Роль образования в устойчивом развитии
Принятая в 2005 году стратегия, однако, сталкивается с объективной Российской реальностью. Так для государственных структур стало обычным дело участвовать в разнообразных совещаниях, обсуждениях и стратегиях. Продуктом данных собраний являются, как водится, разнообразные манифесты и дорожные карты, которые слабо влияют на реальное положение дел. В то же самое время профильные министерства… Читать ещё >
Роль образования в устойчивом развитии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Образование играет важную роль в процессе перехода к модели устойчивого развития природы, общества и человека. В первую очередь потому, что для грамотного использования потенциала территории человек должен иметь хорошее представление о процессах и взаимосвязях, которые могут происходить на данной территории. Грамотное управление территорией и наиболее оптимальное использование ее потенциала невозможно без соответствующего уровня образования управляющих на местах. Однако, судьба развития территории лежит в руках не только одних лиц, принимающих решения, но и всех ее жителей. Крупные и мелкие предприниматели и промышленники, домохозяйки, фермеры, жители мегаполисов, работники бюджетной сферы, каждый из них так или иначе, прямо или косвенно влияет на территорию, на которой он проживает, на ее природно-ресурсный и социально-экономический потенциалы. Каждый может в большей или меньшей степени управлять своей территорией при помощи определенных разнообразных механизмов, влиять на вектор ее развития. Однако, то, насколько осознанно человек подходит к этому процессу в значительной мере определяется уровнем его образования.
В современном мире, ввиду сложившийся социально-эколого-экономической ситуации и глубочайшего кризиса все большее внимание придается созидательному воздействию на окружающую нас среду. Причем под термином «окружающая среда» следует понимать не только среду природную или природно-антропогенную, но также и социо-культурную, и производственно-экономическую. То есть воздействию подвергается вся социо-эколого-экономическая система.
Как уже было сказано, большая роль в типе и уровне влияния оказывает уровень образования населения в частности, и вся образовательная система в целом. Одним из способов, способных повлиять на переход к Устойчивому развитию является образование в интересах устойчивого развития (далее — ОУР). При этом ОУР можно назвать продолжением имеющего 40-летнюю историю, но не приведшего к значимым результатам экологического образования.
Образование для устойчивого развития — это особая глобальная модель образовательной деятельности, сформировавшаяся в результате развития идей концепции УР. Целью ОУР является формирование специалиста и гражданина, готового к выполнению своей роли в обществе — реализации концепции устойчивого развития на практике. Достижение данной цели возможно при совершенствовании системы образования и модернизации образовательного процесса, что предполагает:
- • сбалансированное изучение естественнонаучных, социальных и экономических дисциплин на базе комплексного междисциплинарного подхода;
- • формирование системного, критического, творческого мышления, способности воспринимать многообразие культурных особенностей;
- • сближение систем формального, неформального образования и просвещения.
Образование в интересах УР по мнению большинства экспертов является одним из приоритетных направлений деятельности мирового сообщества, что было отмечено в 2002 году на саммите ООН проходившем в Йоханнесбурге. На конференции был поднят вопрос о проблеме образования для Устойчивого развития и принята Резолюция 57/254, которая провозгласила Декаду Образования для устойчивого развития, начинающуюся в 2005 году.
Резолюция формулирует основные задачи Десятилетия:
- 1) содействовать переходу к устойчивому развитию;
- 2) акцентировать и укреплять ведущую роль образования в осознании и понимании устойчивого развития;
- 3) способствовать взаимодействию и сотрудничеству между всеми заинтересованными в ОУР группами;
- 4) способствовать повышению качества преподавания и обучения в процессе ОУР;
- 5) разрабатывать стратегии внедрения и повышения эффективности ОУР на всех уровнях.
Для выполнения этих задач предлагается использовать следующие стратегии:
- • разработка политики ОУР;
- • всесторонние консультации, развитие партнерств и сетей сотрудничества;
- • развитие потенциала и повышение квалификации;
- • поддержка научно-методических исследований и инновационных подходов, распространение информации посредством информационно-коммуникационных технологий;
- • мониторинг и оценка.
После принятия Резолюции многие страны и регионы мира стали включаться в процесс создания систем образования для устойчивого развития. Декада ОУР началась с принятия в г. Вильнюсе «Стратеги образования для устойчивого развития», разработанной по инициативе Российской Федерации и Швеции странами-членами ЕЭК ООН, объединяющей 55 государств Европы, Центральной Азии и Северной Евразии, так же были приняты Вильнюсские рамки ее осуществления. Следующим этапом стала Стратегия Европейской экономической комиссии ООН в интересах устойчивого развития одна из первых региональных программ действий в области образования, знаменующая начало практических действий в рамках Декады ООН по образованию в интересах устойчивого развития.
Заявила о своем участии в декаде и Российская Федерация. Представители России вошли в группу лидеров по разработке «Стратегии образования для устойчивого развития» Экономической комиссии ООН для Европы. Российская стратегия развития ОУР создана в соответствии с этими основополагающими документами, а также в русле Европейской стратегии и на базе рекомендаций пятой Конференции министров окружающей среды европейских стран «Окружающая среда для Европы» (Киев, май 2003 года).
В качестве примера возможной стратегии следует рассмотреть Российский манифест «Национальная стратегия образования для устойчивого развития Российской Федерации» одобренный и поддержанный Юнеско.
Суть декларируемой стратегии состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. Как отмечается в Стратегии: «Образование выступает одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления и развития демократии».
Принятая в 2005 году стратегия, однако, сталкивается с объективной Российской реальностью. Так для государственных структур стало обычным дело участвовать в разнообразных совещаниях, обсуждениях и стратегиях. Продуктом данных собраний являются, как водится, разнообразные манифесты и дорожные карты, которые слабо влияют на реальное положение дел. В то же самое время профильные министерства практически полностью игнорируют данную повестку, занимаясь своими ежедневными обязанностями. Не лучше ситуация обстоит и на низовом уровне школ и университетов. Так у школ в целом отсутствует не только целенаправленная стратегия на экопросвещение и знакомство с УР, но и простые упоминания в рамках школьного курса. Понятия экологическое образование и образование в интересах УР часто смешиваются, хотя имеют совершенно разное значение и содержание. На протяжении Декады ОУР в России было реализовано множество проектов в сфере ОУР, однако все они носили бессистемный и локальный характер.
Роль высшей школы в ОУР состоит в том, чтобы студенты не просто получали абстрактные знания в области экологии, природопользования и устойчивого развития, но и умели их применять на практике, то есть учитывали мировоззрение УР при выполнении своих исследовательских и научно-практических работ, а сами работы при этом должны иметь не только научное, но и прикладное значение. Способствовать этому должно введение курсов по экологии и устойчивому развитию во все образовательные программы, а также переход самих образовательных учреждений к устойчивому развитию и функционированию, что обеспечит комплексный системный подход, который и является основой концепции устойчивого развития.