Управление инновационным развитием производственной инфраструктуры регионального промышленного комплекса
Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в его теоретико-прикладном аспекте. Теоретическая значимость определяется тем, что основные теоретические положения, содержащиеся в диссертации, конкретизированы и уточнены в методиках и выводах, в понятийном аппарате и могут быть использованы при совершенствовании форм и методов управления инновационным развитием… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
- 1. 1. Теоретические подходы к изучению производственной 12 инфраструктуры в промышленности
- 1. 2. Особенности управления развитием производственной 30 инфраструктуры
- 1. 3. Система факторов, влияющих на формирование 51 производственной инфраструктуры промышленного комплекса
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
- 2. 1. Анализ состояния производственной инфраструктуры 66 промышленного комплекса и оценка ее ииновационной активности
- 2. 2. Методика оценки уровня инновационного развития 82 производственной инфраструктуры промышленного комплекса
- 2. 3. Методические принципы и подходы к формированию системы 97 управления инновационной деятельностью производственной инфраструктуры
- ГЛАВА 3. КОНСОЛИДАЦИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В
- ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
- 3. 1. Государственно-частное партнерство как форма 111 инновационного развития производственной инфраструктуры в современных условиях
- 3. 2. Институциональные условия партнерских отношений между 128 государством и бизнесом
- 3. 3. Формирование эффективной модели управления 148 инновационным развитием производственной инфраструктуры
Управление инновационным развитием производственной инфраструктуры регионального промышленного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Проблемам развития производственной инфраструктуры уделяется достаточно много внимания в отечественной экономике, а в последние годы особое внимание стали уделять ее инновационному развитию. Это обусловлено тем, что производственная инфраструктура участвует в качестве условий в создании продукта основного производства, оказывает существенное влияние на эффективность функционирования предприятий и повышение уровня их инновативности.
В условиях инновационного развития актуальным становится вопрос упорядоченности и активизации инновационной деятельности в инфраструктурных отраслях, создание инновационно развитой производственной инфраструктуры. Необходимо опережающее по сравнению с основным производством инновационное развитие инфраструктуры как условие социально-экономического прогресса, повышения эффективности производства. От решения данной задачи зависят темпы и уровень модернизации экономики, особенно в настоящее время, когда именно тяжелое состояние инфраструктуры становится одним из главных ограничителей экономического роста. Поэтому для обеспечения устойчивого функционирования экономики и инвестиционной привлекательности необходимы значительные инвестиционные вложения в производственную инфраструктуру, а именно, в энергетику, газовую отрасль, транспорт и связь. При этом успешное решение многих проблем определяется эффективностью механизма управления инфраструктурным комплексом, в том числе его инновационным развитием.
Вместе с тем, несмотря на активные разработки общих вопросов развития производственной инфраструктуры, данная тема требует дальнейшего всестороннего научного анализа на основе инновационного подхода. Так, не изучена институциональная среда инновационного развития производственной инфраструктуры, не выделены институты поддержки в этой сфере, слабо разработана нормативно-правовая база государственно-частного партнерства в инновационной деятельности производственной инфраструктуры, не разработаны механизмы согласования интересов потребителей инфраструктурных услуг. При этом немаловажное значение имеет управление отмеченными процессами, как на уровне предприятия, так и на уровне более крупных хозяйственных систем. Этим определяется актуальность диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблемы развития инфраструктуры нашли отражение в работах ряда отечественных ученых: Л. И. Абалкина, И. К. Белявского, В. Г. Варнавского, В. А. Жамина, Ю. А. Жаравиной, JI.B. Залуниной, Л. Д. Каминой, А. Н. Кочетова, В. Н. Лившица, А. Г. Милейковского, С. С. Носовой, Г. П. Полуниной, Е. И. Поповой, Н. И. Ригина, Ф. Ф. Рыбакова, B.C. Самсонова, Г. П. Солюса, В. Н. Стаханова, И. А. Таракановой, С. И. Тюльпанова, С. А. Хеймана, С. И. Яковлевой и др.
Исследование проблем инновационного развития инфраструктуры нашли свое отражение в работах таких зарубежных авторов, как И. Ансофф, Дж. Гэлбрейт, П. Друкер, Ф. Котлер, М. Портер, Г. Саймон, O.E. Уильямсон, Дж.М. Ходжсон, Ч. Эванс, Ф. Янсен и др. Инновациям и инновационной деятельности в этой сфере посвящены исследования таких отечественных ученых, как C.B. Валдайцев, С. Ю. Глазьев, Ш. Ш. Губаев, Е. А. Ерохина, C.B. Киселев, Н. Д. Кондратьев, C.B. Мокичев, А. И. Пригожин, Г. В. Семенов, С. Г. Струмилин, А. Н. Фоломьев, Ю. В. Шленов и др. Проблемам организационного развития инфраструктурных систем на инновационной основе посвящено значительное число работ зарубежных и отечественных авторов. Среди них труды Д. Альбекова, М. Гордона, М. Завельского, И. В. Гилязутдиновой, М. В. Егоровой, В. Красовского, Б. Краснопольского, М. В. Николаева, С. Носовой, В. Прокофьева, А. Селезнева, В. Теренчьева, В. Федько, А. Р. Шарапова.
Институциональные проблемы инновационного развития инфраструктурных отраслей рассмотрены в трудах таких ученых, как.
T.B. Крамин, Р. Коуз, В. И. Маевский, У. Митчел, Д. Норт, А. Н. Олейник, В. М. Полтерович, B. JL Тамбовцев, А. И. Шинкевич, Е. Г. Ясин и другие. Для изучения проблем формирования и функционирования производственной инфраструктуры на региональном уровне были использованы исследования многих ученых, среди которых, труды Э. Б. Алаева, Ю. В. Блохина, А. И. Гаврилова, Н. Г. Глушич, A.B. Гуковой, Н. Р. Ковалева, М. Р. Комарова, М. В. Плешаковой и других. Проблемы государственно-частного партнерства рассмотрены в трудах таких ученых, как Е. П. Ардашева, С. А. Безгородов, В. Г. Варнавский, А. Я. Кеслер, И. Е. Ливитин, Д. А. Любинин, Н. Е. Саванкова и др.
Однако многие вопросы, связанные с развитием производственной инфраструктуры, в частности, управление инновационным развитием, стратегическое планирование инновационной модернизации инфраструктуры, методические подходы к оценке эффективности систем управления производственной инфраструктуры являются до сих пор недостаточно изученными. Нуждается в дальнейшей разработке проблема соотношения доли участия государства и частного капитала в финансировании инвестиций в производственную инфраструктуру, до сих пор не сформирована оптимальная модель государственно-частного партнерства в сфере производственной инфраструктуры. Эти и другие проблемы предопределили актуальность диссертационной работы, ее цель и задачи.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования состоит в уточнении имеющихся теоретических положений и понятий, характеризующих производственную инфраструктуру, в разработке методики оценки уровня ее инновационного развития и в формировании эффективной модели управления инновационным развитием этой сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: уточнить теоретические подходы к изучению инфраструктуры в условиях инновационного развития и управления этим процессом, в соответствии с этим дополнить содержание экономических категорий, имеющих значение для раскрытия темы;
— составить классификацию производственной инфраструктуры в инновационных условиях для целей исследования, выявить особенности инновационного развития инфраструктурной сферыпровести анализ состояния производственной инфраструктуры промышленного комплекса и дать оценку инновационной активности данной сферы, для этого сформировать совокупность показателей и предложить методы оценки;
— разработать на основе существующих теоретических и методических положений методику оценки уровня инновационного развития производственной инфраструктуры, а также выявить критерии инновационное&tradeэтой сферыпровести сравнительный анализ имеющихся моделей управления инновационным развитием производственной инфраструктуры, выявить их преимущества и недостатки и предложить эффективную модель, учитывающую специфику инфраструктурной сферы;
— изучить процесс реализации государственно-частного партнерства в сфере развития производственной инфраструктуры и определить наиболее эффективные его формы, активизирующие инновационную деятельность.
Объектом исследования является инновационное развитие производственной инфраструктуры промышленного комплекса Российской Федерации и Республики Татарстан.
Предметом исследования являются отношения управления инновационным развитием производственной инфраструктуры промышленного комплекса.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по актуальным проблемам развития производственной инфраструктуры в условиях становления инновационной экономики, а также управления ее инновационным развитием, экономические энциклопедические источники, монографии, материалы научных конференций и семинаров, научная периодическая литература. Для решения сформулированных в работе задач использованы следующие общенаучные и частные методы познания: методы системного анализа, метод описания, метод статистического анализа, метод экстраполяции, структурный анализ, метод комплексного экономического анализа, метод моделирования, метод ситуационного, функционального анализа.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации (РФ) и Республики Татарстан (РТ), данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ., Центра стратегических исследований Приволжского Федерального округа, данные министерств и ведомств РТ, а также данные по теме диссертации, имеющиеся в периодической научной печати, прикладные исследования по данной проблеме и практический опыт отечественных и зарубежных организаций.
Соответствие содержания диссертации избранной специальности. Работа выполнена в соответствии пунктами 2.10, 2.12, 2.19. Паспорта специальности ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями).
Научная новизна исследования заключается в уточнении теоретических подходов и модельных представлений о производственной инфраструктуре, в разработке на этой основе и научном обосновании сбалансированной интеграционной модели целевого управления опережающим инновационным развитием производственной инфраструктуры регионального промышленного комплекса с использованием инструментов партнерства и методов индикативного управления.
Наиболее существенные результаты, раскрывающие научную новизну диссертационного исследования, состоят в следующем:
— уточнены существующие подходы к содержательной характеристике понятии, имеющих значение для исследования избранной темы: понятие «инновационное развитие производственной инфраструктуры» трактуется как процесс качественных изменений производственной инфраструктуры, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации, обеспечивающие ее сбалансированное и устойчивое развитие, а «управление инновационным развитием» — как целенаправленная деятельность, ориентированная на формирование и реализацию потенциальных возможностей инновационного развития инфраструктурной сферытехнология управления инновационным развитием производственной инфраструктуры рассматривается, как гибкая система методов, инструментов, рычагов, организующая и стимулирующая разработку и внедрение новых знаний в обслуживающие производства- «технологический пакет» понимается, как функционально связанная совокупность инноваций, обладающая системными свойствами (инновации взаимозависимы, развиваются сопряженно, в процессе развития модифицируют друг друга) — предложена классификация производственной инфраструктуры, которая в отличие от имеющихся на основе расширения классификационных признаков, учитывает инновационный характер ее развития (состав элементов дополнен блоками информационно-коммуникационных систем, инжиниринга и консалтинга, в том числе инфраструктурного маркетинга, транспортная система — логистической составляющей), выявлены особенности инновационного развития этой сферы (высокая доля общественного финансирования инноваций, сдерживание инноваций за счет естественного монополизма, реализация эффекта инноваций в деятельности предприятий-потребителей услуг);
— проведена на основе сформированной в работе совокупности показателей оценка инновационной активности, выявлено, что тип инновационного развития инфраструктуры в промышленности в целом имеет догоняющий характер, предложено для повышения инновационной активности использовать инфраструктурный маркетинг (синхронизация развития производственной инфраструктуры с потребностями развития промышленного комплекса);
— разработана четырехкомпонентная методика анализа и оценки уровня инновационного развития производственной инфраструктуры, отличительной особенностью которой является учет влияния инноваций в инфраструктуре на инновационную деятельность промышленного комплекса, позволяющая не только оценить уровень инновационного развития инфраструктуры, но и выявить инфраструктурные факторы активизации инновационной деятельности в основном производстве комплекса;
— определены особенности управления инновационным развитием производственной инфраструктуры и выделены основные модели управления развитием, отмечены их преимущества и недостатки, и на этой основе разработана и предложена комплексная сбалансированная модель целевого управления опережающим инновационным развитием промышленной инфраструктуры, учитывающая специфику инновационного развития промышленного комплексаобосновано, что в условиях инновационного развития производственной инфраструктуры расширяются формы партнерства государства (с финансовыми организациями, государственными институтами развития, с учреждениями образования и науки, научно-исследовательскими учреждениями), определены и классифицированы основные модели партнерства (организационные модели, модели финансирования, модели кооперации).
Практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в его теоретико-прикладном аспекте. Теоретическая значимость определяется тем, что основные теоретические положения, содержащиеся в диссертации, конкретизированы и уточнены в методиках и выводах, в понятийном аппарате и могут быть использованы при совершенствовании форм и методов управления инновационным развитием производственной инфраструктуры. Практическая значимость состоит в том, что на практике применение могут иметь методика оценки инновационной активности и методика оценки уровня инновационного развития производственной инфраструктуры. Основные положения и результаты исследования могут быть использованы для совершенствования управления инновационным развитием производственной инфраструктуры с целью создания благоприятных условий для роста инновационной активности основного производства.
Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования изложены и получили одобрение на научно-практических конференциях в городах Санкт-Петербург, Пенза, Старый Оскол, Тамбов, Казань. Содержание и результаты диссертационного исследования достаточно полно и своевременно опубликованы, в том числе в рекомендованных ВАК журналах «Экономический Вестник Республики Татарстан» и «Вестник Казанского государственного технологического университета». Всего по теме диссертации опубликовано 14 работ. (3,51 п.л./4,88 пл.).
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список использованной литературы включает 153 наименования.