самостоятельные дисциплины отдельных блоков маркетинговой деятельности (исследование рынкамаркетинг взаимодействияфинансовый маркетингмаркетинговые коммуникации и пр.), и, во-вторых, необходимостью рыночной ориентации таких традиционных дисциплин, как экономика, управление, психология, социология поведения потребителей и пр. и, как следствие, интеграцией маркетинга в эти дисциплины.

Уточнено в диссертации понятие маркетинга промышленного предприятия как единого управленческого процесса, при котором на основе спроса и предложения формируется стратегия предприятия и определяются этапы его долгосрочного развития при изменениях внешней среды.

Маркетинг на предприятии предлагается рассматривать в трех ипостасях:

— как ориентированное мышление всего промышленно-производственного персонала на потребителя;

— как систему управления, т. е. совокупность служб, осуществляющих деятельность по достижению устойчивой > конкурентоспособности на инновационной «основе- ¦ I.

— как технологию деятельности, непосредственно связанную с рыночной средой. !

Предложен подход к пониманию управления маркетингом как службой, и маркетингового управления (маркетинг-менеджмент) как управления предприятием, основанного на принципах и функциях маркетинга, выполняющего координирующую и интегрирующую роль.

Учитывая, что наука и техника, научно-технические нововведения играют ключевую роль в эффективной работе предприятия, делается вывод, что в рыночных условиях хозяйствования любой инженер должен овладеть маркетингоориентированным подходом к решению всех научно-технических, организационных, производственных и социальных задач, возникающих в его деятельности. Инженер, опираясь на маркетинг как инструмент адаптации к требованиям современности и необходимости обеспечения резервов для опережающего развития в условиях непрерывно усиливающейся конкуренции, должен рассматривать определенные инженерные решения с точки зрения уникальности, лидерства, ценности для потребителя, возможности выбора модификации и т. д. и т. п. В результате инженерный маркетинг становится неотъемлемой функцией организации, связанной с созданием, производством и реализацией продукции, послепродажных услуг, через расширенный комплекс соответствующих рыночных инструментов.

В этом аспекте предложена новая парадигма маркетинга — инженерный маркетинг, как рыночная ориентация инженерной деятельности, направленная на создание, производство и реализацию товаров и услуг, нужных потребителю, на основе использования расширенного маркетингового инструментария при принятии инженерных решений. Инженерный маркетинг ориентирован на активный поиск новых форм организации бизнеса с помощью инженерных решений, отвечающих следующим требованиям:

— профессионализм в сочетании с рыночной ориентацией;

— повышение инновационной компоненты организации через научно-технические нововведения;

— участие потребителя в производственном процессе через кастомизацию, персонификацию;

— повышение гибкости организации путем постоянного совершенствования производственного процесса;

— снижение затрат на производство и реализацию продукции;

— постоянное обучение маркетингу промышленно-производственного персонала предприятия- 1.

— создание самостоятельной конкурентоспособной самообучающейся организации.

Сформирована концепция инженерного маркетинга, как управление научно-техническими нововведениями на основе маркетингового мышления и маркетинговой идеологии инженерных служб, опережающее научно-технический прогресс, по всем функциональным направлениям деятельности промышленного предприятия (в научно-исследовательской и опытно-конструкторской, производственной, сбытовой сферах), в соответствии с его целями и задачами.

Проведено исследование существующих концепций комплекса маркетинга в зарубежной практике, систематизированы соответствующие подходы с позиций включаемых в них элементов и области их применения. Представлена критика традиционного комплекса маркетинга 4P (product, price, place, promotion) в части несоответствия требованиям потребителя и неопределенности теоретической базы. Выявлено, что в рамках использования данной концепции маркетинговая активность будет наблюдаться только в отделе маркетинга при снижении ответственности других отделов, и, как следствие, на предприятии будет развиваться изоляция маркетинга от процессов создания и производства продукции и снижение ориентации на рынок и потребителя.

Одним из эффективных направлений расширения традиционного инструментария маркетинга может стать предложенный комплекс маркетинга в инженерной деятельности, как функция девяти переменных (people (потребитель), product (продукт), production (производственный процесс), price (цена), promotion (продвижение), place (место продажи), public relations (связи с общественностью), provider (доступ к сети Интернет), processing (использование информационных технологий и систем). Комплекс инженерного маркетинга в исследовании представлен как формула: КИМ = f (9Р), с помощью которой можно профессионально ответить на вопросы: Кому? • Что? По какой технологии изготовлено? По какой цене реализовано? Кем произведено? Где реализовано? Каким способом? Как использован Internet? Какие использованы программные средства?

Уточнено понятие бизнес-модели как способа ведения предпринимательской деятельности через структурную наполняемость ее воспроизведения. На основе анализа зарубежной литературы представлены различные виды бизнес-моделей для возможности практического использования в отечественной практике.

Сформулирована концепция бизнес-модели инженерного маркетинга, направленная на:

— формализацию взаимосвязанных маркетинговых средств оптимального воздействия предприятия на целевой рынок через инженерные решения;

— формирование «рыночного образа мышления и образа действия» посредством профессионализма инженеров всех уровней и их маркетинговой идеологии.

Предполагая, что инновационный потенциал предприятия во многом зависит от инженерного состава, определено, что бизнес-модель инженерного маркетинга ориентирована на получение конкурентоспособной продукции, нужной потребителю, и зависит от маркетинговой идеологии инженерных служб предприятия, и именно через использование бизнес-модели инженерного маркетинга может возникнуть единство, которое приведет к ключевым факторам успеха в современных условиях хозяйствования. I.

Концепция бизнес-модели инженерного маркетинга, по сути, является инструментом инновационного развития, предлагая научно-технические нововведения на всех стадиях создания, производства и реализации продукцииее применение способствует созданию своего, российского пути ведения бизнеса с выделением двух основных компонентов: маркетинговой идеологии инженерной деятельности и постоянного совершенствования процесса создания, производства и реализации продукции.

Определены главные цели предприятия, затрагивающие бизнес и работников через краткои долгосрочное воздействие его внутренней и внешней среды, и главная цель инженерной службы через весь комплекс инженерного маркетинга. Сделан вывод о том, что помимо традиционного влияния на цепочку создания ценности у потребителей, связанного с институциональной ролью в экономике различных классов работников предприятия, большую роль могут сыграть инженеры, обладающие маркетинговым мышлением, которые с учетом знания рынка и своего профессионализма в лучшей степени, чем маркетологи, повлияют на результативность бизнеса через предлагаемый комплекс инженерного маркетинга с помощью инженерных решений.

Предложена методика реализации бизнес-модели инженерного маркетинга с использованием методов психоэвристического программирования при принятии инженерных решений на основе адаптированной системы ЕхС, которая позволяет с определенной эффективностью формализованно производить анализ ситуации и выбор варианта по всем блокам бизнес-модели инженерного маркетинга и их составляющим.

Определена роль маркетинговой службы в создании самообучающегося предприятия, исходя из того, что маркетинг должен быть делом не конкретного подразделения, а каждого сотрудника фирмы, и для эффективного хозяйствования необходима маркетинговая идеология всех служб предприятия — только в этом случае необходимость службы маркетинга оправдана. ;

Каждое предприятие, как живой организм, индивидуально и каждому должна быть свойственна та структура управления, которая соответствует его миссии, целям, задачам, стратегиям развития и дальнейшего роста. Многое зависит от принятой рыночной идеологии руководства предприятия и той роли маркетингового отдела, которая определяется и высоким статусом, и координирующей и интегрирующей ролью маркетинга среди других функциональных подразделений предприятия, и способностью обучения всего промышленно-производственного персонала и, прежде всего, инженерных служб маркетинговому мышлению.

В целом, концепция инженерного маркетинга, высокий статус отдела маркетинга и его координирующая и интегрирующая роль, а также применение бизнес-модели инженерного маркетинга для обеспечения рыночной ориентации инженерных решений, будет способствовать созданиюпроизводству и реализации конкурентоспособной продукции на инновационной! основе и, соответственно, позволит повысить эффективность деятельности многих промышленных предприятий в рыночных условиях хозяйствования.

147 '.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Керр К. Менеджмент, ориентированный на потребителя. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 288 с.
  2. С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Финпресс, 2002. — 320 с.
  3. О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг. — М.: Дело, 2000. 150 с.
  4. И. Новая корпоративная стратегия. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 1999.-416 с.
  5. Н.Г. Промышленный маркетинг. М.: Экономика, 2004. — 238 с.
  6. Г. Л., Тарасевич В. М. Анн X. Маркетинг: учеб. для ВУЗов / Под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: Экономика, 1999. — 703 с.
  7. И.С. Маркетинговый анализ: Принципы и практика, российский опыт. М.: Эксмо, 2002. — 400 с.
  8. Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. СПб.: Питер, 2001. — 864 с.
  9. Р. Маркетинг от потребителя. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. — 760 с.
  10. Ю.Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах. София: издательство Д-р Петр Берон, 1989.-425 с.
  11. П.Браверман A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. -М.: Экономика, 1997. — 639 с.
  12. Э., Эклс Р., Ридер Р. Бизнес-маркетинг. М.: издательский дом Гребенникова, 2007. — 736 стр.
  13. Дж. Р. Информационные технологии в маркетинге. СПб.: Питер, 2001.-270 с.
  14. И.Васильев Г. А., Гайдайенко Т. А. Маркетинг. М.: Юнити, 2001. — 238 с.
  15. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниэл. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина бизнес букс, 2008. — 473 с.
  16. Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. М.: Эксмо, 2005. — 496 с.
  17. П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 165 с.
  18. В.И. Управление качеством. — М. — Ростов-на-Дону: издательский центр МарТ, 2003. 400 с.
  19. A.M. Маркетинг. — М.: издательский дом Дашков и К, 2003. 728 с.
  20. Э. Та самая цель. М.: Логос, 2004. — 453 с.
  21. Е.П. Основы маркетинга. — М.: Фин-пресс, 2004. — 656 с.
  22. Я. Маркетинг партнерских отношений. СПб.: Питер, 2001. — 384 с.
  23. Гренроос Кристиан. Маркетинг взаимодействия: диапазон стратегий. — М.: Инфра-М, 2006. 25 с.
  24. Д., Кабалинский Д. Разделенные нефтью // Журнал Эксперт «400 крупнейших компаний России под бременем кризиса». — 2009 № 38 (675). -С. 98−108.
  25. Д., Кабалинский Д. Удержать траекторию // Журнал Эксперт «400 крупнейших компаний России». 2007 — № 36 (577). — С. 28−34.
  26. Дж. Маркетинг: новые возможности. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 205 с.
  27. Т. Управление маркетингом. М.: Инфра-М, 2001. — 334 с,
  28. Я., Уейстхоф X. Маркетинг: теория и практика. М.: ГАУ, ЦМ, 2002. — 322 с.
  29. Д. Принципы и практика маркетинга: уч. пособие. М.: Вильяме, 2000. — 688 с.
  30. П. Управление маркетингом. -М.: БИНОМ, 1998. 320 с.
  31. ЗГДихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.: Высш. шк., 1995. — 252с.
  32. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. — СПб.: Питер, 2001. -480 с.
  33. Ф.П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992. — 350 с.
  34. Ф.П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Фаир-Пресс, 1998. — 288 с.
  35. А.П. Маркетинговые исследования. — М.: ТетраСистемс, 2009. — 160 с.
  36. Р., Мэссен. А. Маркетинг. М.: Смартбук, 2010. 128 стр.
  37. Классика маркетинга. / Сост.: Б. М. Энис, К.Т.?Кокс, М. П. Моква СПб.: Питер, 2001.-752 с.
  38. E.H. Маркетинг: учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002.-282 с.
  39. E.H. Менеджмент: учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.-302 с.
  40. А.И. Промышленный маркетинг. Части I и II. М.: ООО Фирма Благовест-В, 2002. — 256 с.
  41. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 254 с.
  42. Т. 300 самых быстрых. Рейтинг наиболее динамичных компаний России. Стратегии развития в финансовом вакууме // Журнал Секрет фирмы. -2009 № 10 (291). — С. 20−32.
  43. A.B. Маркетинговые исследования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -304 с.
  44. Ф. Маркетинг от, А до Я. СПб.: Издательский Дом Нева, 2003. — 224 с.
  45. Ф. Маркетинг-менеджмент: экспресс-курс, 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 896 с.
  46. Ф. Маркетинг XXI века. СПб: Питер, 2005. 425 с.
  47. Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1991. 736 с.
  48. Д. Стратегический маркетинг. М.: Вильяме, 2003. — 512 с.
  49. Н. Маркетинг как стратегия. М.: Претекст, 2008. — 352 с.
  50. С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешторгиздат, 1994. — 173 с.
  51. Лайкер Джеффри К., Майер Д. ДАО TOYOTA. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 402 с.
  52. Лайкер Джеффри К., Майер Д. Практика ДАО TOYOTA. Руководство по внедрению принципов менеджмента. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 584 с.
  53. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. СПб.: Питер, 2004. — 800 с.
  54. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива. М.: Наука, 1996.-589 с.
  55. Л.С., Пантелеева Е. К. Маркетинговый анализ: инструментарий и кейсы. М.: Экономисть, 2007. — 170 с.
  56. Т.П., Мясоедова Л. В., Олейникова Ю. А. Стратегическое планирование на предприятии: учебное пособие для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. Серия «Экономика и управление». — М.-Ростов-н/Д: ИКЦ МарТ, 2009. — 400 с.
  57. Т.П., Калашникова H.A. Знакомьтесь, маркетинг! Ростов-н/Д: РО ВОИВТ, 2005.-170 с.
  58. Е.И. Маркетинговые коммуникации. 2-е изд. М.: издательский дом Дашков и К, 2009. — 256 с.
  59. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000.-320 с.
  60. Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1988 — 400 с.
  61. , В.В. Современные методы практического маркетинга: Стратегии, прикладные методы, тренинги и практикум. М.: МПСИ НПО МОДЭК, 2008. -232 с.
  62. В.Д. Маркетинг-менеджмент. Новосибирск: Экор-книга, 2005. -204 с.
  63. Менеджмент для инженера в 3 частях. / Под ред. Э. С. Минаева. М.: Высш. шк., 2002. 359 с.
  64. М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992.-702 с.
  65. С. Промышленный маркетинг. М.: Вильяме, 2003. — 208 с.
  66. H.A. Прикладной маркетинг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 371 с. 71.0кеанова З. К. Маркетинг, учебник. М.: Проспект, 2007 424 с.
  67. Основы маркетинга. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. 2-е европ. изд. — М.: Вильяме, 1998. — 1056 с.
  68. А.И. Основы практического менеджмента. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-288 с.
  69. А.П. Маркетинг. М.: Институт международного права и экономики имени A.C. Грибоедова, 1999. — 261 с.,
  70. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). -М.: Прогресс, 1986. 423 с.
  71. М., Такеути X., Сакакибара М. Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать? М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 262 с.
  72. Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2000. — 256 с.
  73. Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 256 с.
  74. Розенвальд Питер Дж. Маркетинг, приносящий прибыль. — М.: Гроссмедиа, 2008.-384 с.
  75. В.Н. Гибкое развитие предприятия, анализ и планирование. М.: Дело, 2000. — 376 с.
  76. В.Д. Практический маркетинг в России. — М.: Наука, 2002. 210 с.
  77. Семь нот менеджмента, 6-е изд. / Под ред. Кондратьева В. В. М.: Эксмо, 2007. — 832 с.
  78. П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. М.: Юнити-Дана, 2001.- 122 с.
  79. .А. Маркетинг, учебник для программы MBA. М.: Инфра-М, 2007. -383 с.
  80. .А. Управление маркетингом. М.: Инфра-М, 1999. — 307 с.
  81. .В. Маркетинг. М.: Высшая школа, 2005. — 359 с.
  82. В.А. Управление маркетингом на предприятии. -М.: ХОРС-2, 2004. -238 с.
  83. К., Браун П. Клиенты на всю жизнь. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. 240 с.
  84. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.-271 с.
  85. Теория маркетинга: История, методология, концепции, стратегии. / Под ред. М. Бейкера. СПб.: Питер, 2002. — 462 с.
  86. В.М. Маркетинг: Новые технологии в России. СПб.: Питер, 2001. -416с.
  87. А.Б. Маркетинг и управление инновациями. СПб.: Питер, 2001. — 240 с.
  88. Г. М., Мальков К. В., Туницкий Д. В. Маркетинг нового тысячелетия. Моделирование пути к успеху. — М.: Поколение, 2008. 256 с.
  89. Дж. Новое позиционирование. СПб.: Питер, 2000. — 192 с.
  90. O.A. Маркетинг: новые ориентиры модели управления. М.: Инфра-М, 2009. — 403 с.
  91. И.В. Интернет-маркетинг, учебник. СПб.: СПГУЭиФ, 2003. — 130 с.
  92. Р.А. Стратегический маркетинг. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  93. В.Н. Управление маркетингом. М.-Ростов-н/Д: МарТ, 2006. — 208 с.
  94. В.П., Федько Н. Г., Шапор О. А. Маркетинг для технических ВУЗов. — Ростов-н/Д: Феникс, 2001. 480 с.
  95. В.П. Основы маркетинга. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 416 с.
  96. П. Теория и практика современного маркетинга. Полный набор стратегий, инструментов и техник. М.: Фаир-пресс, 2002. 158 с.
  97. А. Менеджмент для инженеров. СПб.: Папирус, 2001. — 427 с.
  98. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. — М.: Республика, 1995. 320 с.
  99. Шив Ч., Хайэм А. Курс МВА по маркетингу. — М.: Альпина Паблишер, 2003.-717 с.
  100. Р., Райт X. Финансовые аспекты маркетинга. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 207 с.
  101. Экономика знаний: коллективная монография / Под ред. Колесова В. П. -М.: ИНФРА-М, 2008. 432 с.
  102. Д. Школа маркетинга Келлога. СПб.: Питер, 2004. — 256 с.
  103. Bitner J. and Booms В. Marketing strategies and organizational structures for service firms, // in Donnelly J. and George W. Marketing, American Marketing Association, Chicago, 1981.
  104. Borden N. H. The Concept of the Marketing Mix // Journal of Advertising1. Research 1964 — Vol. 4.
  105. Cateora P.R. International Marketing. 8th ed. Richard D. IRWIN, Inc., Homewood, 1993. — 839 p. i
  106. Chesbrough, H., Rosenbloom, R. S. The Role of the Business Model in captualue from Innovation: Evidence from XEROX Corporation’s Technology Spinoff Companies. Boston, Massachusetts: Harvard Business School, 2000. 90 p.
  107. Cravens D.W., Piercy N.F. Strategic Marketing. 7th ed. — Boston: McGraw-Hill/Irwing, 2003.-843 p.
  108. Culliton J.W. The Management of Marketing Costs. Graduate School of Business Administration, Boston, Mass: Harvard University, 1948. — 237 p.
  109. Dillon W.R., Madden T.J., Firtle N.H. Marketing Research in a Marketing Environment. 3th ed. Chicago, McGraw-Hill, Inc., 1994. — 760 p.
  110. Evans J.R., Berman B. Marketing. 3 ed. Macmillan Publishing Co., New-York, 1987.-307 p.
  111. Frey A. Advertising, 3rd ed. Ronald Press, New York, 1961. — 234 p.
  112. Lehmann Donald R., Winer Russell S. Product Management. Irwin / McGraw-Hill, 1997. — 460 p.
  113. Levitt T. The Marketing Mode. Pathways to Corporate Growth. Irwin, New-York, 1969.-260 p.
  114. McCarthy J. Basic Marketing: A managerial approach, 13th ed. Irwin, Homewood, 2001. — 734 p.
  115. Reeder R.R., Brierty E.G., Reeder B.H. Industrial Marketing. Analysis, Planning, and Control. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1987. -654 p.
  116. Schostack L. Breaking free from product marketing. // Journal of Marketing -1977 Vol. 41 — № 2. — p. 73−80.
Заполнить форму текущей работой