Основные типы концепций в философии науки
В связи с оценкой социокультурной значимости науки различают сциентистскую и антисциентистскую философию науки. Сциентизм видит в науке высшую культурную ценность, ставит задачу выработки ее идеальной логической модели (неопозитивизм), демаркации с донаукой, идеологией с помощью исторического метода (Г. Башляр, Ж. Кангийем, М. Фуко). Антисциентизм критически оценивает науку, от имени… Читать ещё >
Основные типы концепций в философии науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. По различию общефилософских оснований выделяют неокантианскую, прагматистскую, феноменологическую философию науки, неопозитивизм, критический рационализм, историческое направление, постмодернистскую философию науки и т. д.
- 2. В связи с оценкой социокультурной значимости науки различают сциентистскую и антисциентистскую философию науки. Сциентизм видит в науке высшую культурную ценность, ставит задачу выработки ее идеальной логической модели (неопозитивизм), демаркации с донаукой, идеологией с помощью исторического метода (Г. Башляр, Ж. Кангийем, М. Фуко). Антисциентизм критически оценивает науку, от имени гуманистических принципов ставит акцент на негативных последствиях научнотехнического прогресса, политическом использовании наук (критическая теория), на экспансии наук, приводящей к подавлению других форм сознания, упадку культуры и духа (философия жизни); признает релятивность границ науки (П. Фейерабенд).
- 3. С точки зрения особенностей исследовательской установки по отношению к науке можно выделить следующие альтернативы. В первом случае философия обращается к науке для решения общих философских вопросов. Здесь можно выделить две ориентации. Одна выстраивает на базе наук онтологию как общее учение о мире, космосе (А. Н. Уайтхед). Другая исследует деятельность сознания как источника наук и соответствующих картин мира (неокантианство, феноменология). Во втором случае философия занимается анализом наук, не экстраполируя полученные выводы за ее пределы. Здесь философия осуществляет или глобалистский проект, анализирует науку как целое внутри общества (неомарксизм), или локалистский, когда исследует отдельные стороны науки, конкретные научные дисциплины, традиции (большинство современных концепций).
В локалистском проекте одни программы имеют нормативистскую ориентацию, занятую поиском норм научной рациональности. В нормативизме существует несколько типов, среди которых выделяется оппозиция логицизма, поиска логических предписаний рациональности (неопозитивизм, К. Поппер) и историзма, выводящего нормы различного характера из истории науки (Г. Башляр, Д. Холтон). Другие программы локализма имеют дескриптивистскую ориентацию, занятую воспроизведением ходов науки в их историческом многообразии (Э. Мецжер, Т. Кун). Также локалистский проект может рассматриваться как альтернатива универсализма, нацеленного на поиск связей между науками, общего содержания в их методологии и картине мира (неопозитивизм, К. Поппер), и регионализма, изучающего индивидуальные особенности научных дисциплин (французская историческая эпистемология).
Философия науки также может рассматриваться как контроверза экстернализма, признающего влияние на науку внешних экономических, социально-политических, психологических и других факторов (неомарксизм, социальная эпистемология), и интернализма, сосредоточенного на внутренних, мыслительных, условиях развития науки (А. Койре).
Данные альтернативы фиксируют крайние оппозиционные позиции, между которыми в реальности есть средние, переходные варианты. Так, в настоящее время имеется установка на сближение логического и исторического анализов науки (II. Жакоб). Значение имеют и попытки преодолеть эти альтернативы: например, «антропология лабораторий» (Б. Латур) претендует на снятие дихотомии экстернализма и интернализма.