Монокультуры в тропиках: скрытая экологическая опасность
Шенные системы производства продуктов. Один из наиболее ярких примеров — уже упоминавшаяся традиционная китайская смешанная диета. Основу большинства блюд в ней составляет рис, а потребности организма в животных белках и жирах удовлетворяются за счет добавок из прудовой рыбы (карпа), водоплавающей птицы (у гки), а также свинины. Сочетанное разведение риса, карпа, уток и свиней обеспечивает… Читать ещё >
Монокультуры в тропиках: скрытая экологическая опасность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рисовые цивилизации" Восточной и Юго-Восточной Азии на определенном уровне своего развития смогли создать экологически уравнове;
шенные системы производства продуктов. Один из наиболее ярких примеров — уже упоминавшаяся традиционная китайская смешанная диета. Основу большинства блюд в ней составляет рис, а потребности организма в животных белках и жирах удовлетворяются за счет добавок из прудовой рыбы (карпа), водоплавающей птицы (у гки), а также свинины. Сочетанное разведение риса, карпа, уток и свиней обеспечивает сбалансированное в экологическом отношении ведение хозяйства. Водоемы и рисовые чеки служат местом обитания карпа и уток. При этом рыбы и водоплавающие птицы лишь в минимальной степени конкурирую! друг с другом, а их помет удобряет рисовые поля. Свиньи и утки утилизируют органические остатки, накапливающиеся в хозяйстве. Такой вариант ведения хозяйства сохранялся в южном Китае (например, в Гонконге) вплоть до 60-х гг. XX в.
Рис требует несколько меньшего количества удобрений по сравнению со многими другими сельскохозяйственными культурами. Это объясняется тем, что в ризосфере (корневой зоне) растений риса обитают ассоциированные с ним азот фиксирующие бакт ерии. В результ ат е даже без внесения азотных удобрений плантация риса может сохранять урожайность в течение длительного времени. Однако недостаток азота в почве всетаки нарастает, и без применения специфических приемов обработки интенсивное выращивание монокультуры риса, как и других культур, оказывает губительное влияние на среду.
Только относительно сложные методы культивации риса привели к тому, что эта зерновая культура стала основным продуктом для трети населения планеты (к 1985 г. рис составлял от 25 до 50% рациона для двух миллиардов человек).
В дельте Янцзы и на юге Китая с VII в. н.э. для сохранения плодородия почв и повышения урожаев риса начали применять различные варианты ирригационной техники и использовать разные методы приготовления компоста из навоза и перегноя органических веществ, ферментации навозных брикетов и т. д. На территории современного Вьетнама возделывание риса с XI в. сопряжено с выращиванием водяного папоротника азоллы. Живущая в симбиозе с сине-зелеными водорослями азолла фиксирует атмосферный азот (па рисовом поле площадью в 1 га образуется до 10 тонн зеленой массы азоллы, дающей до 25 кг азота). После сбора урожая риса азолла либо запахивается в землю, либо идет на корм скоту. Это позволяет сохранить плодородность почв.
Однако в целом для тропических регионов характерно быст рое истощение ресурсов при их интенсивном сельскохозяйственном использовании, особенно при выращивании монокультур. Тропические экосистемы очень неустойчивы, обладают низкой стабильностью и слабой способностью к восстановлению.
Амазонские индейцы омагуа и тапажос с рубежа нашей эры и до XVII-XVIII пв. сформировали и сохраняли системы интенсивного земледелия, успешно функционировавшие в условиях периодически затопляемых тропических низменностей. Их сбалансированное в экологическом отношении хозяйство сочетало земледелие со сбором дикорастущих зерновых, рыболовством и охотой (Файнверг, 1986).
Переход же к использованию монокультур оказался трагическим для многих обществ тропических регионов. Один из наиболее известных примеров — цивилизация майя.
Согласно предположениям ряда индианистов основной причиной исчезновения империи майя был упадок принятой ими системы земледелия, ориентированной в первую очередь на выращивание маиса. Нарастание разрыва между увеличением численности майя и оскудением почв при ведении ими экстенсивного подсечно-переложного земледелия (мильпы) поставило перед цивилизацией неразрешимую проблему. Древние майя практиковали улучшенную форму подсечно-переложного земледелия, позволившую поднять урожайность как минимум в три раза (согласно некоторым оценкам — даже в девять раз). Однако и этого оказалось недостаточно. Многие современные археологические, палеопатологические и почвоведческие исследования (Magennis, Jansen, 1994; Wright, 1995) подтверждают связь между повышением доли растительной пищи, истощением почв it нарастанием числа патологических изменений скелета у майя в эпоху, предшествовавшую краху одной из великих цивилизаций человечества.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты). М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.
Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М.: Мысль, 1990.
Ньюмен А. Легкие нашей планеты. М.: Мир, 1989.
Потребности в энергии и белке/ВОЗ. Сер. техн. докладов. № 724. Женева: ВОЗ, 1987.
Ревелль //., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Кн. 1. Народонаселение и пищевые ресурсы. М.: Мир, 1994.
айнберг Л.А. Обманчивый рай: Человек в тропиках Южной Америки. М.: Мысль, 1986.
Durghardt R. The cultural context of diet, disease and the body//Harrison G.A. and Waterlow J.C., eds. Diet and disease in traditional and developing societies. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 307−325.
НШ K., Hurtado A.M. Hunter-gathers of the New World//Amer. Scentisl. 1989. # 77. P. 436−443.