Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение апробированных в мировой практике подходов к созданию и функционированию особых экономических зон на основе критической, но конструктивной оценки реалий позволят России решить такие макроэкономические проблемы, как привлечение иностранных инвестиций и обеспечение стабильного экономического роста менее развитых территорий страны (прежде всего трансграничных районов) и получить большие… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы и международная практика функционирования СЭ
    • 1. 1. 1. Свободные экономические зоны: сущность, цели и задачи создания, механизм функционирования
    • 1. 1. 2. Теоретические аспекты классификации СЭЗ
    • 1. 2. Мировой опыт функционирования свободных экономических зон и возможности его использования в России
    • 1. 2. 1. Практика функционирования СЭЗ в развитых странах
    • 1. 2. 2. Практика функционирования СЭЗ в развивающихся странах
  • 2. Создание и практика функционирования СЭЗ в Российской Федерации
    • 2. 1. Создание СЭЗ в России. Этапы и принципы
    • 2. 2. Формирование законодательной базы СЭЗ в России
    • 2. 3. Практика функционирования СЭЗ в России на современном этапе
  • 3. Приоритетные направления развития свободных (особых) экономических зон в РФ в начале 21 века
    • 3. 1. Критерии развития СЭЗ
    • 3. 2. Механизм создания и действия СЭЗ в России
      • 3. 2. 1. Меры по совершенствованию механизма действия СЭЗ в РФ
    • 3. 3. Перспективы развития СЭЗ в Российской Федерации
    • 3. 4. Концептуальные основы развития Особых Экономических Зон в
  • Российской Федерации

Перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях глобализации мировой экономики для большинства стран все более важными становятся проблемы, связанные с обеспечением открытости национальных экономик, интеграции их в мировое хозяйство. За счет этого они стремятся извлечь экономические выгоды от уча> I стия в международном разделении труда. Одним из эффективных инструментов, способствующих углублению процесса интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, оживлению внешнеэкономической деятельности, стали зоны совместного предпринимательства, насчитывающие несколько видов. Среди них выделяются свободные экономические зоны (СЭЗ), которые позволяют странам реализовать, прежде всего, региональные преимущества в ускорении экономического роста, социально-экономическом развитии территорий, оказывать мультипликационное влияние на развитие всей национальной экономики.

Что же касается России, то ее практика формирования и развития экономических зон оценивается неоднозначно. В первой половине 90-х годов прошлого столетия отмечался бурный рост числа таких зон (около 20) и российские ученые проявляли пристальное внимание к их становлению. В последующие годы наметилась тенденция к резкому сокращению зон. Главные причины были связаны с отсутствием целенаправленной государственной политики по развитию особых экономических зон, несовершенством законодательной базы о зонах, слабостью организационной системы государственного контроля за осуществлением в них внешнеэкономической деятельности.

Однако на рубеже 20−21 веков, когда усиливается экономическая интеграция мирового хозяйства, все острее ощущается необходимость более активного включения в этот процесс России, проблемы функционирования экономических зон вновь стали привлекать внимание специалистов. Появилась потребность в комплексном исследовании функционирования зон с учетом меняющихся внешних и внутренних факторов развития российской экономики в целом и специфики развития ее крупных экономических регионов.

В этой связи предлагаемое диссертационное исследование представляется достаточно актуальным. Степень разработанности проблемы.

Особые экономические зоны, как одна из разновидностей территорий с особым правовым статусом, исследуются в работах таких российских и зарубежных ученых как Богуславский М. М., Вардомский Л. А., Васильев Л. Н., Данько Т. П., Зименков Р. И., Игнатов В. Г., Кузнецов А. Г., Окрут З. М, Савин В. А, Смородинская Н. В., Рыбаков Ф. Ф., Уолл Д., Гаретт Т., Кэмбелл Н., Ад-лингтон П., Чен Лай и др.

Особенности создания свободных экономических зон, эффективность их функционирования, и вклад в социально-экономическое развитие регионов.

России слабо изучены в отечественной экономической литературе, а проблема интеграции российской экономики в мировое хозяйство посредством использования, преимуществ таких зон практически не нашла отражения в исследованиях российских ученых. Все это обусловило выбор темы исследования.

Цель и задачи исследования

.

Целью работы является выявление общих и специфических характеристик внутренних и внешних факторов формирования и развития свободных (особых) экономических зон в Российской Федерации.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• выявить сущностные характеристики свободных экономических зон;

• классифицировать цели и задачи создания и функционирования свободных экономических зон в мировой экономике, выделить те из них, которые могут быть применимы в России;

• классифицировать СЭЗ в России и в мире в соответствии с критериями, предложенными автором;

• выявить специфику формирования и функционирования свободных экономических зон в развитых и развивающихся странах мира;

• определить важнейшие общие и специфические факторы развития института СЭЗ в мировом хозяйстве и в России;

• выявить региональные предпосылки создания СЭЗ в России;

• проанализировать опыт функционирования особых экономических зон в России для выявления имеющихся основных проблем и поиска перспективных направлений развития зон;

• разработать концептуальные основы формирования и развития свободных (особых) экономических зон в России.

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования в диссертации выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и функционирования свободных экономических зон.

Объектом исследования являются процессы формирования и развития свободных экономических зон.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных экономистов, в которых исследуются процессы формирования и функционирования свободных экономических зон в мировом хозяйстве и в России.

В диссертации критически осмысливаются теоретические положения отечественных ученых и представителей зарубежной экономической мысли, используются преимущества методологии разных научных направлений применительно к исследованию создания свободных экономических зон в рыночной экономике.

При реализации целей и задач исследования автор в рамках системного подхода применил субъективно-объективный, структурно-функциональный, историко-логический, статистические методы исследования, что способствовало достоверности полученных результатов.

Теоретические выводы и обобщения сделаны на основе обработки статистических данных, представленных в отечественных и зарубежных источниках: в материалах Госкомстата РФ и международных организаций (ВТО, МВФ, МБРР), в публикациях в периодической печати, в законодательных актах Российской Федерации и субъектов РФ, и др.

Основные элементы научной новизны:

• выявлены особенности формирования и функционирования свободных (особых) экономических зон в различных странах и регионах мира;

• выявлены факторы, препятствующие и способствующие, созданию и развитию свободных экономических зон в России;

• выделена система факторов, определяющих специализацию и особенности функционирования свободных экономических зон в регионах России;

• выделен и ранжирован ряд наиболее важных проблем создания и функционирования свободных экономических зон в России в начале 21 в.;

• разработан ряд концептуальных предложений по развитию особых экономических зон в Российской Федерации.

Достоверность научных результатов и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждены применением научных методов исследования, полнотой анализа теоретических и практических разработок, апробацией на научных конференциях и семинарах, практической проверкой и внедрением результатов.

Практическая значимость исследования заключается в ориентации на решение задач по повышению эффективности включения российской экономики в мировую. Результаты работы могут быть использованы в системе государственного регулирования на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти с целью повышения эффективности развития внешнеэкономической деятельности. Результаты исследования также могут быть использованы при преподавании учебных курсов «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Международные инвестиции», а также при написании специальных курсов «Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве», «Свободные экономические зоны в Российской Федерации».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие процессов глобализации, усиление интеграционных тенденций в мировой экономике оценивается специалистами неоднозначно. Однако нельзя не видеть позитивные стороны этих явлений. Прежде всего, они способствуют интернационализации науки и производства, распространению достижений научно-технического прогресса в страны с недостаточно высоким уровнем социально-экономического развития. В механизме динамичного втягивания экономики страны в мирохозяйственные связи особую роль играют специально созданные государством ограниченные зоны (территории), где устанавливается особый режим хозяйственной деятельности, способствующий интеграционным процессам. Более чем полувековой опыт функционирования таких особых экономических зон во многих странах показал в большей степени положительный, чем негативный, результат. Особенно привлекательным он является для менее развитых стран и стран с переходной экономикой, стремящихся занять свое место в международном разделении труда.

Характеризуя СЭЗ как экономическую категорию, можно определить ее следующим образом: СЭЗ — это ограниченное экономическое пространство по территории, в котором, существует особый правовой статус, и действуют специальные механизмы стимулирования деловой активности в стратегических направлениях развития национальной экономики.

При создании ОЭЗ страны стремятся учитывать наличие благоприятных предпосылок и условий, формируют стабильную нормативную правовую базу и ставят достаточно четкие цели и задачи, связанные с реализацией внутренней и внешней экономической политики. Интегрирование в мировое хозяйство через особую зону как общая цель в каждом конкретном случае находит свои формы реализации. Цели и задачи функционирования ОЭЗ определяются, прежде всего, проводимой государством экономической и социальной политикой, уровнем экономического развития страны в целом и отдельных регионов в частности.

Проведенное исследование показало, что при всем многообразии подходов каждое государство проводит политику индивидуализации подходов к формированию и функционированию ОЭЗ на основе общегосударственного рамочного закона об особых экономических зонах.

Проведение сравнительного анализа функционирования СЭЗ в мире позволило выявить как общие черты, так и специфические особенности формирования и развития особых зон. Выявлена тенденция стадийности развития зон от торговых до комплексных или узкоспециализированных зон.

Общеэкономические признаки СЭЗ обусловлены, как правило, условиями формированиями зон, правовыми и организационными основами их функционирования, определением конкретных целей и механизмов стимулирования, а нередко, и программами государственной поддержки хозяйственной деятельности, что способствует долгосрочному характеру экономической политики открытости.

Региональные же отличия во многом обусловлены особенностями развития самих экономических систем. Более характерным для особых зон в Европе являются их активный рост в странах с переходной экономикой, а в странах с развитой рыночной экономикой — преимущественное формирование узкоспециализированных зон.

Особенностью зон в развитых странах являются ориентированность на потребности внутреннего рынка, формирование также преимущественно узкоспециализированных зон, но уже производственно-технологического характера.

СЭЗ в развивающихся странах отличаются более многоцелевым, комплексным характером и формируются на основе широкого использования накопленного мирового опыта. Этим зонам оказывается более активная государственная поддержка, где предусмотрена более широкая система льгот по видам зон и целям их создания. Стимулирование экспортной ориентации хозяйствующих субъектов создает благоприятные условия’для иностранных инвесторов, способствует притоку капитала и новых технологий в экономику страны.

Исследование экономических, политико-правовых, социальных возможностей создания и функционирования ОЭЗ в мире позволяет сделать вывод, что для России может быть более привлекательным опыт развития особых зон в азиатских странах, прежде всего, в Китае, учитывая схожесть географических, экономических и, в определенной мере, социальных условий.

На основе изучения мирового опыта формирования и развития ОЭЗ в работе представлена обобщенная теоретическая модель особой зоны, где рассмотрены основные направления эффективного функционирования зон.

В частности, исследование экономических и правовых основ создания и функционирования СЭЗ в России в 90-гг. позволило сделать следующие выводы:

• устойчивый интерес к проблемам создания и развития ОЭЗ в России обусловлен, прежде всего, экономическими трудностями регионов (специфика России заключается в огромной территории^страны и большим разбросом в уровнях развития регионов), а также стремлением к поиску нетрадиционных подходов к реформированию хозяйственной системы. Немаловажное значение для создания и развития ОЭЗ в России имеют международная практика и успехи стран, использующих особые зоны для развития своей экономики;

• отсутствие четкой экономической политики, нерешительность в проведении экономической реформы в сочетании с практически полным вакуумом в области правового регулирования хозяйственной деятельности зон привели к серьезным провалам.

• не была учтена закономерная тенденция стадийного развития ОЭЗ: от простых к более сложным типам, что свойственно для мировой практики в целом. В России сразу же пытались создать сложные, в основном комплексные производственные зоны, функционирование которых должно опираться на высокий уровень экономики и развитую инфраструктуру;

• система льгот, предоставлявшаяся на начальном этапе формирования зон, в последствии подвергалась существенному «урезанию» и отмене, что значительно снижало привлекательность условий хозяйствования зон, как для инооо странных, так и национальных инвесторов.

Таким образом, в создании и развитии российских свободных экономических зон на первоначальном этапе в различных регионах практически не соблюдались общие, выработанные мировой практикой, методологические подходы. Не учитывалась специфика ареалов их размещения, определялись цели и задачи, не соответствующие уровню развития территорий, не формировались правовые, административные и экономические механизмы стимулирования деятельности СЭЗ. В результате из более чем двадцати созданных в России ОЭЗ ни одна из них не смогла обеспечить необходимого развития.

Выявлено, что успех СЭЗ зависит от наличия в стране и конкретном регионе расположения зоны целой гаммы условий экономического и социального характера. В их числе могут быть следующие условия:

• общее состояние экономической конъюнктуры в стране;

• наличие в стране экономических и валютно-финансовых условий для развития рыночной деятельности;

• степень развития финансово-банковской системы, инфраструктуры, включая связь, транспорт, коммуникации и т. д.;

• степень стыковки механизма СЭЗ с хозяйственным внутренним механизмом;

• наличие необходимых трудовых ресурсов, условий для жизнедеятельности людей;

• близость ОЭЗ к промышленным и сырьевым" центрам страны, доступ к зарубежным рынкам, международным морским портам и аэропортам.

Учет этих предпосылок и условий при решении вопроса о создании СЭЗ может позволить формировать особые зоны, способные эффективно функционировать.

Концепция ОЭЗ, заложенная в новом законе об ОЭЗ, разработана применительно к условиям РФ с учетом задач экономического роста национальной хозяйственной системы страны и предлагается в качестве перспективной модели развития отдельных российских территорий, обладающих хорошими.

137 предпосылками для образования полюсов экономического роста. Создание ОЭЗ трех видов — технико-внедренческих, промышленно-производственных и туристско-рекреационных, позволит решать насущные задачи российской экономики: создание условий для развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей использование результатов научных исследований и разработок при ограниченном привлечении государственных средств;

— применение механизмов и стимулов развития инновационных организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

— подготовка менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферахпривлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложенийповышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, замещения импортной продукции продукцией собственного производствастимулирование научно-технических новаций, развитие социально значимых и экспортно-ориентированных производствповышение эффективности промышленных организаций на основе новых технологий и освоения производства наукоемкой продукции;

— улучшение технической оснащенности организаций;

— расширение информационных услуг, разработка новых технологий производства продукции;

— повышение конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма;

— развитие деятельности по использованию природных лечебных ресурсов.

Применение апробированных в мировой практике подходов к созданию и функционированию особых экономических зон на основе критической, но конструктивной оценки реалий позволят России решить такие макроэкономические проблемы, как привлечение иностранных инвестиций и обеспечение стабильного экономического роста менее развитых территорий страны (прежде всего трансграничных районов) и получить большие выгоды от участия в международном разделении труда. Роль федерального центра в этих условиях предполагает активную поддержку социального сектора экономики и выработку законодательства, направленного на стимулирование развития внешнеэкономических связей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы, нормативные акты, сборники статей
  2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» // СЗ РФ. 1996. -№ 4. — Ст. 224.
  3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 104-ФЗ от 31.05.1999
  4. Об Особой экономической зоне в Магаданской области" // СЗ РФ. 1999. -№¦23.-Ст. 2807.
  5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». // СЗ РФ. 1999. — № 28.-Ст. 3493.
  6. Российская Федерация. Президент. О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации // Ведомости СНД РФ и ВС РФ,-1992. -№ 24.-Ст. 1325.
  7. РСФСР. Совет Министров. О первоочередных мерах по развитию свободнойэкономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ Находка) Приморского края. Постановление Совмина РСФСР // СП РСФСР. -1991.-№ 4.-Ст. 50.
  8. РСФСР. Совет Министров. О первоочередных мерах по развитию свободнойэкономической зоны в Еврейской автономной области. Постановление Совмина РСФСР // СЗ РФ. -1991. № 41. — Ст. 3983.
  9. Российская Федерация. Правительство. О федеральной целевой программеразвития Калининградской области’на период до 2010 года. Постановление Правительства Рос. Федерации // СЗ РФ. 2001. — № 52(4.2).-Ст. 4974.
  10. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». // Российская Газета № 3831 от 27 июля 2005 г. С.2
  11. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 76-ФЗ «О внесении изменений вфедеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // www.rosoez.ru
  12. Монографии, работы монографического характера, публикации
  13. JI. Качественные изменения структуры финансового рынка и бегство капитала из России // Вопросы экономики. 2000, № 2, С. 13
  14. Е.Ф. Свободные (специальные) экономические зоны / Е. Ф. Авдокушин. М.: Московский университет потребительской кооперации,-2002.-330с.
  15. А.Г. Иностранный капитал в Северо-Восточной Азии (СевероВосточный Китай и российский Дальний Восток) // Вестник ДВО РАН. -1999.- № 6. -С. 48−56.
  16. А.Г. Экономическое сотрудничество российского Дальнего Востока со странами Северо-Восточной Азии / А. Г. Адмидин, Е. И. Деваева // Проблемы Дальнего Востока. 1998. — № 6. — С.68−77.
  17. Е. Специальные экономические зоны в мировом хозяйстве: Обзор / Е. Александрова, Б. Лагутенко //Внешнеэкономическая деятельность. 1997. — № 9. — С.13−15.
  18. Е. Специальные экономические зоны в мировом хозяйстве: Обзор / Е. Александрова, Б. Лагутенко //Внешнеэкономическая деятельность. 1997. — № 10. — С. 10−13.
  19. А. Панама мост Америк // OFFSHORE Journal. — 2003. — № 7.-С. 15−16.
  20. И. Как вдохнуть жизнь в свободные экономические зоны / И. Барабанов, Э. Грязное, И. Фаминский //Федерализм: теория, практика, история. 1996. -№ 3. — С. 69−80.
  21. А.М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей / Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д., 2002. — 271 с.
  22. Ю. Внешнеэкономическая деятельность региона. Регион на внешнем рынке: Калининградская область //Внешняя торговля. -1995. -№ 7−8.14 120
Заполнить форму текущей работой