Определение условий обращения подвижного состава с использованием корреляции в показателях взаимодействия экипажа и пути
Разработана в рамках НИОКР автоматизированная система обработки экспериментальных данных, которая внедрена при проведении приемочных испытаний подвижного состава по воздействию на путь. Методы экспресс-оценки получаемой экспериментальной информации используются при приемочных испытаниях подвижного состава и при проведении исследовательских работ в рамках НИОКР ОАО «РЖД», в частности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ПУТИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
- 1. Л. Постановка задачи
- 1. 2. Развитие теоретических методов исследования взаимодействия пути и подвижного состава с целью установления допускаемых скоростей движения
- 1. 3. Развитие экспериментальных методов исследования взаимодействия пути и подвижного состава для установления условий обращения
- 1. 4. Правила установления скоростей
- 1. 5. Возможность развития существующей методики в связи с развитием экспериментальных методов
- 1. Л. Постановка задачи
- 2. 1. Существующие методы проведения испытаний по установлению допускаемых скоростей движения подвижного состава
- 2. 2. Определение количества сечений и заездов при проведении испытаний
- 2. 3. Возможность оптимизации количества заездов и измерительных сечений
- 2. 4. Взаимосвязь динамических процессов в экипаже и сил, действующих на путь
- 2. 5. Использование информации о динамических процессах в экипаже на всем опытном участке для перехода к напряженному состоянию пути на базе полученных взаимосвязей
- 3. 1. Силы на наружном и внутреннем рельсе
- 3. 2. Связь нагрузок от экипажа на путь и напряжений в рельсах
- 3. 3. Связь нагрузок от экипажа на рельсы и шпалы
- 3. 4. Возможность уменьшения количества измеряемых процессов
- 4. 1. Цели и методы существующих расчетов определения напряженного состояния пути под подвижной нагрузкой
- 4. 2. Достоинства и недостатки существующих методов
- 4. 3. Развитие существующих уравнений для исследования колебаний пути в вертикальной плоскости как балки на многих неравноупругих опорах
- 4. 4. Метод решения уравнений
Определение условий обращения подвижного состава с использованием корреляции в показателях взаимодействия экипажа и пути (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопросы безопасности движения, обеспечения жизни и здоровья пассажиров, сохранности грузов при перевозках являются одними из ключевых для любого вида транспорта. Железнодорожный транспорт России это жизнеобеспечивающая отрасль экономики. Поэтому проблемы безопасности движения и ресурсосбережения в самом широком их смысле, всегда являлись приоритетными.
Установление условий обращения подвижного состава по различным конструкциям железнодорожного пути основано на информации о воздействии экипажа на путь, определении допускаемых скоростей движения, сравнении различных экипажей для выявления лучших по показателям взаимодействия.
Железнодорожный путь при воздействии на него подвижного состава испытывает сложные деформации: под воздействием подвижных нагрузок и моментов, возникающих вследствие эксцентриситета их приложения, а также продольных сил, происходит кручение и изгиб рельса, смещение подошвы рельса относительно шпалы и шпалы по балластупод воздействием переменных вертикальных нагрузок происходит изгиб рельса в вертикальном направлении, деформация материала упругих прокладок между рельсом и подкладкой, подкладкой и шпалой, и деформация подшпального основания.
Определению воздействия подвижного состава на путь расчетными и экспериментальными методами были посвящены работы многих ученых, среди которых следует выделить труды М. Блонделя [91], Е. М. Бромберга [4,5], А. Л. Васютынского [6], Г. Вебера [94], М. Ф. Вериго [8,9,10,11,12,13], Е. Винклера [96], Э. В. Воробьева [15], A.M. Годыцкого-Цвирко [18,19], В. Н. Данилова [5], О. П. Ершкова [23,24,25], Г. Г. Желнина [26,27,29], А. Я. Когана [14,35,36,38], К. П. Королева [39,40], В. И. Крачковского [43], С. С. Крепкогорского [10,13,44], М. А. Левинзона [50,66], Г. Марье [49], В. О. Певзнера [20,28,53], Н. П. Петрова [56,57], С. Н. Попова [59], Ю. С. Ромена.
62,64,65], И. Р. Стецевича [68], С. П. Тимошенко [69,70], М. А. Фришмана [5,75], А. А. Холодецкого [77,78], Г. М. Шахунянца [84], В. Н. Шестакова [85], Г. Юбелакера [87], В. Ф. Яковлева [88,89,90].
Задачи определения оптимальных параметров отдельных элементов конструкции пути, выбора таких значений этих параметров, чтобы обеспечивались необходимые скорости движения, возникли уже на начальном этапе развития железных дорог.
Первоначально появились расчетные формулы для определения массы рельса из условия обеспечения его прочности на изгиб под действием вертикальной нагрузки. При невысоких скоростях движения, небольших осевых нагрузках подобные расчеты были вполне достаточны с учетом небольшого влияния других факторов и введения в расчетные формулы некоторого запаса прочности. Несколько позже ставятся задачи о возможности управления параметрами пути для обеспечения необходимых скоростей движения не только с помощью увеличения массы рельса, но и шпал, в частности, изменения межшпального расстояния.
Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта привело к необходимости рассмотрения напряжений и деформаций в пути, возникающих уже под действием горизонтальных нагрузок на рельсы. В конце 19-ого века в расчет рельсов вводится уже дополнительная составляющая от бокового воздействия, сначала только как некоторая часть вертикального воздействия [78], затем на рубеже веков разрабатываются первые подходы для определения горизонтальных сил при вписывании экипажа в кривые участки пути [79,87].
Усложнение расчетных схем, требующих учет достаточно большого количества факторов, приводит к необходимости экспериментального определения ряда параметров. Первые опыты для определения деформаций рельсового пути были проведены в конце 19-ого века, в это же время были разработаны первые методы расчета железнодорожного пути, основанные на гипотезе Винклера [96] о представлении пути, как бесконечной балки, лежащей на сплошном упругом основании, так и для рельса, лежащего на нескольких упругих опорах.
На основе теоретических расчетов и проведенных к тому времени экспериментальных исследований, в начале 20-ого века Н. П. Петров впервые предлагает модель динамического расчета пути исходя из гипотезы равенства динамического прогиба рельса статическому.
Полученный расчетный аппарат используется при разработке первых правил установления скоростей движения паровозов. С созданием ЦНИИ железнодорожного транспорта начинается регулярное проведение испытаний новых типов подвижного состава, измерение отдельных показателей взаимодействия позволяет использовать расчетные методы определения напряженно-деформированного состояния пути для установления допускаемых скоростей движения.
В настоящее время для установления условий обращения подвижного состава используется совокупность показателей напряженно-деформированного состояния пути при воздействии на него экипажа [14]. Однако, определение нескольких взаимосвязанных показателей воздействия подвижного состава на путь в отдельных сечениях пути значительно сужает объем получаемой в эксперименте информации.
Между измеряемыми показателями на подвижном составе и в пути существуют корреляционные связи. Использование методов корреляционного анализа и математического моделирования для расчета показателей воздействия на путь при наличии экспериментальных данных о нагрузках, передаваемых от колес на рельсы, позволит значительно увеличить количество рассматриваемых в пути сечений и тем самым повысить достоверность получаемой экспериментальной информации.
Актуальность данной работы определяется изменившимися с развитием экономики условиями эксплуатации (рост скоростей движения, тяжеловесные и длинносоставные поезда, увеличение осевых нагрузок) которые требуют совершенствования технических средств, что невозможно без испытаний новой и модернизированной техники, и в частности, подвижного состава.
Целью исследования является разработка эффективного метода определения напряженно-деформированного состояния пути на участке большой протяженности для установления допускаемых скоростей движения подвижного состава на основе современных методов регистрации и обработки процессов взаимодействия пути и экипажа.
В работе применяются следующие методы исследования: экспериментальное измерение напряженного состояния путиматематическая обработка результатов в процессе проведения экспериментов и математическое моделирование работы элементов пути под проходящим подвижным составом для установления допускаемых скоростей движения. Научная новизна работы заключается в следующем: на основе использования созданной системы автоматической регистрации и обработки данных о воздействии на путь предложен метод экспресс-оценки получаемой экспериментальной информации для определения достаточности количества опытных заездов во время испытаний подвижного состава по воздействию на путь с целью установления условий его обращения на сети железных дорогразработаны методы оценки показателей воздействия на путь по измерениям сил взаимодействия на базе установления экспериментальных и теоретических взаимозависимостей между нагрузками на рельсы и шпалы и напряжениями, возникающими в кромках подошвы рельсов, при воздействии на путь подвижного составаразработана методика установления взаимосвязей между показателями динамики экипажа, измеряемыми на протяженных участках пути, и показателями воздействия на путь, измеряемыми в отдельных сечениях на опытных участках, и определения напряженно-деформированного состояния пути на участках большой протяженности по показателям динамики подвижного состава на основе получаемых зависимостей.
Практическая ценность и реализация данной работы.
Разработана в рамках НИОКР [72] автоматизированная система обработки экспериментальных данных, которая внедрена при проведении приемочных испытаний подвижного состава по воздействию на путь. Методы экспресс-оценки получаемой экспериментальной информации используются при приемочных испытаниях подвижного состава и при проведении исследовательских работ в рамках НИОКР ОАО «РЖД», в частности использовались при проведении испытаний по теме «Оптимизация ширины рельсовой колеи» [55].
Основные результаты работы были доложены на 5 научно-технических конференциях, обсуждались на 3 научно-технических совещаниях отделения Комплексных испытаний и взаимодействия пути и подвижного состава ВНИИЖТ и представлены в 5 публикациях.
Выводы по главе 5.
Эффект образуется за счет двух составляющих: внедрения результатов работы при проведении испытаний по воздействию на путь, что позволит повысить достоверность получаемой экспериментальной информации, и более точного установления скоростей движения по различным конструкциям пути.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Разработана и внедрена система автоматической регистрации и обработки экспериментальных данных на основе использования современной вычислительной техники.
2. Предложен метод установления условий обращения подвижного состава на основе современных экспериментальных и расчетных способов определения показателей динамики подвижного состава и его воздействия на железнодорожный путь.
2.1. Установление условий обращения целесообразно проводить на основе информации о силах взаимодействия пути и экипажа.
2.2. Силы взаимодействия должны определяться на всем участке с использованием динамических показателей, регистрируемых на экипаже, и их корреляционных связей с показателями воздействия на путь, которые измеряются в отдельных сечениях на опытных участках небольшой протяженности.
2.3. Для определения влияния отступлений в параметрах конструкции верхнего строения пути используется математическое моделирование работы пути под подвижными нагрузками.
2.4. Зависимости между экспериментально определяемыми показателями динамики экипажа и его воздействия на путь определяются, как линейные.
3. Предложено развитие методики проведения испытаний по воздействию на путь для установления условий обращения подвижного состава, которое включает следующие мероприятия:
3.1. Проведение экспресс-оценки достаточности количества заездов во время испытаний на основе получаемой экспериментальной информации по воздействию экипажа на путь.
3.2. Определение напряжений в кромках подошвы рельсов и нагрузок на шпалы на основе экспериментально определяемых взаимозависимостей между ними и нагрузками на рельсы.
3.3. Измерение горизонтальных и вертикальных сил, действующих на путь от колес подвижного состава, по обеим рельсовым нитям, для установления корреляционных связей с показателями динамики экипажа.
3.4. Измерение нагрузок на рельсы в максимально возможном количестве сечений пути, а измерение нагрузок на шпалы и напряжений в кромках только для определения зависимостей между ними и силами взаимодействия.
Список литературы
- Алексеев Г. М. Исследование зависимости боковых и рамных сил локомотивов / Труды ВНИИЖТ № 542. М.: Транспорт, 1975, с. 78−83.
- Алексеев М.В., Вериго М. Ф., Ершков О. П., Крепкогорский С. С. Оценка воздействия на путь современных электровозов и тепловозов. М.: Трансжелдориздат, 1961,44 с.
- Бромберг Е.М. Экспериментальное исследование воздействия на путь паровоза серии Л / Труды ВНИИЖТ, вып. 33. М.: Трансжелдориздат, 1949, с. 5−68.
- Бромберг Е.М., Вериго М. Ф., Данилов В. Н., Фришман М. А. Взаимодействие пути и подвижного состава. М.: Трансжелдориздат, 1956, 280 с.
- Васютынский А.Л. Наблюдения над упругими деформациями ж-д. пути. Сб. ин-та инженеров путей сообщения. С.-Пб: 1899,130 с.
- Вериго М.Ф. О напряженном состоянии балластного слоя / Труды ВНИИЖТ, вып. 33. М.: Трансжелдориздат, 1949, с. 69−121.
- Вериго М.Ф. Вертикальные силы, действующие на железнодорожный путь при прохождении подвижного состава / Труды ЦНИИ МПС, вып. 97, Трансжелдориздат, 1955, с. 25−288.
- Вериго М.Ф. Расчет напряжений в балластном слое и на основной площадке земляного полотна / Труды ЦНИИ МПС, вып. 97, Трансжелдориздат, 1955, с. 326−352.
- Вериго М.Ф., Крепкогорский С. С. Основные требования к подвижному составу по воздействию на путь / Труды ВНИИЖТ, выпуск № 248. М.: Трансжелдориздат, 1962, с. 210−302.
- Вериго М.Ф. Основные положения методики расчета сил, действующих на железобетонные шпалы / Труды ЦНИИ МПС, № 257. М.: Трансжелдориздат, 1963.
- Вериго М.Ф. Методическое пособие по применению математической статистики в обработке опытных данных. Новосибирск, 1964,49 с.
- Вериго М.Ф., Крепкогорский С. С. Общие предпосылки для корректировки правил расчета железнодорожного пути на прочность и предложения по изменению этих правил / Труды ЦНИИ МПС № 466. М.: Транспорт, 1972, с. 4−50.
- Вериго М.Ф., Коган А. Я. Взаимодействие пути и подвижного состава. М., 1986. 559 с.
- Воробьев Э.В., A.M. Никонов, А. А. Сеньковский и др. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения. М.: Маршрут, 2005, 531с.
- Временные указания для соображений при определении наибольших допускаемых нагрузок осей подвижного состава и наибольших допускаемых скоростей движения на железных дорогах в зависимости от типов верхнего строения пути и паровозов, 1914.
- Говоров И.В., Михальченко Г. С., Погорелов Д. Ю. Отчет о НИР. Теоретические исследования взаимодействия порожнего вагона и пути с целью определения неровностей пути и отклонений в ходовой части, способствующих сходу вагонов. Брянск, 2003.
- Годыцкий-Цвирко А. М // О динамических расчетах верхнего строения пути. Журнал МПС, кн. 1,2, 1905,38 с.
- Годыцкий-Цвирко A.M. Взаимодействие пути и подвижного состава железных дорог. М.: Гострансиздат, 1931, 215 с.
- Грачева JI.O., Анисимов П. С., Певзнер В. О., Шинкарев Б. С. Экспериментальные исследования влияния износов ходовых частейгруженых четырехосных вагонов на динамику и воздействие на путь / Труды ВНИИЖТ № 519. М.: Транспорт, 1974, с. 67−107.
- Громов JI.K., Кондаков Н. П., Щепотин К. И. О факторах, формирующих сопротивление сдвигу шпал в асбестовом балласте / Вопросы устройства и работы пути на грузонапряженных линиях: Тр. НИИЖТ, вып. 99. Новосибирск, 1969, с. 3−12.
- Ершков О.П. О приоритете отечественной науки в области расчетов железнодорожного пути // Техника железных дорог, 1949, № 12, с.13−16.
- Ершков О.П. Установление коэффициентов, учитывающих боковой износ и кручение рельсов / Труды ЦНИИ МПС, вып. 97, Трансжелдориздат, 1955, с. 289−325.
- Ершков О.П. Расчет рельса на действие боковых сил в кривых / Труды ВНИИЖТ, 1960, вып. 192, с. 5−58.
- Ершков О.П. Расчеты поперечных горизонтальных сил в кривых / Труды ВНИИЖТ, вып. 301. М.: Транспорт, 1966, 236 с.
- Желнин Г. Г. Масса пути, взаимодействующая с экипажем в горизонтальной плоскости // Вестник ВНИИЖТ, 1965, № 7, с. 32−34.
- Желнин Г. Г. Боковое воздействие подвижного состава на путь в прямых участках / Труды ВНИИЖТ № 424. М.: Транспорт, 1971, с. 142−189.
- Желнин Г. Г., Певзнер В. О., Шинкарев Б. С. Исследование зависимостей между показателями динамики подвижного состава и воздействия его на путь / Труды ВНИИЖТ № 542. М.: Транспорт, 1975, с. 8492.
- Желнин Г. Г. Особенности установления допускаемых скоростей движения по стрелочным переводам / Сборник научных трудов «Решение задач взаимодействия подвижного состава и пути реального очертания». М.: Транспорт, 1985, с. 34−38.
- Желнин Г. Г. Напряженно-деформированное состояние стрелочных переводов и установление допускаемых скоростей движения / Сборникнаучных трудов «Подвижной состав и путь в условиях интенсификации работы железных дорог». М.: Транспорт, 1989, с. 77−90.
- Зольников С.С. Характеристики вертикальной динамики, прочности и износа / Труды ВНИИЖТ, выпуск № 248. М.: Трансжелдориздат, 1962, с. 133−205.
- Коган А.Я., Ромен Ю. С. Диссипативность в большом нелинейных колебаний четырехосного грузового вагона / Труды ВНИИЖТ, вып. 347, 1967, с. 27−32.
- Коган А.Я. Вертикальные динамические силы, действующие на путь / Труды ВНИИЖТ, 1969, вып. 402, с. 205.
- Коган А.Я., Лецкий Э. К., Певзнер В. О. Об использовании модели колебаний системы «экипаж-путь» при планировании путевых испытаний // Вестник ВНИИЖТ, 1980, № 8, с. 49−51.
- Коган А.Я., Верхотин А. А. Расчет воздействия на путь колесной пары с ползуном / Сборник научных трудов «Исследование возможности повышения скоростей движения поездов», М.: Транспорт, 1984, с. 31−37.
- Королев К.П. Вписывание паровозов в кривые участки пути / Труды ЦНИИ МПС, вып. 37. Трансжелдориздат, 1950,222 с.
- Королев К.П. Вписывание экипажей в кривые. Технический справочник железнодорожника, том VI. Трансжелдориздат, 1952.
- Краснобаев A.M., Левинзон М. А., Заверталюк А.В и др. Трехэлементная тележка с литыми балками с нагрузкой от оси на рельсы 25 т модели 18−194−1. Отчет по НИОКР, ВНИИЖТ, 2004, 180 с.
- Краснобаев A.M., Левинзон М. А., Заверталюк А.В и др. Трехэлементная тележка со сварными балками с нагрузкой от оси на рельсы 25 т модели 26В502. Отчет по НИОКР, ВНИИЖТ, 2004,160 с.
- Крачковский В.И. Расчет железнодорожного пути под действием вертикальных нагрузок / Научные труды МИИТ, выпуск 40. М.: 1934,280 с.
- Крепкогорский С.С. Результаты исследования динамики электровозов ВЛ80, ВЛ22М и электровозов ЭР2 и ЭР22 / Труды ЦНИИ МПС, вып. 317. М.: Транспорт, 1966,
- Крепкогорский С.С., Верхотин А. А. Универсальная программа расчетов на ЭЦВМ показателей воздействия подвижного состава на путь / Труды ВНИИЖТ, вып. 542. М.: Транспорт, 1975, с. 93−110.
- Кудрявцев Н.Н. и др. Динамические нагрузки ходовых частей грузовых вагонов / Труды ВНИИЖТ № 572. М.: Транспорт, 1977,144 с.
- Лысюк B.C. Причины и механизм схода колеса с рельса. Проблема износа колес и рельсов. М.: Транспорт, 1997.
- Марье Г. Взаимодействие пути и подвижного состава / Труды Научно-эксперимент. констуктор. ин-та ЦНТУ НКПС, вып. И. Госжелдориздат, 1933.
- Методика оценки воздействия подвижного состава на путь по условиям обеспечения его надежности. Под ред. Желнина Г. Г. М.: 2000, 38 с.
- Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте. Указание МПС России от 31.08.1998 г. № В 1024у.
- Нормы допускаемых скоростей движения подвижного состава по железнодорожным путям колеи 1520 (1524)мм федерального железнодорожного транспорта. Приказ МПС России № 41 от 12 ноября 2001 г. М.: Транспорт, 2001,126 с.
- Певзнер В.О., Грачева JI.O. Влияние неровностей пути на напряженное состояние его элементов при воздействии грузовых вагонов / Труды ВНИИЖТ № 549. М.: Транспорт, 1976, с. 47−55.
- Певзнер В.О. Состояние пути и установление скоростей движения / Сборник научных трудов «Динамические качества современного подвижного состава и особенности его воздействия на путь». М.: Транспорт, 1997, с. 3654.
- Певзнер В.О., Ромен Ю. С. и др. Определение влияния зазора в колее и состояния ходовых частей на уровень боковых сил по измерениям на пути на полигоне. Отчет по НИОКР, М.: ВНИИЖТ, 2007,378 с.
- Петров Н.П. Напряжения в рельсах от вертикальных давлений катящихся колес. Влияние скорости и неправильного вида колес. С.-Пб: 1907,120 с.
- Петров Н.П. К вопросу о прочности рельсов. С-Пб: 1912, 84 с.
- Погорелов Д.Ю. Отчет о НИР. Компьютерная модель грузового вагона с двухосными тележками модели 18−100 (ЦНИИ-ХЗ). Брянск, 2003.
- Попов С.Н. О допускаемых напряжениях на балласт / Труды ЦНИИ МПС, вып. 97, Трансжелдориздат, 1955, с. 353−385.
- Правила производства расчетов верхнего строения железнодорожного пути на прочность. Литограф, изд. МПС 1954.
- Правила системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения. НБ ЖТ 01−96. МПС России, 1996, 78 с.
- Ромен Ю.С. О нелинейных колебаниях железнодорожного экипажа в кривых произвольного очертания / Труды ВНИИЖТ, вып. 347, 1967, с. 526.
- Ромен Ю.С. Влияние рассеивания энергии в системе на характер горизонтальных колебаний четырехосных грузовых вагонов / Труды ЦНИИ МПС, вып. 385. М.: Транспорт, 1969, с. 108−115.
- Ромен Ю.С. Расчеты поперечной устойчивости рельсо-шпальной решетки под воздействием поездной нагрузки / Сборник научных трудов «Исследование возможности повышения скоростей движения поездов». М.: Транспорт, 1984, с. 42−54.
- Ромен Ю.С. Методы расчета поперечных деформаций температурно-напряженного пути при воздействии подвижного состава / Сборник научных трудов «Решение задач взаимодействия подвижного состава и пути реального очертания». М.: Транспорт, 1985, с. 14−25.
- Самарский А.А. Теория разностных схем. М.: Наука, 1977, с. 656.
- Стецевич И.Р. О сопротивлении верхнего строения // Изв. собрания инженеров путей сообщения, 1895, № 9, с.129−144, № 10, с. 145−156.
- Тимошенко С.П. К вопросу о вибрациях рельсов // Изв. электротехнического института, т. XIII, 1905, 17 с.
- Тимошенко С.П. О динамических напряжениях в рельсах // Вестник инженера, № 14,1905,30 с.
- Типовая методика испытаний по воздействию на путь. ТМ-14−01−02. М.: ВНИИЖТ, 2002,39 с.
- Тихов М.С., Толмачев С. В. Исследование проблем оборудования опытных участков и разработки программного обеспечения обработки экспериментальных данных по воздействию экипажа на путь. Отчет о НИОКР, М.: ВНИИЖТ, 2005,190 с.
- Тихов М.С., Ромен Ю. С., Белоусов А. В. Выбор мест установки приборов и количества заездов при проведении испытаний по воздействию на путь / Вестник ДИИТ, № 14,2007, с. 86−93.
- Тихов М.С., Ромен Ю. С. Пространственная модель деформаций рельсошпальной решетки под поездной нагрузкой / Сборник научных трудов «Вопросы развития железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики». М.: Интекст, 2007, с. 123−131.
- Фришман М.А. Применение метода электрического моделирования к исследованию задач по взаимодействию пути и подвижного состава. Бюллетень технико-экономической информации МПС, № 3. М.: 1962,20 с.
- Хействер Б.Д. О допускаемых напряжениях на земляное полотно / Труды ЦНИИ МПС, вып. 97, Трансжелдориздат, 1955, с. 386−410.
- Холодецкий А.А. Об износе ж.-д. рельсов в зависимости от напряжений, появляющихся в них при действии подвижной нагрузки // Инженер, Киев, 1888, № 6, с. 224−235.
- Холодецкий А.А. Исследование влияния внешних сил на верхнее строение железнодорожного пути // Инженер, Киев. 1896, № 12,с. 507−517- 1897, № 1,с, 8−22, № 2, с. 66−76, № 3, с. 124−131, № 4, с. 183−193.
- Цеглинский К.Ю. Железнодорожный путь в кривых. М.: 1903.
- Чибизова Н.Г. Решение на АВМ частной задачи бокового воздействия полувагона на путь в кривой в зоне горизонтальной неровности / Труды ВНИИЖТ, вып. 347,1967, с. 33−37.
- Чибизова Н.Г. Исследование на АВМ воздействия грузового полувагона на путь в кривых с неровностями в плане / Труды ВНИИЖТ, вып. 347, М.: Транспорт, 1967, с. 38−53.
- Шафрановский А.К. Непрерывная регистрация вертикальных и боковых сил взаимодействия колеса и рельса / Труды ВНИИЖТ, вып. 309. М.: Транспорт, 1965, 95 с.
- Шафрановский А.К. Измерение и непрерывная регистрация сил взаимодействия колесных пар локомотивов с рельсами / Труды ВНИИЖТ, вып. 389. М.: Транспорт, 1969. 120 с.
- Шахунянц Г. М. Железнодорожный путь. М.: Транспорт, 1987, 479с.
- Щепотин К.И. Сопротивление поперечному сдвигу шпал в асбестовом балласте / Труды НИИЖТ, вып. 31, Новосибирск, 1962, с. 140 169.
- Юбелакер Г. Исследование движения локомотивов на тележках в кривых участках пути // «Organ f.d.F.», Beilage, 1903.
- Яковлев В.Ф., Семенов И. И. Исследование упруго-динамических характеристик пути и определение динамических вертикальных сил в крестовине / Труды ЛИИЖТ, вып. 222, 1964, с. 106−137.
- Яковлев В.Ф. Влияние расчетных характеристик элементов пути и подвижного состава на уровень динамических сил в контакте колеса и рельса / Труды ЛИИЖТ, вып. 233. Л.: 1964, с. 96−145.
- Яковлев В.Ф., Семенов И. И., Абросимов В. И., Полетаев В. И., Саутин А. И. Определение расчетных параметров пути в вертикальной и горизонтальной плоскостях с помощью вибромашины / Труды ЛИИЖТ, вып. 323. Л.: Транспорт, 1967, с. 66−85.
- Blondel М. La resistance de la voil aux oscillations de lacet des vehicu les // Revue Gen. de Chem. de fer, 1932, № 12.
- Olson P., Johnson S. Seitenkrafte zwischen Rad und Schiene // Gasers Aimalen, 1959, № 5.
- Sonneville R., Bentot A. «Resistance latirale de la voie hon Chargce». Revue mensuelle Bulletin de l’association Internationale du Congres des Chemins de Fer vol XXXIII № 2,1956.
- Weber H. Zur direkten Messung der Krafte zwischen Rad und Schiene // Elektrische Bahnen, 1961, № 5, Bern, 93−110.
- Werner H. Ergebnisse der Oberbauforschung und ihre Auswirkungen auf die Praxis. Teil 2 // Eisenbahningenieu", 1972,23. № 10, 273−281.
- Winkler E., Der Eisenbahnoberbau. Praga, 1875.