Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения, обусловленные диалектическим процессом общественного развития. Прогресс общества оказывается все более связанным с постоянным формированием человека как субъекта развития на всем протяжении его жизни. Новые задачи, возникающие во всех сферах жизни общества требуют перестройки общественного сознания… Читать ещё >

Содержание

  • В В Е Д Е Н И Е
  • 1. ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Философская и психолого-педагогическая сущность взаимосвязи нравственного и эстетического развития как ядра духовной культуры личности
    • 1. 2. Педагогические условия: развития и формирования нравственно-эстетических качеств у подростков
    • 1. 3. Роль и место самостоятельной музыкально-творческой деятельности в системе развития нравственно-эстетической культуры
  • Выводы по 1 главе
  • 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. Теоретический анализ методики исследования
    • 2. 2. Результаты констатирующего эксперимента. 67V
    • 2. 3. Организация, методика и содержание формирующего эксперимента в условиях реализации музыкально-творческой деятельности
    • 2. 4. Анализ результатов эксперимента
  • 3. а к л ю ч е н и е

Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития общества характеризуется общим кризисом, охватившим все сферы его жизнедеятельности, и сопровождается усилением бездуховности, разрушением нравственных ориентиров, распадом духовных ценностей. Все это негативно сказывается прежде всего на наименее приспособленной к новым условиям жизни его части-детях и молодежи. Многочисленные социологические и психолого-педагогические исследования свидетельствуют о пессимистическом восприятии жизни большинством современных школьников, становлении у них потребительской психологии, развитии кризисных явлений в подростковой среде, проявляющихся в нарастании скептицизма, агрессивности, эгоизма, эмоциональной напряжености.

В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения, обусловленные диалектическим процессом общественного развития. Прогресс общества оказывается все более связанным с постоянным формированием человека как субъекта развития на всем протяжении его жизни. Новые задачи, возникающие во всех сферах жизни общества требуют перестройки общественного сознания, максимально полного и научно обоснованного учета и использования так называемого человеческого фактора. Перемены в обществе вызвали перемены и в системе образования. Развитие и формирование личности является в каждом социуме функцией многих общественных институтов. Школе принадлежит в этом ведущая роль, состоящая в координации всех развивающих и воспитательных воздействий. Как и все общество, школа потеряла прежние ориентиры. Долгое время она являлась звеном четко отлаженной воспитательной системы, нацеленной на формирование определенного типа личности. «Перестроечные» процессы разрушили эту систему, но фактически не предложили, рецептов ее качественного обновления. Механическое введение демократических начал принесло школе лишь хаос. В этих условиях формирование высокой духовной культуры подрастающего поколения становится важным практическим фактором решения нравственно-эстетических задач нашего общества в целом.

Долгие годы в нашей стране в условиях всеобъемлющего центра лизма формировалась духовная культура императивного типа, рассчитанная на «среднего» ученика и готовящая из него агента производства, невзирая на личностные качества учащегося, на его внутренний духовный мир.

Среди огромного количества работ, посвященных различным аспектам культуры, осмысление проблем духовной культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии этот вид культуры все еще имеет неопределенный интуитивно постигаемый характер, в то время как давно пора перейти к его серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей. Задача диссертации раскрыть некоторые возможные отправные точки подобного осмысления при помощи теоретико-методологического анализа интересующего нас феномена. Она обусловлена как существенными изменениями в отечественной образовательной системе, связанными с общей демократизацией жизни, так и с особенностями переживаемого Россией периода, когда прежние ценностно-нравственные ориентиры стали отходить в прошлое, а идущие им на смену новые еще находятся в стадии формирования.

Для современного состояния отечественного образования харак терно явное противоречие между актуальной потребностью общества в повышении уровня духовной культуры подрастающего поколения, с одной стороны, и неразработанностью ее теоретико-методологических основ — с другой, между недостаточным нравственным развитием и необычайно возросшими интеллектуально-технологическими возможностями. Разрешение указанного противоречия должно опираться на достижения современной психолого-педагогической, философской и культурологической наук и ставить своей целью нахождение путей, методов и средств такого руководства учебно-воспитательным процессом, который, максимально стимулируя продуктивные механизмы психики школьников, способствовал бы активизации их деятельности в плане развития культурно-эстетических и нравственных качеств, духовного мира.

Являясь в настоящее время одной из самых актуальных, пробле ма развития нравственно-эстетической культуры привлекает внимание ученых разных профилей: педагогов, психологов, философов, социологов, юристов, врачей. Но чаще всего нравственное и эстетическое развитие и формирование рассматриваются как отдельные аспекты учебно-воспитательного процесса.

Проблеме нравственного развития посвящены тру ды таких крупных исследователей, как А. Н. Ананьев, Л. И. Божович, Д. И. Водзинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. И. Рувинский, И. Ф. Свадковский, И. Ф. Харламов и др., которые имели важное значение для настоящей диссертации.

В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развитиядается анализ возрастных особенностей нравственного формирования личности школьника. Рассматриваются теоретические предпосылки сущности и структуры системы нравственного развития, раскрывается психологический механизм усвоения личностью моральных норм и принципов в процессе деятельности, определяется структура этой деятельности и ее вое питывающие возможности. Акцентируя внимание на психологических основах процесса нравственного развития школьников, ученые рассматривают пути совершенствования воспитательной работы, особое внимание уделяя проблемам самовоспитания, самоорганизации и саморазвития подростков. Обращаясь к генетической трактовке сущности процесса нравственного развития учащихся, показывают его закономерности, освещают объективные и субъективные факторы, об уславливающие протекание данного процесса и его эффективность.

Проблема формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания рассматривается А. И. Буровым, Е. В. Квятковским, Л. П. Печко и другими учеными. Авторы вскрывают психологический механизм эстетического влияния искусства на лич ность и на ее гражданские качества. Решение этой проблемы основывается на анализе художественной формы в единстве с содержани ем. Ученые утверждают, что «.обращение к художественной форме в ее единстве с содержанием произведения диктуется необходимостью более полного постижения, эмоционально-эстетического проникновения в авторский замысел, в нравственные идеалы художника, самую сущность искусства. Отступление от этого методологи ческого принципа способно породить немало теоретических просчетов, ошибочных практических решений» (38, с.7).

Философским, психолого-педагогическим и методическим аспек там эстетического воспитания и развития посвящены труды М. А. Верба, М. С. Кагана, Н. А. Лейзерова, Б. Т. Лихачева. Ими разрабо тан метод комплексного подхода к эстетическому воспитанию, развитию и формированию, выявлены социально-педагогические условия эстетического развития школьников, представлены взаимосвязь и взаимообусловленность индивидуальных компонентов эстетической культуры школьника, определены основные принципы системы эстетического формирования и пути повышения эстетической культуры, заключающиеся в целенаправленном педагогическом руководстве, создании максимально благоприятных условий для раскрытия индивидуальных способностей, дарований, творческих сил учащихся, постановке и решении ближайших и перспективных задач, организации эстетической деятельности.

Серьезный идейный пласт, подпитывающий наше исследование, составляют работы Л. Г. Вяткина, Л. П. Доблаева, Г. И. Железовской. В их работах рассматриваются разнообразные пути и средства формирования творческой личности, развития самостоятельности мышления.

Не будучи тождественными, процессы нравственного и эстетического развития и воспитания органично взаимосвязаны. На эту взаимосвязь справедливо указывают К. В. Гавриловец и И.И.Казимир-екая. «Такая связь является механизмом ускорения всестороннего и гармоничного развития растущей личности и прежде всего ее эмоциональной сферы» (51, с.5). Поэтому сегодня, в качестве важнейших условий перестройки народного образования выдвигается приоритетность нравственно-эстетического подхода к процессу формирования личности.

В современной психолого-педагогической литературе вопросы системного изучения и формирования нравственно-эстетических качеств личности школьника рассматриваются в работах К.В.Гаврило-вец, И. И. Казимирской, Н.А.Мелик-Пашаева, М. В. Мирецкой, Б. М. Йеменского и др. Ими раскрываются педагогические условия, обеспечивающие взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов развития и воспитания. Показаны пути, формы, и методы воспитания у школьников эстетического отношения к нравственным ценностям, определены источники нравственно-эстетического опыта школьников, выявлены условия правильной организации различных видов деятельности: необходимость выработки положительного эмоционального отношения к данному виду деятельности через раскрытие ее общественной значимостиразработка правильной инструментовки подготовительного этапа, способствующей возникновению смыслообразую-щих мотивов деятельности, т. е. реализации воспитательных возможностей, заложенных в характере этой деятельностиобеспечение каждому учащемуся активной позиции успеха в нейсистематический анализ и оценка проделанной работы.

Важное место в процессе нравственно-эстетического развития занимает искусство. Искусство позволяет человеку реализовать свои возможности, всесторонне развивает его, приобщает к накопленному человечеством опыту, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам.

Наиболее интенсивные разработки различных аспектов проблемы нравственно-эстетического развития средствами искусства начали вестись с кона 70-х гг. когда появились диссертационные исследования И. Г. Ревес, Г. А. Поличко, Л. В. Котенко, В. П. Анисимова, В. И. Козлова, М. О. Батиашвили и др.

Авторы сочетают научно-методический подход к исследованию с конкретными способами организации воспитательной работы в школе. Формирование личности школьника рассматривается ими с социально-этических и нравственно-психологических позиций.

В нравственно-эстетическом развитии личности школьника большую роль играет музыка как искусство, которое непосредственно воздействует на эмоциональную и нравственную стороны личности и становится в наши дни все более значительным компонентом духовной жизни народа. Причем в основу эстетического развития должно быть положено представление о музыке как о целостном искусстве, в котором существует противопоставление не массовых и академических жанров, а художественного и антихудожественного произведений, относящихся к каким бы то ни было видам музыкального искусства.

В последнее десятилетие появились признаки, свидетельствующие об известном противоречии между статичной системой школьного развития и современными весьма привлекательными музыкальными проявлениями, между так называемой «школьной» музыкой и притягательной моделью поп-музыки, между потребностью музыкального восприятия и недооценкой его значения в учебных планах и т. д.

Анализ теоретической и методической литературы, школьной практики свидетельствует о том, что воспитательный и развивающий материал музыкального искусства оптимально не реализуется. Не используются его многосторонние ценностно-ориентирующие возможности, способствующие нравственному/ эстетическому развитию личности. Существующие противоречия между воспитательными и развивающими возможностями музыкального искусства и их практической реализацией побуждает ученых выявлять еще не использованные резервы, искать средства интенсификации процесса.

Следует, однако, отметить, что специальных исследований проблем формирования и развития духовной культуры и прежде всего ее основной составляющей нравственно-эстетической культуры личности подростка средствами музыкального искусства в педагогике еще не предпринималось. Процесс развития нравственно-эстетической культуры учащихся не нашел отражения и в методической литературе.

Неразработанность проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая важность определили выбор темы исследования.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий и средств, способствующих успешному формированию нравственно-эстетической культуры подростков.

Объектом исследования выступает духовная культура как общий социо-культурный феномен и его проявление в современном обществе.

Предметом исследования являются педагогические условия, методы и средства способствующие эффективному формированию и культурно-эстетических и нравственных качеств личности подростка.

Гипотеза исследования: формирование и развитие нравственно-эстетической культуры подростков будет эффективным, если;

— ее проектирование основывается на личностно-ориентированном и деятельностном подходе;

— определены приоритетные направления реализации культурно-эстетического и нравственного развития личности подростка средствами музыкального искусства;

— используемые дидактические средства будут соответствовать модели, структуре и этапам формирования нравственно-эстетической культуры подростка;

— педагогические условия функционирования системы формирования нравственно-эстетической культуры будут обеспечивать выполнение требований эффективного духовного развития личности;

— субъекты обучения будут включены в творческую музыкальную деятельность, ориентированную на овладение ими эстетическими и нравственными знаниями, умениями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом.

Названная цель и гипотеза предполагают решение следующих основных задач:

1) построение системы понятий, раскрывающей сущность нравственно-эстетической культуры;

2) анализ педагогических условий развития и формирования культурно-эстетических и нравственных качеств личности подростка;

3) определение роли и места музыкально-творческой деятельности в системе развития личности подростка;

4) разработка диагностического и критериального инструментария, позволяющего установить уровни сформированности нравственно-эстетической культуры.

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов, включающего в себя теоретические (моделирование, прогнозирование, анализ, синтез, обобщение, математические методы) и эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседа, экспертная оценка, самоанализ, самооценка).

Исследование проводилось в течение 1991;1996 гг. Основной базой экспериментальных исследований по формированию нравствен-но-эстетической культуры подростков явились: школа-гимназия № 31, школа-интернат № 2, Саратовский государственный педагогический институт и ИПКРО. Проводилось изучение опыта работы учителей музыки в СШ №№ 36, 34, 78, а также опыт музыкально-воспитательной работы в Детской музыкальной школе № 17 г. Саратова. При этом для получения массовых данных при констатации были произвольно взяты отдельные классы школ №№ 78 и 34, (Всего охвачено 1200 человек, проанализировано 300 работ). В эксперименте участвовали учителя, воспитатели группы продленного дня. Сам автор диссертации проводил внеклассные занятия по чтению и музыке.

Исследование носило этапный характер.

На первом этапе (1991;1993 гг.) на базе средних школ №№ 36, 78, школы-гимназии № 31 г. Саратова велась поисково-экспериментальная работа по выявлению форм и методов исследования: изучалась философская, психолого-педагогическая, искусство-ведческая литератураизучалось состояние музыкально-воспитательной работы и проводились наблюдения уроков музыки в общеобразовательных школах г. Саратоваизучался и обобщался передовой опыт по вопросам нравственно-эстетического развития школьников, отбирался музыкально педагогический материал для экспериментального исследования, формулировалась гипотеза и первичная методика исследования.

На втором этапе (1993;1994 гг.) в средней школе № 34 и в школе-интернате № 2 г. Саратова был проведен констатирующий, а затем в школе-интернате № 2 формирующий эксперименты. На данном этапе проводилась проверка гипотезы исследования, корректировка первичной методики исследования, определялись пути включения учащихся в музыкально-творческую деятельность.

На третьем этапе (1995;1996 гг.) осуществлялся анализ и теоретическое обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, внедрялись результаты исследования в практику работы школ, лицеев, гимназий, были сформированы выводы и практические рекомендации.

На защиту выносятся следующие по л о ж е н и я:

1. Механизм формирования нравственно-эстетической культуры подростков, построенный на принципе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающий развитие и саморазвитие личности подростка, исходя из индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

2. Комплекс педагогических условий и средств эффективного функционирования системы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.

3. Понятийное обеспечение проблемы формирования культурно-эстетических и нравственных качеств личности подростков.

Защищаемые положения определяют научную н о в и зн у исследования:

— дополнен и уточнен понятийно-категориальный аппарат, описывающий специфику исследуемых процессов формирования духовно-нравственной и эстетической культуры подростка;

— разработан и апробирован комплекс педагогических условий и средств формирования и развития нравственно-эстетической культуры подростков в контексте личностно-ориентированной педагогики образования и воспитания;

— предложены критериальный аппарат и диагностический инструментарий качества сформированное&tradeнравственно-эстетической культурыопределены методологические ориентиры и теоретические основания разработки формирования нравственно-эстетической культуры: системный подход, экстраполяция идей развивающего обучения и личностно-ориентированного воспитания на активизацию эмоционально-чувственной и интеллектуальной сферы подростков, использование и реализация идей педагогического проектирования, моделирования и прогнозирования;

— выявлены и апробированы условия перехода от теоретической модели системы формирования культурно-эстетических и нравственных качеств личности подростка к ее практической реализации;

— введен в содержание обучения комплекс учебно-развивающих заданий, нравственно-эстетических ситуаций, дидактических материалов для практического обеспечения системы формирования нравственно-эстетической культуры подростков;

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что предложенный механизм формирования нравственно-эстетической культуры школьников, комплекс способов и приемов подготовки эстетически и нравственно развитого подростка являются вкладом в педагогику развития личности. Созданный специальный педагогический инструментарий и структурно проработанный аппарат диагностики расширяют банк методик управления самостоятельной музыкально-творческой деятельностью подростков. Выполненное теоретико-методологическое обоснование механизма формирования нравственно-эстетической культуры подрастающего поколения обогащает теоретические положения личностно-ориентированного воспитания и развития новыми подходами, создает теоретико-методологические предпосылки их дальнейшего изучения и стимулирует последующие научные исследования данной проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в адаптации разработанного механизма применительно к реальной педагогической действительности и в создании системы УТЗ, нравственно-эстетических ситуаций, методических разработок и рекомендаций, дидактических материалов для практического обеспечения организации процесса формирования духовной культуры подростков. Предложенные формы контроля, диагностические задания позволяют определить эффективность и уровень сформированности культурно-эстетических и нравственных качеств учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Детальная проработка всех аспектов механизма, выводы и рекомендации выполненного исследования способствуют улучшению организации обучения, развитию и совершенствованию культурно-эстетических и нравственных качеств учащихся, формированию их духовного мира, внутренних установок на самомотивацию, самоорганизацию, саморазвитие и самосовершенствование .

Практическое значение диссертационного исследования связано с содержащимися в нем конкретными рекомендациями по реорганизации учебно-воспитательного процесса в системе среднего и музыкального образования (эти рекомендации были использованы в школах: №№ 7 8, 86, школе-гимназии № 31, ДМШ № 17) с решением практических задач формирования и развития высокой нравственно-эстетической культуры учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, с созданием развивающих творческих заданийРабота содержит конкретные предложения по совершенствованию гуманитарной подготовки в общеобразовательной школе. На их основе создан комплекс поурочных и внеурочных разработок, внедренный в учебно-воспитательный процесс ряда школ и гимназий г. Саратова. Материалы диссертации используются в практике работы преподавателей средних школ, гимназий и лицеев.

Диссертация является педагогическим исследованием, поскольку ее объектом выступают субъекты обучения и воспитания, а предметом — их возможность к обретению и реализации духовной и прежде всего нравственно-эстетической культуры в процессе трансляции социального опыта. Вместе с тем, она может рассматриваться и в теоретико-социологическом и в социально-философском аспектах.

Апробация и внедрение результатов исследования были осуществлены автором в выступлениях на научных конференциях, в том числе: Республиканской научно-практической конференции «Роль искусства в воспитании творческой личности» (Кировоград, 1990 год), ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава СГПИ имени К. А. Федина (Саратов, 1993;1996 гг.), республиканских научно-методических конференциях «Современное университетское образование: проблемы и перспективы» (Саратов, 1992, 1994 гг.), республиканской научно-методической конференции «К. Д. Ушинский и современное университетское образование» (Саратов, 1994 г.)*.

Основные положения диссертации обсуждались на кафедре педагогики СГПИ и СГУ, на кафедре теории истории музыки и музыкальных инструментов СГПИ. Основное содержание изложено в 9 публикациях.

Аргументированность и достоверность выводов и рекомендаций обеспечены полидисциплинарным подходом к анализу теоретического и экспериментального материала, использующего широкий ассортимент взаимодополняющих методов исследованияметодической обоснованностью и логической непротиворечивостью понятийно-категориального аппарата исследованиязначительным объемом экспериментальных данных и репрезентативностью выборкисоответствием результатов качественного и количественного анализа экспериментовмноговариантностью критериев оценокполнотой рассмотрения предмета исследованияадекватностью методов изучения природе объекта исследования, его цели и гипотезе, вариантной проверкой основных положений и выводовопытно-экспериментальной работойшироким внедрением результатов исследования в практику различных образовательных учреждений.

Выводы по результатам эксперимента.

1. Формирующий эксперимент состоял из 2-х этапов. На первом этапе были определены цели и задачи, направленные на формирование у них нравственно-эстетической оценки детской эстрадной песни. Суть второго этапа заключалась в экспериментальном введении в учебный процесс системы музыкально-познавательных заданий.

Следует подчеркнуть, что мы не ставили задачу раскрыть методику обучения вокально-инструментальному искусству. В настоящей работе мы стремились^ касаясь практической стороны, остановиться на тех общих положениях, под углом которых происходит целенаправленное развитие культурно-эстетических и нравственных качеств подростка•.

2. Важным моментом формирующего эксперимента является оценочная деятельность учащихся, которая проявляется в форме нравственно-эстетических суждений и действий. Активизация нравственно-эстетической оценки детской эстрадной песни была направлена на такие ее стороны как смысловое содержание, художественные средства выразительности, многообразие образов. Организация оценочной деятельности предполагала развитие у детей определенных знаний музыкально-исполнительских навыков, а также осуществление всей воспитательной работы на основе детского творчества. Проведенное исследование подтверждает необходимость развития у школьников нравственно-эстетической оценкиг как важной составной части в формировании и развитии культурно-эстетических и нравственных качеств личности.

3. Для большинства подростков экспериментальных групп характерен творческий характер решения морально-этических и эстетических проблем из-за неповторимости, чрезвычайного своеобразия каждой ситуации морального выбора и отсутствия стандартных способов решения проблем.

4. В ходе экспериментального исследования была выявлена тесная корреляция, связь между анализом морально-этических и нравственно-эстетических ситуаций и актом нравственного выбора, принятием морального решения подростком, выбором нравственной позиции.

5. Принятию нравственного решения обязательно предшествует во-первых: мысленный поиск путей разрешения острого противоречия между требованиями общественной морали и «своей» моралью, нравственными чувствами, отрицательными эмоциями и вариантами поведения. Во-вторых, соизмерение четырех противоположных компонентов ситуации, которую можно назвать проблемной моральной ситуацией: 1) требований общественной морали, 2) субъективных нравственных импульсов, 3) отрицательных эмоций и эгоистических интересов, 4) степени трудности, которую надо преодолеть в ситуации,.

6. Не всегда при принятии подростком нравственного решения четко и самостоятельно выступает анализ морально-этической и нравственно-эстетической ситуации, проблемы как интеллектуальная деятельность.

7. При анализе морально-этических и нравственно-эстетических ситуаций зачастую не логическое мышление определяет характер решения, а психологические механизмы (эмоции, потребности, интересы), управляющие моральным поведением, определяют логику индивидуального мышления подростков.

8. Проблемные нравственно-эстетические и морально-этические ситуации выступают в нашем исследовании как важный эффективный метод и средство регуляции и саморегуляции нравственно-эстетического развития, развития духовной свободы и культуры подростков.

2.4. Анализ результатов эксперимента.

На завершающем этапе экспериментального исследования осуществлялось итоговое срезовое изучение, качественный и количественный анализ полученных данных в контрольных и экспериментальных группах.

С этой целью повторно применялась методика, использованная на первом этапе.

Сравнительный анализ показал, что под влиянием опытно-экспериментальной работы изменились мотивы и стимулы школьников. После эксперимента наибольшие сдвиги произошли в таких общественно-значимых мотивах, как «желание стать гармонически развитой личностью». Среди стимулов на первое место вышел «включение в различные виды деятельности». Если на констатирующем этапе исследования мотив «желание стать гармонически развитой личностью» зафиксирован у 24.4% испытуемых, а «включение в различные виды деятельности» у 20%, то после экспериментальной работы — соответственно 84.2% и 79.1%. Это составило увеличение на 59.8% и 50.1%. Данные свидетельствуют о результативности проделанной нами работы. Увеличение этих показателей, безусловно, связано с влиянием всего учебно-воспитательного процесса в школе. Однако, создание определенных условий для эффективной организации нравственно-эстетического развития школьников сыграли, по нашему мнению, определяющую роль в динамике указанных мотивов и стимулов нравственно-эстетического развития.

Результаты экспериментальной работы фиксировались с помощью заключительного контрольного среза, который проводился по методике констатирующего эксперимента. Таким образом, всего было произведено два срезовых испытания, наряду с констатирующим. Полученные в результате их проведения данные отражали уровни нравственно-эстетического развития школьников на начальном и заключительном этапе экспериментальной работы.

В таблице 3 представлены результаты срезов экспериментальной и контрольной групп. Как видно из представленной таблицы, у всех испытуемых экспериментальной группы наблюдался более значительный рост показателей по сравнению с исходным уровнем, в то время как в контрольной группе показатели оставались в пределах результатов констатирующего среза. По усредненным данным таблицы построен график роста уровня нравственно-эстетического развития школьников (рис.2).

Динамика уровня нравственно-эстетического развития 1 I I.

I |.

2.5 г. о 4 у. 5 I .,.

4 л, 3.

Рис. 2.

Из графиков видна динамика развития нравственно-эстетических качеств экспериментальной группы. В контрольной группе изменения носят менее выраженный характер, что проявляется почти в горизонтальной линии усредненных данных школьников контрольной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Происходящие сейчас в нашей стране события носят обязывающий характер и являются вызовом в том отношении, что требуют от человека мобилизации новых духовных ресурсов, решимости изменять себя и условия своей жизни.

Социально ответственное поведение в современных условиях предполагает высокое развитие чувства личного достоинства и уважения к другому человеку, терпимость, формирование «культуры несогласия». А это, в свою очередь, требует уточнения целей и механизмов духовного, и в том числе, культурно-эстетического и нравственного развития, отказа от авторитарного стиля, демократизации процесса формирования личности.

Результаты проведенного исследования не дают окончательных ответов на вопросы разработки единственно верной философии формирования духовной культуры личности школьника. Однако, это и не было нашей целью. Мы попытались доказать, что важнейшее значение в разработке механизма формирования культуры школьников имеет поиск условий, путей и средств, обеспечивающих успешное функционирование этого механизма.

Известно, что высокий уровень развития духовной культуры личности подростка средствами музыкального искусства, как способа освоения и выражения мира личностных социокультурных эмоций, воображения, устремленности к прекрасному, отвечающему психологической природе эмоционального мира подростка, выражается в сформированности эстетического сознания учащегося, проявлениями которого являются высокий общеобразовательный и культурный уровень развития, широта интересов и потребностей, сформированность эстетического вкуса и идеала. С целью развития этих качеств в экспериментальном учебно-воспитательном процессе практиковались такие методы обучения и воспитания как создание нравственно-эстетических ситуаций, требующих от учащихся собственной оценки, исследовательские задания, связанные с поиском и анализом музыкального произведения, его яркой эстетической формы, накопление собственного музыкального багажа, включение в творческую музыкальную деятельность, постановка в позицию, требующую защиты своих взглядов, интересов, критики низкопробных вкусов.

Единство познавательных интересов и эстетических впечатлений, достигаемое на таких занятиях, помогает учащимся правильно ориентироваться в культурологических проблемах, обеспечивает действенный компонент процесса выработки эстетических взглядов и убеждений. В разнообразных формах культурно-эстетической и нравственной подготовки учащихся происходит усвоение таких фундаментальных понятий, как прекрасное и безобразное в природе, в поведении человека, в человеческих взаимоотношениях.

Значимую ценность в формировании нравственно-эстетической культуры представляет включение учащихся в музыкально-творческую деятельность как особую область личных впечатлений, переживаний, формирования духовного мира личности. Только в музыкальной деятельности можно развить музыкально-художественные способности, формировать потребность в общении с подлинными произведениями искусства, творческое отношение к действительности. Включение в творческую музыкальную деятельность обеспечивает возможность определения художественных задатков учащихся уже в начальных классах школы, а так же их эстетических склонностей.

Проведенное исследование показало, что наиболее эффективными способами развития и формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами искусства являются те, с помощью которых в основном происходит формирование их эстетических взглядов, убеждений музыкальной культуры и музыкального мышления, выработка у учащихся способности применять свои знания и навыки, свой художественно-эстетический опыт, фантазию, эмоциональность в активном усвоении и раскрытии содержания музыкальных произведений, а так же в своем собственном исполнении музыки. В процессе осуществления творческой музыкальной деятельности происходит приобщение подростков к гуманистическим идеалам и чувствам, повышение нравственно-эстетической культуры, которая помогает подросткам понимать и воспринимать любое другое достояние общечеловеческой культуры, все ее национальное многообразие и получать при этом художественное наслаждение, духовно обогащаться. Важнейшими критериями сформированное&tradeстержневых нравственно-эстетических качеств личности подростка, человеческого в человеке, критериями гуманности являются следующие ин-тегративные показатели: уважение к истории, культуре, достоинству, нравственным идеалам каждого народа, интереса к национальному языку, обычаям, традициям, а так же наличие чувств взаимной толерантности и деликатности как в отношении к национально «иному» менталитету, духовным ценностям, так и к носителям другой культуры, к мнениям и мыслям не совпадающим со своими.

Такими способами являются: актуализация эмоциональной сферы, вооружение учащихся моделью музыкально-художественного анализа, создание образов, культивирование индивидуальности личности, обращение к индивидуальному опыту.

Выбор того или иного способа для творческого усвоения знаний, формирования творческого отношения к действительности и готовности к творческой деятельности обусловлен уровнем развития у учащихся культурно-эстетической подготовки, их индивидуальными особенностями, наличием средств художественного воздействия и высокой квалифицированной подготовленностью коллектива учителей.

В результате проведенного исследования установлена целесообразность вокально-инструментальной практики на уроках и во внеклассных занятиях. Задания, направленные на формирование культурно-эстетических и нравственных качеств, позволили практически реализовать идею расширения традиционных методов осуществления внеурочной деятельности. Экспериментальная проверка включения во внеклассную деятельность разнообразного творчества развернутого во времени (вокального, инструментального и др.) доказала их целесообразность как важного условия активного разностороннего развития подростка.

Игра на инструментах и пение оказались той активной познавательной и творческой практикой, в условиях которой происходит формирование нравственно-эстетических качеств подростка, активизация навыков образного видения.

Однако, целенаправленное и гармоничное включение в музыкальную деятельность элементов творчества успешно осуществляется лишь при условии применения разработанной системы в форме игр, серий, учебно-познавательных творческих заданий, нравственно-эстетических ситуаций, использующих универсальный дидактический материал и носящих вариативный характер.

Творческий материал, используемый на экспериментальных занятиях, служит основой формирования ряда представлений, навыков, чувств, образцами для творческих действий, является предметом творческих преобразований, осуществляемых в разных формах работы.

Приобретаемое детьми свободное оперирование музыкальным опытом, приобретенным в условиях выполнения творческих заданий, в процессе всестороннего изучения материала, является важным этапом нравственно-эстетического развития школьников.

Вокальное и инструментальное сотворчество школьников позволяет учителю контролировать и корректировать ход их музыкального мышления и направлять его. Использование специального материала, серий творческих заданий приводит к возникновению у детей стремления услышать музыкальный образ, почувствовать и осознать динамику его развития.

Опытно-экспериментальное исследование показало, что наиболее эффективное формирование культурно-эстетических и нравственных качеств подростка осуществляется благодаря применению разнообразного по видам деятельности, многогранного по содержанию и многоэтапному по своей динамике методу детского творчества.

Метод детского творчества в условиях работы «Театра песни» проявляется в следующем: а) позволяет систематически включать художественно-поисковую практику детей в познавательную деятельность, совершенствовать усвоение музыкального опыта и тем самым способствовать формированию культурно-эстетических и нравственных качеств учащихсяб) обеспечивает оптимальные условия для эмоционально окрашенного самовыражения каждого учащегося в музыке уже с первых занятийв) способствует пробуждению творческих сил ребенка, развитию ихг) в отличие от традиционных методов обучения, метод внеурочного детского творчества обеспечивает организацию процесса познания по типу деятельностид) осуществляемый в форме творческих заданий этот метод имеет множество вариантов, учитывающих особенности детской аудитории, с которой работает учитель.

Активизация творческих сил учащихся требует систематического целенаправленного включения в процесс формирования и развития личности специально разработанных приемов: постепенно усложняющихся творческих заданий в форме игр, элементов инструментального и вокального сотворчества.

Наше исследование не исчерпывает всех путей и форм совершенствования системы формирования духовной культуры школьников. Требуют дальнейшего изучения такие проблемы, как: а) разработка принципиально новой концепции формирования духовной культуры учащихсяб) создание интеллектуализирующей и духовно развивающей философии формирования личностив) выработка рефлексивно-творческой методологии и целепола-гания развития и воспитания в школег) перестройка содержательных аспектов формирования нравственности и духовной культуры субъектов обучения и воспитания. д) разработка творческих заданий по нравственно-эстетическому развитию;

Решение этих и других проблем позволит поднять на более высокую ступень уровень развития духовной культуры в целом.

Наше исследование подтвердило известный тезис о том, что последовательное развитие музыкально-творческой и игровой деятельности в их сочетании и взаимопроникновении служит необходимой основой формирования нравственно-эстетической культуры как ядра духовной культуры личности подростка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1988. — 112с.
  2. Т.Г., Миропольская Н. Е. Эстетическое воспитание в школе. Киев: Вища шк., 1987. — 95с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать 2-е изд., испр. и доп. М., 1985. 448с.
  4. Л.П. Формирование гуманных чувств подростков во внеурочной музыкальной деятельности: Дис. канд. пед. наук. -М., 1981. 185с.
  5. В.А. Русская народная песня в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников: Дис. канд. пед. наук. -М., 1985. 172с.
  6. Ю.Б. Музыка в эстетическом воспитании школьников // Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. М.: Просвещение, 1978. — С.29−40.
  7. Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Дис.,. д-ра пед. наук. М., 1987. — 417с.
  8. .Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. — 487с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. JI.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338с.
  10. В.П. Влияние характера эстетической ориентировки в произведениях искусства на формирование нравственных взглядов учащихся: Дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 175с.
  11. O.A. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе: Дис. доктора пед. наук. М., 1971. — 432с.
  12. O.A. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы. В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя (Сб. трудов МГПИ им. В.И.Ленина/ 1973, с.3−32.
  13. O.A. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе. -В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12 М.: Музыка 1977, с.3−14.
  14. O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов педагогических инст-тов. -М.: Просвещение, 1983. 224с.
  15. JI.M. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. — 221с.
  16. Л.Г. Подготовка будущего учителя музыки // Советская педагогика. № 7. — 1980. — С.100−103.
  17. Л.Г. К вопросу исследования функциональной структуры музыкально-педагогической деятельности.//Вопросы фортепианной педагогики: Сб. науч. трудов. М., 1980. — с.19−32.
  18. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1973. — 144с.
  19. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  20. Е.Г. Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности: Дис. канд. пед. наук. М.: 1985. — 173с.
  21. JI.О. Нравственно-эстетическое воспитание младшеклассников средствами кукольного театра: Дис. канд. пед. наук. Тбилиси, 1989. — 116с.
  22. Л.А. Музыкально-познавательные задания как средство формирования слушательской культуры старшеклассников. -Дис. канд. пед. наук. М.: 1981. — 185с.
  23. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 168, (2)с.
  24. В.К. Внеклассная музыкальная работа. В кн.: Эстетическое воспитание в школе-интернате (Ред.-сост. Апраксина O.A.). — М.: изд. АПН РСФСР, 1961, с. 24−54.
  25. В.К. Музыкальное восприятие: к теории вопроса. В кн.: Музыкальное воспитание школьников/под ред. М. А. Румер. — М.: Педагогика, 1975, с.6−35.
  26. Г. О. Влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1971. — 20с.
  27. О.С. О нравственном воспитании подростков: В помощь классным руководителям 4−8 классов / О. С. Богданова. Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. М.: Просвещение, 1979. — 111с.
  28. О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. -206 с.
  29. A.A. Психология о личности. М., 1988. — 188с.
  30. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. — 39с.
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  32. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: сб. статей / под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 351с.
  33. Л. И. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1987. — 96с.
  34. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 224с.
  35. Ю.Б. Эстетика. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1975.270с.
  36. В.Л. Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками: Дис. канд. пед. наук. -Киев, 1985. 155с.
  37. А.Г. Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству во внеурочной деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1991, — 165с.
  38. А.И. Эстетика: проблемы и споры (Методологические основы дискуссии в эстетике). М.: Искусство, 1975. — 175с.
  39. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985.
  40. М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Учебное пособие. Л., 1980. -80с.
  41. Т.Л., Пичерин П. А. Музыка тоже оружие Никарагуа: революция и культура. — М., 1989. — С.66−79.
  42. Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников: Учебное пособие для педагогов инст-тов. Минск: Вышэйш. школа, 1982. — 176с.
  43. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для пед. инст-тов / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. 288с.
  44. Воспитание самостоятельности нравственно-эстетических оценок и суждений подростков средствами киноискусства: Метод, рекомендации / М-во просвещения БССР, НИИ педагогики- (Подготовила Н.Н.Яковлева). Минск: НИИП, 1987. — 50с.
  45. JI.C. Собрание сочинений: в б т. М.: Педагогика, 1978. — 1985. — т.3 — 1983. — 368с.
  46. JI.C. Собрание сочинений: в б т. М.: Педагогика, 1978. — 1985. — т.4 — 1984. — 432с.
  47. JI.C. Психология искусства./Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 344с.
  48. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. — 93с.
  49. Л.С. Педагогическая психология./Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  50. Л.Г. Сущность и логика педагогического исследования. Саратов: изд-во Саратовского университета, 1991. — С.14−22.
  51. К.В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд. доп. и перераб. Мн.: Нар. асвета, 1988. — 128с.
  52. P.C. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитания студентов. Казань: изд-во КГУ, 1978. -180с.
  53. Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся -8 классов общеобразовательной школы. М.: Музыка, 1970. — 53с.
  54. Н.В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса. Киев: «Наукова думка», 1980. — 379с.
  55. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986.- 128с.
  56. Д.Н. Жизненные ситуации с нравственным содержанием: Пособие для классных руководителей и воспитателей. Калуга: Гос. пед. ин-т, 1971. — 224с.
  57. Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. 156с.
  58. Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. — 77с.
  59. Т.В. Формирование идейно-эстетических ориентации подростков во внеурочной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Б. м., Б. г — 141с.
  60. Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопр. психол. -1991. № 6. — 14с.
  61. С.Д. Формирование эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства: (на лит. и муз. материале гражд. направленности): Дис. канд. пед. наук. М., 1991. -269с.
  62. Г. Не убить Моцарта: (О нравственном воспитании в семье и школе): Пер. с болг. / (Предисл. А. Лиханова). М.: Педагогика, 1986. — 127с.
  63. Т. Рок-музыка: на пути к «большой форме»: (К обсуждению пробл. массовых муз. жанров)//Сов. музыка. 1987. -№ 7. С.23−29.
  64. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективномVспособе учебной работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 191с.
  65. Дышлевская В. А, Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. — 84с.
  66. А.И. Проблемы эстетики. М.: Прогресс, 1977.463с.
  67. Г. И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1978. — 187с.
  68. А.Я. Искусство и эстетика: 2-е изд. М.: Искусство, 1975. — 447с.
  69. A.B. Возрастные особенности нравственного развития детей. Советская педагогика, 1973, N10, С.12−21.
  70. В.Н., Бабакаев C.B. Социально-политическая ориентация и жизненные ценности учащейся молодежи: (По материалам со-циол. исследования)//Социал. полит, науки. — 1991, N6. — С. 79−83.
  71. Из опыта нравственного воспитания школьников, под ред. И. С. Макаренко. M.: Просвещение, 1964. — 142с.
  72. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте: Сб. науч. тр./АПН СССР, НИИ ху-дож. воспитания детей и подростков- (Редкол.: Т. Н. Суховаотв.ред.) и др.). М.: АПН СССР, 1987. 94с.
  73. Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981. — 288с.
  74. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. Т.1. — М.: Изд-во Акад. худож. СССР, 1962. — 682с.
  75. Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977. — 245с.
  76. Д.Б. Дорогие мои друзья. М.: Молод, гвардия, 1979. — 191с.
  77. М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. — Збс.
  78. М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. Л.: Знание, 1984. — 32с.
  79. М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  80. К.О. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки: Учеб. пособие / Воронеж: ВГПИ, 1986. -68с.
  81. Н.В. Взаимосвязь нравственного и музыкального воспитания младших школьников на внеклассных занятиях в группе продленного дня- Дис. канд. пед. наук. Калуга, 1990. -219с.
  82. Е.В., Фохт-Бабушкин Ю.У. Исследование художественных интересов школьников. М.: Педагогика, 1974.- 160с.
  83. Н.И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. — 224с.
  84. Н.И., Лейзеров Н. Л. Эстетическое творчество: (О проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе). М.: Знание, 1984. — 112с.
  85. Кле М., Психология подростка: (Психосексуальное развитие) / Пер. с франц. М.: Педагогика, 1991 — Пер. изд.: Бельгия, 1986. — 176с.
  86. Л. Проблемы теории обучения // Пер с нем. -М.: Педагогика, 1984. 256с.
  87. А.Г. Психология личности 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1970. — 391с.
  88. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 256с.
  89. JI.Г. Формирование эстетических оценок у подростков: (На материале музыкального искусства). Киев., 1975. -163с.
  90. В.И. Формирование нравственных ценностных ориен-таций младших подростков средствами изобразительного искусства: Дис. канд. пед. наук. Минск., 1993. — 212с.
  91. Л.В. Формирование элементов эстетической культуры подростков средствами декоративно-прикладной деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 193с.
  92. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1972. — 175с.
  93. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  94. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 207с.
  95. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание -М.: Политиздат, 1984. 335с.
  96. Т.Е. Проблемы воспитания подростков. М.: Знание, 1972. — 32с.
  97. Корчак Януш. Воспитание личности: Кн. для учителя: (Перевод) / Сост., авт. вступ. ст. (с.8−30) и коммент.
  98. В.Ф.Кочнов. М.: Просвещение, 1992. — 285,(2)с.
  99. E.H. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами театрального искусства в УССР: (На материале театров для детей, 1918−1944 гг.): Дис.— канд. пед. наук. -Киев, 1989. 212с.
  100. А.И. Воспитай себя. Минск: Нар. асвета, 1982.48с.
  101. В.А. Формирование нравственно-эстетического идеала у подростков средствами искусства: Дис. канд. пед. наук. Ворошиловград, 1988. — 199с.
  102. Н.К. Собр. пед. соч., т. З: Обучение и воспитание в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. — 798с.
  103. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1986.- 303с.
  104. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986.335с.
  105. A.A. Нравственное воспитание старших подростков средствами музыкальных массовых жанров (На материале рок-музыки): Дис. канд. пед. наук. Киев, 1992. — 132с.
  106. Г. А. Возраст раздумий и тревог: (О воспитании подростков). Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1988. — 109 (3) с.
  107. В.Г. Школа центр воспитания. — М.: Педагогика, 1991. — 152с.
  108. Культура и мироотношение: Межвуз. сб. науч. статей (Петрозаводский гос. университет им. О.В.Куусинена- Ред. кол.: A.C. Молчанова (отв. ред.) и др. Петрозаводск, 1990. — 110с.
  109. Л. И. Эстетическое и этическое в жизни и искусстве. М.: Мысль, 1968. — 141с.
  110. Т.М. Воспитание нравственности: Задания и упражнения. 3-е доп. изд. — Минск. Нар. асвета, 1983. — 144с.
  111. А.Л. Формирование духовной культуры: Опыт и проблемы. Таллин: Ээсти раамат, 1988. — 223с.
  112. В.П. Искусство быть другим. М.: Знание, 1981.207с.
  113. Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знание, 1975. — 48с.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  115. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 1968. — 584с.
  116. В.В. Подростки сами по себе: (По результатам социол. анкетирования)//Сов.педагогика. 1991. — № 6. — С.62−65.
  117. .Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 159с.
  118. .Т. Теория эстетического воспитания школьников: Уч. пособие по спецкурсу для студ. пед. инст. М.: Просвещение, 1985. — 176с.
  119. А.Ф. История античной эстетики: Высокая классика. М.: Искусство, 1974. — 600с.
  120. A.B. О народном образовании. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 559с.
  121. A.B. В мире музыки: Статьи и речи. Изд. 2-е, доп. М.: Сов. композитор, 1971. — 540с.
  122. A.C. Воспитание культурных навыков. Собр. соч., т.4 М.: Изд-во АПН, 1960. — 552с.
  123. A.C. Лекции о воспитании детей. Минск: Нар. асвета, 1978. — 96с.
  124. Ю.Б. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами народной песни: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1989. — 133с.
  125. К. Введение: Из экономических рукописей 1857−1858 годов//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — ТЛ2. — С. 707−728.
  126. К. Экономические рукописи 1857−1858 годов//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т.46, ч.1. — С.3−48.
  127. К., Энгельс Ф. Об искусстве. 4-е изд.доп. — М.: Искусство, 1983. — т.1−2.
  128. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. — 183с.
  129. И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. — 104с.
  130. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96с.
  131. Методология и методы использования культуры/Науч.ред. С. Н. Иконникова, Э. В. Соколов. М.: ЛГИК, 1984. — 168с.
  132. Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1989. 206с.
  133. Молодежь и рынок: (По материалам социол. исслед.)/С.Шавель, А. Данилов, А. Кузьмук, О. Кравченко//Коммунист Белорусии. 1991. № 7. — С.28−37.
  134. Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. М.: Знание, 1986. — 78, (2)с.
  135. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей/Сост. О. А. Апраксина, вып. 10 М.: Музыка, 1975. — 230с.
  136. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей/Сост. О. А. Апраксина, вып. 11 М.: Музыка, 1976. — 136с.
  137. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей/Сост. О. А. Апраксина, вып. 12 М.: Музыка, 1977. — 110с.
  138. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей/Сост. О. А. Апраксина, вып. 14 М.: Музыка, 1979. — 121с.
  139. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383с.
  140. Т.И. Активизация музыкально-слуховых представлений учащихся в процессе слушания музыки на уроках и в школе. В сб.: Формирование музыкально-слуховых представлений. -Саратов, 1972, вып. 1, с.36−41.
  141. .М. Мудрость красоты. О пробл. зстетич. воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 253с.
  142. И.В. Классическое наследие и современность (музыкального искусства)//Страницы истории советской художественной культуры, 1917−1932 М., 1989. С.61−69.
  143. Никитин Ю.3. Музыкальная шкатулка: занимательные задачи. М.: Музыка, 1987. — 64с.
  144. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики (Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. Каф. идеолог, работы и каф. социальной психологии и педагогики- Редкол. А. К. Уледов (отв. ред.) и др.) М.: Мысль, 1979.- 303с.
  145. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся: Межвуз. сб. науч. тр./Новосиб. гос. пед. ин-т- Редкол.: Н. И. Загоренко (отв. ред.) и др. Новосибирск: НГПИ, 1988. — 141,(2)с.
  146. Нравственное формирование личности школьника: Сборник научных трудов. Л.: Гос. пед. ин-т, 1980. — 156с.
  147. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя/ (Ю.Б.Алиев и др.) — Под ред. Н. А. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. — 238,(1)с.
  148. В.И. Музыкальная пропаганда: принципы и методы. //Сов. музыка. 1990. — № 7. — с.53−58.
  149. В.И. Музыка эхо и камертон общественного совершенства/ /Дружба народов — 1989. — № 8. — с.208−218.
  150. В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени: Дис. д-ра пед. наук М., 1991. — 382с.
  151. Ю.А. Влияние изобразительной деятельности на нравственное развитие младших школьников: Автореф. канд. пед. наук. М., 1971. — 19с.
  152. Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. — 96с.
  153. Е.С. Формирование нравственных качеств учащихся в процессе занятия музыкой: Дис. канд. пед. наук. -Минск, 1982. 165с.
  154. Т.Э. Эстетическое воспитание учащихся школ РСФСР средствами театрального искусства 1917 начало 30-х гг.: Дис. канд. пед. наук. — М., 1991. — 200с.
  155. E.JI. В союзе с красотой: (Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе): Кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. — 240с.
  156. Проблема управления процессом формирования личности: Сб. научных трудов/Под ред. JI.И.Рувинского и др. Курск, 1974. — 158с.
  157. Проблемы эстетического развития личности школьни-ка/Е.В.Квятковский, А. И. Вуров, Л.П.Печко^ и др./Под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. М.: Педагогика, 1987. — 96с.
  158. В.Х. Молодежь и культура. (Социол. аспект) //Коммунист Таджикистана. 1980. — № 10. — с.62−66.
  159. A.B. Воспитание красотой: (Эстетическое воспитание в сельской школе. Из опыта работы). Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1980. 79с.
  160. Роль духовной культуры в активизации человеческого фактора: Межвуз. сб. науч. тр./Ленинградский гос. пед. ин-т им. А.И.Герцена- Редкол.: А. В. Воронцов (отв. ред.) и др. Л.: ЛГПИ, 1989. — 150с.
  161. Роль культуры в формировании личности/Е.М.Вабосов, Г. Н. Соколова, А. П. Ждановский и др.- Науч. ред. Е. М. Вабосов. -М.: Наука и техника, 1980. 192с.
  162. Сб. статей/Сост. А. Л. Готсдинер. Л.: Музыка, 1980.104с.
  163. С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АПН СССР, 1957. — 328с.
  164. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — т.1, 488с.
  165. Л.И. Нравственное воспитание подростков. -Киев: о-во «Знание» УССР, 1980. 48с.
  166. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128с.
  167. Л.И. Самовоспитание личности. Мысль, 1984. — 140с.
  168. И.Ф. Нравственное воспитание. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1977. 144с.
  169. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — 264с.
  170. В.К. Искусство как форма общественного сознания. М.: Музгиз, 1961. — 32с.
  171. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136с.
  172. Социальная динамика и духовная культура: Сб. науч. тр./Твер. гос. ун-т- Редкол.: В. Н. Расторгуев (отв.ред.) и др. Тверь- ТГУ, 1991. — 119с.
  173. Социологические проблемы образования и духовной культуры. Сб. ст., Свердловск,/М-во просвещен. РСФСР. Свердловск, пед. ин-т. Науч. труды. Сб. 275/вып.2 95с.
  174. В.А. Сердце отдаю детям. Изд. 2-е. -Киев.: Рад. школа, 1973. 288с.
  175. В.А. О воспитании (Вступ. очерки С. Соловейчика 5-е изд.) М.: Политиздат, 1985. — 270с.
  176. М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1982. — 160с.
  177. Темы и вариации: (Пробл. пропаганды муз. классики: Материалы обсуждения за «круглым столом» в ред. журнала л’Сов. музыка") //Сов. музыка. 1987. — № 7. — с.2−13.
  178. Теория эстетического воспитания. (АН СССР. Ин-т философии- Отв. ред. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1979. — 255с.
  179. .М. Психология музыкальных способностей. М. -Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 335с.
  180. К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Собр. соч., т.9 М. -Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 628с.
  181. A.M. Воспитание прекрасным. М.: Мол. гвардия, 1984. — 191с.
  182. Д.И. Психология воспитания ребенка. М.: Знание, 1978. — 48с.
  183. Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. Пер. с англ. М.: Просвещение, 1974. — 624с.
  184. Формирование духовного мира человека: Межвуз. сб. науч. тр. Горький: ГГПИ, 1983. — 160с.
  185. А.И. О диалектическом единстве нравственного и эстетического. Киев: Виша школа, 1985. — 151с.
  186. С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с фран./Сост., общ. ред. и вступ. ст. Б. Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990. — 304с.
  187. И.Ф. Нравственное воспитание школьников, Пособие для клас. руководителей. М.: Просвещение, 1983. — 160с.
  188. Ю.Н. Как прекрасен этот мир: Из опыта работы по нравственно-эстетическому воспитанию школьников. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 159с.
  189. С.Р. Формирование нравственно-эстетического опыта младших школьников средствами искусства: Дис. канд* пед. наук. Киев, 1991. — 242с.
  190. Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис---- д-ра пед. наук. М., 1978. — 28с.
  191. Р.Х. Социолого-педагогические аспекты воспитательного воздействия искусства на личность школьника: (По материалам обследования моек, старшеклассников). Дис. канд. пед. наук. — М., 1983. — 184с.
  192. И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Наука, 1977. 144с.
  193. В.И. Социальный портрет молодежи.//Сов. педагогика. 1988. — № 7. — с.11−16.
  194. Ф.И. Сборник: в 3-х т. 3-е изд. испр. и доп./Ред.-сост. Е. А. Грошева. — М.: Искусство, 1976−1979. — Т.2. — Воспоминания о Ф. И. Шаляпина. — 1977. — 600с.
  195. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества* М.: Педагогика, 1975. — 200с.
  196. Г. Г. Эстетическое воспитание в школе. Киев: Рад. школа, 1985. — 144с.
  197. В.А. Эстетическое воспитание учащихся 5−7 классов средствами архитектуры: (На материале школ Прикарпатья с углубл. изуч. изобразительного искусства): Дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 169с.
  198. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя./Н.И.Киященко, H.JI.Лейзеров, М. С. Каган и др. М.: Просвещение, 1983. — 303с.
  199. П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. 84с.
  200. H.H. Формирование эстетических оценок у подростков средствами киноискусства: (На материале деятельностиклассного руководителя). Дис. канд. пед. наук. Минск, 1988. — 193с.
  201. Bold W., Yall М. Educational Research. N. Y. L- 1984.
  202. Miller Y.R., Nicolson H.E. Communication inquiry a perspective on a prozesse. Reading (Mass): e.a. Addison Wesley publ. со., 1986, XII — 260p.
  203. Smith T.B. Thematic Structure and Complexity. Style, 1975, vol.9, № 1, P.32−54.
  204. Szekely L. Knowledge and thinking Acta psychologica, 1956, vol.7.1. АНКЕТА1. Дорогой друг!
  205. В чем по твоему должна заключаться красота человека?
  206. Есть ли у тебя идеал прекрасного, современного человека?
  207. Какие мотивы и стимулы побуждают тебя к духовному совершенствованию? чтение книгвлияние идеала критика окружающих требование учителейжелание стать гармонически развитой личностью включение в различные виды деятельности
  208. Как ты оцениваешь возможности нравственно-эстетического совершенствования в дальнейшем самоопределении в жизни? имеет большое значениеимеет значение, но не более, чем обучение не имеет значение
  209. Какие нравственные и эстетические качества ты можешь назвать у себя?
  210. Каких качеств по-твоему тебе не достает?
  211. Твое музыкально-художественное образование ДМШ, музыкальная студия или кружокхоровая студия, кружок кружок танцахудожественная студия или кружок
  212. Укажи класс, в котором ты учишься?1. АНКЕТА Дорогой друг!
  213. Просим тебя ответить на вопросы данной анкеты (подчеркнуть один из предлагаемых вариантов ответа или вписать свой ответ в свободной графе).
  214. Какому эстрадному жанру ты отдаешь предпочтение? а) рок-музыкеб) джазув) бардамг) детской эстрадной песне
  215. Что дает тебе восприятие эстрадной музыки? а) музыка как способ эмоциональной разрядки (положительный эмоциональный настрой) б) музыка как целительная силав) музыка как повод общения с миром и людьми
  216. Какому эстрадному певцу, исполнителю, ансамблю ты отдаешь предпочтение?
  217. Кого из современных композиторов, пишущих музыку для школьников ты знаешь? Назови их произведения.
  218. Какой вид музыкального исполнительства тебе больше всего нравится? б. На каких музыкальных инструментах ты играешь? а) фортепианоб) струнных: скрипка, виолончель, аль тв) русских народных инструментах: аккордеон, баян, домра, балалайка.
  219. Программа-минимум развития нравственно-эстетическойкультуры школьников
  220. Стержневые культурно- | Уровень развитияэстетические и нравст- | высокий 1 I средний | 1 | низкийвенные качества 1 | 3 балла 1 1 I 2 балла | 1 балл1 1 2 1 3 | 41. Нравственные качества
  221. Ответственность отношение к учебе, общественным поручениям- умение отвечать за свои поступки, слова, действия .
  222. Гуманность уважение к традициям, истории- не способность причинить зло всему живому- любовь к ближнему.
  223. Отзывчивость готовность разделить чужую боль, радость, удачу.1. Эстетические качества
  224. Эстетический вкус умение в потоке информации отобрать истинно ценные произведения искусства, музыки.
  225. Эстетическая оценка умение всесторонне и аргументированно осмыслить эстетические достоинства и недостатки художественных явлений.
  226. Культура общения умение в дружелюбном тоне не только высказать свою точку зрения, но и выслушать собеседника не ущемляя его достоинства.
  227. Культура речи умение грамотно и образно оформлять свою речь.
  228. Художественно-творческая активность инициатива мышления и способность самостоятельно развивать полученную информацию. обогащая ее собственными открытиями.
  229. Оценка уровня нравственно-эстетического развития школьника1. Критерии нравст- Уровни сформированности и их оценка в баллах венно-эс- тетичес- кого раз- высокий | средний | низкийвития 3 балла 1 2 балла I 1 балл1 1 2 1 з 1 4
  230. В формировании духовной культуры школьника важное значение имеют его собственные усилия, направленные на совершенствование у себя культурно-эстетических и нравственных качеств.
  231. Использование воспитания в комплексе с самосовершенствованием, когда воспитание направляет деятельность в русло самосовершенствования, а последнее способствует эффективности внешних педагогических воздействий залог успеха.
  232. Кроме того, выступления на конкурсе дает возможность учителю сделать вывод об общей культуре, эрудиции и на основании этого помочь подросткам в дальнейшем совершенствовании культурно-эстетических и нравственных качеств.
  233. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ИСКУССТВЕ" Художественный образ. Очень трудно рассказать о нем просто. Давайте попытаемся сделать это вместе с вами.
  234. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. .И думал он:
  235. Отсель грозить му будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено
  236. В Европу прорубить окно." («Медный всадник») (звучит музыкальное произведение)
  237. Гимн великому городу" композитора Глиэра это гимн граду Петра и его создателю.
  238. Тиха украинская ночь Прозрачно небо, звезды блещут Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над белой церковью сияет И пышных гетманов сады, И старый замок озаряет
  239. И тихо, тихо все кругом." (последние строки произносятся под музыку «Лунной» сонаты Л. Бетховена).
  240. Вы слышите, как звучат низкие глубокие аккорды сонаты Бетховена под названием «Лунная». И как капли, прозрачные и чистые к ним присоединяются звуки высокие, серебряные (сделать паузу и дать послушать музыку)., серебряные не по цвету, а по звучанию. .
  241. И льнут к моему изголовью, Полны они томной разлуки, Дрожат небывалой любовью. (А.Фет). (Звучит музыкальное произведение).
  242. Художественный образ прелюдии Д. Шостаковича не просто грусть. Это предел человеческих эмоций. Скорбь, доведенная до трагизма. Наивысший накал человеческих страстей. Это обобщенный образ человеческого страдания.(звучит музыкальное произведение) .
  243. О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ" «.Мудрец, или лентяй, иль просто добрый малый, Но книги жизни он с вниманьем не читал, Хоть долго при себе ее он продержал. Он перелистывал ее рукою вялой,
  244. Он мимо пропускал мудреные главы, Тянул он данную природой канитель, Жил, не заботившись проведать жизни цель, И умер, не узнав, зачем он умирает». (П.А.Вяземский). (слайд «Галактика" — звучит музыка органа.)
  245. Это наша Галактика. Где-то там, среди бесчисленных звезд и планет живем мы. Может быть здесь или здесь наша Земля (слайд Земли). Нам она кажется огромной, а на самом деле это маленькая крупинка в огромном и загадочном мире.
  246. Каждый из вас, наверное, хотя бы один раз, но уже задумывался, в чем смысл маленькой человеческой жи з н и? Искал ответ и может быть не находил его. (весь текст говорится под музыку, которая заканчивается с последними словами) .
  247. Пронести горение своей души, свою любовь через уродливый, безобразный мир. Очищение через сострадание, сопереживание вот глубочайший смысл маленькой человеческой жизни.
  248. Бах „Страсти по Матфею“. Ария).
  249. Он был глубоко одинок в кипящем людском море. И он разучился смеяться. Начал падать в пропасть. Как измерить глубину его отчаяния? Ван Гог вынимает пистолет. Пистолет выстрелил. (Шостакович. Прелюдия из сборника прелюдий и фуг- слайд „Сеятель“).
  250. Загореться, посмертно, как слово.» (А.Тарковский) (Бах. Месса).
  251. Жизнь это не тающая угасающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал на мгновенье к нам в руки и нужно заставить его пылать как можно ярче, прежде, чем передать поколениям" (Б.Шоу).
  252. Все блестит цветы, кенкеты И алмаз, и бирюза Ленты, звезды, эполеты, Кудри, фразы и глаза. Будто звезды золотые, Что покинув небеса
  253. Вдруг летят в края земные,
  254. Все в изумленье. Ленский сам
  255. Не верит собственным глазам."
  256. Веселая, искрящаяся музыка вальса выступает резким контрастом с чувствами героев романа. (Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»).
  257. Благоухание волной цветы струят.
  258. Смешался в сумерках со звуком аромат
  259. И вальса темного кружение уныло", (Шопен. «Вальс до-диез минор») .
  260. Похолодели лепестки раскрытых губ, По-детски влажных.
  261. И зал плывет, плывет, плывет в протяжных Напевах счастья и тоски. Сиянье люстр и зыбь зеркал Слились в один мираж хрустальный И веет, веет ветер бальный
  262. Теплом душистых опахал." (Прокофьев. Вальс Наташи Ростовой из оперы «Война и мир»).
  263. Да, вальс сопутствует нам всю жизнь. И в школьные годы ну какой же выпускной был без вальса, и в годы зрелости. Он озаряет нашу старость воспоминаниями о минутах счастью. «Я целую дрожащие руки Мы — во сне, мы — в тени. Мы — одни.
  264. Этот вальс, этот зов, Эти звуки Возвращают и годы, И дни.
  265. Вспоминаю под жалобы скрипки В полусне затухавших огней Ускользающий трепет улыбки Полудетской, желанной твоей. С этим вальсом, знакомо печальным В темный парк ускользают мечты Липы дремлют в наряде венчальном
  266. И во мгле улыбаешься ты.» (Листов «Я помню вальса звук прелестный.»).
  267. КЛОД ДЕБЮССИ «ДЕТСКИЙ УГОЛОК»
  268. Однажды в концертном зале звучала прекрасная фортепианная музыка. А публика смеялась!!! Автор стоял за кулисами. Он не рыдал, не рвал на себе волосы от отчаяния. Наоборот! На его лице светилась довольная улыбка.
  269. Отгадали? Конечно же, дама эта игрушка, кукла, и поет ей серенаду игрушечный рыцарь. Отсюда и такое несерьезное отношение Дебюсси к гитарному сопровождению и любовной мелодии. А полное название пьесы «Серенада кукле».
  270. Снег танцует". Танцует снег, и грустно, и приятно, прильнув к окну, следить из теплой комнаты за безмятежно падающими хлопьями. Что же стало с птицами, цветами? И когда же вновь засверкает солнце! (Звучит музыкальное произведение).
  271. Ты бродишь по улицам, от тебя несет пивом- Запах вина отделяет тебя от людей и отдает Душу твою на погибель.
  272. Ты научился петь под флейту, говорить нараспев Под Псалтырь, петь под аккомпанемент гуслей. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить По улицам и петь,
  273. Такой же популярностью пользовалась и эта итальянская «Маскарада». В Англии она была известна под названием «Кошачья аллеманда», а в Германии как «Еврейский танец». (Звучит музыкальное произведение).
  274. Наиболее популярны были мадригалы Палестрины, который в юности не только написал, но и имел «неосторожность» издать ряд таких сочинений на фривольные темы. (Исполнение мадригалов Палестрины) .
  275. Кто музыки не носит сам в себе, Кто холоден к гармонии прелестной, -Тот может быть изменником, лгуном, Грабителем, его души движенья Темны как ночь, и, как Эреб, черна Его приязнь. Такому человеку Не доверяй."
  276. Во II действии «Гамлета» упоминается «Охотничья жига короля» и широко известная в Англии «Аллеманда королевы». Я вам сейчас исполню одну из этих пьес «Аллеманду королевы» из клавирного сборника Джона Буля. (Звучит музыкальное произведение).
  277. Касаясь струн, тебя игрой созвучий Возносит Феб к далеким небесам, Мне говорит напев его могучий То, что не мог бы высказать я сам."
  278. Театр это праздник, театр — это музыка, театр — это восторг души. Идите в театр, и любите его так, как люблю его я". Этими словами Белинского я бы хотела завершить наше увлекательное путешествие в мир театральной музыки.
  279. Темыориентированные на культурно-эстетическое развитие.
  280. Осенняя пора, очей очарованье.1. Русские колокола1. Музыка садов и парков1. Музыка храмов1. Поэзия моря в музыке
  281. Не смолкнет сердце чуткое Шопена.1. Герои былин в музыке1. Поэзия лунного света1. Образ матери в искусстве1. Вечерняя песня1. Птичьи голоса в музыке1. Зоопарк в моем багаже
  282. Весеннее пробуждение природы1. Весенние цвета1. Зимняя сказка
  283. Образ ночи в поэзии и музыке Природа в музыке Музыка зимнего леса
  284. История одного романса («Я помню чудное мгновенье.»)
  285. Нет повести печальнее на свете.1. Мелодия снега1. Зимние праздники1. Певец славянской души
  286. Музыка настроения Прощание в музыке Любовь МОЯ/ жизнь моя. Океан имя ему (И.С.Бах).
  287. Темы, ориентированные на нравственное развитие.
  288. Оптимистическая трагедия в музыке1. Гори, гори, моя звезда.1. Ты сердцу русскому близка1. Героическое в музыке1. Жизнь и судьба (Р.Вагнер)
  289. Образы В. Шекспира в музыке1. Чичерин и Моцарт1. Мы мечтою в мире живем1. Л. Н. Толстой и музыка
  290. Образы декабристов в музыке
  291. Подвигу в жизни достойное место1. И дольше века длится день1. Мир дому твоему1. И грянул бой.1. Музыка России
  292. Между музыкой мира нет границ Музыка как символ борьбы и свободы.
Заполнить форму текущей работой