Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Историко-реминисцентный анализ законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, и схожих с ним норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу осуществления основанной на законе экономической деятельности, позволяет выделить четыре основных этапа в эволюции данного правового феномена: первый этап — законодательное регулирование отношений, связанных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН, И
  • ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА НЕЕ
    • 1. Характеристика легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, как социального и правового феномена
    • 2. Социально-экономические и нравственно-психологические факторы, воздействующие на легализацию (отмывание) доходов, полученных незаконным путем
    • 3. Проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем
  • ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ, И ПРАКТИК, А ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
    • 1. Уголовно-правовая характеристика легализации отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем
    • 2. Совершенствование уголовного законодательства и правоприменительной практики в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем
  • ГЛАВА 3. СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ
    • 1. Основные направления специального предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем
    • 2. Специальные и организационно-правовые меры предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем
  • ГЛАВА 4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ, И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
    • 1. Уголовно-правовые меры в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и практика их применения в США и Германии
    • 2. Специальные меры предупреждения легализации отмывания) доходов, полученных незаконным путем, применяемые в США и Германии
    • 3. Международное сотрудничество в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем

Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономические и политические реформации в России, как известно, протекают крайне непросто и противоречиво, и говорить о каких-либо ощутимых достижениях пока не приходится. Спад производства, который продолжается уже более десяти лет, и другие деструктивные процессы в экономике достигли критической отметки.

Ситуация усугубляется еще и тем, что за прошедший с начала реформ период в обществе произошли крайне опасные деформации. В первую очередь речь идет о легализации (отмывании) значительных денежных средств и имущества, полученных в результате незаконных операций с иностранной валютой, ценными бумагами, недвижимостью, в сфере приватизации государственной и муниципальной собственности, нарушений в предпринимательской и иной экономической деятельности, уклонения от уплаты налогов и др.

В связи с этим налицо и другая опасная тенденция — многие направления современных реформ на практике принимают ярко выраженный криминальный оттенок. Примером тому может служить ситуация, сложившаяся некоторое время назад в банковской сфере, с одной стороны, лишившая большинство вкладчиков ряда банков своих денежных средств, а с другой — позволившая владельцам этих банков легализовать (отмыть) огромные капиталы, имеющие незаконные источники происхождения.

Проблема борьбы с рассматриваемым явлением актуальна и для других стран, в том числе и с развитой экономикой. Без ее решения невозможно ограничить масштабы распространения преступности в целом и организованной, в частности, оградить государственные, общественные и частные институты от проникновения в них криминального элемента, и, как следствие, нейтрализовать их негативное влияние на экономическую и политическую жизнь.

В немалой степени это обусловлено тем, что легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем — заключительный этап превращения преступности в высокодоходное и эффективное производство, в ходе которого происходит противоправная и в высшей степени опасная для общества концентрация экономической, а вслед за ней — и политической власти в руках неконтролируемой группы лиц. Отсутствие противодействия этому социальному явлению неизбежно ведет к широкомасштабному распространению таких видов противоправного и антиобщественного поведения, как незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, уклонение от уплаты налогов, вымогательство, заказные убийства, бандитизм и разбои. Более того, это обстоятельство делает весьма привлекательным и выгодным занятие указанной деятельностью. Вместе с тем, борьба с легализацией доходов заставляет принимать крайне непопулярные и, к тому же, ресурсоемкие меры, которые в определенной степени ограничивают в правах граждан и задевают законные интересы хозяйствующих субъектов, что, вполне естественно, вызывает противостояние с их стороны.

Необходимость принятия эффективных мер по пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, обусловлена все возрастающей угрозой экономической безопасности государства, криминализацией хозяйственной деятельности, которой в свою очередь, способствует ослабление системы государственного контроля, расширение и распространение незаконного предпринимательства на внутреннем финансовом и потребительском рынках, а также во внешнеэкономической деятельности.

Анализ криминогенной ситуации, складывавшейся в экономике страны на протяжении ряда последних лет, свидетельствует о стабильном росте масштабов преступных посягательств, повышении уровня организованности и профессионализма преступности. Наблюдается последовательная криминализация основных сфер экономической деятельности, а отдельные из них уже сегодня имеют откровенно незаконный характер.

По различным экспертным оценкам, основная часть полученных в результате противоправной деятельности доходов легализуется посредством их неконтролируемого ввода в гражданский оборот. До двух третей этих средств, как правило, вкладывается в развитие незаконного предпринимательства, пятая часть расходуется на приобретение недвижимости и другого имущества. Сегодня свыше пяти тысяч организованных преступных групп (сообществ, организаций) специализируются на легализации доходов, полученных от незаконной деятельности, а около 3,5 тысяч из них образовали в этих целях собственные легальные предпринимательские структуры. Ими установлен контроль над более чем сорока тысячами хозяйствующих субъектов, среди которых около полутора тысяч предприятий и организаций государственного сектора экономики, целый ряд структур в кредитно-финансовой системе. В связи с этим особое значение приобретает задача по подрыву экономической основы организованной преступности, без чего борьба с данным общественно опасным явлением будет и далее оставаться столь же малоэффективной.

Продолжается интенсивный процесс утечки капиталов из страны. Огромные финансовые средства, подлежащие возврату в Россию, оседают на счетах в зарубежных банках, вкладываются частными лицами и организованными преступными сообществами в недвижимость, частное предпринимательство, особенно в странах с льготным налогообложением, а также незаконный оборот наркотиков, оружия, игорный бизнес, порноиндустрию, иные виды деятельности, паразитирующие на аномальных потребностях людей. Правда, затем значительная часть этих средств возвращается указанными лицами и организациями в Россию, но уже в виде иностранных инвестиций в экономику страны. По оценкам Банка России, объемы вывоза капитала за рубеж достигают в настоящее время двух миллиардов долларов в месяц без учета доходов в «теневом» обороте.

Указанные процессы усиливают явления макроэкономического неравновесия. Наиболее деструктивно это проявляется в нарушении равновесия между доходами и расходами. В течение последних лет не удалось решить проблему установления безопасного прохода между Сциллой высокого уровня инфляции и Харибдой низких денежных доходов населения. Подавление инфляции достигалось сжатием активной денежной массы, ведущим к ограничению платежеспособного спроса, снижению инвестиционных возможностей, низким доходам населения.

Одним из главных инструментов обеспечения равновесия между доходами и расходами является финансовый и иной контроль за ними, который в правовом государстве может быть осуществлен в рамках социального контроля. Поэтому в условиях высоких темпов социальных перемен, чем и характеризуется нынешняя ситуация в России, особую актуальность приобретают своевременное создание и введение адекватных целям реформ социальных норм и социальных институтов. Важнейшая роль среди социальных норм, регулирующих экономические отношения, принадлежит правовым нормам.

Действующее законодательство и используемые в настоящее время меры не обеспечивают эффективной борьбы с легализацией доходов от незаконной деятельности, в том числе по причинам недостаточной их научной изученности и обоснованности.

Следует отметить в то же время, что в научной литературе уделялось внимание различным аспектам легализации (отмывания) доходов, поученных незаконным путем. Среди иных проблем борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности они рассматривались в трудах таких ученых, как М. М. Бабаев, Ю. В. Голик, А. С. Горелик, Л. Д. Гаухман, Г. В. Дашков, А.Э.

Жалинский, В. В. Колесников, В. Д. Ларичев, Н. А. Лопашенко, С. В. Максимов, В. Е. Мельникова, Г. К. Мишин, Э. И. Петров, И. И. Рогов, Г. К. Синилов, Г. Н. Хлупина, И. В. Шишко, A.M. Яковлев, Б. В. Яцеленко.

Вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, нашли отражение в уголовно-правовой и криминологической литературе. Они освещались в работах Д. И. Аминова, Б. С. Болотского, В. И. Брылева, О. В. Брылевой, Л. К. Виноградовой, Б. В. Волженкина, Н. А. Гаража, А. Г. Корчагина, А. В. Кушниренко, Н. Ф. Кузнецовой, П. Г. Пономарева, А. А. Шебунова, П. С. Яни и других правоведов. Уголовно-правовым и криминологическим аспектам борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов посвящено диссертационное исследование Ю. В. Короткова (1998 г.), вопросы уголовной ответственности за данное деяние исследовались в диссертации В. В. Лаврова (2000 г.).

Проблема легализации (отмывания) незаконных доходов нашла отражение в исследованиях зарубежных авторов, труды которых изданы в России либо хорошо известны специалистам: Г. Арцт, М. Бекнер, П. Бернаскони, Д. А. Брандолино, Э. Дах, У. Зибер, Д. Карл, Х.-Х. Кернер, Дж. Клос, К. Коттке, Е.Дж. Лампе, Ф. У. Майерс, Р. Парлоу, Дж.Ф. Тони, Х. Т. Фарлей, Х. Р. Фримэн, и другие.

Вместе с тем, широкомасштабность подхода к проблеме легализации (отмывания) незаконных доходов требует основательного научного обеспечения, однако комплексных исследований в данной сфере проводится еще мало. Именно поэтому, на наш взгляд, практические органы не обладают достаточно полными данными о социально-экономических, политико-Правовых, психологических и других аспектах этого сложного социального явления и возможностью эффективно противодействовать ему.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о несомненной актуальности проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, они обусловили выбор темы и основные направления исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ системного криминологического изучения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, факторов, воздействующих на нее (научная цель), и выработка на этой основе предложений по совершенствованию уголовно-правовых и специально-криминологических мер предупреждения (практическая цель).

Достижение указанных целей обеспечивалось путем решения следующих основных задач: теоретического обоснования выбора в качестве объекта криминологического исследования легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путемопределения основных теоретических подходов к исследованию проблемы легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путемопределения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, как социального и правового феноменаформирования концептуальной основы криминологического изучения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, связанных с ней преступлений и факторов, воздействующих на нееисследования уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, и определения путей совершенствования уголовного законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере, разработки системы специальных мер предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным пуюм. анализа уголовного законодательства и специальных мер предупреждения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, применяемых в США и Германиирассмотрения международного сотрудничества и практики применения международных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и разработки мер по их совершенствованию.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, а его предметом уголовно-правовые и криминологические проблемы, решаемые в этой борьбе.

Методология и методика исследования. Диссертационное исследование основано на материалистической диалектике и системном подходе к изучению явлений в их взаимодействии и взаимообусловленности. Оно строилось на основе обобщения и критического анализа фундаментальных работ отечественных и зарубежных авторов, представляющих различные школы и направления современной научной мысли как в сфере уголовного права и криминологии, так и в экономической теории, политологии, социологии, философии и психологии. В целях объективного и непредвзятого анализа феномена легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, необходимости выработки собственной авторской позиции по целому ряду проблем и формирования системы взглядов на этот феномен, предпринята попытка построения концептуальной основы криминологического изучения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, связанных с ней преступлений и факторов, воздействующих на нее. В связи с указанным в основном использовались социологический и политико-экономический подходы.

В работе применены общие и конкретные методы научного исследования, включая сравнительно-правовой, логико-юридический, историко-реминисцентный, статистический, а также анкетирование, нестандартизированное интервьюирование, экспертный опрос и др.

Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные правовые акты, международные конвенции и соглашения, уголовное законодательство и нормативные правовые акты США и Германии.

Достоверность и обоснованность полученных в ходе исследования результатов, и выводов, подготовленных на их основе предложений, обеспечивается эмпирической базой исследования. Анализировались статистические данные, характеризующие состояние и уровень распространенности легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, обзоры о состоянии борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов в России и за рубежом, аналитические и иные материалы. Изучено 450 уголовных дел, возбужденных пост. 174 УК Российской Федерации и рассмотренных судами за 1997;2000 годы. В качестве экспертов по указанной проблеме опрошено 670 сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры и таможенных органов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, предметом исследования и характером поставленных задач и заключается в следующем.

1. Диссертация является первым монографическим комплексным исследованием проблем борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.

2. Впервые определены теоретические подходы к изучению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем. В имеющихся исследованиях легализация (отмывание) незаконных доходов чаще рассматривается в виде процесса, в ходе которого происходит сокрытие действительного происхождения и принадлежности денежных средств или иного имущества, полученных в результате незаконной деятельности, и реже как один из самых высокодоходных видов незаконного предпринимательства. Наибольшая общественная опасность легализации (отмывания) незаконных доходов состоит в том, что она является заключительным этапом практически всякой противоправной деятельности, связанной с получением доходов.

3. Предложена собственная целостная характеристика легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, как социального и правового феномена. Понятие легализации (отмывания) доходов как социального феномена раскрывается через содержание и структуру процесса легализации незаконных доходов. Как правовой феномен легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, есть придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, а также использованию объектов интеллектуальной собственности, приобретенным заведомо незаконным путем.

4. Впервые разработана и сформулирована концептуальная основа криминологического изучения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, связанных с ней преступлений и факторов, воздействующих на нее.

Поскольку легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, является частью социальных дисфункций в экономической деятельности, анализ факторов, порождающих ее, предварен теоретическим введением, развивающим методологические основы криминологической характеристики этого явления и раскрывающим наиболее существенные и глубокие его причины, содержащиеся в механизме жизнедеятельности социума. В связи с этим показана роль социального государства, социального равновесия и социального контроля в примирении, совмещении, гармонизации различных интересов (индивидуальных, групповых, социальных) и их взаимосвязь с уровнем и масштабами легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем.

5. По-новому исследованы природа и причины легализации (отмывания) незаконных доходов, в частности, использование социологического и политико-экономического подходов позволило осуществить комплексный анализ факторов, обусловливающих ее возникновение и распространение.

6. По-новому дана уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, и на этой основе предложены собственная редакция статьи 174 УК Российской Федерации и другие меры по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.

7. Впервые разработана система специальных мер предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, учитывающая семилетний российский опыт нормотворчества, международно-правовые акты и иные документы, а также опыт зарубежных стран в сфере борьбы с этим явлением.

8. По-новому исследованы уголовное законодательство и специальные меры предупреждения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, применяемые в США и Германии, что позволило сформулировать вывод об обоснованности и оправданности использования аналогичных мер в России.

9. Впервые рассмотрены международное сотрудничество и практика применения международных правовых актов в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, предложены меры по их совершенствованию.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторское предложение понятия легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем.

Как социальный феномен легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, — это негативное социальное явление, в основе которого лежит процесс сокрытия незаконного происхождения доходов, искажение информации о природе их происхождения, месте нахождения, размещения, движения и действительной принадлежности материальных благ (праве собственности) или соотносимых с ними прав, а равно придание им в любых формах правомерного вида, когда лицу известно, что эти материальные блага являются доходами, полученными незаконным путем, а также иные действия, прямо или косвенно связанные с оформлением правомерности фактических отношений владения, пользования, распоряжения доходами либо с сокрытием их незаконного происхождения.

Как правовой феномен легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, — это умышленное придание правомерного вида пользованию, владению или распоряжению денежными средствами, иным имуществом, работам и услугам, информации, интеллектуальной собственности, полученным заведомо незаконным путем, либо сокрытие их местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности, а равно использование их для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

2. Обоснование концептуального положения о том, что теоретической основой криминологического изучения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, связанных с ней преступлений и факторов, воздействующих на нее, является баланс интересов различных социальных образований (личности, социальных групп и общества) или, по-другому, — социальное равновесие. Задача государства состоит в обеспечении социального равновесия с сохранением «привилегии» общественного интереса. Одним из основных средств достижения этого является социальный контроль, составная часть которого — борьба с рассматриваемым явлением с помощью социальных институтов и норм. Важнейшая роль среди социальных норм принадлежит правовым нормам.

3. Вывод о том, что уголовная ответственность по ст. 174 УК Российской Федерации наступает за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, то есть за нарушение предусмотренного законом уголовно-правового запрета на введение такого имущества в легальный оборот, но не за его приобретение, и обусловлена уголовно-правовыми отношениями. При этом источниками легализуемых средств могут быть как преступления, так и иные правонарушения (административные, гражданско-правовые и т. д.).

4. Вывод о несоответствии норм, содержащихся в ст. 174 УК Российской Федерации, современным требованиям и неспособности их адекватно реагировать на сложившуюся в сфере экономической деятельности обстановку, что создает трудности в отправлении правосудия по делам данной категории. Предложение, в связи с этим, собственной редакции статьи 174 УК.

5. Обоснование необходимости создания федеральной системы противодействия проникновению в легальный оборот доходов, полученных в результате совершения преступления или иного правонарушения, — системы специальных мер предупреждения, включающей нормативную базу и институциональную структуру.

6. Вывод об обоснованности и оправданности использования в реальных социально-экономических и политико-правовых условиях России мер по предупреждению и пресечению деятельности по легализации отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, отражающих опыт борьбы с этой деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой.

7. Предложения о введении в российское законодательство основных положений и рекомендаций международно-правовых актов и документов в сфере международного сотрудничества по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Диссертация представляет собой оригинальное самостоятельное исследование теоретических и прикладных проблем борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем. Разработанные методологические положения и выводы, определение легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, как социального и правового феномена, комплексный анализ факторов, воздействующих на нее, уголовно-правовая характеристика и разработка системы специальных мер предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, анализ законодательства и специальных мер, применяемых в развитых зарубежных странах, международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, могут быть использованы при проведении дальнейших исследований проблем легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путемразработке новых программ реформирования экономической, политической и социальной сфер обществасовершенствовании законодательства, в первую очередь, уголовного, а также специализированного, и иной нормативно-правовой базыподготовке руководящих разъяснений высших судебных органовразработке федеральных и региональных программ борьбы с преступностьюв правоприменительной деятельности правоохранительных органов, осуществляющих функции по предупреждению, раскрытию и расследованию фактов легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путемв учебном процессе в системе юридического и экономического образования.

Апробация результатов исследования и их практическое внедрение.

Настоящее диссертационное исследование является результатом более чем десятилетней научно-исследовательской и практической деятельности соискателя. С докладами и сообщениями автор выступал на совещаниях и семинарах сотрудников органов внутренних дел и прокуратуры, в системе служебной подготовки центрального аппарата МВД России, на заседаниях комитетов и комиссий Государственной Думы.

Теоретические выводы и практические рекомендации докладывались на международной научно-практической конференции «Законотворческая деятельность по борьбе с легализацией преступных доходов» (Вашингтон, США, 5 июля 1996 г.) — практической конференции «Всеобщая декларация прав человека и правозащитная функция прокуратуры» (Санкт-Петербург, 1516 декабря 1998 г.) — международной научной конференции «Россия и мир на пороге XXI века» (Москва, 24 декабря 1998 г.) — международной научно-практической конференции «Проблемы взаимодействия органов прокуратуры России и США в сфере борьбы с международной организованной преступностью» (Москва, 11−12 марта 1999 г.), международной научной конференции «Социальная теория и практика на рубеже столетий» (Москва, 27−28 января 2000 г.) и парламентских слушаниях в Государственной Думе «Вывоз капиталов как угроза безопасности России» (Москва, 26 марта 2001 г.).

Материалы исследования использовались автором при разработке в составе межведомственной рабочей группы (создана в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 460-рп) федеральных законов «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», «О борьбе с коррупцией», а также при доработке этих законодательных актов в составе рабочей группы Государственной Думы.

Полученные результаты использовались при подготовке отчетов по темам планов НИР-98 № 3.1, НИР-99 № 3.1, НИР-2000 № 3. 1/3.3 п. 3.1.4 научно-исследовательской лаборатории ВНИИ МВД России по разработке проблем борьбы с преступностью в сфере экономики.

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в методических рекомендациях, подготовленных соискателем самостоятельно и в соавторстве. Они одобрены ГУБОП МВД России совместно с Межведомственным центром при МВД России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и применяются в практической деятельности.

Результаты исследования используются в учебном процессе, в преподавании курса уголовного права и криминологии.

Диссертант является автором одной монографии и 3 учебных пособий (в том числе в соавторстве). Всего соискателем опубликовано 33 научные работы общим объемом 53,7 п.л. Среди них 25 — непосредственно отражают содержание диссертационного исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, десяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование и его результаты позволяют сформулировать выводы, имеющие, на наш взгляд, научное и практическое значение, и выработать на этой основе предложения по совершенствованию уголовно-правовых и специально-криминологических мер предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем.

1. В вопросе об определении «доходов, полученных незаконным путем», следует исходить из понятия имущества, содержащегося в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данной норме определяются объекты гражданских прав, и к ним законодатель относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество, в том числе имущественные праваработы и услугиинформациюрезультаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) — нематериальные блага. В соответствии со ст. 150 ГК нематериальные блага — жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация и другие, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, поэтому они не могут быть включены в понятие «доходы».

Таким образом, доходы, полученные незаконным путем, определяются в диссертационном исследовании как объекты гражданских прав, то есть вещи, включая деньги и цепные бумаги, иное имущество, а также юридические акты или документы, дающие право на имущество (денежные средства wiu иное имущество) — работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на та (интеллектуальная собственность), приобретенные в результате совершения преступления или иного правонарушения.

2. С точки зрения уголовно-правового и криминологического исследования легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, определяется в двух аспектах: социальном и правовом. При таком подходе легализация (отмывание) незаконных доходов как социальный феномен представляет собой негативное социальное явление, в основе которого лежит процесс сокрытия незаконного происхождения доходов, искажение информации о природе их происхождения, месте нахождения, размещения, движения и действительной принадлежности материальных благ (праве собственности) или соотносимых с ними прав, а равно придание им в любых формах правомерного вида, когда лицу известно, что эти материальные блага являются доходами, полученными незаконным путем, а также иные действия, прямо или косвенно связанные с оформлением правомерности фактических отношений владения, пользования, распоряжения доходами либо с сокрытием их незаконного происхождения.

Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, как правовой феномен означает придание правомерного вида владению, пользованию н распоряжению денежными средствами или иным имуществом, а таю/се использованию объектов интеллектуальной собственности, приобретенным заведомо незаконным путем.

3. Историко-реминисцентный анализ законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, и схожих с ним норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу осуществления основанной на законе экономической деятельности, позволяет выделить четыре основных этапа в эволюции данного правового феномена: первый этап — законодательное регулирование отношений, связанных с посягательствами на собственностьвторой этап — появление в правовых системах наиболее развитых стран норм об ответственности за противоправные действия в экономической деятельности в связи с коренными изменениями в развитии экономических отношений, в частности, в результате промышленной революции (которая обусловила сосредоточение на стороне отдельных предпринимателей огромных масс избыточной прибылисверхдоходов). Некоторым видам поведения в сфере частного права было придано публично-правовое значение (вторая половина 19 века, например, во Франции, России) — третий этап — создание норм, направленных на защиту экономического строя стран, избравших рыночный путь развития (начало 20 века, в первую очередь — в США) — четвертый этап — принятие норм, в том числе уголовно-правовых, непосредственно устанавливающих ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных незаконным путем (с 70-х годов 20 века, в США, странах Западной Европы и ДР-).

4. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, представляет собой специфический системно-структурный феномен, обусловленный сложным комплексом различных явлений и процессов. Поскольку это образование является частью социальных дисфункций в экономической деятельности, анализ факторов, порождающих его, предварен определенным теоретическим введением — концептуальной основой криминологического изучения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем. Такой основой является баланс интересов различных социальных образований (личности, социальных групп и общества) или, иначе, социальное равновесие, одним из основных средств достижения которого является социальный контроль и его составная часть — борьба с рассматриваемым явлением с помощью социальных институтов и норм.

5. Изучение причин легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, предполагает теоретический анализ, по меньшей мере, на трех уровнях: I) общесоциальном — исследование базисных явлений и процессов, обращение к философским, политико-экономическим категориям- 2) социологическом — рассмотрение социальных, экономических, политических и духовных явлений- 3) индивидуальном — изучение нравственных и психологических причин совершения конкретного преступления.

В соответствии с этим основные факторы, воздействующие на рассматриваемые преступления, классифицированы на следующие группы: политико-экономические — опосредованно воздействующие на легализацию (отмывание) доходов, полученных незаконным путемсоциально-правовые — влияющие на сферу, в которой непосредственно легализуются (отмываются) доходынравственно-психологические определяющие соответствующее преступное поведение.

6. Политико-экономический подход к исследуемой проблеме показывает, что легализация (отмывание) незаконных доходов ведет к нарушению экономического равновесия через разрушение важнейших принципов свободного предпринимательства: конкуренции, свободного ценообразования, равных стартовых условий для всех хозяйствующих субъектов.

Неравенство доходов является следствием неэффективности перераспределительных процессов, но в большей степени — результатом неравного распределения частной собственности на средства производства, которое несет на себе следы социальных институтов (права собственности и наследования) и испытывает влияние социальных факторов (отношений между социальными группами). Социальные нормы призваны решить триединую, но достаточно противоречивую в своих составных элементах задачу: 1) формирование у различных групп населения таких уровней благосостояния, дифференциация которых не противоречила бы принципам социальной справедливости- 2) создание в обществе таких механизмов формирования благосостояния, которые бы стимулировали население к эффективному труду, развитию экономики- 3) удовлетворение разумных материальных потребностей всех членов общества в размерах, максимально способствующих развитию человеческой личности.

7. Изучение основных факторов и факторов специального характера, воздействующих на процесс легализации незаконных доходов в качестве причин и условий, способствующих ее возникновению и распространению, свидетельствует о том, что эти явления и процессы носят как объективный, так и субъективный характер. Они нуждаются в дальнейшем исследовании, так как по мере изменения социально-экономических условий изменяются и сами. Совокупность рассматриваемых факторов проанализирована с точки зрения выработки адекватной системы мер общесоциального характера, направленных на устранение или минимизацию влияния рассматриваемых факторов на процесс легализации незаконных доходов.

Более тщательно в свете рассматриваемой проблемы исследованы факторы специального характера, поскольку результаты этого изучения призваны стать основой для выработки мер специально-криминологического реагирования на ситуацию, сложившуюся в сфере противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.

8. Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (статья 174). Но наличие уголовно-правовой нормы само по себе не означает решения всех проблем предупреждения и пресечения такой деятельности. Международный опыт показывает, что для этого необходима система законодательных мер по обеспечению государственного контроля за операциями юридических и физических лиц с денежными средствами и другим имуществом, ограничению в этих целях институтов банковской и коммерческой тайны.

Из-за отсутствия в российском законодательстве аналогичной правовой базы применение зарубежной методики раскрытия и предупреждения преступлений данного вида становится невозможным. Существующие в России механизмы контроля за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам, в частности декларирование доходов, не работают в полной мере. В недостаточной степени осуществляется финансовый контроль за денежными вкладами и их движением по банковским счетам. Именно эти обстоятельства не дают возможности правоохранительным органам эффективно бороться с преступлением, предусмотренным ст. 174 УК.

Выход из этой ситуации видится в комплексном подходе к организации борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, который должен включать в себя, помимо рассматриваемой статьи УК, взаимосвязанные процедуры финансово-экономического контроля за операциями и иными сделками с имуществом, сообщения о фактах возможной легализации компетентным правоохранительным органам, а также механизм применения гражданско-правовой, административной и уголовной ответстве н н ости.

9. Уголовная ответственность не является единственным средством, которое способно радикально противодействовать легализации незаконных доходов. Она должна применяться вместе с комплексом иных видов юридической ответственности и организационных мер, изложенных, как правило, в специализированном национальном законодательстве, посвященном предупреждению, выявлению и пресечению фактов легализации доходов, полученных незаконным путем.

10. Уголовно-правовые нормы, содержащиеся в ст. 174 УК, тесно связаны с нормами других отраслей законодательства, в частности, с гражданско-правовыми и административными нормами. Между отдельными из них имеются коллизии, которые необходимо устранить. Кроме того, перечисленные в диспозиции ст. 174 УК виды деятельности не раскрывают в полной мере понятия легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Законодательная конструкция диспозиции ст. 174 УК не вполне отвечает содержанию международно-правовых норм и действующему законодательству и нуждается в совершенствовании. Собственная редакция данной статьи призвана, по мнению автора, решить задачи, поставленные перед ней.

Среди санкций за легализацию незаконных доходов должны обязательно присутствовать конфискация имущества и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В этом случае предупредительный эффект уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за легализацию доходов, полученных незаконным путем, будет значительно выше.

Предложенные законодательные инициативы позволят активизировать борьбу с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, и будут способствовать предупреждению и пресечению данных противоправных деяний.

11. Анализ специальных мер предупреждения легализации (отмывания) незаконных доходов, содержащихся в принятых, но не введенных в действие федеральных законах, показывает, что в них не только весьма полно, но и с дальнейшим углублением и детализацией, учетом национальных особенностей России воплощены международные рекомендации о комплексном подходе к предупреждению этого общественно опасного деяния.

Специальное предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, должно предусматривать установление следующих мер: дополнительные требования к идентификации участников операций с денежными средствами или иным имуществом, их регистрации, хранению документов об операцияхперечень операций, подлежащих обязательному контролю в связи с наличием признаков незаконности происхождения денежных средств или иного имущества, являющихся предметом данной операцииобязанность кредитных и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при наличии признаков операций, подлежащих обязательному контролю, сообщать об этом уполномоченному государственному органудоступ государственных органов при выполнении ими обязанностей по предупреждению, выявлению, изъятию и конфискации доходов, полученных незаконным путем, к документам кредитных и иных организаций, осуществляющих операции, в т. ч. к материалам, составляющим коммерческую и банковскую тайнуосвобождение от ответственности за нарушение банковской, налоговой, коммерческой или служебной тайны юридических и физических лиц, правомерно сообщающих уполномоченному государственному органу сведения об операциях, подлежащих обязательному контролюответственность лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение правил, установленных в целях предупреждения легализации доходов, полученных незаконным путем.

12. Система специальных и организационно-правовых мер борьбы с легализацией доходов, полученных в результате совершения преступления или иного правонарушения, должна базироваться на следующих концептуальных положениях: а) определении доходов, полученных незаконным путем, как вещей, включая деньги и ценные бумаги, иное движимое и недвижимое имущество, имущественные праваработы и услугиинформациярезультаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) — иные объекты гражданских прав, приобретенные в результате совершения преступления или иного правонарушенияб) использовании широкого понятия операции с денежными средствами или иным имуществом, охватывающего действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностейв) применении широкого понятия организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, включающего не только банковские и иные кредитные организации, но и другие организации, осуществляющие подобные операцииг) образовании специально уполномоченного государственного органа, наделенного правом сбора информации об операциях, а также правом приостановления операции, подлежащей обязательному контролюд) ограничении режима коммерческой, налоговой, банковской или служебной тайны, предусматривающем обязанность сообщать уполномоченному государственному органу об операциях, подлежащих обязательному контролю, и иммунитет работника организации, осуществляющей операции, от ответственности за разглашение коммерческой, налоговой, банковской или служебной тайны в этих случаяхе) установлении ответственности за сокрытие информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно за разглашение сведений о передаче такой информации правоохранительному или уполномоченному государственному органуж) признании преступлением любых действий по легализации доходов, полученныхнезаконным путем, с установлением соответствующей ответственности и конфискацией таких доходовз) установлении административной ответственности за нарушения правил, установленных в целях предупреждения легализации незаконных доходов.

13. Абсолютизация коммерческой и банковской тайны, способствовавшая становлению предпринимательства, в настоящее время несет угрозу экономической и национальной безопасности. Опасность использования закрытости кредитных и иных коммерческих организаций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных незаконных путем, признана мировым сообществом и во многих развитых странах. В этих странах считается нормальным явлением тесное сотрудничество представителей делового мира с правоохранительными органами, как в интересах безопасности предпринимательства, так и с точки зрения безопасности экономики в целом. В ряде стран такое сотрудничество находит воплощение в создании национальных систем по противодействию легализации (отмыванию) незаконных доходов. Это в первую очередь относится к США и Германии.

14. Использование в практике борьбы с легализацией незаконных доходов опыта зарубежных стран, международно-признанных норм, установление ответственности за такие деяния, розыск и конфискация указанных доходов обоснованы идентичностью содержания операций с денежными средствами или иным имуществом и обусловленных ими действий по введению незаконных доходов в легальную экономику, а также международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией.

15. Международное сотрудничество должно поддерживаться системой двусторонних и многосторонних соглашений и договоров, основанных на общих взаимно разделяемых правовых концепциях, что обеспечит практическую возможность самого широкого охвата различных аспектов взаимной помощи. Важное значение имеют совместные расследования, проводимые соответствующими компетентными органами различных стран. Один из действенных и эффективных способов расследования, с этой точки зрения, — это контроль за перемещениями средств, незаконное происхождение которых известно, или имеются обоснованные подозрения на этот счет.

Необходимо усовершенствовать и упростить процедуры оказания взаимной помощи в уголовно-правовой сфере, касающиеся применения принудительных мер, включая ведение регистрационных записей финансовыми учреждениями и другими лицами, розыск конкретных лиц и недвижимости, изъятие и получение доказательств для использования в зонах иностранной юрисдикции в ходе расследований уголовных дел и связанных с ними действий, предпринимаемых в отношении отмывания денег. У соответствующих органов должны иметься полномочия в ответ на просьбу других стран предпринять неотложные меры по выявлению, замораживанию, изъятию и конфискации доходов или другой собственности, равной по своей стоимости доходам, которые получены в результате отмывания денег или в ходе преступных действий, включающих отмывание денег. Необходимы также договоренности о координации судебных разбирательств по вопросам изъятия и конфискации, в ходе которых возникают проблемы с разделением подлежащего конфискации имущества. Следует проводить в жизнь решения важнейших международных конвенций, касающихся отмывания денег, в частности, Страсбургской конвенции Совета Европы 1990 года и Конвенции ООН 2000 года против транснациональной организованной преступности.

В диссертационном исследовании поставлена цель разработки теоретических основ системного криминологического изучения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, факторов, воздействующих на нее, и выработки на этой основе предложений по совершенствованию уголовно-правовых и специально-криминологических мер предупреждения. Предпринята попытка формирования собственной авторской позиции по целому ряду проблем и системы взглядов на феномен легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем.

По мнению автора, выводы диссертационного исследования наиболее полно отражают современные реалии, складывающиеся в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, а их учет в нормотворческой и правоприменительной деятельности может способствовать совершенствованию уголовно-правовых и специально-криминологических мер предупреждения этого явления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
  2. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т. 3. Акты Земских соборов. М., 1985. — 512 с.
  3. Die Sammlung der Entscheidungen des Bundesgerichtshofs. Karlsruhe, 1995. -47 s.1.ternational Legal materials: current documents. Vol. 35. 1996. № 5. 1305 p.- FATF (Financial Action Task force on money laundering) Annual 1996−1997 Report. 9 p.
  4. Strafgesetzbuch der BRD. Munchen, 1996. — 27 s.2. МОНОГРАФИИ И КНИГИ
  5. В.М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем. Уголовно-правовое и криминологическое исследование: Монография. М., 2001.- 238 с.
  6. А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1998. — 340 с. Аликперов Х. Д. Освобождение от уголовной ответственности. — М., 1999. -126 с.
  7. Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992. — 205 с. Антонян Ю. М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. — М., 1998. — 306 с.
  8. Бабаев М М. Социальные последствия преступности. Учебное пособие. -М., 1982.-82 с.
  9. Р. Политическая экономия: в 2-х тт. Т. 2 / Пер. с фр. М., 1994. -750 с. Бейсенов Б. С. Алкоголизм: уголовно-правовые и криминологические проблемы. — М&bdquo- 1981. — 200 с.
  10. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М., 1997. -1008 с.
  11. М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с анг., 4-е изд. М., 1994. — 688 с.
  12. П.О. Военное право в России при Петре Великом. Часть 11, Артикул Воинский. Вып. 2. СП б, 1886. — 348 с.
  13. Л. Вопрос о жизни. Очерк общей социологии. СП б, 1902. — 246 с. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М., 1997.-.304 с.
  14. Э.Г. Борьба с наркотической преступностью. Международный и сранительно-правовой аспекты. М., 2000. — 209 с.
  15. А.С., Шишко И. В., Хлупина Г. Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998. — 86 с.
  16. Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с анг. В. Лукашевича и др. Под общ. ред. В. Лукашевича. Л., 1991. — 496 с.
  17. Иеринг Рудольф Борьба за право / Пер. с нем. П. П. Волкова / Издание К. Т. Солдатенкова. М., 1874. — 77 с.- Иеринг Р. Цель в праве. Т. 1. СП б, 1881. — 53 с.
  18. Г. М. Экономика: государственное регулирование и безопасность: Монография. М., 1996. — 154 с.
  19. К. Капитал. Критика политической экономии.Т.2. М., 1973.- 907 с.- Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М&bdquo- 2000. — 720 с.
  20. Г. К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). Монография. М., 1994. — 88 с. Моисеев Н. Н. Человек, среда, общество. Проблемы формализованного описания. — М., 1982. — 182 с.
  21. .С., Решетников Ф. М. Современное американское уголовное право. -М&bdquo- 1990. 117 с.- Новгородцев П. Кризис современного правосознания. М., 1909. — 340 с.
  22. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997. — 64 с.
  23. В.П. Международное уголовное право. Учебное пособие. М., 1997. — 320 с.
  24. Э.И. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. Учебное пособие. М., 1995. — 77 с. Пикуров Н. И. Уголовное право в системе межотраслевых связей. Монография. — Волгоград, 1998. — 224 с.
  25. Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа / Сост. Ф. М. Бородкин, Л. Я. Косалс, Р. В. Рывкина. М., 1989. — 592 с. Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. — М., 1999. -560 с.
  26. Российское уголовное право. Курс лекций / Бушуева Т А., Голик Ю. В., Коробеев А. Н. и др. Владивосток, 1999. — 603 с.
  27. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. М&bdquo- 1997. — 454 с.
  28. М.И. Основы мусульманского права. М., 1968. — 153 с.
  29. Социология преступности: Современная буржуазная теория // Сборник статей. М., 1966. — 145 с. — Социальное государство и защита прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. — М., 1994. — 147 с.
  30. Н.С. Лекции по русскому уголовному праву. Вып. 1- IV. СП б, 1887−1892.-900 с.
  31. Н.С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. Издание одиннадцатое, пересмотренное и дополненное. СП б, 1901. — 925 с.
  32. Теневая экономика (экономические, социальные и правовые проблемы): Материалы научной конференции. М., 1996. — 51 с. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н И. Матузова и А. В. Малько. -М&bdquo- 1999.-672 с.
  33. Уголовное право России. Особенная часть / Учебник под редакцией профессора А. И. Рарога. М., 1998. — 479 с.
  34. З.М. Всеобщая история Государства и права. Учебное пособие. М., 1973. — 630 с.
  35. . Собственность и государство. М., 1882. — 267 с. Шур Э. М. Наше преступное общество. — М., 1977. — 144 с. Экономическая теория. Учебное пособие / Под общ. ред. Соловых Н. Н. -М., 1998.-375 с.
  36. А.М. Социология экономической преступности. М., 1988 — 256 с. Arzt Н. Geldwaescherei — eine neue Masche zwischen Hehierei und Beguenstigung, 1993. — 201 s.
  37. Bernasconi P. Finanzunterwelt. Gegen Wirtschaftskriminallitat und organisiertes Verbrechen. Zurich Wiesbaden, 1988. — 125 s.
  38. Carl D., Klos J. Regelungen zur Bekaempfung der Geld-waesche. Heidelberg, 1995.-231 s.
  39. Die Sammlung der Hntscheidungen des Bundesgerichtshofs. Karlsruhe, 1994. -305 s.
  40. Dreher S. Troendle H. Kommentar zum Strafgesetzbuch. Miinchen, 1994. -443 s.
  41. Parlour R. International guide to money laundering law and practice. L., 1996. -255 p.
  42. Parsons T. The Structure of Social Action. N.Y., Free. Press, 1968. — 237 p. Recent efforts to control criminal diversion and money laundering. GAO/ GGD Publishing. — Wash., 1996. 25 p.
  43. В.М., Болотский Б. С. Разработка российского законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, некоторые дискуссионные вопросы // Государство и право. 1999, № 6. С. 44−50.
  44. В.М. Политико-правовые проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем // Право и политика. 2000, № 2. С. 73−83.
  45. Х.Д., Курбанова К. Ш. УК РФ и некоторые проблемы освобождения от уголовной ответственности // Государство и право. 2000, № 1.-С. 54−60.
  46. Л.К., Гаража Н А. Криминологические и уголовно-правовые аспекты легализации незаконных доходов // Проблемы ответственности и наказания в свете реформ уголовного законодательства. М., 1995. — С. 5356.
  47. Г. Чем объяснить стабильность политического и экономического развития Федеративной Республики Германия // Государство и право. 1992, № 11. С. 134−140.
  48. Е., Каштуров А., Олейник А., Патрушев С. Междисциплинарный подход к анализу вывоза капитала из России // Вопросы экономики. 2000, № 2.-С. 15−45.
  49. Г. Е. Интерес как социологическая категория // Вопросы философии. 1966, №Ю.-С. 7−11.
  50. Ю.В. Реинтеграция как основа национальной безопасности // Журнал российского права. 1998, № 2. С. 55−60.
  51. Ю.В. Наша преступная планета (Заметки по поводу книги В В. Лунева «Преступность XX века») // Журнал российского права. 1998, № 9.- С. 130−136.
  52. Ю.В. Поощрительные нормы и некоторые вопросы уголовной политики // Проблемы уголовной политики. Советский и зарубежный опыт. Красноярск, 1989. — С. 139−145.
  53. Ю., Овсянников Л. Чистилище для грязных money. Взгляд с Британских островов на отмывание капиталов // Научный парк. 2000, № 3.- С. 26−29.
  54. Н.Г. Принцип субъективного вменения и его реализация в УК // Государство и право. 1999, № 10. С. 52−58.
  55. Иванов J1., Ляммих 3. О новеллах уголовного законодательства Германии, направленных на противодействие организованной преступности // Уголовное право. 1998, № 3. С. 105−113.
  56. И. Борьба с отмыванием доходов: уголовно-правовые проблемы, опыт международного сотрудничества // Уголовное право. 2000, № 3. С. 108−111.
  57. Конференция по проблеме отмывания денег в транзитных странах. Выступление Э. Янг. Страсбург, Франция, 29 ноября 1 декабря // Сборник переводов. — М., 1995. — С. 3−9.
  58. В. Фиктивные сделки в предпринимательской деятельности II Законность. 1996, № 10.-С. 15−22.
  59. А.Г., Кушниренко А. В. Правовые основы борьбы с «отмыванием» преступных доходов // Журнал российского права. 1999, № 5.-С. 100−107.
  60. А.Г., Кушниренко А. В. Правовые основы борьбы с «отмыванием» преступных доходов // Российский следователь. 1999, № 3. -С. 2−6.
  61. А.Е. Вопросы макроэкономической оценки бегства капитала из России // Вопросы статистики. 2000, № 2. С. 9−12.
  62. Н.Ф., Багаутдинова С. К. Контроль над легализацией преступных доходов в США // Вестн. Моск. ун-та. Сер.: 11. Право. 1997, № 6.-С. 39−51.
  63. В.Д. Совершенствование законодательства о борьбе с «отмыванием» денег, полученных преступным путем // Государство и право. 1992, № 11.-С. 99−107.
  64. В.Д., Федотов А. И. Сущность организованной преступности и проблемы борьбы с ней (к вопросу об определениях) // Адвокат. 1998, № 10.-С. 35−41.
  65. В. «Стиральные доски» для наркодолларов // Российская газета. 1992, 25 декабря.-С. 8.
  66. О. Большая стирка // Новая газета. 2000, № 12, 27 марта 2 апреля. -С. 24.
  67. .П. Перспективы экономического роста в России // Вопросы статистики. 2000, № 2. С. 2−3.
  68. А.В. Проблемы совершенствования Уголовного кодекса Российской Федерации // Государство и право. 1999, № 10. С. 45−51.
  69. И.Jl. Частная жизнь (правовые аспекты) // Государство и право. 1999, № 1,-С. 64−73.
  70. П.Г. Правовые проблемы легализации незаконных доходов // Преступность в России. М., 1997. — С. 3−7.
  71. П.Г. «Теневой лик банковской тайны» // Экономика и жизнь. 1996, № 38.-С. 1−2.
  72. А. Отмывание денег: угроза мировому сообществу // Вопросы экономики. 1999, № 12. С. 110−119.
  73. К. Новое в российском законодательстве: аффилированные лица // Хозяйство и право. 1999, № 1. С. 53−60.
  74. Углубление социального контроля преступности одна из предпосылок решения социально-экономических проблем (материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999, № 9. — С. 60−86.
  75. Яни П С. Актуальные проблемы квалификации служебных преступлений // Проблемы борьбы с коррупцией. М., 1999. — С. 73−81.- Arrastia J. Money Laundering a US perspective. — Ed by B. Ride and M. Ache. Dublin, 1996. — P. 228−260.
  76. СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИЗДАНИЯ
  77. Методы отмывания денег (по материалам Генерального секретариата Интерпола) // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в Российской Федерации. 1992, № 1. С. 32−33.
  78. Обзор практики выявления фактов легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. ГУБЭП МВД России. М., 1999. — 6 с.
  79. Отчет и рекомендации Международной конференции «Предупреждение и борьба с отмыванием денег и использованием доходов от преступной деятельности: глобальный подход». Курмейер, Италия 18−20 июня 1994 г. Вып. 14. -М&bdquo- 1994.- 13 с.
  80. Отчет СФК-VII о способах отмывания денег от 28 июня 1996 года. Приложение 3. Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег. М., 1996. — 37 с.
  81. Российский ежегодник международного права. 1996 1997. — СП б, 1998. -355 с.- Состояние преступности в России. ГИЦ МВД России. М., 2000. — 28 с. 5. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
  82. В.Ю. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями в сфере банковского кредитования. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1998. 28 с.
  83. А.В. Институт деятельного раскаяния. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2000. 27 с.
  84. Г. Ф. Ответственность за посягательство на собственность по мусульманскому уголовному праву. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Краснодар, 2000. 30 с.
  85. И.Н. Коррупция в России: понятие, состояние и проблемы противодействия. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 1999. -18 с.
  86. СИ. Основания криминологической теории (теоретико-познавательные и прикладные проблемы). Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1999.-54 с.
Заполнить форму текущей работой