Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка воздействия выбросов автотранспортных средств на воздушную среду города и их минимизация

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучены временные динамики загрязнения воздушной среды городских магистралей, прежде всего оксидом углерода. В суточной динамике для большинства улиц отмечаются максимумы в утреннее, полуденное и вечернее время и резкое (в 2−3 раза) снижение ночью. На центральных магистралях в светлое время суток оно является близким. Сезонная динамика характеризуется максимумом в летний период, незначительным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Антропогенное загрязнение атмосферы и вклад в него 5 автотранспорта
    • 1. 1. Загрязнение атмосферы автотранспортом
      • 1. 1. 1. Автомобиль и его воздействие на окружающую среду и 8 население
      • 1. 1. 2. Магистрали и их воздействие на загрязнение окружающей 12 среды
      • 1. 1. 3. Выбросы автотранспорта
      • 1. 1. 4. Пути снижения автотранспортного загрязнения
    • 1. 2. Аэрогенное загрязнение автотранспорта в г. Красноярске и 23 в
  • Красноярском крае
    • 1. 2. 1. Структура загрязнения атмосферы
    • 1. 2. 2. Аэрогенное загрязнение г. Красноярска и вклад в него 28 автотранспорта
    • 1. 3. Контроль загрязнения атмосферы автотранспортом
    • 1. 3. 1. Структура мониторинга загрязнения и его реализация в 32 Красноярском крае
    • 1. 3. 2. Методы учета 3 4 Программа исследований
  • Глава 2. Объекты и методы исследования
    • 2. 1. Объекты исследования
    • 2. 2. Методы исследования загрязнения воздушной среды 43 автотранспортом
      • 2. 2. 1. Определение содержания оксида углерода
    • 2. 2. 2 Определение общего содержания примесей в воздушной 45 среде примагистрального пространства
      • 2. 2. 3. Оценка загрязнения атмосферы г. Красноярска 55 основными компонентами автотранспортных выбросов
      • 2. 2. 3. Рассеивание загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта г. Красноярска
  • Глава 3. Загрязнение атмосферы г. Красноярска выбросами 66 автотранспорта
    • 3. 1. Суммарная масса, динамика и стоимость выбросов 66 автотранспорта г. Красноярска
      • 3. 1. 1. Насыщенность воздушной среды загрязнениями 66 автотранспорта
      • 3. 1. 2. Экономический ущерб загрязнения автотранспорта
      • 3. 1. 3. Расчеты модели рассеивания загрязненности выбросами автотранспортных средств атмосферы г. Красноярска
    • 3. 2. Загрязнение уличной атмосферы выбросами автотранспорта
      • 3. 2. 1. Интенсивность движения и загазованность улиц города
      • 3. 2. 2. Временная динамика загрязнения уличной атмосферы 94 выбросами автотранспортных средств
  • Глава 4. Загрязнение воздушной среды и здоровье населения. 102 автотранспортом. Пути его снижения. Рекомендации
    • 4. 1. Автотранспортное загрязнение и здоровье населения
    • 4. 2. Реализация мер по снижению загрязнения атмосферы 108 автотранспортными средствами
    • 4. 3. Пути снижения загрязнения воздушной среды АТС и его 110 негативного воздействия на здоровье населения
  • Выводы

Оценка воздействия выбросов автотранспортных средств на воздушную среду города и их минимизация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях интенсивной антропогенной деятельности, которая развивалась без четкой политики в области техники и экологии, экологическая безопасность окружающей природной среды представляется одной из наиболее актуальных проблем, далекой от разрешения. Крупные промышленные города являются центрами острейших экологических проблем. При размещении в окружающей среде промышленных предприятий создается сознательное допущение вероятности причинения вреда окружающей среде и здоровью населения.

В последнее время все отчетливее проявляются такие последствия урбанизации как загрязнение городской среды, неконтролируемый рост отходов производства и потребления, развитие эрозионных процессов на нарушенных территориях, рост числа аварий на производстве (1). Интенсификация этих процессов отражена в Экологической доктрине Российской Федерации (2). Среди ее основных пунктов указывается на необходимость снижения негативного воздействия транспорта. Надежное и устойчивое развитие общества в XXI невозможно без развития региональных и глобальных транспортных коммуникаций.

Красноярский край превратился в крупнейший промышленный регион с крайне напряженным транспортным движением. Автотранспорт является одним из основных секторов экономики края, играющий важнейшую роль в удовлетворении потребностей населения в перевозках. По территории края помимо транссибирской железной дороги проходят три важнейшие республиканские автомагистрали и имеется достаточно развитая улично-дорожная сеть. На фоне очевидных преимуществ развития разветвленной транспортной сети проявляется рост негативного ее воздействия на природную среду — многократное превышение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ вблизи магистралей.

Прямым следствием этого стало наблюдаемое ухудшение состояния здоровья населения, прежде всего женщин детородного возраста и детей.

В последнее время наряду со стабилизацией и даже некоторым снижением эмиссии промышленных объектов в крае постоянно нарастает вклад загрязнений от автотранспорта (3). Его вредные, в том числе и канцерогенные вещества, создают опасные концентрации на уровне дыхания человека и из-за слабого рассеяния оказывают негативное воздействие на здоровье. Из-за низкого выброса они намного опаснее промышленных источников, поллютанты которых благодаря высоким трубам рассеиваются на большие расстояния. В отличие от эмиссии промышленных и энергетических объектов выбросы автотранспорта изучены сравнительно мало.

Задачи прогноза и управления транспортными потоками и экологической ситуацией весьма актуальны. Процедура принятия управленческого решения относительно массовых потоков автотранспорта очень дорога, а в иных случаях и невозможна. Сложившееся положение указывает на важность и срочность проведения таких работ. Сложность их решения связана с бытующим подходом к ним как к второстепенным, с недостаточным финансированием экологических проблем и устаревшей нормативно-правовой базой эксплуатации автомобильного парка.

Основополагающие способы реализации системы управления качеством атмосферного воздуха законодательно заявлены, однако организационный механизм управления, а также обеспечивающее его функционирование нормативно-методическое обеспечение разработано не в полном объеме, что серьезно сдерживает реализацию мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ автотранспорта в атмосферный воздух. Его осознание как приоритетного источника загрязнения, опасного для здоровья и жизни населения, радикальным образом изменяет такое отношение.

выводы.

1. Показано, что проблема загрязнения автотранспортом атмосферы г. Красноярска относится к приоритетным при решении задач по оздоровлению окружающей среды города и требует безотлагательного и планомерного решения. Результаты исследования характеризуют экологическую обстановку на территории города и позволяют анализировать и моделировать ситуационные варианты при изменении транспортной обстановки в случае принятия тех или иных административных решений.

2. Разработана методика определения содержания загрязнителей в выбросах автотранспорта, основанная на их окислении бихроматом калия в концентрированной серной кислоте в воздушной среде уличного пространства. На модельной смеси изучено влияние на значение показателей основных факторов. Точность анализа — 5−8%.

3. Оценена суммарная загрязненность воздушной атмосферы ряда улиц и вклад в нее оксидов углерода, ее изменчивость при разном удалении от полотна дороги, в «пробках», на автобусных остановках. Отмечаются улицы с высокой, средней и низкой загрязненностью воздуха, уровень которой различается в 30−40 раз, что ниже их загруженности (в 40−60 раз) автотранспортом.

4. Установлено, что в г. Красноярске соотношение численности: автобусы: грузовые машины: легковые автомобили составляет 1:4:33 с превалированием (87,5%) индивидуального автотранспорта. Оно существенно отличается от распределения массы их выбросов: соответственно 1:2:1.

5. Рассчитан экономический ущерб загрязнения воздушной среды компонентами и выбросами автотранспорта в целом. Более 60% от суммы приходится на оксиды азота, хотя в выбросах они составляют менее 6% массы. Пятая часть стоимости определяется производными свинца, составляющими 0,01% массы выбросов. Действие превалирующего из компонентов (СО — 84%) оценивается в 10%. Доля платы за выбросы двух остальных (СНХ и SO2) составляет около 7%. Ревизия нормативов и отсутствие платы за выбросы индивидуального транспорта указывает на наличие резервов для создания бюджетного фонда, предназначенного для природоохранных целей.

5. Изучены временные динамики загрязнения воздушной среды городских магистралей, прежде всего оксидом углерода. В суточной динамике для большинства улиц отмечаются максимумы в утреннее, полуденное и вечернее время и резкое (в 2−3 раза) снижение ночью. На центральных магистралях в светлое время суток оно является близким. Сезонная динамика характеризуется максимумом в летний период, незначительным (на 5−7%) снижением весной и минимумом (на 30% меньше летнего) зимой. В многолетней динамике наблюдается постоянный рост загрязнения воздушной среды уличного пространства от 5−7 до 15−19% ежегодно, что существенно выше по сравнению с увеличением численности автотранспорта (2−3%).

6. Создана электронная карта города с информацией о состоянии загрязнения территории г. Красноярска основными загрязняющими веществами выхлопных газов автотранспорта. Ее наличие расширяет возможности для обеспечения привязки источников загрязнения атмосферы к единой городской системе координат, отображения, масштабирования, печатания топоосновы местности с нанесенными источниками выбросов и полями приземных концентраций по одному или нескольким их ингредиентам, определения воздействия на здоровье горожан.

7. Рассмотрена ретроспектива и предложены рекомендации по снижению загрязнения воздушной среды г. Красноярска автотранспортными средствами. Улучшение достигается при комплексном решении проблемы. Составными частями подхода, тесно связанными с социально-экономическим развитием города, является четкая организация и финансирование муниципального мониторинга, базирующегося на действенных экономикоправовых отношениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Л., Андрианова М. М., Печенникова Е. В. Окружающая среда иоценка риска для здоровья человека. М.: Мир, 1996.- 156 с.
  2. Экологическая доктрина Российской Федерации. М.: МПР, 2002. — 38 с.
  3. О состоянии окружающей природной среды Красноярского края в 2001 году. М.: НИА-Природа РЭФИА, 2003. — 224 с.
  4. Р.А., Репях С. М., Бука С. Э. Промышленная экология. — Красноярск: СибГТУ, 2002. 425 с.
  5. .А. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье населения. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 244 с.
  6. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2001 году. Государственный доклад. М.: Госцентр, экол. программ, 2002. — 452 с.
  7. В.Б. Защита окружающей среды от экологически вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду// Основные направления предотвращения вредного влияния автомобильного транспорта на окружающую среду. — М.: Знание, 1998. С. 3−11.
  8. Справочник по удельным показателям выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для некоторых производственных источников загрязнения атмосферы / ред. В. Б. Миляев. С-Пб.: НИИ Атмосфера, 2002. -Т.4.-368 с.
  9. В.А., Алексеенко Л. П. Биосфера и жизнедеятельность. — М.: Логос, 2002. 304 с.
  10. Вредные химические вещества. Углеводороды. Галогенопроизводные углеводородов / ред. В. А. Филатов. Л.: ЛГУ, 1990. — 732 с.
  11. Н.Буренин Н. С., Волкодаев М. В. К оценке воздействия автотранспорта на атмосферу г. Санкт-Петербурга // Охрана воздушного бассейна городов и промышленных регионов. С-Пб., 2000. — С. 76.
  12. Ежегодник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов и регионов Российской Федерации (Россия). С-Пб.: НИИ Атмосфера, 2000. — 434 с.
  13. В.Ю., Кузубова Л. И., Яблокова Е. П. Экологические проблемы автомобильного транспорта. — Новосибирск, 1995. — 113 с.
  14. В.М., Лобанов А. И., Кулагин В. А. Концепция программы экологического оздоровления окружающей среды г. Красноярска // Вестник Ассоциации выпускников КГТУ. Красноярск: КГТУ, 1999. — Вып.2.— С. 4561.
  15. В.М., Лобанов А. И., Радзюк А. Ю. Решение проблемы загрязнения воздушного бассейна крупных городов движущимся автотранспортом // Проблемы экологии и развития городов. — Красноярск: КГТУ, 2000.-С. 18−21.
  16. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2002 году. Государственный доклад. М.: Госцентр, экол. программ, 2003. -479 с.
  17. И. Мировой транспорт: время перемен // МЭ и МО/ 1999. — № 8. — С.59−63.
  18. В.Н., Буслаев А. П., Яшина М. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда-2. М.: Инфра-М, 2001. — 645 с.
  19. В.Б., Ясенский А. Н., Шатилов Р. А. Прогноз выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на европейской территории России на 2005 и 2010 гг.// Проблемы охраны атмосферного воздуха. С-Пб.: НИИ Атмосфера, 2003. — С.42−43.
  20. ЕЭК ООН: Мероприятия по транспорту. UN/ECE: Action on transport // Environ. Policy and Law. 1998. -V. 28. -№ 1. — P.29.
  21. Информационно-справочные материалы по курсу «Воздействие транспортного комплекса на окружающую среду». М.: Ин-т повышения квалификации и переподготовки кадров МАДИ (ТУ), 1999. — С.82- 86.
  22. С.С., Саликова М. И. Исследование загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта. —Воронеж: ВГТА, 2001. 256 с.
  23. В.Н., Трофименко Ю. В. Экологическое воздействие автомобильных двигателей на окружающую среду. — М.: ВИНИТИ, 1993. -134 с.
  24. И.А. Защита воздушного бассейна при сжигании топлива. — Л.: Недра, 1978.-312 с.
  25. В.Н., Сторчевус В. К. Экология и автомобилизация. — М.: Транспорт, 1989. 125 с.
  26. И.Н. Отработавшие газы автомобилей и их воздействие на окружающую среду // Транспорт: наука, техника, управление. —1998. № 10. — С 36−39.
  27. В.Н. Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом. СПб., 2002. — 149 с.
  28. Е.И. Экология и транспорт. М.: Транспорт, 2000. — 248 с.
  29. О.И., Луначев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. -М.: Транспорт, 1985. 120 с.
  30. А.Р. Загрязнение городской среды автотранспортом // Здоровье населения и среда обитания. Томск, 2002. -№ 1. — С.25−29.
  31. М.В., Двинских С. А. Роль автотранспорта в загрязнении окружающей среды // Стратегические направления снижения нагрузки от автотранспорта: экология, здоровье, градостроительство, экономика. Мат. междунар. конф. Оксфорд-Пермь, 2003. — С. 45−46.
  32. В.Б. Система управления воздухоохранной деятельности в Российской Федерации // Проблемы охраны атмосферного воздуха. С-Пб.: НИИ Атмосфера, 2003. — С.3−6.
  33. Е.А., Чекмарева О. В. Управление качеством атмосферы на улицах промышленного города // Проблемы экологии на пути к устойчивому развитию регионов. Вологда, 2001. — С.23−25.
  34. B.JI. Защита воздушного бассейна от выбросов автотранспорта. -Киев, 1989.-27 с
  35. И.Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и транспорт. М.: Транспорт, 1987.-207 с.
  36. И.П. Системный подход к проблеме сравнения экологических ущербов воздушным и водным средам от транспортных тепловых двигателей // Двигателестроение. -1983. № 10. — С.55 — 59.
  37. И.В., Каримов Б. Б. Автомобильные дороги в окружающей среде. М.: Трансдорнаука, 1997. — 285 с.
  38. И.Ш., Гар К.А. Влияние автотранспорта на экологическое состояние городской среды и человека. — Л.: Гидрометеоиздат, 1996. -131 с.
  39. Г. И., Фельдман Ю. Г. Исследования в области защиты воздуха населенных мест от загрязнения отработанных газов автотранспорта // Гигиена и санитария. 1984. — № 3. — С.7−10.
  40. Л.Х., Гапонов В. Л., Медиокритский Е. Л. Анализ выбросов вредных веществ автотранспортом // Безопасность, экология, энергосбережение. -Ростов-на-Дону, 2000.-С. 61−66.
  41. Инженерная защита окружающей среды / ред. Д. А. Баранов. М.: МГУИЭ, 2001.-320 с.
  42. А. Автотранспортное загрязнение атмосферы центрального района города Новокузнецка. Новокузнецк, 2001. — 134 с.
  43. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащих в выбросах предприятий. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. -35 с.
  44. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
  45. СанПиН 2.1.6.983−00. М.: Минздрав России, 2000. — 47 с.
  46. В.А., Важенский В. А., Донченко В. В. Загрязнение городской атмосферы автотранспортом и экологический риск здоровью населения: методология и опыт оценок // Транспорт: наука, техника, управление. — 1996.- № 9. С. 33−35.
  47. А.З., Ильвицкий Д. Ю., Кудрин И. В. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха г. Москвы выбросами автотранспорта по результатам общегородской операции «Чистый воздух» // Инженерная защита окружающей среды. М., 2001. — С. 225−226.
  48. Защита окружающей среды от экологически вредного воздействия автомобильного транспорта. — М.: Знание, 1989. 145 с.
  49. Сюй Вэньин. Выбросы автотранспорта и транспортный шум как фактор риска для здоровья населения мегаполисов — М.: РХТУ, 1999. 16 с.
  50. А.К., Круглова Н. Д. Автотранспорт как проблема крупных городов. Казань, 2000. — 149 с.
  51. A.M., Осипова В. Н., Филимонова О. Ю. Гигиеническая оценка результатов программы «Чистый воздух» // Гигиена и санитария. — 2002.- № 3. С.23−25.
  52. З.И., Владимиров С. Н. Автомобильный транспорт и состояние здоровья населения Москвы // Безопасность жизнедеятельности. — 2001. -№ 7.-С. 32−34.
  53. В.Н., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология. -М.: Высш.шк., 2001. 273 с.
  54. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М.: НИИАТ, 1998.-27 с.
  55. В.А., Кузнецов Е. С. Состояние производственной инфраструктуры автотранспортного комплекса и его влияние на экологическую безопасность региона // Автотранспортный комплекс иэкологическая безопасность. 1999. — Т.6. — С. 112−116.
  56. В.Н. Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом // Справочно-методическое пособие. С-Пб., 2001. — С. 49−52.
  57. Л., Ерохов В., Багдасаров А. Экологические аспекты автотранспорта. Ташкент: Мехнат, 1988. — 176 с.
  58. А.Г. Перевозками грузов надо управлять // Автотранспортный комплекс и экологическая безопасность. 1999. — Т.6. — С. 151−158.
  59. Д.М. Экологические аспекты проектирования автомобильных дорог // Решение экологических проблем в автотранспортном комплексе. -М., 2001.-С. 127.
  60. Ю.Д. Экологическая безопасность на автомобильных дорогах.- Екатеринбург: УГЛТА, 2000. 133 с.
  61. А.Е., Сарбаев В. И., Шилкова О. С. Автомобиль дорога -окружающая среда. — М.: МГИУ, 2001. — 180 с.
  62. Методика определения выбросов автотранспорта для определения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. С-Пб., 1999. — 42 с.
  63. .В. Транспорт и планировка городов. М.: Стройиздат, 1981. -216с.
  64. В.П., Артемов Н. И. Современные методы организации дорожного движения. Пермь: ПГТУ, 2000. — 300 с.
  65. В.Н. Транспортная система городов// Безопасность и экология Санкт-Петербурга. С-Пб., 1999. — С. 248−249.
  66. С.Р. Влияние автодорог на лесные экосистемы // Биология, лесное хозяйство, экология. — Майкоп, 2001. С. 101−102.
  67. Е.А. Исследование условий формирования пылевых выбросов от автомобильного транспорта на улицах промышленного города// Вести Оренбурского государственного университета. — Оренбург, 2002.- № 3. -С.10- 17.
  68. О.С. Факторы влияния автотранспорта на окружающую среду //
  69. Проблемы освоения недр в XXI веке глазами молодых. — М., 2002. -С.172−175.
  70. А.И., Пчелина И. А. Экологические проблемы городов Красноярского края. — Красноярск: Буква, 2002. — 64 с.
  71. В. Не строй у дороги // АВЭ-инфо. 1999. — № 12. — С. 12−15.
  72. В.А., Лобанов А. И., Степень Р. А. Экология и здоровье населения.- Красноярск: СибГТУ, 2002. 72 с.
  73. Обзорная информация // Экологическая экспертиза. 1999. — № 4. -С.101.
  74. А.А. Гармонизация развития транспортного комплекса, окружающей среды и человека // Транспорт: наука, техника, управление.- 1997.-№ 7.-С. 32−37.
  75. B.C. Эксплуатация автомобильных двигателей в городском цикле движения // Новые топлива с присадками. С-Пб., 2000. — С. 189−190.
  76. Е. Вклад автомобилей в московскую экологию // Автомобильный транспорт. — 1996. № 9−10. — С. 83−85.
  77. И.С. Прогнозирование выбросов вредных веществ в зависимости от дорожных условий // Транспорт: наука, техника, управление. — 1998. № 7.- С. 58−60.
  78. О.С. Влияние автотранспорта на экологию Москвы //Биосферосовместимые и средозащитные технологии при взаимодействии человека с окружающей средой. — Пенза, 2002. — С. 176−179.
  79. Окружающая среда крупного города / ред. С. Т. Варенин. Л.: Наука, 1988. -128 с.
  80. П.М., Подгорный А. Н., Христик В. А. Энергетические и экологические характеристики ГТД при использовании углеводородных топлив и водорода Киев: Наук, думка, 1987. -224 с.
  81. Н. Чем больше мы ездим, тем хуже мы дышим // Автотранспорт.- 1995.-№ 4.-С. 40−41.
  82. М.И., Ишмаков P.M., Ишмаков В. Р. Автомобиль и экология.- Уфа: УГНТУ, 2000. 180 с.
  83. М.А. Оценка воздействия бензинового автотранспорта на окружающую среду // Наукоемкие химические технологии. — Уфа, 2002. -С. 232−234.
  84. Г. Все о дизельном топливе // ABC-авто. 1999. — № 12. — С. 3445.
  85. Р.Ш., Кабанов В. А., Логинов Н. П. Способ измерения давления насыщенных паров топлив и устройство для его осуществления // Энергосбережение в Поволжье. 2000. № 1. — С. 119−121.
  86. О. Основной загрязнитель — транспорт // Энергетика региона.- 1998.-№ 2.-С. 32−34.
  87. А.И., Степень Р. А. Воздействие автотранспортного комплекса на природную среду Красноярья. Красноярск: КНИИГиМС, 2003. — 132 с.
  88. Д.Н., Губанов М. Н., Папонов Н. Н. Математические модели эмиссии углерода для оценки воздействия автомобильных дорог на окружающую среду. Воронеж: ВГЛТА, 2001. — № 6. — С. 61−66.
  89. О.Ф., Санник А. О. К вопросу об экологическом контроле окружающей среды на автомобильном транспорте // Проблемы эксплуатации транспортных средств в суровых условиях. Тюмень, 2002. — С. 85−88.
  90. Н.И., Аксенов В. И. Сравнение показателей дизельного и газодизельного автомобильных двигателей // Химическая технология. — 1988.- № 5. С.8−13.
  91. О.Д., Рубцов В. А., Гутаревич Ю. Ф. Экономия топлива на автомобильном транспорте. Киев: Техника, 1988. — 144 с.
  92. Г. Д., Хачиян А. С. Рабочий процесс и теплонапряженность автомобильных дизелей. М.: Машиностроение, 1986. — 216 с.
  93. Н.И. Очистка выбросов автомобильных двигателей // Гигиена и санитария. 1988. — № 5. — С.56−58.
  94. Н.И., Сигал И .Я. Термокаталитическая очистка и снижение токсичности выбросов в атмосферу // Сб. научных трудов. Киев: Наук, думка, 1989.-С.133- 137.
  95. В.А., Будков П. П. Экономия горюче-смазочных материалов для автомобильной техники. -М.: Вузовская книга, 1999. — 104 с.
  96. А.И. Двигатели внутреннего сгорания с регулируемым процессом сжатия. М.: Машиностроение, 1986.- 104 с.
  97. В.И. Влияние эксплуатационного состояния и режимов движения автомобилей на выброс вредных веществ автомобильным транспортом // Защита окружающей среды от экологически вредного воздействия автотранспорта. М.: Знание, 1989. — С.59−62
  98. А.И., Замощик А. И. Экологические проблемы автомобильного транспорта // Вестник КГТУ. 1997. Вып. 7. — С.89−94.
  99. Transport and environment facts and figures // Industry and Environment.- 1993. Vol.16. -№ 1−2.-P. 4−6.
  100. Федеральная целевая программа «Снижение негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта на окружающую среду». — М.: Минтранс РФ, 2001. 65 с.
  101. А.В. Некоторые проблемы, связанные с уменьшением выбросов вредных веществ в окружающую среду городским автотранспортом // Перспективы развития автомобильного транспорта. — Тольятти, 2000.- С.75−77.
  102. Концепция развития автомобильной промышленности на период до 2010 года. М.: Минтранс РФ, 2002. — 74 с.
  103. В. Бензин без свинца // Энергетика региона. 1998. — № 5. — С. 4143.
  104. В.Е., Туровский Ф. В. Снижение вредных выбросов автотранспорта // Экология и промышленность России. 2001. — № 4 — С. 4548.
  105. A.M., Абдувалиев А. А. Оценка экологической безопасности // Автомобильная промышленность. 2002. — № 4. — С. 37−38
  106. Е.А., Матвеев А. Ю. Пути уменьшения загрязнения атмосферы автомобильным транспортом // Труды Международного экологического конгресса. С-Пб., 2000. — т.1. — С. 499−500.
  107. Ю.С., Святкин И. А. Словарь-справочник по экологической безопасности автомобильного транспорта. М.: АГАР, 1998. — 72 с.
  108. В.В. Проблема улучшения экологических свойств нефтяных топлив // Мир нефтепродуктов. 2001. — № 3. — С. 30.
  109. В.М., Прохоров Е. М., Васько Ю. П. Изменение структуры выбросов автотранспорта при переходе на использование неэтилированного бензина // Наука производству. — 2001. — № 4. — С. 36−38.
  110. B.C. Газовые шлейфы автотранспорта //Природа (Россия). -2001. -№ 12. -С.11−16.
  111. А.В., Твердохлебов В. П., Наумов О. А. Разработка технологии производства неэтилированных бензинов // Проблемы экологии и развитие городов. Красноярск: КГТУ, 2001. — С.264−265.
  112. А.В., Попова В. М. Основные направления деятельности московской транспортной инспекции в области экологической безопасности автотранспорта // Решение экологических проблем в автотранспортном комплексе. М., 2001. — С. 20−23.
  113. О.Б. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспорта // Вопросы экологии Волжско-Окского междуречья. Ковров: КГТА, 1999. — С. 172−176.
  114. Ю.С., Меньшова В. П., Святкин И. А. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. М.: АГАР, 1999. — 234 с.
  115. А.С., Куимов В. М. Устройство очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. А.с. 1 321 856 СССР МКИ 4Г013/04, 1987.
  116. В.А. Экологическая химия. С-Пб.: Химиздат, 2001. — 354 с.
  117. Л.А. Бензин и кислосодержащие компоненты моторных топлив из метана // Химическая технология. — 1987. № 4. — С 3−7.
  118. Г. В., Палагина С. Н., Щербо А. П. Загрязнение воздуха транспортных магистралей города металлосодержащими аэрозолями // Гигиенические аспекты загрязнения окружающей среды выбросами автотранспорта. Л., 1981. — С. 10−13.
  119. В. Мобильность, благосостояние и защита окружающей среды -самые низкие выбросы с применением катализаторов на стальной фольге // Черная металлургия. 2001. — № 11−12. — С. 90−97.
  120. Н.М. Автомобильное топливо и эффективность его использования. -Киев: УМКВО, 1991.-102 с.
  121. Cooke J. A. Are the days of diesel over? // Traffic Management. — 1989. -№ 12.-P. 43−47.
  122. Г. Использование спиртов в составе бензинов // Нефтехимия за рубежом. 1986. — № 5. — С.100−102.
  123. Ю.И., Мкртчан Я. С., Чириков К. Ю. Перевод транспорта на газовое топливо. М.: Наука, 1988. — 220 с.
  124. Г. З. Совершенствование системы контроля качества горючесмазочных материалов, используемых на территории края, в том числе усовершенствование и развитие системы качества топлива. Красноярск, 2001.-71 с.
  125. А.Т. О мерах по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха выбросами транспорта в Воронежской области // Природный газ в качестве моторного топлива. 1999. — № 7−9. — С. 58−73.
  126. Гук Г. А., Попова Т. В. В XXI век на экологически чистом топливе // Актуальные проблемы экологии в условиях современного мира. — Майкоп, 2001. С.36−37.
  127. В.Н., Трофименко Ю. В. Экологическое воздействие автомобильных двигателей на окружающую среду // Итоги науки и техники, сер. автомобиль и город. М.: Транспорт, 1993. — С. 17−21.
  128. В.Д. Перспективные технологии разработки и изобретения по экологическому усовершенствованию автотранспорта // Экология и промышленность России. — 1998. № 12. — С.34−48.
  129. А.И., Цыплакова Е. Г., Янкевич Ю. Г. Альтернативное моторное топливо для автотранспорта. 2002. — № 1. — С.52−64.
  130. Н. Ресурсы технологии // «Известия», 3.02.2003
  131. Экогеохимия городских ландшафтов / ред. Н. С. Касимов. М.: МГУ, — 1995.-336 с.
  132. С.Б., Филиппова Г. П. Связь загрязнения почв тяжелыми металлами и здоровье детей в Томске // Гигиена и санитария. — 1995. № 4. -С. 16−19.
  133. Н.А., Шелепчиков А. А. Проблемы загрязнения окружающей среды полихлорированными дибензо-п-диоксинами и диоксиноподобными веществами // Диоксины — супертоксиканты XXI века. 2001. — № 6. — С. 543.
  134. А.А., Кучеренко А. В., Клюев Н. А., Шелепчиков А. А. Оценка загрязнения территории г. Красноярска полихлорированными дибензо-п-диоксинами и дибензофуранами // Диоксины супертоксиканты XXI века. -2001.- № 6.-С. 165−172.
  135. Е.С. Проблемы, методы и раздумья обеспечения экологической безопасности АТК на региональном уровне. Красноярск, 2000. — 61 с.
  136. Environmental Health Criteria: Geneva, WHO, 1995. P. 165.
  137. B.B. Загрязнение биосферы свинцом: масштабы и перспективы для России//Медицина труда и промышленная экология. М., 2001. -С. 2127.
  138. А.И., Сорокина Н. С., Молодкина Н. Н. Свинец и его действия на организм // Медицина труда и промышленная экология. М., 2001. — С. 2934.
  139. А.П., Жаворонков А. А., Риш М.А., Строчков М. С. Микроэлементы человека. М.: Медицина, 1991. — 496 с.
  140. Свинец: Аспекты состояния окружающей среды. Женева: ВОЗ, 1980. — С.115−117.
  141. И.В. Оценка риска здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха в городах Красноярского края // Проблемы экологии и развития городов. Красноярск: КГТУ, 2001. — Т. 2. — С. 264.
  142. Руководство по медицинской географии / ред. А. А. Келлер. — С-Пб.: Гиппократ, 1993. 352 с.
  143. Оценка риска загрязнения окружающей среды свинцом для здоровья населения г. Красноярска. Красноярск: ЦГСЭН по Красноярскому краю, 2001.-48 с.
  144. Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха. Постановление Правительства Российской Федерации № 31 от 15 января 2001 г.
  145. В.А., Лобанов А. И., Степень Р. А. Динамика загрязнения природной среды Красноярского края, мероприятия по его снижению и последствия. Красноярск: КНИИГиМС, 2002. — 72 с.
  146. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2001 году. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2002.-160 с.
  147. Методика определения массы загрязняющих веществ, выделяемых автотранспортными средствами в атмосферный воздух. М., 1993. — 32 с.
  148. А.И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. Воронеж: ВГУ, 1997. — 305 с.
  149. В.В., Нуриев Б. К. Организация контроля источников загрязнения атмосферы // Проблемы охраны атмосферного воздуха.- С—Пб., 2003. С. 80−85.
  150. Л.В., Царалунга В. В., Чеботарев В. В. Автомобиль и окружающая среда: методические рекомендации. Воронеж: ВГУ, 2002. -186 с.
  151. Ц.П. Определение бензина в воздухе // Заводская лаборатория. 1951. — № 6. — С. 743−747.
  152. Е.С., Козлова Н. В. К методике определения летучих веществ в воздухе фитоценозов // Фитоциды в народном хозяйстве. — Киев: Наук, думка, 1964. С.83−85.
  153. Е.С., Козлова Н. В. Выхрюстюк Т.А. Определение химического состава летучих выделений растительности с помощью масс-спектрометрии // Гигиена и санитария. — 1976. № 7. — С. 11−12.
  154. В.В., Перышкина Г. И., Черняева Г. Н. Фитоцидные свойства некоторых лесов Средней Сибири // Средообразующая роль леса. — Красноярск: ИЛиД СО АН СССР, 1974. С. 155−189.
  155. Э.В. Количество летучих фитоорганических веществ в пихтовых лесах Салаира // Лесоводственные исследования в Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1972.- С. 88−93.
  156. Р.А., Чуркин С. П., Бараков Т. В. Органическая фракция воздушной среды сосняка-брусничника // Аллелопатия в естественных и искусственных фитоценозах. Киев: Наук, думка, 1981. — С. 124−129.
  157. Ю.А., Стародубцев В. А. Сезонная динамика летучих фитоценозов в рекреационных лесах Крыма // Лесоведение. 1990. — № 4.1. С. 64−73.
  158. Р.А., Чуркин С. П. Летучие выделения сосны. Красноярск: ИЛиД СО АН СССР, 1982. — 139 с.
  159. Сборник правовых и нормативно-методических документов по взиманию платы за вредное воздействие на окружающую среду. С-Пб.: НИИ Атмосфера, 2003.-60 с.
  160. Ю.С., Скибенко В. В. Влияние метеусловий на загрязнение от автотранспорта // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика. М., 2001. -Т.2.-182 с.
  161. Состояние загрязнения окружающей среды на территории деятельности Среднесибирского УГМС за 2001 год. Обзор. Красноярск, 2002. — 88 с.
  162. А.Н., Шатилов Р. А. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников и вопросы его реализации // Проблемы охраны атмосферного воздуха. С-Пб., 2003.- С.25−26.
  163. Е.А., Сущеня В. А., Шевченко Л. А. Экологическое картографирование на основе космической информации. М.: Недра, 1988.- 223 с.
  164. В.Н., Шкрабак B.C. Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом. С-Пб.: НИИ Атмосфера, 2003. — 308 с.
  165. Инструктивно-методическое указание по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утверждено Минприроды России 26.01.93 (в ред. приказа Госкомэкологии России № 77 от 15.02.2000).
  166. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Красноярского края в 1999 году». Красноярск: Госком по охране окружающей среды Красноярского края, 2000. — 191 с.
  167. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Красноярского края в 1998 году». Красноярск: Госком по охране окружающей среды Красноярского края, 1999. — 219 с.
  168. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды
  169. Красноярского края в 2000 году». Красноярск: Комитет природных ресурсов по Красноярскому краю, 2001. — 252 с.
  170. В.Н. Автотранспортные потоки и окружающая среда. М.: ИНФАРМ, 1998. — 408 с.
  171. Защита атмосферы от промышленных загрязнений /под ред С. Калверата, Г. М. Инглунда. М.: Металлургия, 1988. — 4.2. — 712 с.
  172. И.Е. Моделирование ветрового потока и переноса загрязняющих примесей с целью прогнозирования экологической обстановки на селитебных территориях: Автореф. докт. дисс. Минск, 1993. 48 с.
  173. В.Н. Нормирование промышленных выбросов в атмосферу. Красноярск: КГТУ, 1995. 84 с.
  174. Методика расчета выбросов загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях. М., 1997. — 42 с.
  175. Методическое пособие по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспортом города (региона) и их применение при нормировании выбросов. С-Пб.: НПК Атмосфера, 2000. -32 с.
  176. А.И., Шефер В. В., Степень Р. А. Загрязнение атмосферного воздуха г. Красноярска выбросами автотранспорта: натуральные и стоимостные оценки // Эколого-экономические проблемы региональных товарных рынков. Красноярск: КГТЭИ, 2004. — С. 18−22.
  177. Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Красноярском крае в 2002 г. Красноярск: ФГУ «ЦГСЭН в Красноярском крае», 2003. 132 с.
  178. Ю.Д. Воздействие факторов окружающей среды на заболеваемость злокачественными новообразованиями: особенности пространственно-временных связей. Автореф.канд.дис. Красноярск: СибГТУ, 2002. — 20 с.
  179. Ю.А., Иванова Ю. Д., Хлебопрос Р. Г. Онкологическая заболеваемость среди лиц молодого возраста в г. Красноярске // Вопросыонкологии. 1999. -Т.45, № 5. — С. 501−503.
Заполнить форму текущей работой